Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика организации темпорального пространства полифонического текста: На материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность настоящего исследования обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, как показывает анализ работ, посвященных языковым средствам создания полифонии (С.В. Амвросова, Н. А. Кожевникова, А. П. Чудаков, Е. И. Шендельс и другие), основное внимание в них уделяется анализу лексических, синтаксических и стилистических средств создания многоголосия, а специфика темпорального пространства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Полифония и средства её языковой репрезентации. Темпоральное пространство художественного текста и его компоненты
    • 1. 1. Истоки зарождения полифонической концепции текста
    • 1. 2. Полифония в ракурсе различных концепций. Полифония как литературно-художественный приём
      • 1. 2. 1. Проблема точки зрения и позиции автора в художественном тексте. Типы повествователя
      • 1. 2. 2. Композиционные типы полифонического текста
    • 1. 3. Лингвистический аспект полифонии
    • 1. 4. Проблема времени в ракурсе разных наук и подходов
      • 1. 4. 1. Время в философии
      • 1. 4. 2. Время в физике
      • 1. 4. 3. Понятие перцептивного времени
      • 1. 4. 4. Языковая репрезентация времени. Когнитивный подход к изучению времени
      • 1. 4. 5. Время в тексте. Понятие темпорального пространства
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Особенности организации темпорального пространства по лифонического текста
    • 2. 1. Грамматические языковые составляющие полифонии
      • 2. 1. 1. Лексические языковые составляющие полифонии
      • 2. 1. 2. Темпоральные конструкты ментальных пространств
    • 2. 2. Специфика репрезентации индивидуальных концептов времени в полифоническом тексте
    • 2. 3. Особенности организации темпорального пространства полифонического текста. Линия объективного времени
      • 2. 3. 1. Линия событийного времени
      • 2. 3. 2. Линия перцептивного времени
      • 2. 3. 3. Взаимодействие темпоральных линий
  • Выводы по второй главе

Специфика организации темпорального пространства полифонического текста: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие полифонии, впервые введенное М. М. Бахтиным в рамках его концепции диалогизации гуманитарного знания, получило дальнейшее развитие в трудах литературоведов и лингвистов (И.В. Арнольд, В. В. Виноградов, Д. С. Лихачев, Т. И. Сильман, Д. М. Урнов, Б. А. Успенский и другие). При этом в большинстве исследований литературоведческий и лингвистический анализы не противопоставляются, а органически сочетаются друг с другом, что соответствует общей тенденции современной лингвистики к сотрудничеству с другими гуманитарными областями знаний.

Актуальность настоящего исследования обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, как показывает анализ работ, посвященных языковым средствам создания полифонии (С.В. Амвросова, Н. А. Кожевникова, А. П. Чудаков, Е. И. Шендельс и другие), основное внимание в них уделяется анализу лексических, синтаксических и стилистических средств создания многоголосия, а специфика темпорального пространства полифонического текста, ведущая роль в формировании которого принадлежит видовременным формам глагола, исследована недостаточно полно. Во-вторых, актуальность обращения к явлению полифонии обусловлена общей тенденцией развития современной прозы, которая отличается многослойностью повествования, наличием нескольких рассказчиков, разделяющих повествовательную функцию, что создает эффект многоголосия. В-третьих, актуальность предопределена возрастающим в современном языковедении интересом к изучению роли человеческого фактора в концептуализации онтологического времени и формировании темпоральных отношений в тексте.

В качестве объекта исследования выступают видовременные формы глагола и другие языковые средства, репрезентирующие концепт времени в текстах полифонического характера. Предметом исследования является взаимодействие различных темпоральных линий в полифоническом тексте и место перцептивного времени в темпоральном пространстве полифонического текста.

Основная цель исследования формулируется как выявление специфики организации темпорального пространства полифонического текста. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) изучение явления полифонии, определение места несобственно-прямой речи среди прочих компонентов полифонии (далее ПФ);

2) рассмотрение роли видовременных форм глагола в формировании темпорального пространства полифонического текста и в создании многоголосия;

3) описание репрезентантов концепта времени, выражающих восприятие времени персонажами;

4) выявление индикаторов различных темпоральных линий и особенностей взаимодействия между этими линиями в полифоническом тексте.

Решение перечисленных задач обусловило использование методов исследования, которые включают традиционный семантический анализ, используемый при описании грамматической семантики видовременных форм глагола и других компонентов семантического пространства времени, концептуальный анализ, используемый при выявлении темпоральных конструктов ментальных пространств и при изучении роли перцептора в организации темпорального пространства полифонического текста. На отдельных этапах исследования используется ситуативно-контекстуальный анализ и элементы количественного анализа.

Материалом исследования послужили 900 фрагментов полифонических текстов, отобранных методами сплошной и целенаправленной выборки из 23-х произведений литературы английских и американских авторов общим объёмом около 8000 страниц.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• в работе представлен новый подход к рассмотрению полифонии в ракурсе теории ментальных пространств, формирующихся в полифоническом тексте и тесно взаимодействующих друг с другом;

• выявлена специфическая роль видовременных форм в создании полифонического эффекта и темпорального пространства полифонического романа;

• показана первостепенная значимость линий перцептивного времени в темпоральном пространстве полифонического текста.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы и проведенный анализ позволяют обогатить и углубить представления о специфике вербализации концепта времени в художественном англоязычном тексте и о соотношении объективного, языкового, перцептивного и событийного времени в темпоральном пространстве полифонического текста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в курсах лекций по стилистике, на занятиях по лингвостилистическому анализу художественного текста, в спецкурсе по лингвистике текста, а также в научно-исследовательской работе аспирантов и студентов.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1) для полифонического текста характерно наличие вариационной повествовательной перспективы, предполагающей многоракурсное изображение художественной действительности;

2) взаимодействуя с другими сигналами полифонии, видовременные формы могут становиться ее важными языковыми составляющими, если они используются нестандартно, контрастируют с окружающим темпоральным контекстом, внося специфический вклад в конструирование временных планов голосов-сознаний;

3) полифоническому тексту свойственно непосредственно-отдаленное состояние сознания повествующего субъекта, множество ментальных пространств, взаимодействующих друг с другом и образующих сеть, а также постоянное изменение фокуса точки зрения и скольжение точки зрения по сети;

4) в языковой репрезентации индивидуальных концептов времени в полифоническом романе могут принимать участие неконвенциональные средства, употребление которых обусловлено особенностями восприятия времени персонажами;

5) характерными чертами темпорального пространства полифонического текста являются синтез различных временных планов, а также ведущая роль множественных линий перцептивного времени, непосредственно связанных с восприятием времени персонажами в терминах скорости, дискретности, направления.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры английской филологии Лингвистического института БГПУ и на аспирантских семинарах. Основные положения работы были представлены на межвузовской конференции «Гуманитарные исследования в новом тысячелетии» (Барнаул, октябрь 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы типологии языковых единиц разных уровней» (Бийск, ноябрь 2002 г.), на международной научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике» (Барнаул, сентябрь 2003 г.). По теме диссертации опубликовано четыре работы.

Структура работы. Диссертация объёмом 151 страница состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 213 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, цитируемых и используемых в работе, а также приложения, содержащего схемы и рисунки.

Выводы по Главе 2.

1. Решающим фактором при определении роли видовременных форм в выражении голосов становится специфика их употребления в изображении временных планов рассказчика и персонажей. Специфика их использования обусловлена: выполнением особых функцийсозданием микровременного контекста (смешение и синтез временных планов) — частичным или полным отсутствием в потоке сознания.

2. Лексические и синтаксические ЯС темпоральной семантики являются второстепенными по важности по сравнению с видовременными формами, так как они только дополняют основные характеристики действий, выражаемые видовременными формами. Разные ЯС темпоральной семантики, комбинирующиеся в предложении, связаны с перцепцией времени персонажами.

3. Сочетание языковых единиц, выражающих различные темпоральные параметры (хронология, хронография, хронометрия) на уровне фразы, предложения, абзаца и стяжение в пределах одной конструкции нескольких единиц темпоральной семантики акцентирует отдельные временные характеристики действий с точки зрения наблюдателя.

4. Индивидуальные концепты времени приобретают специфические способы репрезентации. Например, они могут выражаться существительными, приобретающими темпоральное значение в контексте. Индивидуальная концептуализация времени предполагает различия в объёме репрезентации трех времен в сознании персонажей, что на уровне вербализации находит свое отражение в использовании соответствующих видовременных форм.

5. Совмещая разные временные планы, выражая нелинейность и разно-направленность времени в тексте, представляя события с точки зрения одного или нескольких наблюдателей одновременно или последовательно, видовременные формы вносят большой вклад в выражение событийного и перцептивного времени, а также в создание темпорального пространства в целом.

6. Каждая темпоральная линия имеет набор индикаторовлинии тесно контактируют друг с другом. Линия перцептивного времени, непосредственно связанная с изображением восприятия времени участииками полифонического романа, выделяется своей значимостью фоне остальных линий.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы по решению поставленных задач.

Полифония представляет собой множественность голосов-сознаний, выражающихся в тексте с помощью различных средств, в частности, с помощью грамматических и лексических средств. При этом видовременные формы, используемые нетипично, вносят основной вклад в создании полифонии.

НПР может быть определена с двух сторон: как синкретическая репродуцируемая в тексте речь повествователя и персонажа (внешняя или внутренняя), а также как языковой приём, рождающий художественный эффект близкого звучания двух и более голосов. НПР, наряду с прочими композиционными типами (внутренним монологом, потоком сознания, авторским повествованием), принимает активное участие в создании ПФ.

Индивидуальные концепты времени находят многочисленные и разнообразные формы вербализации. На уровне индивидуальной концептуализации времени существительные временной и невременной семантики, наречия, различные синтаксические комбинации, отражающие своеобразное восприятие дискретности, обратимости, скорости времени, не уступают в важности видовременным формам.

Темпоральное пространство полифонического текста представлено следующими линиями и их индикаторами: линией перцептивного времени (ретроспекции, проспекции, темпоральные эллипсисы, резюме) — линией объективного времени (различные даты, точные или приблизительные показания часов, названия времени года и времени суток, названия дней недели) — линией событийного времени (видовременные формы, находящиеся в таксисной связи). Темпоральные линии пересекаются и переплетаются друг с другом, при этом указание на линию объективного времени не является обязательным.

На линии перцептивного времени, являющейся в полифоническом тексте центральной, имеет место специфическое восприятие персонажами времени: ускорение, растяжение времени, остановка/безвременье, сжатие.

Специфику организации темпорального пространства полифонического текста предопределяет:

1) его многослойность (наличие множества темпоральных линийразделение событийного времени на три пласта: настоящее, прошлое, будущее событийноеналичие множества микровременных контекстов, соотносящихся с каждой сценой и образующих в совокупности мак-ровременной контекст произведения);

2) специфическое функционирование видовременных форм. Формы перфектного прошедшего могут относить действия к настоящему событийномуформы прошедшего простого действия — к будущему событийномуформы длительного прошедшего — к плану настоящего событийного;

3) сочетание различных видовременных форм, совмещающее временные планы, что делает возможным последовательное/синхронное описание одних и тех же событий с позиций одного или нескольких субъектов;

4) первостепенная важность линий перцептивного времени.

Проведенное исследование, на наш взгляд, позволяет ответить только на кардинальные вопросы, поставленные темой диссертации. Множество аспектов исследования нуждаются в дальнейшем анализе и доработке. Так, одной из возможных перспектив будущего исследования является более детальное рассмотрение индикаторов линии перцептивного времени, а также изучение соотношения перцептивного времени со временем читателя и временем дискурса (временем вербального изображения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин, Аврелий. Исповедь. История моих бедствий. Перевод П. Абеляра.- М.: Республика, 1992.- 333 с.
  2. Г. А. Текстовая референция и референциональная структура текста: (на материале английской и американской художественной прозы): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Л.: ЛГПИ, 1989.- 23 с.
  3. С.В. Языковые средства полифонии в художественном тексте (на материале английских романов 20 века): Дис.канд. филол. наук.- Москва, 1984.- 193 с.
  4. С.В. О субъектной нелинейности текста: (на материале современного англоязычного романа) // Иностранные языки в школе.-1988.-№ 3.- С.86−88.
  5. .Г. Психология чувственного познания.- М.: Изд.-во Акад. пед. наук РСФСР, I960.- 486 с.
  6. Т.А. Структура сюжетного времени: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Л.: ЛГПИ, 1976.- 20 с.
  7. Аристотель. Физика.- М.: Соцэктиз, 1936.- 188 с.
  8. И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1999.- 443 с.
  9. И.В. Стилистка современного английского языка: стилистика декодирования.- Л.: Просвещение, 1981.- 295 с.
  10. И.В. Некоторые аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки.- 1997.- № 4.- С.66−76.
  11. Н.Д. Вступит, статья // Логический анализ языка. Язык и время.- М.: Индрик, 1997.- С. 3−16.
  12. А.Х. Семантические процессы в рамках лексико-семантического макрополя времени: Дис. .канд. филол. наук.- Саратов, 1992.- 196 с.
  13. М.В. Авторская интонация в тексте: (стилистическая графика в фонетическом освещении): Автореф. дис. .канд. филол. наук, — Иваново, 1998, — 20 с.
  14. А.Г. Система грамматических средств выражения предшествования в плане прошедшего в современном английском языке: Автореф. дис .канд. филол. наук.- М.: Ml НИ, 1972.- 27 с.
  15. И.В. Семантика предлогов, выражающих временные отношения в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: МГЛУ, 1999.- 24 с.
  16. Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка.- М.: Высшая школа, 1975.- 125 с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.444 с.
  18. М.М. Проблемы творчества Достоевского. Бахтин под маской. Маска четвертая.- М.: Алконост, 1994.- 172 с.
  19. А. Длительность и одновременность: по поводу теории Эйнштейна.- Л., 1923.- 327 с.
  20. У. Пространство-время, геометрия, космология.- М.: Мир, 1985.-411 с.
  21. М.Я., Данчеева И. В. Оппозиционное замещение как функциональная характеристика грамматической формы // Функциональные аспекты слова и предложения.- М., 1985.- С.3−23.
  22. Г. П. Синтактико-стилистическая характеристика эпической повествовательной речи: (на материале немецкой эпической прозы 19−20 вв.): Дис. .канд. филол. наук.- М., 1982.- 172 с.
  23. Н.Н. Когнитивная семантика (курс лекций по английской филологии).- Тамбов, 2000.- 123 с.
  24. Н.Н. Атрибутивные сочетания с глагольными элементами как средство реализации категории ретроспекции в тексте // Грамматические категории в тексте: Межвуз. сб науч.тр.- М., 1985.- С.71−77.
  25. Е.В. Темпоральные отношения имени и глагола в предложении и тексте: Дис.. канд. филол. наук.- Харьков, 1994.- 191 с.
  26. А.В. Функционально-грамматическое описание полей ас-пектуальности и таксиса в русском языке: (принципы анализа) // Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания: Сб. науч. ст.-Л., 1985.- С.4−16.
  27. А.В. Межкатегориальные связи в грамматике.- СПб.: РАН ИЛИ, 1996.- 231 с.
  28. А.В. Основы функциональной грамматики. Языковая интерпретация идеи времени.- СПб, 2001.- 257 с.
  29. Н.В. Лингвистические аспекты ретроспекции и проспекции в художественном тексте: (постановка вопроса) // Грамматика и смысловые категории текста.- М.: МИИЯ им. М. Тореза, 1982.- Вып. 180.-С. 114−132.
  30. Т.А. К вопросу о синтаксических средствах локализации ситуации во времени // Лингвистика текста: Сб. науч. тр.- М.: Изд-во МИИЯ им. М. Тореза, 1979.- Вып. 141.- С.3−13.
  31. Т.А. Синтаксические средства выражения темпоральных отношений в современном английском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- М.: МГПИИЯ, 1982.- 23 с.
  32. Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи / Под ред. А. Н. Кожина.- М., 1979.-С.50−76.
  33. Вит Н. П. Языковые средства реализации точек зрения автора и персонажа в несобственно-авторском повествовании: (на материале короткой прозы Фланнери О’Коннор): Автореф. дис. .канд.' филол. наук.-Одесса, 1984.- 16 с.
  34. А.П., Храковский B.C. Об основаниях выделения грамматических категорий: (время и наклонение) // Проблемы лингвистической типологии и структуры языка: Сб. науч.ст.- Л., 1977.- С.50−62.
  35. В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке. Бахтин под маской. Маска третья.-М.: Лабиринт, 1993.- 189 с.
  36. Р.Х. Коннотативный уровень описания грамматики.- Рига.: Зинанте, 1979.- 159 с.
  37. Г. Н. Значение перфекта в современном английском языке: Автореф. дис.. док. филол. наук.- М., 1953.- 31 с.
  38. Л.С. Психология искусства.- М.: Педагогика, 1987.- 344 с.
  39. Гак В. Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование // Вопросы французской филологии: Сб. науч. тр.- М., 1972.-Вып 1,-С.123−136.
  40. Гак В. Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н. Д. Арутюновой.- М.: Индрик, 1997.- С.122−130.
  41. Гак В. Г. Языковые преобразования.- М.: Языки русской культуры, 1998.- 763 с.
  42. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М.: Наука, 1981.- 139 с.
  43. Е.П. Когнитивные основы неграмматической представленности концепта времени: (на материале английского языка): Дис.канд. филол. наук.- Барнаул, 2002.- 195 с.
  44. В.Е. Временная семантика имени существительного в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Иркутск: ИГЭА, 1999.- 16 с.
  45. Т. Основы философии: О теле // Избран, произведения.: В 2 т.-М.: Мысль, 1964.- Т1.- 583 с.
  46. Е.А. Несобственно-прямая речь в современной немецкой художественной прозе: Автореф. дис.. канд. филол. наук, — JT., 1969.20 с.
  47. Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте.- Томск: Изд.-во ТГУ, 1984.- 149 с.
  48. А .Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1984.- 350 с.
  49. М.М. Грамматическая категория и структура парадигм // Исследования по общей теории грамматики: Сб. науч. трудов.- М., 1968.- С.172−174.
  50. Н.В. Грамматические формы видовременной системы английского глагола в ситуативном контексте: Дис. .канд. филол. наук,-М., 1982.- 182 с.
  51. Н. Вступит, статья // Джеймс Хенри. Рассказы.- М.: Высшая школа, 1982.- С. 3−10.
  52. В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX в. // Язык и наука 20-го века.- М.: РГУ, 1995.- С. 239−320.
  53. Т.И. Лингвистический аспект категории времени и его отношение к физическому и философскому аспектам // Вопросы языкознания.- 1975.-№ 2.-С.111−117.
  54. Джемс, Уильям. Психология.- М.: Педагогика, 1991.- 367 с.
  55. В. Идеи времени и формы времени.- JI.: Советский писатель, 1980.- 598 с.
  56. К.А. Об одном возможном подходе к анализу прозаического теста // Стилистика романо-германских языков: Сб. науч.тр.- JI., 1972.- С. 31−50.
  57. А.И., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста: Учебн. пособие для пед. инст-ов.- М.: Просвещение, 1989.- 204 с.
  58. Л.И. Рождение образа: о языке художественной прозы Льва Толстого.-М.: Наука, 1983.- 191 с.
  59. Женетт, Жерар. Фигуры. Работы по поэтике / Под ред. Зенкина.- В 2 т.- М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.- Т. 1.- 470 с.
  60. Г. М. Семантика времени: к уточнению метаязыка // Филологические науки.- 1995.- № 2.- С. 80−89.
  61. Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Под ред Г. А. Золотовой.- М.: Изд-во МГУ, 1998.-528 с.
  62. И.П. Вид и время в современном английском языке.- М.: ЛГУ, 1961.-199 с.
  63. Е.А. Видовременной контекст в художественном повествовании // Синтаксис и семантика: Сб. науч. ст.- М.: Наука, 1976.- С. 272−282.
  64. .А. Строй современного английского языка: (теоретический курс): Учебн. пособие для англ. отд. пед. ин-ов.- М.-Л.: Просвещение, 1965.- 378 с.
  65. И.О. Критика чистого разума, — СПб, 1907.- 464 с.
  66. Н.А. Несобственно-прямой диалог в художественной прозе // Синтаксис и стилистика.- М., 1976.- С. 283−300.
  67. Л.А. Когнитивный анализ единиц смешанной категориальной семантики в составе частей речи // Проблемы вербальной коммуникации и представления знаний: Материалы всесоюзной научной конференции.- Иркутск, 1998.- С.85−87.
  68. Л.А. Семантика слова и её проекция в синтаксисе предложения // Вестник ААЭП.- Вып. 4.- Барнаул: Изд-во ААЭП, 2000.- С. 164 167.
  69. Н.А. К проблеме категории вида английского глагола: (на материале форм продолженного и общего вида): Дис. .канд. филол. наук.- Москва, 1973.- 170 с.
  70. А.В. Категория вида в современном английском языке: Дис. .док. филол. наук.- Тбилиси, 1970.- 367 с.
  71. И.Г. Текстообразующие структуры языка и речи: Учебн. по-соб.- М.: МГПИ, 1983.- 182 с.
  72. А.В. Язык и восприятие: когнитивные аспекты языковой категоризации.- Иркутск: Изд.-во ИГУ, 1996. -160 с.
  73. Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Михаил Бахтин. Pro et contra. Серия «Русский путь».- СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.- Том 1.- С. 213−229.
  74. Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи: Сб. ст. АН СССР / Под ред. Е. С. Кубряковой.- М.: Наука, 1991.- С.82−140.
  75. Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания.- 1994 а.- № 4.- С. 18−28.
  76. Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистика психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания.-1994.-№ 4, — С. 34−37.
  77. Т.Я. Вертикальный контекст восприятия: (несобствено-прямая речь в составе СФЕ) // Studia Linguistica.- Слово, предложение и текст как интерпретирующая система. СПб., 1999.- Вып. 8.- С. 178 184.
  78. Г. В. Речевая партия повествователя как элемент диалога «Автор читатель» в собственно рассказах В.М. Шукшина: Автореф. дис. .канд. филол. наук, — Барнаул, 2001.- 17 с.
  79. В.А. Интерпретация текста: Учебн. пособие для пед. ин-ов по спец. № 2103 «Иностр. языки».- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
  80. Н.Я. Синонимия некоторых видовременных форм английского глагола и их стилистические функции: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1970.- 28 с.
  81. Л.Н. Языковые сигналы повествовательной точки зрения в различных формах описания // Язык и стиль английского художественного текста.- Л., 1977.- С. 46−54.
  82. Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления (1962−1993).- СПб.: Искусство, 1998.- 702 с.
  83. А.В. О «многоголосности» Достоевского: (по поводу книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского») // Михаил Бахтин. Pro et contra. Серия «Русский путь».- СПб.: Изд.-во РХГИ, 2001.-Том 1.-С. 161−184.
  84. B.C. Временные отношения плана прошедшего в английском языке: (лексико-грамматический аспект): Дис. .канд. филол. наук.-М., 1991.-220 с.
  85. Н.Д. Некоторые вопросы лингвостилистической интерпретации текста: (проблемы перспективы повествования): Дис.канд.филол. наук.- М., 1968.- 350 с.
  86. Г. М. О соотношении объективного и грамматического времени // Вопросы языкознания.- 1956.-№ 5.- С.75−79.
  87. Ю.Б. Проблема времени в современной науке.- М.: Наука, 1990.- 132 с.
  88. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике.-М.: Наука, 1977.- 192 с.
  89. О.И. Грамматика текста.- М.: Высшая школа, 1981.183 с.
  90. Юб.Мурьянов М. Ф. Время: (понятие и слово) // Вопросы языкознания.-1978.-№ 2.- С. 52−67.
  91. М.Б. Таксисные ситуации типа «предшествование следование» в высказывании с формами прошедшего времени современного русского языка // Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания: Сб. науч. ст.-JI., 1985.- С.73−89.
  92. В.В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог.- М.: Наука, 1973.- 104 с.
  93. В.В. Стилистика текста.- М.: Наука, 1980.- 263 с.
  94. ПО.Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени ивида в русском языке. Семантика нарратива.- М.: Языки русской культуры, 1996.- 464 с.
  95. Ш. Плоткин В. Я. Строй английского языка: Учебн. пособие для ин-ов и фак. ин.яз.- М.: Высшая школа, 1989.- 239 с.
  96. Е.С. Особенности употребления видовременных глагольных форм в несобственно-прямой речи в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.-Львов, 1970.- 27 с.
  97. Н.А. К языковому освоению временной структуры действительности // Вопросы языкознания.- 1984.- № 6.- С. 43−54.
  98. Н.А. Время в языке: (опыт комплексного описания) // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н. Д. Арутюновой.- М.: Индрик, 1997.-С. 113−121.
  99. Г. Философия пространства и времени.- М.: Прогресс, 1985.- 344 с.
  100. И.В. Функционально-семантическое поле темпоральности: логико-семантическая категория и способы ее языкового выражения: Дис. .канд. филол. наук.- М., 1988.- 178 с.
  101. М.И. Слова категории времени: (на материале английского языка): Дис.. канд. филол. наук.- Киев, 1972.- 233 с.
  102. М.Ю. Проблема временной референции и её философское истолкование // Studia Linguistica.- СПб.: Образование, 1995а.- С.12−19.
  103. М.Ю. Временная референция в английском языке: Дис.. док. филол. наук.- СПб., 1995.- 459 с.
  104. М.А. Темпоральная репрезентация английского дискурса: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М.: МЛУ, 1999.- 29 с.
  105. .А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление.- М.: Наука, 1988.- 244 с.
  106. Т.И. Эволюция повествовательного стиля Т. Манна // Языковой стиль Томаса Манна.- JL: Изд.-во ЛГПУ, 1973.- Вып. 2.- С. 342 411.
  107. Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики.-СПб, 2000.- 201 с.
  108. А.И. Морфология английского глагола.- М.: Изд.-во литры на ин. яз., 1959.- 440 с.
  109. Современный английский язык. Слово и предложение.- Иркутск, 1997.-214 с.
  110. В.Б. Аналитическое чтение: Учеб. пособие для ин-ов и фак. ин. яз.- М.: Высшая школа, 1974.- 184 с.
  111. . Приложение, содержащее метафизические мысли // Избран. произведения.- В 2 т.- М., 1957.- Т1.- 278 с.
  112. Ю.В. Приемы и функции семантизации хронотопов в поэтике мифологизма Т.С. Элиота // Studia Linquistica. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы.- СПб., 1999.- Вып.8.- С. 362 368.
  113. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975.-311 с.
  114. Стопочева-Мойер А. Ю. Время в контексте языка и культуры: минимальные единицы членения.- М.: Макс Пресс, 2000.- 51 с.
  115. В.В. Актуализация темпоральных отношений в событийной ситуации: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Барнаул, 2002.- 19 с.
  116. И.В. Прагматика НПР.- М.: Прометей, 2000.- 569 с.
  117. З.Я. Время художественное и время грамматическое // Стилистика романо-германских языков.-Л., 1972.- С. 124−142.
  118. З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное: (на материале английского языка).- М.: Высшая школа, 1979.-219 с.
  119. З.Я. Лингвистика текста: Текст: структура и семантика: Учебн. пособие для пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр. языки».- М.: Просвещение, 1986.- 126 с.
  120. Уитроу, Джон. Естественная философия времени.- М., 1964.- 64 с.
  121. .А. Поэтика композиции.- М.: Искусство, 1970.- 224 с.
  122. .А. Поэтика композиции.- СПб.: Азбука, 2000.- 348 с.
  123. Н.А. Контрапункт интертекстуальности или Интертекст в мире текстов.- М.: Агар, 2000.- 280 с.
  124. Фаулз Джон. Кротовые норы.- М.: Махаон, 2002.- 640 с.
  125. Л. Эвдемонизм // Избран, философ, произведения. В 2 т.-М., 1955.-Т1.- 601 с.
  126. К.В. Исследование презенса английского глагола: (в сопоставлении с презенсом русского глагола): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- М., 1975.- 22с.
  127. Фок В. А. Теория пространства, времени и тяготения.- М.: Физматиз, 1961.- 563 с.
  128. З.С. Грамматическая категория времени: (опыт системного анализа): Автореф. дис. .канд. филол. наук.- Ереван, 1982.- 24 с.
  129. JI.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки.- 1994.- № 2.- С. 58−71.
  130. И.Я. Речевое воплощение художественного времени // Вопросы стилистики: Сб. науч. тр.- Саратов: Изд.-во СГУ, 1984.- Вып. 191.- С. 3−19.
  131. А.П. Поэтика Чехова.- М.: Наука, 1971.- 290 с.
  132. ИГабес В. Я. Событие и текст.- М.: Высшая школа, 1989.- 175 с.
  133. Н.П. Аспект «точки зрения» в нарративной типологии // Актуальные проблемы семантики, лингвистической типологии и лин-гводидактики: Материалы научной конференции 26−28 марта 1994.-М.: МПКИ, 1994.- С. 157−160.
  134. Ю.В. Очерки по типологии грамматических категорий имени существительного и глагола русского и английского языков: Учебн. пособие.- Ижевск: Изд-во Удмуртского ГУ, 1987.- 125 с.
  135. Ю.В. Несобственно-прямая речь в функционально-коммуникативном и структурно-семантическом аспектах: Автореф. дис. .канд. филол. наук.- СПб., 2001.- 21 с.
  136. Е.И. Грамматические средства полифонии в тексте художественного произведения // Лингвостилистические проблемы текста: Сб. науч. трудов МГПИИЯ.- М., 1980.- Вып. 158.-С. 143−155.
  137. Е.И. Роль перспективы в грамматике // Иностранные языки в школе.- 1990.- № 4.- С. 54−58.
  138. В.Б. О теории прозы.- M.-JI.: Круг, 1925.- 189 с.
  139. А. Мир как воля и представление, — Минск: Попурри, 1998.- 683 с.
  140. Д.А. Грамматическая семантика английского языка: Фактор человека в языке: Учебн. пособие.- М.: МГИМО, 1996.- 254 с.
  141. В. Роль моделей в познании.- JI.: Изд-во ЛГУ, 1963, — 128 с.
  142. Щур Г. С. Теория поля в лингвистике, — М.: Наука, 1974.- 255 с.
  143. А. Работы по теории относительности (1905−1920).- Собр. науч. трудов, — В 4-х т.- М.: Наука, 1965, — Т.1.- 700 с.
  144. B.C. Реальное время и структура языка: (к философии языкознания) // Вопросы языкознания, — 1993,-№ 3, — С.36−48.
  145. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: (Модели пространства, времени и восприятия).- М.: Гнозис, 1994.- 344 с.
  146. Г. Г. Типы и функции изображенной внутренней речи в современной англоязычной прозе: Дис.. канд. филол. наук.- Одесса, 1982, — 208 с.
  147. Allerton, D. Essentials on Grammatical Theory.- London, 1979.- 310 p.
  148. Booth, W.C. The Rhetoric of Fiction.- Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1968.-455 p.
  149. Bull, W. Time, Tense and the Verb. A Study in Theoretical and Applied Linguistics, with Particular Attention to Spanish.- Los Angeles, Berkeley: Univ. of California Publications in Linguistics, I960.- Vol. 19.-120 p.
  150. Chafe, W. Discourse, Consciousness and Time.- London: The University of Chicago Press, Ltd., 1994.- 327 p.
  151. Comrie, B. Aspect. Cambridge Textbooks in Linguistics.- Cambridge: Cambridge Univer. Press, 1976.- 142 p.
  152. Comrie, B. Tense. Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985.- 139 p.
  153. Crystal, D. Specification and English Tenses // Journal of Linguistics. -1971.- № 2.- P. 45−56.
  154. Dolezel, L. Narrative Modes in Czech Literature.- Toronto: Univ. of Toronto Press, 1973.- 152 p.
  155. Fowler, R. Literature and Social Discourse: The Practice of Linguistic Criticism.- London: Batsford Acad, and Educat. ltd, 1981.- 215 p.
  156. Fauconnier, G. Quantification, Roles and Domains // Meaning and Mental representation / Ed. by U. Eco, M. Santambrogio. P. Violi.- Bloomington, Indianapolis, 1988.- P.61−80.
  157. Fauconnier, G. Domains and Connections // Cognitive Linguistics.- 1990.-Vol. 1.-P.151−174.
  158. Fauconnier, G., Sweetser, E. Cognitive Links and Domains: Basic Aspects of Mental Space Theory // Spaces Worlds and Grammar.- Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1996.- P. 1−27.
  159. Fauconnier, G., Turner M. Principles of Conceptual. Integration // Discourse and Cognition. Bridging the Gap / by Jean-Pierre Koenig.- Stanford, California: CSLI Publications, 1989.-P.269−283
  160. Fauconnier, G., Turner M. Blending as a Central Process of Grammar // Conceptual Structure, Discourse, and Language / Ed. by Adele Goldberg.-Stanford: Center for the Studying of Language and Information, 1996.-P.l 13−129.
  161. Hasan, R. Lingustics, Language and Verbal Art.- Oxford: Oxford University Press, 1989.- 124 p.
  162. Hatch, E. M. Psycholinguistics: A second Language Perspective.- Rowley, Massachusetts: Newbury House Publications, Inc., 1983.- 266 p.
  163. Hirtle, W. H. Time, Aspect and the Verb.- Quebec: Les Press De L’Universite Laval, 1975.- 149 p.
  164. Jay, M. Experience without a Subject: Walter Benjamin and the novel // Cultural Semantics. Keywords of our time.- Amherst: Univ. of Massachusetts Press, 1998.-215 p.
  165. Jespersen, О. A Modem English Grammar on Historical Principles. Time and Tense. Syntax.- Heidelberg, 1931.- Vol.3.- Part 4.- 400 p.
  166. Ladin, J. Fleshing out the Chronotope // Critical Essays on Mikhail Bak-htin / Ed. by Caryl Emerson.- N.Y.: G.K. Hall and Co, 1999.- P. 213−240.
  167. LakofF, G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about our Mind. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1987.- 614 p.
  168. Leech, G. N. Explorations in Semantics and Pragmatics.- Amsterdam: Benjamins, 1980.- 133 p.
  169. Loveday, S. The Style of John Fowles: Tense and Person in the First Chapter of Daniel Martin // The Journal of Narrative Technique.- 1980.-Vol. 10.-№ 3.-P. 198−204.
  170. Lubbock, P. The Craft of Fiction.- New York: Viking Press, 1957, — 274 p.
  171. Lyons, J. Language, Meaning and Context.- Suffolk: Bungay, 1981.-250 p.
  172. Lyons, J. Introduction to Theoretical Linguistics.- New York: Cambridge Univ. Press, 1969.- 519 p.
  173. Mc Cawley, J. Tense and Time reference in English // Studies in Linguistic Semantics.-N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1971.- P. 97−115.
  174. Morson, G.S., Emerson, C. Mikhail Bakhtin. Creation of a Prosaic // Polyphony and the Dialogic Sense of Truth.- N.Y., 1999 a.- P.138−265.
  175. Morson, G.S. Bakhtin, Genres and Temporality // Critical Essays on Mikhail Bakhtin / Ed. by Caryl Emerson.- N.Y.: G.K. Hall and Co., 1999.-P.179−181.
  176. Mushin, I. Viewpoint Shifts in Narrative // Discourse and Cognition. Bridging the Gap / Ed. by Gean-Pierre Koenig.- Stanford, California: CSLI Publications, 1998.- P. 323−336.
  177. Needham, P. Temporal Perspective. A Logical Analysis of Temporal Reference in English.- London, 1975.- 122 p.
  178. Palmer, F. Grammar. Harmondsworth: Penguin Books, 1984.- 205 p.
  179. Rosch, E. Cognitive Representations of Semantic Categories // Journal of Experimental Psychology: General.- 1975.- Vol. 104.- № 3.- P.192−233.
  180. Sanders, J., Redeker G. Perspective and the Representation of Speech and Thought in Narrative Discourse // Space Worlds and Grammar.- Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1996.- P.291−317.
  181. Sheffer, J. The Progressive in English // North-Holland Linguistic Series / Ed/ by S.C. Dik, J.G. Kooij.- Amsterdam: North-Holland Publishing Co., 1975.-397 p.
  182. Shiffrin, D. Tense Variation in Narrative // Language.- Pennsylvania: Univ. of Pennsylvania, 1981.- Vol.57.- № 1.- P. 45−61.
  183. Simpson, P. Language, Ideology and Point of View.- London and New York: Routledge, 1993.- 198 p.
  184. Stevens, H. B. Patterned Aimlessness. Iris Murdoch’s Novels of the 1970s and 1980s.- Athens and London: The University of Georgia Press, 1995.306 p.
  185. Sweet, H. A New English Grammar.- Part 2.- Oxford: Clarendon, 1958.250 p.
  186. Vet, C. The Temporal Structure of Discourse: Setting, Change, and Perspective // Discourse, Pragmatics and the Verb. The Evidence from Romance / Ed. S. Fleishman and L.R. Waugh.- London-N.Y.: Routledge.- P. 7−25.
  187. Wierzbicka, A. Semantics, Culture and Cognition: Universal Human Concepts on Culture Specific Configurations.- N.Y.: Oxford Univ. Press, 1992.- 487 p.
  188. Faulkner, William. Intruder in the Dust.- N.Y.: Random House, 1949.- 188 p.
  189. Faulkner, William. The Sound and the Fury.- N.Y.: A Division of Random House, 1954.-427 p.
  190. Faulkner, William. Go down, Moses.- N.Y.: Vintage Books. A Division of Random House, 1973.- 383 p.
  191. Faulkner, William. Absalom, Absalom!- N.Y.: Vintage Books. A Division of Random House, Inc, 1990.- 313 p.
  192. Faulkner, William. Sartoris.- N.Y. and Scarborough, Ontario: The New American Library, 1992.- 319 p.
  193. Fowles, John. The French Lieutenant’s Woman.- Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1969.- 473 p.
  194. Fowles, John. The Ebony Tower. Eliduc. The Enigma. Moscow: Progress Publishers, 1980. 246 p.
  195. Fowles, John. The Magus.- N.Y.: A Laurel Book, Dell publishing Co, Inc., 1985.- 668 p.
  196. Golding, William. The Two Deaths of Christopher Martin.- N.Y.: Harcourt, Brace and Co., 1956.- 208 p.
  197. James, Henry. The American.- N.Y. and Scarborough, Ontario: The New American Library, 1963.- 333 p.
  198. James, Henry. What Maisie Knew.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd., 1966.- 248 p.
  199. James, Henry. Short Stories.- M.: Высшая школа, 1982.- 168 p.
  200. James, Henry. The Princess Casamassima. The Tragic Muse. The Reverberator. N.Y.: The Library of America, 1989.- 1255 p.
  201. James, Henry. The Bostonians. -N.Y.: Vintage Books. The Library of America, 1991.-419 p.
  202. James, Henry. The Turn of the Screw.- N.Y.: Dover Publications, Inc., 1991.87 p.
  203. James, Henry The Portrait of a Lady.- N.Y.: Vintage Books. The Library of America, 1992.-610 p.
  204. Joyce, James. Ulysses.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd., 1968.- 719 p.
  205. Joyce, James. Dubliners.-N.Y.: Dover Publications, Inc., 1991.- 152 p.
  206. Joyce, James. A Portrait of the Artist as a Young Man. -N.Y.: Dover Publications, Inc., 1994.- 185 p.
  207. Murdoch, Iris. The Black Prince.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd, 1975.-416 p.
  208. Murdoch, Iris. Bruno’s Dream.- L.: Triad / Panther Books, 1977.- 269 p.
  209. Murdoch, Iris. Under the Net.- M.: Высшая школа, 1989.- 144 p.
  210. Woolf, Virginia. Mrs. Dalloway.- M.: Менеджер, 2002.- 288 p.
Заполнить форму текущей работой