Структура ассоциативных полей лексических единиц при детском билингвизме
Диссертация
Оформляющееся сегодня понимание значения слова как результата взаимодействия процессов когнитивного, коммуникативного планов можно рассматривать в ракурсе психолингвистической, психосемантической, гносеологической парадигм с опорой на лингвистические, психологические шдвш, выраженные в классических работах Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, A. A… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Аспекты изучения ассоциативных полей ряда лексических единиц при детском билингвизме ^ ^
- 1. Лингвистический подход к проблеме
- 2. Психологический и психолингвистический подходы
- 3. Социолингвистический подход
- Выводы
- Глава II. Организация и описание экспериментального исследования
- 1. Принципы выбора методов исследования и процедура анализа экспериментальных данных
- 2. Свободный ассоциативный эксперимент с детьми-носителями русского языка
- 3. Характеристика данных экспериментов в разных возрастных группах
- Выводы
- Глава III. Межъязыковое сопоставление свободных
- Ассоциаций детей дошкольного и младшего школьного возраста
- 1. Количественная характеристика данных экспериментов серий (Б) и (Т) в сопоставлении с результатами эксперимента серии (Р)
- 2. Качественная характеристика материалов сопоставительного анализа
- 3. О национально-культурной специфике ассоциатов детей
- 4. Обработка ассоциатов по методике Ф.Е. Василюка
- Выводы
Список литературы
- Аврорин В.А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. -М., Наука. 1972.-С. 49−62.
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., МГУ. 1980. -127 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1960. — 607с.
- Ахунзянов Э.М. Общее языкознание. Казань. КГУ. 1981. — 256 с.
- Ахутина Т.В., Наумова Т. Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М., Наука. 1983. — С. 196−209.
- Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — С. 99−116.
- Аюпова Л.Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии. Свердловск: УГУ. 1988. 72с.
- Аюпова Л.Л. Языковая ситуация в республике Башкортостан: социолингвистический аспект. Автореф. дис.докт. филол. наук. Уфа, 1998. -40с.
- Базжина Т.В. Метаязыковые операции в детской речи // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». М., 1997. — С. 16−17.
- Баранникова Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., Наука. 1972. — С. 86−92.
- Баранов А.Г., Щербина Т. С. Языковое сознание в условиях двуязычия и многоязычия // Тезисы X международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С.20−21.
- Барсук Л.В. Межъязыковое сопоставление особенностей идентификации значения некоторых широкозначных слов-коррелятов // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. — С. 29−35.
- Барсук Л.В. К вопросу о взаимодействии некоторых элементов целостного мировосприятия в структуре языковой личности // Тезисы X международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. -С.21−22.
- Барсук Л.В. Психические закономерности познания и их отражение в речевой организации индивида // Проблемы психолингвистики: слово и текст. -Тверь, 1993.-С. 19−24
- Баскаков А.Н. Социолингвистические проблемы тюркских языков в РФ // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 5−7.
- Баскаков Н.А. Двуязычие и проблемы взаимопроникновения различных уровней при взаимодействии языков (на материале тюркского языка) // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука. 1972. — С. 74−82.
- Баско Н.В., Такташова Т. В. Проблемы формирования последующего двуязычия (словообразовательный уровень) // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). -М&bdquo- 1996.-С. 59−61.
- Бгажноков Б.Х. Социальные и психологические аспекты парадигматики и синтагматики билингвизма // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М., 1972. — С. 233−243.
- Береснева Н.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). -Пермь: ПГУ, 1995.-254 с.
- Береснева Н.И. Образ мира в сознании ребенка // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». М., 1997. — С. 25−26.
- Бибихин В.В. Общение без индивида // Загадка человеческого понимания. -М&bdquo- 1991.-С. 196−210.
- Биева Е.Г. Когнитивное и языковое развитие ребенка // Тезисы X международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С. 32−34.
- Блягоз З.У. Двуязычие и проблемы взаимодействия языков // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М., 1979.-С. 81−93.
- Бобрышева И.Е. Лакуны в спектре межкультурного общения // Тезисы X международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М&bdquo- 1991.-С. 35−36.
- Болдырева Т.А., Болдырева М. А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышлении ребенка // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». -М., 1997. С. 28−29.
- Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика. 1971. -391с.
- Будагов P.A. Введение в науку о языке. М.: Наука. 1965. — 439с.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев: Вица школа. 1979.
- Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. — 238с.
- Барина В.Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языковых единиц // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. — С. 233 -244.
- Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. 1971. № 5. С. 105−113.
- Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. -176с.
- Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 519.
- Верещагин Е.М. Психологическая программа действия и лингвистическая модель. М., 1969.
- Верещагин Е.М. Психолингвистическая проблематика языковых контактов // Вопросы языкознания. 1967. № 6. С. 126−140.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Наука. 1980. — 320с.
- Воронин B.C. Основы фоносемантики Л., 1987.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 13−25.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М., 1982. -504с.
- Выготский Л.С. Проблемы сознания // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М., 1983. -368с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-90с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс. 1993.-221с.
- Гараева Л.И. Психолингвистический анализ семантической структуры производного слова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1987.
- Гарипов Т.М., Аюпова Л. Л. О двуязычии в Башкирии (социолингвистический очерк) // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР.-М., 1979.-С. 118−123.
- Гасица H.A. К проблеме классификации ассоциаций // Тезисы Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1988. — С. 38−39.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка//Т.1.-М., 1949. -268с.
- Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике.-М" 1985.-С. 116−150.
- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. Психолингвистические основы искусственного интеллекта. Таллинн, 1987. — 196с.
- Горелов И.Н. Языковое сознание как система актуализированных декларативных и процедуральных знаний // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1988. — С. 46−48.
- Горелов И.Н. Билингвизм как «программа минимум» для формирования межкультурного сознания // Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С. 72−74.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997. — 219с.
- Гридина Т.А. Ассоциативные параметры слова в процессе становления языкового сознания (на материале детской речи) // Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С. 76−78.
- Гумбольдт В.М. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс. 1984. — 379с.
- Гумбольдт В.М. Язык и философия культуры. М.: Прогресс. 1985. -452с.
- Даурова Л.Х. Двуязычие, его виды и этапы развития // Уч. зап. МГПИ им. Ленина. М., 1964. № 240.
- Детская психология под ред. Коломинского Я. Л., Панько Е. А. Минск, 1988.-399с.
- Дешериев Ю.Д. Русский язык язык межнационального общения и сотрудничества народов // РЯНШ. 1962. № 1. — С. 10−25.
- Дешериев Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972.-С. 26−42.
- Дешериев Ю. Д- Теоретические аспекты изучения социальной обусловленности языка // Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. М.: Наука, 1988.
- Джаришеишвили Р.Г. Целостность языковой личности в контексте двуязычия // Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1991. — С. 80−82.
- Доброва Г. Д. Некоторые причины модификации антропонимов у детей (к вопросу об ассоциациях) // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1988. — С. 56−57.
- Дридзе Т.М. Ассоциативный эксперимент в конкретном социологическом исследовании // Семантическая структура слова. М., 1971. — С. 169−178.
- Егоров Н.Г. Словосложение в тюркских языках // Структура и история тюркских языков. М., 1971. — С. 95−107
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Наука, 1958. -370с.
- Жоль К.К. Мысль, слово, метафора: проблемы семантики в философском освещении. Киев, 1984. — 304с.
- Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция. Уфа, 1984. — 81с.
- Закирьянов К.З. Семантическая интерференция в русской речи башкир и татар // Языковые контакты в Башкирии. Уфа, 1972. — С. 213−225.
- Залевская A.A. Свободные ассоциации в трех языках // Семантическая структура слова. М., 1971. — С. 178−194.
- Залевская A.A. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. Калинин, 1977.
- Залевская A.A. Вопросы организации лексикона человека в лингвистическом и психологическом исследовании. Калинин, 1978. — 88с.
- Залевская A.A. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике. Калинин, 1979. -84с.
- Залевская A.A. О структуре языкового знака при билингвизме // Язык и речь как объект комплексного филологического исследования. Калинин, 1980. С. 26−40.
- Залевская A.A. Проблемы психолингвистики. Калинин, 1983. — 135с.
- Залевская A.A. Отнесение к категории как способ идентификации значения слова // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Калинин, 1984. — С. 35−76.
- Залевская A.A. Способы и средства идентификации значения слова индивидом // Материалы VII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1985. — С. 148−149.
- Залевская A.A. Информационный тезаурус человека как база речемысли-тельной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике.-М., 1985.-С. 150−171.
- Залевская A.A. Специфика единиц и механизмов индивидуального лексикона // Психолингвистические исследования значения слова и понимания слова. Калинин, 1988. — С. 3−10.
- Залевская A.A. Некоторые проявления специфики языка и культуры испытуемых в материалах ассоциативных экспериментов // Этнопсихолин-гвистика. М., 1988. — С. 34−37.
- Залевская A.A. Слово в лексиконе человека (психолингвистическое исследование). Воронеж: ВГУ, 1990. — 205с.
- Залевская A.A. Механизмы метафоризации и их учет в целях моделирования авторской позиции текста при переводе // Перевод как моделирование и моделирование перевода. Тверь, 1991. — С. 71−80.
- Залевская A.A. Индивидуальное знание: специфика и принципы функционирования. -Тверь, 1992. 135с.
- Залевская A.A. Вопросы выбора слов и заданий для экспериментального психолингвистического исследования // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. Тверь, 1994. — С. 12−19.
- Залевская A.A. Вопросы теории и практики межкультурных исследований // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. — С. 23−40.
- Залевская A.A. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте. Тверь, 1996. — 196с.
- Запорожец A.B. Действие и интеллект // Избранные психологические труды. Т.1.-М., 1986.-316с.
- Зимняя И.А., Китайгородская М. А., Розанова H.H. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — С. 90−137.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи. М., 1969.
- Зимняя И.А. Вербальное мышление (психологический аспект) // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — С. 72−85.
- Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — С. 85−99.
- Золотова Н.О. Разграничение ядра и периферии в исследованиях организации лексики // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. -Калинин, 1987. С. 102−105.
- Золотова Н.О. «Картина мира» и ядро лексикона носителя английского языка // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. -Тверь, 1991.-С. 40−45.
- Золотова Н.О. Некоторые факторы, определяющие специфику ядра лексикона индивида // Проблемы психолингвистики: слово и текст. Тверь, 1993. — С. 40−46.
- Имедадзе Н.В., Топуридзе М. М. О некоторых личностных факторах в овладении вторым языком // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Калинин, 1984. — С. 4−13.
- Исенина Е.И., Смирнова О. В. Дифференциация семиозиса на начальном этапе развития речи у детей // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. Калинин, 1988. — С. 110−115.
- Исенина Е.И. Развитие личностной семантики и структуры диалогического взаимодействия у детей младенческого и раннего возраста // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. — С. 141−143.
- Исенина Е.И. Развитие семантики коммуникативных средств, выражающих представление ребенка о самом себе // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. Тверь, 1992. — С. 95−102.
- Истомина З.М. Формирование дифференцировочных реакций на чувственные признаки у детей раннего возраста // Мышление и речь. М., 1963. — С. 48−63.
- Каминская Э.Е. Слово и его смысл: психолингвистический аспект проблемы // Психолингвистические исследования: слово и текст. Тверь, 1995.-С. 21−28.
- Каминская Э.Е. Психолингвистическое исследование динамики смыслового поля слова (на материале переводов поэтического текста): Авто-реф. дис.. канд. фил. наук. Тверь, 1996. — 20с.
- Каражаев Ю.Д. Парадигмы языковых знаний и способностей в моно- и полиэтническом обществах // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 196−198.
- Каражаева Е.Д. Становление детского билингвизма и проблема лингво-паталогий // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 199−200.
- Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. — 356с.
- Караулов Ю.Н. Русский семантический словарь: опыт автоматического построения тезауруса от понятий к слову. М., 1983.
- Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993.
- Карлинский А.Е. Проблемы теории языковых контактов // Языковые контакты и интерференция. Алма-Ата, 1984. — С. 3−12.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
- Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск, 1974.
- Клоков В.Г. Понимание в условиях двуязычия // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 225−228.
- Клюканов И.Э. Языковое сознание и национальные картины мира // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1988. — С. 86−87.
- Колере П. Межъязыковые словесные ассоциации // Новое в лингвистике. -М., 1972.-С. 254−270.
- Колодкина Е.Н. Оценка и эмоциональность в психологической структуре значения слова // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. — С. 89−94.
- Кон И. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 720с.
- Коровкин М.М. Проблемы и псевдопроблемы при неизбежном и альтернативном раннем двуязычии // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 246−248.
- Коровкин М.М. Психолингвистический анализ причин непонимания метафоры детьми-школьниками // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». -М., 1997. -С.84−85.
- Корытная М.Л. Экспериментальные исследования между словами // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. -С. 100−107.
- Кочерган М.П. Национально-языковое мышление и семантическая компетенция билингва // Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1991. С.143−145.
- Красильников М.Е. Введение в социальную психологию. М.: РОУ, 1991.-39с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. — 512с.
- Крушевский Н.В. Очерк науки о языке. Казань, 1983.
- Крюков А.Н. Слово в переводе // Текст как инструмент общения. М., 1983.-С. 120−128.
- Крючкова Т.Б., Наумов Б. П. Зарубежная социолингвистика (Германия, Испания). М.: Наука, 1991.
- Кузнецова О.О. О психолингвистическом подходе к исследованию явления полисемии // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Калинин, 1978. — С. 77−92.
- Левицкий В.В. Семантика и фонетика. Черновцы, 1973.
- Левицкий В.В. Ассоциативный набор слов и факторы, влияющие на его гомогенность // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. -Тверь, 1991.-С. 25−36.
- Лейкина B.C. Элементарное мышление ребенка преддошкольного возраста до овладения активной речью // Мышление и язык. М.: Наука, 1963. -С. 115−142.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965.
- Леонтьев A.A. Языкознание и психология. М.: Наука, 1966.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — 115с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. — 308с.
- Леонтьев A.A. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова: психолингвистические исследования. М., 1971. — С. 7−19.
- Леонтьев A.A. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. — С. 5−20.
- Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1988. — С.105−1Ш
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 2.-С. 3−13.
- Лепская Н.М. Роль взрослого в диалогическом общении с ребенком // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». М., 1997. — С.94−95.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143с.
- Лосев А.Ф. Философия имени. М.: МГУ, 1990. — 270с.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1928
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1965.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. -319с.
- Лэмберт У., Гавелка Дж., Кросби С. Зависимость двуязычия от условий усвоения языка // Новое в лингвистике. М., 1972. — С. 241−253.
- Лямина Т.М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни // Вопросы психологии, 1960. № 3. С. 106−121.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1978.
- Михайлов В.А. Личность, язык, культура: психолингвистика и межкультурное взаимопонимание // Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1991. С. 191−194.
- Михайлов М.М. Двуязычие (принципы и проблемы). Чебоксары, 1969. — 136с.
- Мулуд Н. Анализ и смысловой очерк семантических предпосылок логики и эпистемологии / Пер. с фр. Автономовой Н. С. и Муравьева Ю. Э. М., 1979.-347с.
- Мустаева Г. И. К вопросу формирования языковой способности детей-билингвов // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1985. — С. 184−185.
- Мучник А.И. Экспериментальные исследования процессов взаимодействия межъязыковой и внутриязыковой интерференции. М., 1972.
- Мягкова Е.Ю. Новое в теории эмоций и перспективы исследования эмоциональной лексики // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. -Тверь, 1991. С. 31−36.
- Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / Пер. с англ. В. В. Лучкова М., 1981. — 230с.
- Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979. — 304с.
- Наумова Т.Н. Способы идентификации значения слова в онтогенезе речи // Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Калинин, 1984.-С. 111−115.
- Негневицкая Е.И. Психолингвистика и обучение второму языку // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. -М&bdquo- 1979.-С. 210−221.
- Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976. — 157с.
- Новиков А.И., Ярославцева Е. И. Семантические расстояния в языке и тексте. М.: Наука, 1990. — 135с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. — 191с.
- Палермо Д.С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение и развития и поведения детей. М.: Просвещение, 1966. — С. 241−287.
- Панов E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1980.
- Панфилов В.З. Взаимоотношение категорий языка и мышления при двуязычии // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С. 103−112.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. -659с.
- Пищальникова В.А. Национальная специфика картины мира и ее репрезентация в языке // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». -М&bdquo- 1997.-С. 125−126.
- Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Попова М.И. Особенности речевых проявлений у детей первого полугодия второго года жизни // Вопросы психологии. 1968. № 4. С. 116−122.
- Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, 1993. — 191 с.
- Прибрам К. Лингвистические и голографические аспекты мышления // Языки мозга. М., 1975. — С. 406−409.
- Протасова Е.Ю. Особенности речевого взаимодействия с двуязычными детьми // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». М., 1997. -С.130.
- Рафикова Н.В. Динамика ядра и периферии семантического поля текста: Автореф.. канд. филол. наук. Тверь, 1994.
- Рейцак А.К. Двуязычие как социолингвистическая проблема (к вопросу о методологии и методике обучения билингвизма) // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С. 318−325.
- Рогожникова Т.М. Развитие значения полисемантичного слова у ребенка // Психолингвистические исследования: лексика, фонетика. Калинин, 1985.-С. 29−38.
- Рогожникова Т.М. Развитие значения полисемантичного слова у ребенка. Автореф. дис.. кан. филол. наук. Саратов, 1986.
- Рогожникова Т.М. О национально-культурной специфике ассоциативных реакций детей (материалы русского, белорусского, словацкого и английского языков) // Этнопсихолингвистика. М., 1988. — С. 108−116.
- Рогожникова Т.М. Ассоциативная структура слова и процесс понимания текста // Психолингвистические проблемы семантики. Тверь, 1990. — С. 96−100.
- Рогожникова Т.М. Индивидуальный информационный тезаурус: ассоциативные миры слова и текста, миры мысли и чувства // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. — С. 14−25.
- Рогожникова Т.М. Слово и человек // Проблемы психолингвистики: слово и текст. Тверь, 1993. — С. 23−33.
- Рогожникова Т.М. Ассоциативное окружение слова: контекстное и вне-контекстное // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. -Тверь, 1994.-С. 44−54.
- Рогожникова Т.М. Анализ материалов эксперимента по изучению контекстного и внеконтекстного окружения слова // Психолингвистические исследования: слово и текст. Тверь, 1995. — С. 73−79.
- Родина Н.М. Становление речевого общения на втором языке у двуязычных детей 3−7 лет // Тезисы XII международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание и образ мира». -М&bdquo- 1997.-С.134.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Лингвистическая проблематика. -Л.: Наука, 1972. -80с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Русский ассоциативный словарь / под ред. Ю. Н. Караулова, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова и др. М., 1994.
- Русско-башкирский учебный словарь / под ред. J1.Г. Саяховой, З. Г. Ураксина. Уфа, 1986. — 312с.
- Рыбников H.A. Язык ребенка. М.-Л., 1926.
- Рябцева Н.К. Семантика и грамматика межъязыковой интерференции // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. -Калинин, 1988. С. 11−15.
- Сазонтьева Н.Б. К вопросу о соотношении мышления и языка при многоязычии И Психологические и лингвистические аспекты проблемы языковых контактов. Калинин, 1978. — С. 48−54.
- Салмина Н.Г. Формирование первоначальных понятий разного содержания у детей преддошкольного возраста // Мышление и речь. М., 1963. -С. 188−210.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: Наука, 1989. — 180с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М., 1947.-647с.
- Сигдан М., Макки У. Ф. Двуязычие и образование. М., 1990.
- Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. A.A. Леонтьева. -М., 1977.
- Словарь русского языка С. И. Ожегова / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248с.
- Соловьева Н.В. Межъязыковое сопоставление ассоциативных полей рода глагола // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. -Тверь, 1991.-С. 61−66.
- Соловьев A.B. Билингвальное общение способ преодоления языковых барьеров // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание / Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М., 1991. — С. 276−277.
- Сорокин Ю.А., Марковина И. Ю. Национально-культурные аспекты речевого мышления // Исследование речевого мышления в психолингвистике. -М&bdquo- 1985.-С. 184−203.
- Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста // Вопросы обучения и воспитания. -Горький, 1978.-С. 142−154.
- Стернин И.А. Экспериментальное исследование семантики английских и русских наименований лиц // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. Калинин, 1986. — С. 31−37.
- Старинец B.C., Агабабян К. Г., Недялкова Г. И. Экспериментальное исследование организации ассоциативных сетей // Моделирование в биологии и медицине. Киев, 1968. — С. 11−15.
- Субботский Е.В. Ребенок объясняет мир. М.: Знание, 1985.
- Супрун А.Е. К особенностям порождающей языковой системы ребенка. -М., 1968.
- Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М&bdquo- 1983.
- Тамбовцева А.Г. Об источниках развития синтаксической структуры детских высказываний // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1985. — С. 186−187.
- Тарасов Е.Ф. Становление символической функции в онтогенезе // исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — С. 32−51.
- Татарско-русский словарь / под ред. Ф. А. Ганиева. Казань, 1995,-462с.
- Тер-Минасова Г. С. К проблеме детской речи // Вопросы языкознания, 1969. № 4.
- Титова Л.Н. Психолингвистический анализ словесных ассоциаций в русском и киргизском языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1977.
- Тогоева С.И. Факторы, влияющие на процесс идентификации значения нового слова // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. -Тверь, 1994.-С. 59−64.
- Толковый словарь татарского языка: в 3-х т. Казань, 1977−1981.
- Тюрин Т.Т. Метатезис в детской речи и его аспекты в общей теории языка // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. — С. 209 221.
- Уфимцева A.A. Семантика слова // Аспекты семантических исследований.-М.: Наука, 1980.-С. 5−81.
- Уфимцева A.A. Лексическое значение. Принципы семиологического описания лексики. М.: Наука, 1986. -239с.
- Уфимцева A.A. Предпосылки решения проблемы речевого мышления // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. -С. 12−32.
- Уфимцева A.A. Знаковые опосредователи мышления // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — С. 51−72.
- Уфимцева A.A. Биологические и социальные факторы в печевом развитии. Соотношение биологического и социального в формировании психики. // Этнопсихолингвистика. М., 1988. — С. 163−184.
- Фергюсон Ч. Автономная детская речь в шести языках // Новое в лингвистике. М., 1975. — С. 436−437.
- Филин Ф.П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.6 Наука, 1972. — С. 13−26.
- Фрумкина P.M. Экспериментальные методики изучения речевого мышления // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — С. 203−224.
- Ханазаров К.Х. О причинах и критериях двуязычия // Тезисы научной конференции, посвященной проблемам двуязычия и многоязычия. М., 1969.-С. 45−47.
- Харченко В.К. Переносные значения слов. Воронеж: ВГУ, 1989. -198с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
- Цейтлин С.Н. Словозаменительные операции в речевой деятельности ребенка // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «языковое сознание». М., 1988. — С. 188−189.
- Чейф У.Л. Значение и структура языка. М., 1975.
- Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989.
- Шабес В.Я. Понимание как когнитивно-психологическая проблема. Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание // Тезисы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1991. — С. 324−326.
- Шагиров А.К. К проблеме своеобразия русской речи в условиях национально-русского двуязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972.-С. 140−144.
- Шахнарович A.M., Лендел Ж. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. — С. 171−184.
- Шахнарович A.M. Детская речь и некоторые проблемы обучения второму языку // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. М&bdquo- 1979. — С. 249−261.
- Шахнарович A.M. Семантический компонент языковой способности // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. — С. 181−190.
- Шахнарович A.M. К проблеме онтогенеза речевых актов // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. -М&bdquo- 1985.-С.188−189.
- Шахнарович A.M. Языковое сознание, языковая способность, коммуникативная способность и «картина мира» // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1988. — С. 193−194.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ грамматики и семантики. М.: Наука, 1990. — 165с.
- Шахнарович А. мУ Раннее двуязычие: внутренние и внешние аспекты // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира (материалы международной конференции). М., 1996. — С. 445−447.
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы.-М" 1976.-175с.
- Шемякин Ф.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления и речи // Мышление и речь. М., 1963. — С. 3−47.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.
- Щедровицкий Г. П. Смысл и значение // Проблемы семантики. М., 1974.-С. 52−76.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. -Л.: Наука, 1974.-428с.
- Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. — С. 14−107.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304с.
- Эрвин С.И. Семантический сдвиг при двуязычии // Новое в лингвистике. -М&bdquo- 1972.-С. 227−240.
- Юрьева Н.М. Функционирование производного слова в онтогенезе: Ав-тореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983.
- Якушин Б.В. Слово. Понятие. Информация. М., 1975.1. U
- Ярошевский М.П. Понятие внутренней формы слова у Потебни // Изв. АН СССР ОЛЯ, 1946. Т.5. Вып.5.
- Anglin I. The Growth of Word meaning. The M.l.T. Press, Cambridge, Massa-chusets and London, England, 1970. 108p.
- Aronsonn K. and other. Free Recall of Mixed Language Lists. Error Patterns in Bilingual Memory // Psycholinguistics and Foreign Language Learning. Papers from a conference (Stockholm, Sweden and Abo, Finland, October 25−26, 1982, 21 p.).
- Baron N.S. Growing Up with Language: How Children Learn To Talk. U.S., Maryland, 1992. 285p.
- Berman Ruth A. On the Stady of First Language Acquisition. //Language Learning, 1983. 133, n5. P. 221−245.
- Bialystok E. Words as Things: Development of Word Concert by Bilingual Children // Studies in Second Language Acquisition, v.9, n.2, Jun., 1987. P. 133−140.
- Bialystok E. Levels of Bilingualism and Levels of Linguistic Awareness // Developmental Psychology, v.24, n.4, Jul., 1988. P. 560−567.
- Bentler P.M., La Voie A.L. An extension of Semantic Space // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1972. Vol.11. P. 112−145.
- Bruner J.S. The Ontogenesis of Speech Acts // Journal of Child Language, 1975, v.2. P. 1−19.
- Carrol S.E. On Cognates // Second Language Research, 1992, v.8, n.2, Jun., P. 93−119.
- Cramer Phebe. Word Association. Academic Press: N.-Y. & London, 1968. -230p.
- Cruttenden Alan. Language in Infancy and Childhood. Manchester Univ. Press: 1979. 190p.
- Cummins J. Language and Literacy Acquisition in Bilingual Contexts // Journal of Multilingual and Multicultural Development, 1989, v. 10, n.1, P. 17−31.
- Cummins J. Bilingualism and Second Language Learning // Annual Review of Applied Linguistics, 1992, v. 13. P. 51−70.
- Ervin S.M., Osgood C.E. Second Language Learning and Bilingualism // The Journal of Abnormal Psychology, Supple, 1994, v.49. P. 139−146.
- Ervin Tripp S. On Sociolinguistic rules: alternation and concurrence // Directions in Sociolinguistics: N.-Y., 1972. P. 133−137.
- Ervin Tripp S. Language Acquisition and Communicative choice. Stanford Univ. Press: 1973. Part 2. P. 130−153.
- Deese J. The structure of Associations in Language and Thought. Baltimore: The John Hopkins Press, 1965.
- Deese J. Psycholinguistics (The nature of Language). Boston, Allyn and Bacon: The John Hopkins Press: 1971.
- Genesee F. Experimental Neuropsychological Research on Second Language Processing // TESOL Quarterly, 1982, Sep. V.16, n.3. P. 315−322.
- Genesee F. The Socio-Psychological Significance of Bilingual Code Switching for Children//Applied Psycholinguistics, 1984, v.5, n.1. P. 3−20.
- Grenier G., Vaillancourt F. An economic Perspective on Learning a Second Language //Journal of Multilingual and Multicultural Development, 1983, v.4, n.6. P. 471−483.
- Hatch E.M. Psycholinguistics: Second Language Perspective. Newbury House Publishers, 1983. 266p.
- Henricson Y., Ringbom H. Linguistic and Psycholinguistic Approaches to Multilingualism: A Bibliography // Foreign Language learning and Bilingualism, 1985.
- Hollos M. Comprehension and Use of Social Rules in Pronoun Selection by Hungarian Children // This research was supported by NIMN Research Fellowship MH 32 855−01, San Francisco, Nov., 1975. P. 211−223.
- Kaplan R.B. Annual Review of Applied Linguistics. Cambridge Univ. Press: v5, 1984.
- Language, psychology and culture (essays by Wallace E. Lambert). Stanford Univ. Press: California, 1972. P. 197−208.
- Lambert R.D., Freed B.F. The Loss of Language Skills. Newbury House Publishers,! 982. 253p.
- Lambert W.E. Language, Psychology and Culture. Stanford Univ. Press, California, 1972.
- Moran L. Generality of Word Association Response Sets // Psychological Monographs. 1966, v80, 612p.
- Macias R.F. Bilingualism, Language Contact, and Immigrant Language //Annual Review of Applied Linguistics, 1989, v. 10. P. 13−25.
- McNeill D. The origin of associations within the Same Grammatical class // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1963, v2. P. 250−262.
- McNeill D. A Study of Word Association // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1966, v.5. Hevard Univ. Press: Cambridge, Massachusetts. P. 548−557.
- McWhinney B. Applying the Competition Model to Bilingualism // Applied Psycholinguists, 1987, v.8, Dec. P. 315−327.
- Obler L.K. Knowledge in Neurolinguistics: The Case of Bilingualism // Language Learning, 1983, v33, n5. P. 159−191.
- Oksaar E. Psycholinguistic Aspects of Bilingualism //Journal of Multilingual and Multicultural Development, 1989, v10, n1. P. 33−46.
- Pan B.A., Gleason J.B. The Study of Language Loss: Models and Hypotheses for an Emerging Discipline // Applied Psycholinguistics, 1986, Dep. v7, n7. P. 193−206.
- Palermo D.S. Psychology of Language. Pennsylvanian Univ.: England, London, 1976.-261 p.
- Ringbom H. Foreign Language Learning and Bilingualism. Abo Akademi (Finland). 1985.-201 p.
- Rogers S. Children and Language. Readings in Early Language and Socialization. Oxford Univ. Press: London, 1975.
- Snow C.E. Perspectives on Second-Language Development: Implications for Bilingual Education//Educational Researcher, 1992, Mar., v.21, n.2. P. 16−19.
- Tanaka Sh. Language Transfer as a Constraint on Lexico-Semantic Development in Adult Learning a Second Language in Acquisition-poor environments. Columbia Univ., 1983. 243p.
- Titone R. Psycholinguistic Variables of Child Bilingualism: Cognition and Personality Development// Canadian Modern Language Review, 1983, Jan. V.39, n.2. P. 171−181.
- Titone R. Measurement and Evaluation of Bilingualism and Bilingual Education: A Psycholinguistic Perspective //Issues in Applied Psycholinguistics, 1985, Sep.-Des. V.17, n.2−3. P. 19−30.
- Titone R. A Psycholinguistic Perspective in FL Learning: The Role of Attitude as a Dynamic Factor // Paper Presented at the World Congress of Applied Linguistics ., 1990, April. P. 15−21.
- Yelland G.W. & Other. The Metalinguistic Benefits of Limited Contact with a Second Language //Applied Psycholinguistics, 1993, Dec. V.14, n.4. P. 423 444.