Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концептуальная репрезентация языковой личности студента среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловили выбор комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: а) логико-исторический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследованияб) понятийно-терминологический анализ лингвистической, культурологической, философской, психологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические аспекты изучения феномена языковой личности студента СПО
    • 1. 1. Взаимосвязь понятий «языковая личность» и «языковая картина мира»
    • 1. 2. Факторы, влияющие на мировоззрение языковой личности и ее речевое поведение
    • 1. 3. Методика исследования языковой личности студента СПО
  • Выводы
  • Глава 2. Когнитивный уровень модели языковой личности студента СПО в аспекте речевых репрезентаций этических концептов
    • 2. 1. Методологические обоснования проблемы исследования когнитивного уровня языковой личности
    • 2. 2. Концепты как проявление ментальности языковой личности
    • 2. 3. Описание ассоциативного эксперимента
    • 2. 3. 1. Речевая репрезентация концепта ВЕРА
    • 2. 3. 2. Речевая репрезентация концепта ДОБРО
    • 2. 3. 3. Речевая репрезентация концепта ЛЮБОВ
    • 2. 3. 4. Речевая репрезентация концепта БОГАТСТВО
    • 2. 3. 5. Речевая репрезентация концепта РОДИНА
  • Выводы
  • Глава 3. Прагматический уровень характеристики языковой личности студента СПО в аспекте SMS-общения
    • 3. 1. SMS как особый вид компьютерного дискурса
    • 3. 2. Языковые особенности SMS-сообщений (анализ и интерпретация результатов анкеты)
    • 3. 2. 1. Вербальные и невербальные проявления эмоций
    • 3. 2. 2. Формулы речевого этикета
    • 3. 2. 3. Речевые штампы и стереотипы
    • 3. 2. 4. Языковые игры
    • 3. 2. 5. Отклонения от языковой нормы
  • Выводы

Концептуальная репрезентация языковой личности студента среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Студенческая молодежь — наиболее гибкая и динамичная часть социума, которая отличается высоким творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, повышенным стремлением к личностно-профессиональному самоутверждению.

В начале XXI века идет активный поиск гуманных путей позитивных преобразований в профессиональном образовательном пространстве России. Ценностным стержнем знания и бытия становится духовное благосостояние человеческого общества. На достижение этого нацелена национальная доктрина профессионального образования. Среднее профессиональное образование (СПО) — это самая эффективная форма ранней социализации молодежи, закладывающая надежный фундамент будущего жизненного успеха молодых людей, обеспечивающая осознанный ими выбор профессии.

СПО на современной этапе развития общества стоит перед проблемой выбора социально-значимых и личностно привлекательных ценностей, формирующих самосознание и профессиональную направленность будущего специалиста. Общечеловеческие ценности присутствуют в сознании каждого человека, определяют его ментальность и составляют ядро каждой языковой личности.

Изучение проблемы исследования языковой личности в настоящее время достаточно широко представлено в научных трудах, наиболее известными из которых являются работы Г. И. Богина, С. Г. Воркачева, Л. Г. Гынгазовой, Г. Г. Инфантовой, В. И. Карасика, Ю. С. Караулова, Л. П. Крысина, E.H. Лучинской, О. Г. Почепцова, К. Ф. Седова, С. А. Сухих, В. И. Тхорика и многих других.

В диссертационной работе языковая личность студента среднего профессионального образования исследуется как совокупная языковая личность, представленная в двух уровнях речевой репрезентации — когнитивном и прагматическом.

Когнитивный уровень исследуется посредством речевых репрезентаций, полученных путем отражения языковой личностью ключевых лексем, представляющих номинативные поля этических концептов ВЕРА, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, БОГАТСТВО, РОДИНА.

Описание прагматического уровня совокупной языковой личности студента СПО отразило особенности коммуникации описываемой молодежной субкультуры на примере ЗМБ-сообщений, которые рассматриваются в данном исследовании как один из видов компьютерного дискурса.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, процесс усвоения определенной системы знаний, норм, поведения и ценностей, позволяющих молодому поколению полноценно влиться в общество (социум) и функционировать в качестве его полноправных членов, весьма сложен, охватывает множество граней жизни и требует пристального внимания со стороны государства. Краснодарский край находится на 6 месте в Российской Федерации по количеству обучающихся в учреждениях СПО, при этом динамика роста контингента студентов составила 160%. Такая статистика наиболее ярко подчёркивает необходимость и основание для изучения языковой личности студента именно данной сферы профессионального обучения. Во-вторых, несмотря на множество работ в области исследования языковой личности до сих пор не в полной мере исследованы возможности разных теоретико-методологических подходов в изучении становления ментальности языковой личности будущих специалистов, не в полной мере изучены пути её эффективного формированиянедостаточно разработано методико-технологическое обеспечение указанной проблемы. Знание о представлении духовных и социальных ценностей студенчества позволяет правильно сориентировать будущих квалифицированных работников в построении демократической России.

Объектом исследования служат когнитивные и прагматические уровни языковой личности студента СПО.

Предметом исследования являются речевые репрезентации когнитивного и прагматического уровней совокупной языковой личности студента СПО, полученные в результате проведения ассоциативного эксперимента и анонимного анкетирования студентов.

Языковым материалом работы послужили словесные ассоциации студентов на слова-стимулы, отражающие представления о базовых этических концептах, а также ЗМБ-сообщения учащейся молодежи.

Общий объем полученных речевых репрезентаций составил более 48 тысяч языковых единиц разных уровней.

Исследование проводилось с 2004 по 2009 годы. Базой послужили шесть учреждений СПО города Краснодара: ФГОУ СПО Краснодарский архитектурно-строительный техникум, ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж Краснодарского края, ФГОУ СПО Краснодарский межрегиональный монтажный техникум, ФГОУ СПО Краснодарский машиностроительный колледж, ГОУ СПО Краснодарский педагогический колледж № 3, ФГОУ СПО Краснодарский гуманитарно-технологический колледж. В эксперименте приняли участие 1310 студентов.

Целью предпринятого исследования является описание совокупной языковой личности студента СПО в аспекте ее речевых репрезентаций.

Представленная цель в работе определила следующие задачи исследования:

1) охарактеризовать основополагающие категории исследования: «ментальность», «этические концепты», «ценности», «языковая личность», «речевое поведение», «когнитивный» и «прагматический» уровни языковой личности;

2) выявить и описать речевые репрезентации на слова-стимулы, отражающие базовые этические концепты как ментальные проявления когнитивного уровня языковой личности студента СПО;

3) определить и охарактеризовать языковые особенности текстов SMS-сообщений как ментальных воплощений прагматического уровня языковой личности студента СПО;

4) показать своеобразие тендерного и возрастного аспектов в описании языковой личности, влияющих на формирование духовных ценностей.

Методологической основой работы послужили идеи и положения: теории языковой личности (Г.И. Богин, 1984; Л. Г. Гынгазова, 1998, 1999; В. И. Карасик, 2003, 2004; Ю. С. Караулов, 1997; Н. В. Коломыцкая, 2008; E.H. Лучинская, 2005; О. Г. Почепцов, 1990; Т. В. Романова, 2009; К. Ф. Седов, 1999; С. А. Сухих, 2004^. В. И. Тхорик, 2000, 2003, 2005; В. В. Наумов, 2007) — теории изучения и описания лингвокультурных концептов (А.Н. Бабушкин, 2001; Л. Ю. Буянова, 2009; А. Вежбицкая, 2001; С. Г. Воркачев, 2001, 2002, 2005, 2006; Э. Г. Глинчевский, 2006; Е. В. Климентьева, 2008; В. В. Колесникова, 2008; Д. С. Лихачев, 1993; В. А. Маслова, 2001, 2006; H.A. Неровная, 2009; O.E. Павловская, 2007; Ю. С. Степанов, 1997, 1998, 2001; И. А. Стернин, 2001; В. П. Чесноков, 2006) — исследование компьютерного дискурса и SMS-сообщений (Н.С. Адрианова, 2009; Е. В. Медведева, 2006; С. А. Никитин, 2006; Е. А. Савельев, 2009; К. С. Цибизов, 2009; Ю. С. Шипицина, 2009) — исследования в областях возрастной (К.А. Акопов, 2008; В. К. Андреев, 2009; Э. М. Береговская, 1996; А. Н. Гвоздев, 1961; Е. А. Земская, 1990; Т. Н. Полюкова, 1998; Т. В. Соколова, 2000; Т. П. Тарасенко, 2007; Е. Б. Чернышова, 2001) и гендерной лингвистики (Г.Ю. Богданович, 2002; Е. И. Горошко, 2001; О. Н. Сафонова, 2009 и другие).

Научная новизна диссертационной работы определяется а) предпринятым исследованием npoifecca формирования представлений о базовых этических концептах в языковом сознании юношей и девушек в период обучения в СПО с первого по четвёртый курсы, позволивший представить новые данные о развитии ценностных ориентаций исследуемой субкультурыб) описанием особенностей языковых средств молодёжных 8М8-сообщений, отражающих прагматическую деятельность субъектов общения.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты вносят определенный вклад в разработку теории языковой личности, в методику описания концептуальной репрезентации духовных ценностей, а также в методику анализа языковых особенностей 8М8-сообщений студентов СПО.

Практическая значимость исследования состоит в диагностике и мониторинге мировоззренческих и речевых особенностей языковой личности студента СПО, которые позволят педагогам и психологам корректировать формирование ценностных ориентиров будущих специалистов согласно их профессиональным компетенциям. Материалы исследования могут быть использованы в работах по составлению современных ассоциативных словарей русского языкав практике учреждений СПО при подготовке спецкурсов по лингвистике, психолингвистике, педагогике, психологии, а также организации учебно-воспитательного процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Языковая личность студента представлена тремя уровнями репрезентации: вербально-семантическим, отражающим зависимую от уровня культуры языковую компетенциюкогнитивным, определяющим словарный тезаурус мировоззренческих и духовных концептовпрагматическим, составляющим личностную коммуникативную компетенцию.

2. Экстралингвистические условия (социальное положение родителей студентов, влияние средств массовой информации, психологические особенности возраста, тендерная принадлежность) влияют на социальноценностные ориентации личности студента СПО, формируя ее мировоззрение и речевое поведение.

3. Происходящая в период обучения в СПО трансформация различных ценностных ориентации: ведет к процессу формирования в языковой личности представлений об этических концептах, определяющих когнитивный уровень личности, описание которого возможно посредством речевых репрезентаций данных концептов.

4. Дифференцированные черты прагматического уровня языковой личности студента СПО проявляются в неформальном общении внутри молодёжной субкультуры посредством БТУК-сообщений. Языковой анализ текстов 8М8-сообщений, собранных в результате анонимного анкетирования учащихся, позволяет выявить возрастную, региональную, тендерную специфику их коммуникации.

Методы исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловили выбор комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: а) логико-исторический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследованияб) понятийно-терминологический анализ лингвистической, культурологической, философской, психологической литературы применялся для описания терминологического поля проблемыв) системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы методики исследования совокупной языковой личности студента СПО. В качестве эмпирических методов были использованы методы лингвистической статистики: а) описательные статистические методы (метод наблюдения, метод группировки и сведения результата исследования в таблицы, метод моделирования) — б) статистические методы оценивания (метод оценивания неизвестных параметров, метод проверки статистических гипотез).

Апробация работы. Результаты и выводы исследования были представлены на научных региональных и международных конференциях: на.

VIII Южно-Российской научно-практической конференции «Современная лингвистика: теория и практика» (Краснодар, 2008) — XI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в ВУЗе и школе» (Пенза, 2008) — региональной научной конференции «Проблемы речевой коммуникации в современном мире» (Краснодар, 2009) — II Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи» (Краснодар, 2009).

Итоги работы нашли отражение в восьми публикациях (трех — в научных журналах ВАК и пяти — в различных сборниках научнопрактических статей).

Структура работы соответствует логике исследования и состоит из Введения, трех глав, Заключения. Библиографический список включает 249 наименований. Общий объем работы — 230 страниц. Текст занимает 170 страниц, содержит 30 таблиц, 11 схем, 4 диаграммы. В приложениях — 74 таблицы, 38 схем.

Выводы.

1. SMS-сообщениям студентов СПО присуще проявление эмоциональности: SMS-слова-высказывания оценочного характера являются своего рода индикатором описываемой языковой личностиполовой признак, являющийся фактором речевого общения, получает свое отражение в SMS-общениив онтогенезе сопоставление результатов отразило снижение эмоциональности в SMS-сообщениях, несмотря на разницу интерпретаций результатов между юношами и девушками (у девушек возрастает, а у юношей убывает) — в 45,4% SMS-сообщений усиление эмоциональности высказывания происходит при помощи смайлов, которые чаще используются девушками.

2. Формулы речевого этикета, используемые в SMS-сообщениях, опосредованно имеют связь с моральными качествами человека, позволяют выявить специфику студенческой коммуникации, являются частью языковой ментальности молодежной субкультуры. Тематические группы приветствия и прощания составляют 79%. Кроме того, можем отметить разнообразие использования всех тематических групп речевого этикета девушками, а также их большую частотность (у девушек она выше в 3 раза), тогда как юноши выбирают чаще тематические группы приветствия и просьбы.

3. На речеповеденческие нормы молодого поколения большое внимание оказывают иноэтикетные культуры, что находит подтверждение не только в употреблении нерусских формул приветствия и прощания (хай, хэви, хэлло, гутен таг и др. — написание этих слов приведено аналогично с авторскими текстами SMS), но и в более свободном вступлении в общение коммуникативная раскованность, редукция фатической, контактоустанавливающей части и др.).

4. В большей части 8М8-сообщений наблюдается процесс обезличивания однополого партнёра по коммуникации, тогда как к противоположному полу обнаруживается разнообразный ряд обращенийпри этом формулы обращения, используемые юношами и девушками, идентичны на 44%.

5. Особенностью речевого поведения языковой личности студентов СПО является широкое использование различного рода языковых формул (фразеологических сочетаний, поговорок, выдержек из произведений литературы, современных песен, рекламных слоганов и др.) в качестве речевых штампов и стереотипов в решении конкретных коммуникативных задач.

Средняя профессиональная школа на современном этапе развития общества стоит перед проблемой выбора социально-значимых и личностно привлекательных ценностей, формирующих самосознание и профессиональную направленность будущего специалиста.

Общечеловеческие ценности составляют ядро каждой личности, присутствуют в сознании каждого человека и определяют его ментальность. Ценности одобряются большинством людей, являются представлениями о том, что такое добро, любовь, дружба, выражают то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Общечеловеческие ценности в данной работе послужили отправной точкой в содержании исследования языковой личности студента СПО.

Каждая культурная эпоха формирует свой язык и свою языковую личность. Знание о представлении духовных и социальных ценностей студенчества позволяет правильно сориентировать будущих квалифицированных работников в построении демократической России.

В данном исследовании мы исходим из того, что при анализе языковой личности, согласно концепциям Ю. Н. Караулова и В. А. Масловой, следует выделять три уровня ее репрезентации: вербально-семантический, включающий языковую компетенцию и ее зависимость от уровня освоения культурыкогнитивный, опирающийся на тезаурус как отражение мировоззрения и духовных представленийпрагматический, отражающий специфику личностного компонента в коммуникативой компетенции языковой личности. Поскольку вербально-семантический уровень опирается на степень владения родным языком в общем, мы не ставим такое описание в задачу исследования. Личностная значимость формируется в процессе взаимодействия индивида с системой языка. Уровень владения языком непосредственно зависит от объема знаний о возможностях системы родного языка и умения материализовывать эти знания в речевой деятельности.

Такой подход потребовал выработки методики анализа языковой личности, в основе которой находятся ее концептуальные репрезентации. Многомерность понятия концепта позволила определить его содержание на двух уровнях языковой личности: на когнитивном (отражение сквозь призму сознания базовых этических концептов), на прагматическом (описание языковых особенностей реального общения посредством анализа текстов ЗМЭ-сообщений).

Представленный в диссертационном исследовании фактический материал, полученный в результате проведения свободного ассоциативного эксперимента и анонимного анкетирования, позволил выявить особенности когнитивного и прагматического уровней языковой личности.

Когнитивный уровень языковой личности представлен в данной работе анализом преломления в языковом сознании этических концептов: ВЕРА, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, БОГАТСТВО, РОДИНА. Проведенный анализ речевых репрезентаций на заданные слова-стимулы, отражающих номинативные поля концептов, показал следующее:

— концепт ВЕРА объективно является категорией религии в ментальных представлениях учащейся молодежи СПО. Однако словесные реакции показали противоречивое отношение к словам-стимулам религиозной направленности, которые связаны в большей степени с различными представлениями о некоей высшей духовной силе, нежели с традиционными религиозными постулатами. Так, слова-стимулы грех и дела земные являются малопонятными, связанными, главным образом, с материально-бытовыми представлениямислова-стимулы душа, запреты, пост, заповеди, покаяние имеют лишь некоторую религиозность в ассоциированиии только лишь, слова-стимулы вера и Бог ассоциируются с конкретными образными представлениями религиозного характера. Полученные результаты выявили и религиозную безграмотность студентов, например, количество заповедей варьировалось от 3 до 13. Нечеткость, сумбурность знаний, слабая рефлектированность большинства ответов свидетельствуют об ограниченности религиозных познаний, отсутствии целостного представления о данном этическом концепте;

— концепт ДОБРО в речевых репрезентациях студентов СПО на слова-стимулы гордость, добро, долг, милосердие, честность, честь отразился в базовых ценностях духовного и нравственного характера. Слабо репрезентированы слова-стимулы порядочность, скромность, совесть, что говорит об утрате их ценностной сущности в языковой ментальности студентов СПО, фрагментальной сформированности. Например, понятие о порядочности приравнивается к понятию воспитанности, традиционно высоко оцениваемая скромность ассоциируется как комплекс неполноценной личности;

— концепт ЛЮБОВЬ в описываемом молодежном коллективе является центральным в ментальных новообразованиях языковой личности. В речевых репрезентациях студентов СПО четко выражена оптимистическая позиция в представлениях данного концепта (любовь — это жизнь, дети, радость) — среди которых отчетливо выражена установка на самодостаточность, стремление оградить свою личную жизнь, семью от сложностей и опасностей внешнего мира, которая ярко проявилась в тендерном аспекте: самыми значимыми словами-стимулами для юношей и девушек явились семья, любовьу девушек понятие счастье укрепляется только в социальнодемографичесом аспекте (семья, дети), а у юношей данное понятие в большей степени репрезентируется через ассоциаты радость, любовь, а репрезентации на слово-стимул смысл жизни, несмотря на критику бездуховности нашей молодежи, не выявили среди частотных реакций стремления к удовольствиям и наслаждениям, погони за властью;

— концепт БОГАТСТВО нашел отражение в представлениях, главным образом, о материальных ценностях и способах их получения. Вместе с тем и юноши, и девушки проявили осознанность в необходимости труда как основы человеческой жизни;

— концепт РОДИНА в ментальных проявлениях языковой личности предстает в двухмерном пространстве большой и малой Родины. Ближняя периферия концепта отражает патриотический настрой студенчества СПО. Политические симпатии студенчества связаны с идеями приоритета России и надеждами на восстановление ее статуса как сверхдержавы. Показательны изменения в студенческой ментально сти в отношении к малой Родине: рост самостоятельности и дистанции от родителей, изменение круга общения укрепляют ценность детства, в ассоциатах отражена критика окружающей действительности, искренняя любовь к Кубани. Анкеты зафиксировали негативное отношении к США и доброжелательность к Западной Европе. Однако знания о дальнем зарубежье ограничены рамками бытового уровня: информацией из рекламных телепередач, знакомством с импортными товарами и продуктами питания, перечислением некоторых стран и городов.

Средством выражения прагматики высказывания языковой личности в данной работе явились тексты SMS-сообщений, в которых нашла отражение концептуализация ее ментальных проявлений.

Концептуальная репрезентация прагматического уровня языковой личности отразила конкретные участки мира в языковом сознании авторов. SMS, а именно — взаимоотношения между коммуникантами (как правило, SMS служит для поддержания контакта, имеющего положительное значение как для Адресата, так и для Отправителя сообщения) — отношение к учебному труду (как нежелательное, но жизненно необходимое) — отношение к другим людям (главным образом — ровесникам и родителям) — нравственные ориентиры (понятие о духовных и материальных ценностях).

SMS-сообщениям присуще проявление эмоциональности: SMS-слова-высказывания оценочного характера проявляются на разных уровнях языкаэмоциональность высказывания усиливается с помощью смайлов.

Специфику студенческой коммуникации отражают формулы речевого этикета, которые содержат 20,3% сообщений. Среди них наиболее частотными являются приветствие и прощание. Данные формулы нельзя назвать стандартными, так как они содержат широкий спектр метафорических, окказиональных и синонимических образований.

Неустойчивым сегментом речевого этикета в современном обществе является обращение. Между тем форма обращения определяет тональность и содержательность общения. В большей части БМЗ-сообщений наблюдается процесс обезличивания однополого партнера по коммуникации, тогда как к противоположному полу имеется достаточно разнообразный ряд обращений, при этом идентичность использования данных формул речевого этикета между девушками и юношами составила 44%.

Источниками информации о формировании языковой картины мира студенчества служат языковые штампы и стереотипы БМЯ-сообщений, в качестве которых выступают отрывки и выдержки из телерекламы, кинофильмов и телепередач, песен-хитов, литературных произведений, речевок футбольных фанатов, русских поговорок и фразеологических сочетаний.

Потребность в самовыражении, отражающая отношение к окружающему миру, реализуется в различных языковых играх, среди которых весьма показательны переносное употребление слов, окказиональные образования, вопросно-ответные ходы диалогических единств.

Анализ употребления в 8М8-сообщениях, содержащих отклонения от языковых норм (к ним в данной работе отнесены жаргонизмы, некоторые иноязычные заимствования, обсценная лексика, диалектизмы), позволяет охарактеризовать коммуникативную раскованность, наличие негативных моментов в общении, новые способы и взгляды на мир.

Обобщение экспериментального материала позволило увидеть ряд языковых факторов глазами реципиентов, понять студента как носителя определенной картины мира, в которой отражаются современные ценностные восприятия. Однако настоящая работа не исчерпывает круг проблем, связанных с когнитивным и прагматическим уровнями языковой личности студента СПО. Перспективы такой работы мы видим в более глубоком и всестороннем исследовании представлений об этических концептах на прагматическом уровне языковой личности в возрастной и тендерной динамике их развития в языковом сознании студента СПО. Целесообразно продолжить изучение ЗМБ-сообщений в грамматическом и стилистическом аспектах с учетом дифференциации в соответствии с возрастом и полом учащихся. В совокупности такая работа позволит создать более глубокое представление о концептуальных репрезентациях описываемых уровней языковой личности студента СПО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. Языковая социализация современной студенческой молодежи / К. А. Акопова // Современная лингвистика: теория и практика: материалы VIII Южно-Российской научно-практической конференции. Часть I. Краснодар: КВВАУЛ, 2008. — С. 3−5.
  2. , В. Языковая ситуация в регионах современной России / В. Алпатов // Отечественные записки. 2005. — № 2. — С. 210−219.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
  4. , В.К. Новые возможности словообразования: игровая номинация в языках молодежных субкультур / В. К. Андреев // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. С. 81−82.
  5. , Н.С. Чат-коммуникация: лингвокультурологический аспект / Н. С. Андрианова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» Т. 22 (61). 2009. — № 2. — С. 7−10.
  6. , Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Ю. Д. Апресян. М.: Рус. яз., 1995. — 560 с.
  7. , Э.К. Коммуникативно-речевые проблемы носителей русского языка / Э. К. Арутюнов, O.A. Гарцуева // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. Краснодар, 2009. — С. 98 102.
  8. , Н.Д. Очерк научной деятельности / Н. Д. Арутюнова, Е. С. Кубрякова, Ю. С. Степанов // Язык и культура. Факты и ценности. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 595 с.
  9. , Н.Д. Номинация и текст / Н. Д. Арутюнова // Языковая номинация: виды наименований. М., 1977. — С. 74.
  10. , З.Н. Речевое общение: теоретические и дидактические проблемы / З. Н. Афинская // Диалог: лингвистические и методические аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 37−46.
  11. , О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -М.: Сов. энциклопедия, 1969.-605 с.
  12. , Р.Н. О трудностях профессиональной социализации молодежи / Р. Н. Ашуралиев, М. Г. Магомедов // Специалист. 2008. — № 6. — С. 5−8.
  13. , А.Г. Формы языковой игры / А. Г. Баранов // Человек играющий / Homo Ludens: язык, личность, социум. Москва — Тверь, 1999. — С. 11.
  14. , В. Национальная идея и культура речи / В. Беликов // Отечественные записки. 2005. — № 2. — С. 47−66.
  15. , Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Э. М. Береговская // Вопросы языкознания. 1996. -№ 3. — С. 32.
  16. , Г. Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии / Г. Ю. Богданович. Симферополь: ДОЛЯ, 2002. -392 с.
  17. , Т.Г. Особенности языковой личности студента (на материале сочинений студентов первого курса) / Т. Г. Богданович // Социальные варианты языка VI: материалы междунар. науч. конф. (16−17 апреля 2009 г.) — Нижний Новгород, 2009. — С. 79−82.
  18. , Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : автореф. дис.. д-ра филол. наук / Г. И. Богин. JL, 1984. — 31 с.
  19. , A.B. Концепт СУДЬБА и его реализация в сказочном дискурсе (на материале новогреческих народных волшебных сказок): диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук / A.B. Бойко. Краснодар, 2008.
  20. , Е.С. К вопросу о методах описания фразеологических единиц / Е. С. Бойко // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). 2009. — № 2. — С. 31−36.
  21. , H.H. Диалектные концепты и категории / H.H. Болдырев, В. Г. Куликов // Филол. науки. 2006. — № 3. — С. 41−50.
  22. , H.H. К лингвистическому обоснованию понятия тендерной интерпретанты / H.H. Болдырев, И. Г. Серова // Филологические науки. -2007. -№ 5. -С.41−48.
  23. Болотов, В.И. A.A. Потебня и когнитивная лингвистика / В. И. Болотов // Вопр. языкознания. 2008. — № 2. — С. 82−96.
  24. , О.Г. Архаизация и неологизация в лексической системе кубанских говоров / О. Г. Борисова // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. С. 201−203.
  25. , JI.B. Концепт как динамический феномен: философские основания / JI.B. Бронник // Вопросы современной филологии и методикиобучения языка в вузе и школе: сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С. 14−17.
  26. , Т.В. Языковая концептуализация мира / / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Языки русской культуры, 1997. — 253 с.
  27. , П. О производстве и воспроизводстве легитимного языка. Национальная идея и культура речи / П. Бурдье // Отечественные записки. 2005. — № 2. — С. 146−174.
  28. , Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф. И. Буслаев. -М.: Учпедгиз, 1959. 204 с.
  29. , А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая — пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001.-288 с. — (Малая серия «Язык. Семиотика. Культура»).
  30. , А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — Вып. 1. — С. 99−112.
  31. , В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов // Виноградов В. В. Избранные труды. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  32. , Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн — пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Территория будущего, 2005. — 440 с.
  33. , М.Г. Соотношение континуальности и дискретности применительно к понятию концепта / М. Г. Воднева // Континуальность идискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. С. 13−14.
  34. , С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа: монография / С. Г. Воркачев — М-во образования РФ — Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар, 2002. — 142 с.
  35. , С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. — № 1. — С. 64−72.
  36. , С.Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта / С. Г. Воркачев // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2006. — С. 26 — 36.
  37. , A.A. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система : принципы проектирования и опыт реализации / A.A. Ворожбитова. Сочи: Изд-во СГУТ и КД, 2002. — 280 с.
  38. , В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // Социол. исслед. 2002. — № 1. — С. 96−105.
  39. , И.Г. Текст как объект лингвистического исследования / И. Г. Гальперин — отв. ред. Г. В. Степанов. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 144 с. -(Лингвистическое наследие XX века).
  40. , М.В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо,
  41. Е.А. Петрова, JI.M. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2004. -512с.
  42. , H.H. Диалогические единства с констатирующей исходной в речевом жанре «дружеской беседы» / H.H. Гастева // Жанры речи. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. — С. 123−130.
  43. , А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: АПН СССР, 1961.-472 с.
  44. , М.В. Опыт создания коллективного речевого портрета (на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы) / М. В. Голубева. Таганрог, 2001. — 256 с.
  45. , В.Е. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротина // Вопросы стилистики. Вып. 25. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1993. — С. 9−18.
  46. , М.В. Об ответственности за слово / М. В. Горбаневский // Русская речь. 2007. — № 1. — С. 69−72.
  47. , Е.А. Универсальная модель языковой личности поэта : автореф. дис.. д-ра филол. наук / Е. А. Горло. Ростов н/Д., 2007.
  48. , П.П. Социализация личности и психологические роли / П. П. Горностай // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения 97». Вып. 3. Ч. 1. — СПб., 1997. — С. 325−330.
  49. , Е.И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма): автореф. дис.. д-ра филол. наук / Е. И. Горошко. М., 2001. — 41 с.
  50. , М.А. Словарь современного молодежного жаргона / М. А. Грачев. М.: Изд-во Эксмо, 2007 — 672 с. — (Школьные словари).
  51. , Л.Е. Особенности речевого этикета / Л. Е. Грачева // Вопросы современной филологии и методики обучения языка в вузе и школе: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С. 5558.
  52. , Е.В. К вопросу о семантической структуре речевых штампов / Е. В. Гриневич // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский' гос. ун-т, 2009.-С. 175−176.
  53. , А.Я. Категория средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972.-318 с.
  54. , Л.Г. Жанр оценки в языке личности / Л. Г. Гынгазова // Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. — С. 40−49.
  55. , Л.Г. Тональность текстов-воспоминаний в языке личности / Л. Г. Гынгазова // Язык и культура: сб. науч. ст. 13 Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 120-летиюТомского гос. ун-та. Томск, 1999. — С. 50−55.
  56. , E.B. Семантико-синтаксические средства выражения категории вежливости в английском и русском языках : автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Демченко. Ростов на/Д., 2007. — 24 с.
  57. , В.Н. Концепт «изменение» в русской языковой картине мира / В. Н. Денисенко. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 306 с.
  58. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе // Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984.-268 с.
  59. , O.A. Вербальные характеристики образа понятия «добро» у представителей американской и русской лингвокультур / O.A. Егорова // Проблемы языка и мышления в тендерном и сопоставительном аспектах. -Ульяновск, 2005.
  60. , B.C. «Сниженный язык» и «национальный характер» / B.C. Елистратов // Вопросы философии. 1998. — № 10. — С. 110−122.
  61. , Е.А. Речевой портрет ребенка / Е. А. Земская // Язык: система и подсистема. М., 1990. — С. 202.
  62. , Н.К. Некоторые особенности виртуального социолекта / Н. К. Иванова // Социальные варианты языка VI: материалы междунар. науч. конф. (16−17 апр. 2009 г.). — Нижний Новгород, 2009. — С. 159−162.
  63. , Г. Г. Сильная языковая личность: ее постоянные и переменные признаки / Г. Г. Инфантова // Речь. Речевая деятельность. Текст. -Таганрог, 2000. С. 63−69.
  64. , Г. Г. П.В. Чесноков как носитель элитарной речевой культуры / Г. Г. Инфантова // Языковые единицы: логика, семантика, функции и прагматика. Таганрог, 1999.
  65. , М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  66. , В.А. Метафора в языке и речи / В. А. Каменева // Вопросы современной филологии и методики обучения языка в вузе и школе: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С. 7476.
  67. , В.И. Аспекты языковой личности / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2003. — С. 96−106.
  68. , В.И. Речевое поведение и типы личностей / В. И. Карасик // Массовая культура на рубеже 20−21 веков: человек и его дискурс: сб. науч. тр. / РАН. Ин-т языкознания, науч. ред. Ю. А. Сорокин, М. Г. Желтухина. М.: Азбуковник, 2003. — 367 с.
  69. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
  70. , Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети / Ю. Н. Караулов // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н. Ф. Уфимцева. М., 2000. — С. 196−206.
  71. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 262 с.
  72. , Е.П. Дискурс близких взаимоотношений: дружба (материалы к спецкурсу) / Е. П. Карзенкова // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. Краснодар, 2009. — С. 120−125.
  73. , М.В. Чужая речь в коммуникативном аспекте / М. В. Китайгородская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — С. 65−90.
  74. , Е.В. Концепт «БОГАТСТВО»: когнитивно-прагматический аспект (на материале русского и английского языков): диссертация насоискание ученой степени канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. В. Климентьева — КубГУ. Краснодар, 2008. — 201 с.
  75. , М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  76. , А.Б. Фразеология молодежного жаргона / А. Б. Козьякова // Русская речь. 2003. — № 6. — С. 116−119.
  77. , В.В. К вопросу о методах лингвистического изучения концептов / В. В. Колесникова // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. С. 18−19.
  78. , В.В. Художественный концепт ДУША и его языковая репрезентация (на материале произведений Б. Пастернака): диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук. /В.В. Колесникова — КубГУ. Краснодар, 2008. — 150 с.
  79. , В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции /В.В. Колесов // Язык и этнический менталитет. -Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995. С. 15.
  80. , В.В. Язык города / В. В. Колесов. М.: Высш. шк., 1995. — 192 с. -(Рус. язык и культура речи).
  81. , Н.В. Формирование языковой компетенции студентов / Н. В. Коломыцкая // Специалист. 2008. — № 2. — С. 26−27.
  82. , О.Н. Когнитивные основания языковых категорий (на материале современного английского языка): дис.. д-ра филол. наук / О. Н. Колосова. М., 1996. — 325 с.
  83. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  84. , М.М. О семантической природе молодежного жаргона / М. М. Копыленко // Социально-лингвистические исследования. М.: Наука, 1976. — С. 79−86.
  85. , Л.П. Взаимосвязь личности, языка, культуры / Л. П. Королева // Современная лингвистика: теория и практика: материалы VIII ЮжноРоссийской науч.-практ. конф. Ч. I. Краснодар: КВВАУЛ, 2008. — С. 98 100.
  86. , В.Г. Культура речи и стиль / В. Г. Костомаров. М.: Изд-во ВПШиАОН, 1960.-71 с.
  87. , Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры : автореф. дис.. д-ра филол. наук / Т. В. Кочеткова. Саратов, 1999.-54 с.
  88. , О.В. Приемы речевого воздействия в студенческом социуме (акты просьбы) / О. В. Крамкова // Социальные варианты языка VI: материалы междунар. науч. конф. (16−17 апр. 2009 г.). — Нижний Новгород, 2009. — С. 185−202.
  89. , Н.Л. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах : монография / Н. Т. Красавский. М.: Гнозис, 2008. — 374 с.
  90. , В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации : курс лекций / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. — 270 с.
  91. Краткий словарь когнитивных терминов / под. ред. Е. С. Кубряковой. -М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.
  92. , О. А. Речевая культура и языковая политика в современном российском обществе / O.A. Крылова // Русская речь. 2006. — № 1. — С. 5256.
  93. , T.B. Статусные правила в наивной этике / Т. В. Крылова // Слово в тексте и в словаре: сб. ст. к семидесятилетию академика Ю. Д. Апресяна. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 122−127.
  94. , Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) / Л. П. Крысин // Язык и личность. М., 1989. — С. 78−86.
  95. , Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи / Л. П. Крысин // Русское слово, свое и чужое. М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 266.
  96. , Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира / Е. С. Кубрякова // Филология и культура: материалы международных конференций. Тамбов, 1999. — С. 6 — 13.
  97. Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: коллективная монография / отв. ред. H.A. Купина, O.A. Михайлова. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. 595 с.
  98. Культура и культурология: словарь / ред. -сост. А. И. Кравченко. -Екатеринбург — М: Деловая книга — Аккад. Проект, 2003. 927 с.
  99. Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.: Унив. кн., 1998.
  100. , Д.Г. Формирование жаргона современных рекламистов / Д. Г. Куренова, O.E. Павловская //Социальные варианты языка VI: материалы междунар. науч. конф. (16−17 апр. 2009 г). Нижний Новгород, 2009.-С. 202−205.
  101. , B.C. Из чего складывается структура речевой ситуации? / B.C. Кутукова // Современная лингвистика: теория и практик: материалы VIII Южно-Российской науч.-практ. конф. Ч. I. Краснодар: КВВАУЛ, 2008. — С. 105−109.
  102. , Т.В. Категория «вежливость» как отражение социально-культурных отношений (на примере английской и русской коммуникативных культур) / Т. В. Ларина // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. — № 4. — С. 137−147.
  103. , С.И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — С. 29 — 30.
  104. , Ю.И. Об обсценных выражениях русского языка / Ю. И. Левин // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. — С. 809 819.
  105. , И.Б. Время для частных бесед / И. Б. Левонтина // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. — С. 71−75.
  106. , H.A. Развитие языковой личности и коммуникативное сознание младших школьников / H.A. Лемяскина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.-330 с.
  107. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М.: Просвещение, 1984. — 214 с.
  108. Лингвистический энциклопедический словарь / Ин-т языкознания, АН СССР науч.-ред. совет изд-ва «Сов. энциклопедия» — гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Совет, энцикл., 1990. — 685 с.: ил.
  109. , Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. РАН. Сер. лит и яз. 1993.-№ 1.-С. 3−10.
  110. , Л.П. Лексические заимствования в языковой картине мира / Л.П. Лобанова// Филологические науки. 2008. — № 1. — С. 68−72.
  111. , E.H. Культура как сфера формирования языковой личности / E.H. Лучинская // Личность в пространстве языка и культуры: юбилейный сб. / КубГУ — под ред. А. Г. Баранова и др. Краснодар, 2005. -С. 87−91.
  112. , Н.В. Типы коммуникативных портретов учащихся / Н. В. Лучкина // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. — С. 132 134.
  113. , А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) / А. Г. Лыков. М.: Высш. шк., 1976. — 119 с.
  114. , С.Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып. 1. — Архангельск, 1997. -С. 11−35.
  115. , И.В. Окказиональная деривация как способ и средство создания языковой картины мира (на материале языка поэтических текстов В. Хлебникова): дис.. канд. филол. наук / И. В. Ляхович. -Краснодар, 2003.
  116. , М.Л. Языковой дискурс и психология / М. Л. Макаров // Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1997.-С. 34−45.
  117. , Г. Н. Идиома как репрезентация ценностной и эмоциональной составляющих концепта / Г. Н. Манаенко // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. — С. 72−73.
  118. , В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В. А. Маслова. М.: Флинта: Наука, 2006. — 296 с.
  119. , В.А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Маслова. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-208 с.
  120. Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 475 с.
  121. , A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / A.B. Мудрик. М.: Просвещение, 1977. — 64 с.
  122. , В.В. Лингвистическая идентификация личности / В. В. Наумов. М.: КомКнига, 2007. — 240 с.
  123. , П.В. Дискурсивная деятельность человека: теоретические основы / П. В. Невская // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. Краснодар, 2009. — С. 58−62.
  124. , P.C. Психология : учебное пособие / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1990.-301 с.
  125. , В.П. От концепта к слову: к проблеме физиологического концептуализма / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1988. -С. 80−85.
  126. , Е.А. Языковая личность в аспекте народной речевой культуры / Е. А. Нефедова //Актуальные проблемы русистики: материалы
  127. Международной науч. конф. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. — Вып. 2. Ч. 2.
  128. , Т.Г. Студенческая паремиология в словарном отображении / Т. Г. Никитина //Социальные варианты языка VI: материалы междунар. науч. конф. (16−17 апр. 2009 г.). — Нижний Новгород, 2009. — С. 239−242.
  129. , Н.С. Цена слова и цена культуры / Н. С. Николаев // Филологические науки. 2004. — № 1. — С. 95−101.
  130. , Т.М. Социолингвистический портрет и методы его описания / Т. М. Николаева // Русский язык и современность: проблемы и перспективы развития русистики: докл. Всесоюз. науч. конф. Ч. 2. — М., 1991.
  131. , B.C. Особенности функционирования иноязычных слов в молодежном сленге / B.C. Норлусенян // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. — С. 55−56.
  132. , Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности / Э. Л. Носенко. Днепропетровск, 1975. — 132 с.
  133. , С.И. Толковый словарь русского языка / РАН — Рос. фонд культуры — С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 2008. — 928 с.
  134. , A.B. Презентационная теория дискурса : монография / A.B. Олянич. Волгоград: Гнозис, 2007. — 408 с.
  135. , П.Н. Студент средней профессиональной школы / П. Н. Осипов // Социологические исследования. — 1998. № 11. — С. 102−108.
  136. , Т.А. Концепт ТРУД в русской и американской лингвокультурах : дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. / Т. А. Островская. Краснодар, 2005. — 163 с.
  137. , O.E. Роль духовно-культурных ценностей в воспитании студенческой молодежи / O.E. Павловская, Г. Г. Солошенко // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. Краснодар, 2009. -С. 6−10.
  138. , O.E. Стиль как прототипическая категория гуманитарных наук (системно-терминологический аспект): дис. на соискания звания док. филол. наук / O.E. Павловская — Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2007. — 330 с.
  139. Плуцер-Сарно, А. Ю. Заметки о русском мате / А.Ю. Плуцер-Сарно // «Злая матерная.»: сб ст. / под ред. В. И. Жильвиса. М.: Ладомир, 2005. -С. 168.
  140. , Е.Д. Статьи по общему языкознанию / Е. Д. Поливанов. -М.: Наука, 1968.-376 с.
  141. , Т.И. Коммуникативное поведение младших и старших школьников: проблема сходства / Т. И. Полюкова // Культура общения и ее формирование: материалы V регион, науч.-метод. конф. (Воронеж, 20−21 апр. 1998 г.). Воронеж: ВОИРКРО, 1998. — С. 40.
  142. , И.Н. Динамика становления нормы в современной языковой ситуации / И. Н. Пономаренко // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. С. 29−31.
  143. , JI.A. Языковая личность в общении / JI.A. Пономаренко // Сфера языка и прагматика речевого общения: междунар. сб. науч. тр. Ч.
  144. Краснодар: КубГУ, 2003. — 400 с.
  145. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Истоки, 2001. — 191 с.
  146. , З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях /
  147. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 1999.
  148. , В.Я. Проблемы обучения, воспитания и развития студентов / В .Я. Портных // Специалист. 2008. — № 9. — С. 30−33.
  149. , О.Г. Основы прагматического описания предложения / О. Г. Почепцов. Киев: Вища шк., 1986. — 114 с.
  150. , О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О. Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−122.
  151. , М.Э. Анализ современных исследований по проблеме связи мышления, речи и межличностного общения / М. Э. Прудникова // Вестник ПГЛУ. 2003. — № 3.
  152. , O.A. Язык как миросозидание : лингвофилософская концепция неогумбольдтианства / O.A. Радченко. М.: Едиториал УРСС, 2005.-312 с.
  153. , Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. М.: Высш. шк., 1974. — С. 55.
  154. , Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во ACT, 2001.-264 с.
  155. , В.М. Социально-психологические особенности молодежного сознания / В. М. Рамазанов // Философские науки. 1973. -№ 1.-С. 18−23.
  156. , Т.А. О демаркации понятий «арго», «жаргон», «сленг» / Т. А. Распопова // Социальные варианты языка VI: материалы междунар. науч. конф. (16−17 апр. 2009 г.). — Нижний Новгород, 2009. — С. 269−274.
  157. , В.Х. Сквернословие оружие, обращенное против себя / В. Х. Рассказова, И. А. Худавердова // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. — Краснодар, 2009. — С. 119−120.
  158. , И.Н. Антропоцентрический характер языковых картин мира / И. Н. Рубцов // Культурная жизнь Юга России. 2007. — № 1. — С. 84−87.
  159. , A.C. Когнитивная лингвистика и семиотика / A.C. Самигуллина // Вопросы языкознания. 2007. — № 3. — С. 11−24.
  160. , И. Книга о Родине: опыт анализа дискурсивных практик / И. Сандомирская. Wien, 2001.
  161. , О.Н. Прагматико-референциальные параметры гендерно маркированной лексики / О. Н. Сафонова // Культурная жизнь Юга России. -2009. -№ 1. С. 107−109.
  162. , И.Т. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в русском языке (диалогическое единство) / И. Т. Святогор. Калуга, 1960.-С. 38.
  163. , H.A. Концепт как базовая категория когнитивной парадигмы (к определению термина) / H.A. Сегал // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология» -2006. Т 19 (58). — № 2. — С. 133 — 138.
  164. , К.Ф. Портреты языковой личности в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) / К. Ф. Седов //
  165. Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 28. Антропоцентрические исслед. Саратов, 1999. — С. 3−28.
  166. , К.Ф. Языковая личность и речевые жанры / К. Ф. Седов // Горелов И. Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М., 1999. — С. 145−154.
  167. , А.П. Языковое поведение, конвенциальная семантика и национальные архетипы / А. П. Седых // Филологические науки. 2004. -№ 3.-С. 51−56.
  168. , Е.А. Когнитивная ономасиология / Е. А. Селиванова -Киев: Изд-во укр. фитосоциол. центра, 2000. 248 с.
  169. , В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общества / В. Е. Семенов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1993. — Вып. 2.
  170. , Ю.П. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы / Ю. П. Сентюрин // Специалист. 2008. — № 9. — С. 2−7.
  171. , A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность / A.B. Сергеева. М.: Флинта: Наука, 2005. — 320 с.
  172. , JI.H. Введение в лингвистическую гендерологию : материалы к спецкурсу / JI.H. Синельникова, Г. Ю. Богданович. -Симферополь, 2001. — 40 с.
  173. , Л.П. Жаргоны / Л. П. Скворцов // Русский язык: энциклопедия. М., 1978. — С. 82.
  174. , А.П. О понятии и термине «языковая игра» / А. П. Сковородников // Филологические науки. 2004. — № 2. — С. 79−87.
  175. , М.В. Экстралингвистические границы антропоцентрических моделей / М. В. Слизкова // Континуальность и дискретность в языке и речи: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009.-С. 31−33.
  176. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.-800 с.
  177. Словарь современного русского народного говора: (д. Деулино Рязанского р-на Рязанской обл.) / под ред. И. А. Осовецкого. М.: Наука, 1969.-612 с.
  178. , Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. — М.: Academia, 2000. 128 с.
  179. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993. — 740 с.
  180. , Т.В. Ассоциативный тезаурус ребенка: структура ассоциативного распределения / Т. В. Соколова // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н. Ф. Уфимцева. М., 2000. — С. 79−97.
  181. , Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, A.M. Шахнорович. М.: Наука, 1979.-327 с.
  182. , Л.И. Вариативность звукового оформления высказываний / Л. И. Сорокина // Вопросы современной филологии и методики обучения языка в вузе и школе: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С. 108−110.
  183. , М.Н. Принципы психологии эмоций / М. Н. Станкин // Специалист. 2008. — № 11. — С. 28−30.
  184. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-824 с.
  185. , Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-312 с.
  186. , Ю.С. Язык и метод / Ю. С. Степанов // К современной философии языка. -М., 1998.-С. 157.
  187. , И.А. Методика исследования структуры концепта /И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 58 — 65.
  188. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  189. , Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. -Ростов-н/Д., 2004. С. 106.
  190. , В.А. Когнитивное описание языка и его культурологическая интерпретация: когнитивные трансформации / В. А. Сулимов // Филологические науки. 2006. — № 1. — С. 40−47.
  191. , А.Е. Лекции по теории речевой деятельности / А. Е. Суприн.-Минск, 1996.-64 с.
  192. , С.А. Личность в коммуникативном процессе / С. А. Сухих. -Краснодар: Южный институт менеджмента, 2004. 156 с.
  193. , П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой / П. В. Сысоев // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2003.-№ 4.-С. 110−120.
  194. , Т.П. Словарь жаргона краснодарских школьников / Т. П. Тарасенко. Краснодар, 2007. — 220 с.
  195. , Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте её речевых реализаций : дис. канд. филол. наук. / Т. П. Тарасенко. -Краснодар, 2007.
  196. , В.Н. Концептообразующая флуктация константы «родная земля» в наименованиях родина / В. Н. Телия // Язык и культуры: Факты и ценности: к 70-летию Юрия Сергеевича Степанова. — М., 2001. С. 409 -418.
  197. , В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. М.: Языки русской культуры, 1996. — 288 с.
  198. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. -М.: Слово, 2000. 262 с.
  199. , В.И. Языковая личность (лингвокультурологический аспект) / В. Н. Тхорик. Краснодар: КубГУ, 2000.
  200. , В.И. Методологические основания в исследовании языковой личности / В. И. Тхорик, Е. Б. Тхорик // Сфера языка и прагматика речевого общения: междунар. сб. науч. тр. Ч. 2. Краснодар: КубГУ, 2003. — С. 4853.
  201. , В.И. Человеческая культура как фактор развития языковой личности / В. И. Тхорик, Н. Б. Шершнева, И. А. Хаман // Личность в пространстве языка и культуры: юбилейный сб. / под ред. А. Г. Баранова и др. — Краснодар, 2005. С. 51−55.
  202. Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. М.: ООО «Букволика», РОО «РООССА», 2008 — 1244 с.
  203. , Г. А. Формирование социальных установок у студентов / Г. А. Федина // Специалист. 2008. — № 6. — С. 31−32.
  204. , М.М. Непрямая коммуникация и средства создания двусмысленного дискурса / М. М. Филиппова // Филологические науки. -2007. № 5. — С. 59−69.
  205. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, и др. M: Совет, энцикл., 1989. — 815 с.
  206. , М.И. Современный русский язык. Лексикология: учеб. для филол. спец. вузов / М. И. Фомина. М.: Высш. шк., 1990. — 415 с.
  207. , Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: Высшая школа, 1989. — 157 с.
  208. , P.M. Психолингвистика / P.M. Фрумкина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  209. , М.А. Ментальность в художественном тексте: прагматический аспект / М. А. Хакуй // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. — Вып. 1. — С. 163 167.
  210. , Л.Г. Некоторые вопросы диалогических единств : спецкурс по диалогической речи / Л. Г. Хатиашвили. Тбилиси, 1988. — 73 с.
  211. , K.M. Культурология : энциклопедический словарь / K.M. Хоруженко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 640 с.
  212. , А. Динамика численности студентов средних специальных учебных заведений по регионам РФ / А. Царева // Специалист. 2007. — № 8.-С. 37−38.
  213. К.С. Самопрезентация языковой личности в немецком молодежном чат-дискурсе: собственно молодежное и национально-специфическое: автореф. дис.. к. филол. наук /К.С. Цибизов. Саратов, 2009.-23 с.
  214. , И.В. Представленность коммуникативных качеств речи в типах речевой культуры и в религиозном стиле / И. В. Цкрабкова // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. -Краснодар, 2009. С. 44−49.
  215. , JI.B. Роль «языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников / JI.B. Черепанова // Русский язык в школе. 2004. — № 5. — С. 40−41.
  216. , Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника : дис. канд. филол. наук / Е. Б. Чернышова. Воронеж, 2001. — 242 с.
  217. , П.В. Динамическая языковая картина мира — основа взаимопонимания носителей разных языков / П. В. Чесноков // Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков. Таганрог, 2005. — Ч. I. — С. 74−79.
  218. , П.В. Понятие и концепт / П. В. Чесноков // Активные процессы в современном русском языке: материалы Всероссийской межвузовской конференции / отв. ред. Г. Г. Инфантова, H.A. Стернин. -Ростов н/Д.: Легион, 2006. 416 с.
  219. , В.И. Лингвистика эмоций / В. И. Шаховский // Филологические науки. 2007. — № 5. — С. 3−12.
  220. , Л.Ю. Черты устной и письменной речи в компьютерно опосредованной коммуникации (на материале анализа веб-порталов) / Л. Ю. Шипицына, Н. В. Наумова // Проблемы речевой коммуникации в современном мире / КубГАУ. Краснодар, 2009. — С. 22−29.
  221. , А. Ложная тревога и подлинная беда. Национальная идея и культура речи / А. Шмелев // Отечественные записки. 2005. — № 2. — С. 24−28.
  222. , Т.В. Ключевые слова текущего момента / Т. В. Шмелева // СоИевшт. 1993. — № 1. — С. 24−37.
  223. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. -М.: Комкнига, 2007. 428 с.
  224. , В.В. Религиозность молодежи (по материалам исследований в Могилевской области) / В. В. Юдин // Социол. исслед. 2006. — № 5. — С. 137−139.
  225. КСКТ Краткий словарь когнитивных терминов / под. ред. Е.С.
  226. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.-245 с.
  227. Культура и культурология: словарь / ред. -сост. А.И.
  228. КиК — Кравченко. Екатеринбург — М: Деловая книга — Аккад.1. Проект, 2003. 927 с.
  229. Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.: Унив. кн., 1998.
  230. Лингвистический энциклопедический словарь / Ин-т языкознания, АН СССР науч.-ред. совет изд-ва «Сов. энциклопедия» — гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Совет, энцикл., 1990. — 685 с.: ил.
  231. , С.И. Толковый словарь русского языка / РАН — Рос. фонд культуры — С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 2008. — 928 с.
  232. Словарь современного русского народного говора: (д. Деулино Рязанского р-на Рязанской обл.) / под ред. И. А. Осовецкого. М.: Наука, 1969. — 612 с.
  233. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993.-740 с.
  234. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  235. Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. М.: ООО «Букволика», РОО «РООССА», 2008 — 1244 с.
  236. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв, и др. M: Совет, энцикл., 1989. — 815 с.
Заполнить форму текущей работой