Средства выражения комического в старофранцузском эпосе: На материале эпического цикла Гильома Оранжского
Диссертация
Проведенное исследование позволило выявить специфические черты используемых стилистических языковых средств. Так, для метафоры, эпитета и сравнения характерно сохранение внутреннего образа, часто мотивированного контекстом, причем комический эпитет характеризуется переходом из категории признака (постоянной характеристики понятия, входящей в сигнификат) в качество (индивидуальная характеристика… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ОТПРАВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 1. Эпос как древнейший жанр старофранцузской литературы. Цикл
- Гильома Оранжского
- 2. Проблема существования донационального литературного языка
- 3. Понятие формульного стиля
- 4. Комическое как эстетическая категория, культурологический феномен и лингвистический механизм
- Феномен комического в Средние Века. Специфика средневекового комизма
- Символ в системе средневекового искусства
- Лингвистическая интерпретация комического
- Проблема классификации комического. Классификация
- В.Я.Проппа
- 5. Способы реализации пародийного намерения в эпосе: пародийное переосмысление формул
- Куртуазное переосмысление эпических канонов
- Ироикомическое как средство создания пародийной транспозиции
- Бурлеск как средство пародийного снижения эпических канонов
- Глава II. ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКМЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ НЕПАРОДИЙНОГО (ВНУТРИЖАНРОВОГО) КОМИЗМА
- Лексико-стилистические средства выражения непародийного внутрижаирового) комизма
- 1. Метафора
- 2. Ирония
- Ирония имени
- Ирония высказывания
- 3. Полисемия и двойная актуализация
- 4. Лексическая антитеза
- 5. Персонификация
- 6. Литота
- 7. Семантика имени собственного
- Выводы по главе II. Лексико-стилистические средства выражения непародийного (внутрижаирового) комизма
- Мотив клятвы
- Мотив обращения к сарацинам
- Мотив взятия в плен
- Мотив молитвы
- Выводы по
- 1. Куртуазное переосмысление эпических канонов
- 2. Бурлеск как средство пародийного снижения эпических канонов
- 2. 1. Изменения поведения героя и лексико-стилистических характеристик его речи
- 2. 2. Введение бурлескных мотивов как средство создания комического
- 2. 3. Лексико-стилистические средства создания бурлеска
- 2. 4. Бурлеск как средство создания образа Людовика
- 2. Бурлеск как средство пародийного снижения эпических канонов
- 3. Ироикомическое как средство создания пародийной транспозиции
- 3. Ироикомическое как средство создания пародийной транспозиции
Список литературы
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания.-1995.- № 1, М.: Наука. — С. 37−68
- Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. -С-Пб: Из-во С.-Петерб. ун-та, 1999.- С. 77−92
- Арнольд И.В. Исчисление коннотаций в контекстуальном значении слова // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. -С-Пб: Из-во С.-Петерб. ун-та, 1999.- С. 36−39
- Арнольд И.В. Нарушение сочетаемости на разных уровнях -лингвистический механизм комического // Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Сборник статей. -С-Пб: Из-во С.-Петерб. ун-та, 1999.- С. 239−250
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы.- М: «Наука», 1976.-383 с.
- Ахманова О.С., Поббенит И. В. Вертикальный контекст как филологическая проблема // ВЯ. -1977.- № 3.
- Багдасарян М.А. Языковые средства выражения иронии в современном французском языке. Автореф. дис. канд.филол. наук.- М., 1969. 26 с.
- Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб: «Мифрил», 1995.-XXVIII + 244 с.
- Бурбело В.Б. Историческая стилистика французского языка. Киев: «Лыбидь», 1990.- 121с.
- Бурбело В.Б. Основные стилеобразующие факторы и модели культурно-речевого функционирования в истории французского языка. Автореф. дис. докт. филол. наук. Киев, 1992. — 52с.
- Бурсье Э. Основы романского языкознания: Пер. с фр./Под ред., с предисл. и примеч. Д. Е. Михальчи. Изд. 2-е, стереотипное.- М: Едиториал УРСС, 2004. -680с.
- Вакуров В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. Автореф. дис. канд.филол. наук.- М., 1969. 54с.
- Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика. Л.: «Гослитиздат», 1940. 648 с.
- Волкова 3. Н. Эпос Франции. М.: «Наука», 1984.-319с.
- Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и в тексте, отв. ред. В. Н. Телия. М. :Наука, 1988.-С. 11−26
- Гвасалиа Л.И. Эстетический феномен комического и ареал его действия в искусстве. Автореф. дис. канд.филол. наук-Тбилиси, 1989. 18 с.
- Глазычев В.Л. Городская среда раннего средневековья // Культура и искусство Западноевропейского Средневековья. Материалы научной конференции (1980).- М.: «Советский художник», 1981.- С.89−104.
- Горбачевич К.С. Вариативность слова и языковая норма. Л., 1978
- Гуревич А.Я. Категории Средневековой культуры. М.: «Искусство», 1984.- 350с.
- Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: «Искусство», 1989. — 366с.
- Гуревич А.Я. О новых проблемах изучения средневековой культуры // Культура и искусство Западноевропейского Средневековья. Материалы научной конференции (1980).-М.: «Советский художник». 1981. С.5−35.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства.- М.: «Искусство», 1990. 395с.
- Гуревич Е. А. Парная формула в эддической поэзии. Опыт анализа // Художественный язык средневековья. Москва: Наука, 1982. -С. 61−82
- Доза А. История французского языка: Пер. с фр. / Под ред. и с предисл. М. С. Гурычевой. Изд. 2-ое, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003.- 472с.
- Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: «Просвещение», 1985. — 288 с.
- Долинин К.А. Стилистика французского языка. М.: «Просвещение», 1984. — 343с.
- Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе. М., 2000. — 316 с.
- Катагощина H.A., Гурычева М. С., Аллендорф К. А. История французского языка. М.: Высшая Школа, 1976.-319с.
- Колесникова Э.Г. Языковые средства комического в творчестве И. Ильфа и Е. Петрова. Автореф. дис. канд.филол. наук. 1969, Иркутск. — 17 с.
- Колшанский Г. В. Контекстуальная семантика. М.: «Наука», 1980.-148 с.
- Курьянова JI.A. Повторная номинация как способ формирования сверхфразовых единств во французских эпических поэмах XI—XIII вв..в. // Вестник Ленинградского Университета. -1982.- серия № 2, вып. 1, — С. 116−119
- Курьянова Л.А. Приемы авторской оценки персонажа в старофранцузской эпической поэме «Рауль де Камбрэ» (роль социального фактора в выборе языковых средств) // Вестник Ленинградского Университета -1987. серия № 2, вып. 1.- С. 54−58
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс, Прогресс -Академия», 1992. — 373 с.
- Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси // Избранные работы в трех томах. Т.2, Л: «Худож. лит-ра», 1987. С.343−418.
- Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Статьи по семиотике искусства. С-Пб.: Гуманитарное Агентство «Академический проект», 2002.-С. 314−321
- Лотман Ю.М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры Х1-Х1Х веков // Статьи по семиотике искусства. С-Пб.: Гуманитарное Агентство «Академический проект», 2002.-С. 154−179
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Статьи по семиотике искусства. С-Пб.: Гуманитарное Агентство «Академический проект», 2002.-С. 211−225
- Лошаков А.Г. Прагмо-семантическая структура пародийного текста. Автореф. дис. канд.филол. наук Пермь, 1995.- 20с.
- Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. Автореф. дис. канд. филол. наук.-М., 1990.-62 с.
- Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М: «Восточная лит-ра», 1963. — 461 с.
- Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М: «Наука», 1983.- 303с.
- Метафора в языке и в тексте, отв. ред. В. Н. Телия. М. :Наука, 1988.-176 с.
- Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть «фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М.: «Наука», 1986. — 349с.
- Михайлов А.Д. Французский героический эпос: вопросы поэтики и стилистики. М.: «Наследие», 1995. — 360 с.
- Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман.- М.: «Наука», 1976. 351с.
- Морозов A.A. Русская стихотворная пародия (XVIII нач. ХХ в).- JI, 1960b. -856 с.
- Нехорошкова Т.П. Использование количественного принципа в системе отрицания (на историческом материале латинского и французского языков) // Вопросы семантики и стиля. Межвузовский научный сборник.- Уфа, 1985.-С. 4954
- Никитина Е.Я. Проблемы эволюции образных средств во французском любовном сонете второй половины XVI в. Автореф. дис. канд.филол. наук.-Спб, 2002. 23 с.
- Никитина Т.П. О системных связях между фразеологическими единицами в старофранцузском языке // Вестник Ленинградского Университета -1989. серия № 2, вып. 2.- С. 73−78
- Панина М.А. Комическое и языковые средства его выражения. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1996. — 20 с.
- Потебня A.A. Символ и миф в народной культуре. Сост., подг. текстов, ст. и коммент. А. Л. Топоркова. М. Лабиринт, 2000.-480с.
- Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки // Морфология /Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я.Проппа). М.: «Лабиринт», 1998.-С.5−111.
- Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: «Алетейя», 1996.-288 с.
- Рахимова Н.М. Амбивалентные структуры художественного текста и стратегии их интерпретации. Автореф. дис. канд.филол. наук М., 1993. — 24с.
- Сабанеева М.К. Художественный язык французского эпоса: Опыт филологического синтеза.-СПб.: Из-во С.-Петерб. ун-та, 2001.- 296с.
- Салова Г. С. Лингвистические особенности текста английской стихотворной пародии. Автореф. дис. канд.филол. наук.- М., 1982. 24 с.
- Сергиевский М.В. Введение в романское языкознание. М., 1954. -302с.
- Скляровская Г. Н. Метафора в системе языка. С-Пб.: Наука, 1993.-151 стр.
- Скрелина Л.М., Кузнецова Т. Я. Очерки по исторической стилистике французского языка.- С-Пб Архангельск: изд-во Поморского Международного Пед. Университета, 1995.- 207с.
- Скрелина Л.М., Становая Л. А. История французского языка. М.: Высш. шк., 2001.-463с.
- Становая Л.А. Введение в скриптологию. СПб., 1996
- Степанов Ю.С. Французская стилистика.- М.: «Высшая школа», 1965. -355с.
- Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и в тексте. М. :Наука, 1988.-е. 26−52.
- Феоктистова Н.В. Формирование семантической структуры отвлеченного имени (на материале древнеанглийского языка). Л.: Из-во Ленингр. Ун-та, 1984.188 с.
- Харитонов М. Лики и гримасы пародии //Наука и жизнь.-1971.- № 11.-С.119−121.
- Хейзинга И. Осень Средневековья. М.: «Наука», 1988. — 539с.
- Чекалина Е.М., Ушакова Г. М. Лексикология французского языка.- С-Пб: изд-во СПбГУ, 1998. 236с.
- Челышева И.И. К характеристике французского языка преднационального периода // Структурное развитие французского языка. -Калинин, 1985. -С. 98 104.
- Чехоева 3. Ц. Языковые и прагматические аспекты функционирования лексики со значением качества в старофранцузском языке. АКД, Л., 1983.-18 с.
- Штейнберг Н.М. Полисемия и омонимия как стилистическое средство («Двойная актуализация» лексических единиц) // Грамматическая семантика. Респ. сб.-Горький, 1980.-С. 11−20
- Ashby G. Une analyse stylistique des formules epiques contenant «enfant «ou l’un des synonymes // L’enfant au Moyen Age (Litterature et Civilisation), senefiance № 9, CITER MA, Aix-en-Provence: Universite de Provence, 1980. P. 221−231
- Bancourt P. Les musulmans dans les chansons de geste du cycle du roi.- Aix-en-Provence: Universite de Provence, 1 1, 1982: pp 1−570,12: pp 571−1079.
- Batany J. Scene et coulisses du «Roman de Renart «. — SEDES, Paris, 1989.-290p.
- Bedier J. Les Legendes Epiques. Recherches sur la formation des chansons de geste. Le cycle de Guillaume d’Orange. Paris, 1908. — 413 p.
- Bergson H. Le rire. Essai sur la signification du comique.- S01"6 edition, Paris: PUF, 1989.- 157 p.
- Bestiaires du Moyen Age — Pierre de Beauvais, Guillaume Le Clerc, Richard de Fournival, Brunetto Latini, mis en francais moderne et presente par Gabriel Bianciotto, Paris, 1980. 262 p.
- Bouillaguet A. L’ecriture iinitative. Pastiche, parodie, Collage. Nathan Universite, 1996.-185 p.
- Boutet D., Charlemagne et Arthur ou le roi imaginaire.- Paris: Honore champion, 1992.- 656 p.
- Boutet D., La chanson de geste. Paris: PUF, 2003.-271 p.
- Chevalier J. Gheerbrant A., Dictionnaire des symboles, mythes, reves, coutumes, gestes, formes, figures, couleurs, nombres Paris: editions Robert Laffont, 1986. -1060 p
- Colette A., La satire: une histoire dans l’histoire: Antiquite en France (Moyen Age XIX s). — Paris: Presse Universitaire de France, 1996. — 248 p.
- De Riquer M. Epopee jongleuresque a ecouter et epopee romanesque a lire // La technique litteraire des chansons de geste, Actes du Colloque de Liege (septembre 1957, Paris), Les Belles Lettres, Paris, 1959. P. 75−84
- Defays, J.-M. Le comique. Paris: Seuil, 1996.-94p.
- Dufournet J. Adam de la Halle a la recherche de lui meme. Paris: SEDES, 1974.
- Dufournet J. Note sur le «Couronnement de Louis» // Revue des Langues Romanes, 1966. P. 103−118
- Dufournet J., Lachet C. La litterature francaise du Moyen Age. T.II. Paris: GF Flammarion, 2003 620p.
- Emelina J. Comment definir le burlesque // Poetique du burlesque. Actes du Colloque internationnal du Centre de Recherches sur les Litteratures Modernes et
- Contemporaines de l’Universite Biaise Pascal. 22 -24 fevrier 1996, ed. Par D. Bertrand, Honore Champion — Paris — 1998. P. 49−66
- Emelina J. Le comique. Essai d’interpretation generale.-Liege: SEDES, 1996.190 p.
- Fontanier P. Les figures du discours. Collection «Sciences «. -Paris: Flammarion, 1968.- 505p.
- Frantz P. L’Epique: fins et confins.- Paris: Presses Universitaires Franc-Comtoises, 2000.- 306 p.
- Frappier J. Histoire, Mythes et Symboles. Etudes de litterature francaise.-Geneve: Droz, 1976.-298 p.
- Frappier J. Les chansons de geste du cycle de Guillaume d’Orange — t 1: «La Chanson de Guillaume «, «Aliscans «, «La Chevalerie Vivien «. — Societe d’edition d’enseignement superieur, Paris, 1955.-310p.
- Frappier J. Les destriers et leurs epithetes // La technique litteraire des chansons de geste, Actes du Colloque de Liege (septembre 1957, Paris), Paris: Les Belles Lettres, 1959.-P. 85−107.
- Frappier J., Les Chansons de geste du Cycle de Guillaume d’Orange, t 2: «Le Couronnement de Louis «, «le Charroi de Nimes «, «la Prise d’Orange «, Paris, 1967.- 320 p
- Fritz J.-M. Le discours du fou au Moyen Age XlIe-XIIIe siecles, etude comparee des discours litteraire, medical, juridique et theologique de la folie. -Paris: PUF — 1992.-413 p.
- Garel J. La priere du plus grand peril // Melanges de langue et de litterature medievales, offerts a Pierre le Gentil, SEDES et CDU, Besancon, 1973. P. 311−318
- Genette G. Palimpsestes. La litterature au second degre. coll. Poetique, Paris: Seuil, 1982.-474p.
- Givon T. Negation in Language. Pragmatics, Function, Ontology // Syntax and Semantics. New-York San Francisco, London, 1978. Vol. 9
- Gregory S. Pour un commentaire d’un passage obscur du «Charroi de Nimes «// Romania, № 434−435 (2−3), t 109, 1988. P. 381−383
- Grisward J. H. Les Jeux d’Orange et d’Orable: magie sarrasine et/ou folklore roman? // Romania, 1990, t. 111. P. 57−74.
- Guidot B. Le Monde de la guerre dans «Aliscans »: horreur et humour // Mourir aux Aliscans. «Aliscans «et la legende de Guillaume d’Orange. Etudes recueillies par Jean Dufournet.- Paris: Honore Champion, 1993.- P. 79−102
- Guidot B. Recherches sur la chanson de geste au XIII siecle d’apres certaines oeuvres du cycle de Guillaume d’Orange. T. l, 2. Aix-en-Provence, 1986. — 1220 p.
- Gyory J. Les prieres de Guillaume d’Orange dans «le Couronnement de Louis «// Melanges offerts a Rita Lejeune, t 2, Belge: ed. Duculot, S. A. Gembloux, 1969.-P. 769−778
- Heinemann E. A. Rythmes semantiques de la chanson de geste: Types grammaticaux du vers et pulsions a la cesure // Romania, № 434−435 (2−3), t 109, 1988.-P. 145−182
- Heinemann E. A. Rythmes semantiques de la chanson de geste, 2: Rythmes internes de l’hemistiche dans les vers ou figure un nom de ville dans «Enfances Guillaume «// Romania, № 437−438 (1−2), 1 110, 1989. P. 40−71
- Heinemann E. L’art metrique de la chanson de geste. Essai sur la musicalite du recit. Geneve: Droz, 1993.-357 p .
- Hoggan D. G. L’Unite artistique du «Couronnement de Louis «// Romania, № 355 (3), t 89, 1968, Paris. P. 313−339
- Jardon D., Du comique dans le texte litteraire. Bruxelles: Du Boeck-Duculot, 1988.-304 p.
- Kenneth U. La mort de Vivien et la genese des chansons de geste // Romania, nov. 1957, LXXVIII, № 3. P. 392−404
- Kerbrat-Orecchioni C., M. Le Guern, P. Bange et A. Bony, L’Ironie, publie par le Centre de recherches linguistiques et semiologiques de Lyon. Coll.: Linguistique et semiologie- 2.- Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1978.- 115 p
- Lachet C. La parodie dans Aucassin et Nicolette, dans Aucassin et Nicolette, l’Ecole des Lettres, № special, janvier 2001, p. 127
- Lachet C. La Prise d’Orange ou la Parodie courtoise d’une epopee.- Paris: Honore Champion, 1986.- 239 p.
- Lachet C. Les procedes parodiques dans la «Prise d’Orange» // Burlesque et formes parodiques, Actes du Colloque du Mans (4−7 d ecembre 1986) reunis par1. abelle Landy- Houillon et Maurice Menard, Paris-Seattle Tuebingen, 1987. — P. 171−183
- Lachet C. Nouvelles recherches sur la «Prise d’Orange «// Revue des Langues Romanes, t. XCI, 1987, № 1. P. 55−80
- Lachet C. Preface // Le Charroi de Nimes (Le Charroi de Nimes, edition bilingue de Claude Lachet, Paris: Gallimard, collection Folio classique, 1999
- Laharie M. La folie au Moyen Age. XI-XIII siecles. Paris: Le Leopard d’Or, 1991.-308 p.
- Legros H. L’amitie dans les chansons de geste a l’epoque romane. PUV, 2001.-446p.
- Lejeune R. La naissance du couple litteraire «Guillaume d’Orange et Rainouart au Tinel «// Marche romane, t. XX, 1,1er trimestre, 1970. P. 1−22
- Lenient Ch. La satire en France au Moyen Age. P., 1877. — 435 p.
- Lot F. Etudes sur les Legendes Epiques francaises.- Paris: Honore Champion, 1970. -292 p.
- Martin J. — P. Les Motifs dans la chanson de geste. Definition et utilisation (Discours de l’epopee medievale, I).-Lille: Centre d’Etudes Medievales et dialectales. Universite de Lille III, 1992.-396 p.
- McMillan D. Orable, fille de Desrame // Melanges offerts a Rita Lejeune, t 2, Belge: ed. Duculot, S. A. Gembloux, 1969,. P. 829−854
- Menard Ph. Le rire et le sourire au Moyen Age dans la litterature et dans les arts, essai de problematique // Le rire au Moyen Age dans la litterature et dans les arts.
- Actes du colloque international des 17, 18 et 19 novembre 1988. Textes recueillis par T. Bouche et H. Charpentier. Bordeaux: PUB, 1989. -P. 9−29
- Menard Ph. Le rire et le sourire dans le roman courtois en France au Moyen Age (1150−1250).- Geneve: Droz, 1969.- 795p.
- Menard Ph. Les fabliaux. Contes a rire du Moyen Age.- Paris: PUF, 1983.-252 p.
- Menard Ph., Syntaxe de l’ancien francais, 4eme edition revue, corrigee et augmentee Paris: ed. Biere, 1994.-382 p.
- Micha A. Le Siege de Barbastre, structure et technique, travaux de linguistique et de litterature du Centre de Philologie et de Literatures romanes de l’Universite de Strasbourg, 1968
- Moisan A. L’habit monastique De la plaisanterie au texte litteraire // Le Nu et le Vetu au Moyen Age (XII — XIII siecles), CUER MA, Univ. De Provence (Centre d’Aix), Senefiance № 47, publ. de l’Univ. De Provence, 2001. — P. 243−254
- Monteverdi A. La laisse epique. P. 127−140 // La technique litteraire des chansons de geste.- Actes du Colloque de Liege (septembre 1957, Paris), Paris: Les Belles Lettres, 1959.-483 p.
- Muhlethaler J. C. Fauvel au pouvoir: lire la satire medievale.- Paris: Honore Champion, 1994.-507 p.
- Payen J.- Ch. Le Moyen Age. Histoire de la litterature francaise.- Paris: Flammarion, 1997.-396 p.
- Payen J.- Ch., L’enfance occultee: note sur un probleme de typologie litteraire au Moyen Age// L’enfant au Moyen Age (Litterature et Civilisation), senefiance № 9, CUER MA, Universite de Provence, Aix-en-Provence — 1980. P. 179−200.
- Payen J.-C. Notes sur l’ironie romanesque au Moyen Age // Le Moyen Age, № 1, 1971.-P. 109−121
- Plaisir de l’epopee, sous la direction de G. Mathieu-Castelleni, Paris: PUV, Saint-Denis, 2000.-328 p.
- Plouzeau M. Vingt regards sur l’enfanconnet, ou fragments du corps pueril dans l’ancienne litterature francaise // L’enfant au Moyen Age (Litterature et Civilisation), senefiance № 9, CUER MA, Universite de Provence, Aix-en-Provence — 1980. P. 203−218
- Price G. Quel est le role de l’opposition cist/cil en ancien francais? // Romania, № 354 (2), t 89, 1968, Paris. P. 240−253
- Ribard J. Du mythique au mystique. La litterature medievale et les symboles.-Paris: Honore Champion, 1995. -418p.
- Ribard J. Symbolisme et christianisme dans la litterature medievale. Paris: Honore Champion, 2001- 308p.
- Rychner J. La chanson de geste. Essai sur l’art epique des jongleurs.- Geneve: Droz, 1955.-174 p.
- Rychner J. Observation sur la versification du «Couronnement de Louis «// La technique litteraire des chansons de geste, Actes du Colloque de Liege (septembre 1957, Paris), Les Belles Lettres, Paris, 1959. P. 161−182
- Sangsue D. La parodie. Paris: Hachette, 1994. -106 p.
- Smith H. A. The composition of the Chanson de Willame // The Romantic Review, vol. IV, № 02, April-June, 1913. P. 149−165.
- Suard F. Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Paradigme, Caen, 1994 .-454 p.
- Suard F. Guillaume d’Orange dans «La Chronique de France jusqu’en 1380 «// Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Paradigme, Caen, 1994.-454 p.
- Suard F. La Chanson de geste en France // Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Caen: Paradigme, 1994.- p. 63−94
- Suard F. La Configuration epique // Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Caen: Paradigme, 1994.- p. 49−62
- Suard F. Le Motif du deguisement dans quelques chansons du cycle de Guillaume d’Orange // Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Caen: Paradigme, 1994.-p. 111−126
- Suard F. Le personnage de Charlemagne dans les proses epiques imprimees // Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Caen: Paradigme, 1994.-p. 313−322
- Suard F. Les petites laisses dans «le Charroi de Nimes «Il Chanson de geste et tradition epique en France au Moyen Age, Caen: Paradigme, 1994.- p. 95−110
- Verdon J. Rire au Moyen Age.- Perrin, 2001.-267p.
- Wathelet-Willem J. La «Chancun de Willame «. Le probleme de l’unite de MS British add 38 663 // Le Moyen Age, № 3−4, 1952. P. 363−377.
- Wathelet-Willem J. Les refrains dans «la Chanson de Guillaume"// La technique litteraire des chansons de geste, Actes du Colloque de Liege (septembre 1957, Paris), Paris: Les Belles Lettres, 1959.-P. 457−483
- Wathelet-Willem J. Les refrains dans la «Chanson de Guillaume» // Les techniques litteraires des chansons de geste, Colloque international a l’Universite de Liege du 4 au 6 septembre 1957, Universite de Liege, 1959, v. l 1. P. 457−483
- Woledge B. Remarques sur la valeur litteraire du «Moniage Guillaume» // La technique litteraire des chansons de geste, Actes du Colloque de Liege (septembre 1957, Paris), Paris: Les Belles Lettres, 1959. P. 21−35
- Wunderlich D., Pragmatique, situation denonciation et deixis // Langages № 26, 1972. -P.34−59.
- Zink M. Les voix de la conscience. Parole du poete et parole de Dieu dans la litterature medievale.- Caen: Paradigme, 1992.-418 p.
- Zumthor P. Essai de poetique medievale.- Paris: Seuil, 2000.- 619p.
- Aliscans, publie par Claude Regnier, t. 1−2, Paris: Honore Champion, 1990
- Moniage Guillaume 1−2, Paris: ed. W. CLOETTA, Societe des Anciens Textes Francais, t. l -1906, t. 2- 1911
- Prise d’Orange. Chanson de geste de la fin du Xlle siecle — publiee par Claude Regnier,. Paris: ed. Klincksieck, 1986