Актуализация концепта РОДИНА в школьных учебниках по литературе и в массовом сознании учащихся
Данная диссертационная работа посвящена структурно-семантическому анализу форм реализаций концепта РОДИНА в текстах школьных учебников по литературе. Представляется, что во многом именно занятия по данному предмету в школе и, в частности, учебники литературы формируют у учащихся основные нравственные и мировоззренческие ориентиры, приобщают к национальным концептам. Примерная программа основного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Концепт РОДИНА в рамках лингвоконцептологических исследований
- 1. 1. Понимание концепта в современной лингвистике
- 1. 2. Методы и приёмы исследования концептов в современной отечественной лингвистике
- 1. 3. РОДИНА как объект лингвистического исследования в отечественной гуманитарной науке конца XX — начала XXI века
- ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. Формирование понятия родины и актуализация концепта РОДИНА в сознании школьников средствами современного педагогического дискурса (на примере текстов школьных учебников по литературе): лингвистический аспект.
2.1. Историко-этимологическая и семантическая характеристика слова родина в русском языке (по данным словарей).
2.2. Формирование понятийных составляющих концепта РОДИНА у школьников текстовыми средствами учебников по литературе.
2.2.1. «Любовь к родине».
2.2.2. «Красота родины».
2.2.3. «Преданность родине».
2.2.4. «Защита родины».
2.2.5. «Деятельность на благо родины».
2.2.6. «Благодарность родине».
2.2.7. «Гордость за родину».
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА 3. Когнитивная интерпретация результатов лингвистического эксперимента и моделирование концепта РОДИНА в концептосфере школьников 11−14 лет.
3.1. Выявление средств объективации концепта посредством психолингвистического эксперимента.
3.2. Ассоциативно-ранжированное поле стимула родина и его трансформация в языковом сознании школьников.
3.3. Выявление актуальности понятийных составляющих концепта
РОДИНА методом семантического дифференциала.
ВЫВОДЫ.
Список литературы
- прошлое, будущее и настоящее (1) — флаг (1).13. гимн (1) — оборона (1).14. гордость (1) — архитектура (1).15. живопись (1) — это всё то, что мне дорого (1).16. закон (1) — люди (1).17. школа (1) — язык (1).18. спорт (1).
- Два года спустя тем же испытуемым было предложено аналогичное задание. Результаты отражены в таблице, представленной ниже.
- Результаты ранжированного цепного ассоциативного экспериментапо стимульному слову родина (школьники Москвы 9 класс)
- Представим схему, отражающую самые распространённые реакции московских школьников 9-го класса первых четырёх рангов. В третьем и четвёртом ранге несколько реакций были даны равным количеством респондентов, поэтому мы приводим их через точку с запятой.
- Рассмотрим единичные реакции первых четырёх рангов, представляющие собой пространные речевые единицы. На наш взгляд, они отражают ценностную составляющую различных рангов реализации концепта РОДИНА.
- Приведём ассоциаты, данные школьниками г. Твери.
- Результаты ранжированного цепного ассоциативного эксперимента по стимульному слову родина (школьники Твери 6 класс)
- Представим схему, отражающую самые распространённые реакции тверских школьников 6-го класса первых четырёх рангов. В первом и третьем ранге две реакции были даны равным количеством респондентов, поэтому мы приводим их через точку с запятой.
- Несколько другими оказались результаты спустя два года.
- Результаты ранжированного ассоциативного эксперимента по стимульному слову родина (школьники Твери 8 класс)
- Приведём соответствующую схему:
- Рассмотрим единичные реакции, представляющие собой пространные речевые единицы:
- Приведём реакции учащихся средней школы № 1 г. Шаховская Московской области.
- Результаты ранжированного ассоциативного экспериментапо стимульному слову родина (школьники Шаховской 8 класс)
- Отметим, что актуальными в связи со словом родина оказались такие понятия, как «место, где родился и живу», «страна», «семья» и «друзья». Подчеркнём, данные понятия оказались на первых рангах у всех трёх групп респондентов.
- Чрезвычайно актуальной оказалась ценностная составляющая концепта. В реакциях школьников, представляющих собой пространные высказывания, реализуется мысль о том, что родина является дорогим и любимым для человека местом.
- Выявление актуальности понятийных составляющих концепта РОДИНА методом семантического дифференциала
- Для того чтобы участникам эксперимента было легче представить, что понимается под каждым из вопросов, в анкету были включены условные характеристики внутренних состояний, соответствующих крайним полюсам шкал. Анкета выглядит так:1. Анкета
- Обведите в кружок ту цифру, которая наиболее точно соответствует существу Вашего отношения к элементам понятия «родина».
- Считаете ли вы, что у вас есть родина?1. Нет!-3 -2 -1 0 +1 +2 +31. Да!1. Говорю себе:
- Нет! Моя родина весь мир, Вселенная. У меня нет другой родины". 1. Говорю себе:
- Да! У меня есть родина. Это моя семья, земля, страна."
- Противопоставляете ли вы жителей нашей страны жителям других стран?1. Нет!-3 -2 -1 0 +1 +2 +31. Да!1. Говорю себе:
- Нет! Все люди одинаковые".
- Да! Жители нашей страны отличаются от жителей других стран".
- З.Чувствуете ли вы связь с родной природой, родным пространством вокруг вас?1. Нет!-3 -2 -1 0 +1 +2 +31. Да!1. Говорю себе:
- Нет! Связей между мной и неодушевлённым пространством вокруг меня не существует".
- Как вы относитесь к родному языку?1. Говорю себе:1. Да! Природа ипространство вокруг меня мне родные". -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
- Этот язык для меня такой же, как и другие. Не лучше и не хуже". 1. Я говорю:1. Наш язык лучший".
- Даёт ли нам родина что-то?1. Нет!-3 -2 -1 0 +1 +2 +31. Да!
- Родина ничего мне не даёт". 1. Родина наша". кормилица
- Будете ли вы тосковать по родине, если покинете её?1. Нет!-3 -2 -1 0 +1 +2 +31. Да!
- Нет! Я не буду тосковать по родине".
- Да! Я буду тосковать по родине".
- Результаты анкетирования мы представили в виде таблиц, в которых указаны реакции каждого информанта, а в конце отображён средний показатель ответов учащихся на каждый вопрос.
- Сред. 2,667 1,708 2,167 2,25 1,688 1,729
- Как и предполагалось до проведения анкетирования, большинство ответов школьников оказались в позитивной части шкалы. Количество учеников, давших хотя бы один отрицательный ответ, составляет всего 12,5% (6 человек из 48).
- Сред. 2,213 1,191 1,979 1, 659 1,234 2,106
- В 9-м классе среди тех же учащихся отрицательные ответы дали 9 человек, что составляет около 19%. Таким образом, за два года мы зафиксировали незначительный рост количества респондентов, дающих отрицательные ответы хотя бы на один вопрос анкеты.
- Представим средние показатели ответов респондентов в виде графика, в котором ряд 1 представляет собой усреднённые реакции москвичей в 7 кл., а ряд 2 их усреднённые реакции в 9-м кл.:1 2 3 4 5 6
- Как видно, несмотря на общие высокие шкалы ответов, учащихся московской школы спустя два года стали реагировать «отрицательнее».
- Рассмотрим результаты аналогичного эксперимента, проведённого со школьниками г. Твери.
- Сред. 2,22 1,06 1,86 1,56 1,92 1,9818 человек из 50 (36%) дали хотя бы один отрицательный ответ.
- Сред. 2,489 1,489 1,911 2,244 2,156 2,067
- В 8-м классе 11 человек из 45 (24%) дали хотя бы один отрицательный ответ на вопросы анкеты. Отметим, что количество учащихся, дающих отрицательные ответы, заметно уменьшилось за два года.
- Представим средние показатели ответов тверских респондентов в виде графика:1. Ряд 1−6 класс (Тверь)1. Ряд 2−8 класс (Тверь)
- Представим результаты анкетирования учащихся средней школы № 1 г. Шаховской.
- Сред. 2,522 1,522 1,978 2,282 2,239 2,4787 человек из 46 ответили отрицательно хотя бы на один вопрос анкеты, что составляет 15%.
- Как видно, «наибольшую положительность» имеет показатель, отражающий средний ответ учащихся на вопрос «Считаете ли вы, что у вас есть родина?».
- Наименьшим положительным показателем обладает средний ответ на второй вопрос анкеты «Противопоставляете ли вы жителей нашей страны жителям других стран?».
- Ключевыми понятиями, выделенными нами из реакций респондентов на слово-стимул родина, стали: «место, где родился (и живу)», «(моя) семья», «(родная) страна», «(родной) дом», «друзья», «(родная) природа».
- В ассоциатах школьников, представляющих собой пространные высказывания, реализуется мысль о том, что родина является дорогим и любимым для человека местом.
- Идея любви к родине как ключевое смысловое содержание концепта РОДИНА чрезвычайно актуальна в сознании учащихся 11 -14 лет.1. Заключение
- Концепт РОДИНА обладает очевидной этнической маркированностью и потенциями в формировании новой национальной идеи, в связи с чем обращает на себя внимание лингвистов.
- Гуманитарной наукой конца XX начала XXI вв. раскрыты следующие содержательные компоненты концепта РОДИНА: идеологизированность- традиционность- ключевое положение в системе национальных ценностей.
- В воспитательных целях речевые средства, репрезентирующие выделенные нами понятийные составляющие концепта в учебных и художественных текстах, представляют собой лексемы и фразеологические единицы преимущественно позитивные по коннотации.
- Идея любви к родине как ключевое смысловое содержание концепта РОДИНА чрезвычайно актуальна в сознании учащихся 11−14 лет.
- A.К. Киселев. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998.
- B.П. Полухина и др.- под ред. В. Я. Коровиной. 15-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 318 е., 319 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Терра-кн. клуб, 1998. Т.4. (В тексте — Даль)
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 672 с.
- Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 1887 с. (В тексте — БРЭС)
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2004. 1536 с. (В тексте — БТСРЯ)
- Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков -без изм. / под ред. Мельниковой и др. М.: Издательство «Буколика», 2008. — 1247 с. (В тексте — БТССРЯ)
- Кожевников А.Ю. Словарь синонимов современного русского языка. Речевые эквиваленты: практический справочник. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. — 800 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л.Г. Лузина- Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. — 245 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд., дополненное. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 709 с. (В тексте — ЛЭС)
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. Св. 3000 антоним, пар / Под ред. Л. А. Новикова. 8-е изд., стереотип. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 592 с.
- Михайлова O.A. Словарь антонимов русского языка / O.A. Михайлова. -М.: Эксмо, 2007. 480 с.
- П.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов- Под ред. проф.
- Л.И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. — 1360 с. (В тексте — Ожегов)
- Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева и др. М.: ACT: Астрель, 2002. (В тексте — РАС)
- Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. A.A. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 192 с. (В тексте — САН)
- Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3 П Р / Под ред. А. П. Евгеньевой. -4-е изд., стер. — М.: Рус. Яз., Полиграфресурсы, 1999. — 752 с. (В тексте -MAC)
- Словарь сочетаемости слов русского языка: Ок. 2500 словар. ст. / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 3-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 816 с. (В тексте — СССРЯ)
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования / Ю. С. Степанов. М.: Язык русской культуры, 1997. -824 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В IV т. / Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1987. T.III.
- Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. / Г. П. Цыганенко. 20-е изд., перераб. и доп. — Киев: Рад. Шк., 1989. -510 с.
- Аболин Б.И. Концепт «толерантность» в когнитивно-дискурсивном аспекте: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19. -Екатеринбург, 2009. 229 с.
- Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы международного симпозиума, Волгоград, 22−24 мая 2003 г. Волгоград: Перемена, 2003.
- Алефиренко Н.Ф. Язык, познание, культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова. Волгоград: Перемена, 2006. — 228 с.
- Алещенко Е.И. Этноязыковая картина мира в текстах русского фольклора (на материале народной сказки): автореферат диссертации. доктора филологических наук: 10.02.01. Волгоград, 2008. — 42 с.
- Алимурадов O.A. Значение, смысл, концепт и интенциональность: система корреляций: диссертация. доктора филологических наук: 10.02.19. Ставрополь, 2004. — 544 с.
- Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007.-512 с.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. С. 37−67.
- Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия: сб. статей / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева М.: Наука, 1993. С. 3.
- Арутюнова Н.Д. О работе группы «Логический анализ языка» Института языкознания РАН // Логический анализ языка. Избранное. 1988−1995. / Сост. и отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. С. 7−23.
- П.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
- Архипов И.К. Природа концепта и методы его изучения // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: Сб. науч. трудов / Редкол.: Кубрякова Е. С. (отв. ред.) и др. М.-Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 2007. С. 33−42.
- Аскольдов A.C. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака-М.: Academia, 1997. С. 267−280.
- Атланова Е.О. Субъективный концепт как предмет лингвокогнитивного исследования: экспериментальное исследование на материале концепта новое слово: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.19. Воронеж, 2009. — 21 с.
- Бабулевич С.Н. Цветообозначения как средство реализации концепта «Родина» в художественной картине мира С. Есенина: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. Калининград, 2004. — 181 с.
- Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001. — С. 52−57.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: диссертация. доктора филологических наук: 10.02.19. Воронеж, 1998. — 330 с.
- Балясникова О.В. «Свой-чужой» в языковом сознании носителей русской и английской культур: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19.-М.: 2003.-224 с.
- Баматгиреева М.В. Концептуализация понятия «общность людей» в русской языковой картине мира: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Краснодар, 2009. — 27 с.
- Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта: МПСИ, 2009. -416 с.
- Блинова И.С. Концепт «старость» в русской и немецкой лингвокультурах: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.20. Волгоград, 2009. — 210 с.
- Болдырев H.H. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001. С. 25−36.
- Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. М.: Языки славянских культур, 2007. — 520 с.
- Бунчук Т.Н. Концептуальный анализ текстов традиционной культуры: тексты Vita herbae / rei и кумулятивные сказки- актуальные слова-концепты: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. -СПб, 2003.-225 с.
- Бусурина Е.В. Лингвокультурема «дурак» в русской языковой картине мира: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. СПб., 2004. — 209 с.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -416 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Индрик, 2005. — 1037 с.
- Волков В.В. Русский менталитет глазами школьников и студентов (в контексте проблемы духовного здоровья) // Кафедра: Психолого-педагогический журнал. 2005. — № 2(2). — С.76−87.
- Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. Краснодар: КубГТУ, 2002. — 140 с.
- Воркачев С. Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филолологические науки. 2005. № 4. С. 76−83.
- Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки 2001. № 1. С. 64−72.
- Воркачёв С.Г. «Родина с нами»: идея патриотизма в русской лингвокультуре // Этногерменевтика и когнитивная лингвистика. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2007. С. 24−44.
- Воркачев С.Г. Слово «родина» // Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: монография. Волгоград: ВолГУ, 2007. С. 35−71.
- Воркачёв С.Г. Слово «Родина». Значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда: сборник научных трудов. Воронеж: ВГУ, 2006. Вып. 4. С. 26−36.
- Воробьёв B.B. Лингвокультурология: (Теория и методы) / В. В. Воробьёв. М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 1997. — 331 с.
- Выходцева И.С. Концепт «свой-чужой» в досоветской и советской словесной культуре: учебное пособие по спецкурсу. Саратов: Наука, 2009.-72 с.
- Выходцева И.С. Концепт «свой-чужой» в советской словесной культуре: 20−30-е гг.: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. -Саратов, 2006. 187 с.
- Габдуллина С.Р. Концепт ДОМ/РОДИНА и его словесное воплощение в индивидуальном стиле М. Цветаевой и поэзии русского зарубежья первой волны: Сопоставительный аспект: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. М., 2004. — 243 с.
- Гаврилова М.В. Лингвокогнитивный анализ русского политического дискурса: диссертация. доктора филологических наук: 10.02.01. СПб., 2005.-468 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 429 с.
- Герасимова Д.А. Концепт Eyes в английской языковой картине мира: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.04. -Иркутск, 2009. 23 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2008. — 351 с.
- Голубев Д.А. Лингвокультурный концепт «героизм» в русской и английской языковых картинах мира: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19. Ярославль, 2008. — 239 с.
- Гришина O.A. Актуализация концепта АМЕРИКА в современном русском языке (на материале публицистических текстов): автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Архангельск, 2004. — 23 с.
- Гумбольт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. — 397 с.
- Диспозиция «свой-чужой» в культуре: монография / под ред. A.C. Кравца (ответственный редактор), В. Т. Титова, E.H. Ищенко, Л. И. Гришаевой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007. — 257 с.
- Дугин А. Абсолютная Родина. Пути абсолюта. Метафизика Благой Вести. Мистерии Евразии. М., «АРКТОГЕЯ — центр», 1999. — 752 с.
- Дун Жань. Концепт «Свадьба» и свадебная коммуникация в русской и китайской лингвокультурах: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.20. Волгоград, 2009. — 19 с.
- Есафьева О.О. Развитие языковой личности старшеклассника в процессе обучения пониманию текста и его образности: автореферат диссертации. кандидата педагогических наук: 13.00.02. М., 2009. — 23 с.
- Жданова В. Русская культурно-языковая модель пространства и особенности индивидуальной ориентации в ней // Русские и «русскость»: Лингвокультурологические этюды / Сост. В. В. Красных. М.: Гнозис, 2006. С. 5−178.
- Жидков B.C., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности: Картина мира и власть. СПб.: Алетейа, 2001. — 633 с.
- Залевская A.A. Актуальные проблемы психолингвистики (лекции). -Алматы: Казак униерситет1, 2004. 49 с.
- Залевская A.A. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001. С. 36−44.
- Иванова И.А. Концепт любовь и его концептосфера в истории русского языка: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. М.: 2006. — 201 с.
- Иванова Н.М. Религиозная лексика в лирике Н.С. Гумилёва: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Тверь, 2008. -19 с.
- Игнатова Е.М. Концепт «РОДИНА» в идеологическом дискурсе (на материале немецкой политической пропаганды 2040-х гг. XX в.): диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19. М., 2008. -160 с.
- Игнатова Е. М. Место концепта РОДИНА среди культурных концептов // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 14. М.: ИНИОН РАН- МГЛУ, 2008. С. 96−102.
- Карасик В.И. Институциональные концепты // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире / редкол.: Г. Г. Слышкин (отв. ред.) и др. Волгоград: Изд.-во ВАГС, 2007. С. 3−6.
- Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: Культурные концепты: сб. науч. тр. / Науч. ред. В. И. Карасик Волгоград- Архангельск: Перемена, 1996. С. 3−16.
- Карасик В.И. Лингвокультурные концепты: подходы к изучению // Социолингвистика вчера и сегодня: сб. науч. трудов. М.: ИНИОН, 2004. С. 132−162.
- Карасик В.И. Оценочные доминанты в языковой картине мира // Единство системного и функционального анализа языковых единиц. Белгород, 1999. С. 39−40.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик М.: ГНОЗИС, 2004. — 389 с.
- Карасик В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001. С.75−80.
- Караулов Ю.Н. Основы лингвокультурного тезауруса русского языка // Русское слово в русском мире: сборник статей. М.: МГЛУ — Калуга: ИД «Эйдос», 2004. С. 244−296.
- Караулов Ю.Н. Предисловие. Горячие точки развития русистики: русский язык, русский мир и российский менталитет // Русское слово в русском мире: сборник статей. М.: МГЛУ — Калуга: ИД «Эйдос», 2004. С. 5−28.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность. М., 1989. С. 3−8.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 6-е М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 264 с.
- Когнитивные исследования языка. Вып. I. Концептуальный анализ языка: сборник научных трудов / гл. ред. серии Е. С. Кубрякова, отв. ред. выпуска
- H.H. Болдырев. M.: Ин-т языкознания РАН- Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. — 256 с.
- Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
- Концепт. Образ. Понятие. Символ: Монография / Пименова Е. А. и др. -Кемерово: Графика, 2004. 275 с.
- Концептология: опыт исследования: сборник научных трудов / Науч. ред. С. Г. Проскурин, Е. В. Ковган Новосибирск: НГУ, 2006. — 83 с.
- Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: сборник научных трудов / редкол.: Е. С. Кубрякова (отв. ред.) и др. М.: И. П. Кошелев А.Б., 2007. — 275 с.
- Кочеров С.Н. Русская идея как социокультурный феномен: концептуальный, историософский и аксиологический анализ: диссертация. доктора философских наук: 09.00.11. Нижний Новгород, 2007. -357 с.
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекционный курс / В. В. Красных М.: Гнозис, 2002. — 282 с.
- Крылов A.A. Концептуальный анализ текста: На материале «Слова о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19. М., 2004. — 204 с.
- Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л.Г.- Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. С. 90−93.
- Кубрякова Е.С. Предисловие // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: Сб. науч. трудов / Редкол.: Кубрякова Е. С. (отв. ред.) и др. М.-Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 2007. С.7−18.
- Куданкина О.А. Актуализация концепта ГЕРМАНИЯ в российской публицистике: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Архангельск, 2005. — 21 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 464 с.
- Леденёва В.В. Рефлексы «добра» в лексике писем Н.С. Лескова // Семантика. Функционирование. Текст: Межвуз. сб. научн. тр. памяти В. И. Чернова (к 75-летию со дня рождения). Киров: Изд-во ВятГУ, 2009. — С. 38−44.
- Лекант П.А. Грамматические категории слова и предложения. М.: Издательство МГОУ, 2007. — 215 с.
- Лисицын А.Г. Анализ концепта свобода воля — вольность в русском языке: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01.-М, 1996.- 16 с.
- Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред.
- B.П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. С. 280−287.
- Ляггин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск: ПГУ, 1997. Вып. 1.1. C. 11−35.
- Макеева Н.С. Концепт «богатство» в русском языковом сознании (на фоне испанского языка): автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. СПб., 2009. — 22 с.
- Мальцева Л.В. Эмотивно-событийный концепт «горе, беда, несчастье» в русской языковой картине мира: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Новосибирск, 2009. — 23 с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие: Для студентов вузов / В. А. Маслова. М.: Academia, 2001. — 208 с.
- Матвеева М.В. Концепт семья и его репрезентация в русском языке: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. Тамбов, 2007. — 249 с.
- Мелихова Е.В. Проблемы лексикографирования конструкта «гендер» (на материале русского языка): автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Ростов-на-Дону, 2008. — 29 с.
- Монина Т.С., Казанцев С. А. Система грамматических значений предложения (2006). Монография. — М.: МГОУ. — 2007. — 240 с.
- Морковкин В.В., Морковкина A.B. Русские агнонимы. М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина. — 1997. — 414 с.
- Мукосеева Е.А. Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. СПб., 2009. -18 с.
- Новикова H.A. Концептуальная диада «Жизнь Смерть» и её языковое воплощение в русской фразеологии, паремиологии и афористике:автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. -Череповец, 2003. 22 с.
- Ш. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: модель регионального компонента: автореферат диссертации. доктора педагогических наук: 13.00.02. М., 2007. — 47 с.
- Образ России глазами россиян и иностранцев: Монография / В. Ф. Петренко, О. В. Митина, И. Н. Карицкий, Т. И. Менчук, И. И. Каменев, Е. А. Коротченко. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 272 с.
- Окунева И.О. Концепт «красота» в русском и английском языках: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.20. -М., 2009. 24 с.
- Ольшанский И.Г. Когнитивные аспекты лексической многозначности (на материале современного немецкого языка) // Филологические науки -1996. № 5. С. 85−93.
- Островская Т.А. Концепт «труд» в русской и американской лингвокультурах: диссертация. кандидата филологических наук.: 10.02.20. Краснодар, 2005. — 163 с.
- Патриотизм как концепт формирования человека и мира: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Великой Победы / Отв. редактор проф. М. С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГу, 2005. — 204 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. — М.: Эксмо, 2010. -480 с.
- Петрикова А. Концепт «родная земля» в языковом сознании русскоговорящих билингвов в Словакии // Культурные концепты в языке и тексте: сборник научных трудов. Вып. 2. Белгород: БелГУ, 2007. С. 95 102.
- Петроченко М.Н. Семантический компонент «свой/чужой» в фольклорном и диалектном бытовом текстах: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. Томск, 2005. — 227 с.
- Пименова М.В. О некоторых способах концептуализации внутреннего мира человека (на примере когнитивной модели 'сердце контейнер') // Язык. Миф. Этнокультура: Сборник научных трудов. — Кемерово: ИПК Графика, 2003. С. 160−164.
- Плисецкая А.Д. Эволюция концепта язык в лингвистической науке XX века: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01.-М., 1999.-23 с.
- Пономаренко И.В. Фрагменты коллективного речевого портрета современного студента (на материале синтаксиса): автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Таганрог, 2007. — 19 с.
- Попова З.Д. Из истории когнитивного анализа в лингвистике // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001.- 181 с. С. 7−17.
- Попова З.Д. Когнитивная лингвистика: учебное издание / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. — 314 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: ВГУ, 2001. 192 с.
- Попова З.Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: ВГУ, 2000. — 30 с.
- Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2006. — 72 с.
- Поспелова Ю.Ю. Концепт «интеллектуальное взаимодействие» в педагогическом дискурсе: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Киров, 2009. — 16 с.
- Постовалова В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы (к проблеме оснований и границ современной фразеологии) // Фразеология в контексте культуры. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 25−34.
- Прохоров Ю.Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: автореферат диссертации. доктора филологических наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2006. — 38 с.
- Прохоров Ю.Е. Русское коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. 3-е изд., испр. — М.: Флинта, Наука, 2007. — 326 с.
- Пшедомирская Е.Г. Концепт в лингвокультурологии // Проблемы истории и типологии германских языков и культур: сборник научных трудов. Новосибирск: Новосиб. Гос. ун-т, 2002. С. 111−115.
- Рогожникова Т.М. Ассоциативный мир слова и текста: учеб.-метод. пособие. Уфа: УГАТУ, 2008. — 33 с.
- Сандомирская И.И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. Wien: Gesellschaft zur Forderung slawistischer Studien, 2001. -281 S. (Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 50).
- Свицова A.A. Лингвокультурная доминанта «Дом-Родина-Чужбина» в русских и английских пословицах: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.19. Киров, 2005. — 153 с.
- Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б.А. Серебренников- отв. ред. В. М. Солнцев. Изд. 2-е. — М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009. — 244 с.
- Скворцов A.A. Родина и мир: Монография. М.: МАКС Пресс, 2006. -227 с.
- Скрыльникова А.Ю. Категориальная и лингвокультурологическая сущность чуждости в русском языке: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Елец, 2008. — 23 с.
- Слышкин Г. Г. От текста к символу: Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе: монография. М.: Academia, 2000. — 128 с.
- Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: автореферат диссертации. доктора филологических наук: 10.02.19. -Волгоград, 2004. 39 с.
- Сонин А.Г. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы: монография / А. Г. Сонин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. — 219 с.
- Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая плёнка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. — 248 с.
- Стернин И. А Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч.ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001. С. 58−65.
- Сулейманова М.А. Специфика элитарной языковой личности в эпистолярном диалоге (М. Цветаева и Б. Пастернак): автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Махачкала, 2009. — 24 с.
- Тавдгиридзе JT.A. Концепт «Русский язык» в русском языковом сознании: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. -Воронеж, 2005. 246 с.
- Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте её речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореферат. кандидата филологических наук: 10.02.19. Краснодар, 2007. — 26 с.
- Телия В.Н. Наименование РОДИНА как часть социального концепта «Patria» русском языке // Языковая категоризация. Материалы круглого стола, посвященного юбилею Е. С. Кубряковой по тематике её исследования. М., 1997. С. 77−79.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М.: Слово/Slovo, 2000. -261 с.
- Тимощенко С.А. О концептуальном анализе как методе лингвистических исследований // Филологические науки. № 3. 2007.
- Теоретические и методологические проблемы исследования языка. Электронный ресурс. URL: http://www.rusnauka.eom/3. KAND 2Q07/Philologia/18 494.doc.hlm (датаобращения 16.07.2009).
- Традиционное сознание: проблемы реконструкции. Коллективная монография / А. К. Байбурин и др- отв. ред. О. М. Рындина. Томск: Изд-во Науч.-техн. лит., 2004 — 367 с.
- Урынсон Е.В. Проблемы исследования языковой картины: Аналогия в семантике. М.: Языки славянских культур, 2003. — 224 с.
- Уфимцева Н.В. Языковое сознание русских в зеркале ассоциативного эксперимента // Русское слово в русском мире: сборник статей М.: МГЛУ — Калуга: ИД «Эйдос», 2004. С. 40−45.
- Фоминых Н.В. Концепт, концептор и художественный текст // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник / Науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Воронеж. МИОН: Воронеж. Гос. ун-т, 2001.- 181 с. С. 176−179.
- Форофонтова Ю.Л. Концепт судьба и его языковая репрезентация дискурсе (на материале русского языка): автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.02.01. Тамбов, 2009. — 24 с.
- Фрумкина P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / P.M.Фрумкина // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и схемы. М., 1992. — № 3.- С. 1−7.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. -320 с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Изд-во «гнезис», 1993. — 464 с.
- Харитонов В.И. Концептуальный анализ фольклорной лексики, характеризующей нравственный мир русского человека: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. Курск, 1997. — 166 с.
- Худяков А.А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты: сборник научных трудов / науч. ред. В. И. Карасик. -Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. С. 97−103.
- Цивьян Т.В. Модель мира и её лингвистические основы. M.: URRS- КомКнига, 2005 — 279 с.
- Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991 -2000): Монография / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. — 238 с.
- Чурилина Л.Н. Концепт как элемент картины мира языковой личности и текста: пути реконструкции // Проблемы лингвистической семантики -2: Межвузовский сборник научных работ. Выпуск II. Череповец: ЧТУ, 2001. С. 82−97.
- Юрьева И.А. Концепт РОССИЯ как фрагмент русской национальной картины мира периода XX- начала XXI вв.: диссертация. кандидата филологических наук: 10.02.01. Магнитогорск, 2008. — 235 с.
- Linguistic and cultural online communication issues in the global age / Kirk St. Amant, Texas University, USA. 2007, 337 p.
- Vita in lingua: К юбилею профессора С. Г. Воркачёва: сборник статей / отв. ред. В. И. Карасик. Краснодар: Атриум, 2007. — 256 с.
- YanFang Tang. Beyond Behavior: Goals of Cultural Learning in the Second Language Classroom // The Modern Language Journal, 90,1, (2006).
- В работе приняты следующие сокращения: др. другие см. — смотрите
- Я.Г. Ян Гимаев (при уточнении в текстах примеров)