Понимание творчества и культуры в восточнохристианской патристике
Диссертация
В творениях восточных отцов Церкви понимание культуры неразрывным образом связано с задачами познания! мира, человека и Бога. Христианские авторы пишут о творческой энергии как форме познания, или ведения. По их мнению познает только несовершенный, движущийся к. своей цели. В знаниях присутствует истина, но не в полной мере, а относительно способности ее восприятия. Знания упраздняются на высших… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понимание творчества в восточнохристианской патристике в аспекте культурной парадигматики. 1. Личность как субъект творчества и культуры в православной модели мысли
- 2. Творчество и творение в культурной ориентации личности по трудам восточных отгрв Церкви
- 3. Святоотеческая оценка творчества как новационного, генерирующего, интегрирующего фактора культуры
- Примечания
- Глава 2. Понимание культуры в трудах восточных отцов Церкви. 1. Энергетическая концетрия культуры у восточнохристианских авторов
- 2. Аксиологическая характеристика культурной среды в греческой патристике
- 3. Имманентные и трансцендентные познавательные возможности культуры в учении восточных отцов Церкви
- Примечания
- Глава 3. Учение об исихии в контексте понимания творчества и культуры в восточнохристианской патристике. 1. Добродетель или начало духовной культуры
- 2. Созерцание или просвещение как высшее состояние духовной культуры
- 3. Исихия как преодоление культуры и залог будущего
- Примечания
Список литературы
- Источники1. Библия.1. Патристические сочинения
- Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003.
- Антоний Великий. Духовные наставления. М., 1998.
- Афанасий Великий. Творения: В 4-х тт. М., 1994.
- Варсонофий Великий, Иоанн. Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопроша-ния учеников. М., 1995.
- Василий Великий. Творения: В 3-х тт. М., 1993.
- Григорий Богослов. Собрания творений: В 2-х тт. Троице-Сергиева лавра, 1994.
- Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995.
- Григорий Нисский. Аскетические сочинения и писания. М., 2007.
- Григорий Палама. Триады в защиту о священнобезмолствующих. М., 2003-
- Григорий Палама. Гомилии: В 3-х тт. М., 1993-
- Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Краснодар, 2006-
- Григорий Палама. Об снисхождении Святого Духа. Краснодар, 2006.
- Григорий Синаит. Творения. М., 1999.
- Дионисий Ареопагит. Сочинения Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002.
- Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения. Пер. с др. греч., вступ. ст. И ком. А. И. Сидорова. М., 1994.
- Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты: В 2 кн. Минск, 2001-
- Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Минск, 2002.
- Игнатий (Брянчанинов). Творения в семи томах. — М., 1993
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 1992.
- Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: В 12 тт. М., 19 911 996.
- Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование египетских отцов. М., 2003.
- Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. М., 2001.
- Иоанн Сергиев прот. Кронштадтский. Богопознание и самопознание, приобретаемое из опыта. — СПб., 1902.
- Иоанн Сергиев прот. Кронштадтский. Созерцательное подвижiничество. Выпи-хки из дневника за 1906−1907 г. СПб., 1907.
- Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1996.
- Ириней Лионский. Творения. М., 1996.
- Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 2002.
- Исайя Отшельник. Поучения. М., 1998.
- Иоанн Лествичник. Лествица. 6-е изд. М., 2001.
- Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Дух, душа, тело. М., 1993.
- Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998.
- Максим Исповедник. Творения: В 2-х тт. М., 1993.
- Максим Исповедник. Письма. СПб., 2007.
- Максим Исповедник. Вопросы и затруденения. М., 2008. 3 5. Марк Повижник. Советы ума своей душе. Минск, 2005.
- Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. — М., 2002.
- Нил Синайский. Творения. В 3 ч. М., 1858−1859 (Творения св. отцов в русском переводе. Т. 31−33).
- Петр Дамаскин. Творения. М., 2009. i !
- Симеон Новый Богослов. Слова: В 2 ч. М., 2001-
- Симеон Новый Богослов. Аскетические сочинения. СПб., 2007.
- Симеон Новый Богослов. Творения. В 3 т. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993.
- Феофан Затворник. Толкование Посланий св. апостола Павла. СПб., 2002-
- Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. М., 1996-
- Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2002.
- Феофилакт Болгарский. Толкования на Послания св. апостола Павла. -М., 1993.
- Филарет Московский. Толкования на книгу Бытия. М., 2003.
- Фотий патр. Константинопольский. Амфилохий // Альфа и Омега. 1997, № 2(13), с. 76−95- № 3(14), с. 76−97- 1998, № 1(15), с. 78−100- № 2(16), с. 87−100- № 3(17), с. 56−79 (пер. Д. Афиногенова).1.I. Исследования
- Аверкиева Ю. Л. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1980
- Алексей (Дородницын), архиеп. Византийские церковные мистики 14-го века (Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). Казань, 1914.
- Амфилохий (Радович) митр. Встреча Божественного и человеческого существования // Альфа и Омега. 2001, № 2(28), с. 265−273 (глава из книги: Амфилохий митр. Основы православного воспитания. Пермь, 2000).479
- Антоний (Сурожский) митр. Труды. — М., 2002.
- Бажов С. И.: Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997.
- Бальзак О. О художниках — Бальзак О. Собрание сочинений в 24гг. М., 1960, л?.24.
- Бальтазар Урс фон. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник// Альфа и Омега. 1997, № 3(14) — 1998, № 2(16):
- Барбо Франческа Риветти. Очерки философии человека. Пер. с англ. И итальян. Гатчина, 2003.
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.-М., 1989.
- Баткин Л. Н. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
- Баткин Л. М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «я» в «Исповеди» бл. Августина. — М., 1993.
- Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о, культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. -М., 2000.
- Батура А. А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные, функции. Автореф. дисс. канд., фи-лос. наук. Краснодар, 2000.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтин М. М. Творчество Т. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
- Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Беседы о православном догматическом богословии. СПб., 2004.
- Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1994.
- Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1989.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1992.
- Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.
- Бибихин В. В. Мир. М., 2007.
- Бибихин В. В. Слово и событие. М., 2001.
- Бибихин В. В. Другое начало. М., 2003.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
- Бирюкова Э. А. Аскеза как путь духовного оздоровления человека в контексте православного исихазма // УегЬиш. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000, с. 186−192.
- Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
- Блок М. Апология истории М., 1986.
- Боголюбова Е. В. Культура и общество. Вопросы истории и теории. М, 1978.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995
- Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов: В 8-ми тт. М., 1999.
- Бондаренко Л. Ф. Русская православная культура в горизонте философского осмысления. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Горно-Алтайск, 2003.
- Браг Р. Антропология смирения. Пер. с фр. // Вопросы философии. 1999, № 5, с. 99−113.
- Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV -XV вв, М., 1997.
- Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898.
- Бронзов А. А. Из лекций по нравственному богословию. /СПб., 1998/.
- Бронзов А. А. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь инравственное мировоззрение. — СПб., 1899.
- Брылева Л. Г. Самореализация личности (Онтокульторологиче-ский аспект).Монография. — СПб., 2002.
- Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
- Булгаков С. Н. Два града. М., 1997.
- Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество Булгаков С. Н. Сочинения в 2 т. М., 1993, Т.2
- Бурлака Д. К. Метафизика культуры. СПб., 2007.
- Бурлака Д. К. Мышление и Откровение. СПб., 2007.
- Бурлака Д. К. Метафизика культуры. Опыт систематизации идей русских религиозных мыслителей. Автореф. дис.. док. филос. наук. СПб., 2008.
- Бурхард. Я. История возрождения в Италии М., 1996.
- Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. — М.: Искусство, 1977.
- Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
- Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры: В 2 т. М., 2007.
- Вазари Д. Жизнеописания Спб., 1992.
- Варава (Беляев) еписк. Основы искусства святости. Нижний Новгород. 2002.
- Воропаев В. А, Отец Матфей и Гоголь. Пермь, 2000.
- Василий (Кривошеин) архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996.
- Василий (Кривошеин) архиеп. «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова // Альфа и Омега. 2002, № 2(32), с. 64−83.
- Василий (Осборн) еп. Антропология Дионисия Ареопагита // Альфа и Омега. 2002, № 1(31), с. 71−85.
- Василий еп. Сергиевский. Антропология Дионисия Ареопагита // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с. 62−77.
- Вилните О. Т. Критика протестантских концепций человека. Рига, 1981.
- Виндельбанд В. Философия культуры Избранное. М., 1994.
- Виноградов Н. И. О конечных судьбах мира и человека. Критико-экзегетическое и догматическое исследование. 2-е изд., испр. И доп. М., 1889.
- Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII XVI вв. М., 1977.
- Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994
- Гайденко > П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. — М-: Высшая школа, 1963.
- Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. -М.: Университетская книга, 2000.
- Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая антология XX в. М., 1997.
- Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
- Гатилова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание.человека в трудах Игнатия Брянчанинова. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Курск, 2006.
- Гегель Г. В.Ф. Философия истории. М., 1993.
- Гегель Г. В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1968−1973 гг.
- Георгий (Шестун) игум. Понимание личности в православной педагогике // Знаменские чтения 2000−2004. Сборник материалов. СПб., 2006, с. 240−258.
- Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
- Геронимус Александр прот. Современное знание в свете антропологии преподобного Максима Исповедника // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с. 78−99.
- Геронимус Александр прот. Богословие священнобезмолвия // Синергия. Сборник.-М., 1995, с. 151−176.
- Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 1992.
- Голубинский Ф. А. Лекции по умозрительному богословию. М., 1868.
- Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте СПб., 1997.
- Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983.
- Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП веков. -М., 1990.
- Гуардини Романо. Человек и вера. Брюссель, 1994.
- Гуковский М. А Итальянское Возрождение. М., 1990. Гулыга А. Гегель. М., 1994.
- Гулыга А. Шеллинг. М., 1994.
- Гумилевский Илия прот. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад, 1913.
- Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990.
- Гуревич АЛ. Категории средневековой культуры. М., 1982.
- Гуревич П. С. Философские ракурсы культуры. М., 2009.
- Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/д., 1979 г.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Дворецкая М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточнохристианской Церкви эпохи Средневековья: Психологический аспект. — СПб., 2004.
- Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.
- Дионисий. (Шленов), иером. Гефсиманское моление в свете хри-стологии прп. Максима Исповедника / / Диспут с Пирром: преподобный Мак^сим- Исповедник и христологические споры УП столетия / М., 2004. С. 339−378.
- Дьяченко Григорий прот. Тайная жизнь души: М., 2001.146- Ев ламп пев И. И. Проблема человека в философии- XX века: А. Бергсон и Л. Карсавин о- человеческой личности // Философский век. Альманах. Вып. 22. Ч. 2. СПб., 2002, с. 11−19.
- Елеонский Николай прот. О конечной цели человеческой жизни. — М., 1889.
- Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие.-М., 1996 (Киев, 1915).
- Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.
- Жохов А. В. Человек в храме как предмет социально-философского исследования. Автореф. дис. канд. филос. наук. — Пермь, 2000.
- Жохов А. В. Человек в храме: Храмовое действо в контексте си-нергийной антропологии. — Пермь, 2004.
- Зайденберг С. Софиологическая и неопатристическая концепция личности // Личность в Церкви и обществе. Сборник. М., 2003, с. 173 180.
- Замалеев А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук. Л., 1991, с. 96−106.
- Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. -М., 1996.
- Зенько Ю. М. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. СПб., 2009.
- Зеньковский В. Гоголь. М., 1997.
- Зеньковский В. В. История русской философии в 4-х кн. М., 1991.
- Зеньковский В. В. Проблема творчества // Зеньковский В. В. Собр. соч. Т.1.М., 2008.
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1992.
- Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1992.
- Зернов Н. Русское ралигиозное возрождение XX в. Париж, 1991.
- Зима В. Н. Категория времени и вечности в средневековой философии: Восточная патристика II — VIII вв. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2006.
- Зосима (Шевчук) архим. Православное учение о личности (Опыт современного осмысления: компилятивный обзор) // Обитель Слова. Альманах. Вып. 2. -Н. Новгород, 2003, с. 8−50.
- Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. — Сергиев Посад, 2004.
- Израэли И. История гения. Дубна, 2000.
- Иларион (Алфеев) иером. Мир Исаака Сирина. — М., 1998.
- Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта М., 1993.
- Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.
- Ильин И. А. Одинокий художник. М., 1993.
- Ильин И. А. Основы христианской культуры. М., 1994.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1994.
- Иоанн (Зизиулас) митр. Истина и общение // Беседа. 1991, № 10. 529.
- Иоанн (Зизиулас) митр. Личностность и бытие. Богословский сборник. 2002, вып. 10, с. 22−50.
- Иоанн (Зизиулас) митр. Личность и бытие // Начало. 1998, № 6, с. 86−116.
- Иоанн (Зизиулас) митр. Общение и инаковость // Континент. 1995, № 1 (83). 24−52.
- Иоанн (Зизиулас) еп. От маски (личины) к личности. Пер. с фр. // Беседа. 1990, № 9, с. 6−48.
- Иоанн (Зизиулас) митр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006.
- Иоанн (Шаховской) архиеп. Избранное. Петрозаводск, 1992.
- Иоанн (Шаховской) архиеп. О тайне человеческой жизни. М., 1999.
- История иконописи. М., 2002.
- Исупов К. Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.
- Иустин (Попович) преп. Православная философия истины. Пермь, 2003.
- Иустин (Попович) преп. Философские пропасти. М., 2005.
- Иустин (Попович) преп. Проблема Личности и познания // Иустин (Попович). Собр. Творений. Т.1. 2004.
- Каллист (Уэр) еп. Внутреннее Царство. Пер. с англ. — Киев, 2003.
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
- Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
- Карсавин JI. П. Основы средневековой религиозности в ХИ-ХШ веках преимущественно в Италии. Пг., 1915.
- Карсавин JI. П. О личности. Каунас, 1929.
- Карсавин JI. П. Восток, Запад и русская идея. Спб., 1922.
- Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.
- Карсавин JI. П. Философия истории. Спб., 1993.
- Карсавин JI. П. Святые отцы и учителя Церкви (Раскрытие православия в их творениях) М., 1994.
- Карташев А. В. Очерк по истории Русской Церкви, в 2-х тт. М., 1993.
- Ким Николай прот. Рай и человек. Наследие преп. Никиты Стифа-та. СПб., 2003.
- Кимелев Ю. А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., 1985.
- Киприан (Керн) архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., 1995.
- Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. -М., 1996.
- Клеман О. Отблески света. Православное богословие красоты. М., 2004.
- Клеман Оливье. Вопросы о человеке // Беседа. 1984, № 2, с. 5−20- 1985, № 3, с. 79−99- 1986, № 4, с. 5−27- 1987, № 5, с. 80−94.
- Клеман О. Назначение человека в мире // Вестник РСХД. 1956, № 43, с. 24−32- 1957, № 44, с. 19−26.
- Климков Олег прот. Антропология исихазма в контексте византийской культуры. Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2000.
- Климков Олег прот. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцаниивизантийских исихастов. — СПб., 2001.
- Климков Олег прот. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. СПб., 1998.
- Ковалева М. В. Феномен культуры в русской, религиозной философии конца XIX — нач. XX в. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Курск, 2009
- Коноваленко С. П. Философско-культурологический анализ феномена святости и образа русского святого в, народном православии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Белгород, 2008
- Кононова Е. С. Концепция человека в религиозно-философской антропологии Григория Паламы. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 2000.
- Коржова Е. Ю. Представление о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004, с. 352−366.
- Корольков А. А. Монизм христианской антропологии: традиция патристики // Антропологический синтез. Сборник. СПб., 2001, с. 241−247.
- Космос и душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века* (исследования и переводы) / Общая ред. П. П. Гайденко, В. В: Петров.-М., 2005.
- Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей, в 4-х тт. М., 2001.
- Коул М., Скрибнер С., Культура и мышление. М., 1977.
- Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.
- Кузнецова Т. Ф. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие. М. 1993.
- Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. 1- П1. СПб., 2004.
- Культура Возрождения и общество. М., 1986.
- Кураев А. Традиция. Догмат, Обряд. М., 1995.
- Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006.
- Кучмаева И. К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М. М. Пришвина. М., 1997.
- Кучмаева И. К. Древо рода: поиски и находки. М., 2001.
- Кучмаева И. К. Подвиг памяти. Материалы к трилогии. М., 2001.
- Кучмаева И'. К. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования (в соавт.). М., 2004.
- Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004.
- Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М., 2006.
- Кырлежев А. Проблемы богословского понимания личности // Личность в Церкви и обществе. Сборник. М., 2003, с. 165−172.
- Ларше Ж-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М., 2004.
- Лебедев А. прот. О латинском культе сердца Иисусова или Разности в способах воззрения и в учении о любви церквей восточной и западной. -Варшава, 1882.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
- Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. — М., 2001.
- Ледовская О. В. Роль традиций в современной культуре. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.
- Ломброзо Ч. Гениальность и умопомешательство. М., 1995.
- Лоргус Андрей прот. Душа и дух: природа и бытие // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с. 168−188.
- Лоргус Андрей прот. Личность человека в свете православного учения // Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия. М., 2003, с. 8−16.
- Лосев А. Ф.Эстетика Возрождения. М., 1978.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1−2 М., 1994.
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
- Лосев А. Ф. Философия культуры и античность. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Спб., 1999.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия. Догматическое богословие. М., 1991.
- Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. М., 2000.
- Лосский В. И. Боговидение М., 2003.
- Лосский Николай диакон. Понятие о личности по В. Н. Лосскому // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с. 324−329.
- Лосский Н. О: История русской философии. М., 1991.
- Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1992.
- Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006.
- Льюис К. Любовь, страдание, надежда. М., 1992.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
- Макарий /Булгаков/ митр. Образ и подобие Божие в человеке // Его же. Православно-догматическое богословие. Т. 1. Тутаев, 1999, с. 453 458.
- Макаров Д. В. Идея преображения в русской духовной культуре. Автореф. дисс. док. культурол. М., 2009.
- Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). — СПб., 2003.
- Макаров Д. И. Византийское общество и человек в гомилиях святого Григория Паламы. Автореф. дисс. док. филос. наук Екатеринбург, 2003.
- Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и моноэнергетизмом. Спб., 2007.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
- Маркаузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
- Марсель Г. Быть и иметь. М., 1994.
- Мартынов А. Учение св. Григория еп. Нисского о природе человека.-М., 1886.
- Межуев В. Н. Актуальные проблемы теорий культуры.М., 1983.
- Межуев В. М. Идея культуры. М., 2006.
- Мережковский Д. С. Лица святых. М., 1997.
- Мейендорф И.прот. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007.
- Мейендорф И.прот. Рим. Константинополь. Москва. М., 2005.
- Мейендорф И.прот. Византийское богословие. Минск, 2001.
- Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2001.
- Мейендорф И.прот. Миллер Т. Византийская экзегеза 4: Христианское учение о человеке («Шестоднев» свт. Василия Великого и «Беседы» преп. Макария Египетского) // Альфа и Омега. 1995, № 2(5), с. 63−75.
- Мейендорф И.прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. М., 2004.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Минин П. М. Мистицизм и его природа. Киев, 2003.
- Миртов Д. П. Нравственное учение Климента Александрийского. -СПб., 1900.
- Могульский К. В. А Блок, А Белый, В Брюсов. М., 1997.
- Монтень М. Опыты, в 3-х тт.М., 1992.
- Морозова И. Н. Феномен богословия в культуре: опыт культурологического исследования' на материале христианской традиции. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Челябинск, 2003.
- Мочалов Е. В. Проблема человека в святоотеческом наследии //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия. Н. Новгород, 2001, с. 210−219.
- Мунье Э. Персоналиум. М., 1992.
- Нагевичене В. Я. Целостный человек: Христианская традиция. Автореф. дисс. док. филос. наук. Екатеринбург, 2005.
- Неганов В. В. Антропология каппадокийской школ Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2006.
- Неллас Панайотис. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле 11 Че-ловек. 2001, № 5, с. 110−124- № 6, с. 91−103.
- Неллас Панайотис. «Кожаные ризы» // Человек. 2000, № 5, с. 99 111- № 6, с. 76−96.
- Неллас Панайотис. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле //Человек. 2001, № 5, с. 110−124- № 6, с. 91−103.
- Несмелое В. И. Наука о человеке. В 2-х тт. СПб., 2000.
- Новиков О. А. Византийская концепция взаимоотношения Церкви и государства. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Владимир, 2000.
- Новоселов М. Догмат, этика и мистика в составе христиансокго вероучения. М., 2000.
- Новоселов М. А. Забытый путь опытного Богопознания: — М., 2004.
- Николай митр. Месогийский и Лавеотийский. Человек на границемиров. Пер. с новогр. Минск, 2007.
- Оксиюк М. Эсхатология св. Григория Нисского: Историко-догматическое исследование. М., 2006.
- Орлов, И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. — СПб., 1888.
- Орлова Э. А. Современная городская культура и человек. М., 1987.
- Ортега-И-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
- Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.
- Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке. Избранные статьи. — Москва-Клин, 2004, с. 138−153.
- Панарин А. С. Искушение глобализмом — М., 2002.
- Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире -М., 2002.
- Панченко А. М. Смеховой мир древней Руси. М., 1976.
- Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. М., 1984.
- Панченко А. М. Чтобы свеча не погасла. М., 1990.
- Петер Сабо. Современная католическая антропология. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1989. Попов И. В: Идея обожения в древневосточной церкви // Вопросы философии и психологии. 1909, Кн. 2(97), с. 165 213.
- Петр (Пиголь) игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.
- Петров В. В. Учение Максима Исповедника в контексте философ-ско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья. Автореф. дисс. док. филос. наук. М., 2008
- Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007.
- ПодорогаВ. А. Культура и реальность. Заметки на полях. М., 2005.
- ПодорогаВ. А. Выражение и смысл. М., 1995.
- Померанц Г. Выход из транса. М., 1995.
- Попов И. В. Труды по патрологии. Троице-Сергиева Лавра, 2004. Т.1.
- Преображенская К. В. Духовная антропология Владимира Лосско-го. Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2004.
- Преображенская К. В. Мистические глубины человеческого духа в христианской антропологии. От Бл. Августина до Вл. Лосского // Философский век. Альманах. Вып. 22. Ч. 2. СПб., 2002, с. 355−358.
- Проблемы философий культуры. М., 1984.
- Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
- Прохоров Г. М. Из эпистолярного наследия о. Иоанна Мейендорфа // Свидетель Истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003. С. 227−253.
- Прохоров Г. М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Ко-мельский. Сочинения. СПб., 2005.
- Расторгуев В. Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. ГАСК, 2004. (в со-авт.)
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911.
- Роберт Гроссетест (архиеп. Линкольнский). Почему человек есть малый мир // Космос и душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). М., 2005, с. 127−144.
- Рован Уильяме (ей.) Богословие личности: анализ мысли Христоса Яннараса // Соборность. Сборник избранных статей из журнала Содружества ЗоЬогпоб!-. — М., 1998, с. 170−188.
- Розанов В1 В. Среди художников. М., 1991.
- Ростова Н. Н. Человек обратной перспективы: философско-антропологическое исследование феномена юродства Христа ради Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2008.
- Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1997.
- Русская религиозная антропология. Антология. В 2-х т. -М., 1997.
- Рутенбург В. И. Титаны Возрождения Спб., 1991
- СагардаН. И. Лекции по патрологии. М, 2004.
- Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994.
- Сагатовский В. Н. Философии развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. СПб., 1997−2000.
- Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
- Свенцицкая И, С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.
- Сагатовский В. Н. Есть ли выход у человечества (критика образа жизни). СПб., 2000.
- Сагатовский В. Н. Бытие идеального. СПб., 2003.
- Сартр Т. П. Экзистенционализм — это гуманум. М., 1998.
- Свасьян К. А. Человек в лабиринте идентичностей, Еу1ёепЙ8. — М., 2009.
- Светлов П. Я. Недостатки западного богословия в учении об искуплении и необходимость при объяснениях этого догмата держаться святоотеческого учения // Богословский вестник. 1894, № 1.
- Свистунова А. С. Православие как фактор современных российских трансформаций. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ставрополь, 2009.
- Сидоров А. И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте свято отеческого предания / / Богословский вестник. 5−6, 2005−2006. С. 229−272.
- Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия1 Синаита (sermo III) и Псевдо-Анастасия Синаита (Synopsis de haeresibus et synodis. 18−26) // Византийский временник. 50,1989. С. 93−105.
- Сидоров А. И. Максим Исповедник: Политика и богословие Византии VII в. // Жития преподобного Максима Исповедника. М., 1991. С. 120−176.
- Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. Mi, 1993. С. 7−74.
- Сидоров А. И. Некоторые проблемы ранневизантийской философии// Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исслед. 1985.-М., 1987.
- Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996.
- Сидоров А. И. Проблема единого действия у Анастасия 1 Антиохийского:
- К вопросу о создании предпосылок монофелитских споров // Вугапйовкмса, 1. 1989. — Т. 50. — С. 24−32.
- Силантьева М. В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева. М., 2002.
- Силантьева М. В. Экзистенциальная диалектика Н. Бердяева как метод современной философии. М., 2004.
- Силантьева М. В. Философия культуры Н. А. Бердяева неактуальные проблемы современности. — М!, 2005.
- Скола Анджело, Маренго Джильфредо, Лопес Хавьер Прадес. Богословская антропология. Пер. с итал. — М, 2005.
- Смирнов С. И. Значение слова «плоть» в вероучительной системе святого апостола Павла // Богословский вестник. — 1912. — № 6, — с. 308−352.
- Смирнов С. И. Духовный отец в древневосточной Церкви. М., 2003.
- Смысл жизни. Антология / общ. ред., сост. Н. К. Гаврюшина. М., 1994 (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. 2).
- Снегирев В. А. Самосознание и личность // Русская религиозная антропология. Т. 1. -М., 1997, с. 187−204.
- Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1992.
- Соколов И. И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об иси-хии. СПб., 2004.
- Соколов Э. В. Культурология. М., 1994.
- Соловьёв В. С. Собрание соч. в 4х т. М., 1998.
- Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.
- Сорокин П., Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Софроний (Сахаров) архим. Видеть Бога как Он есть. — М., 2000.
- Софроний (Сахаров) архим. Рождение в царство непоколебимое. -М., 2001.
- Софроний (Сахаров) архим. Таинство христианской жизни. М., 2009.
- Степанов С. Г. Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX в. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Тверь, 2007.
- Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
- Субири Ксавьер. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии Св. Павла // Человек. 2000, № 2, с. 92−101- № 3, с. 108−115- № 4, с. 4248- № 5, с. 88−98- 2001, № 1, с. 94−106- № 2, с. 83−101.
- Суховский А. В. Идея культуры в протестантской теологии XX в. Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб., 2008.
- Тареев М. М. Истина и символы в области духа. — Сергиев Посад, 1905.
- Тареев М. М. Цель и смысл жизни. М., 1901.
- Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. Вселенская месса. -М., 2002.
- ТиллихП. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
- Тиллих П. Систематическая теология. В 3-х тт. М., 1998 2000.
- Тиллих П. Систематическое богословие. В 2-х т. Спб., 1998.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
- Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.
- Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
- Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1998.
- Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. М., 1990.
- Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994.
- Туберовский А. М. Внутренний свет. Сергиев Посад, 1914 (Богословский вестник. 1914, № 5, с. 25−47).
- Туберовский А. М. Обновление человечества // Богословский вестник. 1917, № Ю-12.
- Тунберг Ларе. Символ и таинство в богословии св. Максима Исповедника // Страницы. 2000, № 5:4, с. 507−527.
- Тэн И. Философия искусства. М., 1996.
- Уколова В. И. Античное наследие и культура раннею средневековья. М., 1989.
- Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996.
- Успенский Л. А. Богословие иконы. М., 1998.
- Ухтомский А. А. Доминанта души. Из гуманитарного наследия. -Рыбинск, 2000.
- Ухтомский А. А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. — СПб., 1996.
- Ухтомский А. А. Заслуженный собоседник. Рыбинск, 1997.
- Феодор (Поздеевский) архиеп. Смысл христианского подвига. — М., 1991 (репр.: Тр.-Серг. Лавра, 1911).
- Филарет (Гумилевский) архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Киев, 2003.
- Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с. 118−126.
- Филарет митр. Минский и Слуцкий. Православное учение о человеке // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с. 5−17.
- Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. — М.: Правда, 1990.
- Флоренский П. А. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1996.
- Флоровский Георгий прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
- Флоровский Г. Прот. Догмат и история. М., 1998
- Флоровский Г. прот. Восточные отцы Церкви. М., 2003.
- Флоровский Георгий прот. Бессмертие Души. М., 2004.
- Фортунатто Марианна. Икона в свете преображения и обожения человека. Пер. с англ. // Страницы. 1997, № 2:3, с. 408−415.
- Франк С. JI. Духовные основы общества. М., 1999.
- Франк С. JI. Душа человека. М., 1990.
- Франк С. JI. Предмет знания. Душа человека. Минск, 2000.
- Франк С. JI. Реальность и человек. — СПб., 1997.
- Франк С. JI. Смысл жизни. М., 2005.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1987.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
- ХейзингаЙ. Осень средневековья, М., 1988.
- Хейзинга Й. Homo Ludens, В тени завтрашнего дня. М., 1992.
- Хитрун Н. В. Универсальная природа возрождения культурно-исторических традиций. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2005.
- Хомяков А. С. Сочинение: В 2-х тт. М., 1994.
- Хомяков Д. С. Православие. Самодержавие. Народность. Минск, 1997.
- Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
- Хоружий С. С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. -М., 1995.
- Хоружий С. С. Философия и аскеза. Нью-Йорк, 1999.
- Хоружий С. С. Выготский, Флоренский и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели // Антропологические матрицы XX века. М., 2007, с. 111−135.
- Хоружий С. С. Аналитический Словарь Исихастской Антропологии //Синергия. Сборник. -М., 1995, с. 42−150.
- Хоружий С. С. Аскетика православия и идея синергии // Вестник РГНФ. 1996, № 1, с. 130−136.
- Хоружий С. С. Диалектика преодоления смерти и приятия смерти в исихастской традиции // Жизнь человека перед лицом смерти. — М., 2006, с. 94−106.
- Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. -М., 1991.
- Хоружий С. С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы // Страницы. 1997, № 2:1, с. 48−61.
- Хоружий С. Концепция Совершенного Человека в перспективе исихасткой антропологии // Совершенный человек. Сборник. М., 1997, с. 41−71.
- Хоружий С. С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. 1998, № 3, с. 35−118.
- Хоружий С. Православная аскеза ключ к новому видению человека. — М, 2000.
- Хоружий С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, с. 154−167.
- Хоружий С. С. Сердце и ум // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 1 (янв.- март), с. 137−159.
- Хоружий С. С. Учение о человеке в православной аскетике // Язык и текст: Онтология и рефлексия. СПб., 1992, с. 12−22.
- Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998
- Хоружий С. С. О старом и новом. СПб, 2000.
- Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. М., 2005.
- Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005.
- Чевела О. В. Герменевтика литургической поэзии. Автореф. дисс. док. филол. наук. Казань, 2010
- Челышев П. В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. М., 2004.
- Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, с. 145−185.
- Черняева С. А. Психология личности и христианская антропология // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2003, № 3, с. 88 100.
- Черняева С. А. Развитие личности и психологическая помощь в свете христианского мировоззрения. — СПб., 2007.
- Черняева С. А. Свобода как условие христианской самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7. СПб., 2003, с. 102−117.
- Четвериков И. Учение о личном Боге с точки зрения этической ценности. Киев, 1905.
- Чистякова О. В. Византия-Русь-Россия: философско-антрополо-гические традиции. Учебное пособие. — Краснодар, 2005.
- Чистякова О. В. Проблема человека в восточной патристике: (Культурологический анализ). Автореф. дис.. д-ра филос. наук. — Ростов н/Д., 1999.
- Чистякова О. В. Проблема человека, в- восточнохристианской патристике. Ростов н/Д., 1999.
- Чуковенков Ю. А. Генезис христианской православной антропологии. Автореф. дис. докт. филос. наук. — М., 2004.
- Чуковенков Ю. А. Истоки христианского человековедения: (Ре-лигиоведческийанализ). М., 1997.
- Чуковенков Ю. А. Классическая патристика о> природе и структуре человека (по сочинениям грекоязычных авторов) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004, № 2, с. 27−39.
- Чуковенков Ю. А. Формирование христианского человековедения: Религиоведческий анализ. — М. 2002.
- Чурсанов С. А. Понятие лица (тфосколоу) как, основа* православной богословской терминологической системы // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Материалы 2005. Т. 1. М., 2005, с. 92−102.
- Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX в. М., 2008.
- Шапошников Л. Е. Идеология славянофильства и современное православие. М., 1985.
- Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Леонардо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М.- Спб., 2001.
- Шевякова Е. В. Антропологическая проблематика современной католической философии // Актуальные проблемы современной западной фолософии. Волгоград, 2004, с. 147−220.
- Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- Шендрик А. И. Теория культуры. М., 2006.
- Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2008.
- Шмеман Александр протопресвитер. Введение в литургическое богословие. — М., 1996.
- Шмеман Александр прот. Евхаристия. Таинство царства. М., 1992.
- Шмеман А. Исторический путь православия. М., 2002.
- Шпенглер О. Закат Европы. М., 2003.
- Шпидлик Фома. Духовная традиция восточного христианства. — М., 2000.
- Шпидлик Т. Иное видение человека. М., 2006.
- Экономцев И. (игум.) Православие. Византия. Россия. М., 1992.
- Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.
- Aland К, Aland В. Der Text des Neuen Testaments. Stuttgart, 1982.
- Barbel J. Jesus im Glauben der Kirehe: Die Christologie bis zim 5. Jahrhundert.- Aschaffenburg, 1976.
- Barnard L. Studies in the Apostolic Fathers and Their Bakground.- Ox505ford, 1966.
- Barnard L. W. Athenagoras: A Study in Seeond Century Christian Apo-logetie.- Paris, 1972.
- Barnard L. W. Justin Martyr: His Life and Thought. Cambridge, 1967.
- Barnard L. W. Studies in Chureh History and Patristics. Thessalonike, 1978.
- Bames T. O. Early Christianity and <|>e Roman Empire. London, 1984.
- Barret C. K. The Gospel according to St. John: An Introduction with Commentary and Notes on the Greek T ext. London, 1978.
- Benoit P. Exegese et theologie: Vol. 3.- Paris, 1968.
- Blackman E. Marcion and His Influence.- London, 1948.
- Blond C. Encratisme / / Dictionnaire de spiritualite.- Paris, 1961.- P. 628−642.
- Bumpus H. B. The Christological Awareness of Clement of Rome and Its Sources.- Cambridge, 1972.
- Campenhausen H. F., von. Die griechischen Kirchenvater. Stuttgart, 1955.
- Cantalamessa R. Meliton de Sardes: Une christologie antignostique du II e siecle / / Revue des Sciences Religieuses. 1963.- Vol. 37.
- Cerfaux L. Le chretien dans la theologie Paulinienne.- Paris, 1962.
- Chadwick H. The Early Church.- London, 1967.
- Christ F. Jesus Sophia: Die Sophia-Christologie bei den Synoptikern.-Zurich, 1970.
- Conzelmann H. Paulus und die Weisheit // New Testament Studies.-1966.-Yol. 12.
- Cross F. L. The Early Christian Fathers.- London, 1960.
- Cullmann O. Christologie du Nouveau Testament.- Paris- Neuchatel, 1958.
- Cullmann O. Christus und die Zeit: Die urchristliche Zeit und Geschichtauffassung.-Zurich, 1962.
- Danielou J. Figure et evenement chez Meliton de Sardes / / Neotesta-mentica et Patristica: Eine Freundesgabe Herrn Professor Dr. Oscar Cullmann zu seinem 60. Geburtstag uberreicht.- Leiden, 1962.
- Danielou J. From Schadows to Reality: Studies in the Biblical Typology of the Fathers.- London, 1960.
- Danielou J. Gospel Message and Hellenistic Culture.- London- Philadelphia, 1973.
- Deuse W. Untersuchungen zur mittelplatonischen und neuplatonischen Seelenlehre.- Wiesbaden, 1983.
- Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B. C. 220 A. D.- London, 1977.
- Dieger F. Der griechischen Barlaam-Roman: Ein Werk des L. Johannes von Damaskos.--Ettal, 1953.
- Drijvers H. J. W. East of Antioch: Studies in Early Syriac Christianity.-London, 1984.
- Apostoliques.- Paris, 1974.
- Elze M. Tatian und seine Theologie.- Gottingen, 1960.
- Fairbairn P. Typology of Scripture.- Grand Rapids, 1989.
- Florovsky C. Eschatology in the Patristic Age: an Introduction / / Stu-dia Patristiea.- 1957.- Vol. 2, Pt. 2.
- Fruehtel U. Die kosmologisehen Vorstellungen bei Philo von Alexandrien: Ein Beitrag zur Gesehiehte der Genesisexegese. Leiden, 1968.
- Gigon O. Die antike Kultur und das Christentum.- Darmstadt, 1967.
- Goodenough E. R. By Light, Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism.-Amsterdam, 1969.
- Grant R. M. Christian Beginnings: Apocalypse to History. London, 1983.
- Grant R. M. Eusebius as Church Historian.- Oxford, 1980.
- Grillmeier A. Christ in Christian Tradition: Vol. 1.- Oxford, 1975.
- Hadas M. Hellenistic Culture: Fusion and Diffusion.- N. Y.- London, 1959.
- Hadot 1. Le probleme du neoplatonisme Alexandrin: Hierocles et Sim-plicius.-Paris, 1978.
- Jewett R. Paul* s Anthropological T erms: A Study of Their Use in Conflict Settings.- Leiden, 1971.
- Kebler W. Die Logoslehre: Von Heraklit bis Origenes.Stuttgart. 1976.
- Kelly J. N. O. Early Christian Doctrines.- London, 1958.
- Koester H. Ancient Christian Gospels: Their History and Development." Cambridge, 1990.
- Lampe C. W. H. A Patristic Greek Lexicon.- Oxford, 1978.
- Larcher C. Etudes sur le Livre de la Sagesse.- Paris, 1969.
- Malingrey A. M. «Philosophia»: Etude d’un groupe de mots dans 'a litterature grecque des presocratiques au IV e siecle apres.-c.- Paris, 1961.
- Margerie B., de. Introduction a l’histoire de 1' exegese: 1. Les Peres grecs et orientaux.- Paris, 1980.
- Margerie B., de. La Trinite chretienne dans l’histoire.- Paris, 1975.
- Metzger B. M. The Canon of the New Testament: I’ts Origin, Oeve-lopment and Significance.- Oxford, 1987.
- Metzger B. M. The Early Versions of the New Testament: Their Origin, Transmission and Limitations.- Oxford, 1977.
- Minnerath A. Les chretiens et 'e monde (I-er et II-Te siecles).- Paris, 1973.
- Molland E. Opuscula Patristica.- Oslo, 1970.
- Mortley R. From Word to Silence: Vol. 2. The Way of Negation: Christian and Greek.- Bonn, 1986.
- Niederwimmer K. Die Didache // Kommentar zu den Apostolischen Vatern.- Gottingen, 1989.-Bd. 1.
- O’Neill. The Origins of Monasticism // The Making of Orthodoxy. Essays in Honour of Henry Chadwick.- Cambridge, 1989.- P. 270−287.
- Ortiz de Urbina. Patrologia syriaca.- Roma, 1965.
- Paul A. Le monde des juifs a l’heure de Jesus.- Paris, 1981.
- Paulsen H. Studien zur Theologie des Ignatius von Antiechien.-Gottingen, 1978.
- Peel M. L. The Epistle to Rheginos: A Valentinian Letter on the Resurrection.-Philadelphia, 1969.
- Perkins P. The Gnostic Oialogue: The Early Church and the Crisis of Gnosticism.- N. Y., 1980.
- Peters S. G. Lire les Peres de l’Eglise: Cours de patrologie. Paris, 1981.
- Pollard T. E. Johannine Christology and the Early Church. Cambridge, 1970.
- Pouderon B. Athanagore dAthenes: Philosophe chritien. Paris, 1989.
- Praechter K. Kleine Schriften.- Hildesheim, 1973.
- Quasten. Patrology: Vol. 1. The Beginnings of Patristic Literature.-Utrecht- Antwerp., 1975.
- RichardM. Operaminora.- Turnhout, 1976.
- Rordorf W. Liturgie, foi et vie des premiers Chretiens: Etudes patristi-ques.-Paris, 1986.
- Rudolph K. Gnosis: The Nature and History of an Ancient Religion.-Edinburgh, 1983.
- Stockmeier P. Glaube und Kultur: Studien zur Begegnung von Christentum und Antike.- Dusseldorf, 1983.
- Strecker C. Das Judenchristentum in den Pseudoklementinien.- Berlin,
- Weiss H.-F. Untersuchungen zur Kosmologie des hellenistischen und palastinischen Judentums.- Berlin, 1966.
- Whittaker J. Plutarch, Platonisrn and Christianity / / Neoplatonisrn and Early Christian Thought: Essays in Honour of A. H. Armstrong.- London, 1981.
- Wilken R. L. Wisdom and Philosophy in Early Christianity // Aspects of Wisdom in Judaism and Early Christianity / Ed. By R. L. Wilken.- London, 1975.
- Winkler C. Das Diatessaron und das Hebruer. Evangelium, in ihrer Verhaltnis zweinander// Symposium Syriacum 1980. Roma, 1983, — P. 25−34.
- Wisse F. Die Sextus-Spruche und das Problem der gnostischen Ethik / / Zum Hellenismus in den Schriften von Nag Hammadi.- Wiesbaden, 1975.
- Woollcombe K.. The Doctrinal Connexions of the Pseudolgnatian Letters / / Studia Patristica.- 1962.- Vol. 6, Pt. 4.- P. 269−273.
- Zeegers-Vander Vorst N. Theophile d’Antioche //Dictionnaire de spiritualite.- Paris, 1990, — Fase. 96−98.
- Zeegers N. La paternite athenagorienne du De ressurectione / / Revue d’Histoire Ecclesiastique.- 1992.- Vol. 87.1. V. Электронный ресурс
- Библиографические и справочные материалы по всем направлениям церковных наук. //URL:http://www.ovale.ru/site/408 764/bogoslov.ru (дата обращения: 12.05.2011).
- Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Метафизические исследования. Спб., 1993. //URL:http://www.philosophy.ru/library/david-son/meta.html (дата обращения: 12.03.2011).
- Иоанн Зизиулас Богословие Святого Силуана Афонского. //URL:http://www.silouan.narod.ru/texts/ziziulasl.htm (дата обращения: 03.09.2011).
- Иоанн Зизиулас Бытие как общение. //URL:http://www.blago-vest-info.ru/ index. php?ss=2&s=3&id=13 322 (дата обращения: 04.06.2011).
- Каган М. С. Человек как проблема современной философии. //URL:http://www.anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html 16(дата обращения: 01.12.2010).
- Минь Ж-П Греческая патрология тт. 1−161'. //URL: http://www.vlc-cd.ru/15 937-html (дата обращения: 14.02.2011).
- Михантьева А. Социологические подходы к изучению культуры. //URL:http://www.sociologist.nm.ru/articles/research02.htm (дата обращения: 17.04.2009).
- Русская патрология: Материалы академической конференции М., 2009. //URL:http://www.bogoslov.ru/biblio/text/428 835/index.html (дата обращения: 07.03.2011)
- Сидоров А. И. Христианство как философия или любомудрие по Христу посвидетельству греческих ощов Церкви и церковных писателей Д-УШ вв. (http://www.pagez.ru/olb/204.php)
- Степин В. С. Постнеклассика: философия, наука, культура. //URL:http://www.interlos.ru/.interlos.ru/interlos/reiting/reyting09/materialsof iy/6154-klassika-neklassika-postneklassikakriterii-ra21ichenija.html. (дата обращения: 19.02.2011).
- Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология. //URL:http://www.bogoslov.ru/text/876 935.html (дата обращения: 17.04.2011).
- Холл К. С., Линдсей Г. Теория личности. //URL:http://www. psylib. org.ua/books/holli01 (дата обращения: 06.06.2011).
- Хоружий С. С. Глобалистика и антропология. /ЛЖ1ь:Шр:// synergia-isa.ru/lib/lib.htm (дата обращения: 02.06.2011).
- Шмеман А. прот. Задачи православного богословия сегодня. //URL:http://www.Klikovo.ru/db/book/msd/8664 (дата обращения: 14.12.2010).
- Шпидлик Т. Русская идея. Иное видение человека. //иКЬ:Ьйр://шшш.Ьоокт1х.ги/Ьоок.р^т1?1ё=149 836 (дата обращения: 09.08.2011).
- Эмерсон Р. У. Доверие к себе. //URL:http://www.unityway. пе^гт^ап/аЛ/егшl.htm (дата обращения: 07.12.2010).