Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии
Диссертация
Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся в системе профильного обучения охватывая, в том числе и технологический профиль. В их решении особое значение имеет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
- 1. 1. Технологическое образование школьников в контексте их предпрофильной подготовки
- 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей учащихся в технологическом образовании
- 1. 3. Теоретическая модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
- 2. 1. Реализация дидактической системы в пространстве творческой деятельности учащихся
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абазов, Ф.Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся социально-экономических условиях Текст.: дис. .докт. пед. наук / Ф. Ф. Абазов. Уфа, 2001. — 340 с.
- Авторизованная педагогика Текст. М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. -184 с.
- Алексеев, В.Е. Педагогические проблемы технического творчества молодежи Текст. / В. Е. Алексеев Ташкент: Фан, 1980. — 152 с.
- Амиров, А. Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики Текст. / А. Ф. Амиров. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. — 192 с.
- Амиров, А.Ф. Общая и социальная психология Текст: учеб. Пособие / А. Ф. Амиров. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ, 2007. — 238 е.
- Амиров, А.Ф. Основы педагогики Текст.: учеб. Пособие / А. Ф. Амиров. М.: ВУНМЦ МЗ, 2003. — 182 с.
- Амирова, JT.A. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Амирова. Уфа, 2009. — 409 с.
- Амонашвили, LLI.A. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования" Текст. / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. 2000. -№ 2. — С. 11−16.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: т.2 Текст. / В. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 280 с.
- Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности Текст. / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей. М., 1962. — 439 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) Текст. / Б. Г. Ананьев // Избр. нсихол. труды: в 2-х т. / под. ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.2. — С. 10−25.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. /Б.Г. Ананьев. 3е изд. СПб.:Питер, 2002. — 288 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. -230 с.
- Андреев, В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.
- Арефьев, И.П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития Текст. / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 3. — С. 409−419.
- Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. Т. 1 / Аристотель. — М., 1976. -277 с.
- Асадуллин, P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед наук / P.M. Асадуллин. Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 2000. — 35 с.
- Асадуллин, P.M. Новые ориентиры развития профессионального образования Текст.: монография / P.M. Асадуллин, Л. И. Васильев, В. Г. Иванов. Уфа: Вагант, 2008. — 132 с.
- Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Текст.: сб. статей / В. Ф. Асмус М.: Искусство, 1968.- 654 с.
- Астахов, Н.Б. Эстетика Текст. / Н. Б. Астахов. М.: Моск. рабочий, 1971.-439 с.
- Атутов, П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы Текст.: избр. труды в 2-х т. / П. Р. Атутов. М., 2001. — / Т. 1 — 357 с. Т.2 — 366 е./
- Атутов, П.Р. Технология как предметная область трудовой подготовки школьников Текст. / П. Р. Атутов // Технология подготовки учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы доклада на научно-практической конференции. Брянск: БГПИ, 1994. — С. 4−6.
- Афанасьев, В.Г. Человек, компьютер, творчество Текст. / В. Г. Афанасьев // Сов. педагогика. 1991. -№ 5. — С. 50−56.
- Ахияров, К.Ш. Сельская школа должна воспитывать сельского труженика Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. — 28 с.
- Ахияров, К.Ш. Технологическая подготовка школьников Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. — 236 с.
- Ахияров, К.Ш. Теория и практика технологической подготовки школьников Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: Гилем, 2008. — 314 с.
- Ахияров, К.Ш. Профильное обучение в школе социальный заказ общества Текст.: монография / К. Ш. Ахияров. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.- 156 с.
- Ахияров, К.Ш. Школа. Труд. Рынок Текст.: монография / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Уфа: БГПУ, АН РБ., 2001. — 382 с.
- Багишаев, З.А. Стратегия развития российского образования Текст. / З. А. Багишаев. -М.: Наука, 2003.-310 с.
- Баташев, А.Р. Творчество социального взаимодействия как источник жизненных смыслов индивидуального развития Текст. / А. Р. Баташев // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2008. — № 1. — С. 18−28.
- Бенин, B. JL Истина и культура философского мышления Текст.: монография / B. J1. Бенин, B.C. Хазиев. 2-е изд. перераб. и доп. Уфа: Ва-гант, 2008.- 176 с.
- Беспалько, В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Текст. / В. П. Беспалько. — М., 1973. С. 52−69.
- Беспалько, В.П. Программированное обучение: дидактические основы Текст. / В. П. Беспалько. М.: Высш. школа, 1970. — 300 с.
- Блахут, А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личноси Текст.: дис. канд пед. наук / А. Блахут Киев, 1984.-189 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-318 с.
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1976 Т.24 Собаки-Струпа. 1976. 608 с.
- Броневщук, С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе Текст.: пособие для руководителей и учителей сельских школ / С. Г. Броневщук. -М.: АРКТИ, 2000. 135 с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во «институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
- Введение в психодиагностику Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Изд. центр Академия, 1998. 192 с.
- Веретенникова, JI.bC. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / JI.K. Веретенникова. Казань, 1997. — 26 с.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Текст.: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина и др. — М.: Просвещение, 1969. 140 с.
- Воловикова, М. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура Текст. / М. Воловикова, А. Трофимов. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995.-191 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. 3-е изд.
- М.:Просвещение, 1991. 92 с.
- Гайжутис, A.JI. Духовно-творческий потенциал художника Текст.: дис. .д-ра филос. наук / A.JT. Гайжутис. Вильнюс, 1984. — 365 с.
- Галкина, Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку Текст. / Т. В. Галкина // Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 149−159.
- Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 80−84.
- Гаязов, А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования Текст.: монография / А. С. Гаязов, С.Б. Баязи-тов, А. Ф. Амиров. Уфа, 2000. — 197 с.
- Гаязов, А.С. Семь проблем современного образования Текст. / А. С. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. — 246 с.
- Гера, Р. Предпрофильная подготовка — составляющая успешной социализации Текст. / Р. Гера // Народное образование. 2008. — № 2. — С. 216−221.
- Гильбух, Ю.З. Умственно одаренный ребенок: психология, диагностика, педагогика Текст. / Ю. З. Гильбух. Киев: РОВО, Укрвузполиграф, 1992. — 84 с.
- Гильман, Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Р. А. Гильман. -Магнитогорск, 2001. 44 с.
- Гладилина, И.П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности Текст. / И. П. Гладилина // Воспитание школьников.-2008.-№ 9.-С. 14−17.
- Гончарова, Е.П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг Текст. / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 1. — С. 376−382.
- Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием Текст. / А. Б. Горстко. М.: Знание, 1991. — 157 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперимент.-психологич. исследования Текст.: учеб. пособие для с гуд. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 283 с.
- Дружинин, В.Н. Психология творчества Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 2005. — № 5. — С. 101−109.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование Текст.: пер. с англ. / Джон Дьюи.- М.: Педагогика Пресс, 2000. — 384 с.
- Ермолаева-Томина, Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности Текст. / Л.Б. Ермолаева-Томина / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1991. — С. 22−31.
- Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной • деятельности учащихся Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / Л. В. Жарова. JI.: ЛГПИ, 1986.- 140 с.
- Жукова, Е.Д. Организация самостоятельной работы студентов Текст.: учеб. пособие / Е. Д. Жукова. Уфа: Изд-во БГГ1У, 2007. — 163 с.
- Жучков, В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов Текст.: монография / В. М. Жучков. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 2001. — 246 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. М., 1980.-87 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: ИНФРА -М., 2000.-52 с.
- Закон Республики Башкортостан об образовании Текст. / [Секретариат Гос. Собрания Курултая РБ]. — Уфа: [Мир печати], 2007. — 60 с.
- Зись, А .Я. Философское мышление и художественное творчество Текст. / А .Я. Зись М.: Искусство, 1987. — 252 с.
- Зуева, Ф.А. Предпрофильное и профильное образование Текст.: основные подходы / Ф. А. Зуева. Челябинск- ВЗГЛЯД, 2006. — 196 с.
- Имаметдинов, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие Текст. / Р. Я. Имаметдинов // Одаренный ребенок. 2006. — № 6. — С. 99−101.
- Казакевич, В.М. Технологическое образование в век высоких технологий Текст. / В. М. Казакевич // Школа и производство. 2001. — № 1. -С. 2−5.
- Кант, И. Сочинения: В 6 т. Текст. / Иммануил Кант М.: Мысль, 1964. -Т.З — 799 с.
- Карачев, А.А. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж. Дьюи Текст. / А. А. Карачев, Р. Е. Каплин // Школа и производство. 2008. — № 2. -С. 3−7.
- Касаткина, Н.Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников Текст. / Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 4. — С. 297−307.
- Кириллов, В.К. Творческие основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе Текст.: дис. д-ра пед. наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 419 с.
- Коджаснирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. — Ростов — н/Д: Изд. центр «Март», 2005. -448 с.
- Колде, Я.К. Практикум по теории вероятностей и математической статистике Текст.: учеб. пособие для техникумов / Я. К. Колде. М.:1. Высш. шк., 1991.- 157 с.
- Колесов, Д.В. О психологии творчества Текст. / Д. В. Колесов, Е. Н. Соколов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 6 — С. 43−53.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст.: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радиановой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. — 24 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Текст. // Вестник образования. 2002. — № 4. — С. 5−37.
- Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2004−2010 гг. Текст. / науч. рук. чл-корр. РАО К. Ш. Ахияров. Уфа, 2004. — 61 с.
- Котряков, Н.В. Теория и практика трудовой школы в России (19 171 932) Текст. / Н. В. Котряков. Киров, 1993. — 234 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. ! пособие для вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. 393 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / сост. А.Л.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-505 с.
- Кругликов, Г. И. Вовлечение в творчество путь к успеху в обучении технологии Текст. / Г. И. Кругликов // Школа и производство. — 2002. -№ 3. — С. 10−11.
- Крутецкий, Н.К. Психология математических способностей школьников Текст. / Н. К. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
- Кузин, B.C. Психология Текст.: учебник / В. С. Кузин: под ред. Б. Ф. Ланова: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1982. — 256 с.
- Левина, М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. Минск: Академия последипломного образования, 1998. — 344 с.
- Левчук, З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / З. С. Левчук. -Минск, 1991.- 178 с.
- Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопр. психологии. 1960. — № 6. — С. 18.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие для студ. Вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. -352 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер, И. Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Лихолетов, В.В. Теория и технология интенсификации творчества в профессиональном образовании Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. В. Лихолетов Челябинск, 2002. — 432 с.
- Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. 147 с.
- Лук, А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей Текст.: Научно аналитич. обзор / А. Н. Лук — М.: ИНИОН, 1979.-37 с.
- Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование Текст. / А. Н. Майоров. СПб.: Образование и культура, 1996. — 304 с.
- Матейко, А. Условия творческого труда Текст. / А. Матейко М.: Мир, 1970.-303 с.
- Матюшкин, A.M. Загадки одаренности Текст.: проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- ЮЗ.Матяш, П. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4.-С. 38−41.
- Матяш, Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема Текст. / Н. В. Матяш, В. В. Фещенко // Школа и производство. 2007. — № 7. — С. 3−9.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение Текст.: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов, М.И. Современный урок Текст. / М. И. Махмутов — 2-е изд. -М.: Педагогика, 1985.- 181 с.
- Методы проблемного обучения Текст. / авт. сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. — Минск: Красико-Принт, 2007. — 128 с.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников Текст.: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И.А. Са-сова: под ред. И. А. Сасовой. М.: Вентана-Графф, 2003. — 296 с.
- Могилев, А.В. Информатика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- под ред. Е. К. Хеннера. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 848 с.
- Модульное обучение Текст. / сост. Г. Е. Буслюк, А. А. Колечёнок. -Минск: Красико-Принт, 2007. 176 с.
- Морылев, С.И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ Текст. /
- С.И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 3. — С. 339−345.
- Найденова, А.В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения Текст. / А. В. Найденова // Школа и производство. 2007. — № 3. — С. 14−17.
- Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Педобщество России, 2000. -304 с.
- Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности Текст. / Н. Д. Никандров // Вестник университета Российской академии образования. 2006. — № 4(34). — С. 8−25.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под ред. Н. О. Шведовой. 22-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
- Организация самостоятельной работы студентов Текст.: методическое пособие для преподавателей и студентов социально-гуманитарного факультета / сост. Е. Д. Жукова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 68 с.
- Основные понятия технологического образования Текст.: учебно-методическое пособие для студентов вузов / автор сост.: Соловьянюк В. Г. — Изд. 2-е, доп. — Бирск: Бирск. гос. соц. — пед. акад., 2007. — 115 с.
- Пахомов, А.В. Методика индивидуализации технологической подготовки учащихся 5−7 классов на основе учета личностных свойств Текст.: дис.. канд. пед. наук/ А. В. Пахомов. — Курск, 1999. 191 с.
- Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе Текст. / отв. ред. В .Я. Пилиповский. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 95 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 т.т. Текст. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», -т.4. С-Я, — 1968. -912 столбцов.
- Петрова, J1.E. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения Текст. / JT.E. Петрова // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 1. — С. 337 344.
- Печчеи, А. Человеческие качества Текст. / Аурелио Печчеи: пер. с англ. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1985. -312 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. /П.И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
- Пичугина, Г. В. Компетентностный подход в технологическом образовании Текст. / Г. В. Пичугина // Школа и производство. 2006. — № 1. -С. 10−15.
- Платонов, К.К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. -М.: Медицина, 1970.-264 с.
- Подготовка учителя технологии к уроку Текст.: учебно-методическое пособие / автор-сост.: В. Г. Соловьянюк. Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007.- 139 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Поляков, В.А. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки (к 50-летию Российской академии наук) Текст. / В. А. Поляков, В. М. Казакевич // Школа и производство. —1994. № 2. — С. 2−7.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития Текст. / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1994. — Т. 15 -№ 6. — С.38.50.
- Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 3−26.
- Профильное образование Текст. / авт. сост. Э. Г. Бобышева. — Минск: Красико-Принт, 2008. — 171 с.
- Профильное обучение Текст.: Норматив, правов. документы / ред. -сост. Т. В. Цветкова. М.: Сфера, 2006. — 94 с.
- Профильное обучение: состояние, поиск, перспективы Текст.: Книга для учителя / науч. ред. Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова. М.: Новая школа, 2005. — 184 с.
- Профильное обучение в школе Текст.: вопросы организации и содержания: в помощь рук. и учителям школ / сост. С. Г. Броневщук. М.: Витязь — М, 2004. — 207 с.
- Пряжников, Н.С. Психология элитарности Текст. / Н. С. Пряжников. -М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 505 с.
- Психология и педагогика Текст.: для студ. Вузов / отв. ред. В.М. Ни-колаепко. М.: ИНФРА — М, Новосибирск: НГАЭиУ 1999. — 175 с.
- Психология одаренности детей и подростков Текст. / под ред. Н.С.
- Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 416 с.
- Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
- Пфлюг, П.И. Компьютерная поддержка уроков технического труда Текст. / П. И. Пфлюг // Школа и производство. 2007. — № 7. — С. 29−32.
- Развитие и диагностика способностей Текст. / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 181 с.
- Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития Текст.: метод, пособие по развивающему обучению / А. З. Рахимов. -Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 142 с.
- Рахимов, А.З. Психодидактика творчества Текст.: учеб. пособие / А. З. Рахимов. 2-е изд., доп. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — 286 с.
- Рахимов, А.З. Творческое мышление Текст.: Психологическая теория и технология творческого развития / А. З. Рахимов. — Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. — 224 с.
- Роботова, А. Интерес, творчество, состязательность Текст. / А. Робо-това, С. Берестовицкая // Народное образование. 2008. — № 1. — С. 183 190.
- Рогозина, В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке Текст. / В. Рогозина // Воспитание школьников. 2007. — № 4. — С. 28−30.
- Розин, В.М. Природа и эволюция мышления Текст. / В. М. Розин // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2009. — № 2(58). — С. 12−25.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т.2 — М — Я -1999.-672 с.
- Рубинштейн, C. J1. О мышлении и путях его исследования Текст. / C. J1. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии Текст. / C. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / C.JT. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 336 с.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) Текст.: Монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
- Рындак, В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) Текст. / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. — М.: Педагогический вестник, 1998 116 с.
- Рындак, В.Г. Школа в условиях обновления Текст. / В. Г. Рындак. М.- Ин-т ПТиМИ, 1993 — 167 с.
- Ряховских, Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. Д. Ряховских. Оренбург, 1998. — 199 с.
- Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства Текст. / А. И. Савенков. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
- Сборник нормативных документов. Технология Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2006.-120 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии авторских школ Текст. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Текст. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
- Селиванов, В.В. Современное состояние и перспективы теории мышления А.В. Брушлинского Текст. / В. В. Селиванов // Психологический журнал. 2008. — № 2. — С. 29−39.
- Сенина, О.И. Интеграционное образовательное пространство и творче- • екая активность учащихся Текст. / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 4. — С. 307−315.
- Серебренников, JI.H. Содержание предпрофильной подготовки школьников Текст. / Л.II. Серебренников // Народное образование. — 2005. -№ 7.-С. 127−132.
- Серебренников, Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы Текст. / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. — 2006. — № 4. С. 2−5.
- Сериков, В.В. Компетентноетный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе Текст. /В.В. Сериков // Известия Волгоградского гос. пед. университета. 2003. — № 1. — С. 712.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников Текст.: теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Рятивых, Н. В. Матяш / под ред. В. Д. Симоненко. Брянск- Изд-во БГПУ, НМД «Технология», 1999. — 230 с.
- Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников: реалии и перспективы развития Текст. / В. Д. Симоненко // Нар. образование. -2004.-№ 8.-С. 102−105.
- Сластенин, В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2008. -№ 1. — С. 49−75.
- Словарь по социальной педагогике Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. — сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
- Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XXI века Текст.: материалы Московской городской науч.-практ. конф. —-М., 2000.- 124 с.
- Социальная педагогика Текст.: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. < М.: ВЛАДОС, 2004 — 368 с.
- Спиркин, А.Г. О творческой силе человеческого разума Текст. / А .Г. Спиркин // Наука и творчество. М., 1979. — С. 30−42.
- Способности и склонности: Комплексные исследования Текст. / под ред. Э.А. Голубевой- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Старовойтенко, Е.Б. Мыслительные установки творческой личности в культурной динамике Текст. / Е. Б. Старовойтенко // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2009. — № 1(57). — С. 260−271.
- Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / Р. Стернберг, Е. Григоренко М.: Мол. гвардия, 1997.1. С. 111−126.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л.Д. Столярен-ко. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003. — 544 с.
- Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: 5 т. Текст. / В.А. Су-хомлинский. Киев: Рад-шк., 1979−1980. — Т. 1 — 1979. — 1979. — 644 е.- Т.2. — 1979. — 718 е.- Т.З. — 1980. — 780 с.
- Тагариев, Р.З. Технологическое образование сельских школьников Текст.: монография / Р. З. Тагариев. М.: Рос. Акад. естествознания, 2002.-320 с.
- Тагариев, Р.З. Технологическое образование школьников Текст. / Р. З. Тагариев, P.P. Гильванов. Уфа: Гилем, 2007. — 188 с.
- Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.1 Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
- Терегулов Ф.Ш. Теоретическая педагогика Текст.: учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. Уфа: Восточный университет, 2004. — 332 с.
- Технологическая подготовка школьников: опыт, проблемы Текст.: ученическим производственным бригадам Республики Башкортостан -50 лет / К. Ш. Ахияров, С. Е. Матушкин, А. Ф. Амиров, Ф. Ф. Абазов, Р. З. Тагариев Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ., 2006. — 60 с.
- Технологическое образование школьников. Избранные вопросы Текст.: учебно-методическое пособие. Часть первая / Автор-составитель: В. Г. Соловьянюк. Бирск: Бирск. Гос. соц.-пед. акад., 2008.- 128 с.
- Технология 5−11 классы Текст.: проектная деятельность учащихся / авт. сост. Л. Н. Морозова, Н. Т. Кравченко, О. В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 204 с.
- Тимофеева, Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Ю. Ф. Тимофеева. Ижевск, 2000. — 455 с.
- Толстой, J1.H. Что такое искусство? Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Современник, 1985. — 592 с.
- Томин, Н.А. Профессиональное самоопределение школьников: теория, практика, исследование Текст. / Н. А. Томин. — Челябинск: Челябинский гос. пед. университет, 2001. — 324 с.
- Усова, А.В. Теория и практика развивающего обучения Текст.: учеб. пособие / А. В. Усова. — Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 38 с.
- Ученик в обновляющейся школе Текст.: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
- Федотова, Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Г. А. Федотова. Великий Новгород, 2004. — 333 с.
- Фельдштеин, Д.И. Человек в современном мире, тенденции и потенциальные возможности развития Текст. / Д. И. Фельдштейн // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии-образования. — 2008. — № 3(51). — С. 3−11.
- Философская энциклопедия Текст. Т.5 М., «Советская энциклопедия», 1970.-740 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. — 719 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / ред.: С.С. Аверин-цев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.
- Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем Текст. / П. А. Флоренский // Соч. в 4-х т. М.: Мысль. 1996. -Т.2.-С. 647−681.
- Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду Текст.: методическое пособие / П. Н. Андриянов. и др. М.: АПН СССР, 1986.-97 с.
- Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя Текст. / Л.М.
- Фридман, И.Ю. Кулагина. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 432 с.
- Холодная, М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Текст. / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 121 128.
- Хотунцев, Ю.Л. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» Текст. / Ю. Л. Хотунцев, О. А Кожина М.: ИОСО РАО, 1999. — 44 с.
- Хотунцев, Ю.Л. Технологическое образование молодёжи Текст. / Ю. Л. Хотунцев // Мир образования образование в мире. — 2005. — № 1.- С. 20−29.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / А. В. Хуторской СПб: Питер, 2001. — 544 с.
- Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе Текст. / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987.- 152 с.
- Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению Текст. / С. Н. Чистякова, Н.Ф. Ро-дичев // Нар. образование. 2006. — № 9. — С. 152−156.
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию Текст.: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 160 с.
- Штейнберг, В.Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии Текст. / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 1. — С.60−68.
- Эйнштейн, А. Эволюция физики Текст.: сборник / Альберт Эйнштейн. М.: Устойчивый мир, 2001. — 264 с.
- Юричка, Ю.И. Социально-педагогический анализ правонарушений в условиях радикальных преобразований в обществе Текст. / Ю. И. Юричка // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. -М., 1996.-С. 63−75.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1997. — 104 с.
- Якобсон, П.М. Технические способности и их изучение у учащихся Текст. / П. М. Якобсон // Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964. — 216 с.
- Guilford, Y.P. The nature of human intelligence Text. / Y.P. Guilford. -New York: Mc Gaw Hill, 1967. — 164 p.
- Rodgers, K. Psychology of emotion Text. /К. Rodgers. Tests, 1984
- Torrance, E.P. Guiding creative talend Englewood Cliffs, W.T. Prentice -Hool? Text. / E.P. Torrance, 1964
- Valachova, D. Umenie vo vytvarnej vychove v materskej skole Text. / D. Valachova // Predskolska vych ova/ Bratislava, 2005/ - Roc. 59, № 6. — S. 5−8.