Маркетинг-менеджмент в системе шоу-бизнеса
Необходимо соотносить PR-последствия с желаемыми бизнес и организационными итогами, например, расширение сектора проникновения на рынок, увеличение доли рынка и объема продаж, увеличение прибыли организации, повышение рентабельности. Нужно осознавать, что данные цели достаточно трудно достичь, они требуют четкого определения и очерчивание того, что должно быть достигнуто посредством PR-программ… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические и организационные основы маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса
- 1. 1. Понятие шоу бизнес
- 1. 2. Сущность и задачи шоу-бизнеса в системе предпринимательства
- 1. 3. Формы и виды коммуникации
- 1. 4. Особенности оценки эффективности PR
- Глава 2. Маркетинговые исследования услуг в сфере шоу-бизнеса
- 2. 1. Музыкальный шоу-бизнес на современном этапе
- 2. 2. Особенности PR в шоу-бизнесе
- 2. 3. ТВ как метод PR в сфере шоу-бизнеса
- 2. 4. Работа с прессой как PR-метод
- 2. 5. PR методом бренд-билд
- Заключение
- Список литературы
Шоу-бизнес это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы. Наряду с этими тенденциями наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса, растущее значение системы взаимоотношений с потребителями, степени удовлетворения их потребностей. Данные обстоятельства объясняют растущий интерес к маркетингу шоу-бизнеса и как концепции управления, и как инструменту воздействия. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира, в том числе и России обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков.
В России шоу-бизнес довольно молод относительно мировой практики. До перестройки шоу-бизнеса не существовало как такового, поскольку в рамках административно-командной системы было невозможно выполнение одного из самых главных условий сферы шоу-бизнеса — осуществление коммерческой деятельности в полном смысле этого слова.
В недавнем прошлом в кульурно-досуговом комплексе были широко представлены как бюджетные учреждения, так и хозрасчетные предприятия. Однако грань, отделявшая первых от вторых, отнюдь не была границей между некоммерческим сектором, с одной стороны, и полем предпринимательской деятельности — с другой. Само понятие «шоу-бизнес» появилось в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. Деятельность большинства организаций в культурно-досуговом комплексе жестко регулировалась, была предельно идеологизирована и ориентировалась на цели, не способные находить адекватного выражения в спросе населения. При этом фактическое отсутствие самостоятельности как в отношении содержания деятельности, так и в отношении маневра ресурсами, было присуще и многим из тех организаций культурно-досугового комплекса, которые считались хозрасчетными.
Как правило, ученые и специалисты в своих научных трудах и публикациях рассматривают либо более широкие понятия, такие как культура, искусство, индустрия развлечений, либо более узкие, характеризующие отдельные виды творческой деятельности: эстраду, театр, кино, телевидение и т. д.
Актуальность выбранной темы. В современном мире общественное мнение все больше влияет на деятельность компаний. В настоящее время роль PR-технологий и рекламы колоссальна во всех областях. В сфере культуры и шоу-бизнеса она оцениваются, особенно на высоком уровне. В связи с этим, целесообразно было бы определить те знания о шоу PR, что существуют на данный момент, а также пересмотреть западный опыт и возможность его применения в России. В шоу-бизнесе не любят делиться информацией. В этот мир нельзя войти, не зная его структуры, правил игры, технологий, тайн, устоявшихся схем. PR-технологии используются не только в интересах руководства компаний (корпоративный PR), политиков (политический PR), но также звезд шоу бизнеса (шоу PR). Шоу PR в России основывается чисто на интуитивных, нигде не написанных принципах, можно сказать, что он развивался своим, отличным от западного путём, что обуславливали культурные различия и различия в менталитете. Однако в настоящий момент, шоу PR становится всё более значимым, поскольку развивается и шоу-бизнес в целом, т.к. наши звёзды выходят на мировой уровень.
Проблемы теории и практики маркетинга шоу-бизнеса как системы нашли еще малое отражение в зарубежной и отечественной экономической литературе. Вместе с тем современный этап развития сферы услуг, потребностей населения, научно-технического прогресса, конкуренции выдвигает задачи совершенствования управления сферой шоу-бизнеса, требующего внедрения современных принципов и методов маркетинга, позволяющего обеспечить адекватное удовлетворение потребностей человека в развлечениях и достижение целей организации. Однако по-прежнему, существует значительный дефицит в таких областях как комплексных, систематизированных теоретических и практических знаний в области управления предпринимательской деятельностью в сфере шоу-бизнеса, включая маркетинг и менеджмент. Наряду с этим, маркетинг применительно к сфере шоу-бизнеса, используя положения общей теории маркетинга, принимая во внимание его особенности как специфического вида деятельности, закладывает теоретические основы нового направления в маркетинге маркетинга шоу-бизнеса. Поэтому исследования организации маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса следует признать важными и актуальными.
Целью дипломной работы является разработка теоретических и практических основ формирования коммуникаций в системе шоу-бизнеса. В рамках выдвинутой цели поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотреть понятие шоу бизнес,
— изучить сущность и задачи шоу-бизнеса в системе предпринимательства,
— изучить формы и виды коммуникации,
— рассмотреть особенности оценки эффективности PR,
— исследовать музыкальное шоу-бизнес на современном этапе и особенности PR в шоу-бизнесе,
— ТВ как метод PR в сфере шоу-бизнеса,
— особенности работа с прессой как PR-метод и бренд-билдинг.
Объектом исследования являются особенности связей с общественностью в сфере шоу-бизнеса.
Предметом исследования — комплекс PR-мероприятий в сфере организации шоу-бизнеса.
Необходимо, прежде всего, отметить, что работ по теме исследования курсовой достаточно мало. Знания и специфика такой сферы применения PR в России, как шоу-бизнес, мало освещена. При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов (Варакуты С.А., Чумикова А. Н., Кондратьева Э. В., лэка С., Гольдберга Э.), информация, полученная из сети Internet, публикации в отечественной периодической прессе («Легионер», «Журналист», «Неон», «Music Box», «Fuzz», «Деньги»).
Глава 1. Теоретические и организационные основы маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса
1.1. Понятие шоу бизнес
ШОУ-БИЗНЕС (англ. show business) коммерческая деятельность (бизнес) в сфере развлекательных зрелищ.
В узком смысле шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актёров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.
Главным механизмом, диктующим «пра́вила игры́» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама. Соответственно, создатель данного товара пойдёт на любые ухищрения, чтобы заставить потребителя отдать максимальное количество денег. Именно это и определяет всю структуру современного, как российского, так и зарубежного шоу-бизнеса .
Если вкратце, то получается составляется следующая схема: пока артист приносит деньги он интересен организаторам концертов и звукозаписывающим компаниям. Как только артист надоедает публике о нём забывают сначала его продюсеры, а затем и сама публика (усилиями всей индустрии шоу-бизнеса). Соответственно, когда определённый продюсер решает, что в настоящий момент в определённой области есть незанятая ниша, то он будет искать подходящего для закрытия этой ниши артиста. То есть, по сути, сам артист является лишь наёмным работником, а ключевой фигурой и «производителем» продукта (либо неким руководителем всей группы наёмных работников) является продюсер (от англ. produce производить).
Не так давно такого понятия, как «шоу-бизнес» не существовало. Всё, что сейчас называется шоу-бизнесом, раньше принято было называть эстрадой. Но название поменялось не с пустого места. Действительно на сегодняшний день это понятие белее глубокое и обширное. И не зря оно состоит из двух слов «шоу» и «бизнес». То есть нынешние знаменитости получают приличные суммы за шоу, которое они нам демонстрируют.
Считается, что шоу-бизнес это «грязная и опасная среда обитания». Но согласитесь, что это наше с Вами развлечение. Жить было бы скучно без песен, клипов, телевизионных передач и так далее. Обсуждая и призирая, все же добрая половина человеческого рода стремиться попасть в этот самый шоу-бизнес. А те, кто не мечтает об этом, вполне довольны слухами, красочными картинками, сплетнями Конечно в настоящее время очень много информации в желтой прессе и в основном она не проверена и ничем не обоснованна. А как хотелось бы знать, чем живут знаменитости, что у них происходит в жизни на самом деле.
У многих сложился стереотип, что в своем большинстве знаменитости получают шальные деньги. Но никто не задумывается, какие усилия затрачивают они для того, что бы стать нашими кумирами и известными людьми. Что им приходиться пережить, от чего отказаться и с чем смирится. Порой, завидуя, мы не вдумываемся, в какие рамки ставит знаменитостей их образ жизни, чего они лишены. К примеру, мы запросто можем выйти в любое время в парк, подышать свежим воздухом и поседеть на скамейке. Знаменитый человек не может без сопровождения лишних глаз пойти в магазин. А вот знаменитый человек просто так в парк не выйдет, ведь кругом папарацци, которые следят за каждым шагом, готовые на все, чтобы вторгнуться в их личную жизнь. Даже когда случается неприятности, фотоаппараты и камеры тут, как тут. И во многих случаях «преследователи» могут истолковать по-своему услышанный разговор или увиденный сюжет.
Для наиболее популярных звёзд шоу-бизнеса нередкими являются сверхвысокие доходы. Однако эти доходы зависят исключительно от спроса как только артист перестаёт быть популярным, он может даже разориться, если по инерции продолжит тратить много денег, как если бы он продолжал получать больши́е доходы. А спрос во многом искусственно создаётся продюсерами, чтобы вывести на сцену очередного исполнителя. Понятное дело, что в случае такого огромного количества разнообразных исполнителей спрос на каждого конкретного из них является достаточно непредсказуемой величиной.
Собственно, именно отсюда берёт своё начало понятие «популярный исполнитель», или, сокращённо, «поп-исполнитель», а также термин «популярная музыка» или, вкратце «попса». Ведь именно подобная примитивная, рассчитанная на самый широкий круг слушателей музыка, приносит продюсерам и звукозаписывающим компаниям наибольшую часть прибыли. Да и от самих артистов много не требуется, что позволяется находить кандидатов буквально где угодно .
Широкая известность популярных артистов используется и для политической рекламы. Этот факт, а также самопровозглашённая элитарность данных звёзд, которые куда ближе к богеме в её изначальном значении, чем к звёздному небу, во многом сближает собственно политические круги и шоу-бизнес. Многие популярные исполнители как в России, так и за рубежом разными способами стремятся во власть, и при наличии популярности и больши́х денежных средств им это зачастую удаётся .
Современный бизнес это прежде всего обмен символами. Если верить французскому философу Ги Дебору (Guy-Ernst Debord), капитализм, начиная с конца 70-х, вступил в стадию «Общества спектакля». В рынке-спектакле вместо реальных материальных благ основным товаром становятся знаки, образы и рассказанные истории. «Бизнес» и «шоу» трудноразличимые понятия для нашего времени. Всякий успешный бизнес это хорошее шоу, а отражение деловой жизни в разных сферах культуры само становится частью бизнеса .
Словосочетание «шоу-бизнес» появилось не так давно, но уже прочно укрепилось и довольно широко употребляется в последнее время. Вместе с тем многие отечественные исследователи и ученые используют термин «шоу-бизнес» для обозначения сферы культуры, искусства или отдельных их отраслей. Западные специалисты для характеристики шоу-бизнеса, как правило, применяют такие понятия, как индустрия развлечений (entertainment industry), индустрия досуга (leisure industry) или сфера искусства и культуры (arts and cultural industry, art-related business, popular culture).
Обратимся к определениям указанных понятий. Искусство предполагает художественное творчество в целом и включает литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности. Индустрия досуга объединяет, наряду с некоторыми перечисленными ранее направлениями деятельности (музыка, театр, кино, книгоиздание), и другие сферы — телевидение, радио, видео, спорт, туризм, азартные игры, компьютерные игры, Internet, ресторанный бизнес, парки развлечений и т. п.
Между тем шоу-бизнес представляет собой отдельную, самостоятельную систему в рамках сферы услуг, включающую определенные области деятельности и имеющую ряд особенностей, выделяющих шоу-бизнес на фоне более широких понятий, таких как индустрия развлечений, культура или искусство. Таким образом, прежде чем перейти к изучению сферы шоу-бизнеса, необходимо четко определить, что понимается под шоу-бизнесом. С позиций экономического анализа требуется выделить некоторую совокупность различных видов творческой деятельности. Причем достаточно широкую, чтобы можно было выявить присущие им общие закономерности, но не настолько обширную, чтобы эти закономерности можно было бы не заметить.
В специализированной социально-экономической литературе понятие «шоу-бизнес» не раскрывается. Поэтому необходимо обратиться к трактовке термина «шоу-бизнес» в энциклопедиях и толковых словарях. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия содержит следующее определение: «Шоу-бизнес бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т. п.». Толковый словарь русского языка предлагает такое понимание: «Шоу-бизнес — бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ». Данные определения позволяют сделать вывод, что в основе шоу-бизнеса лежит шоу или зрелище. Однако эти определения содержат перечисление отдельных видов представлений или зрелищ и не позволяют четко ограничить круг сфер деятельности, относящихся к шоу-бизнесу. То есть данные определения имеют ограниченное применение вследствие отсутствия обобщающих характеристик или признаков, позволяющих отнести то или иное направление деятельности к шоу-бизнесу.
Список литературы
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
- Баронин В.К. Как не стать звездой. Total metal tales. // Легионер. 2002. № 12. С.15−25.
- Блажнов Е.А. Интервью в целях Паблик рилейшнз // Журналист. 2000. N 8. — С.52−53.
- Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Новости, 2000. 240с.
- Варакута С.А., Егоров Ю. Н. Связи с общественностью. М.: ИНФРА-М, 2001. 137с.
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. Часть 1. СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 2001. 228с.
- Волков М.И., Усков Т. А. Интеграция западных PR-методов музыкального шоу-бизнеса на российский рынок. // PR-библиотека. (www.pr-club.com).
- Гольдберг Э. Особенности русского шоу-бизнеса // Неон. 2001. № 1. С. 25−40.
- Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.
- Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 1995.
- Колиберда Е.Г. Связи с общественностью. М.: Логос, 2003. 350с.
- Комаровский В.С. Управление общественными отношениями. М.: РАГС, 2003. 400с.
- Кондратьев Э. В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический Проект, 2004. 432с.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М.: Ось-89, 1998.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.
- Пригожин И.В. Политика вершина шоу-бизнеса. М.: Алкигамма, 2001. 215с.
- Руднев В.П. Энциклопидический словарь культуры ХХ века. — М., 2001. — С. 337
- Симонов В.А. Как стать звездой? // Music Box. 2002. № 9. С.27−30.
- Синяева И.Н. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: Юнити, 2003. 347с.
- Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. С. 210−215.
- Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4−20.
- Чистова. Е.В. В нашей стране понятие продюсер искажено. // Fuzz. 2002. — № 7. С.10−1
- Чумиков А.Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика. М.: Дело, 2003. с. 311.
- Эко У. Семиология визуальных сообщений. Семиология архитектуры // Отсутствующая структура. СПб.: Петрополис, 1998. С.203−258.