Пересечения с музыкальной традицией в творчестве западногерманских композиторов 1970-1980 годов
Диссертация
Центральное значение для понимания общих закономерностей и путей развития новой музыки имеют работы Карла Дальхауза. Целый ряд его статей посвящен анализу новейших тенденций в музыкальном искусстве, определившихся в 60−70-е годы XX века. Назовем, в частности, статью «Отход от мышления в категориях материала?» (Dahlhaus, 1984), где автор указывает на опасность и утопичность идеи «наивного… Читать ещё >
Содержание
- Предисловие
- Глава I. О понятии «музыкальная традиция»
- 1. Дискуссия о понятии «традиция» и современное музыкальное творчество
- 2. Традиция как «неосознанная преемственность»
- 3. Традиция как «осознанное предпочтение»
- 4. Традиция и европейский авангард 1950-х годов
- Глава II. От стилистической герметичности сериализма к стилевому плюрализму постмодернизма
- 1. Использование исторического материала в 1950 — 1960-е годы
- 2. Расширение горизонтов в музыкальной культуре Европы
- 2. 1. Пуристская строгость сериализма как исходный пункт развития
- 2. 2. Джон Кейдж и изменение приоритетов композиции в 1960-е годы
- 2. 3. Проникновение идей алеаторики в Европу
- 2. 4. Композиция-эксперимент как важнейшая категория в практике европейского авангарда 1960-х годов
- 2. 5. Развитие различных форм сонорики («Юагщкотрозкюп» и «БргасЬкотрозШоп»)
- 2. 6. Визуализация музыкальных процессов
- 3. Композиторское творчество в контексте «постмодернистского состояния»
- 3. 1. Дискуссии вокруг понятия «постмодернизм»
- 3. 2. О понятии «постмодернизм» в музыкознании
- 3. 3. Важнейшие содержательные аспекты понятия «постмодернизм»
- 3. 4. Музыкальный постмодернизм: плюрализм сосуществующих тенденций
- 3. 5. Музыкальный постмодернизм: развитие идей авангарда как одна из возможностей
- 3. 6. Музыкальный постмодернизм: актуализация традиции
- 1. Традиция как объект критической рефлексии
- 1. 1. Постепенное расширение используемого культурного материала в конце 1950-х и в 1960-е годы
- 1. 2. Музыка прошлого в настоящем. Метаколлаж
- 1. 3. Конкретизация музыкальных реминисценций в 1970- 1980-е годы
- 1. 4. Мир романтизма в трактовке Кагеля
- 2. Традиция как «непроизвольное припоминание»
- 2. 1. Творчество 1950 — 1960-х годов: скрытое присутствие традиции
- 2. 2. Традиция как аура музыкальных средств
- 2. 3. Валторновое трио: определенность исторических связей
- 2. 4. «Обертоны» музыкальной традиции в сочинениях
- 2. 5. Опыт сочинения «анти-антиоперы»: «Le Grand Macabre»
- 3. Заново открывая прошлое. Дитер Шнебель
- 3. 1. Восприятие традиции. Цикл «Re-Visionen»
- 3. 2. Развитие унаследованного. Цикл «Традиция»
- 3. 3. «Тональный» конструктивизм. Квинтет B-dur
- 1. Творческие позиции в начале пути (рубеж 1970−1980-х годов)
- 1. 1. Музыка как «прямая речь»
- 1. 2. Апология вечных ценностей — отрицание прогресса
- 1. 3. Отношение к слушателю
- 1. 4. Композитор и теория композиции
- 1. 5. Назад, к традиции
- 2. Музыка как выражение свободы. Вольфганг Рим
- 2. 1. Духовный мир композитора
- 2. 2. Раннее творчество В. Рима в аспекте взаимодействия с традицией
- 2. 2. 1. О генеалогии некоторых композиционных средств
- 2. 2. 2. Конкретные исторические аллюзии
- 2. 2. 3. Использование драматургического прототипа
- 2. 2. 4. Предельное сближение с традицией: «Якоб Ленц»
- 3. 1. Главные направления творческой эволюции
- 3. 2. Образец оперы-buffa конца XX века: «Энрико»
Список литературы
- АрслановВ. Миф о смерти искусства. М., 1983
- Бобровский В. Мотив. Музыкальная энциклопедия. Т. З, ст. 696. М., 1976
- БульянД. Беседа с Дьердем Лигети. «Советская музыка», 1989. № 4
- Валъкова В. Тематические функции стилевых цитат в произведениях советских композиторов // Советская музыка 70 80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. ГМПИ им. Гнесиных, вып.82. М., 1985
- Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. Исторический очерк. М., 1988
- Власова Н. Проблема «новой простоты» в творчестве композиторов ФРГ 70 80-х годов. Дипломная работа. МГДОЛК им. П. И. Чайковского, 1989
- Власова Н. Звуковые миры Хельмута Лахенмана // Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1992
- Власова Н. Эскиз к портрету: Дитер Шнебель // МГК им. П. И. Чайковского (сборник готовится к печати)
- Власова О. Немарксистская культурология ФРГ о роли искусства и художественной интеллигенции. М., 1988
- Губайдулина С. И это счастье. «Советская музыка», 1988. № 6
- ГуревичП. Социальная мифология. М., 1983
- Давыдов Ю. Новые тенденции в музыкальной эстетике ФРГ // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1972
- Данузер Г. Малер сегодня в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом. «Музыкальная академия», 1994. № 1
- Друскин М. Традиция и традиции // МДрускин Очерки, статьи, заметки. Л., 1987
- Ерохин В. De musica instrumentalis. Германия 1960 — 1990 -. Москва, 1997
- Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М., 1989
- Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996
- Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998
- КагелъМ. Критика нечистого разума. «Музыкальная академия», 1997. № 1
- Кагелъ М. Программка концерта в Московском Доме композиторов 22.11.1995
- Катунян М. Статическая тональность // Laudamus (к 60-летию Ю.Н.Холопова). М., 1992
- КозинаЖ. Выход из кризиса? «Советская музыка», 1986. № 4
- КрейнинаЮ. Некоторые проблемы оперного театра 1970 1980-х годов //Музыкальныйтеатр: события, проблемы. М., 1990
- Крейнина Ю. 80-е годы: новое прочтение традиции // Дьердь Лигети. Личность и творчество. М., 1993
- Левая Т. Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70 -80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. ГМПИ им. Гнесиных, вып.82. М., 1985
- Леонтьева О. Цели и средства «ангажированной» музыки на Западе (заметки о произведениях Х.-В.Хенце) // Искусство и общество. М., 1978
- Дьёрдь Лигети. Личность и творчество. М., 1993
- Лигети Д. Превращения музыкалььной формы // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество. М., 1993
- Лисса 3. Традиции и новаторство в музыке. «Советская музыка», 1972. № 1
- Личность в XX столетии. М., 1979
- Лобанова М. Дьердь Лигети: эстетические взгляды и творческая практика 60 70-х годов (критика и размышления) // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. ГМПИ им. Гнесиных, вып.94. М., 1987
- Лукшин И. Несбывшиеся притязания. Научно-популярная серия «Искусство». М., 1982. № 12
- Михайлов Ал. Концепция произведения искусства у Теодора В.Адорно // О современной буржуазной эстетике. Вып.З. М., 1972
- Михайлов Ал. Некоторые мотивы музыкального авангардизма. Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. М., 1978
- Михаилов М. Стиль в музыке. Л., 1981
- Музыкальная культура сегодня. Буклет фестиваля музыки ФРГ в СССР (сентябрь 1989 июнь 1990). Munchen, 1989
- Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия. Сборник статей. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994
- Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1990
- Пантиелев Г. От Хартмана до Циммермана. «Советская музыка», 1990. № 2
- Пантиелев Г. «Солдаты» из Штутгарта. «Советская музыка», 1990. № 8
- Полевой В. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989
- Просняков М. Об основных предпосылках новых методов композиции // Laudamus (к 60-летию Ю.Н.Холопова). М., 1992
- Просняков М. «Плюс-Минус» К.Штокхаузена: символ и звучание // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994
- Пуссер А. (Говорят зарубежные гости Московской осени) «Музыкальная академия», 1996. № 2
- Рексрот Д. Вне требований эпохи // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994
- Рябушкин А., Хаит В. Постмодернизм в реальности и представлениях. «Искусство», 1984. № 4
- Савенко С. Есть ли индивидуальный стиль в музыке поставангарда? «Советская музыка», 1982. № 5
- Савенко С. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. ГМПИ им. Гнесиных, вып.94. М., 1987
- Савенко С. О стилистических тенденциях творчества Лигети (конец 50-х 80-е годы) // Дьердь Лигети. Личность и творчество. М., 1993
- Саркисян С. Инструментальный театр в свете концепции М.Кагеля и вне ее // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994
- СартрЖ.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М., 1992
- Соколов М. Образы отчаяния и надежды. Научно-популярная серия «Искусство». М., 1985. № 1
- Стравинский И. Некоторые перспективы современности // И. Стравинский публицист и собеседник. М., 1988
- Тасалов В. Ганс Зедльмайер и дилемма «хаоса» и «порядка» в постмодернизме 50 70-х годов // Искусствознание Запада об искусстве XX века. М., 1988
- Тараканов М. Традиции и новаторство в современной советской музыке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982
- Турчин В. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. Научно-популярная серия «Искусство». М., 1988. № 2
- Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., 1974
- Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982
- Холопов Ю. Задания по гармонии. М., 1983
- Холопова В. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982
- Холопова В. К проблеме музыкальных форм 60 70-х годов XX века // Современное искусство музыкальной композиции. ГМПИ им. Гнесиных. Вып.79. М., 1985
- Холопова В. Музыка как вид искусства. Часть 1. М., 1990
- Чаплыгина М. Музыкально-теоретическая система К.Штокхаузена. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1990
- Чередниченко Т. Два аспекта понятия музыкального произведения (по работам К. Дальхауза, Х.-Х.Эггебрехта) // Научный реферативный сборник. Серия: Музыка. Вып.2. Гос. библиотека СССР им. Ленина. М., 1978
- Чередниченко Т. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика // Эстетические очерки. Вып.5. М., 1979
- Чередниченко Т. Проблематика «новой музыкальной эстетики» (по трудам музыковедов ФРГ 60 70-х годов) // Научный реферативный сборник. Серия: Общие вопросы искусства. Вып. 1. Гос. библиотека СССР им. Ленина. М., 1981
- Чередниченко Т. Карл Дальхауз и его эстетическое исследование музыки // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94. М., 1987
- Чередниченко Т. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987
- Чередниченко Т. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989
- Чередниченко Т. Мысль и язык в авангардистской композиции // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994
- Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. М., 1990
- Шукурова А. Некоторые буржуазные концепции современного искусства (постмодернизм) // Научный реферативный сборник. Серия: Общие вопросы искусства. Вып. 1, 2. Гос. библиотека СССР им. Ленина. М., 1983
- Юдкт I. Нариси шмецксм музичнсн культури друго'1 половини XX ст. Кшв: Наукова думка, 1994
- Adorno Т. Musik und Tradition // Musica, 1961. H. 1
- Adorno T. Zum Stand des Komponierens in Deutschland // Theodor W. Adorno Gesammelte Schriften. Bd. 18. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1984
- Angermann K. Aktualisierte Tradition. Ein Gesprach mit Dieter Schnebel uber seine Dahlemer Messe. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1988. № 10
- Auden W.H. Der Dichter und die Gro? stadt II Anden W.H. Des Farbers Hand und die andere Essays. Gutersloh, 1962
- Boehmer K. Utopische Perspektiven des Serialismus. Pladoyer fur eine Moderne nach der Postmoderne. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1989. № 4
- Boulez P. Alea // Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik 1. Mainz, 1958
- Bose H.-J. von Suche nach einem Schonheitsideal // Thomas E. (Hrsg.) Ferienkurse'78 (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XVII). Mainz, 1978
- Bose H.-J. von Versuch einer Bestimmung meines momentanen Standorts. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1979. № 1
- Budde E. Der Pluralismus der Moderne und/oder die Postmoderne // Kolleritsch O. (Hrsg.) Wiederaneignung und Neubestimmung. Der Fall «Postmoderne» in der Musik (=Studien zur Wertungsforschung. Bd.26). WienGraz, 1993
- Burde W. «Aus Deutschland». Ein Gesprach mit Mauricio Kagel uber seine Lieder-Oper. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1981. № 4
- Burde W. Gyorgy Ligeti. Eine Monographie. Zurich: Atlantis Musikbuchverlag, 1993
- Burger Ch. Moderne als Postmoderne: Jean-Francois Lyotard // Burger Ch. und P. (Hrsg.) Postmoderne: Alltag, Allegorie, Avantgarde. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1987
- Cage J. Zur Geschichte der experimentellen Musik in den Vereinigten Staaten // Steinecke W. (Hrsg.) Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd.2. Mainz, 1959
- Dahlhaus C. Die Neue Musik und das Problem der musikalischen Gattungen // Kreuzer H. (Hrsg.) Gestaltungsgeschichte und Gesellschaftsgeschichte. Literatur-, Kunst- und Musikwissenschaftliche Studien. Stuttgart, 1969
- Dahlhaus C. Traditionszerfall im 19. und 20. Jahrhundert // Eggebrecht H.-H, Lutolf M. (Hrsg.) Studien zur Tradition in der Musik. Festschrift. Kurt von Fischer zum 60. Geburtstag. Munchen, 1973
- Dahlhaus C. Was ist musikalischer Historismus? II Stephan R. (Hrsg.) Zwischen Tradition und Fortschritt. Uber das musikalische Geschichtsbewu? tsein
- Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd. 13). Mainz, 1973
- Dahlhaus C. Avantgarde und Oper. «Melos/Neue Zeitschrift fur Musik», 1978. H.2 (Marz-April)
- Dahlhaus C. Vom Einfachen, vom Schonen und vom einfach Schonen // Thomas E. (Hrsg.) Ferienkurse'78 (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XVII). Mainz, 1978
- Dahlhaus C. Uber offene und latente Tradition in der neuesten Musik // Brinkmann R. (Hrsg.) Die Neue Musik und die Tradition (=Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd. 19). Mainz, 1978
- Dahlhaus C. Die Krise des Experiments II Jost E. (Hrsg.) Komponieren heuteVeroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd.23). Mainz, 1983
- Dahlhaus C. Oper und die Neue Musik. Versuch einer Problemskizze II Dahlhaus C. Vom Musikdrama zur Literaturoper. Munchen-Salzburg: Musikverlag Emil Katzbicher, 1983
- Dahlhaus C. Traditionelle Dramaturgie in der modernen Oper II Dahlhaus (Vom Musikdrama zur Literaturoper. Munchen-Salzburg: Musikverlag Emil Katzbicher, 1983
- Dahlhaus С. Вступительная статья к серии пластинок «Zeitgenossische Musik in der BRD». Hrsg. von dem Deutschen Musikrat. Harmonia Mundi, 1983.
- Dahlhaus C. Abkehr vom Materialdenken? II Hommel F. (Hrsg.) Algorithmus, Klang, Natur: Abkehr vom Materialdenken? (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XIX) Mainz, 1984
- Dahlhaus C. Geschichte und Geschichten // Dahlhaus C. (Hrsg.) Die Musik der funfziger Jahre (Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd.26). Mainz, 1985
- Danuser H. Tradition und Avantgarde nach 1950 // Brinkmann R. (Hrsg.) Die Neue Musik und die Tradition (='Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd. 19). Mainz, 1978
- Danuser H. Die Musik des 20. Jahrhunderts (=Neues Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von C.Dahlhaus. Bd.7). Laaber-Verlag, 1984
- Danuser H. Zur Kritik der musikalischen Postmoderne. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1988. № 12
- Danuser H. Rationalitat und Zufall John Cage und die experimentelle Musik in Europe // Welsch W., Bies Ch. (Hrsg.) Asthetik im Widerstreit. Weinheim, 1991
- Dibelius IJ. Ligetis Horntrio. «Melos», 1984. № 1
- Dibelius U. Moderne Musik II. 1965 1985. Munchen-Zurich: Piper-Verlag, 1988
- Donaueschinger Musiktage 1990. Приложение к компактдиску. «Col legno», 1991
- Fabian I. Nach der ersten Oper weitere Opernplane. Imre Fabian sprach mit dem Komponisten Gyorgy Ligeti. «Opernwelt», 1978. № 6
- Feher F. Der Pyrrhussieg der Kunst im Kampf um ihre Befreiung. Bemerkungen zum postmodernen Intermezzo // Burger Ch. und P. (Hrsg.) Postmoderne: Alltag, Allegorie, Avantgarde. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1987
- Fischer K. von Tradition (alismus), Antitradition (alismus) und das Problem des Fortschritts in der Musik der Gegenwart // Meyer R.W. (hrsg.) Das Problem des Fortschritts heute. Darmstadt, 1969
- Fragen an jungen Komponisten. «Musica», 1983. № 5 (Sept. Okt.)
- Frobenius W. Die «Neue Einfachheit» und der burgerliche Schonheitsbegriff // Kolleritsch O. (Hrsg.) Zur «Neuen Einfachheit» in der Musik (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 14). Wien-Graz, 1981
- Frisius R. Personalstil und Musiksprache. Anmerkungen zur Positionsbestimmung Gyorgy Ligetis // Kolleritsch O. (Hrsg.) Gyorgy Ligeti. Personalstil Avantgardismus — Popularitat (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 19). WienGraz, 1987
- Gorsen P. Der Dialog zwischen Kunst und Psychiatrie heute // Benkert O., Gorsen P. (Hrsg.) Von Chaos und Ordnung der Seele. Ein interdisziplinarer Dialog uber Psychiatrie und moderne Kunst. Berlin-Heidelberg: Springer-Verlag, 1990
- Gronemeyer G. Allerfeinste Regungen des Seelenlebens. Dieter Schnebels B-dur Quintett. «MusikTexte» 57/58, Marz 1995
- Habermas J. Die moderne ein unvollendetes Projekt. «Die Zeit», 19.09.1980
- Hausler J. Versuch uber Motive. «Musica», 1983. № 5 (Sept. Okt.)
- Hansen M. Musik zwischen Konstruktion und Emotion. Gesprach mit Gyorgy Ligeti. «Musik und Gesellschaft, 1984. № 9
- Heister H.-W. Verbindung von Tradition und Innovation. Radikale Subjektivitat und reflektierter Traditionalismus: Manfred Trojahn. «MusikTexte» 15 (Juli), 1986
- Heister H.-W. Kompression und Expression. Dieter Schnebels «SinfonieStucke» fur Orchester. «MusikTexte» 57/58, Marz 1995
- Herne H.-W. Tradition und Kulturerbe. Aus einem Gesprach mit Klaus Geitel II H.-W.Henze Musik und Politik. Schriften und Gesprache 1955 1975. Hrsg. von J.Brockmeier. Munchen, 1976
- Hesse L.-W. Manfred Trojahn: 2.Sinfonie. «Melos», 1986. № 4
- Huyssen A. Postmoderne eine amerikanische Internationale // Huyssen A., Scherpe K.R. (Hrsg.) Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Hamburg, 1986
- Ivashkin A. Musik als gro? e Buhne // Kluppelholz W. (Hrsg.) Kagel./1991. Koln: DuMont, 1991
- Jameson F. Postmoderne zur Logik der Kultur im Spatkapitalismus // Huyssen A., Scherpe K.R. (Hrsg.) Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Hamburg, 1986
- Jencks Ch. The Language of Postmodern Architecture. London, 1977
- Junge Avantgarde. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1979. № 1
- KagelM. Tamtam. Monologe und Dialoge zur Musik. Hrsg. von F.Schmidt. Munchen: Piper, 1975
- KagelM. «Aus Deutschland». Eine Lieder-Oper. Darmstadt, 1981
- Kagel M. Worte uber Musik. Gesprache Aufsatze — Reden — Horspiele. Munchen: Piper, 1991
- Kagel./ 1991 (hrsg. von W. Kluppelholz). Koln: DuMont, 1991
- Klange in Bildern. Ein Film aus Filmen von Mauricio Kagel (zusammengesetzt von W. Kluppelholz). WDR, 1991
- Kluppelholz W. Mauricio Kagel und die Tradition II Brinkmann R. (Hrsg.) Die Neue Musik und die Tradition (^Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd. 19). Mainz, 1978
- Kluppelholz W. Mauricio Kagel 1970- 1980. Koln: DuMont, 1981
- Kluppelholz W. Wolfgang Rihm: Wolfli-Liederbuch. «Melos», 1987. № 1
- Kluppelholz W. Ein Lufthauch der Musikgeschichte. Ein Gesprach zwischen Mauricio Kagel und Werner Kluppelholz uber Komponieren in Postmoderne. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1989. № 6
- Der Komponist Wolfgang Rihm. Hrsg. von D.Rexroth. Buch der alten Oper Frankfurt. Frankfurt Feste'85. Mainz, 1985
- Konoid W. Ligetis «Le Grand Macabre» absurdes Welttheater auf der Opernbuhne II Kolleritsch 0. (Hrsg.) Oper heute. Formen der Wirklichkeit im zeitgenossischen Musiktheater (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 16). WienGraz, 1985
- Kraft H. Grenzganger zwischen Kunst und Psychiatrie. Koln, 1986
- KfenekE. Bericht uber Versuche in total determinierter Musik II Dannstadter Beitrage zur Neuen Musik 1. Mainz, 1958
- Kropfinger K. Ligeti und die Tradition II Stephan R. (Hrsg.) Zwischen Tradition und Fortschritt. Uber das musikalische Geschichtsbewu? tsein (Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd. 13). Mainz, 1973
- Lachenmann H. Die gefahrdete Kommunikation. «Musica» 28/3, 1974 (Mai -Juni)
- Lachenmann H. Bedingungen der Materials. Stichworte zur Praxis der Theoriebildung // Thomas E. (Hrsg.) Ferienkurse'78 (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XVII). Mainz, 1978
- Lachenmann H. Vier Grundbestimmungen des Musikhorens // Henck H. (Hrsg.) Neuland. Ansatze zur Musik der Gegenwart. Bd.l. Koln, 1980
- Lachenmann H. Uber das Komponieren. «MusikTexte» 16 (Okt.), 1986
- Lichtenfeld M. Gesprach mit Gyorgy Ligeti. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1984. № 1
- Ligeti G. Pierre Boulez. Entscheidung und Automatik in der Structure la. «Die Reihe» 4, 1958
- Ligeti G. Zur Entstehung der Oper «Le Grand Macabre». «Melos/Neue Zeitschrift fur Musik», 1978. № 2 (Marz-April)
- Gyorgy Ligeti in conversation with Peter Varnai, Josef Hausler, Claude Samuel and himself. London: Eulenberg, 1983
- Gyorgy Ligeti. Personalstil Avantgardismus — Popularitat. Hrsg. von O. Kolleritsch (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 19). Wien-Graz, 1987
- Ligeti G. San-Francisco Polyphonie. Фильм из серии «Wege zur Neuen Musik». Hrsg. von G.Albrecht. Folge 4. SWF, 1988
- Lombardi L. Die Schone im Fischteich. Von einigen Schwierigkeiten beim Vermitteln der musikalischen Wahrheit (en). «Mercur», 1990 (44 Jg.)
- LyotardJ.F. La condition Postmoderne. Paris, 1979
- Lyotard J.F. Mehrfache Stille/vielfaches Schweigen // Lyotard J.F. Essays zu einer affirmativen Asthetik. Berlin, 1982
- LyotardJ.F. Beantwortung der Frage: Was ist Postmoderne? // Engelmann P. (Hrsg.) Postmoderne und Dekonstruktion. Texte franzosischer Philosophen der Gegenwart. Stuttgart, 1990
- Matejka W. «Eine tragisch-burleske Psycho-Farce.» Interview mit Manfred Trojahn uber seine erste Oper «Enrico quatro» nach Pirandello. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1991. № 3
- Motte D. de la Zur Situation junger deutscher Komponisten // Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Bd. 18. Mainz, 1978
- Motte-Haber H. de la Die Gegenaufklarung der Postmoderne // Stephan R. (Hrsg.) Musik und Theorie. Funf Kongressbeitrage (=Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd.28). Mainz, 1987
- Motte-Haber H. de la Merkmale postmoderner Musik II Gmhn W. (Hrsg.) Das Projekt Moderne und die Postmoderne (=Hochschuldokumentation zur Musikwissenschaft und Musikpadagogik. Bd.2). Musikhochschule Freiburg, 1989
- Motte-Haber H. de la Neue Musik und Tradition II Kuckerz J., Motte-Haber H. de la, Schmidt Ch. M., Seidel W. (Hrsg.) Neue Musik und Tradition. Festschrift Rudolf Stephan zum 65. Geburtstag. Laaber-Verlag, 1990
- Muller-Siemens D. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1979. № 1
- Die Neue Musik und die Tradition. Hrsg. von R. Brinkmann (Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Bd. 19). Mainz, 1978
- Neue Musik und Tradition. Festschrift Rudolf Stephan zum 65. Geburtstag. Hrsg. von J. Kuckerz, H. de la Motte-Haber, Ch.M.Schmidt, W.Seidel. Laaber-Verlag, 1990
- Nordwall O. Gyorgy Ligeti. Mainz, 1970
- OelschlagelR. Zum Beispiel Helmut Lachenmann. «Musica», 1972. № 1
- Oelschlagel R. Mild traditionalistische Festmusik. Zur «Sankt-Bach-Passion» von Mauricio Kagel. «MusikTexte» 11 (Okt.), 1985
- Riethmuller A. Michael im Himmel wie auf Erden. Zu Karlheinz Stockhausens «Donnerstag aus Licht» // Kolleritsch O. (Hrsg.) Oper heute. Formen der Wirklichkeit im zeitgenossischen Musiktheater (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 16). Wien-Graz, 1985
- Rihm W. Anla? lich «Sub-Kontur» II Programm der Donaueschinger Musiktage, 1976
- Rihm W. Der geschockte Komponist II Thomas E. (Hrsg.) Ferienkurse'78 (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XVII). Mainz, 1978
- Rihm W. Ins eigene Fleisch. (Lose Blatter uber das Jungerkomponistsein) «Neue Zeitschrift fur Musik», 1979. № 1
- Rihm W. Verstandlichkeit und Popularitat kunstlerische Ziele? II Thomas E. (Hrsg.) Ferienkurse'80 (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XVIII). Mainz, 1980
- Rihm W. Die Klassifizierung der «Neuen Einfachheit» aus der Sicht des Komponisten II Kolleritsch O. (Hrsg.) Zur «Neuen Einfachheit» in der Musik (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 14). Wien-Graz, 1981
- Rihm W. Musikalische Freiheit II Der Komponist Wolfgang Rihm. Hrsg. von D.Rexroth. Buch der alten Oper Frankfurt. Frankfurt Feste'85. Mainz, 1985
- Rihm W. Аннотация к компактдиску: Wolfgang Rihm «Dunkles Spiel», «O, Notte», Bratschenkonzert, «Schwebende Begegnung», «Schwarzer und roter Tanz». Badische Staatskapelle, Gunter Neuhold
- SabbeH. Gyorgy Ligeti. «Musik-Konzepte» 53, Januar 1987
- Schibli S. Das eigene im Fremden. Neuere Entwicklungen im Schaffen Manfred Trojahn. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1985. № 5
- Schmidt D. Lenz im zeitgenossischen Musiktheater. Literaturoper als kompositorisches Projekt bei Bernd Alois Zimmermann, Friedrich Goldmann Wolfgang Rihm und Michell Reverdy. Stuttgart: Metzler, 1993
- Schmalzriedt S. Bemerkungen zum Gebrauch des Begriffs «Neue Einfachheit» // Kolleritsch 0. (Hrsg.) Zur «Neuen Einfachheit» in der Musik (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 14). Wien-Graz, 1981
- SchnebelD. Mauricio Kagel. Musik Theater — Film. Koln: DuMont, 1970
- SchnebelD. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Aktualitat Wagners II Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Glossolalie II Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 -1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Mahlers Spatwerk als Neue Musik // Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. MO-NO. Musik zum Lesen // Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Schonbergs spate tonale Musik als disponierte Geschichte // SchnebelD. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Sichtbare Musik Ii Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Fur Stimmen missa est I, dt 316 // Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 — 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Fur Stimmen missa est III, :! (madrascha 2) II Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 — 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Vokalkomposition bei Schumann und nachher II Schnebel D. Denkbare Musik. Schriften 1952 1972. Koln: DuMont, 1972
- Schnebel D. Аннотация к пластинке: Dieter Schnebel «Schubert-Phantasie», «In moto proprio», «Diapason». Sinfonieorchester des SWF, Zoltan Pesko, Ernest Bour. «Wergo» 6010, 1985
- SchNeBeL 60. Hrsg. von W. Grunzweig, G. Schroder, M.Supper. Hofheim. Wolke Verlag, 1990
- Schnebel D. Die Tradition des Fortschritts und der Fortschritt der Tradition II Grunzweig W., Schroder G, Supper M. (Hrsg.) SchNeBeL 60. Hofheim: Wolke Verlag, 1990
- Schnebel D. Anschlage Ausschlage. Texte zur Neuen Musik. Hanser: Edition Akzente, 1993
- Schreiber W. Аннотация к комплекту пластинок «Zeitgenossische Musik in der BRD». Hrsg. von dem Deutschen Musikrat. Harmonia Mundi, 1983. № 8
- Schweinitz W. von Vom Komponieren II Thomas E. (Hrsg.) Ferienkurse'80 (=Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. Bd. XVIII). Mainz, 1980
- Schweinitz W. von Standort. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1979. № 1
- Starke H. Die Geburt der Collage aus dem Geist des Historismus. TeKCT радиопередачи. Sender Freies Berlin. Reihe «Musikforum». 11.12.1993
- Stephan R. Zum Problem der Tradition in der neusten Musik. Fragmente // Eggebrecht H.-H., Lutolf M. (Hrsg.) Studien zur Tradition in der Musik. Festschrift. Kurt von Fischer zum 60. Geburtstag. Munchen, 1973
- Stockhausen K. Elektronische und instrumentale Musik // Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1. Koln: DuMont, 1963
- Stockhausen K. Die Kunst, zu horen II Stockhausen K. Texte zur Musik 1977 1984. Bd.5. Koln: DuMont
- Stockhausen K. Momentform II Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd.l. Koln: DuMont, 1963
- Studien zur Tradition in der Musik. Festschrift. Kurt von Fischer zum 60. Geburtstag. Hrsg. von H.H.Eggebrecht und M.Lutolf. Munchen, 1973
- Thaler L. Gesang der geschundenen Erde. Ein Gesprach mit D. Schnebel uber seine Sinfonie x. «Neue Zeitschrift fiir Musik», 1992. № 10
- Zwischen Tradition und Fortschritt. Uber das musikalische Geschichtsbewu? tsein. Hrsg. von R. Stephan (=Veroffentlichungen des Instituts fur Neue Musik und Musikerziehung. Darmstadt. Bd. 13). Mainz, 1973
- TrojahnM., «Neue Zeitschrift fur Musik», 1979. № 1
- TrojahnM. Formbegriff und Zeitgestalt in der «Neuen Einfachheit». Versuch einer Polemik II Kolleritsch O. (Hrsg.) Zur «Neuen Einfachheit» in der Musik (=Studien zur Wertungsforschung. Bd. 14). Wien-Graz, 1981
- Trojahn M. .uber's eigene Komponieren. Versuch eines vorlaufigen Resumees. «MusikTexte» 15, Juli 1986
- TrojahnM. Das Uberwinden von Traditionen II «Entartete Musik». Katalog der Dusseldorfer Ausstellung 16.01. 28.02.1988. Hrsg. von A. Dumling, P.Girth. Dusseldorf, 1988
- Trojahn M. Die Freiheit des Kunstlers der Kunstler und die Freiheit. Uberlegungen zu einem aktuell bleibenden Thema // Jahrbuch der Bayerischen Staatsoper, 1990/1991. Munchen: Bruckmann
- Urmetzer R. Wolfgang Rihm. Stuttgart, 1988
- VogtH. Neue Musik seit 1945. Stuttgart: Reclarn, 1982
- Warum Oper? Musica 32, 1978. № 5
- Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Weinheim, 1988
- Welsch W. Identitat im Ubergang II Benkert O., Gorsen P. (Hrsg.) Von Chaos und Ordnung der Seele. Ein interdisziplinarer Dialog uber Psychiatrie und moderne Kunst. Berlin-Heidelberg: Springer-Verlag, 1990
- Welsch W. Perspektiven fur das Design der Zukunft II Welsch W. Asthetisches Denken. Stuttgart, 1990
- Welsch W. Postmoderne oder Asthetisches Denken gegen seine Mi? verstandnisse verteidigt II Eifler J., Saame O. (Hrsg.) Postmoderne. Anbruch einer neuen Epoche? Wien, 1990
- Wilhelm./. Franzosische Gegenwartsliteratur. Stuttgart. 1974
- Wilkening M. «Die emotionale Seite der Neuen Musik neu entfalten». Zu Dieter Schnebels «Missa». «MusikTexte» 57/58, Marz 1995
- Willenbrink M. Im Gesprach mit Manfred Trojahn. «Zeitschrift fur Musikpadagogik» 31, September 1985
- Wilson P.N. Komponieren als Zersetzen von Ordnung. Der Komponist Mathias Spahlinger. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1988. № 4
- Wilson P.N. Ein sensibler Extremist. Der Komponist Heinz Holliger. «Neue Zeitschrift fur Musik», 1989. № 5
- ZenderH. Happy New Ears. Freiburg: Herder-Verlag, 1991
- Zimmermann B.A. Intervall und Zeit. Aufsatze und Schriften zum Werk. Hrsg. von C, Bitter. Mainz, 1974
- Zimmermann W. Original und Falschung II Grunzweig W., Schroder G., Supper M. (Hrsg.) SchNeBeL 60. Hofheim: Wolke Verlag, 1 990 257: t.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫifипер 4b. h^ottjh РГ «Ртозиегч «TU&A mir umи Rf '1. Ri