Феномен «Петербургского текста» в русской камерно-вокальной лирике начала XX века
Диссертация
Путь, приближающий к разрешению «проблемы рубежа XIX — XX веков», лежит через возрождение затерявшихся в гуле времени голосов русских поэтов и музыкантов, взывающих к человеку, к его субъективным чувствованиям и переживаниям. Этот путь не есть, однако, путь «наименьшего сопротивления». Лирическая концепция мироустройства — порождение особого рода художественного мышления. Лирическим… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Текстологические аспекты изучения камерно-вокальной лирики
- Глава II. Семантика и синтагматика «петербургского текста» в камерно-вокальной лирике 1900-х — 1920-х годов
- 1. 1. Лирический музыкально-поэтический текст в ракурсемиотического анализа
- 1. 2. Русская камерно-вокальная лирика конца Х1Х-начала XX вв. как объект музыковедческих исследований кановлению психосемиотического подхода)
- 1. 3. Семантическийнтаксис и вопросыруктурной типологии лирических текстов
- 2. 1. Психологические константы «петербургского текста» как факторруктуры
- 2. 2. Структурно-смысловая типология текстов «петербургской» парадигмы
- 2. 2. 1. Тексты диалогического типа: «срывы" — «лабиринты»
- 2. 2. 2. Тексты монологического типа: «миражи" — «спасения»
Список литературы
- Адмони В. Система форм речевого высказывания. СПб.: Наука, 1999.- 151 с.
- Акопян Л. О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Музыкальная академия. -1999.-№ 1.-С. 206−212.
- Акопян Л. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. — № 1. — С. 181−189.
- А.Н. Александров. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Сов. композитор, 1979. — 312 с.
- А.Н. Александров: Страницы жизни и творчества / Сост. В. М. Блок, Е. А. Поленова. М.: Сов. композитор, 1990. — 342 с.
- Альшванг А. П.И. Чайковский. М.: Музыка, 1970. — 816 с.
- Анализ вокальных произведений: Учебное пособие / Ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. — 352 с.
- Анциферов Н. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга: Репринтное воспроизведение изданий 1922, 1923, 1924 гг.-М.: Книга, 1991.-228, 106, 87 с.
- Арановский М. Мелодика С. Прокофьева: Исследовательские очерки. Л.: Музыка, 1969. — 231 с.
- Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. -М.: Композитор, 1998. 344 с.
- Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 90−125.
- Арановский М. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования: Материалы науч. конф-ций в 4-х тт. Т.2. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 583 — 590.
- Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // 12. С. 252−271.
- Арановский М. Романтизм и русская музыка XIX века // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 4. М.: Музыка, 1965. -С. 87−105.16. 'Арановский М. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991. — 320 с.
- Арутюнова Н. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М.: Наука, 1996. -С. 61−90.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1−2. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
- Асафьев Б. Николай Яковлевич Мясковский. О творческом пути Мясковского // Н. Я. Мясковский. Собрание материалов в 2-х тт. Т. 1. Статьи, очерки, воспоминания. М., 1959. — С. 11−18, 19−24.
- Асафьев Б. О музыке Чайковского: Избранное. Л.: Музыка, 1972.-375 с.
- Асафьев Б. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1979.-324 с.
- Барт Р. Текстовый анализ // Новое в зарубежной лингвистике: Сб. ст. М., 1980. — Вып. IX. — С. 307−312.
- Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельнсоти. Проблема содержания, материала и формы // М. Бахтин. Работы 1920-х годов. Киев: «Next», 1994. — С. 69−257, 257−321.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-528 с.
- Библер В. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. М.: Музыка, 1978. — 331 с.
- Болеславская Т. Поэзия А. Блока в советской музыке: Автореф. дисс. .канд. искусствоведения. Л., 1975.-29 с.
- Брянцева В. С.В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976.643 с.
- Вайман С. Гармонии таинственная власть: Об органической поэтике. М.: Сов. писатель, 1983. — 363 с.
- Василюк Ф. Психология переживания: Анализ преодоления критической ситуации. М.: МГУ, 1984. -200 с.
- Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. М.: Музыка, 1980.-314 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. ч.1.
- Ритмика. М.: Музыка, 1972. — 149 с. ч.2. Интонация. ч.З. Композиция. -" *1. М.: Музыка, 1978.-368 с.
- Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX века. -М.: АН СССР, 1956.-352 с.
- Волынский А. Борьба за идеализм. СПб., 1900. — 513 с.
- Выготский Л. Мышление и речь: Психологические исследования. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — 324 с.
- Выготский Л. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-480 с.
- Гаспаров М. Антиномичность поэтики русского модернизма // М. Гаспаров. Избранные труды. Т.2. О стихах. М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 434−455.
- Гаспаров М. Русские стихи 1890-х 1925-го годов в комментариях. — М.: Высшая школа, 1993. — 272 с.
- Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
- Гегель Г. Эстетика: В 4-х тт. Т.З. — М.: Искусство, 1971.-621с.
- Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первые десятилетия XX века): Автореф. дисс. .доктора искусствоведения. М., 1997. — 43 с.
- Гинзбург Л. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. — 407 с.
- Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности. -Киев: Наука думка, 1984. 207 с.
- Григорян А. Слово и музыка // Музыка и незвучащее: Мат-лы междунар. конф-ций / Ред. Вяч. Вс. Иванов. М.: Наука, 2000. — С. 46−50.
- Дабаева И. Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1985.-25 с.
- Дилакторская О. Петербургская повесть Гоголя. СПб.: Petropolis, 1999.-347 с.
- Додонов В. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.
- Долинская Е. Николай Метнер: Монографический очерк. М.: Музыка, 1966.- 192 с.
- Достоевский Ф. Петербургская летопись // Ф. Достоевский: Собр. соч. в 15 тг. Т.2. Л.: Наука, 1988. — С. 5−33.
- Дрогалина Ж., Налимов В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования: Мат-лы науч. конф-ций в 4-х тт. Т. З. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — С. 293−328.
- Дубровский Д. Проблема идеального. М.: Мысль, 1985. — 228с.
- Дурандина Е. Вокальное творчество Мусоргского: Исследование. М.: Музыка, 1985. — 200 с.
- Дурандина Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX—XX вв.еков: историко-стилевые аспекты: Автореф. дисс.. доктора искусствоведения. М., 2002. — 52 с.
- Жабинский К. Загадка «Монны Ванны» (Маргиналии к незавершенной опере С. Рахманинова) // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов науч. конф-ции. Ростов н/Д: РГК, 1994.-С. 33−37.
- Жирмунский В. Теория стиха. М.: Сов. писатель, 1975. — 663с.
- Житомирский Д. К изучению стиля Мясковского // 20. -С. 42−69.
- Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994.-426 с.
- Жолковский А. Синтаксис сомали (Глубинные и поверхностные структуры). М.: Наука, 1971. — 265 с.
- Закржевский А. Карамазовщина. Психологические параллели. -СПб, 1912.-189 с.
- Земцовский И. Текст-культура-человек: опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия. 1992. — № 4. — с. 3−6.
- Золотова Г. Композиция и грамматика // Язык как творчество: Сб. ст. к 70-летию В. П. Григорьева. М.: РАН, 1996. — С. 284−296.
- Зырянов О. Принципы анализа поэтического текста: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 2000. — 288 с.
- Иванченко Г. Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
- Иванчикова Е. Синтаксис художественной прозы Достоевского. -М.: Наука, 1979. 195 с.
- Иконников А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский. М.: Сов. композитор, 1982. -414 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностр. литер., 1962.-572 с.
- Каган М. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса // Советское искусствознание. М.: Сов. художник, 1985.-Вып. 19.-С. 184−219.
- Каган М. Музыка в мире искусств. СПб.: «Ut», 1996.232 с.
- Казарин Ю. Поэтический текст как система: Монография. -Екатеринбург: УрГУ, 1999. 260 с.
- Кайда JL Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритм обратной связи. М.: Флинта, 2000. -152 с.
- Калужникова Т. Акустический текст ребенка (по материалам, записанным от современных российских городских детей). -Екатеринбург: УГК, 2004. 903 с.
- Келдыш Ю. П.И. Чайковский. Камерная вокальная лирика // История русской музыки в 11-ти тт. Т.8 (70-е 80-е годы XIX века). — М.: Музыка, 1994.-С. 222−235.*
- Киракосова М. Рахманинов и поэзия // 65. С. 50−53.
- Ковтунова И. Поэтический синтаксис. М.: АН СССР, 1986.203 с.
- Ковтунова И. Принцип неполной определенности и формы его грамматического выражения в поэтическом языке XX века // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста: Сб. ст. М.: РАН, 1993. — С. 106−153.
- Кокушкин В. Анатолий Александров. М.: Сов. композитор, 1987.-288 с.
- Кон И. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Корабельникова Л. Александр Черепнин: долгое странствие. -М.: Языки русской культуры, 1999. -288 с.
- Коробова А. Специфика формообразования в вокальной музыке: Рукопись лекции. Екатеринбург, 1988. — 10 с.
- Костарев В. Интонационные прообразы темы вокального произведения: Уч. пособие. Екатеринбург, 1997. — 23 с.
- Костарев В. Рубикон Мусоргского: Вокальные формы речевого генезиса: Исследование. Екатеринбург, 1993. — 196 с.
- Красильникова Е. Референциальные аспекты употребления морфологических форм (функции форм числа существительных) // 87. -С. 154−171.
- Кунин И. Н.Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах. М.: Сов. композитор, 1981. -187 с.
- Купина Н. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск: КГУ, 1983. — 160 с.
- Курт Э. Музыкальная психология (Области и границы’музыкальной психологии) // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. М.: МГК, 1994. — С. 7−27.
- Кухаренко В. О синтагматике и парадигматике текста как коммуникативной единицы // Коммуникативные единицы языка: Сб. науч. тр. ГПИИЯ. М., 1985. — вып. 252. — С. 82−95.
- Кучинский Г. Психология внутреннего диалога Минск: Университетское, 1988. — 304 с.
- Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. — 78 с.
- Ламм О. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: Сов. композитор, 1989. — 363 с.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. — 164 с.
- Левая Т. Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация // Пространство и время в искусстве. -Л.: ЛГИТМиК, 1988. С. 46−55.
- Левин Ю. Лирика с коммуникативной точки зрения // 10. Левин. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М: «Языки русской культуры», 1998. — С. 454−480.
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: МГУ, 1967. — С. 6−16.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. -287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.-572 с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа: Доклад на кафедре психологии МГУ 12 ноября 1975 года // Вестник Московского университета. 1979. — № 2. — С. 3−12.
- Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
- Лотман Ю. Автокоммуникация: «Я» и «другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Ю. Лотман. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: «Языки русской культуры», 1996. — 464 с.
- Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1. -Тарту, 1964.-С. 39−45.
- Лотман Ю. Символика Петербурга и проблема семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды познаковым системам: Уч. записки Тарт. ун-та. Тарту, 1983. — Вып. 664. -С. 33−48.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Лукин В. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: «Ось-89», 1999. — 192 с. t
- Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991.-375 с.
- Мазель Л. О типах творческого замысла // Советская музыка. -1976.-№ 5.- С. 19−31.
- Мамардашвили М. Процессы анализа и синтеза // Вопросы философии. 1958. — № 2. — С.
- Мамардашвили М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 216 с.
- Меграбян А. Личность и сознание (в норме и патологии). М.: Медицина, 1978. — 176 с.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
- Медушевский В. К проблеме семантического синтаксиса // Советская музыка. 1973. — > 8, С. 20−29.
- Медушевский В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования: Сб. ст. Киев: Муз. Украина, 1989. — С. 18−22.
- Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.:. Музыка, 1976. — 253 с.
- Медушевский В. Сущностные силы человека и музыка // Музыка, культура, человек: Сб. ст. Свердловск: УрГУ, 1988. — С. 45−64.
- Медушевский В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. 1992. — № 3. — С. 54−57.
- Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века: Опыт типологического анализа. М.: Музыка, 1986. -85 с.
- Метнер Н. Письма / Сост. и ред. З. А. Апетян. М.: Сов. композитор, 1973.-412 с.
- Мещерякова Н. Вокальное творчество Рахманинова сквозь призму симфонизма // 65. С. 53−57.
- Минц 3., Безродный М., Данилевский А. «Петербургский текст» и русский символизм. // 115. С. 78−115.
- Мясковский Н. Н.К. Метнер. Впечатления от его творческого облика // Н.К. Метнер. Статьи. Материалы. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1981. — 350 с.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-440 с.
- Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1973. — Вып. 2. — С. 59−98.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972.-380 с.
- Налимов В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993.260 с.
- Налимов В. Непрерывность против дискретности в языке и в мышлении (материалы доклада на Всесоюзном 8-м симпозиуме по кибернетике в 1976 г. в Тбилиси) // 61. С. 274−292.
- Невзглядова Е. Интонационная теория стиха // 54. С. 117−134.
- Некрасова Г. Позднее творчество Мусоргского (к проблеме эволюции стиля) // Анализ, концепции, критика: Статьи молодых музыковедов.-Л.: Музыка, 1977.-С. 130−141.
- Носенко Э. Эмоциональное состояние и речь. Киев: Вища школа, 1981.- 195 с.
- Панпурин В. Внутренний мир личности и искусство: К определению сущностной природы искусства. Свердловск: УрГУ, 1990. -212 с.
- Панченко О. Номинативные и инфинитивные ряды в строе стихотворения//87. С. 81−100.
- Петренко В. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. — 207с.
- Петров А. Лирический сюжет в инструментальной музыке // Советская музыка. 1985. — № 9. — С. 72−74.
- Плужников К. Забытые страницы русского романса. Л.: Музыка, 1988.- 102 с.
- Поляновский Г. С.Н. Василенко. Жизнь и творчество. Л.: Музыка, 1964.-276 с.
- Порфирьева А. Камерное вокальное творчество Мясковского и новые пути развития русского романса I трети XX века. Дисс.. канд. искусствоведения. — Л., 1977.- 173 с.
- Порфирьева А. Поэтическое содержание и стилистика романсов 20-х годов. Вокальная лирика Мясковского // 143. С. 106−120.
- Потебня А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. -344 с.
- Притыкина О. Музыкальное время: понятие и явление // 104. -С. 67−82.
- Приходько И. Традиция Бодлера в брюсовской трактовке темы города // Лирическое начало и его функции в художественном произведении: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир: ВГПИ, 1989. — С. 92 100.
- Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Рахманова М. А.Т. Гречанинов // 83. С. 170−216.
- Роговой С. Мясковский: философия жизни? // Сов. музыка. -1991.-jYo2.-C. 79−81.
- Рогожина Н. Романсы и песни С.С. Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1971.- 198 с.
- Романовская Т. Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука // 54. С. 14−23.
- Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. ст. М.: Музыка, 1981. -Вып. З.-С. 69−96.
- Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка: Сб. статей и исследований.-М.: Музыка, 1973.-С. 137−185.
- Ручьевская Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века: Статьи, сообщения, публикации. М.-Л.: Музыка, 1966. -С. 65−110.
- Ручьевская Е. П.И. Чайковский и А. К. Толстой // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: Сб. ст. и мат-лов Санкт-Петербургской консерватории. СПб., 2001. — С. 49−80.
- Рыжкин И. Образная композиция музыкального произведения // Интонация и музыкальный образ: Сб. ст. М.: Музыка, 1965. -С. 188−222.
- Савченко Н. Сюжетосложение романов Ф.М. Достоевского. -М.: МГУ, 1982. 124 с.
- Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб.: Академический проект, 2001. — 186 с.
- Северская О. Смысловая композиция поэтического текста: к вопросу о функциональной перспективе // 73. С. 215−224.
- Селиванов В. Пространство и время как средства выражения формы мышления // Пространство и время в искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1988.-С. 46−55.
- Сильман Т. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, 1977.223 с.
- Сильман Т. Лирический текст и вопросы актуального членения // Вопросы языкознания. 1974. — № 6. — С. 91−99.
- Скафтымова Л. Рахманинов и символизм // 65. С. 7−9.
- Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем.-М.: Наука, 1977.-201 с.
- Соколов О. Музыкальная картина и поэма как романтические жанровые компоненты стиля С. Рахманинова // 40. С. 79−81.
- Соловьев Э. Экзистенциализм и научное познание. М.: Высшая школа, 1966. — 156 с.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
- Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // 12. С. 59−74.
- Степанова П. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М.: Книга и бизнес, 2002. — 288 с.
- Тамошинская Т. Поэзия символистов в вокальной лирике С. Рахманинова // Musica: Исследовательский сборник ГИИ. М., 1995. -С. 95−110.
- Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс- «Культура», 1995.-624 с.
- Топоров В. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. — С. 227−284.
- Торсуева И. Интонация и картина мира художественного текста // Текст как отображение картины мира: Сб. науч. тр. МГИИЯ. -М., 1989.-Вып. 341.-С. 5−11.
- Торсуева И. Сверхтекст и уровни анализа поэтического текста. // Проблемы поэтической речи: Сб. науч. тр. М., 1988. — Вып. 307. -С. 26−41.
- Туманина Н. Чайковский: Великий мастер. М.: Наука, 1968.485 с.
- Тураева 3. Типология и вариативность художественного текстао *и его категорий // 98. с. 96−106.
- Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. — 225 с.
- Успенский Б. Семиотика искусства. М.: «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
- Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 75−89.
- Федоров Ф. Жуковский: слово и звук // 54. С. 143−158.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.455 с.
- Хаев В. Функции пространственно-временного парадокса в поэтике «Ночного цикла» Ф. Тютчева // Композиция и стиль художественного произведения: Сб. тр. Казах, пед. инст-та. Алма-Ата, 1978.-С. 32−39.
- Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1985. — Вып. 6. -С. 130−151.
- Холопов Ю. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука // Советская музыка. 1988. — № 9. — С. — № 10. — С.
- Холопова В. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб.: «Лань», 1999. — 496 с.
- Цвик И. Религия и декадентство в России: Методологические аспекты социально-философской критики. Кишинев, 1985. — 191 с.
- Цуккерман В. Выразительные средства лирики Чайковского. -М.: Музыка, 1971.-243 с.
- Чередниченко В. Категория мгновения в поэзии А.А. Фета // Проблемы развития русской лирической поэзии XVIII—XIX вв.еков. М.: МОПИ, 1982.-С. 104−118.
- Чередниченко В. Типология временных отношений в лирике. -Тбилиси: Мецниереба, 1986. 136 с.
- Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984.- 144 с.
- Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М.: ГИИ, 1999. — 313 с.
- Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — 265 с.
- Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха // Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. — С. 327−511.
- Эллис (Кобылинский Л.Л.) Русские символисты: К. Бальмонт. В. Брюсов. А. Белый. Томск: Водолей, 1998. — 288 с.
- Эстетика: Словарь. М: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — 464 с.
- Eggebrecht, Has Heinrich: Die Music Gustav Mahlers. Munchen: R. Piper Co. Verlag, 1982. 305 S.
- Durr, Walter: Sprache und Musik. Gexhichte Yattungen -Analusemodelle, hrsg. von Leopold, Silke und Schmoll — Barthol, Zutta. Kassel, Basel: Barenreiter, 1997.-279 S.
- Schnitzler, Gunter (Hrsg): Dichtung und Musik, Kaleidoskop ihrer Beriehungen. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. 308 S.1. Нотное приложение.1. Omi любили друг друта.1. М. Лермонтов. a) Andantino con motoi