Актуальность исследования. Хотя традиционно дизайн исследовался в рамках искусствоведения, в данном случае предпринимается попытка фи-лософско-культурологического анализа феномена дизайна, выявления его культурно-ценностных параметров и места в мировоззрении человека эпохи постиндустриального развития. Обращение к исследованию дизайна в системе культурных ценностей обусловлено объективной потребностью в осмыслении многочисленных проблем интенсивного развития современной культуры, вступившей в период постмодернистской репрезентации традиционных смыслов и значений, открытия новых картин мира, представлений о ценностях, означающий многомерное теоретическое отражение духовного поворота в философии, самосознании современной цивилизации.
Постмодернизм как современный этап интеллектуально-образной рефлексии культуры вызвал фундаментальные изменения в культурном сознании части интеллектуалов и инициировал определенные сдвиги в мировоззрении, культуре, искусстве, политике, образе жизни, отношении к миру и предметной среде, межличностных контактах в рамках общественного сознания в целом. Подчиненность дизайна общей тенденции развития современной культуры обнаруживается в очевидной полифоничности направлений творчества, раздвигающих границы одномерности, линейности в пространство универсального диалога, способного «стимулировать каждый раз новый деятельностный и интерпретационный выбор» (У.Эко). Выбор в пользу эксплицитной открытости произведения дизайна, в котором многозначность, двусмысленность действуют на уровне снятия авторского давления и формирования в современном человеке способности самовыражения.
Проблема выбора в дизайне связана с обновлением иерархии ценностей, составляющих ядро культуры. Эта центральная антропософская проблема своим разрешением способна интенсифицировать решение иных проблем и, прежде всего, взаимодействия человека с различными культурными стандартами и моделями воспроизводства и потребления. Это не только инициирует поиск новых ценностных универсалий и культурологических оснований способов жизнедеятельности, но и проблематизирует традиционные для общественного развития технологии поддержки и обоснования этих ценностей.
Современная эпоха вступила в фазу «тотального дизайна» (в данном случае равнозначную «тотальной семиотизации» миропонимания Ю. Кристе-вой), провозглашающего универсальную семантическую трактовку вещей и действий, образов и имиджей, где все становится предметом исчисления функций и значений. Тотальная функциональность, тотальная симиургия (Ж.Бодрийяр) воплощается в слоганах современной цивилизации «Качество. Надежность. Дизайн», фактически, исключая альтернативу и пределы того, «что превращать в дизайн, из чего делать дизайн и что будет являться дизайном» (П.Родькин).
В отличие от традиционного определения дизайна как «технической эстетики», в постиндустриальную эпоху дизайн становится эстетической составляющей таких явлений, как:
— среда обитания людей;
— искусственный предметно-вещный мир, произведенный и употребляемый человеком;
— система оказываемых потребителю услуг;
— индивидуальный имидж человека;
— его образ жизни и стиль поведения;
— стиль его взаимоотношений с социальным окружением и др.
Дизайн пришел и в искусство, став формой подачи произведений потребителю, элементом их оформления, потребительской «упаковкой» .
Тотальный дизайн" - это эстетический компонент всей нашей жизни, в любых ее проявлениях. Из вида деятельности по обслуживанию коммуникации дизайн неуклонно сам превращается в язык коммуникации, выполняя миссию социально-культурного интегратора общественного взаимодействия. Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром.
В свою очередь, и дизайн испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного, экологического контекста и не может существовать вне дискурса непонимания и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией. Его «тотальность» заставляет совершенствовать содержание, художественно-творческие аспекты дизайнерской деятельности, усиливать ее социальную направленность по преобразованию действительности, созданию вещей высокой функциональной и эстетической значимости, преодолевать соблазны манипулирования общественным сознанием, выводящего человека за пределы образов и ценностей культуры, вызывая эффекты напряжения, утомления, отторжения и деструкции. Современный дизайнер вынужден понимать, что он не Демиург, создающий мир, а лишь его оформитель.
В данной ситуации, дизайн как органичный элемент процесса строительства постиндустриального общества достаточно чутко улавливает обострившиеся противоречия «индивидуализированного мира» (Н.Элиас, З. Бауман), кризис социокультурного разрыва человека с другими людьми и объектами мира, с одной стороны, и его же глубинным стремлением восстановить свою «тотальность и целостность» (Л.Я.Дорфман), соединенность с миром в единое целое, с другой стороны, сохранив самого себя, свою индивидуальность, с третьей.
Актуальность этой проблемы усиливается тем, что современный человек включен в среду существования разновременных по происхождению предметных носителей и новых, созданных по канонам актуальной моды, и одновременно с этим — предметов, вещей, символов, образов, пришедших из прошлого, несущими следы переживаний, мыслей, ценностных ориентаций иных эпох, отпечатки исторической памяти. В стремлении адаптировать экспансию новых, мало известных объектов и удержать традиционные, дизайн, внутренне изменяясь, порождает к жизни все новые модифицированные формы, манифестируя ценностно значимые для общества культурные образцы и нормы, создавая эклектичные ремейки традиционных форм «в новой упаковке» .
Необходимость осмысления культурно-ценностных аспектов дизайна в значительной степени обусловлена пограничным характером его позициина стыке материального и духовного производства, утилитарного и эстетического, что в эпоху массового производства и потребления усложняет обоснование как творческой программы дизайна, так и моделей потребительской оценки, самосознания и самопознания личности, то способствует раскрытию дизайна как эффективного инструмента воздействия на культурно-ценностные стимулы поведения человека.
В связи с этим возникает острая проблема осмысления сущности дизайна в его культурно-ценностном значении, выявления условий и закономерностей его внутренних трансформаций, порождаемых современным культурным контекстом, которые сводятся не к одному ряду стереотипов, а упорядочению и гармонизации мира среды, вещей, деятельности и коммуникаций, проходящего порог качественных изменений своей системной организации.
Важно установить: какого культурно-мировоззренческого результата и уровня организации системности в продуктивной деятельности и восприятии достигает современный дизайн, в его новом системном выражении, отвечающем сложности как технико-организационного субстрата современной культуры, так и мировосприятия современного человека? Сейчас, когда дизайн превращается в своеобразную «эстетику повседневности», а сама повседневность приобретает все более эстетизированные черты, меняется и мировоззрение современного человека. Он уже не может воспринимать мир вне его эстетической составляющей, создаваемой дизайном.
Эти явления, свойственные сегодняшнему дизайну, в его постмодернистской интерпретации, характеризуют общую культурную интенцию современности, в которой реализуется новаторский характер дизайнаоднажды возникнув, они не исчезают бесследно, но пополняют культурную память человечества, образуют своего рода «банк концепций», в котором хранится материал для различных сценариев жизни, окончательную оценку которому принесет время.
В конечном счете, культурно-ценностные функции дизайна имеют определяющее значение в жизни конкретного общества и отдельного индивида, особенно в период ломки традиционных ценностей, не только в опредмечивании материальных потребностей, но и в «очеловечении» духовных ценностей.
Более пятнадцати лет диссертант посвятил анализу явлений, процессов и фактов отечественного и зарубежного дизайна и утвердился в том, что обоснование культурно-ценностной доминанты концепции дизайна в контексте современной культуры, лежит гораздо глубже утверждений, согласно которым дизайн есть «эстетически оформленный мир вещей». Дизайн — это мир нашего повседневного бытия, в котором уже трудно провести четкую грань между эстетической и функциональной компонентами, где функциональное часто становится эстетическим, а эстетическое — функциональным, где уже трудно разграничить понятийно дизайн, стиль и моду, ставшие разными названиями по существу одного и того же явления.
Отечественная наука сегодня остро чувствует актуальность культурной проблематики, подтверждения культурного статуса дизайна, но в ситуации противоречивых тенденций девальвации традиционных ценностей, построение культурно-ценностной теории дизайна может увенчаться успехом при выборе теоретико-методологических оснований, адекватных аксиологической сущности и специфике дизайна как универсалии ценностной системы постиндустриальной культуры и ее постмодернистской трактовки.
Все это обосновывает непосредственную актуальность данного исследования, которая состоит в снятии противоречия между нечетким осознанием сущности дизайна как ценностного феномена постиндустриального общества и доминирующим постмодернистским типом культурной рефлексии, с одной стороны, и реальным расширением функций дизайна в ценностном пространстве современной культуры, отличающемся исключительно высокой степенью множественности и интенсификации культуротворческих процессов, — с другой.
При этом недостаточно определена ценностная доминанта дизайна, источники его динамики, проясняющие смысл настоящего, осознания проектов будущегоне существует специальной разработки ценностных оснований дизайна в системе культурных ценностей, которая выступает в качестве предмета данного исследования. Ценностная система дизайна в этом контексте перестает восприниматься как замкнутая конфигурация, устремленная к утилитарно-коммерческому, техническому, финансовому успеху.
Дизайн из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию, ныне интегрированную во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающую ценностный ресурс куль-туротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала — обеспечение условий свободной самореализации целостного человека.
Для данного исследования этот генеральный концепт выступает объективной предпосылкой анализа, смысл которой органично связан с сопряжением научной концепции генезиса ценностных оснований дизайна как эстетического феномена, наиболее интегрированного в повседневную жизнь, и «тотального» дизайна как эстетической составляющей всякой культурной формы.
Для отечественного дизайна данный тезис актуализируется еще двумя стратегическими альтернативами: либо путь подражательства, копирования и прямого заимствования, что ведет к утрате перспективы и деградациилибо путь освоения и развития теоретического и практического опыта мирового и отечественного дизайна, обеспечивающих собственное высококачественное товарное производство и соответствующий образ жизни людей в современной развивающейся России, что является наиболее приемлемым и наблюдаемым в динамике тенденций развития отечественного дизайна.
Выявление степени разработанности проблемы исследования осуществлялось на основе общей традиции философско-культурологического осмысления теорий дизайна, которые только оформляются или уже прочно укоренились в концепциях постиндустриального общества и его культуры, формирующейся на идеях постмодернистского самоопределения, с присущим многообразием культурных форм и явлений, оказывающих влияние на становление новых ценностных отношений в современном обществе.
Исследование культуры и дизайна в динамическом процессе трансформаций и переходов от «мира для нас» к «миру в себе», устанавливающихся в границах бинокулярной модели человека как познающего и действующего, практически-преобразующего существа, основывается на философской научной методологии, идущей от И. Канта, И. Г. Гердера, Н. Я. Данилевского, Я. Бурхардта, Э. Тэйлора, О. Шпенглера, Н. А. Бердяева, А. Малиновского (Богданова), П. А. Сорокина и И. Хейзенги, В. В. Библера, В. Давидовича, Б.С.Ера-сова, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, Д. С. Лихачева, Ю.М.Лот-мана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера, Н. Чав-чавадзе и др.
Творческая активность человека как способ самовыражения дизайна рассматривалась в многочисленных философских, эстетических, культурологических, социологических, филологических, лингвистических, семиотических исследованиях (В.А.Асмус, В. Вельш, Л. Витгенштейн, Г. Гадамер, Э. Гидденс, К. Доннеллан, Ф. Джеймисон, В. М. Дианова, А. Я. Зись, К.М.Кан-тор, Л. Н. Коган, Н. И. Крючковский, Ж.-Ф.Лиотар, Х. М. Маклюэн, Г. Риттер, Ж.-П.Сартр, А. Тойнби, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, У. Эко и др.).
Труд как основной вид человеческой деятельности, составляющие его элементы, равно как и «деятельность» на философско-категориальном уровне достаточно давно всесторонне исследованы учеными В. Афанасьевым, Г. Батищевым, Л. Баевой, О. Дробницким, Э. Ильенковым, И. Коном, М. Квет-ным, Э. Юдиным и др.
Ближе всего к проблеме деятельности человека — субъекта культуры, деятельность которого разворачивается в предметном мире в виде производства и потребления культурных ценностей, находятся исследования Л.А. Зе-ленова, Н. А. Злобина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, П. Петру-шенко, К. Соколова, Э. Соколова и др. Они способствовали формированию научной базы теоретического осмысления предметного мира как феномена культуры, в котором сложно переплетены разные виды, формы и типы деятельности, что обуславливает настоятельную потребность в обращении к культурологическим аспектам теории деятельности.
Системой обобщенных взглядов на окружающий мир и места в нем человека, анализом закономерностей развития предметно-пространственного мира, ремесел занимались: И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Н. Г. Чернышевский, М. М. Бахтин, Л. А. Зеленов, Г. Земпер, Р. Ингарден, М. С. Каган, Л. Мамфорд, В. Ф. Маркузон, Г. Б. Минервин, У. Моррис, Д. Рескин, Г. Фехтнер, которые, пожалуй, впервые включили в систему научных исследований мировоззренческую проблематику материально-вещного мира.
В стремлении открыть красоту труда, эстетику промышленного производства вещей Л. Мамфорд, У. Моррис, Р. Оуэн, П. Ж. Прудон, К.А.Сен-Симон и др. развивают эстетику «снизу», «практическую эстетику», «экспериментальную эстетику» как категорию философско-эстететических и естественнонаучных исследований материально-вещного мира, которые нашли приверженцев в лице К. Александера, З. Бегенау, В. Вентури, З. Гидиона, Б. Дзеви, Ле Корбюзье, К. Линча, Т. Мальдонадо, А. Моля, Д. Нельсона, Ф. Л. Райта, М.Хайдеггера.
В исследовании дизайна как культурной черты, реинтерпретации культурной формы дизайна в область иных смежных направлений творчества большую роль сыграли труды В. Р. Аронова, Н. А. Бердяева, Р. Гвардини, О. И. Генисаретского, В. Л. Глазычева, К. М. Кантора, Ю. С. Кондакова, С. А. Лебедева, Л. Мэмфорда, С. В. Норенкова, А. А. Оганова, Э. А. Орловой, В.И.Пуза-нова, В. Ф. Сидоренко, О. Шпенглера и др.
Выявлению связей дизайна с культурно-исторической эпохой, культурной значимостью переходного периода, в котором выражены характерные для того времени явления ломки, борьбы и побед в экономическом и социально-культурном строительстве, способствовали пионеры и последователи производственного движения", конструктивизма, функционализма, системного и культурно-средового подходов в дизайне начала двадцатых годов прошлого столетия Б. И. Арватов, А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Ладовский, Л. Лисицкий, К. Малевич, Л. Попова, А. Родченко, В. Татлин, В. Фаворский и др.
Разрешению вопроса соотношения искусства и техники, двойственности природной действительности способствовали работы З. Бегенау, Л. Н. Безмоздина, Л. С. Бычковой, А. Гана, М. Я. Гинзбурга, Э. Григорьева, В. Гриписа, В. В. Ильина, К. М. Кантора, П. Клее, В. Кандинского, С. А. Лебедева, К. Маркса, И. Л. Маца, Могли-Надя, Дж. Нельсона, Л. Переверзева, Л. И. Новиковой, Н. Пунина, А. Родченко, Е. В. Сидориной, Г. Ф. Сунягина, Г. Торо, М. Федорова, О. Шлеммера и др.
Идея комплексного изучения различных сторон художественно-стилевой обработки товара (стайлинг) нашла отражение в междисциплинарных исследованиях дизайна среды человека (А.Курьерова), урбодизайна (В.Бондорин), проблем гуманизации дизайнерского проектирования (К.Кондратьева), эстетической аксиологии (Л.Столович), художественного моделирования (В.Сидоренко), постмодернизма с точки зрения православной философии (Е.Горичева), философии искусствоведения (С.Батракова), мифодизайна потребительского общества (Б.Барт, А. Ульяновский), системного проектирования в дизайне (Е.Лазарев, Л. Колпащиков), рекламы как проявляющейся субсистемы (С.Клине, В. Лейс, Ш. Лодж, Л. Хут и др.).
Наличие теоретических работ, связанных с проблемами эстетической ценности (М.М.Бахтина, М. Вебера, Н. Воронова, А. Гутного, В. П. Иванова, А. В. Иконникова, М. С. Кагана, К. М. Кантора, Л. Кузмичева, В. А. Лекторского, Ю. Соловьева, В. П. Тугаринова, М. Федорова, С.О.Хан-Магомедова, М. Шеле-ра и др.) обеспечило теоретическую базу, снабдило исследование технологиями культурно-ценностных регуляций в дизайне, в том числе принципов иерархизации, выделения доминантных ценностей и их распределения по разным сферам деятельности (Б.С.Ерасов).
Анализ ценностей обретает наибольшую объективность в социокультурных концепциях, в связи с проблемой оснований интеграции социальной системы обеспечения социального взаимодействия, разработанных в функциональной концепции А. Радклифф-Брауна и школе структурно-функционального анализа Т. Парсонса, а также идей Б. Л. Губмана и Ю. А. Рождественского о нормативности и творчестве как двух взаимодополняющих сторон культуры, интегрированных систем изменений в способе производства, в конечном счете, на изменения в сфере культуры (Х.Барнетт, К. Маркс, Дж. Мердок, М. Салинс, Л. Уайт, Н. Херсковиц, В. Г. Чайлд,).
Значение имеют референтные (Э.А.Орлова) свойства культурно-ценностных отношений в дизайне: спецификасовмещение в создании художественного образа преобразовательной и отражательной функцийфункций объекта дизайнаформы продуктовкультурные ценности живут в эстетике вещи, а центр искусства должен быть не храмом, а местом повседневного общения и получения информации (А.В.Иконников).
Кроме того, большую роль для исследования сыграла операционали-зация культурных ценностей, в которой был заложен ряд методологических принципов, разработанных Н. И. Лапиным: необходимой полнотыбытийно-стисоциокультурной альтернативностидополнительностивзаимодополняющие стороны культуры — нормативность и свобода творчества (М.М.Бахтин) — инерция накопленного социального опыта является жестким регулятором всякого творчества (А.Я.Флиер).
Раскрытию проблемы эстетического идеала как ценностной универсалии дизайна помогли фундаментальные работы Аристотеля, Платона, Сократа, Г. В. Ф. Гегеля, эстетика Н. Г. Чернышевского, исследования современных ученых: Г. А. Аванесовой, К. Войтылы (Иоан Павел II), А. Демпфа,.
Э.Жильсона, В. М. Жиринова, А. Я. Зися, Л. А. Зеленова, В. В. Ильина, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, Э. Г. Краностанова, Н. Н. Крюковского, И. Л. Мацы, Ж. Ма-ритена, Т. А. Савиловой, Д. Д. Среднего, Е. Г. Яковлева, З. НЛргиной о прекрасном, возвышенном, эстетическом идеале, эстетической идеи совершенства и несовершенства, гармонии и красоте, безобразном, трагическом и комическом и т. д.
Найти правильное направление в разработке и реализации методов формообразования, преодоления психологии подражательства, погони за образцами массового тиражирования обезличенных индустриальных стандартов помогают идеи Б. Арчера, В. Беньямина, Х. М. Маклюэна, М. Хайдегге-ра, рассматривающих произведение («Фюсис») как самобытное вырастание, осуществление, развертывание, выведение чего-то до полноты его существа.
Раскрытию ценностно-креативного процесса объективации художественного смысла в дизайне помогли труды Ю. Арватова, А. С. Ахиезера, М. М. Бахтина, Н. Габо, О. И. Генисаретского, Н. Д. Ирзы, Э. Кассирера, Н. Я. Марра, О. Ф. Марусева, А. Моля, Н. Н. Мосоровой, А. А. Пелипенко, А. Певзне-ра, Н. Пунина, П. Рикера, Р. Рорти, А. Родченко, Ж.-П.Сартра, В. Степановой, У. С. Уорнера, А. А. Ухтомского, Г. Фреге, А. Щюца, И. Г. Яковенко, К.Ясперса.
Вектор развития формогенетических конфигураций дизайна в современном обществе, очерченный в трудах Р. Арнхейма, Л. М. Баткина, Р. Барта, Н. Бернштейна, Ж. Бодрийяра, В. В. Бычкова, Л. С. Бычковой, С. Вальднера, Ф. Гватари, Б. Гройса, Б. Л. Губмана, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Д. И. Дубровского, В. И. Ильина, И. Ильина, М. С. Кагана, В. И. Козловского, Ю. Кристевой, Ж. Ла-кана, И. Леонидова, Ж.-Ф.Лиотара, К. Малевича, Н. Маньковской, Д. Нельсона, Ф. Райта, П. Родькина, Р. Рорти, Т. Сакайя, П. Сезана, АЛ. Флиера, М. Фуко, К. Ясперса, В. Шухова, помог раскрыть основные тенденции трансформаций дизайна в культуре постмодернизма.
Существенную роль в исследовании процессов трансформации артефактов дизайна в архетипы культуры сыграли труды Н. Л. Адоскиной, К. З. Акопяна, Д. Алигьери, Д. Андреева, В. Р. Аронова, М. Д. Ахундова, Л. Н. Безмоздина, Д. Бома, А. Валлиса, В. И. Вернадского, А. А. Высоковского, С. С. Гольдентрахта, А. Г. Горбачевского, И. Э. Грабаря, Л. С. Давтяна, Р.Г.Джа-на, А. П. Забияко, Г. Земпера, Э. В. Ильенкова, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Г. З. Каганова, М. А. Коськова, В. П. Кротоуса, С. В. Норенкова, Л.Б.Перевер-зева, К. Прибрама, Г. Э. Путхоффа, Дж.Б.Райна, Э. Роджерса, Б. Спинозы, Р. То-рга, О. М. Файнберга, М. Фасмера, Э. Фрейда, И. Г. Хангельдиевой, Н.З.Чав-чавадзе, М. С. Чудаковой, А. С. Щедрова, К. Г. Юнга.
В разных аспектах проблема субъективации ценностей дизайна в коммуникациях постиндустриального общества рассматривалась многими философами и психологами в концепциях отчуждения (Г.В.Ф.Гегель), личностных вкладов и отражений субъективности (А.В. Петровский, В.А. Петровский), экзистенциального анализа (В.Франкл), превращенных форм (М.К.Мамардашвили) — а также в работах Б. Багдикяна, В. Быкова, Л. В. Буевой, А. Л. Вахеметса, П. Голдинга, А. Гулыги, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Л.Я.Дор-фмана, Д. И. Дубровского, А. Я. Зися, Г. Инниса, Л. А. Кузмичева, Х.М.Маклю-эна, И. А. Манкевича, Н. Маньковской, А. Маслоу, Дж. Мейровича, В. С. Мерлина, Дж. Мердока, К. Мергелидзе, М. А. Можейко, А. Моля, А. С. Москаева, И. С. Норского, С. Н. Плотникова, В. С. Потапова, В. М. Розина, В. Ф. Сидоренко, А. В. Соколова, В. П. Тугаринова, М. Фуко, С.О.Хан-Магомедова, Д. Шиндела-ржа, Е. Г. Яковлева, работах психологов А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Н. Рубинштейна, Г. Х. Шингарева, Д. Н. Узнадзе.
Важное значение для исследования различных сторон современного дизайна имели докторские диссертации: «Философия дизайна: социально-антропологические проблемы» (Н.Н.Мосорова) — «Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне» (В.И.Пуза-нов) — «Историко-культурная семантика и поэтика пейзажа» (Т.А.Дьякова) — «Креативные основы рекламной коммуникации: системный анализ» (В.И.Козловский) — кандидатские диссертации: «Аксиологические аспекты дизайна» (Т.В. Балланд) — «Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды» (В.Г.Бандорин) — «Проектирование социально-культурного пространства» (И.П.Сморжок) и др.
Несмотря на внушительный список авторов, исследовавших проблемы дизайна, целостных научных работ чрезвычайно мало. Большинство публикаций связано или с историко-ретроспективным описанием промышленного, прикладного, декоративного искусства первой половины прошлого века, или современных узкопрофессиональных проблем, технологий, методов оценки и т. д., что не способствовало раскрытию феномена дизайна в его ценностном научно-философском, культурологическом значении в рамках современной постмодернистской культуры.
Объект исследования — аксиология дизайна.
Предмет исследования — дизайн в системе ценностей современной культуры.
Цель исследования определяется стремлением установить в рамках науки о культуре структурную связь между внутренней аксиологией дизайна и системой ценностей культуры, выступающей способом социальной мотивации и регуляции человеческой деятельности. Или, говоря иначе, установить место дизайна как подсистемы, эстетически оформляющей социальную жизнь людей, в общей ценностной системе культуры как совокупности форм этой социальной жизни.
Объект, предмет, цель, а также философско-культурологический ракурс рассмотрения места дизайна в культуре обусловили задачи исследования:
• выявить специфику генезиса дизайна как процесса преобразования искусственных материальных структур, типов поведения, деятельности и взаимодействия людей, отражающих актуальную моду на эстетику бытия и актуальные формы социальной престижности;
• выявить закономерности культурологической реинтерпретации смысловых и символических нагрузок, специфических и нормативных форм организации и регуляции дизайна, определяющих его место в современной культуре;
• раскрыть социокультурную сущность дизайна в общечеловеческом и локальном пространствах социальных связей, социокультурной коммуникации в контексте формирования «предметных» и «социальных» граней социального и художественно-эстетического пространства постиндустриального общества и интенсивно развивающегося «диалога культур» ;
• определить ценностный компонент дизайна и специфику его культурно-ценностных универсалий как базовых идей соотнесенности содержания, иерархической структуры ценностей с конкретной локальной культурой, объективированной собственной универсальной системой ценностей;
• определить содержательные компоненты процесса объективации художественного смысла в дизайне как особого типа культурного формотворчества и взаимодействия, выражающих эстетические ориентации массового сознания и конкретно-индивидуальный характер художественных школ, языка, способы выражения идеалов, персонифицированного выражения художественных смыслов дизайнера, опирающихся на философские, этические, идеологические течения, соответствующие постиндустриальному обществу и постмодернистскому типу его культуры;
• выявить основные тенденции концептуальных трансформаций дизайна в современном обществе, объективированных закономерными процессами социальной модернизации, одномоментным проявлением многообразных, альтернативных смысловых позиций в культурной ситуации постмодернизма, определяющей новый уровень интерпретации действительности, в которой дизайн выступает частью культурного процесса, располагаясь «по краям» доминирующего культурного опыта;
• раскрыть закономерности трансформации артефактов дизайна в архетипы культурной среды, обосновывающие возможности эстетизации среды и процессов жизнедеятельности, и сопрягающие реальный материальный субстрат дизайна с созданием воображаемых образов-медиумов, вводимых в обиход культуры;
• раскрыть механизмы субъективации ценностей дизайна в коммуникациях постиндустриального общества как специфического языка эстетизиро-ванной среды и процессов жизнедеятельности в контексте социально-культурной памяти общества.
Гипотеза исследования. Диссертация строится на допущении, что дизайн представляет собой явление, сущность и функции которого прошли путь радикальной эволюции от обеспечения экономических задач продажи эксклюзивных товаров с высоким эстетическим уровнем исполнения к новой культурной универсалии и мировоззренческой установке, в рамках которой среда и процессы жизнедеятельности людей обрели имманентное эстетическое качество, вне которого они уже не воспринимаются как современные и социально престижные.
Методологические основы исследования. В качестве исходного для данного исследования взят теоретико-методологический принцип социокультурной и ценностно-ориентированной обусловленности любого вида человеческой деятельности. Это во многом способствует решению проблемы объединения ценностных оснований дизайна в контексте системы культурных ценностей в целостную познавательную концепцию исследования. Такая исследовательская установка позволяет апеллировать к функциональной теории формирования предметного мира З. Бегенау, Д. Нельсона, Ф. Л. Райта и др., практической эстетике Г. Земпера, Л. Мамфорда, У. Морриса, Д. Рескина, К. Ясперса, открывших красоту труда, природу промышленной эстетики, заложивших основу развития производственного искусства и теории дизайна.
Исключительно важной является концепция диалектической взаимосвязи эстетических и утилитарно-прикладных ценностей, бифункциональной сущности произведений дизайна (Б.Арчер, О. И. Генисаретский, Л.А.Зе-ленов, В. И. Тасалов и др.), а также концепция бинарных оппозиций мировосприятия структурной антропологии К. Леви-Строса и функциональная теория потребностей, интересов и способов их удовлетворения (Б.Малиновский, А. Радклифф-Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.).
Основополагающей методологией исследования стали теоретические воззрения и оценки исследователей постмодернизма: У. Эко (эпистемологическое структурирование новых представлений о картине мира), Ж. Делеза («древесная» культура и культура «корневища»), Ч. Дженкса (двойная апелляция автора: к массе и к профессионалам), Ж. Деррида (повторение — мимикрия — альтернатива мимесису), Ж.-Ф.Лиотара (искусство не поддается репрезентации, т. е. «схватыванию» в понятиях и образах), Х. Маклюэна (истинный смысл искусства заключается в самом акте воспроизводимости), Ф. Джеймисона (подражание, имитация, «пастиш»), И. Хассана (классификация признаков постмодернистского искусства), Ф. Фокуямы (ни искусства, ни философии, только тщательно оберегаемый музей человеческой истории), Ж. Бодрийяра (художественные формы теперь не создаются, но лишь варьируются, повторяются в виде симулякров) и др.
Включение в традицию русского духовного эстетизма (метафизическое переживание непрерывного рождения и преображения тварного мира в красоте), реализующего замысел о совершенстве мира, «софийный первообраз» бытия (С.Н.Булгаков) дает основание рассматривать ценность как внутреннюю сущность дизайна, а дизайн как деятельностный модус ценности. В данном контексте особенно методологически продуктивной является концепция культурогенеза А. Я. Флиера, раскрывающая пути порождения новых культурных форм и их ассимиляции в общественном сознании.
Методы исследования. В диссертации использован комплекс научных методов, тождественных объекту и предмету исследования, а также философскому принципу личностного постижения бытия, определяющих теоретико-мировоззренческий подход к ценностному свойству дизайна как всепроникающему феномену культуры.
В разработке культурно-ценностного компонента дизайна использованы методы: восхождения от абстрактного к конкретномувыявление сходства и различияисторико-генетического анализа реконструкций системы представлений человека об окружающем миреисследования визуального языка во взаимодействии с художественной и научной формами мышлениярассмотрения пограничного характера дизайна на стыке материального и духовного производства, применявшиеся для разработки теоретических схем, построения концептов реинтерпретации ценностных оснований дизайна в генезисе единой системы культуры.
Метод выделения перцептивных прототипов произведений дизайна на стыке функциональной семантики и психологической теории прототипов применялся при изучении процесса «психологического» тиражирования предметов из одного генетического основания — прототипа и психосемантической специфики серийности образа, реализуемого в дизайнерской деятельности.
Метод типологизации использован при выявлении отношений человека к произведениям дизайна, в которых раскрывается базовая установка общей эстетической позиции и состояние сознания, связанное с конкретной ситуацией, выявляющих особенности, на основе которых различаются: ситуативный, эстетизированный, прагматический и профессиональный типы восприятия.
Сравнительно-сопоставительный метод исследования использован в анализе культурно-ценностных оснований дизайна в контексте культурных характеристик индустриального и постиндустриального общества, инновационных явлений, свойственных постмодернистской культуре.
Методами теоретического моделирования и генетической реконструкции, с учетом прошлых и эмпирически наблюдаемых, но еще не завершенных сегодня культурных трансформаций, в диссертации осуществлялись поиск, обнаружение, истолкование и интерпретация фактов и явлений в культуре, строились будущие продуктивные концепты ценностного определения дизайна в системе культурных ценностей как фактор духовного возрождения общества.
Научная новизна исследования. В данной диссертации, пожалуй, впервые в отечественной и зарубежной науке целостно и системно реализован культурологический подход к анализу дизайна как ценностного феномена. Дизайн осмысляется как форма отражения и изменения действительности на уровнях ценностного суждения, наглядно-действенного, чувственно-образного и понятийно-логического мышления, объясняющего природу специфических отношений между эстетическими и внеэстетическими ценностями дизайна в контексте эстетической культуры общества.
При этом непосредственная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлена социокультурная сущность дизайна, постепенно ставшего одной из важнейших универсалий формирования черт образа жизни и ее предметного наполнения, способа передачи социального опыта;
• дано научное обоснование ценностной структуры дизайна, ориентированной на преображение действительности, адекватно представлениям о совершенстве, идеале, преобразующим структурную палитру ценностей в систему ценностей, основанную на различении оценивающего и познающего сознания, исходящего из человеческих потребностей и предпочтений;
• дано научное обоснование мировоззренческой природы дизайна как одного из важнейших концептов придания научно-техническому прогрессу гуманистического и экологически целесообразного направления;
• впервые в отечественных науках о культуре определена и научно обоснована множественность равноправных ценностных компонентов дизайна, составляющих базовое основание для утверждения концепции соотнесенности содержания и иерархической структуры ценностей с конкретной культурой, объективированной собственной системой ценностей;
• предложен новый взгляд на новаторский характер современного дизайна, включенного в общую культурную интенцию постмодернизма, с очевидной мозаичностью направлений, раздвигающих границы одномерности в пространство вероятности, эксплицитной открытости, свободы, интерпретационного выбора;
• впервые в отечественной науке получила научное обоснование концепция генезиса ценностных оснований дизайна как эстетики повседневности и тотального дизайна как культурной универсалии, интегрированной во все области человеческой жизнедеятельности;
• дано научное обоснование прогрессивной парадигмы дизайна, устойчиво сохраняющейся в условиях деконструкции традиционных и порождения новых ценностей, которые, возникнув, не исчезают, а пополняют культурную память человечества, образуя некий «банк концепций», окончательную оценку которым даст время;
• предложен авторский взгляд на формирование новых качеств духовно-практической деятельности, в которой потребительские вещи, технические изделия и системы выполняют опосредованную функцию, занимая подчиненное положение относительно потребностей — утверждая этим современный концепт феномена дизайна в системе культурных ценностей;
• предложена системно-культурологическая концепция, согласно которой дизайн из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, осуществляющего связь между производством и потреблением, перерастает в эстетическую составляющую всей современной жизнедеятельности, в средство, обеспечивающее ценностный ресурс культуротворче-ского поведения человека, выражение и предметную реализацию общественного идеала — обеспечение условий свободной самореализации целостной личности;
• разработана теоретическая модель функционирования ценностного компонента дизайна на уровне реинтерпретации продуктов дизайна в артефакты культурной среды и на уровне субъективации ценностей дизайна в коммуникациях постиндустриального общества.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически разработанные и научно обоснованные концепции закономерностей формирования и функционирования дизайна как культурной формы постиндустриальной культуры, как универсалии, интегрированной системой культурных ценностей, представленные в данной диссертации, существенно обогащают теоретический потенциал наук о культуре. До настоящего времени дизайн подвергался теоретическому осмыслению преимущественно с других научных позиций (художественно-технологической, экономической, инженерно-технической, социологической, психологической, искусствоведческой, творче-ско-инструментальной и др.). Выделение ценностного компонента дизайна определяется интеграцией его научной, технологической и творческой деятельности, формирующих стратегию социально полезных функций, принципы социальной структуры продуктов, способы моделирования культурного пространства, композиционных задач, пространственных форм, эстетическую обусловленность технологий, включая их в культурный контекст общества. Такая ценностно-структурная организация дизайна открывает возможности научного управления, на основе специализации и кооперации входящих в него видов деятельности как функциональных ценностных систем.
Теоретическое обоснование ценностного компонента дизайна, интегрированного в ценностную систему культуры, дает основание рассматривать его как открытую специализированную область знаний, духовного производства, базирующуюся на методологии гуманистического мировосприятия, и позволяет выделить его из сферы традиционного профессионального и обыденно-прикладного сознания.
Данное диссертационного исследование, ориентированное на изучение ценностного компонента дизайна, расширяет возможности формирования новых областей знаний — феноменологии ценностных оснований в дизайнедиалектики коэволюционности, маргинальное&trade-, социально-антропологической мимолетностифилософии дизайна и др.
Научно-практическая значимость исследования. Представленные в диссертации результаты и выводы по своей научно-практической значимости имеют выход как в область науки, так и в сферу образования, в определенной мере восполняя имеющиеся пробелы в культурно-ценностной теории дизайна, подтверждении его культурного статуса в условиях противоречивых тенденций девальвации традиционных базовых ценностей, и, одновременно с этим, становятся базисным основанием для разработки инновационных педагогических технологий в подготовке профессиональных дизайнеров в вузах культуры и искусств и других профильных высших учебных заведениях страны. Уже сегодня эти направления получили развитие в авторских программах, учебных пособиях, разработанных и внедренных в учебный процесс на кафедрах дизайна, теории культуры, этики и эстетики, истории культуры, кафедре культурной антропологии Московского государственного университета культуры и искусств и других вузах страны.
Материалы диссертационного исследования своей культурологической и педагогической направленностью открывают дополнительные возможности для формирования углубленного, базового ценностно-мировоззренческого сознания не только будущих специалистов по дизайну, но и работающих в этой сфере профессионалов.
Авторская культурно-ценностная концепция дизайна как базисная универсалия современной культуры выстраивается на основе ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных положений, выносимых на защиту:
1. В процессе происходивших и наблюдаемых радикальных изменений на микрои макроуровне культурной системы дизайн позиционирует себя как особую ценностную социально-художественную форму познания мира, сложившуюся в процессе эволюции культуры, синтезирующем отражение и преобразование индивидуального и общественного бытия. В них ценности социальной престижности выступают, наряду с эстетическими, в качестве ориентирующей, консолидирующей силы, аккумулирующей все иные смыслы и значения, противостоящие хаосу, деконструкции и бездуховности. В своей мировоззренческой сущности дизайн выступает одним из важнейших концептов придания научно-техническому прогрессу гуманистического и экологически целесообразного направления.
2. В контексте цивилизационного понимания истории, ценности дизайна выступают одним из катализаторов взаимодействия материального и духовного основания цивилизации, указывающих направление происходящих изменений и позволяющих увидеть проекты будущего в настоящем, высшие ценностные феномены свободы переживания множественных смыслов и значений реальности, интерпретированных императивом толерантности, исключающим утрату природных основ индивидуальности потребителя. Одновременно с этим, не исключаются и конфликты ценностных систем (все социальные противоречия связаны с конфликтами в отношении ценностных приоритетов), в которых ценности дизайна оцениваются выбором, на основе предпочтения больших и малых социальных групп, который становится решающим фактором рождения нового качества.
3. Культурно-ценностная концепция дизайна формируется на основе того, что она генерируется в качестве наиболее адаптированной в обществе эстетики повседневности, демонстрирующей ход социокультурной эволюции, воспроизводства и передачи социального опыта, ценностей актуального бытия, воплощенных в наиболее актуальных предметных и духовных формах массового и индивидуального потребления, в которых потребительские вещи, технические изделия и системы выполняют опосредованную функцию, занимая подчиненное положение относительно потребностей — утверждая этим современный концепт феномена дизайна в системе культурных ценностей.
4. Испытывая на себе позитивные и негативные воздействия динамичной социокультурной среды, дизайн не способен существовать вне дискурса оппозиции и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией, что обуславливает совершенствование содержанияусиление социокультурной направленности по преобразованию действительностисоздание вещей функциональной и эстетической значимостипреодоление соблазнов манипулирования общественным сознанием, выводящего личность за пределы образов и ценностей материальной и духовной культуры, вызывая эффекты напряжения, утомления, отторжения и деструкции.
5. Под воздействием множества культурных, исторических, экономических и политических процессов, технологического «прорыва», характеризующихся такими признаками, как: виртуальные компьютерные продукты, телекоммуникация, трансляция имиджей, мультимедиа, а также интерпретацией продуктов духовной и материальной культуры, зафиксированных в традиции, философии, искусстве, знаковых системах, образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в социально насыщенную сферу бытия и многоканальный мир диалога.
6. В последние десятилетия дизайн трансформировался из вида деятельности по обслуживанию коммуникации в саму коммуникацию. Становясь одновременно и субъектом, и объектом, и самим действием, он предлагает суггестивность, исполняя роль социокультурного интегратора общественного взаимодействия. Сохраняя свою национальную специфику, дизайн вместе с тем становится одним из наиболее понятных lingua francs для населения всего мира, языком постиндустриальной цивилизации, опредмечен-ным в вещах, поступках, стиле, моде и т. п.
7. Отечественный дизайн на объективный вызов современного потребительского общества — повышение спроса на товар, увеличение объема продаж, ускорение оборота капитала, конкурентная борьба, расширение и совершенствование производства, формирующие разносторонние потребности, вкусы и интересы современного человека, определяющих его эстетическую культуру и т. п. — отвечает инвариантным культурно-художественным метатипом своей структуры — феноменом коммерческого дизайна (стайлингом) как специфической формы метадизайна. В таком качестве дизайн, включенный в функциональную систему «человек — рынок — социальная среда», в своей коммерческой функции художественно-стилевого оформления промышленных изделий, не обособляется в замкнутый мир конкретной технологии производства и не утрачивает значения как феномена культуры потребительского общества.
8. Основные тенденции концептуальных трансформаций дизайна в современном обществе объективируются закономерными процессами социальной модернизации, одномоментным проявлением многообразных, альтернативных смысловых позиций в культурной ситуации постмодернизма, определяющей новый уровень интерпретации действительности, в которой дизайн выступает частью культурного процесса, но, не претендуя на центральное место, располагается «по краям» доминирующего культурного опыта. Одновременно дизайн в наибольшей мере соответствует основной постмодернистской установке на индивидуализацию культурных форм, на создание продукта, наиболее адаптированного к вкусам конкретного заказчика, что не всегда под силу высокому искусству.
9. Процесс объективации художественных смыслов дизайна обусловлен: эстетическими ориентациями массового сознания и конкретно-индивидуальным характером творческих школ, языка, способами обозначения идеалов, персонифицированным выражением художественных смыслов дизайнера, опирающихся на философские, этические, идеологические течения, что, в условиях постиндустриального общества и его постмодернистской культуры, выводит дизайн в разряд особого типа культурного формотворчества, в первую очередь репрезентирующего образ вещи, личности, поступка, стиля жизни и т. п.
10. Механизмы интеграции артефактов дизайна в архетипы культурной среды обосновываются возможностями эстетизации жизненной среды, порожденными как объективным социальным запросом, так и технологиями современного производства, но в наибольшей мере — радикально возросшими возможностями дистанционной трансляции информации (в том числе и художественной).
Апробация и внедрение результатов исследования.
1. Основные положения диссертации изложены в виде докладов и выступлений на научных конференциях международного, федерального и регионального уровней. В их числе международные научные конференции: «Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения» (Москва, МГУК, 1997), «Время культуры и культурное пространство» (Москва, МГУКИ, 2000), «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека» (Москва, МГУКИ, 2001), «XXI век: проблемы культуры и культурологического образования» (Москва, МГУКИ, 2001), «Мир культуры — культура мира» (Москва, МГУКИ, 2005) — вузовские научно-практические конференции: «Креативные технологии в рекламе» (Москва, МГУКИ, 2002), «Актуальные проблемы социокультурного менеджмента» (Москва, МГУКИ, 2004), «Культурные интерпретации дизайна» (Москва, МГУКИ, 2004) и др.
2. Данная диссертация положена в основу создания ряда профильных учебных курсов для студентов кафедр дизайна, теории культуры, этики и эстетики МГУКИ. В частности: «Теория дизайна», «История дизайнерской мысли», «Дизайн культурной среды», «Компьютерная графика как инструмент художественного дизайна» .
3. По материалам диссертации автором было опубликовано 29 научных работ общим объемом более 60 п.л., в том числе 4 монографий, 1 учебник, 2 учебные пособия.
4. Диссертация прошла обсуждение на расширенном заседании кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств 10 февраля 2006 г. и была рекомендована к защите.
Результаты исследования дают основание полагать, что основной «пик» формообразования и трансформаций дизайна приходится на вершины амплитуды крушений и реконструкций социальной, экономической, политической, культурной жизни и связан с коренными общественными, социально-экономическими, политическими трансформациями, продолжавшимися на протяжении всего двадцатого века.
Автором установлены определенные функциональные соотношения ценностей дизайна, которые выступают в двух ипостасях: как зависимая сфера культурной регуляции, включающая в себя то, что устоялось, и как сфера, обусловленная социальными потрясениями, которые подвергают «простые человеческие нормы» и «высокие ценности» не только ситуативному отстранению, но и интеллектуальной критике. При этом вещь, как правило, выступает символом социального статуса, знаком приобщения к слою общества или социальной группе и, подчиняясь доминантам визуальной культуры времени, помогает личности связать свое предметное окружение с широкими контекстами среды и культуры.
Опираясь на обстоятельное исследование культурно-ценностных отношений в дизайнерском творчестве, диссертант выявляет взаимодополняющие стороны дизайна — нормативность, свободу творчества и самоорганизацию, но определяющим в дизайнерском творчестве все же является ориентированность на нарушение канона, ценности возникают не в результате выполнения норматива, а как следствие его нарушения. Между тем, самоорганизация в дизайне основана на парадигме синергетики, развивающей идеи саморазвития, хаостизированного на уровне элементов, но упорядоченная на высших уровнях своей организации, которая корректируется системой прямых и обратных связей творца и потребителя, что обеспечивает степень устойчивости или изменчивости данной творческой концепции, ее способность развиваться в меняющихся условиях существования.
Наличие общественно значимых ценностей и норм, фиксированных в дизайне, обеспечивает возможность коммуникации утилитарно-символической деятельности, освобождает ее от внутрипрофессиональных и внешних элементов субъективистского произвола, обеспечивает надежность, устойчивость и известную предсказуемость.
В диссертации подробно проанализирована сущность эстетического идеала как универсалии дизайна, который мобилизует способности дизайнера моделировать социально-культурное окружение как человеческую проблематику, как целостный универсум единства целесообразности и субъективно-ценностного переживания. В продуктах дизайна эстетический идеал многопланово отражается не только в эстетических, но и в других жизненных ценностях, даже в таких видах и жанрах, которые активно дидактичны, развлекательны, трагичны, или связаны с утилитарными функциями.
Важным теоретическим посылом диссертанта выступает методологическая предпосылка отношений: предметного и человеческого начал, иначе говоря — меры предмета и эстетического идеала человека. Ценностные качества предметов дизайна потенциально заданы их создателями, но их ценностное начало постоянно мигрирует между предметом и человеком, а отрач женные в этом взаимодействии свойства и отношения определяют меру предмета — красоту, пользу, удобство, экономичность, телесность, целостность, гармоничность.
Автор показывает, как ценностная универсалия дизайна формируется идеалом эстетического сознания. Дизайнер выражает себя: в перфекциониз-ме — приоритетности дизайнера к самому себе, в личном устремлении к идеалув агапизме — обращенности к другим (потребителям) с одновременной отчужденностью от их низменных потребностей, во имя высоких устремлений к духовности. При этом универсальность эстетического идеала в дизайне обнаруживается в двух ипостасях. 1. В эстетических ориентациях массового сознания, в функционально-эстетической форме, структуре, образе, эстетической ценности, в принципах гармонизации объектов. 2. Конкретно-индивидуальном характере творческих школ, художественного языка, способов выражения идеалов, в которых дизайнер получает возможность самостоятельного, персонифицированного творческого осуществления — самореализации.
В этой же главе раскрываются значения хронотопа, функции которого в дизайнерском произведении состоят в выражении личностной позиции и смысла дизайнера, на основе которых формируются принципы художественного процесса: тождество, подобие — выбор между «верхом» и «низом» -природой хаосазавершенность формы как ценностно-креативный тип рефлексии дизайнера, определяющий способ художественного видения истины и смысла.
Представленность дизайна как формы культуры позволила диссертанту институализировать и ввести в научный оборот понятие «культурной формы продуктов дизайна», устраняющей противоречия и разногласия относительно маргинально применяемой в этом виде искусства «формы». Такое видение формы диссертант ассоциирует с артефактом культуры, что обосновывает философско-методологическую устойчивость, стройность и упорядоченность интерпретационных процессов дизайна.
На основе этого автор выделяет три вектора движения ценностно-креативной объективации художественного смысла в дизайне: первое направление — творческое сотрудничество с материально-техническим производством, не сливающееся с ним и не отождествляемое с эстетической деятельностьювторое направление — включенность дизайна в художественно-эстетическое взаимодействие с производителем на уровне знакового выражения социально-психологической информации через мир вещей и предметовтретье направление — высокий уровень творческой деятельности дизайна, в которой реализуется художественный смысл, наиболее полно интегрируется утилитарное и художественное начало в артефактах дизайна, с возрастанием художественных смыслов утилитарное начало убывает или полностью утрачивается утилитарная функция.
На основе этих положений в диссертации делается вывод: ценностно-креативный процесс в дизайне имеет определенные методологические, гносео-онтологические основания, в которых каждое социокультурное явление рассматривается не в качестве заданности извне, а как модальность художественных способностей его воспроизводить. В этом смысле, дизайн выступает важнейшим инструментом художественно-творческого выражения культурного многообразия общества.
Третья глава посвящена исследованию конфигураций дизайна, имеющих формационный статус явления, устойчивые, в своей повторяемости, функциональные свойства, распространение в качестве культурной формы и артефактов, типологизации в своих общих свойствах.
Основные тенденции трансформаций дизайна в современном обществе рассматриваются как мозаичная палитра новаций и повторений, одновременного распада, возникновения и трансформаций, связанных с глубоким и масштабным смещением сознания и представлений, вызванных эпистемологической картиной мира дизайнера.
В диссертации подчеркивается, что динамичность трансформаций в дизайне зависит от контекста морфологической модели дизайна, его синхронного или диахронного типа развития, в ракурсе форм и строения отдельных архетипов: на генетическом уровне порождения и становленияжизненной, исторической динамикисоответствия потребностям.
Автор отмечает, что на протяжении почти всего XX века трансформации отечественного дизайна детерминировались, в основном, внешне управляемой идеологической установкой жизни общества и затрагивали главным образом отдельные формы, черты, подсистемы, но не касались общей концептуальной творческой установки, что определило высокую степень семиотизации дизайнерских разработок и их направленность на создание агитационно-массовой видеосферы общества.
На уровне социальной интеграции в обществе, организации, регуляции, коммуникации и воспроизводства, трансформации дизайна проходят поэтапную регенерацию с выходом на качественно новый уровень: порождения, распространения, функционирования, коммуницирования, аккумуляции, социального и исторического воспроизводства художественных образов, традиций, адекватных времени, образов жизни и картин мира.
В работе также отмечается, что многообразие проявлений постмодернистского дизайна не является конечным этапом его культурного развития, а признание плюрализма как вершины дизайна является преждевременной капитуляцией и отказом от потенциальной роли дизайна в социокультурном единении общества.
В этом тезисе прослеживается глубокий смысл трансформации концепций дизайна — от периферийного положения по «краям» культуры в эпоху перехода в постиндустриальное общество, отвечавшего на вопрос «что такое дизайн», до положения, указывающего на то, из чего формируется сама идейная и культурная ткань дизайна, эпохи уже самого постиндустриального общества, в которой актуализировался другой концепт — «какой дизайн». Речь идет не только о его многообразии, в котором различаются коммуникативный, графический, рекламный дизайн, веб-дизайн, дизайн интерьеров, одежды, автомобилей и т. д., но и о его всепроницающем свойстве, возводящем его в «терминологический памятник» и «предмет идейного фетишизма» .
Автор констатирует, что вполне наблюдаемым фактом современности являются не только эволюционное культурно-историческое обоснование и утверждение за дизайном его функционально-утилитарной значимости и эстетической ценности, но и трансформационный «рывок» его возвышения над традиционными категориями, с переходом на новый уровень восприятия действительности — в область экзистециональности, философии жизни, феноменологии, философского романтизма.
В понятие «культурная среда» автор включает одушевляющие ее предметы и вещи, которые выражают ценности человека, чувства, мысли и цели, подтверждающие его существование в мире, основанном на архитектонических принципах глобальности, универсальности, координальности, где «диалектика вещей создает диалектику идей» .
Культурные черты артефактов дизайна, определяющие трансформационный потенциал «мифопластики», определяются сферой порождения и предназначения, типом динамики, типологией мироощущенияязыком представленности, возможностью сопоставления по аналогии, социальной репрезентативностью. Эти черты легли в основу теоретических положений архетипизации тропа: множественность значений архетипов культурной среды не является преградой при необходимости действовать определенным образом, сообразно выбранному значению в конкретной ситуациикаждый отдельный вариант архетипа фиксирует идеально преображенный опыт истории и культуры определенного народаразвитие машинного производства резко сокращает границы архетипизациив качестве архетипа культурной среды позиционируется среда естественная и рукотворная как оппозиция машинностиархетипы всплывают в сознании сообразно культурной среде.
Для артефактов дизайна, имеющих потенциал трансформации в архетипы культурной среды, имеют значение такие культурно-ценностные признаки, как: художественность, утилитарность, пространственность, предметность, выразительность, изобразительность, ансамблевость, функциональность, синтетичность и др. При этом указанные признаки артефактов дизайна в различных архетипах культурной среды играют двойственную функцию: в одном случае, означая денотатов знака (в культурном центре), в другом — функционирует как самостоятельный архетип, образуя свою собственную локальную ценностную среду, заставляя окружение подчиняться ему (выставочный комплекс, музей).
В диссертации показывается, что архетип дизайна пригоден для вторичной функции — артефакта культурной среды: передачи информации, выходящей за пределы прямого назначения, воспроизводства информационно-смысловых значений, включенных в «каналы», «тропы» и ритмы различных сторон деятельности в пространственно-временном измерении. В свою очередь, тропы артефактов дизайна определяют не только точный баланс многочисленных отношений между предметами, но и выраженную тенденцию к игровому смещению всех значений, нивелировке смысловых значений.
Выявив сущность процесса трансформации произведений дизайна в архетипы культурной среды, диссертантом установлена изначально заложенная в свойствах артефакта дизайна двойственность, в которой позиционируется форма обозначения произведения дизайна и независимые «индепе-дентные» факты, другими словами, артефакт выступает означающим и означаемым знаком, девуалирующим первичный смысл знака в его вторичную (мифологическую) форму.
В ходе анализа культурогенетического развития дизайна, в диссертации были выявлены определенные стимуляторы трансформации артефактов дизайна в архетипы культурной среды, связанные с индивидуально-творческим и социально-общественным инициированием поиска новых артефактов, стремлением производства значимых единичных, способных к реинтерпре-тации в архетипы культурной среды. В целом, предметный универсум дизайна диссертант рассматривает как процессуальную модель и результат орудийно-символического взаимодействия человека с искусственным окружением, в зрительно и чувственно воспринимаемом и целостно охватываемом конгломерате событий, и системных противоречий жизненных явлений, что способствует предвидению и прогнозированию.
Общественные отношения, общечеловеческое содержание которых объективировано продуктами дизайна, играющими роль посредников этих отношений, выступают важнейшим свойством аксиологической концепции дизайна, в которой выделяются два типа ценностей: формирующиеся под влиянием объективного бытия, «из бытия» (ценности бытия) и управляющие реальностью, формирующиеся «над бытием» (ценности субъекта).
Другими словами, процесс субъективации включает «развертывание» процедур профессионального творчества дизайнера и реализацию механизмов восприятия, оценки и предпочтения как преодоление разрыва между онтологической сущностью личности и объектами дизайна в их фундирующих измерениях: знание — синестезия (чувственное отражение), пространствовремя, культурный ресурс — коммуникации, формирующих ценностное отношение субъекта к объектам дизайна. Системные отношения: «дизайнервещь — потребитель» — «потребитель — вещь — дизайнер» обеспечивают кросс-каталитические взаимодействия, в которых дизайн из вида деятельности по обслуживанию коммуникации последовательно сам превращается в коммуникацию, поскольку предлагает не только действие по изготовлению знака, письма, но и становится письмом, состоянием действительности.
В культурной форме дизайнерского объекта наиболее емко переплетены способы субъективации: имманентно присущие ему признаки («собственные» свойства объекта) — объектные значения (наиболее значимые свойства для потребителя) — модели внутренних целей личности (авторская «программа», художественный образ). Этот процесс обусловлен и социальным временем, социальным пространством общества, художественной памятью, школами дизайна, коммуникационными текстами, каналами, технологиями и средствами дизайна и т. д.
Исследование динамики процесса субъективации дизайна в постиндустриальном обществе позволило диссертанту выйти на понимание коммуникационных циклов движения ценностных смыслов, которые последовательно мигрируют: из общественного пространства в психологическое пространство дизайнера (рождение идеи) — из творческого пространства дизайнера в социальное пространство (реализация идеи) — из социального пространства в психологическое пространство субъектов общественной коммуникациииз психологического пространства в социальное пространство (социализация ценностных смыслов, обоснование культурного статуса дизайнерских образцов, формирование нового мировоззрения).
Производство товаров в постиндустриальном обществе все больше опережает их потребление, что, само по себе, является положительным фактом, но, вместе с тем, диссертант видит в этом явлении и определенную опасность: универсализацию визуальных изображений, узнаваемость символичных, транслируемых симулякров, которые не нуждаются в переводе и разъяснениях, которая подрывает доверие к художественному образу. А гипертрофия художественных образов в дизайне, распространяющаяся не менее стремительно в различных вариациях вещизма, наделяет дизайнерскую деятельность и ее продукты новым свойством коммуникации — немедленного потребления и дивидендов, что в определенной степени нивелирует духовные смыслы продуктов дизайна. Это создает условия для моделирования вариативных ситуаций: разные ситуации интегрируются через общий для них объектв одной и той же ситуации задействованы различные, функционально связанные объектыодин и тот же критерий оценки распространяется на различные объекты субъективации в различных ситуациях.
Автор показывает, что специфика субъективации ценностей дизайна в современных коммуникативных отношениях объясняется их природой и обусловлена поиском и вовлечением новых способов эстетического устроения предметно-пространственной среды, на основе новых установок и эстетических потребностей, элиминацией предметов дизайна от уровня фрагмента до целостного объекта и даже совокупности окружающих объектов. Несмотря на образовавшиеся оппозиции: духовно-предметного — технологичноготрадиционного — инновационноговысокого искусства — «тотального зрелища» — картины — поп-арта, субъективация ценностей дизайна выступает одним из механизмов взаимодействия материального и духовного развития современной цивилизации.
На основе исследования дизайна в системе культурных ценностей автор диссертации делает определенные, но вполне обстоятельные выводы, которые выводят его на новый уровень осмысления поставленной проблемы. Дизайн представляет собой особую ценностную социально-художественную форму познания мира, сложившуюся в процессе культурогенеза, синтезирующего отражение (познание и оценка) и преобразование индивидуального и общественного бытия, в которой ценности выступают в качестве ориентирующей, консолидирующей силы, аккумулирующей все иные смыслы и значения, противостоящие хаосу, деконструкции и бездуховности.
Ценности дизайна выступают одним из катализаторов взаимодействия материального и духовного основания цивилизации, указывающих направление происходящих изменений, и позволяющих увидеть проекты будущего в настоящем. Дизайн генетически связан не только с общими тенденциями культурного процесса, но и выходит на концептуальные основы культурогенеза, раскрывающие как только что наметившиеся трансформации, так и целостность развития дизайна как культурной формы.
Из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, осуществляющего связь между производством и потреблением, дизайн перерастает в универсалию постмодернистской эпохи как средство, обеспечивающее ценностный ресурс культуротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала — обеспечение условий свободной самореализации целостной личности. Дизайн находится в постоянном дискурсе встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией, что способствует совершенствованию содержания, усилению социокультурной направленности, созданию новых вещей функциональной и эстетической значимости, преодолению соблазнов манипулирования общественным сознанием, снятию синдромов напряжения, утомления, отторжения и деструкции.
На объективный вызов современного потребительского общества дизайн отвечает инвариантным культурно-художественным метатипом своей структуры — феноменом коммерческого дизайна (стайлингом) как специфической формы метадизайна. В своей коммерческой парадигме художественно-стилевого оформления промышленных изделий дизайн не обособляется в замкнутый мир конкретной технологии производства и не утрачивает значения как феномена культуры потребительского общества.
Концептуальные трансформации дизайна в современном обществе объективируются закономерными процессами социальной модернизации, одномоментным проявлением многообразных, альтернативных смысловых позиций в культурной ситуации постмодернизма, в которой дизайн выступает частью культурного процесса, но, не претендуя на центральное место, располагается «по краям» доминирующего культурного опыта.
Опираясь на философские, этические, идеологические течения конкретного общества, и улавливая основные ориентации массового сознания, дизайнер персонифицировано выражает художественные смыслы своей творческой школы, что выводит дизайн в разряд особого типа культурного формотворчества во взаимодействии с человеком.
Сопряжения реального материального субстрата дизайна с возникающими, в связи с ним, переживаниями архетипичной среды, созданием воображаемых образов-медиумов как архетипов культуры раскрывают механизмы реинтерпретации артефактов дизайна в архетипы культурной среды.
Заключение
.
Динамичный процесс постиндустриального развития общества и соответствующий ему постмодернистский тип культуры являются той культурно-исторической средой, которая питает развитие культурно-ценностной парадигмы дизайна, формирующей на протяжении XX—XXI вв. его художественно-стилевые концепты.
Исходя из этого доминирующими идеями диссертации как раз и выступают ценностно-смысловые конфигурации постиндустриального дизайна как отражение теоретико-функционального многомерного духовного поворота в самосознании общества постиндустриальной эпохи, которое проникнуто идеей преемственности, множественности направлений видового развития в дизайне, реинтерпретации продуктов дизайна в артефакты культурной среды, субъективации ценностей дизайна в коммуникациях постиндустриального общества.
Тотальный характер современного дизайна выражается в бесконечно многообразной системе предметов и их комплексов, в преодолении традиционной оппозиции: духовно-предметного — технологичноготрадиционного — инновационноговысокого искусства — «тотального зрелища» — картины — поп-арта и выступает одним из универсальных механизмов общечеловеческой репрезентации дизайнерского опыта и деятельности, как радикально новая (в историческом процессе) форма эстетического и философского самовыражения опредмеченных символических конструкций и явлений, фиксирующих и транслирующих социально значимую информацию, способствующая взаимодействию материального и духовного развития современной цивилизации.
В диссертации установлено, что благодаря своей относительной подвижности дизайнерские вещи, конкретизируя характер окружения, несут информацию, помогают поддерживать общественно-принятые типы поведения и, одновременно, являются гибкими в той мере, которая отвечает изменчивым потребностям общественной жизни, производства, быта, отдыха.
Дизайн служит интересам общества, удовлетворяя интересы потребителей в реализации актуально важных для социума эстетических идеалов, ценностей и культурных образцов, оптимизируя процесс совершенствования образа жизни, социально-экологических, духовно-практических функций предметной среды и связанных с ней ценностей. Социокультурная интеграция является носителем социальных изменений, обеспечивая культуросози-дание и преобразование, проникая в ценностные ареалы культуры, культурно-экологическое сочленение среды как овеществленной культуры и культуры как знаковой, образной среды.
Автор не обходит вниманием и западные философские концепции «технологического оптимизма», манифестирующие преимущества электронной цивилизации, отождествление комфортности производственных, бытовых условий, комфортного образа жизни с культурой, именуемой хай-тек культурой. Такая культура индифферентна к этическим, традиционным гуманистическим идеалам и культурным нормам, раскрывает крайнюю методологическая узость и несовместимость ее ни с традиционными гуманистическими идеалами и нормами, ни с практическими потребностями укрепления телесного и духовного здоровья людей.
В диссертации раскрываются основные гуманистические концепции «экологии культуры», утверждающие идею придания научно-техническому прогрессу гуманистического и экологически целесообразного смысла, с помощью которых преодолеваются постулаты, размывающие границы биологической и социальной форм движения материи, мизантропические идеи создания новых типов людей с высокой антропогенной устойчивостью.
Обращение автора к системообразующему потенциалу дизайна позволило обосновать и вывести на первый план категорию ценностей, в структуре которых эстетическая ценность как идеальный образец в конкретном продуктивном воспроизводстве образует потенциальную возможность системного использования комплексных объектов, «штучных» вещей. Такая системность не означает тотального подчинения предметной среды волевому началу, но ведет к эстетической интеграции и способствует решению сложных, реально возникающих социокультурных и эстетических задач.
Как показано в диссертации, в условиях массового производства и массовой культуры, когда потребление становится не пассивным использованием, а активным отношением, выражением вкусов, представлений, потребностей и т. д., «визитной карточкой» вещи становится ее значимая форма, «отреставрированная» дизайном. Она выполняет не только функцию посредника между производством и потреблением, но и раскрывает способность ценностно-эстетической организации стихии спроса, выступающей регулятивным механизмом обратной связи производства и потребления.
На основе этого концепта, автор устанавливает, что внутри дизайна сформировалось особое функциональное направление — эстетическое освоение производства, создающее дополнительную потребительскую ценность, что открывает новые возможности для анализа культурно-ценностных оснований дизайна в условиях массового производства и единичных образцов, в синтезировании культурных, моральных, социальных ценностей и включения их в систему функционирующей культуры общества.
Наблюдаемое движение концептуально-теоретических установок отечественного дизайна отражает его существо как творческий, культурно-ценностный и социокультурный феномен отношений жизни человека, культуры, природы, с одной стороны, и технико-информационного прогресса — с другой, реинтерпретируемых экстравертные концепции в дизайне в интро-вертные феномены решения дизайном культурно-ценностных оснований общества.
Это положение приводит автора к основополагающему выводу, заключающемуся в том, что анализ ценностной доминанты дизайна в ее актуальном, но ограниченном временном отрезке, хотя и обеспечивает большой объем материала об изучаемом феномене, но не в полной мере обеспечивает сущностные тенденции ее развития.
Это обусловило необходимость дальнейшего выявления особенностей развития ценностных оснований дизайна, соотносимых не только с общими тенденциями культурного процесса, но и выходом на концептуальные основы культурогенеза, с высоты ретроспективных позиций которого можно уловить не только наметившиеся трансформации, но и целостность процесса развития дизайна как подсистемы культуры, в его культурной форме.
На основе проработки обширного массива философской, психологической и культурологической литературы выявлены важнейшие закономерности интеграции научной, технологической и творческой деятельности в дизайне, на основе которых формируются стратегии социальнополезных функций, принципы социальной структуры вещей, способы моделирования культурного пространства, композиционные задачи пространственных форм, эстетическая интерпретация предметов, их культурный контекст в обществе. Такая структурная организация дизайна открывает возможности научного управления, на основе специализации и кооперирования входящих в него видов деятельности как функциональных систем.
В ходе дальнейшего исследования автору удалось установить, что дизайн, решая свою главную задачу — удовлетворения и развития материальных и духовных потребностей людей, предстает и в другой ипостаси — как вид духовно-практического творчества. Созданные им вещи, технические изделия и системы выполняют опосредованную функцию, занимая подчиненное положение относительно потребностей — утверждая этим современный концепт феномена дизайна в системе культурных ценностей.
Исходя из того, что современное общество, отечественная культура, искусство пребывают в ситуации противоречивых тенденций девальвации традиционных ценностей, диссертант в построении культурно-ценностной теории дизайна избрал такие теоретико-методологические основания, которые адекватно отражают аксиологическую сущность и специфику дизайна как универсалии ценностной системы постмодернистской культуры.
Поэтому основной проблемой данного исследования и было заявлено противоречие между недостаточно четко выраженным осознанием закономерностей формирования дизайна как ценностного феномена постиндустриального общества с соответствующим ему постмодернистским типом культурной организации, с одной стороны, и реальным расширением функций дизайна в ценностном пространстве современной культуры, с другой.
При этом автор сосредоточил внимание на ценностной доминанте дизайна, динамических источниках ее развития, проясняющих смысл настоя щего, осознания проектов будущего, ценностных оснований дизайна в системе культурных ценностей.
В первой главе диссертации «Социокультурная сущность дизайна» сформулирован авторский подход к пониманию дизайна как особой формы творческого постижения и преобразования предметного пространства человека, имеющего ярковыраженную мировоззренческую ориентацию на человека, целостность его жизненных смыслов, образов и ценностей.
Дизайн раскрывается в движении норм, стандартов, черт, динамичных процессов, способности к трансформациям на разных этапах общественного развития, в которых раскрывается социальная сущность дизайна, его социально-культурная направленность бытования в общественных системах в контексте их историко-культурного развития.
Анализ мировоззренческой сущности дизайна вывел на понимание предметно-пространственного мира, который создается человеком, и в котором развертывается его жизнедеятельность, как организованного пространства, наполненного огромным объемом информации об обществе, бесконечно многообразной системой предметов и их комплексов. «Вещное наполнение» пространственного окружения рассмотрено как некая общая форма мира, человеческого мира, и как форма бытия людей, человеческого самоопределения, в которых овеществляются силы и способности человека.
Опираясь на обстоятельное описание предметного мира, диссертант установил, что представленные в предметной форме своего носителя продукты дизайна имеют относительно самостоятельную структуру и общественную форму бытия в виде материального субстрата, но своей образной природой приближаются к вершинам человеческой духовности, что дает основание рассматривать их как форму общественного сознания.
При этом выявлено, что смысложизненные проблемы дизайна формируют определенный набор функциональных механизмов, .детерминирован ных синергетикой соответствующей культуры эпохи. Действие этих механизмов в диссертации определяется такими характеристиками, как: неравномерность (многослойность пространства дизайна) — синхронность (элементы подобия и отражения) — полилогичность (динамика дизайн-пространства) — типологичность (множественность и одновременность существования смысловых течений в дизайне) — игровая изменчивость (не включенная степень свободы пространства дизайна) — антиномичность (множественность потенциальных смыслов в восприятии одного и того же явления).
Определив в дизайне знаковые, культурно-символические значения продуктов материально-духовного производства, средства оценки и эстетического восприятия, диссертант обосновал концепт, согласно которому интерпретация ценностно-смысловых установок дизайна построена на различении трех типов объектов: вещи сами по себеих представление (репрезентация) — субстанциональные (абстрактные) объекты.
Эти формы существования дизайна в диссертации рассматриваются в ракурсах: и как продукта, и как технологии, и как текста, и как аксиологической ценности, и самого дизайна как формы культуры по существу. Экстраполировав типологии, этапы и фазы развития культурных форм, разработанных А. Я. Флиером, в многомерную и пластичную морфологическую структуру дизайна, диссертант вполне репрезентативно раскрывает в нем все основные динамические черты и свойства как культурной формы:
— дизайн, интегрированный в формирование новых культурных образцов, конфигураций и моделей, интегрируется в существующую на данном этапе культурную систему, которая, в свою очередь, в процессе культурогенеза возводит дизайн в статус культурной формы;
— в дизайне наследуются традиции, процессы межпоколенческой трансляции уже существующих и интегрированных в социальную практику форм, что определяет преемственность исторического социального опыта;
— дизайн подвержен процессам модернизации, внутренним и системным трансформациям;
— в процессе проживания культурных образцов дизайна, часть из них могут заимствоваться и присваиваться другими субстратами дизайна и обретать статус новых норм и стандартов (диффузия дизайна);
— объекты дизайна характеризуются: типом динамики происходящих, или происходивших с объектом измененийприсутствием типологии мироощущения, в рамках которого был создан объектязыком представленности объектавозможностью изучать объект по аналогиисоциальной репрезентативностью объекта, степенью типичности и распространенности его артефактов, аналогов;
— изменение смысловых, художественных и символических характеристик форм и связей между объектами дизайна может привести к реинтерпретации культурной формы дизайна в область иных смежных направлений творчества (художественные промыслы, ремесла, декоративно-прикладное искусство, оформительское искусство, реклама и др.).
В диссертации делается вывод о том, что дизайн как динамичный феномен в своем развитии подвержен специфическим и нормативным формам организации, регуляции и интеграции, и на этих основаниях объективируется через культурогенез, культурные трансформации, наследование традиций, реинтерпретацию смысловых и символических нагрузок, культурную диффузию. При этом он не теряет собственных признаков и культурных черт. По этим основаниям дизайн как художественно-проектное творчество объективно подпадает под определение культурной формы.
Автор показывает, что новые образы мира, культурные символы, смыслы, типы поведения и социокультурной коммуникации на уровне диалога культур требуют взвешенной ответной реакции дизайна, которая может строиться с учетом:
— пересмотра исходной концептуальной модели дизайна собственной цивилизации и выявления компонентов, которые следует сохранить и обогащать, за счет культуры центральной цивилизации, или отвергать;
— сопоставления возможностей «родовых» проектных дизайнерских технологий с экспансируемыми внешними технологиями;
— выявления основных онтологических взглядов на взаимоотношения социального, культурного, экономического компонентов в дизайне, в представлениях санкционирующей элиты и укорененности массовой культуры;
— соизмерения адаптационных и конструктивных реакций дизайна и способов его приспособления к изменяющимся условиям процесса глобализации.
В данном исследовании проанализированы научные концепции, в их числе: «красота и польза», «искусство и техника», «дизайн и жизнь» и др., раскрывающие созданный дизайнером предмет как оформляемое в процессе труда «природное тело», имеющее свою морфологическую, пространственную организацию и как общественно-человеческую, утилитарную, культурную эстетическую значимость, полезность и ценность. В результате этого совокупности произведений дизайна, относящихся к материально-пространственной организации вещного мира, образуют своеобразное «морфологическое поле», совокупность общественно-ценностных элементов — «аксиологическое поле» .
Существенное значение имеет теоретический посыл автора, устанавливающий природу взаимодействия дизайнера с предметом, как комплекса социально-культурных, ценностных взаимоотношений между человеком и предметом, который закладывается уже на этапе его создания, с ориентацией на его общекультурную значимость человека как субъекта культурной деятельности.
В диссертации показано, что дизайн и дизайн-творчество выступает самостоятельной и самодостаточной культурной формой лишь после того, как материально-предметный компонент окружающего мира превращается в феномен — пространственной среды смыслов и значений человека. Иными словами, после того как внешняя форма обретают смысл во внутреннем содержании, многомерность становится многосмысленностью.
В диссертации раскрываются адаптирующие действия дизайна в предметно-пространственной среде. Они становятся социализируемыми, когда получают естественную языковую обработку в виде: сигнификации — знаковое кодирование реальностиноминации — приведение в соответствие объектов мираэкспликации — введение смыслов, значений предметовгенерализации — абстрагирование и экстрагирование существенных признаков и связейкатегоризации — понятийное членение, таксонировании действительности на основе информационных структур, идеальных универсалий.
В процессе анализа аксиологических оснований дизайна, проведенного во второй главе диссертации, было показано, что важнейшим аспектом аксиологического основания дизайна выступают утилитарно-символические ценности, которые не только определяют качества любых предметов, но и входят в характеристику социального функционирования, культурно-ценностного регулирования, являются ценностной универсалией дизайна, занимающей особое место в современной культуре.
Исследование сравнительных концепций ценностей показало, что множественность равноправных ценностных систем становится базовым основанием для утверждения идеи соотнесенности содержания и иерархической структуры ценностей с конкретной культурой, объективированной собственной универсальной системой ценностей. Следовательно, ценности как регулятивные образования имеют особый характер в разных культурах.
Диссертант показывает, что регулятивные образования, нормативные и ценностные структуры дизайна и соответствующие им ценности, в основном, сохраняют неизменность своих сущностных характеристик, но могут переноситься с одного культурного материала на другой, с одной проектной модели на другую. Культурные ценности и нормы, функционирующие внутри дизайна, детерминируют деятельность и взаимодействие дизайнеров как профессионалов, а внешняя ориентированность находит отражение в культурно-ценностном нормировании отношений между результатами дизайнерской деятельности и широким культурным внешним контекстом жизнедеятельности.