Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспроизводство культурных ценностей в системе современного российского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. В работе рассмотрен вопрос о соотношении различных видов культурных ценностей в современном российском обществе и механизмов их воспроизводства, а также проведен анализ роли системы образования в процессе культурного воспроизводства. Определены основные направления и разработаны предложения по совершенствованию государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания философско-культурологического исследования процессов культурного воспроизводства
    • 1. 1. Воспроизводство культуры как проблема современного социогуманитарного знания
    • 1. 2. Основные виды культурных ценностей и их соотношение в современной России
    • 1. 3. Социокультурные каналы трансляции и воспроизводства ценностей
  • Глава 2. Российское образование в постсоветский период как сфера воспроизводства культурных ценностей
    • 2. 1. Пути и способы воспроизводства культурных ценностей в системе российского образования: история и современность
    • 2. 2. Тенденции изменения воспроизводства ценностей через систему российского образования в процессе ее реформирования

Воспроизводство культурных ценностей в системе современного российского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наша страна переживает не самые легкие времена, характеризующиеся глубоким кризисом культурной самоидентификации. Этому способствует масса объективных и субъективных причин. В переломный момент 1990;х гг., когда в сознании многих россиян произошла смена ценностных приоритетов, западные страны, воспользовавшись разрушением «железного занавеса», стали насаждать собственные далеко не самые высокие ценности гедонизма и потребительства, отказ от духовных ценностей. Наше государство не смогло противопоставить этому что-либо свое, обеспечить должное воспроизводство национальной культуры. В настоящее время на переломном этапе существования российской культуры особенно остро встает вопрос о сохранении и воспроизводстве национальной культурной идентичности, о социальных каналах и механизмах этого воспроизводства.

Степень сохранности этнической культуры в молодежной среде оценивалась специалистами через сохранность родного языка, культурных национальных традиций, целостности семейных межпоколенных связей. Все эти показатели очень низки среди русской молодежи, они ниже, чем у представителей молодежной среды других национальностей.

Несомненно, что столь пагубным явлениям необходимо что-то противопоставить. Необходимо принять срочные меры по сохранению и развитию национального самосознания молодежи, сохранению ценностей и норм родной культуры. О роли русской культуры в сохранении нашего государства и общества говорит премьер-министр РФ В. В. Путин в своем интервью «Независимой газете» от 23 января 2012 г.: «Самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.

Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования — наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история — естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур" [175].

Таким образом, представляется крайне важным прибегнуть к детальному рассмотрению возможностей системы современного российского образования воспроизводить ценности национальной и мировой культуры, передавать социальный и духовный опыт последующим поколениям.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема зарождения и развития культуры и культурного воспроизводства традиционно является одной из основных во многих областях социогуманитарного знания: в философии, культурологии, социологии, педагогике (Т. Гоббс, И. Кант, К. Маркс, Ж. Ж. Руссо, П. А. Сорокин, Дж. Дьюи, В.А. Сухомлинский).

Проблема природы ценностей отражена в работах В. Виндельбанда, В. Дильтея, О. Г. Дробницкого, Г. Когена, Р. Г. Лотце, К. Маркса, Г. Риккерта, П. А. Сорокина, А. Тойнби.

В отечественной философии культуры, культурологии и социологии одной из центральных проблем традиционно является проблема воспроизводства культуры, сохранения и передачи культурных ценностей и артефактов от поколения к поколению, места и роли культуры в обществе, соотношения культуры с другими сферами жизни людей, а также функций и трансформаций культуры (H.A. Бердяев, Г. П. Выжлецов, JI.H. Гумилев, Н. О. Лосский, B.C. Соловьев, И. И. Семененко, Т.А. Семилет).

Взаимосвязь культуры и социальных систем, их соотношение, воспроизводство культуры в социальных общностях отражены в работах П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Мертона и Т. Парсонса.

В настоящее время проблема соотношения культурного воспроизводства и культурогенеза рассматривается в работах А. Б. Агаркова, М. С. Кагана, И. Ф. Кефели, А. П. Садохина, A.B. Шнирельмана, А. П. Окладникова, B.C. Бочкарева, В. М. Массона, A.B. Кияшко, А. Я. Флиера, И. Л. Когана, С. М. Оленева и др.

Проблема культурного воспроизводства посредством института образования, изучение различных способов и механизмов осуществления данного процесса представлены в работах как зарубежных (Д. Белл, П. Бурдье), так и отечественных мыслителей (С.А. Ан, Т. С. Георгиева, Б. С. Гершунский, В. И. Матис, А. И. Субетто, П. Г. Щедровицкий, А, Я. Флиер и др.).

Исследования образования традиционно играют важную роль в гуманитарных отраслях науки. Анализ социальных аспектов образования, ориентации и поведения молодежи в этой сфере осуществлялся в работах И.В. Бестужева-Лады, В. В. Водзинской, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевича, М. Х. Титмы, Ф. Р. Филиппова и других ученых.

Социальные перемены 1980;х-90-х гг., повлекшие за собой кризис отечественной науки, привели к заметному сокращению исследований сферы образования. Однако в последние годы вновь наблюдается подъем интереса ученых к этой проблематике в связи с ее несомненной актуальностью. Среди них Ф. Г. Зиятдинова, B.C. Махун, В. Я. Нечаев, A.A. Овсянников, B.C. Собкин, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги и другие. Влияние социальных изменений в России на поведение молодежи в сфере образования, на ее ценностные ориентации исследуется в работах С. А. Баклушинского, Е. П. Белинской, Ю. А. Зубок, В. М. Слуцкого и других.

Несмотря на подробный философский анализ отдельных проблем культурного воспроизводства, почти не представлено комплексное изучение этого процесса в его динамике, а также слабо изучен процесс воспроизводства различных видов ценностей.

Объект: процесс воспроизводства культурных ценностей в современной России.

Предмет: особенности воспроизводства различных видов культурных ценностей в системе современного российского образования.

Цель работы: выявление тенденций и особенностей культурного воспроизводства в современном российском обществе посредством системы современного российского образования.

Задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблемы воспроизводства культуры, представленные в социогуманитарном знании, выявить возможности их использования для изучения процесса культурного воспроизводства в современной России.

2. Вычленить основные виды культурных ценностей современного российского общества с точки зрения их воспроизводства в социокультурных условиях пореформенной России.

3. Определить социокультурные каналы трансляции различных видов ценностей на современном этапе.

4. Выделить наиболее важные пути и способы воспроизводства ценностей в системе образования.

5. Выявить ведущие тенденции воспроизводства культуры через систему российского образования в процессе ее реформирования.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются идеи отечественных и зарубежных авторов по аксиологии, философии культуры и образования, а именно идеи Р. Г. Лотце о характере и природе ценностей, их сущности, месте и роли в жизни культурыпринципы первоосновного значения духовных ценностей в изучении и понимании мира, выдвинутые В. Виндельбандом, Г. Риккертом, Г. Когеномидеи соотношения культуры и цивилизации, разработанные Н. А. Бердяевым, А. Тойнби и П. А. Сорокиным, а также труды неославянофилов, в частности Н. Я. Данилевского, описавшего соотношение общечеловеческой и всечеловеческой культуры.

Изучение механизмов воспроизводства культуры в социальных системах основано на системном и структурно-функциональном подходе, который представлен в трудах Т. Парсонса и Р. Мертона.

Ряд аспектов диссертационного исследования восходит к трудам классиков философии и социологии образования. Такие важные проблемы, как взаимосвязь образования с другими социальными сферами и обществом в целом и, следовательно, обусловленность трансформаций сферы образования общественными изменениями, занимали особое место в работах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина. В трудах данных авторов разрабатывается аксиологический подход к исследованию культуры.

Приоритет институционального подхода как конкретного проявления структурно-функциональной методологии в изучении механизмов культурного воспроизводства представлен в трудах Д. Белла, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, О. Конта, Дж. Ритцера, Э. Тоффлера. Мы широко используем этот подход при рассмотрении путей и механизмов воспроизводства ценностей в современном российском обществе.

Проблема культурного воспроизводства и сохранения социокультурных систем рассматривается в рамках теории культурвитализма.

Т.А. Семилет, Е.А. Попов). Исследуя процесс культурного воспроизводства, мы руководствуемся принципом культуроцентричности, который концептуально связан с культурвитализмом. Он позволяет оценить сущность и характер транслируемых ценностей, а также увидеть тенденции их воспроизводства в современном обществе, в том числе в системе образования.

Решение поставленных в исследовании задач связано также с применением методологических принципов историзма, детерминизма и гуманизма.

Методы исследования.

Философские методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному, системно-философский анализ, метод отнесения к ценности.

Общелогические: дедуктивный, индуктивный методы.

Общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение, идеализация, научная аналогия, обобщение, описание, объяснение.

При проведении конкретного социологического исследования были использованы следующие методы сбора информации: анкетирование, интервью, анализ документов и текстов, вторичный анализ статистических материалов, экспертный опрос, включенное наблюдение.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована целесообразность междисциплинарного исследования культурного воспроизводства посредством синтеза аксиологического, системного и структурногфункционального подходов.

2. Выявлены основные стратегические направления культурного воспроизводства в современном российском обществе, а именно воспроизводство русских, мировых, советских и глобальных ценностейпоказан характер их соотношения.

3. Определены место и роль различных социокультурных каналов воспроизводства ценностей в современном российском обществе.

4. Выделены структурные элементы системы образования, задействованные в процессе культурного воспроизводства, показаны их соотношение и взаимодействие.

5. Выявлены тенденции изменения в трансляции культурных ценностей через систему российского образования в последние годы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Для анализа культурного воспроизводства методологически целесообразно сочетание по принципу взаимной дополнительности аксиологического, структурно-функционального и системного подходов. При этом сущностный анализ культурного воспроизводства проводится с позиции аксиологического подхода, а для изучения факторов, механизмов и тенденций данного процесса используются структурно-функциональный и системный подходы.

2. Ценностное ядро культуры нашего общества представлено русскими ценностями, которые традиционно тесно связаны с ценностями мировой культуры. Благодаря этой связи поддерживается процесс культурного воспроизводства. В последнее время ценностное ядро российской культуры подвергается воздействию глобальных ценностей, в результате чего происходит ценностно-смысловая редукция всей культурной системы, подрываются основы сохранения и воспроизводства культурной идентичности российского общества.

3. В процессе культурного воспроизводства современного российского общества задействованы такие социокультурные каналы воспроизводства ценностей, как образование, семья, СМИ, государство, религия и церковь. Однако их функционирование характеризуется отсутствием единой стратегии, рассогласованностью и неэффективностью.

4. Принцип культуроцентричности в системе современного российского образования оптимизирует процесс культурного воспроизводства и способствует сохранению ценностного ядра культуры.

5. За последние годы в системе российского образования изменилась структура трансляции всех видов ценностей и норм культуры. На первый план выступает трансляция ценностей и норм глобальной культуры. Это является следствием длительного отказа от воспроизводства традиционных национальных ценностей, что, в свою очередь, усложняет приобщение к ценностям мировой культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. В работе рассмотрен вопрос о соотношении различных видов культурных ценностей в современном российском обществе и механизмов их воспроизводства, а также проведен анализ роли системы образования в процессе культурного воспроизводства. Определены основные направления и разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в сфере культуры и образования с точки зрения культурного воспроизводства, а также наиболее эффективному использованию таких каналов культурного воспроизводства, как СМИ и образование. Результаты исследования были внедрены в практику преподавания на социологическом факультете АлтГУ, они также могут применяться для изучения системы образования с точки зрения тенденций сохранения различных видов культурных ценностей. Материалы исследования могут быть включены в содержание учебных курсов «Философия культуры», «Философия образования», «Социология образования», «Социология культуры» и «Социология молодежи», которые читаются в Алтайском государственном университете.

Апробация работы была проведена на всероссийских и региональных конференциях: Всероссийский конкурс молодых ученых на базе РАО и ПАНИ при поддержке Попечительского совета (Москва, 2003 г.), Общероссийская студенческая конференция на факультете социологии МГУ (Москва, 2004 г.), Региональная конференция «Социология в современном мире: Наука. Образование. Творчество» (Барнаул, 2010 г.), а также на.

I | I аспирантских методологических семинарах на кафедре общей социологии АлтГУ.

По теме диссертации опубликованы статьи в научных журналах и сборниках научно-практических конференций общим объемом 3,27 п.л., в том числе одна публикация в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание изложено на 132 страницах. Библиографический список включает 258 наименований работ.

Основные выводы:

1. Из полученных данных видно, что уровень трансляции всех типов ценностей и норм в системе образования снижается с течением времени.

2. Изменилась структура соотношения трансляции всех видов ценностей в системе образования. Одним из основных изменений является возрастание трансляции ценностей и норм глобальной культуры. Воспроизводство глобальных ценностей происходит в связи с длительным отказом от традиционных национальных ценностей, которые непосредственно связаны с ценностями мировой культуры, воспроизводство которых также снижается. Таким образом, на смену конкретно-всеобщих ценностей, наполненных конкретным содержанием и личностным смыслом, приходят ценности абстрактно-всеобщие, личностно не осознаваемые и потому слабо интериоризируемые.

3. Следствием слабой трансляции ценностей и норм в вузе является то, что система высшего образования плохо справляется с функцией культурного воспроизводства, т. е. студенты слабо интериоризируют ценности посредством системы современного российского образования.

Заключение

.

Проблема культурного воспроизводства в современном российском обществе является комплексной. В связи со сложностью и многоликостью культуры наиболее адекватными методологическими основаниями изучения процессов культурного воспроизводства в обществе, с нашей точки зрения, являются аксиологический и институциональный подходы, которые позволяют определить, с одной стороны, содержательный ценностный аспект процесса культурного воспроизводства, а с другой — выявить и изучить социокультурные механизмы (в том числе институциональные) его осуществления.

С точки зрения дальнейшего социокультурного развития, современное российское общество находится на этапе аксиологического выбора, и его культура содержит ценности и нормы мировой, русской, советской и глобальной культуры. По нашему мнению, наиболее оптимальным для сохранения целостности и нормального функционирования современного российского общества в основу ценностного ядра культуры должны быть положены ценности и нормы мировой и русской культуры. Но в данный период наблюдаются трансформации всех социокультурных процессов в сторону глобализации и вестернизации, что отрицательно сказывается на процессе культурного воспроизводства.

Рассматривая культуру с точки зрения воспроизводства ценностей и норм на социетальном уровне, особое внимание целесообразно уделить системе образования. В настоящее время образование в России в основном опирается на ценности мировой культуры, а также глобализирующегося мира, а именно — современного американского и западноевропейского общества — и воспроизводит их. Кроме того, не может не бросаться в глаза эклектичность методологических оснований образования, что, с нашей точки зрения, отрицательно сказывается на трансляции ценностей и норм и их интериоризации.

Система высшего образования обладает методологией и инструментарием культурного воспроизводства и может стать одним из основных каналов инкультурации детей, окончивших общеобразовательные учебные заведения в период полной их деидеологизации и в условиях культурного и ценностного вакуума. К сожалению, можно говорить о том, что система современного высшего образования не справляется с поставленной перед ней задачей. Это подтверждают данные эмпирического исследования системы высшего образования с точки зрения трансляции ценностей культуры.

В связи со всем выше отмеченным целесообразно дать следующие рекомендации:

1. Необходимо акцентировать внимание на роли социокультурных каналов подсистемы общества, таких как государство, семья, церковь, СМИ и образование в процессе формирования ценностей и норм новых поколений.

2. Подвергнуть детальному анализу содержание и организацию деятельности данных каналов с точки зрения систематизации и выработки комплексной программы по усилению культурного воспроизводства, что будет способствовать формированию нового культурного ядра российского общества.

3. Проанализировать функционирование системы образования и согласовать ее элементы с точки зрения воспроизводства ценностей и норм.

4. Учитывать возможность не только целенаправленной, но и стихийной инкультурации для культурного воспроизводства.

Безусловно, проблема культурного воспроизводства, заявленная в данном исследовании, имеет перспективы последующего развития. В дальнейшем планируется изучение иных каналов культурного воспроизводства подсистемы общества с точки зрения их аксиологического содержания и степени участия в культурном воспроизводстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании Текст.: федеральный закон от 22.08.1996 № 125 ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. -№ 30 — Ст. 1797.
  2. Об образовании Текст.: федеральный закон от 10.07.1992 № 3266−1 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 35, — Ст. 4135.
  3. , B.C. Тесты в социологическом исследовании Текст. / B.C. Аванесов. М.: Наука, 1982. -197 с.
  4. , Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество Текст. / Дж. Александер // Социология на пороге XXI века. М., 1998. — С. 231−249.
  5. , А., Лебедева М. Интернет рождение новой реальности Текст. / А. Алексеева, М. Лебедева. — М.: Мысль, 2007. — 208 с.
  6. , В. В. Государственное и частное образование: мировой опыт и российские реалии. Текст. / В. В. Алтунина // Высшее образование сегодня. М., 2011. — № 4. — С. 8−10.
  7. Ан, С. А. Константы духовного преобразования Текст. / С. А. Ан. -Барнаул, 2003. 130 с.
  8. Антология исследований культуры Текст. / отв. ред. Л. А. Мостова. -СПб, 1997.-728 с.
  9. Ю.Аппадурай, А. Модернизация как процесс: культурные предпосылки глобализации Текст. / А. Аппадурай. М., 1996. — 230 с.
  10. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности Текст. / Э.А. Араб-Оглы // Российская политическая наука. -М., 2008.-Т.4.-С. 51−54.
  11. , Я.У. Социология образования в России и СССР Текст. / Я. У. Астафьев // Социально-политический журнал. 1996. — № 3. — С. 37−42.
  12. З.Афанасьев, В. В. Современная неогуманитарная футурология Текст. / В. В. Афанасьев. Барнаул, 1995. — 130 с.
  13. , Е.М. Прикладная социология Текст. / Е. М. Бабасов. Минск: ТетраСистемс, 2000. — 496 с.
  14. , В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние Текст. / В. И. Байденко. М., 1998. — 249 с.
  15. , Е.Ш. Школа в российском обществе 1917−1927 гг. Становление «нового человека» Текст. / Е. Ш. Балашов. СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2003. — 117 с.
  16. П.Барышникова, Н. Г. Принцип преемственности как фактор повышения эффективности обучения в школе и вузе Текст. / Н. Г. Барышникова // Технологии мониторинга качества высшего образования в регионе. -Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1999. Б. о.
  17. , H.A. Воля к жизни и воля к культуре Текст. / H.A. Бердяев // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
  18. , H.A. Типы религиозной мысли в России. Собрание сочинений Текст. / H.A. Бердяев. Париж: YMCA-Press, 1989. — 714 с.
  19. , М.Н. Состояние и перспективы гуманитарного образования Текст. / М. Н. Берулова. М., 1990. — 230 с.
  20. Бестужев-Лада, И. В. Россия накануне XXI века 1904 -2004: от колоса к коллапсу и обратно Текст. / И.В. Бестужев-Лада. М., 1997. — 228 с.
  21. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1996. — № 1. — Б. о.
  22. , И.И. О здравом смысле и задачах образования: уроки Бергсона Текст. / И. И. Блауберг // Философские науки. 2011. — № 3.- С. 48 64
  23. , Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Культурная революция, Республика, 2006. — 269 с.
  24. , Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика Текст. / Ж. Бодрийяр // Альманах российско-французского центра социологии и философии института социологии российской академии наук. СПб.: Алетейя, 1999. — С. 193−226.
  25. , П. Стратегия воспроизводства и способы господства Текст. // П. Бурдье Социология социального пространства /пер. с фр., общ. ред. Н. А. Шматко. СПб — М., 2005. — С. 97−121.
  26. , М.Г. Стандартизованное интервью: проблемы организации Текст. / М. Г. Бурлуцкая // Социологические исследования. 1997. -№ 10.-С. 131−137.
  27. , А.П. Менталитет россиян и евразийство Текст. / А. П. Бутенко, Ю. В. Колиснеченко // Социологические исследования. 1996. -№ 5. — С. 92−102.
  28. , И.А. Стандартизованное интервью и новые технологии Текст. / И. А. Бутенко // Социологические исследования. 1997. -№ 11.-С. 100−106.
  29. , C.B. Образование и здоровье Текст. / C.B. Быков // Социологические исследования. -2000. -№ 1. С. 125−129.
  30. , В.А. Этнопедагогика русских Текст. / В. А. Бакаев. Барнаул, 2001.-18 с.
  31. , А.П. Моральная регуляция поведения личности Текст. / А. П. Вардомацкий. Минск: Наука и техника, 1987. — 126 с.
  32. , Н.П. Ориентиры опережающего образования Текст. / Н. П. Ващекин // Социологические исследования. -2000. № 5. — С. 90−97.
  33. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. M.: Просвещение, 1990 — 552 с.
  34. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. M.: Прогресс, 1990.-808 с. 1. J * !
  35. , Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью Текст. / Н. В. Веселкова // Социология: 4M. 1995. — № 5−6. -С. 28—48.
  36. , Н.В. Полуформализованное интервью Текст. / Н. В. Веселкова // Социологический журнал. 1994. — № 3. — С. 103−110.
  37. , П.А. Система образования в европейских странах СЭВ: экономические и социальные проблемы Текст. / П. А. Владиславлев. -М., 1989.-131 с.
  38. , C.B. Образование XXI века. Каким ему быть? Текст. / C.B. Власова // Общественные науки и современность. 1999. — № 2. — С. 190−192.
  39. , Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? Текст. / Г. Г. Воробьев. М., 1993.-189 с.
  40. , Б.Л. Развитие образования в современном мире Текст. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 107−113.
  41. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М., 1999.-533 с.
  42. , А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран Текст. / А. И. Галаган // Социо-гуманитарное знание. 1999. — № 3. -С. 186−205.
  43. , Г. В. Философская пропедевтика Текст. В. 2 т. Т. 2 / Г. В. Гегель. -М., 1971.-320 с.
  44. , А. О системной антропологии Текст. / А. Гелен // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 630 с.
  45. , Т.С. Высшая школа США на современном этапе Текст. / Т. С. Георгиева. М., 1989. — 68 с.
  46. , Т.С. История Русской культуры Текст. / Т. С. Георгиева. -М., 1999.-57 с.
  47. , Т.О. Образование как сфера культуры Текст. / Т. С. Георгиева. М, 1992. — 68 с.
  48. , Б.С. Научи меня ментальности Текст. / Б. С. Гершунский // Открытая политика. 1997. -№ 1. — С. 43−49.
  49. , Б.С. Методологические проблемы стандартизации в образовании Текст. / Б. С. Гершунский, В. М. Березовский // Педагогика. 1993. -№ 1. — С. 27−32.
  50. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. М., 1998. — 605 с.
  51. , Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
  52. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Текст.: сб. / сост. Л. И. Василенко. М., 1990. — 456 с.
  53. , М. Закон отрицательного отбора Текст. / М. Глобачев // Новое время. 2003. — № 4. — С. 5−7.
  54. , М.К. Российское общество в условиях трансформации. Мифы и реальность (социологический анализ). 1992−2002 гг. Текст. / М. К. Горшков. М., 2003. — 510 с.
  55. , С.И. Жизненные силы славянских народов: теоретико -методологические основы качественного социологического анализа Текст. / С. И. Григорьев // Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001. — Б.о.
  56. , С.И. Социологическая концепция жизненных сил человека: контекст развития социальной культуры на пороге XXI века Текст. / С. И. Григорьев // Социология на пороге XXI века. М., 1999. — Б.о.
  57. , С.И. Начала современной социологии Текст.: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов. М., 1996. — 248 с.
  58. , С.И. Основы неклассической социологии. Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX XXI веков Текст. / С. И. Григорьев, А. И. Суббето. — Барнаул: Изд-во АРНЦ РАО, 2000.-208 с.
  59. , Б.А. Мнения о мире и мир мнений Текст. / Б. А. Грушин. -М., 2011.-542 с.
  60. , A.B. Русская идея как современная проблема Текст. / A.B. Гулыга // Самосознание россиян: Антология / РАН ИНИОН — гл. ред. И. Л. Галинская. М., 2000. — 270 с.
  61. , Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: ООО Изд-во «ACT МОСКВА», 2000. — 320 с.
  62. , М.А. Влияние интернета на человека Текст. / М. А. Гуриева // Мир Интернет. 1996. — № 2 — С. 3−5.
  63. , А. А. Анализ одномерных частотных распределений в социологии Текст. / А. А. Давыдов // Социологические исследования. -1995.-№ 5.-С. 95−97.
  64. , Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому Текст. 6 изд. — СПб., 1995. — 564 с.
  65. , A.B. Региональный компонент содержания образования / A.B. Даринский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 18−20.
  66. , И.Ф. Методы социологического исследования Текст. / И. Ф. Девятко. М.: КДУ, 2003. — 296 с.
  67. , В. И. Разработка модели компетентностно-целевого управления образовательным процессом Текст. / В. И. Дровянников // Вестник СГЭУ. 2008. — № 11. — С. 22−26.
  68. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов Текст. / JI.H. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротаева и др. М.: Мысль, 1996. — 382 с.
  69. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. О. Дюркгейм — пер. с фр. А. Б. Гофмана — примечания В. В. Сапова. М.: Канон, 1996.-432 с.
  70. , C.B. Основные тенденции развития современной культуры Текст. / C.B. Ерохин // Социальная политика и социология: междисциплинарный науч.-практич. журнал. 2009. — № 1. — С. 213 223.
  71. , И. Как повысить качество вузовского образования в России? Текст. / И. Ефимова // Российское предпринимательство. 2011. — № 5 (I). — С.151 — 154.
  72. , A.B. Принципы государственной политики в сфере образования Текст. / A.B. Жедрин // Право и образование. 2004. — № 2.-С. 103−109.77.3имин, А. И. Социология образования: вопросы остаются Текст. / А.И.
  73. Зимин // Социологические исследования. 1994. -№ 3. — С. 102−108. 78.3иммель, Г. Избранное. В 2 т. Т. 1: Философия куьтуры Текст. / Г.
  74. . М. : Юрист, 1996. — 671 с. 79.3иновьев, A.A. Запад. Феномен западнизма Текст. / A.A. Зиновьев. -М.: Центрополиграф, 1995.-461 с. 80.3инченко, В.П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. -1997. № 5. — С. 14−23.
  75. , A.A. Этнонационализм: основные концепции современной американской социологии Текст. / A.A. Знаменский // Социологические исследования. 1992. — № 12. — С. 119−120.
  76. , A.B. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы Текст.: монография / A.B. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — 240 с.
  77. , Т.В. Менталитет, культура, искусство Текст. / Т. В. Иванова // Общественные науки и современность. 2002. — № 6. — С. 168−177.
  78. , В.В. История философии Текст. / В. В. Ильин. СПб.: Питер, 2003.-732 с.
  79. , В.В. Социальное неравенство Текст. / В. В. Ильин. М., 2000. -280 с.
  80. , И.А. «О русской идее» / И. А. Ильин // Российская государственность Электронный ресурс. Электрон, дан. — 2004. -Заглавие с экрана. — Режим доступа: http://gosudarstvo.voskres.ru/ilin/5.htm
  81. , Л.Г. Культура на переломе Текст. / Л. Г. Ионин // Социологические исследования. -1995. № 2. — С. 41−48.
  82. , Л.Г. Социология культуры Текст. / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996.-280 с.
  83. , P.A. Национально-культурное возрождение глазами учителя Текст. / P.A. Исламшин // Социологические исследования. -1998.-№ 11.-С. 80−84.
  84. История философии: Запад-Россия-Восток Текст.: В 4 т. / под ред. И. Мотрошиловой. М., 1996. — Т. 1. — 480 с.
  85. , М.С. Введение в историю мировой культуры Текст. / М. С. Каган. СПб., 2003. — 383 с.
  86. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. Спб., 1997.-205 с.
  87. , А. К. Методика оценки зависимости потребительского спроса на услуги высшей школы от различных факторов Текст. / А. К. Кайдашова // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. -2010. № 4. — С.338 — 349.
  88. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1994. — 268 с.
  89. , И. О педагогике Текст.: трактаты и письма / И. Кант. М., 1980. -571 с.
  90. , Э.А. Социология XX века Текст. / Э. А. Капитонов. М., 1996.-596 с.
  91. , O.A. Социология символа Текст. / O.A. Кармадонов. -М., 2004.-352 с.
  92. , С. Исследовательское интервью Текст. / С. Квале. М.: Смысл, 2003. -301 с.
  93. , М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа Текст. / М. А. Клупт // Социологические исследования. 2003. — № 12. -С. 108−117.
  94. , Е. М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях Текст. / Е. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг. М., 1999. -384 с.
  95. , О.Н. О методах анализа социокультурных явлений Текст. / О. Н. Козлов // Социологические исследования. 1993. -№ 11. -С. 138−146.
  96. , В.П. Жизненный опыт и овладение культурой Текст. // Самосознание россиян: Антология / РАН ИНИОН- Центр гуманитарных научно-информационных исследований — Отделение культурологи — ред. И. Л. Галинская. М.: ИНИОН, 2000. — 268 С.
  97. , О.Н. Преподаватель как основной компонент внутренней среды вуза культуры Текст. / О. Н. Кокойкина // Научные и технические библиотеки. 2011. — № 3. — С. 85 — 91.
  98. , Л.Ф. Стратегия образования в интересах безопасности страны Текст. / Л. Ф. Колесников // Педагогика. 1999. -№ 5.-С. 3−7.
  99. Концепция непрерывного образования Текст.: проект. М., 1998.-26 с.
  100. Концепция развития образования до 2012 г. М., 2002. — 38 с.
  101. Коран Текст. / пер. И. Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-544 с.
  102. , В.Г. Анализ связи номинальных признаков Текст. /
  103. B, Г. Коростелев // Социологические исследования. 1991. — № 1. — С. 90−94.
  104. Коростелева, О. Т, Гуманитарный методологический потенциал витализма в социологии Текст. / О. Т. Коростелева // Социологический витализм: новые направления развития: сборник научных статей / ред.
  105. C.И. Григорьев, О. Т. Коростелева. М.- Барнаул: Изд-во ООО «Азбука», 2006. — 185 с.
  106. , А.И. Социология Текст.: учеб. пособие / А. И. Кравченко. Екатеринбург, 1998. — 384 с.
  107. , О.В. Основные направления эффективной организации заработной платы в учреждениях высшего профессионального образования Текст. / О. В. Кубанцева // Веккачества. 2010. — № 1. — С. 16 — 18.
  108. , С.А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания Текст. / С. А. Кудрина // Социологические исследования. -2010.-№ 1.-С. 37−46.
  109. , В.И. Современная западная социология Текст. / В. И. Курбатов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-416 с.
  110. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  111. , Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов Текст. / Н. И. Лапин // Социологические исследования. -2010. -№ 1. С. 28−36.
  112. , Н.В. Чему учит сказка? (О российской ментальности) Текст. / Н. В. Латова // Общественные науки и современность. 2002. -№ 2.-С. 180−191.
  113. , Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию Текст.: учеб. пособие / Н. Лебедева. М.: «Ключ — С», 1999.-268 с.
  114. , В.К. Социополитическая динамика российского общества: (2000 2006) Текст. / В. К. Левашов. — М.: Academia, 2007. -520 с.
  115. , Р. Личность. Культура. Общество Текст. / Р. Линтон // Личность. Культура. Общество. 2001. — Т. 3, Вып. 1. — 374 С.
  116. , H.O. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский. М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.
  117. , М.А. История педагогики и образования Текст. / М. А. Мазалова, Т. В. Уракова. М: Высшее образование, 2006. — 398 с.
  118. , З.А. Современная школа и педагогика в капиталистических странах Текст. / З. А. Малькова. М., 1975. — 263 с.
  119. , З.А. Школа и педагогика за рубежом Текст. / З. А. Малькова. -М., 1983. 191 с.
  120. , К. Морализирующая критика и критизирующая мораль Текст. / К. Маркс // К. Маркс Собрание сочинений [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1955. — Т. 4. — С. 306−314.
  121. , Дж. Социология Текст. / Дж. Масионис. 9-е изд. -СПб.: Питер, 2004. — 752 с.
  122. , Е.В. Метод интегрирования концепций экспертов Текст. / Е. В. Масленников. М.: Наука, 1992. — 470 с.
  123. , Е.В. Экспертное знание: интегративный подход и его приложение в социологическом исследовании Текст. / Е. В. Масленников. М.: Наука, 2001. — 228 с.
  124. , С.Н. Рефлексивная модель экспертного опроса Текст. / С. Н. Маслов // Социологические исследования. 1994. — № 1. — С. 8086.
  125. Математические методы в социологическом исследовании Текст. / H.H. Моисеев, Ю. Н. Гаврилец, Б. Н. Битинас и др. М.: Наука, 1981.-334 с.
  126. Материалы. XXI съезд коммунистической партии Советского Союза Текст. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. -№ 7. -Ст. 202.
  127. , В.И. Социология образования и формирование личности Текст. / В. И. Матис — БГПУ. Барнаул, 1994. — 181 с.
  128. , Е.И. Особенности развития системы российского образования Текст. / Е. И. Медведева // Народонаселение. 2011.-№ 2.- С. 62 75.
  129. , Р. Явные и латентные функции Текст. / Р. Мертон // Структурно-функциональный анализ в социологии. — Вып. 1. М., 1968.-С. 143.
  130. Мид, Дж. Г. Личность. Культура. Общество. Текст. / Дж. Г. Мид- М, Т. 3, вып. 1. — 498 с.
  131. , Л.И. Социология культуры Текст. / Л. И. Михайлова.- М.: Гранд, 1999. 232 с.
  132. , Д. Д. Педагогическая психология: обучая -воспитываем, воспитывая обучаем: учеб. пособие Текст. / Д. Д. Мишина. — Новосибирск: НГУ, 2004. — 120 с.
  133. , А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль. М.: Прогресс, 1978.-405 с.
  134. , Л.П. Современные проблемы философии образования : науч. аналитический обзор Текст. / Л. П. Мордвинцева. -М.: ИНИОН, 1998.-66 с.
  135. , A.B. Социализация как социокультурное явление Текст. / A.B. Мудрик // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 1999. — № 4. — С 15−24.
  136. , В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии Текст. / В. Я. Нечаев // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. 2001. — № 3. — С. 3−21.
  137. , В.В. Наблюдение и эксперимент в социальной психологии Текст.: учеб. пособие / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2002.-103 с.
  138. , Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России Текст. / Н. Д. Никандров // Социально-политический журнал. 1997. -№ 2. — С. 149 160.
  139. , И. О понятии «общее образование» Текст. / И. Никоненко // Управление школой. 2001. — № 16. — С 8−17.
  140. Новая постиндустриальная волна на Западе Текст.: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 640 с.
  141. , В.Г. Европейский опыт модернизации образования и Россия Текст. / В. Г. Новиков // Современная Европа. 2009. — № 2. -С. 122 — 128.
  142. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа Текст.: [Репринт, изд.]. М.: Книга, 1990. — 366 с.
  143. , Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии Текст. / Э. Ноэль. М.: «Ава — Астра», 1993. — 272 с.
  144. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития Текст. / В. Г. Онушкин, З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон и др. — под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 245 с.
  145. , Е. В. Еще раз о национальных моделях образования и о новом прочтении исторических текстов Текст. / Е. В. Олесюк // Социально-гуманитарные знания. 2009. — № 6. — С. 305 — 320.
  146. , A.C. Болонский процесс в России и повышение мобильности образовательных процессов Текст. / A.C. Ольнева // Актуальные проблемы современной науки. 2011. — № 1. — С. 94 — 95.
  147. , Т.Е. Образовательная ситуация с точки зрения восприятия ценностей Текст. / Т. Е. Орлова // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. 1995. -№ 11. — С. 23−41.
  148. , Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию Текст. / Э. А. Орлова. М., 1994. — 185 с.
  149. , И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование. 2010. — № 6. — С. 182−188.
  150. , В.Л. Массовая информация и общественное мнение молодежи Текст. / В. Л. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1990. -288 с.
  151. , Т. Система современных обществ Текст. / Т. Паттерсон — пер, с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева — под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
  152. , C.B. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России Текст. / C.B. Патрушев, А. Д. Хлопин // Россия реформирующаяся: Ежегодник / отв. ред. Горшков. -Вып. 6. -М.: Ин-ут социологии РАН, 2007. 408 с.
  153. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци Текст.: монография / [сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский]. М.: Педагогика, 1987.-412 с." (I
  154. , В. Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании Текст.: дис. д-ра пед. наук / В. Д. Повзун. Сургут, 2005. — 387 с.
  155. , А.Н. Философия образования: проблемы противодействия Текст. / A.H. Поддьяков // Вопросы философии. -1999.-№ 8.-С. 119−128.
  156. , B.C. Феномен человека вчера и завтра Текст. / B.C. Поликарпов, В. А. Поликарпова. — Ростов-на-Дону, 1996. — 576 с.
  157. , Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе Текст. / Е. В. Поликарпова. Ростов-на-Дону, 2002.-322 с.
  158. , A.A. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур Текст.: дис. д-ра пед. наук / A.A. Полякова. Оренбург, 2002. — 482 с.
  159. Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов в системе непрерывного образования. Педагогические новации, технологии обучения и модель управления Текст.: материалы межрегиональной науч.-практич. конференции. Барнаул, 1996.-256 с.
  160. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре Текст. / под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003.-391 с.
  161. Проблемы формирования культуры и нравственности в современной системе образования и воспитания Текст. М., 1992. -176 С.148
  162. Прогнозирование развития школы и педагогической науки Текст. / под ред. М. Н. Скаткина, Г. В. Воробьева. М.: изд-во АН СССР, 1974.-Т. 2.-297 с.
  163. , В.В. Россия: национальный вопрос. / В. В Путин // Независимая газета Электронный ресурс. — Электрон, дан. Заглавие с экрана. — Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012−0123/1 national. html
  164. Рабочая книга социолога Текст. / под ред. и с предисл. Г. В. Осипова. -М.: Едиториал УРСС, 2003.-480 с.
  165. Рабле, Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль Текст.: [Роман] / Франсуа Рабле- [Пер. с фр. Н.М. Любимова- Вступ, ст. И.К. Стаф]. М.: ACT: НФ «Пушкин, б-ка», 2003. — 829 с.
  166. , Ю.Я. Методология и методика эмпирических социологических исследования Текст.: учеб. пособие / Ю. Я. Растов, H.A. Трофимова. Барнаул: Из-во АлтГУ, 1997. — Ч. 3. — 250 с.
  167. , И.М. Модель инновационного вуза в рамках реализации национального приоритетного проекта «Образование» Текст. / И. М. Растроворцев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. — № 10. — С. 23 — 26.
  168. , Е.А. Вертикаль «Школа Вуз»: взгляд снизу Текст. / Е. А. Рачевский // Управление школой. — 2000. — № 5. — С. 21−39.
  169. , Е.А. Двенадцать выводов. Текст. / Е. А. Раневский // 1 сентября. 2000. — 24 мая.
  170. Рекомендации о развитии образования взрослых Текст. // Социально-политический журнал. 1994 — № 4. — С. 9−14.
  171. Решение Всероссийского совещания работников образования об учреждении почетного звания «Народный учитель» Текст. // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 36.
  172. , Г. Науки о природе и науки о культуре : пер. с нем. Текст. / Г. Риккерт — общ. ред. предисл. А. Ф. Зотова — сост. А. П. Поляков, М. М. Беляева. М.: Республика, 1998. — 413 с.
  173. , Д. Одинокая толпа: исследование изменений американского характера Текст. / Д. Рисмен. М., 1950. — .458 с.
  174. , Дж. Современные социологические теории Текст. / Дж. Ритцер. -М. — Питер, 2002. 688 с.
  175. Российская ментальность: материалы круглого стола Текст. // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 25−53.
  176. Российский статистический ежегодник 2008: статистический сборник. -М.: Росстат, 2008. 847 с.
  177. , М.В. Этнический статус в молодежной среде Текст. / М. В. Савва, В. И. Чупров // Социологические исследования. 1992. — № 7.-С. 20−30.
  178. , С.Э. Создание эффективной системы управления высшими учебными заведениями Текст. / С. Э. Савзиханова // Экономический анализ: теория и практика. 2010. — № 13. — С. 34 — 39.
  179. , Е.С. Реформа професионального образования как пролог экономики знаний Текст. / Е. С. Савченко // Социальная политика и социология. 2011. — № 1. — С. 6 — 12.
  180. , С. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях Текст. / С. Садмен, Н. Брэдбери, Н. Шварцпер. — пер. с английского Д. М. Рогозина, М.В.rf 1 Л * *I
  181. Рассохиной — под ред. Г. С. Батыгина. М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2003. — 304 с.
  182. , Ю.Н. «Глазами народа» Текст. / Ю. Н. Селезнев. М., 1986.-352 с.
  183. , Т.А. Культурвитализм концепция жизненных сил культуры Текст.: Монография / Т. А. Семилет. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. — 144 с.
  184. , М.А. Управление формированием имиджа вуза и продажами образовательных услуг Текст. / М. А. Сиротина // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. — № 5. — с. 116 — 122.
  185. , О.Н. Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода Текст. / О. Н. Смолин // Свободная мысль-XXI. 2011. -№ 5. — С. 23 — 38.
  186. , О.Н. Образование и национальная безопасность Текст. / О. Н. Смолин // Свободная мысль. 1996. — № 11. — С. 75−82.
  187. , П.А. Заметки социолога. Больная Россия / П. А. Сорокин // Библиотека Якова Кротова Электронный ресурс. -Электрон, дан. Заглавие с экрана. — Режим доступа: http://krotov.info/libr min/18 s/or/okin 10. htm
  188. , П.А. Социокультурная динамика Текст. / П. А. Сорокин // П. А. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / П. А. Сорокин М., 1992. — С. 427−504.
  189. , Н.Д. Проблема взаимосвязи образования и социальной дифференциации в зарубежной социологии Текст. / Н. Д. Сорокина // Вестник МГУ. Сер. 18, Социология и политология. 2001. — № 2. — С. 122−134.
  190. , В.Л. Общее образование в советской России: первое десятилетие Текст. Ч. 1: (1917−1923 гг.): Лекции по истории советской культуры / В. Л. Соскин. Новосибирск, 1998. — 97 с. и «4 I
  191. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России Текст. / Ин-т этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 388 с.
  192. Социологический энциклопедический словарь Текст. / под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма, 2000. — 528 с.
  193. Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI векаТекст. / под ред. С. И. Григорьева. Барнаул: Изд-во АТУ, 1998. -284 с.
  194. Социально-политические аспекты согласия по вопросу развития России («круглый стол») // Социально-гуманитарные знания. 2011. -№ 4.-С. 110−148.
  195. , Г. А. Региональный опыт создания системы непрерывного образования «Школа Колледж — Вуз» Текст. / Г. А. Спицкая, Т. В. Дорофеева // Образование и социальное развитие региона.-2000.-Кг 1−2.-С. 110−115.
  196. Сравнение систем высшего образования и образовательная политика Текст. М., 1994. — 347 с.
  197. , Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения Текст. / Т. Г. Стефаненко // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. — С. 85−104.
  198. , А. Основы качественного исследования: ооснованная теория, процедуры и техники Текст. / А. Страус, Дж. Корбин — под ред. Т. С. Васильевой. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  199. , А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания Текст.: дис.. д.ф.н. в виде науч. докл. / А. И. Суббето. Н.-Новгород: ИГАСА, 1995. — 54 с.
  200. Суд над системой образования: стратегия на будущее Текст. / под ред. У. Д. Джонстона. М.: Педагогика, 1991. — 264 с.
  201. , Г. Г. Методология анализа данных в социологии Текст. / Г. Г. Татарова. М.: Стратегия, 1998. — 222 с.
  202. , Г. Г. Типология и этапы решения задач Текст. / Г. Г. Татарова // Социологические исследования. 1990. — № 1. — С. 106— 114.
  203. , А. Постижение истории Текст.: сб. / А. Тойнби. М., 2001.-640 с.
  204. , Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, измерение связей между номинальными признаками Текст. / Ю. Н. Толстова. М.: Научный мир, 2000. — 323 с.
  205. , Ю.Н. Измерения в социологии Текст. / Ю. Н. Толстова. М.: Институт Открытое общество, 1998. — 224 с.
  206. , Ю.Н. Математические методы в социологии Текст. / Ю. Н. Толстова // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 107−116.
  207. , Э. Шок будущего Текст.: пер. с англ. / Э. Тоффлер. -М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.
  208. Комитет по надзору и контролю в сфере образования Электронный ресурс. / Правительство Ульяновской области. Электрон, дан. -Ульяновск, 2010. — Загл. с экрана. — Режим доступа: http://comnic.ulgov.ru/actions/text/536.html.
  209. , К. Д. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / К.Д. Ушинский- Под ред. В.Я. Струминского- [Вступ, ст. В.Я. Струминского]. М.: Учпедгиз, 1953 —. — (Библиотека учителя). Т. 1: Вопросы воспитания: монография. — 1953. — 638 с.
  210. , E.H. Об основных формах контроля за нравственностью в российских СМИ Текст. / E.H. Утехина // Вестн. Санкт-Петербург, ун-та. 2009. — Вып. 1. Ч., II. — С. 147−155.
  211. , И. Преемственность уровней и ступеней образования средней и высшей школы Текст. / И. Федоров // Народное образование. 2ООО. — № 2. — С. 42−55.
  212. , Г. П. Святые древней Руси Текст. / Г. П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1990.-269 с.
  213. , Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты Текст. / Э. Феннето. СПб.: Питер, 2004. — 160 с.
  214. , С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность Текст. / С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин // Социологические исследования. 2005. — № 6. — С. 36−45.
  215. , Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность Текст. / Ф. Р. Филиппов. М., 1989. — 239 с.
  216. , Ф.Р. Социология образования Текст. / Ф. Р. Филиппов // Социологические исследования. -1994. № 8/9. — С. 62−70.
  217. Философский словарь Текст. / ред. И. Т. Фролова. М., 1987. -445 с.
  218. , А.Я. Культурогенез Текст. / А. Я. Флиер. М., 1995. -128 с.
  219. , О. Социологический метод Текст. / О. Хеллевик. М.: Весь мир, 2002. — 191 с.
  220. , Т.В. Штрихи к портрету JI. Кольберга Текст. / Т. В. Цырлина // Психологический журнал. 1992. — Т. 13, № 3. — С. 173−175.
  221. , Я.В. Лекции по исторической этнологии Текст. / Я. В. Чеснов. -М., 1998. 397 с.
  222. Чучин-Руссов, А. Е. Образование и культура Текст. / А.Е. Чучин-Руссов // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 9−18.
  223. , В.Д. Философия образования и образовательные политики Текст. / В. Д. Шадриков. М., 1993. — 156 с.
  224. , А. Высшее образование как важнейшая часть непрерывного образования Текст. / А. Шадрин, А. Проворов // Профессиональное образование в Сибири. 1997. — № 1. — С. 36−48.
  225. , Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования Текст. / Ф. Э. Шереги. -М.: Academia, 2001.-463 с.
  226. , Ф.Э. Основы прикладной социологии Текст. / Ф. Э. Шереги, М. К. Горшков. М.: Институт Открытое общество, 1996. -184 с.
  227. , Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект Текст. / Ф. Э. Шереги, В .Г, Харчева, В. В. Сериков. -М., 1997. -304 с.
  228. , Е.Б. Этнические стереотипы русских Текст. / Е. Б. Шестопал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко // Социологические исследования. 1999. -№ 4. — С. 62−70.
  229. , М.И. Черты национального характера: российский вариант Текст. / М. И. Шилова, Н. И. Малиновская // Педагогика. -2002-№ 8.-24−28.
  230. , О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. Минск, 2000.-1376 с.
  231. , П. Социология социальных изменений Текст. / П. Штомпка- под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  232. , О.В. Оценка инновационных процессов в образовании Текст. / О. В. Шушпанова // Через образование к культуре мира, взаимоотношений и устойчивому развитию. Новосибирск, 2000. — С. 49−62.
  233. , Г. П. Очерки по философии образования : статьи и лекции Текст. / Г. П. Щедравицкий. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. — 154 с.
  234. Экспертные оценки в социологических исследованиях Текст. / С. Б. Крымский, Б. Б. Шилин, В. И. Паниотто [и др.] - отв. ред. С. Б. Крымский — АН УССР. Институт Философии. Киев: Наукова думка, 1990.-320 с.
  235. , Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования Текст. В 2 т. Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / Н. Элиас. М.- СПб.: Университетская книга, 2001. — 330 с.
  236. , Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования Текст. В 2 т. Т. 2: Изменения в обществе. Проект теории цивилизации / Н. Элиас. М. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 380 с.
  237. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Издательство «Прогресс», 1996.-341 с.
  238. , А.О. Социокультурный процесс Текст. / А. О. Эфендиев // Основы социологии. 1994. — № 12. — С. 163−189.
  239. , A.B. Нравственное состояние современного российского общества Текст. / A.B. Юревич // Социологические исследования. -2009.-№ 10.-С. 70−79.
  240. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности Текст. / В. А. Ядов // Мир России. 1995. — № ¾. — С. 167−168.
  241. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. / В. А. Ядов. -М.: «Добросвет», 2001. 596 с.
  242. , A.A. Кризис культуры в русской истории Текст. / A.A. Яковлев // Вопросы гуманитарных наук. 2009. — № 2. — С. 369−371.
  243. , Р.Г. Личность, культура, общество: глобальные изменения на пороге третьего тысячелетия Текст. / Р. Г. Яновский // Личность. Культура. Общество. 1999. — Т. 1, Вып. 1. — № ½. — С. 3649.1. Скрипт (наблюдение №)
  244. К1. Оцените культуру и правильность речи лектора по следующим критериям:1. Ш. Жаргонизмы1. Н2. Сленг1. ДО. Неологизмы1. К4. Архаизмы
  245. К5. Нецензурные и браные слова и выражения
  246. Кб. Ошибочное употребление слов, выражений
  247. К7. Ошибки в произнесении и написании слов и выражений
  248. И8. Метафоричность, образность речи, использование русских пословиц, поговорок, прибауток, загадок и т. п.
  249. Ш2. Эмоциональность изложения, мимика, жесты
  250. Zl. Отметьте обращение лектора к ценностям и нормам мировой культуры. примечания, гипотезы, дополнения
  251. Отметьте обращение лектора к ценностям и нормам глобальной культуры.
  252. Отметьте обращение лектора к ценностям н нормам советской культуры.
  253. ТА. Отметьте обращение лектора к ценностям и нормам русской культуры.1. Карта наблюдения №
  254. НАБЛЮДАТЕЛЬ! не забывайте соблюдать правша «телеграфного столба"/ /НАБЛЮДАТЕЛЬ! Вопросы Е1-Е7 заполняются до/после процесса наблюдения/
  255. Е1. Наименование учебного предмета
  256. Е2. Возраст лектораЕЗ. Пол (фиксируется по внешним признакам): 1 Мужской 2 Женский
  257. Е4. Место работы, должность лектора,
  258. Е5. Стаж работы: 01 менее 1 года- 02 от1 доЗ лет- 03 от 4 до7- 04 от 8 до 11- 05 от 14 до 17 лет- Об более 18 лет Е6. Ученое званиеЕ7. Тематика научной работы
  259. VI. Опишите внешний вид преподавателя по следующим критериям. Указывайте тип и цвет всех деталей-01. Мужчина 02. Женщина01. Одежда: 01. Одежда:02. Обувь: 02. Обувь:03. Прическа: 03. Прическа:
  260. Аксессуары (сумка, украшения, телефон, плеер и т. п.) 04. Аксессуары (сумка, украшения, телефон, плеер и т. п.)98. Примечания- 05. Макияж:98. Примечания:
  261. У2. Оцените внешний вид лектора по следующим критериям:01. Мужчина 02. Женщина
  262. Одежда: 1.14истая/ 1.2 Грязная- 2.1 Целая /2.2 дырявая- 3.1 новая /3.2 старая- 4.1 мятая / 4.2 глаженая 01. Одежда: .14истая/ 1.2 Грязная- 2.1 Целая / 2.2 дырявая- 3.1 новая /3.2 старая- 4.1 мятая /4.2 глаженая
  263. Обувь: 1.1 Чистая/ 1.2 Грязная- 2.1 Целая / 2.2 дырявая- 3.1 новая /3.2 старая 02. Обувь: 1.1 Чистая/ 1.2 Грязная- 2.1 Целая / 2.2 дырявая- 3.1 новая /3.2 старая
  264. Прическа: 1.1 волосы чистые/ 1.2 грязные- 2.1 экстравагантная, 2.2 классическая, 2.3 отсутствует 03. Прическа: 1.1 волосы чистые/ 1.2 грязные- 2.1 экстравагантная, 2.2 классическая, 2.3 отсутствует
  265. Аксессуары (сумка, украшения, телефон, плеер и т. п.) 04. Аксессуары (сумка, украшения, телефон, плеер и т. п.)
  266. Лицо: 1.1 выбритое / 1.2 борода /1.3 усы 05. Макияж: 1.1 яркий / вызывающий, 1.2 классический, 1.3 отсутствует- 2.1 аккуратный / 2.2 небрежный
  267. Примечания: 98. Примечания:
  268. Щ. Оцените культуру и правильность речи лектора по следующим критериям:01. да 02. нет1. Н1. наличие жаргонизмов 1. Н2. употребление сленга
  269. Ю. употребление неологизмов (русифицированных иностранных слов)
  270. К4. употребление архаизмов (устаревших слов и выражений)
  271. Ы5. употребление нецензурных и браных слов и выражений
  272. И6. Правильное построение предложений
  273. И7. Ошибочное употребление слов, выражений
  274. Я8. Ошибки в произнесении и написании слов и выражений
  275. Й9. Логичность изложения материала
  276. НЮ. метафоричность, образность речи, использование русских пословиц» поговорок, прибауток, загадок и т. п.
  277. ИИ. Громкость голоса 01. (молчание)02.03. 04. 05.06. 07.08.09. 10 (крик)
  278. Ш2. Эмоциональность изложения 98. Какие эмоции?7Л. Отметьте обращение лектора к ценностям и нормам мировой культуры.
  279. Z2. Отметьте обращение лектора к ценностям и нормам глобальной культуры,
  280. Отметьте обращение лектора к ценностям и, но рмам советской культуры.
  281. Отметьте обращение лектора к ценностям н нормам русской культуры
  282. Уважаемый респондент, выразите свое отношение к следующим высказываниям:
  283. R1. Девизом Вашей жизни можно назвать следующие крылатые выражения «Всё суета сует» или «Куда торопиться. Все там будем"1. да2. нет
  284. R2. Часто, принимая какое либо решение, руководствуюсь эмоциями, предчувствиями, приметами и т. п.1. да2. нет
  285. R3. Я бы эмигрировал из России при любом удобном, представившемся мне случае1. да2. нет
  286. R4. Наша жизнь как зебра полоса белая, полоса черная1. да2. нет
  287. R5. Могу любить и ненавидеть одно и тоже одновременно1. да2. нет
  288. R6. Лучше открыто сказать то, что думаешь, чем затаить обиду1. да2. нет
  289. R7. Бывали моменты, когда я легко мог расстаться со своими вещами или возможностями в пользу других людей, если видел, что им это нужнее1. да2. негг
  290. R8. Враги не достойны снисходительного отношения1. да2. нет
  291. R9. Пожертвовать собой для других в определенной ситуации должен быть готов любой человек1. да2. нет
  292. RIO. Можете ли вы назвать себя религиозным человеком?1. да2. нет
  293. R11. Вы часто думаете о том, что если бы знать заранее о чем-либо, то можно было бы изменить исход ситуации в свою пользу1. да2. нет
  294. R12. Если вас что-либо не устраивает в социальной организации ВУЗа, студенческой группы, или вы считаете сложившийся порядок вещей неверным, то вы прикладываете все свои усилия, чтобы изменить эту ситуацию в Вашу пользу1. да2. нет
  295. R13. Вы часто переживаете боль и несчастья других неблизких Вам людей, как свои собственные1. да2. нет
  296. R14. Русский народ особенный, исключительный. Он обладает такими чертами, которых нет больше ни у одного народа в мире1. да2. нет
  297. Родина это место, где родился1. да2. нет
  298. Коллективные интересы необходимо ставить выше своих собственных1. да2. нет
  299. России нужен сильный и властный руководитель государства1. да2. нет
  300. Нужно жить одним днем, не заглядывая в будущее1. да2. нет
  301. Любые изменения и реформы обычно ни к чему хорошему не приводят1. да2. нет
  302. Bbi никогда не ходите на выборы1. да2. нет
  303. Лучше всегда поддерживать ту позицию, которую поддерживает большинство1. да2. нет
  304. Многих социальных конфликтов можно избежать, если разделить все социальные блага поровну на всех1. да2. нет
  305. Россия снова должна стать Сверхдержавой, с мнением которой мировому сообществу придется считаться1. да2. нет
  306. S10. Вы точно можете сказать, каких политических убеждений придерживаетесь1. да2. нет
  307. M1. Любой человек должен стремиться узнать, что истинно, а что ложно1. да2. нет
  308. M2. Вы согласны с утверждением: «Красота спасет мир"1. да2. нет
  309. M3. Гармоничным может быть лишь справедливое общество i 1. да 2. нет
  310. M4. Все люди равны между собой. Необходимо признавать, что мы «разные, но равные"1. да2. нет
  311. MS. Человек центр вселенной и конечна цель всего Мироздания1. да2. нет
  312. Мб. Общество, государство, наука, экономика должно строиться на принципах равенства, справедливости, уважения человеческого достоинства, заботе о благе людей1. да2. нет
  313. M7. Демократия как форма правления является наилучшей из всех ныне существующих1. да2. нет
  314. M8. Человек должен увеличивать свои знания в течение всей жизни1. да2. нет
  315. M9. Каждый должен добиться успеха в жизни, если будет мастером своего дела1. да2. нет
  316. MIO. В любой ситуации необходимо соблюдать этические нормы1. да2. нет
  317. G1. Умение тратить деньги является очень важным для современного человека1. да2. нет
  318. G2. Я не представляю свою жизнь без риска. Рисковать для меня как дышать1. да2. нетi. i
  319. G3. В стремлении подчинять себе других нет ничего предосудительного1. да2. нет
  320. G4. Я легко могу заставить себя соблюдать режим дня, делать утреннюю зарядку без постороннего контроля1. да2. нет
  321. G5. Я верю в особенность, исключительность народа, частью которого являюсь.1. да2. нет
  322. G6. Предпочитаю брать ответственность на себя, нежели дожидаться указаний со стороны1. да2. нет
  323. G7. Я часто переживаете боль и несчастья других неблизких Вам людей, как свои собственные1. да2. нет
  324. G8. Я легко могу придумать что-нибудь, у меня есть личные изобретения и проекты1. да2. нет
  325. G9. Можете ли вы назвать себя религиозным человеком?1. да2. нет
  326. G10. Я считаю, что дух соперничества способствует развитию. Люди всегда соперники в жизни1. да2. нет
  327. Gl 1. Когда мне предстоит принять какое либо ответственное решение, я беру в расчет свои эмоции, предчувствия, приметы и т. п.1. да2. нет
  328. G12. Прекрасно лишь то, что приносит пользу1. да2. нет ,
  329. G13. PiWH интересов целого коллектива можно пожертвовать интересами одного человека1. да2. нет
  330. G14. Искусство и культура должна быть понятна обычным людям.1. да2. нет
  331. G15.'Лучше всегда поддерживать ту позицию, которую поддерживает большинство1. да2. нет
  332. G16. Я бы эмигрировал из России при любом удобном, представившемся мне случае1. да2. нет
  333. G17. У каждого человека своя истина1. да2. нет
  334. Уважаемый респондент, а теперь несколько вопросов о вас лично.
  335. D1. Ваш пол: 01. мужской, 02 женский- D2. Ваш возраст- D3. Номер курса
  336. D4 Укажите название учебного заведения, которое вы закончили, перед тем как поступить в ВУЗ
  337. D5. Укажите успеваемость за предыдущий семестр 01. отличник- 02. «ударник" — 03. удовлетворительно^. Есть задолжности- 98. другое
  338. Уровень образования Род занятий (Укажите) Уровень дохода в месяц
  339. Отец 01. общее среднее 01. менее 100 002. среднее специальное 02. 1000 300 003. незаконченное высшее • 03. 3000 500 004. высшее 04. 5000- 10 000
  340. Два и более высших 05. более 10 000
  341. Мать 01. общее среднее 01. менее 100 002. среднее специальное 02. 1000 300 003. незаконченное высшее 03.3000−500 004. высшее 04. 5000- 10 000
  342. Два и более высших 05 более 10 000
  343. Благодарим за сотрудничество! 1661. Ключ теста
Заполнить форму текущей работой