Христианство как системообразующий фактор в истории средневековой европейской цивилизации
Диссертация
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на рассмотрение научного сообщества в виде опубликованных статей, в том числе 17 — в рецензируемых журналах, входящих в списки ВАК, а также в виде четырех монографий, 48 статей в различных изданиях, 6 учебных пособий и серии научных и учебных материалов на ряде сайтов. Результаты были также представлены в виде выступлений на конференциях… Читать ещё >
Содержание
- СОДЕРЖА Н И Е
- Введение
- Глава 1. Иудео-христианская традиция и культура .2с
- 1. «Сакральное» и «секулярное» в «христианской» культуре
- 2. Библия как действующий Текст в истории Западной цивилизации
- Глава 2. Теодицея
- 1. Solo fide пророка Аввакума (из истории ветхозаветной теодицеи)
- 2. Бог и Человек в теодицее Христа
- Глава 3. Христианство и история
- 1. Представление об истории в Новом Завете
- 2. Эсхатология и христианская историософия
- Глава 4. «Встреча» христианской религии и культуры в истории
- 1. Христианство как «встреча» философии и литературы
- 2. Особенности библейской криминологии и проблема ее роли в становлении европейского права
- 3. Христианство и средневековые «ренессансы»
- 4. Схоластика в контексте истории европейской цивилизации
- Глава 5. Христианские «отклонения» и европейская культура
- 1. Ересь как культурное явление
- 2. Реформация в контексте истории европейской цивилизации
- 3. О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры
- 4. Из истории европейского атеистического дискурса
- Глава 6. Место христианства в представлениях об окружающем мире
- 1. Место христианства в представлениях средневековых европейцев об исламе
- 2. Христианское представление о монголах XIII в
Список литературы
- Библейские тексты
- Аверинцев С. С. Книга Иова: переводГ и примечания // Мир Библии. М., 1993. № 1. с. 37−64.
- Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2000. 279 с.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском переводе, с прим. Ч. И. Скоуфилда. М: Всесоюзный совет евангельских христиан баптистов. М., 1989. 1499 с.
- Библия или книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета. М.: Синодальная типография, 1896. 1560 с.
- Библейские тексты в подлинниках // http://ihtys.narod.rU/#origin
- Библейские тексты на русском и церковно-славянском языках // / http://ihtys.narod.rU/#origin
- Ветхий Завет. Плач Иеремии. Зкклесідаст. Песнь песней. М.: РГГУ, 1998. 341 с.
- Евсеев И. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1905. 271 с.
- Екклесиаст. Черное Солнце Когелет. М.: Присцельс, 1996. 413 с.
- Иудейское учение // http://ihtys.narod.rU/#origin
- Канонические евангелия. М.: Наука, 1992. 350 с.
- Книга Даниила. Книга Эсфири. / Вступ, ст. Е. Б. Смагиной. М.: Российское библейское общество, 2004. 64 с.
- Книга Екклесиаста или Проповедника. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 240 с.
- Книга Екклесиаста. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 384 с.
- Книга Иова (перевод Аверинцева С.С.) // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 563−625.
- Книга Иова. М.: Когелет, 1999. 480 с.
- Книга Экклесиаста. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 384 с.
- Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. 296 с.
- Новозаветные апокрифы / сост., комме^т. С. Ершова — предисл. В. Рохмистрова. СПб.: Амфора, 2001. 423 с.
- Новозаветные апокрифы // http://ihtys.narod.rU/#origin
- Новый Завет. СПб.:/б.и./, 1823.
- Новый завет в переводе К. П. Победоносцева. СПб, Российское Библейское Общество, 2000. 630 с.
- Новый Завет в современном русском переводе. Ред. М. П. Кулаков. Заокский: Институт перевода Библии в Заокском, 2000. 486 с.
- Подстрочные переводы Ветхозаветных текстов // http://ihtys.narod.rU/#origin -«
- Подстрочные переводы Новозаветных текстов // http://ihtys.narod.rU/#origin
- Премудрость Иисуса Христа: Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / пер., вступ. ст., коммент. А. И. Еланской. СПб.: Алетейя, 2004. 416 с.
- Притчи. Книга Экклезиаста. Книга Иова. М.: Изд-во РГГУ, 2000-.176 с.
- Пятикнижие и гафтарот. М.: Мосты кульуры, Иерусалим: Гешарим, 2008. 1462 с.
- Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Под ред. В. Н. Кузнецовой. М.: Российское Библейское Общество, 2007. 608с.
- Священные писания на русском языке и иврите. Hitchin: Thev
- Society for distributing Hebrew scriptures, 2001. 1808 c.
- Тексты Кумрана.СПб.петербургское востоковедение, 1996. 440с.
- Толковая Библия или Комментарий на все книги Св. Писани»: Ветхого и Нового Завета. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.Т. 1−3.
- Юнгеров 77. Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями. Казань: Центральная типография, 1912. 62 с.
- Юнц Э. Г. Книга Экклесиаста // Вопросы философии. 1991. № 8. С.139−154.
- The Apocryphal New Testament. A Collection of Apocryphal Christian Literature in an English Translation / ed. by J. K. Elliott. Oxford: Clarendon, 1993. 623 p.
- Biblia Sacra iuxta Vulgatam versionem. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994. 1980 s.
- Hartman L. F., de Leila A. A. The Book Daniel. A New Translation with Notes and Commentary. A. B. Garden City, NY: Doubledayl978. 216 p.1. Средневековые тексты
- Августин Блаженный. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 1296 с.
- Агрикультура в памятниках Западного Средневековья. М.- Л.: АН СССР, 1936. 364 с. *
- Аквинский Фома. Сумма против язычников. Книга первая. Долгопрудный: Вестком, 2000. 462 с.
- Анонимные атеистические трактаты. М.: Мысль, 1969. 335 с.
- Антология мировой философии. Т. 1. М.: Мысль, 1969. 936 с.
- Антология педагогической мысли христианского средневековья. M.: URSS, 1994. Т. 1,2. 752 с.
- Апологеты. Защитники христианства: лекции проф. Казанской Духовной Академии И. П. Реверсова с оригинальными текстами апологетов древней Церкви / И. П. Реверсов. СПб.: Сатисъ, 2003ч 189 с.
- Афанасий Великий. Творения. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. 478 с.
- Афонасин Е. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства / Е. В. Афонасин. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002. 368 с.
- Блаженный Августин. Энхидридион, или о Вере, Надежде и Любви / Августин Блаженный. Киев: УЦИММ пресс — ИСА, 1996. 420 с.
- Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.416 с.
- Бэкон Р. Зеркало алхимии // Вестник Ленинградского госуд. университета им. А. С. Пушкина. Серия философия. 2009. № 4. Т.2. СПб.,. 2009. С. 74−76.
- Бэкон Р. Избранное. М.: Издательство Францисканцев, 2005. 481с.
- Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха- Книга Юбилеев, или Малое Бытие- Заветы двенадцати патриархов- Псалмы Соломона / сост., вступ. статья и прим. П. Берснева. СПб.: Амфора, 2001. 407 с.
- Сет. Григорий Богослов. Творения. Т.1. / Свт. Григорий Богослов. Репринт, изд. Б.м.: Свято-Троицкая Сергиева ЛаврЗ, 1994. 658 с.
- Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968. 652 с.447
- Джованни делъ Плано Карпини. История монгалов. Гилъом де Рубрук. Путешествия в восточные страны. Книга М|цжо Поло. Перев. И. М. Минаев. М.: Мысль, 1997. 460 с.
- Евсевий Памфш. Сочинения. В 2 т. Т. I. / Евсевий Кесарийский (Памфил) — пер. с греч. Репринт, изд. 1858 года. СПб.: Сатисъ, 2002. 544 с.
- Евсевий Памфил. Церковная история. Письма. М.: Издание Спасо Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 448 с.
- Иисус Христос в документах истории. М.: Алетейя, 2001. 430 с.
- Св. Иоанн Златоуст. Против иудеев / Святитель Иоанн Златоуст. М.: Лодья, 2000. 126 с.
- Ириней Лионский. Против ересей / Ир|?ней Лионский. Оптина Пустынь: Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1998. 49 с.
- Сет. Киприан Карфагенский. Письма. М.: Издание Спасо -Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 448 с.
- Книга Марко Поло, пер. со старофранц. текста, вступ. ст. И. П. Магидовича, М.: Географгиз, 1955. 376 с.
- Козин С. А. Сокровенное сказание монголов. М., Л.: АН СССР. 1941. 619 с.
- Матузова В. И. Английские средневековые источники IX ХШв. Тексты. Перевод. Комментарий. М.: Наука, 1979. 26^, с.
- Мельникова Е. А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе У-Х1У века. М.: Янус-К, 1998. 255 с.
- Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). Пер., комм. Н. Ц. Мункуева. М.: Наука, 1975. 286 с.
- Нонн из Хмима. Деяния Иисуса / отв. ред. Д. А. Поспелов. М.: Индрик, 2002. 416 с.
- Ориген. Против Цельса / Ориген. Оптина Пустынь: Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1998. 68 с.
- Плотин. Избранные трактаты / Плотин. М.: Харвест: Аст, 2000.320 с.
- Св. Поликарп Смирнский. Послания / Святой Поликарп Смирнский М.: Лодья, 2000. 38 с.
- После Марко Поло: Путешествия западных чужеземцев в страны Трех Индий / Пер. с лат. и староитал. яз., вступит, статья и прим. Я. М. Света. М.: АН СССР, 1968.237 с.
- Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М.: РОУ, 1996. 415 с.
- Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502 / пер. с нем. и коптского, доп. примеч. и главы А. С. Четверухина. СПб.: Алетейя, 2004. 448 с.
- Тертуллиан. Апология. М.: ACT — СПб.: Северо-Запад Пресс, 2004. 423 с.
- Турский Г. История франков. М.: Наука, 1987. 464 с.
- Сет. Феофан Затворник. Толкование на книгу св. Ермы «Пастырь». Оптина Пустынь: Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни, 1999. 32 с.
- Аверинцев С. С. Иудаистическая мифология //Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 581−591.
- Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 17−64.
- Аверинцев С. Христианство в истории европейской культуры // Знание сила. 2004. № 3. С. 24−34.
- Амелина Е. М. Понятие «цивилизацщ» вчера и сегодня // Обществ, науки и современность. 1992. № 2. 94−102.
- Амусин И. Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983. 328 с.
- Аннаньель Т. Христианство: догмы и ереси. СПб.: Академический проект, 1997. 352 с.
- Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. 397 с.
- Антология педагогической мысли христианского средневековья. M.: URSS, 1994. Т. 1,2.752 с.
- Ахундов М. Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. 223 с. •<&•
- Балабушевич В. Ю. Религиозный текст: диалектика содержания и интерпретации. А-т дисс. канд. философ, н. Новосибирск, 1997. 19 с.
- Баракман Ф. X. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения. М.: Духовное возрождение, 2002. 957 с.
- Барбур И. Религия и наука: история и современность. М. Библейско-боголовский институт св. апостола Андрея, 2001. 430 с.
- Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987.354 с.
- Баскин Ю. Я. Библия и международное право // Правоведение. 1991. № 5. С. 40−48.
- Баскин Ю. Я. Новый Завет и становление нового международного права//Правоведение. 1991. № 4. С. 75−81.
- Беленький М. С. Иудаизм. М.: ИПЛ, 1974. 239 с.
- Берман Г. Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: МГУ, 1994. 624 с.
- Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1991. 902 с.
- Библейские исследования: Сб. ст. Сост. Барух Шварц. М., 1997. Вып. 1. 672 с. щ
- Библейский словарь. Энциклопедический словарь. Сост. Э. Нюстрем. Пер. со швед, под ред. И. С. Свенсона. СПб., 2000. 532 с.
- Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира: К 500-летию Геннадиевской Библии: Сб. материалов международной конференции. М.: ББИ, 2001. 250 с.
- Библия о правосудии, праве и морали. Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2009. 416 с.
- Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С. 24−35.
- Бицилли П.М. Элементы средневековой структуры. СПб.: Мифрил, 1995. 264 с.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 2003. 504 с.
- Бойцов М. История закончилась. Забудьте // Культура. 2005. № 31, 32 (11, 17. 08. 2005).
- Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986−1988. Т. 1−3.
- Брук Д. X. Наука и религия. Историческая перспектива. М.: ББИ, 2004. 347 с.
- Булътман Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия //Социально-политическое измерение христианства. М.: Наука, 1994. С. 302−339.
- Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984.264 с.
- Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. M., JI., 1964. 482 с.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 809 с.451
- Вейнберг И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. М.: Наука, 1993. 352 с.
- Вейнберг Й. Введение в Танах. Иерусалим: Гешарим, М.: Мосты культуры, 2002. 431 с.
- Вейнберг Й Введение в Танах. Писания. Иерусалим: Гешарим, М.: Мосты культуры, 2005. 367 с.
- Верещагин Е. М. Библеистика для всех. М.: Наука, 2000. 281 с.
- Вишев И. В. Социально-нравственный смысл десяти библейских заповедей. А-т дисс.канд. филос. наук. М., 1963. 19 с.
- Вороницын И. П. История атеизма. Рязань: Атеист, 1930. 908 с.
- Время и Библия. Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1978. 96 с.
- Вульфиус А. Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа. СПб.: Наука и школа, 1922. 170 с.
- Гайденко В. П., Смирное Г. А. Западноевропейская наука з средние века. М.: Наука, 1989. 352 с.
- Галъбиати Э., Пъящ1а А. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет. М.: Путь, 1995. 318 с.
- Гараджа В. И. Будущее религии // Социология религии. М.: Наука, 1995. С. 178−186.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.480 с.
- Геллей Г. Г. Библейский справочник. Торонто: Мировая христианская миссия, 1989. 863 с.
- Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002. 494 с.
- ГергейЕ. История папства. М.: Республика, 1996. 464 с.
- Грундман В. Иисус из Назарета. Эллерт Г. Мухаммед Пророк Аллаха. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 416 с.
- Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. 240 с.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318 с.
- Даймонт М. Евреи, Бог и история. Иерусалим: Мосты культуры, 2009. 570 с.
- Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. М.: Прогресс, 1967. 504 с.
- Добиаш Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М.: Наука, 1987. — 351 с.
- Дробницкий О. Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.386 с.
- Дрознин М. Библейский код. ТайнописьР’будущего. М.: Вагриус, 2000. 122 с.
- Дрязгунов К. В. Заповедь «Не убий» в Ветхом завете и Новом завете. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. 44 с.
- Дулуман Е. К. Религия как социально-исторический феномен. Киев: Наукова думка, 1975. 135 с.
- Дулуман. К. Идея бога. Исследовательский и полемический очерк. М.: Наука, 1970. 176 с.
- Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994. 319 с. *
- Евангельский словарь библейского богословия.СПб.: Библия для всех, 2002. 1232 с.
- Еврейская энциклопедия. М.: Терра, 1991. Т. 1−15.
- Ж. Ханна. Шумиха в философии. М.: Прогресс, 1965. 184 с.
- Желудков С., Любарский К. А. Христианство и атеизм. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982. 250 с.
- Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М.: Наука, 1990. 128 с. 453 *
- Закаева 3. А. Сравнительно-типологический анализ идеологии Просвещения Запада и Востока. А-т дисс.канд. филос. наук. Алма-Ата, 1992. 18 с.
- Закарас В. К. Библейские истоки половой морали христианства. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Минск, 1988. 19 с.
- Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989−1990. Вып. 1, Ч. 1−4.
- Зарин В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV—XIX вв.. Западные концепции общественного развития и становление мирового рынка. М.: Наука, 1991. 261 с.
- Зеньковский В. Апологетика. Краснодар: Изд. Епархиального Управления, б. г. 176 с.
- Золотаревский М. Элементы христианского богословия с точки зрения иудея. Тель-Авив: (б. и.), 1996. Ч. 1. 256 с.
- Иванов Н. Библия и уголовный закон // Советская юстиция. 1992.7,8.
- Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М.: Мысль, 1980. 160 с.
- Иеремиас И. Богословие Нового Завета. М.: Восточная литерат ура, 1999. Ч. 1. Провозвестие Иисуса. 367 с.
- Иисус Христос в документах истории. СПб.: Алетейя, 2001. 430 с.
- Ионов И. И., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб.: Алетейя, 2002. 384 с.
- Исаев А. В. Новый Завет о законе и праве // Юридические науки. -2004. № 3 (7). С. 8−14.
- История II Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 6. Стб. 577.
- История Европы. М.: Наука, 1992. Т.1−4.
- История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций. М.: РГГУ 1998. 429 с.454
- История свободомыслия и атеизма в Европе. М.: Мысль, 1966.412 с.
- Канонические евангелия. М.: Наука, 1992. 350 с.
- Капустин Н. С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М.: Мысль, 198*?: 222 с.
- Карл Генри. Христианин среди философов. М.: Anno Domini: Духовное возрождение, 1994. 96 с.
- Карнаух В. Понятие цивилизации. А-т дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Л., 1985. 19 с.
- Карсавин Л. П. Культура средних веков.Киев:Символ, 1995.199 с.
- Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998. 480 с.
- Келлер У. Ф. Иисус Навин. Д. М. Лендей. Давид. М.- Ростов н/Д: Феникс, 1999. 346 с.
- Керне Э. Дорогами христианства. История церкви. М.: Протестант, 1992. 416 с.
- Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М.: Наука, 1988. 176 с.
- Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. Очерки. М.: Наука, 1983. 207 с.
- Ключ к пониманию Св. Писания. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982. 698 с. %
- Ковалева В. Т., Михайлова Т. В. Развитие форм собственности и форм социальной регуляции в первобытности. Екатеринбург: Издательства Уральского университета, 1993. 42 с.
- Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 441 с.
- Ковельман А. Б. Толпа и мудрецы Талмуда. М.- Иерусалим: Еврейский университет, 1996. 81 с.
- Кожев А. Атеизм и другие работы. М.: Праксис, 2007. 512 с.
- Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 484 с.
- Коллинз К Д. Наука и вера. Враги или друзья? Черкассы: Коллоквиум, 2005. 560 с.
- Коллинз Ф. Доказательство Бога. Аргументы ученого. М.: Альпина нон-фикшн, 2009. 216 с.
- Комэй Д. Кто есть кто в Ветхом Завете с Апокрифами. М.: Внешсигма, 1998. 464 с.
- Конев В. А. Человек в мире культуры. Самара: Самарский университет, 1996. 52 с.
- Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Вост. лит-ра., 1972. 496 с.
- Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. 512 с. iff
- Крадин H. Н. Политическая антропология. М.: Ладомир, 2001.213 с.
- Культурология. Энциклопедия. XX век. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1,2.
- Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977. 300 с.
- Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб.: Алетейя, 2000.442 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. 376 с.
- Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 186−224.
- Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. М.: ИЛ, 1962. 587 с.
- Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М.: Политиздат, 1967. 190 с.
- Лившиц Г. М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск: Вышэйшая школа, 1970. 395 с.
- Лившиц Г. М. Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. Минск: Вышэйшая школа, 1973. 490 с.
- Лобъе П. Эсхатология. М.: АСТ. Астрель, 2004. 158 с.
- Лозинский С. Г. История папства. М.: Политиздат, 1961. 381 с.
- Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986. Репринт. 425 с.
- Лотман Ю. М. Ккш на распутье/ЛТаше наследие. 1988. № 5.С.1−4.
- Луис Б. Ислам и Запад. М.: ББИ, 2003,317 с.
- Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001. 412 с.
- Льюис Д. Наука, вера и скептицизм. М.: Прогресс, 1966. 231 с.
- Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. Милан, М.:4
- Духовная библиотека, 1997. 302 с.
- Ляшевский С. Библия и наука. М.: Издательство братства во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. 288 с.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979. 433 с.
- Маннуччи В. Библия Слово Божие. Общее введение в Священное Писание. М.: ЭЛИА-АРТ-О, 1996. 428 с.457
- Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс, М.: Весть, 1992. 290 с.
- Менъ А. Библиологический словарь. СПб.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 1−3.
- Менъ А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7тт.М.: Слово, 1991−92.
- Менъ А. Как читать Библию. М.: Фонд имени Александра Меня, 2004. Ч. 1.407 с.
- Менъ А. Сын человеческий // Пуцыкович Ф. Ф. Жизнь господа нашего Иисуса Христа, спасителя мира. (СПб., 1900). Ставрополь: Асок-Пресс, 1991. 192 с.
- Мережковский Д. Иисус неизвестный, Харьков, М.: Эксмо, 2007.752 с.
- Мецгер Б. Канон Нового Завета. М.: ББИ, 2001. 331 с.
- Мецгер Б. Ранние переводы Нового Завегй. М.: ББИ, 2002. 552 с.
- Мецгер Б. Текстология Нового Завета. М.: ББИ, 1996. 325 с.
- Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.: «Фаир», 1998. 52с.
- Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Пангея, 1995. 290 с.
- Молътман Ю. Наука и мудрость. К диалогу естественных наук и богословия. М.: ББИ, 2005. 196 с.
- Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1995. 478 с.
- Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и терапии, 1996.478 с.
- Мысловский Е. Религиозно светские начала уголовно -правовых норм // Российская юстиция. 1997. № 4. С. 10−12.
- Мюрат Л., Мюрат П. Идея о боге по современному состоянию естественных наук. СПб. Общественная польза, 1911. 332 с.
- Назаров В.Н. Введение в теологию. М.: Гардарики, 2004. 319 с.
- Найдыш В. М. Цивилизация как проблема философии истории. M.: Сигнал, 1997. 81 с.
- Наука и теология в XX веке. Критика теологических концепций науки. М.: Мысль, 1972. 213 с.
- Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М.: Гнозис, 1994. 216 с.
- Никонов В. А. Библия и уголовный закон. Тюмень: Высшая школа МВД РФ, 1995. 43 с.
- Новый библейский комментарий. СПб.: Мирт, 2000. Ч. 2. 574 с.
- Ноубель Д. Осмысливая современность. Современные мировоззрения и поиск истины. Колорадо: Международная ассоциация христианских школ, 1998. 446 с.
- Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996. 480 с.
- Ортега-и-Гассет X Дегуманизация искусства и другие работы. М.: Радуга, 1991. 639 с.
- Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М.: Хранитель, 2008. 765 с.
- Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1987. 527 с.
- Офм Л. X. История христианского монашества. СПб.: Издательство Святого Креста, 1993. 424 с.
- Павликовский Д. Иисус и теология Израиля. М.: Путь, 1999. 158 с.
- Панин Д. М. Теория густот. Опыт христианской философии конца XX в. М.: Мысль, 1993. 300 с.
- Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М.: Норма, 2002.416 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1998. 270 с.
- Петров М. Т. Проблема Возрождения в советской науке. Спорные вопросы региональных ренессансов. Л.: Наука, 1989. 300 с.
- Пиков Г. Г. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья вторая: «Кочевая империя» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 19−32.
- Пиков Г. Г. О «кочевой цивилизации» и «кочевой империи». Статья первая: «Кочевая цивилизация» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Т. 8. Вып. 1. С. 4 10.
- Плюснин Ю. М. Проблемы биосоциальной эволюции. Новосибирск: Наука, 1990. 240 с.
- Полкинхорн Д. Вера глазами физика (богословские заметки мыслителя «снизу-вверх»). М.: ББИ, 1998. 228 с.
- Полкинхорн Д. Наука и богословие. Введение. М.:ББИ, 2004. 153с.
- Поляков Л. История антисемитизма. Эпоха веры. М., Иерусалим, 1997. 429 с.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. 213 с.
- Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей—1054 г.). М., 2002. 344 с.
- Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. Москва, 6 9 июня 2005 г. М.: ИФ РАН, 2006. 239 с.
- Происхождение Библии (Из истории библейской критики). Ветхий Завет. М.: Наука, 1964. 587 с.
- Райт Дж. К. Географические представления в эпоху Крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М.: Наука, 1988.-478 с.
- Раков В. М. «Послания апостола Павла»: экзистенциально-логический и культурно-исторический комментарий // Античность Европы. Межвузовский сб. науч. тр. Пермь: Пермский университет, 1992. С. 86 102.
- Раннее христианство. М.: ACT, Харьков: Фолио, 2001. Т. 1,2.
- Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: ИПЛ, 1990. 479 с.
- Рассел Б. История западной философии. Т. 1−3. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. 992 с.
- Рашковский Е. Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 80−92.
- Рашковский Е. Б. Средние века: становление цивилизационного лика Европы // Цивилизации. М.: Наука, 2006. Вып. 7. С. 129 164.
- Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XVb. М.: Наука, 1977. 272 с.
- Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново: ИГУ, 2000. 323 с.
- Рейснер Л. «Цивилизация» и «формация» в обществах Востока и Запада // Азия и Африка сегодня. 1984. № 6. С. 22−25.
- Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Политиздат, 1991. 398 с.
- Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX—XXI вв.. М.: Круг, 2011. 560 с.
- Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: ИВИ РАН, 1998. 320 с.
- Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 288 с.
- Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М.: Республика, 1992.
- Рижский М. И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.:ИПЛ, 1987.366 с.
- Рижский М. И. Книга Экклезиаста. В поисках смысла жизни. Новосибирск: Наука, 1995. 225 с.
- Рижский М. И. Проблема теодицеи в Ветхом Завете // Бахрушинские чтения. 1971 г. Вып.III. Новосибирск, 1971. С. 5−28.
- Рижский М. И. Русская библия: История переводов библии в России. СПб.: Авалон. Азбука классика, 2007. 256 с:
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг: Християнска зоря, 1999. 1120 с.
- Роик В. Социальные доктрины христианства: человек, общество и государство // Человек и труд. 2003. № 3. С. 40−47.
- Рябиков В. М. Философские аспекты критики библиолатрии. А-т дисс. канд. филос. наук. Л., 1975. 23 с.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. 800с.
- Сайд Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб •: Русский Mip, 2006. 637 с.
- Сафронов В. А., Николаева Н. А. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М.: Русская панорама, 2003. 423 с.
- Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и эпоху Возрождения. М.: Мысль, 1986. 285 с.
- Синило Г. В. Библия как памятник культуры. Минск: БГУ, 1999. Ч. 1−2. 106 с.
- Скворцов Л. В. Гуманитарное знание на пороге третьего тысячелетия: рубеж новой духовности // Идеи в культурологии XX века. Сборник обзоров. М. РАН ИНИОН, 2000. С. 14 37.
- Словарь библейских образов. СПб.:Библия для всех, 2005.1426 с.
- Словарь библейского богословия. Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Киев, М.: Кайрос- 1998. 1387 с.
- Снытко Е. От ветхозаветного к общечеловеческому праву // Российская юстиция. 2001. № 6. С. 57−58.
- Современный философский словарь, Под ред. В. Е. Кемерова. Лондон, Минск: Панпринт, 1998. 1064 с.
- Сол Д. Р. Ублюдки Вольтера. Диктатура разума на Западе. М.: ACT, Астрель, 2007. 896 с.
- Спекторский Е. В. Христианство и культура. Прага: Пламя, 1925.308 с.
- Сравнительная история цивилизаций. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 1999. 556 с.
- Степин В. С. Перспектива цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль 1991. М., 1991. С 182−199.
- Стивенсон Д. Р. Эсхатология. Duncanville: Лютеранское наследие, 2001. 159 с.
- Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 398 с.
- Сумм Л. Римский стык // Новый мир. 2000. № 11. С. 171−180.
- Суперфин Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире: тенденции западного опыта. // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 3243.
- Сухов А. Д. Религия в истории общества. М.: Наука, 1979. 96 с.
- Тажуризина 3. А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М.: МГУ, 1987. 312 с.
- Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного мира"). М.: Крон-Пресс, 1995. 448 с.
- Телушкин Й. Еврейский мир. Иерусалим: Гешарим, М.: Мосты культуры, 2005. 592 с.
- Теологический энцикл. словарь. М.: Духовное возрождение, 2003. 1467 с.
- Теологический энциклопедический словарь. Под ред. У. Элвелла. М., 2003. 1467 с.
- Теуш В. Л. О духовной истории еврейского народа. М.: Присцельс, 1998. 334 с.
- Толкование ветхозаветных книг. От книги Исайи по книгу Малахии. Ашфорд, Коннектикут: ВКС. 1996. 602 с.
- Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. 384 с.
- Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М.: Госполитиздат, 1957. 255 с.
- Тэнасе Э. Культура и религия. М.: Политиздат, 1975. 127 с.
- Уайт А. Избранное: Наука о культуре. М.:РОССПЭН, 2004.478 с.
- Уайт А. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004.388 с.
- Уайт Э. Д. Борьба религии с наукой. М.: ОГИЗ, 1936. 173 с.
- Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 720 с.
- Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.: Наука, 1989. 320 с.
- Уколова В. И. Марциан Капелла и средневековая школа // Городская жизнь в средневековой Европе. М.: ИНИОН, 1987. С. 115−133.
- Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций. М.: Гардарики, 2000. 574 с.
- ФеврЛ. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 529 с.
- Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. 584 с.
- Флиер А. Я. Культура как смысл истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 153−154.
- Флуссер Д. Иисус, свидетельствующий о себе. Челябинск: Урал LTD, 1999. 328 с.
- Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. 238 с.
- Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Наука, 1993. 171 с.
- Фрилинг Р. Христианство и ислам. Духовные борения человечества на пути к самопознанию. М.: Энигма, 1997. 144 с.
- Халипов В. К вопросу о понятии цивилизации в буржуазной и марксистской социально-политической мысли // Проблемы научного коммунизма. Вып. 6. М.: ИПЛ, 1972. С. 322—356.
- Христиане и мусульмане: проблемы диалога. М.:ББИ, 2000. 558с.
- Христианство. Энциклопедический словарь. М. Российская энциклопедия, 1995. Т. 1−3.
- Чистяков Г. Над строками Нового Завета. М.: Истина и жизнь, 2002. 340 с.
- Чичерин Б. Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. 495 с.
- Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. М.: Международные отношения, 1987. 352 с.
- Чуковенков Ю. А. Истоки христианского человековедения (Религиоведческий анализ). М.: /Б. и./, 1997.
- Шафир М. 77. Очерк моисеево-талмудического права. СПб.: типография Цедербаума, 1871. 71 с.
- Шевченко А. Г. Ислам и христианство: исторический опыт и перспективы сотрудничества. М.: Наука, 2004. 96 с.
- ШнакенбургР. Новозаветная христология. М.: Паолине, 2000.208 с.
- Штёклъ А. История средневековой философии. М.: УРСС, 2011.312 с.
- Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М.: Республика, 1992. 447 с.
- Щепин Г. 77. Методологические проблемы научной критики Библии и библиолатрии. Автореф. дисс.канд. филос. наук. Л., 1982. 22 с.
- Эби Э. Краткое введение в Библию. Когп1а1: Свет на Востоке, 1989. 299 с.
- Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино, СПб.: Университетская книга, 1997. 414 с.
- Элуэлл У., Комфорт Ф. Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005. 1522 с.
- Эрнандо де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем капиталистическом мире. М.: ЗАО «Олип-Бизнес», 2001. 263 с.
- ЯнгД. Христианство. М.: Фаир, 1998. 384 с.
- Янси Ф. Библия, которую читал Иисус. М.: Триада, 2007. 255 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: ИПЛ, 1991. 527 с.
- Barnes Н. Е. A history of historical writing. N. Y. A Dover Publications, 1963. 368 p.
- Buckley M. J. At the Origins of Modern Atheism. New Haven., L.: Yale University Press, 1987. 450 pp.
- ButterfieldH. Christianity and history. L.: Bell, 1949. 256 pp.
- Daniel N. Islam and the West. The Making of an Image. Edinbourgh: University Press, 1960. 394 pp.
- Encyclopedia of Religion. Second ed. Ed. L. Jones. N.Y., L.: MacMillan, Munich., 2005. 719 pp.
- Green H. Medieval Civilization in Werip~n Europe. L.: Edward Arnold, 1971. 370 pp.
- Hitti Ph.E. Islam and the West. A Historical Cultural Servey. L.: Van Nostrand, 1962. 191 pp.
- Marty M. E. Varieties of Unbelief. N. Y.: Anchor Books, 1966.222 pp.
- Southern R. N. Western Wiews of Islam in the Middle Ages. Cambridge-Mass.: Harvard University Press, 1962. 285 pp.
- Ullman W. Law and Polities in the Middle Ages. Cambridge: University Press. 1973. 464 pp.
- Ullman W. The Individual and Society the Middle Ages. L: Methuen. 1967. 160 pp.1. Работы автора диссертации
- Основные научные результаты диссертации отражены в следующих публикациях:
- Статьи в ведущих научных журналах, утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Атеизм профессора М. И. Рижского* в контексте истории европейского атеистического дискурса // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Т. 6. Вып. 1: История. С. 86−105. (2,5 п. л.).
- Библия как действующий текст в истории западной цивилизации // Идеи и идеалы.2011. № 3. Т. 1. С. 73−87. (1,1 п. л.).
- Бог и Человек в теодицее Христа // Идеи и идеалы.2011 .№ 2.Т. 1.С. 51−55. (0,5 п. л.).
- Европейцы XIII века о Монгольской империи и Чингисхане // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 73−76. (0,5 п. л.).
- История средневековой европейской те^югии. Программа курса // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1: История. 2005. С. 126−141. (0,2 п. л.).
- О модели средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. С. 139−144. (0,6 п. л.).
- О модели средневековой европейской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. С. 144−148. (0,6 п. л.).
- О роли атеистического дискурса в истории средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. С. 152−157. (1,4 п. л.).
- О специфике изучения средневековых культур // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1: История. 2005. С. 57−71. (1,7 п. л.).
- О соотношении «Возрождения», «Реформации» и «Просвещения» в истории Европы // Вестник Томского государственного университета. История. 2009. — N 2 (6). — С. 139−142. (0,1 п. л.).
- Один из истоков европейского маньчжуроведения (латинскоеу, представление о монголах XIII века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011.Т. 10. Вып. 1.С.18−33. (1,5 п. л.).
- Первая мировая война и «закат» Европы // Идеи и идеалы. 2010. № 4. Т. 1. С. 54−69. (1,3 п. л.).
- Проблема падения Византии в общем контексте ее развития // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 2.: История. 2005. С. 10−26. (1 п. л.).
- Рец. на кн.: Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1: История. 2005. С. 156−158 (0, 3 п. л.) — (в соавторстве с Тимофеевой Н. К.)
- Роль Библии в истории средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические a юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. С. 148−152.(1,6 п. л.).
- Схоластика в контексте истории европейской цивилизации // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1: История. 2005. С. 43−56. (1 п. л.).
- Христианство и средневековая культура. Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. 399 с. (46 п. л.).
- Magister dixit: О Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. 351 с. (21,25 п. л.).
- Атеизм М. И. Рижского. Из истории европейского атеистического дискурса. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. 176 с. (16,4 п. л.).
- Средневековое христианство и культура. О месте «мировой религии» в истории европейской цивилизации. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. 512 с. (21,25 п. л.).1. Общий объем: 104, 9 п. л.
- Публикации в сборниках, журналах и материалах конференций:
- Беда Достопочтенный об арабах и исламе // VII Арсеньевские чтения. Тезисы докладов региональной научной конференции по проблемам истории, археологии и краеведения. Уссурийск, 1994. С. 158−162. (0,7 п. л.).469
- Библия и история // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011. С. 5−15. (1,9 п. л.).
- Библия и представления европейцев вв. об исламе и арабах // Традиции и инновации в истории культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1995. С. 52−63. (0,75 п. л.).
- Библия как «книга» // Шестые Макушинские чтения. Тезисы докладов научной конференции 22−23 мая 2003 года. г. Новосибирск. Новосибирск, 2003. С. 14−17. (0,2 п. л.).
- Ересь как культурное явление // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 1. Материалы научно-практического семинара. Кемерово, 2004. С. 64−82. (1,75 п. л.).
- Из истории немецкого востоковедения. Карл Август Виттфогель (1896−1988) // Немецкий этнос в Сибири. Альманах гуманитарных исследований. Новосибирск, 2002. Вып. 3. С. 98−113. (1,5 п. л.).
- Иоанн Дамаскин и восточно-христианская интерпретация мусульманского вероучения // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сб. тез. научн. конф., поев. 35-летию гуманитарного факультета НГУ. Новосибирск, 1997. С. 52−55. (0,25 п. л.). %
- Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории)//Гуманитарное образование в Сибири. Новосибирск, 2000.С. 103−121. (2,4 п. л.).
- История России как одна из моделей становления цивилизации//Россия как цивилизация. Новосибирск, 2008. С. 123−177. (3,5 п. л.).
- К вопросу о терминах, применяемых и применимых к средневековой истории// Политическая культура в истории Германии и России. Кемерово, 2009. С. 190−217.(1, 5 п. л.).
- Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2005. С.390−412.(1,5 п. л.).
- Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. М., 2010. С. 390−412. (1,5 п. л.).
- Книга М. И. Рижского «Что такое Библия?» в контексте истории советского религиоведения // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2009. С. 6−15. (1 п. л.).
- Мастер и Маргарита // Теория и история культуры в вузовском образовании. Вып. 4. Новосибирск, 2008. С. 99−109. (1 п. л.).
- М. И. Рижский ученый-библеист // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы конференции. Новосибирск, 2002. С. 7−16. 0,9 п. л. (в соавторстве С Мякиным Т. Г.).
- О восприятии монголов европейцами в XIII веке // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 60-летию НГПУ 30 октября 1 ноября 1995 г. Новосибирск, 1995. С. 85−89. (0,4 п. л.).
- О восприятии Нового света европейцами в XVI XVII вв. // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 60-летию НГПУ 30 октября — 1 ноября 1995 г. Новосибирск, 1995. С. 89−92. (0,3 п. л.).
- О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2009. С. 56−63. (0,75 п. л.).
- О некоторых особенностях библейской криминологии // SXOAH: Философское антиковедение и классическая традиция. 2010. № 4.1. С. 101— 136. (2,4 п. л.).
- Представление об истории в Евангелиях // Кирплло-Мефодиевские чтения. Христианские традиции и культура России. Материалы научно-практической конференции (Новосибирск, 24−25 мая 2001 г.). Новосибирск, 2001. С. 25−42. (1,3 п. л.).
- Представление об истории в Евангелиях // Историческое знание и интеллектуальная культура Материалы научн. конф. М., 2001. С. 175−179. (0,25 п. л.).
- Представление об истории в Новом Завете // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2002. С. 74−99. (3,8 п. л.).472
- Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2002−2003. Вып. 9. С. 258−287. (2 п. л.).
- Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. М., 2002, 2003. Вып. 10. С. 112−136 (1,5 п. л.).
- Представление о насилии в Библии // 'политическое насилие в исторической памяти Германии и России. Сборник научных статей. Кемерово, 2007. С. 185−197. (0,5 п. л.).
- Представление о преступлении в Пятикнижии Моисеевом // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Региональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2004. С. 122−125. (0,2 п. л.).
- Реновационная педагогика Каролингского Возрождения и педагогические идеи Алкуина // История и социология культуры. Новосибирск, 2000. Вып. 1. История и социология образования. С. 32−81. (2,5 п. л.).
- Реформация в контексте истории европейской цивилизации // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы Третьей Межрегиональной конференции. Н., 2006. С. 26−32. п. л.).
- Реформация в контексте истории европейской цивилизации // Медиевистика XXI века: власть, социальные связи, насилие в период перехода от Средневековья к Новому времени. Вып. IV. Томск, 2009. С. 10— 52. (2,5 п. л.).
- Рец. на кн.: Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 2. Кемерово, 2005. С. 164−171. (0,4 п. л.).
- Роджер Бэкон о центрально-азиатских и сибирских племенах в 13 в. // Сибирь в истории и культуре зарубежных стран. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции 15−17 октября 1998 г. v
- Иркутск, 1998. С. 11−15. (0,3 п. л.).57. «Сакральное» и «секулярное» в «христианской» кутьтхре 4 История и теория культуры в вузовском образовании. Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 2004. Вып. 2. С. 36−59. (2,5 п. л.).
- Свободомыслие Франсуа Вийона // Атеистические чтения. Вып. 20. М., 1990. С. 56−66. (1 п. л.).
- Solo fidae пророка Аввакума // Теория и история культуры в вузовском образовании. Вып. 4. Новосибирск, 2008. С. 44−62. (2,5 п. л.).
- Соотношение религии и права в Пятикнижии Моисеевом // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегион, конф. Новосибирск, 2005. С. 14−23. (0,2 п. л.).
- Средневековые еврейские библиотеки в Западной Европе // Пятые Макушинские чтения. Тезисы докл. научн. конф. 25 26 мая 2000 года. Г. Томск. Новосибирск, 2003. С. 22−25. (0,3 п. л.).
- Схоластика глазами историка // Межкультурное взаимодействие и его интерпретации. Материалы научной конференции. М., 2004. С. 160— 166. (0,2 п. л.).
- Теодицея Христа // История идей и история общества. Материалы II Всероссийской научной конференции. Нижневартовск, 2004. С. 24−27. (0,1 п. л.).
- Теодицея, антроподицея и историодицея в «христианской» культуре // История и теория культуры в вузовском образовании. Вып. 3. С. 41−66. (2,5 п. л.).
- Эсхатология и христианская историософия // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. С. 85−97. (1 п. л.).
- Эсхатология как обязательная «предпосылка» цивилизационной историософии // Ученые записки факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Кемерово: Вып. 2. С. 66−70. (0,3 п. л.).1. Общий объем: 58, 05 п. л.
- Учебные пособия и материалы:
- Средние века в исторической науке. Новосибирск: издательство НГПУ, 1996. 26 с. (2,8 п. л.).
- Средние века в исторической науке. Новосибирск: издательство НГУ, 1997. 45 с. (2,8 п. л.). *
- Христианство и средневековая культура. Новосибирск: издательство НГУ, 2011. 437 с. (31 п. л.).1. Общий объем: 68, 4 п. л.
- Совокупный объем: 262, 01 п. л.