Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новые глобальные информационные технологии не только открывают невиданные до того возможности для развития человека, его информационно-коммуникативной компетентности, но одновременно ставят перед ним и культурой сложнейшие проблемы общефилософского характера, связанные с дегуманизацией культуры, рационализацией мышления, технологичностью жизни. Изменения, обусловленные процессами информатизации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания исследования информационно-коммуникативной компетентности личности как составляющей информационной культуры в контексте социокультурных изменений
    • 1. 1. Современные социокультурные изменения: расширение информационно-коммуникативного пространства культуры
    • 1. 2. Информационно-коммуникативная компетентность личности: сущность и структура
    • 1. 3. Информатизация и компьютеризация социокультурной среды как условия становления информационно-коммуникативной компетентности личности
  • Глава 2. Тенденции и перспективы развития информационно-коммуникативной компетентности в системе государственной службы Российской Федерации
    • 2. 1. Формирование информационной культуры в системе образования государственных служащих
    • 2. 2. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих: принципы и методы достижения
    • 2. 3. Развитие информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих как части их профессиональной культуры

Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность исследования связывается с необходимостью научного анализа масштабных социокультурных изменений, происходящих под воздействием процессов информатизации и компьютеризации. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик.

Становится очевидной неоднозначность научно-технических открытий и последствий социокультурных изменений. С одной стороны, раздвигаются рамки доступа индивидов к любой информации, обнаруживаются новые перспективы для развития науки и образования, позволяющие человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные динамизмом современных цивилизационных процессов. С другой стороны, формирующиеся с помощью технических средств медиа-пространства и компьютерные информационно-коммуникативные среды настолько сложны для освоения, что их подлинная роль в динамике культуры, степень влияния на человека, возможность сохранения целостной личности остаются не до конца проясненными.

Включение человека в социокультурную ситуацию, требующую от него креативности, мобильности, открытости к освоению технических систем и информационно-коммуникативных технологий, редко рассматривается в работах социально-гуманитарного профиля как междисциплинарная проблема, в основном узкоспециализировано — в рамках отдельных дисциплин. Недооценивается необходимость повышения уровня информационной культуры человека, непрерывного развития его когнитивных и коммуникативных способностей в условиях кардинальных социокультурных изменений.

В связи с этим представляется актуальным обращение к исследованию информационно-коммуникативной компетентности личности как одной из основных составляющих информационной культуры. С позиций культурологического подхода, информационно-коммуникативная компетентность личности рассматривается как часть социокультурной компетентности человека, позволяющая ему существовать в мире культуры — мире символов и знаков, социальных кодов, паттернов поведения и общения. В настоящей работе информационно-коммуникативная компетентность личности выступает как возможность человека, с одной стороны, ориентироваться в динамичной социокультурной среде и в пространстве разных культурс другой — наращивать объемы информации и знаний, выстраивать собственный стиль коммуникаций, отличающийся повышенной личностной активностью, новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных трансформаций.

Достижение определенного уровня информационно-коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности человека, в том числе и в системе российской государственной службы, представляется важным в контексте освоения инновационного стиля деловой культуры, устанавливающего новые стандарты, правила и нормы управленческой деятельности. Это продиктовано появлением «Web-стиля работы», «Web-стиля управления», стремительным развитием интерактивных и мультимедийных технологийразработкой и реализацией специальных программ и проектов (например, «Электронная Россия», «Электронная подпись») — перспективой активного функционирования «Электронного правительства».

Значимой делает тематику диссертационного исследования проведение административной реформы государственного управления, направленной на повышение эффективности функционирования структур государственной службы Российской Федерации. Ее результативность во многом определяется людьми, обладающими информационно-коммуникативной компетентностью, способными повлиять на ход принятия управленческих решений, придать деятельности структур государственной службы инновационный характер.

Исходя из этого, возрастает потребность включения государственного служащего в систему непрерывного образования, связанную с повышением де-, ловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентностиобучения его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.

Изучение культуры информационного взаимодействия в обновляющемся социокультурном пространстве — самостоятельное направление зарубежных и отечественных культурологических исследований. Коммуникативный и компетентностный подход занимают одно из центральных мест в работах философско-культурологического направления, активно разрабатываются в социально-гуманитарном знании. Между тем специальных научных трудов, в которых бы исследовались проблемы социокультурной компетентности в целом и информационно-коммуникативной компетентности в частности, в отечественной культурологии еще не создано. Информационно-коммуникативная компетентность как категория культуры только начинает осмысливаться в социальных и гуманитарных науках — социальной и культурной антропологии, педагогике, акмеологии. Исходя из этого, обращение к философско-культурологическим аспектам пока еще мало изученной проблемы также обусловливает актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Многоаспектный характер и сложность проблемы диссертационного исследования потребовали обращения к обширному кругу научной литературы, в котором можно выделить три основных блока.

Первый блок включает исследования, раскрывающие динамику современных социальных и культурных изменений, тенденции формирования новых смыслов бытия (работы И. Ю. Алексеевой, О. Н. Астафьевой, А .С. Ахиезера, Б. А. Вороновича, К. Х. Делокарова, JI.H. Москвичева, В. М. Розина, П. А. Сорокина, К. Б. Соколова, Н. А. Хренова, В. Н. Шевченко,.

П. Штомпки). Работы общеметодологической направленности, дополненные философско-культурологическими исследованиями, составили представления диссертанта о теоретических основах становления глобального информационного общества, помогли осмыслить проблемы развития человека в динамике социокультурных изменений (Д. Белл, И. Масуда, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс, Ю. Хабермас, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин, М. Ю. Тихонов и.

ДР-).

Второй блок научных трудов связан с обращением к проблеме обоснования нового типа культуры — информационной культуры, которая создает возможности для включения личности в новое информационно-коммуникативное пространство. Анализ различных аспектов информационной культуры, связанных с открывающимися перед человеком перспективами в различных сферах деятельности, представлен в многочисленных работах современных отечественных культурологов (И.М. Андреева, М. Г. Вохрышева, Н. И. Гендина, Н. Е. Добрынина, B.C. Жидков, Ю. С. Зубов, Н. В. Лопатина, С. Т. Махлина, С. М. Оленев, Б. А. Семенковер, И. Г. Хангельдиева и др.). Решению задач развития информационной культуры государственных служащих посвящены работы Л. В. Василенко, Ю. С. Зубова, Н. В. Макаровой, Т. А. Поляковой, И. Н. Рыбаковой, Н. А. Слядневой и др.

Третий блок научных трудов, наиболее значимый для исследования категории «информационно-коммуникативная компетентность» личности, являющейся одной из основных составляющих информационной культуры, немногочислен. К ним можно отнести работы разных научных направленийфилософских, социологических, культурологических, педагогических. Рассматривая понятие «информационно-коммуникативная компетентность», автор диссертационного исследования помимо информационного и коммуникативного подходов, обращается к семиотическому подходу, сложившемуся в философско-культурологическом знании в трудах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. Барта, Ж. Бодрийяра, а также современных отечественных исследователей -, Д. Б. Гудкова, А. П. Садохина, В. Т. Клокова и др. Среди основных культурологических работ, где рассматриваются проблемы культурной компетентности как результата социализации и инкультурации, отметим исследования Э. А. Орловой и, А .Я. Флиера.

Вопросы компетентности государственных служащих занимают одно из важных мест в научных разработках Л. Н. Захаровой, А. И. Ионовой,.

A.И. Пономарева, Ю. А. Тихомирова и др. Теоретические подходы к исследованию информационно-коммуникативной составляющей государственного управления содержатся в исследованиях П. И. Визира, В. Е. Козловского,.

B.А. Кулинченко, Ю. И. Матвеенко. В них подчеркивается, что в периоды социокультурных трансформаций особое внимание уделяется формированию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, развитию системы непрерывного образования. Вклад в изучение данной проблемы также внесли Я. А. Ваграменко, Т. Н. Тимофеева, А. Ю. Уварова, В. Ф. Шолохович и другие исследователи.

Компетентностный подход в образовании находит свое решение в работах А. Н. Афанасьева, А. Г. Бермуса, Э. Ф. Зеера, Ю. Г. Татура, Ю. В. Фролова, В. Д. Шадрикова. Теоретические аспекты медиаобразования в современном обществе с позиций культурологического анализа представлены в монографиях Н. Б. Кирилловой, К. К. Колина, Б. М. Сапунова и др.

Несмотря на достигнутый уровень разработки вопросов, сопряженных с темой диссертации, в целом в настоящий период ощущается недостаток работ по проблематике информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в современных условиях. Представленное исследование является попыткой восполнить данный пробел.

Объект исследования — информационно-коммуникативная компетентность личности.

Предмет исследования — информационно-коммуникативная компетентность российских государственных служащих.

Цель диссертационного исследования — раскрыть содержание понятия информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных изменений.

Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

— выявить особенности современного информационно-коммуникативного пространства, складывающегося в результате кардинальных социокультурных изменений, и характерные черты нового типа культуры — информационной культуры;

— раскрыть суть культурологической категории «информационно-коммуникативная компетентность» как одной из составляющих информационной культуры личности и выделить основные компоненты в структуре данной категории;

— показать влияние процессов информатизации и компьютеризации социокультурной среды на становление информационно-коммуникативной компетентности личности;

— определить ведущие принципы и подходы к повышению уровня информационно-коммуникативной компетентности российских государственных служащих как части их информационной культуры в условиях современных социокультурных изменений;

— разработать и предложить рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в Российской Федерации.

Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили аппарат культурологии, социальной и культурной антропологии, социальной философии, социальной информатики, семиотики. Концептуализация категории «информационнокоммуникативная компетентность» личности в условиях современных социокультурных изменений стала возможной благодаря обращению к меж-, дисциплинарному подходуиспользованию системного, функционального, структурного принципов теоретического анализа.

Для решения культурологических задач исследования большое значение имеют концепция диалогической коммуникации М. М. Бахтинатеория коммуникативного действия Ю. Хабермасатипология культур Ю. М. Лотманатеория информационного общества Т. Стоуньера, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, М. Кастельсатеория культурной грамотности Э. Хиршаконцепция социокультурной компетентности А. Я. Флиера.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— рассмотрены характерные тенденции глобализирующегося информационного пространства рубежа XX — XXI веков — информатизация, компьютеризация, технологизация, виртуализация, медиатизация, — которые усложняют и динамизируют социокультурную среду. При этом они не только расширяют возможности для развития человека, но одновременно обостряют сложнейшие проблемы социокультурного характера, связанные со способностью адаптироваться к трансформациям современного мира;

— раскрыты сущность нового типа культуры — информационной культуры — и ее особенности, обусловленные изменениями характера создания, доступа, хранения и передачи информации, способов коммуникации, а также символического ряда культуры, с помощью которого в процессе коммуникации передается накопленное знание и усваивается новая информация;

— концептуализирована информационно-коммуникативная компетентность как одна из составляющих информационной культурыраскрыта специфика введенной в научный оборот категории «информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих" — выявлены ее системообразующие структурные компоненты — когнитивный, мотивацион-ный, коммуникативный, рефлексивный, технологический;

— показано, что процесс становления информационно-коммуникативной компетентности личности обусловлен сложностью феномена «информационная культура» и определяется сферами ее функционирования — специализированная (сфера профессиональной деятельности), обыденная (сфера повседневности) — видами и формами (мультимедиа, экранная культура, сетевая культура, виртуальная реальностьгипертекст и т. д.);

— обоснована целесообразность повышения уровня информационной культуры и информационно-коммуникативной компетентности путем включения государственных служащих в процесс непрерывного образования, поскольку повысить эффективность деятельности структур государственной службы способен лишь специалист, творчески осваивающий изменения, происходящие в информационном пространстве;

— предложены рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в их профессиональной культуреразработана программа учебного курса «Основы формирования информационно-коммуникативной компетентности личности», цель которого — подготовка государственных служащих к осуществлению эффективной инновационной профессиональной деятельности, успешной самореализации в условиях информатизации и компьютеризации общества.

Теоретическая значимость исследования определяется новыми подходами в культурологических изысканиях, основанных на комплексном использовании знаний смежных наук в изучении феномена информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений. Полученные результаты могут применяться для дальнейших научных исследований в области теории и истории культуры, философии культуры, прикладной культурологии.

Практическая значимость исследования определяется концептуализацией информационно-коммуникативной компетентности личности как показателя уровня информационной культуры, введением в культурологический оборот категории «информационно-коммуникативная компетентность» личности, а также возможностью использования результатов работы:

— в дальнейшем изучении проблемы информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих с целью формирования культурологической концепции «социокультурной компетентности»;

— при чтении учебных курсов и лекций по теории культуры, культурологии, философии культуры;

— в системе повышения квалификации государственных служащих, а также в процессе проведения аттестаций и квалификационных экзаменов;

— при разработке проектов реформирования системы государственного управления.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы были апробированы автором в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях. Среди них: ежегодная межвузовская аспирантская конференция «Государство и государственное управление в XXI веке» (Калининград, 2003 г.) — XI международная конференция «Математика. Компьютер. Образование» (Дубна, 2004 г.) — научная конференция «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2004 г.) — международная конференция «Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты (Краснодар — Геленджик, 2004 г.) — III международная конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира» (Москва, 2004 г.) — ежегодная межвузовская аспирантская конференция «Россия: тенденции и перспективы развития (Москва, 2004 г.), а также на круглом столе «Философские и психологические вызовы динамики современной культуры» в рамках VIII международного конгресса по философии и культуре (телемост Россия — США, Москва, 2005 г.) — на научно-методологических семинарах «Культура и культурная политика» (Москва, РАГС при Президенте РФ, 2003 — 2007 гг.).

Выводы, методические рекомендации, сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором 11 научных работах, общим объемом 5,0 пл.

Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 10 октября 2006 г. (протокол № 3) и была рекомендована к защите на заседании диссертационного совета Д — 502.006.07 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 01 февраля 2007 г. (протокол № 1).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов как теоре-' тического, так и практического характера:

1.В работе показано, что масштабные социокультурные изменения, связанные с развитием и внедрением новейшей компьютерной техники и информационных технологий (как следствие научно-технического прогресса, расширения масштабов знания), оказывают существенное влияние на социальную и культурную сферы жизни. Говоря о современном информационном пространстве, необходимо исходить из исторической преемственности процесса информатизации, имеющего глобальный характер и охватывающего все стороны общественной жизни, трансформирующего тексты и смыслы культуры, образ и стиль жизни человека, повышающего эффективность всей социально значимой деятельности на основе применения современных информационно-коммуникативных систем и технологий.

С позиций культурологии представляется методологически обоснованной широкая трактовка понятия «информационное общество» как феномена современного мира, не имеющего аналогов по масштабу и сложности, целостность которого образуется в результате взаимодействия интенсивно развивающейся технической сферы и внедрения технологических инноваций. Это позволяет преодолевать пространственные ограничениятрансформирует экономическую системуприводит к преобразованиям в социальной и культурной сферах и т. д.

2. Аргументировано положение о том, что в современном информационном пространстве необходимо интенсивно развивать новую информационную культуру, которая перестраивает не только сферу экономики, управления, образ жизни и характер коммуникации, но и влияет на человеческую ментальность, самосознание и поведение человека. Новый тип культурыинформационная культура — рассматривается с точки зрения историческо-культурологического подхода, что позволяет обозначить основные этапы в ее развитии, не всегда синхронизирующиеся с фазами преодоления информационных кризисов и приращения новых смыслов. В контексте поиска адекватного определения информационной культуры предлагается исходить из синергии составляющих данной категории — «информация» и «культура», а также качественно новых аспектов, появляющихся в результате их взаимосвязи и взаимовлияния. Такая методологическая установка позволяет избежать конфронтации двух полярных подходов — гуманитарного и технократического и прийти к выводу, что использование понятия «информационная культура» в прикладном значении раскрывает лишь часть той информационной культуры, которая формирует социокультурное пространство. Использование информационной культуры как фундаментального понятия заключает в себе исторические механизмы самоадаптации к меняющейся информационно-коммуникативной среде, которые активизируют социальную практику, оставляют в прошлом отжившие традиции, утверждая вместо них новые поведенческие нормы и духовные ценности информационного мира.

3. Исследование показывает, что в современной культуре одновременно сосуществуют два противоречивых процесса: с одной стороны, информатизация культуры закладывает основы для формирования глобально мыслящего субъекта, расширения его информационно-коммуникативной компетентностис другой — в результате действия множества разнообразных процессов возрастает фрагментарность, «информативность» личности. Человек подвергается угрозе «культурного шока» в пространстве, казалось бы, собственной культуры — это проявляется в ускорении темпов жизни, нестабильности, мимолетности, фрагментарности коммуникаций. Противоречия выражаются и в том, что глобальное информационное пространство открывает широкие просторы для развития человека, использующего информационные ресурсы посредством различных технических форм. Компьютерная грамотность раздвигает рамки доступа индивидов к любой информации, обнаруживает новые перспективы для глобализации образования, постижения разных видов и форм информационной культуры, позволяет человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные динамизмом современных процессов. Нельзя не принимать во внимание сложность и неоднозначность формирующихся с помощью технических средств медиа-пространств, компьютерных информационно-коммуникативных сред (в том числе компьютерной виртуальной реальности). В связи с этим их подлинная роль и объемы в контексте культуры, степень влияния на человека, возможность сохранения целостной личности требуют дальнейшего изучения.

4. Новые глобальные информационные технологии не только открывают невиданные до того возможности для развития человека, его информационно-коммуникативной компетентности, но одновременно ставят перед ним и культурой сложнейшие проблемы общефилософского характера, связанные с дегуманизацией культуры, рационализацией мышления, технологичностью жизни. Изменения, обусловленные процессами информатизации, технологизации, виртуализации и медиатизации культурного пространства, расширяя способы передачи социокультурного опыта, одновременно исключают ряд традиционных для становления личности социокультурных технологий. Это направляет поиск в новое русло и ведет не только к решению задачи адаптации человека к иным жизненным ситуациям, но и к новому пониманию мира, моделированию собственных перспектив творческой самореализации в контексте происходящих трансформаций, в первую очередь, посредством формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности личности.

5. В работе концептуализирована категория «информационно-коммуникативная компетентность личности», которая рассматривается как одна из основных составляющих информационной культуры. Современная научная разработка проблемы компетентности дает возможность выделить в этом понятии два среза: индивидуальное и социальноепозволяет конкретизировать данную дефиницию, рассматривая, во-первых, в качестве индивидуальных способностей личности к эффективной реализации на практике специальных профессиональных знанийво-вторых, как результат целесообразной и рациональной деятельности общества по разработке определенных требований и регламентации в сфере деловой культуры. Компетентность предполагает не только сформированные умения, но и постоянное обновление знаний, а также мобильность и готовность применить эти знания в конкретных ситуациях — для того чтобы успешно функционировать в обществе.

В, настоящей работе информационно-коммуникативная компетентность личности раскрывается как возможность человека, с одной стороны, ориентироваться в динамичной социокультурной среде, взаимодействовать в пространстве разных культурс другой — наращивать объемы информации и знаний, выстраивать собственный стиль коммуникаций, отличающийся повышенной личностной активностью, новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных трансформаций, учиться действовать в информационно-технической среде. Однако информационно-коммуникативная компетентность личности предполагает не только освоение традиций культуры, образцов и стилей поведения, мира символов, идей и ценностей, но и формирование у человека знаний, дающих видение вещей в определенной форме и смысловом контексте.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что информационно-коммуникативная компетентность зависит не только от объективных характеристик — объема знаний и умений в сфере создания и использования информационных продуктов, степени владения новыми коммуникативными практиками и т. п., но и от личностных характеристик — когнитивных и социальных установок, интересов и ценностей индивидуума.

6. В структуре категории «информационно-коммуникативная компетентность личности» выделены следующие компоненты:

— когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);

— мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);

— коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);

— рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);

— технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).

Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих Российской Федерации является сформированной человеком способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности в системе российской государственной службы.

7. Исследование показывает, что в периоды социокультурных изменений динамика численности государственных служащих, информационно-коммуникативно-компетентных, адекватно реагирующих на инновации, снижается, так как процессы информационного взаимообмена не всегда гарантируют наличие общности понимания. Соответственно, необходимо уделять особое внимание системе образования как интегрирующему социокультурному институту, который формирует картину мира, передает не только основы логико-рациональной деятельности, но и способствует установлению новых ценностно-смысловых порядков. Достигнутая в процессе обучения информационно-коммуникативная компетентность государственного служащего является критерием динамики и качества становления личности, способной к успешной самореализации в системе государственного управления.

Основная цель совершенствования обучения государственных служащих в сфере информационной культуры состоит в осмыслении и продуцировании управленческой информациив росте их информационно-коммуникативной компетентности, уровня деловых качествосвоении новых форм общения, адекватных темпоритму происходящих изменений. Наряду с этим для государственных служащих крайне важными становятся знания, умения и навыки по проектированию социокультурного пространства.

Доказано положение о том, что формирование информационной культуры государственных служащих в условиях информатизации общества и реформ, происходящих в системе государственного управления, должно включать в себя профессиональную переподготовку в системе высшего и послевузовского образования, основанную на обучении новым информационным технологиямспециализированные курсы по информационной культуресамообразование как путь повышения восприимчивости к инновациям и развитие способностей к быстрому освоению новых информационных форм.

8. В диссертации предложены механизмы совершенствования информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих, которые оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг в системе государственного управления. В рамках решения данного вопроса разработана программа учебного курса «Основы формирования информационно-коммуникативной компетентности личности». Его цель — подготовка государственных служащих к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях развития информационных технологий.

Полагаем, что внедрение этого учебного курса или его отдельных модулей в образовательный процесс позволит государственным служащим не только осмыслить понятие «информационно-коммуникативная компетентность личности», но и сформировать представление о степени развития своей информационно-коммуникативной компетентности, определить векторы ее дальнейшего формирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. — № 1. — С. 30 — 35.
  2. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. -М.:ИФРАН, 1993.-218с.
  3. А.И., Орлова Э. А. Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987.
  4. О.В. Основы информационной культуры: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2004. -195 с.
  5. О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002.-296 с.
  6. О.Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях социокультурных трансформаций // Культура и образование в информационном обществе. Краснодар, 2003. -С. 64−66.
  7. О.Н. Синергетический дискурс современных информационно-коммуникативных процессов // Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С. 419 — 443.
  8. О.Н. Становление нового типа культуры в условиях формирования информационного общества // Проблемы человека и общества в условиях становления новой России / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005.-С. 12−27.
  9. О.Н. Полилог в условиях транснационализации культурного пространства: новая реальность глобализирующегося мира // Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск 4. М.: Изд-во РАГС, 2006. -С.6−18.
  10. И. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 272 с.
  11. А.А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества // Бюллетень Владикавказского института управления. 2001. — № 1. — С. 14 — 20.
  12. А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 54 — 57.
  13. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -№ 11.- 2004. С. 3 — 11.
  14. B.C. Человек и общественный мир как система // Личность. Культура. Общество. 2005. — Т. VII. — Выпуск 2.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  16. А.А. Культурология: Антропологические теории культур. -М.-.РГГУ, 1998.-240 с.
  17. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  18. Г. И. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. Л. Бачилло. М.: ИНИОН РАН, 2002. — С. 30 — 48.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: «Academia-Центр», «Медиум», 1995. -360 с.
  20. Т.Г. Современная культурная политика и реформа сферы культуры в России // Социально-экономические процессы переходного периода. М.: Изд-во РАГС, 1999. — С. 102 -129.
  21. . Америка. М.: В. Даль, 2000.
  22. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10.
  23. С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.-270 с.
  24. Г. Э. Культурная политика европейских стран: опыт и проблемы: Диссертация. к.филос.н. -М., 1997. 157 с.
  25. М. Информатика. Основополагающее введение. Часть 1. -М.: Диалог-Мифи, 2000. 224 с.
  26. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: Сборник научных статей /. Отв. ред. А. Н. Кочергин. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С. 76 — 90.
  27. Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 288 с.
  28. JI.A. Информационная культура // Синергетика. Философия. Культура. М.: Изд-во РАГС, 2001. — С. 50 — 65.
  29. Л.А., Рыбакова И. Н. Информационная культура в системе государственного управления. -М.: Изд-во РАГС, 2004. -148 с.
  30. Л.А. Инновационная подготовка государственных служащих // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Проспект», 2006. — С. 362 — 382.
  31. В.В. «Космос» коммуникаций: новые понятия и традиционные образы // Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С. 461 — 473.
  32. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 253 с.
  33. О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. 1999. -№ 3.-С. 29−34.
  34. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 384 с.
  35. Влияние Интернета на сознание и структуру знания: сборник статей. М.: Институт философии РАН, 2004. — 137 с.
  36. М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Выпуск 6:
  37. Методология и организация информационно-культурологических исследований / Науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. М., 1997. — С. 34−43.
  38. . Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2003.480 с.40f Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Открытое образование. -2005.-№ 6.-С. 74−82.
  39. Г. И., Плюхин JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. М., 1998.
  40. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь Мир, 2004. -120 с.
  41. А. А. Культурные ценности в современном информационном пространстве: культурологический аспект // Обсерватория культуры. 2005. — № 3. — С. 68 — 73.
  42. Глобализация и проблемы идентичности в многообразном мире / Отв. ред. Тимофеев Т. М.: ОГНИ ТД, 2005. — 272 с.
  43. А., Никифоров О. К вопросам системотеоретической презентации медиа коммуникации // Луман Н. Медиа коммуникации / Пер. с нем. М.: Изд-во «Логос», 2005. — С. 267 — 276.
  44. С.И. Специалист. Образование, компетентность, новаторство: научно-практическое пособие. -М.: Либерея, 2005. 137 с.
  45. О.И. Личность в глобализирующемся пространстве: наброски к портрету // Человек. Культура, общество в контексте глобализации. М.: РЖ «Академический проект», 2007.
  46. В.И. Ценностный характер социокультурных коммуникаций в информационном пространстве современной гуманитарной культуры // Культура и глобальные вызовы мирового развития: V международные Лихачевские научные чтения. Спб.: Изд-во СПбГУП, 2005.
  47. А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / Под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУКИ, 1994. -С. 15−24.
  48. С.В. Информационная культура личности в постиндустриальном обществе: Диссертация. канд. филос. наук. Пермь, 2005.-228 с.
  49. П.С. Культурология: курс лекций. М.: Проект, 2003.336 с.
  50. А.А., Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. -297 с.
  51. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2004. -191 с.
  52. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. -С. 70- 100.
  53. В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. М.: Эко-Трендз, 2002. -245 с.
  54. Г. М. Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема // Личность. Культура. Общество. 2002. — Том IV. — Вып. 1−2 (11−12). — С. 318 -333.
  55. В.В. На пути к информационному обществу. М.: Изд-во ИПК работников телевидения и радиовещания. — 2006. — 192 с.
  56. В.К. Философия русской культуры. М.: Изд-во РАГС, 2006. 552 с.
  57. B.C. Философия открытого мира. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2001.
  58. Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: философско-методологический аспект. М.: Изд-во РАГС, 1996. -160 с.
  59. Единое информационное пространство России: федеральный и региональный компоненты: Материалы международной научной конференции. Часть I. Краснодар- МАИ- РАО, 2004. — 419 с.
  60. И.Е. Компетентность как интегрированная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Автореф. дис.. к.псих.н. -М., 1999.-24 с.
  61. .С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2000.-591 с.
  62. Ю. Глобализация в контексте развития современной цивилизации // Свободная мысль XXI. — 2002. — № 4. — С. 27 — 39.
  63. А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  64. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.-216 с.
  65. JI.M. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 300 с.
  66. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Изд-во исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2004. -29 с.
  67. Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учебное пособие для вузов культуры и искусства. Краснодар: Изд-во Краснодарской государственной академии культуры, 1996. -136 с.
  68. Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / Под. ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. -М.: Изд-во МГУКИ, 1994. -199 с.
  69. В.В. Основы информационной культуры: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1999.-196 с.
  70. В.Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Ростов-на-Дону: Март, 2000. — 256 с.
  71. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. -М.: Логос, 2000. 303 с.
  72. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тезисы докладов. Краснодар, 1998. — 477 с.
  73. А.И. Этика и культура государственного управления: учебное пособие. Издание 2-е. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 176 с.
  74. М.С. Философия культуры. Становление и развитие. -СПб.: Лань, 1998.-434 с.
  75. Ю.В. Информационное обеспечение государственного управления. М., 2001.
  76. А.И. Информатизация социокультурного пространства. М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2004. — 507 с.
  77. А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2003. — 784 с.
  78. И.Т., Щавелев С. Н. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004. — 432 с.
  79. М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-328 с.
  80. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: Academia, 2000. — 608 с.
  81. Н.С. Глобализация и мультикультурализм. М: Изд-во РУДН, 2005. -332 с.
  82. Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005.-400 с.
  83. Н.Б. Глобальная медиасреда и парадоксы экранной культуры // Экранная культура в современном медиапространстве. М. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. — С. 28 — 40.
  84. Н.Б. Медиа-культура: от модерна к постмодерну. -М.: Академический проект, 2006.-447 с.
  85. Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологическая теория организации. М.: Гуманитарный центр, 2005. — 312 с.
  86. Т.Г. Экранная культура в меняющемся мире // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: сборник научных трудов. М.: Изд-во ГПНТБ России, 2003. — Т. 3. — С. 1241 — 1245.
  87. В.Т. Основные направления лингвокультурологических исследований в рамках семиотического подхода // Теоретическая и прикладная лингвистика. Выпуск 2. Язык и социальная среда. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — С. 60 — 67.
  88. JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1994.
  89. О.Н. Социокультурные изменения и выбор стиля // Соц.-гуманитарные знания. 2000. — № 4.
  90. К.К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma mater (Вестник Высшей школы). 2002. — № 2. — С. 16 — 22.
  91. К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект- Фонд «Мир», 2002. — 432 с.
  92. К.К. Современное общество на пути к информационной цивилизации // Теория и практика применения информационных технологий в структурах государственной службы: сборник научных статей. -М.: Изд-во РАГС, 2003.-С. 6−25.
  93. К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы // Системы и средства информатики. Специальный выпуск / под ред. К. К. Колина. М.: ИЛИ РАН, 2006. -С. 7−58.
  94. Р. Социология философий. Глобальные теории интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.
  95. В.И. Информация и феномен информации Пущино, 1991.
  96. С.В. Формирование информационной культуры государственных и муниципальных служащих: Автореф. дис.. к.соц.н. -Волгоград, 1999.-25 с.
  97. М.А. К вопросу об истоках современной лингвокультурологии // Проблема лингвистики текста в культурологическом освещении. Таганрог, 2001. — С. 15 — 24.
  98. В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. -М.: Гнозис, 2002.-283 с.
  99. А., Клакхон К. Культура: критический обзор концепций и определений // Культурология. 2000. — № 1. — С. 105 — 183.
  100. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / Под общей ред. Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — 397 с.
  101. Культура и образование в информационном обществе: Материалы международной научной конференции. Краснодар- МАИ- РАО, 2003.-434 с.
  102. Культурное и языковое разнообразие в информационном обществе. СПб.: ЮНЕСКО, 2004. — 96 с.
  103. Культурология: от прошлого к будущему. / Под ред. Разлогова К. Э. М.: Изд-во Российского института культурологии, 2002. — 367 с.
  104. С.П. Синергетика и новое мировидение // Синергетика. Философия. Культура. М.: Изд-во РАГС, 2001. — С. 4 — 9.
  105. И.Н. Информационное общество и Россия: особый путь // Информ-ревю. 1997. — № 4. — с. 21 — 27.
  106. В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 238 с.
  107. Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Изд-во ПРИОР.-2001−428 с.
  108. И.Н. Эволюция культуры в панцивилизационном процессе // Глобализация: сущность, проблемы, перспективы. М.: Изд-во РАГС, 2003.-С. 209−216.
  109. Д.С. Об интеллигенции. СПб.: Изд-во «Русские самоцветы», 1997.
  110. А.В. Личность в условиях информатизации общества: Диссертация. к.соц.н. Курск, 2000. -125 с.
  111. Н. Медиа коммуникации / Пер. с нем. А. Глухов, О. Никифоров. М.: Изд-во «Логос», 2005. — 276 с.
  112. H. Невероятность коммуникации // Проблемы теоретической социологии. Выпуск 3. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
  113. У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. -2003.-№ 1.-С. 80−87.
  114. М. Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной продукции. Киев: Ника-Центр, 2003. — 412 с.
  115. Н.О. Система социокультурной коммуникации:регулятивная функция и перспективы развития: Автореф. диск.культур. 1. М., 2002.-18 с.
  116. Н.Д. Социокультурные основания процесса формирования личностной структуры человека в условиях становления информационного общества: Дис. канд. культур. Кемерово, 2003. — 213 с.
  117. В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997.-207 с.
  118. Е.А. Основы информационной культуры // Социс. -1994.-№ 11.-С. 59−67.
  119. В.М. Культура и история. М., 1997. — 235 с.
  120. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 208 с.
  121. М.Ж. Определение влияния сети Интернет: первый шаг к объяснению понятия «информационное общество» // Международный форум по информатике.-2001.-Т. 26.-№ 1.-С. 18−25.
  122. Л.А. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 624 с.
  123. Л.А. Философия науки. М.: Изд-во Флинта, 2005.464 с.
  124. В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. -2006.-№ 2.
  125. В.В. Философия и метаморфозы культуры. М.: Современные тетради, 2005. — 424 с.
  126. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.
  127. JI.H. Воспроизводство научного потенциала социальных и гуманитраных наук // Социологические исследования. -1998.-№ 5.-С. 54−64.
  128. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: Мир, 2004. — 367 с.
  129. Новая постиндустриальная волна на Западе (антология) / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 632 с.
  130. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т.1. — М.: Мысль, 2001.-636 с.
  131. Новейший философский словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-672 с.
  132. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  133. П.М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 2000. — 266 с.
  134. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета / Под общ.ред. Королевой А. П. — М.: Традиция, 2001. 280 с.
  135. А.А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М.: Фаир-Пресс, 2004.-384 с.
  136. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: ИТИ Технологии, 2005. 944 с.
  137. Окинавская хартия глобального информационного общества // Развитие информационного общества в России // Концепции и программы: сборник докладов и материалов / Под ред. Н. В. Борисова и Ю. Е. Хохлова. -СПб., 2001.-С. 63−71.
  138. С.М. Детерминация культурогенетического процесса: информационные и метаинформационные факторы. М.: Изд-во МГУКИ, 2002.-200 с.
  139. А.В. Коммуникативные глобальные технологии и развитие человека // Глобализация и перспективы современной цивилизации / Отв. ред. Делокаров К. Х. М.: КМК, 2005. — 236 с.
  140. Э.А. Культурная (социальная) антропология. -М.: Академический проект, 2004. 480 с.
  141. Ю.М. Общение. Лекции по психологии. М., 1997. — 96 с.
  142. Е.Д. Проблема информационного воздействия на сознание в постиндустриальном обществе // Личность. Культура. Общество. 2007. — № 1 (34). — С. 226 — 240.
  143. Е.Н. Информатизация обучения // Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999. — С. 196 — 204.
  144. А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.
  145. Т.А. Формирование информационной культуры личности и общества активная социокультурная технология эпохи информатизация // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тезисы докладов. — Краснодар, 1998. — С 86 — 88.
  146. Л.И. Компетенция и компетентность персонала государственной службы // Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение: сборник научных трудов. М.: РАУ, 1994.
  147. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2003.656 с.
  148. Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. Воронеж, 2000. -С. 36.
  149. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с анг. под ред. Белопольского В. И. М.: Когито-центр, 2002. — 395 с.
  150. К.А. Социология. -М.: Владос, 1995. 192 с.
  151. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989. -С. 50−69.
  152. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 286 с.
  153. Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред.
  154. B.М. Филиппова. -М.: Центр образовательной политики, 2003.-303 с.
  155. Ро О. С. Передовые технологии коммуникации // Социс. 2001. -№ 3.-С. 64−77.
  156. Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология. М.: ИНИОН РАН, 1993.1. C. 17−26.
  157. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова М.: Норма-Инфра М, 1999. — 672 с.
  158. И.Н. Становление информационной культуры в системе государственного управления: Диссертация. к.соц.н. М., 2003. -154 с.
  159. А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высшая школа, 2005. — 310 с.
  160. .М. Образование и медиакультура // Высшее образование в России. 2004. — № 8. — С. 26−34.
  161. .А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиограф. 1994. — № 1.
  162. Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. -1994. -№ 7.
  163. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ. под ред. А. Б. Кибрика. М.: Группа «Прогресс», 2001. — 655 с.
  164. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. М.: Речь, 2006. — 208 с.
  165. Системы и средства информатики: Специальный выпуск / Под ред. К. К. Колина. М.: ИЛИ РАН, 2006. — 493 с.
  166. В.И. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. -1974. № 7. — С. 15 — 21.
  167. Л.В. Информационная культура и цельное знание: избранные труды. М.: ИНИОН РАН, 2001. — 288 с.
  168. У. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество // Информационное общество. -1999. -№ 4.
  169. О.Б. Культура информационного общества: учебное пособие. М.: Изд-во технического университета, 2004. -165 с.
  170. О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России: Диссертация. д.философ.н. М., 2004. — 435 с.
  171. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. -Спб.: СПбГУП, 1996. 320 с.
  172. А.В. Контуры культурного пространства информационного общества // Вестник МГУКИ. 2006. — № 2. — С. 14−21.
  173. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -116 с.
  174. B.C. Культура // Новая философская энциклопедия: в 4-х тт. Т. 1. — М.: Мысль, 2001.
  175. Д.Ж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.-302 с.
  176. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986.
  177. М.М. Гипертекст: новая форма письменной коммуникации. -М.: ВИНИТИ, 1994. -157 с.
  178. Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. М.: Рефл-бук, 1999.
  179. Т.И. Образование в современном мире // Большая восьмерка в глобализирующемся мире: новые подходы в науке и образовании. СПб.: Астерион. — 2006. — 476 с.
  180. Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2005.-355 с.
  181. М.Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество: философские и методологические аспекты. М.: ЗелО, 1997.-110 с.
  182. Э. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  183. Э. Третья волна. М.: Изд-во ACT, 1999. — 784 с.
  184. М.Б. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997.-380 с.
  185. С.Г. Субкультура Интернет-сообществ // Культура России как ее стратегический ресурс. Тетради Международного университета (в Москве): сборник научных трудов. Выпуск 2. — М, 2004. -С. 210−220.
  186. С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2003.-224 с.
  187. А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975.-229 с.
  188. А.Д. Информатизация общества: введение в социальную информатику. М.: Высшая школа, 1990. -191 с.
  189. А.Д. На пути к модели образования XXI века // Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999. — С. 127 — 129.
  190. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002.-254 с.
  191. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 398 с.
  192. P.M. Энциклопедия современного управления. Т. 3. -М.: Финансы и статистика, 1992. -109 с.
  193. Философия науки. Выпуск 3: Проблемы анализа знания. М.: Институт философии, 1997. — 246 с.
  194. Философия техники: история и современность / Отв. ред. В. М. Розин. М.: ИФ РАН, 1997. — 283 с.
  195. А.Я. Культурная компетентность // Культурология для культурологов: учебное пособие. М.: Академический проект, 2000. -С. 240−242.
  196. Ф. Великий разрыв. М.: ACT: Ермак, 2004. — 474 с.
  197. С.С. Социология. М.: Юрист-Гардарика, 2000.344 с.
  198. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -М.: Наука, 2000. -380 с.
  199. Г. Информация и самоорганизация. М.: КомКнига, 2005. -248 с.'
  200. И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тезисы докладов. Краснодар, 1993.
  201. П., Кастельс М. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель. М.: Логос, 2002. — 224 с.
  202. Холмс Д. e-Gov. Стратегии электронного бизнеса для государства / Пер. с англ. М.: Астрель- ACT, 2004. — 350 с.
  203. Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование: Материалы международной научной конференции. Краснодар- МАИ- АГН, 2000. — 438 с.
  204. Д.С., Смолян Г. Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. -1997. № 4. — С. 15 -18.
  205. А.В. Теоретические основания концепции «информационного общества»: учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. — 52 с.
  206. А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2005.-432 с.
  207. B.C. Рациональность как ценность культуры: традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 176 с.
  208. В.Н. Россия: общество, государство, история. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  209. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
  210. А.И. Теория культуры. М.: ЮНИТИ-Дана, Единство, 2002.-519 с.
  211. О.В. Культура мультимедиа: учебное пособие для студентов. М.: Гранд, 2004. — 424 с.
  212. О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры. М.: МГУКИ, 2003. — 251 с.
  213. П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. — 664 с.
  214. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Symposium, 2000.91 с.
  215. Электронная культура и экранное творчество / Научный редактор Разлогов К. Э. М.: Академический проект- РИК, 2006. — 384 с.
  216. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. СПб.: РНБ, 2004. -120 с.
  217. С.А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации: Диссертация. к.псих.н. М., 2002. -175 с.
  218. И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. М.: Прогресс-традиция, 2006. -176 с.
  219. Л.Б. Информатизация и глобализация // Глобализация и экологическая безопасность: сборник научных статей. М.: Изд-во РАГС, 2004.-С. 38−50.
  220. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973.
  221. Denny R. Communicate to win. -London, 2001.
  222. Geerz C. The Interpretation of Cultures. -N.Y., 1995.
  223. Hirsh E.D. Cultural Literacy. N.Y., 1988.
  224. Keskinen A Future democracy in the information society // Futures. Quildfield, 2000. Vol. 33. — № 3 — 4. — P. 339 — 346.
  225. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. -Washington: World Future Soc., 1983.
  226. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990.
  227. Robertson D.S. The information revolution // Communication research. -N.Y., 1990. Vol. 17. -№ 2. -P. 235 — 255.
  228. Slembek E. Culture and Communication. Franfurt am Main, 1991.
  229. The international dimuenions of cyberspace law. Aldershot, 2000. -Vol.1.
  230. Wellman B. Computer networks as social networks // Annual review of sociology. 1996. — Vol. 22. — P. 213 — 238.
Заполнить форму текущей работой