Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования проанализированы в научных материалах и докладах на различных научных конференциях и форумах: VI Международная научная конференция «Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке» (Санкт-Петербург, 22−24 июня 2000 г.) — Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Технологии в системе образования
    • 1. Социокультурная функция образования
    • 2. Информационное общество и система образования
    • 3. Технологии в образовании информационного общества
  • Глава 2. Информационные технологии образования и техногенная культура
    • 1. Информационная культура и образовательное пространство
    • 2. Проблемы формирования информационной культуры
    • 3. Информатизация образования и формирование информационной культуры
    • 4. Информационные технологии образования в культурной парадигме информационного общества

Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в современном мире процессы общественного развития приводят к постепенной смене индустриального общества постиндустриальным, информационным. Информационнокоммуникационные технологии оказывают все большее влияние на общественное развитие, процессы информатизации затрагивают все социальные практики человека, все пространства его существования в современном обществе. Под их влиянием происходят изменения в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях информация становится одним из основных стратегических ресурсов и одним из ведущих факторов социального и культурного развития, а информационно-коммуникационные технологии превращаются в один из основных инструментов деятельности человека. При этом знания, являющиеся продуктом развития информационно-коммуникационных технологий, позиционируются как одна из движущих сил прогресса человеческой цивилизации, перехода от техногенной цивилизации к информационной. Вторгаясь в пространство культуры, эти технологии приводят к его трансформации, перестройке в соответствии с тенденциями развития информационной цивилизации. Поэтому одной из актуальных проблем современности является исследование влияния информатизации на пространство культуры.

Не менее важно, что процессы информатизации принимают глобальный характер в силу трансграничности информационно-коммуникационных технологий. В той или иной степени они затрагивают все страны современного мира. Переход к построению информационного общества характеризуется интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий, которые все чаще выступают основой существования и механизмом развития современной культуры, инструментом культуротворчества и задают основные векторы и динамику развития культурного пространства общества.

В контексте развития техногенного общества мы можем наблюдать процессы активного творческого воздействия на поле культуры. Наиболее существенно это проявляется в изменении форм ее существования, ценностных ориентиров и проективных стратегий. Ценности техногенной культуры постепенно становятся основаниями социального развития: модификация «культурного ядра» приводит к их проникновению в устоявшиеся поля традиционной культуры. Эти тенденции позволяют говорить о том, что техногенной культуре характерна не столько консервативная культуросберегающая, сколько инновационная активная культуроразвивающая функция. Техногенная культура, основанная на ускоряющемся изменении предметной среды, непосредственно окружающей человека, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, воздействует и на самого человека, расширяя его возможность непосредственного влияния на окружающую действительность.

Под воздействием информационно-коммуникационных технологий на техногенную культуру мы можем говорить о возникновении информационной культуры, которая приводит культурное пространство цивилизации в соответствие с направлением общественного развития, основанного на тотальной информатизации. В результате процессов информатизации появляются новые культурные поля — «электронная культура», «сетевая культура», «компьютерная культура», «экранная культура» и т. д., расширяющие техногенную культуру до информационной. Техногенная культура выступает в этом развитии технологической, инструментальной базой. По сути, новые культурные поля, ставшие порождением индустриального и техногенного общества, под воздействием процессов информатизации претерпевают значительные изменения в содержательном плане, нанизывая на каркас техногенной культуры новое медийное содержание.

Определяющую роль в формировании и развитии культуры играет образование, оставаясь одним из основных социальных инструментов социальной и культурной адаптации человека. Поэтому одна из первостепенных ролей в этих процессах принадлежит информатизации образования, разработке и внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Это находит отражение, в том числе, в стратегиях, принимаемых на государственном уровне. О чем, в частности, говорится в основных направлениях реализации национального проекта «Образование», в котором информатизация рассматривается в качестве одного из основных стратегических направлений модернизации отечественного образования.

Процессы тотальной информатизации требуют философского осмысления. На смену традиционным формам приходят цифровые, виртуальныеглобальные сети вводят в оборот новые формы коммуникации и взаимодействия культур, тем самым информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день выступают одним из инструментов культурогенеза, под их влиянием изменяется динамика современной культуры. Все это неминуемо ведет к трансформации и традиционных форм культуры.

Несмотря на наличие различных взглядов на информационную культуру, различных подходов к ее формированию, существует ряд как теоретических, так и практических проблем, решение которых требует специального и глубокого осмысления:

— на сегодняшний день информационная культура не нашла всестороннего философского анализа в контексте развития информационного общества. В теории становления информационного общества затрагиваются лишь отдельные ее характерные черты при отсутствии цельной и общепризнанной концепции формирования информационной культуры;

— чаще всего информационная культура человека исследуется достаточно узко в качестве профессиональной компоненты при подготовке специалистов в высшем образованиипри этом соответствующие ей культур-антропологические характеристики рассматриваются только с позиций профессиональной направленности образованиясама же она трактуется только как информационная культура отдельного человека;

— хотя информатизация современного образования влияет на специфику социокультурной адаптации, однако не носит всеобщий и целенаправленный характер при формировании информационной культуры человека как такового;

— образование не рассматривается как один из основных инструментов развития информационной культуры общества, тем не менее, чаще всего именно информационно-коммуникационные технологии, применяемые в образовании, создают условия, благодаря которым и происходят изменения в культурном пространстве информационного общества.

Рассмотрение проблем развития современной культуры в рамках становления информационного общества находится на пересечении различных направлений научной мысли. В исследованиях по теории становления постиндустриального, информационного общества Д. Белла, М. Кастельса, Я. Масуды, А. Тоффлера, Ф. Уэбстера и др. раскрываются основные черты информационного общества и на основе философского анализа тенденций развития этого общества с различных позиций устанавливаются основные характерные особенности его культуры. Особое значение при этом придается информационно-коммуникационным технологиям как основе существования и развития современной цивилизации. Различные аспекты информатизации современного общества рассмотрены в работах отечественных авторов (Р.Ф. Абдеев, В. Л. Иноземцев, К. К. Колин, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул и др.).

В условиях перехода от индустриального к информационному обществу пространство культуры претерпевает значительные изменения, философское осмысление которых отражено в исследованиях Д. Белла, К. Гелбрейта, Л. Мамфорда, А. Моля, Л. Уайта, Э. Фромма, Ю. Хабермаса и др. К рассмотрению культуры используются различные подходы, среди которых важнейшими представляются следующие: деятельностный (М. С. Каган, Э.С.

Маркарян), информационно-семиотический (X. Гадамер, Э. Кассирер, Ю. М. Лотман, А. Моль, В. С. Степин, JL Уайт и др.). В условиях применения информационных технологий для моделирования объектов и процессов реального мира возникает новое культурное пространство — виртуальное, исследования закономерностей возникновения и развития которого отражены в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, С. Жижека, Р. Холетона, У. Эко и др. Влияние развития информационного общества на трансформацию культуры рассматривается многими исследователями в контексте постмодерна (Ж.Бодрийяр, Б. Були, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, Ш. Теркл и др.).

Философскому анализу социальных аспектов формирования культуры информационного общества посвящены работы Э. Гидденса, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, С. Н. Иконниковой. Влияние информатизации общества на изменения в массовой культуре через тотальное использование информационно-коммуникационных технологий нашло свое отражение в исследованиях зарубежных (К. Гелбрейт, М. Кастельс, М. Маклюэн и др.) и отечественных авторов (A.B. Костина, Т. Ф. Кузнецова, Е. Г. Соколов и др.). В последнее время уделяется внимание философскому анализу динамики культуры информационного общества (A.B. Соловьев). Тем не менее, в современной философии не достаточное внимание уделяется проблемам изменения культуры под влиянием использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

Социокультурная роль образования как фактора вхождения человека в современное информационное общество рассмотрена с философских позиций М. С. Каганом, Ю. М. Лотманом, B.C. Степиным и др. В условиях перехода к информационному обществу предлагаются различные концепции модернизации образования, отвечающие современным тенденциям общественного развития: личностно-ориентированная концепция образования (И. Дерболав, О. Больнов, М. Лангевельд, П. Керн, Г.-Х. Виттиг, Е. Майнберг и др.), культуро-центристская концепция образования (A.C.

Запесоцкий), деятельностный или проектный подход (Г.П. Щедровицкий), социокультурная образовательная парадигма (В.А. Болотов, В. В. Лаптев, В.А. Шаповалов). Проводятся системные культурфилософские исследования концепций и моделей современного образования (Н.Г. Агапова).

Анализ различных аспектов информатизации образования, использования информационно-коммуникационных технологий в обучении нашли отражение в работах В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунского, К. К. Колина, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Ф. Янушкевича и др. Влияние информатизации образования на формирование информационной культуры рассматривается в работах М. П. Лапчика, Е. С. Полат, Л. А. Прониной, Е. К. Хеннер и др. Однако, информационная культура рассматривается данными авторами в основном как необходимая характеристика специалиста, профессиональная деятельность которого связана с применением информационно-коммуникационных технологий. Отдельные аспекты формирования информационной культуры с общеобразовательных позиций рассматриваются В. А. Шаповаловым, К. К. Колиным, Е. А. Ракитиным, А. Г. Гейном, Н. И. Гендиной и др.

Исследованию философских оснований информационной культуры общества и личности посвящены работы Г. Г. Воробьевой, М. Г. Вохрышевой, A.A. Гречихиной, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубовой, Е. А. Медведева, В. М. Петрова, Э. Л. Семенюк, Л. В. Скворцова, И. Г. Хангельдиевой и др., в которых данные авторы с разных точек зрения определяют содержание понятия информационной культуры, раскрывают его структуру.

Современные исследователи (В.А. Виноградов, В. Ж. Келле, Я. Питерзе, И. С. Семененко, А. Н. Чумаков и др.) отмечают непосредственное влияние процессов глобализации на современную культуру. Вопросам влияния информационно-коммуникационных технологий на взаимодействие культур, на тенденции культурного взаимопроникновения уделяется внимание в работах В. В. Миронова, E.H. Устюговой и др. Однако, при этом не учитывается роль в этих процессах внедрения и использования новых технологий образования — таких, например, как дистанционное обучение, основанного на применении современных компьютерных коммуникаций, сети Интернет.

Развивающаяся в последнее время отечественная философия образования активно разрабатывает проблематику влияния образовательного пространства на развитие культуры (Б.С. Гершунский, A.C. Кармин, В. А. Конев, Н. В. Наливайко и др.). Но при этом еще не появилось комплексного философского анализа роли информатизации образования в этих процессах.

Все это позволяет констатировать, что в настоящем времени не существует теоретической концепции развития культуры современного информационного общества, соответствующей современному уровню философско-культурологического знания, систематизирующей различные подходы к определению роли в этих процессах современного образования на основе его информатизации, повсеместного использования информационно-коммуникационных технологий.

Целью диссертационного исследования является комплексный философский анализ тенденций развития техногенной культуры и значения, которое оказывает применение информационно-коммуникационных технологий в образовании на формирование современного общества, культуры и человека. В исследовании поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать информационную составляющую современной культуры;

— исследовать различные аспекты влияния информационных технологий образования на формирование современного культурного пространства и продемонстрировать их значение для формирования информационной культуры;

— выявить, каким образом информатизации образования воздействует на культуру информационного общества;

— проанализировать основные тенденции изменений социокультурной роли образования в адаптации человека к существованию в культурном пространстве информационного общества;

— выявить основные характеристики информационной культуры;

— исследовать роль информационной культуры в трансформации техногенной культуры и всего культурного пространства;

— проследить влияние информатизации образования на формирование информационной культуры;

— предложить возможные подходы формирования информационной культуры человека.

В ходе написания диссертации были использованы разнообразные источники, необходимость чего была продиктована сформулированными целью и основными задачами исследования. Источниковедческая база исследования может быть разделена условно на несколько групп.

В первую из них вошли работы авторов, которые рассматривают различные аспекты формирования и развития постиндустриального, информационного общества. В исследованиях В. И. Вернадского, Д. Белла, Ф. Вебстера, Э. Тоффлера, М. Кастельса, Ё. Масуды и др. отражены основные этапы становления теории информационного общества и предложены различные его концепции. Они являются основополагающими для анализа процессов изменения пространства культуры в условиях развития информационного общества.

Во вторую группу можно выделить авторов, в работах которых отражены философские проблемы, связанные с трансформацией современной культуры при переходе к информационному и постинформационному обществу (С. Жижек, А. Моль, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, О. Тоффлер, Р. Холетон и др.) — затронуты различные аспекты формирования современного культурного пространства (Л.Г. Ионина, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Е. Г. Соколов и др.) — предприняты попытки комплексных исследований культурогенеза и культурной динамики информационного общества (A.B. Соловьев). Важными для данного исследования являются общие теоретико-методологические, философско-антропологические подходы к изучению проблем влияния глобализации на социокультурные процессы (В.Г. Афанасьев, B.C. Барулин, В. В. Давыдов, В. А. Горшков, П. Н. Шихирев, В. П. Тугаринов, A.JI. Никифоров, Э. Г. Юдин и др.), а также работы, в которых находят философское осмысление изменения пространства культуры под воздействием постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий (A.B. Говорунов, Б. В. Марков, Е. Е. Таратута и др.).

В третью группу объединены современные исследования, в которых рассматриваются процессы и тенденции в современном образовании под воздействием на него информационной цивилизации. Особое значение для написания диссертации в этом блоке занимают работы по философии образования, посвященные разработке философско-образовательных парадигм (М.С. Каган, Ю. М. Лотман, B.C. Степин, И. Дерболав, О. Больнов, М. Лангевельд, П. Керн, Г.-Х. Виттиг, Е. Майнберг, Г. П. Щедровицкий, В. А. Болотов, Г. А. Бордовский, В. Г. Кинелев, В. В. Краевский, В. В. Лаптев, B.C. Леднев и др.).

Еще одну группу составляют авторы, в работах которых разрабатываются теоретические основы информатизации отечественного образования (В.П. Беспалько, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, В. А. Шаповалов, К. К. Колин, Е. А. Ракитин, А. Г. Гейн, Н. И. Гендина и др.).

В последнюю группу вошли источники, затрагивающие различные аспекты взаимного воздействия культуры и образования в условиях информатизации последнего (Б.С. Гершунский, A.C. Кармин, В. А. Конев, Н. В. Наливайко и др.). Эти работы были необходимы для определения механизмов формирования информационной культуры человека в образовательном пространстве.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: комплексный анализ сущности и структуры информационной составляющей современной культуры, основанный на применении междисциплинарного подходапринцип единства исторического и логического, используемый при анализе тенденций развития культуры информационного обществаобъективности в интерпретации материала. В исследовании также широко используется культурфилософский анализ социокультурных функций образования в ситуации тотальной информатизации, а также метод философской компаративистики, являющийся основой для установления взаимосвязей между основными тенденциями становления и развития информационного общества и изменениями в образовательном пространстве. На основе использования философского принципа общего и частного рассматриваются проблемы формирования информационной культуры общества и человека под влиянием как тотального процесса информатизации, так и применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Немаловажное значение имеет системный подход, позволяющий с разных позиций исследовать процессы формирования и развития информационной культуры как интегральной характеристики и основной составляющей структуры культуры информационного общества.

Основными положениями исследования, выносимыми на защиту, являются следующие:

— информатизация является основой формирования и развития техногенной культуры;

— информационно-коммуникационные технологии в образовании воздействуют на информационную культуру в двух направлениях: и как механизм вхождения человека в культуру информационного общества, и как основа развития техногенной культуры;

— информатизация образования влияет на развитие новых культурных полей (виртуальная культура, пространство сетевой культурной коммуникации и т. д.), которые в свою очередь оказывают влияние на формирование информационной культуры, определяя изменения и культурного «ядра" — с антропологической точки зрения информационно-коммуникационные технологии в образовании являются не столько средством обучения, сколько одним из основных механизмов формирования информационной культуры человека, а, следовательно, важным инструментом инкультурации;

— готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни выступает базовым антропологическим детерминативом современного человека;

— информационно-коммуникационные технологии в образовании являются не только средством, но и саморегулирующимся автономным феноменом, все чаще выступающим презентантом и маркером процедур традирования (сохранения и трансформации «культурного ядра») современности вообще и современной культуры в частности;

— информационно-коммуникационные технологии в образовании в той или иной степени ведут к разрушению «культурного ядра» и «традиционной культуры" — применение информационно-коммуникационных технологий в образовании создает условия для взаимопроникновения и обогащения локальных и национальных культур, для освоения человеком всего культурного потенциала человечества.

Выводы к главе 2:

— информационно-коммуникационные технологии в образовании являются не только средством обучения и объектом профессиональной подготовки, но и одним из основных инструментов формирования информационной культуры человека;

— готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей жизнедеятельности является одной из основных сущностных характеристик сформированности информационной культуры человека, расширяющей возможности вхождения человека в культурное пространство формирующегося информационного общества;

— влияние информационно-коммуникационных технологий образования на современную культуру приводит к изменениям «культурного ядра» в соответствии с тенденциями развития информационного общества;

— такие свойства информационно-коммуникационных технологий как глобальность, трансграничность и доступность явлются одной из основ в процессах взаимопроникновения и обогащения культур, могут быть использованы для создания равных условий вхождения человека в культурное пространство информационного общества;

— тенденции формирования культуры информационного общества могут быть использованы при разработке направлений информатизации образования, направленных на формирование информационной культуры человека.

Заключение

.

Проведенный анализ тенденций развития техногенной культуры и значения, которое оказывает применение информационно-коммуникационных технологий в образовании на формирование современного общества, культуры и человека позволяет сформулировать следующие выводы.

Научная новизна заключается в том, что:

— прослежено влияние информационно-коммуникационных технологий образования на трансформацию техногенной культуры и формирование культуры информационного общества;

— проведен анализ тенденций развития информационного общества и тех изменений современного культурного пространства, которые происходят под влиянием информатизации образования;

— исследованы механизмы социокультурной адаптации человека в ситуации информатизации образования;

— с философско-антропологических позиций исследована проблема формирования индивидуальной информационной культуры человека;

— установлены функции информационной культуры, такие как: культуроразвивающая, культуротранслирующая, культуросберегающая, обеспечение информационной безопасности, коммуникативная и др.

К результатами исследования можно отнести следующие:

— доказано, что информационная культура является закономерным этапом развития техногенной культуры и включает в себя все основные характеристики последней;

— выявлены культурные поля, формирующиеся под воздействием тотальных процессов информатизации;

— продемонстрировано, что информационная культура человека является его характеристикой, обеспечивая вхождение человека в социокультурное пространство информационного общества;

— выявлены механизмы формирования информационной культуры человека через воздействие информационно-коммуникационных технологий в образовании;

— проанализировано, каким образом информатизация образования участвует в формировании культурного пространства информационного общества;

— установлено, что информационная культура является одним из проявлений массовой культуры;

— выделены общекультурная и профессиональная составляющие информационной культуры человека.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации и полученные результаты позволяют углубить и расширить представление об объективных процессах трансформации культуры на стадии становления и развития информационного общества. Они могут быть использованы при анализе тенденций развития техногенной культуры, в антропологических исследованиях воздействия информационно-коммуникационных технологий на формирование информационной культуры человека. Проведенный философский и культурологический анализ механизмов формирования информационной культуры человека имеет прикладное значение для разработки основных направлений информатизации образования и развития системы образования информационного общества. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы также при чтении общих и специальных курсов по культурологии, философии культуры, теории культуры, культуры информационного общества, информационной культуры, философии образованияпри составлении и написании программ курсов, учебных пособий и методических разработок по соответствующим разделам социальной философии, прикладной культурологии, а также при формировании информационной культуры в системе образования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования проанализированы в научных материалах и докладах на различных научных конференциях и форумах: VI Международная научная конференция «Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке» (Санкт-Петербург, 22−24 июня 2000 г.) — Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 20−24 ноября 2000 г.) — международный научный форум «Ритуальное пространство культуры» (Санкт-Петербург, 26 февраля — 7 марта 2001 г.) — Международная научная конференция «Информация — Коммуникация — Общество (ИКО-2002)» (Санкт-Петербург., 13 ноября 2002 г.) — пятая Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество 2002» (Санкт-Петербург, 26−27 ноября 2002 г.) — VI Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 3−6 ноября 2003 г.) — международная научная конференция «Информация — Коммуникация — Общество (ИКО-2003)» (Санкт-Петербург., 11−12 ноября 2003 г.) — VII Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 10−12 ноября 2004 г.) — VIII Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 8−11 ноября 2005 г.) — круглый стол «Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы» в рамках научной конференции «Дни петербургской философии» (17−19 ноября 2005 г.) — IX Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 14−16 ноября 2006 г.) — II научно-практическая конференция «Безопасность Ставрополя: гуманитарно-экономические проблемы» (Ставрополь, 16−17 ноября 2006 г.) — круглый стол «Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы», проходивший в рамках научной конференции «Дни петербургской философии» (Санкт-Петербург, 16−18 ноября 2006 г.) — X Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 23−25 октября 2007 г.) — международная научно-практическая конференция «Инновации в педагогическом образовании» (Новосибирск, 2224 октября 2007 г) — круглый стол «Философия культуры и культурологии: вызовы и ответы» в рамках научной конференции «Дни петербургской философии» (Санкт-Петербург, 15−17 ноября 2007 г.), XI Всероссийская объединенная конференция «Технологии информационного обществаИнтернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 28−30 октября 2008 г.), Международная научная конференция «Дни петербургской философии» (Санкт-Петербург, 20−22 ноября 2008 г.), научно-теоретическая конференция «Всеобщая декларация прав человека — начало новой философии прав человека и народов» (Санкт-Петербург, 10 декабря 2008 г.), Международная конференция «Игровые практики культуры» в рамках научной конференции «Дни петербургской философии» (Санкт-Петербург, 19−21 ноября 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Роль вуза в формировании социокультурного пространства» (19 ноября 2010 г., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак), Международная научная конференция «Дни петербургской философии» (Санкт-Петербург, 19−21 ноября 2010 г.), XIV Всероссийская объединенная конференция «Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 12−14 октября 2011 г.), IX Всероссийская научная конференция «Информация — КоммуникацияОбщество (ИКО-2012)» (Санкт-Петербург, 25−26 января 2012 г.).

Результаты были опробованы при чтении следующих специальных курсов (Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, 1998;2012 гг.): «Информатика в гуманитарных науках», «Информационные технологии в образовании и науке», «Сетевые информационные технологии», «Основы информационного и библиографического поиска», «Компьютерные технологии в политической науке», «Информационные технологии в образовании и конфликтологии», «Информационные технологии в религиоведении и образовании" — на краткосрочных курсах повышения квалификации научно-педагогических кадровв преподавании курса «Информатики» в средних школах Санкт-Петербурга.

Исследование поддержано Российским Гуманитарным Научным фондом (проект № 03−160−375а).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Искусство, 1994. -379 с.
  2. Абрамова. Ценности образования: новые технологии и неявные формы знания. // Вопросы философии, 1998, 6, Стр.58−66.
  3. A.B., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: Уч. пособие. -Ставрополь: Гос. пед. ин-т, 1993. — 321 с.
  4. Л.Д. Культура Виртуальной коммуникации. Автореферат диссертации. канд. Филос. Наук, 2009.
  5. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М.: Наука, 1992.
  6. . Взгляд в будущее: приоритеты образования. М., 1993.
  7. A.M. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4, С. 24 -39.
  8. Д. А. Умберто Эко: взгляд в XXI век // Общественные науки и современность. -1997. № 5. — С. 44 — 67.
  9. Г. М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994. — Гл. 16, с. 241.
  10. Т.В. Культура информационного общества // Идеи в культурологии XX века. М., 2000.
  11. О. 25.10.2011 г. запущен виртуальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Электронный текст.// Компьютер-информ, 2011, № 19−20 (310) URL http://www.ci.ru/informl9−20ll/gd.htm (дата обращения: 29.11.2011).
  12. С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование в России. — 1994. — № 11. — С. 82−88.
  13. С.Г. Информационное мировоззрение (к вопросу об определении сущности понятия) // Проблемы информационной культуры. — М., —1996. — Вып. 3. — С. 25−32.
  14. JI. Тенденции развития мировой культуры. /Государственная служба за рубежом. Реферат. Бюллетень РАГС. N 5 (36). М., 2000. С.6−7.
  15. А.И. Информация глобальная ценность XXI в. // Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества: Материалы международного форума информатизации, посвящ. 850-летию Москвы, М., 1997.
  16. Ю.К. Выбор методов обучения. М.: Просвещение, 1981. -С. 215.
  17. Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека Электронный документ. // Credo new теоретический журнал, 2005, № 4. URL: http://credonew.ru/content/view/510/30/ (дата обращения: 21.03.2008).
  18. В. А. Встреча с прошлым и будущим. Наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения. Улан-Удэ, 2002, с. 7.
  19. В.А., Елгина JI.C. Мировоззренческие и концептуальные основы фундаментализации образования. Улан-Удэ, 2000., с. 34.
  20. И.В. Информационная культура личности студентов в процессе изучения информатики // Философия образования. № 2 (10) 2004.
  21. JI. О постмодернизме и «постмодернизме»: О судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. — М., 1996. № 10, с 56 — 71.
  22. Т. Нам нужно завоевать семь стран Электронный ресурс. // Комсомольская правда URL http://kp.ni/daily/25 829.5/2 805 075/ (дата обращения: 08.02.2012).
  23. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М., 1999.
  24. Д. Массовая культура и современное общество // «Америка», № 103, 1965.
  25. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  26. , В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  27. З.Н. Методика формирования элементов информационной культуры специалиста в процессе изучения курса «Культура деловой речи»: Дис. канд. пед. наук /Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ). Защищена 2000.
  28. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. М., Изд. УРАО, 1998.
  29. М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. № 4. 2000, с. 33−42.
  30. .Н. Необходимость актуализации концепции информатизации сферы образования России продиктована временем: материалы конгресса «Образование-98» / Богатырь Б. Н. // Дистанционное образование. № 2, 1998, с. 5−8.
  31. С., Завалко Н., Состояние, тенденции и этапы развития дистанционного образования в мировой и отечественной теории и практике// Открытое и дистанционное образование, 2002, 1 (5), с. 10−19.
  32. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 1997.
  33. С. В. Виртуальные сетевые сообщества: специфика ста новления и функционирования (социологический аспект). Дис. канд. социал. наук. Ростов н/Д, 2001.
  34. М. Евросоюз открыл электронную библиотеку Europeana. Электронный ресурс. Сетевой ресурс DW-WORLD.DE. URL:35
Заполнить форму текущей работой