Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, семиотический подход дает возможность рассмотрения библиотековедческих и фондоведческих проблем, а также их объектов не только в рамках узкоспециальных аспектов, но и междисциплинарных: философском, культурологическом, социально-психологическом и т. д. Поскольку библиотечный фонд представляет собой сложное структурное образование, при его изучении следует опираться на принцип… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
    • 1. 1. Системный подход в исследовании библиотечного фонда
    • 1. 1. Библиотечный фонд как Текст культуры и как Знак культуры
  • 2. КОММУНИКАТИВНО-ЗНАКОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
    • 2. 1. Документ как знак
    • 2. 2. Структурные свойства документа
    • 2. 3. Коммуникация в системе «библиотечный фонд — читатель»

Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Культурное наследие имеет фундаментальное значение для дальнейшего развития человечества. Оно составляет основу его духовного и интеллектуального потенциала. На базе эффективного использования историко-культурного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений. То, что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры, закрепленных с помощью системы информационных кодов (естественные языки, языки искусства, науки, предметы, созданные человеком). Основная их масса нашла отражение в памяти социокультурных институтов (духовно-производственных и обслуживающих).

Одним из таких обслуживающих социокультурных институтов на протяжении веков является библиотека. Ее документный фонд представляет собой информационное отражение, воспроизводит человеческое знание с помощью знаков. Подобные знаки и знаковые системы расширяют границы памяти. Знаковые механизмы раздвигают границы прошлого, позволяя сберечь важное не только для современников, но и для отдаленных потомков, которые будут принадлежать другому времени, другому пространству, другой культуре.

Сегодня существуют две точки зрения на роль библиотеки в обществе. Согласно одной из них, традиционная библиотека уже изжила себя. Ее место все увереннее занимает виртуальная. Согласно другой, библиотека по-прежнему остается единственным общедоступным учреждением, которое связывает людей настоящего, прошлого и будущего, людей разных географических пространств. Библиотека, какая бы она ни былавиртуальная или традиционная, — это в любом случае некий коммуникативный универсум, взаимодействующий с обществом посредством своего документного (библиотечного) фонда. Фонд есть средство и форма долговременного существования всеобщего знания, опыта, открытий, изобретений, мыслей, идей, чувств.

Поэтому основной миссией библиотеки является восстановление культурной среды, что позволяет человеку чувствовать личную причастность к культурному творчеству, по-иному смотреть на библиотеку и воспринимать ее не просто как учреждение, хранящее документы с необходимой ему информацией, а как социокультурный «лабиринт» (У. Эко) человеческих знаний, выраженных с помощью знаков и кодов. Выход из такого «лабиринта» один: научиться читать библиотеку и прежде всего ее фонд как Текст, где существуют свои связи и закономерности.

Многие концептуальные положения современной науки строятся на сущностных характеристиках знаков, знаковых структур, знаковых систем и текста как основополагающих механизмах познания и расширения уже имеющегося знания. В связи с этим совершенно не случайно выбран семиотический подход в изучении библиотечного фонда как феномена культуры и канала культурной коммуникации.

Степень научной разработанности проблемы. В современной науке нет пока специальных комплексных исследований по характеристике библиотечного фонда как семиотически оформленного образования, входящего в систему культуры и выполняющего в ней функцию коммуникативного универсума. Долгое время фонд библиотеки изучался в рамках собственной науки (библиотековедения и фондоведения). Лишь в конце XX века были предприняты попытки междисциплинарного исследования, которые обусловили появление нескольких концепций библиотечного фонда: философско-культурологической, структурно-функциональной, когнитивной (знаниевой) и семиотической.

Философско-кулыпурологическая концепция библиотечного фонда строится на философско-культурологической концепции библиотеки, которая представлена в работах классиков отечественной (А.И. Герцен, Н. А. Рубакин, Н. Ф. Федоров и др.) и зарубежной (Г.В. Лейбниц, Х. Л. Борхес,.

У. Эко и др.) научной мысли, а также в трудах ученых-библиотековедов современной школы философской мысли (М.И. Акилина, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина, Н. В. Жадько, В. П. Леонов, С. А. Порошин, А. И. Ракитов, А. В. Соколов и др.).

Ученые рассматривают библиотеку на двух уровнях: абстрактном и предметном. На уровне абстрактного мышления она предстает как нечто идеальное, духовное, постигаемое воображением, как символ культуры: «храм мысли» (А.И. Герцен), «склад потенциальной духовной энергии человечества» (Н.А Рубакин).

В работах У. Эко, X. Борхеса и Н. Ф. Федорова предметный уровень (библиотека и ее фонд — это реальное собрание документов, учреждение с его положительными сторонами и недостатками) мышления коррелирует с абстрактным: «лабиринт» духовный (лабиринт человеческого познания) и материальный (само здание библиотеки и расположение документов), в котором можно потеряться (У. Эко) «Вселенная» и «собрание книг, объясняющих все на свете» (X. Борхес), «святилище чувства и мысли», «храм премудрости» и вместе с тем «реальное собрание произведений печати» (Н.Ф. Федоров).

В качестве социокультурного института библиотека представлена в работах отечественных ученых. По их мнению, библиотека — это «модель мира знаний» (Н.В. Жадько) и «часть системы культурной коммуникации» (А.В. Соколов). Основным каналом распространения знания здесь является библиотечный фонд (метазнак) и образующие его документы (знаки).

Структурно-функциональная концепция библиотечного фонда состоит в том, что именно документ является одним из самых важных его компонентов. Основоположником данной концепции принято считать Ю. Н. Столярова. Ему принадлежит мысль о том, что библиотечный фонд представляет собой целостное образование — систему, фундаментом которой является документ. Эта концепция поддерживается и в работах других авторов: K.JI. Воронько, М. Г. Вохрышевой, Р. С. Мотульского, В. И. Терешина.

Когнитивная (знаниевая) концепция библиотечного фонда является новаторской. Она целостно представлена в трудах А. И. Остапова. Согласно разработанным исследователем положениям, именно знание, материализованное с помощью специальных механизмов закрепления культурных смыслов, составляет основу библиотечного фонда.

Семиотическая концепция библиотечного фонда впервые обозначилась только в работах представителей отечественной (Г.М. Агеева, Е. Л. Немировский, А. В. Соколов, Ю.Н. Столяров) и зарубежной (Т. Зберский, М. Червинский, Н. Кушнаренко) мысли по изучению знаковости книги.

Постепенно идея семиотичности книги и документа развивается до концепции семиотичности библиотечного фонда. Ей посвящены труды В. П. Леонова и А. И. Остапова. Первый исследователь характеризует библиотеку и ее главную подсистему — фонд — как метатекст, состоящий из знаков, нуждающихся в декодированиивторой же утверждает, что в библиотечном фонде хранится знание, объективированное с помощью знаковых средств.

Многообразие концепций библиотечного фонда и исследования в области культурологии, семиотики, социальной коммуникации и других гуманитарных наук расширяют возможности осмысления его знаковой сущности и репрезентации фонда в роли Знака и Текста культуры. Поэтому диссертант привлекает к дальнейшей разработке темы широкий круг источников, который можно разделить на два блока. Первый включает работы общетеоретического характера, второй блок составляют труды фондоведческой направленности и смежных областей.

Первый блок источников образуют:

1) работы философов (Х.Г. Гадамер, Д. Локк, Г. Д. Лейбниц, К. Поппер, А. Я. Флиер и А. К. Адамович, В. В. Бибихин, Н. А. Рубакин, Н.Ф. Федоров) и культурологов (С.С. Аверинцев, А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, A.JI. Казин, В. А. Малахов, Э. С. Маркарян, В. А. Маслова, А. А. Пелипенко, И.П. Фарман);

2) семиотические труды, которые представлены:

— методологическими положениями основоположников семиотики как науки: Ч. У. Морриса, Ч. С. Пирса, Ф. де Соссюра, а также знаковыми концепциями семиотиков последующих эпох: А. А. Ветрова, В. А. Мальчукова, В. В. Мантанова, М. В. Поковича, А. В. Полторацкого, И. В. Полякова, J1.0. Резникова, В. М. Розина, Ю. С. Степанова, И. А. Хабарова;

— семиотическими разработками в области культуры и искусства: Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотмана, М. К. Петрова, Д. А. Силичева, Б. А. Успенскоголингвистики: А. Г. Волкова, В. В. Налимовалитературоведения: Ю. И. Левина, А. М. Пятигорскогопсихологии: Г. А. Глотовой, Б. М. Цейлинадокументоведения и книговедения: Т. Зберского, М. Червинского и Н. Н. Кушнаренко, А. В. Соколова.

3) работы ученых, исследующих проблемы информации и коммуникации: Н. Винера, Д. И. Блюменау, Б. Споране и В. И. Антонова, В. Ю. Борева, А. В. Коваленко, В. З. Когана B.C. Колеватова, О. П. Коршунова,.

A.В. Нестерова, Г. Г. Почепцова, А. В. Резаева, А. В. Соколова;

4) материалы по вопросам текстовой деятельности и психологии восприятия: Г. А. Антипова, А. А. Бодалева, О. А. Донских, Т. М. Дридзе, Б. В. Дубина, Г. А. Ермаш, З. И. Клычниковой, Н. Б. Крыловой, Е. А. Кубрякова, И. Ю. Марковиной, Ю. А. Сорокина.

Второй блок содержит:

1) труды библиотековедов и фондоведов: Т. Ф. Берестовой, Н. В. Бобылевой, Б. Ф. Володина, К. Л. Воронько, М. Г. Вохрышевой, Ю. В. Григорьева, Н. В. Жадько, А. И. Земскова, Т. М. Кузьмишиной,.

B.В. Минкина, Р. С. Мотульского, Е. В. Никоноровой, Ю. П. Нюкши, П. Отле, В. В. Скворцова, Ю. Н. Столярова, В. И. Терешина;

2) исследования документоведов: Н. Б. Зиновьевой, В. Ю. Иваницкого, А. И. Каптерева, Н. Н. Кушнаренко, И. Г. Моргенштерна, Ю. Н. Столярова.

3) работы книговедов и специалистов в области книжного искусства: И. Е. Баренбаума, А. А. Беловицкой, М. В. Большакова, В. Г. Боруховича, Ю. Я. Герчука, С. Ф. Добкина, М. П. Ельникова, Н. Ф. Кодак, М. Н. Куфаева, Е. В. Лебедева, В. Н. Ляхова, К. Мигонь, А. С. Мыльникова, Е. Л. Немировского, В. А. Фаворского, В. И. Харламова, P.M. Черных, Г. Н. Щвецовой-Водки, И. Ф. Юрьева, К. Т. Ямчука, М. Ф. Яновского, Е. И. Яцунок.

Объектом исследования выступает библиотечный фонд как совокупность культурного наследия человечества.

Предметом изучения является знаковость библиотечного фонда, проявляющаяся в процессе культурной коммуникации.

Основная цель исследования — определить семиотическую сущность библиотечного фонда в системе культурной коммуникации.

Реализации поставленной цели подчинены конкретные исследовательские задачи:

1. Обосновать значение системного подхода в изучении библиотечного фонда в рамках науки о культуре, продемонстрировать его исследовательские возможности.

2. Рассмотреть библиотечный фонд как Текст культуры и как Знак культуры, определить его место и значение в структуре семиосферы.

3. Дать характеристику документу-знаку.

4. Описать структурные свойства документа как знаковой системы.

5. Показать особенности культурной коммуникации, осуществляемой посредством библиотечного фонда и установить связь между знаковостью фонда и пользователями библиотеки.

Теоретическую основу диссертации составляет использование трудов членов тартуско-московской семиотической школы (Ю.М. Лотмана,.

Б.А. Успенского и др.). Их идеи синтезировались с концепциями, выдвинутыми философами, культурологами, психологами, библиотековедами, документоведами, книговедами, специалистами в области информации и массовой коммуникации.

В качестве методологических оснований исследования выступают:

— системный, или структурно-функциональный подход, в рамках которого анализируется структура библиотечного фонда и документа, взаимодействие элементов, составляющих данные системы;

— принцип интеграции различных научных концепций, позволяющий приблизиться к целостному восприятию библиотечного фонда как Текста культуры и как Знака культуры;

— сравнительно-типологический метод, привлекаемый с целью определения основных критериев дифференциации документов как знаков и знаков в документе;

— метод моделирования, способствующий построению модели библиотечного фонда как иерархически организованной знаковой системы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, во-первых, в том, что библиотечный фонд становится предметом комплексного междисциплинарного научного познания. Во-вторых, выявлена семиотическая сущность библиотечного фонда как способа сохранения, канала передачи коллективной памяти человечества и механизма порождения новых культурных смыслов. В-третьих, определена специфика фонда как Знака и Текста культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Системный подход является наиболее продуктивным для комплексного исследования библиотечного фонда. Согласно данному подходу фонд библиотеки предстает как сложноорганизованная система, которая является частью более крупной системы — метасистемы (культуры). Особенно продуктивным для дальнейшего углубленного и методологически обоснованного изучения библиотечного фонда в контексте культурологии является системный подход, базирующийся на теоретически разработанном и обоснованном принципе знаковости. Принцип знаковости позволяет целостно рассмотреть все концепции библиотечного фонда и представить его как особую социокультурную форму, заключающую в себе коллективную память человечества. Кроме того, семиотический анализ дает возможность более полно исследовать коммуникативную природу фонда и проследить ее динамические трансформации в процессе эволюции культуры.

2. Библиотечный фонд — это Знак культуры, через систему означаемого и означающего которого общество познает особенности культурного пространства и времени. В то же время библиотечный фонд — это иерархически организованный, воплощенный в различных материальных формах (знаках) Текст культуры. Его содержание непрерывно в своем изложении в силу постоянно осуществляемого процесса коммуникации. В качестве Знака и Текста библиотечный фонд существует в семиотическом пространстве (семиосфере), но, в силу того, что он есть объективированное знание, содержащееся в документах (знаках) и закрепленное в них с помощью специальных кодирующих механизмов, может представлять собой самостоятельное знаковое пространство.

3. Коммуникативно-знаковый потенциал библиотечного фонда представлен документами-знаками и знаками в документах. Документ — это знак, который имеет свое значение, свое информационное наполнение, «говорящий» посредством своего языка (совокупность знаков в документе) о предметах и явлениях социокультурного пространства. В свое совокупности и в своем единстве документы формируют знаковое многообразие библиотечного фонда, которое может быть дифференцировано по знаковым особенностям информационной и материальной составляющих документа.

4. Документ имеет сложную и многомерную знаковую структуру. Она представляет собой единство образно-смысловой, материально-функциональной, пространственно-пластической и декоративной знаковых систем. Подобные системы определяют неповторимый склад и смысловую адекватность документа. По ним можно судить о социальном и культурном континуумах, в которых создавался документ, о художественном стиле, в котором он выполнен. Знаки образно-смысловой, материально-функциональной, пространственно-пластической и декоративной систем делают документ не только знаковой, но и значащей системой, веками формирующейся и функционирующей в обществе.

5. Коммуникативный процесс между библиотечным фондом и читателем строится не только на тождестве их информационных тезаурусов, но и на их неэквивалентности. Несовпадение кодов ведет к порождению новых смыслов, которые в последующем проникают в знаковое пространство фонда. Тем самым возникает диалог «библиотечный фонд — читатель».

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что предложенные и раскрытые в работе концепции знаковости библиотечного фонда могут послужить базой для последующих исследований по данному направлению как в области прикладной культурологии, так и в области библиотечного дела. Результаты исследования могут быть использованы при разработки вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по дисциплинам «Социокультурные коммуникации», «Семиотика культуры» и «Библиотечное фондоведение».

Апробация результатов исследования. Отдельные положения и общие концепции данного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях, конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения общим объемом 136 стр., библиографического списка, включающего 216 наименований.

Заключение

.

Долгое время библиотека и ее документный фонд были объектами пристального внимания лишь ученых-библиотековедов и фондоведов. Они изучались ими прежде всего в русле собственных дисциплинарных аспектов. Однако стремительные темпы роста научного знания вызвали необходимость применения новых подходов к их познанию. Информационный, когнитивный, коммуникативный, социологический, психологический уже стали традиционными. Относительно новым и перспективным направлением исследования библиотеки и ее фонда является семиотический подход. Он не только помогает разработать новые концептуальные положения и тем самым повысить собственную теоретико-практическую значимость, но и ввести библиотеку и ее документный фонд в систему междисциплинарных исследований.

Первым шагом к подобному «диалогу наук» можно считать предпринятую нами попытку рассмотрения библиотечного фонда в культурологическом и семиотическом аспектах.

Согласно данным аспектам библиотечный фонд предстает как своеобразный геном культуры, постоянно развивающийся и совершенствующийся в процессе коммуникации. Он существует в культуре как целостное образование, состоящее из огромного числа взаимосвязанных и взаимодействующих гетерогенных (разнородных) и гомогенных (однородных) элементов-знаков, заключающих в себе самую разнообразную информацию. Подобная информация включается в фонд не в чистом виде: она осмыслена, переработана обществом, носит либо логический, либо образно-ассоциативный характер. Информация превращается в знание, которое требует надежного способа хранения и распространения в пространстве и во времени. Таким способом становится документ, а вместе с ним и библиотечный фонд. Поэтому не без основания мы называем библиотечный фонд и образующие его документы знаниевыми мирами, которые не прекращают пополняться новыми теориями и концепциями. Содержание фонда познается в процессе использования тех элементов, которые формируют его как единую систему. Осуществляется процесс коммуникации, связывающий людей разных поколений и культурто, что принадлежало одному сознанию, становится достоянием всего человечества. Из простого объекта реального мира фонд превращается в ценнейший феномен культуры: в ее Знак и Текст.

Библиотечный фонд — это Знак культуры, через систему означаемого и означающего которого общество познает особенности культурного пространства и времени. Материальную и духовную основу библиотечного фонда составляют документы. Они являются проводниками в другой мир, к другим народам, в сознание других людей. В них запечатлена культура прошлого, культура настоящего и через настоящее культура будущего. Документ в библиотечном фонда не просто его минимальная единица как Знака культуры, он тоже выполняет в нем функцию знака, обладая статусом закодированной социальности.

Документ — это знак, имеющий свое значение, свое информационное наполнение, «говорящий» посредством своего языка о предметах и явлениях окружающей среды. Таким языком является система образно-смысловых (переплет, обложка, титульный лист), материально-функциональных (материал, форма, формат, шрифтовые и нешрифтовые знаки), пространственно-пластических (внутритекстовые и декоративные иллюстрации) и декоративных (орнамент, фактура, цвет) знаков. По ним можно судить о социальном и культурном континуумах, в которых создавался документ, о художественном стиле, в котором он выполнен. Кроме того, в своей совокупности и в своем единстве документы формируют семиотическое многообразие библиотечного фонда, в результате чего фонд приобретает статус Текста культуры.

Библиотечный фонд — это иерархически организованный, воплощенный в различных материальных формах (знаках) Текст культуры. Его содержание непрерывно в своем изложении в силу постоянно осуществляемого процесса коммуникации: документных текстов между собой, фонда с культурным контекстом, культурной традицией и с потребителями информации — обществом. Поэтому, библиотечный фонд-Текст культуры — это система смысловых элементов (документов-знаков и знаков в документе), функционально объединенных в единую иерархическую коммуникативно-познавательную структуру.

Коммуникация обусловливает возникновение нового знания. Его характер зависит от степени соответствия/несоответствия информационно-семиотических тезаурусов коммуникантов. Несовпадение знаковых кодов читающего и читаемого обусловлено наличием коммуникационных барьеров: а) техническихб) культурологических:

— культурно-временных и культурно-пространственных;

— национальных или этнографических;

— деятельностных и профессиональныхв) информационных.

Поэтому, долговременное существование библиотеки гарантируется взаимодействием знаковых систем «библиотечный фонд» и «читатель» при соблюдении закона соответствия/несответствия: знаковый потенциал библиотечного фонда должен быть релевантен знаковой перцепции читателей в той мере, в какой они могли бы порождать новые смыслы.

Таким образом, делая общий вывод по проведенному исследованию, можно сказать, что изучение библиотечного фонда с точки зрения семиотики имеет большое научное значение.

Во-первых, оно служит базой для последующих, более крупных научных исследований в области семиотического анализа библиотечного фонда и библиотеки в целом. Поиск точек соприкосновения, или последовательного соединения знакового, смыслового и деятельностного анализа библиотечного фонда как канала коммуникации может дать инструмент для комплексного системного изучения фонда как Текста культуры в его знаково-смысловой и прагматической сути. Кроме того, библиотечный фонд может быть рассмотрен не просто как Текст, а как Метатекст (единый текст Культуры о текстах культуры и о культуре как тексте), функционирующий в системе культурной коммуникации одновременно с устной и электронной коммуникациями на микро-(межличностном), миди- (групповом) и макросоциальном (межкультурном) уровнях. Другим аспектом текстуального анализа библиотечного фонда может стать исследование его коммуникативной эффективности (например, проблема «коммуникативной удачи/неудачи»), направленной на порождение новых смыслов.

Во-вторых, семиотический подход дает возможность рассмотрения библиотековедческих и фондоведческих проблем, а также их объектов не только в рамках узкоспециальных аспектов, но и междисциплинарных: философском, культурологическом, социально-психологическом и т. д. Поскольку библиотечный фонд представляет собой сложное структурное образование, при его изучении следует опираться на принцип системности. Фонд должен рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи с другими элементами: пользователями библиотеки, ее персоналом, материально-технической базой. Реализация этого принципа на практике поможет получить ценные сведения, которые послужат основой для последующих теоретических разработок и внедрения новых концепций в сферу профессиональной деятельности. Это обеспечит связь библиотековедения и библиографии с другими областями знаний и тем самым включит их в русло междисциплинарной парадигмы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / С. С. Авериицев // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: искусство и культура. М., 1973. — С. 43−52.
  2. , А.К. Основы философии ноосферы / А. К. Адамович. -Саратов: Б.и., 1996. 155 с.
  3. , М.И. Философия современной библиотеки / М. И. Акилина // Библиотековедение. 1996. — № 4/5. — С. 91−100.
  4. , В.И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации / В. И. Антонов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -2001.-№ 2.-С. 50−59.
  5. , А.И. Культура и горизонты XXI века / А. И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. 2003. — № 1. — С. 9−18.
  6. , И.Е. Информационно-коммуникативные науки в свете эволюции средств информации и коммуникации / И. Е. Баренбаум // Книга: исследования и материалы. М., 1989. — Сб. 61. — С. 31−47.
  7. Барт, P. S/Z / Р. Барт. 2-е изд., испр. — М.: УРСС, 2001. — 230 с.
  8. , Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
  9. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  10. , А.А. Общее книговедение / А. А. Беловицкая. М.: Книга, 1987.-225 с.
  11. , Т. Ф. Библиотека как элемент информационного пространства: к разработке концепции / Т. Ф. Берестова // Библиотековедение. -2004.- № 6.-С. 43−51.
  12. , Т. Ф. Информационное пространство как результат развития инфопроцесса / Т. Ф. Берестова // Вестник МГУКИ. 2002. — № 3. -С. 106−113.
  13. , В.В. Язык философии / В. В. Бибихин. М.: Прогресс, 1993.-404 с.
  14. , B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
  15. , Д.И. Информация и информационный сервис / Д. И. Блюменау. Л.: Наука, 1989. — 190 с.
  16. , Н.В. Библиотековедение: социокультурный подход / Н. В. Бобылева. М.: Момент, 2002. — 313 с.
  17. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком /
  18. A.А. Бодалев. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
  19. , М.В. Декор и орнамент в книге / М. В. Большаков. М.: Книга, 1990.- 155 с.
  20. , В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация /
  21. B.Ю. Борев, А. В. Коваленко. М.: Наука, 1986. — 301 с.
  22. , В.Г. В мире античных свитков / В. Г. Борухович. -Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1976. 223 с.
  23. , Х.Л. Письмена Бога / Х. Л. Борхес. М.: Республика, 1992.510 с.
  24. , А.А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. -М.: Лабиринт, 1998. 336 с.
  25. , Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2004. — 280 с.
  26. , А.Н. Проблемы философии библиотеки / А. Н. Ванеев // Книга: исследования и материалы. М., 1999. — Сб. 76. — С. 69−79.
  27. , С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста /
  28. C.А. Васильев. Киев: Наук, думка, 1988. — 239 с.
  29. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Рус. словари, 1996. — 416 с.
  30. , А.А. Семиотика и ее основные проблемы / А. А. Ветров. -М.: Политиздат, 1968. 263 с.
  31. , Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.-200 с.
  32. , А.Г. Язык как система знаков / А. Г. Волков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 87 с.
  33. , Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М. Лотмана / Е. В. Волкова // Вопр. философии. 2002. -№ 11.-С. 149−164.
  34. , Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. -СПб.: Профессия, 2002. 352 с.
  35. Воронько, К Л. Библиотечные фонды / К. Л. Воронько. М.: Кн. палата, 1992. — 197 с.
  36. , М.Г., Кузьмишина, Т.М. Процесс развития современных библиотек с позиции синергетики / М. Г. Вохрышева, Т. М. Кузьмишина // Научные и технические б-ки. 2003. — № 6. — С. 4−13.
  37. Гадам ер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  38. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  39. , Ю.Я. История графики и искусства книги: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. М.: Аспект Пресс, 2000. — 320 с.
  40. , Ю.Я. Об искусстве книги / Ю. Я. Герчук. М.: Знание, 1977.-46 с.
  41. , Ю.Я. Художественная структура книги / Ю. Я. Герчук. -М.: Книга, 1984.-208 с.
  42. , Ю.Я. Художественные миры книги / Ю. А. Герчук. М.: Книга, 1989.-239 с.
  43. , Г. Магия книги / Г. Гессе. М.: Книга, 1990. — 237 с.
  44. , Б. В. Категория мировоззрения как метод познания / Б. В. Гладков. СПб.: Сиютиев: Знание, 2000. — 460 с.
  45. , Г. А. Человек и знак: семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека / Г. А. Глотова. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. -256 с.
  46. , B.C. Историко-философское истолкование текста /
  47. B.C. Горский. Киев: Наук, думка, 1981. — 206 с.
  48. , Ю.В. Методологические проблемы советского библиотековедения / Ю. В. Григорьев // Ученые записки / МГИК. М., 1968. -Вып. 15.-С. 50−74.
  49. , Ю.В. Теоретические основы формирования библиотечных фондов / Ю. В. Григорьев. М.: МГИК, 1973. — 88 с.
  50. , Е.Г. Проблемы художественной интерпретации / Е. В. Гуренко. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. — 256 с.
  51. , М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. 1994. — № 2(6). — С. 51−53.
  52. , С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору /
  53. C.Ф. Добкин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книга, 1985. — 207 с.
  54. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984.- 268 с.
  55. , Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высш. шк., 1980−224 с.
  56. , М.П. Государство, книга и книгоиздание / М. П. Ельников // Книга: исследования и материалы. М., 1995. — Сб. 70. — С. 5−23.
  57. , М.П. Книговедение, книга и средства массовой коммуникации / М. П. Ельников // Книга: исследования и материалы. М., 1989.-Сб. 57.-С. 17−38.
  58. , М.П. Феномен книги: теоретико-гносеологический аспект / М. П. Ельников // Книга: исследования и материалы М., 1995. — Сб. 71.-С. 53−68.
  59. , Г. А. Искусство как мышление / Г. А. Ермаш. М.: Искусство, 1982. — 277 с.
  60. , Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института / Н. В. Жадько // Библиотековедение. 1998. -№ 3. — С. 54−64.
  61. , В. Культура как «генетический код» человечества / В. Жидков // О-во и экономика. 2001. — № 9. — С. 74−92.
  62. , Н.Б. Документоведение: учеб.-метод. пособие / Н. Б. Зиновьева. М.: Профиздат, 2001. — 208 с.
  63. Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах: сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -157 с.
  64. , В.Ю. Типология изданий как средства массовой коммуникации / В. Ю. Иваницкий // Книга: исследования и материалы М., 1994.-Сб. 68.-С. 49−71.
  65. , В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2 т. Т. 1 / В. В. Иванов. М: Языки рус. культуры, 1999. — 912 с.
  66. , В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2 т. Т. 2 / В. В. Иванов. М: Языки рус. культуры, 2000. — 880 с.
  67. , В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы /В.В. Иванов. М.: Наука, 1965. — 246 с.
  68. , С.Н. Диалог культур / С. Н. Иконникова. Д.: Лениниздат, 1987. — 203 с.
  69. , Э.В. Философия и культура: сб. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-462 с.
  70. История книги / под общ. ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. -М.: Светон, 2001.-400 с.
  71. , М.С. Культура философия — искусство: диалог / М. С. Каган. — М.: Знание, 1988. — 64 с.
  72. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 383 с.
  73. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-414 с.
  74. , А.П. Книга и писатель в Византии / А. П. Каждан. М.: Наука, 1973. — 152 с.
  75. , А.Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века / А. Л. Казин. СПб.: ВНИИИ, 1991.-209 с.
  76. , З.И. Некоторые психологические особенности обучения взрослых чтению на иностранном языке / З. И. Клычникова // Чтение. Перевод. Устная речь: методика и лингвистика. Л., 1977. — С. 82−83.
  77. , Г. Знак и его свойства / Г. Кнабе // Искусство. 2002. — № 4. -С. 5−6.
  78. , Г. Знак, текст и его деконструкция / Г. Кнабе // Искусство. -2002.-№ 8.-С. 6−7.
  79. , Г. Семиотика культуры / Г. Кнабе // Искусство. 2001. -№ 1. — С. 8−9.- № 6.-С. 4−5.
  80. Книга как художественный предмет. В 2 ч. 4.1. Набор. Фактура. Ритм. М.: Книга, 1988. — 382 с.
  81. Книга как художественный предмет. В 2 ч. 4.2. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. М.: Книга, 1990. — 390 с.
  82. , В. 3. Качество информации и мир инфологем: фрагменты теории / В. З. Коган // Науч.-техн. информация. Сер. 2, Информ. процессы и системы.- 1993.-№ 6.-С. 1−10.
  83. , В.З. Теория информационного воздействия: философско-социологические очерки / В. З. Коган. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.-320 с.
  84. , Н.Ф. Бытие книги: заметки о прошлом и настоящем в книжном деле / Н. Ф. Кодак. Киев: Лыбидь, 1991. — 174 с.
  85. , В.А. Социальная память и познание / В. А. Колеватов. -М.: Мысль, 1984.- 190 с.
  86. , О.П. Система документальных коммуникаций (СДК) / О. П. Коршунов // Вестник МГУКИ. 2003. — № 2. — С. 121−126.
  87. , Ю. Семиотика: критическая наука и/или критика науки / Ю. Кристева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1997. — № 1. -С. 122−135.
  88. , Н.Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. М., 1995. — С. 67−103.
  89. , Е.А. Виды пространственного текста и дискурса / Е. А. Кубрякова // Категоризация мира. М., 1997. — С. 15−26.
  90. , М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения / М. Н. Куфаев. М.: Наука, 2004. — 188 с.
  91. , Н.Н. Документоведение: учебник / Н. Н. Кушнаренко.- 3-е изд, стер. Киев: Знание, 2001. — 460 с.
  92. , Е.В., Черных, P.M. Искусство художника-оформителя / Е. В. Лебедев, P.M. Черных. М.: Сов. худож., 1981. — 341 с.
  93. , Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю. И. Левин.- М.: Языки рус. культуры, 1998. 820 с.
  94. , Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. З / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1984.-734 с.
  95. , В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / В. П. Леонов. СПб.: Б-ка Рос. Акад. наук, 1995. -139 с.
  96. , В.П. Пространство библиотеки: библиотечная симфония / В. П. Леонов. -М.: Наука, 2003. 123 с.
  97. , О.Н. Ю.М. Лотман о трех функциях текста / О. Н. Леута // Вопр. философии.-2002.-№ 11.-С. 165−173.
  98. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: сб. науч. тр. / отв. ред. Б. А. Парахонский. Киев: Наук, думка, 1990. — 158 с.
  99. , Д. Избранные философские сочинения. В Зт. Т.2 / Д. Локк. -М.: Мысль, 1985.-560 с.
  100. , А.Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
  101. , Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 1994.-398 с.
  102. , Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек текст -семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки рус. культуры, 1999. -448 с.
  103. , Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. — 479 с.
  104. , Ю.М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотман. СПБ.: Искусство — СПб, 2002. — 766 с.
  105. , Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство -СПб, 2001.-704 с.
  106. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  107. , В.Н. Искусство книги: избранные историко-теоретические и критические работы / В. Н. Ляхов. М.: Сов. худож., 1978. — 244 с.
  108. , В.А. Культура и человеческая целостность / В. А. Малахов. Киев.: Наук, думка, 1984. — 119 с.
  109. , В.А. Семиотические понятия в научном познании / В. А. Мальчуков. Иркутск: Колледж физиологии и психологии Иркут. гос. ун-та, 1992.-184 с.
  110. , М.К. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили. М.: Языки рус. культуры, 1999.-216 с.
  111. , В.В. Образ, знак, условность / В. В. Мантанов. М.: Высш. шк, 1980.- 160 с.
  112. , Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  113. , В.А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Изд. центр Академия, 2001. — 208 с.
  114. , В.Н. К вопросу о модальности текста /
  115. B.Н. Мещеряков // Филол. науки. 2001. — № 1. — С. 99−105.
  116. , К. Наука о книге: очерк проблематики / К. Мигонь. М.: Книга, 1998.- 198 с.
  117. , В.В. Коммуникационная политика библиотеки: содержание и особенности формирования / В. В. Минкин // Научные и технические б-ки. 2003. — № 6. — С. 13−30.
  118. , А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  119. , И.Г. Документ: информация и/или носитель? / И. Г. Моргенштерн // Научные и технические б-ки. 2003. — № 2.1. C. 123−127.
  120. , И.Г. Книга и книжное дело в информационном обществе / И. Г. Моргенштерн // Книга: исследования и материалы. М., 1994.-Сб. 67.-С. 5−21.
  121. , Ч.У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика / отв. ред. Ю. С. Степанов. М., 1983. — С. 37−89.
  122. Московско тартуская семиотическая школа: история, воспоминания, размышления. — М.: Языки рус. культуры, 1998. — 384 с.
  123. , Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек / Р. С. Мотульский // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. конф. М., 2002. — Т.2. — С. 776−778.
  124. , Р.С. Библиотека как социальный институт / Р. С. Мотульский. Минск.: Бел. гос. ун-т культуры, 2002. — 374 с.
  125. , Р.С. Вечна ли библиотека? / Р. С. Мотульский // Научные и технические б-ки. 2002. — № 1. — С. 78−82.
  126. , Р.С. Механизм формирования и распространения нооинформации / Р. С. Мотульский // Научные и технические б-ки. 2000. -№ Ю.-С. 4−15.
  127. , Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов / Р. С. Мотульский. М.: Либерея, 2004. — 224 с.
  128. , А.С. Книговедение и культура / А. С. Мыльников // Книга: исследования и материалы. М., 1989. — Сб. 57. — С. 5−16.
  129. , В.В. Вероятностная модель языка: о соотношении естественных и искусственных языков / В. В. Налимов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1979. — 303 с.
  130. , Е.Л. К вопросу об определении книги как знаковой системы / Е. Л. Немировский // История книги: теоретические и методологические основы. М., 1977. — Вып. 2. — С. 34−43.
  131. , Е.Л. К вопросу о предмете истории книги / Е. Л. Немировский // Книга и культура. М., 1979. — С. 32−50.
  132. , ЕЛ. Что такое книга? / E.JI. Немировский // В мире книг.- 1979. № 6. — С.77−78.
  133. , С.С. Время культуры / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. -СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 344 с.
  134. , А. В. Философия информации / А. В. Нестеров // Науч.-техн. информация. Сер. 1, Организация и методика информ. работы. 2000. -№ 2.-С. 1−9.
  135. , Е.В. Память России как ценность культуры: сохранение и актуальность / Е. В. Никонорова // Библиотековедение. 2001. -№ 5.-С 8−11.
  136. , Ю.П., Леонов, В.П. Ответственность библиотек за сохранение культурного достояния России / Ю. П. Нюкша, В. П. Леонов // Библиотековедение. 2002. -№ 1. — С. 8−14.
  137. , А.И. Библиотечная когнитология / А. И. Остапов. -Краснодар: КГАК, 1995. 331 с
  138. , П. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек. Организация умственного труда. Руководство к администрированию: прак. пособие / П. Отле. М.: Либерея, 2002. — 232 с.
  139. , А.А., Яковенко, И.Г. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Языки и культура, 1988. — 376 с.
  140. , М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М.: Наука, 1991.-328 с.
  141. , Ч. Избранные философские произведения / Ч. Пирс. М.: Логос, 2000.-412 с.
  142. , Ч. Логические основания теории знаков / Ч. Пирс. М.: Алетейя, 2000. — 352 с.
  143. , М.В. Философские вопросы семантики / М. В. Покович. Киев: Наук, думка, 1975. — 299 с.
  144. , А.Ф., Швырев, B.C. Знак и деятельность / А. Ф. Полторацкий, B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1970. — 118 с.
  145. , И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании / И. В. Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. — 193 с.
  146. , К. Р. Объективное знание: эволюционный подход / К. Р. Поппер. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 384 с.
  147. Порошин, С. А Философия библиотеки: к постановке вопроса / С. А. Порошин // Библиотековедение. 1994. — № 5(6). — С. 123−125.
  148. , Г. Г. Теория и практика коммуникации / Г. Г. Почепцов. -М.: Центр, 1998.-352 с.
  149. , A.M. Избранные труды / A.M. Пятигорский. М.: Языки рус. культуры, 1996. — 560 с.
  150. , А.И. Если есть такая философия. / А. И. Ракитов // Библиотековедение. 1996. — № 4/5. — С. 87−91.
  151. , А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии / А. В. Резаев. СПб: Изд-во СПб ун-та- Иваново: Полифония, 1993.-212 с.
  152. , JI.O. Гносеологические вопросы семиотики / JI.O. Резников. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. — 304 с.
  153. , В.М. Возможна ли семиотика как самостоятельная наука: методологический анализ семиотического подхода исследований / В. М. Розин // Вопр. философии. 2000. — № 5. — С. 63−75.
  154. , В.М. Семиотические исследования / В. М. Розин. СПб.: ПЕР СЭ: Университетская книга, 2001. — 252 с.
  155. , Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки / Т. Б. Романовский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 206 с.
  156. , Н.А. Книжное оскудение / Н. А. Рубакин // Рус. богатство. 1893. — № 11. — Отд. 2. — С. 149−150.
  157. , Е. Гносеологические проблемы изображения и выражения в искусстве / Е. Савостьянов // Савостьянов Е. Изобразительность и выразительности в искусстве. М., 1970. — С. 103−172.
  158. Семиотика и проблемы коммуникации: сб. ст. / отв. ред. С. Р. Вартузарян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1981. — 156 с.
  159. Семиотика и художественное творчество: сб. ст. / отв. ред. Ю. Я. Барабаш. М.: Наука, 1977. — 368 с.
  160. Семиотические аспекты научного познания: сб.ст. / отв. ред. В. В. Ким. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1981. — 157 с.
  161. , Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций / Д. П. Силичев. -М.: Знание, 1991. 64 с.
  162. , К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Р. Когделл // Человек. 1992. — № 5. — С. 100−107.
  163. , К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Р. Когделл // Человек. 1992. — № 2. — С. 51−64.
  164. , В.В. Современная концепция библиотеки / В. В. Скворцов // Вестник МГУКИ. 2003. — № 2. — С. 113−115.
  165. , А.В. Социальные коммуникации: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / А. В. Соколов. М.: ИПО Профиздат, 2001. — 224 с.
  166. , А.В. Социальные коммуникации: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. 4.2/ А. В. Соколов. М.: ИПО Профиздат, 2003. — 160 с.
  167. , А.В. Философия и библиотековедение / А. В. Соколов // Научные и технические б-ки. 1996. — № 6. — С. 3−15.
  168. , А.В., Милютина, Е.В. Аксиология библиотечного фонда / А. В. Соколов, Е. В. Милютина // Книга: исследования и материалы. М., 1994.- Сб. 68.-С. 160−172.
  169. , Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. М.: Логос, 1999.-296 с.
  170. , Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  171. , Б. Личность в информационном обществе / Б. Споране // Научные и технические б-ки. 2002. — № 10. — С. 64−71.
  172. , Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни / Е. Б. Старовойтенко. М.: Академ. Проект, 2001. -544 с.
  173. , Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1985. — 335 с.
  174. , Ю.С. Семиотика / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971.167 с.
  175. , Ю.Н. Библиотека двухконтурная система / Ю. Н. Столяров // Научные и технические б-ки. — 2002. — № 11. — С. 5−24.
  176. , Ю.Н. Библиотечный фонд / Ю. Н. Столяров. М.: Кн. палата, 1991. — 170 с.
  177. , Ю.Н. Документ: и информация, и носитель / Ю. Н. Столяров // Научные и технические б-ки. 2003. — № 2. — С. 128−129.
  178. , Ю.Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Н. Столяров. М.: Либерия, 2001. — 152 с.
  179. , Ю.Н. Классификация документа: решения и проблемы / Ю. Н. Столяров // Книга: исследования и материалы. М., 1995. — Сб. 70. -С. 24−40.
  180. , Ю.Н. О сущности библиотеки / Ю. Н. Столяров // Библиотековедение. 1998. — № 5. — С. 3−10.
  181. , Ю.Н. Онтологический и метонимический смысл понятия информации / Ю. Н. Столяров // Научные и технические б-ки. 2002. -№ 3.-С. 45−51.
  182. , Ю.Н. Онтологический статус документа и его практическое значение для библиотек / Ю. Н. Столяров // Библиотековедение. 1999.-№ 4/6.-С. 54−59.
  183. , Ю.Н. Развитие библиотечного фондоведения / Ю. Н. Столяров // Мелентьева Ю. П. Российское библиотековедение: XX век.
  184. Направления развития, проблемы, итоги. Опыт монографического исследования. М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. — С. 279−296.
  185. , Ю.Н. Соотношение книги с иными видами документа / Ю. Н. Столяров // Книга: исследования и материалы. М., 1989. — Сб. 58. -С. 67−79.
  186. , Ю.Н. Сущность информации / Ю. Н. Столяров. М.: МАИ. Отд-ние «Библиотековедения»: ГПНТБ России, 2000. — 120 с.
  187. , Ю.Н. Термины, производные от слова «документ» / Ю. Н. Столяров // Научные и технические б-ки. 2000. — № 10. — С. 64−68.
  188. , Ю.Н. Три общебиблиотековедческих заблуждения / Ю. Н. Столяров // Вестник МГУКИ. 2003. — № 2. — С. 116−120.
  189. , Ю.Н. Ю.В. Григорьев (1899 1973) / Ю.Н. Столяров. -М.: Кн. палата, 1989. — 224 с.
  190. Текст как явление культуры / Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -197 с.
  191. , В.И. Библиотечный фонд / В. И. Терешин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУКИ: ИПО «Профиздат», 2000. — 176 с.
  192. , JI. Проблемы семантики / JI. Тондл. М.: Прогресс, 1975. -484 с.
  193. , Б.А. Избранные труды. В 2 т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. А. Успенский. М.: Гнозис, 1994. — 429 с.
  194. , Б.А. Избранные труды. В 2 т. Т.2. Язык и культура / Б. А. Успенский. М.: Гнозис, 1994. — 686 с.
  195. , Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. -М.: Искусство, 1970. 225 с.
  196. , Б.А. Принципы структурной типологии / Б. А. Успенский. М. — Изд-во Московского ун-та, 1962. — 64 с.
  197. , Б.А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М.: Языки рус. культуры, 1995. — 360 с.
  198. , Б.А. Структурная типология языков / Б. А. Успенский. -М.: Наука, 1965.-286 с.
  199. , В.А. О графике как об основе книжного искусства / В.А. Фаворский//Искусство книги.-М., 1961.-Вып. 2.-С. 51−78.
  200. , В.А. Об искусстве, о книге, о графике / В. А. Фаворский. М.: Книга, 1986. — 238 с.
  201. , И.П. Теория познания и философия культуры / И. П. Фарман. М.: Наука, 1986. — 197 с.
  202. , Н.Ф. Собрание сочинений. В 4 т. Т.2 / Н. Ф. Федоров. -М.: Прогресс, 1995. 544 с.
  203. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989.-816 с.
  204. Флиер, А. Я Культура как смысл истории / А. Я. Флиер // Обществ, науки и современность. 1999. -№ 6. — С. 150−159.
  205. , А.Я. Российская культурология и ее общие основания как системы знаний / А. Я. Флиер // Вестник МГУКИ. 2003. — № 1. — С. 34−45.
  206. , И.А. Философские проблемы семиотики / И. А. Хабаров. М.: Высш. шк., 1978. — 159 с.
  207. , В.И. Книга. Библиотека. Культура: аспекты теории и истории- Воспоминания о В. И. Харламове / В. И. Харламов. М.: РГБ, 1998. -408 с.
  208. , Б.М. Человек в поле смыслов / Б. М. Цейлин // Человек. -2000.-№ 4.-С. 173−183.
  209. , М., Зберский, Т. Система книги. Семиотика книги / М. Червинский, Т. Зберский. М.: Книга, 1981. — 128 с.
  210. Чик, Г. Единицы культуры / Г. Чик // Обществ, науки и современность. 2000. — № 2. — С. 111−122.
  211. Щвецова-Водка, Г. Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г. Н. Щвецова-Водка // Книга: исследования и материалы. М., 1994. — Сб. 68.-С. 19−37.
  212. Щвецова-Водка, Г. Н. Функциональная сущность и свойства книги / Г. Н. Щвецова-Водка // Книга: исследования и материалы. М., 1995. -Сб. 71.- С. 69−96.
  213. Эко, У. Имя Розы / У. Эко. М.: Кн. палата, 1989. — 496 с.
  214. Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию / У. Эко. СПб.: Петрополис, 1998. — 132 с.
  215. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. -М.: Гнозис, 1994.-560 с.
  216. , Ф.И. Цвет в искусстве книги / Ф. И. Юрьев. Киев: Вища школа, 1987.-246 с.
  217. , К.Т. Книга в коммуникационном процессе: ценностный подход / К. Т. Ямчук // Книга: исследования и материалы. М., 1994. — Сб. 68. — С. 38−48.
  218. , М.Ф. О книге: опыт анализа понятия «книга» / М. Ф. Яновский. Киев: Культура, 1929. — 186 с.
  219. , Е.И. «Книжные памятники Российской Федерации»: аспекты реализации программы / Е. И. Яцунок // Библиотековедение. 2001. -№ 5. — С. 12−17.
Заполнить форму текущей работой