Демократическая Республика Судан — самая крупная по территории (2,5 млн.кв.км) страна Африканского континента, К настоящему времени население Судана 20 млн. человек и составляют его свыше 600 племен, говорящих более чем на, НО языках. Судан — одно из самых молодых государств Африки, в 1956 г. завоевал независимость и стал на цуть некапиталистического* социального развития. В последние десятилетия в ходе индустриализации и модернизации производственных сил страны постепенно теряют свое значение господствовавшие веками в социальной структуре общества родоплеменные и феодальные отношения, хотя некоторое родоплеменные традиции с разветвленной сетью религиозных обрядов, верований и ритуалов, все еще сильно сказываются в общественно-политической и культурной жизни страны. Поэтому и решение проблем культурного строительства молодой республики невозможно без учета и изучения племенных традиций, уходящих своими корнями в глубокую древность.
Формирование ранней государственности на территории Судана и возникновение развитых культурных очагов происходили в основном на Севере страны, в долине Нила, непосредственно граничащей с Древним Египтом. Именно здесь в третьем тысячелетии до н.э. образовалось государство Куш /Древний Судан/, которое просуществовало Судан, ранее избравший социалистичесную ориентацию, в последние годы отошел от нее. Специфика некапиталистического развития, в отличие от социалистического, заключается в том, что в стране пока не существует таких важнейших принципиальных факторов, играющих решающую роль в построении социализма, как власть рабочего класса, руководство марксистско-ленинской партии, полная ликвцдация капиталистических отношений. Более подробно об этом см.: /2.16.4/. вплоть до 350 г. н.э.1 Древние суданцы создали собственную письменность, стройцую религиозную идеологию. «Культура древнейшего царства Куш с центрами в Напате и Мероэ /т.е. там, где расположены сейчас центральные города племени аш-Шайгия — С.М.Х./, уходящая своими корнями в глубь Африканского континента, испытала в значительной мере и в самых различных аспектах влияние елипет-ской цивилизации» /3.20, 2.98/. Развалины гигантских сооружений в Мероэ, храм, расположенный на удивительной по форме горе Джа-баль аль-Баркаль, величественные пирамиды Напатско-Мероэтских царей в гг. Нури аль-Куру, Мероэ и многие другие памятники минувших поколений являются составной частью современной национальной культуры Судана.
Этнический тип древнего суданца представлял собой «смесь африканской расы с белой хамитской, с преобладанием последней» /5.30, 24/. Население древнего Куша говорило на различных языках-на кушитском, древнеегипетском, а также нубийском и мароэтском, относящихся к хамитской группе.
Экономической, культурной мозаичности Куша способствовали и естественные географические условия Северного Судана. Шесть порогов, которые образуют Нил между Вади-Хальфой и Хартумом, скалистые горы, песчанные отмели в период спада Нила, болота Сэдды, пески Сахары не только отделяли Куш от внешнего мира, но и делали крайне затруднительным общение внутри страны. Поэтому после падения Кушитского царства в начале 1У в.н.э. вся страна раздробилась на мелкие государства и княжества, наиболее крупными из них были Напатэ, Макарре и Алаве. В Советском Союзе имеется обширная литература по культуре Кушитского царства. Наиболее обстоятельные исследования: /2,18, 2.20, 3.20, 3.21/.
Период 1У-УП вв. в истории Судана отмечен упадком кушитской культуры и постепенным распространением христианства и язычества. Уже в середине У1 в. в центральных городах Нубии /Северный Судан/ и в других районах низовьев Нила появляются христианские миссионеры, которые, превращая кушитские храмы в церкви, начинают вести активную религиозную пропаганду. Деятельность христианских миссионеров направлялась и поощрялась непосредственно Византией /5.23.17/. В начале УП в. христианство было распространено почти во всех племенах Северного Судана, за исключением народности Бид-жа в Восточном Судане. Оно привнесло с собой в Судан некоторые элементы культуры христианского мирав Нубии, например, широко применялась в делопроизводстве греческая письменность. Однако христианство, несмотря на свое более чем тысячелетнее господство в Судане /вплоть до ХУ1 в./, не могло внедриться глубоко в религиозное сознание племен, оно, оставаясь религией племенной элиты, не могло слиться органически с местными кушитскими и языческими традициями. Поэтому в последующие века, в период распространения в Северном Судане ислама, христианство легко уступило свои позиции последнему" не оставляя за собой заметных следов.
После завоевания Египта арабо-мусульмаеской армией, князья и племенные вожди Северного Судана объединились в мощную коалицию против молодого и сильного Арабского халифата. Нубийская экспедиция Омара ибн аль-Аса в 641 г. потерпела полный провал. Второй поход на Нубию был предпринят в 651 г. египетским намзстником халифа Абдаллахом ибн Са*д. На этот раз арабы хоть и не достигли победы, но путем дипломатии добились соглашения, которое обязывало нубийских правителей платить дань халифату и не препятствовать ведению исламской религиозной пропаганда и торговых сношений. В результате этого договора христианские правители Напата, Макарре и Алаве превратились фактически в вассалов Арабского халифата.
Торгово-экономические и культурные связи народов Северного Судана с арабским миром были установлены еще в далекие доисламские времена. В начале У1 в. в плодородной и обширной долине Нила начали появляться кочевые бедуинские племена, которые, постепенно образуя поселения, перешли к оседдоцу образу жизни, к земледелию. Их природная склонность к передвижению, к скотоводству и торговле в значительной степени способствовала тесным экономическим, культурным и этническим контактам и взаимовлиянию с местным коренным населением. После соглашения 651 г. эти связи усиливаютсямиграция арабских племен в Судан протекает теперь через Египет /по долине Нила/, Красное море и Северо-Запад Африки /Ливия/" Они в Северном Судане начали создавать мусульманские общины, активно распространяли среди христианского и языческого насет ления идеи ислама. Однако христианство в отдельных государствах внутри Судана вплоть до ХУХ в. оставалось официальной религией.
Период 1505—1820 гг. вошел в историю Судана под названием эпохи Фундж. Среди громадного множества мелких княжеств и государств Судана — Салтанат Дарфор, Салтанат Тагам, Эмарат Кашиф и др. — самым могущественным и влиятельным выделилось государство Фундж. Оно представляло собой федерацию княжеств арабизированных и исламизированных племзн. Сюда входили княжества аль-Абдаллаб (столица в Арбаджи), аш-Шайгия (столица в Мероэ), группа племен Адж-Джа'алиин с центром в г. Шецци и другие. Примечательно, что границы федерации Фундж охватывали территорию древнейшего царства Куш.
В период Фундж активизировалась борьба за религиозное сознание племзн. Почти все языческое, христианское население Северного * Более подробно об истории арабской культуры в Судане см. /5.30/.
— 7.
Судана путем религиозной пропаганда, экономическими средствами, зачастую и насильственным цутем было исламизировано. В этот период наблюдается массовое переселение в Судан из Аравийского полуострова и из других цусульшнских стран членов различных суфийских орденов: аль-Кадирийа, аш-Шазалийа, аль-Хатмийа, ас-санусийа, ас-Сашнийа и др. Общественный и социальный быт племен регламентируется теперь в соответствии с этико-эететическими предписаниями ислама суннитского течения. Юридическое делопроизводство осуществляется согласно установок маликитской и шафиитской доктрин. Однако ислам не мог не учитывать и игнорировать устоявшиеся тысячелетиями местные племенные обрядовые традиции и языческие верования, а, напротив, приспосабливаясь к местной специфике, сам испытывал заметное влияние последних.
Аш-Шайгия — крупнейшая из группы племен адж-Джаалин, которая в свою очередь составляет северную ветвь арабских племен — Бану Аднан. Согласно преданиям, вождем племен был некий Шаик ибн аль-Амир Хумайжан, от имени которого и берет свое название аш-Шайгия /5.35.9/. Издавна предки аш-Шайгия занимались земледелием в долине Нила между четвертым порогом и водопадом Вади аль-Малик. Эта площадь расположена на расстоянии 200 км вдоль течения Нила. На Западном и Восточном побережье реки возникли города, самые крупные из которых Карима /центр аш-Шайгия на Западном побережьи, древнее название Напате/, Мероэ /Центр аш-Шайгия на Восточном побережьи, столица древнего Куша/, Нури, Тангаси, ад-Дабба, аль-Касиццжар, аль-Курейр и др.
С давних времен племя аш-Шайгия делилось на четыре рода: Мероэ, Ханак, Кандкабе и Амри. Они враждовали между собой, но при возникновении любой внешней угрозы быстро объединялись.
В начале ХУШ в. аш-Шайгия превратилось в самое крупное в эко.
— 8 номическом и политическом отношениях плейя на всем Севере, составляя собой влиятельное ядро федерации Фундди. В период турецкого нашествия в конце ХУШ в. и во время англо-египетской интервенции в Сдан в 1899 г, племя аш-Шайгия во главе других оказа ло упорное и многолетнее сопротивление оккупантам.
Нравственный облик члена племени характеризуется свободолюбием, верностью семейным и племенным традициям, соблюдением традиционных законов гостеприимства, храбростью и постоянной готовностью встать на защиту племенной чести.
В общественном быту, в религиозных верованиях и обрядах, в фольклоре аш-Шайгия и поныне сохранилось множество древнейших элементов, восходящие еще к Мероитской фгльтуре /3.21/. Необычайное богатство и разнообразие традиций аш-Шайгия во многом объясняется преемственной связью и органическим синтезом культуры Древнего Судана с африканскими и арабочцусульманскими традициями.
Настоящее исследование посвящено изучению одного из самых древних и богатых пластов духовной культуры племени аш-Шайгияее музыкально^ искусству. Основная цель исследования — научное осмысление локальной специфики музыкального искусства аш-Шайгия в контексте всей музыкальной культуры Судана и взаимосвязи с другими соседними традициями.
Актуальность избранной темы исследования заключается не только в практической шлоразработанности данной проблематики в современном музыкознании, фольклористике, но и в том, что цузыкально-кулыурное строительство современного Судана опирается на многовековые традиции составляющих его племен, среди самых крупных по численности и занимаемой территории является племя аш-Шайгия. Несомненный интерес к объекту нашего исследования усиливается еще и тем, что музыкальное искусство аш-Шайгия, находясь фактически в центре коммуникаций, связывающих арабский и африканский мир, с давних времен впитывало в себя элементы различных культурдревне-африканских УНалате-мероэтский, Древнеегипетский/ и ара-бо-мусульманский. Изучение ее расширит ваши научные представления о музыкальном творчестве народов и племен Судана, поможет осмыслению особенностей суданской народной музыки, а также выявлению цутей межрет она льдах, межплеменных музыкальных контактов.
Музыкознание Республики Судан начинает делать только свои первые шаги. Среди наиболее значительных работ следует назвать две диссертации: «Народное искусство Судана как фактор становления культурно-просветительной работы в стране» /Л., 1980/ д-р Диаб аль-Фатих ат-Тахир и «Особенности мвлодай и ритмов области Сикот» /Со (|ия, 1980/ Мухаммад аль-Макки Сид Ахмад. Названные работы, как перше исследования сходных проблем, представляют интерес прежде всего с точки зрения их методологических позиций, а также имеющихся в них сведений обзорного характера.
В настоящем исследовании привлечено большое количество работ западноевропейских и арабских ученых, посвященных частным и общим вопросам музыкальной африканистики. Заслуживает внимания небольшая статья Г. Дж.Фармера «Ранние Сведения о музыке Западного Судана» /см.6.3/, где на основе материалов, содержащихся в средневековых арабских трактатах автор освещает некоторые страницы истории музыки кочешх арабских племен.
Имеются некоторые исследования, затрагивающие общие вопросы искусства племен Южного и Восточного Судана (см. 6.5- б.6- 6.7). В области музыкальной фольклористики отсутствуют работы, посвященные специальному изучению 1фгзыкального наследия того или иного суданского племени. Поэтоцу одна из основных предпосылок к настоящей диссертации, заключается в сборе, записи и расшифровке образцов песенного наследия аш-Шайгия. Выполнение этой задачи сопровождалось рядом трудностей организационного и методологического порядка. В решении последнего основным подспорьем стал огромный опыт многонациональной советской музыкальной фольклористики, неизменно и систематически передаваемый нам известным ученым Ф. М. Кароматовым (0 предпринятых нами экспедициях, об особенностях записи и др. см. Приложение «От автора»).
Музыкальное наследие аш-Шайгия, со своей ярко выраженной локальной спецификой, занимает ведущее место в национальном музыкальном искусстве Судана, Поэтому одной из важных задач исследования стало выявление роли и мзста музыкальных традиций аш-Шай-гия в историческом процессе становления национального искусства Судана.
Музыкальный фольклор аш-Шайгия, постоянно развивающееся во взаимодействии с традициями других племен, самобытное художественное явление. Оно в ходе своей исторической эволюции послужило прочной основой для становления высокохудожественных жанров народно-профессиональной музыки устной традиции. Профессионализм в контексте социальной истории племен возник и развивался в специфических условиях. Осмысление процессов возникновения и развития профессионального искусства в конкретной социальной среде, а также изучение и прогнозирование путей его дальнейшего развития в условиях нашего динамичного времени также входит в основные задачи настоящего исследования.
Музыкальное наследие аш-Шайгия исторически сложилось как бесписьменная традиция, передаваемая из уст в уста, из поколения в поколение. Однако изменения социально-экономического по.
— II рядка, проблемы урбанизации, глубоко затрашивающие и современное суданское общество не могут не отразиться и в бытовании и функционировании многовековых музыкальных традиций. Поэтому настоящая диссертация, как первый опыт нотной фиксации и научной разработки основных проблем музыкальных традиций крупнейшего племени Судана, послужит в известной мере и задачам сохранения и развития древних традиций в условиях современности.
В работе применен метод сравнительно-типологического исследования. Известно, что «сравнительные изыскания могут дыть желае мые результаты лишь при наличии обобщающих исследований по музыкально*^ фольклору каждого из родственных народов. .Это будет способствовать постановке многих назревших проблем и постоянной разработке наиболее эффективных форм проведения работ в области сравнительного исследования музыки народов определенных зон.» /3.9.185−187/. Одной из серьезных проблем является унификация понятийного и терминологического аппарата. В этом отношении мы руководствовались указаниями Ф. М. Кароматова и Ю.Эльснера. «. европейская музыкальная теория во всей своей многогранной сложности не может и не должна в своей целостности соответствовать основам рассматриваемой /внеевропейской — С.М.Х./ музыкальной культуры. Связанные с музыкой представления и обозначения должны здесь получить иную направленность, применение их не должно ставить своей целью установление совершенно иных основ вне зависимости от комплекса понятия европейского языковедческого анализа. В этом отношении следует принимать во внимание понятия и термины, бытующие в музыкальной практике исследуемых народов» /З.Н.90−91/. Однако в нашей работе дело усложняется и тем, что в художественной практике те или иные применяемые музыкальные термины не сложились в разветвленный и систематизированный категориальный аппарат. Поэтому в настоящей диссертации мы, хотя и несколько условно, применяем основополагающие понятия, как произведение, профессионализм, мелодия, лад, звукоряд и др. Однако ввод этих понятий в музыкальный обиход Судана влечет за собой и другие затруднения. Как известно, средневековая арабоязыч-ная музыкальная мысль выработала стройную музыкально-понятийную систему, приложенную к музыкальной культуре средневековья, ис-iQrccTBy макомата, в частности. В современной музыкальной практике Судана, как и во всех арабских странах, она находит свое частичное применение. Однако смысловые границы большинства музыкальных терминов в классическом арабском языке имеют множество оттенков и строго нерегламентированы, что порою трудно провести смысловые различия отдельных терминов, как, например, это происходит с одним из основополагающих понятий «лад», передаваемых «макам» или «силлим». Кроме того, требуют своего специфического претворения в арабской музыкальной науке понятия, термины, выработанные в советском музыкознании /как интонация, предложение, мотив, фраза и другие/. Наиболее оптимальной методологической основой в исследовании древнего и самобытного искусства арабо-африканского племени для нас послужили теоретические и методологические принципы, выработанные в работах Б. Асафьева, В. А. Беляева, В. С. Виноградова, К. Нкетия, Ф.М.К&роматова, В. Н. Холоповой и др.
Во введении приведен краткий исторический обзор, обосновывается актуальность проблематиш музыкального фольклора Судана в свете кардинальных вопросов современного музыкознания. Определяется здесь степень изученности исследуемого материала, затронуты вопросы методического и методологического порадка.
Первая глава — «Песенные жанры аш-Шайгия» — носит вводный.
— 13 характер. В ней предпринят общий музыкально-этнографический обзор различных жанров и видов песен аш-Шайгия, составляющих два пласта музыкального творчества — песенный фольклор и народно-профессиональную !лузьтцу.
Вторая глава — «Особенности интонационного строя и ладооб-разования» — носят теоретический характер. В ней предпринята попытка выявления эволюции характерных для песен аш-Шайгия реликтовых интонаций и попевок. Описываются основные структурные свойства и особенности ладообразований /монохорд, дихорд, три-хорд, тетрахорд, пентатоника, гексахорд/ и (функциональной их природа.
Третья глава — «Ритмика песен аш-Шайгия» — посвящена вопросам санкционирования ритмического комплекса аш-Шайгия. Проблема ритма освещается на разных структурных уровнях: в вертикальном разрезе /фактура/ и в масштабно-горизонтальном. Показана локальная специфика ритмов аш-Шайгия.
Заключение
содержит выводы и обобщения по основным вопросам, затронутым в диссертации.
В приложении включено:
1. Нотные записи песен аш-Шайгия /74 названия/ с текстами на арабском языке.
2. Краткие сведения о музыкальных инструментах Судана.
Работа написана на арабском языке. Перевод на русский язык осуществлен совместно с А.Назаровым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Песням аш-Шайгия свойственны необычайное жанровое разнообразие, обусловленное социальной историей и современным бытом племенибогатей образно-тематический ареал, связанный со специ<|икой эстетического мышления племенного художника — певцаярко самобытный и стилистически отточенный интонационный язык, выражающийся в контексте различных реликтовых попевок, богатейшей ритмической фактуре напевов аш-йайгия.
Одна из насущных задач музыкознания Судака заключается в сравнительно-типологическом и комплексном изучении музыкальных традиций других племен и народов. Причем после того, как будут выявлены некоторые общие «цутеводные нити», объединяющие различные по своей самобытности племенные традиции, можно перейти к детальному сравнению составляющих локальную специфику элементов той или иной конкретной племенной традиции, этнической группы. Это даст возможность для расширения круга сравнительного исследования включением в него традиций и других более отдаленных родственных и соседних народов и стран: только тогда создастся возможность к выходу и в более широкие, глобальные по масштабам сравнительные исследования. Например, некоторые результаты настоящего исследования уже дают возможность перейти к сравнительно-типологическому исследованию. Как отмечалось выше, жанр «аз-зар» распространен и в соседних племенах Судана (в Эфиопии, в Египте, в Сомали? странах Аравийского полуострова). Однако ни одна из других национальных и локальных разновидностей аз-зар, за исключением аш-Шайгия, по настоящее время не исследована с точки зрения Музыкознания. Также обстоит дело и с другими жанрами — жанрами Мусульманского культового песнопения мадх, аз-зикр и др. Большой.
— 138 интерес представляет собой сравнительный анализ плач-причитаний «аль-тнаха», детских игровых песен, а также лирических песен «ад-дубейт». Как уже отмечалось, большинство имеющихся исследований по 1фгзыке Судана носит обзорный характер, что также «суживает» возможности сравнительного анализа. Одно из основных мзтодологичео ких требований — от частного к общецу — должно соблюдаться и в общей целенаправленности предпринимаемых исследований молодой музыкальной науки Судана.
Подводя итога проделанной работы отметим наиболее существенные черты песен аш-Шайгия:
1. Интонационный склад аш-Шайгия представляет собой «разомкнутую» систему, которая развивалась и развивается поныне в интенсивном взаимодействии и взаимообогащении с другими соседними традициями. Это — неотъемлемое свойство интонационного комплекса проявляется во всех его аспектах — в жанровом разнообразии, в инструментарии, в различных пластах ритмической фактуры, в ледовой основе песен.
2. Три типа реликтовых элементов составляют семантическую основу интонационного комплекса аш-Шайгия: внеладовый реликтовый, собственно реликтовый и речитативно-реликтовый типы попевок.
3. В основе ладового мышления аш-Шайгия лежит (бесполутоновая) пентатоничесная система (проявляющаяся в конкретных видах и жанрах песен), в виде монохорда, дихорда, трихорда, тетрахорда, пентахорда и гексахорда и оформленная в жанрах народно-профессиональной ь^зыки в виде специфического, отличного от других пента-тонических систем /китайской, корейской, татарской и др./ ладо-интонационного комплекса.
4. Специфика ритмики аш-Шайгия заключается в ее мономерности, многослойности и активном взаимодействии трех ее пластов.
— 139.
MTP, PC и РА с доминирующей ролью последнего* Особенности взаимодействия и функционирования трех пластов позволило определить ритмику аш-Шайгия, как реликтовую, специфику которой составляют различные виды традиционных ритмических формул".
5. Динамическая, ритмическая и лздоинтонационная специфика начальной интонационной ячейки, выполняющей роль «толчка-импульса» напева, обуславливает процесс формообразования, ладоинтонационный склад и ритмику всей песни,.
6. Музыкальное искусство аш-Шайгия исторически развивалось как песенная культура, неотъемлемую часть которой составляет народная и классическая арабская поэзия аш-Шайгия. Как и взыкально-поэтических традициях других грабских народов и стран, идейно-эстетическое содержание, семантико-структурные свойства арабской поэзии аш-Шайгия находили свое конкретное воплощение только в виде семантической и конструктивной специфики вокального искусства аш-Шайгия.
7. Песни аш-Шайгия, главным образом, куплетной формы, в становлении которой респонсорный принцип «вопрос-ответ» выполняет главенствующую роль. Наблюдаемые в некоторых песнях элементы простой двухчастной, трехчастной форм, а также тенденции рондальности не представляют собой принципиальную закономерность формообразования песен аш-Шайгия.
8. Специфика достижения цикличности в песнях аш-Шайгия заключается не в периодическом повторении определенно законченной «цепи», а в вариационном повторении и постепенном рапсодийного типа, ускорении составляющих цикл частей /например, аз-зар, аз-зикр, мадх/.
Современный интонационный ареал искусства аш-Шайгия богат и разнообразен, границы его постоянно расширяются под культурны.
— 140 ми веяниями современности. К наиболее актуальным задачам, стоящим перед языкознанием Судана, относится проблема традиции и современности. Вопрос этот в настоящем исследовании затроцут с точки зрения бережного сохранения, научно-системного изучения и прогнозирования путей дальнейшего развития древней племенной традиции. В этом плане нам, суданским фольклористам, музыковедам и композиторам, представляется показательным многолетний опыт культурного строительства в республиках Советского Востока, методы бережного отношения, изучения, сохранения и развития национального ьузыкаль-ного наследия, в частности, в Узбекистане. Сюда относится задача организации фольклорных экспедиций, вооруженных самыми современными научными и техническими средствами обследования. Выполнение этой задачи в свою очередь потребует максимально приближенных к исполнительской интерпретации расшифровок, изданий, нотных сборников и серий грамзаписей образцов цузыкального фольклора народов Судана. На решение этих задай должна быть направлена деятельность многих учреждений Судана — Института Азии и Африки, Института исследования фольклора, Центра народного искусства, Института ьузы-ки и драмы.
Немаловажное значение в решении этой задачи имеет вопрос о создании единой школы музыковедов-фольклористов, вооруженных научно-систематическим современным методом изучения племенных традиций. Поэтому активизация научно-творческого обмена мевду цузыко-ведами Судана и СССР непосредственно повлияет и на научный уровень и на степень охвата проблематики суданской музыкальной фольклористики. Как и в Советском Союзе, так и в Судане много общих неразрешенных проблем, связанных с унифицированным способом вотирования, с поиском критериев в оценке принципов и методов издания и жанрово-тематических сводов, и региональных сборников, и запи.
— 141 гей, представляющих индивидуальный, коллективный и локальный ис-юлнительские стили, с воспитанием исполнительских кадров, с популяризацией жанров фольклора и их пропаганды по современным средствам коммуникации.
Одна из важных проблем музыкознания Судана связана с исследованием музыкального инструментария. К сожалению до сих пор в этом плане в Судане не приняты никакие меры. Изучение выразительных возможностей, акустических, тембровых свойств, унификация звукорядно-го состава, темперация в соответствии с требованиями современной аудитории, эти и другие вопросы могут найти свое плодотворное решение лишь при глубоком изучении опыта музыкознания других народов, например, республик Советского Востока, в этом аспекте.
Своего ранения ждут также много актуальных проблем общетеоретических и общеэстетических, эстетика кругового движения, символика танца и их связь с различными жанрами, общие вопросы культового пения и его взаимосвязь со сходными жанрами других народов. В этом отношении значение международных научных контактов несомненно, и они приобретают особую актуальность в деле взаимопонимания и сближения между народами мира.
Песенное наследие аш-Шайгия — неотъемлемая часть национального музыкального искусства Судана. Составляющие его разнообразные жанры, как социально обусловленное и исторически напластованное интонационное явление, занимают достойное место в современном мире музыкально-прекрасного.