Феномен магии в культуре
Птолемей Клавдий. Математический трактат, или Четверокнижие. // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I—XIV вв. / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. М., 1996. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.143 .Яковлев А. А. Модель мистического познания и рефлексия. // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания… Читать ещё >
Содержание
- Основные
- выводы третьей главы диссертации
- Сравнительный анализ магии и других явлений культуры показал
1. Магия относится не к сфере религии, но к более общей сфере мистики, так как в ее основе лежит не идея сверхъестественного, но лишь вера в таинственные, непостижимые, невидимые и неощутимые для обычного человеческого опыта аспекты мира. Магия — это частный случай мистики, ее оперативная форма, и представляет собой попытку человека использовать свои мистические знания на практике.
2. Магия в ее чистом виде (в узком смысле слова) не является формой религии, но представляет собой разновидность эзотерики (практический оккультизм), хотя магия в широком смысле может рассматриваться как религиозно-мистический феномен, так как включает в себя такие формы, как шаманизм, колдовство, теургию, которые имманентно содержат в себе ключевую для религии идею — идею сверхъестественного. Несмотря на то, что магия в узком смысле слова и религия представляют собой существенно различные феномены культуры, характеризовать область магии как нечто в корне противоположное религии — неверно. При всей своей разности магия и религия — это близкие друг другу явления, так как между ними много общего: обе они относятся, к сфере мистики, объединены единым мистическим мировоззрением и представляют собой практики сакрально-культового характера.
3. Несмотря на известное сходство магии и науки — обе ориентируют человека на самостоятельную активность и объединены общим стремлением к преобразованию окружающего мира- представляют собой попытку получения власти над природой, т. е. попытку управлять ее процессами в интересах человека, и, наконец, стремятся постигать законы природы и внутреннюю сущность явлений — их принципиальное отличие друг от друга не вызывает никаких сомнений. В отличие от науки магия не является познанием в собственном смысле слова, но представляет собой форму постижения бытия, основанную на мистическом ведении. В отличие от науки магия не интересуется естественными причинами явлений и объективными законами природы. Магическое познание всецело ориентировано на постижение мистических, т. е. таинственных, невидимых и неощутимых для обычного опыта аспектов мира (мистических связей, отношений, партиципаций, сил, влияний и т. д.). Т.о., магическое знание не отвечает основным критериям научности — принципам фальсификации и верификации, а следовательно, магия — не наука. Но магия и не псевдонаука, так как вовсе не основана на ошибке мышления. Магия — самостоятельная, полноценная форма постижения бытия, основанная на мистическом (пралогическом, архаическом, фантастическом) способе мышления и на
Ill мистическом ведении.
4. Наиболее радикальное отличие, выявленное нами при сравнительном анализе магии и других явлений культуры — это отличие магии от повседневности. Магия — это сакрально-культовый и эзотерический феномен- сокровенное магическое знание предназначено исключительно для посвященных. Напротив, повседневность — это целиком светский феномен, секулярность в ее чистом виде: обыденный мир — это мир общедоступного, профанно-человеческого- в нем нет ничего подлинно священного- экзотерический феномен. Структурный анализ выявил принципиальное отличие магической и обыденной картин мира, магического и обыденного сознания, магического и повседневного образа жизни. И все же, данные феномены культуры столь сложны, неоднозначны и неоднородны, а их образы в культуре столь красочно многолики, что совершенно противопоставлять их нельзя. Во-первых, грань между магией и повседневностью достаточно условна. Во-вторых, существует известное взаимопереплетение этих феноменов: в магии есть своя рутина, своя, пусть даже магическая, повседневность, а в повседневности человек нередко сталкивается с магическими аспектами мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Идея сверхъестественного воздействия на природу и связанное с ней представление о безличной магической силе, которые лежат в основе колдовства, не являются имманентно присущими магии в ее чистом виде (в узком смысле слова), а значит, не могут быть положены в основу ее определения. Следовательно, необходимо различать понятия магии и колдовства. Причем, единственно надежным критерием для данного различения является различие по характеру воздействия (ритуально-символическое, оккультное в одном случае и сверхъестественное в другом) так как нельзя признать существенными различия по моральному критерию, по методу воздействия (опосредованное, магическое и непосредственное, колдовское), по степени официальности и элитарности и др. Необходимо также отличать магию в узком и широком смысле слова. Магия в узком смысле слова (в ее чистом виде) — это попытка ритуально-символического воздействия на мир на основе познания тайных (occulta) законов и сил природы, т. е. представляет попытку проникнуть (вмешаться) в тайный («внутренний») ход вещей, по существу является тайноведением. Магия в широком смысле — это попытки идеального (немеханического) воздействия на мир, причем если магия в узком смысле слова не является формой религии, но представляет собой оккультно-эзотерический феномен, разновидность мистики, оперативную мистику (практический оккультизм), то магия в широком смысле может рассматриваться как религиозный феномен, так как включает в себя такие формы, как шаманизм, колдовство, теургию, которые имманентно содержат в себе ключевую для религии идею сверхъестественного.
В ходе исследования магия обнаружила двойственную сущность -единство идеального, на первый взгляд «квазицелесообразного» воздействия на природу и реального психологического воздействия на исполнителя (исполнителей) магического ритуала. Понимание двойственной сущности магии позволяет выделить в ней 2 стороны — субъективно-психологическую, сакрально-культовую и социокультурную, объективно-практическую и преодолеть ограниченность субъективно-психологического и социокультурного способов объяснения магии. Т.о., магия — это не только оккультно-эзотерический, сакрально-культовый феномен, но и социокультурный феномен. Как оккультная сакрально-культовая практика, магия обладает самостоятельной ценностью и смысловой полнотой и представляет собой способ бытия человека в мире, в котором правят невидимые силы и законы. Как социокультурная практика, магия обладает лишь инструментальной эффективностью, является средством для достижения внешних по отношению к ней целей. При этом, если до появления специализированных форм деятельности магия имела в первобытных культурах всеобъемлющий характер, по существу была первобытной технологией деятельности, способом существования, являлась ядром первобытной культуры, то после появления таковых она становится практическим искусством и играет уже вспомогательную роль.
Итак, магия отнюдь не сводится лишь к культовой практике колдовства, но это действительно очень сложное, многогранное, универсальное и уникальное явление, оказавшее огромное влияние на всю культуру в целом, и тесно связанное с другими явлениями культуры, прежде всего — с ритуалом, мифом, наукой, искусством, религией, мистикой, повседневностью. Исследование показало, что корни магии следует искать не только в области индивидуальной психологии или сфере коллективных представлений, но прежде всего в общественной практике, гетерогенной природе человеческого мышления, особенностях человеческого восприятия, природе человеческих эмоций. Вот почему магия отнюдь не является эпифеноменом культуры, практикой, основанной на ошибочной ассоциации идей, способом неадекватного каузального объяснения, пережитком, суеверием, неврозом, анти-, псевдо-, лже- или иллюзорной (квазицелесообразной) деятельностью. Напротив, магия — это фундаментальный элемент культуры, человеческой жизни и человеческого восприятия, а магическое поведение является одной из базовых моделей человеческого поведения. В целом магию можно
180 рассматривать как явление, позитивное и плодотворное в культурном отношении. Следует также признать, что в магии заключен огромный и ценный массив человеческого опыта, жизненной мудрости. Многие древние и новые магические практики, техники, приемы и методы, доказавшие свою практическую эффективность, требуют самого серьезного изучения. Они могут быть критически проанализированы, переосмыслены, переработаны и положены в основу современных психологических методик, т. е. использоваться в качестве мощных и эффективных психотехник в области медицины и психотерапии. Следовательно, магия неискоренима из человеческой практики.