Проблемы мугамного формообразования
Диссертация
Сопоставляя в концептуальном плане сущность формообразования в шобэ (части целого) и в мугамной композиции (всего целого), можно заметить их типологическое сходство: в основе обоих лежит идея кругового движения, некоего замкнутого цикла развертывания. Этот цикл потенциально может быть бесконечно возобновляем, но каждый возобновленный цикл повторяет прежний лишь с небольшими нюансами, изменениями… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Гл. 1 — ГДу гам г генезис жанра и вопросы его эволюции
- 1. О терминах: «мугам», «дастгях». «
- 2. Ладовые и жанровые предпосылки возникновения цугамного цикла. «
- 3. » Формирование циклической музыкальной формы «дастгях» в XIX веке. Эволюция канра в XX веке. «
- Гл.П — Составные части мугамного цикла
- 1. Общая характеристика чаетей мугамного цикла. «
- 2. Композиционные и ладовые'.особенности мугамного шобэ. «
- Гл.Ш — Структура целостной мугамной композиции
- 1. Ладовая структура мугамной композиции.. «
- 2. Композиционная роль лада в мугаме. ... «
- 3. Композиционное строение мугама. Драматургия формы. п
Список литературы
- Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, изд.5-е. -М.: Политиздат, 1980. 782с.
- Абасова Э., Мамедов Н. Об использовании мугамов в твор -честве азербайджанских композиторов. -В сб. г Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. -М.: Гос. иузиздат, 1956.
- Абезгауз И.В. Узеир Гаджибеков создатель оригинальных музыкальных структур (период типа тезис-периодическое развертывание). Ученые записки АГК. Баку, 1976, № 1, с. 50−65.
- Абезгауз И.В. Об одной закономерности азербайджанской музыки. Ученые записки АГК, серия ХШ, история и теория музыки. Баку, 1973, № 1, с. 3−18.
- Абезгауз И.В. Мелодический стиль Узеира Гаджибекова в опере «Кероглы». Ученые записки АГК, серия ХШ, история и теория музыки. Баку, 1968, № 1/5/, с. 3−48.
- Агаева С.Х. О музыкальных жанрах средневекового Азербайджана. -В сб.: Материалы научной конференции аспирантов АН Азерб.ССР. -Баку: Элм, 1976, с. 325−331.
- Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. -Сб.с татей: Ташкент: Фан, 1983. 157с.
- Алексеев Э. Проблемы формирования лада. -М.: Музыка, 1978.288с.
- Аливердибеков А. История азербайджанской музыки (рукопись- хранится в Республиканском рукописном фонде АН Азерб. ССР, инв.№ Б-5007).
- Алиев А. К вопросу изучения истории и развития азербайджанских мугамов. -В сб.: Актуальные проблемы развития архитектуры и искусства Азербайджана. -Баку: Элм, 1979, с. 183−190.
- Алиев А. Терминология в мугамных композициях- дестгях. -В сб.: Проблемы развития архитектуры и искусства в Советском Азербайджане. -Баку: Элм, 1981, с. 93−101. *
- Алиев А. Проблема изучения азербайджанских мугамов (на азерб.яз.). -Журн.Кобыстан, 1978, № 3(39), с. 2−3.
- Алиева H.A. Полифонические формы в творчестве азербай -джанских композиторов: Автореф. Дис.. .канд.искусствоведения.-Баку, 1969.- 32с.
- Аммар Фарук Хасан. Арабский лад раст и вопросы его развития. -Ученые записки АГК. Баку, 1975, № 1, с.37−64.
- Аммар Фарук Хасан. Ладовые принципы арабской музыки и их воплощение в жанрах устной традиции. -Дис. .канд. искусствоведения. -Баку, 1975.
- Аммар Фарук Хасан. Ладовые принципы арабской народной: музыки. -М.: Советский композитор, 1984.
- Антидзе Н.Т. Трактат ал-Урмави «Китаб ал-адвар»: Автореф. Дис. .канд.филологических наук. -Тбилиси, 1974."
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. -Л.: Музыка, 1971.- 378с.
- Арановский М. Симфонические искания. -Л.: Советский композитор, 1979. 286.
- Арутин Тамбурист. Руководство по восточной музыке.
- Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1968. 149с.
- Бабаев Э. Методические рекомендации по курсу «запись и обработка народных мелодий» для студентов историко-тео-ретического факультета консерватории. -Баку, 1983.
- Бадалбейли А. Толковый монографический музыкальный словарь (на азерб.яз.). -Баку, Элм, 1969.- 446с.
- Бартольд В.В. История культуры мусульманства. -П.: Огни, 1918.
- Беляв В. Очерки по истории муэыки народов СССР, вып.2″ -М.: Госмузиздат, 1963. 340с.
- Беляв Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -М.:Наука, 1965. 280с.
- Бирюков С. Импровизационность в цузыке. -СМ, 1977, № 3, с. 113−118.
- Бобровский В.П. К вопросу о драматургии музыкальной формы. -В сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971, с. 26−65.
- Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. -М.: Музыка, 1973.- 332с.
- Бретаницкий Л.С. Архитектурные школы средневекового Азербайджана (ХП-ХУ вв.). -В сб.: Искусство Азербайджана, вып.П. Баку, 1949, с. 64−100.
- Ваэири Али Наги. Дастур-э-Тар. -Берлин, без указания года издания. (Перевод Семенова A.A., рукопись- хранится в библиотеке Ташкентского института искусствознания им. Хамзы, № С-30, № 242).
- Веймарн Б.В. и др. Искусство арабских народов (средневековый период). -М.: Искусство, I960. 199с.
- Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков. -М.: Искусство, 1974.- 187с.
- Виноградов B.C. Музыка Советского Востока, от унисона к полифонии. -М.: Советский композитор, 1963. 234с.
- Виноградов B.C. Классические традиции иранской музыки. М.: Советский композитор, 1982. — 184с.
- Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. -М.: Музыка, 1980. 190с.
- Галеркина О.И. Элементы пантеизма в исламской миниатюре. -В сб. г Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. -М.: Наука, 1978, с. 292−299.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. -Д.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974.- 152с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике, кн.1. -Сочинения, т.ХП. -М.-л.: Соцэкгиз, 1938. 471с.
- Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. -М.: Изд-во АН СССР, I960.- 330с.
- Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966.- 352с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972. 318с.
- Гусейнов Р. Щахрашуб в поэзии и в народной музыке (на азерб.яз.). -В сб.: Проблемы развития архитектуры и искусства в Советском Азербайджане. -Баку- Элм, 1981, с. 193−201.
- Дева Б.Чайтанья. Индийская музыка. -М.: Музыка, 1980.-207с.
- Джами Абдурахман. Трактат о музыке. -Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1960. Н1с.
- Джани-заде Т. Мугам импровизация на лад. -В сб.: Современные методы исследования в музыкознании. ¡-И., 1977, вып.31, с. 56−82.
- Джумаев А.Б. Трактат о музыке Мухаммада Нишапури. -Журн. Общественные науки в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1984, с. 44−50.
- Ернджакян Я. Искусство мугамата в аспекте армяно-иранских музкальных связей.-Дис.канд.искусствоведения, фашкент, 1982.
- Зохрабов Р. Азербайджанские теснифы. -М.: Советский композитор, 1983.
- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. -М.: Соцэкгиз, 1961.- 629с. •
- Исмайлов М.С. Жанры азербайджанской народной музыки (на азерб.яз.). -Баку: Изд-во АН АзербССР, 1960.- ПЗс.
- Исмайлов М.С. О родстве азербайджанских народных ладов. -Ученые записки АГК, Баку, 1972, № 9, с. 5−43.
- Исмайлов М.С. К вопросу о структуре лада Чаргях. -Ученые записки АГУ. Баку, 1975, № 1, с. 3−9.
- Исмайлов М.С. Структурные особенности ладов азербай -джанской народной музыки (Методическая разработка"). Баку, 1982.- 22с.
- История Азербайджана в 3-х томах. -Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, т•1, 1958- т. П, 1960. -953с.
- Историяи современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. (Сб.статей). -М.: Музыка, 1972. 415с.
- Исследования по общей теории систем: Сб. переводов, -ч М.: Прогресс, 1969. 520с.
- Кази Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках 159 697/1005. -М.-Л.: Искусство, 1947.
- Караев К.А. Симфонические мугамы Ф.Амирова. -СМ, 1949, № 3, с. 40−43.
- Кароматов ф.М. Музыкальное наследие узбекского народа. -В сб.: Музыкальная культура Узбекской ССР. -М.: Музыка, 1981, с. 11−32.
- Карсшатов Ф.М., Раджабов И. Р. Предисловие к нотному изданию Шашмакома в записи Юнуса Радкаби. Ташкент, 1965, т.1.
- Карягды оглы Джаббар. Воспоминания о прошлом азербай -джанской музыки (рукопись). Архив Ин-та архитектуры и искусства АН Азерб. ССР, папка № 75.
- Касимов К.А. Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана ХП в. -В сб.: Искусство Азербайджана, вып. П, Баку, 1949, с. 5−63.
- Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. -Баку, Эям, 1969.-109с. '
- Керимов К.Дж. Султан Мухаммед и его школа. -М.: Искусство, 1970.76. Керимов К.Дж. Азербайджанские миниатюры. -Баку, Ишыг, 1980. 222с.
- Керимова Т. Опыт исследования древнейших пластов азер -байджанского фольклора. -Ученые записки АГК. Баку, 1977, № 1, с. 3−15.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи, изд.2-е. -М.: Наука, 1972.- 496с.
- Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. -М.: Наука, 1983.
- Кулизаде З.А. Мировоззрение Касими Анвара. -Баку: Злм, 1976.
- Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской моно-дической музыки. -П.: Музгиз, 1958. -625с.
- Кушнарев Х.С. Статьи.Воспоминания.Материалы.-М.-Л", 1967.
- Лей Г. Очерк истории средневекового материализма, (пер. с нем.). -М.: Изд-во ин.лит., 1962.- 587с.
- Мазель Л.А. Эстетика и анализ. -СМ, 1966, № 12,с.20−30.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. -М.: Советский композитор, 1978.- 350с.
- Мамедов В. Мугам, слово, исполнитель (на азерб.яз.)-Баку, Ишыг, 1981. 144с.
- Мамедов Н. Предисловие к нотному изданию «Азербайджанский мугам Чаргях». -М.: Советский композитор, 1970.
- Мамедов Н. Предисловие к нотному изданию «Азербайджанский мугам Раст"ц -М.: Советский композитор, 1978.
- Мамедли Г. Узеир Гаджибеков и мугамат (на азерб.яз.). -}Курн.Кобыстан, 1979, № 4, с. 57−59 (программы „восточных классов“ тюркской музыкальной школы).
- Мамедбеков Д. К вопросу о классификации азербайджанских мугамов. -Известия АН Азерб. ССР, серия общественных наук. Баку, 1963, № 1, с. 47−66.
- Мамедбеков Д. Музыкальная форма мугама (на азерб. яз).- Шурн. Кобыстан, 1982, № 1, с .30−33.
- Мансуров М.С. Воспоминания (рукопись- хранится в архиве Ин-та архитектуры и искусства АН Азерб. ССР, инв. Ш 80) .
- Мец А. Мусульманский реннесанс (пер. с нем.). -М.: Наука, 1966.- 458с.
- Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. -Я.: Музыка, 1982.
- Музыка народов Азии и Африки, вып.1. -М.: Советский композитор, 1969.- 318с.
- Музыка народов Азии и Африки, вып.П. -М.: Советский композитор, 1973.- 422с.
- Музыка народов Азии и Африки, вып .111. -М.: Советский композитор, 1980. 421с.
- Музыкальная трибуна Азии. М., 1975.
- Музыкальные культуры народов: традиции и с овременность--М.: Советский композитор, 1973.- 376с.
- Музыкальная эстетика стран Востока. -М.: My зыка, 1967.-414
- Навваб Мир Мохсин. Визухиль аргам (на азерб. яз). -Журн. Кобыстан, 1976, № 3, с. 48−52.
- Наэайкинский Е.В. Яогика музыкальной композиции. -М.: Музыка, 1982.
- Очерки по истории азербайджанской философии, т.1. -Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1966. 348с.
- Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886.-330с.
- Проблемы лада. (G6.статей). -М.: Музыка, 1972 314с.
- Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки, (сб.статей). -М.: Наука, 1973.- 256с.
- Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме. -М.: Музыка, 1967. 151 с.
- Пять философских трактатов на тему „Афак ва анфус“. -М.: Наука, 1970. 149с.
- Раджабов И.Р. К вопросу о нотной письменности на Востоке. -Шурн.общественные науки в Узбекистане. Ташкент, 1962, Ш 10.
- Раджабов И.Р. К вопросу о макомах (на узб.яз.). Ташкент, 1963.
- Раджабов И.Р. Музыка Самарканда. -В кн.: Искусство великого города. -Ташкент, 1972, с. 298−313.
- Раджабов И.Р. Макомы: Автореф. Дис. .д-ра искусствоведения. -Ташкент-Ереван, 3L970.
- Рзакулизаде С.Дж. К проблеме пантеизма. -Известия АН Азерб. ССР, серия истории, философии и права, 1976,1, с. 118−125.
- Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. -М.-Л.:зыка, 1977. 160с.
- Рыжкин И. Образная композиция музыкального произведения. -В кн.: Интонация и музыкальный образ. -М.: Музыка, 1965, с. 187−224.
- Сагадеев A.B. Из истории эстетической мысли народов Ближнего и Среднего Востока (эпоха средневековья). -Дис. .канд.философских наук. -М., 1964.
- Сагадеев А.'В. Из истории идей о гармонически развитой личности. -В сб.: Гармонический человек. -М.: Искус -ство, 1965, с. 41−60.
- Сагадеев A.B. Ибн-Рушд (Аверроэс). Из серии „Мыслите- * пи прошлого“. М.: Мысль, 1973»
- Сагадеев A.B. Очеловеченный мир в философии и искус -стве мусульманского средневековья. -В сб.: Эстетикаи кизнь, вып.З. -М.: Искусство, 1974, с. 453−488.
- Сафарова З.Ю. Музыкально-эстетические взгляды Узеира Гаднибекова. -М.: Советский композитор, 1973.- 172с.
- Сафарова З.Ю. Мир Мохсин Навваб. -Баку: Язычи, 1983.
- Семенов А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али. Ташкент, 1946.- 87с.
- Успенский В., Бепаев В. Туркменская музыка, т.1, изд. 2-е. -Ашхабад: Туркменистан, 1979. 3olc.
- Филыптинский И., Шидфар Б. Очерк арабо-иусульманской культуры (УП-ХП вв.). -М.: Наука, 1971.- 25Ус.
- Халеги Р. История музыки Ирана (пер.с перс. Баймухаме-довой Н., рукопись- хранится в библиотеке Ташкентского института искусствознания им. Хамзы- М,(п) Б 18 559. .
- Халилов В.Де. Методические рекомендации по изучению мугамов Сна азерб.яз). -Баку: Изд-во АаИНХа им. М. Азиз-бекова, 1982.- 44с.
- Цуккерман В. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. -В кн.: Интонация и музыкальный образ. М., 1965, с. 264−320.
- Шахназарова Н.Г. Музыкальный профессионализм в контексте культуры. -СМ., 1981, № 7, с. 7−17.
- Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. -М.: Советский композитор, 1983.- 1Ь2с.
- Шоттен А. Обзор марокканской музыки. -М.: Музыка, 1967. 131с.137. (Душинский Ф. Народные певцы и музыканты Азербайджана. -М.: Советский композитор, 1979. 1уус.
- Эолян И.Р. Очерки арабской музыки. -М.: Музыка, 1977—1У1
- Эрдолан Н., Бахтияр Л. Суфийские традиции в персидской архитектуре (пер. с англ. М. Таут). Чикаго-Лондон, У
- Юнусов Р.Ю. Черты общности и различий в макомах и му-гамах (опыт сравнительного анализа): Автореф. Дис.канд.искусствоведения. -Ташкент, 1983. 20с.
- Юсфин А.Г. Особенности формообразования в некоторых видах народной музыки. -В сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971, с.134−161с.
- Якубова Т.А. Тематизм как основа развития музыки. -Докл.АН Азерб.ССР. Баку, 1969, т. ХХУ, № 11, с.62−66.
- Якубова Т.А. К истории становления и развития тематиз-ма в азербайджанских мугамах. -Ученые записки АТУ им. С. М. Кирова. Баку, 1974, № 2, с. 107−114.
- Якубова Т.А. Проблема тематизма и принципы его развития в современной азербайджанской музыке: Автореф. Дис. .канд.искусствоведения. Баку, 1974. 23с.s. baJLtsk-t^hM, fjf). ia. пиц^у^ ?Ьсь^ьсы^н^. £>
- Ыъл^ин A. L’TI&H tuos <&4> Ш4 tuUeU* t PeJiitis3e>r1Ы. /?. -At /уьи^'улл, Рел^/ ffjp1.s. M?/ U. Й4+илу ?^aJ, fy МШЖ
- Kfivtcaf. jfm Uh^trucyayeo^ <
- Цв. ТолШ и. 7h ululjdi Uhufe U, tow** fflwc.1.H fa?<6*, 4S*0. FcJlftWi u 7ht IIU&C C^ ^t/uJn, -Л '' ^
- Onc&id ttu/tf* fil fiU^iC. ^?-X, I9&1. Г 7
- FaSLftWi Cr. ?m>t*4″ Щил^'с, -ft?- Оюы'^ ¡-0ссЛена^oj, fiUc^c але/ /ikc^U&M. ^ ,
- V. ^ 4с, W-f-Ct, ^ ttC-Cf-/.-/SA. Khb-ivfu, fkh^t4u, (U&L. ftfyUjjJ^u1. Ht*.15.3, iilufWi-, dg, h P-Mi'Of — htlcy^h Owe/ fuA^^.fh: -flbk?t<3u. PtM.
- V). 7ыо! с4гоъ w ты о,шОм, ри^'к cui ^^kutbu* fifukv W ймиЛ U"1. Шгкьис/ллЛ, f p. to-fy
- JSC. faUetyk 1 JtCbfa Сеш^-саЛ ^fie&A J>h' fyijjjt • «jvtw, r/UthtJ a? /хеш* UcUitibfeW к. Nit, Tdtkii m muuk
- Ш. Н0Щ1 Ufa?4*4, й^ыЫ u^d h-ta^MM m -is.lahiluuJJUU. А-^и-Аy, ki-W.1SS< R-tthh&boI «. -tubj/tu., ?dJt^:dt A Pitido. t ^?.9, rttofft"M*tj,.s*z-eo3.
- R&hAVioI К. U. TiuijA^. de,
- WUtoJo^it., PaXIL, ЬыЖлК bkajILt t 15П.ibo. M ftbu&ybJt. fi&M: Unt^do^oLc^d-t mu^iyuL Ы oUt ^
- Жми-унас- cuxof ok fa uruh f ^Шп.u/ье^ ^вл^Сс, H, pf. XCI6- X936, рем (
- Cloa^icaJ. Pvu^'osh if^MC .16г. ^ft&Au'ca? fttwc. Jfh: гпш^ tuM-шл. h (MpiodAvt-Ub. PuaU&ij^ Ui itHolob t JMtypflUU. U^ fib UMS 1 e3.ОЛЩУшЛ A. ftyp? ouj^MfUjUAMtUMj Myi&Mfrt, —uty, -IUP.
- Mqjxl^i И- &Yfi$OufptCWUU
- Хумсим Ccuttjf 196% US'. MbMyi к. Pryjje&JynaAUW. ¡-Дои,», i te. JJbMSj*4 /Л &yji?CuJptouutitid> JUjKUtb fatf b Шяуумгд1. Satcy f J9£3.ы.
- MubMyJ M. ¿-сыуыолжщ. M^inM/n Cmjux-Ï-&-J^и Рал Ecuc^t <1$ с s".16g. JJoM^o^ h. PyfJcutj htWUtMtf J^ICUJ Jj.t1ih>1W. f^V?JuuU t. fiyfi^cuipicwaaa T. 1 — Stu^/Jty^г. Л, t 4ВГС .
- Ш UdjboyA&J- JX^^Mcou f У F. C^y^tlu^. MQAC. tu?f.f}№C (MfUfCq Py-htq/kJ T cuit к-tur.-Ш. iccrut Iom. ifhjiu^wAj. nw. *
- Womuumloui, Мнусь Fcy*ta