Концепт ночи в традиционной культуре адыгов
Диссертация
Важным аспектом ночных обычаев адыгов представляется фактор иниционности, т. е. перехода индивида на принципиально иную статусную позицию в системе этнических взаимодействий, что является, очевидно, универсальным для традиционной культуры в целом. Не только время проведения, но и «собирающая», «восстанавливающая» род направленность, относит данные культурные практики к реализации «ночного» режима… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования культурных комплексов жизни этноса
- 1. 1. Теоретико-методологические подходы к анализу концепта ночи в традиционной культуре
- 1. 2. Этнокультурная идентичность адыгов: содержание и структура
- ГЛАВА 2. Традиционная культура адыгов в знаковосимволическом континууме ночи
- 2. 1. Ночь как предметное поле научного анализа
- 2. 2. Ночные архетипы в традиционном художественном сознании адыгов
- ГЛАВА 3. Ночь как категория этнокультуры в социальной и художественной практике адыгов
- 3. 1. Пространственные факторы формирования ночной культуры этноса
- 3. 2. Ночные традиции и обрядность в этнокультуре адыгов
- 3. 3. Этнокультура ночного типа в условиях полиэтничного города
Список литературы
- Агрба Б. С., Хотко С. X. «Островная» цивилизация Черкесии. Черты историко-культурной самобытности страны адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2004. — 48 с.
- Адыги. URL: http://www.gosros.ru/kab-bal.html (дата обращения: 4.10.2008).
- Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. Нальчик, 1974. — 636 с.
- Адыгея: Музыка и танцы. URL: http://•www.turbo.adygnet.ru/2007/kagazeieva zar/dance.php (дата обращения: 4.10.2008).
- Адыгские народные сказания и сказки. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1993.-335 с.
- Азаренко Н. А. Концептуализация света и тьмы в языковой картине мира Ф.М. Достоевского: на материале романа «Преступление и наказание». Автореферат дис. кандидата филологических наук. Тамбов, 2007. — 27 с.
- Аутлев М. Российские мыслители о черкесах. URL: http://kvkz.ru/2007/l 0/18/print:page, 1, rossijjskie-mysliteli-o-cherkesakh.html (дата обращения: 4.10.2008).
- Афасижев M. Н. Альтернативы модернизма. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1998.-231 с.
- Афасижев M. Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Древняя Греция. СПб.: Алетейя, 2008. — 320 с.
- Афасижев M. H. Искусство как предмет комплексного исследования: (Методологические и научные аспекты системных исследований). М.: Знание, 1983.-64 с.
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.237 с.
- Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. — 159 с.
- Бгажноков Б. X. Семья и традиционный быт адыгов // Исторический вестник. Нальчик, 2006. С. 31 -110.
- Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.-229 с.
- Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Нальчик, 1991. — С. 188 с.
- Бенуа А. де. Как можно быть язычником. 1ЖЬ: http://www.modernlib.ru/books/dealen/kak тогЬшо Ьк уагю! ш1кот/геас11/ (дата обращения: 15.07.2012).
- Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
- Бламберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд-во Надыршин, 2010.-398 с.
- Борее Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 495 с.
- БэллД. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837−1839 годов: Пер. с англ.: В 2 т. Т. 1. Нальчик: Респ. Полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006.-406 с.
- Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. -254 с.
- Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа 11. 4.1: Роль среды. / Пер. с фр. М. А. Юсима. М., 2002. — 495 с.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.-436 с.
- Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Правда, 1988. — 541 с.
- Бурнышев А. В. Культура, рождённая Октябрем. Майкоп, 1958. — 133 с.
- Воробьева В. А. Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры (на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья). Автореф. канд. филос. наук. Чита, 2007. — 23 с.
- Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001.-574 с.
- Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Буланн, 1997.-224 с.
- Всеволодова М. В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 283 с.
- Габриевский А. Г. Пространство и время. Фрагмент «Опытов по онтологии искусства (нач. 1920-х гг.) / Публ. О. С. Северцовой и Ф. Стукалина-Погодина- Подгот. текста Д. К. Берштейна // Вопр. Философии. 1994.-№ 3.-С. 134−147.
- Гадагатль М. А. Героический эпос Нарты и его генезис. Майкоп: Краснодар: Краснодарское книжное изд-во: Адыг. отд-ние, 1987. — 406 с.
- Гаева Л. Капш традиционный кабардинский театрализованный обряд у постели больного // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: науч.-теор.конф. (Нальчик, 1 — 4 апр.). — Нальчик, 2001. — С. 111−113.
- Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. — 331 с.
- Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира. М.: Академический Проект, 2007. — 510 с.
- Гачев Г. Д. Ментальное&trade- народов мира. М.: Алгоритм: ЭКСМО, 2008. -541 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца. М: Ин-т Ди-Дик, 1999. — 366 с.
- Гачев Г. Д. Музыка и световая цивилизация. М.: Вуз. кн., 1999. — 199 с.
- Горелов А. А. Культурология: Учеб. пособие. М.: Юрайт-М, 2002. — 400 с.
- Город Майкоп. История города. URL: http://youmayкор.ru/home/mavkop (дата обращения: 11.08.2011).
- Гумилев JJ. H. Этногенез и биосфера Земли. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. -558 с.
- Губжоков M. Н. Раздел по культуре адыгов для «История Адыгеи с древнейших времен до 1920 года» URL: http://www.aheku.org/datas/users/l-910 220 607 200.pdf (дата обращения: 20.01.2011).
- Гусев В. Е. Проблема фольклора в истории эстетики. M.-JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 204 с.
- Гутова Л. Путь женщины в свете адыгского этикета. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. С. 17. -212 с.
- Данильченко А. Адыгский новый год объединил всех // Советская Адыгея. 2009. — 24 марта. — С. 1.
- Данакари Р. А. Этническое бытие: методологические принципы его исследования // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов-на-Дону, 2006. -№ 1.- С. 10−14.
- Данченкова Н. Ю. Голос в ночи. Виктор Цой и некоторые архетипы песенной речи // Ночь: Ритуалы, искусство развлечения. Глубины темноты. -M.: URSS, 2009. С. 227−245.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический Проект, 2009. -261 с.
- Дети солнца / Сост. Ф. П. Хабаху. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2005. -48 с.
- Джандар M. А. Песни в семейных обрядах адыгов. Майкоп: Адагейское книжное издательство, 1991. — 142 с.
- Джолова M. М. Хачещ центр музыкально-эстетического воспитания молодежи у адыгов // Наука — 2002. Мат-лы науч. конф. молодых ученых и аспирантов АГУ (22 — 25 апреля 2002 г.). — Майкоп: АГУ, 2002. — С. 15−18.
- Дзамшов К. Ф. Путешествие итальянцев по Черкессии в 1629 г. // Культура и быт адыгов. Майкоп: Изд-во АРИГИ, 1991. — Вып. 8. С. 152 166.
- Дианова В. М. Постмодернизм как феномен культуры. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Solon/index.php (дата обращения: 3.01.2011).
- Дмитриев В. А. Пространственно-временное поведение в традиционной культуре народов Северного Кавказа. Автореф. .доктора исторических наук.-СПб., 2010. -42 с.
- Дорофеева М., Люлюшин А. Метафора в произведениях советских кинорежиссеров Запада и востока. URL: http://klub-nostalgia.ucoz.com/publ/ (дата обращения: 27.04.2011).
- Дорохова Е. «Рано, рано петухи запели, а мы все сидели.»: Ночные игры с покойником // От заката до рассвета: Ночь как культурологический феномен. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. — С. 95−106.
- Дружкин Ю. С. Ночь среди бела дня // Ночь: Ритуалы, искусство развлечения. Глубины темноты. M.: URSS, 2009. — С. 202−217.
- Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1992.-№ 11.-С. 18−24.
- Дубровин Н. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991. URL: http://a-u-l.narod.ru/Dubrovin-NCherkesy.html#glava3 (дата обращения: 21.01.2011).
- Дугин А. Г. Логос и мифос: Социология глубин. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2009. URL: http://www.imaginaire.ru.kO.gfns.net/content/dugin-logos-i-mifos-sociologiya-glubin (дата обращения 20.08.2012).
- Дуков Е. В. Бал в культуре России // Развлекательная культура России XVIII XIX вв.: Очерки истории и теории. — СПб.: ДБ, 2000. — С. 173−195.
- Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейского искусства: Очерки социального бытия искусства. М.: ГИИ, 1999. — 241 с.
- Дуков Е. В. Ночь и город // От заката до рассвета: Ночь как культурологический феномен. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. С. 721.
- Дуков Е. В. Ночь как ритуал // Ночь: Ритуалы, искусство развлечения. Глубины темноты. M.: URSS, 2009. — С. 6−16.
- Дуков Е. В. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1983. — 18 с.
- Жардецкая Н. Народная медицина и лечебная магия у черкесов. // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов: Материалы шапсугской экспедиции 1939 г. М., 1940. — С. 58−65.
- В. С. Жидков, К. Б. Соколов. Искусство и картина мира. М.: Алетейя, 2003.- 464 с.
- Жукова О. А. Сакральное и профанное: ночные метаморфозы современной культуры. // Ночь: Ритуалы, искусство развлечения. Глубины темноты. M.: URSS, 2009. — С. 48−59.
- Жюлъен Н. Словарь символов: иллюстрированный справочник. -Челябинск: Издательство «Урал Л.Т.Д.», 1999, 2000. 546 с.
- Звездова Г. В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 1996. -144 с.
- Зуева М. Ночи черные // От заката до рассвета: Ночь как культурологический феномен. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. — С. 197−220.
- Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980.-302 с.
- История Майкопа. Городской парк URL: http://g-maikop.ru/dostoprimechatelnosti-maikopa.htmI (дата обращения: 3.06.2011).
- Кабантус А. Ночь как объект исторической науки (Западная Европа XVII XVIII вв.) // Одисей. — М.: Наука. 2008. — С. 135−145.
- Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: Онтология в системно-синергетическом осмыслении. СПб.: Изд-во «Logos», 2006. — 414 с.
- Казанов X. М. Национальный характер как фактор исторического процесса. // Философия и социология. Вып. 4. Майкоп: АРИГИ, 1996. -С.17−34.
- Каламбий (А.-Г. Кешев). Записки черкеса. Нальчик, 1988. — 115 с.
- Калашаова Д. А. Современная свадебная обрядность адыгов (социологический анализ). Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Майкоп, 2009. — 20 с.
- Калмыков И. X. Народная медицина и религия у адыгов // Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987.-С. 129−141.
- Карцаев А. Магические обряды кабардинцев. URL: http://candle.ucoz.ru/publ/8−1 -0−90 (дата обращения: 20.04.2010).
- Качарова А. Б. «Черные» стороны некоторых популярных мюзиклов // Ночь: Ритуалы, искусство развлечения. Глубины темноты. M.: URSS, 2009. -С. 257−287.
- Кислякова Д. В. Символическое пространство современного города: культурные традиции и инновации в конструировании имиджа (на примере Ростова-на-Дону). Автореф. дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2011.-22 с.
- Коган М. С. Эстетика и синергетика // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20−21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. — С. 40−42.
- Книга символов. URL: http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=415 (дата обращения: 25.03.2011).
- Козинцев А. Смех: культура против природы. URL: www.levonabrahamian.am/cntnt/stati/akozincev.html (дата обращения: 19.07.2012).
- Коссович П. Ф., Азаматова М. 3., Малых С. Н. Майкоп. Краткий исторический очерк. Майкоп, 1957. — 133 с.
- Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1997. — 172 с.
- Кудаева 3. Ж. Адыгские заговоры и заклинания // Вестник Кабардино-Балкарского университета. Серия Гуманитарные науки. 1996. — Вып. 2. — С. 49−52.
- Кудаева 3. Ж. К символике «верха» в адыгской мифопоэтической традиции. URL: http://mith.ru/epic/nartl2.htm (дата обращения: 21.04.2011).
- Кудаева 3. Ж. Яйцо в адыгской мифоэпической традиции // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». Майкоп, 2001. — С. 94.
- Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX в. URL: http://adygl9th.ru/page/5 (дата обращения: 15.02.2011).
- Кудаева С. Г. Огнем и железом. Вынужденное переселение адыгов в Османскую империю (20−70 гг. XIX в.). Майкоп: Изд-во Майкоп, гос. технол. ин-та, 1998. — 135 с.
- КуёкА. С. Мифические образы адыгского эпоса «Нартхэр» // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — 47−62.
- Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Религиозные верования адыгов. Хресоматия исследований. Для высших учебных заведений. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. -С. 261−313.
- Лащенко С. К Заклятие смехом: Опыт истолкования языческих ритуальных традиций восточных славян. М.: Ладомир, 2006. — 320 с.
- JIeeu-БрюлъЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.-608 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ACT: Астрель, 2011. -541 с.
- Левин Л. И. Концепт ночи в городской культуре. // Ночь: Ритуалы, искусство развлечения. Глубины темноты. M.: URSS, 2009. — С. 17−32.
- Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. М.: Дрофа, 2001. 189 с.
- Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М.: Смысл, 2001. — 668 с.
- Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Академический Проект, 2008. — 303 с.
- Лосев А. Ф. Хаос и структура: Сборник. -М.: Мысль, 1997. 831 с.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс-традиция, 1998. — 412 с.
- Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки. СПб.: Искусство, 2001. — 703 с.
- Люлье Л. Чекесия. Историко-этнографические очерки. Краснодар, 1927.-47 с.
- Люлье Л. Я. Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев // ЗКОИРГО. СПб.: Изд-во РГО, 1856. — Вып. 7. — С. 3−18.
- Ляушева С. А. Священное в религиозном сознании адыгов. // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Мин-во образования и науки АРИГИ. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — С. 139−146.
- Мазурик В. К. Неизвестный Майкоп. Исторические очерки в двух книгах. Книга первая. На реке Белой, при выходе ее из гор. Майкоп, 2006.192 с.
- Мальбахов Б., Эльмесов Н. Средневековая Кабарда. Нальчик: Эльбрус, 1994.-346 с.
- МамбетовГ.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1994.-253 с.
- Майкопский курган. URL: http://www.detectorland.ru/page 11. html (дата обращения: 5.11.2011).
- Майкопский курган «Ошъадэ». URL: http://сircassian.narod.ru/rus/ra/towns/maikop.htm (дата обращения: 5.11.2011).
- Религиозные пережитки у черкесов- шапсугов. Материалы Шапсугской экспедиции 1939 г. / Под. ред. С. А. Токарева и Е. М. Шиллинга- Сборник научных студенческих работ: вып. 17: Этнография. М., 1940. — 80 с.
- Мариньи Т. де. Поездки в Черкесию: Пер. с фр. Нальчик: Респ. Полиграф комбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. — 206 с.
- Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: уч. пособие. М.: ТетраСистемс, 2004. — 256 с.
- Мафедзев С. X. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик: Эль-фа, 2000.-359 с. 121 .Мафедзев С. X. О народных играх адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1986. -141 с.
- Мижаев М. И. Космогонические мифы адыгов // Мир культуры адыгов // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Мин-во образования и науки АРИГИ. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — 62−79.
- Межу ев В. М. Доклад и выступления на международной научной конференции // Этнология-антропология-культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия. М.: Изд-во «Весь мир», 2009. С. 70, 80−82, 106−108, ИЗ, 123−129.
- Мещерякова Е. X. О метафоре. URL: http://www.philippovich.ru/Librarv/Books/ITS/wwwbook/ist6/mesharecova/mesha recova. htm (дата обращения: 27.04.2011).
- Мифы народов мира. Т. 2. М., 2008. — 719 с.
- Молданова Т. А. Сновидения в культуре хантов // Этнографическое обозрение. 2006. — № 6. — С. 38−47.
- Мусукаев А. А., Мусукаев А. И. Предсказательная символика в традиционной культуре кабардинцев и балкарцев в XIX начале XX в. // Эльбрус. — 1999. — Вып. 2. С. 304−322.
- Мэй Р. Сновидения и символы. URL: http://drfaust-spb.livejournal.com/116 783.html (дата обращения: 21.06.2011).
- Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прогресс, 1993. — 260 с.
- Налоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978. -191 с.
- Налоев 3. М. Этюды по истории и культуре адыгов. Нальчик: Эльбрус, 2009. — 655 с.
- НальчиковаЕ. Смерть в ментальном восприятии и повседневной практике адыгов: диссертация. кандидата исторических наук. Нальчик, 2007.-20 с.
- Народное музыкальное творчество. / Отв. ред. О. А. Пашина. СПб: Композитор, 2005. — 586 с.
- Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / Под ред
- Е. В. Гиппиуса. Т. 1. М.: Всесоюзное изд-во Советский композитор, 1980. -223 с.
- Нарты. Кабардинский эпос. М., 1957. — 526 с.
- Нартхэр. Адыгэ эпос. Адыгский эпос. / Систематизация, становление, вступительный очерк и комментарии А. М. Гадагатля. Майкоп, Т. 1, 1968, Т II, 1969, Т. III, IV, V, 1970, Т. VI, VII., 1971.
- НепсоМ. Адыгская художественная культура. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. — 258 с.
- Нефляшева Н. А. Цветовая традиция в абхазо-адыгской культуре // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — С. 458−465.
- Николаева Е. Фрагменты «ночной» эпохи в культуре XX века // От заката до рассвета: Ночь как культурологический феномен. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. — С. 45−67.
- Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994.-231 с.
- Одинокова JJ. Ю. Отдых и развлечения как социальные эстафеты // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сборник статей). М.: ГИИ, 1998. — С. 128−143.
- Овсянникова Т. А. Проблемы исследования самосознания и этнической идентичности личности: Научное издание. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2004. -131 с.
- Овсянникова Т. А. Национальное и этническое в культуре адыгского народа. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2004. — 159 с.
- Овсянникова Т. А. Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2004. — 54 с.
- Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология». М., 2002. URL: http://www.countries.ru/library/antropology/orlova/index.htm (дата обращения: 10.04.2012).
- Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: Изд-во МГИК: Рос. ин-т культурологии, 1994. 214 с.
- Осокин Ю. В. Современная культурология в энциклопедических статьях. М.: КомКнига, 2007. — 384 с.
- Осокин Ю. В. Ведение в теорию системных исследований искусства. -М.: Алетейа, 2003. 397 с.
- Павлова О. С. Обычай туго пеленать детей на Северном Кавказе: история и современность // Культура и искусство. 2011. № 6. С. 32−40.
- Памятники Майкопа и история их возникновения. URL: http://www.kishar.ru/pam/pamiatnik.php (дата обращения: 24.08.201).
- Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М.: ГИИ, 1998.-292 с.
- Пивоев В. М. Философия культуры: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект- Гаудеамус, 2009. — 426 с.
- Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990. — 382 с.
- Потто В. А. Кавказская война: В 5 т. Ставрополь: Кавказский край, 1994.
- Праздник единения // Общество. -2010. -№ 15.-С. 3.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб: Изд-во «Азбука», 1995.-174 с.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-364 с.
- Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди // Пушкин А. С. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., 1980. — С. 679−702.
- Раенко-Турайский Я. Н. Адыги до и после Октября. Краснодар, 1927.- 183 с.
- Раздольский С. А. Ядро и периферия адыгской культуры в ее трансформации. Майкоп: ООО «Качество», 2008. — 327 с.
- Раппапорт А. Восприятие городского пространства (1978). URL: http://papardes.blogspot.com/2011/03/1978 29. html (дата обращения: 3.08.2011).
- Раскина С. Формы и виды магии в черкесской религии. // Религиозные верования адыгов. Хрестоматия исследований. Для студентов средних и высших учебных заведений. Майкоп, 2001. — С. 71−81.
- Реушкин В. Н. Суточные ритмы и процессы адаптации // Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. М., 1985. — С. 54−80.
- РозинВ.М. От теории этноса к концепциям «этничности-идентичности» и обратно? // Мир психологии. 2009. — № 3. — С. 68−78.
- Рождение Сосруко. Адыгская интернет-библиотека. URL: http://www.circassianlibrary.org/lib/html/Nart epos l/contents.html (дата обращения: 11.06.2011).
- Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. «Делать знакомое неизвестным.»: этнографический метод в социологии. URL: http://www.nir.ru/si/si/12roman.htm (дата обращения: 29.01.2012).
- Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994.-№ 1.-С. 25−53.
- Российская провинциальная культура в контексте глобальной региональной стратификации: проблема социальной ценности «внутренних пространств». URL: http//www/culturalnet.ru>main/getfile/61 (дата обращения: 3.08.201 1).
- Руднев В. П. Тайна курочки рябы: Безумие и успех в культуре. М.: «Класс», 2004. — 304 с.
- Савв P. X. Мудрость адыгского этикета. Майкоп, 1996. — 139 с.
- Садыкова М. А. Лингвокультурный анализ мифологизированных концептов «свет/light» и «тьма/darkness» в текстах священного писания. Автореферат дис.. кандидата филологических наук. Ижевск, 2007. — 18 с.
- Сальникова Е. Культ ночи наследие романтизма в XX веке // От заката до рассвета: Ночь как культурологический феномен. — СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. — С. 22−44.
- Сиюхова Л.М., Сулейманова Ф. Х. Отношение к смерти в адыгской культуре (историко-культурологический аспект) // Культура и быт адыгов. Вып. 10. Майкоп, 2005. — с. 57−77.
- Сказания и сказки адыгов. М.: Современник, 1987. — 319 с.
- Сказки адыгских народов. М.: Российский фонд культуры: Российский архив, 2003. — 284 с.
- Славянские древности: Энциклопедический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М.: Международные отношения, 1995. 575 с.
- Соколова А. Н. Истоки и этапы формирования адыгской гармоники // Гармоника: история, теория, практика. Материалы Международной научно-практической конференции 19−23 сентября 2000 г. Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. С. 144−157.
- Соколова А. Н. Заметки о народной инструментальной культуре // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып. 8. Майкоп, 1991.-С. 375−383.
- Соколова А. Н. Феномен адыгской музыки // Этюды по истории и культуре адыгов. Майкоп: Меоты, 1998. — С. 74−84.
- Соколов КБ. Особенности межкультурного взаимодействия в условиях глобализации культуры. URL: http://wwwлsiksp.ш/library/sok¦olovkb/sokolov-1.html (дата обращения: 28.08.2012)
- Соловьева А. Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа. -Архангельск, 2009. 124 с.
- Сообцокова Н. Адыги и черкесы: люди, нравы, обычаи и традиции. -Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2009. 352 с.
- Спенсер Э. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1993. — 152 с.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академ, проект, 2001. — 990 с.
- Сулейманова Ф. X. Архетип смерти в культуре адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 2005. Вып. 10. — С. 45−56.
- Так адыги встречали Новый год: (текст составлен по материалам этнографа, академика Меретукова М.А.) // Заря. 1997. — 18 февраля.
- Тасалов В. И. Искусство в системе Человек-Вселенная. Москва: URSS: КомКнига, 2007. — 252 с.
- Тасалов В. И. Светоэнергетика искусства: Очерки теорет. искусствознания. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 461 с.
- Тасалов В. И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. -М.: «Знание», 1990. 63 с.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. -М.: Политиздат, 1990. 621 с.
- Текуева М. А. Ритуалы мужских инициаций в традиционной культуре адыгов // Культурная жизнь Юга России. 2006. — № 2. С. 21−24.
- Тлеуж А. Д. Этнокультурные архетипы адыгского народа: опыт философско-культурологического осмысления. Дис.. доктора философских наук. Краснодар, 2007. — 43 с.
- Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс: Культура, Б. г., 1994. — 621 с.
- Традиции народов КБР. URL: http://kbrnet.narod.ru/stranica5/kul.htm (дата обращения: 21.12.2011).
- Традиции гостеприимства у народов Кабардино-Балкарии. URL: http://www.gosros.ru/kab-bal.html (дата обращения: 4.10.2008).
- Трахо Р. Черкесы. Мюнхен, 1956. URL: http://adygl9th.rU/page/5 (дата обращения: 15.02.2011).
- Унарокова Р.Б. Формы общения адыгов: (Опосредствованные формы общения в традиционной культуре адыгов на материале фольклорных текстов). Майкоп: Меоты, 1998. — 128 с.
- Унарокова Р. Песенная культура адыгов (Эстетико-информационный аспект). М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 216 с.
- Унарокова Р. Б. Народная песня в системе координат адыгской картины мира // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея». — С. 337−346.
- Унежев К. У. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: «Эль-Фа», 1997.-226 с.
- Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — 629 с.
- Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов. М.: ACT, 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/280 521/read (дата обращения: 28.03.2011).
- Хабекирова X. А. К вопросу о магических обрядах и действиях в народной медицине адыгов // Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. — С. 81−96.
- Хадикова А. X. Этикет гостеприимства. URL: http://c0minf.0rg/n0de/l 148 562 759 (дата обращения: 21.12.2011).
- Хайченко Е. У истоков классического мюзик-холла: Чарльз Мортон и другие // От заката до рассвета: Ночь как культурологический феномен. -СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005. С. 107−132.
- Ханаху Р. А. Адыгский фольклор: философский дискурс. // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / Мин-во образованияIи науки, АРИГИ. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — С. 224−231.
- Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (Социально-философский анализ). Майкоп: Зихи, 1997. — 194 с.
- Ханаху Р. А., Цветков О. М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов (к проблеме ментальности) // Философия и социология. Вып. 4. Майкоп: АРИГИ, 1996. — С. 44−60.
- Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. — 345 с.
- Хан-Гирей. Черкесские предания. Избранные произведения URL: http://www.circassianlibrarY.org/lib/18/text 1 2 6. html (дата обращения: 15.04.2010).
- Хараева-Гвашева Ф. Ф. Мистицизм тембра (к вопросу мифологии музыкальных инструментов) // Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. ст. Выпуск 2. Майкоп: Меоты, 1999. — С. 144−153.
- Хацукова М. X. Понятие «Бог», «Дух», «Душа» в адыгском Логосе // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — 117−126.
- ХейзингаЙ. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М.: Айрис пресс, 2003. — 486 с.
- ХотинецВ.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // СОЦИС. 1999. — № 9. — С. 67−74.
- Хренов Н. А. Воля к сакральному. СПб.: Алетейя, 2006. — 571 с.
- Хренов Н. А. Оппозиция игры и мифа в контексте смены эстетических парадигм: Миф в сфере искусства и культуры. // Мир психологии. 2003. -№ 3. — С. 100−111.
- Хренов Н. А. Социальная психология искусства: Теория, методология, история. М.: ГИИ, 1998. — 276 с.
- Цей И. Чапш // Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1929. — № 4. — С. 2.
- ЧесновЯ.В. Мужское и женское начала в рождении ребенка по представлениям абхазо-адыгских народов // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, «Наука», 1991. С. 132−158.
- Чибиров Л. А. Осетинский аул и его традиции. Владикавказ: ИР, 1995. URL: http://iratta.com/2007/09/20/tradicionnoegostepriimstvo.html (дата обращения: 4.10.2008).
- Чин Г. К. Песенно-музыкальная культура адыгов (героические песни) // Культура и быт адыгов: (Этнографические исследования). Майкоп, 1991. — Вып. 8.-С. 336−360.
- Шадже А. Ю. Глобализация культурной идентичности // Российская идентичность на Северном Кавказе. Майкоп: ООО «Качество», 2010. — С. 167−180.
- Шадже А. Ю. Идентичность в новой парадигме развития // 3. Жаде, Е. Куква, С. Ляушева, А. Шадже. Российская идентичность на Северном Кавказе. М.: Социально-гуманитарные знания- Майкоп: ООО «Качество», 2010.-С. 20−42.
- Шадже А. Ю., Куква Е. С. Опять идентичность? // 3. Жаде, Е. Куква, С. Ляушева, А. Шадже. Российская идентичность на Северном Кавказе. М.: Социально-гуманитарные знания- Майкоп: ООО «Качество», 2010. — С. 1019.
- Шенкао Г. X. Мудрость как образ жизни // Мир культуры адыгов. -Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. 252 с.
- Шенкао М. А. Основы философской танатологии. Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкес. гос. технол. ин-та, 2002. — 251 с.
- Шенкао М. А. Пространство и время в представлении древних адыгов // Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — С. 96−106.
- Шеманов А. Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования. // Постижение культуры. Концепции, дискуссии, диалоги. Ежегодник. Вып. 7. -М., 1998.-С. 165−188.
- Шортанов А. Г. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. — 162 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. М.: Искусство, 1993. — 298 с.
- ШуШ. С. Музыка и танцевальное искусство // Культура и быт колхозного крестьянства Адыгейской автономной области. М.-Л.: Наука, 1964.-С. 177−195.
- Шу Ш. С. О культуре и искусстве адыгов: (Отдельные научные труды). Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. — 357 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа пер. с фр. В. Большаков. [4-е изд.]. -Москва: Акад. проект, 2010.-251 с.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. -СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. URL: http://www.eliade.ru/nebo-bogi-neba-nebesnYe-obryady-i-simvoly.html (дата обращения: 14.04.2011).
- Энциклопедия сновидений. URL: http://wikidream.ru/sonnik/podnimatsya.html (дата обращения: 14.07.2011).
- Эпос «Нарты». Адыгская интернет-библиотека. URL: http://www.circassianlibrary.org/lib/html/Narteposl/contents.html (дата обращения: 11.06.2011).
- Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 297 с.
- Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного. Изд. 2-е. М.: Cogito centre, 2010. — 350 с.
- Юнг К.-Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. — 732 с.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. — 328 с.
- Якимов П. Художественное время в сказках и былинах. URL: http://docum.cos.ru/portal/dt71ast (дата обращения: 25.01.2009).
- Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: (Модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 343 с.
- Яковлева Е. С. «Время» и «пора» в оппозиции линейного и циклического времени. // Логический анализ языка: Культурные концепты. -М.: Изд-во ИСБН, 1991. С. 45−51.
- КИгое P.A. The Dream as Text, the Dream as Narrative // Dreaming. 2000. -T. 10. — № 3. — C. 125−137.
- Chatterton P., Hollands R. Urban Nightscapes: Youth Cultures, Pleasure Spaces and Corporate Power. New York. Publication Year: 2003. — 304 p.
- Durand G. Science de l’homme et tradition. Le nouvel esprit anthropologique, Berg international, 1979. -278 c.
- Ferre C. A History of the Polynesian Cultural «Night Show»: 1963−1983. -DegreeYear: 1988.-169 c.
- Haden-Guest A. The Last Party: Studio 54, Disco, and the Culture of the Night. HarperCollins USA, 2009. — 407 c.
- Halbwacs M. Das kollektive Gtdachtnis / Mit einem Geleitwort von Prof. Dr. H. Maus/ Varburg? 1967. S. 68
- Krippner S., Weinhold Ja. Gender Differences in the Content Analysis of 240 Dream Reports from Brazilian Participants in Dream Seminars // Dreaming. -2001.-Т. ll.-C. 35−42.
- Palmer B. Cultures Of Darkness: Night Travels In The Histories Of Transgression From Medieval To Modern. New Yjrk, 2000. — 600 c.
- Prigogine J. Natur, Wissenschaft und neue Rationalitatat II Die Dialektik und die Wissenschaften. Koln, 1986. S. 15−37.
- Ullman M., Storm, E. F. Dreaming and the dream: Social and personal perspectives ll The Journal of Mind and Behavior 1986. — № 7 (2 and 3). -P. 429−448.
- Walklate S. Violent Night: Urban Leisure and Contemporary Culture // British Journal of Criminology. 2007. — T. 47. — № 6. — P. 978.