Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурная политика Русской православной церкви в области физической культуры и спорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позиция РПЦ относительно телесности и телесной культуры человека эволюционизировала от предельного возвышения духовного, крайне негативного отношения к телесному, особенно в период борьбы с язычеством, через постепенное ослабление такого подхода к ним по мере нарастания теневых биоэкологических и социальных последствий цивилизационного развития человечества до признания значимости телесной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Научная и христианско-православная мысль о феномене телесности и телесной культуре человека
    • 1. 1. Подходы к осмыслению телесности человека в современных гуманитарных науках
    • 1. 2. Православное учение о телесной природе человека
    • 1. 3. Исходные понятия исследуемой проблемы в контексте культуры
  • Глава II. Развитие взглядов Русской православной церкви по вопросам физического воспитания народа
    • 2. 1. Факторы, обусловливающие эволюцию взглядов РПЦ по проблемам физической культуры и спорта
    • 2. 2. Отношение церкви к физическому воспитанию в древнерусских княжествах
    • 2. 3. Становление и развитие физической культуры и спорта в русском централизованном государстве и РПЦ
  • Глава III. Современная позиция РПЦ по отношению к физической культуре и спорту
    • 3. 1. Позиция РПЦ по отношению к физической культуре и спорту в послереволюционный период
    • 3. 2. Анализ социальной программы РПЦ и места в ней физической культуры и спорта
    • 3. 3. Перспективы взаимодействия РПЦ со сферой физической культуры и спорта

Социокультурная политика Русской православной церкви в области физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема человека — одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также других отраслей социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, представляющих в своей совокупности человековедение.

Данная проблема всегда актуальна, но в разные исторические эпохи она звучит по-разному. Острота современного звучания определяется рядом обстоятельств. Во-первых, ухудшение состояния окружающей среды, обеднение генофонда, сохранение нищеты, постарение населения, т. е. глобальные проблемы, имеющие первостепенное значение и играющие важную роль для здоровья населения планеты, которые в нашей стране стоят не менее, если не более злободневно, чем в других странах. Во-вторых, частые социальные катаклизмы (войны, революции, кризисы), т. е. разломы социальных связей, означающие для организма отдельного человека бесконечный стресс, в котором нужно суметь сохранить себя. В-третьих, развертывание научно-технической революции, имеющей не только позитивные, но и негативные социальные последствия, а в целом ведущей к расширению техносферы, возрастанию динамизма общественной жизни, информационному взрыву, что повышает состояние психологической напряженности каждого человека. В-четвертых, изменение духовных ориентаций в обществе приводит к изменению степени ответственности человека за свое здоровье. В настоящее время общество и государство все больше стремятся снять с себя заботу о человеке, который должен быть в состоянии позаботиться о себе сам.

Наконец, в связи с переплетением природных и социальных потрясений возникла и развивается тенденция инвалидизации общества, что требует возрастания гуманизации общественной жизни, принятия необходимых мер для обеспечения активного включения инвалидов в социальную среду и совместную деятельность.

Все это означает, что существует реальная потребность в возрастании культуры общества и личности, становлении и развитии антропософии, укреплении духа и тела человека, активном использовании им в усложняющихся естественных и искусственных условиях среды обитания разнообразных средств и способов обеспечения своего существования и сохранения здоровья.

Если научная и философская мысль прилагают значительное усилия для изучения различных аспектов данной проблемы, нахождения путей для возвышения человека и его роли в пространстве и времени его реального бытия, то религия как неотъемлемая часть культуры также не может находиться в стороне от общественных процессов и стремится выработать адекватные современным условиям позиции по коренным проблемам бытия человека, вносит значительные изменения в трактовку основополагающих догматов, принимает концептуальные установки по поводу новых явлений в жизни общества. В той или иной мере подобные процессы присущи ныне всем религиям, как народническим, так и мировым, но считается, что особенно они характерны для протестантской и католической ветвей христианства. В связи с этим закономерно возникает вопрос, насколько активно вливается в этот общецивилизационный поток восточное христианство или православие, а еще конкретнее — Русская православная церковь. Обобщение более чем 1000-летней истории христианства на Руси, изучение эволюции позиции РПЦ по проблемам соотношения духа и тела, значения телесности человека, занятия им физической культурой и спортом представляют несомненный научный интерес, дают возможность глубже раскрыть потенциал православной религии, осознать объективное возрастание ее социальной роли, изменить традиционно бытующее мнение по поводу большей консервативности и отставания православия и РПЦ от других направлений христианства.

Степень научной разработанности темы. Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания: философов и социологов, культурологов и теологов, физиологов и биологов, психологов и педагогов, медиков и социальных экологов. В интересующем нас аспекте вся существующая литература по данной теме може быть подразделена на три группы: научно-теоретическую, религиозную (преимущественно православную) и специальную отраслевую, т. е. физкультурно-спортивную.

Научно-теоретический блок вполне логично распадается на три подгруппы: научно-техническую, естественнонаучную и социально-гуманитарную. Если научно-техническая литература привлекает наше внимание показом творческих способностей человека, разнопланового использования им достижений НТР, обратного воздействия научно-технического прогресса на его физическое, духовное и нравственное состояние, то естественнонаучная (прежде всего биолого-физиолого-медицинская) связана с характеристикой таких граней исследуемой проблемы, как соотношение генотипа и фенотипа, филогенеза и онтогенеза, здоровья и болезни, взаимосвязи основных подсистем человеческого организма на микрои макроуровнях.

Вряд ли целесообразно будет подробно анализировать эти подгруппы, поскольку наш научный интерес лежит несколько в другой плоскости. Поэтому здесь отметим лишь, что в данных исследованиях человек рассматривается как биологический организм, как специфическая живая система со всеми ее вещественно-энергетическими параметрами. Они являются базовыми для определения субстрата жизненного потенциала человека. Однако в границах биологическо-физиологичекской и медико-психологической проблематики не отражается вся полнота телесных возможностей, а тем более способностей человека, т.к. они в значительной мере связаны с его социальными, нравственными и культурными функциями. Важно также отметить, что здоровье как ф социальная ценность проанализирована в монографиях и трудах.

Н.М.Амосова, Ю. П. Лисицина, В. Н. Панкратьева, В. Ф. Попова, А. В. Сахно, Д. В. Шиленко и др.1.

Более непосредственный интерес для нас представляет другая часть данного блока, где философско-социологическая, культурологическая и социально-педагогическая проблематика представлена именами целой плеяды классиков и современных ученых, таких как: Аристотель, Ф. Аквинский, Б. Спиноза, Т. Локк, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Э. Фромм, М. Вебер, Ж. Сартр, Д. Мид, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, X. Ортега-и-Гассет, С. Кьеркегор, А. Бергсон, Ф. Ницше, Дж. Сантаяна, Р. Барт, а также труды когорты русских философов и культурологов, среди которых особенно известны Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, А. Ф. Лосев, П. Сорокин, Г. П. Федоров, П. А. Флоренский и др.

Отражение различных граней данной проблемы нашло в работах большого отряда современных исследователей: В. Г. Ананьева, Н. В. Адреенковой, М.-П. ди Белла, А. Бандура, Л. П. Буевой, В. Библера, И. М. Быховской, Я. И. Гелинского, А. А. Грицанова, Ф. Гиддингса, М. Годе, Дж. Дьюи, Мерло-Понти, М. А. Можейко, Э. А. Орловой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Ю. Левады, В. И. Муравьева, Б. Д. Парыгина, Н. В. Петровского, Е. В. Прима, Р. Робена, И. А. Серовой, Л. В. Филипова и др.

1 См.: Амосов H.M. Мое мировоззрение // «Вопросы философии», 1992, № 6- Лисицин Ю. П., Изуткин '4f A.M., Матюшин Н. Ф. Медицина и гуманизм. — М., 1991; Человек: перспективы исследования. — Пермь,.

1989; Человек и научно-технический прогресс. — М., 1988; Человек в научной картине мира. — Уфа, 1989.

2 См.: Быховская И. М. «Человек телесный в социокультурном пространстве и времени». — М.: ФОН, 1997; Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Автореферат дис. на соиск. уч. степ.д.ф.н. -Екатеринбург, 1993; Муравьев В. И. Физическая культура и спорт в свете христианской философии // Науч. труды: Ежегодник / Сибирская академия физической культуры. — Омск, 1995; Прима Е. В. жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры. Автореферат дис. на соиск. уч.степ. канд. культурологии. — Новгород, 2000.

Говоря о второй группе литературы по данной теме, а именно религиозной, следует подчеркнуть, что основными источниками здесь были такие священные книги, как Библия, ТаНах, Тора, Бхават-гита, ф Ригведа, Типитаки (Трипитаки), Коран, а также памятники культуры:

Чжуд-ши, летопись Нестора, сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым, официальные документы Русской православной церкви, писания ее Святых Отцов. Собственно богословская, историко-религиозная и комментаторская литература представлена такими известными мыслителями, как В. В. Зеньковский, А. Мень, Е.Косевич.3.

Наконец, в третьем блоке литературы по данной теме содержатся ¦ ^ произведения, раскрывающие проблемы физической культуры и спорта как в общеметодологическом, так и в специальном плане. Сюда относятся работы следующих ученых и специалистов: В. У. Агеевица, В. Д. Асаулова,' Бальсевича, Н. Н. Бугрова, Н. Н. Визитея, В. Н. Выдрина, А. К. Гастева, Е. Ф. Долгополовой, В. В. Кузина, Д. А. Крадмона, A.M. Лентюка, Л. ИЛубышевой, A.M. Максименко, Л. П. Матвеева, М. Я. Сарафа, В. И. Столярова, Л. А. Феногеновой, О. С. Шустера и др.4.

В данной специальной литературе поднимаются теоретико-методологические проблемы физической культуры и спорта, подробно освещаются этапы исторического развития данной сферы, глубоко рассматриваются психолого-педагогические и особенно методические аспекты физического воспитания людей. В целом здесь всесторонне раскрыто в позитивном плане значение физической культуры и спорта в жизни человека, определенной социальной общности и общества в целом. Вместе с тем в ней крайне скудно представлена, а за советский период практически отсутствует проблематика физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровителной работы религиозных организаций,.

3 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. В 2- кн. (4-х ч.). — Л.: «ЭГО», 1991; Косевич Е. Тело и дух как объект христианской философской культуры. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. д.ф.н. -М.гНИИК, 1992; Мень А. Сын человеческий. 4-е изд. — М.: ИПЦ «ВИТА», 1991.

4 См.: Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — M., 2001. взаимоотношений физкультурных объединений и учреждений с церковью в плане укрепления здоровья и соответствующего воспитания людей.

Из вышеизложенного видно, что наиболее близко к теме нашего (ft исследования находятся работы И. М. Быховской, Е. Косевича и В.И.

Муравьевой. В докторской монографии Быховской «Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность» осуществлен культурологический анализ телесности человека, дано развитие представлений о смысле и ценности человеческого тела, показан «человек телесный» в современном социокультурном пространстве. Представлен здесь и религиозный аспект данной проблемы, но т.к. он (у, выражен в числе многих других аспектов и не сфокусирован на отношении православия к дилемме «дух — тело» в природе человека, то еще остается достаточное пространство для продолжения исследования в этом направлении.

Работа польского ученого Ежи Косевича «Тело и дух как объект христианской философской культуры», выполненная в виде докторской диссертации, представляет особой интерес, поскольку она написана преимущественно на религиозных источниках. В ней достаточно вдумчиво nit проанализированы тело и дух человека как с позиции раннего христианства, так и в свете особенностей его понимания в протестантском и православном учениях. Понятно, что в ней сделан акцент на католичестве и его современной модернизации в отношении телесности человека. Но при этом несколько принижен как потенциал РПЦ по данному вопросу, так и весьма сдержано оценена возможность ее позитивной эволюции в данном направлении.

Вместе с тем анализ литературы показывает, что роль Русской православной церкви в процессе формирования физически и духовно здоровой личности по-прежнему остается мало освещенной. Таким образом, можно вполне обосновано констатировать как наличие значительных разработок по исследуемой проблеме, так и необходимость ее дальнейшего изучения, обобщения и развития.

Проблема, исследуемая в диссертации, — степень изменения (ft концептуального отношения РПЦ к телесности человека и его физической культуре, сравнение ее современных подходов к данным вопросам с другими направлениями христианства и иных религий.

Объект исследования — человек «телесный» и его физическая культура в контексте христианско-православного учения в историческом и современном аспектах.

Предмет исследования — развитие взглядов православия и vy, эволюция позиции РПЦ по отношению к феномену телесности человека, его физической двигательной активности.

Цель исследования — осуществить социокультурный анализ' отношения православия и его церкви (РПЦ) к телесности человека и его физической культуре в исторической ретроспективе и современной трансформации.

Задачи диссертационного исследования:

1. Уточнить понятийный смысл исходных терминов («тело», «телесность» и «телесная культура», «физическая культура» и «спорт»), взятых в их логической взаимосвязи и последовательности.

2. Сопоставить основные положения науки, прежде всего гуманитарной, и религии, в первую очередь православия, о телесности и физической культуре человека.

3. Раскрыть эволюцию православных взглядов и позиции РПЦ по отношению к телесности и телесной культуре человека, проявлению им физической двигательной активности.

4. Провести сравнительный анализ современных подходов православия и других религий, прежде всего католицизма и протестантизма, по вопросам телесности и физической культуры человека.

5. Показать современное состояние и перспективы развития взаимоотношения РПЦ с отечественной сферой физической культуры и спорта.

Рабочей гипотезой исследования явилось предположение о том, что в отношении к рассматриваемой проблеме существующих религий (и мировых, и народнических) есть как общие положения, так и значительные различия. Вместе с тем внутри различных религий, в т. ч. христианства, происходит эволюция взглядов на рассматриваемую проблему, совершается модернизация их исходных догматов. Существующие религии и их церкви, включая Русскую православную церковь, не могут ^ игнорировать реальное бытие человека, создают новые концептуальные подходы к соотношению духа и тела человека, вырабатывают определенные социальные учения, где выражают в более или менее открытой форме свое отношение не только к телесности человека, необходимости поддержания его здоровья, но и культуре их совершенствования, развития и использования возможностей тела человека в обязательном сочетании с его духовным возвышением.

При этом РПЦ находится, как мы полагаем, в общем модернизационном процессе и во многом развила и углубила свои взгляды и представления, усовершенствовала свою позицию по проблеме человека и важнейшим аспектам его земного бытия, в т. ч. и его физического состояния.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие естественнонаучные теории, философские, антропологические и культурологические концепции о происхождении, сущности и телесной природе человека, его культуре и здоровье, v религиозные мировоззренческие и социальные учения, прежде всего христианско-православные, о сотворении мира и человека, соотношении духа и тела, смысле жизни и нормах его земного существования, отношении к физической двигательной активности человека.

В процессе написания работы применялись следующие методы: ф конкретно-исторический, анализ и синтез, сравнение и обобщение, изучение архивных и документальных источников, а также социокультурный, деятельностный и системный подходы.

Эмпирическая база исследования. При написании диссертации использовались в качестве первоисточников тексты священных книг мировых религий современности, теоретические и исторические труды отечественных и зарубежных авторов, писания святых отцов РПЦ, ^ архивные и современные официальные документы, энциклопедические, справочные и библиографические издания, а также периодическая печать.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной исследовательской литературе на основе теоретического анализа и обобщения предпринята попытка дать системную комплексную характеристику отношения русского православия и его церкви к телесной природе человека, сфере физической культуры и спорта в процессе их развития. Конкретно положения, составляющие научную новизну, * сводятся к следующему:

— уточнены исходные понятия по данной теме, представленные в их совокупности, взаимосвязи и последовательности, а именно: «тело» -«телесность» — «телесная культура» — «физическая культура» — «спорт»;

— осуществлено сопоставление основных положений гуманитарной науки и религии, в первую очередь православия, о телесности человека и его физической двигательной активности;

— прослежена на историческом и современном материале эволюция mi v взглядов православия, особенно РПЦ, по отношению к телесности и телесной культуре человека, занятий им физической культурой и спортом;

— проведен сравнительный анализ как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе подходов основных направлений христианства: православия (РПЦ), католицизма и протестантизма, а также г других религий по вопросам телесности и физической культуры человека;

— показано современное состояние и обозначены перспективы развития взаимоотношений Русской православной церкви со сферой физической культуры и спорта в нашей стране.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Настоящим исследованием восполняется имеющийся пробел в социально-гуманитарной, прежде всего культурологической и философской, литературе в области раскрытия исторически изменяющихся и современных взглядов и позиций русского православия и ее церкви на телесность и телесную культуру человека, возможности развития' взаимоотношений РПЦ и сферы физической культуры и спорта на перспективу на основе социальной концепции Русской православной церкви, принятой в 2000 г.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования ее положений и выводов, а также m содержащихся в ней предложений при определении мировоззренческих позиций, практико-повседневной линии поведения по вопросам соотношения духа и тела человека, необходимости соблюдения им телесной культуры, занятий физической двигательной активностью. Результаты исследования непосредственно обращены к людям, способствуют их ценностной ориентации на целостное восприятие человека, гармонию его духа и тела, активной жизненной позиции, ведению здорового образа жизни, а также направлены на более глубокое уяснение процесса эволюции в православии по указанным проблемам при изучении соответствующих дисциплин и ведении обоснованной разъяснительно-пропагандистской работы. и.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.Совокупность уточненных исходных понятий, употребляемых в современной гуманитарной науки и характеризующих телесную природу ф человека и его физическую двигательную активность («тело» телесность" — «телесная культура» — «физическая культура» — «спорт»);

2.0пределенное сближение позиций науки и религий по вопросам экзистенционального бытия человека под воздействием изменений в жизни человечества, научно-технического прогресса и секуляризации церкви, модернизации ее подходов к ценности человеческой жизни, в т. ч. и значения для нее телесной и физической культуры- ^ З. Историческое развитие христианско-православных взглядов и позиции РПЦ относительно телесности человека, его физического воспитания, занятия физическими упражнениями, обусловленное религиозно-мировоззренческими и социально-экономическими и политическими факторами;

4.Эволюция православия и РПЦ по рассматриваемой проблеме, раскрывающая присущие им мировоззренческие и социальные потенциалы и показывающая достойное в целом их вхождение в общецивилизационный процесс модернизации наряду с католичеством и протестантизмом, другими религиями под воздействием существенных и глобальных изменений в современном мире;

5.Сформулированное на базе анализа Основ социальной концепции РПЦ, выражающей ее современные взгляды и позиции по важнейшим вопросам человеческого бытия, отношение к сфере физической культуры и спорта, и открывающиеся перспективы их дальнейшего взаимодействия в первом веке третьего тысячелетия.

•ш.

Апробация работы. Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в выступлениях на ряде теоретических конференций и научно-практических семинаров, а также в авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Московского государственного педагогического университета сентября 2003 г. (протокол №) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. В соответствии с общим замыслом и логикой исследования структура работы состоит из введения, трех глав (каждая из которых включает в себя по три параграфа), заключения и списка литературы.

Заключение

.

Позиция РПЦ относительно телесности и телесной культуры человека эволюционизировала от предельного возвышения духовного, крайне негативного отношения к телесному, особенно в период борьбы с язычеством, через постепенное ослабление такого подхода к ним по мере нарастания теневых биоэкологических и социальных последствий цивилизационного развития человечества до признания значимости телесной природы и важности физической культуры человека в профилактических интересах его здоровья. Этот эволюционный процесс носил замедленный характер в силу консервативности церкви как социального института и нахождения РПЦ в русле византийской традиции. Вследствие мировоззренческой заданности она, как и в целом вся христианская религия, не могла выйти за пределы дихотомической оценки тела как «темницы для души» или «храма для души». Возобладание последней мировоззренческой установки в современную эпоху не означает коренного изменения исходного религиозного постулата о приоритете тела над духом, но открывает достаточно широкий простор для развития физической культуры и спорта (с определенными оговорками) и соработничества между религиозными организациями и данной отраслью.

Конкретизация обобщений может быть представлена в виде следующих выводов.

1.Человек — уникальный феномен, находящийся на пересечении природного, социального и культурного миров. Неисчерпаемость его проявлений в духовном, телесном и психическом плане поразительна. Любая его сторона, грань, «срез» давно исследуются различными науками. Поэтому не удивительно, что не только разум, дух, психика, но и телесность человека привлекают к себе пристальное внимание ученых и богословов.

Телесность человека всегда была в поле зрения исследователей — философов и богословов, культурологов и социологов, биологов и медиков, а также ученых, занимающихся проблемами физической культуры и спорта. В гуманитарных отраслях знания сложились определенные подходы к пониманию феномена человеческой телесности.

2. Отношение к телесности и телесной культуре человека никогда не было однозначным как в христианстве в целом, так и в его основных направлениях, а колебалось в определенном диапозоне (от негативного до позитивного), пока в результате неизбежной социолизации самой церкви — этого важного социокультурного института — оно не стало относительно положительным и приемлемым. Отсюда следует, что проблема соотношения духа и тела, телесной природы человека, культуры обращения с ним относится к одной из фундаментальных в религиозном миропонимании, в частности в православном богословии.

3. Современное понимание рассматриваемых проблем базируется на определенных категориях, характеризующих наиболее важные явления и процессы в сфере физической культуры и спорта.

Понятия «тело» — «телесность» — «телесная культура» — «физическая культура» и «спорт» образуют стройную логическую цепь и вместе с родственными категориями («физическое воспитание» и др.) представляют систему, позволяющую глубже проникать и характеризовать эту важнейшую сторону проявления человека и его активной деятельности.

4. Изменение отношения религии к физической культуре и спорту зависит от многообразных факторов — объективных и субъективных, социальных и культурных, духовных и физических, а также исторических и современных обстоятельств. Эти факторы и обстоятельства связаны с характером теологических догматов и иерархии ценностей, статуса религии в государстве и обществе и силой ее влияния на них, историческим этапом развития страны, ее экономики и культуры, состояния здоровья народа и экологии, степени развития самой сферы физической культуры и спорта.

Позиция подавляющего большинства существующих религий относительно физической культуры и спорта претерпели длительную эволюцию. Отношение той или иной религии к ним никогда не было однозначным, а было лишь более или менее благоприятным или неблагоприятным. Практически не было сколь — либо значимой религии, полностью отрицающей значение физической культуры и спорта или всецело и безоговорочно поддерживающих их.

5. Эволюция позиции православной религии и ее церкви по отношению к физической культуре и спорту также была обусловлена многими указанными выше причинами. Однако на них накладывала существенный отпечаток специфика исторического развития от Руси к России: позднее появление государственности, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, резкие переломы общественного развития на рубеже ХУ 11 — ХУ 111 веков, начала и конца XX века. Исходя из своих религиозных постулатов и конкретно исторической ситуации РПЦ выступала за физическое воспитание народа, за военно-прикладную направленность его физического развития, поддерживала определенные физкультурно-спортивные виды и народные игры. Вместе с тем она выступала против чрезмерного культа силы (если это не относилось к врагам), княжеских междуусобиц, народных игр явно языческого характера. Она стремилась внести в физическое воспитание больше духовного, разумеется, религиозного содержания.

6. В процессе становления и развития централизованного русского государства сформировалась русская народная система физического воспитания. Она складывалась на основе двух — трех видов деятельности людей: трудовой, военной и досуговой. Отсюда и направленность физических упражнений носила промыслово-трудовой, военно-прикладной и празднично-забавный характер. По мере укрепления и расширения ценрапизованного русского государства, превращение его в.

Ч/ российскую империю эта система дополнялась национальными видами физкулыурно-спортивных занятий, постепенно совершенствовалась, избавляясь от менее цивилизованных народных игр.

Европеизация страны при Петре-1 имела двойственное проявление в сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, она открывала возможность для ознакомления с другими системами физического воспитания других народов, развитием теории физкультуры и спорта, опытом проведения международных спортивных соревнований, а с другой стороны, она ослабляла внимание к выработанному опыту физического воспитания, прерывала некоторые народные традиции, не способствовала более взвешенной объективной оценке значения некоторых видов спорта, проникающих в отечественное социокультурное пространство.

7,Отношение РПЦ к физической культуре и спорту зависит от таких важных обстоятельств, как политика власти в конкретный исторический период (послереволюционный) применительно к данной сфере, состояние физкультурно-спортивного движения и его идеология (т.е. осознание самое себя, место и роли в жизни общества), и, естественно, собственного осмысления происходящих процессов, понимания значимости для людей физической культуры и спорта.

8. Основы социальной концепции РПЦ охватывает практически все важнейшие направления ее взаимоотношения с обществом, демонстрируют достаточно серьезный поворот Церкви к посюстороннему бытию людей, условиям их повседневной жизни. Они подчеркивают позитивные и негативные стороны физической культуры и спорта, осуждают отрицательные явления в области большого спорта, показывают место и роль физической культуры и спорта для здоровья нации и развития человека.

9. РПЦ, прогнозируя последующую деятельность, исходит из укрепления своего положения в обществе, углубления и расширения выполняемых ею функций. Высоко ставя благополучие и безопасность нации, сохранение ее здоровья, она правильно оценивает значение физической культуры и спорта для жизнедеятельности людей и предполагает усиление своего взаимодействия с данной сферой в позитивном ее проявлении.

Полученные результаты диссертационного исследования подводят к следующим предложениям и рекомендациям, которые по своему характеру могут быть разделены на несколько групп:

• в мировоззренческой области:

— выпустить совместными усилиями философов, богословов, культурологов, специалистов в области физической культуры и спорта труд на тему: «Физкультура и спорт в социальной концепции Русской православной Церкви»;

— провести международную конференцию ученых и теологов по проблеме «Телесная культура человека в научном и религиозном мировоззрениях»;

— организовать «круглый стол» философов, социологов, культурологов и теологов для обсуждения вопросов возможности сотрудничества религиозных организаций и сферы физической культуры и спорта.

• в системе образования:

— ввести тему о взаимоотношениях религиозных организаций со сферой физической культуры и спорта в преподаваемые в вузах гуманитарные дисциплины;

— разработать и читать в гуманитарных вузах спецкурс «Религия и физическое воспитание народа».

• в средствах массовой информации:

— в циклах бесед на религиозные темы освещать в различных формах отношение РПЦ к физической культуре и спорту.

• в коммерческой области:

— стимулировать привлечение религиозных организаций в качестве спонсоров при проведении различных физкультурно-спортивных мероприятий. Основные идеи и положения диссертации нашли отражение в ряде авторских публикаций и выступлений на методологических семинарах. Общий объем авторских публикаций — 2,25 пл., из них по теме диссертации-2,15 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь // Одиссей. Человек в истории: Исследования по социальной истории и истории культуры. М.: -Наука, 1989.-С. 144−183.
  2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти / Сост. М. Е. Гудонин. М.: Изд-во Православного Свято -Тихонского Богословского Института, 1994. — 1063 с.
  3. Л.И. Общественно-историческая характеристика телесногобытия человека // Биология человека и социальный прогресс. -Пермь:
  4. Пермский Гос. ун-т., 1982. С. 21−33.
  5. Акты Московских монастырей и соборов (из архивов Успенского собора и Богоявленского монастыря). М., 1984.
  6. Александрова, Быховская И. М. Культурологические этюды.
  7. Арх. Андронник. О церкви России. Фрязино, 1997. — 272 с.
  8. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культурыздорового образа жизни (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры 1990. -№ 1.-С. 22−26.
  9. В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992.- 144 с.
  10. Н.А. Физиология движения и активность. — М.: Наука, 1990.
  11. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. -М.: Российское библейское общество, 2001.
  12. М.Бондаренко В. Д. Современное православие: тенденции эволюции. Симферополь, 1989.
  13. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиция и современность. М.: ГЦИФК, ОС РАН, 1993.-С. 180.
  14. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии).- М.: Изд-во «ФОН», 1997. 209 с.
  15. С. И. Русская церковь и императорская власть. -М., 1998.
  16. М. Социология религии // Избранные труды. М, 1990.
  17. Еп. Варнава. Православие. Коломна. Свято-Троицкий Ново -Голутвин монастырь. — 1995. — 319 с.
  18. В.И. Избр. соч. в 5 т. М.- 1954 — 1960.
  19. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986.
  20. Н.Н. Физическая культура личности.- Кишинев: Штиинца, 1989.
  21. В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. 1986 — № 5.
  22. В.И. Социология религии. М., 1994.
  23. Гольбах Фон Г. Э. Классический Ислам.- М.: Наука, 1988. 130 с.
  24. Д., фон. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1997.-387с.
  25. И.Р. Папство. Век XX. 2-ое изд., доп. — М.: Политиздат, 1981. — 592 с.
  26. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. — 351 е.: ил.
  27. Св. Иоан Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Братство святителя Алексия. 0 Ростов-на Дону: Изд-во «Приазовский край». — 1992. — 446 с.
  28. А.П. Руководство по истории Русской Церкви. — М.: Изд-во Крутитское патриаршее подворье, 2001. 935 с.
  29. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд. Спасо-Преображениский Владимирский монастырь, 1953. — 448 с.
  30. Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1988. 128 с.
  31. Закладные книги Долматовского Успенского монастыря (последняячетверть (XYII начала XYIII в.в.): Сб. документов / Сост. П. Л. Манькова.
  32. X. Спорт и общество. Введение в социологию спорта // Социология спорта: Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.
  33. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие Духа. СПб., 1995. — 349 с.
  34. Иже во святых отца нашего Иоана Златоустого Архиипископа Константинопольского избранные творения. Т. 1. СПб, 1898.
  35. История Русской Церкви. Валаам.: Изд. Спасо-Преображенского монастыря, 1991. — 736 с.
  36. А.В. Очерки по истории русской Церкви. М.: Терра, 1993.-688 с.
  37. Л. Книга о Коране. М., 1986.
  38. И.М. Стяжание Духа Святого в путах Древней Руси. -М.: Изд. Отдел Московского Патриархата, 1993. 272 с. 41 .Коран. М.: МНПП «Буква», 1991.
  39. Кормчия книга: Напечатана с оригинала патриарха Иосифа. — Репр. Изд. — М., 1992.
  40. Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки. 1992. — № 2. — С. 49 — 61.
  41. Косидовский Зинон. Библейские сказания. Сказания евангелистов. Изд. 2-е.- М.: Плитиздат, 1989.-456 с.
  42. Д.А. Физическая культура в России в XIX веке // Очерки по истории физической культуры: Сб. трудов. М: ФИС, 1950.-Вып. 5.-с. 77−128.
  43. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1983.-399 с.
  44. И.А. Что знает история об Иисусе Христе? М.: Изд-во «Советская Россия», 1969. — 300 с.
  45. Ю.В. Христианский экуменизм. М., 1980.
  46. К.Н. Восток, Россия и славянство, в 2-х т. Т.1. М., Репринт изд. 1885−1886, 1991.
  47. Ю.П.- Сахно А.В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  48. С.Г. История папства. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1986.-382 с.
  49. Г. Взаимосвязь между спортом и культурой // Спорт и образ жизни. М.: ФиС, 1979.
  50. Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: ФиС, 1983.-128 с.
  51. Митрополит Макарий (Булгаков) Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга 3-я. М.:Изд-во Спасо-Приображенского Валаамского монастыря, 1995. — 702 с.
  52. Дж., Стюарт Д. Обманщики (Во что верят приверженцы культа) / Пер. с англ. М.: «Протестант», 1993. -224 с.
  53. A.M. Основы теории и методики физической культуры. Изд. 2-е. М.: РГАФК, 2001. — 320 с.
  54. В.Г. Начала православия. М.: Питит, 1991.
  55. JI.H. Религия и мы // Квинтэссенция. Философский альманах / Сост.: В. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М.: Политиздат, 1990.
  56. С.В. Триединство физической культуры: (Ист.-теор. анализ соц.-пед. системы). Минск: Полымя, 1991. — 141 с.
  57. М., Бунд В. От слова к вере. Миф и религия. М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 864 с.
  58. Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1983.-448 с.
  59. С. Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа. СПБ., 1996. — 282 с.
  60. Новый завет. Псалтырь. М.: «Протестант», 1991. — 371 с.
  61. Еп. Никанор. О любви человека к самому себе. -М.'Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996. 39 с. Репринтное воспроизведение издания 1899.
  62. Еп. Павел. От святой купели и до гроба. Краткий устав жизни православного христианина. — М.: «Трим». — 1994. 219 с.
  63. Питирим, Митрополит, Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть // О человеческом в человеке. М.: ИПЛ, 1991. — С. 343−358.
  64. В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. — 359 с.
  65. Посольская книга по связям с Грецией, 1558 1594. (АН СССР). -М., 1988.
  66. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1974. — 310 с.
  67. В.В. Непрофессиональное физкультурное образование. -М.: ГЦОЛИФК, 1991.-85 с.
  68. Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях // «Общественные науки и современность», 1999, № 3.
  69. Путь к победе. Новый Завет со свидетельствами верующих спортсменов. Минск: Принткорп, 2000. — 338 с.
  70. Религия и общество. Хрестоматия, в 2 ч. / Составители: В. И. Гараджа, Е. Д. Рудкевич. -М.: Наука, 1994. 300 с. + 204 с.
  71. Религии мира. Энциклопедия в 2-х ч. 4.2. М.: Аванта, 2002. -688 с.
  72. В., протоиерей. Очерки по истории римско-католической церкви: курс лекций для студентов Московской Духовной Академии. М.: Колокол, 1994, — 304 с.
  73. Русская Православная Церковь в советское время. Книга 1. М., 1989.
  74. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  75. Архиеп. Иоан Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. -Петрозаводск: «Святой остров». 1992. — 575. Из книги «ВремяWверы». Изд. Им. Чехова, Нью-Йорк, 1954.
  76. Саввин Сторожевский монастырь в документах XYI в. (Из собраний ЦГАДА). М., 1992.
  77. Спорт // Пятьдесят на пятьдесят: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989.
  78. Спорт и образ жизни. М.: ФиС, 1979. — 278 с.
  79. В. Физическая культура трудящихся. М.: Труд и книга, 1925.-43 с.
  80. В.В. История физической культуры. М.: ФиС, 1989. -288с.91 .Смирнов В. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. — 224 с. 92.Стоглав. СПб, 1997.
  81. В.В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. Столбова В. В. 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 423 с.
  82. В.И. Философско культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. — 1988. — № 4. — С. 78−91.
  83. Н. История христианской церкви. М.: Интербук, 1991. -496с.
  84. Телесность человека: междисциплинарное исследование. М.: МГУ, 1991.-159 с.
  85. Теория культуры: учеб. пособие для вызов. М.: ЮНИТИ -ДАНА. Единство, 2002. — 519 с.
  86. М.Ф. История Русской церкви. М. — СПб.: Изд-во Валаамского монастыря, 1991. — С. 113.
  87. Уния в документах. Мн.: «Лучи Софии», 1997.
  88. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Феофан. О духовном восхождении и спасении. -Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоан. — Л.: «Соборный разум», Ленинградское отделение общества «Знание», 1991. -2888 с.
  89. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения в 2 -х т.т. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд. Поломник. — 1994.
  90. Свят. Феофан Затворинк. Наставления в духовной жизни. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Изд. Отдел Московского Патриарха. — 1994. — 188 с.
  91. Свят. Феофан Затворинк. Душеполезные поучения. Козельск: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1998. — 311 с.
  92. Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. Вып. 1. Спорт. Культура. Воспитание. М.: ФиС, 1989.
  93. Г., протоиерей. Пути русского богословия. -Париж, 1937.-600 с.
  94. Христианство: Словарь. М.: Республика, 1994. — 560 с.
  95. Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск: «Наука» — Сибирское отделение. -1989.-365 с.
  96. Церковь Христова. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. — 398 с.
  97. В. Цыпин. Русская Церковь (1917 1925). Изд. Сретенского монастыря, 1996.-335 с.
  98. А.Ю. Основные концепции содержания физического воспитания в современной буржуазной педагогики США: Дис. на соиск. уч. степ к.п.н. Малаховка, 1987. — 177с.
  99. Ем. Библия для верующих и неверующих. — М.: Госполитиздат, 1958.-408 с.
  100. Alt, J. Sport and cuituural reification: from ritual to mass consumption // Theory, culture & society. 1983. — Vol. — N 3.
  101. , J.M. (1978) Sport: a prison of measured time. L., 1978.
  102. Bramham P. Explantations of the Organisation of Sport // International Review for Sociology of Sport. 1991. — Vol. -N 3. — P. 139−155.
  103. Bunuel A. The Recreational Physical Activities of Spanish Women // International Review for Sociology of Sport. 1991. — 26/3. — P. 203−213.
  104. Donelly, P & Young, K. Reproduction and transformation of cultural forms in sport // International review for the sociology of sport. 1985. — Vol.20. — N1. — P. 19 — 38.
  105. Dunning, E A Figurational Approach to Leisure and Sport //Rojek C. (ed.). Leisure for Leisure. L- Macmillan, 1989. — P. 176 — 224.
  106. Elias, N., Dunning, E. Quest for Excitement: sport and leisure in the civilising process. Oxford: Blackwell, 1986.
  107. Krawczic, Z. Sport and Culture // International Review for Sociology of sport. 1979. — N4. — P. 4−18.
  108. Lingis A. Orchids and Muscles //Journal of Philosophy of Sport. -1986. -N.XIII. P. 15−28.
  109. G., Weiz K. (Hrsg.) Die soziologie des Sports. -Darmstadt, 1976.-445 s.
  110. Meier K. An affair of flutes: An appreciation of play // Journal of Philosophy of Sport. 1980. — N.7. — P. 24 — 45.
  111. Messner, M. When bodies are weapons: masculiniti and violence in sport // International Review for the sociology of sport. 1989. -V.25.-N3.-P. 203−221.
  112. Sack H. G. The Relationship Between Sport Involvement and Life-stile in Youth cultures // International Reviw for Sociology of Sport. — 1988. — Vol. 23. — N3. — P. 213 — 231.
  113. Sewart, J. The commodification of sport // Internacional riview for the sociology of sport. 1987. — V.22. — N1. — P. 171 — 192.
  114. Thomas, C.E. Sport in a Philosophic Context. Philadelphia, 1983. — 228p.
Заполнить форму текущей работой