Актуальность темы
исследования. Проблема человека — одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также других отраслей социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, представляющих в своей совокупности человековедение.
Данная проблема всегда актуальна, но в разные исторические эпохи она звучит по-разному. Острота современного звучания определяется рядом обстоятельств. Во-первых, ухудшение состояния окружающей среды, обеднение генофонда, сохранение нищеты, постарение населения, т. е. глобальные проблемы, имеющие первостепенное значение и играющие важную роль для здоровья населения планеты, которые в нашей стране стоят не менее, если не более злободневно, чем в других странах. Во-вторых, частые социальные катаклизмы (войны, революции, кризисы), т. е. разломы социальных связей, означающие для организма отдельного человека бесконечный стресс, в котором нужно суметь сохранить себя. В-третьих, развертывание научно-технической революции, имеющей не только позитивные, но и негативные социальные последствия, а в целом ведущей к расширению техносферы, возрастанию динамизма общественной жизни, информационному взрыву, что повышает состояние психологической напряженности каждого человека. В-четвертых, изменение духовных ориентаций в обществе приводит к изменению степени ответственности человека за свое здоровье. В настоящее время общество и государство все больше стремятся снять с себя заботу о человеке, который должен быть в состоянии позаботиться о себе сам.
Наконец, в связи с переплетением природных и социальных потрясений возникла и развивается тенденция инвалидизации общества, что требует возрастания гуманизации общественной жизни, принятия необходимых мер для обеспечения активного включения инвалидов в социальную среду и совместную деятельность.
Все это означает, что существует реальная потребность в возрастании культуры общества и личности, становлении и развитии антропософии, укреплении духа и тела человека, активном использовании им в усложняющихся естественных и искусственных условиях среды обитания разнообразных средств и способов обеспечения своего существования и сохранения здоровья.
Если научная и философская мысль прилагают значительное усилия для изучения различных аспектов данной проблемы, нахождения путей для возвышения человека и его роли в пространстве и времени его реального бытия, то религия как неотъемлемая часть культуры также не может находиться в стороне от общественных процессов и стремится выработать адекватные современным условиям позиции по коренным проблемам бытия человека, вносит значительные изменения в трактовку основополагающих догматов, принимает концептуальные установки по поводу новых явлений в жизни общества. В той или иной мере подобные процессы присущи ныне всем религиям, как народническим, так и мировым, но считается, что особенно они характерны для протестантской и католической ветвей христианства. В связи с этим закономерно возникает вопрос, насколько активно вливается в этот общецивилизационный поток восточное христианство или православие, а еще конкретнее — Русская православная церковь. Обобщение более чем 1000-летней истории христианства на Руси, изучение эволюции позиции РПЦ по проблемам соотношения духа и тела, значения телесности человека, занятия им физической культурой и спортом представляют несомненный научный интерес, дают возможность глубже раскрыть потенциал православной религии, осознать объективное возрастание ее социальной роли, изменить традиционно бытующее мнение по поводу большей консервативности и отставания православия и РПЦ от других направлений христианства.
Степень научной разработанности темы. Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания: философов и социологов, культурологов и теологов, физиологов и биологов, психологов и педагогов, медиков и социальных экологов. В интересующем нас аспекте вся существующая литература по данной теме може быть подразделена на три группы: научно-теоретическую, религиозную (преимущественно православную) и специальную отраслевую, т. е. физкультурно-спортивную.
Научно-теоретический блок вполне логично распадается на три подгруппы: научно-техническую, естественнонаучную и социально-гуманитарную. Если научно-техническая литература привлекает наше внимание показом творческих способностей человека, разнопланового использования им достижений НТР, обратного воздействия научно-технического прогресса на его физическое, духовное и нравственное состояние, то естественнонаучная (прежде всего биолого-физиолого-медицинская) связана с характеристикой таких граней исследуемой проблемы, как соотношение генотипа и фенотипа, филогенеза и онтогенеза, здоровья и болезни, взаимосвязи основных подсистем человеческого организма на микрои макроуровнях.
Вряд ли целесообразно будет подробно анализировать эти подгруппы, поскольку наш научный интерес лежит несколько в другой плоскости. Поэтому здесь отметим лишь, что в данных исследованиях человек рассматривается как биологический организм, как специфическая живая система со всеми ее вещественно-энергетическими параметрами. Они являются базовыми для определения субстрата жизненного потенциала человека. Однако в границах биологическо-физиологичекской и медико-психологической проблематики не отражается вся полнота телесных возможностей, а тем более способностей человека, т.к. они в значительной мере связаны с его социальными, нравственными и культурными функциями. Важно также отметить, что здоровье как ф социальная ценность проанализирована в монографиях и трудах.
Н.М.Амосова, Ю. П. Лисицина, В. Н. Панкратьева, В. Ф. Попова, А. В. Сахно, Д. В. Шиленко и др.1.
Более непосредственный интерес для нас представляет другая часть данного блока, где философско-социологическая, культурологическая и социально-педагогическая проблематика представлена именами целой плеяды классиков и современных ученых, таких как: Аристотель, Ф. Аквинский, Б. Спиноза, Т. Локк, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Э. Фромм, М. Вебер, Ж. Сартр, Д. Мид, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, X. Ортега-и-Гассет, С. Кьеркегор, А. Бергсон, Ф. Ницше, Дж. Сантаяна, Р. Барт, а также труды когорты русских философов и культурологов, среди которых особенно известны Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, А. Ф. Лосев, П. Сорокин, Г. П. Федоров, П. А. Флоренский и др.
Отражение различных граней данной проблемы нашло в работах большого отряда современных исследователей: В. Г. Ананьева, Н. В. Адреенковой, М.-П. ди Белла, А. Бандура, Л. П. Буевой, В. Библера, И. М. Быховской, Я. И. Гелинского, А. А. Грицанова, Ф. Гиддингса, М. Годе, Дж. Дьюи, Мерло-Понти, М. А. Можейко, Э. А. Орловой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Ю. Левады, В. И. Муравьева, Б. Д. Парыгина, Н. В. Петровского, Е. В. Прима, Р. Робена, И. А. Серовой, Л. В. Филипова и др.
1 См.: Амосов H.M. Мое мировоззрение // «Вопросы философии», 1992, № 6- Лисицин Ю. П., Изуткин '4f A.M., Матюшин Н. Ф. Медицина и гуманизм. — М., 1991; Человек: перспективы исследования. — Пермь,.
1989; Человек и научно-технический прогресс. — М., 1988; Человек в научной картине мира. — Уфа, 1989.
2 См.: Быховская И. М. «Человек телесный в социокультурном пространстве и времени». — М.: ФОН, 1997; Серова И. А. Антропософия здоровья: тело и дух. Автореферат дис. на соиск. уч. степ.д.ф.н. -Екатеринбург, 1993; Муравьев В. И. Физическая культура и спорт в свете христианской философии // Науч. труды: Ежегодник / Сибирская академия физической культуры. — Омск, 1995; Прима Е. В. жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры. Автореферат дис. на соиск. уч.степ. канд. культурологии. — Новгород, 2000.
Говоря о второй группе литературы по данной теме, а именно религиозной, следует подчеркнуть, что основными источниками здесь были такие священные книги, как Библия, ТаНах, Тора, Бхават-гита, ф Ригведа, Типитаки (Трипитаки), Коран, а также памятники культуры:
Чжуд-ши, летопись Нестора, сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым, официальные документы Русской православной церкви, писания ее Святых Отцов. Собственно богословская, историко-религиозная и комментаторская литература представлена такими известными мыслителями, как В. В. Зеньковский, А. Мень, Е.Косевич.3.
Наконец, в третьем блоке литературы по данной теме содержатся ¦ ^ произведения, раскрывающие проблемы физической культуры и спорта как в общеметодологическом, так и в специальном плане. Сюда относятся работы следующих ученых и специалистов: В. У. Агеевица, В. Д. Асаулова,' Бальсевича, Н. Н. Бугрова, Н. Н. Визитея, В. Н. Выдрина, А. К. Гастева, Е. Ф. Долгополовой, В. В. Кузина, Д. А. Крадмона, A.M. Лентюка, Л. ИЛубышевой, A.M. Максименко, Л. П. Матвеева, М. Я. Сарафа, В. И. Столярова, Л. А. Феногеновой, О. С. Шустера и др.4.
В данной специальной литературе поднимаются теоретико-методологические проблемы физической культуры и спорта, подробно освещаются этапы исторического развития данной сферы, глубоко рассматриваются психолого-педагогические и особенно методические аспекты физического воспитания людей. В целом здесь всесторонне раскрыто в позитивном плане значение физической культуры и спорта в жизни человека, определенной социальной общности и общества в целом. Вместе с тем в ней крайне скудно представлена, а за советский период практически отсутствует проблематика физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровителной работы религиозных организаций,.
3 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. В 2- кн. (4-х ч.). — Л.: «ЭГО», 1991; Косевич Е. Тело и дух как объект христианской философской культуры. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. д.ф.н. -М.гНИИК, 1992; Мень А. Сын человеческий. 4-е изд. — М.: ИПЦ «ВИТА», 1991.
4 См.: Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — M., 2001. взаимоотношений физкультурных объединений и учреждений с церковью в плане укрепления здоровья и соответствующего воспитания людей.
Из вышеизложенного видно, что наиболее близко к теме нашего (ft исследования находятся работы И. М. Быховской, Е. Косевича и В.И.
Муравьевой. В докторской монографии Быховской «Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность» осуществлен культурологический анализ телесности человека, дано развитие представлений о смысле и ценности человеческого тела, показан «человек телесный» в современном социокультурном пространстве. Представлен здесь и религиозный аспект данной проблемы, но т.к. он (у, выражен в числе многих других аспектов и не сфокусирован на отношении православия к дилемме «дух — тело» в природе человека, то еще остается достаточное пространство для продолжения исследования в этом направлении.
Работа польского ученого Ежи Косевича «Тело и дух как объект христианской философской культуры», выполненная в виде докторской диссертации, представляет особой интерес, поскольку она написана преимущественно на религиозных источниках. В ней достаточно вдумчиво nit проанализированы тело и дух человека как с позиции раннего христианства, так и в свете особенностей его понимания в протестантском и православном учениях. Понятно, что в ней сделан акцент на католичестве и его современной модернизации в отношении телесности человека. Но при этом несколько принижен как потенциал РПЦ по данному вопросу, так и весьма сдержано оценена возможность ее позитивной эволюции в данном направлении.
Вместе с тем анализ литературы показывает, что роль Русской православной церкви в процессе формирования физически и духовно здоровой личности по-прежнему остается мало освещенной. Таким образом, можно вполне обосновано констатировать как наличие значительных разработок по исследуемой проблеме, так и необходимость ее дальнейшего изучения, обобщения и развития.
Проблема, исследуемая в диссертации, — степень изменения (ft концептуального отношения РПЦ к телесности человека и его физической культуре, сравнение ее современных подходов к данным вопросам с другими направлениями христианства и иных религий.
Объект исследования — человек «телесный» и его физическая культура в контексте христианско-православного учения в историческом и современном аспектах.
Предмет исследования — развитие взглядов православия и vy, эволюция позиции РПЦ по отношению к феномену телесности человека, его физической двигательной активности.
Цель исследования — осуществить социокультурный анализ' отношения православия и его церкви (РПЦ) к телесности человека и его физической культуре в исторической ретроспективе и современной трансформации.
Задачи диссертационного исследования:
1. Уточнить понятийный смысл исходных терминов («тело», «телесность» и «телесная культура», «физическая культура» и «спорт»), взятых в их логической взаимосвязи и последовательности.
2. Сопоставить основные положения науки, прежде всего гуманитарной, и религии, в первую очередь православия, о телесности и физической культуре человека.
3. Раскрыть эволюцию православных взглядов и позиции РПЦ по отношению к телесности и телесной культуре человека, проявлению им физической двигательной активности.
4. Провести сравнительный анализ современных подходов православия и других религий, прежде всего католицизма и протестантизма, по вопросам телесности и физической культуры человека.
5. Показать современное состояние и перспективы развития взаимоотношения РПЦ с отечественной сферой физической культуры и спорта.
Рабочей гипотезой исследования явилось предположение о том, что в отношении к рассматриваемой проблеме существующих религий (и мировых, и народнических) есть как общие положения, так и значительные различия. Вместе с тем внутри различных религий, в т. ч. христианства, происходит эволюция взглядов на рассматриваемую проблему, совершается модернизация их исходных догматов. Существующие религии и их церкви, включая Русскую православную церковь, не могут ^ игнорировать реальное бытие человека, создают новые концептуальные подходы к соотношению духа и тела человека, вырабатывают определенные социальные учения, где выражают в более или менее открытой форме свое отношение не только к телесности человека, необходимости поддержания его здоровья, но и культуре их совершенствования, развития и использования возможностей тела человека в обязательном сочетании с его духовным возвышением.
При этом РПЦ находится, как мы полагаем, в общем модернизационном процессе и во многом развила и углубила свои взгляды и представления, усовершенствовала свою позицию по проблеме человека и важнейшим аспектам его земного бытия, в т. ч. и его физического состояния.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие естественнонаучные теории, философские, антропологические и культурологические концепции о происхождении, сущности и телесной природе человека, его культуре и здоровье, v религиозные мировоззренческие и социальные учения, прежде всего христианско-православные, о сотворении мира и человека, соотношении духа и тела, смысле жизни и нормах его земного существования, отношении к физической двигательной активности человека.
В процессе написания работы применялись следующие методы: ф конкретно-исторический, анализ и синтез, сравнение и обобщение, изучение архивных и документальных источников, а также социокультурный, деятельностный и системный подходы.
Эмпирическая база исследования. При написании диссертации использовались в качестве первоисточников тексты священных книг мировых религий современности, теоретические и исторические труды отечественных и зарубежных авторов, писания святых отцов РПЦ, ^ архивные и современные официальные документы, энциклопедические, справочные и библиографические издания, а также периодическая печать.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной исследовательской литературе на основе теоретического анализа и обобщения предпринята попытка дать системную комплексную характеристику отношения русского православия и его церкви к телесной природе человека, сфере физической культуры и спорта в процессе их развития. Конкретно положения, составляющие научную новизну, * сводятся к следующему:
— уточнены исходные понятия по данной теме, представленные в их совокупности, взаимосвязи и последовательности, а именно: «тело» -«телесность» — «телесная культура» — «физическая культура» — «спорт»;
— осуществлено сопоставление основных положений гуманитарной науки и религии, в первую очередь православия, о телесности человека и его физической двигательной активности;
— прослежена на историческом и современном материале эволюция mi v взглядов православия, особенно РПЦ, по отношению к телесности и телесной культуре человека, занятий им физической культурой и спортом;
— проведен сравнительный анализ как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе подходов основных направлений христианства: православия (РПЦ), католицизма и протестантизма, а также г других религий по вопросам телесности и физической культуры человека;
— показано современное состояние и обозначены перспективы развития взаимоотношений Русской православной церкви со сферой физической культуры и спорта в нашей стране.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Настоящим исследованием восполняется имеющийся пробел в социально-гуманитарной, прежде всего культурологической и философской, литературе в области раскрытия исторически изменяющихся и современных взглядов и позиций русского православия и ее церкви на телесность и телесную культуру человека, возможности развития' взаимоотношений РПЦ и сферы физической культуры и спорта на перспективу на основе социальной концепции Русской православной церкви, принятой в 2000 г.
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования ее положений и выводов, а также m содержащихся в ней предложений при определении мировоззренческих позиций, практико-повседневной линии поведения по вопросам соотношения духа и тела человека, необходимости соблюдения им телесной культуры, занятий физической двигательной активностью. Результаты исследования непосредственно обращены к людям, способствуют их ценностной ориентации на целостное восприятие человека, гармонию его духа и тела, активной жизненной позиции, ведению здорового образа жизни, а также направлены на более глубокое уяснение процесса эволюции в православии по указанным проблемам при изучении соответствующих дисциплин и ведении обоснованной разъяснительно-пропагандистской работы. и.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1.Совокупность уточненных исходных понятий, употребляемых в современной гуманитарной науки и характеризующих телесную природу ф человека и его физическую двигательную активность («тело» телесность" — «телесная культура» — «физическая культура» — «спорт»);
2.0пределенное сближение позиций науки и религий по вопросам экзистенционального бытия человека под воздействием изменений в жизни человечества, научно-технического прогресса и секуляризации церкви, модернизации ее подходов к ценности человеческой жизни, в т. ч. и значения для нее телесной и физической культуры- ^ З. Историческое развитие христианско-православных взглядов и позиции РПЦ относительно телесности человека, его физического воспитания, занятия физическими упражнениями, обусловленное религиозно-мировоззренческими и социально-экономическими и политическими факторами;
4.Эволюция православия и РПЦ по рассматриваемой проблеме, раскрывающая присущие им мировоззренческие и социальные потенциалы и показывающая достойное в целом их вхождение в общецивилизационный процесс модернизации наряду с католичеством и протестантизмом, другими религиями под воздействием существенных и глобальных изменений в современном мире;
5.Сформулированное на базе анализа Основ социальной концепции РПЦ, выражающей ее современные взгляды и позиции по важнейшим вопросам человеческого бытия, отношение к сфере физической культуры и спорта, и открывающиеся перспективы их дальнейшего взаимодействия в первом веке третьего тысячелетия.
•ш.
Апробация работы. Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в выступлениях на ряде теоретических конференций и научно-практических семинаров, а также в авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Московского государственного педагогического университета сентября 2003 г. (протокол №) и рекомендована к защите.
Структура диссертации. В соответствии с общим замыслом и логикой исследования структура работы состоит из введения, трех глав (каждая из которых включает в себя по три параграфа), заключения и списка литературы.
Заключение
.
Позиция РПЦ относительно телесности и телесной культуры человека эволюционизировала от предельного возвышения духовного, крайне негативного отношения к телесному, особенно в период борьбы с язычеством, через постепенное ослабление такого подхода к ним по мере нарастания теневых биоэкологических и социальных последствий цивилизационного развития человечества до признания значимости телесной природы и важности физической культуры человека в профилактических интересах его здоровья. Этот эволюционный процесс носил замедленный характер в силу консервативности церкви как социального института и нахождения РПЦ в русле византийской традиции. Вследствие мировоззренческой заданности она, как и в целом вся христианская религия, не могла выйти за пределы дихотомической оценки тела как «темницы для души» или «храма для души». Возобладание последней мировоззренческой установки в современную эпоху не означает коренного изменения исходного религиозного постулата о приоритете тела над духом, но открывает достаточно широкий простор для развития физической культуры и спорта (с определенными оговорками) и соработничества между религиозными организациями и данной отраслью.
Конкретизация обобщений может быть представлена в виде следующих выводов.
1.Человек — уникальный феномен, находящийся на пересечении природного, социального и культурного миров. Неисчерпаемость его проявлений в духовном, телесном и психическом плане поразительна. Любая его сторона, грань, «срез» давно исследуются различными науками. Поэтому не удивительно, что не только разум, дух, психика, но и телесность человека привлекают к себе пристальное внимание ученых и богословов.
Телесность человека всегда была в поле зрения исследователей — философов и богословов, культурологов и социологов, биологов и медиков, а также ученых, занимающихся проблемами физической культуры и спорта. В гуманитарных отраслях знания сложились определенные подходы к пониманию феномена человеческой телесности.
2. Отношение к телесности и телесной культуре человека никогда не было однозначным как в христианстве в целом, так и в его основных направлениях, а колебалось в определенном диапозоне (от негативного до позитивного), пока в результате неизбежной социолизации самой церкви — этого важного социокультурного института — оно не стало относительно положительным и приемлемым. Отсюда следует, что проблема соотношения духа и тела, телесной природы человека, культуры обращения с ним относится к одной из фундаментальных в религиозном миропонимании, в частности в православном богословии.
3. Современное понимание рассматриваемых проблем базируется на определенных категориях, характеризующих наиболее важные явления и процессы в сфере физической культуры и спорта.
Понятия «тело» — «телесность» — «телесная культура» — «физическая культура» и «спорт» образуют стройную логическую цепь и вместе с родственными категориями («физическое воспитание» и др.) представляют систему, позволяющую глубже проникать и характеризовать эту важнейшую сторону проявления человека и его активной деятельности.
4. Изменение отношения религии к физической культуре и спорту зависит от многообразных факторов — объективных и субъективных, социальных и культурных, духовных и физических, а также исторических и современных обстоятельств. Эти факторы и обстоятельства связаны с характером теологических догматов и иерархии ценностей, статуса религии в государстве и обществе и силой ее влияния на них, историческим этапом развития страны, ее экономики и культуры, состояния здоровья народа и экологии, степени развития самой сферы физической культуры и спорта.
Позиция подавляющего большинства существующих религий относительно физической культуры и спорта претерпели длительную эволюцию. Отношение той или иной религии к ним никогда не было однозначным, а было лишь более или менее благоприятным или неблагоприятным. Практически не было сколь — либо значимой религии, полностью отрицающей значение физической культуры и спорта или всецело и безоговорочно поддерживающих их.
5. Эволюция позиции православной религии и ее церкви по отношению к физической культуре и спорту также была обусловлена многими указанными выше причинами. Однако на них накладывала существенный отпечаток специфика исторического развития от Руси к России: позднее появление государственности, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, резкие переломы общественного развития на рубеже ХУ 11 — ХУ 111 веков, начала и конца XX века. Исходя из своих религиозных постулатов и конкретно исторической ситуации РПЦ выступала за физическое воспитание народа, за военно-прикладную направленность его физического развития, поддерживала определенные физкультурно-спортивные виды и народные игры. Вместе с тем она выступала против чрезмерного культа силы (если это не относилось к врагам), княжеских междуусобиц, народных игр явно языческого характера. Она стремилась внести в физическое воспитание больше духовного, разумеется, религиозного содержания.
6. В процессе становления и развития централизованного русского государства сформировалась русская народная система физического воспитания. Она складывалась на основе двух — трех видов деятельности людей: трудовой, военной и досуговой. Отсюда и направленность физических упражнений носила промыслово-трудовой, военно-прикладной и празднично-забавный характер. По мере укрепления и расширения ценрапизованного русского государства, превращение его в.
Ч/ российскую империю эта система дополнялась национальными видами физкулыурно-спортивных занятий, постепенно совершенствовалась, избавляясь от менее цивилизованных народных игр.
Европеизация страны при Петре-1 имела двойственное проявление в сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, она открывала возможность для ознакомления с другими системами физического воспитания других народов, развитием теории физкультуры и спорта, опытом проведения международных спортивных соревнований, а с другой стороны, она ослабляла внимание к выработанному опыту физического воспитания, прерывала некоторые народные традиции, не способствовала более взвешенной объективной оценке значения некоторых видов спорта, проникающих в отечественное социокультурное пространство.
7,Отношение РПЦ к физической культуре и спорту зависит от таких важных обстоятельств, как политика власти в конкретный исторический период (послереволюционный) применительно к данной сфере, состояние физкультурно-спортивного движения и его идеология (т.е. осознание самое себя, место и роли в жизни общества), и, естественно, собственного осмысления происходящих процессов, понимания значимости для людей физической культуры и спорта.
8. Основы социальной концепции РПЦ охватывает практически все важнейшие направления ее взаимоотношения с обществом, демонстрируют достаточно серьезный поворот Церкви к посюстороннему бытию людей, условиям их повседневной жизни. Они подчеркивают позитивные и негативные стороны физической культуры и спорта, осуждают отрицательные явления в области большого спорта, показывают место и роль физической культуры и спорта для здоровья нации и развития человека.
9. РПЦ, прогнозируя последующую деятельность, исходит из укрепления своего положения в обществе, углубления и расширения выполняемых ею функций. Высоко ставя благополучие и безопасность нации, сохранение ее здоровья, она правильно оценивает значение физической культуры и спорта для жизнедеятельности людей и предполагает усиление своего взаимодействия с данной сферой в позитивном ее проявлении.
Полученные результаты диссертационного исследования подводят к следующим предложениям и рекомендациям, которые по своему характеру могут быть разделены на несколько групп:
• в мировоззренческой области:
— выпустить совместными усилиями философов, богословов, культурологов, специалистов в области физической культуры и спорта труд на тему: «Физкультура и спорт в социальной концепции Русской православной Церкви»;
— провести международную конференцию ученых и теологов по проблеме «Телесная культура человека в научном и религиозном мировоззрениях»;
— организовать «круглый стол» философов, социологов, культурологов и теологов для обсуждения вопросов возможности сотрудничества религиозных организаций и сферы физической культуры и спорта.
• в системе образования:
— ввести тему о взаимоотношениях религиозных организаций со сферой физической культуры и спорта в преподаваемые в вузах гуманитарные дисциплины;
— разработать и читать в гуманитарных вузах спецкурс «Религия и физическое воспитание народа».
• в средствах массовой информации:
— в циклах бесед на религиозные темы освещать в различных формах отношение РПЦ к физической культуре и спорту.
• в коммерческой области:
— стимулировать привлечение религиозных организаций в качестве спонсоров при проведении различных физкультурно-спортивных мероприятий. Основные идеи и положения диссертации нашли отражение в ряде авторских публикаций и выступлений на методологических семинарах. Общий объем авторских публикаций — 2,25 пл., из них по теме диссертации-2,15 п.л.