Телевизионный сериал сегодня является неотъемлемой составляющей программной политики любого канала общего профиля вещания, то есть не специализированного, а ориентированного на широкую аудиторию. При этом сериал играет ключевую роль в формировании образа вечернего эфира, будучи одним из главных инструментов в борьбе за зрительское внимание. Многосерийные телевизионные фильмы и сериалы являются одной из самых органичных для телевидения форм, так как соответствуют исконно телевизионному принципу «программности». Это справедливо отмечал исследователь В. Демин: «Именно она, внешняя или внутренняя программность, рождает типологию передачи, откликаясь ежевечерними, еженедельными или ежемесячными рубриками, сортируя информацию из большого мира не только по степени важности ее, но и по функции восприятия. Облюбованная для нужд художественного эффекта, такая программность еще больше индивидуализируется».1.
Когда речь заходит о функциях телевидения, то обычно упоминаются «основные пять:
1. Информационная функция: фактически основная функция телевидения, к которой относятся информационные выпуски.
2. Культурно-просветительская функция: следует признать, что для значительного числа россиян телевидение — одна из немногих возможностей познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.
1 Демин В. Достижения и надежды/Многосерийный телефильм. Истоки, практика, перспективы. Москва, 1976. С. 7.
3. Интегративная функция, служащая сохранению «глобальности» телевидения, интегрирования каждого зрителя в общество. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т. п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям. Она напрямую связана со следующей функцией.
4. Социально-педагогическая и образовательная функции: предполагают прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей, а также предполагает прямое «телеобразование»: регулярные циклы дидактического материала в помощь учащимся.
5. Рекреативная функция: иначе говоря — развлекательная функция"2.
Разговор о сериалах обычно ведется в плоскости функции развлекательной. Но вот один из главных исследователей дневных сериалов в США Р. Аллен замечает, что сериал, особенно мелодраматический, выполняет объединяющую, то есть интегративную функцию, возможно в большей степени, чем любые другие телевизионные передачи, так как «позволяет продлить удовольствие, полученное при л просмотре, обсуждением увиденного». Другой критик, Д. Хобсон, также отметившая этот аспект, провела отдельное исследование, в котором.
Шергова К. А. Эволюция жанров в документальном телевизионном кино. Дис. канд. иск. Москва, 2010. С. 45.
3 Allen R. Introduction/To Be Continued.: Soap Operas Around the World. London, 2003. P.4b зафиксировала подобные обсуждения, сравнимые со сплетнями, как по своей сути, так и по удовольствию, получаемому от участия в них.4 Также об интегративной функции многосерийных телевизионных фильмов пишет известный искусствовед Н. А. Хренов: «Массовый успех многосерийного телефильма как раз в немалой степени объясняется тем, что время демонстрации (несколько дней и даже недель) формирует не просто общность людей, обменивающихся на следующий день после просмотра мнениями по поводу фильма, но общность людей с едиными интересами, возникающими на основе просмотренного, но к нему не сводящимися, которая существует продолжительное время».5.
При этом редко вспоминают об еще одной функции телевидения. Телевидение выступает связующим звеном между поколениями, служит «хранилищем» и средством передачи внеязыкового коллективного опыта. Эта функция выражается не только в простом фиксировании на электронных носителях информации в виде выпусков новостей, хроники и пр. Если раньше знания о быте и культуре отражались в литературе, то во второй половине XX века именно телевизионная игровая продукция в силу своих особенностей становится источником знаний о современной жизни. Сегодня, когда индустрия сериалов во всем мире уже в той или иной мере выстроена, можно говорить об истории репрезентации действительности на экране. Реальность, отражаемая в сериалах, переживает определенные трансформации, в частности, благодаря принципу программности: «Художественная модель реальности, возникающая при этом, заведомо рассчитана на многократное, с перерывами восприятия (отсюда условие параллельного бытия зрителя и.
4 Ilobson D. Soap Operas at Work/Remote Control: Television, Audiences and Cultural Power. New York, 1989. PP 150−167.
5 Хренов II. Восприятие многосерийного телефильма как социально-психологическая проблема/Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспектива. Москва, 1976. С. 119. произведения), но вместе с тем и на обязательную исчерпанность внутренней энергии показываемого (отсюда внутренняя цельность воспринятого, его, как говорят, структуралисты, «эквифинальность"6 — при любых формах и вариантах такого финала)».7 В настоящем исследовании предлагается рассмотреть процесс становления первых российских сериальных жанров, в том числе на примере мелодрамы «Мелочи жизни"8, драмы «Горячев и другие"9 и ситкома «Клубничка"10. Необходимость в этом ретроспективном и индуктивном анализе, по мнению автора исследования, связана с сегодняшним состоянием отечественного сериального производства. Согласно последним социологическим исследованиям (медиаизмерениям)11 эта часть телевизионной индустрии переживает определенный кризис, особенно в сравнении с предыдущими успехами. И дело не только в общей тенденции потенциального кризиса эфирного телевидения, но и в том, как именно сформировался этот рынок. Можно констатировать ряд достижений, отразившихся в высоких рейтингах за 20 лет существования сериалов в России. Но былой успех повторить не удается, а создание оригинального контента постепенно.
6 Эквифинальность — переход различными путями из различных начальных состояний в одно и то же финальное состояние.
Демин В. Достижения и надежды/Многосерийный телефильм. Истоки, практика, перспективы. Москва, 1976. С. 7.
8 Реж. В. Бровкин, Г. Павлов, А. Покровский, сценарий — Ю. Каменецкий, Э. Щедрин, М. Стишов, Г. Полонский, А. Ставицкий, И. Берг, 1992 — 1995, 1 канал Останкино.
9 Реж. Ю. Беленький, сценарий — С. Назаров, 10. Беленький, А. Новотоцкий-Власов, С. Василенко, А. Самсонов, З. Кудря, Е. Тарасова, В. Москаленко, О. Файнштейн, В. Фрид, 1992; 1994,1 канал Останкино.
10 Реж. Ю. Беленький, Е. Соколов, сценарий — коллектив авторов, более 20 человек, среди них — З. Кудря, Т. Фирсова, В. Моисеенко, С. Нефедов, Е. Соколов, А. Васютинский ими. др., 1996; 1997, РТР.
1 'Данное утверждение основано на данных, предоставленных компанией ТЫБ, а также на исследованиях Солнцевой СА. (см. в частности, Солнцева С. А. Динамика зрительского интереса к ТВ в модернизирующейся России. // Современные тенденции общественных наук: политология, социология, философия. (Материалы международной заочной научно-практической конференции)), а также Телевидение глазами зрителей. Под ред. Полуэхтовой И А. М., 2012; Российское телевидение: индустрия и бизнес. Под ред. Коломийца В. П., Полуэхтовой И. А. — М., 2010. заходит в тупик. Представляется, что в данной момент мы переживаем не закат, а некую «паузу» в ожидании нового поворота в развитии российской сериальной индустрии. Именно поэтому диссертант обращается к тому моменту, когда уже однажды совершались попытки предложить оригинальную концепцию русского сериала. То есть российские производители пытались создать продукт, который, с одной стороны, должен заинтересовать зрителя, хоть и знакомого уже с концепцией многосерийного вещания, но существовавшего в иной визуальной культуре. А с другой — создание этого «нового жанра» было связано с уже существующим иностранным опытом. Автор предлагает рассмотреть первые российские сериалы, используя междисциплинарный подход: как объект искусствоведческого анализа, анализа культурологического и с учетом зарубежной (в первую очередь, американской) практики программирования.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы.
В советской искусствоведческой науке еще до появления большого количества иностранных сериалов на отечественном экране сложилась практика употребления дифференцированных терминов в отношении отечественных многосерийных художественных фильмов и зарубежных л сериалов различных видов и типов. Так, в частности, было принято.
1 ^ называть «сериями» циклы фильмов, объединенные одними персонажами, а «сериалами» — повествование, развивающее единую.
12 См., напр., Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии М., 1997, Галушко Р. Драматургия буржуазного телевидения. М. 1977 и др.
13 В данной работе этот термин не используется, так как подобные подвиды сериалов отличаются от цикла фильмов лишь хронометражем. При этом большинство сериалов, которые первоначально претендуют на обладание «закрытой структурой», то есть исчерпывающей драматургической завершенностью каждой серии, преимущественно с течением времени (сезонов) обнаруживают драматургическое развитие, связывающее серии и сезоны между собой. Тем самым, подобные «серии» вполне соответствуют общему представлению о сериалах. сюжетную структуру на протяжении нескольких серий. При подобном подходе возникает вопрос, в чем же заключается отличие сериала в этом или более общем понимании от многосерийного фильма. На сегодняшний день это противопоставление имеет смысл свести к следующим параметрам:
— технология производства,.
— общий хронометраж всех серий,.
— возможность продолжения (в случае с многосерийным художественным фильмом продолжение будет новым произведением, а продолжение сериала — это новый сезон).
Также стоит подчеркнуть еще одно важное отличие: многосерийный художественный фильм является режиссерским проектом, а сериал по ряду причин — продюсерским.
Многосерийный художественный фильм уже в советском искусствоведении как явление был довольно подробно проанализирован и изучен. Проблематика и художественно-эстетические характеристики нового для того времени типа телевизионной передачи рассмотрены в сборниках статей, вышедших в 1976 году: «Многосерийный художественный фильм: истоки, практика, перспектива» и «Проблемы телевидения». По сути дела, статьи Ю. Богомолова, В. Демина, Н. Зоркой, Н. Хренова и других авторов, вошедшие в оба сборника, по большей части достаточно подробно описали основные вопросы, связанные с этим видом телевизионного производства, и на сегодняшний день остаются практически единственными основополагающими источниками научных знаний в этом вопросе. Возможно, именно благодаря исчерпанности темы в двух сборниках научные публикации, в которых рассматривалась проблематика российских сериалов, стали появляться лишь в форме телевизионной критики в ответ на увеличивающееся количество отечественной продукции.14 При этом стоит отметить, что для большинства сегодняшних российских исследователей и критиков телевидения отсчет истории российских сериалов ведется с 1998;1999 годов, то есть от момента выхода таких сериалов, как «Улицы разбитых фонарей» (реж.С.Снежкин, 1998), «Д.Д. Д. Досье детектива Дубровского» (реж.А.Муратов, 1999), «Агент национальной безопасности» (реж.Д.Светозаров, 1999) и др.15.
Среди современных отечественных научных исследований стоит отметить, что только две диссертационные работы посвящены именно этой тематике.16 Особый интерес представляет диссертация С. А. Зайцевой.
1П.
Жанр телевизионного сериала как культурный текст". Данная работа является практически уникальным российским исследованием, демонстрирующим значимость сериала, в том числе и российского, с точки зрения культурологии. Основные тезисы исследования С. А. Зайцевой заключаются в том, что телевизионный сериал включает в.
14 Акопов А. Сериал как национальная идея //Искусство кино. — 2000. — № 2. — С.5−9- Арсеньев В. Эпоха сериалов в России только начинается // Искусство кино. — 2000. -№ 2. — С. 10−14- Донец Л. Из мрака в тьму перелетая//Искусство кино. — 2000. — № 2-С.23−25- Дроздова М. Пятьдесят граммов сливок внутримышечно// Искусство кино. -1999; № 5, — С.25−28- Листова Е. Огонь, вода и медные трубы// Искусство кино. -1993. — № 12. — С.18−20- Матизен В. Немыльная Россия // Искусство кино. — 1996, № 12- Тодоровский В. Между качеством и скоростыо//Искусство кино. — 2000. — № 2. -С.15−18- Фомин С. Успех безнадежного дела// Искусство кино. — 1999. — № 5. — С.21−24. Фомин С. «Простые истории», или особенности национальной драматургии// Искусство кино. — 2000. — № 2.
15 Например, Грачева Е. Ударная пятилетка отечественного сериала//Сеанс. № 19−20, Декабрь, 2004. URL: http://seance.ш/n/19−20/serials/udarnaya-pyatiletka-otechestvennogo-зепа1а/ (дата обращения 10.02.2012), сб. Телевидение. Режиссура реальности / под ред. Д. Дондурея. М.: Искусство кино, 2007, Кушнарева И. Что угодно, только не ТВ. Функции «качественных» сериалов.//Искусство кино. № 11, Москва, 2012. С. 5 — 15.
16 Теме сериалов также посвящена диссертация Покровской С. И., но в ней рассматриваются британские минисериалы производства Би-би-си. То есть в ней не рассматриваются отечественные сериалы, и кроме того, автором для исследования выбран специфический формат минисериала. См. Покровская С. И. Жанр минисериала Би-би-си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании. Дис. канд. филологических наук. Москва, 2010.
1 Зайцева С. А. Жанр телевизионного сериала как культурный текст. Дис. канд. философских наук. Москва, 2001. себя многообразие картин мира, представляет собой репрезентативный образец сложившейся социокультурной ситуации. С. А. Зайцева демонстрирует в своем исследовании, что сериал, являясь культурным текстом, выстроен по определенной технологии, не только производственной, но и семантической: в основе сюжета сериала лежат семиотические коды. Эта технология создания нарратива сериала основана.
18 на семиотических кодах синтагматического и парадигматического уровня, что влечет за собой появления нескольких дискурсов внутри текста. По мнению С. А. Зайцевой, тип используемых внутри текста семиотических кодов играет важную роль в достижении эффективности сериала как средства массовой коммуникации и, в частности, как способа воздействия на адресата. Также автор исследования «Жанр телевизионного сериала как культурный текст» считает, что сама структура сериала, его персонажи и композиционные особенности также являются одним из эффективных инструментов оказания воздействия на реципиента. Возможно, диссертационное исследование С. А. Зайцевой является одним из самых значимых в современном научном анализе российских сериалов с культурологической точки зрения. В работе убедительно доказывается, что сериал является уникальным культурным текстом, чья «специфика языка выражается в его функции означивания и переозначивания, что позволяет смешивать абсолютно разные смыслы путем их кодирования, декодирования, перекодирования с последующей сериализацией».19 Среди ряда выводов в работе С. А. Зайцевой, на наш взгляд, отдельного внимания заслуживает следующее положение, согласно которому сама форма телевизионного сериала располагает к возникновению жанрового многообразия внутри одного произведения.
18 То есть, находящиеся в последовательной (внутри одного текста) и категориальной зависимости (в данном случае, в рамках жанра).
19 Зайцева С. А. Жанр телевизионного сериала как культурный текст. Дне. канд. философских наук. Москва, 2001. С. 24.
Формат телесериала «есть инструмент, позволяющий осуществить деконструкцию классических жанров, включенных в него через их переозначивание и перекодировку. Актуализация социокультурной конфигурации (как имеющей аналог в реальности, так и не имеющей аналога в реальности реципиента) осуществляется через ее.
90 текстуализацию в сюжете". Зайцева утверждает, что именно жанровая разнородность, заключенная в форме телевизионного сериала, позволяет манипулировать значимостью сюжета, а сама сериализация, скрывая смысл в этой разножанровости, создаёт иллюзию «многообразия» смыслов.
В другом диссертационном исследовании рассматривается более практическая составляющая российских телесериалов. В работе «Телесериал начала XXI века в контексте традиции отечественной кинодраматургии» А. З. Акопов поставил цель — определить специфику драматургии российского телесериала в ее отличии от предшествующих этапов развития отечественных кинои телеформ экранного повествования.21 Для достижения этой цели автор выявляет связь современных российских сериалов не только с отечественной кинои теледраматургией, но и с зарубежной. Научный и практический опыт автора этого исследования позволяет ему продемонстрировать синтез отечественной и американской драматургии в сериалах производства компании «Амедиа».22 При этом, апеллируя преимущественно к работам американского драматурга и автора ряда практических руководств по написанию сценария Р. МакКи, А. З. Акопов приходит к выводу, что «несмотря на наличие многочисленных общих черт и подходов к.
Зайцева С. А. Жанр телевизионного сериала как культурный текст. Дис. канд. философских наук. Москва, 200, С. 106.
1 Акопов А. З. Телесериал начала XXI века в контексте традиции отечественной кинодраматургии. Дис. канд. искусствоведения, Москва, 2011.
22 Акопов А. З. Там же. С. 107 — 167. драматургии сериала в различных странах, особенности национального культурного и информационного контекста являются определяющим фактором восприятия сериала аудиторией". Для настоящего исследования одним из важных выводов из диссертации «Телесериал начала XXI века в контексте традиции отечественной кинодраматургии» является положение, демонстрирующее связь современной драматургии телесериала с традициями классической кинодраматургии и одновременно с современными законами массовой коммуникации и культуры. Это положение является результатом подробного и детального изучения этой связи, в особенности, в отношении преемственности советских традиций в российских сериалах, что позволяет автору данного исследования не повторять проделанной А. З. Акоповым работы в анализе этой преемственности.
И С. А. Зайцева, и А. З. Акопов в своих работах отмечают проблему недостаточной изученности сериала как явления в отечественной науке и неоднократно обращаются к американской научной литературе. И в данной рабрте диссертант также апеллирует к американскому опыту, посвящая при этом свое исследование именно первым российским сериалам. Речь идет не только об исследованиях, 24 но и непосредственно о самом опыте телепрограммирования и об истории развития основных сериальных жанров. Объясняется это рядом причин. Во-первых, американский опыт на протяжении десятилетий является, возможно, самой успешной моделью телепрограммирования и развития коммерческого телевидения вообще, и игрового в частности. Разумеется,.
23 Акопов А. З. Телесериал начала XXI века в контексте традиции отечественной кинодраматургии. Дис. канд. искусствоведения, Москва, 2011. С. 12.
24 Castleman H., Podrazik W., Watching TV: Six Decades of American Television. Syracuse, 2010, To Be continued: Soap Opera Around the World Ed. Allen R. New York, 1995, Mittel J., Genre and Television: From Cop Show to Cartoons in American culture. New York 2005, Mills B. Television sitcom. London, 2008, Rapping E. Law and Justice as Seen on TV. New York, 2003 и др. никто при этом не отрицает динамичный и впечатляющий рост экспорта латиноамериканских сериалов и форматов, но это относительно недавнее явление заслуживает отдельного рассмотрения. Во-вторых, американский опыт в силу своей длительности уже осмыслен не только в рамках индустрии, но и учеными в контексте культурологических, искусствоведческих и различных междисциплинарных исследований.
Отечественная традиция исследования сериалов только начинает формироваться и при этом никак не отрицает факта влияния зарубежной индустрии на наш рынок. В работе не рассматриваются американские сериальные жанры, которые возникли сразу в вечернем эфире, как, например, детектив. Большая часть из них появилась под влиянием кинематографа, предложив первоначально естественную для этого телевизионную форму — цикл передач. Именно форма «дневных» сериалов повлияла на возникновение вечерних сериалов: от возникновения вечерней мелодрамы до «сериализации» вечерних форматов, к которым успел примкнуть и ситком. Кроме того, в США телевидение переняло от радио коммерческую модель вещания, которая повлияла и на формирование образа сериалов не только в Америке, но и, как следствие, в других странах. Также стоит отметить, что зрительское восприятие тематически и жанрово, что подтверждается социологическими данными, сходно именно с американским, что, возможно, объясняется рядом общих культурных и национальных черт.
Анализ телевизионного сериала с точки зрения культурологии и теории массовых коммуникаций сегодня существует в контексте идей выдающихся мыслителей XX века. В первую очередь стоит отметить, что анализ телевизионного сериала, мелодраматического в частности, имеет место в рамках научной системы воззрений Р. Барта, Х. Ортега-и-Гассета, Ж. Бодрийяра, Й. Хейзинги и др. Культурологические исследования проблемы репрезентации и формирования реальности в сериалах в некоторых теоретических и методологических аспектах основаны на идеях М. Фуко, Ф. Джеймсона и У.Эко. Интегративная функция телевидения вообще, и сериалов в частности, осмыслена среди прочих такими философами, как Г. Дебор, Ю. Хабермас, Д. Белл и др. В исследованиях драматургии сериалов, в частности основанных на зарубежных примерах, используются инструменты, гносеологически близкие к структуралистам и преимущественно восходящие к одному из основоположников структурно-типологического метода исследования нарративаВ.Я.Проппу. В анализе специфики функционирования, развития и особенностей телевидения как СМК автор опирался на труды Э. Г. Багирова, Н. А. Барабаш, Р. А. Борецкого, М. И. Жабского, Л. М. Земляновой, А. Г. Качкаевой, И. А. Полуэхтовой, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского и ряда других исследователей.
Цель и задачи исследования
.
Цели и задачи были определены на основании рабочей гипотезы о том, что специфика процесса становления жанров отечественных сериалов 1990;х годов была связана с особенностями формирования структуры отечественного телевещания. В соответствии с этим предположением была сформулирована цель настоящей работы: на основе ретроспективного искусствоведческого и культурно-исторического анализа обосновать зависимость становления жанров отечественных сериалов, их художественно-эстетических характеристик от особенностей программирования сетки вещания, других аспектов развития российского прайм-тайма.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: определение художественно-эстетических характеристик основных сериальных жанров и их культурологической значимостиустановление ключевых сериальных жанров в контексте зарубежной практики телепрограммированиявыявление основных факторов влияния на художественно-эстетические характеристики первых российских сериалов.
Объектом исследования является процесс становления российских сериальных жанров в начале 1990;х гг.
Предметом исследования является художественно-эстетическое решение и особенности эфирного программирования ряда сериалов в контексте российского и зарубежного опыта, в том числе «Мелочи жизни», «Горячев и другие», «Клубничка» и др.
Методологическая основа и методы исследования.
Как в случае любого ретроспективного анализа, исследование строится в соответствии с принципом историзма. При этом методология исследования основана на междисциплинарном подходе: сериал рассматривается одновременно как объект и культурологического исследования, и искусствоведческого. Сериал как художественное произведение при анализе требует комплексного искусствоведческого подхода. При этом вслед за С. А. Зайцевой в данном исследовании сериал рассматривается как часть медиакультуры, что отсылает нас к концепции «диалога культур» Бахтина-Библера. Согласно В. С. Библеру «культура есть форма одновременного бытия и общения людей различныхпрошлых, настоящих и будущих культур.<.>Культура — это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления». Данное определение культуры в целом применимо, на наш взгляд, и к сериалу как частному культурному явлению.
25 Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М. 1991, С. 296.
Исследование телевизионного сериала в рамках искусствоведческой или культурологической науки уже проводилось, и даже совмещение этих двух подходов в изучении одного объекта вряд ли можно назвать новым. Тем не менее, диссертант считает необходимым ввести в анализ сериала как объекта междисциплинарного исследования еще один фактор. Речь идет о телепрограммировании и месте сериала в программной сетке (эфирной позиции) как с точки зрения времени показа (дневное, предпраймовое или праймовое вещание), так и с точки зрения регулярности (ежедневные показы и так называемое «вертикальное» программирование, то есть раз в неделю). Этот аспект напрямую связан с еще одним важным фактором — рекламой. Здесь следует отметить, что первые зарубежные сериалы появились именно благодаря интегрированной в текст сериала рекламе спонсоров показа (сегодня это называется «продакт плейсмент»). И сегодняшнее место сериала в телевизионной сетке, где разница между тайм-слотами определяет стоимость рекламы, прерывающей показ, находится в прямой связи с содержанием и художественно-эстетическим решением сериала.
Эмпирическая база исследования.
В данном исследовании рассматриваются некоторые аспекты эволюции телепрограммирования в отношении сериалов, особенно мелодраматических. В первую очередь для определения специфики места первых российских сериалов в телевизионной сетке необходимо проанализировать эфирный контекст, в котором эти сериалы создавались. Это понимание возникает при сравнении становления прайм-таймового вещания в России с зарубежным опытом поиска эфирной позиции, так как и дальнейшее развитие концепции вечернего вещания определялось, с одной стороны, советской традицией, а с другой — поиском новых решений, основанных на зарубежном опыте.
В советские годы концепции жесткой программной сетки в ее современном представлении не былотребования к хронометражу передач были достаточно гибкими. Тем не менее, существовали некоторые программы, время выхода в эфир которых было жестко регламентировано.26 По сути дела, именно программа «Время», выходившая в 21.00, и в постсоветские годы определяла «прайм-тайм». Премьерные показы многосерийных фильмов или документальных фильмов располагались до или после программы «Время», за которой в конце 1980;ых следовала передача «Прожектор перестройки». Так, например, фильм «Жизнь Клима Самгина» (реж.В.Титов) впервые был показан в марте-апреле 1988 года и выходил ежедневно кроме выходных в 21.50 после «Времени» и «Прожектора перестройки». Нередко фильм, демонстрировавшийся перед главной информационной передачей, мог быть прерван ее выходом, а продолжение следовало опять же за программами «Время» и «Прожектор перестройки». К 1992 году, к моменту выхода первых двух российских сериалов, рассматриваемых в данной работе, на 1-ом канале Останкино сложилась следующая практика программных решений:
— Прайм-таймом считалось только время до программы «Время». Время после 22.00 на протяжении многих лет (примерно до конца 1990;ых годов) таковым не считалось, его коммерческая ценность возросла благодаря введению закона «О рекламе», согласно которому запрещалась реклама табака и алкоголя, кроме пива, на рекламу которого накладывались ограничения с 07.00 до 22.00.28.
26 Например: «Утренняя почта» (воскр. 11:00), «Сельский час» (воскр. 12:00), «Служу.
Советскому Союзу!" (воскр. 10:00), «В гостях у сказки» (суб. 14:00), «Спокойной ночи, малыши!» (20:30 на второй программе ЦТ) и, конечно, программа «Время» (21:00). «Так назывался канал, вещавший на первой метровой частоте с 25 декабря 1991 года по 31 марта 1995 года. На его базе возник канал ОРТ, который сегодня называется «Первый канал».
Законопроект о рекламе"// Еженедельник «Коммерсантъ», № 19 (130), 23.05.1995.
По пятницам зрителям предлагалось «вертикальное программирование» (например, «Приключения Черного Красавчика» (реж. Ч. Крайтон, 1972;1974, Великобритания) в 18.45, то есть до программы «Время»). Затем подобная модель вещания была использована и в понедельник: именно так были показаны сериалы «Мелочи жизни» и «Горячев и другие», но чуть позже, в 20.10. В другие будние дни в этом тайм-слоте шли отечественные и зарубежные мелодрамы.
— До программы «Время» обычно шли многосерийные художественные фильмы отечественного или зарубежного производства.
— Сохранялась с советских времен и традиция повторов игровых программ в утренние и дневные часы на следующий день после показа.
Также в контексте анализа важно отметить, что к моменту выхода первых российских сериалов отечественный зритель был знаком пусть и с небольшим количеством зарубежных «длинных» сериалов, но, безусловно, с крайне важными в истории развития телевидения. В октябре 1988 года в 19.55 был показан сериал «Рабыня Изаура» (автор идеи Ж. Брага, 19 761 977, Бразилия), а в августе 1989 года после программы «Время» начался показ первых четырех частей политического детектива «Спрут» (Д.Дамиани, Ф. Ванчини и др., 1984;2001, Италия).
Среди значимых для развития отечественного телевидения и культуры смотрения сериалов, возможно, первостепенная роль принадлежит двум мелодрамам: вышедшему в 1991 году сериалу «Богатые тоже плачут» (Р. Банкельс, 1979, Мексика) и начавшейся в 1992 году на канале «РТР» «Санта-Барбаре» (авторы идеи Б. Добсон, Дж. Добсон, 1984;1993, США). Для обоих сериалов не сразу было найдено место в сетке, после первой недели показ сериала «Богатые тоже плачут» был прерван более, чем на полгода, и возобновлен с понедельника по четверг в 19.05. «Санта-Барбара» вначале демонстрировалась раз в неделю, но вскоре также начала выходить с понедельника по четверг в 20.30. При этом показ и того, и другого всенародно любимого сериала мог быть прерван (по различным причинам) на несколько дней или даже недель. Также в 1992 году в эфире канала «МТК» начинают выходить латиноамериканские теленовеллы.
Игровая продукция, появившаяся в вечернем эфире, была ориентирована в основном на женскую аудиторию, так как предлагала исключительно мелодраматическую тематику. При этом стали появляться и юмористические сериалы, которые еще не походили на ставшие сегодня уже традиционными ситкомы, но послужили основой для появления нового жанра на российском ТВ (сериал «Маски-шоу» выходил с 1991 года на канале «РТР» по субботам в 22.25).
Таким образом, эмпирической базой данного исследования являются не только сами сериалы отечественного и зарубежного производства, а весь многофазовый процесс их создания, включающий в себя креативные технологии, место в программной сетке вещания, а также взаимосвязь эфирной позиции с жанровыми характеристиками подобной игровой продукции.
Научная новизна работы состоит в междисциплинарном подходе при ретроспективном анализе первых российских сериалов. В рамках этого анализа проведены параллели и аналогии с зарубежным опытом.
Осмыслен опыт первых шагов становления оригинальной российской сериальной продукции, что в момент начинающегося кризиса индустрии представляет особую ценность. Таким образом, в данной работе впервые проанализирован этап становления российских сериалов, их роль и место в истории развития телевизионной продукции этого типа.
Рассматриваются проблемы дискретности повествования, категории времени, репрезентации действительности и отражения жанровых характеристик в режиссерском решении сериалов. Впервые предлагается сопоставить режиссерские решения не только с жанровой спецификой, но и с позицией в телевизионной программной вещательной сетке.
В диссертации впервые в отечественном искусствоведении проведён подробный анализ одного из жанров, получивших широкое распространение на современном российском телевидении — ситкома, (ситуационной комедии), выявлены его особенности и сформулирована специфика формата, предложена новая классификация комедий.
Анализ художественно-эстетических свойств телевизионной продукции подчеркивает искусствоведческий характер работы. Кроме того, метод исследования, предложенный автором в данной работе, может быть адаптирован для дальнейшего анализа телевизионного процесса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сериал является объектом междисциплинарного исследования, его изучение находится на стыке искусствоведения, культурологии и практики телепрограммирования.
2. Ценность сериалов, в особенности мелодрам и ситкомов, с культурологической точки зрения заключается в том, что этот вид массовой коммуникации, зачастую в большей степени, чем неигровая телевизионная продукция, позволяет аккумулировать знания о жизни общества.
3. Жанр, художественно-эстетические характеристики и, главное, эфирная позиция сериала являются взаимосвязанными категориями, значимыми для принятия творческого решения.
4. Актерская игра, соответствующая принципам системы Станиславского, входит в противоречие с художественно-эстетическими решениями заимствованных и адаптированных для отечественного экрана сериальных форматов Это особенно ярко прявляется в жанре ситкома.
5. Конфликт традиций советских многосерийных фильмов и телевизионного театра с технологией зарубежного производства повлиял на драматургические и художественно-эстетические характеристики отечественных сериалов.
6. Первые российские сериалы определили потенциальный вектор развития оригинального российского игрового телевещания, но на долгое время были вытеснены из эфира иностранными форматами. Была заложена наиболее органичная для отечественного ТВ модель вещания, к которой телевизионные каналы пытаются вернуться сегодня.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы.
Результаты данного исследования представляют интерес для специалистов гуманитарных наук, поскольку рассматриваемые в нем телевизионные сериалы в целом являются важной частью современной культуры. Ряд вопросов, которые поднимаются в диссертации, а также сам метод исследования определяют вектор потенциальных дальнейших разработок на данную тему. Настоящая работа также представляет ценность не только в образовательном процессе при подготовке новых кадров, но и для отделов маркетинга и программирования на телеканалах.
Автор диссертации, имеющий большой опыт в режиссуре и продюсировании отечественных сериалов, в том числе и рассматриваемых в данной работе, демонстрирует модель анализа, построенную на научном подходе к экранным искусствам как объекту исследования и на собственном производственном опыте. Выводы, к которым приходит диссертант, полностью согласуются с практической деятельностью.
Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.
ВЫВОДЫ.
Ситком едва ли не в большей степени, чем другие средства массовой коммуникации, аккумулирует знания о жизни общества, его эволюции и социокультурных изменениях. Устоявшаяся технология съемки позволяет оперативно реагировать на актуальные события и тем самым вводить и сатирическую составляющую. Эти факторы делают ситком, ценность которого признается обычно лишь с коммерческой точки зрения, уникальным объектом исследования в культурологии н даже социологии. При этом ситком органично сочетает признаки жанра со свойствами телевизионного формата, благодаря чему возникает особая художественная эстетика, отличающая эту телевизионную программу от любой другой, игровой или развлекательной передачи. При сравнительно небольшом количестве отечественных ситкомов, снятых по оригинальному, а не адаптированному сценарию, можно сказать, что этот, скорее чужеродный для российского экрана жанр, лучше, чем какой-либо другой, смог оформиться в органичный телевизионный продукт. Отечественная традиция развлекательных передач от «Кабачка «13 стульев» до «КВН» смогла стать основой для появления новой, оригинальной по отношению к зарубежному опыту, школы телевизионных развлечений и позволила постепенно преодолеть проблему актерской интерпретации комедийных ролей для телевидения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ первых отечественных сериалов в сравнении с зарубежной практикой позволяет нам сделать ряд выводов о становлении этого типа телевизионной продукции в России. Ценность этого ретроспективного анализа особенно актуальна в тот момент, когда по мнению маркетологов и согласно социологическим исследованиям мы подходим к определенному кризису той модели сериального вещания, которая сформировалась на сегодняшний день. На наш взгляд, для преодоления этого типа кризиса необходимо осмыслить природу основных сериальных жанров, их культурно-исторические и художественно-эстетические особенности и изучить эти вопросы в контексте телепрограммирования. Именно эти аспекты рассмотрены в данной работе.
В первую очередь, хотелось бы обратить на художественную и социокультурную специфику такого сериального жанра, как мелодрама. В данном исследовании мы подчеркиваем, что зарубежный опыт демонстрирует, что эфирная позиция накладывает определенные требования к художественно-эстетическим решениям мелодраматического сериала. Это обуславливает различия между «дневными» и «вечерними» сериалами.
Дневная" мелодрама является крайне значимым с точки зрения культурологии явлением, заслуживающим подробного изучения. Стоит отметить, что, будучи еще радиопередачей, именно этот жанр заложил основу для возникновения сериального вещания. Кроме того, именно благодаря ему возникла концепция интеграции игрового вещания и рекламы: спонсируемые показы и «продакт плейсмент» в первую очередь обеспечили развитие этого жанра и, соответственно, позволили возникнуть всем остальным. «Дневные» сериалы, не вызывавшие со стороны исследователей интереса для научного изучения, к определенному моменту стали занимать важное место в массовой культуре. Это произошло в тот момент, когда практически одновременно в разных странах наступило осознание всей важности роли, которую играют средства массовой коммуникации (в особенности аудиовизуальные) в жизни общества. Различные социальные протесты и движения, происходившие в середине 1960;70-ых в разных странах, были напрямую связаны, в частности, с осознанием этой роли. Так возникла и критика мелодраматических сериалов, связанная с пропагандируемым ими образом жизни, который шел вразрез с требованиями общества нового типа, каким оно представлялось в то время. В то же время не предполагалось, что художественное решение сериалов заслуживает рассмотрения не только с точки зрения социологии и культурологии, но и искусствоведения.
Доминирование слова над изображением, визуальная «бедность», объясняемая тем, что просмотр дневного сериала преимущественно совмещается с другими занятиями, и большое количество внутренних повторов, компенсирующих зрителям пропуски эпизодов или даже целых серий — все эти элементы мелодраматического сериала, с одной стороны, подвергались критике, но с другой, создавали в нем уникальную художественную условность. И несмотря на эту художественную условность, привлекающую зрителей как в свое время слушателей былин, сериал документирует эпоху во многих отношениях очень точно. Это положение в равной степени актуально как для мелодрамы, так и для ситкома. Если раньше знания о быте и культуре отражались в литературе, то во второй половине XX века именно телевизионная игровая продукция в силу своих особенностей становится источником знаний о современной жизни. Будучи крайне чувствительным, как и его создатель — реклама, к меняющимся запросам общества, сериал, оставаясь неизменным в своей практически архетипичной драматургической структуре, вводит в нарратив актуальные социальные вопросы. Мелодраматический сериал как жанр и как продукт, сформировавшийся под влиянием рекламного рынка, обычно тиражирует поведенческие и социокультурные модели, а не просто фиксирует их. Парадоксальный эффект самоидентификации зрителя с персонажами в мелодраматических soap opera заключается во вневременных обстоятельствах, в которых эти персонажи функционируют, что напрямую связано с их архетипичностыо. История сериалов, не только мелодраматических, но и ситкомов, и драмы, открывает возможности для большого количества культурологических исследований: от анализа эволюции женских образов до изучения трансформации социальной проблематики в жизни общества в то или иное время. Критика же сериалов с точки зрения их социально-педагогической функции непродуктивна, так как отсекает возможность их серьезного исследования как объекта искусства.
Формирование жанровой и художественной специфики «дневной» мелодрамы за рубежом позволило с течением времени появиться новой телевизионной программе: «вечернему» мелодраматическому сериалу, который впоследствии стали называть «качественным», подчеркивая тем самым художественные недостатки дневных soap opera. В то же время развитие «качественной» еженедельной вечерней мелодрамы со всеми ее атрибутами люкса и гламура возможно, с одной стороны, при параллельном развитии других «вечерних» жанров, но с другой, при условии установившейся индустрии производства более дешевой мелодрамы, выходящей ежедневно днем.
Именно этот этап становления жанра мелодраматического сериала был пропущен в истории отечественного телевидения. После небольшого количества экспериментов с вертикальным программированием в начале 1990;ых годов (по сути дела, лишь двух), телевизионные каналы решили повторить модель латиноамериканского вещания в отношении сериалов, то есть предложили ежедневный показ и днем, и вечером. При этом программы, выходившие в вечернем эфире (как пред-прайм, так и прайм), в большинстве случаев были именно недорогими мелодрамами, снятыми по зарубежным форматам и технологиям. И здесь необходимо отметить влияние советской традиции, в данном случае, традиции телетеатра. За многие годы существования у этого типа телевизионной программы успела сложиться определенная художественная условность, отличающаяся от кинематографической. И ряд выразительных средств телетеатра, включая и актерскую игру, достался в наследство отечественным павильонным мелодрамам. Именно поэтому и на сегодняшний день в режиссерских и операторских решениях сериалов скрыто некое противоречие, которое не удалось преодолеть за эти годы. Российский мелодраматический сериал в вечернем эфире, и зачастую не только мелодраматический, сочетает западную технологию производства с отечественной театральной актерской традицией, что и создает ощущение неестественности. Перенесение в вечерний эфир театральной условности и визуальной «бедности», столь присущих дневным мелодраматическим сериалам, ограничивает развитие новых сериальных жанров, что является органичным процессом в формировании политики прайм-тайма. Опыт возникновения «вечерней мелодрамы» в Америке демонстрирует, что трансформация обычной soap opera сформировала не только новый, практически самостоятельный жанр, но и повлияла на концепцию прайм-тайма, приблизив конструкцию «бесконечной» американской мелодрамы к законченной латиноамериканской теленовелле за счет фактора сезонности показа.
Несмотря на значимость мелодраматического сериала в формировании программной сетки, большая часть первых отечественных сериалов была посвящена проблеме поиска героя. Милиционеры («Улицы разбитых фонарей») и частные сыщики («Д.Д. Д. Досье детектива Дубровского»), бизнесмены («День рождения Буржуя») и бандиты («Бандитский Петербург») и пр. В этом отношении показательным примером является сериал «Горячев и другие», в котором впервые была заявлена тема появления героя нового типа, непохожего рядом характеристик на героев советских многосерийных телевизионных фильмов. В этой первой криминальной драме авторами были предложены вниманию зрителей многие темы, практически каждая из которых в отдельности в дальнейшем легла в основу оригинального отечественного сериала. Это и положительный образ бизнесмена, и образ тюрьмы, и мафия и т. д. И новый герой, то есть Горячев, выполнял сразу несколько функций: и реабилитация образа бизнесмена, и возникновение положительного героя нового типа (в противопоставление героям предыдущий эпохи), и появление образа героя (мужчины) в сериале с сильной мелодраматической составляющей и т. д. Это привело к возникновению разных сюжетных направлений внутри одного произведения.
Такая многоплановость сюжета, имеющая при этом по экономическим и технологическим причинам некоторые недостатки в визуальном выражении, продиктована тем, что этот жанр сугубо вечерней драмы в начале 1990;ых находился под сильным влиянием традиций советского многосерийного фильма. То есть именно эта преемственность накладывала свой отпечаток на формирование нового для российского экрана жанра сериала. К многосерийному телефильму, практически с момента его возникновения, всегда предъявлялись повышенные требования: нередко звучал вопрос обоснованности выбора подобного, как принято говорить теперь, «формата», как с точки зрения художественно-эстетических решений, так и с точки зрения драматургии. Поэтому, пробуя новую для российского экрана форму, создатели «Горячева» старались рассказать историю более глубокую, чем схематичный зарубежный аналог. В частности, к этому располагала и сама эпоха, которая представлена в сериале. Девяностые годы сами по себе стали неоднозначным периодом в нашей истории: от открытых возможностей до ощущения потерянности поколений, от освобождения от тоталитаризма до непонимания сложившейся политической ситуации, от личной свободы до бандитского беспредела. И именно поэтому все эти факторы современной жизни нашли свое отражение в первой российской сериальной драме, что несколько размывало определение ее жанра: от криминальной драмы до мелодрамы и истории о восхождении героя («американская мечта»). Попытки осмыслить эпоху в рамках вечернего сериального жанра были свойственны большинству первых российских оригинальных сериалов, и в ряде случаев это приводило к одному и тому же результату: размыванию жанра и целевой аудитории. Так, например, в мелодраматическом сериале «Мелочи жизни» за счет попытки рассмотреть в новых обстоятельствах тему «потерянного поколения» нарушался сам принцип формата мелодрамы, которая предполагает именно вневременную условность, в которой существуют узнаваемые персонажи, а современность (или наоборот некая историческая эпоха) является лишь фоном, на котором развивается архетипический сюжет.
В то же время, несмотря на эту зависимость от советской традиции, авторам сериала «Горячев и другие» удалось продемонстрировать отличия сериала от многосерийного художественного фильма. Многие аспекты подтверждают, что этот один из первых опытов телевизионного постановочного производства в новой России был именно сериалом. В первую очередь об этом свидетельствует совершенно новый для того момента хронометраж игровой программы — 25 минут. Кроме того, не только монтаж, но и съемки «Горячева и других» продолжались уже после выхода первой серии. Продолжение съемок во время показа (что возможно лишь при еженедельном показе) создавало и создает в тех странах, где подобная практика присутствует, уникальную возможность модерации сюжетных линий в соответствии со зрительскими ожиданиями. Это не означает, что зрители руководят сюжетом, но с другой стороны, практика показывает, что эффект обманутого ожидания, то есть неожиданные развязки, и разочарование зрителя — это не одно и то же. То есть в данном сериале под влиянием зрительских ожиданий менялись некоторые сюжетные составляющие, так как, например, смерть одного из героев оказалась бы настоящим разочарованием для зрителя.
В то же время сериал предполагает иное осмысление временного пространства внутри нарратива, отличающееся от представления категории времени в многосерийных фильмах. В многосерийном фильме время разворачивается в единой повествовательной плоскости, включая даже отсылки в прошлое. Контраст при параллельном монтаже может возникнуть лишь в силу художественного замысла. В сериале же обычно разное время в разных эпизодах особенно ничего не означает — это побочный эффект значительного большего, чем в многосерийном фильме, количества сюжетных линий, зачастую лишь опосредованно связанных с основным повествованием.
Жанровая неоднозначность сериала «Горячев и другие» возникла среди прочего и в результате совмещения принципов и традиции советских многосерийных художественных фильмов с иностранными сериальными моделями. Этот синтез, свойственный ряду отечественных сериалов, влияет не только на драматургию, но и на режиссуру и актерское исполнение. Спустя многие годы после выхода сериала «Горячев и другие», за которые уже могло вырасти новое поколение сценаристов и режиссеров, это противоречие так и не было преодолено, и возникающий благодаря этому синтезу конфликт негативно сказывается на художественно-эстетических свойствах ряда «больших» сериалов. В то же время данный сериал демонстрирует не только достоинство отвергнутой впоследствии еженедельной модели показа, к которой только пытается сейчас вернуться отечественное телевидение, но и основные мотивы и круг вопросов, включая проблему героя, которые на протяжении двадцати лет становились ключевыми для российских сериалов, идущих в прайм-тайм.
Как исключение, подтверждающее правило, в российском эфире самым органичным образом развивался жанр ситкома. Это был совершенно новый жанр, несмотря на наличие развлекательных и юмористических передач в советское время. Наиболее близким по духу к жанру ситкома следует считать передачу «Кабачок «13 стульев» — самую продолжительную передачу такого типа в истории советского телевидения. Эта телевизионная передача обладала всеми составляющими, необходимыми для того, чтобы стать предшественником ситкома в его классическом понимании, именно той манерой актерского исполнения, которая свойственна ситкому: ограниченным количеством мест съемки и небольшим количеством постоянных персонажей. При этом, чтобы понять возможность этой преемственности, необходимо проанализировать саму природу ситкома.
Ситком, несмотря на свою чрезвычайную популярность во всех странах мира, где этот жанр представлен, обычно, даже в тех, где этот жанр зародился, довольно редко попадает в зону внимания серьезных исследователей. Тем не менее, он является уникальным объектом исследования. Как и некоторые другие формы массовой коммуникации, ситком может быть рассмотрен с разных точек зрения, начиная от философии и заканчивая искусствоведением и даже социологией. При этом ценность ситкома с искусствоведческой и социологической точек зрения заключается в том, что этот жанр, равно как и многие другие виды массовой коммуникации, позволяет аккумулировать знания о жизни общества. В случае с ситкомом это особенно ценно, так как технология съемки позволяет оперативно реагировать на реальные события в жизни общества, а сам жанр располагает к возникновению сатирической составляющей. По сути дела сам жанр ситкома ранее в отечественной науке не определен: термин «ситком» традиционно интерпретируется как синоним термина «комедия положений». Тем не менее, в данном исследовании доказывается, что это уникальный и самобытный жанр, обладающий кроме всего прочего, своими собственными художественно-эстетическими характеристиками.
Жанровые разновидности комедии традиционно определяются через драматургическую структуру (план выражения), через содержательный аспект (план содержания) или через типологию и метод смешного (комического), представленного в произведении. При этом стоит отметить, что элемент комедийного свойственен и другим жанрам, но в таких случаях комедийная трактовка лишь накладывает свой отпечаток на свойства основного жанра, не меняя их в сторону появления нового жанра. Так, например, романтическая комедия — это именно мелодрама со счастливым концом, при это сам термин «романтическая комедия» является скорее маркетинговым ходом, так как комедийного или смешного, типологически относящегося к приемам комического в драматургии, в фильме может и не быть. При этом подобное явление «гибридности» присуще не только кинематографу. При анализе телевизионной продукции сегодня все чаще и чаще мы имеем дело с гибридными жанрами, и это касается не только игровых фильмов, но и документальных, даже выпусков новостей и т. д.
Учитывая драматургические свойства комедии, ситком, безусловно, является самостоятельным подвидом комедии, а не гибридом некоего жанра с комедийными элементами. Ситком сочетает в себе свойства сериала (одни и те же персонажи преимущественно в одинаковых декорациях) и комедии (счастливое избавление от возникающей в завязке проблемы). Для ситкома не существует противопоставления комедии положений и характеров: здесь смешные персонажи с гипертрофированными чертами попадают в смешные и курьезные ситуации. Нам представляется, что говоря о месте ситкома в системе комедийных жанров, имеет смысл вводить отдельный термин, переводя с английского дословно — «ситуационная комедия». Ситком обладает своими собственными жанровыми характеристиками, возможно, частично сходными с другими поджанрами, но не пересекающимися полностью. Ситком, безусловно являющийся комедией, а не, например, мелодрамой с комедийными элементами, нельзя отнести ни к одному из существующих жанрово-тематических видов комедии. И это объясняется, в первую очередь, его телевизионной природой.
Специфика формата ситкома сформировалась в силу истории этого жанра, начавшись от радиовещания и достигнув максимального расцвета в 1960;ые годы. Ситком органично сочетает признаки жанра со свойствами формата, благодаря чему возникает особая художественная эстетика, отличающая эту телевизионную программу от любой другой игровой или развлекательной передачи. Ситком, унаследовав черты народной комедии, балагана и пройдя через «прямой эфир», вырос в отдельный комедийный жанр именно как телевизионный продукт со своими требованиями как к композиции и структуре повествования, так и к актерской игре и освещению.
Понимание природы ситкомы крайне важно для постановки режиссерских задач для актеров. Актерская игра в ситкоме, восходящая к традиции водевиля и мюзик-холла, скорее относится к манере актерского исполнения, описанной Станиславским как «представление», а не как «переживание». Если во втором случае образ на сцене рождается в результате подлинных переживаний артиста, то в первом — актер воспроизводит готовый, внешний рисунок роли, не отождествляя себя со своим персонажем. История американского ситкома демонстрирует отсутствие необходимости слияния артиста со своим персонажем. Скорее, наоборот, в силу жанровых особенностей этого вида комедии, как, в частности, сходство с комедией дель арте, синтеза свойств комедии положений с ее схематичными персонажами и комедии характеров с гипертрофированными чертами, именно «представление» оказывается самой естественной манерой исполнения.
В какой-то степени именно эта манера исполнения была опробована в передаче «Кабачок „13 стульев“» при классицистическом триединстве времени, места и пространства. Но, тем не менее, этот ряд сходств поверхностного и глубинного уровня не делали из этой программы ситкома в силу отсутствия драматургии внутри одной серии, которая связывала бы эпизоды, разного хронометража выпусков, а также наличия ведущего и вставных музыкальных номеров. В результате эта программа оказывалась значительно ближе к жанру скетча, чем к жанру ситкома. Возможно, именно поэтому в начале 1990;ых сначала появились именно скетч-шоу («Маски-шоу», «Городок»), а лишь затем на российских экранах возник первый ситком «Клубничка». Этот сериал по сути не имел никаких аналогов ни с точки зрения производства, ни с точки зрения зрительского восприятия. Единственный опыт, который имели российские зрители к этому моменту — это столкновение с закадровым смехом в британском сериале «Да, господин премьер-министр!», вышедшим в телевизионный эфир в конце 1980;ых. Тогда наличие закадрового смеха вызвало неоднозначную реакцию как у зрителей, так и до этого у сотрудников ЦТ, принимавших решение о постановке программы в эфир, которым это решение показалось более чем странным. То есть первое время ситком, один из самых популярных жанров сегодня, казался абсолютно чужеродным во всем: от специфики формата до закадрового смеха и эстетики. И возможно, именно преодоление этой чужеродности обеспечило этому сериальному жанру наиболее органичное развитие в отечественном эфире: от первых не очень удачных опытов дневного показа до появления сегодня ряда крайне популярных ситкомов, выходящих в прайм-тайм и имеющих в своей основе оригинальные сценарии, а не адаптированные зарубежные форматы. Отечественная традиция развлекательных передач от «Кабачка «13 стульев» до «КВН» смогла стать основой для появления новой, оригинальной по отношению к зарубежному опыту, школы телевизионных развлечений и позволила постепенно преодолеть проблему актерской интерпретации комедийных ролей для телевидения.
В данном диссертационном исследовании поднимается ряд вопросов, которые могли бы лечь в основу будущих исследований: от культурологического анализа мелодраматического сериала до практики адаптации иностранных форматов на российском экране. На примере первых трех уникальных сериалов мы проследили становление оригинальных сериальных жанров в России. Впоследствии (и это тоже должно стать предметом отдельного исследования) на отечественном экране возникли и новые жанры: триллеры, фэнтези, спортивные, производственные, молодежные и пр. сериалы. Но по большей части это штучные жанровые эксперименты, которые лишь доказывают необходимость развития новых жанровых форм, особенно в контексте развития интернет-вещания, где значение эфирной позиции утрачивается, а возрастает ценность оригинальности контента и визуального решения.