Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Работа над сценическим образом в системе вахтанговской театральной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты, сформулированные в положениях, выводах и научно-практических рекомендациях, могут быть использованы в модернизации программ профессиональной подготовки актеров. Систематизированный практический материал может использоваться в разработке учебных курсов и реализации личностно-профессионального потенциала актеров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сценический образ как проблема театроведения
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию сценического образа в современной науке
    • 1. 2. Содержательные характеристики сценического образа
    • 1. 3. Специфика сценического образа
  • Глава 2. Работа над сценическим образом в практике Вахтанговской театральной школы
    • 2. 1. Принципы и методы профессиональной подготовки актеров в вахтанговской театральной школе
    • 2. 2. Методика и технология работы над сценическим образом в вахтанговской школе
    • 2. 3. Пути преодоления стереотипов в процессе создания сценического образа

Работа над сценическим образом в системе вахтанговской театральной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возрастающий интерес к теоретическому и практическому наследию театральной школы Е. Б. Вахтангова оказывается в центре внимания приверженцев разных сценических традиций и направлений. Новые возможности для развития теории и практики театра открывает продуктивное использование основных положений, принципов, методов, традиций и технологий работы над сценическим образом, разработанных в вахтанговской театральной школе.

Удивительная способность художественного образа — его самостоятельность. Будучи создан волей и гением человека, образ начинает собственную жизнь, которая нередко длится в течение столетий. Образ обладает собственным характером, интеллектом, темпераментомобраз несет в себе как неизменные, так и поддающиеся переосмыслению черты.

Театральное искусство в большей мере, чем другие, является искусством исполнительским, интерпретирующим.

Границы своеволия театральных художников, — режиссеров, артистов, сценографов, педагогов по мастерству актера — достаточно широки, но не безграничны.

Внимание к автору, стремление извлечь решение каждого образа из драматургического источника, — один из краеугольных камней здания, имя которому театральное искусство.

В каждую эпоху классические произведения звучат по-своемукаждый великий образ воплощается так, как должно это сделать сегодня, здесь, именно этим артистом-творцом, постановщиком-интерпретатором, целым коллективом мастеров-художников или талантливых юных энтузиастов.

На примере одного из вечных образов мировой драматургии, — на примере шекспировского Гамлета, можно рассмотреть, как развивался взгляд на героя трагедии в течение нескольких столетий, каким извилистым и захватывающе-интересным путем шагал шекспировский принц Датский по российским подмосткам.

Теоретические подходы к работе над сценическим образом были сформулированы Е. Б. Вахтанговым давно, они приобрели классические очертания.

В то же время анализ практики профессиональной подготовки и воспитания актеров показывает наличие противоречия между уникальной ценностью творческого наследия вахтанговской театральной школы и недостаточным его системным изучением.

Существующее противоречие указывает на объективную необходимость теоретического осмысления системы вахтанговской театральной школы.

Состояние разработанности проблемы исследования. В философии, искусствоведении, театральной педагогике и психологии накоплено много идей, позволяющих опереться на них в ходе настоящего исследования. Применительно к театральной практике разработаны принципы тренировки психофизического аппарата актера (М.Б.Александрова), артистического самоанализа (О.В.Андрейкина), импровизации (А.В.Толшин), сценического перевоплощения (Д.Г.Ливнев, В.Б.Кисин), актерского и режиссерского анализа предлагаемых обстоятельств (Н.А.Зверева), психогимнастики чувств (С.В.Гиппиус) — развития актерских способностей в театральной школе (Е.А.Кошевая) — театральной системы М. Чехова (А.А.Кириллов) — внутреннего диалога в процессе воспитания актеров (Н.Х.Бритаева) — актерского тренинга (Л.В.Грачева) — преодоления актерских штампов (Л.Н.Кузнецова) и барьеров психологической самозащиты актера (Усман Аль-Беш Самир) — становления Я-концепции в системе профессионального мастерства актера (М.Б. Фишман-Борисов) — особенности сценического образа (С.Г.Бирман, Д.Г.Ливнев).

Вместе с тем до сих пор не проводились комплексные, обобщающие исследования практического опыта работы над сценическим образом в системе профессиональной подготовки и воспитания актеров в вахтанговской театральной школе.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, цель, объект, предмет и задачи исследования.

Цель исследования — обобщить и систематизировать теоретические положения, принципы, методы, традиции и технологии работы над сценическим образом в практике вахтанговской театральной школы.

Объект исследования — система профессиональной подготовки и воспитания актеров в вахтанговской театральной школе.

Предмет исследования — работа над сценическим образом в системе вахтанговской театральной школы.

Задачи исследования:

1) Обобщить основные подходы к исследованию сценического образа в современной науке.

2) Выявить содержательную характеристику и специфику сценического образа.

3) Раскрыть принципы, традиции и методы профессиональной подготовки актеров в вахтанговской театральной школе.

4) Обосновать методику и технологию работы над сценическим образом в практике вахтанговской театральной школы.

5) Разработать пути преодоления стереотипов в процессе создания сценического образа.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные работы, раскрывающие вопросы: профессиональной подготовки и воспитания актера в системе вахтанговской театральной школы (Е.Б.Вахтангов, Б. Е. Захава, В. К. Львова,.

Л.М.Шихматов, А. М. Поламишев, М. А. Пантелеева, А. Г. Буров,.

Ю.А.Стромов, Я. М. Смоленский, П. Е. Любимцев, М.Б.Фишман-Борисов) — - теории и практики театра (М.С.Щепкин, А. П. Ленский, К. С. Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, А. Я. Таиров, В. Э. Мейерхольд, С. М. Михоэлс, Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов, Н. М. Горчаков, В. О. Топорков, Н. В. Петров, П. А. Марков, А. Д. Попов, А. А. Гончаров, Ю. А. Завадский, А. А. Дикий, А. В. Эфрос, М. О. Кнебель, Г. А. Товстоногов, С. М. Эйзенштейн, О. Н. Ефремов, О. П. Табаков, А. М. Лобанов, А. С. Демидова, С. Ю. Юрский,.

Н.В.Рожденственская, Б. Г. Голубовский, Е. П. Валукин,, Н. А. Зверева, А. Ф. Росляков, А. М. Смелянский и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной и мемуарной литературы по изучаемой проблеме, научная реконструкция основных принципов и выявление резервов научного знания, сформулированного в вахтанговской театральной школевключенное наблюдение за репетициями и постановочными экспериментами, интервью ведущих мастеров вахтанговской театральной школы (В.А.Этуш, Ю.В.Катин-Ярцев, А. А. Ширвиндт, А. Г. Буров, М. А. Пантелеева, Л. В. Максакова, В. С. Лановой, Е. В. Князев, П. Е. Любимцев, М.Б.Фишман-Борисов, Н.М.Дорошина), контент-анализ, сравнительный анализ особенностей театральных школ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обобщены результаты сравнительного анализа основных подходов к исследованию образа, художественного образа и сценического образа в философии, психологии, культурологи, эстетике и театральной педагогике.

— выявлены содержательные характеристики и специфика работы начинающего актера над ролью, опирающиеся на базовые традиции развития русского и советского театра.

— впервые осуществлено исследование традиций, теоретических положений, принципов и методов работы над сценическим образом в системе профессиональной подготовки актеров вахтанговской театральной школы.

— показаны пути к насыщению литературного классического образа живым содержанием, основой которых является внимание, адресованное авторскому замыслу.

— сформулированы негативные, неудачные опыты работы над образом в процессе профессионального обучения и воспитания студентов в вахтанговской театральной школе.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что рассмотрены различные подходы ученых к изучению феноменов «образ», «художественный образ» и «сценический образ», выявлены общие и специфические аспекты, уточнены содержательные характеристики и специфика сценического образа. Раскрыты принципы, традиции и методы профессиональной подготовки актеров в системе вахтанговской театральной школы.

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты, сформулированные в положениях, выводах и научно-практических рекомендациях, могут быть использованы в модернизации программ профессиональной подготовки актеров. Систематизированный практический материал может использоваться в разработке учебных курсов и реализации личностно-профессионального потенциала актеров в театральном процессе. Материалы исследования использованы в деятельности театральных школ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были изложены автором на мастер-классе «Образ как средство выразительности творческой индивидуальности», проведенном в театре «На набережной» под руководством Ф. Сухова в рамках проекта «Театральные технологии», осуществляемым Театральным институтом им. Б. В. Щукина.

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры мастерства актера Театрального института им. Б. В. Щукина.

Разработанные теоретические положения и научно-практические рекомендации реализованы автором в процессе профессиональной подготовки и воспитания актеров, они послужили научно-методической основой учебного курса «Актерское мастерство».

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы.

Вышеприведенными примерами я попыталась показать те пути преодоления стереотипов на сцене, которые определились в процессе наших репетиций, так сказать, эмпирическим путем. Очевидным для меня стало (и остается до сих пор) одно: создание живого, не штампованного образа — это цепь последовательных этапов подробной работы над ролью, накопление материала. «День за днем, от репетиции к репетиции слагается образ роли в пьесе. Крупинка за крупинкой, бессознательно для актера откладывается в его душе все, что он найдет для образа. Потом идет ряд спектаклей. И здесь продолжается работа образования зерна образа». (Е.Б.Вахтангова, 1959, с.62).

И невозможно одно звено этого поиска заменить другим, невозможно пропустить какой-либо этап работы над образом. Но каждый раз этот путь нащупывается педагогом по-разному, в зависимости от индивидуальности конкретного студента. Общий рецепт один: всеми способами насытить литературный образ живым содержанием.

Итак, вначале работы над ролью в педагогическом отрывке или дипломном спектакле студенты вместе с педагогом подробно оговаривают, что заложено автором в каждом конкретном образекакие у того или иного персонажа отношения с другими героями пьесы. Ведь сценический образ есть система взаимоотношений, а значит, верно «просчитанная» педагогом система данных взаимоотношений и есть залог дальнейшего успешного выявления студента в той или иной роли.

Вахтанговская школа в поисках пути преодоления штампа на сцене не ставит перед собой задачу новаторской трактовки роли. Педагоги вахтанговской театральной школы часто работают по принципу традиционной трактовки ролей классического репертуара.

Метод, созданный Б. Е. Захавой, — наполнение известного образа живым содержанием, сегодняшней жизнью — есть метод традиционный, и это та «антеева земля», соприкасаясь с которой, выпускники вахтанговской школы обретают стойкость, силу, умение выжить в репертуарном или антрепризном театре, на киносъемочной или телевизионной площадке в очень непростых сегодня обстоятельствах.

В заключение диссертации сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

1. Проанализированы особенности современного состояния и тенденции развития исследования сценического образа в философии, психологии, культурологи, этике и театральной педагогике. Научное осмысление различных теоретических подходов и практики профессиональной подготовки актеров в вахтанговской театральной школе позволило сформулировать авторское представление о сценическом образе.

2. Уточнена содержательная характеристика и специфика сценического образа, отражающая этапы восхождения начинающих актеров к перевоплощению.

3. Результаты анализа системы принципов, положений и методов профессиональной подготовки актеров в вахтанговской театральной школе обусловили необходимость выявить неудачные опыты работы студентов над сценическим образом.

4. Обоснована методика, отражающая синтез школы переживания и школы представления для создания полноценного сценического образа.

5. Разработаны основные пути преодоления стереотипов в процессе создания художественного образа на сцене.

Перспективой дальнейших исследований может стать изучение продуктивности авторских систем деятельности театральных педагогов вахтанговской школыанализ затруднений будущих актеров в процессе личностно-профессионального развитиявыявление факторов и условий формирования профессионального мастерства актеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. А. Мария Ивановна Бабанова. М.: Театр и драматургия, 1933, № 8, с. 41 — 43.
  2. .В. Театр Мочалова и Щепкина. М.: Искусство, 1979.-632с.
  3. В.Г. К вопросу о постижении художественного мира автора в педагогическом процессе воспитания актера. -Автореферат диссерт. кандидата искусств. Л., 1991. — 20 с.
  4. A.A. Художественная атмосфера. Этюды. М.: «Гитис», 2004. — 320с.
  5. Е.Я., Крутоус В. П. Философская эстетика и психология искусства. М.: Гардарики, 2007. — 287с.
  6. А.Г. Труд актера и педагога. М.: ГИТИС, 2007.-372 с.
  7. Ю.Буров А. Г., Любимцев П. Е. Мастерство актера. М.: Изд-во театрального института им. Б.Щукина, 2005. — 36с.11 .Вахтангов Е. Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. — 460 с.
  8. Е.Б. Сборник— М.: Всероссийское театральное общество, 1984.-583с.
  9. Вл.И. Немирович-Данченко ведет репетицию. М.: Искусство, 1965.-556с.
  10. Л.С. Психология искусства. -М.: Наука, 1965.
  11. Гегель. Сочинения, т. XIV, лекции по эстетике. -М., 1958, -439с.
  12. C.B. Гимнастика чувств. СПб.: «Веды» — 378с.
  13. . Н.В. Собр. соч., в 8 т. Т.7 М.: Правда, 1984, — 528 с.
  14. .Г. Наблюдения. Этюд. Образ. -М.:ГИТИС, 2001.- 141с.
  15. А.Б. Вблизи Толстого. -М.: Гослитиздат, 1959.-487 с. 21 .Горчаков Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером. М.: Всероссийское театральное общество, 1958. — 283с.
  16. Н.М. Режиссерские уроки Вахтангова. М.: Искусство, 1957.- 191с.
  17. Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. -М.: Искусство, 1950. 396с.
  18. A.A. Психология вторичного образа. М.: ИПРАН, 2007.-512с.
  19. A.JT. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. -М.: Магистр, 1998. 436с.
  20. А.Л. Основы психологии художественного творчества. -М.: Когито-Центр, 2003. 187 с.
  21. A.C. Бегущая строка памяти. М.: Эксмо, 2003. -512 с.
  22. Н.В. Творческое наследие. Т. З. Кн. 4: Творческий художественный процесс на сцене. СПб.: Нестор — История, 2007.-480с.
  23. .Г. Статьи, воспоминания, документы. М. Искусство, 1983. — 208с.
  24. A.JI. Принципы и методы профессиональной подготовки актеров в вахтанговской театральной школе. М.: Театральный институт им. Б. В. Щукина, 2009. — 36 с.
  25. A.JI. Пути преодоления стереотипа в процессе создания сценического образа. М.: Граница, 2009. — 36 с.
  26. А. Три мушкетера. М.: Машиностроение, 1985. -720с.
  27. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М., 2007.
  28. Зб.Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М.: ГИТИС, 2008.-430с.37.3ахава Б. Е. Вахтангов и его студия. Л.: ACADEMIA, 1927. — 155с.38.3ограф Н.Г. Е. Б. Вахтангов. -М.: Искусство, 1947. 73 с.
  29. И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. К., 1957.-655 с.
  30. М.О. Поэзия педагогики. М.: Всероссийское театральное общество, 1976. — 527с.41 .Кнебель М. О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. — 168с.
  31. М.О., Лурия А. Р. Пути и средства декодирования смысла. Вопросы психологии. 1971. № 4 с.76−83.
  32. Коклен старший. Искусство актера. Л — М.: Искусство, 1937.- 144с.
  33. Е.А. Театральная школа и проблемы развития актерских способностей. Автореферат диссерт. кандидата искусств. — СПб, 2009. — 26с.
  34. O.A. Психология искусства. — М.: Высшая школа, 2009. 447с.
  35. А. Театральные портреты. Л., 1967. 185с.
  36. .М. Поиск образности в творчестве режиссера (Психологические предпосылки и реализация). Автореферат диссерт. кандидата искусств. — М., 1993. — 28с.
  37. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296с.
  38. А.Ф. Логика символа // Контекст. М, 1972. — 188 с. 51 .Львова В. К., Шихматов Л. М. Первые этюды. М.: ВТО, 1963.-99 с.
  39. П.Е., Силаева О. В. Вахтанговская театральная школа. М.: Изд-во театрального института им. Б. Щукина, 2008.-71с.
  40. П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983. -607с.
  41. В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Часть вторая 1917 1939.-М.: Искусство 1968. — 643с.
  42. В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая 1891 1917.-М.: Искусство 1968.-350с.
  43. В.Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. -ГВРМ, 1922.
  44. С.М. Статьи, Беседы, Речи. М.: Искусство, 1960. -299с.
  45. С.М. Занимательная философия. М.: Школа-студия МХТ, 2007.-210с.
  46. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. М.: Искусство, 1973.-487с.
  47. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие: в 2 т. М., 1952−1954.
  48. Общая психология. Словарь/Под ред. А.В.Петровского// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л. А. Карпенко. М.: ПЕРСЭ, 2005. -251с.
  49. С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1990.-922с.
  50. Д.А. Предметное действие и оперативный образ. -М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОЭК», 1999. 512 с.
  51. Н.В. 50 и 500. -М.: Всероссийское театральное общество, 1960. 553 с.
  52. Н.В. Я буду режиссером. М.: Всероссийское театральное общество, 1969.-379с.
  53. В.И. Психология и педагогика художественного творчества. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. -490с.
  54. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440с.
  55. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  56. A.C. Мои замечания о русском театре. М.: Наука, 1964, Поли. собр. соч. в 10-ти т., т.7.
  57. Ричардсон Т. Э. Джон. Мысленные образы: Когнитивный подход. М.: Когито-Центр, 2006. — 175 с.
  58. Н.В. Быть или казаться: Истоки современного театра и психотехника актера. СПб.: Речь, 2005. — 192с.
  59. Н.В., Толшин A.B. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. — 320 с.
  60. .П., Чушкин Н. Н. Царь Федор Иоаннович на сцене МХАТ. М.-Л., 1940. — 232 с.
  61. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.-720с.
  62. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.,
  63. А.И., Семаков М. П. Основы актерского искусства. М.: Экон — Информ, 2008. — 235 с.
  64. И.И., Клименко Ю. Г. Актер и его Alter Ego. М.: Грааль, 2009. — 564с.
  65. П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: Наука, 1962.
  66. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Мн.: Харвест, 1997. 800 с.
  67. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304с.
  68. Современный словарь-справочник по искусству/ Науч. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев, М.: Олимп, ООО «Издательство ACT»,-2000.-816с.
  69. Создание актерского образа: Теоретические основы /Сост. и отв. Редакторы H.A. Зверева, Д. Г. Ливнев. М.: РАТИ -ГИТИС. 2008. — 224 с.
  70. Создание актерского образа: Хрестоматия / Сост. Д. Г. Ливнев.- М.: РАТИ ГИТИС, 2008. — 156с.
  71. К.С. Собр. соч.: в 8 т. -М.: Искусство, 1954. Т.2 424с.
  72. К.С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1955. Т. З — 502с.
  73. К.С. Собр. соч.: в 8 т. М.: Искусство, 1957. Т.4- 547 с.
  74. К.С. Этика М.: Искусство, 1962. — 46 с.
  75. Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. — М.: Просвещение, 1980. 78с.
  76. А.Я. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи, письма.- М.: Всероссийское театральное общество, 1970. 603 с.
  77. Театральная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1965. т.4.
  78. Г. А. Беседы с коллегами. М.: СТД РСФСР, 1988.-527с.
  79. Г. А. Зеркало сцены. Кн.1. О профессии режиссера. Л.: Искусство, 1980. — 303с.
  80. Г. А. Зеркало сцены. Кн.2. Статьи, записи репетиций. — Л.: Искусство, 1980. — 311с.
  81. В.О. Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1950.- 197с.
  82. М.И. Бабанова. Легенда и биография. — М.: Искусство, 1981.-351с.
  83. Д.Н. Экспериментальные основы и психология установки. -М.: Наука, 1966.
  84. H.A. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1990. -129с.
  85. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967, т.4.-т.5- 1970.
  86. Фишман Борисов М. Б. Становление Я — концепции в системе профессионального мастерства будущего актера. -Диссертация кандидата псих. наук. — М. 2005. — 217с.
  87. Х.Н. Вахтангов. М.: Молодая гвардия, 1963. — 359с.
  88. Эд. Актерский тренинг. СПб.: Прайм — Еврознак, 2009.- 192с.
  89. Л.В., Волков Л. А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 192с.
  90. Ч. Моя биография. М.: 1966.
  91. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М.: Русский язык, 2006.
  92. Е.Л. Избранное. С.-П.: Кристалл, 1998. — 863 с.
  93. У. Поли. СОБР. соч. в 8 т. -М.- Искусство, 1960. -Т.6. 687с.
  94. JI.M. Львова В. К. Сценические этюды М.: Я вхожу в мир искусства, 2006. — 240с.
  95. Л.М. Сценические этюды. М.: Просвещение, 1971.-245с.
  96. М.С. Записки актера Щепкина. М.: Искусство, 1988. — 383с.
  97. С.М. Психологические вопросы искусства/Под ред. Е. Я. Басина. М.: Смысл, 2002. — 335с.
  98. Энциклопедический социологический словарь/Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИРАН, 1995. -939с.
  99. Энциклопедия «Культурология. XX век»: С.-П. Университетская книга, 1998. т.2.
  100. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447с.
  101. A.B. Книга четвертая. М.: Панас, 1993. — 432с.
  102. A.B. Продолжение театрального романа. М.: Панас, 1993. Кн.З.-432с.
  103. A.B. Профессия: режиссер. -М.: Панас, 1993. Кн.2. 368 с.
  104. А.В. Репетиция любовь моя. — М.: Панас, 1993. Кн.1.- 318 с.
  105. С.Ю. Кто держит паузу. М.- Искусство, 1989. -320с.
Заполнить форму текущей работой