Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика
Диссертация
Культура XX века демонстрирует собой новый тип отношений, опирающийся на глобальный характер международных связей, сочетающийся с интересом к уникальному, полистилизм и внеиерархичность. Россия сегодня активно пытается найти в новом поликультурном пространстве свое место, восстановить культурные связи, которые были нарушены в советский период. В тоже время новый уровень воздействия на человека… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Взаимодействие как диалог искусств в эпоху постмодернизма
- 1. 1. Диалог искусств в пространстве современной культуры
- 1. 2. Взаимодействие и диалог искусств
- 1. 3. Взаимодействие искусств в условиях виртуализации жизни
- ГЛАВА 2. Пространство взаимодействия искусств в культуре эпохи постмодернизма
- 2. 1. Модель взаимодействия искусств: теоретические основания
- 2. 2. Изобразительное искусство и система взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: практический аспект
- 2. 2. 1. Взаимодействие изобразительного искусства с литературой — уровень единичного
- 2. 2. 2. Взаимодействие изобразительного искусства с кинематографом —уровень особого
- 2. 2. 3. Изобразительное искусство и современная культура — взаимодействие на уровне общего (дизайн)
- 3. 1. Анализ современных стратегий исследования российской культуры эпохи постмодернизма
- 3. 2. Художник и «новое техническое»
- 3. 3. Взаимодействие и новый инструментарий изобразительного искусства
Список литературы
- Абалакова Н., Жигалов А. ТОТАРТ. Русская рулетка. — М.: Ad Marginem, 1998 — 415 с.
- Автономова Н. С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи»/Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук .// http://www.chat.ru/~vankos/gum.html
- Агеев В. Семиотика. — М.: Весь мир, 2002 — 254 с.
- Адорно Теодор В. Эстетическая теория. — М.: Республика, 2001 — 527с.
- Алексеева И. Человеческое знание и его компьютерный образ. — М.: РАН Институт философии, 1993. — 215 с.
- Американская философия искусства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1997 —318с.
- Антология тендерной теории. // под редакцией Е. Гаповой, А. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 200 — 382с.
- Барт Р. Избранные работы. — М.: Прогресс, 1994. — 616стр.
- Барт Р. Основы семиологии. / Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975.-— С.114−164.
- Барт P. S/Z.— М.:УРСС. 2002. — 230с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972 г. — 254с.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости./ Избранные эссе. — М: Медиум, 1996 г.
- Бергер JI. Эпистемология искусства. — М.: Русский мир. 1995. — 323с.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 383с.
- Библер B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997 440 с.
- Бойко М. Кристаллизация понятия искусства в новоевропейской истории .//Искусство нового времени. Опыт Культурологического анализа. — Сп-б.: Алетейя, 2000. — с. 440−85.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000.389с.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 2001. — 218с.
- Бодрийяр Ж. Соблазн. — М.: Ad Marginem, 2000. — 136с.
- Бодрийяр Ж. Забыть Фуко — Спб.: Владимир Даль, 2000. — 90с.
- Бодрийяр Ж. Америка.//
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. //
- Бранский В. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704с.
- Бранский В., Пожарский С. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивида и социума. — Спб., 2001.- 159 с.
- Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.: «Рефл-бук», 1993.— 298с.
- Бурлина Е. Жанрообразование в искусстве как социокультурное явление//Автореферат диссертации. Институт философии АН СССР, — М., 1989.,-49с.
- Бухкамера. — Спб. Из-во М.К., 1997. — 145с.
- Вайбель П. Искусство и новые технологии.// Декоративное искусство1996г. —№ 1, —с. 14−16.
- Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии восприятия. /Media ART. — Спб.: Новый мир искусства, 2000 г., с. 22.-27
- Ван Визингер И. Средства массовой информации сообщают.// Interpressgraphic — 1981 г. — № 2, — с. 23−32.
- Вейз Младший Д. Э. Времена постмодерна. — М.: Фонд Лютеранское наследие, 2002. — 239с.
- Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. — 1992. — № 1. — С. 109−136.
- Вельфин Г. Основные понятия истории искусства.// Современное искусствознание: традиции и современность. Минск, 1997 г. — 56−132с.
- Взаимодействие и синтез искусств. — Л.: Наука, 1978 г. — 268с.
- Вентури P. Learning from Las-Vegas. — N.Y. 1970, — 312p.
- Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. — М., 1966 г.
- Верильо П. Игры любви и случая.// Техника и культура. М.: Инпресс, 2002.— с. 34−36.
- Виль Р. Диалог и философская рефлексия. //Культура. Личность. Мысль. — Спб., 1999 г. — с. 23−56.
- Вудманси Марта. Гений и подделка.// Человек. Культура. Общество. — М., 1995. — с 56−98.
- Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. — М.: Стройиздат, 1980. —284с.
- Выгодский Л. Психология искусства. — Спб.: Азбука, 2000. — 410с.
- Гаас В. Экология искусства — экология жизни. / Newart. — М., 1999 г. -23−29
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.- 699 с.
- Гельман М. Интервенция искусства. /Культурный герой XXI века или в поисках золушки. — М.: GIF, 1999. с. 7−13
- Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. / Эссе. — М.: «Независимая газета», 1997. — 256 с.
- Глазычев В. Гемма Коперника. — М.: Советский художник, 1989 г. — 414с.
- Голдберг Р. Золотой век перфоманса. // Декоративное искусство. — 1991. —№ 5, — стр. 4−6.
- Голынко-Вольфсон Г. и «Максимка»: Кофейная беседа о киберпанке и виртуальном преступлении.//"Максимка" — 2, июль — сентябрь, — с. 12−13. (Сетевой вариант представлен в галерее Марата Гельмана http://www. guelman.ru.)
- Голынко-Вольфсон Г. Эссе о соблазне.// Интерпретации в культуре. — Сп-б.: РИИИ, 1997 г., —С.107−116.
- Гринуэй П. Правила игры.// Искусство кино. — 1994 г. — № 2, с. 23−37.
- Гройс Б. Новое в искусстве. // Искусство кино. — 1992 г. —№ 3
- Гройс Б. Утопия и обмен. М.: «Знак», 1993. — 374 с.
- Гроппиус В. К художественному синтезу культуры. //Декоративное искусство. — 1965. — № 4, — с. 35−37.
- Грубков В. С. Петров В. СМ. Локус развития мировой живописи art. / Искусство в контексте информационной культуры. Выпуск 4.— М: Смысл., 1997. — 205 с.
- Dasein анализ в философии и психологии. — Минск: Издательство европейского гуманитарного университета, 2001 г. — 203 с.
- Данилов Ю. А. Роль и место синергетики в современной науке / Онтология и эпистемология синергетики. — М.: РАН Институт философии. 1997. —с. 5−11.
- Делез Ж. Различие и повторение. — Спб.: Петрополис, 1998.— 384с.
- Делез Ж. Критика и клиника. — Спб.: Machina, 2002. — 240с.
- Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. — Спб.: Алетейя, 1993. — 186 с.
- Делез Ж. Складка, Лейбниц и барокко.— М.: ЛОГОС, 1998. — 263с.
- Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? — Спб.: Алетейя, 1998. — 286с.
- Делез Ж. Гваттари Ф. Ризома. // Корневище ОБ. — М.: РАН, 1998. — с. 250−258.
- Декомб В. Современная французская философия. — М.: Весь мир, 2000. — 336с.
- Деррида Ж. О грамматологии. — M.: Ad Marginem, 2000. 512с.
- Деррида Ж. Письмо и различие. — Спб.: Академический проект, 2000.428с.
- Деррида Ж. Правда в живописи. // Корневище ОБ. — М.: РАН, 1998. — с. 250−258.
- Деррида Ж. Края философии./Л^елуаг! — М., 2000 г. — 235стр.
- Джеймисон Ф. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма //Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов-Минск, «Красико» принт., 1996.— С. 6−31.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат, 1985.— 135с.
- Дианова В. Постмодернистская философия искусства. — Спб.: Петрополис, 1999. — 238с.
- Дикки Д. Определяя искусство.// Американская философия искусства.
- Екатеринбург: Деловая книга, 1997. — С. 243−253
- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. —М.: Мысль, 1998 г. — 570с.
- Диди-Юберман Ж. То что мы видим, то что смотрит на нас. — Спб.: Наука, 2001. —262с.
- Дриккер А. С. Эволюция культуры. Информационный отбор. — Спб.*. Академический проект, 2000. — 181с.
- Дридзе Т. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии. //Социокультурное пространства диалога. — М.: Наука, 1999. —С.58−77.
- Дубин Б. Культурная репродукция и культурная динамика в России 1990-х годов.//www.nlo.ru
- Евтеева И. Межвидовой синтез в контексте кинематографа.// Искусство и новые технологии. Вып.7// под редакцией Я. Иоскевича — Спб.: РИК РИИИ, 2001.— С. 73−91
- Ерасов Б. С. Социальная антропология. — М.: Аспект пресс, 1994 г. т.1, т.2.
- Жижек С. Возвышенный объект идеологии. — М.: Художественный журнал, 1999.— 236с.
- Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального / Пер. с англ. Артема Смирного — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.
- Жижек С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия.// Искусство кино. — 1998 г. —№ 1−2
- Зедельмайр X. Искусство и истина. — М.: Искусствознание, 1999. — 366с.
- Зельцер М. Один в доме // Итоги. — 2001 г. —27ноября, — С. 64−65.
- Зонтаг С. Мысль как страсть. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 205с.
- Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео: тенденции и противоречия художественной культуры Запада. М.: Прометей, 1990. — 110 с.
- Зыгарь М. Страна добрых бен Ладенов.// Власть. — 2001 г. — 18декабря, — С. 38−40.
- Иванов В. Очерки по истории семиотики в СССР. — М.: Наука, 1976. — 301с.
- Иванов Д. Виртуализация общества. — Спб.: Петербургское востоковедение, 2000. — 96с.
- Иванова О. К проблеме метода в современной культурологии.// Культурологические исследования 02.Спб.: Издательство Р111У им. А. И. Герцена, 2002. — с. 3−13.
- Игровое пространство культуры. Материалы научного форума. — Спб.: ЕВРАЗИЯ, 2002. 372с.
- Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. — М.: Интрада, 1998. — 250с.
- Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.
- М.: Интрада, 1996. — 220 с.
- Иконников А. Архитектура Москвы XX век. — М.: Московский рабочий, 1984.—220с.
- Интерпретации в культуре. — Сп-б.: РИИИ, 1997., — 164с.
- Иоскевич Я. «Полевая» интерпретация.// Интерпретации в культуре. — Сп-б.: РИИИ, 1997 г., — 164с.
- Искусство в контексте информационной культуры. Вып. 4 /под редакцией Зубова Ю. Н. —М.: Смысл, 1997. — 204с.
- Искусство и новые технологии. Вып.7/ под редакцией Я. Иоскевича — Спб.: РИК РИИИ, 2001. — Зс.
- Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа. / под ред. О. А. Кривцуна. — Сп-б.: Алетейя, 2000. — 306с.
- Итон М. Искусство и неискусство.// Американская философия искусства. Екатеринбург: Деловая книга, 1997. — С. 271−289.
- Кабаков И. Купер Ю. 52 диалога на коммунальной кухне.// Искусство кино. — 1994 г. —№ 2, — С. 56−57
- Кабинет: картины мира. — Спб.: Инапресс, 1998. — 312с.
- Каган М.С. Философия культуры. — Спб.: ТОО ТК"Петрополис", 1996. —416 с.
- Каган М. С. Эстетика как философская наука. — Спб.: ТОО ТК"Петрополис", 1997. — 543с.
- Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001.390с.
- Капра Ф. Дао физики: исследование параллели между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994. — 302 с.
- Касавин И. Т Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. — СПб.: РХГИ, 1998. — 408 с
- Кармин А. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. — 509 с.
- Кино и современная культура. — Л.: ЛГИТМиК, 1988.— 147с.
- Киященко Л. П. Синергетика обобщенных представлений / Онтология и эпистемология синергетики. — М.: РАН Институт философии. 1997. — с.50−68.
- Коге Герман. Эстетика чистого чувства. / Современная западноевропейская и американская эстетика., — М.: Университет, 2002. — с. 5461.
- Козловски П. Культура постмодернизма. — М.: Республика, 1997. — 236с.
- Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. — М.: РАН, 1998. — 296с.
- Кроче Б. Эстетика. — М.: Интрада, 2000. — 160с.
- Культурный герой XXI века или в поисках золушки. — M.: GIF, 1999. — 192с.
- Культурология как она есть и как ей быть: Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 5. СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1998.-405 с.
- Курицин В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгия. — http//nlo magazine, ru
- Курицын, В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. — 1992.— № 2 — С.227−232
- Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.— 236с.
- Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М.: Гнозис, 1995. — 192с.
- Ле Корбюзье. Архитектура XX века. — М.: Прогресс, 1970. — 303 с.
- Лейдерман Ю. Буря в пустыне.// Искусство кино. — 1994. —№ 2, — С. 56−61
- Лессинг Готфрид Эфроим. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. М., 1933 г.
- Линсбах Я. Принципы философского языка. — Ленинград: Б.И., 1916 г.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — Спб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Корневище ОБ. — М.: РАН, 1998. — с.259−270.
- Липовецкий Ж. Эра пустоты. — Спб.: Владимир Даль, 2001. — 330с.
- Липовецкий М. Мифология метаморфоз. Поэтика «Школы для дураков» Саши Соколова.// Октябрь. — 1995 г. — № 7
- Липовецкий М. Памяти Буратино. // Искусство кино. — 2003. — http://www.kinoart.ru:8080/current/
- Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Монография Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., — 1997. — 317 с.
- Лола Г. Дизайн. — М.: Из-во МГУ, 1988.— 264с.
- Лотман М.Ю. Избранные статьи в трех томах. — Таллин: Александра, 1992 г.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000 г. — 704 с.
- Маклюен М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека.// Искусство кино. —1994 г. —№ 2, — С. 67−75.
- Малевич К. Через чистую абстракцию к новой форме. // Искусство кино. — 1992.—№ 1,—С. 124−131
- Мальдонадо Т. Актуальные проблемы дизайна //Декоративное искусство.—1964.—№ 7,—С. 19−20
- Мамардашвили. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.:Изд-во «Лабиринт», 1994.— 68 с.
- Мамардашвили. М. К., Пятигорский А. М. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. — М: Языки русской культуры. 1997. —217с.
- Мамардашвили. М. К. Язык осуществившейся утопии. // Искусство кино. — 1993.—№ 7, — С. 53−62.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев: Port-Royal, 1995. — 310с.
- Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. — Спб.: Алетейя, 2000. — 346с.
- Манин В. Неискусство как искусство.— УРСС., 1999.— 190с.
- Маслова Л. Шестиугольное кино. // Власть, — 2002. — С. 41
- Media ART. — Спб.: Новый мир искусства, 2000. — 47с.
- Мелик-Пашаев А. Мир Художника. — М.: Пресс-Традиция, 2000. — 269с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — Спб.: «Ювента», 1999. — 604с.
- Милле К. Современное искусство Франции. Минск: Пропилеи, 1995.— 336с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. — М.: Прогресс. 1983. —603 с.
- Мир и фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1991. — 390с.
- Моррис У. Избранные статьи. — М.: Искусство, 1973 г.
- Мукоржевский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство. 1994. — 605с.
- Нам Чжун Пайк «Время на входе» и «Время на выходе». // Искусство кино. — 1994. —№ 2, — С. 107−108
- Неизвестный Э. Кентавр. — М.: Прогресс «литера», 1992.— 238с.
- Никонова Ры Слово лишнее как таковое// Бездна. — М.: Етец, 1992. — С.132−135
- Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80х.-90х. — М.: Московский рабочий, 1994.— 102с.
- Носов Н. Виртуальная психология. — М.: Аграф, 2000. — 405с.
- Онтология исследований культуры. Интерпретации культуры. Т.1. — Спб.: Университетская книга, 1997. — 726с.
- Онтология и эпистемология синергетики. — М.: РАН. Институт философии, 1997. — 153с.
- Ортега-и-Гассет X. Избранные работы. Эстетика. — М.: Наука, 1991.693с.
- Осборн Харольд Современное искусство. / Современная западноевропейская и американская эстетика., М.: Университет, 2002. — С. 97−113.
- Пановский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — Спб.: Академический проект, 1999. — 393с.
- Петровская Е. Глазные забавы. — М.: А<1 Ма^тет, 1997. — 174с.
- Пикон-Валлен Б. Мираж.//Театральный наблюдатель. — 1992. —№ 2,1. С.8−13
- Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. — Винница: АКВИЛОН, 1999. —464с.
- Полевой В. Двадцатый век. — М.: Советский художник, 1989. — 452с.
- Полевой В. Искусство как искусство. — М.: Издательский Дом, 1995.205с.
- Почепцов Г. История русской семиотики.— М.: Лабиринт, 1998. — 333с.
- Почепцов Г. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», — 2001. — 656с.
- Постижение культуры. Вып. Ill под редакцией Злобина Н. — М., 1998. — 367с.
- Пригов Д. Без названия. // Искусство кино. — 1994 г. —№ 2
- Радлов Н. Современная русская графика и рисунок //Аполлон.— 1913,—№ 6
- Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. — Спб.: Азбука-классика, 2001. — 312с.
- Рид Герберт Значение искусства./ Современная западно-европейская и американская эстетика. — М.: Университет, 2002. — с. 186−206
- Розин В. Семиотические исследования. М.: Университетская книга, 2001. —250с.
- Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Ad Marginem, 1997. — 154с.
- Савчук В. Конверсия искусства. — Спб.: Петрополис, 2001. — 288с.
- Сапего И. Предмет и форма. — М.: Советский Художник, 1984. — 302с.
- Силичев Д. Семиотические концепции искусства. / Феноменология искусства. — М.: РАН. Институт философии, 1996. — с. 144
- Синергетическая парадигма. // под редакцией В. Копцика, — М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496с.
- Скола Э. Несколько слов о моих рисунках. // Искусство кино. — 1993 г. —№ 4, — С. 80.
- Современная западно-европейская и американская эстетика. — М.: Университет, 2002. — 223с.
- Современные стратегии культурологического анализа./Ответственный редактор Бек Д. П. — М.: РГТУ, 2000. — 252 с.
- Средства Массовой Коммуникации и социальные проблемы. — Казань: Из-во казанского университета, 2000. — 223с.
- Сто художников XX века. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 210с.
- Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. / Дзэн-буддизм. — Бишкек, 1993.1. С. 362−363.
- Теодоров Ц. Теория символа.— М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
- Терц Абрам (Андрей Синявский) Собрание сочинений в 2х томах. — М.: СП «Старт», 1992.
- Тесля С. Опыт аналитики повседневного. — М.: Из-во МГУ, 1995. — 227с.
- Товстоногов Г. А. Театр и перекресток искусств ./Взаимодействие и синтез искусств. Д.: Наука, 1978. — с.68−80.
- Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.-731 с.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: АКТ, 2001. — 670с.
- Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АКТ, 2002. — 557с.
- Трофименков М. Подмосковный киберпанк./ Искусство и новыетехнологии. Вып.7// под редакцией Я. Иоскевича — Спб.: РИК РИИИ, 2001.1. С. 73−91
- Тупицин В. Другое искусство. — М.: Ad Marginem, 1997. — 348с.
- Тупицин В. Коммунальный (пост) модернизм. — М.: Ad Marginem, 1998. —206с.
- Тупицина М. Критическое оптическое. — М.: Ad Marginem, 1997. — 222с.
- Туркина О. Мазин В. Критика: лов перелетных означающих. / Кабинет: картины мира. — Спб.: Инапресс, 1998. — С. 8−14
- Усманова А. Умберто Эко Парадоксы интерпретации. — М.: Пропилеи, 2000. — 199с.
- Успенский Б.А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — М.: Гнозис, 1994. — 432с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
- Уэллс об Уэллсе. / под редакцией Г. Насекиной — М: Радуга, 1990. — 448с.
- Феноменология искусства. — М.: РАН. Институт философии, 1996. — 263с.
- Фидлер JI. Пересекайте рвы, засыпайте границы. М., 1995
- Философия техники. История и современность. / под редакцией Розина В. — М: РАН. Институт философии, 1997. — 281с.
- Философские основания эстетики постмодернизма: Науч.-аналит. обзор / Рос. АН, ИНИОН. М., ИНИОН, 1993. — 41 с.
- Филипьев Ю. А. Искусство в системе человеческих ценностей. М.: Наследие, 1996 г.— 288с.
- Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, — 1992. — 253с.
- Фуко М. Надзирать и наказывать.// Искусство кино. — 1994. — № 11,1. С.48−60
- Фуко М. Это не трубка. — М.: Художественный журнал, 1999. — 143с.
- Фуко М. Что такое автор? / М. Фуко. Воля к истине. М., 1996. — С. 746.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук- М.: Прогресс, 1977. 488с.
- Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью/ под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. -М.: Праксис, 2002. 384 с.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. — № 3.— С. 134−148.
- Фуре В.Н. Философия незавершенного проекта Юргена Хабермаса. — Минск. 2000. — 186с.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: ACADEMIA, 1995.—245с.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. / Человеческое в человеке.1. М., 1991 г.—137с.
- Хаин Т. Все об упаковке. — Спб.: Азбука, 1997 г. — 287с.
- Хайдегер М. Gedachtes (Замысленное) // Искусство кино. — 1993. — № 4, —С. 109−112
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл. A.B. Михайлова. М.: Изд-во «Гнозис», 1993. — 464 с.
- Хакен Г. Синергетика и некоторые ее применения в психологии. // Синергетическая парадигма — М.: Прогресс-традиция. 2002. — с.296−307
- Хассан И. Культура постмодеризма. // Современная западноевропейская и американская эстетика., — М.: Университет, 2002. — С. 113 124.
- Хеншель Р. Определение общественных проблем средствами массовой информации .//Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань, 2000. — С. 63−73
- Чернова Т. Нежное прикосновение кожи. //Золотая коллекция. — 2003 г. — июль. — С. 12.
- Шкловский В. За 60 лет. М.: Искусство, 1985. — 573с.
- Штиглиц М. Промышленная архитектура Петербурга. — Спб.: Журнал Нева, 1996.— 132с.
- Шутов С. Реальный видеоарт. // Искусство кино.—1994,—№ 2, — С.109−114
- Щедрина Г. К. Понятие «модель мира», его междисциплинарный статус //Культурологические исследования 01 — Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С.3−12
- Щедрина Г. К. Художественная культура и эстетика. Спб.: Ступени, 1999. —184с.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. —М., 1968 г.
- Эйзенштейн С. Гордость. // Искусство кино.—1940,—№ 1,—стр.9
- Эко У. От интернета к Гуттенбергу. // www.nlo.ru
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1998. — 431 с.
- Эко У. Открытость в произведении искусства.// Некоторые проблемы современной эстетики. Сборник переводов и рефератов. М., 1976.4.2, — С. 18−28
- Энциклопедия. Культурология от, А до Я. — Спб.: Алетейя, 1998. в 2х. томах.
- Эпштейн М. Постмодерн в России. — М.: Издание Р. Элинина, 2000. — 368с.
- Эпштейн М. Философия возможного. — Спб.: Алетейя, 2001. — 334с.
- Эстетические исследования. // под редакцией К. Долгова.— М.: РАН институт философии, 1996. — 235с.
- Юлина Н. Очерки по философии в США. — М.: Эдоториал, 1999. — 296с.
- Юлина Н. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. — М.: РАН. Институт философии, 1998. — 98с.
- Ямпольский М. Наблюдатель. M.: Ad Marginem, 2000. — 287с.
- Ямпольский М. Интернет или постархивное сознание.// http. V/nlo.magazine.ru
- Ямпольский М. Память Тиресия. — M.: Ad Marginem, 1993. — 464с.
- Ямпольский М. О близком. — М.: НЛО, 2002. — 236с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: «Республика», 1994. -527 с.
- Beyers. С. Petrov V. Informational maintenance of total social modeling: impact of art / Искусство в контексте информационной культуры. Выпуск 4. М: Смысл., 1997. — 205 с.
- Gubert К Word as cultural & social market. — London., 1995 — 278 p.
- Faiwel N. New understanding of Nature. — N. Y.: Columbia University Press, 1986.— 134 p.
- Habermas J. Teorie des kommunikativen. Handelns. — Frankfurt aun Main. 1971. — 348p.
- Human and nature. Ecological problems. — London.:Penguin-book, 1998. — 213p.
- Benjamin Kaplan. An Unhurried View of Copyright. — N. Y.: Columbia University Press, 1967.—317p.
- Mark Rose. The Author as Proprietor: Donaldson v. Becket and the Genealogy of Modern Authorship // Representations. — № 23 (1988). — PP. 50−63
- Morlean-Ponty, Maurice, Le cinema et la Nouzelle Psychologie. In: Sens et non-sens, Paris, Nagel, 1948. — pp. 97−122.
- Pronk P New life. The University of Michigan Press. 1997.— 213 p.
- Rose Lee Goldberg Performance art. — London.:Penguin-book, 1995. — 216p.
- Shutz A. Collected papers. Vol 1. — The Nijhoff., 1962 — 467p.
- A User’s Guide To The New Age. Ed. By Rudy Rucker, R.U.Sirius & Queen Mu. N.Y., 1992. —613p.
- The antiaeshetic: Essays on postmodern culture / Ed. by Forster H. Port Townsend: Bay Press, 1983. — 176 p.