Формирование методической компетентности у будущих специалистов-культурологов в условиях педагогического образования в классическом университете
Диссертация
В исследовании определено, что компетентность есть совокупность сформированных у специалиста профессиональных знаний и умений с целью их успешного применения в конкретных ситуациях в виде метода, наиболее подходящего к данным условиям, выбранного на основе оптимального, аргументированного решения среди других множеств решений следовательно, методическая компетентность будущих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования методической компетентности у будущих специалистов-культурологов в условиях классического университета
- 1. 1. Педагогическое образование в условиях классического университета
- 1. 2. Педагогическое образование в сфере профессиональной подготовки культуролога как предмет исследовательской деятельности
- 1. 3. Методологические подходы к формированию методической компетентности будущих специалистов-культурологов
- Выводы по Главе 1
- Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности формирования методической компетентности у будущих специалистовкультурологов в условиях классического университета
- 2. 1. Структура и содержание методической компетентности будущих специалистов-культурологов
- 2. 2. Модель формирования методической компетентности у будущих специалистов-культурологов в условиях классического университета
- 2. 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по Главе 2
Список литературы
- Арнаутов, В. Д. Опыт инновационно-моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса / В. Д. Арнаутов // Педагогика.) — 1998.-№ 1. — С. 18−23.-1.SN 0869−561Х.
- Андреев, А. А. Учебная программа по дисциплине «Педагогика высшей школы (прикладная педагогика)» / А. А. Андреев. — М.: МЭСИ, 2002. 156с. I
- Артюхов, М. В. Педагогические технологии и профессиональное образование / М. В. Артюхов, Г. А. Вержицкий, В. Ф. Любчева // Профессиональное образование. 1997. — № 11. — С. 6−7.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для, вузов / В. И. Андреев- Казан, гос. ун-т, Поволж. отд-ние РАО. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. — Кн. 2. — 317 с.
- Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Адольф. М., 1998.-357 с.
- Абросимова, Г. В. Теория и практика дидактико-методической подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Абросимова. Челябинск, 1996. — 358 с.
- Агапов, И. Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2001.-46 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1.-С. 16−170.
- Арцев, М. Н. Психолого-педагогические проблемы повышения профессиональной компетенции менеджера образования: автореф. дис. д-ра психолог, наук. / М. Н. Арцев. Тверь, 2003. — 59 с.
- Багадирова, С. К. Методы и средства формирования методологической компетентности будущего преподавателя: автореф. дис. канд. пед. наук / С. К. Багадирова. Майкоп, 2002. — 19 с.
- Багаева, И. Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура / И. Д. Багаева // Профессионализм педагога: в 2-х ч. Ч. 1 / редкол.: С. JI. Копотев и др. СПб.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — С. 19−27. — ISBN 5−7029−0023−5.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы /Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод, основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987.-78 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с. — ISBN 5−7155−0099−0.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько- Ин-т развития проф. образования. М.: Изд-во Ин-та проф. образования М-ва образования России, 1995. — 336 с.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
- Баев, С. Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / С. Я. Баев- Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 135 с.
- Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. С. 3−13. — ISSN 0869−3617.
- Банько, Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Банько. Волгоград: ВГПУ, 2002. — 218 с.
- Батышев, С. Я. Производственная педагогика / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1982. — 396 с.
- Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1997. — 258 с.
- Батышев, Е. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя /
- A. С. Батышев. М.: Проф. образование, 2003. — 198 с. — ISBN 5−85 449−1257.
- Бабаскин, В. С. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика: пособие для начинающего аспиранта, преподавателя, слушателя ФПК преподавателей вузов / В. С. Бабаскин, А.
- B. Коржуев П. И. Самойленко- под ред. А. В. Коржуева. М.: Янус-К, 2000. — 144 с. — ISBN 5−8037−0041-Х.
- Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 2004. — 171 с. — ISBN 5−76 880 880−9.
- Беляева, А. П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева- Росссийская акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. -СПб.: Ин-т профтехобразования РАО,.1999. 480 с.
- Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава- Рос. акад. образования. М.: Педагогика, 1993. — 170 с. — ISBN 5−85 127−014
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики образования / Б. М. Бим-Бад // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−11. — ISSN 0869−561Х.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский//Педагогика. 1996.-№ 1. — С. 3−8.-ISSN 0869−56IX.
- Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. М. Бобиенко- Казан, гос. технол. ун-т. Казань, 2005. — 23 с.
- Богданов, В. В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство / В. В. Богданов // Язык, дискурс и личность: межвуз. сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т- редкол.: И. П. Сусов и др. Тверь: ТГУ, 1990. — С. 26−31. — ISBN 5−230−5 456−1.
- Бокарева, Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов / Г. А. Бокарева. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1985.-152 с.
- Болотов, В. А. Проектирование профессионального образования / В. А. Болотов и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 64−72. — ISSN 0869−56IX.
- Большой энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. В. Н. Ярцевой — редкол.: Н. Д. Арутюнова и др. 2-е изд. — М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. — 683 с. — (Большие энциклопедические словари). -ISBN 5−85 270−307−9.
- Большой энциклопедический словарь: в 2 т. Т. 1- Т. 2 / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991.
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. — 1434 с. — ISBN 585 270−305−2.
- Бенин, В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. JI. Бенин. Екатеринбург, 1996. — 274 с.
- Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2000. — 894 с. — ISBN 5−8041−0049−1.
- Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−42. — ISSN 0869−561Х.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-с. 11−17.-ISSN 0869−561Х.
- Бусыгина, А. Л. Организационно-педагогические основы инвариантной подготовки преподавателей высшей профессиональной школы: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. JI. Бусыгина- Самарский гос. пед. ун-т. -Тольятти, 2000. 43 с.
- Борисов, А. Б. Большой экономический словарь: экономика, финансы, бухучет, налоги, страхование, маркетинг, менеджмент, управление / авт. и сост. А. Б. Борисов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2009. -860 с. — ISBN 978−5-8041−0336−2.
- Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. для индустр.-пед. техникумов и учеб. пособие для инженер.-пед. специальностей / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 339 с. — ISBN 5−88 687 015−6.
- Барабанщиков, А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: (к вопросу о сущности педагогической культуры) / А. В. Барабанщиков // Советская педагогика. 1981. — № 1. — С. 71−78. — ISSN 0131−6826.
- Важеевская, Н. Е. Формирование учебных навыков учащихся профессиональной школы / Н. Е. Важеевская, А. Т. Глазунов. М.: Изд. Центр АПО, 2001.-38 с.
- Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности студента с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01- 19.00.07 / Ю. В Варданян. М.: МГПУ, 1999. — 35 с.
- Вегерчук, И. Э. Понимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя / И. Э. Вегерчук // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 90−102.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с. — ISBN 5−6 002 079−7.
- Виленский, М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 2. — С. 8−14.
- Виленский, М. Я. Методико-практическая подготовка студентов в процессе освоения гуманитарно-ориентированного содержания по физической культуре / М. Я. Виленский, В. В. Черняев // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С. 64−69.
- Вульфов, Б. 3. Рефлексия: учить управляя / Б. 3. Вульфов // Мир образования. 1997. — № 1. — С. 63-65.
- Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 254 с. — ISBN 5−211−22−6.
- Гаврилюк, О. А. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Гаврилюк. Иркутск, 2006. — 23 с.
- Гервальд, И. В. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированной технологии подготовки воспитателя в социально-педагогическом колледже: автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Гервальд. -Тольятти, 2002. — 24 с.
- Гершунский, Б. С. Философии образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли- пер. с англ. Л. И. Хайрусовой / под ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 459 с.
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
- Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003. -415 с.
- Горовая, В. И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы / В. И. Горовая. Ставрополь, 1995. — 160 с.
- Губанова, Л. В. Психологическая компетентность вузовского преподавателя иностранного языка: автореф. дис. канд. психол. наук. / Л. В. Губанова. — Тверь, 1999. 25 с.
- Доловова, Н. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов в педагогическом пространстве технического вуза (на примере курса «Иностранный язык»): дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Доловова. Ульяновск, 2003. — 225 с.
- Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев // Высшее образование в России. -2005. № 4. — С. 30−35.-В!^ 0869−3617.
- Добудько, А. В. Информационная культура как основа профессиональной компетентности педагога / А. В. Добудько // Информационные технологии в педагогическом образовании. Вып. 1. -Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 16−17.
- Добудько, А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования: автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Добудько. Самара, 2000.-22 с.
- Данилов, М. А. Дидактика/ М. А. Данилов, Б. П. Есипов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. -М.:РАГС, 2000.-536 с.
- Деркач, А. А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. -186 с.
- Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1990. — 38 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие / Э. Ф Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Акад. Проект- Екатеринбург: Деловая кн., 2003. — 329 с. -ISBN 5−8291−0190−4.
- Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Я. Симонюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−29. — ISSN 0869−3617.
- Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. институт, 1999. — 126 с.
- Зазыкин, В. Г. Менеджер: психологические секреты профессии / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: Интел-Синтез, 1992. — 178 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 34−42. — ISSN 1726−667Х.
- Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. № 11. — С. 14−20. — ISSN 1726−667Х,
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. 477 с. — (Для студентов вузов). — ISBN 5−85 880−390−3.
- Змиевская, Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. / Е. В. Змиевская М., 2003. — 24 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогическое предвидение / В. И. Загвязинский. -М., 1987.-68 с.
- Зверева, В. И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки / В. И. Зверева. М.: Центр «Педагогический поиск», 1998.-219 с.
- Зверева, В. И. Самоаттестация школы / В. И. Зверева. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
- Зинченко, В. П. Психологическая педагогика : материалы к курсу лекций / В. П. Зинченко. Самара, 1998. — 295 с. — ISBN 5−7350−0259−7.
- Ильмушкин, Г. М. Концепция единого педагогического пространства в системе школа-колледж-вуз в малых и средних городах России: (монография) / Г. М. Ильмушкин. Самара, 2001. — 144 с. — ISBN 5−84 280 115−10.
- Исаев, И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев / М., 1994.-160 с.
- Климов, Е. А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд / Е. А. Климов. -М.: Флинта, 2003. 320 с. — ISBN 5−89 502−541−2.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высших и средних пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд-во Академия, 2000. — 175 с. — ISBN 5−7695−0445−5.
- Колесников, JI. Ф. Эффективность образования / JI. Ф. Колесников, В. Н. Гурченко, JL Г. Борисова. — М.: Педагогика, 1991. — 269 с. ISBN 5−71 550 359−0.
- Корепанова, М. В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / М. В. Корепанова. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 187 с.
- Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М.
- Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. —Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998. — 512 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. JI. Реан. СПб., 1993. — 225 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 177 с.-ISBN 5−06−2 117−3.
- Кузьмина, Н. В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев- Гомел. гос. ун-т. Гомель, 1976. — 57 с.
- Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. М., 1967.-183 с.
- Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. — 32 с.
- Кукушин, В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме / В. С. Кукушкин. Ростов н/Д: ГинГО, 2002. — 405 с. — ISBN 588 616−127−9.
- Кустов, Ю. А. Системный подход в педагогике / Ю. А. Кустов, В. А. Гусев. Тольятти: изд-во ТУУ, 2002. — 90 с. — ISBN 5−88 299−062−9.
- Коржуев, А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 300 с.-ISBN 5−7695−0798−5.
- Костина, Н. И. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Костина. -Белгород, 2000. 199 с.
- Коренькова, О. В. Пути повышения качества подготовки специалистов ввысшей школе США: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Коренькова. -Волгоград, 2001.- 198 с.
- Концепция развития педагогического образования в РБ. Программа реализации концепции развития педагогического образования в РБ. -Минск, 2000. 19 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России № 393 от 11.02.2002. -М., 2002.-28 с.
- Кудрявцева, Г. А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. А. Кудрявцева. Магнитогорск, 1998. — 199 с.
- Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. -1970. № 9. — С. 13−26. — ISSN 0131−6826.
- Койнова, Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского образования: дис. канд. пед. наук / Ю. В. Койнова. М., 1996. — 168 с.
- Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М., 1985.-128 с.
- Каптерев, П. Ф, Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избранные пед. сочинения / П. Ф. Каптерев- под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — С. 270−652.
- Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособие / А. А. Леонтьев. -Тарту, 1974. 220 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Лихачев, Б. Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Б. Т. Лихачев, под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 285 с. — ISBN 5−84 800 091−3.
- Лихачев, Б. Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Б. Т. Лихачев, под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 285 с. — ISBN 5−84 800 091−3.
- Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б. Т. Лихачев. Самара: СИУ, 1997. — 84 с. — ISBN 5−8428−0068−3.
- Лобанова, Н. Н. Профессиональная компетентность педагога / Н. Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Кюрчатов. Самара — СПб.: СамВен, 1997. — 106 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии /Б.Ф. Ломов. М.: Педагогика. — 1991. — 296 с.
- Левитес, Д. Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. М.- Воронеж, 2003. -320 с.
- Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. -С. 82−88.-ISSN 0131−6826.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 308 с. — ISBN 5−87 633−016−7.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с. — ISBN 5−09−3 639-Х.
- Молчанов, С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / С. Г. Молчанов. -Челябинск: ЧТУ, 1998.-255 с. ISBN 5−230−20 019−7.
- Мрякина, Ю. В. Формирование и развитие коммуникативных способностей в процессе дифференцированного обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / Ю. В. Мрякина. Самара: Ин-т развития личности РАО, 1998.- 133 с.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 365 с.
- Митина, JI. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -215 с. — ISBN 5−85 900−075−8.
- Митин, С. Н. Педагогические технологии : учеб.-метод. пособие. Ч. 1 / С. Н. Митин. Ульяновск: УлГУ, 1998. — 60 с.
- Митин, С. Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход. М.- Ульяновск, 2002. — 246 с.
- Менг, Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗА: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Менг. Спб., 1999. -23 с.
- Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 320 с.
- Мировая художественная культура: программы курса: 5−9 классы, 10−11 классы / Л. А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2008. — 94 с. — ISBN 978−5-69 100 704−0.
- Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2005.-631 с.-ISBN 5−691−112−4.
- Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 282 с. — ISBN 5294−107−1.
- Новиков, А. М. Профессиональное образование России: перспективы развития / А. М. Новиков- РАО, Исслед. центр пробл. непрерыв. проф. образования. М.: ИЦПНПО, 1997. — 253 с. — ISBN 5−7148−0080-Х.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 270 с. -ISBN 5−71 148−080-Х.
- Новик, И. А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: автореф. дис. д-ра пед. наук / И. А. Новик. М., 1990. — 38 с.
- Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5−89 285 003-Х.
- Онушкин, В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.- Воронеж: ИОВ РАО, 1995.-232 с.
- Огородников, И. Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе / И. Т. Огородников. М.: Московский госпединститут им. В. И. Ленина, 1969. -132 с.
- Орлов, А. А. Формирование педагогического мышления / А. А. Орлов // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 82−86. — ISSN 0131−6826.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: Владос, 2000. — Т. 2. — 248 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с. — ISBN 5−71 550 720−0.
- Панов, А. И. Структура педагогического профессионализма: структурно-аналитический аспект / А. И. Панова. Томск: ОГУ РЦРО, 2003. — 98 с.
- Проворов, А. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // А. Проворов, О. Проворова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 12−23. — ISSN 0869−3617.
- Примерная программа дисциплины «Психология и педагогика» Электронный ресурс. / Министерство образования РФ, ГНИИ ИТТ «Информика». М., 2000. — Режим доступа: www.ndce.ru/scripts/BookStore/tbcgi.dll/Query?Page=ccard.t&Expr=book.nn =110
- Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батьппева, С. А. Шапоринского. М.: Высшая школа, 1997. — 512 с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении / JI. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
- Петровская, JI. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / JI. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. — С. 103−113. — ISBN 5−02−13 599−2.
- Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разраб. и сценарии занятий социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. М.: РПА, 2000. -192 с.
- Пряжников, Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: метод, пособие / Н. С. Пряжников. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1997. — 80 с.
- Пряжников, Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения : метод, пособие / Н. С. Пряжников. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии, МОДЭК, 1997. — 64 с.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-1. Воронеж, 1996.-256 с.
- Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2001. — 480 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Бакланова Т. Н. Художественная культура народов России. 5−8 кл.- Рапацкая J1. А. Русская художественная культура. 10−11 кл. М.: Просвещение, 2002. — ISBN 9785−09−16 586−1.
- Программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» с приложением примерного планирования уроков / колл. авт. под рук. В. Г. Маранцмана. М.: Интербук, 1998.
- Решетова, Э. А. Психологические основы профессионального обучения / Э. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
- Розенова, М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / М. Розенова // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 169−170. — ISSN 0869−3617.
- Растянников, А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 319 с. — ISBN 5−9292−0066−1.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен- пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с. -ISBN 5−89 353−052−7.
- Реан, А. А. Акмеология личности / А. А. Равен // Психологический журнал.- 2000. Т. 21, № 3. — С. 88−95. — ISSN 0205−9592.
- Рощин, К. С. Социализация личности / К. С. Рощин, Е. Д. Дорофеев // Психология XXI века: учеб. для ВУЗов / под. ред. В. Н. Дружинина. М.:
- ПЕР СЭ, 2003. С. 643−645. — ISBN 5−9292−0030−0.
- Рапацкая, JI. А. Русская художественная культура, 10−11 кл. / JI. А. Рапацкая. М.: Просвещение, 2002. — 6 с.
- Рапацкая, JI. А. Мировая художественная культура: прогр. / JI. А. Рапацкая. М.: В ДА ДОС, 2001. — 384 с. — ISBN 5−691−1 127−8.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с. — ISBN 5−88 234−061−6.
- Сластенин, В. А. О моделировании образовательных технологий / В. А. Сластенин // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50−56. — ISSN 1819−463Х.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 567 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−7695−0878−7.
- Саксонова, Л. П. Культуросообразность основа инновационных процессов в профессиональном образовании / Л. П. Саксонова // Инновации в образовании. — 2006. — № 3. — С. 30. — ISSN 1609−4646.
- Соколов, А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А. В. Соколов // СОЦИС. 2005. — № 9. -С. 97. -ISSN0132−1625.
- Сенашенко, В. О подготовке педагогических кадров в магистратуре / В. Сенашенко, Л. Казарин, В. Кузнецова // Высшее образование в России. -1996. -№ 3. ISSN 0869−3617.
- Сенашенко, В. С. Университеты как учебно-методические центры / В. С. Сенашенко, Н. Р. Сенаторова // Высшее образование в России. 1997. — № З.-С. 15−34.-ISSN 0869−3617.
- Смирнов, И. П. Проблемы развития профессионального образования в РФ / И. П. Смирнов // Стратегия профессионального развития молодежи. — М., 1995. С. 12−22.
- Смирнов, С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.
- А.Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов / под ред. С. А. Смирнова. -М.: Академия, 2000. 510 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−7695−0599−0.
- Стратегия модернизации образования: мат-лы для разработки документов по обновлению общего образования. -М.: Мир книги, 2001.- 142 с.
- Солодовников, Ю. А. Мировая художественная культура: сб. программ и метод, мат-лов: 6−11 кл. / Ю. А. Солодовников, JI. М. Предтеченская.- М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с. — ISBN 5−691−421−2.
- Скаткин, М. И. Проблемы современной дидактики / М. И. Скаткин. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Скаткин, М. И. О дидактических основах связи обучения с трудом учащихся / М. И. Скаткин. М.: Учпедгиз, 1960. — 70 с.
- Стайнов, Г. Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин / Г. Н. Стайнов. М.: Педагогика-Пресс, 2002. — 36 с.
- Седова, Н. В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы: дис. д-ра пед. наук /Н. В. Седова. СПб., 1997. — 393 с.
- Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы // Избранные произведения: в 5 т. Т. 4 / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1980. -С. 413−656.
- Степнова, Л. А Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. д-ра психол. наук / Л. А. Степнова. М., 2003. — 62 с.
- Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. -284 с.
- Турчинов, И. П. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / И. П. Турчинов. М.: Флинта, 1998. — 271 с. — ISBN 5−89 502−019−4.
- Фатхуллин, М. Ф. Воспитание специалиста / М. Ф Фатхуллин. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 150 с. — ISBN 5−7464−0402−0.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010:постановл. Правительства РФ № 803 от 23 декабря 2005 г. // Юридическое образование и наука. 2006. — № 1. — С. 2−13.
- Фокин, Ю. F. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособ для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2006. — 240 с. — ISBN 5−7695−2214−3.
- Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1995. — 208 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003.- № 2. — С. 58−64.
- Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский- пер. с англ. В. А. Звегинцева. М.: МГУ, 1972. — 234 с.
- Хакен, Г. Синергетика: иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. — 419 с.
- Чернилевский, В. Д. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / В. Д. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 437 с.-ISBN 5−238−350−1.
- Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. — 157 с. — ISBN 5−87 953 008−6.
- Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности / Н. Ш. Чинкина. Казань: Изд-во КГУ, 1999. — 360 с.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 318 с. — ISBN 5−85 998−377−8.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовкаи компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31. — ISSN 1726−667Х.
- Шумская, JI. И. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: учеб.-метод. пособ. для слушателей системы последипл. образ. / JI. И. Шумская, О. Б. Дормешкин. Минск: БГЭУ, 2000. — 74 с.
- Шевырев, А. В. Технология творческого решения проблем: эвристический подход / А. В. Шевырев. Белгород: Крестьянское дело, 1995. — 208 с. -ISBN 5−86 146−021−3.
- Шишов, С. Е. Школа : мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Пед. общ-во России, 2000. — 320 с. — ISBN 5−93 134−069−6.
- Шкарлупина, Г. Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла / Г. Д. Шкарлупина. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 252 с. — ISBN 5−222−6 783−1.
- Щукина, Е. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Е. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 123 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.
- Эрганова, Н. Е. Основы методики профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: УГЛУ, 1999. — 189 с.
- Энциклопедия психологических тестов: общение, лидерство, межличностные отношения. М.: ACT, 1997. — 304 с. — (Практическая психология для всех). — ISBN 5−7841−0319−9.
- Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон — общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. — 342 с. — ISBN 501−4 479-Х.
- Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996. — 352 с. -ISBN 5−7301−0273−9.
- Ясвин, В. Л. Экспертиза школьной образовательной среды / В. Л. Ясвин. -М.: Сентябрь, 2000. 125 с. — ISBN 5−88 753−032−4.
- Isaeva, Т. Е. То the Nature of Pedagogical Culture: Competence Based Approach to its Structure / Т. E. Isaeva // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. Междунар. науч.-практ. интерконференции. — Ростов н/Д, 2003.
- Adler, A. The Education of Children / A. Adler. LTD. South Bend Indiana: Regnery Publishing, 1978.-310 p.-ISBN 10 895 269 813.
- Argyle, M. Social Situations / M. Argyle, A. Furnham, J. Graham. Cambridge: Cambridge Univ. press, 1981.-464 p. — ISBN 521 298 814.
- Doll, E. A. The measurement of social competence / E. A. Doll. Mineapolis: Educ. Test Bureau, 1953. — 664 p.
- ERT, Европейское образование к обучающему обществу. — Брюссель, 1994.
- Gump, P. V. Environmental balance of the classroom behavioral system / P. V. Gump, B. J. Biddle, W. J. Ellena // Contemporary research on teacher effectiveness. -N.Y., 1964.
- Haan, N. Coping and Defending: process of Self-environment organization / N. Haan. N.Y.: Academic Press, 1977. — 457 p.
- Hoffmann, T. The meaning of competency / T. Hoffmann // Journal of European Industrial Training. 1999. — Vol. 23, № 6. — P. 275−285.
- История и методология культурологии"1. Цели курса: — формирование основных культурологических знаний и умений-- формирование педагогической культуры студента-- стимулирование процесса личностного и профессионального самоопределения.
- Наименование тем Всего Лекций Семинары
- История возникновения и развития культурологии 4 2 2
- Предмет и метод культурологии 4 2 2
- Культурология в системе современных наук 4 2 2
- Культурология как образование формирование культурной компетентности личности 4 2 2
- Основные категории и понятия культурологии 4 2 2
- Методические аспекты культурологии и ее приложении 4 2 2
- Основные культурологические концепции 8 4 4
- Современные проблемы и перспективы развития культурологии. Культурологические концепции 20 века. 4 2 2
- ПРОГРАММА 1. История возникновения и развития культурологии
- Общее представление о культурологии как науке и ее социальных функциях. Антропологические обоснования теории и практики культурологического образования:
- Объект и структура культурологической науки. Общественная жизнь и проблемы культуры. Раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик общества1. Открытие идеи культуры.
- Генезис и исторические этапы развития культуры.
- История мировой культуры, история культуры России.
- Предмет и метод культурологии.
- Предмет культурологии. Основные проблемы культурологии. Уровни научного обобщения в культурологическом знании уровень философского обобщения, уровень предметного обобщения, уровень социокультурных обобщений .
- Метод культурологии. Методика направленного прогнозирования и управления социокультурными процессами.
- Культурология в системе современных наук.
- Цель как компонент педагогической деятельности. Иерархия целей познания в культурологии и различных научных дисциплин.
- Культурология как образование — проблемы формирования культурной компетентности личности.
- Гуманистически ориентированные теории и концепции. История становления культурологического образования.
- Сущность гуманистического и культурологического подхода к личности. Представление о человеке как открытой системе. Культурологические потребности личности.
- Основные положения личностно-ориентированной педагогики и культурологии. Целостность человеческого «Я» и его личностное самоопределение в микросоциальном окружении. Проблема личностного роста в личностно-ориентированной в культурной традиции.
- Общечеловеческая потребность в знании и образовании. Традиции российского образования. Философия образования в современном мире. Соотношение понятий «культура» и «образование».
- Основные понятия и категории культурологии
- Методологические аспекты культурологии и ее приложения.
- Основные культурологические концепции
- Основные культурологические концепции 20 века.
- Культурология Сб. ст. М., 1993.
- Дмитриева H.A. Краткая история искусств М., 1968.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Мшвениерадзе В.В. Философия культуры М., 1987.
- Крупенин A. JL, Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов на Дону.: Феникс, 1995.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Учебное пособие. М., 1992.
- Лотман Ю.М. Статьи по типологии культур Тарту., 1970.
- Малькова Т.П. Массы,. Элита. Лидер. М., 1992.
- Розин В.М. Введение в культурологию М., 1997.
- Флиер А .Я. Культурология для культурологов М., 2000. 11. Немировская Л. З. Культурология. М., 1997.
- Методика преподавания культурологии"1. Цели курса: — формирование основных психолого-педагогических знаний и умений-- формирование нового педагогического мышления и педагогической культуры студентов-
- Наименование тем Всего Лекций Семинары
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА 12 6 6
- УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 12 6 6
- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ -СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ 12 6 61. ПРОГРАММА
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА
- Содержание и структура школьных программ и учебников. Вопросы частных методик, относящихся, к основным темам школьного курса. Межпредметные связи. Современные подходы к преподаванию и дидактической системы.
- Научные концепции усвоения культурологического опыта. Ассоциативно-рефлексивная концепция обучения. Теория формирования понятий.
- Бихевиористские теории научения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Суггестивные теории.
- Характеристика формирования культурологических знаний и умений как целостной системы. Цикличность процесса обучения. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
- УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- Модель технологии конструирования курсов культурологических дисциплин в школе. Требования к школьному кабинету культурологии. Тематическое планирование.
- Формы, методы, приемы организации обратной связи на уроках курсов культурологических дисциплин. Инновационные методы преподавания культурологических дисциплин.
- Нестандартные уроки. Вспомогательные формы обучения. Организация, проведение деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр. Лекционная форма работы: традиционная и нестандартная.
- Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока.
- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ
- Философические групповые занятия с учащимися. Содержание такого рода групповой работы. Принципы разработки занятий. Методические особенности философических занятий. Педагогические предостережения.
- Этические групповые занятия с учащимися. Содержание такого рода групповой работы. Принципы разработки занятий. Методические особенности этических занятий. Педагогические предостережения.
- Групповые психолого-культурологические занятия с учащимися, их особенности. Педагогические предостережения.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М., 1996.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов на Дону.:1. Феникс, 1995
- Митин С.Н., Митина И. Д. Человек и культура. Ульяновск, 1997.
- Митина И.Д. Художественные эпохи и стили в искусстве. Ульяновск, 1997.
- Народная культура Поволжья / Под.ред.Митина С. Н. Ульяновск, 1999.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1985.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
- Предтеченская Л.М. Методика преподавания МХК в школе. М., 1984.
- Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» М., 1995.
- Ю.Программы общеобразовательных школ, гимназий и лицеев М., 2000.
- Себар Т.В. Уроки МХК. Учебно-методическое пособие М., 2000.
- Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе М., 2000.
- Научные основы школьного курса"1. Цели курса: — развитие общей культуры студентов-- формирование нового педагогического мышления и педагогической культуры студента-- стимулирование процесса личностного и профессионального самоопределения.
- Название темы Всего Лекция Семинар
- Научные основы школьного курса «Мировая художественная культура» 2 2
- Логическая структура и особенности изучения тем: «Культура первобытного общества и художественная культура древнейших цивилизаций и античности» 12 6 6
- Логическая структура и особенности изучения тем: «Основные тенденции развития и культурно -исторический анализ художественных эпох Средневековья и Возрождения» 10 6 4
- Логическая структура и особенности изучения тем: «Рационализм и научные парадигмы Нового и Новейшего времени» 12 6 61. ПРОГРАММА
- Научные основы школьного курса «Мировая художественная культура»
- Понятие культуры. Традиции и творчество в развитии культуры. Национальное и общечеловеческое в культуре. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация-проблема взаимосвязей. Культура как социальная система. П
- Художественная культура и искусство.
- Логическая структура и особенности изучения тем: «Культура первобытного общества и художественная культура древнейших цивилизаций и античности»
- Проблема развития культур древнейших цивилизаций. Формирование человека и его религиозных воззрений. Идеал человека Древнего мира.
- Культура древнейших цивилизаций (Индия, Китай, Бл. Восток). Культура Древнего Египта. Проблема творчества и канонов в художественной культуре Др.Египта.
- Логическая структура и особенности изучения тем: «Основные тенденции развития и культурно —исторический анализ художественных эпох Средневековья и Возрождения»
- Эпоха Ренесанса. Человек эпохи Возрождения. Возрождение, как диалог двух культур: средневековой и античной. Гуманизм эпохи Возрождения. Образование и воспитание эпохи Возрождения. Значение Возрождения для истории европейской цивилизации.
- Логическая структура и особенности изучения тем: «Рационализм и научные парадигмы Нового и Новейшего времени»
- Общая характеристика духовных процессов 19 века. Социальные потрясения эпохи и влияние их на развитие культуры. Художественная- культура 1 половины 19 века.
- Культура и цивилизация в современном мире. Духовный климат современной эпохи. Развитие и формирование культуры общения в современном мире. Новые пути общения. Разработка новых представлений о человеческой личности и ее развитии. Человек 20 века.
- Баранов A.A. История мировой художественной культуры Ульяновск.: УГПИ, 1993.
- Библер B.C. От науконаучения к логике культуры М.: Политиздат, 1991.
- Дмитриева H.A. Краткая история искусств М.: Искусство, 1990.
- Малюга Ю.Я. Очерки теории и истории культуры М.: МАИ, 1992.
- Наименование тем Всего Лекций Семинары
- Технология создания психологического климата 4 1 3
- Технология организации групповой деятельности 4 1 3
- Технология создания ситуации успеха и неуспеха 4 1 3
- Технология педагогической реакции на поступок 4 1 ч J
- Технология этической защиты 4 I 3
- Технология создания проблемной ситуации 4 1 3
- Технология создания предметно-пространственной среды 4 1 3
- Технология педагогической импровизации 8 2 б
- Проблема поддержания и изменения климата. Лидер группы центральное лицо психологического климата. Ролевая функция педагога как центрального лица психологического климата.
- Система профессиональных умений по созданию психологическогоклимата.
- Технология организации групповой деятельности
- Деятельность как форма выражения отношения. Элементы деятельности субъекта. Предметный результат как итого совершения действий. Воспитательный /отношенческий/ результат. Связь предметного и воспитательного результатов.
- Совместно-разделенная деятельность и механизм ее реализации. Практические упражнения в определении предметного и отношенческого результатов, реализации технологического алгоритма организации групповой деятельности.
- Технология создания ситуации успеха и неуспеха
- Технология создания ситуации неуспеха: акцент на трудностях, ограничение деятельности, отказ в помощи, противопоставление ожиданию, мо-тивационное усиление, педагогическое внушение, низкая оценка детям.
- Технология педагогической реакции на поступок
- Технология этической защиты
- Разнообразие способов защиты достоинства человека. Специфика и назначение этической защиты. Роль этической защиты в работе с детьми.
- Технология создания проблемной ситуации
- Функции педагога в момент создания проблемной ситуации, их операционное обеспечение. Тренинг в реализации технологических операций и создании проблемных ситуаций.
- Технология создания предметно-пространственной среды
- Одежда как часть предметно-пространственной среды и ее специфика. Опредмечивание и распредмечивание вещей. Понятие «воспитывающей предметно-пространственной среды». Педагогическое распредмечивание предметно-пространственной среды.
- Гигиенические, санитарные, экономические, правовые, эстетические, этические основания создания предметно-пространственной среды.
- Психологические основания среды: влияние среды на психологическое состояние ребенка.
- Педагогические основания среды: личность как продукт и создатель среды.
- Виды и формы деятельности группы по возделыванию предметно-пространственного окружения школьника.
- Технология педагогической импровизации
- Экспрессанализ в процессе педагогической импровизации. Роль интуиции в педагогической импровизации.
- Технологический алгоритм педагогической импровизации. Результаты педагогической импровизации. Операционное обеспечение педагогической импровизации. Тренинг по овладению технологическим алгоритмом
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М., 1996.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов на Дону.: Феникс, 1995
- Дайте определение понятию «методика».
- Из приведенного перечня предлагаемых принципов обучения выделите общепризнанные.
- Ободрение Связь техники с практикой1. Активность Планомерность
- Тройственность Учет возрастных особенностей
- Оптимизация Своевременность1. Наглядность Действенность
- Систематичность Руководящая роль учителя
- Эмоциональность Самоконтроль
- Последовательность Доступность1. Прочность Научность
- В качестве основополагающих, в педагогике, выявлено 7 принципов. Сконструируйте правила поведения педагога для их реализации на уроке (по два на каждый принцип).
- Технология «Разноуровневое обучение».
- Что такое разноуровневое обучение? Дайте определение.
- Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного подхода к учащимся.
- Разработайте тест для определения уровня обученности конкретно для Вашего предмета по любой выбранной Вами теме.
- Составьте развернутый план Вашего выступления на педагогическом совете по теме «Разноуровневое обучение».
- Какие элементы разноуровневого обучения можно внести в классно-урочную систему для повышения ее эффективности.1. Формы обучения"
- Назовите основные типы уроков. Из приведенных ответов выберите правильный.
- Дайте определение «Урок» и перечислите его основные характеристики.
- Опираясь на алгоритм структурирования учебного занятия определите, для каких типов уроков характерны следующие структуры:1. Структура Тип урока
- Организация работы Мотивация учения школьников, сообщение цели, задач урока Применение изученных знаний в новых практических ситуациях Подведение итогов урока Задание на дом
- Мотивация учебной деятельности школьников Сообщение темы, цели и задач урока Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей предыдущих уроков Итоги урока Сообщение домашнего задания.
- Сконструируйте урок по теме «Легенды и мифы Древней Греции». 1. Педагогические ситуации1. Ситуация 1
- Оценка результатов и выводы
- Ключ к методике «Педагогические ситуации».
- Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 12 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
- Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн)
- Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами жалеют.
- Когда со мной рядом кто-то нервничает, я тоже начинаю нервничать.
- Я считаю, что плакать от счастья глупо.
- Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
- Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие.
- Ю.На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.11 .Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
- Я не слишком расстраиваюсь, Когда мои друзья поступают необдуманно.
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
- По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными.
- Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь.
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым.
- Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто то, о чем читаю, происходит на самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
- Я могу оставаться спокойным даже если все вокруг волнуются.
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Мне неприятно, когда люди смотря кино, вздыхают и плачут.
- Чужой смех меня не раздражает.
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей. ЗО. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.31 .Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
- Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг.
- Маленькие дети плачут без причины.
- Обработка результатов. Сопоставьте свои ответы с ключом, и подсчитай те количество совпадений.
- Согласен 1,5,7,8,9,10,12,14,16,17,18,19,25,26,27,29,31 Не согласен — 2,3,4,6,11,13,15,20,21,22,23,24,28,30,32,33
- Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) сравните со шкалой (таблицей):
- Пол Уровень эмпатических тенденций
- Высокий Средний Низкий Очень низкий
- Юноши 33−26 25−17 16−8 7−0
- Девушки 33−30 29−23 22−17 16−0
- Что побуждает Вас посещать лекции по проблемам педагогики?
- Требования администрации, требования исходящие из учебных программ ВУЗа.
- Необходимость отчитаться по отдельным проблемам этого курса.
- Интерес к отдельным проблемам данного курса.4.3нания эти мне необходимы в профессиональной деятельности.
- Стремление узнавать все новое одним из первых.
- Я должен знать больше своих однокурсников. 7.0тдельные проблемы курса меня очень интересуют. 8. Теория основа технологии учительского труда.
- Какие формы учебной деятельности Вы предпочитаете при усвоении новых знаний по педагогике?
- Вполне достаточно обзорных лекций, которые раскрывают перспективные направления развития этой науки.
- Предпочитаю семинары, «круглые столы», видиотренинги.11 .Предпочитаю самостоятельное изучение первоисточников с последующим опытом практической работы.
- Предпочитаю ролевые игры, где теория сочетается с практической работой.
- I. Как Вы относитесь к педагогической теории?
- На лекциях не стоит рассматривать различные точки зрения ученых на решение одной проблемы, лучше раскрыть наиболее признанную точку зрения известного ученого.
- Как правило лишь отдельные положения педагогики можно использовать в практической деятельности.
- Изучение педагогической теории важный элемент общего развития учителей, да и любого специалиста в области образования.
- Стремитесь ли Вы найти решение той или иной практической проблемы опираясь на теоретические положения педагогики?
- Не считаете ли Вы, что значение опыта педагогов новаторов сильно преувеличены прессой. Для практики данный опыт не так значим как пишут?
- Передовой опыт еще плохо пропагандируется педагогической печатью.
- Считаете ли Вы, что Вам необходимо знание по технологии преподавания учителей новаторов?
- Изучаете ли Вы опыт работы других учителей?
- Можно ли сказать, что Вас не интересуют последние результаты исследований по педагогике, поскольку их выводы мало дают практикам?
- Можно ли сказать, что изучение книг по педагогике мало помогают в практической деятельности?23 .Можно ли сказать, что отдельно, выборочно, Вы все же читаете монографии и книги педагогического характера?
- Можно ли сказать, что Вы серьезно изучаете все вновь выходящие работы по педагогике?
- Можно ли сказать, что проблемы педагогики Вас не настолько волнуют, что бы стать предметом Вашего самообразования?
- Можно ли сказать, что Ваше самообразование всегда включает изучение монографий, статей, книг по проблемам педагогики?
- Часто ли при подготовке своих выступлений Вы используете книги и журналы по педагогике?
- Пишите ли Вы сами статьи в педагогические газеты и журналы?1. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
- Сложите все числа в каждой из строк не обращая внимания на 0. В итоге Вы получаете 4 цифры. Подчеркните строку с наибольшей суммой, данную сумму сравните со шкалой:1 строка 2 строка 3 строка -1 4 строка1 1 уровень 2 уровень к 3 уровень || 4 уровень
- А. Иногда я предоставляю возможность другим на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
- Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
- Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
- Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
- А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
- Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.
- А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
- Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
- Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
- А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
- Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
- А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
- Б.Я настаиваю, чтобы было сделано, по-моему.
- А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
- А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
- Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
- А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
- Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах позиции.
- А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
- Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
- Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
- А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
- Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
- А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
- Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
- А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
- А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
- Б. Я отстаиваю свои желания.
- А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
- Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
- Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
- Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
- А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам возможность настоять на своем.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
- А. Я предлагаю среднюю позицию.
- Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
- А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
- Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. с
- Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.1. Ключ
- А+3. Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 30.4. Безответственный 3 2 1 0 1 2 3
- С + 5. Упрямый 3 2 1 0 1 2 3
- А- 6. Замкнутый 3 2 1 0 1 2 30+7. Добрый 3 2 1 0 1 2 3
- С 8. Зависимый 3 2 1 0 1 2 3
- А + 9. Деятельный 3 2 1 0 1 2 30 10 Черствый 3 2 1 0 1 2 3
- С + 11. Решительный 3 2 1 0 1 2 3
- А- 12. Вялый 3 2 1 0 1 2 30+13. Справедливый 3 2 1 0 1 2 3
- С 14. Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3
- А+ 15. Суетливый 3 2 1 0 1 2 30 16. Враждебный 3 2 1 0 1 2 3
- С + 17. Уверенный 3 2 1 0 1 2 3
- А- 18. Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 30 + 19. Честный 3 2 1 0 1 2 3
- С 20. Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3