Выразительные и формообразующие функции ударных инструментов в музыке русского драматического театра рубежа XIX — XX веков
Диссертация
Русский театр Серебряного века — несомненный лидер европейского (а значит, и мирового) театрального процесса своего времени. На протяжении нескольких десятилетий театральная эстетика перешла от романтической декламации Ф. Шиллера и «бытописания» А. Островского к психологизму Г. Ибсена и А. Чехова, символизму М. Метерлинка и А. Блока и далее — к конструктивизму, футуризму и прочим явлениям… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Некоторые композиционно-драматургические функции ударных инструментов. К проблеме репрезентативности звучания и приемов исполнения
- Театрально-игровая функция. исторический экскурс. звучание и его пространственно-пластический эквивалент
- Метроритмические функции
- Формообразующие функции
- Семиотические функции. звуковой знак и его значение. свое-чужое в парадигме ударных звучностей
- Глава II. Основные принципы музыкального оформления драматического спектакля XIX—XX вв.еков
- Режиссерско-практический подход
- Слушательски-музыковедческий подход
- Компоненты спектакля
- Монофункциональные фактуры
- Монодия
- Дублировка
- Хоральный (аккордовый) склад
- Полифункциональные фактуры
- Гетерофония
- Гомофония
- Полифония
- Темпо-ритм
- Глава III. И. Сац и режиссура МХТ. Приемы и методы
- Фактура и форма. К. Станиславский
- Многоуровневый синтез. Г. Крэг
- Философия и
- литература. В. Немирович-Данченко
- Жанр и колорит. К. Марджанов
Список литературы
- Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 328 с.
- Акимов Н. Не только о театре. — Л.- М.: Искусство, 1966. — 428 с.
- Аксенова Г. Театр на Таганке: 68-й и другие годы. — М.: Правда, 1991. — 46 с.
- Андреев Л. Анатэма / Драматические произведения в 2-х тт. Т. 1. Л.: Искусство, 1989.-С. 121−176.
- Аникст А. Послесловие к «Гамлету» // Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. М.: Искусство, 1960. — С. 599−632.
- Ансимов Г. Лабиринты музыкального театра XX века. М.: ГИТИС, 2006.-182 с.
- Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. 341 с.
- Арановский М Симфонические искания: проблема жанра симфонии в советской музыке 1960−1975 гг. Исследовательские очерки. Л: Советский композитор, 1979.-287 с.
- Аркадьев М. Временные структуры в новоевропейской музыке: опыт феноменологического исследования. — М.: ИЦ-Гарант, 1992. 160 с.
- Ю.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1−2. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971.-376 с. 11 .Асафьев Б. Глинка / Избранные труды в 5-ти тт. Т. 1. — М.- Л.: Издательство АН СССР, 1952. 396 с.
- Асеев Б. История русского драматического театра первой половины XIX века. -М.: ГИТИС, 1986. 168 с. 13 .Асеев Б. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. — М.: Искусство, 1977. — 578 с.
- Базанов В. Театральная техника в образном решении спектакля. М.: Искусство, 1970. — 143 с.
- Бармак А. Художественная атмосфера. Этюды. М.: ГИТИС, 2004. — 320 с.
- Хв.Бачелис Т. Шекспир и Крэг. -М.: Наука, 1983. 351 с.
- Белинский В. Мочалов в роли Гамлета / Собр. Соч. в 3-х тт. Т. 1 М.: Гослитиздат, 1948.-С. 1612.
- Белонович Г. П.И. Чайковский и французский драматический театр // Театр в жизни и творчестве П.И. Чайковского — Ижевск: Удмуртия, 1985.-С. 15−26.21 .Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: ИОСО РАО, 2000. — 388 с.
- Блок В. Премьера через 87 лет // «Музыкальная жизнь» 1987, № 12. -С. 9.
- Брехт Б. О музыке в эпическом театре / Театр. Пьесы. Статьи. В 5-ти тт. Т. 5/2 М.: Искусство, 1960. — С. 461−474.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. — М.: Музыка, 1978.-332 с.
- Бобылева А. Хозяин спектакля: режиссерские искания на рубеже XIX—XX вв.еков. М.: Эдиториал УРСС, 2005. — 168 с.
- Будур Н. Кнут Гамсун: Мистерия жизни. М.: Молодая гвардия, 2008. -327 с. 21 .Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слою. Ч. 1: Ритмика — М: Музыка, 1972.-149 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слою. 4.2. Интонация. Ч. 3. Композиция. М: Музыка, 1978.-366 с.
- Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. -М.- Л.: Искусство, 1939. — 408 с.
- Виноградская И. Жизнь и творчество К. Станиславского. Летопись. В 4-х тт. Т. 1. 1863−1905.-М.: Издательство ВТО, 1971.-558 с.
- Виленкин В. Воспоминания с комментариями. М.: Искусство, 1991. — 496 с.
- Владышевская Т. Музыкальная культура древней Руси. М.: Издательство МРПС, 2006. — 472 с.
- Волошин М. «У жизни в лапах». Пьеса К. Гамсуна в московском Художественном театре / Московские хроники. // «Средоточье всех путей». Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. -М.: Московский рабочий, 1989. С. 35−37.
- Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр от истоков до середины XVIII века. М.: Издательство АН СССР, 1957. — 262 с.
- Выготский Л. Трагедия о Гамлете, принце Датском / Психология искусства Минск: Современное слово, 1998.-С. 180−216.
- Гарбузов Н. Зонная природа темпа и ритма. — М.: Издательство АН СССР, 1950.-72 с.
- Гамсун К. В когтях у жизни. Перевод М. Корецкого. — М.: Универсальная библиотека, 1916. 154 с.3%.Гамсун К. Во власти жизни. Перевод А. и П. Ганзен. — М.: Издательство С. Ф. Рассохина (машинопись, литография), 1911. 100 с.
- Геварт Ф. Методический курс оркестровки. Перевод с немецкого В. Ребикова. М.- Лейпциг: Издательство П. Юргенсона, 1900. 351 с.
- Гиацинтова С. С памятью наедине. М.: Искусство, 1985. — 542 с. 41 .Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. В 6-ти вып. (конволют) Спб.: Издание товарищества О. Н. Поповой, 1913. — 157+109 с.
- Al.Горше М. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М.: ЭНАС, 2007.- 208 с.
- Гречанинов А. Предисловие к первому изданию партитуры музыки спектакля «Снегурочка» Московского художественного театра. — М.: Издательство П. Юргенсона, 1903. — С. 5.
- Грум-Гржимайло Т. Музыка и драма. М.: Знание, 1975. — 48 с.
- Демченко А. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века. М.: Композитор, 2006. — 264 с.
- Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. — М.: Советский композитор, 1982. — 256 с.
- Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / Публикация, перевод, исследование и комментарии В. Протопопова. М.: Музыка, 1979. -639 с.
- Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. -М.: Советский композитор, 1973. — 136 с.
- Должанский А. О связи между ритмом русской речи и русской музыки / Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973. — С. 178−198.
- Дорошевич В. Московская сказка про белого бычка / Театральное наследие. Минск: Харвест, 2007. — С. 582−587.
- Журавлева А. Музыка в драматических театрах Петрограда-Ленинграда 1917−1932 годов.: автореф. дисс.. канд. иск. СПб.: СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 1991. — 24 с.
- Завадский Ю. Будущее за музыкальным спектаклем // «Советская Музыка» 1964, № 12. С. 47−50.
- Завадский Ю. Об искусстве театра. М.: Издательство ВТО, 1965. -348 с.бб.Закс К. Современные оркестровые музыкальные инструменты. Перевод с немецкого Т. Гликмана. -М.: Музгиз, 1932. 88 с.
- Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVI — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. — 77 с.
- Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 2000. — 343 с.
- Извеков Н. Техника сцены. Л.- М.: Искусство, 1940. — 312 с.
- Изралевский Б. Музыка в спектаклях Московского Художественного Театра. Записки дирижёра. М.: Издательство ВТО, 1965. — 252 с. 71 .ИнайятХанХ. Мистицизм звука. -М.: Сфера, 1997.-336 с.
- История русской музыки: В 10 тт. Т. 5. -М.: Музыка, 1988. 518 с.
- История русской музыки: В 10 тт. Т. 8. -М.: Музыка, 1994. 534 с.
- Каплан Э. Жизнь в музыкальном театре. Л.: Музыка, 1969. — 218 с.
- Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1982. -118 с.
- Кнебель М. Слово в творчестве актера. М.: Издательство ВТО, 1970. -160 с. 81 .Княжнин Я. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1961. — 762 с.
- Коляда Е. Музыкальные инструменты в Библии. Энциклопедия. М.: Композитор, 2003. — 399 с. 8 5. Комиссаржевский В. Мысли театрального режиссёра // «Советская Музыка» 1958, № 9. С. 56−67.
- Корыхалова Н. Увидеть в нотном тексте. СПб.: Композитор-СПб., 2008.-256 с. 1 .Кугелъ А. Театральные заметки // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. — М.: Артист. Режиссер. Театр., 2007. С. 327−330.
- Кудряшов А. Теория музыкального содержания. СПб.-М.-Краснодар: Лань, 2006. — 432 с.
- Кукольник Н. Сочинения. В 12-ти тт. Т. 9. Спб.: Б. и., 1852. — 87 с.
- Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: Композитор, 2003. -312 с.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. 164 с.
- Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. — JL: Музыка, 1973.-263 с.
- Лессинг Г. Гамбургская драматургия. М.- Л.: ACADEMIA, 1934. -455 с.9А.Лосев А. История античной эстетики: поздний эллинизм М.: Искусство, 1980. — 766 с.
- Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.96Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
- Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып. 1. -М.: Искусство, 1938. 359 с.9%.Лисса 3. Эстетика киномузыки. М.: Музыка, 1970. — 495 с.
- Лобанова М Музыкальный стиль и жанр: история и современность. — М: Советский композитор, 1990.-221 с.
- Лотман Ю. Текст как семиотическая проблема / История и типология русской культуры. — СПб.: Искусство-СПб., 2002. С. 158— 208.
- Любомудров М. Роль К. А. Марджанова в исканиях русской сцены // У истоков режиссуры. Л.: Издательство ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1976. — С. 272−289.
- Мазелъ Л. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991.-376 с.
- Максимова А. Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад.: автореф. дисс.. канд. иск. М.: МГТС им. П. И. Чайковского, 2008.-23 с.
- Максимова А. Жанр — форма — драматургия в санкт-петербургских балетах В. Мартин-и-Солера // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. Материалы международной научной конференции. Научные труды МГТС им. П. И. Чайковского. Сб. 59. М., 2007. — С. 3556.
- МарголинЛ. Музыка в театрализованном представлении. — М.: Советская Россия, 1981. 88 с.
- Мастера театра в образах Шекспира. М.- Л.: Б. и., 1939. — 186 с.
- МееровичИ. Музыка в спектаклях драматического театра. — М.: ГИТИС, 1983.-71 с.
- МееровичИ. Музыка как выразительное средство драматического спектакля // Мастерство режиссера. М.: ГИТИС, 2007. — С. 368−384.
- Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х тт. Т. 1. М.: Искусство, 1968. — 350 с.
- Мережковский Д. Душа Сахара // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. С. 201−204.
- Модр А. Музыкальные инструменты. М.: Музгиз, 1959. — 266 с.
- Морозова Г. Понятие темпо-ритма сценического действия. — М.: Б. и., 1968.-47 с.
- Моррис Ч. Основания теории знаков // Антология семиотика. — М.: Деловая книга, 2001. С. 45−97.
- Московский театр им. В. Маяковского 1922−1982. Сост.
- B. Дубровский. М.: Искусство, 1983. — 207 с.
- Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. — М.- Л.: Музгиз, 1951.-304 с.
- Музыкальные инструменты мира. Иллюстрированная энциклопедия. Минск: Попурри, 2001. — 320 с.
- Мюллер Т. Монодия. Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Ст. 646.
- Мюллер Т. Гетерофония. — Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1973. Ст. 973−976.
- Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.
- Назайкинский Е. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. — 95 с.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. 383 с.
- НазайкинскийЕ. Стиль и жанр в музыке. -М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.
- Назаревский Б. (Бэн) «У жизни в лапах», пьеса К. Гамсуна в Художественном театре //Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. —1. C. 337−339.
- Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1,2.- М.: Советский композитор, 1987. 260+325 с.
- Наумов А. 200 лет траурного марша. — М.: Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 2001. 192 с.
- Нечаева Н. Основания музыкального творчества как феномена культуры. — Томск: Издательство Томского университета, 2003. 131 с.
- Никифор, архим. Библейская энциклопедия М.: Б. и., 1891. — 768 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру / Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990. — С. 57 156.
- Немирович-Данченко В. Рождение театра. М.: Правда, 1989. — 575 с.
- Озеров В. Трагедии. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1960. -444 с.
- Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное дело. — М.: Издание П. И. Оловянишникова, 1912. 72 с.
- Олъхович Е. Музыка в драматическом театре. — Л.: Музыка, 1976. -87 с.
- Орджоникидзе Г. Шекспир в симфонической музыке романтиков // Шекспир и музыка. Л.: Музыка, 1964. — С. 83−108.
- Орджоникидзе Г. Шекспир и Прокофьев // Шекспир и музыка. Л.: Музыка, 1964. — С. 243−275.
- Островский А. Снегурочка / Сочинения. М.: Книжная палата, 2001. -С. 967−1027.
- Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М.: Композитор, 2004. — 599 с.
- Панова Ж. Илья Сац — «композитор на театре» (художник в зеркале «серебряного века»). Автореф. дисс.. канд. иск. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1994. — 24 с.
- Пименова Ж. Художник: его бытие в спонтанном сознании. — М.: Издательство Института человека РАН, 1997. 180 с.
- Поветкин В. О происхождении гуслей с игровым окном // История и культура древнерусского города. М.: Издательство МГУ им. М. В. Ломоносова, 1989. — С. 116−127.
- Покровский Б. Что, для чего и как? М.: Слово, 2002. — 312 с.
- Попов В. Звуковое оформление спектакля. М.: Искусство, 1953. -268 с.
- Притыкина О. Музыкальное время: его концептуальность, структура, методы исследования.: автореф. дисс.. канд. иск. — Л.: ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1985. 19 с.
- Прокофьев С. Композитор в драматическом театре // С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. М.: Музгиз, 1956. — С. 93−95.
- Прокофьев С. О музыке к «Гамлету» В. Шекспира // С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. М.: Музгиз, 1956. — С. 101— 102.
- Пухначёв Ю. «Глагол времен, металла звон.» // «Наука и жизнь», 1972, № 8.-С. 195−198.
- Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. 1898−1930. В 6-ти тт. Т. 2. 1898−1901. «Чайка» А. П. Чехова, третий акт «Михаеля Крамера» Г. Гауптмана. М.: Искусство, 1981. — 256 с.
- Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. 1898−1930. В 6-ти тт. Т. 5. 1905−1909. «Драма жизни» К. Гамсуна, «Месяц в деревне» И. С. Тургенева. М.: Искусство, 1988. — 592 с.
- Ремез О. Мастерство режиссера. Пространство и время спектакля. — М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Pummux M. Из истории весенней сказки «Снегурочка» А.Н. Островского П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского. — Ижевск: Удмуртия, 1985. — С. 38-^49.
- Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. В 4-х тт. Т. 4. М.: Музгиз, 1956.-386 с.
- Россов Н. «Анатэма» в Художественном театре // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. — С. 227−230.
- Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1981, — 526 с.
- Рудницкий К. Театральные сюжеты. М.: Искусство, 1990. — 464 с.
- Рудь И. Музыка в драматическом театре // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. — С. 116−134.
- Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. М.: Композитор, 2003. — 327 с.
- Сапонов М. Менестрели. М.: Классика-ХХ1, 2004. — 398 с.
- Сарабъянов Д. История русского искусства второй половины XIX века: курс лекций. М.: Издательство МГУ им. М. В. Ломоносова, 1989. -384 с.
- Скворцова И. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX—XX вв.еков // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции. М.: Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 2005. — С. 51−64.
- Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. — 285 с. 162. «Слово о полку Игореве». Словарь-справочник в 6-ти тт. Т. 6. М.- Л.: Наука, 1984.-382 с.
- Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М.: Музыка, 2003. — 73 с.
- Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров / Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977.-С. 4−32.
- Соколова А. Композитор Осип Антонович Козловский. — М.: Котран, 1997.-196 с.
- Соколова Л. Музыкальный театр в русской усадьбе XVIII — начала XIX века // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции. М.: Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 2005. — С. 242−246.
- Соловьева И. Пути исканий // Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. В 6-ти тт. 1898−1930. Т. 5. 1905−1909. «Драма жизни» К. Гамсуна, «Месяц в деревне» И. С. Тургенева. М.: Искусство, 1988. — С. 5−72.
- СохорА.Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
- СохорА Эстетическая природа жанра в музыке. -М: Музыка, 1968. -103 с.
- СгшжиславскшК Мастерство актера в терминах и определениях. — М.: Советская Россия, 1961. 519 с.
- Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 1 -М.: Искусство, 1952. 514 с.
- Станиславский К. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 2 М.: Искусство, 1954. — 422 с.
- Станиславский К. Темпо-ритм / Работа над собой в творческом процессе воплощения. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 3 М.: Искусство, 1955. — С. 140−190.
- Стихотворная трагедия конца XVIII начала XIX века. Сборник. — М.- Л.: Советский писатель, 1964. — 630 с.
- Старчеус М. Фигура и фон в музыке и ее восприятии / Слух музыканта. М.: Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 2003. — С. 243−255.
- Строева М. Режиссерские искания Станиславского. 1898−1917. — М.: Наука, 1973.-375 с.
- Сулержицкий Л. Илья Сац в Художественном театре // Илья Сац. Из записных книжек. Воспоминания современников. — М.: Советский композитор, 1968. —С. 18—31.
- Таиров А. О театре. — М.: Издательство ВТО, 1970. 603 с.
- Таршис Н. Место музыки в художественной концепции драматического спектакля.: автореф. дисс.. канд. иск. JL: ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова, 1975. — 22 с.
- Таршис Н. Музыка спектакля. Л.: Искусство, 1978. — 128 с.
- Теляковский В.Воспоминания. Л.- М.: Искусство, 1965. — 484 с.
- Товстоногов Г. О музыке к спектаклю / О профессии режиссера — М., Издательство ВТО, 1968. С. 308−320.
- Товстоногов Г. Зеркало сцены. В 2-х тт. М.: Искусство, 1980. — 311 с.
- Томас-Босовская О. Музыка в отечественном драматическом театре XX века: проблемы истории и теории жанра.: автореф. дисс. канд. иск. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1991. 23 с.
- Томас-Босовская О. Музыкальный театр Ильи Саца // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра. — М.: ИздательствоГМПИим. Гнесиных, 1986.-С. 133−147.
- Томас-Босовская О. «Присяжный композитор» Художественного театра // «Музыкальная жизнь» 1986, № 6. — С. 6—7.
- Туманина Н. Музыка Глинки к трагедии Кукольника «Князь Холмский» // М. И. Глинка. Сборник статей и материалов. — М- Л.: Музгиз, 1950. С. 215−264.
- Туманина Н. Чайковский и музыкальный театр. — М.: Музгиз, 1961. — 253 с.
- Угрюмова Т. Драматургия Уильяма Шекспира в программных сочинениях Петра Ильича Чайковского // Театр в жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского Ижевск, 1985.-С. 102−116.
- Филатов В. К проблеме использования ударных инструментов в советской музыкальной культуре 1960−1980-х годов.: автореф. дисс.. канд. иск. Киев: КГК им. П. И. Чайковского, 1994. — 18 с.
- Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 1. М.- Л.: Музсектор Госиздата, 1928. — 365 с.
- Фортунатов Ю. Лекции по истории оркестровых стилей. М., Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 1998. — 382 с.
- Фрейверт Л. Контрапункт в дизайне // FESTSCHRIFT ВАЛЕНТИНЕ НИКОЛАЕВНЕ ХОЛОПОВОЙ. М.: Издательство МГК им. П. И. Чайковского, 2007 — С. 4118.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». СПб.: Алетейя, 1998. — 252 с.
- Харлап М. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1978. — С. 48−104.
- Холопов Ю. Гомофония. Музыкальная энциклопедия. В 6-ти тт. Т. 1.-М.: Советская энциклопедия, 1973. —Ст. 1047−1055.
- Холопов Ю. и другие. Музыкально-теоретические системы: учебное пособие для ВУЗов. — М.: Композитор, 2006. — 622 с.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. — 317 с.
- Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983.-281 с.
- Холопова В. Теория музыки. СПб.: Лань, 2002. — 367 с.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964.-159 с.
- Чехов М. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. — 271 с.
- Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. — М.: Музыка, 1983.-172 с.
- Чушкин Н. Гамлет — Качалов. — М.: Искусство, 1966. — 364 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-ХХ1, 2000. — 802 с.
- Шекспир У. Гамлет (перевод М. Лозинского) / Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. — М.: Искусство, 1960. С. 5−157.
- Шекспир У. «Гамлет» в русских переводах XIX—XX вв.еков (пер. Б. Пастернака, А. Кронеберга, К. Р., А. Радловой). М.: Интербук, 1994. — 670 с.
- Шекспир У. Трагедия Гамлета, принца Датского (пер. А. Чернова). — М.: Изографус, 2003. 352 с.
- Шекспир У. Гамлет: Антология русских переводов. 1828−1880 (пер. М. Вронченко, Н. Полевого, М. Загуляева, Н. Маклакова). М.: Совпадение, 2006. — 320 с.
- Шекспир У. Гамлет: Антология русских переводов: 1883−1917 (пер. А. Соколовского, Д. Аверкиева, Н. Россова, П. Гнедича). М.: Совпадение, 2006. — 326 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Гештальт и действительность. — М.: Мысль, 1993.-663 с.
- Штейнпресс Б. Музыка XIX века. Популярный очерк. Ч. 1. Классицизм и романтизм. — М.: Советский композитор, 1968. — 486 с.
- Штелин Я. Известия о музыке в России / Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. — С. 51−140.
- Щербакова М. Музыка в русской драме, 1756 год 1 половина XIX века.: автореф. дисс.. докт. иск. — СПб.: СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 1997. — 35 с.
- Щербакова М. Музыка в русской драме, 1756 год 1 половина XIX века. — СПб.: Ut, 1997. — 240 с.
- Эфрос Н. «Анатэма» в Художественном театре. (От нашего московского корреспондента) // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007.-С. 221−224.
- Эфрос Н. Московский Художественный театр 1898−1923. М.- Пб.: Госиздат, 1924. — 450 с.
- Эфрос Н. Новая драма Гамсуна в Художественном театре (от нашего московского корреспондента) // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007.-С. 333−337.
- Яблоновский С. <�С.В. Потресов>. «Анатэма» в Художественном театре // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. -М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. С. 215−219.
- Якобсон Р. В поисках сущности языка // Антология семиотика. М.- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 111—128.
- Ярцев П. «У жизни в лапах» Гамсуна на сцене Художественного театра // Московский Художественный театр в русской театральной критике 1906−1918. -М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. С. 342−345.
- Blades J. Percussion instruments and their history. — USA, Connecticut: Westport, 1992.-243 p.
- Carse A. Musical Wind Instruments. L.: McMillan, 1939. — 381 p.
- Cowling J.H. Music on the Shakespearian stage. N.-Y.: Russell & Russell, 1964.- 116 p.
- Farnham W. Introduction // Shakespeare W. Hamlet. — Cambridge: Cambridge University Press, 1985. — P. 3—15.
- Shakespeare W. Hamlet. — Cambridge: Cambridge University Press, 1985. -113 p.