Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов. 
Харальд Зееман и Кассельская Документа5

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Письмо Р. Морриса Х. Зееману от 06.05.1972. Кассельский архив Документы, папка dA АА — Мр.61. 169 — бы, более органичным объяснением с позиций философии постмодернизма, сформировавшейся одновременно с самыми яркими послевоенными художественными явлениями: концептуализмом, арте повера, поп-артом, кэмпом, etc. Этот заманчивый подход вел, тем не менее, к обеднению и односторонности интерпретации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История Документы
  • Особенности 5-й Документы Харальда Зеемана в сравнении с другими выставками Документы 1955 — 2007 гг
    • 1. 1. История основания Документы и руина музея Фридерицианум
    • 1. 2. Методы презентации Документы и принцип инсценировки Арнольда Боде
    • 1. 3. Идея и воплощение Документы
  • Трёхкратная смена концепции выставки
    • 1. 4. Выставки Кассельской Документы с 1977 по 2007 год. Рецепция экспозиционных методов Х. Зеемана в выставочной практике последней трети XX в
  • Глава 2. Харальд Зееман: искусствовед и куратор
    • 2. 1. Годы обучения Х. Зеемана в университете Берна и первые опыты выставочной деятельности в Берне и Ст. Галлене
    • 2. 2. Выставки бернского периода с 1961 по 1969 гг
    • 2. 3. Программные выставки «Когда отношения становятся формой», «Хэппенинг и Флюксус»
    • 2. 4. Документа5 как отражение искусствоведческих взглядов Х.Зеемана. Значение его теории «индивидуальных мифологий» и «музея обсессий»
    • 2. 5. Программные выставки «Монте Верита», «Стремление к тотальному произведению искусства»
    • 2. 6. Работа Х. Зеемана в качестве независимого куратора. Ретроспективы художников, проекты Венецианских биеннале 1999 г. и 2001 г., «духовные портреты стран»
  • Глава 3. Куратор как художник и выставка как произведение искусства во второй половине XX в
    • 3. 1. Дефиниция понятий «куратор-художник» и «выставка-произведение искусства»
    • 3. 2. Эволюция западной выставочной практики
    • 3. 3. Особенности Документы5 как целостного художественного явления
    • 3. 4. Оппозиция институциональному подходу в оценке современного искусства в выставочной практике Х. Зеемана
  • Глава 4. Роль куратора-искусствоведа в формировании состава выставки
  • К проблеме эстетической и художественной оценки актуального искусства .134 4.1. Проблема эстетической и формальной оценки искусства постмодернизма
  • Искусство новейших течений с позиций традиционного искусствоведения и эстетики
    • 4. 2. Суть художественной концепции Х. Зеемана и принципы отбора выставочных объектов

Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов. Харальд Зееман и Кассельская Документа5 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

5-я Кассельская Документа под руководством Харальда Зеемана, одного из крупнейших искусствоведов XX века, стала одной из первых масштабных демонстраций послевоенного западного искусства с четко отрефлектированной художественно-эстетической концепцией куратора-искусствоведа, определяющего не только состав и идею экспозиции, но и, в значительной степени, содержание и символико-аллегорический смысл произведений, которые в ином контексте имели бы абсолютно другое значение. По значительности искусствоведческой и критической полемики по поводу этой выставки и по количеству подражаний методам её куратора в последующей выставочной практике Документа5, несомненно, принадлежит к важнейшим художественным событиям XX века.

Послевоенное западное искусство часто подвергалось критике за отсутствие «сильной и красивой» формы. Действительно, по сравнению с корпусом классического искусства или с полноценными формами модернизма это искусство производит впечатление «слабой формы», «антиформы»: его самые значительные имена — Йозеф Бойс, Сай Твомбли, Герхард Рихтер, Клэс Ольденбург, Энди Уорхол и другие ассоциируются в истории искусства с совсем иными критериями, чем «композиция», «стиль», «соразмерность», «целое» и прочими, непременными при рассмотрении классического искусства. Само определение произведения искусства становится в конце 1960;х гг. проблематичным. «Художественная продукция повсеместно входит в постобъектную фазу"1, отмечает в 1970 году в заметках по поводу будущей Документы5 её куратор. Именно по этой причине в традиционной истории искусства ещё только складывается адекватный теоретический подход к явлениям искусства второй половины XX века, и определение методологии искусствоведческого анализа в работе, посвященной одному из значительных.

1 Szeemann, H. Zur Situation in Herbst 1970. Рукопись, 1970, Архив Документы в Касселе. Папка dA-AA.

Мр.113. художественных явлений этого периода — выставке Документы 1972 года, представляется одной из важнейших задач.

Выбор темы данного исследования обусловлен недостаточной изученностью проблемы искусствоведчески отрефлектированной современной экспозиции — как Документа, Венецианская биеннале, «Скульптурные проекты в Мюнстере» или «Манифеста» — именно с точки зрения традиционной истории искусства. Актуальность данной работы заключается, прежде всего, в задаче осмыслить и проанализировать историю Документы5, представленные на ней произведения и авторскую концепцию куратора-искусствоведа Харальда Зеемана с позиций традиционного искусствознания, опираясь на теоретические положения Алоиза Ригля, Макса Дворжака, Генриха Вёльфлина, Эрвина Панофски, а не на идеи философии постмодернизма, современные явлениям рассматриваемого в данной работе искусства, каким бы привычным не стал подобный путь. Разумеется, анализ актуального искусства с позиций, например, формальной теории Г. Вёльфлина часто будет рассуждением «от противного», но подобная диалектика не исключает применения этой теории, даже напротив, способствует возможности проследить качества преемственности, пусть и со знаком «минус», искусства 1960;70-х гг. и модернизма, и, опосредованно, корпуса классического искусства.

Если формальная теория Вёльфлина представляется оппозиционной в применении к новейшим течениям искусства второй половины XX века, и к ней можно апеллировать лишь в опосредованной форме: в применении к организации не отдельного произведения, а «целого» выставки, представляющей собой аналог произведения искусства, каким стала в глазах критики Документа5, то иконологическая теория Э. Панофского нашла конкретное применение в интерпретации актуального искусства. «История искусства интенсивных намерений», изложенная Х. Зееманом в его трудах «Музей обсессий» и «Индивидуальные мифологии» в значительной степени опирается на теорию Панофского, продолжая рассуждения об объектах современного искусства как «первых звеньях иконологической цепочки», 2 сокращенных формах прошлых образов" .

В этой связи представляется второй существенной задачей отойти от привычного способа противопоставления явлений послевоенного западного искусства классике, с отказом от традиционных категорий при его рассмотрении. В исследовании преследуется цель создания на основе существующих в искусствознании критериев и традиционной, опирающейся на положения Аристотеля, Гегеля и Канта эстетики методов анализа современного искусства, доказывающих его логическую принадлежность к непрерывной и последовательной западной традиции, идущей от античности и средневековья.

Документа5 представляла собой яркий пример применения теоретических знаний искусствоведа Х. Зеемана в выставочном проекте, в котором куратор брал на себя некоторые функции художника, как отмечал в каталоге Документы5 её участник Даниэль Бюрен. В начале 1970;х, когда европейская культура отказалась не только от фигуры гения, но и «автора», это означало сохранение индивидуалистических, личных, глубоко духовных интенций — теперь не собственно в художественном объекте, а в концепции куратора, освоившего функции художника, а следовательно, и классические критерии композиции, меры, «целого» выставки, становящейся подобной художественному произведению с ясной формой и содержанием. В одной из глав данной работы рассматривается отрефлектированное Х. Зееманом положение гегелевской эстетики, зашифрованное куратором в структуре экспозиций Документы5. Таким образом, в послевоенном западном искусстве именно фигура куратора-искусствоведа способствовала сохранению качеств, свойственных западному чувству формы — индивидуализму, внятности, целенаправленности, логичности, и в ней же осуществлялась преемственность западной традиции, каким бы парадоксальным не казался этот феномен в эпоху столь очевидного отхода от классических категорий формы. В данной работе рассматривается также своеобразное появление моделей художественных.

2 Dokumenta5, Befragung der Realitaet, Bildwelten heute. Ausst. Katalog, — Kassel, 1972. — S.4. выставок, с некоторым опозданием использующих теоретические положения предыдущего культурного периода.

Если, парадоксальным образом, в выставочной практике 1960;70-х гг. скрыто преобладали «модернистские» методы — в индивидуальных, концептуально ясных кураторских проектах, то на рубеже веков стали проявляться уже далеко не современные взгляды, а именно, некоторые идеи философов-постмодернистов. Например, идея «сетевого» кураторства — коллективной работы над выставкой и подмена четких идей на анонимные, зыбкие и подлежащие обсуждению, например, в выставках Франческо Бонами, — очевидно, очень близка мнению Ж.-Ф. Лиотара о недоверии его современников к «тотальным способам высказывания», но ещё ближе идеям Ж. Делеза и Ф. Гуаттари о «ризоматической» модели мира, потерявшей качества целенаправленности и иерархии.

В работе рассматриваются метаморфозы выставочной практики, начиная с французских Салонов до послевоенных европейских выставок, которые логически подводят к появлению проектов авторских выставок, подобных Документе Х.Зеемана. Анализируется история институции Документы, начиная с первой «модернистской» Документы 1955 года, значение бывшего музейного здания Фридерицианума в Касселе как контекста для демонстрации современного искусства. Подробно рассматривается история создания Документы5 Х. Зеемана, трёхкратная смена её концепции, окончательная идея и каталог, разделы экспозиции, объекты художников и принципы их отбора искусствоведом Зееманом, которые были обусловлены тщательно продуманной системой эстетических и формальных критериев. В ряду других выставок Документы экспозиция Х. Зеемана занимает особое место: это первая выставка институции Документы, представившая концептуальное искусство, акционизм, «тривиальную эмблематику» или китч и другие направления постмодернизма с помощью ясной искусствоведческой концепции. На предыдущей, «демократической» Документе4 1968 г. уже были показаны новейшие течения, но её кураторы не смогли предложить нового видения художественной реальности, всего лишь констатировав состояние замешательства в связи с окончанием «больших нарративов» и ясных форм авангарда. Документа5, напротив, предъявила четкое и обоснованное видение современного искусства, и невнятность его форм теперь не являлась камнем преткновения, а лишь акцентировала иное состояние европейского духа, уже не испытывающего потребности в очевидных и ясных формах — в соответствии с рассуждением Г.-В.-Ф. Гегеля о состоянии «после искусства», когда искусство «дойдет до совершенства, но форма искусства прекратит быть высшей потребностью духа"3 — состоянии, которое теперь представляется столь похожим на художественную ситуацию второй половины XX века.

В отечественном искусствознании тема послевоенного западного искусства и феномен современной выставки привлекли к себе внимание в последнее десятилетие, но серьезные труды по этому вопросу, как, например, книга Е. Ю. Андреевой «Постмодернизм», насчитываются единицами. В то же время зарубежная наука давно и плодотворно занимается изучением этих вопросов, а художественные явления, рассматриваемые в данной работе, уже давно прочно вписаны в историю западного искусства. Помимо традиционных искусствоведческих подходов — принципа «художественной воли» Алоиза Ригля, иконологии Э. Панофского, формального метода Г. Вельфлина, «истории искусства как истории духа» Макса Дворжака, методологическую основу исследования составили принципы современного междисциплинарного, сравнительного, художественного и критического анализа, разработанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей: В. Хофманна, К. Гринберга, Й. Хёйзинги, Т. Адорно, Р. Краусс, О. Бэчманна, Х. Кимпеля, Е. Ю. Андреевой, Т. де Дюффа, Б. Гройса и других. Актуальность избранной темы для отечественного искусствознания обусловлена и тем, что теперь и в нашей стране появляются институции масштабных выставок, например, бьеннале в Москве, опирающиеся на опыт известных экспозиций, и для их осмысления необходим опыт адекватного искусствоведческого анализа.

3 Hegel, G.W.F. Vorlesungen ueber die Aesthetik,.Theorie-Werkausgabe. Bd. 13. —¦ Frankfurt/Main. — S.142. подобных художественных событий. Важнейшими задачами данной работы представляется рассмотреть Документу5 Х. Зеемана как крупнейшее художественное явление своего времени и как продуманный искусствоведческий проект.

История выставочной практики от Салонов до новейших программных выставок актуального искусства показывает, насколько быстро происходит эволюция критериев отбора и формально-художественных принципов экспозиции. В рассматриваемый в работе период эпоха модернизма в искусстве с ее интенцией создания универсального художественного языка, инициированного индивидуальным сознанием, сменилась иной ситуацией и иными тенденциями, выражающимися в отказе от претензии на универсальность и индивидуальность художественных средств, формальную четкость, предусматривающую отчетливые национальные и стилистические аспекты художественной формы, потере актуальности авторства художника, etc. Анализируется сложившаяся в искусствоведении точка зрения, что для «большого выставочного проекта» личность художника и формальные качества произведений не важны, состав экспозиции зыбок, а позиция куратора изменчива и в значительной степени обусловлена случайными обстоятельствами, стоящими вне сферы искусства. Представляется немаловажной задачей показать, что сильный кураторско-искусствоведческий проект предполагает отсутствие случайности в оценке и не менее жесткие критерии отбора, чем могли бы диктовать строгие, иерархические и опирающиеся на традицию искусствоведческие критерии, ставящие во главу угла индивидуальные особенности творчества того или иного автора. Эти критерии определяются индивидуальностью куратора-искусствоведа, что дает возможность анализа содержания выставки и её места в художественной ситуации, опираясь на теоретически отчетливые искусствоведческие позиции.

Основной задачей данной работы является доказательство присутствия четких искусствоведческих категорий (от связи с традицией до категорий художественного вкуса и чувства формы) в концепции и формальнохудожественной организации выставки, где они были обусловлены фигурой куратора-искусствоведа, творческая индивидуальность которого жестко определяла не только выбор произведений, но и символически-аллегорическое содержание каждого объекта. В этой связи большое значение имеет характеристика личности Харальда Зеемана, формирование его искусствоведческих взглядов, профессиональная биография, начиная с периода учебы в университете Берна, выставочной практики на посту директора бернского Кунстхалле и заканчивая периодом работы в качестве независимого куратора и теоретика искусства постмодернизма. В отдельной главе рассматриваются теоретические труды Х. Зеемана, посвященные проблемам искусства второй половины XX века, монографии о художниках, каталоги выставок и сами выставки — начиная с тематических экспозиций бернского периода «Белое на белом» 1966 г., «Формы красок» 1967 г., «Когда отношения становятся формой» 1969 г. до крупных программных выставок 1970;х-1980;х гг. — «Хэппенинг и Флюксус» 1970 г., Документа5 1972 г., «Монте Верита» 1978 г., «Стремление к тотальному произведению искусства» 1983 г. и заканчивая значительными проектами двух венецианских бьеннале в 1999 г. и 2001 г. и тремя экспозициями в ряду «духовных портретов стран»: Австрии, Швейцарии и Бельгии, последняя из которых открылась уже после смерти Х. Зеемана, завершив его более чем сорокалетнюю карьеру куратора-искусствоведа.

Констатация значения куратора-искусствоведа как автора художественно-эстетической концепции выставки, являющейся крупным художественным событием своего времени, и того обстоятельства, что состав «большого выставочного проекта» ни в коей мере не был случаен, и, в конце концов, подчинялся традиционным категориям, сублимированным принадлежностью к традиции и искусствоведческими взглядами куратора, является существенным продвижением на пути интерпретации и анализа такого рода программных выставок, что является актуальным не только с точки зрения появления таких проектов в отечественной художественной практике, но и с точки зрения теории искусства, зачастую не имеющей достаточно убедительного подхода к пониманию процессов искусства второй половины XX века.

На примере 5-й Документы, идеи её куратора, путем сравнения её с предыдущими выставками Документы 1955;68 гг. и анализом художественной ситуации 1960 — 70-х гг., осуществляется задача поиска адекватного теоретического искусствоведческого инструментария для понимания интенций, содержания и формального воплощения выставочного проекта, автором художественно-эстетической концепции которого является один из крупнейших искусствоведов и теоретиков искусства XX века Харальд Зееман. 12 —.

164 — Заключение ч.

1.1. Проблема формы в искусстве второй половины XX в.

Одна из основных искусствоведческих проблем, поставленных послевоенным искусством, понятие которого часто обобщают философским, по сути, термином «постмодернизм» — проблема художественной формы (или её отсутствия). Эта проблема стала ключевой и для Х. Зеемана, который в своей искусствоведческой работе никогда не пытался абстрагироваться от противоречий и внутреннего конфликта с традиционной историей искусства, но, напротив, обостренно сознавал диалектику современной художественной ситуации в её оппозиции классике и модернизму, пытаясь придать внятность и внутреннее обоснование новейшим явлениям в искусстве. Если в первой половине XX века авангард проблематизировал традиционное западное чувство формы, доведя его до абсолюта и логического завершения, что не мешало ему вписываться в традиционные искусствоведческие и эстетические категории, то после войны искусствоведение стало теряться перед кажущейся формальной неразберихой в искусстве, иногда доходящей до отказа от формы вообще. Зееман не только пытался осмыслить и интерпретировать метаморфозы западного чувства формы в своих текстах, вошедших в сборники «Индивидуальные мифологии», «Музей обсессий», но и сознательно осваивал эти тенденции в кураторской практике — программная выставка «Когда отношения становятся формой» 1969 г. в Кунстхалле Берна поставила конкретный вопрос: нуждается ли современное искусство в форме, или форма, уже вышедшая из разряда визуальных явлений (осуществленная, в данном случае, «намерением»), представляет собой нечто большее (или меньшее), чем образ, стилистика, композиция, «целое» и другие качества классического произведения. На Документе5 — крупнейшем художественном событии своего времени, Зееманом были продолжены поиски, начатые на выставке 1969 года, вопрос о несоответствии духа и формы был поставлен ещё более конкретно и проиллюстрирован произведениями «убедительной, но лживой» формы 165 — политпропаганда, фотореализм) и «скудной, но подлинной» формы (концептуализм).

Следует отметить, что искусствоведческая концепция Зеемана не ограничивала определение «слабой» формы как формы непонятной, незаконченной, — концептуальной формы в виде «намерения» или «отношения». Менее десятилетия назад (до Документы5) регрессивными и ч. пустыми считались формы фигуративного искусства в их оппозиции абстракции. Задачей Зеемана стала не классификация форм, а демонстрация их способности к выражению духовных реалий. Характерна его интенция увеличить на Документе5 число произведений «реалистической» формы. В первоначальных набросках концепции выставки предполагалось сравнение разных ипостасей «реализма» — от соцреализма и скульптур Арно Брекера до американского фотореализма. Даже название Документы тогда ещё не включало слов «Художественные миры сегодня». В архиве Документы хранится письмо Зеемана к писателю Генриху Бёллю с просьбой посодействовать в привлечении на выставку полотен советских художников: «В 1972 году в Касселе намечается 5-я Документа с рабочим названием «Принцип реализма — исследование понятия реальности в сегодняшнем художественном и нехудожественном мире изображений. Такая выставка предполагает наличие соответствующих примеров реализма не только из Европы и Северной Америки, но и других стран.» Осуществилась, по объективным для того времени причинам политкорректности, лишь небольшая часть планов «реалистического» отдела выставки, в частности, разделы фотореализма и гиперреализма. Но даже эти новейшие течения, скорее пародирующие, чем фиксирующие реальность, вызвали резкую критику у апологетов модернизма и абстракции, в частности, Мэрион Дёнхофф в «Die Zeit» от 04.08.1972 характеризовала раздел американского фотореализма на Документе5 как констатацию «духовного банкротства этого десятилетия» и замечала: «Таким уж новым всё это не является: любимый художник Гитлера.

92 Письмо Х. Зеемана Г. Бёллю от 10.02.1971. Кассельский архив Документы, папка dA — А, А — Мр.148.

166 —.

Адольф Циглер был реалистом, хотя и идеализирующим, а сталинский социалистический реализм лишь поверхностно отличается от сюжетов до сегодняшних американцев". Амбивалентность критики искусства 1960;70-х гг. — негативная оценка за «отсутствие» формы, или, как в последнем случае, за присутствие «пустой», пародийной фигуративной формы, свидетельствовало о потребности в оценке искусства с позиций, альтернативных формальным. Теория «искусства интенсивных намерений» Х. Зеемана представляется в этой связи наиболее адекватной при рассмотрении искусства второй половины XX века.

Формы арте повера, концептуального искусства, акционизма, часто преподносимые критиками современного искусства как антиформы, нуждались в принципиально иной интерпретации, чем могла предложить «позитивистская» история искусства. Зееман подчеркивал существенность следующей дилеммы: что лучше для современной ситуации — прекрасные, но пустые формы, или «слабые» формы, обладающие интенсивным, духовно глубоким содержанием, раскрывающимся символически, аллегорически или метафорически? Зееман особенно заострил проблематику формы в выставочном проекте 2004 года, ставшем своего рода итогом его рассуждений о сути искусства, — «Провал красоты, красота провала» в Фонде Хуана Миро в Барселоне, где противопоставил внешне полноценные формы (искусства Третьего рейха, например), имеющие, тем не менее, «гнилое» содержание, внешне не столь выигрышным формам авангарда и послевоенного искусства, за которыми стояла более интенсивная художественная «реальность». 1.2. Зависимость послевоенного искусства от ретроспективного контекста классики и модернизма. Роль куратора выставок в раскрытии этих связей, определяющих непрерывность и последовательность западной художественной традиции.

Искусство второй половины XX века, для поверхностного взгляда предполагающее полную «свободу» выражения и вытекающую из этой.

93 Docnhoff, М. Die Nebelschau von Kassel // Die Zeit. —.

04.08.1972. неограниченной свободы неразборчивость в формах, на самом деле было крайне ограничено в художественных средствах и гораздо более избирательно, чем классическое искусство. Самоограничение искусства, подсознательный запрет на то, чего уже нельзя было показать, основывались, в конце концов, на сознании уникальности и ценности всей предыдущей традиции западного искусства, повторение форм которого в иной ситуации профанировало бы традиционные формы, делало их пустыми и лживыми. Возросшая роль художественной критики в интерпретации этого феномена и появление. новой формы художественной практики — автономной выставочной деятельности куратора-искусствоведа были связаны с тем, что осмысление вышеупомянутых ограничений в послевоенном искусстве предполагало, прежде всего, блестящее знание всей западной истории искусства в целом. Трудность понимания искусства второй половины XX века заключалась в болезненном разрыве с традицией, тем не менее, предполагающем глубочайшую, внутреннюю с нею связь. «Постзакатная» культура, в духе рассуждений О. Шпенглера, мучительно переживала разрыв с красотой и мощью угасшего (с последними яркими достижениями модернизма) «заката». «Банальные, скучные и ничтожные» произведения на выставках этого периода были, по сути, оммажем классике и традиции. Кураторы подобных выставок брали на себя (вместо художника и зрителя) бремя интерпретации этих намерений, выстраивая целостную идею с помощью порой невнятных, разрозненных форм. Пришло время «искусствоведа-художника» и «выставки как произведения искусства», стремящейся к реализации самой себя как целого почти в духе аристотелевского определения целостного произведения, «к которому ничего нельзя прибавить и ничего нельзя отнять». «Свободное» и «неразборчивое» искусство этого периода базировалось на культе прошлого, строгом самоограничении и стремлении к не менее правдивому отражению действительности, чем это достигалось в периоды наивысшего расцвета формально-стилевых достижений искусства прошлого.

168 —.

Несмотря на то, что искусство второй половины XX века доступно для интерпретации в терминах философии постмодернизма (очевидны аналогии вроде «смерть автора» — появление «multiples», реплик одного произведения, тиражированных работ, отказ от «личной» манерыпотеря оппозиций, например, «профанного-сакрального» — и появление поп-арта, кэмпа и т. д.), уход от искусствоведческой проблематики оставляет без ответа вопрос формы — основной проблемы искусства этого периода. Огромное значение Документы5 Зеемана заключается в том, что она являлась одной из немногих выставок этого времени, где произведения искусства современности были осмыслены в контексте искусствоведческой теории. О проблематичности такого подхода свидетельствовали в том числе и протесты художников, например, Роберта Морриса, который во время подготовки к выставке направил Зееману письмо с требованием удалить свои работы с экспозиции Документы5, мотивируя это протестом против «использования его произведений для иллюстрации произвольных социологических принципов или «старомодных категорий истории искусства"9* (курсив мой — М.Б.). Позднее вместе с другими авторами Гансом Хааке, Дональдом Джаддом, Солом ЛеВиттом, Ричардом Серра, Карлом Андре, Робертом Смитсоном Моррис присоединился к менее категоричному протесту в открытом письме, опубликованном во «Франкфуртер Рундшау» от 12.05.1972, где художники выступали против использования их работ в непредусмотренном ими контексте по произволу куратора. Характерно, что протест Морриса был обращен не столько против нивелирования его художественной индивидуальности в структуре выставки, а против рассмотрения его работ (работ «современного» художника) с точки зрения традиционных искусствоведческих категорий.

Действительно, очевидная оппозиция послевоенного искусства к форме давала возможность исследователям отказать этому искусству в логической интерпретации с помощью искусствоведческих методов — иконологии Э. Панофского, формального анализа Г. Вельфлина и т. д., подменяя их, казалось.

94 Письмо Р. Морриса Х.Зееману от 06.05.1972. Кассельский архив Документы, папка dA АА — Мр.61. 169 — бы, более органичным объяснением с позиций философии постмодернизма, сформировавшейся одновременно с самыми яркими послевоенными художественными явлениями: концептуализмом, арте повера, поп-артом, кэмпом, etc. Этот заманчивый подход вел, тем не менее, к обеднению и односторонности интерпретации, лишая искусство его внутренней связи с художественной традицией. Тем не менее, методика Зеемана — теоретиками практика выставочного дела парадоксальным образом давала возможность рассмотрения современного искусства не с философской, а с искусствоведческой позиции. В его «Музее обсессий» встречаются страницы, посвященные анализу современных произведений с применением идей Э. Панофского и А.Ригля. Например, рассматривая работу художника Джулио Паолини «Кентавр», Зееман выстраивает длинный ряд ассоциаций, фиксированный классическими и современными аллюзиями на этот сюжет: «К инновации и субверсивности содержательного значения. Общепризнанно, что кентавр — получеловек, полуконь. Паолини демонстрирует это просто: корпус лошади — это отливка, процесс роста человеческого тела скрыт под острыми, как бы задрапированными формами материала. Из них тело выходит не в форме пластики, а в виде обернувшего пластик бумажного свитка, на котором нарисована голова и грудь. Ясно: теория эволюции в облегченной форме, не Тело, Стремление, Сила, а Одушевление, Мысль, Рисунок. И это именно кентавр Нессос, павший от руки Геракла. Геракл, взявший после своих подвигов в жены Деяниру, носил данную ею чудесную рубашку, которая пропиталась кровью кентавра и причиняла Гераклу такие мучения, что он предпочел смерть. Только после этого он был признан полубогом и принят на Олимп. Поэтому материал представляет собой не только переход от тела лошади к человеческому телу, но является воплощением женщины, которая посредством крови побежденного побеждает и его и своего победителя и приводит его к смерти. Женщина как платок. Это напоминает и женщину в «Исправительной колонии» Кафки, представленную во время экзекуции только в образе своего платка на шее офицера, который сам себя убивает, более не 170 — веря в справедливость созданного им порядка. Платок в обоих случаях — символ разрушительного влияния женщины на жизнь героев. Художественная правда Паолини накладывается на мифологическую правду, и обе — на жизненную правду, где существует одиночество героев и возможность их трагического конца"95. Зееман, таким образом, прослеживает иконографическую и иконологическую связь, осуществленную в образе платка — в драпировке Паолини, с апелляциями к подобным образам у Кафки и в античном мифе о Геракле. А в предисловии к каталогу Документы 5 1972 г. Зееман, рассуждая о значении метода Э. Панофского, раскрывшего в своем «Смысле в визуальных искусствах» «смысловые уровни, дающие проекцию на различные плоскости реальности», пишет: «Большая часть современного художественного творчества представляется намеренно ничего не говорящей и банальной — как сокращенная форма прошлых образов, как начало размышления, как первое звено иконологической цепочки"96. Даже одна эта фраза свидетельствует об актуальности применения искусствоведческого метода Панофского к концепту современной выставки, где произведения — «сокращенные формы прошлых образов» раскрывают свою связь с более подробными, классическими ответвлениями «иконологической цепочки», и где «реальность» присутствует как проекция в искусстве общих для всей западной культуры «прасимволов».

В критическом обзоре 2-й концепции Документы5 Рудольфа Цвирнера — галериста, работавшего во время Документы2 ассистентом А. Боде, отмечается.

97 интенция Зеемана «подменить формальные принципы содержательными». И далее, акцентируя значение содержания, Цвирнер обращает внимание и на принципиально новую роль художественной формы в концепции Зеемана: «Не качество произведения — качество в смысле формальной оригинальности — но иконографическая релевантность определяет выбор. Не «как», а «что» — определяет масштаб произведения. Этот реакционный принцип выбора —-в.

95 Szeemann, Н. Museum der Obsessionen. — S.42.

96 Idem. Einfuerung // Dokumenta5. — 5 S.

97 Zwirner, R. Критический обзор 2-й концепции Документы5. Рукопись. Кассельский архив Документы. Папка dA — АА — Мр.114. пользу второразрядных художников. В такой же степени непредусмотрительно и реакционно — показывать с лучшей стороны картины и скульптуры.

98 реалистов, противопоставляя их рекламным и индустриальным объектам" .

Цвирнер, как убежденный модернист в духе В. Хафтманна, с которым ему довелось поработать вместе на Документе2, рассуждает о выставочном методе Зеемана с позиций апологета полноценной формы и искусствоведа, понимающего очевидную разницу между «второстепенными» и «перворазрядными» художниками. Его эпитет «реакционная» в отношении концепции Зеемана касается и проблемы выбора (а значит, и оценки работ), совершаемой с помощью искусствоведческих критериев, но без приоритета формальных качеств, и выбора фигуративных и «натуралистичных» произведений (фотореализм, гиперреализм), которые, по мнению сторонника абстракции, тоже представляют собой формально регрессивные работы. Тем не менее, характерен акцент Цвирнера на «иконографическую релевантность» как основу отбора произведений на Документу5 — констатация того, что для современников не остались незамеченными попытки Зеемана рассматривать искусство постмодернизма в русле единой западной традиции.

Рассматривая Документу5 как крупнейший искусствоведческий проект-и значительное художественное явление XX века и концепцию её куратора как, прежде всего, искусствоведческую концепцию, подразумевающую отчетливую связь с традицией, хотелось бы подвести итог и представить основные выводы данной работы:

Экспозиция Документы5 1972 г. является целостным художественным явлением с четкой художественно-эстетической концепцией. Концепция Х. Зеемана опиралась на положения эстетики Г. В. Ф. Гегеля и теорию иконологии Э. Панофского, что отражено в каталоге Документы5 и теоретических трудах Х. Зеемана «Музей обсессий» и «Индивидуальные мифологии».

98 гу1гпег, Я. Критический обзор 2-й концепции Документы5. 172 —.

2.Эволюция европейской выставочной практики начиная с французских Салонов и до выставок актуального искусства XX века логически вела к появлению в 1960;70-х гг. программных тематических выставок кураторов-искусствоведов с четко отрефлектированной и.

•s, индивидуальной концепцией.

3.Теория гипотетического «музея обсессий» Х. Зеемана в контексте изменения музейной парадигмы от модернизма к постмодернизму поставила новые акценты в выставочной практике «независимого куратора», свободного от давления художественных институций.

4.Идеи «индивидуальных мифологий» и «агентства гостевой духовной работы» Х. Зеемана констатировали появление иного типа художественной деятельности второй половины XX века: практики «свободного» куратора-искусствоведа, строившего экспозицию по принципу личной символики и «прасимволов», исконно близких сознанию западного человека.

5. Для выставочной практики послевоенного периода характерна апроприация куратором-искусствоведом некоторых творческих функций художника. В этой связи немаловажна дефиниция понятий «куратор-художник» и «выставка — произведение искусства».

6.Искусство художественных течений 1960;1970;х гг.: концептуализма, поп-арта, арте повера, кэмпа, минимализма, etc., представленное на Документе5 и других масштабных выставках и демонстрирующее очевидную оппозицию традиционной художественной форме, доступно для анализа с позиций искусствознания и эстетики, а не только интерпретации с помощью современных ему философских идей постмодернизма.

7.Проблема формы в современном искусстве — ключевая искусствоведческая проблема, поставленная на Документе5 (ряд выставок Х. Зеемана, помимо Документы5, — «Когда' отношения становятся формой», «Хэппенинг и Флюксус», «Провал красоты — 173 — красота провала», — логически вёл к её конкретизации) — это проблема преемственности западной традиции от античности и средневековья — к модернизму и послевоенному искусству. Профессиональное постижение искусства последнего периода возможно только в контексте корпуса классического искусства и модернизма.

Казалось бы,' история западного искусства второй половины XX века навсегда распрощалась с категорией вкуса, четкими критериями оценки. Потеряно и чувство формы, её национальные особенности, исчерпаны визуальные способы выражения. Ценность индивидуальности художника, в высшей степени сублимировавшаяся в период модернизма, была профанирована «культом личности» в эпоху тоталитарных режимов и в послевоенное время сменилась другими интенциями. Тем не менее, феномен крупных тематических и программных послевоенных выставок, какой является Документа5 Харальда Зеемана, доказывает, что в контексте такой выставки, обусловленной жесткой художественно-эстетической концепцией куратора-искусствоведа, который в актуальном искусстве зачастую берет на себя функции художника, все вышеназванные искусствоведческие и эстетические категории сохраняются, только в более рафинированной, сублимированной и выхолощенной форме, для распознавания которой необходим более состоятельный и точный исследовательский инструментарий. 174 — Список литературы.

1. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб: Азбукаклассика, 2003. — 435 е.: ил.

2. Адорно Т. В. Эстетическая теория. — М.: Республика, 2001. — 527 с.

3. Акиндинова Т. А., Бердюгина JI.A. Новые грани старых иллюзий: Проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетической и художественной мысли XIX — XX веков. — Л.: Издательство ЛГУ, 1984. — 255 с.

4. Арсланов В. Г. Миф о смерти искусства. Эстетические идеи Франкфуртской школы от Беньямина до новых левых. — М.: Искусство, 1983. —326 с.

5. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века. — М.: Академический проект, 2003. — 766 е.: ил.

6. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. — М.: Высшая школа, 1990. — 174 с.

7. Балашова Т. В. Активность реализма: Литературно-художественные дискуссии на Западе. — М.: Искусство, 1982. — 206 с.

8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Медиум, 1996. — 240 с.

9. Ванеян С. С. Пустующий трон: Критическое искусствознание Ханса Зедльмайера. — М.: Прогресс, 2004. — 406 с.

Ю.Ванслов С. С. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 227 с.

11 .Вендле В. В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. — СПб: Аксиома, 1996. — 336 с.

12.Гартман Н. Эстетика. — Киев: Ника — Центр, 2004. — 639 с.

13.Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. — СПб: Наука, 2007. — Т. 1. — 621 с.

М.Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. — СПб:

Азбукаклассика, 2003. — 477 е.: ил. 175 —.

15.Голынко-Вольфсон Д. Большой проект — обращенность в настоящее //.

Художественный журнал. № 53. — М., 2003. — С. 10−15. 1 б. Гройс Б. «Большой проект» как индивидуальная ответственность //Художественный журнал. № 53. — М., 2003. — С. 41−43.

17.Грэм Г. Философия искусства: Введение в эстетику. — М.: Слово, 2004.

251 е.: ил.

18.Диденко В. Д. Духовная реальность и искусство. Эстетика преображения.

М.: Беловодье, 2005. — 279 с.

19. Долгов К. М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. — М.: Прогресс — Традиция, 2004. — 1036 с.

20.Дубова О. Б. Мимесис и пойэсис: античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества. — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 269 е.: ил.

21 .Жильсон Э. Живопись и реальность. — М.: РОССПЭН, 2004. — 367 е.: ил.

22.Зайцев Г. Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX — XX вв.:

Взгляд на развитие. — Екатеринбург, 1997. 160 с. 23. Западноевропейская эстетика XX века: Сб. пер. / Сост. И. С. Куликова. —.

М.: Знание, 1991.— 63 с. 24.3ись А. Я. Конфронтации в эстетике. — М.: Искусство, 1980. — 239 с. 25.3ись А. Я. Философское мышление и художественное творчество. — М.: Искусство, 1987. — 252 с.

26.Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. — 255 с.

27.Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996. — 257 с.

28.Каган М. С. Искусствознание и художественная критика. — СПб: Петрополис, 2001. — 521 с.

29.Кристева Ю. Силы ужаса: Эссе об отвращении. — М.: Алетейя, 2003. — 251 с. 176 —.

30.Лебедев A.K. К спорам об абстракционизме в искусстве. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 96 е.: ил.

31.Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. — 374 с.

32.Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев: Ника — Центр, 1994. —288 с.

33.Лосев А. Ф. Форма — Стиль — Выражение. — М.: Мысль, 1995. — 944 с.

34.Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1995, 320 с.

35.Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. — М.: Наука, 1985. — 128 с.

36.Лукшин И. П. Современное изобразительное искусство Запада: О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма. — М.: Знание, 1986. — 110 с.: ил.

37.Малахов И. Я. Модернизм: Критический очерк. —М.: Изобразительное искусство, 1986. — 150 е.: ил.

38.Манин B.C. Неискусство как искусство. —М.: УРСС, 1999. — 128 с.

39.Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб: Алетейя, 2000. — 346 с.

40.Маритен Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. — М.: РОССПЭН, 2004. — 399 с.

41.Мигунов A.C. Эстетика и искусство во второй половине XX века. — М.: Знание, 1991. — 64 е.: ил.

42.Мизиано, В. А. Другой и разные. Очерки визуальности. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 303 е.: ил.

43.Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. — M.: URSS, 2007. —110 с.

44.Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. — М.: Согласие, 1997. — 328 с. 177 —.

45.Мириманов В. Б. Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950;1990;х. — М.: Рос. Гос.Гум. Университет, 1998. — 70 с.

46.Недошивин Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. — М.: Сов. Художник, 1972. — 343 с.

47.Новикова Т. М. Философия искусства. Эзотерические традиции. — М.: Издательство МАИ, 1996. — 72 е.: ил.

48,Осокин Ю. В.

Введение

в теорию системных исследований искусства. — М.: Алетейя, 2003. — 398 с.

49.Панофски Э. Idea: К истории понятия в теории искусства от античности до классицизма. — СПб: Андрей Наследников, 2002. — 236 с.

50.Покровская А. Н. Художественные ценности в изменяющемся мире. — Минск: Наука и техника, 1990. — 120 с.

51.Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. —М.: Искусство, 1984. — 325 с.

52.Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. —М.: Издательство Московского университета, 1965. — 360 с.

53.Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицианов, М. А. Можейко. — Минск: Интерпрессервис, 2001. — 1038 с.

54.Рябов В. Ф. Кризис или возрождение: Философские раздумья об изобразительном искусстве. — JL: Художник РСФСР, 1990. — 144 с.

55.Стойков А. После заката абстракционизма. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — 159 е.: ил.

56.Турчин B.C. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. — М.: Знание, 1988. — 46 е.: ил.

57.Французская философия и эстетика XX в.: А. Бергсон, Э. Мунье, М. Мерлро-Понти / Сб. статей. — М.: Искусство, 1995. — 271 с.

5 8. Хил л ер Б. Стиль XX века. — М.: Слово, 2004. — 237 е.: ил.

59.Хоннеф К. Поп-арт. — М.: Арт-Родник, 2005. — 96 е.: ил.

60.Хофман В. Основы современного искусства: Введение в его символические формы. — СПб: Академический проект, 2004. — 559 е.: ил.

178 —.

61 .Шохин K.B. Содержание и форма в искусстве. — М.: Советская Россия, 1962. — 64 с.

62.Штреммель К. Реализм. — М.: Арт-Родник, 2006. — 95 е.: ил. бЗ. Эрберг К. Цель творчества: Опыт по теории творчества и эстетике. — М.: Вузовская книга, 2000. — 206 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Althaus, Peter F. Documenta5. Konzept und Realisation // Kunstnachrichten. 9, 2. — 1972. —S. 54−67.
  2. Archer M. Art Since 1960. — London, 1997. — 196 p.
  3. Aversion/Akzeptanz. Oeffentliche Kunst und oeffentliche Meinung. Ausseninstallationen aus documenta-Vergangenheit. — Marburg, 1992. 136 S.
  4. Ammann, J.-Ch., Szeemann, H., Brock, B. Erlaeuterungen zum Ausstellungsmodell documenta5 // Kunstjahrbuch, 2 — 1972. — S. 86−193.
  5. Ammann, J.-Ch., Szeemann, H. Von Hodler zur Antiform. Geschichte der Kunsthalle Bern. — Bern, 1970. — 165 S.
  6. Das Bild der Ausstellung. — Wien, Hochschule fuer angewandte Kunst, 1993.74 S.
  7. Baetschmann, O. Ausstellungskuenstler. Zu einer Geschichte des modernen Kuenstlers // Kultfigur und Mythenbildung. Das Bild von Kuenstler und sein Werk in der zeitgenoessischen Kunst. — Berlin, 1993. — S. 54−76.
  8. Baetschmann, O. The Artist in the Modern World. — Cologne, 1997. — 347 S.
  9. Baselitz G. Pandemonium Manifestos // Art in Theory. 1900−1990. An Antology of Changing Ideas. — Mass., 1992. — P. 624−648.
  10. Beuys, J. Jeder Mensch ein Kuenstler. Gespraeche auf der documenta5/1972.1. Berlin, 1997. — 112 S.
  11. Bernstein, J. The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida and Adorno. N.-Y., 1993. — 256 p.179 —
  12. Block R. Fluxus and Fluxism in Berlin. 1964−1976 // Berlinart. 1961−1987. — N.-Y., Munich, 1987. P. 70−82.
  13. Bois Y.-A. Painting as Model. — London, 1990. — 246 p.
  14. Buren, D. Exposition d’une exposition // Documenta5. Ausstellungskatalog. — Kassel, 1972. —S. 37−49.
  15. Das Ende des XX Jahrhunderts. Stadtpunkte zur Kunst in Deutschland. Eine Vortragsreihe zur Berliner Ausstellung «Das XX Jahrhundert — ein Jahrhundert Kunst in Deutschland». — Koeln, 2000. — 178 S.
  16. Dokumenta5. Befragung der Realitaet, Bildwelten heute. Ausst. Katalog. — Kassel, 1972. —790 S.
  17. Dokumente zur aktuellen Kunst 1967−1970. Material aus dem Archiv Szeemann. — Luezern, 1972. — 234 S.81 .The Expanding World of Art 1874−1902. Universal Exhibitions and State-, Sponsored Fine Art Exhibitions. Bd. 1. — New Haven/London, 1988. — 3321. P
  18. Foster H. Postmodernism: a Preface // The Anti-Aesthetic: essays on Postmodem Culture. — Washington, 1985. — P. 7−16.
  19. Foster H., Krauss R., Bois Y.-A., Buchloh B. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. — London, 2004. — 387 p.
  20. From an Aesthetic Point of View/Philosophy, Art and the Sences. Ed. by Peter Osborn. — London, 2000. — 168 p.
  21. Goldberg R.L. Performance Art from Futurism to the Present. — London, 1988. — 198 p.
  22. Grammel, S. Ausstellungsautorschaft. Die Konstruktion der auktoraten Position des Kurators bei Harald Szeemann. — Fr./M., 2005. — 61 S.
  23. Grasskamp, W. Modell documenta oder wie wird Kunstgeschichte gemacht? // Kunstforum. Bd. 49. — 1982. — S. 15−22.
  24. Grasskamp, W. Documenta. // Merian «Hessen». 46. Jg., Bd. 1. — 1993. — S. 74−83.180 —
  25. Grasskamp, W. Die unbewaeltigte Moderne: «Entartete Kunsr» und documental // Museum der Gegenwart — Kunst in oeffentlichen Sammlungen bis 1937. — Duesseldorf, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen. — 1987. — S. 36−54.
  26. Haftmann, Werner. Malerei in 20 Jahrhundert. —Muenchen, 1954. — 329 S.
  27. Heise, K. F. Documenta5. // Informationen, Sonderheft d5. — Kassel, 1972. — S. 84−91.
  28. Hofmann, W. Wie deutsch ist die deutsche Kunst? // Das Ende des XX. Jahrhunderts. Stadtpunkte zur Kunst in Deutschland. — Koeln, 2000. — S. 4659.
  29. Hofmann, W. Der Kuenstler als Kunstwerk // Jahrbuch der Deutschen Akademie filer Sprache und Dichtung. — Koeln, 1982. — S. 76−85.
  30. Holt, E. G. The Triumph of Art for the Public. The Emerging Role of Exhibitions and Critics. — Washington, D.C., 1980. — 261 p.
  31. Ivan, G. Kunstpolitische und kunsttheoretische Fragen der Konzepzionen der documenta-Ausstellungen in Kassel 1955 bis 1972. Berlin, Humboldt-Univ., Gesellschaftswiss. Fak., Diss. A, 1986. Deutsche Nationalbibliothek Leipzig. — 1986. —211 S.
  32. Karl, F. R. Modern and Modernism. The Sovereignity of Artist 1885−1925 — New-York, 1988. — 178 p.
  33. Kemp, W. Verstehen von Kunst im Zeitalter ihrer Institutionalisierung // Bild der Ausstellung. 1993. — p. 54−60.
  34. Kimpel, H. Warum gerade Kassel? Zur Etablierung des documenta-Mythos. // Kunstforum. Bd. 49. — 1982. — S. 23−32.181 —
  35. Kimpel, H. Documenta. Mythos und Wirklichkeit. — Koeln, 1997. — 214 S.
  36. Kimpel, H. Documenta. Die Ueberschau. Koeln, 2002. — 144 S.
  37. Kozloff M. Renderings in Art. — London, 1970. — 243 p.
  38. Kultermann U. Art and Life. — N.-Y., 1971. — 187 p.
  39. La allegria de mis suenos: I. Biennal internacional de arte contemporaneo de Sevilla. — Sevilla, 2004. — 327 p.
  40. Live in Your Head. When Attitudes Become Form. Works — Concepts — Processes — Situations — Information. Ausst.-Kat. — Bern, 1969. — 104 S.
  41. Lucie-Smith E. Movements in Art since 1945. — London. — 2001. — 286 P
  42. Mai, E. Expositionen. Geschichte und Kritik des Ausstellungswesen. — Muenchen/Berlin, 1986, —288 S.
  43. Matzner, F. Kuenstlerlexikon mit Registern zur documenta 1−8. Hrsg. v. documenta Archive fuer die Kunst des 20. Jahrhunderts. — Kassel, 1987. — 386 S.
  44. Menke, Ch. The Sovereignity of Art: Aesthetic Negativity in Adorno and Derrida. N.-Y., 1998. — 223 p.
  45. Meyer, F. Testfaelle der Kunstgeschichte. Von Odilon Redon bis Bruce Nauman. — Ostfildern, 2005. — 249 S.
  46. Mueller, H. Harald Szeemann — Ausstellungsmacher. — Ostfildern, 2006. — 168 S.
  47. Murken, A. H. Joseph Beuys und die Midizin. — Muenster, 1979. — 98 S.
  48. Mythos documenta. Ein Bilderbuch zur Kunstgeschichte // Kunstforum International, vol. 49. — Cologne, 1982. — 127 S.
  49. Obrist, H.-U. Interview with Harald Szeemann. // Artforum. Nov., 1996. — p. 22−29.
  50. Popper F. Origins and Development of Kinetic Art. — Greenvich, 1968. — 164 p.182 —
  51. Rattemeyer, V. Documenta. Trendmaker in internationalen Kunstbetrieb? — Kassel, 1984. —95 p.
  52. Rattemeyer, V., Petzinger, R. Pars pro toto. Die Geschichte der documenta am Beispiel des Treppenhauses des Fridericianums // Kunstforum. Bd.90. — 1987. —S. 334−356.
  53. Richardson T., Stangos N. Concepts of Modern Art. — N.-Y., 1974. — 276 P
  54. Roh, Franz. Entartete Kunst. Kunstbarbarei im Dritten Reich. — Hannover, 1962. —265 S.
  55. Ruhrberg, K. Documenta // Merian «Kassel». 30 Jg., Bd. 3. — 1977. — S. 46−50.
  56. Shapiro, Meyer. Theory and Philisophy of Art: Style, Artist and Society. Selected Papers. — N.-Y., 1994. — 322 p.
  57. Schneckenburger, M. Documenta. Idee und Institution. — Muenchen 1983.169 S.
  58. Schmidt, H.-W. Andy Warhol «Mao» — Joseph Beuys «Ausfegen». Zwei Arbeiten aus dem Jahr 1972 // Kultfigur und Mythenbildung/Das Bild vom Kuenstler und sein Werk in der zeitgenoessischen Kunst. — Berlin, 1993. — S. 54−71.
  59. Sedlmayer, H. Verlust der Mitte. Die bildende Kunst des 19. und 20. Jahrhunderts als Symptom und Symbol derZeit. — Salzburg, 1948. — 198 S.
  60. Skandal und Mythos: Ein neuer Blick auf die documenta5 1972. Ausstellung, Kunsthalle Wien. Katalog. — Wien, 2002. — 321 S.
  61. Staeck, Klaus. Befragung der documenta oder die Kunst soll schoen bleiben.1. Goettingen, 1972. — 98 S.
  62. Stationen der Moderne. Die bedeutenden Kunstausstellungen des 20. Jahrhunderts in Deutschland. Ausst. Kat. — Berlin, 1988. — 345 S.
  63. Stuettgen, J. Im Kraftfeld des erweiterten Kunstbegriffs von Joseph Beuys. Sieben Vortraege im Todesjahr von Joseph Beuys. — Stuttgart, 1988. — 102 S.183 —
  64. Szeemann, H. Beuysnobiscum: Eine kleine Enzyklopedie. — Dresden, 1997.- 128 S., III.
  65. Szeemann, H. Happening und Fluxus zum Beispiel oder das Negative ist das Positive //Kunstnachrichten, 7, 6. — 1971. S. 37−46.
  66. Szeemann, H. Junggesellenmaschinen. Bern Kunsthalle. Bern, 1975). — 178 S., III.
  67. Szeemann, H. Der Hang zum Gesamtkunstwerk. Europaeische Utopien seit 1800. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1983. — 256 S., III.
  68. Szeemann, H. When Attitudes Become Form. — Bern, 1969. — 187 S.
  69. Szeemann, H. Museum der Obsessionen // Internationaler Merve-Diskurs, 100. — 1981. —67−85 S.
  70. Szeemann, H. Museum der Obsessionen von/ueber/zu/mit Harald Szeemann. — Berlin, 1981. — 176 S.
  71. Szeemann, H. Individuelle Mythologien // Internationaler Merve-Diskurs, 120. — 1985. —24−69 S.
  72. Szeemann, H. Monte Verita. Berg der Wahrheit. Lokale Anthropologie als Beitrag zur Wiederentdeckung einer neuzeitlichen sakralen Topografie, Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1978. — 322 S., III.
  73. Szeemann, H. Farbverlust. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1991.— 101 S.
  74. Szeemann, H. Visionaere Schweiz. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1991. —304 S., III.
  75. Szeemann, H. Zeitlos. Ausst.-Kat. Hamburger Bahnhof. — Berlin, 1988. — 271 S., III.
  76. Szeemann, H. Austria im Rosennetz. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. Zuerich, 1996. — 256 S., III.143. Szeemann, Harald. Beiheft zu Junggesellenmaschinen. Ausst.-Kat.
  77. Kunsthalle Bern. Bern, 1975. — 87 S. 144. Szeemann, H. l’autre. Biennale d’Art Contemporain. — Lyon, 1997. — 2891. P184 —
  78. The Triumf of Art for the Public. The Emerging Role of Exhibitions and Critics. — Washington, 1980. — 214 p.
  79. Westecker, D. Documenta-Dokumente 1955−1968. — Kassel 1972. — 178 S.
  80. Ammann, J.-Ch. Materialproben zum Konzept — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 87.
  81. Blase, К. O. Konzepte, Vorschlaege, Entwuerfe — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 88.
  82. Bode, A. Schriftwechsel im Jahr 1970 zur Vorbereitung der documenta5 — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 113.
  83. Iden, P. Konzepte, Vorschlaege, Entwuerfe — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 89.
  84. Szeemann, Harald: Schriftwechsel 1973−1975. —Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 117.
  85. Szeemann, H. Schriftwechsel Juni — Dez. 1972 zum Verlauf der documenta5. — Archivalien zur documenta5, Mappe 116.
  86. Szeemann, H. Schriftwechsel Jan. — Juni 1972 zur Vorbereitung der documenta5. — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 115.
  87. Szeemann, H. Schriftwechsel im Jahr 1971 zur Vorbereitung der documenta5. — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 114.
  88. Szeemann, H. Zur documenta5. 1972. — Bibliothek des documenta Archivs Kassel.185 — Приложение.
  89. Dichtende Maler — Malende Dichter", «Поэты-художники и художники-поэты" — Художественный Музей, Ст.Галлен.1961
  90. Otto Tschumi. Otto Чуми, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.1962
  91. Puppen — Marionetten — Schattenschpiel», «Куклы — марионетки — игра теней" — Кунстхалле, Берн.
  92. Walter Kurt Wiemken, Вальтер Курт Вимкен, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.
  93. Francis Picabia / 4 Amerikaner J. Jones, A. Leslie, R. Rauschenberg, R. Stankiewisz, Ф. Пикабиа / 4 американца Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р. Станкевич- Кунстхалле, Берн.1963
  94. Victor Vasarely, Виктор Вазарели, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. „Ex Voto“, Кунстхалле, Берн.
  95. Jean Prouve, Жан Пруве, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. „Drei Initialgesten: Duchamp, Kandinsky, Malevitsch“, „Три первичных жеста: Дюшан, Кандинский, Малевич" — Кунстхалле, Берн.1965
  96. Robert Mueller, Роберт Мюллер, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.186 —
  97. Otto Meyer-Amden, Otto Мейер-Амден, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.1.cht und Bewegung / Kinetische Kunst“, „Свет и движение / кинетическое искусство" — Кунстхалле, Берн.
  98. Giorgio Morandi, Джорджо Моранди, ретроспектива- Кунстхалле, Берн.1966
  99. Weiss auf Weiss / Monochromie“, „Белое на белом / монохромность“, Кунстхалле, Берн.
  100. Phantastische Kunst — Surrealismus», «Фантастическое искусство — сюрреализм" — Кунстхалле, Берн.1967
  101. Roy Lichtenstein, Рой Лихтенштейн, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. Max Bill, Макс Билл, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. Jesus Raphael Soto, Йезус Рафаэль Сото, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.
  102. Environments», «12 видов среды" — Кунстхалле, Берн.1969
  103. When Attitudes Become Form. Works, Concepts, Processes, Situations, Information», «Когда отношения становятся формой. Произведения, концепции, ситуации, информация», Кунстхалле, Берн- музей «Дом Ланге», Крефельд- Институт Современного Искусства, Лондон.
  104. Freunde — Friends — Fruende (Karl Gerstner, Dieter Roth, Daniel Spoerri, Andre Thomkins)", «Друзья (Карл Герстнер, Дитер Рот, Даниэль Споерри, Андре Томкинс)" — Кунстхалле, Берн- Кунстхалле, Дюссельдорф.1970
  105. V^. Dokumentation 1961−1969″, „8 ½. Документация 1961−1969" — галерея Клода Живодэна, Париж.
  106. Happening und Fluxus“, „Хэппенинг и Флюксус" — Кунстферайн, Кёльн- Вюртембергский Кунстферайн, Штуттгарт- Stedelijk Museum, Амстердам- Neue Gesellschaft fuer bildende Kunst, Берлин.
  107. Ding als Objekt“, „Вещь как объект“, в сотрудничестве с Эберхардом Ротерсом- Кунстхалле, Нюрнберг.1971
  108. Вопрошение реальности, художественные миры сегодня», Новая Галерея имузей Фридерицианум, Кассель.
  109. Die Strasse", «Улица», Loeb AG, Берн.1974
  110. Grossvater, ein Pionier wie wir", «Дедушка: такой же первооткрыватель как мы», Галерея Гербера, Берн.
  111. Guy Harloff, Гай Харлофф, персональная выставка, Палаццо делла Перманенте, 1. Милан.1975−1977
  112. Junggesellenmaschinen", «Холостяки-машины», Кунстхалле, Берн. 1978−1980
  113. James Ensor, Джеймс Энсор, ретроспектива, Кунстхаус Цюрих- Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Антверпен.
  114. Joerg Immendorff, Йорг Иммендорф, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих. 1983−1984
  115. Der Hang zum Gesamtkunstwerk", «Стремление к тотальному произведению искусства», Кунстхаус, Цюрих- Кунстхалле, Дюссельдорф- Музей XX века, Вена- Оранжерея замка Шарлоттенбург, Берлин.1984
  116. Sigmar Polke, Зигмар Польке, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих. Alfred Jarry, Альфред Джарри, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих.1985
  117. Mario Merz, Марио Мерц, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих.1986
  118. Jean Fautrier, Жан Фотрие, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих- Stedelijk Museum, Амстердам.
  119. Spuren, Skulpturen und Monumente ihrer praezisen Reise", «Следы, скульптуры и монументы в своем целенаправленном путешествии», Кунстхаус Цюрих- «De Skulptura», Messepalast, Вена- «Skulptursein», «Быть скульптурой», Кунстхалле, Дюссельдорф.1987
  120. Су Twombly, Сай Твомбли, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих, затем —передвижная выставка в Мадриде, Лондоне, Дюссельдорфе, Париже.
  121. Victor Hugo", «Виктор Гюго" — Кунстхаус, Цюрих.
  122. Charles Baudelaire», «Шарль Бодлер" — Кунстхаус, Цюрих.
  123. Mario Merz, Марио Мерц- Chapelle de la Salpetriere, Festival d’Automne, Париж.1987−1988
  124. Eugene Delacroix, Эжен Делакруа- Кунстхаус, Цюрих- Staedelsches Kunstinstitut, Франкфурт.1988
  125. A-Historische klanken», «А-исторические звуки», Museum Boymans van Beuningen, Роттердам.
  126. Etienne-Martin, Этьен-Мартен- Chapelle de la Salpetriere, Festival d’Automne, Париж.
  127. Einleuchten: Will, Vorstel und Simul in HH", «Осветить: воля, представление и симуляция в XX" — Deichtorhallen, Гамбург.
  128. Piet Mondrian, Пит Мондриан- Centro Culturale Monte Verita und Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.
  129. Richard Serra, Ричард Серра- персональная выставка, Кунстхаус, Цюрих.190 —
  130. Georg Baselitz, Георг Базелиц- персональная выставка, Кунстхаус, Цюрих- Кунстхалле, Дюссельдорф.
  131. Ettore Jelmorini, Этторе Ельморини- персональная выставка, Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.1991
  132. Niele Toroni, Ниеле Торони- персональная выставка, Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.
  133. Georg Baselitz. Werke aus der Sammlung Ackermeier, Berlin, «Георг Базелиц. Произведения из собрания Акермайера, Берлин», сотрудничество и работа над каталогом, Refettorio delle Stelline, Милан.
  134. Visionaere Schweiz, «Видение Швейцарии», Кунстхаус, Цюрих- Кунстхалле, Дюссельдорф.
  135. Walter de Maria. The 2000 Sculpture, «Уолтер де Мария. 2000-я скульптура», Кунстхаус, Цюрих.1992
  136. Wolfgang Laib, Вольфганг Лайб, персональная выставка, Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.
  137. Швейцарский павильон и выставка Unexpected Swiss, «Неожиданная Швейцария» на Ехро92, Севилья.
  138. GAS: Grandiose Ambitieux Silencieux, «Грандиозно Амбициозно Молчаливо», Музей Современного Искусства, Бордо.1993
  139. Joseph Beuys, Йозеф Бойс, ретроспектива, Кунстхаус, Цюрих- Museo Nacional Reina Sofia, Мадрид- Центр Жоржа Помпиду, Париж.1995
  140. Austria in Rosennetz, «Австрия в сети роз», Австрийский музей прикладного искусства, Вена и Кунстхаус, Цюрих под названием Wunderkammer Oesterreich — «Австрия — волшебная комната».1997
  141. Epicenter Ljubljana, «Эпицентр — Любляна», Современная Галерея, Любляна. L’autre, 4. Biennale d’art contemporain de Lion. «Другие», экспозиция на 4-й биеннале современного искусства в Лионе.
  142. Unmapping the Earth, 2. Kwangju Biennale, «Земля без карт», экспозиция на 2-й биеннале в Кванджу, Южная Корея — работа над секцией «Скорость, вода».1998
  143. Torbjorn Roedland, Serge Spitzer, Arkipelag, «Торбьорн Рёдланд, Серж Спитцер, архипелаг», Nordic Museum, Стокгольм.
  144. Diversities, Spices, Academies, «Отклонения, специфика, академии», Академия изобразительных искусств, Вена.1999d'APERTutto, 48. esposizione internationale d’arte, секция d’APERTutto на 48-й биеннале, Венеция.
  145. Weltuntergang und Prinzip Hoffnung, «Закат мира и принцип надежды», Кунстхаус, Цюрих.
  146. Yves Klein, Ив Кляйн, ретроспектива, Музей Тингели, Базель. Walter de Maria, Вальтер де Мария, ретроспектива, Кунстхаус, Цюрих.2000
  147. Six Curators, Six Artists, «Шесть кураторов, шесть художников», экспозиция художника George Adeagbo, Брюссель.
  148. Agents of Change, «Агенты перемен», экспозиция на сиднейской биеннале, Сидней, Австралия.
  149. Bruce Nauman, sein eigener Nachbar. Carte-de-Visite 5, «Брюс Науман, свой собственный сосед. Визитная карточка № 5», Кунстхаус, Цюрих. 2001
  150. Plateau der Menschheit, 49. esposizione internationale d’arte, Biennale di Venezia, «Плато человечества», экспозиция на 49-й биеннале современного искусства в Венеции. 2002
  151. Marcel Duchamp, Марсель Дюшан, ретроспектива, Музей Тингели, Базель. Geld und Wert / das letzte Tabu, «Деньги и стоимость / последнее табу», на швейцарской Expo.02 в Биле.
  152. Aubes — Reverie au bord de Victor Hugo, дом Виктора Гюго, Париж.2003
  153. G2003, Mostra internationale d’arte all’aperto, Аскона.
  154. Blut und Honig — Zukunft ist am Balkan, Sammlung Essl — Kunst der Gegenwart, «Кровь и мёд — будущее на Балканах, собрание Essl — искусство современности», Клостернойбург.
  155. Belgique visionnaire, «Видение Бельгии», Дворец Изящных Искусств, Брюссель.
Заполнить форму текущей работой