Проблема куратора как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-х годов.
Харальд Зееман и Кассельская Документа5
Диссертация
Письмо Р. Морриса Х. Зееману от 06.05.1972. Кассельский архив Документы, папка dA АА — Мр.61. 169 — бы, более органичным объяснением с позиций философии постмодернизма, сформировавшейся одновременно с самыми яркими послевоенными художественными явлениями: концептуализмом, арте повера, поп-артом, кэмпом, etc. Этот заманчивый подход вел, тем не менее, к обеднению и односторонности интерпретации… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. История Документы
- Особенности 5-й Документы Харальда Зеемана в сравнении с другими выставками Документы 1955 — 2007 гг
- 1. 1. История основания Документы и руина музея Фридерицианум
- 1. 2. Методы презентации Документы и принцип инсценировки Арнольда Боде
- 1. 3. Идея и воплощение Документы
- Трёхкратная смена концепции выставки
- 1. 4. Выставки Кассельской Документы с 1977 по 2007 год. Рецепция экспозиционных методов Х. Зеемана в выставочной практике последней трети XX в
- Глава 2. Харальд Зееман: искусствовед и куратор
- 2. 1. Годы обучения Х. Зеемана в университете Берна и первые опыты выставочной деятельности в Берне и Ст. Галлене
- 2. 2. Выставки бернского периода с 1961 по 1969 гг
- 2. 3. Программные выставки «Когда отношения становятся формой», «Хэппенинг и Флюксус»
- 2. 4. Документа5 как отражение искусствоведческих взглядов Х.Зеемана. Значение его теории «индивидуальных мифологий» и «музея обсессий»
- 2. 5. Программные выставки «Монте Верита», «Стремление к тотальному произведению искусства»
- 2. 6. Работа Х. Зеемана в качестве независимого куратора. Ретроспективы художников, проекты Венецианских биеннале 1999 г. и 2001 г., «духовные портреты стран»
- Глава 3. Куратор как художник и выставка как произведение искусства во второй половине XX в
- 3. 1. Дефиниция понятий «куратор-художник» и «выставка-произведение искусства»
- 3. 2. Эволюция западной выставочной практики
- 3. 3. Особенности Документы5 как целостного художественного явления
- 3. 4. Оппозиция институциональному подходу в оценке современного искусства в выставочной практике Х. Зеемана
- Глава 4. Роль куратора-искусствоведа в формировании состава выставки
- К проблеме эстетической и художественной оценки актуального искусства .134 4.1. Проблема эстетической и формальной оценки искусства постмодернизма
- Искусство новейших течений с позиций традиционного искусствоведения и эстетики
- 4. 2. Суть художественной концепции Х. Зеемана и принципы отбора выставочных объектов
Список литературы
- Althaus, Peter F. Documenta5. Konzept und Realisation // Kunstnachrichten. 9, 2. — 1972. —S. 54−67.
- Archer M. Art Since 1960. — London, 1997. — 196 p.
- Aversion/Akzeptanz. Oeffentliche Kunst und oeffentliche Meinung. Ausseninstallationen aus documenta-Vergangenheit. — Marburg, 1992. 136 S.
- Ammann, J.-Ch., Szeemann, H., Brock, B. Erlaeuterungen zum Ausstellungsmodell documenta5 // Kunstjahrbuch, 2 — 1972. — S. 86−193.
- Ammann, J.-Ch., Szeemann, H. Von Hodler zur Antiform. Geschichte der Kunsthalle Bern. — Bern, 1970. — 165 S.
- Das Bild der Ausstellung. — Wien, Hochschule fuer angewandte Kunst, 1993.74 S.
- Baetschmann, O. Ausstellungskuenstler. Zu einer Geschichte des modernen Kuenstlers // Kultfigur und Mythenbildung. Das Bild von Kuenstler und sein Werk in der zeitgenoessischen Kunst. — Berlin, 1993. — S. 54−76.
- Baetschmann, O. The Artist in the Modern World. — Cologne, 1997. — 347 S.
- Baselitz G. Pandemonium Manifestos // Art in Theory. 1900−1990. An Antology of Changing Ideas. — Mass., 1992. — P. 624−648.
- Beuys, J. Jeder Mensch ein Kuenstler. Gespraeche auf der documenta5/1972.1. Berlin, 1997. — 112 S.
- Bernstein, J. The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida and Adorno. N.-Y., 1993. — 256 p.179 —
- Block R. Fluxus and Fluxism in Berlin. 1964−1976 // Berlinart. 1961−1987. — N.-Y., Munich, 1987. P. 70−82.
- Bois Y.-A. Painting as Model. — London, 1990. — 246 p.
- Buren, D. Exposition d’une exposition // Documenta5. Ausstellungskatalog. — Kassel, 1972. —S. 37−49.
- Das Ende des XX Jahrhunderts. Stadtpunkte zur Kunst in Deutschland. Eine Vortragsreihe zur Berliner Ausstellung «Das XX Jahrhundert — ein Jahrhundert Kunst in Deutschland». — Koeln, 2000. — 178 S.
- Dokumenta5. Befragung der Realitaet, Bildwelten heute. Ausst. Katalog. — Kassel, 1972. —790 S.
- Dokumente zur aktuellen Kunst 1967−1970. Material aus dem Archiv Szeemann. — Luezern, 1972. — 234 S.81 .The Expanding World of Art 1874−1902. Universal Exhibitions and State-, Sponsored Fine Art Exhibitions. Bd. 1. — New Haven/London, 1988. — 3321. P
- Foster H. Postmodernism: a Preface // The Anti-Aesthetic: essays on Postmodem Culture. — Washington, 1985. — P. 7−16.
- Foster H., Krauss R., Bois Y.-A., Buchloh B. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism. — London, 2004. — 387 p.
- From an Aesthetic Point of View/Philosophy, Art and the Sences. Ed. by Peter Osborn. — London, 2000. — 168 p.
- Goldberg R.L. Performance Art from Futurism to the Present. — London, 1988. — 198 p.
- Grammel, S. Ausstellungsautorschaft. Die Konstruktion der auktoraten Position des Kurators bei Harald Szeemann. — Fr./M., 2005. — 61 S.
- Grasskamp, W. Modell documenta oder wie wird Kunstgeschichte gemacht? // Kunstforum. Bd. 49. — 1982. — S. 15−22.
- Grasskamp, W. Documenta. // Merian «Hessen». 46. Jg., Bd. 1. — 1993. — S. 74−83.180 —
- Grasskamp, W. Die unbewaeltigte Moderne: «Entartete Kunsr» und documental // Museum der Gegenwart — Kunst in oeffentlichen Sammlungen bis 1937. — Duesseldorf, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen. — 1987. — S. 36−54.
- Haftmann, Werner. Malerei in 20 Jahrhundert. —Muenchen, 1954. — 329 S.
- Heise, K. F. Documenta5. // Informationen, Sonderheft d5. — Kassel, 1972. — S. 84−91.
- Hofmann, W. Wie deutsch ist die deutsche Kunst? // Das Ende des XX. Jahrhunderts. Stadtpunkte zur Kunst in Deutschland. — Koeln, 2000. — S. 4659.
- Hofmann, W. Der Kuenstler als Kunstwerk // Jahrbuch der Deutschen Akademie filer Sprache und Dichtung. — Koeln, 1982. — S. 76−85.
- Holt, E. G. The Triumph of Art for the Public. The Emerging Role of Exhibitions and Critics. — Washington, D.C., 1980. — 261 p.
- Ivan, G. Kunstpolitische und kunsttheoretische Fragen der Konzepzionen der documenta-Ausstellungen in Kassel 1955 bis 1972. Berlin, Humboldt-Univ., Gesellschaftswiss. Fak., Diss. A, 1986. Deutsche Nationalbibliothek Leipzig. — 1986. —211 S.
- Karl, F. R. Modern and Modernism. The Sovereignity of Artist 1885−1925 — New-York, 1988. — 178 p.
- Kemp, W. Verstehen von Kunst im Zeitalter ihrer Institutionalisierung // Bild der Ausstellung. 1993. — p. 54−60.
- Kimpel, H. Warum gerade Kassel? Zur Etablierung des documenta-Mythos. // Kunstforum. Bd. 49. — 1982. — S. 23−32.181 —
- Kimpel, H. Documenta. Mythos und Wirklichkeit. — Koeln, 1997. — 214 S.
- Kimpel, H. Documenta. Die Ueberschau. Koeln, 2002. — 144 S.
- Kozloff M. Renderings in Art. — London, 1970. — 243 p.
- Kultermann U. Art and Life. — N.-Y., 1971. — 187 p.
- La allegria de mis suenos: I. Biennal internacional de arte contemporaneo de Sevilla. — Sevilla, 2004. — 327 p.
- Live in Your Head. When Attitudes Become Form. Works — Concepts — Processes — Situations — Information. Ausst.-Kat. — Bern, 1969. — 104 S.
- Lucie-Smith E. Movements in Art since 1945. — London. — 2001. — 286 P
- Mai, E. Expositionen. Geschichte und Kritik des Ausstellungswesen. — Muenchen/Berlin, 1986, —288 S.
- Matzner, F. Kuenstlerlexikon mit Registern zur documenta 1−8. Hrsg. v. documenta Archive fuer die Kunst des 20. Jahrhunderts. — Kassel, 1987. — 386 S.
- Menke, Ch. The Sovereignity of Art: Aesthetic Negativity in Adorno and Derrida. N.-Y., 1998. — 223 p.
- Meyer, F. Testfaelle der Kunstgeschichte. Von Odilon Redon bis Bruce Nauman. — Ostfildern, 2005. — 249 S.
- Mueller, H. Harald Szeemann — Ausstellungsmacher. — Ostfildern, 2006. — 168 S.
- Murken, A. H. Joseph Beuys und die Midizin. — Muenster, 1979. — 98 S.
- Mythos documenta. Ein Bilderbuch zur Kunstgeschichte // Kunstforum International, vol. 49. — Cologne, 1982. — 127 S.
- Obrist, H.-U. Interview with Harald Szeemann. // Artforum. Nov., 1996. — p. 22−29.
- Popper F. Origins and Development of Kinetic Art. — Greenvich, 1968. — 164 p.182 —
- Rattemeyer, V. Documenta. Trendmaker in internationalen Kunstbetrieb? — Kassel, 1984. —95 p.
- Rattemeyer, V., Petzinger, R. Pars pro toto. Die Geschichte der documenta am Beispiel des Treppenhauses des Fridericianums // Kunstforum. Bd.90. — 1987. —S. 334−356.
- Richardson T., Stangos N. Concepts of Modern Art. — N.-Y., 1974. — 276 P
- Roh, Franz. Entartete Kunst. Kunstbarbarei im Dritten Reich. — Hannover, 1962. —265 S.
- Ruhrberg, K. Documenta // Merian «Kassel». 30 Jg., Bd. 3. — 1977. — S. 46−50.
- Shapiro, Meyer. Theory and Philisophy of Art: Style, Artist and Society. Selected Papers. — N.-Y., 1994. — 322 p.
- Schneckenburger, M. Documenta. Idee und Institution. — Muenchen 1983.169 S.
- Schmidt, H.-W. Andy Warhol «Mao» — Joseph Beuys «Ausfegen». Zwei Arbeiten aus dem Jahr 1972 // Kultfigur und Mythenbildung/Das Bild vom Kuenstler und sein Werk in der zeitgenoessischen Kunst. — Berlin, 1993. — S. 54−71.
- Sedlmayer, H. Verlust der Mitte. Die bildende Kunst des 19. und 20. Jahrhunderts als Symptom und Symbol derZeit. — Salzburg, 1948. — 198 S.
- Skandal und Mythos: Ein neuer Blick auf die documenta5 1972. Ausstellung, Kunsthalle Wien. Katalog. — Wien, 2002. — 321 S.
- Staeck, Klaus. Befragung der documenta oder die Kunst soll schoen bleiben.1. Goettingen, 1972. — 98 S.
- Stationen der Moderne. Die bedeutenden Kunstausstellungen des 20. Jahrhunderts in Deutschland. Ausst. Kat. — Berlin, 1988. — 345 S.
- Stuettgen, J. Im Kraftfeld des erweiterten Kunstbegriffs von Joseph Beuys. Sieben Vortraege im Todesjahr von Joseph Beuys. — Stuttgart, 1988. — 102 S.183 —
- Szeemann, H. Beuysnobiscum: Eine kleine Enzyklopedie. — Dresden, 1997.- 128 S., III.
- Szeemann, H. Happening und Fluxus zum Beispiel oder das Negative ist das Positive //Kunstnachrichten, 7, 6. — 1971. S. 37−46.
- Szeemann, H. Junggesellenmaschinen. Bern Kunsthalle. Bern, 1975). — 178 S., III.
- Szeemann, H. Der Hang zum Gesamtkunstwerk. Europaeische Utopien seit 1800. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1983. — 256 S., III.
- Szeemann, H. When Attitudes Become Form. — Bern, 1969. — 187 S.
- Szeemann, H. Museum der Obsessionen // Internationaler Merve-Diskurs, 100. — 1981. —67−85 S.
- Szeemann, H. Museum der Obsessionen von/ueber/zu/mit Harald Szeemann. — Berlin, 1981. — 176 S.
- Szeemann, H. Individuelle Mythologien // Internationaler Merve-Diskurs, 120. — 1985. —24−69 S.
- Szeemann, H. Monte Verita. Berg der Wahrheit. Lokale Anthropologie als Beitrag zur Wiederentdeckung einer neuzeitlichen sakralen Topografie, Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1978. — 322 S., III.
- Szeemann, H. Farbverlust. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1991.— 101 S.
- Szeemann, H. Visionaere Schweiz. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. — Zuerich, 1991. —304 S., III.
- Szeemann, H. Zeitlos. Ausst.-Kat. Hamburger Bahnhof. — Berlin, 1988. — 271 S., III.
- Szeemann, H. Austria im Rosennetz. Ausst.-Kat. Kunsthaus Zuerich. Zuerich, 1996. — 256 S., III.143. Szeemann, Harald. Beiheft zu Junggesellenmaschinen. Ausst.-Kat.
- Kunsthalle Bern. Bern, 1975. — 87 S. 144. Szeemann, H. l’autre. Biennale d’Art Contemporain. — Lyon, 1997. — 2891. P184 —
- The Triumf of Art for the Public. The Emerging Role of Exhibitions and Critics. — Washington, 1980. — 214 p.
- Westecker, D. Documenta-Dokumente 1955−1968. — Kassel 1972. — 178 S.
- Ammann, J.-Ch. Materialproben zum Konzept — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 87.
- Blase, К. O. Konzepte, Vorschlaege, Entwuerfe — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 88.
- Bode, A. Schriftwechsel im Jahr 1970 zur Vorbereitung der documenta5 — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 113.
- Iden, P. Konzepte, Vorschlaege, Entwuerfe — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 89.
- Szeemann, Harald: Schriftwechsel 1973−1975. —Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 117.
- Szeemann, H. Schriftwechsel Juni — Dez. 1972 zum Verlauf der documenta5. — Archivalien zur documenta5, Mappe 116.
- Szeemann, H. Schriftwechsel Jan. — Juni 1972 zur Vorbereitung der documenta5. — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 115.
- Szeemann, H. Schriftwechsel im Jahr 1971 zur Vorbereitung der documenta5. — Bibliothek des documenta Archivs Kassel. Archivalien zur documenta5, Mappe 114.
- Szeemann, H. Zur documenta5. 1972. — Bibliothek des documenta Archivs Kassel.185 — Приложение.
- Dichtende Maler — Malende Dichter", «Поэты-художники и художники-поэты" — Художественный Музей, Ст.Галлен.1961
- Otto Tschumi. Otto Чуми, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.1962
- Puppen — Marionetten — Schattenschpiel», «Куклы — марионетки — игра теней" — Кунстхалле, Берн.
- Walter Kurt Wiemken, Вальтер Курт Вимкен, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.
- Francis Picabia / 4 Amerikaner J. Jones, A. Leslie, R. Rauschenberg, R. Stankiewisz, Ф. Пикабиа / 4 американца Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р. Станкевич- Кунстхалле, Берн.1963
- Victor Vasarely, Виктор Вазарели, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. „Ex Voto“, Кунстхалле, Берн.
- Jean Prouve, Жан Пруве, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. „Drei Initialgesten: Duchamp, Kandinsky, Malevitsch“, „Три первичных жеста: Дюшан, Кандинский, Малевич" — Кунстхалле, Берн.1965
- Robert Mueller, Роберт Мюллер, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.186 —
- Otto Meyer-Amden, Otto Мейер-Амден, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.1.cht und Bewegung / Kinetische Kunst“, „Свет и движение / кинетическое искусство" — Кунстхалле, Берн.
- Giorgio Morandi, Джорджо Моранди, ретроспектива- Кунстхалле, Берн.1966
- Weiss auf Weiss / Monochromie“, „Белое на белом / монохромность“, Кунстхалле, Берн.
- Phantastische Kunst — Surrealismus», «Фантастическое искусство — сюрреализм" — Кунстхалле, Берн.1967
- Roy Lichtenstein, Рой Лихтенштейн, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. Max Bill, Макс Билл, персональная выставка- Кунстхалле, Берн. Jesus Raphael Soto, Йезус Рафаэль Сото, персональная выставка- Кунстхалле, Берн.
- Environments», «12 видов среды" — Кунстхалле, Берн.1969
- When Attitudes Become Form. Works, Concepts, Processes, Situations, Information», «Когда отношения становятся формой. Произведения, концепции, ситуации, информация», Кунстхалле, Берн- музей «Дом Ланге», Крефельд- Институт Современного Искусства, Лондон.
- Freunde — Friends — Fruende (Karl Gerstner, Dieter Roth, Daniel Spoerri, Andre Thomkins)", «Друзья (Карл Герстнер, Дитер Рот, Даниэль Споерри, Андре Томкинс)" — Кунстхалле, Берн- Кунстхалле, Дюссельдорф.1970
- V^. Dokumentation 1961−1969″, „8 ½. Документация 1961−1969" — галерея Клода Живодэна, Париж.
- Happening und Fluxus“, „Хэппенинг и Флюксус" — Кунстферайн, Кёльн- Вюртембергский Кунстферайн, Штуттгарт- Stedelijk Museum, Амстердам- Neue Gesellschaft fuer bildende Kunst, Берлин.
- Ding als Objekt“, „Вещь как объект“, в сотрудничестве с Эберхардом Ротерсом- Кунстхалле, Нюрнберг.1971
- Вопрошение реальности, художественные миры сегодня», Новая Галерея имузей Фридерицианум, Кассель.
- Die Strasse", «Улица», Loeb AG, Берн.1974
- Grossvater, ein Pionier wie wir", «Дедушка: такой же первооткрыватель как мы», Галерея Гербера, Берн.
- Guy Harloff, Гай Харлофф, персональная выставка, Палаццо делла Перманенте, 1. Милан.1975−1977
- Junggesellenmaschinen", «Холостяки-машины», Кунстхалле, Берн. 1978−1980
- James Ensor, Джеймс Энсор, ретроспектива, Кунстхаус Цюрих- Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Антверпен.
- Joerg Immendorff, Йорг Иммендорф, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих. 1983−1984
- Der Hang zum Gesamtkunstwerk", «Стремление к тотальному произведению искусства», Кунстхаус, Цюрих- Кунстхалле, Дюссельдорф- Музей XX века, Вена- Оранжерея замка Шарлоттенбург, Берлин.1984
- Sigmar Polke, Зигмар Польке, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих. Alfred Jarry, Альфред Джарри, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих.1985
- Mario Merz, Марио Мерц, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих.1986
- Jean Fautrier, Жан Фотрие, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих- Stedelijk Museum, Амстердам.
- Spuren, Skulpturen und Monumente ihrer praezisen Reise", «Следы, скульптуры и монументы в своем целенаправленном путешествии», Кунстхаус Цюрих- «De Skulptura», Messepalast, Вена- «Skulptursein», «Быть скульптурой», Кунстхалле, Дюссельдорф.1987
- Су Twombly, Сай Твомбли, персональная выставка, Кунстхаус Цюрих, затем —передвижная выставка в Мадриде, Лондоне, Дюссельдорфе, Париже.
- Victor Hugo", «Виктор Гюго" — Кунстхаус, Цюрих.
- Charles Baudelaire», «Шарль Бодлер" — Кунстхаус, Цюрих.
- Mario Merz, Марио Мерц- Chapelle de la Salpetriere, Festival d’Automne, Париж.1987−1988
- Eugene Delacroix, Эжен Делакруа- Кунстхаус, Цюрих- Staedelsches Kunstinstitut, Франкфурт.1988
- A-Historische klanken», «А-исторические звуки», Museum Boymans van Beuningen, Роттердам.
- Etienne-Martin, Этьен-Мартен- Chapelle de la Salpetriere, Festival d’Automne, Париж.
- Einleuchten: Will, Vorstel und Simul in HH", «Осветить: воля, представление и симуляция в XX" — Deichtorhallen, Гамбург.
- Piet Mondrian, Пит Мондриан- Centro Culturale Monte Verita und Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.
- Richard Serra, Ричард Серра- персональная выставка, Кунстхаус, Цюрих.190 —
- Georg Baselitz, Георг Базелиц- персональная выставка, Кунстхаус, Цюрих- Кунстхалле, Дюссельдорф.
- Ettore Jelmorini, Этторе Ельморини- персональная выставка, Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.1991
- Niele Toroni, Ниеле Торони- персональная выставка, Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.
- Georg Baselitz. Werke aus der Sammlung Ackermeier, Berlin, «Георг Базелиц. Произведения из собрания Акермайера, Берлин», сотрудничество и работа над каталогом, Refettorio delle Stelline, Милан.
- Visionaere Schweiz, «Видение Швейцарии», Кунстхаус, Цюрих- Кунстхалле, Дюссельдорф.
- Walter de Maria. The 2000 Sculpture, «Уолтер де Мария. 2000-я скульптура», Кунстхаус, Цюрих.1992
- Wolfgang Laib, Вольфганг Лайб, персональная выставка, Museo Communale d’Arte Moderna, Аскона.
- Швейцарский павильон и выставка Unexpected Swiss, «Неожиданная Швейцария» на Ехро92, Севилья.
- GAS: Grandiose Ambitieux Silencieux, «Грандиозно Амбициозно Молчаливо», Музей Современного Искусства, Бордо.1993
- Joseph Beuys, Йозеф Бойс, ретроспектива, Кунстхаус, Цюрих- Museo Nacional Reina Sofia, Мадрид- Центр Жоржа Помпиду, Париж.1995
- Austria in Rosennetz, «Австрия в сети роз», Австрийский музей прикладного искусства, Вена и Кунстхаус, Цюрих под названием Wunderkammer Oesterreich — «Австрия — волшебная комната».1997
- Epicenter Ljubljana, «Эпицентр — Любляна», Современная Галерея, Любляна. L’autre, 4. Biennale d’art contemporain de Lion. «Другие», экспозиция на 4-й биеннале современного искусства в Лионе.
- Unmapping the Earth, 2. Kwangju Biennale, «Земля без карт», экспозиция на 2-й биеннале в Кванджу, Южная Корея — работа над секцией «Скорость, вода».1998
- Torbjorn Roedland, Serge Spitzer, Arkipelag, «Торбьорн Рёдланд, Серж Спитцер, архипелаг», Nordic Museum, Стокгольм.
- Diversities, Spices, Academies, «Отклонения, специфика, академии», Академия изобразительных искусств, Вена.1999d'APERTutto, 48. esposizione internationale d’arte, секция d’APERTutto на 48-й биеннале, Венеция.
- Weltuntergang und Prinzip Hoffnung, «Закат мира и принцип надежды», Кунстхаус, Цюрих.
- Yves Klein, Ив Кляйн, ретроспектива, Музей Тингели, Базель. Walter de Maria, Вальтер де Мария, ретроспектива, Кунстхаус, Цюрих.2000
- Six Curators, Six Artists, «Шесть кураторов, шесть художников», экспозиция художника George Adeagbo, Брюссель.
- Agents of Change, «Агенты перемен», экспозиция на сиднейской биеннале, Сидней, Австралия.
- Bruce Nauman, sein eigener Nachbar. Carte-de-Visite 5, «Брюс Науман, свой собственный сосед. Визитная карточка № 5», Кунстхаус, Цюрих. 2001
- Plateau der Menschheit, 49. esposizione internationale d’arte, Biennale di Venezia, «Плато человечества», экспозиция на 49-й биеннале современного искусства в Венеции. 2002
- Marcel Duchamp, Марсель Дюшан, ретроспектива, Музей Тингели, Базель. Geld und Wert / das letzte Tabu, «Деньги и стоимость / последнее табу», на швейцарской Expo.02 в Биле.
- Aubes — Reverie au bord de Victor Hugo, дом Виктора Гюго, Париж.2003
- G2003, Mostra internationale d’arte all’aperto, Аскона.
- Blut und Honig — Zukunft ist am Balkan, Sammlung Essl — Kunst der Gegenwart, «Кровь и мёд — будущее на Балканах, собрание Essl — искусство современности», Клостернойбург.
- Belgique visionnaire, «Видение Бельгии», Дворец Изящных Искусств, Брюссель.