Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства: спортивный бальный танец, вторая половина XX века
Диссертация
Вопрос об изобразительно-выразительных средствах танца не раз поднимался в разных аспектах данного исследования. Было установлено, в частности, что основой художественного языка в танцевальном искусстве, обеспечивающей его выразительность, является пластика, а в спортивных дисциплинах движение. На этом основании делается вывод, что движение в спортивном танце является изобразительным, а пластика… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Философия танца, как методологическая база теории и методики танцевального искусства
- 1. 1. Феноменологический анализ танца
- 1. 2. Онтологический анализ танца
- 1. 3. Гносеологический анализ танца
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Смыслообразующие понятия эстетики спорта как основа разработки его теории
- 2. 1. Феномен синтеза спорта и искусства (к вопросу о совместимости их эстетических структур)
- 2. 1. 1. Ритмочувствование: природа, значение и перспективы его восстановления как природной потенции человека
- 2. 1. 2. Многообразие эстетических структур в спорте как отражение его богатой видовой палитры
- 2. 2. Движение и пластика как основные компоненты эстетической структуры спортивных танцев
- 2. 1. Феномен синтеза спорта и искусства (к вопросу о совместимости их эстетических структур)
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. Индивидуальный художественный стиль как смыслообразующее понятие формирования исполнительского мастерства танцора
- 3. 1. Становление спортивного бального танца в России и проблемы его дальнейшего развития
- 3. 2. Художественный стиль как актуальная проблема эстетики
- 3. 3. Индивидуальный художественный стиль и его компоненты в спортивных бальных танцах
- 3. 3. 1. Пластика
- 3. 3. 2. Музыкальность
- 3. 3. 3. Дуэтность
- 3. 3. 4. Естественность
Список литературы
- Абушенко В. JI. Личность // Новейший философский словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. — С. 369−371.
- Анжелоне У. Вопросы стиля // СТО. 2002. — № 5. — С. 132−134.
- Ардальянова Е. Ча-ча-ча: танцуют все! // Имидж всё. — 2002. — № 5.
- Арнольд П. Дж. Эстетические аспекты спорта. Сокр. пер. Соменко Л. В. // Спорт, духовные ценности, культура. М., — 1997. — Вып. 5. — С. 19−34.
- Астахова О.А. Принципы взаимодействия музыки и танца: Дис. .канд. искусств. М, 1973. -184с.
- Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к движению смыслов: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 24.00.01 Мордовск. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва, Саранск, 2000, — 18с.
- Бабайцев АЛО. Гносеология. Эпистемология // Новейший филос. словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. С. 174, 847−848.
- Балет. Энциклопедия /ред. Ю. Н. Григорович/. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 624с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 541с.
- Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства: Учеб. Пособие для художественно-графических факультетов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1977.-188с.
- Бенюх К. Д. Важные слагаемые // Гимнастика. 1972. — № 2. — С. 45−47.
- Бергер JI. К постижению гармонии мира (о возникновении и развитии эвритмического танца) // Муз. жизнь. 1993. — № 6. — С. 15−16.
- Бёрнс Д. Президент WD & DSC о главном // Профессионал. International. -2006. -№ 33. -С. 2−4.
- Блок JI. Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987.-556с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. — 496с.
- Бородачёва В., Магазинер JI. Полемические заметки о судействе // Звёзды над паркетом. 2003. — № 4. — С. 10−12.
- Бородина Е.А. Влияние олимпийского движения на развитие мировой культуры: исторический и современный аспекты: Автореф. дис. .канд. культурол. наук: 24.00.02 Нижневарт. гос. пед. ин-т, Нижневартовск, 2000. — 27с.
- Браун В. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 18. — С. 3.
- Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: ФОН, 1997. — 209с.
- Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
- Ваноне К. Индивидуальность не зависит от национальности. // Звёзды над паркетом. 2001. — № 14(79). — С.20.
- Ванслов В. В. Статьи о балете. JL: Музыка, 1980. — 189с.
- Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. -439с.
- Вековцева Т. А. Художественный образ в печатной рекламе России: Автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.06 ВНИИ техн. эстетики. М-во пром-ти, науки и технологии Рос. Федерации, М. 2000. — 24с.
- Власов В. Г. Стиль, стилизация // Стили в искусстве. Т 1. СПб.: Кольна. -1995.-С. 540−546.
- Волконский С. М. Мои воспоминания. Соч. в 2-х том. М.: Искусство, 1992.
- Выготский JI.C. Психология искусства: анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. -416с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Послесловие B.C. Малахова- коммент. B.C. Малахова и В. В. Бибихина. М.: Искусство. 1991. — 368с.
- Гадамер Г.-Г. Гёте и философия // Филос. и социал. мысль. -1991. № 6. — С. 77−93.
- Гадамер Г.-Г. Игра искусства Пер. с нем. // Вопросы философии. 2006. -№ 8.-С. 164−168.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 699с.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Фрагменты из кн. западногерманск. философа Г.-Г. Гадамера. Пер. и предис. 3. И. Зайцевой. // Философские науки. 1987. — № 6. — С. 94−105.
- Гадамер Г.-Г. Что есть истина? // Логос. -1991.- Вып. 1. С. 30−37.
- Гафаров Х.С. Лингвофилософская концепция как основа герменевтики Гадамера: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.03 СПбГУ, СПб.1993. 19с.
- Гвоздев Ю. В. Спортивные танцы. Гипотезы, анализ, размышления. -Челябинск.: б. и., 2001.
- Герасимова И. А. Гармония индивидуального и универсалия отражения в танце // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М. -1998.
- Герасимова И. А. Философское понимание танца // Вопросы философии. -1998. № 4. — С.50−63.
- Гиршон А. Танец как метафора и не только // Танцевальная импровизация. Теория, история и практика. Альманах 1. М. — 1999.
- Гавердовский Ю. К. Стиль, композиция, мода // Гимнастика. 1974. — Вып. 2. — С. 5−9.
- Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. — 368с.
- Голубова JI.H. Я.Г. Яковлев. Эстетика (учеб.пособие) // Вопросы философии. -2001. № 4. — С. 184−185.
- Горбачёва Ж. С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 СПб., 2000. -273с.ил.
- Гориневский В. В. Избранные произведения. В 2 тт. М.: Физкультура и спорт. 1951.-Т. 1. — 319с.
- Гриценко В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореф. дис. .докт. филос. наук: 09.00.01 Краснодар, гос. ун-т культуры и искусства, М., 2000. — 42с.
- Громов Ю. И. От школы на Росси до Школы на Фучика. СПб: СПбГУП, 2001, — 147с.
- Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра. СПб: СПбГУП, 1997, — 224с.
- Гусев С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Филос.-гносеол. анализ. М.: Политиздат, 1985. -192с. — (Над чем работают, о чём спорят философы).
- Давидовский В.: буклет к турниру. Кубок В. Давидовского. СПб. — 1996. С. 51.
- Давыдова Л. Какую латину мы танцуем? // Профессионал.1тегпа1:юпа1. -2005. № 28. — С. 9−11.
- Даль О. Дневники. Письма. Воспоминания. М.: Центрполиграф. — 1999. -445с.
- Далькроз Ж.Э. (Предисловие Ж. Пановой) Ритм. М.: Классика — XXI, 2002. -248с.
- Деген А., Ступников И. Мастера танца. Л.: Музыка, 1974. — 248с.
- Джиорджианни М. Манфредини А.а) Мы наслаждаемся танцем // Звёзды над паркетом. -2002. № 17. — С. 23−24.б) Я итальянец и хочу им оставаться / Чемпионат Европы 2001 г // Профессионал. International. 2001. — № 2. — С. 11−12.
- Добровольская Г. Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л.: Искусство, 1968. — 177с.
- Добровольская Г. Н. Михаил Фокин. Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. — 495с.
- Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. Л., 1975. -123с.
- Добровольская Г. Н. Федор Лопухов. Л.: Искусство, 1976. — 317с.
- Добротворская К. А. Феномен Айседоры Дункан // Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л.: ЛГТМИК, 1991. — С. 116−127.
- Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве: Дис. канд. филос. наук: 09.00.04 МГУ им. М. В. Ломоносова, -М.,-1984.-189с.
- Дункан А. Моя жизнь. Моя любовь. М.: Гелеос, 2006. — 348с.
- Елинек Ю. Что такое спортивный танец // Звёзды над паркетом. 2001. -№ 19 (84)-С. 5.
- Ерёмина М.Ю. Роман с танцем. СПб.: Танец. — 1998. — 252с.
- Ермакова О. А. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века (творческие поиски М. Бежара и Дж. Ноймайера): Автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.09 СПбГУП. -СПб., 2003. 20с.
- Ермакова О. А. Состояние современного танца // Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 28−40.
- Ершова Н.В. Хореография на льду (становление и пути дальнейшего развития): Дис. .канд.искусств: 17.00.01 Гос. ин-т театр, иск. им. Луначарского. М., — 1985. — 213с.
- Жбанков М.Р. Игра // Новейший филос. словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. С. 896.
- Звездочкин В. А. Хореограф века // Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. — С. 6−12.
- Зись А. Искусство и эстетика: традиции, категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. — 447с.
- Иванов В.В. К вопросу о сущности «вхождения» художественного языка в спорт, Науч. исслед. и разработки в спорте. // Вестник аспирантуры СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб. — 2002. — С.72−81.
- Иванов В.В. Музыкально-пластическое самовыражение как основа выразительных средств бального танца // Танцевальный вестник. 2000. -№ 5.- С. 5.
- Иванов В.И. Манера, лицо и стиль // Годы и дни. 1912. — № 14. — С. 1−2.
- Иванова О.А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 ВНИИФК. -М., 1981.-188с.
- Кабанова О. Вальсирующие: бальные танцы последнее прибежище эротики в эпоху политкорректности // Известия, 2003, 4 февраля.
- Каган М.С. Морфология искусства. JL: Искусство, 1972. — 440с.
- Каган М.С. Эстетика // БСЭ. 3-е изд. Т. 30. М.: Советская энциклопедия, СЭ, 1978. — С. 254−256.
- Карачун А. Н. Стиль художественный // Новейший философский словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. — С. 680−681.
- Карп П. О балете. М.: Искусство. 1967. — 225с.
- Катышева Д.Н. Вацлав Нижинский образ личности, живущий в вечности // Магия таланта. — СПб.: Нестор, 2005. — С.17−27.
- Келле В. Ж. Интеллектуальная и духовная составляющая культуры // Вопросы философии. 2005. — № 10. — С. 38−54.
- Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учеб. для высш. шк. 4-е изд., испр. М.: Акад. проект. — 2001. — 316с.
- Кемеров В.Е. Гносеология. Онтология. // Современный философский словарь / под общ. ред. Кемерова В. Е. 2-е изд., испр. и доп. Лондон и др.: Панпринт, 1998. — С. 210−211, 609.
- Керимов Т.Х. Феномен. Феноменология. // Современный философский словарь /под общ. ред. Кемерова В. Е. 2-е изд., испр. и доп. Лондон и др.: Панпринт, 1998. — С. 959−963, 663−664.
- Колесникова А. В. Бал в России: XVIII начало XX в. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 304с.
- Коренберг В. Б. Заметки о культуре движений // Гимнастика. 1972. — № 2. -С. 14−18.
- Королёва Э.А. Ранние формы танца. Кишинёв: Штиинца. — 1977. — 215с.
- Королёва Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных учёных 20 В.) // Сов. этнография. 1975. — № 5. — С.147−155.
- Косолапова Е.А. Проблема традиции и историчности в герменевтике Х.-Г. Гадамера: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 МГУ им. М. В. Ломоносова, -М., 1989. 18с.
- Красовская В.М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. -Л. М.: Искусство, 1964. — 218с.
- Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Преромантизм. Л.: Искусство, 1983. — 431с.
- Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Романтизм. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. — 430с.
- Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981. — 286с.
- Красовская В. М. Нижинский. JL: Искусство, 1974. — 207с.
- Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л., М.: Искусство, 1958. — 309с.
- Красовская В.М. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1967. — 340с.
- Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430с.
- Кричмарёв В. Единый мир танца: вопросы к танцорам балльникам. // Профессионал. International. а)-2004.-№ 26.-С. 32−35.б) 2004. — № 27. — С. 33−34.
- Крутоус В. П., Явецкий А. В. Введение к статье Г. Г. Гадамера «Игра искусства» // Вопросы философии. 2006. — № 8. — С. 155−163.
- Крыленко Г. Художественная гимнастика это искусство в спорте // Балет. — 1992.-№ 1.-С. 58−59.
- Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.11 Моск. гос. техн. ун-т им Н. Э. Баумана, -М., 2000. — 30с.
- Куракина С.Н. Феномен танца (соц. философ, и культурол. анализ): Дис. .канд. филос. наук: 09.00.11, Ростов-на-Дону, 1994. — 131с.
- Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. -208с.
- Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет. М.: Вагриус, 1996. — 235с.
- Лисицкая Т. С. О стиле вольных упражнений // Гимнастика. М. — 1976. -Вып. 2. — С. 9−12.
- Лисицкая Т. С. Ритм + пластика // Спорт, духовные ценности, культура. -М., — 1997.-Вып. 5.-С. 85−93.
- Лисицкая Т. С., Гавердовский Ю. К. Художественная гимнастика: Учебн. для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1982. -232с.
- Лондон Д. Игра // Собр. соч. в 7-ми т. Т.2. — М. -1954, с.
- Лопухов Ф.В. Пути балетмейстера. Берлин, 1925. — 173с.
- Макрейлд К. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 24 (89). — С. 12.
- Малахов М.С. Характеристика герменевтики как способа философствования // Философские науки. -1989. № 2. — С.65−76.
- Маркосян Г. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 18. — С. 3.
- Мартынов В. Ф. Философия красоты. Минск: Тетрасистемс, 1999. — 333с.
- Морина Л.П. Мифология и феноменология танца: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 24.00.01 СПбГУ, СПб., 2003. — 20с.
- Московская Н.В. Трансформация социальных функций искусства на рубеже XX XXI вв. (информационно — технологический аспект мастерства режиссуры). Автореф. дис. .канд. искусств: 17.00.09, — М., 2005, — 26с.
- Мухин И.В. Тело в танце: эстетическая выразительность // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы науч. конф. 20−21 окт. 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское филос. общ-во. 1999. — С. 53−55.
- Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М. 1972. — 343с.
- Некрасов А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 БГУ. Белгород. 2006. — 160с.
- Никишин Д. В. Эстетика спортивного зрелища (на примере футбола) // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. София. -2002. — Вып. 4.
- Ницше X. Философия Ницше // Профессионал. International. 2003. — № 18. -С. 32−33.
- Новерр Ж. Письма о танце и балетах. JI. — М.: Искусство. — 1965, 374с.
- Оберцаухер-Шюллер Г. Пластика тела и духовная жизнь человека: Выступления А. Дункан в Вене и их влияние на развитие свободного танца // Балет. 1994. — № 6. — С. 13−14.
- Одегаард JL Интервью. // Звёзды над паркетом. 2001. — № 15. — С. 20.
- Основы латиноамериканских танцев. Томск: Артис, 1997. 480с.
- Паке Д. История красоты. М.: ACT, 2003. — 128с.
- Пахомова JL Хореография и фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 1980.-94с.
- Плохов А. В. Синтез искусств и инвариативность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца: Дис. .канд. искуссв.: 17.00.09 Акад. переподг. работа, искусст. культ, и туризма. М. 2002. — 161с.
- Подорога В.А. Метафизика ландшафта: коммуникативная стратегия в философской культуре XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 317с.
- Полупан Е. В. Образная система А. Н. Скрябина: Автореф. дис. .канд. искусств: 17.00.02 Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. -Ростов-на-Дону. 2000. — 25с.
- Папунаишвили Е., Копылова М. Диалог о танце и о себе // Профессионал. International. 2005. — № 28. — С. 33−35.
- Праздников Г. А. Искусство и спорт. Л.: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1981.-35с.
- Рабина Т. М. Восприятие музыкальной культуры XX в. как педагогическая проблема: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 Моск. пед. гос. ун-т. -М. 2004. — 22с.
- Ревальд Д. История импрессионизма. Л. — М.: Искусство, 1959. — 417с.
- Резников Ю. А. Что лежит в основе эстетических оценок // Гимнастика. -1974.-Вып.2.-С. 19−22.
- Розанова О. Грехопадение Терпсихоры // Искусство Ленинграда. 1991. -№ 4. — С. 49−53.
- Розанова О. Елена Люком. Л.: Искусство, 1983. — 192с.
- Рокмор Т. Математика, фундаментализм и герменевтика // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 82−92.
- Рубштейн Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Один из лучших, 2002.
- Руппе А. Музыкально ритмическое воспитание актёра // Записки о театре.-Л. 1974.
- Рябцев И. Культ плоти // Лит. газета. 2005. — № 36(6038), 7−13сент.
- Савельева Л. А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 СПб. — 1996. — 148с.
- Сапогов А. Гармония духа и материи. М.: Гиперион, 2003. — 349с.
- Сараф М.Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта: Учеб. Пособие для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 103с.
- Семенюк Н. М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки педагога: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 Рос. междунар. акад. туризма. М. — 2004. — 22с.
- Сербина Л. П., Хёкельман А., Блазер П., Эленберг В. Взаимодействие музыки и движения // Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 5. — С. 42−45.
- Сидорова В. В. Содержание культуры движений как двигательно-эстетического понятия / Донецкий гос. инс-т здоровья, физ. воспитания и спорта.
- Скаржинский А. Магия танца // Профессионал. International. -2005. № 27. -С.34−35.
- Скребков С.С. Проблемы художественных стилей. М., 1973.
- Слонимский Ю. И. В честь танца. М.: Искусство, 1968. — 371с.
- Смаковская Н. И. Развитие художественного восприятия у студентов педагогического колледжа в условиях взаимодействия искусств: Автореф. .канд. психолог, наук: 19.00.07 Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород. -2000. — 20с.
- Смирнов Ю. И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 3. С. 26, 39−40.
- Смирнов Ю. И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства: Уч. пособие- МОГИФК. Малаховка: б.и., 1990. — 85с.
- Смит-Хэмпшир Г. Венский вальс. Как воспитать чемпиона. Томск: STT, 2000. — 288с.
- Смит-Хэмпшир Г. Техника танца // Звёзды над паркетом. 2002. -№ 1(90). -С. 13.
- Современный бальный танец. Пособие для ин-тов культуры, учащихся культ.-просвет. училищ и руководителей коллективов бального танца. Под ред. В. М. Стриганова и В. И. Уральской. М.: Просвещение, 1977, — 431с.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. — 531с.
- Столяров В. И. Первые итоги реализации олимпийского проекта «СпАрт» в России // Олимпийский бюллетень, № 2. — М., РГАФК, ЦОА. — 1995. — С. 6−14.
- Столяров В. И. Проект «СпАрт» // Спортивно-гуманистическое движение СССР.-М.- 1990.-С. 13−16.
- Столяров В. И. «Спартианская» программа реализации Кубертеновского идеала олимпийского атлета // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 10.-С. 16−22.
- Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции / Столяров В. И. // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 5. -С. 101−265.
- Столяров В. И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта // Материалы VII Всерос. научно-практ. конф. 25 27 сентября 1996 г. Ч. 1. — Краснодар. — 1996. — С. 9−20.
- Ступников А. Лицедеи намедни и ныне. СПб.: Европейский дом. — 2003. -134с.
- Ступников И. В. Английский театр кон. XVII нач. XVIII в. — Л.: Искусство, 1986. — 349с.
- Тарсинова М. О «Новой волне» и шоу-сюрпризе // Профессионал. International. 2005. — № 28. — С. 2−5.
- Тахо-Годи А. Одиссея и её художественно-эстетический смысл // Гомер. Одиссея. М., 1982.
- Темлянцева С. Н. Проектирование содержания специализации «бальная хореография» в народном художественном творчестве: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.05 АГИИиК. Барнаул. 2004. — 160с.
- Терёхина Р. Н., Титов Ю. Е., Турищева J1. И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов. Метод, пособие. СПб. — 1991. -32с.
- Титов Ю.Е. Методы совершенствования объективности судейства в гимнастике: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 Киевск. гос. ин-т физ. культуры, Киев. 1988. — 132с.
- Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства гимнасток и методы их оценки: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л. 1986. — 92с.
- Фёдорова Л.Н. Африканский танец. Обычаи. Ритуалы. Традиции. М.: Наука, 1986. — 128с.
- Флетчер А. «Историческая» беседа // Звёзды над паркетом. 2000. — № 49. -С. 10−11.
- Френкин А. А. Эстетика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1963.- 151с.
- Фукс Э. История нравов. Смоленск: Русич., 2002, — 622с.
- Хайдеггер М. Интервью в журнале «Экспресс». Корресп. Ф. Товарницки, М. -М. Пальмье, авт. книги «Политические сочинения Хайдеггера». 1969 г. //Логос. -1991. -Вып. 1.-С.38.
- Халлеуэл К. С моей точки зрения.(3) / Характер фокстрота // Звёзды над паркетом. 2002. — № 18(107). — С.6,20.
- Харлап М.Г. Ритм // БСЭ. Изд. 3, М.: Советская энциклопедия, 1975.-Т.22. — С.133−134.
- Худеков С. История танцев. В 4 т. СПб.: Пг., 1913−1917.
- Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. — 448с.
- Чеботарёв П. 2 национальный конгресс ФТСР. Теория и практика развития бального танца // Звёзды над паркетом. 2002. — № 16. — С. 3−5.
- Шамшурова М. Слова «вижу», «слышу», «чувствую» в преподавании бальных танцев // Звёзды над паркетом. 2002. — № 2(91). — С. 10−11.
- Шиллер Ф. Собр. соч., Т.6, Статьи по эстетике II М. — 1957.- С. 791.
- Шишманова Ж. Большой путь. Пер. с болг. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 88с.
- Школьников С. Л., Панкратов С. П. Бальный танец. // БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, -1970. — Т.2. — С. 1767−1769.
- Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. М.: Искусство, — 1993. — 298с.
- Шрайбер Б. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 1. — С. 9−10.
- Шур Э. Современный танец. Мюнхен. — 1910. — 35с.
- Шустерман С. Мыслить через тело: гуманитарное образование Пер. с англ. // Вопросы философии. 2006. — № 6. — С. 52−67.
- Шутиков Ю. Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам: Учебно-метод. пособие. СПб.: Синус Пи. — 2006. — 136с.
- Щерба С. А. Критерии оценки художественного компонента в исполнении произвольных упражнений художественной гимнастики // Актуальные проблемы физ.-спортивного движения: Материалы науч. конф. Минск. -1988.-С. 150−153.
- Эко У. История красоты. М.: Слово, 2005. — 440с.
- Яковлев Я.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. — 464с.
- Saks К. World History of the Dance. N.Y. — 1937.