Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства: спортивный бальный танец, вторая половина XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос об изобразительно-выразительных средствах танца не раз поднимался в разных аспектах данного исследования. Было установлено, в частности, что основой художественного языка в танцевальном искусстве, обеспечивающей его выразительность, является пластика, а в спортивных дисциплинах движение. На этом основании делается вывод, что движение в спортивном танце является изобразительным, а пластика… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Философия танца, как методологическая база теории и методики танцевального искусства
    • 1. 1. Феноменологический анализ танца
    • 1. 2. Онтологический анализ танца
    • 1. 3. Гносеологический анализ танца
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Смыслообразующие понятия эстетики спорта как основа разработки его теории
    • 2. 1. Феномен синтеза спорта и искусства (к вопросу о совместимости их эстетических структур)
      • 2. 1. 1. Ритмочувствование: природа, значение и перспективы его восстановления как природной потенции человека
      • 2. 1. 2. Многообразие эстетических структур в спорте как отражение его богатой видовой палитры
    • 2. 2. Движение и пластика как основные компоненты эстетической структуры спортивных танцев
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Индивидуальный художественный стиль как смыслообразующее понятие формирования исполнительского мастерства танцора
    • 3. 1. Становление спортивного бального танца в России и проблемы его дальнейшего развития
    • 3. 2. Художественный стиль как актуальная проблема эстетики
    • 3. 3. Индивидуальный художественный стиль и его компоненты в спортивных бальных танцах
      • 3. 3. 1. Пластика
      • 3. 3. 2. Музыкальность
      • 3. 3. 3. Дуэтность
      • 3. 3. 4. Естественность
  • Выводы по третьей главе

Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства: спортивный бальный танец, вторая половина XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Спортивный бальный танец — активно развивающийся вид танцевального искусства, который в своём генезисе и развитии, с одной стороны, несомненно, представляет собой хореографическое искусство, а с другой — результат своеобразного синтеза искусства и спорта.

Осмысление практических и теоретических вопросов современного спортивного бального танца и тех дисциплин, где спорт тесно связан с искусством, сильно отстаёт от темпов его развития, и в этой связи одной из самых актуальных проблем является отсутствие чётко выраженного смыслового наполнения требований к художественно-эстетической стороне выступления исполнителей. Попытки исследователей и разработчиков «Правил проведения соревнований и судейства» по спортивным танцам найти решение данной проблемы в увеличении эмоционально-смысловых признаков (в некоторых работах число этих признаков доходит до нескольких десятков) не приводит к пониманию основных критериев их отбора.

Активное вхождение художественного языка в спорт требует, прежде всего, осмысления содержания эстетических требований к исполнительскому мастерству танцоров. Данные требования должны лечь в основу оценки художественной стороны выступления в спортивном бальном танце, что позволит создать базу для профессионального, грамотного, объективного судейства в этом виде танцевального искусства.

В видах спортивных танцев, где уже существует специальная оценка за художественную значимость, она определяется на основе тех же принципов, которые применяются при оценке техники исполнения: оценивается каждое движение, и их суммирование ложится в основу общей оценки за всё выступление. На этот же принцип опираются исследователи проблемы выявления критериев художественной оценки и объективности судейства (Л.И. Турищева, Ю. Е. Титов, Р. Н. Терёхина, О. А. Иванова, Ю.И. Смирнов). В данном исследовании предлагается иная концепция, основанная на мысли о том, что характер эстетического суждения кроется в восприятии целостности художественного творения, его художественной значимости.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного, искусствоведческого осмысления философско-эстетических и художественных аспектов спортивного бального танца в контексте фундаментального развития хореографического искусства в условиях его синтеза со спортом.

Степень разработанности проблемы. Целостной теории спортивного бального танца не разработано, поэтому научное осмысление проблемы выявления философско-эстетических и художественных аспектов спортивного бального танца основывается на работах учёных разных областей гуманитарного знания.

В своем художественном аспекте спортивный бальный танец — вид хореографического искусства, поэтому анализировать вопросы его теории невозможно без обращения к работам исследователей, занимающихся проблемами хореографического искусства в целом (Л.Д. Блок, Г. Н. Добровольская, П. М. Карп, Д. Н. Катышева, В. М. Красовская, М. Лиепа, Ю. И. Слонимский, И. В. Ступников, Ю. И. Громов, В. А. Звёздочкин, и др.).

Тесно связанными с тематикой и проблематикой диссертации являются научные труды по философии и эстетике, которые помогли наметить основной проблемный ряд настоящего исследования, сформировать позицию автора в отношении научно обоснованного подхода к решению поставленных задач.

Особое внимание было уделено работам философов, раскрывающим природу искусства и спорта (Г.Г. Гадамер, Й. Хейзинга, М. С. Каган и др.). Важную роль при подготовке материалов диссертации сыграли научные труды по эстетике, среди которых оказались работы «нового типа» — допускающие дискуссионные моменты в толковании той, или иной проблемы (Ю.Б. Борев, В. В. Бычков, О. А. Кривцун, Я. Г. Яковлев и др.).

Максимально полно в работе использованы малочисленные пока труды по эстетической проблематике спорта (Б. Лоу, М. Я. Сараф, В. И. Столяров, Г. А.

Праздников, Т. С. Лисицкая, и др.). Однако целостное представление об эстетике спорта пока не разработано. В этом плане, высоко оценивая книгу Б. Лоу «Красота спорта», приходится признать, что её статус можно определить лишь как серьёзный исходный материал для разработки отдельных теоретических проблем эстетики спорта, среди которых особую значимость для настоящего исследования имеет классификация спортивных дисциплин по признаку эстетической значимости и разработка понятийного аппарата на основе эстетических категорий. Необходимость разрешения этих задач трудно переоценить в связи с пониманием насущных проблем современного спортивного бального танца и переосмыслением его самоценности как вида хореографического искусства.

В условиях отсутствия специальных работ по спортивному бальному танцу особо ценными оказались исследования, касающиеся художественно-эстетической проблематики танцевального спорта (Ю.К. Гавердовский, Ж. С. Горбачёва, Н. В. Ершова, С. С. Скребков и др.) Тем не менее, как показал анализ отдельных работ, посвящённых определению структуры исполнительского мастерства в различных видах спортивных танцев, среди их авторов отсутствует единство и целостность во взглядах на поставленный вопрос. Так, анализ «Правил проведения соревнований и судейства» в различных видах спортивных танцев выявил необъяснимые несоответствия между ними.

В целом, автору диссертации не удалось обнаружить в литературе научно обоснованного подхода к решению проблемы осмысления содержания эстетических требований к исполнительскому мастерству танцоров и выявления критериев художественной оценки и объективности судейства в спортивном бальном танце, в то время как остро назрела необходимость ее целостного научного осмысления с позиций современного искусствоведения.

Объектом исследования является практика спортивного бального танца второй половины XX в.

Предмет исследования — философско-эстетические и художественные аспекты спортивного бального танца второй половины XX в.

Цель диссертационной работы — определение философско-эстетических и художественных аспектов спортивного бального танца второй половины XX в.

Основные задачи работы:

1. Исследовать естественную природу танца и спорта и установить общее и специфическое в изобразительно-выразительных средствах их художественного языка.

2. На основе философского анализа танца выявить основные смыслообразующие понятия, характеризующие эстетику танца.

3. Выполнить сопоставительный анализ полученных данных с эмоционально-смысловыми признаками различных технико-эстетических дисциплин для их возможного использования в определении структуры индивидуального художественного стиля бальной хореографии.

Теоретико-методологическое основание.

Теоретические и методологические принципы исследования определены на основе изучения научных трудов по философии и теории искусства, эстетике, психологии искусства, теории и истории хореографического искусства. Ключевыми положениями являются:

• принципы философско-эстетического анализа искусства, что явилось основой для выявления феноменологического, онтологического и гносеологического аспектов танцевального искусства, представленные как в классических (Г.Г. Гадамер, Й. Хейзинга и др.), так и современных работах (И.А. Герасимова, Е. Г. Яковлев и др.);

• эстетико-философское обоснование критериев художественности в спорте (Ю.К. Гавердовский, Ж. С. Горбачёва, Б. Лоу, П.Дж. Арнольд и др.);

• понимание художественного стиля как критерия целостности эстетической оценки (В.Г. Власов, В. В. Иванов, Е. Н. Устюгова, С. С. Скребков и др.);

• понимание спортивного бального танца как синтетического художественно-эстетического феномена (Н.В. Рубштейн, В. В. Иванов, Г. Смит-Хэмпшир и др.).

Методы исследования.

• Философское осмысление понятий, задействованных при определении изобразительно-выразительных средств в спорте, и в частности, в спортивных танцах.

• Историко-философский анализ природы и значения танца и спорта как феноменов культуры.

• Сравнительный анализ эстетических структур спорта и искусства.

• Системный анализ эмоционально-смысловых признаков, употребляемых в «Правилах проведения соревнований и судейства» по спортивным танцам.

• Анализ видеоматериалов конкурсных выступлений и выступлений с шоу-программами ведущих танцевальных дуэтов Европы и мира (Чемпионаты Европы, чемпионаты мира, рейтинговые турниры IDSF, национальные чемпионаты России, Италии, Великобритании, Германии, США и др. стран).

Источники исследования:

В основу исследования положен анализ практики бального танца, в частности, в условиях синтеза искусства и спорта.

1. Научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования.

2. Публикации в специальных периодических изданиях (официальное издание Федерации танцевального спорта России — газета для танцоров -«Звёзды над паркетом» (1997;2007), официальное издание Российского Танцевального Союза — «Профессионал.ТгиегпайопаЪ) (2001;2007), официальное издание Федерации танцевального спорта Санкт-Петербурга — «Танцевальный вестник» (1998;2007), «Dance News» (Великобритания), и др.).

3. Семинары, конгрессы по проблемам развития танцевального спорта в России и мире (национальные конгрессы ФТСР, международные конгрессы по танцевальному спорту «Блэкпул» (Великобритания) (1994;2006), «Бадхарзбург» (Германия) (1993;2006), именные семинарские занятия ведущих мировых и российских специалистов в области спортивного бального танца (европейские, латиноамериканские, социальные танцы) — (Б. Амброш, JT. Баррикки, Д. Бёрнс, X. Гальке, Р. Мотиеюнас, В. Никовский, Э. Салберг, И. Суворов, К. Уэлш, А. Флеттчер, Э. Хёлли, М. Хилтон, П. Чеботарёв и многие др.), а также соревнования по спортивному бальному танцу и видеоматериалы с их записями.

4. Материалы практической работы, собранные во время участия в качестве тренера и судьи на турнирах по спортивному бальному танцу (международные, российские, региональные, городские соревнования).

5. Справочно-энциклопедическая литература, словари.

Научная новизна:

1. Исследование представляет одну из первых попыток определить научный подход к решению актуальных проблем дальнейшего развития спорта, используя в качестве методологической базы философские концепции, связанные с определением природы спорта и искусства.

2. Выявлена и рассмотрена доминанта эстетических структур в типичных для различных видов спорта дисциплинах.

3. Впервые найдено обоснование для выделения такого вида технико-эстетических спортивных дисциплин, как спортивные танцы, где доминантой эстетической структуры является движение, отнесённое нами к изобразительным средствам, и пластика — к выразительным.

4. На основе анализа работ, посвященных изобразительно-выразительным средствам в ряде видов спортивных танцев (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание), выявлена возможность их градации по соотношению выразительного к изобразительному.

5. Спортивный бальный танец является самым выразительным видом спортивных танцев, но до сих пор не имеет специальной оценки за эстетическую значимость выступления спортсменов. В качестве содержательной основы такой оценки разработана категория индивидуального художественного стиля исполнительского мастерства, которая может служить основой для разработки структуры оценки за художественное впечатление.

Практическая значимость. Данное исследование может служить:

1. Как учебно-методический материал для лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей танцевального искусства второй половины XX в.

2. Как научно-методологическое пособие для тренеров и практиков, занимающихся бальной хореографией.

3. Как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением теории и практики бальной хореографии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рассмотрение категории индивидуального художественного стиля, как основного смыслообразующего понятия оценки эстетической значимости выступления в спортивном бальном танце.

2. Понимание ритмопластической организации человеческой телесности как основы изобразительно-выразительного языка танца, обеспечивающей его высокую художественную и информационно-коммуникативную функцию в обществе.

3. Философское осмысление эмоционально-смысловых признаков, задействованных при определении требований к качеству исполнительского мастерства в «Правилах проведения соревнований и судейства» спортивных танцев, как основа понятийного аппарата теории спорта.

4. Понимание синтеза спорта с искусством как прогрессивной тенденции его дальнейшего развития, способствующей повышению качества исполнительского мастерства танцоров, усилению гуманистической и направленности танцевального искусства, наконец, успешному привлечению зрителей на соревнования по танцевальному спорту.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти научных публикациях. Кроме того, основные результаты диссертационной работы обсуждались на научно-практических конференциях «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (СПб., 26−27 октября 2005, 27 октября 2006), а также использовались в курсе лекций на кафедре хореографического искусства СПбГУП.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объём — 207с. Библиография — 208 наименований.

Выводы по третьей главе.

1. Вхождение конкурсного бального танца в спортивный мир, с одной стороны, расширило его перспективы вплоть до ориентации на участия в Олимпийских играх, с другой стороны, породило много серьёзнейших проблем, связанных с определением тенденции его дальнейшего развития. Теперь уже стоит признать, что этот переход носил явно стихийный характер, как с организационной стороны (вопрос о специальной оценке художественной стороны выступления танцоров даже не ставился, (при том, что все виды спортивных танцев её имеют), так и со стороны официального упорядочения регламентирующей техники бальной хореографии в связи с необходимостью усилить её спортивный акцент.

2. В этих условиях явная ориентация судейского корпуса, обслуживающего национальные и международные чемпионаты, на поощрение спортивного уклона в бальных танцах где, естественно, соотношение искусства к спорту наибольшее в группе спортивных танцев, привела к возникновению негативных тенденций в современном развитии бального танца, связанных с искажением самой его природы, утратой эмоциональной выразительности и соответственно духовности.

3. Анализ практики современного танцевания в России показал, что именно у нас наблюдается самая слабая сопротивляемость падению культуры бальной хореографии, выраженной в чрезмерном увеличении скорости движения, приведшее к заметному снижению его выразительности в танце, и введением в него сложных спортивных элементов, не имеющих органического характера по отношению к природе танца.

Замена выразительного характера танца на экспрессивно-силовой, уже названного в прессе «русским стилем», особенно нежелательна в России, где основной контингент танцоров, зарегистрированных в федерациях спортивного бального танца, представляют дети, подростки и юниоры (9−16 лет). При таком возрастном составе танцоров проблема эстетического воспитания в танцевальных коллективах, которая раньше, в известной степени, решалась в процессе обучения выразительному движению, приобретает особое значение, ибо подлинное мастерство будущих танцоров должно основываться на поступательном накоплении эмоционально-духовного потенциала.

4. Отсутствие научных отраслей знания («спортоведение» и «эстетика спорта»), разрабатывающих научные подходы к решению проблем как определения перспективных тенденций развития спорта, так и условия его функционирования, остро сказывается на качестве судейства. В данном контексте мы имели в виду, прежде всего, не морально-этическую его сторону, а профессиональную. На наш взгляд, она связана как с повышением эстетической грамотности судейского корпуса, так и с обеспечением его научно-обоснованным стандартом структуры оценки исполнительского мастерства, учитывающим разную, в зависимости от специфики вида спортивных танцев, процентную соотносимость его компонентов.

5. Сопоставительный анализ представлений специалистов бальной хореографии об особенностях стилеобразования в данном виде спорта с философским пониманием природы стиля позволил определить его место и характер связей в ряду уровней внутренней структуры этого понятия: историко-художественный стиль, историко-региональный стиль или стилистическое течение, индивидуальный стиль того или иного мастера и, наконец, «стиль техники» непосредственно переходящий в манеру.

Если «наложить» индивидуальный художественный стиль («стиль того или иного» мастера) на оставшуюся «канву», то легко можно сделать вывод, что при формировании индивидуального художественного стиля неизбежно пересекаются дух эпохи, национальный характер и творческие особенности личности. При этом динамика художественного стиля определяется взаимодействием двух основных движущих сил — традиции и инновации. Традиции, как правило, имеют региональный, этнический характер, инновации всегда личностный, т. е. наднациональный.

6. В последней трети XX в. в связи с серьёзными инновациями в видении спортивного бального танца, авторами которых являются итальянские танцоры, бальный мир столкнулся с проблемой появления второго «стиля» -итальянского (первый — английский).

По логике, основанной на философской трактовке понятия «стиля» и характере исторического становления стилевых течений, данное исследование привело к выводу об отсутствии на данном этапе развития бальной хореографии различных стилей, а есть, да и то условно, две школы: английская и итальянская.

Под условностью здесь надо понимать исключительную роль Англии в разработке программы Международного стандарта, включая технику исполнения и определение характера европейских танцев. А благодаря тому, что данная программа незамедлительно была принята мировым сообществом, а международные конкурсы стали популярнейшей формой их распространения по всему свету, английская школа, по существу, сразу же стала наднациональной. А соответственно и привносимые в бальную хореографию инновации носят характер личностных вкладов мировой элиты бального танца. На этом фоне вклад итальянских новаций, затронувших ключевые моменты музыкально-хореографического взаимодействия в бальном танце, уже могут рассматриваться как стилевое течение. Однако в отличие от сформировавшейся системы школы, родоначальником которой была Англия, итальянская школа ещё не достигла уровня согласованной во всём системы, спаянной определённой художественной идеей.

7. Крайне важна, для определения индивидуального художественного стиля «чемпиона» такая разновидность уровней внутренней структуры стиля как «стиль техники, непосредственно переходящий в манеру». Его значение определяется на наш взгляд, двумя основными моментами:

Во-первых, ставя вопрос о художественном стиле, мы, прежде всего, обозначаем совокупность компонентов, обеспечивающих художественность данной структуры, т. е. объективную её сущность. Манера же здесь — форма субъективная, т. е. прямо соответствующая индивидуальности художника.

Во-вторых, признание определённой схожести понятий «художественный стиль» и «эстетическая структура» в данном исследовании в полной мере касалось их сущностной тождественности при допустимости различий в жёсткости их определений: раскрывая понятие художественного стиля, надо брать на себя обязательность выявить все его компоненты и характер их взаимодействия, а определение эстетической структуры допустимо на уровне дефиниции.

Таким образом, «Стиль техники», а в танце доминантой художественных средств является выразительное движение, отличающееся особой пластичностью, закономерно является компонентом и художественного стиля и эстетической структуры во всех видах спортивных танцев. А вот в структуре оценки исполнительского мастерства спортсмена стиль рассматривается как оценка только эстетической значимости мастерства, техника же оценивается отдельно.

8. При определении индивидуального художественного стиля ставилась цель создать модель исполнительского мастерства танцора, отразив в ней его компоненты:

• Пластика. Основой танца являются изобразительно-выразительные возможности, заложенные в человеческой телесности и реализуемые в движении и пластике. Причём выразительную силу тела обуславливает именно его пластическая природа.

• Музыкальность — наполняющая танец конкретным художественно-образным смыслом и придающая ему эмоциональную взволнованность и одухотворённость.

• Дуэтность. Достижение эффекта синхронности исполнения и единства эмоциональной устремлённости танцевального дуэта при достаточно яркой выраженности мужского и женского начал во взаимодействии партнёров.

• Естественность. Органичность в каждом движении танца и общем поведении на паркете — это требование к танцорам занимает особое место среди выше означенных компонентов, представляя универсальное требование к манере исполнения программы выступления.

Представляется, что эта модель достаточно полно представляет основные направления тренировочного процесса, ставящего своей целью формирование выразительного характера исполнительского мастерства танцора. При детализации этих направлений, акцентировании отдельных нюансов шлифовки выразительной техники и т. п. в методических рекомендациях должна быть, на наш взгляд, использована богатая палитра эмоционально-смысловых признаков, многие из которых имеют конкретную смысловую наполняемость, проверенную за долгие годы в тренировочном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение представляется необходимым вернуться к тем моментам исследования, которые требуют, на наш взгляд, некоторой авторской самооценки.

С наибольшими трудностями в работе над диссертацией нам пришлось столкнуться при выборе научного подхода как к определению сущности художественного языка искусства бальной хореографии, так и выявлению факторов, влияющих на его развитие в связи с изменением статуса бального танца с конкурсного на спортивный.

Первоначально настоящее исследование ограничивалось довольно прагматической для профессионального тренера целью — найти имеющие под собой объективную основу критерии для определения требований, предъявляемых к эстетической стороне подготовки мастеров бального танца в новых условиях его функционирования, предопределяющих усиление в нём спортивного акцента. Поскольку в спорте бальный танец вошёл в группу спортивных танцев (фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, синхронное плаванье и др.), отнесённых М. С. Каганом в 70-х гг. предыдущего столетия к новому виду танцевального искусства, было основание рассчитывать на основательный исходный материал. Ведь требования к художественной стороне мастерства спортсменов в различных видах спортивных танцев разрабатывались и регулярно пересматривались (для «Правил проведения соревнований и судейства» соответствующих дисциплин) виднейшими специалистами мира, затем проходили систематические, из года в год, опробования в практике проведения многочисленных соревнований на национальном и мировом уровне. При наличии такого материала выбор основного метода исследования был как бы предрешён. Сравнительный анализ критериев оценки эстетической стороны исполнительского мастерства (эмоционально-смысловых признаков) в отдельных видах спорта позволил бы обоснованно подойти к решению многих вопросов разработки структуры исполнительского мастерства танцоров-бальников, включая и соотношение в ней техники исполнения и его выразительности.

Однако данный подход к решению интересующих нас проблем оказался несостоятельным. Подбор эмоционально-смысловых признаков, необъяснимо разный во всех дисциплинах, носит одинаково случайный характер как в количественном, так и в качественном отношении, в большинстве своём допускающим субъективное их толкование.

На этом фоне расплывчатых определений публикация В. В. Иванова «К вопросу о сущности „вхождения“ художественного языка в спорт» отличалась конкретностью и завидной логикой в поиске «общих знаменателей» для определения степени художественной значимости в отдельных дисциплинах спортивных танцев. В качестве таковых он предложил рассмотреть соответствующие категории эстетики как смысл ообразующие: выразительность, стиль, воплощение художественного образа. Так наметились новые перспективы в поисках научного подхода к решению сложных и актуальных проблем, в конечном счёте, определяющих перспективу развития бальной хореографии.

Уже первое серьёзное обращение к философской литературе: при подготовке реферата «Философия танца» и сдаче кандидатского минимума, где в центре внимания оказался основной труд Гадамера «Истина и метод», а также работы И. А. Герасимовой, во-время подсказавшие тему реферата, плодотворно сказалось на формировании принципиальной позиции автора. Определение общей направленности исследования, играющей стержневую роль в разработке его проблемного ряда, было обусловлено основной тенденцией развития новой" философии, которую категорично обозначил В. Е. Кемеров: «Современные философские и психологические концепции делают акцент на самореализации личности», ибо «как показала практика неофрейдизма, социализация, в полной мере осуществлённая, ведёт по существу не к развитию личности, а к воспитанию конформиста». В данном исследовании «сквозным» аспектом и стало выявление особенностей реализации личности в искусстве и спорте на фоне повышенного внимания современной философии к пересмотру роли чувственного уровня познания в процессе понимания человеком окружающего мира. Вычленение содержательной части формирования личности велось в русле современных разработок по разграничению интеллектуальной и духовной составляющих культуры. Согласно этой концепции интеллект направлен на познание и преобразование мира в соответствии с общественными интересами, духовность же воплощает осознание человеком себя как мыслящего и действующего субъекта, живущего в обществе, но имеющего свой внутренний мир, который раскрывается в философских взглядах, эстетических идеалах, нравственных ценностях, нормах восприятия, поведения и воспитания, а у деятелей искусства, в частности — в направленности и взволнованности их творчества.

Теперь уже очевидно, что концептуальный характер работа приобрела лишь благодаря философскому подходу к объекту исследования — практике спортивного бального танца. Попытка же её исследования лишь методом сравнительного анализа эмоционально-смысловых признаков, задействованных в других видах спортивных танцев, будь они даже качественным исходным материалом, не достигла бы даже ранее поставленной цели. Ведь эти изыскания могли оказаться полезными лишь в нивелировании сравнительной оценки мастерства танцоров, но сами оценки остались бы неадекватными истинной цене художественной значимости выступления танцевальной пары.

Согласно учению Гадамера, лишь начав с онтологических проблем, выявления природы изучаемого объекта, можно надеяться на успех исследования в решении последующих как научных, так и практических задач, связанных с его развитием и функционированием. При такой постановке вопроса задачей научного исследования стала разработка структуры исполнительского мастерства танцора — индивидуальный художественный стиль. Это утверждение базируется на том немаловажном обстоятельстве, что понятие индивидуального художественного стиля соответствует смысловому параметру оценки художественной значимости выступления, отражающего суть и полноту воплощения возможностей самовыражения средствами изобразительно-выразительного языка того или иного вида спортивных танцев.

Отметим кстати, что способность эстетически грамотно воспринимать художественную составляющую в исполнительском мастерстве танцоров является профессиональным требованием к членам судейского корпуса, что и должно послужить основным средством координального повышения объективности судейства в спортивных танцах, и, прежде всего, в такой их разновидности как спортивный бальный танец, отличающейся особой выразительностью. А исследование причин необъективности судейства, вызванных моральной их нечистоплотностью (чему посвящена не одна диссертация), нам представляется проблемой не научного, а административно-организационного характера.

Положив в основу исследования философско-эстетическое толкование природы искусства и спорта, удалось, на наш взгляд, вполне основательно определить его основные направления, проблемный ряд и, соответственно, логику их (проблем) разрешения. Однако на последующем этапе исследования остро ощутился недостаток серьёзных разработок по эстетике спорта: аксиомично эстетичность спорта воспринимается всеми, но нет достаточно серьёзных попыток осознать хотя бы контуры целостной науки — эстетики спорта: со своим понятийным аппаратом, классификацией спортивных дисциплин, методами исследования и т. д. К сожалению, это обстоятельство не могло не отразиться на расширении границ настоящего исследования. Так, в поле его рассмотрения попали проблемы эстетики спорта, весьма касательные к нему, но имеющие веское доказательное значение в подтверждение сформулированных в нём гипотез.

В этом плане ключевое значение для исследования имело выдвинутая нами концепция классификации спортивных дисциплин по такому единому признаку, как эстетическая структура — категория эстетики в определении Гадамера. Распознание «эстетической структуры» он рассматривает в аспекте характеристик её восприятия реципиентом, т. е. ею является художественное явление, обладающее силой эмоционального воздействия (эстетическое переживание) на зрителя. Глубина этой части исследования (Гл. 2, § 1, р.2) весьма относительна: обозначение эстетических структур только на уровне их доминанты в выборочных типовых группах спорта (одиночные виды лёгкой атлетики, спортивные игры и т. д.).

Однако, этого вполне достаточно, чтобы обозначить принцип распознания однотиповых спортивных дисциплин. Так, Никишин, выявляя содержание спортивной деятельности при сопоставлении спорта с искусством, также подробно рассматривает «эстетический компонент» в восприятии футбола: «Это аналогично особенностям восприятия художественного произведения, которое есть целостное, замкнутое на себе образование, где каждый фрагмент указывает на целое, несёт в себе идею этого целого, конкретизирует его». В содержательной части эстетической структуры спортивных игр доминантой является драматический эффект — воля к победе, достигаемой коллективным и согласованным характером двигательных действий спортсменов, владеющих самобытной техникой владения мячом и легко импровизирующих в постоянно меняющейся ситуации.

Настоящее же исследование посвящено спортивному бальному танцу, входящему в группу спортивных танцев. Их объединяет тождественность доминант в их эстетических структурах — движение и пластика.

Вопрос об изобразительно-выразительных средствах танца не раз поднимался в разных аспектах данного исследования. Было установлено, в частности, что основой художественного языка в танцевальном искусстве, обеспечивающей его выразительность, является пластика, а в спортивных дисциплинах движение. На этом основании делается вывод, что движение в спортивном танце является изобразительным, а пластика выразительным средством исполнительского мастерства танцоров. В данном контексте, на основе этих рассуждений, можно определить основание для дальнейшей дифференции спортивных танцев на изобразительные и выразительные. Этим основанием является соотношение движения и пластики в художественном языке той или иной танцевальной дисциплины спорта. Нет сомнения, что спортивный бальный танец относится к самым выразительным видам спортивных танцев: здесь кроме филигранно отточенной, выразительной пластики присутствует и вечная интрига человечества — яркая, заинтересованная «игра» мужчины и женщины.

Последнее, что требует известных дополнительных разъяснений, это рассмотрение природы, значения и перспектив освоения ритмочувствования, которое занимает отдельное место в исследовании. Оценивая синтез спорта и искусства как основную тенденцию развития современного спорта, надо признать и значимость этого явления для самого спорта, функционирующего на основе «использования», прежде всего, физических возможностей человека, имеющих естественный предел. Поэтому движущую силу его (спорта) развития надлежит искать либо в сфере совершенствования мастерства спортсмена, либо в приращении этих возможностей за счёт технических средств (экстремальные виды спорта). Для настоящего исследования интерес представляет лишь естественный путь расширения спортивного потенциала человека за счёт подключения его всесторонних духовных способностей. Это, прежде всего, синтез спорта с искусством, а в дальнейшем и вовлечение в этот процесс нетрадиционных практик, среди которых наиболее перспективной является возможность освоения потенций в ритмочувствовании и связанной с ним интуицией.

Напомним при этом, что, оценивая современное состояние эпистематологических исследований, российские философы предупреждают на этот счёт: «научное знание перестаёт рассматриваться как основная форма знания, всё большее значение приобретают когнитивные комплексы, в которых задействованы различные исторические и духовные практики, выходящие за рамки традиционных представлений о рациональности.».

Овладение ритмочувствованием и, в конечном счёте, ритмопластикой одинаково важно как для танцора, так и для спортсмена. Не подлежит сомнению, что на уровне ритмически гармонизированного движения возникает особая согласованность действий, которая обусловлена распределением и перераспределением мышечных усилий в определённые интервалы времени, определяющим наиболее оптимальное ритмическое соотношение как отдельных частей одного движения, так и ряда движений композиции, а также эстетически оправданное, логическое сочетание их между собой.

Спортивные комментаторы чемпионатов мира сообщают, что нетрадиционные практики Востока уже используются в тренировочном процессе китайских и японских спортсменов, нет сомнения, что они будут востребованы и во всём мире. А пока, не располагая опытными данными этих методик, не имея отзывов на них спортивных и бальных специалистов, автор диссертации ограничивает исследование этой проблемы раскрытием значения ритмочувствования и ритмопластики в совершенствовании спортивного мастерства, неоднократно возвращаясь к этой теме на протяжении всего исследования.

В заключение сформулируем положения, определяющие, на наш взгляд, научную новизну предпринятого исследования:

1. Исследование представляет одну из первых попыток определить научный подход к решению актуальных проблем дальнейшего развития спортивного бального танца, используя в качестве методологической базы философские концепции, связанные с определением природы спорта и искусства.

2. В отсутствие разработанного понятийного аппарата и научно-обоснованной классификации спортивных дисциплин предпринята попытка определить основной классификационный признак позволяющий систематизировать виды спорта по их эстетической значимости. В этом качестве в диссертации рассмотрена доминанта эстетической структуры в типичных для различных видов спорта дисциплинах.

3. Впервые найдено обоснование для выделения такого вида технико-эстетических спортивных дисциплин как спортивные танцы, где доминантой эстетической структуры является движение, отнесённое нами к изобразительным средствам, и пластика — к выразительным.

4. На основе анализа работ, посвященных изобразительно-выразительным средствам в ряде видов спортивных танцев (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание), выявлена возможность их градации по соотношению выразительного к изобразительному.

5. Спортивный бальный танец является самым выразительным видом спортивных танцев, но до сих пор не имеет специальной оценки за эстетическую значимость выступления спортсменов. Разработанная в исследовании модель структуры исполнительского мастерства в спортивном бальном танце — категория индивидуального художественного стиля танцевального дуэта даёт основательную возможность для содержательной разработки объективной оценки, соответствующей высокой художественной значимости этого вида спортивных танцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. JI. Личность // Новейший философский словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. — С. 369−371.
  2. У. Вопросы стиля // СТО. 2002. — № 5. — С. 132−134.
  3. Е. Ча-ча-ча: танцуют все! // Имидж всё. — 2002. — № 5.
  4. П. Дж. Эстетические аспекты спорта. Сокр. пер. Соменко Л. В. // Спорт, духовные ценности, культура. М., — 1997. — Вып. 5. — С. 19−34.
  5. О.А. Принципы взаимодействия музыки и танца: Дис. .канд. искусств. М, 1973. -184с.
  6. Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к движению смыслов: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 24.00.01 Мордовск. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва, Саранск, 2000, — 18с.
  7. Бабайцев АЛО. Гносеология. Эпистемология // Новейший филос. словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. С. 174, 847−848.
  8. Балет. Энциклопедия /ред. Ю. Н. Григорович/. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 624с.
  9. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 541с.
  10. Г. В. Живопись и её изобразительные средства: Учеб. Пособие для художественно-графических факультетов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1977.-188с.
  11. К. Д. Важные слагаемые // Гимнастика. 1972. — № 2. — С. 45−47.
  12. JI. К постижению гармонии мира (о возникновении и развитии эвритмического танца) // Муз. жизнь. 1993. — № 6. — С. 15−16.
  13. Д. Президент WD & DSC о главном // Профессионал. International. -2006. -№ 33. -С. 2−4.
  14. JI. Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987.-556с.
  15. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. — 496с.
  16. В., Магазинер JI. Полемические заметки о судействе // Звёзды над паркетом. 2003. — № 4. — С. 10−12.
  17. Е.А. Влияние олимпийского движения на развитие мировой культуры: исторический и современный аспекты: Автореф. дис. .канд. культурол. наук: 24.00.02 Нижневарт. гос. пед. ин-т, Нижневартовск, 2000. — 27с.
  18. В. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 18. — С. 3.
  19. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: ФОН, 1997. — 209с.
  20. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
  21. К. Индивидуальность не зависит от национальности. // Звёзды над паркетом. 2001. — № 14(79). — С.20.
  22. В. В. Статьи о балете. JL: Музыка, 1980. — 189с.
  23. В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. -439с.
  24. Т. А. Художественный образ в печатной рекламе России: Автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.06 ВНИИ техн. эстетики. М-во пром-ти, науки и технологии Рос. Федерации, М. 2000. — 24с.
  25. В. Г. Стиль, стилизация // Стили в искусстве. Т 1. СПб.: Кольна. -1995.-С. 540−546.
  26. С. М. Мои воспоминания. Соч. в 2-х том. М.: Искусство, 1992.
  27. JI.C. Психология искусства: анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998. -416с.
  28. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Послесловие B.C. Малахова- коммент. B.C. Малахова и В. В. Бибихина. М.: Искусство. 1991. — 368с.
  29. Гадамер Г.-Г. Гёте и философия // Филос. и социал. мысль. -1991. № 6. — С. 77−93.
  30. Гадамер Г.-Г. Игра искусства Пер. с нем. // Вопросы философии. 2006. -№ 8.-С. 164−168.
  31. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 699с.
  32. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Фрагменты из кн. западногерманск. философа Г.-Г. Гадамера. Пер. и предис. 3. И. Зайцевой. // Философские науки. 1987. — № 6. — С. 94−105.
  33. Гадамер Г.-Г. Что есть истина? // Логос. -1991.- Вып. 1. С. 30−37.
  34. Х.С. Лингвофилософская концепция как основа герменевтики Гадамера: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.03 СПбГУ, СПб.1993. 19с.
  35. Ю. В. Спортивные танцы. Гипотезы, анализ, размышления. -Челябинск.: б. и., 2001.
  36. И. А. Гармония индивидуального и универсалия отражения в танце // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М. -1998.
  37. И. А. Философское понимание танца // Вопросы философии. -1998. № 4. — С.50−63.
  38. А. Танец как метафора и не только // Танцевальная импровизация. Теория, история и практика. Альманах 1. М. — 1999.
  39. Ю. К. Стиль, композиция, мода // Гимнастика. 1974. — Вып. 2. — С. 5−9.
  40. К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. — 368с.
  41. JI.H. Я.Г. Яковлев. Эстетика (учеб.пособие) // Вопросы философии. -2001. № 4. — С. 184−185.
  42. . С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 СПб., 2000. -273с.ил.
  43. В. В. Избранные произведения. В 2 тт. М.: Физкультура и спорт. 1951.-Т. 1. — 319с.
  44. В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореф. дис. .докт. филос. наук: 09.00.01 Краснодар, гос. ун-т культуры и искусства, М., 2000. — 42с.
  45. Ю. И. От школы на Росси до Школы на Фучика. СПб: СПбГУП, 2001, — 147с.
  46. Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра. СПб: СПбГУП, 1997, — 224с.
  47. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Филос.-гносеол. анализ. М.: Политиздат, 1985. -192с. — (Над чем работают, о чём спорят философы).
  48. Давидовский В.: буклет к турниру. Кубок В. Давидовского. СПб. — 1996. С. 51.
  49. Л. Какую латину мы танцуем? // Профессионал.1тегпа1:юпа1. -2005. № 28. — С. 9−11.
  50. О. Дневники. Письма. Воспоминания. М.: Центрполиграф. — 1999. -445с.
  51. .Э. (Предисловие Ж. Пановой) Ритм. М.: Классика — XXI, 2002. -248с.
  52. А., Ступников И. Мастера танца. Л.: Музыка, 1974. — 248с.
  53. М. Манфредини А.а) Мы наслаждаемся танцем // Звёзды над паркетом. -2002. № 17. — С. 23−24.б) Я итальянец и хочу им оставаться / Чемпионат Европы 2001 г // Профессионал. International. 2001. — № 2. — С. 11−12.
  54. Г. Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л.: Искусство, 1968. — 177с.
  55. Г. Н. Михаил Фокин. Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. — 495с.
  56. Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. Л., 1975. -123с.
  57. Г. Н. Федор Лопухов. Л.: Искусство, 1976. — 317с.
  58. К. А. Феномен Айседоры Дункан // Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л.: ЛГТМИК, 1991. — С. 116−127.
  59. И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве: Дис. канд. филос. наук: 09.00.04 МГУ им. М. В. Ломоносова, -М.,-1984.-189с.
  60. А. Моя жизнь. Моя любовь. М.: Гелеос, 2006. — 348с.
  61. Ю. Что такое спортивный танец // Звёзды над паркетом. 2001. -№ 19 (84)-С. 5.
  62. М.Ю. Роман с танцем. СПб.: Танец. — 1998. — 252с.
  63. О. А. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века (творческие поиски М. Бежара и Дж. Ноймайера): Автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.09 СПбГУП. -СПб., 2003. 20с.
  64. О. А. Состояние современного танца // Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 28−40.
  65. Н.В. Хореография на льду (становление и пути дальнейшего развития): Дис. .канд.искусств: 17.00.01 Гос. ин-т театр, иск. им. Луначарского. М., — 1985. — 213с.
  66. М.Р. Игра // Новейший филос. словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. С. 896.
  67. В. А. Хореограф века // Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. — С. 6−12.
  68. А. Искусство и эстетика: традиции, категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. — 447с.
  69. В.В. К вопросу о сущности «вхождения» художественного языка в спорт, Науч. исслед. и разработки в спорте. // Вестник аспирантуры СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб. — 2002. — С.72−81.
  70. В.В. Музыкально-пластическое самовыражение как основа выразительных средств бального танца // Танцевальный вестник. 2000. -№ 5.- С. 5.
  71. В.И. Манера, лицо и стиль // Годы и дни. 1912. — № 14. — С. 1−2.
  72. О.А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 ВНИИФК. -М., 1981.-188с.
  73. О. Вальсирующие: бальные танцы последнее прибежище эротики в эпоху политкорректности // Известия, 2003, 4 февраля.
  74. М.С. Морфология искусства. JL: Искусство, 1972. — 440с.
  75. М.С. Эстетика // БСЭ. 3-е изд. Т. 30. М.: Советская энциклопедия, СЭ, 1978. — С. 254−256.
  76. А. Н. Стиль художественный // Новейший философский словарь / ред. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998. — С. 680−681.
  77. П. О балете. М.: Искусство. 1967. — 225с.
  78. Д.Н. Вацлав Нижинский образ личности, живущий в вечности // Магия таланта. — СПб.: Нестор, 2005. — С.17−27.
  79. В. Ж. Интеллектуальная и духовная составляющая культуры // Вопросы философии. 2005. — № 10. — С. 38−54.
  80. В. Е. Введение в социальную философию: Учеб. для высш. шк. 4-е изд., испр. М.: Акад. проект. — 2001. — 316с.
  81. В.Е. Гносеология. Онтология. // Современный философский словарь / под общ. ред. Кемерова В. Е. 2-е изд., испр. и доп. Лондон и др.: Панпринт, 1998. — С. 210−211, 609.
  82. Т.Х. Феномен. Феноменология. // Современный философский словарь /под общ. ред. Кемерова В. Е. 2-е изд., испр. и доп. Лондон и др.: Панпринт, 1998. — С. 959−963, 663−664.
  83. А. В. Бал в России: XVIII начало XX в. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 304с.
  84. В. Б. Заметки о культуре движений // Гимнастика. 1972. — № 2. -С. 14−18.
  85. Э.А. Ранние формы танца. Кишинёв: Штиинца. — 1977. — 215с.
  86. Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных учёных 20 В.) // Сов. этнография. 1975. — № 5. — С.147−155.
  87. Е.А. Проблема традиции и историчности в герменевтике Х.-Г. Гадамера: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 МГУ им. М. В. Ломоносова, -М., 1989. 18с.
  88. В.М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. -Л. М.: Искусство, 1964. — 218с.
  89. В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Преромантизм. Л.: Искусство, 1983. — 431с.
  90. В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Романтизм. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. — 430с.
  91. В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981. — 286с.
  92. В. М. Нижинский. JL: Искусство, 1974. — 207с.
  93. В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л., М.: Искусство, 1958. — 309с.
  94. В.М. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1967. — 340с.
  95. О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430с.
  96. В. Единый мир танца: вопросы к танцорам балльникам. // Профессионал. International. а)-2004.-№ 26.-С. 32−35.б) 2004. — № 27. — С. 33−34.
  97. В. П., Явецкий А. В. Введение к статье Г. Г. Гадамера «Игра искусства» // Вопросы философии. 2006. — № 8. — С. 155−163.
  98. Г. Художественная гимнастика это искусство в спорте // Балет. — 1992.-№ 1.-С. 58−59.
  99. И.В. Игра как способ освоения мира человеком: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 09.00.11 Моск. гос. техн. ун-т им Н. Э. Баумана, -М., 2000. — 30с.
  100. С.Н. Феномен танца (соц. философ, и культурол. анализ): Дис. .канд. филос. наук: 09.00.11, Ростов-на-Дону, 1994. — 131с.
  101. Н. Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. -208с.
  102. М. Я хочу танцевать сто лет. М.: Вагриус, 1996. — 235с.
  103. Т. С. О стиле вольных упражнений // Гимнастика. М. — 1976. -Вып. 2. — С. 9−12.
  104. Т. С. Ритм + пластика // Спорт, духовные ценности, культура. -М., — 1997.-Вып. 5.-С. 85−93.
  105. Т. С., Гавердовский Ю. К. Художественная гимнастика: Учебн. для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1982. -232с.
  106. Д. Игра // Собр. соч. в 7-ми т. Т.2. — М. -1954, с.
  107. Ф.В. Пути балетмейстера. Берлин, 1925. — 173с.
  108. К. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 24 (89). — С. 12.
  109. М.С. Характеристика герменевтики как способа философствования // Философские науки. -1989. № 2. — С.65−76.
  110. Г. Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 18. — С. 3.
  111. В. Ф. Философия красоты. Минск: Тетрасистемс, 1999. — 333с.
  112. Л.П. Мифология и феноменология танца: Автореф. дис. .канд. философ, наук: 24.00.01 СПбГУ, СПб., 2003. — 20с.
  113. Н.В. Трансформация социальных функций искусства на рубеже XX XXI вв. (информационно — технологический аспект мастерства режиссуры). Автореф. дис. .канд. искусств: 17.00.09, — М., 2005, — 26с.
  114. И.В. Тело в танце: эстетическая выразительность // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы науч. конф. 20−21 окт. 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское филос. общ-во. 1999. — С. 53−55.
  115. Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М. 1972. — 343с.
  116. А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 БГУ. Белгород. 2006. — 160с.
  117. Д. В. Эстетика спортивного зрелища (на примере футбола) // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. София. -2002. — Вып. 4.
  118. X. Философия Ницше // Профессионал. International. 2003. — № 18. -С. 32−33.
  119. . Письма о танце и балетах. JI. — М.: Искусство. — 1965, 374с.
  120. Оберцаухер-Шюллер Г. Пластика тела и духовная жизнь человека: Выступления А. Дункан в Вене и их влияние на развитие свободного танца // Балет. 1994. — № 6. — С. 13−14.
  121. Одегаард JL Интервью. // Звёзды над паркетом. 2001. — № 15. — С. 20.
  122. Основы латиноамериканских танцев. Томск: Артис, 1997. 480с.
  123. Д. История красоты. М.: ACT, 2003. — 128с.
  124. Пахомова JL Хореография и фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 1980.-94с.
  125. А. В. Синтез искусств и инвариативность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца: Дис. .канд. искуссв.: 17.00.09 Акад. переподг. работа, искусст. культ, и туризма. М. 2002. — 161с.
  126. В.А. Метафизика ландшафта: коммуникативная стратегия в философской культуре XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 317с.
  127. Е. В. Образная система А. Н. Скрябина: Автореф. дис. .канд. искусств: 17.00.02 Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. -Ростов-на-Дону. 2000. — 25с.
  128. Е., Копылова М. Диалог о танце и о себе // Профессионал. International. 2005. — № 28. — С. 33−35.
  129. Г. А. Искусство и спорт. Л.: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1981.-35с.
  130. Т. М. Восприятие музыкальной культуры XX в. как педагогическая проблема: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 Моск. пед. гос. ун-т. -М. 2004. — 22с.
  131. Д. История импрессионизма. Л. — М.: Искусство, 1959. — 417с.
  132. Ю. А. Что лежит в основе эстетических оценок // Гимнастика. -1974.-Вып.2.-С. 19−22.
  133. О. Грехопадение Терпсихоры // Искусство Ленинграда. 1991. -№ 4. — С. 49−53.
  134. О. Елена Люком. Л.: Искусство, 1983. — 192с.
  135. Т. Математика, фундаментализм и герменевтика // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 82−92.
  136. Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Один из лучших, 2002.
  137. А. Музыкально ритмическое воспитание актёра // Записки о театре.-Л. 1974.
  138. И. Культ плоти // Лит. газета. 2005. — № 36(6038), 7−13сент.
  139. Л. А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 СПб. — 1996. — 148с.
  140. А. Гармония духа и материи. М.: Гиперион, 2003. — 349с.
  141. М.Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта: Учеб. Пособие для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 103с.
  142. Н. М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки педагога: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 Рос. междунар. акад. туризма. М. — 2004. — 22с.
  143. Л. П., Хёкельман А., Блазер П., Эленберг В. Взаимодействие музыки и движения // Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 5. — С. 42−45.
  144. В. В. Содержание культуры движений как двигательно-эстетического понятия / Донецкий гос. инс-т здоровья, физ. воспитания и спорта.
  145. А. Магия танца // Профессионал. International. -2005. № 27. -С.34−35.
  146. С.С. Проблемы художественных стилей. М., 1973.
  147. Ю. И. В честь танца. М.: Искусство, 1968. — 371с.
  148. Н. И. Развитие художественного восприятия у студентов педагогического колледжа в условиях взаимодействия искусств: Автореф. .канд. психолог, наук: 19.00.07 Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород. -2000. — 20с.
  149. Ю. И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 3. С. 26, 39−40.
  150. Ю. И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства: Уч. пособие- МОГИФК. Малаховка: б.и., 1990. — 85с.
  151. Смит-Хэмпшир Г. Венский вальс. Как воспитать чемпиона. Томск: STT, 2000. — 288с.
  152. Смит-Хэмпшир Г. Техника танца // Звёзды над паркетом. 2002. -№ 1(90). -С. 13.
  153. Современный бальный танец. Пособие для ин-тов культуры, учащихся культ.-просвет. училищ и руководителей коллективов бального танца. Под ред. В. М. Стриганова и В. И. Уральской. М.: Просвещение, 1977, — 431с.
  154. К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. — 531с.
  155. В. И. Первые итоги реализации олимпийского проекта «СпАрт» в России // Олимпийский бюллетень, № 2. — М., РГАФК, ЦОА. — 1995. — С. 6−14.
  156. В. И. Проект «СпАрт» // Спортивно-гуманистическое движение СССР.-М.- 1990.-С. 13−16.
  157. В. И. «Спартианская» программа реализации Кубертеновского идеала олимпийского атлета // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 10.-С. 16−22.
  158. В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции / Столяров В. И. // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 5. -С. 101−265.
  159. В. И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта // Материалы VII Всерос. научно-практ. конф. 25 27 сентября 1996 г. Ч. 1. — Краснодар. — 1996. — С. 9−20.
  160. А. Лицедеи намедни и ныне. СПб.: Европейский дом. — 2003. -134с.
  161. И. В. Английский театр кон. XVII нач. XVIII в. — Л.: Искусство, 1986. — 349с.
  162. М. О «Новой волне» и шоу-сюрпризе // Профессионал. International. 2005. — № 28. — С. 2−5.
  163. Тахо-Годи А. Одиссея и её художественно-эстетический смысл // Гомер. Одиссея. М., 1982.
  164. С. Н. Проектирование содержания специализации «бальная хореография» в народном художественном творчестве: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.05 АГИИиК. Барнаул. 2004. — 160с.
  165. Р. Н., Титов Ю. Е., Турищева J1. И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов. Метод, пособие. СПб. — 1991. -32с.
  166. Ю.Е. Методы совершенствования объективности судейства в гимнастике: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 Киевск. гос. ин-т физ. культуры, Киев. 1988. — 132с.
  167. Л.И. Компоненты исполнительского мастерства гимнасток и методы их оценки: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л. 1986. — 92с.
  168. Л.Н. Африканский танец. Обычаи. Ритуалы. Традиции. М.: Наука, 1986. — 128с.
  169. А. «Историческая» беседа // Звёзды над паркетом. 2000. — № 49. -С. 10−11.
  170. А. А. Эстетика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1963.- 151с.
  171. Э. История нравов. Смоленск: Русич., 2002, — 622с.
  172. М. Интервью в журнале «Экспресс». Корресп. Ф. Товарницки, М. -М. Пальмье, авт. книги «Политические сочинения Хайдеггера». 1969 г. //Логос. -1991. -Вып. 1.-С.38.
  173. К. С моей точки зрения.(3) / Характер фокстрота // Звёзды над паркетом. 2002. — № 18(107). — С.6,20.
  174. М.Г. Ритм // БСЭ. Изд. 3, М.: Советская энциклопедия, 1975.-Т.22. — С.133−134.
  175. С. История танцев. В 4 т. СПб.: Пг., 1913−1917.
  176. К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. — 448с.
  177. П. 2 национальный конгресс ФТСР. Теория и практика развития бального танца // Звёзды над паркетом. 2002. — № 16. — С. 3−5.
  178. М. Слова «вижу», «слышу», «чувствую» в преподавании бальных танцев // Звёзды над паркетом. 2002. — № 2(91). — С. 10−11.
  179. Ф. Собр. соч., Т.6, Статьи по эстетике II М. — 1957.- С. 791.
  180. . Большой путь. Пер. с болг. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 88с.
  181. С. Л., Панкратов С. П. Бальный танец. // БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, -1970. — Т.2. — С. 1767−1769.
  182. О. Закат Европы. Пер. с нем. М.: Искусство, — 1993. — 298с.
  183. . Интервью. // Звёзды над паркетом. 2002. — № 1. — С. 9−10.
  184. Шур Э. Современный танец. Мюнхен. — 1910. — 35с.
  185. С. Мыслить через тело: гуманитарное образование Пер. с англ. // Вопросы философии. 2006. — № 6. — С. 52−67.
  186. Ю. Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам: Учебно-метод. пособие. СПб.: Синус Пи. — 2006. — 136с.
  187. С. А. Критерии оценки художественного компонента в исполнении произвольных упражнений художественной гимнастики // Актуальные проблемы физ.-спортивного движения: Материалы науч. конф. Минск. -1988.-С. 150−153.
  188. Эко У. История красоты. М.: Слово, 2005. — 440с.
  189. Я.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. — 464с.
  190. Saks К. World History of the Dance. N.Y. — 1937.
Заполнить форму текущей работой