Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение православных приходов Казанской епархии берет начало в 40-х годах XIX века. В 1782 г. архимандритом Спасо-Преображенского монастыря г. Казани Платоном (Любарским) был собран материал по древностям Казанской епархии. Первым исследователем православных приходов стал бакалавр по истории русской церкви при Казанской духовной Академии Г. З. Елисеев, на основании его материалов была напечатана… Читать ещё >

Содержание

  • АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ СЕРЕДИНЫ XIX — НАЧАЛА XX вв
  • Введение. Научная проблема, цели и задачи исследования
  • ГЛАВА I. Православный приход как историко-культурная и историко-градостроительная система
    • 1. 1. Понятие «православного прихода» Среднего Поволжья, характеристика источников исследования
    • 1. 2. Градостроительная основа исследования
    • 1. 3. Классификация православных приходов Казанской епархии по территориальным, социально-экономическим и социально-национальным признакам

Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема сохранения культурного наследия — одна из важнейших проблем современности. Быстрое преобразование окружающей среды, проявляющееся в ее урбанизации, в изменении традиционного сельского ландшафта приводит к новому взгляду на архитектурное наследие, как на часть глобального экологического комплекса, от сохранения и использования которого во многом зависит состояние духовности, уровень знаний, историческая память общества.

В этом контексте церковная архитектура вновь обретает своё значение в процессе формирования российских городов и селений. Историками русской архитектуры и градостроительства давно доказана важнейшая роль церковных сооружений и их ансамблей в формировании градостроительной структуры города и села, а также решающая роль церковных зданий в создании архитектурно-природных ансамблей. Однако практически неисследованным остается вопрос о значимости архитектуры православного прихода, как церковно-административной единицы и архитектурно-градостроительного комплекса. В городах приходы включали в себя население какой-либо его части. В сельской местности церковный приход состоял из села и деревень, находящихся в административно-территориальных границах прихода, вне зависимости от их национального состава, социального положения. Наличие сохранившихся в разной степени церковной архитектуры и сакрально-культовых элементов, расположенные в ландшафте исторически сложившихся сел и деревень, поднимает вопрос о сохранении, использовании и развитии архитектурно-градостроительной структуры православного прихода, как самобытной архитектурно-пространственной системы. Исследование церковной архитектуры православного прихода как комплекса всех его архитектурных и архитектурно-ландшафтных элементов представляет интерес с точки зрения изучения истории архитектуры Среднего Поволжья, а также с точки зрения мировоззренческого понимания жизни, эволюции, преемственности явлений культуры.

Предпринятое исследование архитектуры православного прихода Казанской Епархии обусловлено рядом причин. Во-первых, памятники церковного зодчества Татарстана вместе с мечетями составляют основную, преобладающую часть архитектурного наследия Татарстана и до настоящего времени остаются малоисследованной областью истории архитектуры региона. Из них подавляющее большинство памятников церковной архитектуры — церкви, часовни и др. — являются приходскими, расположенными в сельской местности. Значительная часть сохранившейся церковно-приходской архитектуры Татарстана зарегистрирована в сводах памятников истории и культуры, но на сегодня кроме некоторых памятников приходских сельских церквей остаются не выявленной, незарегистрированной и неизученной значительная часть других объектов культовой архитектуры, как-то, часовни, столбы-часовни, кресты, святые источники и др.

Во-вторых, поиск новых моделей развития общества, в том числе и на основе обращения к религии, привел к проблеме возвращения к традициям приходской жизни. Возрастающая роль прихода как определенной социальной ячейки общества требует выяснения историко-культурных закономерностей их развития, отражающихся, в том числе, не только на архитектуре приходского храма, но и в целом на всей церковноприходской архитектуре православного прихода.

В-третьих, современные потребности общества оказали влияние на научные представления по отношению к архитектурному наследию не только как к памятникам архитектуры, но и как реальному способу обращения к духовным истокам, религии, через использования объектов церковно-приходской архитектуры в контексте современной жизни.

В-четвертых, профессиональное сознание в сфере реставрации, реконструкции и проектирования церковной архитектуры в последнее десятилетие тяготеет в сторону повышения значимости предпроектного анализа, а также поиска преемственности в развитии новых функциональных возможностей. Для того чтобы решить эти вопросы необходимо глубокое ретроспективное исследование, направленное на получение и систематизацию научных данных о формировании архитектурно-градостроительной структуры православного прихода Казанской епархии.

В-пятых, сегодня у православной церкви возникает большая потребность в новых зданиях и новых функциональных помещениях. Однако статус всех сохранившихся церковных построек как памятников архитектуры ограничивает возможность их использования в той мере, какая необходима для нужд православной общины. В то же время безхозными погибают действительно ценные архитектурные памятники церковного зодчества. Возникает потребность в уточнении оценочных критериев, как самого памятника, так и возможностей его использования.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА заключается в поиске ответов на следующие вопросы:

— Что представляла собой архитектура православного прихода середины XIX — начала XX веков?

— Какова архитектурно-градостроительная структура православного приходамогла ли она быть разной для разных этнокультурных условий Казанской епархии?

— Каково современное состояние сельского православного прихода Казанской епархии?

Наличие в разной степени сохранившейся культовой архитектуры в исторически развивающихся селах и деревнях православного прихода поднимает вопрос о существовании в середине XIX — начале XX века самобытной архитектурно-градостроительной системы православного прихода, состоящей не только из культовых приходских построек, но и церковно-хозяйственных построек, домов для причта, ландшафтных и архитектурно-ландшафтных комплексов, святых источников, святых мест, мемориальных комплексов (приходских кладбищ).

Малая степень изученности церковно-приходской архитектуры и утрата многих практических знаний определила сложность проблемы и необходимость разработки ее в трех аспектах: истории, теории, методики. В историческом аспекте проблема исследования заключается в выявлении, систематизации и изучении источников исследования (большинство литературных и архивных источников исследования разрознены, носят часто косвенный характер, архитектура православного прихода насчитывает значительные утраты и не полностью еще выявлена). В теоретическом аспекте необходим выход на архитектурно-градостроительную модель православного прихода середины XIX — начала XX вв. Необходима реконструкция архитектурного комплекса православного прихода. В методологическом аспекте необходима разработка методики исследования архитектуры православного прихода, так как аналогов исследований церковно-приходской архитектуры, которая могла бы быть взята за теоретическую основу, автором не выявлена, что затрудняет использование методики сравнительного анализа.

Одной из частных проблем исследования, возникшей в ходе работы, явилась нехватка терминологического аппарата. Во-первых, необходимо было определить, что такое православный приход с архитектурной точки зрения, из чего он состоит, входят ли в структуру прихода вся архитектура населенных мест, вместе с жилыми домами, либо она как-то ограничена. Во-вторых, в самих названиях различных типов церковных построек существует если не путаница, то упрощенные понятия, например, часовнями называют как собственно часовни, так и церкви-часовни, столбы-часовни и т. д.

В работе предложены такие рабочие термины, как архитектурно-градостроительная система православного прихода, архитектурно-градостроительная структура православного прихода, архитектурно-градостроительные элементы православного прихода, церковно-хозяйственный комплекс, архитектурно-ландшафтный комплекс, архитектурно-мемориальный комплекс.

СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ. Теоретической основой исследования стали труды по истории православной культуры, истории и теории русской архитектуры и градостроительства, а также архитектуре Среднего Поволжья, истории, археологии, этнографии, которые включены в библиографию исследования.

Изучение православных приходов Казанской епархии берет начало в 40-х годах XIX века. В 1782 г. архимандритом Спасо-Преображенского монастыря г. Казани Платоном (Любарским) был собран материал по древностям Казанской епархии. Первым исследователем православных приходов стал бакалавр по истории русской церкви при Казанской духовной Академии Г. З. Елисеев, на основании его материалов была напечатана серия статей по церковной истории края П. В. Знаменским, А. Ф. Можаровским, А. П. Щаповым. Богатый фактологический материал с описанием приходских селений, приходской архитектуры, летописей церквей, историко-статистических данных, культуры прихожан Казанской епархии содержатся в работах Г. К. Богословского, Н. И. Ивановского, А. Кулясова, Е. А. Малова, С. Е. Мельникова, И. М. Покровского, и др., появившихся в конце XIX нач. ХХ вв. В эти же годы активно рассматриваются вопросы этнографического характера и по миссионерскому делу в Крае в работах С. А. Багина, М. Васильева, Н. И. Воробъева, И. А. Износкова, Г. И. Перетяковича, М. С. Рыбушкина, Н. А. Спасского, С. Шадкова и др.

Тема исследования предопределила обращение к трудам по истории и философии православной религии: И. А. Бердяев, А. В. Мень, Н. М. Никольский, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и другие дали представление об философско-культурологическом понимании православия.

Избранная проблема потребовала более широкого обзора литературы по развитию русской архитектуры и градостроительства в том числе по истории и теории церковной архитектуры, реставрации памятников церковного зодчества таких авторов, как Е. А. Ащепков, И. А. Бондаренко, И. Е. Гришина, Н. И. Брунов, Е. Н. Бубнов, А. В. Бунин, И.Л.Бусева-Давыдова. Г. К. Вагнер, А. В. Воробьев, Н. Н. Воронин, Ф. Ф. Горностаев, И. Э. Грабарь, Н. Ф. Гуляницкий, А. В. Иконников, А. И. Комеч, В. В. Косточкин, М. Красовский, П. Н. Максимов, Е. В. Михайловский, Л. М. Лисенко, А. В. Ополовников, В. П. Орфинский, С. С. Подьяпольский, П. А. Раппопорт, Б. А. Рыбаков, Т. Ф. Саваренская, А. И. Суслов, С. А. Торопов, Ю. С. Ушаков, А. А. Шенников, Л. Е. Шепелев, А. С. Щенков.

Основу исследований по истории архитектуры и градостроительства, и, в частности, церковной архитектуры Среднего Поволжья составили труды таких авторов, как С. С. Айдаров, Г. Н. АйдароваВолкова, П. М. Дульский, В. П. Остроумов, М. Ф. Фехнер и др.

Важность для разработки темы представляют труды по смежным историческим периодам и смежной научной проблематике Среднего Поволжья таких авторов, как Т. Р. Закирова, С. В. Кузнецов, Х. Г. Надырова, Н. Х. Халитов и др.

Специального диссертационного исследования по архитектуре православного прихода Среднего Поволжья не проводилось. Известно, что в отечественной литературе советского периода церковная архитектура рассматривалась как памятники архитектуры, причем к церковной архитектуре XIX века проявлялось несколько пренебрежительное отношение с точки зрения их архитектурно-художественной ценности. Потребность в строительстве новых церквей и обращение к архитектуре церквей XIX — начала XX веков, на котором приостановилось ее развитие, заставило обратить на этот период особое внимание. Однако до сих пор остаются большие пробелы в знаниях о церковно-приходекой архитектуре отдельных регионов. Так ни по одной из республик и губерний Среднего Поволжья нет комплексно изученной истории церковной архитектуры. Только в последние годы в научных работах стали появляться такие термины, как приход, приходская архитектура.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — выявление архитектурноградостроительной типологии и структуры православного прихода Казанской Епархии середины XIX — начала XX века;

— привлечение внимания архитекторов и научной общественности к проблеме выявления, изучения, сохранения и развития всего архитектурного комплекса сельского православного прихода.

В ЗАДАЧИ исследования входит: систематизация архивных, литературных и натурных исследований,.

— разработка классификаций архитектурно-градостроительной структуры православного прихода по территориально-градостроительным и социально-национальным признакам,.

— классификаций архитектурно-градостроительных элементов православного прихода,.

— разработка модели православного прихода середины XIX — начала XX веков.

ОБЪЕКТОМ исследования является архитектурноградостроительная культура православного прихода Казанской Епархии, все известные типы церковных зданий и сооружений, входящих в систему поселений православного прихода.

ПРЕДМЕТОМ исследования — архитектурно-градостроительный комплекс православного прихода Казанской епархии середины XIXначала XX веков.

ГРАНИЦЫ исследования:

Хронологические границы исследования. В качестве основного периода исследования выделен период с середины XIX века до начала XX века (примернос 40-х гг. XIX до 20-х гг. XX вв.). Именно этот период стал пиком в архитектурно-градостроительном развитии православных приходов Казанской епархии с начала христианизации Края, в это время окончательно утверждены границы Казанской епархии. К XIX веку относится большая часть архивных и библиографических источников исследования. Однако православные приходы этого периода включали архитектурно-градостроительные элементы предыдущих периодов. Для выяснения генезиса архитектурно-градостроительной структуры православного прихода предпринят выход в предыдущие периоды, начиная с начала христианизации края. В то же время выход на современные проблемы православного прихода, определил натурный анализ современного состояния памятников архитектуры и развития православных приходов в 90-х гг. XX века.

Территориальные границы исследования в целом совпадают с административными границами Казанской епархии середины XIX — начала XX веков. Однако современные границы Казанской епархии лежат в административных границах Республики Татарстан — это только половина дореволюционной территории плюс часть территорий Уфимской и Симбирской епархий. Поэтому в ряде случаев соискателем использованы материалы по другим областям Среднего Поволжья, а основной материал сосредоточен по территории Казанской губернии, которая перешла в административные Республики Татарстан.

Проблемные границы исследования включают выявление архитектурно-градостроительной структуры православного прихода Казанской Епархии середины XIX — начала XX веков, как системы культовых объектов, которая оформлялась в рамках религиозной жизни поселенийвыявление типологии православных приходов и церковноприходских построек. В работе не предусматривается глубокий разбор стилевых особенностей архитектуры сельских православных приходов. Типологические границы не включают рассмотрение соборных, городских приходских храмов, монастырей, а также архитектуры и планировки жилых домов сельских поселений.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Церковную архитектуру можно рассматривать как материальную реализацию духовной культуры, а архитектуру православного прихода как отражение ее смыслов в структурообразующей системе градостроительных и объемно-планировочных типов. Такой подход позволяет выявить структуру православного прихода, элементы, смысловые связи.

В основу исследования был положен принцип градостроительного и метафизического единства архитектурных и архитектурно-ландшафтных составляющих православного прихода. Пространственное выражение архитектурных элементов православного прихода в таком понимании становиться выражением смыслов и норм религиозной культуры в данное историческое время в данном этнографическом районе региона.

Методика исследования складывается из совокупности сравнительно-исторического, графоаналитического, статистических методов, а также архитектурного, градостроительного, морфологического и типологического анализов, метода натурно-полевых исследований.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ исследования делятся на две категории. Первичными источниками послужили архивные документы и натурные обследования православных приходов Казанской епархии. Архивные документы — клировые ведомости, страховые оценка церковных построек, документальные переписки, проектные чертежи были выявлены в Национальном Архиве Республики Татарстан, в Центральном Историческом Архиве России (Санкт-Петербург), архиве Центрального государственного музея Республики Татарстан, в архивах ГлавАПУ и ГлавРСУ города Казани. Автором просмотрено около 1000 ед. хранения. Из них 336 ед. хр. по проектам построек и перестроек церковноприходских зданий были проанализированы, со 127 сняты копии. В диссертации впервые публикованы чертежи 78 ед. хр.

При натурных обследованиях православных приходов было предпринято 12 однодневных экспедиций, исследовано 17 населенных пунктов и 28 церковно-приходских построек (церквей, часовен, церковных домов и т. д.), из них впервые опубликованы описания по 9 выявленным объектам. В диссертации даны описания архитектуры и современного состояния 16 памятников церковно-приходекой архитектуры и 4 вновь построенных приходских храмов.

В качестве вторичных источников работе использованы материалы по историко-статистическим и литературным описаниям православных приходов и церквей, хранящихся в ОРРК Государственной библиотеки им. Лобачевского КГУ, ОРРК библиотеки Духовной семинарии, архиве КГ АСА. Ценность этих источников заключается в первую очередь в описаниях приходов, содержащих исторические, топографические, этнографические сведения, сведения о местных нравах и обычаях, сведения о религиозном состоянии прихожан, о религиозных праздниках, крестных ходах, достопримечательностях храмов и приходов, сведения о взаимоотношениях русских с местным населением, о языческих мольбищах, киреметях и т. д. А также сведения и данные об архитектурно-градостроительной структуре прихода — где, что размещалось, более-менее архитектурные описания структурных элементах прихода, и в первую очередь приходского храма.

В современных научных исследованиях архитектуры и истории православных памятников и церковной архитектуры Среднего Поволжья Г. Н. Айдаровой-Волковой, Л. Ю. Браславского были использованы некоторые данные по православным приходам, а также архитектурные описания конкретных церквей, часовен, святых мест. Богатой фактологической и картографической базой послужили коллективные труды Института Истории Академии Наук Татарстана — справочник-каталог «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», каталог «Православные памятники Республики Татарстан» и справочник «Населенные пункты Республики Татарстан». Из этих источников были почерпнуты общая классификация церковной архитектуры Среднего Поволжья, исторические данные по архитектуре приходских церквей и некоторых других типов культовых построек, некоторые данные о возникновении тех или иных приходов, использованы данные о современном состоянии памятников архитектуры, о современном национальном составе Казанско-Вятоской морфологической зоны, использованы архитектурные описания некоторых памятников церковноприходской архитектуры.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем:

— в научный оборот введен значительный массив впервые публикуемых архивных и полевых материаловвпервые:

— выявлен и рассмотрен в разнообразных проявлениях православный приход Казанской Епархии середины XIX — начала XX веков как целостная система, определены ее структура, элементы, структурные связи;

— проведена классификация православных приходов, выявлены разновидности и их признаки;

— получена архитектурно-градостроительная модель православного прихода;

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ исследования:

— Для разработки истории архитектуры Среднего Поволжья получены новые знания об архитектуре церковного прихода Казанской епархии середины XIX — начала XX века;

— выявленный опыт архитектурно-планировочного развития православного прихода может оказать влияние на современное проектирование;

— выявленные сведения о памятниках архитектуры, расположенных на территории Республики Татарстан могут быть использованы при организации реставрационных и реконструкционных работ;

— полученные знания могут быть использованы в учебных программах и методических указаниях, в курсе лекций по истории региональной архитектуры, а также в курсовом и дипломном проектировании.

АПРОБАЦИЯ. Основные положения диссертации введены в научный оборот и использованы соискателем:

— в 6 научных публикациях (научные сборники ИИ АН РТ, КГ АСА, историко-публицистическом журнале);

— в докладах и выступлениях на научно-практических на 8 конференциях (включая одну международную);

— в паспорте памятника церковной архитектуры РТ, утвержденного Главным управлением по охране памятников Министерства культуры Республики Татарстан;

— в курсовом проектировании по темам «Церковь Рождества Христова», «Церковь Московских Чудотворцев и Дом Благотворительности и реабилитации детей-беспризорников при ней» на АФ КГ АСА под руководством диссертанта (1998;2000 гг.).

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие результаты исследования:

— структура православного прихода Казанской епархии середины XIX — начала XX и типология ее архитектурно-градостроительных элементов;

— архитектурно-градостроительная модель православного прихода Казанской Епархии (середины XIXначала XX вв.);

— специфические особенности сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX — начала XX вв.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Диссертация состоит из текста (193 стр.) и графических материалов исследования, представленного на 28 планшетах размером 60×80 см. Текст содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения, приложение графической части из 40 листов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятое исследование посвящено актуальной и до настоящего времени малоизученной теме. В работе впервые опубликован и введен в научный оборот значительный массив архивных чертежей, документов, материалов натурного обследования по церковно-приходской архитектуре Казанской епархии середины XIX — начала XX вековвыявлена архитектурно-градостроительная структура православного прихода Казанской епархии середины XIX — начала XX веков и типология ее структурных элементовразработана классификация православного прихода по территориально-градостроительным и социально-национальным параметрамразработана классификация приходской церкви и закрытых часовенразработана модель сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX — начала XX веков.

Сельский православный приход это — архитектурно-градостроительная система, объединяющий культовые, церковно-хозяйственные и ландшафтные архитектурно-градостроительные объекты в единый сакральный каркас, который накладываясь на систему приходских поселений (села и приходских деревень), связывает жилую, производственную и природную среду единым религиозным смыслом.

Архитектурно-градостроительная структура православного прихода состоит из набора архитектурно-градостроительных, архитектурно-ландшафтных и архитектурно-мемориальных элементов, которые объединены в функциональные группы: культовые, хозяйственные, ландшафтные, мемориальные, вспомогательные.

Элементами сельского православного прихода являются архитектурные и ландшафтные объекты, которые в различных сочетаниях объединяются в комплексы: церковно-хозяйственный, архитектурно-ландшафтный, архитектурно-мемориальный.

В середине XIX — начале XX века в Казанской епархии сельские православные приходы различались по размерам: большие, средние, маленькиепо количеству прихожан (на семь классов от 300 до 3000 тыс.), по национальному составу: русские, смешанные, инородческие, по благосостоянию: бедные, богатые. Это отражалось на архитектурноградостроительной структуре сельского православного прихода и типологическом составе ее элементов: большие приходы могли иметь большее количество церковно-приходских построек, в инородческих приходах большее значение приобретают церковно-приходские школы, в инородческих приходах чаще, чем в других приходская церковь имеет небольшие размеры, находится в плохом состоянии и т. д.

Этно-культурная специфика региона определила существование на территориях православных приходов культовых элементов других религиозных структур: старообрядческие молитвенные дома, мечети, языческие киремети и т. д. Это обусловило специфические особенности сельского православного прихода Казанской епархии середины XIXначала XX вв.: некоторые сакральные места становились общими для разных культур и вероисповеданий, проходили литургии вне храма, с присутствием язычников и мусульман и др.

Приходские церкви строились с трехчастной или развитой структурой, осевой, центричной или смешанной планировочной композицией, объемных композиций пятиглавых, одноглавых четвериков, восьмериков, восьмерика на четверике, ротонды на четверике с купольными и шатровыми покрытиями. Специфика сельского приходского храма, особенно инородческих и смешанных приходов — большая трапезная со встроенными приделами. В конце XIX в русских, иноверческих и смешанных приходах строятся «типовые» приходская церкви с небольшими различиями в орнаменте и размерах.

Проведенные в работе натурные обследования современного состояния православных приходов Казанской епархии показали, что кроме памятников архитектуры, к которым относятся приходские церкви в селах еще сохраняются и другие архитектурно-приходские постройки и архитектурно-ландшафтные элементы, что практически доказало существование остатков архитектурно-градостроительной структуры сельского православного прихода. Натурным обследованием был выявлен ряд церковно-приходских построек, не включенных в каталог памятников истории и культуры (приходская церковь, закрытые часовни, столбычасовни), некоторые из которых по праву могли бы называться памятниками православными архитектуры Среднего Поволжья.

Натурным обследованием не выявлен ни один из полностью сохранившийся православных приходов со всеми церковно-приходскими постройками и архитектурно-градостроительной структурой. Однако если продолжить исследование, то может оказаться, что где-то в глубинке еще сохранилась полная архитектурно-градостроительная система какого-либо православного прихода, что имело бы ценность не только с точки зрения истории церковно-приходской архитектуры, но, такой православный приход мог бы выступать и как памятник православной истории и культуры.

Фрагментарность фактологического материала (историко-литературного, архивного и натурного) компенсирована обобщением и разработкой теоретической модели православного прихода. Усредненная модель представляет собой архитектурно-градостроительную систему, центром которой является село с приходской церковью и церковно-хозяйственным комплексом. В приходских деревнях располагались культовые, хозяйственные, ландшафтные объекты, кроме того, на территории прихода вне поселений размещались культовые беспрестольные постройки, архитектурно-мемориальные комплексы и находились архитектурно-ландшафтные объекты и комплексы. Эта модель нередко дополнялась культовыми объектами других конфессий.

Важным на современном этапе развития православных приходов представляется понимание сельского православного прихода как саморазвивающейся системы, где ограничивается регламентирующая роль реставрации и усиливается роль архитектурно-исторического мониторинга за исторически складывающимся развитием православного прихода. С этой целью в диссертации изложена концепция архитектурно-планировочного паспорта православного прихода, предлагаемого в качестве дополнительного инструмента предпроектных исследований и мониторинга.

Некоторые положения диссертации опубликованы автором в следующих работах:

1. К вопросу изучения архитектуры приходского храма казанской губернии. Постановка проблемы. // Сборник научных трудов аспирантов 50-й научной конференции КГ АСА, Казань, 1999, -С. 11−14.

2. Опыт внедрения в учебный процесс проектирования объектов церковной архитектуры. // Глобальное и региональное в архитектурно-художественном образовании. Материалы международной научно-практической конференции по архитектуре и дизайну, Казань, КГ АСА, 1999. — С.24−28.

3. Храм на правом Булаке. Из истории Спасо-Преображенской Никольской Единоверческой церкви в Казани. // «Казань» (историко-публицистический журнал), 1999, № 9−10. — С. 45−48.

4. К вопросу об архитектуре православного прихода Казанской губернии. // Сборник научных трудов аспирантов 51-й научной конференции КГ АСА, Казань, 2000, -С.4−6.

5. Архитектурное развитие православного прихода села Ключищи Казанской епархии. // Европа-Азия. Музей в системе ценностей евразийской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23−28 сентября 2000 г., Казань, 2000. -С. 263−268.

6. Состояние памятников приходской архитектуры Республики Татарстан (по результатам экспедиции). // Сборник научных трудов аспирантов 52-й научной конференции КГ АСА, Казань, (в печати).

7. К вопросу о сохранении «Духа» Старо-Татарской слободы в Казани. // Старо-Татарская слобода — от прошлого к будущему. Материалы по научно-практической конференции 29 февраля — 1 марта 2000 г., Казань, (в печати).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды по истории, философии, культорологии, междисциплинарным исследованиям.
  2. Т., Трутнев Э., Якубович Е. Градостроительное законодательство России на пути реформ. М., 1996 — 96с.
  3. Д. Вопросы при изучении истории русской церкви. -Симбирск, 1915.
  4. Н.Г. Язык культуры //Социально-политический журнал -М., 1994, № 12,-С.51−67-
  5. Г. В. О приходских попечительствах при православных церквах.-М., 1896.
  6. Ю.Г. Консервация, реставрация, воссоздание. Вопросы терминологии. // Архитектура и строительство Москвы. -М., 1990, № 13, -С.5−17.
  7. H.A. Русская идея. Основные проблема русской мысли XIX века. / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М: Наука, 1990, -С.43−272.
  8. Большая энциклопедия. Т. 15. -СПб.: Просвещение, — 1896.
  9. Р.Ф. Этносоциальная история Предкамья во 2-ой половине XVI начале XVIII веков (по писцовым переписным книгам). Дисс.канд.истори.наук.-Казань, 1995, -С.230.
  10. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1977.
  11. Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Ленинград, 1984.
  12. Н.С. Современное православие. М., 1968.
  13. ГротЯ.К. Жизнь Державина по его сочинениям. СПб., 1880−1882. -Т.1−2.
  14. Н.Ф. О современном значении понятия «памятник архитектуры» // Теория и практика реставрационных работ. Сб.З. -М., 1972. -С.
  15. А.Ю., Кривошеев Ю. В., Древнерусская церковь и архаичные традиции. // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов, СПб., 1990.
  16. И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях, Т.1.-М., 1895, 129с.
  17. ., Пучков П., Солнечные узоры. М., 1978.
  18. Законодательство о религиозных культах М., 1969.
  19. H.A. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. -JL, 1984.-151с.
  20. Кальнинг-Михайловская JI.A. Охрана и изучение памятников архитектуры // Практика реставрационных работ. М., 1950. -С. 13−46.
  21. Г. Е. Динамика полисинкретической религиозности. — Чебоксары, 1974.
  22. П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.
  23. А. Новые земельные законы. СПб, 1907.
  24. H.A. Церковь и земледелие. С.-Петербург, 1900.
  25. Н.П. На кладбище. М., 1914.
  26. A.B. Культура, Христианство, Церковь. М., 1997. -671с.
  27. П.Н. Очерки по истории русской культуры., М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», редакция газеты «Труд», 1994.
  28. Е.В. Реставрация памятников архитектуры: развитие теоретических концепций. -М., Стройиздат, 1971. 190с.
  29. Н.М. История русской церкви. М., 1983.
  30. Г. Мицов. В средоточении пространства и времени. // Человек, № 5, 1994.
  31. Отклики сельских пастырей. Киев, 1911.
  32. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. М.: Наукова думка, 1982.
  33. В. Опыт монографического исследования религиозной группы прихожан в системе церковного прихода. Автореферат дисс.канд.философских наук. -М., 1968, -С. 17.
  34. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., Т. 1 -2, 1992.
  35. Положение о приходских попечительствах при православных церквах. -СПб., 1865.
  36. И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1841 по 1891 гг. С.-Петербург, 1897.
  37. .А. Язычество древней Руси. —М., Наука, 1987.
  38. Современный облик памятника прошлого. -М., 1983. -34с.
  39. E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М., Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1916. — 11 с.
  40. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия. — 1993. — 864с.
  41. Церковно-историко-археологическое общество Казанской епархии. -Казань, 1917.
  42. JI.E. Архивные разыскания и исследования. -М., 1971. -144с.1. Труды по истории, теории и градостроительству русскойархитектуры.
  43. Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. -М., 1953.-278с.
  44. Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. -М., 1950. 140с.
  45. М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986.
  46. Баталов A. JL, Ветчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI—XVII вв. //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988 г. -С.22−43.
  47. A.JI. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблема художественного мышления эпохи. -М., 1996.
  48. А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. -М.: Стройиздат, 1986. 203с.
  49. В.Н., Кулага JI.H. и др. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов. М.: Стройиздат, 1981.- 191с.
  50. Ю. Обетные кресты.// Наука и религия.
  51. И.А. Градостроительное мышление средневековой Руси: традиции и идеалы: дисс.докт.арх. М., 1997. 140с.
  52. И.А. К вопросу об использовании мер длины в древнерусском зодчестве //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988 г. -С.54−64.
  53. И.А. Народное и царственное зодчество древней Руси. К проблеме общности традиций и идеалов. //Народное зодчество: сб. научных трудов, Петрозаводск, 1992, С.7−31.
  54. И.А. Тысячелетняя традиция русского зодчества возможности интерпретации. //Архитектура и строительство Москвы, 1990, № 8, С.24−26.
  55. И.А. «Свое», «чужое» и «общее» в истории архитектуры. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.2. -М., 1993. -С. 179 182.
  56. И.А. Личность в зодчестве Древней Руси. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.4. -М., 1995. -С.55−58.
  57. И.А. Идеальная композиция древнерусского города // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.5. -М., 1996. -С.22−28.
  58. И.А. Идея иерархии в зодчестве Древней Руси. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции 14.10.1996.-М., 1996. -С.24−33.
  59. Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX- начала XX вв. М., 1971.
  60. Е.А. Некоторые особенности русской архитектуры конца XIX начала XX вв. — В кн.: Художественные процессы в русском искусстве XIX — начала XX века. -М.:Наука, 1977.
  61. Н.И. История русской архитектуры. -М., 1956.
  62. E.H. Русское народное зодчество Урала. М.: Стройиздат, 1988,-191с.
  63. A.B., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. -В 2-х т.-М, 1979.
  64. Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в русской архитектуре конца XVII в. //Архитектурное наследство, № 33, М.: Стройиздат, 1985.
  65. Бусева-Давыдова И. Л. Представление о символике храма в культуре Древней Руси (по письменным источникам). Храмостроительство в России: традиции и современность: тезисы докладов конференции 14.10.1996 г., -М., 1996. -С.40−45.
  66. Л.В. Проблемы реконструкции на современном этапе отечественного градостроительства // Архитектурный вестник. —1997, № 1 с.11−19.
  67. Г. К. Проблема жанров в архитектуре Древней Руси. //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988 г. -С.3−22.
  68. Г. К. Искусство мыслить в камне. —М., Наука, 1990. -255с.
  69. В.В., Саваренская Т. Ф., Смоляр И. М. Градостроительство как система научных знаний. / Под ред. И. М. Смоляра. М., 1999. -120с.
  70. H.H. Очерки по истории русского зодчества XVI—XVII вв.еков. -М.-Л., 1934.
  71. H.H. История культуры древней Руси. -М.-Л., 1945.
  72. H.H. Архитектурный памятник как исторический источник //Советская археология. -М., 1954, №XIX.- С.41−76.
  73. В.Л. Соразмерность и форма в архитектуре //Архитектурное наследство: Проблемы композиции и мастерства. № 35. -М., Стройиздат, 1987 г. -С.142−155.
  74. В.П. О развитии ярусных форм в зодчестве конца XVII века. Древнерусское искусство XVII в. — М., 1964. — 236с.
  75. Т.Н. О значении образца в древнерусской архитектуре. //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. -М., Стройиздат, 1984 г. -С. 13−26.
  76. P.M. К вопросу об ориентации русских церквей // Краткие ссобгцения славяно-русской археологии. Институт археологии АН СССР.-М., 1978. № 115.
  77. Ю. Н. Рабинович В.И. Зодчество и православие. М., 1986.
  78. Н.С. Современное православие. М., 1968.
  79. Ф., Грабарь И. Деревянное зодчество Русского Севера // История Русского искусства. Т.1, -М., 1909.
  80. B.C., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. С.-Петербург, 1992.
  81. И.Э. О русской архитектуре. -М., 1959.
  82. Н.Ф. История архитектуры. -М.: Стройиздат, 1984. —339с.
  83. Н.Ф. (ред.), Градостроительство Московского государства XVI—XVII вв. /РААСН, НИИТАГ: под общей ред. Н. Ф. Гулянитского. М.: Стройиздат, 1994 г. — 318с.
  84. Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI- 1-ой пол. XVII вв. //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. -М., Стройиздат, 1984 г. -С.32−47.
  85. Н.Ф. О внутреннем пространстве раннемосковских храмов. //Архитектурное наследство: Город и его застройка. № 33. -М., Стройиздат, 1985 г.-С. 174−182.
  86. Н.Ф. Колокол в древнерусской архитектуре. //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988 г. -С. 130−144.
  87. А.Э., Эволюция градостроительства. М., 1984, — 256с.
  88. А.Ю., Кривошеев Ю. В., Древнерусская церковь и архаичные традиции. // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов, СПб., 1990.
  89. И.М. Дерево дом — храм в русском народном искусстве. // Советская этнография, 1990, № 6.
  90. И.В. Русское искусство. -М.: Кнебель, 1900.
  91. И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях, т. 1. — М., 1895, 129с.
  92. ., Пучков П., Солнечные узоры. М., 1978.
  93. A.B. Планировочные традиции в народном зодчестве // Архитектурное наследство № 14, М., 1962.
  94. A.B. Историзм в архитектуре. М., 1982.
  95. A.B. Основы градостроительства и планировки сельских населенных мест М., 1982.
  96. A.B. О ценностях подлинных и мнимых: о проблемах реставрации и воспроизведении памятников русского зодчества. // Наше наследие, 1990, № 3, С. 1−4.
  97. A.B. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. -М.: Искусство, 1990. 385с.
  98. A.B. Символика православного храма в образной структуре русского города. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. М., 1996. С. 6−14.
  99. A.B. Историзм в архитектуре «серебряного века» // Архитектура в истории культуры русской. -М., 1993, Вып.2. -С. 127 131.
  100. A.B. Город реконструкция как форма бытия. // Архитектурный вестник — 1997, № 1, с. 11−19
  101. И.А. Организация архитектурного проектирования в России (период 1905—1917 гг.) //Архитектурное наследство: Город и его застройка. № 33. -М., Стройиздат, 19 857 г. -С.278−284.
  102. М.Ю. Смысл христианского храма, генезис его архитектурного выражения и современные проблемы. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. М., 1996. С. 6−14.
  103. Е.И. Русская архитектура 1830−1910 годов. -М.: Наука, 1978.-399с.
  104. Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX в. (к вопросу о двух фазах развития эклектики). //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988 г. -С.130−144.
  105. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М.: Искусство, 1982 399с.
  106. Е.И. О хронологических рамках, жанре и типе русской архитектуры XIX века. -В. сб.: Архитектурное наследие конца XIX -начала XX века и его роль в современном градостроительстве. -Таллин, 1983.
  107. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. -М.: Искусство, 1986. 344с.
  108. Е.И. Архитектура, религия, государство в России XVIII -начала XX столетия. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник Тезисов конференции. -М., 1996. С. 58−66.
  109. А.И. Каменная летопись Пскова XII начала XVI в. -М.: Наука, 1993.
  110. Я.В. Композиционные основы планировочной структуры городов. -М., 1985.
  111. В.В. К вопросу о традиции и новаторстве в русском зодчестве XVI—XVII вв.. //Архитектурное наследство: Региональные черты зодчества народов СССР. № 27. -М: Стройиздат, 1980 г. -С.29−38.
  112. В.В. Проблемы воссоздания в архитектуре. М., 1984. -64с.
  113. А. Д. Преемственность в развитии архитектурно-планировчных структур (на примере малых и средних городов БСССР): дисс.канд.арх. Минск, 1972.
  114. М.П., Кудрявцева Т. Н. Ландшафт в композиции древнерусского города //Архитектурное наследство: Национальное своеобразие зодчества народов СССР. № 28. -М., Стройиздат, 1980 г. -С.3−13.
  115. В.В. Историко-архитетурное наследие XIX начала XX века и вопросы его современного использования (на примере г. Саратова). — Автореферат канд. Дисс. — М., 1983.
  116. В.А. Национальные традиции русского градостроительства. -М., 1946.
  117. Т.Л. Общие приемы в строительстве деревянных церквей Карпатского региона //Архитектурное наследство: Город и его застройка. № 33. -М., Стройиздат, 19 857 г. -С. 174−182.
  118. П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. -М., 1976.
  119. П.Н. Основные положения научной методики реставрации памятников архитектуры // Практика реставрационных работ. Сб.2. -М., 1958.-С.5−18.
  120. П. Н. Торопов С.А. Архитектурные обмеры: Пособие по фиксации памятников архитектуры. М., 1949. — 150с.
  121. А.Г. К вопросу о происхождении трехчастной осевой архитектурной композиции (церковь трапезная — колокольня) // Памятники истории и культуры Среднего Поволжья, Нижний Новгород, 1991, С.211−216.
  122. Методика реставрации памятников архитектуры: пособие для архитекторов-реставраторов. -М., 1961, 216 с.
  123. Е.В. Предпроектные натурные исследования // Методика реставрации памятников архитектуры. -М., 1977. -С.49−58.
  124. И.Р. Традиции и влияния в народном зодчестве западной Украины //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. -М., Стройиздат, 1984 г. -С. 114−119.
  125. К.Т. О часовнях. СПб., 1884.
  126. О храме. Объяснение всех частей храма. СПб., 1900.
  127. О.В., Чукова Г. А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов, Л., 1990.
  128. A.B. Сокровища Русского севера. М: Стройиздат, 1989.
  129. В.П. Деревянное зодчество Карелии (Генезис, эволюция, национальные особенности). Т.1. -М./ЦНИИТИА. Дис. На соиск.учен.степени доктора архитектуры.
  130. В.П. Загадки «домиков мертвых» //Памятники культуры и современность, Петрозаводск, 1983.
  131. В.П. Народное деревянное культовое зодчество Русского Севера: истоки развития. Сб. научных трудов: ПГУ, Петрозаводск, 1992, С.32−63.
  132. В.П. Народное деревянное зодчество в зонах этнических контактов на Севере России. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.2. -М., 1993. -С.38−45.
  133. В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: учебник для вузов. Л. Стройиздат, Ленинградское отделение, 1984. -С.512, ил.
  134. В.В. Традиции храмостроения на Дону. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. —М., 1996. -С.114−115.
  135. В.И. Термины российского архитектурного наследия /словарь-глоссарий/. -М.: Искусство, 1995. -160с.
  136. И. Русские епархии в ХУ1-Х1Х вв. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. — Казань, 1897.
  137. В.П. Вопросы взаимосвязи композиции общественных центров сельских поселков и природного ландшафта: дисс.канд.арх., М., 1978.
  138. О.И. Реставрация и реконструкция архитектурного наследия: теоретические и методологические основы реставрации исторического и архитектурного наследия. М., 1996.
  139. А.Л. Идеи «рациональной архитектуры» в теоретических воззрениях русских зодчих второй половины XIX начала XX века. Автореф. дис. канд.арх. -Л., 1966.
  140. Ю.В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города. -М., 1980.
  141. Ю.В. Историко-теоретические основы преемственности вразвитии архитектурного ансамбля. -Дис. на соиск. доктора арх. —1. М., 1982.
  142. П.А. Зодчество древней Руси. -Л.: Наука, 1986. -158с.
  143. Т.Ф. «Западноевропейское градостроительство ХУП-Х1Х вв.: Эстетические и теоретические предпосылки. -М.:Стройиздат, 1987.
  144. о. Борис (Михайлов). О критерии „церковности“ в храмовом зодчестве. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. -М., 1996. С. 14−19.
  145. С.И. Пространство символики крестово-купольного храма. // Чекловек, № 5, 1994.
  146. Т.А. Михаил Витольдович Красовский и русская историко-архитектурная наука. // Архитектурное наследство, № 33, М.: Стройиздат, 1985.
  147. И.Н. Ритмические особенности церковной архитектуры. Радослав Жук. Творческие интерпретации мастера. // Архитектура Мира: материалы конференции „Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре“, вып.5. -М., 1996. -С.247−253.
  148. Н.И. О принципах композиции в средневековом зодчестве Средней Азии // Архитектурное наследство: Проблемы композиции и мастерства. № 35 -М., Стройиздат, 1987. -С. 164−172.
  149. Г. Восьмиконечные символы памяти : деревянные кресты. // Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991, С. 170−186.
  150. A.C. Об архитектуре первых деревянных церквей России. -Труды II археол. Съезда. -М., 1876.
  151. М.Е. Народное деревянное зодчество коми-пермяков // Сб. научных трудов / ЛИСИ, Л., 1950. -Вып. 10.
  152. Устав строительный. О построении православных церквей, молитвенных домов и часовен. СПб., 1900.
  153. Ю.С. К вопросу о принципах и системах пространственной организации в русской архитектуре XVI—XVIII вв.. // Проблемы истории, теории и практики русской и советской архитектуры. -Л., 1978.
  154. В.Л. Пограничные культуры, культурный синтез и семантика ордера в русской архитектуре. // Архитектура в истории русской культуры.-М., 1996. -С.239−246.
  155. Хан-Магомедов С. О. Еще раз о национальном своеобразии. // Декоративное искусство СССР. -1978, № 7. -С.6−7,10.
  156. Хан-Магомедов С. О. Новая форма в традиционной среде. // Декоративное искусство СССР. 1978, № 3.
  157. Н.Ф. Архитектура России с середины XIX века до 1917 года: Автореф. Дисс. доктора искусствовед. -Л., 1955.
  158. Д.О. Культура Просвещения и русская архитектура 2-ой пол. XVIII века. // Архитектура в истории русской культуры. -М., 1996. -С.95−106.
  159. A.A. О языческих храмах у восточных славян // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов. JL, 1990.
  160. Т.К. Этническое самосознание и этнический символ: (храм, церковь) // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Нижний Новгород. 1991. С.40−41.
  161. A.B. Реконструкция сельского расселения и пути сохранения и использования наследия народного деревянного зодчества: дисс.канд.арх.-М., 1984.
  162. A.B. Русская архитектура. -М., 1940.
  163. A.C. и др. Современный облик памятников прошлого. М.: Стройиздат, 1983. — 185с.
  164. A.C. Структуры русских городов XVI—XVII вв.. и их эстетическое восприятие. //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. —М., Стройиздат, 1984 г. — С.3−13.
  165. A.C. „Восточные“ и „западные“ тенденции в отношении памятников архитектуры. // Архитектура Мира: Материалы конференции „Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре“, вып.2. -М., 1993. -С. 177−179.
  166. A.C. Теоретические основания анализа культурной ценности архитектурного наследия (в сфере реконструкции и реставрации каменной архитектуры): дисс.док.арх. -М., 1995.
  167. A.C. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. -М., 1996. С. 19−24.
  168. A.C. О принципах изучения русской храмовой архитектуры. // Архитектура в истории русской культуры. -М., 1996. -С.35−39.
  169. A.C. Щенков, Т. Н. Вятчанина. Об иконографии и тектонике православного храма (Опыт содержательной интерпретаций архитектурных форм). -М., 1996, -83с.
  170. О.И. Проблемы пространственных границ в архитектуре.: Автореф.дис.канд.арх. -М., 1982.
  171. I. Труды по истории, культуры и архитектуры1. Среднего Поволжья.
  172. Н.Я. Из казанской истории. Казань, 1906.
  173. Н.Я. Заволжская Вивлионика. Казань, 1887.
  174. С.С. Национальное своеобразие в архитектуре автономных республик Средневолжской зоны РСФСР. Архитектура СССР, 1981, № 7. -С.58−62.
  175. Т.Н. Взаимодействие национальных культур в архитектуре Казани 1840−1910-х годов.-Автореф.дис.канд.арх.-М., 1986.
  176. Т.Н. Архитектурная культура региона. Теоретическая модель. // Архитектура и культура: сборн. ВНИИТAT. -М., 1990. -С. 27−32.
  177. Г. Н. Теоретические аспекты развития архитектурных традиций региона. // Возрождение и развитие нацтональных особенностей архитектуры народов России: Сборн. Докладов всерос. Конф. -Улан-Удэ, 1992. -С.42−44.
  178. Т.Н. Архитектурное пространство города как интеграция сакральных смыслов культуры. // Культура молодых городов: Материалы и закл. Отчет междунар. Конф. ЮНЕСКО — Набережные Челны, 1994. -23с.
  179. Т.Н. Запад-Восток, христианство и ислам в архитектурной культуре Среднего Поволжья. // Архитектура мира. № 3. Запад-Восток: античная традиция в архитектуре. М., 1994. -С.110−115.
  180. Т.Н. Мечети и церкви Среднего Поволжья второй пол. XVI—XVII вв.еков. // Исламско-христианское пограничье. Итоги и перспективы изучения: Сборник статей АН РТ. Казань, 1994. -С.167−175.
  181. Г. Н. Тип миссионерского храма Среднего Поволжья. // Архитектура мира. № 5. Искусство композиции в истории архитектуры. -М., НИИТАГ, 1996. -С. 162−167.
  182. Г. Н. Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии Среднего Поволжья середины XVI -начала XX веков. /Автореф.дисс.доктора архитектуры, -М., 1997. -48с.
  183. Айдарова-Волкова Г. Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI—XIX вв.еков: модель развития, структура типов, влияния. -Казань, 1997. 196с., илл.
  184. Н. Из Казанской истории. Казань, 1908.
  185. С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья /XVI начало XIX в./. -М.: Наука, 1990.
  186. С.Х. Источники по истории Татарстана. Под ред. С. Х. Алишева.-Казань, 1994.
  187. М.П. Коринфский (Сборник). Казань, 1923.
  188. С.А. Об отпадении в магометанство крещенных инородцев Казанской епархии и причинах этого печального явления. Казань, 1910, С. 35.
  189. М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986.
  190. Беседы с духовенством Казанской епархии Григория архиепископа Казанского. СПб., 1855.
  191. А. Иоанно-Предтеченская церковь села Ключищи Свияжского уезда Казанской епархии. -Казань, 1902, 55с.
  192. Г. К. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. Казань, 1893.- С. 1−46.
  193. Г. К. Атлас Казанской епархии по уездам. Казань, 1904.
  194. Г. К. Краткий исторический очерк Казанской епархии. Казань, 1904, 8. XIXc.
  195. Г. К. Справочная книга для Казанской епархии. Казань, 1904.
  196. Г. К. Справочная книга для Казанской епархии. Сведения о церквах, приходах, штатах, причтов, школах и пр. Чистопольского и Мамадышского уездов, -Казань, 1899, 82с.
  197. В.Л. Некоторые данные для истории городов Казанского края. Казань, 1900. — 13с.
  198. Л.Ю. Православные храмы Чувашии», Чебоксары: Чувашское кн. издательство, 1995, 350с.
  199. Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. — Казань, 1966.
  200. Р. Русские татары. 6 м., 1912.
  201. И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1906.
  202. М. Распространение христианства в Казанском крае. Краткий исторический очерк. -Казань, 1904, 17с.
  203. М. Отчет о состоянии расколосекстанства и действиях миссии в Казанской епархии за 1903 год. -Казань, 1904, 25с.
  204. Влияние монастырей на расселение народное в Казанском крае. Правосл. Соб., 1860, № 1.
  205. В.М. Город Елабуга //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988 г. -219−222с.
  206. Вопрос о желательном преобразовании в постановке у нас православной церкви. -1914.
  207. Воскресная церковно-приходская библиотека. Казань, 1900.
  208. Вятская Епархия. Вятка, 1912.
  209. .Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда.-Казань, 1877.
  210. С.Д. О преобразовании церковного прихода. -Казань, 1912. -13с.
  211. В. Паломничество в село Остолопово за образом Св. Николая Чудотворца. -Казань, 1916, 16с.
  212. .Г. Заметки о священном озере вотяков Казанского уезда и молении на нем. -Казань, б.г.
  213. М.П. О том, как построено в селе Седельникове училище, как и кем учреждено оно и как возникла церковь в связи с учреждением училища. Казань, 1840.
  214. К. Торжество 15 июня 1906 года в деревне Барском Тенишеве прихода села Антоновки Тетюшского уезда при принятиикрестов на вновь строящийся храм во имя Святителя Николая. -Казань, 1906, 4с.
  215. П.В. Религиозные верования чувашей. -Чебоксары, 1969.
  216. В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.-448 с.
  217. И. Заботы миссионеров об устройстве внешнего быта новокрещенных инородцев. -Казань, 1902. -21 с.
  218. П.М. Классицизм в Казанском зодчестве. Казань, 1920.
  219. П.М. Памятники Казанской старины. Казань, 1914.
  220. В.В. Самобытное расселение народностей Казанского края. -Казань, 1928.
  221. В.В. Казанские архитекторы 2-ой пол. XVIII т 1-ой пол. XIX вв. Кандидатская диссертация. 1952. — Архив КИСИ.
  222. . Е. Е. Моргоушский край. Моргоуши, 1994.
  223. И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI—XVII вв.. Управление Казанским краем. -Казань, 1982. -221с.
  224. Я.Н. Лета и лица урмарской землицы. Чебоксары, 1994.
  225. П.Е. Очерки древней Казани, преимущественно XVI в. -Казань, 1877.-218 с.
  226. П.Е. Церковные древности г.Казани. Казань. — 28с.
  227. В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. -СПб., 1890−1897.-Вып. 1−3.
  228. Т. Летопись Богоявленской церкви села Исакова Свияжского уезда. -Казань, 1897, 40с.
  229. И. Уфимская епархия: Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899. -127с.
  230. П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатилетию Братства Святителя Гурия. Казань, 1892.
  231. П.В. Печальное двадцатилетие. -Казань, 1896, 32с.
  232. Н. По поводу закладки нового храма в пригородной окраине Казани. Открытое письмо строителям. -Казань, 1901, 10с.
  233. И.А. Из жизни крещенных инородцев Казанского края за 1887 год.-Казань, 1888.
  234. И.А. Миссионерская деятельность сельского духовенства Казанской епархии. -Казань, 1892, 24с.
  235. И.А. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. М., 1893−1895. Вып. 1−3.
  236. И.А. Миссионерская братства Святого Гурия школа в с .Ишаках. -М., 1895, 11с.
  237. А. Ядрин. Чебоксары, 1988.
  238. Историко-археологические очерки церквей г. Казани. Казань, 1913.-Вып.1.
  239. Историко-статистический обзор церковно-приходских школ за 11 лет их существования. Казань, 1896.
  240. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской Епархии. Выпуск 3 (Казанский уезд). Казань, 1916, — 195с.
  241. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской Епархии. Выпуск 6 (Мамадышский уезд). Казань, 1913, — 420с.
  242. Историческое описание сельских церквей Казанской епархии. Летопись Успенской церкви села Селенгуши Чистопольского уезда. -Казань, 1899.
  243. Историческое описание находящихся в Российской епархии монастырей и церквей с показанием начала и конца построения оных, крестных ходов, храмовых праздников, пасхалий. -СПб., 1825, Изд.2. -228с.
  244. Историческое описание соборных и приходских церквей в Российской империи. М., 1828.
  245. Казанский архиерейский дом. Казань, 1910.
  246. Кама и Вятка: путеводитель и этнографическое описание прикамского края / Сост. Д. Зеленин, -Юрьев, 1904 180 с.
  247. Д. Черты из жизни Поволжья первой половине XIX века. -Казань, 1890.
  248. Т.А. Материальная культура марийцев XIX в. -Йошкар-Ола, 1956.
  249. C.B. Преемственное развитие и реконструкция Казани в эпоху классицизма. -Автореф. Дисс.канд.арх. -М., 1987.
  250. А.К. К вопросу об издании историко-статистических описей церквей и приходов епархии. Казань, 1913.
  251. А.К. Отрадные проявления русской самобытности. -Казань, 1915, 15с.
  252. А.К. Приход села Алат Казанского уезда. -Казань, 1916, -С.53.
  253. М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба Казанской губернии. -СПб, 1861, -С.613.
  254. И. Продолжение дневных записок путешествия академии и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. 4.2 СПб 1802, 338с.
  255. Лепехин И. Дневные записки путешествия доктора и академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1766—1769 гг. 4.1 СПб 1795, 537с., илл. Львов А. Новые земельные законы. СПб, 1907.
  256. П.Н. Село Биляр Елабужского уезда Вятской епархии. б.м., б.г.
  257. С.Г. Из истории одного инородческого прихода. Казань, 1846.
  258. Гр. Историко-статистические описания храма и прихода Смоленско-Варлаамского города Казани, -Казань, 1900, 30с.
  259. Люберский (Платон). Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868.
  260. М. Извлечение из приходской летописи Богоявленской церкви г.Арска, -Казань, 1876, 28с.
  261. В.К. Школьное образование и некоторые черты религиозно-нравственной жизни чуваш. -Казань, 1919.
  262. И.В. Памятники народного зодчества Среднего Поволжья.-М., 1954.
  263. Е.А. Приходы старокрещенных и новокрещенных татар в Казанской Епархии. Б.м., 1866.
  264. Е.А. Статистические сведения о крещенных татарах Казанской и некоторых других епархий в Волжском бассейне Ефимия Малова. -Казань: Тип. у-та, 1866.
  265. Е.А. Село Бетьки. -Казань, 1864. -24с.
  266. Е.А. Историческое описание церквей г. Казани. Казань, 1884−1891.-Вып. 1−2.
  267. Е.А. Древние грамоты и разные документы (материалы для истории Казанской епархии). Казань, 1902.
  268. Материалы для географии и статистики России, собранные офицером генерального штаба Казанской Губернии / Сост. М. Лаптев СПб, 1861,-613с.
  269. А. Виды и бытовые картинки Росстт XVII века: Альбом. -СПб, 1903.
  270. С.Е. Статистика края. Село Рождественское, Ямаши тож в Чистопольском уезде. б.м., б.г.
  271. С.Е. Село Троицкое-Сюкеево в Тетюшском уезде. -Казань, 1857. -16с.
  272. С.Е. Описание некоторых замечательных селений в Чистопольского уезда. -Казань, 1885.
  273. С.Е. Село Богородское -Уратьма тож в Чистопольском уезде. б.м., б.г., -14с.
  274. П. По чувашским приходам. -Казань, 1904.
  275. А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1551 по 1867 гг. М., 1880.
  276. Молельная старообрядцев Поморского согласия на стекольном около г. Казани. -Казань, 1910, 10с.
  277. Молькеевские кряшены. Сборник статей. Отв. Ред. Д. М. Исхаков. -Казань, 1993.-156с.
  278. Х.Г. Особенности архитектурно-пространственной организации селений поволжских татар конца XVIII- начала XX вв. (на примере селений северо-западной зоны Татарии). -Автореф.канд.дис. -М., 1990.
  279. Несколько слов по случаю 100-летнего существования приходского храма в селе Матвеевке. -Казань, 1893, 8с.
  280. В. Летопись Воскресенской церкви села Алексеевское Лаишевского уезда. -Казань, 1893, 48с.
  281. Нечто из церковной археологии города Чебоксар (Казанская сторона). Казань, 1910.
  282. Никанор (Каменский). Казанский сборник статей. Казань, 1905.
  283. Никанор, архиепископ. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чувашей. -Казань, 1910.
  284. Никольский Н. В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в
  285. XVI XVIII веках. — Казань, 1912.
  286. Обозрение высокопросвещенным архиепископом Арсением церквей сел: Абызова, Норусова, Асакас Дцринского уезда. Казань, 1901.
  287. Н. Крещенные татары Казанской губернии. —М., 1815.
  288. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления чудотворной иконы Божий Матери в память 300-летнего празднования дома Романовых. -Казань, 1914, 35с.
  289. В.П., Чумаков В. В. Свияжск. История планировки и застройки. -Казань, 1971. -61 с.
  290. Д. Вотяки Казанской губернии. -Казань, 1874.
  291. А.И. Градостроительство Поволжья с древнейших времен до XX века. -Саратов, 1967.
  292. Отчет церковно-историко-археологического общества Казанской епархии за 1915 г. Казань, 1916.
  293. П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. СПб, 1786
  294. Г. И. Поволжье в XVII и начале XVIII века. /Очерки из истории колонизации края. -Одесса, 1882.
  295. М.П. Казань в ее прошлом и настоящем. СПб., 1890.
  296. И. Русские епархии в ХУ1-Х1Х вв. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. -Казань, 1897.
  297. И. Святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский и его церковно-политическая деятельность в смутные времена начала1. XVII в.-СПб., 1913.
  298. И.М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский. -Казань, 1907.
  299. Постройка храма в деревне Первое Степаново Цивильского уезда. -Казань, 1902.
  300. И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1841 по 1891 гг. С.-Петербург, 1897.
  301. Приволжские города и селения Казанской губернии. -Казань, 1892. -204с.
  302. К. К истории просвещения инородцев Казанского края XVIII в. Симбирск, 1905.
  303. Путешествие высокопреосвященного Арсения по Казанской епархии в 1901 году. Казань, 1901.
  304. Радостный день в селе Ишаках Козмодемьянского уезда, -Казань, 1898, 22с.
  305. Расписание городских и сельских приходов, церквей и принтов. По Казанской епархии. Казань, 1896.
  306. Русский миссионер у инородцев. С.-Петербург, 1905.
  307. А.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769—1770 гг..-СПб, 1770.
  308. В. Исследования об инородцах Казанской губернии /сочинения Василия Сбоева/. Казань, 1856.
  309. Село Астраханка. Очерк из истории местного края. -Казань, 1893.
  310. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств старанием и трудами Спасо-Казанского Преображенского монастыря архимандрита Платона, составленный в 1782 году. -Казань, 1868, 230с.
  311. Н. Старая церковь в селе Богородском Казанского уезда. -Казань, 1889.-19с.
  312. И.М. О киреметях крещенных татар Казанского края. -Казань, 1877.
  313. И.М. О киреметях крещенных татар из деревни Тавель Чистопольского уезда Казанской губернии. -Казань, б.г. 12с.
  314. H.A. Очерки по родиноведению Казанской губернии. -Казань, 1912.
  315. H.A. Черемисские святыни села Шапов Царевококшайского уезда Казанской губернии. -Казань, 1909, 8с.
  316. Справочник. Населенные пункты Республики Татарстан". Казаны ИТЭ АН РТ, 1997 г. -392с.
  317. Справочник-каталог. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI начало XX вв.). Казань: Фест, 1998. -304с.
  318. Справочник-каталог: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Казань: Эйдос, 1993. —450с.
  319. Ф. Несколько данных для церковной статистики Казанской епархии в конце прошлого столетия, извлеченных из документов архива Св.Синода. -Киев, 1877, 12с.
  320. М. Великие Булгары, Казань, Свияжск. -М.:Искусство, 1978. -276с.
  321. Фирсов Н. А Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. -Казань, 1869.
  322. К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. -Казань, 1844.
  323. А.Х. Приказанская культура. -М., 1960. С.248−249.
  324. Н.Х. Архитектура мечетей Казани нач. XIX в //Архитектурное наследство: Проблемы композиции и мастерства. № 35. -М., Стройиздат, 1987 г. -С.106−114.
  325. Н.Х. Памятники архитектуры Казани XVII- начала XIX веков. М.: Стройиздат, 1989. — 191с.
  326. К.В. Казанские новокрещенные школы. Казань, 1905.
  327. К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914, 205 с.
  328. К.В. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII в. Казань, 1903.
  329. А. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. Казань, 1874.
  330. А.Г. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. Казань, 1885.
  331. М.Г. Деревянное зодчество Казанских татар. // Казанский музейный вестник. №№ 5−6. -Казань, 1920.
  332. М.Г. К истории Казанского зодчества // Казанский музейный вестник. №№ 5−6. -Казань, 1920.
  333. Церковно-историко-археологическое общество Казанской епархии. -Казань, 1917.
  334. С. У приволжских инородцев. СПб., 1905.
  335. Чтения в церковном историко-археологическом обществе Казанской епархии 1917 г. -Вып. 1−3, -Казань, 1917, 131с. ¦
  336. Чувашское народное зодчество. -Чебоксары: Чув.книж.из-во, 1981. — 239с.
  337. С. Угодья при монастырях и земли при сельских церквах в Казанской губернии, Казань, 1857, — 33с.
  338. А.Р. Православные храмы Башкирии: история и архитектура. Уфа, 1995 — 158с.
  339. И.В. История города Елабуги. М., 1907.
  340. A.A. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерних России. Русский вестник. 1833, март.
  341. А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни. Историко-археологический очерк. Казань, 1907.
  342. Е. Казанская военно-кремлевская церковь и часовнею и образом нерукотворного Спаса. -Казань, 1915, 20с.
Заполнить форму текущей работой