Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века
Диссертация
Искусство конца XIX — первой четверти XX века — живой и необычайно сложный процесс, предполагающий различные аспекты осмысления. К настоящему времени накопилось достаточное количество научного материала, и, можно уже говорить, что в исследовательской литературе сложилась традиция изучения этого периода. На одном полюсе находятся историко-эстетические и культурологические работы, воссоздающие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
- 1. Мотивы Апокалипсиса
- 2. «Грёзовое царство»
- 3. «Хранители старины»
- ГЛАВА II. СИНТЕЗ ИСКУССТВ И СУДЬБА КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
- 1. Межвидовые взаимодействия в культуре конца XIX — начала XX века: общая характеристика
- 2. Музыка и декоративное искусство: миниатюра модерна
- 3. Взаимодействие музыки и танца
- ГЛАВА III. В ПОИСКЕ «УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА» ИСКУССТВА
- 1. Предпосылки формирования и общая характеристика универсального языка" искусства Серебряного века
- 2. Орнаментальность в искусстве Серебряного века
- 3. Орнаментальность в творчестве М. К. Чюрлениса
Список литературы
- А. Глазунов. Исследования, материалы, публикации, письма: В 2-х т. -Л.: Музгиз, 1959- 1960.
- Анександров А. Жанровые и стилистические особенности «Байки И.Ф. Стравинского // Из истории русской и советской музыки: Сб. ст -М.: Музыка, 1976. Вып. 2, с. 200 243.
- Александров А. Н. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Сов. композитор, 1979.
- Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX века. — М.: Наука, 1969.
- Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка: 1917 1945. — М.: Музыка, 1974.
- Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации: Сб. ст. / Сост. С. Лесневский, А. Михайлов. М.: Сов. писатель, 1988.
- Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2-х т. / Вступ. ст. П Николаева. М.: Худож. лит., 1991.
- Арановский М. Г. Мелодика С. Прокофьева. Л.: Музыка, 1969.
- Арановский М. Г. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века/ГИИ. М., 1997, с. 213 -251.
- Арановский М. Г. Симфонические искания: исследовательские очерки. -Л.: Сов. композитор, 1979.
- Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979.
- Асафьев Б. В. Избр. работы о советской музыке // Асафьев Б. В. Избр. труды. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 5, с. 20 153.
- Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. JL: Музыка, 1977.
- Асафьев Б. В. О музыке XX века. JL: Музыка, 1982.
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. JI. — М.: Искусство, 1966.
- Асфандьярова А. И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна: Методическая разработка. Уфа: РИО УГИИ, 2001.
- Бандура А. Мистический опыт Скрябина // Русская музыкальная культура XIX начала XX века: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. Вып. 123, с. 42 — 79.
- Барас К. В. Эзотерика «Прометея» // Нижегородский скрябинский альманах / НГК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1995. Вып. 1, с. 100 — 117.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
- Бейшяаг А. Орнаментика в музыке. М.: Музыка, 1978.
- Бекетова Н. Русский апокалипсис в музыке и античная традиция // Проблемы современной музыкальной культуры: Сб. тезисов / РГК. -Ростов н/Д, 1992, с. 5 8.
- Бе.чза И. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. М.: Музыка, 1985.
- Белый Андрей. Мастерство Гоголя: Исследование. М.: МАЛП, 1996.
- Белый Андрей. На рубеже двух столетий. Воспоминания: В 3-х кн. М.: Худож. лит., 1989. Кн. 1.
- Белый Андрей. Снежные арабески: Музыка Метнера // Сов. музыка. 1990. № 3, с. 118 122.
- Белый Андрей. Собрание сочинений. Серебряный голубь: Рассказы. -М.: Республика, 1995.
- Белякаева-Казанская Л. В. Эхо серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века. СПб.: Канон, 1999.
- Бенуа А. Н. Дневник 1905 года // Наше наследие. 2001. № 58, с. 104 -125.
- Бень Е. «Весы» (по страницам старых журналов) // Наше Наследие. 1989. № 12, с. 110- 119.
- Бернандт Г. Б. С. И. Танеев: Монография / Под ред. Н. Юденич. 2-е изд. — М.: Музыка, 1983.
- Блок А. Из дневников и записных книжек: 1901 1921 / Блок А. Собр. соч.: В 6-ти т. — Л.: Худож. лит., 1982. Т. 5.
- Блок В. М. Виолончельное творчество Прокофьева: Исследование. -М.: Музыка, 1973.
- Бобринская Е. «Скифство» в русской культуре начала XX века и скифская тема у русских футуристов // Искусствознание. 1998. № 1, с. 445 -467.
- Боброва С. Л. Идеи космизма в русской культуре первой половины XX века // Художественные модели мироздания. (XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира): В 2-х кн. М.: Наука, 1999. Кн. 2, с. 43 — 55.
- Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича: Исследование. М.: Сов. композитор, 1961.
- Богданова А. Сочинения Д. Шостаковича консерваторских лет (1919 -1925) // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1971, с. 64 -93.
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн: Альбом. М.: Сов. художник, 1990.
- Бруверис И. Эстетические проблемы творчества М. К. Чюрлениса: Ав-тореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1971.
- Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства // Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. М.: Музыка, 1975, с. 28 -32.
- Бутакова Р. Новые стилистические тенденции в советской фортепианной сонате 20-х годов // Анализ. Концепция. Критика. Статьи молодых музыковедов. Л.: Музыка, 1977, с. 92 — 106.
- Валькова В. Б. Музыкальный тематизм мышление — культура. -Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1992.
- Вапькова В. Трагический балаган: к вопросу о концепции Четвертой симфонии Дмитрия Шостаковича // Искусство XX века: Уходящая эпоха ?: Сб. ст.: В 2-х т. / НТК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1997. Т. 1, с. 212 — 229.
- В. В. Щербачев. Статьи, материалы, письма. Л.: Сов. композитор, 1985.
- Взаимодействие искусств, методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Международной научно-практической конференции / Ред. Л. П. Казанцева, Сост. П. С. Волкова. Астрахань: ИНК «Волга», 1997.
- Володина Т. И. Модерн: проблемы синтеза искусств // Художественные модели мироздания. (Взаимодействие искусств в истории мировой культуры): В 2-х кн. М.: НИИ PAX, 1997. Кн. 1, с. 261 — 277.
- Воробьев И. В. Русский Авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х- 1930-х годов. СПб. РИО СПб. коне., 2001.
- Воронцова Т. О Серебряном веке русской поэзии // Поэты Серебряного века: Вступ. ст. М.: ТЕРРА, 1999, с. 3 — 14.
- Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Под общ. ред. проф. П. С. Гуревича- Пер. с англ. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 2001.
- Гайдамович Т. А. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. М.: Музыка, 1993.
- Гакке.чь Л. Е. Фортепианная музыка XX века: Очерки. 2-е изд., доп. -Л. Сов. композитор, 1990.
- Гаккель Л. Е. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. М.: Муз-гиз, 1960.
- Гарин И. И. Серебряный век: В 3-х т. М.: ТЕРРА, 1999.
- Гаспаров М. Л. Бенедикт Лившиц. Между стихией и культурой // О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001, с. 95 — 114.
- Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001.
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998.
- Гинзбург Л. Камерно-инструментальные ансамбли Глиэра // Рейнгольд Морицевич Глиэр: Статьи. Воспоминания. Материалы: В 2-х т. Л.: Музыка, 1967. Т. 2, с. 73 — 98.
- Григорьев С. С. О мелодике Римского-Корсакова. М.: Музгиз, 1961.
- Григорьева Г. Из наблюдений над ранним стилем Д. Шостаковича // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. -М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 2, с. 133 149.
- Григорьева Г Русский фольклор в сочинениях Стравинского // Музыка и современность. М.: Музыка, 1969. Вып. 6, с. 54 — 76.
- Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской и советской музыки второй половины XX века (50 80-е годы). — М.: Сов. композитор, 1989.
- Даж-ина В. «Страшный Суд» Микеланджело. Проблемы интерпретации // Вопросы искусствознания. 1996. № 1, с. 270 298.
- Дейкуи Jl. К проблеме стиля модерн в музыке: страницы творчества Николая Черепнина // Русская музыкальная культура XIX начала XX века: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1994. Вып. 123, с. 79 — 96.
- Дельсон В. Фортепианное творчество Шостаковича. М.: Музыка, 1971.
- Демченко А. И. Микромир в русской музыке начала XX века // Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры: Сб. тр. / МГК им. П. И. Чайковского. № 2. М., 1993. Вып. 5, с. 5 — 15.
- Демченко А. И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990.
- Долинская Е. Б. Н. Метнер. М.: Музыка, 1966.
- Долинская Е. Б. О стиле квартетов И. Я. Мясковского // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 5, с. 57 — 75.
- Долинская Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М.: Сов. композитор, 1980.
- Долин с кий М. 3. Искусство и Александр Блок: Книжная и журнальная графика. Театр. Портреты. М.: Сов. художник, 1985.
- Друскин М. Советская фортепианная музыка // Друскин М. История и современность: Статьи о музыке. Л.: Сов. композитор, 1960, с. 268 -282.
- Дункан Айседора. Моя жизнь: Мемуары. Танец будущего. М.: «Кон-тракт-ТМТ», 1992.
- Евсеев С. В. Народные и национальные корни музыкального языка С. И. Танеева. М.: Музгиз, 1963.
- Егорова Б. Ф. «Мученичество святого Себастьяна» К. Дебюсси и стиль модерн / НГК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1997.
- Журавлева А. Вл. Дешевов: десятилетие поиска // Сов. музыка. 1991. № 2, с. 64 75.
- Зайцева Т. Фортепианное творчество А. Лядова (стилевые особенности и проблемы исполнительского воплощения): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Л., 1987.
- Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / МГК им. П. И. Чайковского. М., 1997.
- Зеньковский В. История русской философии. Введение // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука. 1990, с. 379 — 397.
- Иван Вышнеградский: Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах / Сост. и ред. А. Л. Бретаницкая, публ. Е. Г. Польдяева. М.: Композитор, 2001. Кн. 2.
- Игорь Стравинский. Диалоги. Л.: Музыка, 1971.
- Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Л.: Ленизогиз, 1933.
- История музыки народов СССР: В 5-ти т. / Под ред. Ю. В. Келдыша. -М.: Сов. композитор, 1970. Т. 1: 1917 1932.
- История русской музыки: В 10-ти т. / Ю. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. 3. Корабельникова, А. М. Соколова. М.: Музыка, 1994. Т. 10 А: Конец XIX — начало XX века.
- История русской советской музыки: В 4-х т. / Под ред. А. Алексеева. -М.: Музгиз, 1956. Т. 1: 1917 1934.
- Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1, 2, 3. М: Искусство, 1972.
- Казанцева Л. П. Анализ музыкального содержания: Методическое пособие. / АГК. Астрахань, 2002.
- Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001.
- Камень Ибрагим Тауфик. Специфические и «серединные» культуры. Классическая арабо-мусульманская культура // Очерки по истории мировой культуры. М.: Языки русской культуры, 1997, с. 397 — 426.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.
- Каратыгин В. Новейшие течения в западноевропейской музыке // Каратыгин В. Избр. ст. М. — Л.: Музыка, 1983, с. 5 — 38.
- Кац Б. А. О некоторых чертах структуры вариационного цикла (К вопросу о музыкальном синтаксисе) // Вопросы теории и эстетики музыки. -Л.: Музыка, 1972. Вып. 11, с. 167 -184.
- Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
- Кириков Б., Зорина А. Витражи Петербурга // Наше Наследие. 1990. № 4, с. 148 158.
- Кириченко Е. И. Идеи духовного возрождения в градостроительстве и храмовом зодчестве XIX начале XX века // Художественные модели мироздания. (Взаимодействие искусств в истории мировой культуры): В 2-х кн. -М.: НИИ PAX, 1997. Кн. 1, с. 251 — 261.
- Кириченко Е. И. Эстетические утопии «серебряного века» // Художественные модели мироздания. (XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира): В 2-х кн. М.: Наука, 1999. Кн. 2, с. 21 — 43.
- Кокушкин В. Анатолий Александров. ML: Сов. композитор, 1987.
- Корабельникова Л. 3. Инструментальное творчество С. И. Танеева: Опыт историко-стилистического анализа. М.: Музыка, 1981.
- Кордюкова Л. В. Футуристическая тенденция музыкального авангарда в контексте Серебряного века и ее преломление в творчестве С. Прокофьева: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1998.
- Крывошеева И. В. Античность в музыкальной культуре Серебряного века (музыкально-театральные искания): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2000.
- ПО. Курченко А. «Скифство» в русской музыке начала XX века. Сюита С. С. Прокофьва и «Весна священная» И. Ф. Стравинского // Из истории русской и советской музыки: Сб. ст. М.: Музыка, 1976. Вып. 2, с. 181 -200.
- Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984.
- Ландсбергис В. Фортепианная музыка М. К. Чюрлениса // М. К. Чюрленис. Избр. произведения для фортепиано / Вступ. статья. Изд. 2-е, испр. — JI.: Музыка, 1980, с. 3 — 4.
- Левая Т. И. Мирискусническая концепция синтеза искусств и стилевые принципы «Нового русского балета» // Русская музыкальная культура XIX начала XX века: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1994.1. Вып. 123, с. 3 25.
- Левая Т. И. От романтизма к символизму (Некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала XX века) // Проблемы музыкального романтизма: Сб. тр. / ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова. Л., 1987, с. 130 — 143.
- Левая Т. И. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исследование. М.: Музыка, 1991.
- Левая Т. И. Скрябин и новая русская живопись: от модерна к абстракционизму // Нижегородский скрябинский альманах / НТК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1995. Вып. 1, с. 151 — 174.
- Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990.
- Лобанова М. Н. вступ. ст.. // Н. А. Рославец. Избранные камерные сочинения. М.: Музыка, 1991, с. 3 — 7.
- Лобанова</span> М. //.вступ. ст.. // Н. А. Рославец. Произведения для скрипки и фортепиано. М.: Музыка 1990, с. 3 — 4.
- Логинова В. А. В. И. Ребиков: творческие принципы // История. Творчество. Исполнительство. Педагогика: Сб. тр. / Сост. и отв. ред. В. А. Логинова. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та искусств, 2001. Вып. 1, с. 17 — 34.
- Лопатина И. Черты стиля А. Станчинского // Вопросы теории музыки: Сб. ст. / Ред.-сост. С. С. Скребков. М.: Музыка, 1968, с. 75 — 102.
- Лурье А. Скрябин и русская музыка // Муз. академия. 1997. № 2, с. 141 145.
- МазельЛ. А. Исследования о Шопене. М.: Сов. композитор, 1971.
- Мазель Л. А. О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Шостаковича // Этюды о Шостаковиче: Статьи и заметки о творчестве. М.: Сов. композитор, 1986, с. 5 — 33.
- Мамлеев Ю. Судьба бытия // Московский эзотерический сборник. -М.: ТЕРРА, 1997, с. 13 92.
- Мартынов И. Камерный инструментальный ансамбль // Очерки советского музыкального творчества. М. — Д.: Музгиз, 1947, с. 142 — 159.
- Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2-х т. М.: Ху-дож. лит., 1968.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
- Мельников Л. Скрябин и Циолковский вершины духовной культуры «серебряного века» России // Русская культура и мир / НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова. — Н. Новгород, 1993, с. 55 — 58.
- Метнер Н. Муза и мода//Сов. музыка. 1963. № 8, с. 44 50.
- Михайленко Л. А. Стиль модерн в творчестве русских композиторов начала XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1998.
- Михайлов А. В. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А. Н. Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах / НГК им. М. И Глинки. -Н. Новгород, 1995. Вып. 1, с. 118−150.
- Михайлов М. К. А. К. Лядов: Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е, доп. — Л.: Музыка, 1985.
- Михайлов М. К. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка, 1981.
- Музыка XX века: Очерки: В 2-х ч. М.: Музыка, 1976 — 1987.
- Иаков А. Б. Русский авангард. М.: Искусство, 1991.
- Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1991.
- Нестъев И. Из истории русского музыкального авангарда // Сов. музыка. 1991. № 1, с. 75 87.
- Нестьев И. Из истории русского музыкального авангарда. Статья вторая: Михаил Матюшин. «Победа над солнцем» («футуристическая» опера 10-х годов) // Сов. музыка. 1991. № 3, с. 66 73.
- Нестьев И. Музыкальная культура 1917 1945 годов // Музыка XX века: Очерки: В 2-х ч. — М. Музыка, 1980. Ч. 2. Кн. 3, с. 5 — 37.
- Николай Рославец и его время: Материалы конф. Идея синтеза и пути развития русского и советского искусства 10-х 20-х годов XX века. — Брянск, 1990. Вып. 1−5.
- Никитина Л. Вл. Дешевов: 20-е годы. (О композиторе. Из прошлого советской музыкальной культуры) // Сов. музыка. 1980. № 1, с. 85 90.
- Никитина Л. Советская музыка. История и современность. М. Музыка, 1991.
- Николаева А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина: на примере произведений малой формы. -М.: Сов. композитор, 1983.
- Никольская И. Идеология символизма и некоторые черты симфонической формы Мечислава Карловича // Искусство XX века: Уходящая эпоха?: Сб. ст. / НТК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1997. Т. 1, с. 89 -110.
- Н. Я. Мясковский. Собр. материалов: В 2-х т. / Ред., сост., примеч. С. Шлифштейна. М.: Сов. композитор, 1959- 1964.
- Ордэ/соникидзе Г. Фортепианные сонаты Прокофьева. М.: Музгиз, 1962.
- Островский Г. Примитив в контексте русского искусства XVIII начала XX веков // Примитив в искусстве. Грани проблемы / РИИ. — М., 1992, с. 21−36.
- Павлинова В. П. Творческое формирование С. С. Прокофьева и художественные тенденции современности: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1991.
- Паисов Ю. Жизнестойкость романтического миросозерцания: Рахманинов // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / ГИИ. М., 1997, с. 91 -122.
- Петров-Стромский В. Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. М.: ТЕРРА, 1999.
- Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.- Науч. ред. и авт послесл. В. М. Толмачёв- Пер. с фр. М.: Республика, 1998, с. 31 — 180.
- Поповская О. И. О символистских истоках оратории «Путь Октября» // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы научно-практической конференции. Астрахань: ГУЛ ИГТК «Волга», 2002, с. 159 — 169.
- Поповская О. И. Символическая программность в советской музыке 70 80-х годов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1990.
- Поспелова И. Скрябин и русский символизм: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1989.
- Прокофьев С. С. и Мясковский Н. Я. Переписка. М.: Сов. композитор, 1977.
- Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исследование. Л.: Сов. композитор, 1986.
- Раабен Л. Н. Советская камерно-инструментальная музыка. Л.: Музгиз, 1963.
- Ра мин Яшко. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2000.
- Рахманова М. Сергей Дягилев и «экспансия русского искусства» // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / ГИИ. М., 1997, с. 223 — 254.
- Рерих Н. К. Зажигайте сердца! М.: Молодая гвардия, 1975.
- Ромащук И. Гавриил Николаевич Попов. Творчество. Время. Судьба / ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2000.
- Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989.
- Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / ГИИ. М., 1997.
- Русская музыка на рубеже XX века: Статьи. Сообщения. Публикации. -Л.: Музыка, 1966.
- Саввина Л. В. Наблюдения над гармонией XX века: вопросы истории и теории / ЮРГИ. Ростов-н/Д, 2002.
- Савенко С. Мир Стравинского: Монография. М.: Композитор, 2001.
- Сарабьянов Д. В. К. Малевич и искусство первой половины XX века //Искусство. 1988. № 1.
- Сарабьянов Д. В. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия Запад) // Советское искусствознание: 80. 1981. Вып. 1.
- Сарабьянов Д. В. Стиль модерн, истоки, история, проблемы. М. Искусство, 1989.
- Сафонова О. Р. Мотивы кристалла и зеркала в русской музыкальной культуре начала XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 2000.
- С. Василенко. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979.
- Сигитов С. М. Габриель Форе. М.: Сов. композитор, 1982.
- Сиднева Т. Исчерпание великого опыта (о судьбе русского символизма) // Искусство XX века: Уходящая эпоха?: Сб. ст. / НТК им. М И. Глинки. Н. Новгород, 1997. Т. 1, с. 39 — 53.
- Скафтымова Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала XX века: Исследование. СПб. Канон, 1998.
- Скворцова И. А. На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Чайковского и Римского-Корсакова // Традиции русской художественной культуры: Межвуз. сб. науч. тр. М. — Волгоград, 2000. Вып. 3, с. 47 — 60.
- Скорина Е. Музыкальные орнаменты в «Шехеразаде» Н. А. Римского-Корсакова // Северное сияние = Avrora borealis: Альманах молодых ученых. Петрозавлдск: Периодика, 2001. Вып. 3, с. 63 -71.
- Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. -М.: ООО «Издательство ACT»: 0ли1мп, 2000.
- Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994.
- Сорокер Я. Л. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева.- М.: Сов. композитор, 1973.
- Сорокина Е. Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1976. Вып. 2, с. 146 — 181.
- Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра: Исследование. -М.: Музыка, 1988.
- Сохор А. Стиль, метод, направление (к определению понятий) // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1965. Вып. 4, с. 3 — 15.
- С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. -М.: Муз-гиз, 1956.
- Спектор Н. А. Фортепианная прелюдия в России: конец XIX начало XX века. — М.: Музыка, 1991.
- Стасов В. Избранные сочинения: В 3-х т. М.: Искусство, 1952. Т. 2.
- Стернин Е. Символизм в русском изобразительном искусстве: способы идентификации и толкования // Искусство XX века: Уходящая эпоха?: Сб. ст. / НТК им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1997. Т. 1, с. 31 -38.
- Стернин Е. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976.
- Стернин Е. Русская художественная культура второй половины XIX- начала XX века. М.: Искусство, 1984.
- Титов А. Музыка переломного времени: Вступ. ст. // Русская и советская фортепианная музыка: 1914 1927. — М.: Сов. композитор, 1991, с. 3−5.
- Тихонова А. Романтические тенденции в струнных квартетах С. И. Танеева: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1995.
- Толстой В. П. Заключение // Художественные модели мироздания. (Взаимодействие искусств в истории мировой культуры): В 2-х кн. М.: НИИ PAX, 1997. Кн. 1, с. 277 — 280.
- Толстой В. П. Заключение // Художественные модели мироздания. (XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира): В 2-х кн. М.: Наука, 1999. Кн. 2, с. 327 — 333.
- Толстой В. П. XX век. Итоги и кануны // Художественные модели мироздания. (XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира): В 2-х кн. М.: Наука, 1999. Кн. 2, с. 5 — 21.
- Томпакова О. Н. Н. Черепнин: Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1991.
- Тропкина И. Образы пространства в русской поэзии 1917−1921 годов // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международной научной конференции: В 2-х т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. Т. 2, с. 57 — 59.
- Ухова И. Фортепианные сонаты С. Е. Фейнберга // С. Е. Фейнберг: Пианист. Композитор. Исследователь. М.: Сов. композитор, 1984, с. 86 — 115.
- Федотов В. М. Музыкальные основы творческого метода М. К. Чюрлениса: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Петрозаводск, 1996.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1997.
- Харджиев Н. И. Статьи об авангарде: В 2-х т. М.: «Ra», 1997.
- Холопова В. И. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2000.
- Художественные модели мироздания. (Взаимодействие искусств в истории мировой культуры): В 2-х кн. М.: НИИ PAX, 1997. Кн. 1.
- Художественные модели мироздания. (XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира): В 2-х кн. М.: Наука, 1999. Кн. 2.
- Цукер А. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков: Материалы Междунар. науч. конф. Ростов н/Д.: РГК, Изд-во «Гефест», 1999, с. 107 — 125.
- Цыпин Г. А. С. Аренский. М.: Музыка, 1966.
- Черевань С. В. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии» Н. А. Римского-Корсакова в философско-художественном контексте эпохи: Атореф. дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 1998.
- Черныш Т. В. Творчество Н. Рославца в контексте развития отечественной музыки XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Магнитогорск, 2000.
- Чернявский И. Забытые страницы истории русской камерной музыки первой половины XX века / РАМ им. Гнесиных. М., 1999.
- Чинаев В. На закате Большого стиля // Муз. академия. 1993. № 3, с. 126 132.
- Шитикова Р. Г. Звуковая реализация идей конструктивизма в фортепианных сонатах А. В. Мосолова, Н. А. Рославца, С. В. Протопопова // Фортепианное искусство XX столетия / РГПУ им. А. Герцена. СПб., 2000, с. 63 — 78.
- Шифман М. Е. С. М. Ляпунов. Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1960.
- Шк.повскии В. Б. Гамбургский счет: Статьи воспоминания — эссе (1914 — 1933). -М.: Сов. писатель, 1990.
- Шуяьга Е. Н. Интерпретация ночных мотивов в европейской музыке и смежных искусствах XIX первой половины XX в.: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2002.
- Эткиид М. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988.
- Южак К. Фортепианные сонаты Глазунова. М.: Музгиз, 1962.
- Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978.
- Fin de siecle: Zur Literatur und Kunst der Jahrhundertwende. Frankfurt am Main, 1977.
- Goiowy Detlef. Arthur Lourie und der russische Futurismus. Laaber, 1993.
- Levaya T. N. Кубофутуризм: музыкальные параллели (к проблеме стилевых направлений) // Russian Literature. Nord-Holland-Amsterdam.1994. XXX VI-I, p. 45 56.
- Szilard L. Omamental’nost/ornamentalism // Russian Literature. Nord-Holland-Amsterdam. 1986. XIX I, p. 65 — 77.
- Zlydneva N. V. Метафизика орнамента и супрематизм // Russian Literature. Nord-Holland-Amsterdam. 1994. XXX VI I, p. 123 — 130.