Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Миниатюры Императорских менологиев и византийское искусство конца X — первой половины XI в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, в это время создаются также произведения, в которых новое содержание и художественные средства сочетаются с более традиционными. Таковы, например, фрески церкви св. Софии в Охриде (1037−1056 гг.), мозаики с портретами Зои и Константина Мономаха в южной галерее Софии Константинопольской (1034−1050 гт.) и Неа Мони на Хиосе (1049−1055 гг.). В стиле этих произведений присутствует немало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • История изучения трех иллюстрированных списков Императорского менология
  • Глава II.
  • Три иллюстрированных списка Императорского менология
    • 1. Два комплекта иллюстрированного Императорского менология 19 как заказ императора Михаила IV
    • 2. Стилистический анализ и атрибуция миниатюр
  • Глава III.
  • Основные тенденции в искусстве времени Василия II. Истоки стиля миниатюр Императорских менологиев
  • Глава IV.
  • Ватиканский менологий как непосредственный источник Императорских
    • 1. Основные сведения о Ватиканском менологии
    • 2. Соотношение иконографии миниатюр Ватиканского и 80 Императорских менологиев
    • 3. Восемь художников Ватиканского менология
  • Глава V.
  • Искусство второй четверти XI в
    • 1. Монументальная живопись
    • 2. Иллюстрированные рукописи

Миниатюры Императорских менологиев и византийское искусство конца X — первой половины XI в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено миниатюрам трех византийских рукописей XI в.: Син. гр. 183 из Государственного исторического музея в Москве, cod. Walters 521 из Художественного музея Уолтере в Балтиморе и cod. Мттеуакт) 71 из музея Бенаки в Афинах. Эти три рукописи содержат тексты, принадлежащие к обширному собранию житий святых, известному под названием «Императорский менологий». Московская рукопись представляет собой том на февраль и март, балтиморская — на январь, а афинская — несколько фрагментов текстов на февраль и декабрь. Эта редакция менология получила название «Императорского» по той причине, что каждое житие в ней заканчивается молитвами о здравии, благоденствии и спасении души правящего императора. Первые буквы заключительных молитв образуют акростих Ml ХАНА П. Исследователи давно отождествили это имя с именем императора Михаила IV Пафлагонца. Таким образом, создание корпуса текстов Императорского менология было отнесено ко времени правления этого императора (1034−1041 гг.). Отдельные жития и целые тома этой редакции продолжали копироваться вплоть до XVII в., однако из всех сохранившихся списков иллюстрированы только три названные выше.

Во всех трех рукописях перед каждым текстом помещена прямоугольная миниатюра на золотом фоне, по ширине равная двум колонкам текста. На миниатюрах изображены казни мучеников, фигуры молящихся святых, евангельские события на фоне гористого пейзажа или богато украшенных зданий. По иконографии и стилю миниатюры трех Императорских менологиев очень близки друг другу, а также иллюстрациям знаменитого Ватиканского Менология (cod. gr. 1613 из библиотеки Ватикана), созданного по заказу императора Василия II (976−1025 гг.).

На протяжении двадцатого столетия наиболее активно изучались тексты Императорского менология. Специалисты по агиографии занимались поисками житий, относящихся к этой редакции, определением их источников, литературоведческим анализом. Долгое время в научном мире вызывало споры отождествление имени, зашифрованного в акростихе. Решающие доказательства в пользу его идентификации с именем императора Михаила IV были найдены и опубликованы лишь несколько лет назад.

Среди всех сохранившихся списков Императорского менология московская и балтиморская рукописи занимали видное место благодаря своей древности и великолепному оформлению. Однако, в отличие от содержащихся в них текстов, сами рукописи изучались мало. Только в девяностые годы появились исследования специалистов по кодикологии и палеографии, посвященные трем иллюстрированным спискам Императорского менология.

Миниатюры трех рукописей тоже изучались очень мало, почти исключительно с точки зрения иконографии. В основном они привлекались для сравнения с иллюстрациями Ватиканского менология. Тесная связь этих рукописей между собой была очевидна уже исследователям конца XIX века, однако характер их зависимости друг от друга долгое время оставался неясен. Являются ли сохранившиеся иллюстрированные списки Императорского менология остатками одного или нескольких многотомных изданий? Были ли их миниатюры скопированы с Ватиканского менология, или же все четыре рукописи восходят к одному общему прототипу?

Вплоть до недавнего времени в науке было принято мнение С. Дер Нерсесян, согласно которому все четыре менология являются копиями не дошедшего до нас общего образца середины X в., созданными в разное время от конца X до конца XI в. Ватиканский менологий исследовательница датировала 979−989 гг., балтиморский том относила ко времени правления Михаила IV, а московский — к концу XI в. При этом стиль живописи миниатюр этих четырех рукописей практически не принимался во внимание.

Несколько лет назад иная точка зрения была высказана Ф. Д’Аюто. Он полагает, что все три Императорских менология были созданы одновременно, во время правления Михаила IV (1034−1041 гг.). Помимо соображений общего характера, в пользу этой гипотезы говорит палеографический анализ трех рукописей.

Художественные аспекты миниатюр Императорских менологиев, а также в значительной мере иллюстраций Ватиканского менология до сих пор остаются почти не изученными. Миниатюры Императорских менологиев представляют собой очень яркое и своеобразное явление, которое не было оценено по достоинству. Эти миниатюры принадлежат к числу константинопольских произведений самого высокого уровня, созданных в один из наиболее интересных периодов истории византийского искусства. Более подробное исследование их стиля вносит значительные изменения в существующие представления о живописи конца X — первой половины XI в.

Исключительная важность Ватиканского менология для истории византийского искусства не вызывает сомнений. Этот памятник тем более ценен, что открывает некоторые совершенно уникальные возможности для исследователей. Как известно, 430 миниатюр этой рукописи были созданы восемью художниками, чьи имена писец подписал возле каждого изображения. Это позволяет увидеть индивидуальность византийского художника, оценить соотношение частного и общего в стиле каждого из восьми мастеров, представить себе методы и организацию совместной работы членов мастерской, их влияние друг на друга.

Относительно времени создания как Ватиканского, так и трех Императорских менологиев исследователями высказывались различные суждения. Мы придерживаемся того мнения, что все три иллюстрированных списка Императорского менология были созданы одновременно, по заказу Михаила IV (1034−1041 гг.). Однако среди других произведений второй четверти XI в. они выглядят как явление необычное и не совсем своевременное. По типологии образов и характеру стиля эти миниатюры намного ближе к искусству предшествующего периода, особенно к миниатюрам Менология Василия II.

В царствование Василия II (976−1025 гг.) византийское искусство совершило один из самых удивительных в своей истории поворотов — от утонченного классицизма, восходящего к традициям Македонского ренессанса, к мощной, духовно насыщенной, аскетической образности монументальных ансамблей второй четверти XI в. До сих пор эти два периода рассматривались отдельно друг от друга. Попыток проследить, как именно произошел этот поворот, предпринято не было. Пользуясь одной из любимых метафор В. Н. Лазарева, можно сказать, что искусство второй четверти XI в. «тысячами нитей» было связано с предшествующей эпохой. Сплетения, связи и обрывы этих нитей и составляют сложную материю переходного периода. Нам интересно попробовать расплести эту ткань, увидеть все множество разнообразных путей и возможностей, проследить начало и конец процессов, приведших во второй четверти XI в. к созданию столь разных произведений, как миниатюры Императорских менологиев и мозаики Софии Киевской.

Поэтому главная цель настоящего исследования — рассмотреть миниатюры трех Императорских менологиев в контексте византийского искусства конца X — первой половины XI в., раскрыть сущность и своеобразие этого явления, выявить его истоки и точки соприкосновения с другими течениями в живописи этого времени. Для этого нам необходимо прежде всего уточнить характер связей между тремя иллюстрированными списками Императорского менология и Ватиканским менологием. Далее мы должны сопоставить их миниатюры с другими произведениями конца X — первой половины XI в., выявить важнейшие тенденции в искусстве этого периода и соотнести с ними рассматриваемые памятники. Для этого мы будем использовать метод стилистического анализа в его различных модификациях.

Хотелось бы надеяться, что результаты настоящего исследования окажутся полезными для создания более полной и адекватной картины развития византийской живописи в конце X — первой половине XI в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подходя к концу нашей работы, повторим некоторые основные выводы.

Основываясь на результатах последних исследований Ф. Д’Аюто и предпринятого нами изучения миниатюр трех иллюстрированных списков Императорского менология, мы полагаем, что следует окончательно отвергнуть гипотезу С. Дер Нерсесян о том, эти три списка были созданы в разное время в течение XI столетия. Данные палеографического анализа и анализа стиля миниатюр Московского менология показывают, что предложенная этой исследовательницей датировка рукописи концом XI в. несостоятельна.

Соглашаясь с позицией Ф. Д’Аюто, мы считаем, что три сохранившихся иллюстрированных списка Императорского менология были созданы одновременно, по заказу императора Михаила IV Пафлагонца (1034−1041 гг.). Балтиморский менологий (январь) и афинские фрагменты (декабрь (?) и февраль), по-видимому, принадлежали к одному комплекту Императорского менология редакции В. Как считает Ф. Д’Аюто, эти две рукописи написаны одним и тем же писцом, почерк которого вполне типичен для второй четверти XI в. Наши исследования афинских фрагментов показали, что их кодикологическое оформление аналогично балтиморской рукописи. Московский менологий (февраль — март) является единственным уцелевшим томом другого комплекта Императорского менология редакции А. Почерк московской рукописи Ф. Д’Аюто отождествил с рукой каллиграфа Николая, переписавшего сборник трактатов из Гейдельберга, датированный 1040 годом. Исследования миниатюр московской рукописи привели нас к выводу, что она была иллюстрирована тем же художником, что и Балтиморский менологий. Плохая сохранность афинских фрагментов не позволяет говорить об атрибуции, но стиль их миниатюр в целом подобен иллюстрациям двух остальных рукописей. Поэтому мы полагаем, что все три списка Императорского менология были иллюстрированы в одной мастерской примерно в одно и то же время. Мы присоединяемся к точке зрения Ф. Д’Аюто, который считает маловероятным, чтобы другой император или кто-либо еще заказал списки этой редакции менология, где в конце каждого жития поминается Михаил IV.

Вопрос о соотношении миниатюр Императорских менологиев с иллюстрациями Менология Василия II до сих пор рассматривался исключительно с точки зрения иконографии. С. Дер Нерсесян полагала, что Ватиканский и Московский менологии, а также афинские фрагменты восходят к не сохранившемуся общему образцу середины X в. Относительно Балтиморского менология Н. Патгерсон Шевченко пришла к иному выводу: его миниатюры были непосредственно скопированы с Ватиканского менология. Мы не можем подтвердить или опровергнуть гипотезу Дер Нерсесян, поскольку для этого необходимо провести отдельное исследование текстов и иконографии очень широкого круга памятниковвпрочем, даже если такое исследование будет предпринято, оно может не привести к однозначным выводам.

Вместо этого мы произвели сравнительный анализ стиля миниатюр Ватиканского и Императорских менологиев, который свидетельствует о существовании непосредственной связи между мастерами, иллюстрировавшими эти рукописи. Как известно, в иллюстрировании Ватиканского менология принимали участие восемь художников. Спокойный, утонченный классический стиль одного из них — Пантолеона — очень близок стилю мастера Императорских менологиев как в целом, так и в частностях. Поэтому мы предполагаем, что последний был учеником Пантолеона и мог работать в той же придворной мастерской через пятнадцать — двадцать лет после создания Ватиканского менология.

Стиль мастера Пантолеона, получивший продолжение в миниатюрах Императорских менологиев, является типичным воплощением искусства эпохи Василия II (976−1025 гг.). В живописи этого времени сохранялись многие элементы, унаследованные от Македонского ренессанса. Для нее характерны утонченные классические формы, стремление к изяществу и рафинированной красоте внешнего облика персонажей, виртуозное мастерство в передаче движений, освещения, объема и фактуры поверхностей. Все эти качества характерны и для манеры мастера Императорских менологиев, работавшего чуть позже. В то же время, во многих произведениях конца X — начала XI в., проанализированных в работе, явственно проявляется стремление придать образам как можно большую одухотворенность, выразить внутреннюю напряженность и отрешенное молитвенное состояние. Для достижения этой цели использовались, в основном, такие средства как легкое изменение пропорций фигур и лиц, искажение мимики персонажей, экспрессивный рисунок драпировок. В некоторых произведениях появляются и более существенные изменения: симметричные и условные черты лиц, неестественный, иррациональный свет, жесткие контурные линии, схематизация и обобщение форм. Эти черты получат дальнейшее развитие в искусстве второй четверти XI в.- однако в миниатюрах Императорских менологиев они появляются лишь эпизодически, в виде исключения.

Проведенный нами подробный разбор стиля каждого из восьми мастеров Ватиканского менология проливает свет на многие аспекты византийской живописи первой половины XI в. В миниатюрах этой рукописи отчетливо проявились различные грани и тенденции этой сложной переходной эпохи. Восемь художников, иллюстрировавших Ватиканский менологий, работали каждый в своей манере. Некоторые из них (Михаил Влахернит, Симеон) писали в стиле, подобном миниатюрам мастера Пантолеонадругие (Мина, отчасти Нестор и Михаил Младший) придерживались более консервативного направления, ориентированного на живопись второй половины X в.- третьи (Георгий и Симеон Влахернит), напротив, во многом предвосхищают характер образов и художественные средства, преобладавшие в живописи второй четверти XI в. Последнее обстоятельство склоняет нас к мысли, что Ватиканский менологий был создан ближе к концу царствования Василия II (976−1025 гг.). Такая датировка согласуется с найденным И. И. Шевченко упоминанием о художнике Пантолеоне, которое относится ко времени между 1001 и 1016 гг.

В миниатюрах мастеров Георгия и Симеона Влахернита тяготение к большей условности и выразительности рисунка, к мощным, обобщенным и более абстрактным формам, к суровому аскетизму образов находит себе параллели в монументальной живописи второй четверти XI в. — в таких ансамблях как, прежде всего, фрески церкви Панагии тон Халкеон в Фессалониках, а также мозаики и фрески кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде и собора св. Софии в Киеве. Однако в целом, по сравнению с эпохой Василия II, искусство второй четверти XI в. представляет собой уже совершенно иное явление. В это время преобладает и получает повсеместное распространение направление, которое можно назвать «аскетическим». Искусство такого типа решительно отвергает язык классических живописных форм и приемов и заменяет его на более условные художественные средства, позволяющие более адекватно выразить очень интенсивное и обостренное религозное чувство этой эпохи.

Тем не менее, в это время создаются также произведения, в которых новое содержание и художественные средства сочетаются с более традиционными. Таковы, например, фрески церкви св. Софии в Охриде (1037−1056 гг.), мозаики с портретами Зои и Константина Мономаха в южной галерее Софии Константинопольской (1034−1050 гт.) и Неа Мони на Хиосе (1049−1055 гг.). В стиле этих произведений присутствует немало элементов, аналогичных миниатюрам Императорских менологиев. Однако ни среди произведений монументальной живописи, ни среди немногих иллюстрированных рукописей второй четверти XI века эти миниатюры не имеют адекватных параллелей. В Императорских менологиях практически в чистом виде сохранилось классическое направление, господствовавшее в искусстве эпохи Василия II. Вероятно, в это время создавались и другие подобные произведения, но они не сохранились. Во всяком случае, два многотомных комплекта Императорского менология, заказанных императором, должны были отражать вкус определенной части константинопольской элиты.

Наше исследование показало, что в византийском искусстве первой половины XI века сосуществовали две разнонаправленные тенденции. Более спокойное, живописное и классическое направление, которое преобладало в стиле книжной миниатюры начала века, не исчезло, но продолжало развиваться параллельно с новым, более условным, абстрактным и аскетическим направлением в монументальной живописи в 1030-е — 1040-е годы. В искусстве второй половины столетия эти оба компонента по-прежнему продолжали сосуществовать, принимая разные обличья, снова смешиваясь и разделяясь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Michaelis Attaliotae Historia. Bekker I. rec. Bonnae, 1853.
  2. Michaelis Glycae Annates. Bekker I. rec. Bonnae, 1836.1.annes Zonarae Epitome historiarum. Dindorf L. ed. Lipsiae, 1868−1875. Vol. 1−6.
  3. Georgius Cedrenus Ioannis Skylicae opera. Bekker I. rec. Bonnae, 1838−1839. Vol. 1−2.1.onis Diaconi Caloensis Historiae libri decern. Hasius C.B. rec. Bonnae, 1828.
  4. Михаил Пселл. Хронография. Перевод, статья и примечания Я. Н. Любарского. Москва, 1978.1.annis Skylitzae Synopsis historiarum. Thurn I. ed. Berlin, New-York, 1973.
  5. Дер Нерсесян. Московский менологий1. Джурич.
  6. Византийские фрески Кекелидзе1. Иерусалимский канонарь1. Кондаков.1. История1. Культура Византии
  7. Лазарев. Мозаики Лазарев. История
  8. Г. Художественный принцип иллюстрирования грузинской рукописной книги XI начала XIII веков. Тбилиси, 1973.
  9. Владимир (Филантропов). Систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Часть I: Рукописи греческие. Москва, 1894.
  10. Дер Нерсесян С. Московский менологий И Византия, Южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. Москва 1973. С. 94−111.
  11. В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Македония. Москва, 2000.
  12. К. Иерусалимский канонарь VII века. Тифлис, 1912.
  13. Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.
  14. Культура Византии. Вторая половина VII—XII вв. Удальцова З. В., Литаврин Г. Г. ред. Москва, 1989
  15. В.Н. Мозаики Софии Киевской. Москва, 1960.
  16. В.Н. История византийской живописи. Москва, 1985.1. Латышев. «Царская» минея1. Латышев. Четьи-минеи1. Литаврин.1. Византийское общество
  17. Попова. Греческий иллюстрированный кодекс1. Попова. Равенна и Киев1. Попова.1. Аскетическоенаправление1. Пселл. Хронография1. Тренев, Попов. Миниатюры1. Успенский. История
  18. Фонкич, Поляков. Греческие рукописи
  19. В.В. Византийская «Царская» минея // ЗИАН. Петроград, 1915. VIII серия. Т. XII, № 7.
  20. В.В. Четьи-минеи Иоанна Ксифилина И Известия императорской Академии наук. С.-Петербург, 1913. VI серия. № 4. С. 231−240.
  21. Г. Г. Византийское общество и государство в X XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976−1081 гг. Москва, 1977.
  22. О.С. Греческий иллюстрированный кодекс (Евангельские чтения) второй половины X в. из Парижской Национальной Библиотеки (Coislin 31) / Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. Москва, 2003. С. 11−27.
  23. О.С. Византийская духовность и стиль византийской живописи VI и XI вв. (Равенна и Киев). И ВВ. 1998. Т. 55, ч. 2. С. 216−221.
  24. О.С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба. (в печати)
  25. Михаил Пселл. Хронография. Перевод, статья и примечания Я. Н. Любарского. Москва, 1978.
  26. Д.К., Попов Н. П. Миниатюры греческого минология XI века № 183 московской Синодальной библиотеки. Москва, 1911.
  27. Ф.И. История Византийской империи. Москва, 1997. Т. 2.
  28. .Л., Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. Москва, 1993.
  29. Angiolini Martinelli. La mano di Simeone1. Aubineau. Zoticos1. Bayet. L 'Art byzantin1. Beckwith. Byzantine Art
  30. Anderson J.C. An XIth Century Painting Center И DOP. 1978. Vol. 32. P. 177−196.
  31. Angiolini Martinelli P. La mano di Simeone nel Menologio di Basilio II: contributo per una storia dell’arte bizantina che esca dall 'anonimato II CorsiRav. 1977. Vol. 24. P. 2112.
  32. Aubineau M. Zoticos de Constantinople, nourricier des pauvres et serviteur des lepreux/IAB. 1975. Vol. 93. P. 67−108.
  33. Bayet Ch. L 'Art byzantin. Paris, 1883.
  34. Beckwith J. Early Christian and Byzantine Art. 2 Harmondsworth, 1979. nd1. Problemi vecchi
  35. Belting, Cavallo. Bibel des Niketas1. Buberl, Gerstinger.1. Byzantinischen1. Handschriften
  36. Buchtal. Paris Psalter Buckton. Byzantium1. Buonocore.
  37. Bibliografia (1968−1980) Bury.
  38. Roman Emperors Byzance Cat.
  39. Byzance et la France Cat. Byzantine Art [Cat.]
  40. Canart, Peri. Sussidi bibliografici1. Ceresa.
  41. Bibliografia (1981−1985) Ceresa.1. Bibliografia (1986−1990)
  42. Chatzidakis. Hosios Loukas
  43. Chatzidakis-Bacharas. Les chapelles annexes1. Conors.1. Art and Miracles1. Crostini. Cultural Life1. Cutler.1. Psalter of Basil II1. D’Aiuto. Nuovi elementi
  44. Belting H. Problemi vecchi e nuovi sull’arte della cosidetta «Rinascenza Macedone» a Bisanzio // CorsiRav. 1982. Vol. 29. P. 31−57.
  45. Belting H., Cavallo G. Die Bibel des Niketas. Ein Werk der hofischen Buchkunst in Byzanz und sein antikes Vorbild. Wiesbaden, 1979.
  46. Buberl P., Gerstinger H. Die Byzantinischen Handschriften der Wiener Nationalbibliothek II: Die Handschriften des X bis XVIII. Jahrhunderts. Beschreibendes Verzeichnis der Illuminierten Handschriften in Osterreich. N.F. IV/2. Leipzig, 1938.
  47. Buchtal H. The Miniatures of the Paris Psalter. London, 1938.
  48. Buckton D. Byzantium. Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections. London, 1994.
  49. Buonocore M. Bibliografia dei fondi manoscritti della Biblioteca Vaticana (1968−1980) // Studi e Testi. 1986. Vol. 319.
  50. Bury J.B. Roman Emperors from Basil II to Isaac Komnenos / Temperley M. ed. Selected Essays of J.B. Bury. Cambridge, 1930.
  51. Byzance. L 'art byzantin dans les collections publiques franqaises. Musee du Louvre, 3 novembre 1992 — ler fevrier 1993. Paris, 1992.
  52. Byzance et la France medievale. Paris, 1958.
  53. Byzantine Art, an European Art. Ninth Exhibition held under the Auspices of the Council of Europe. Catalogue. Athens, 1964.
  54. Canart P., Peri V. Sussidi bibliografici per i manoscritti greci della Biblioteca Vaticana II Studi e Testi. 1970. Vol. 261.
  55. Ceresa M. Bibliografia dei fondi manoscritti della Biblioteca Vaticana (1981−1985) // Studi e Testi. 1991. Vol. 342.
  56. Ceresa M. Bibliografia dei fondi manoscritti della Biblioteca Vaticana (1986−1990) И Studi e Testi. 1998. Vol. 379.
  57. Chatzidakis T. Hosios Loukas. Athens, 1997.
  58. Chatzidakis-Bacharas T. Les peintures murales de Hosios Loukas. Les chapelles occidentales. Athenes, 1982
  59. Conors C. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and its Frescoes. Princeton, 1991.
  60. Crostini B. The Emperor Basil II’s Cultural Life // Byzantion. 1996. Vol. 66. P. 55−80.
  61. Cutler A. The Psalter of Basil IIII Arte Veneta. 1976. Vol. 30. P. 9−19- 1977. Vol. 31. P. 9−15.
  62. Der Nersessian. Metaphrastian Menologium1. Der Nersessian. Remarks1. Detorakis. XpovoXoyj. crr1. Devreesse. Fond Coislin1. Diehl. Manuel1. Dufrenne. L 'illustration1. Dufrenne.1. Problemes des ateliers
  63. Dufrenne. Psautier de Bristol1. Ebersolt. Miniature1. Ehrhard. Forschungen1. Ehrhard. Uberlieferung1. Furlan. Codici greci1. Glory of Byzantium Cat.1. Grabar. Byzantium1. Halkin.1. Mois dejanvier Halkin.1. Menologe imperial
  64. Delehaye H. Le Synaxaire de Sirmond И AB. 1895. Vol. 14. P. 396−434.
  65. Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae e Codice Sirmondiano, nunc Berolinensi. Adiectis Synaxariis Selectis Opera et Studio Hippolyti Delehaye. Bruxelles, 1902.
  66. Der Nersessian S. The Illustrations of the Metaphrastian Menologium / Der Nersessian S. Byzantine and Armenian Studies. Louvain, 1973. P. 129−138.
  67. Der Nersessian S. Remarks on the Date of the Menologium and the Psalter Written for Basil II / Der Nersessian S. Byzantine and Armenian Studies. Louvain, 1973. P. 113−128.1. Detorakis Th.
  68. H хРоиоХбуцот. тои avTOKparopiKov prjuoXoyiov той В. Latysev // BZ. 1990. Bd. 83. S. 46−50.
  69. Devreesse R. Bibliotheque Nationale. Departement des manuscrits. Catalogue des manuscrits grecs. II. Le fond Coislin. Paris, 1945.
  70. Diehl Ch. Manuel d’art byzantin. 2me ed. Vol. 1. Paris, 1926.
  71. Dufrenne S. L’illustration des psautiers grecs du Moyen Age. Paris, 1966.
  72. Dufrenne S. Problemes des ateliers des miniaturists byzantins II JOB. 1981. Bd. 31/2. S. 445−470.
  73. Dufrenne S. Le psautier de Bristol et les autres psautiers byzantins И CahArch. 1964. Vol. 14. P. 159−182.
  74. Ebersolt J. La miniature Byzantine. Paris, 1926.
  75. Ehrhard A. Oberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Leipzig, 1937— 1943. Bd. I—III.
  76. Furlan I. Codici greci illustrati della Biblioteca Marciana. Padova. Vol. 1,1978- Vol. V, 1988- Vol. VI, 1997.
  77. The Glory of Byzantium. Evans H.C., Wixom W.D. ed. New York, 1997.
  78. Grabar A. Byzantium. Byzantine Art in the Middle Ages. London, 1966.
  79. Halkin F. Le mois de janvier du «Menologe imperial» byzantin II AB. 1939. Vol. 57. P. 225−236.
  80. Halkin F. Le menologe imperial de Baltimore. Bruxelles, 1985.
  81. Halkin, Festugiere. Dix texts inedits1. Hutter.1. copiste du Metaphraste1. Hutter. Corpus1. Hutter.1. Theodoros /ЗфХюурафо?1. Menologio Janin.
  82. Eglises et monasteres Kitzinger.1. Hellenistic Heritage
  83. Halkin F., Festugiere A-J. Dix texts inedits tires du menologe Imperial de Koutloumous II Cahiers d’Orientalisme. Geneve, 1984. Vol. 8.
  84. Menologio di Basilio II (Cod. Vaticano Greco 1613) = Codices e Vaticanis Selecti VIII. Torino, 1907. Vol. I, II.
  85. Janin R. La geographie ecclesiastique de I’Empire byzantin. Premiere partie. Le siege de Constantinople et le partriarchat CEcumenique. Т. III. Les eglises et les monasteres. Paris, 1969.
  86. Kitzinger E. The Hellenistic Heritage in Byzantine Art II DOP. 1963. Vol. 17. P. 95−115.
  87. Kitzinger E. The Hellenistic Heritage in Byzantine Art ReconsideredИЮЪ. 1981. Bd. 32/1. S. 657−675.1.fontaine-Dosogne J. Histoire de I’art byzantin et chretien d’Orient. 2e ed. Louvain-la-Neuve, 1995.1.ppa-Zizika E., Rizu-Kurupu M.
  88. Mango. Lo stile «monastico „cosidetto1. Marava-Chatzinikolau, 1. Toufexi-Paschou.1. Catalogue1. Mazal. Byzanz1. MnjoBiih. Менолог Millet.1.'art byzantin1. Mouriki. Stylistic Trends1. Mouriki. Nea Moni1. Omont. Miniatures1. Oriente Cristiano Cat.
  89. Ostrogorsky. History Papadopoulos. Die Wandmalereien
  90. Patterson Sevcenko. Metaphrastian Menologion
  91. Patterson Sevcenko. The Walters Menologion
  92. Pinto-Madigan. Arundel 5471. Rohmann. Die Miniaturen
  93. Schlumberger. L 'epopee byzantine
  94. Marava-Chatzinikolau A. and Toufexi-Paschou Chr. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1978. Vol. 1.
  95. Mazal O. Byzanz und das Abendland. Ausstellung der Handschriften und Inkunabelsammlung der Osterreichischen Nationalbibliothek. Handbuch und Katalog. Graz, 1981.
  96. MnjoBHh П. Менолог. Београд 1973.
  97. Millet G. L 'art byzantin / Michel A. ed. Histoire de I 'art depuis les premiers temps Chretiens jusqu 'a nos jours. Paris, 1905. Vol. 1.
  98. Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece During the Eleventh and Twelfth Centuries II DOP. 1980 1981. Vol. 34−35. P. 77−124.
  99. Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985. Vol. I, II.
  100. Omont H. Miniatures des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliotheque Nationale. Paris, 1929.
  101. Oriente Cristiano e Santita. Figure e storie di santi tra Bisanzio e1 'Occidente, catalogo della mostra, Venezia, Bibl. Naz. Marciana, 2 lug.-14 nov. 1998. A cura di S. Gentile, s.l.], 1998.
  102. Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. Oxford, 1956.
  103. Papadopoulos K. Die Wandmalereien des XL Jh. in der Kirche TTauayia тши xaAKecovin Thessaloniki. Graz-Koln, 1966.
  104. Patterson Sevcenko N. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago-London, 1984.
  105. Patterson Sev6enko N. The Walters „Imperial“ Menologion // The Journal of the Walters Art Gallery. 1993. Vol. 51. P. 43−64.
  106. Pinto-Madigan S. The Decoration of Arundel 547II Byzantion. 1987. Vol. 57. P. 336−359.
  107. Rohmann J. Die Miniaturen des Vatikanischen Menologions. Zur Problematik ihrer Namensbeischriften И JOB. 1999. Bd. 49. S. 249−265.
  108. Schlumberger G. L 'epopee byzantine a la fin du dixieme siecle.
  109. Vol. 1. Jean Tzimisces. Les jeunes annees de Basile II, le Tueur de Bulgares. 969−989. Paris, 1896.
  110. Architectural motifs Weitzmann.
  111. Byzantinische Buchmalerei Weitzmann.
  112. Character and Intellectual Origins1. Weitzmann. Classical Mode
  113. Weitzmann. Eleventh Century
  114. Weitzmann. Individual Expression1. Weitzmann. Roll and Codex
  115. Weitzmann. Imperial Lectionary
  116. SevCenko I. Illuminators of Menologium of Basil IIIIDOP. 1962. Vol. 16. P. 245−276.
  117. Sevcenko I. On Pantoleon the Painter И JOB. 1972. Bd. 21. S. 241−249.
  118. Spatharakis I. Corpus of Dated Illuminated Greek Manuscripts to the Year 1453. Leiden, 1980. Vols. I, II.
  119. Pelekanidis S.M., Christou P.C., Tsioumis Ch., Kadas S.N. The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens, 1973. Vol. I.
  120. Хр^сггои П.К., МаиротгоиХои Тстюицт! Xp.,
  121. КаЗа? Z.N., КаХацарт? л Катаарои А.
  122. Oriaavpol rov 'Aylov"Opovs. AQrjva, 1991. Т. Д'.
  123. Vangeli dei popoli: la parola e I’immagine del Cristo nelle culture e nella storia. Mostra, Citta del Vaticano, Palazzo della Cancelleria, 21 giugno 10 dicembre 2000. A cura di F. D’Aiuto, G. Morello, A.M. Piazzoni. Citti del Vaticano, 2000.
  124. Vikan G. ed. Illuminated Greek Manuscripts in American Collections: An Exhibition in Honour of Kurt Weitzmann. Princeton, 1973.
  125. Waltz C.L. Architectural motifs and backgrounds in the Menologium of Basil II. Unpublished M.A. thesis. The Ohio State University, 1976.
  126. Weitzmann K. Die byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jahrhunderts. 2. Aufl. Wien, 1996.
  127. Weitzmann K. The Character and Intellectual Origins of the Macedonian Renaissance / Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Kessler H.M. ed. Chicago, 1971. P. 176−223.
  128. Weitzmann K. The Classical Mode in the period of the Macedonian Emperors: Continuity or Revival? / Weitzmann K. Classical Heritage in Byzantine and Near East Art. London, Variorum Reprints, 1981. X. P. 71−85.
  129. Weitzmann K. Byzantine miniature and Icon Painting in the Eleventh Century / Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Kessler H.M. ed. Chicago, 1971. P. 271−313.
  130. Weitzmann K. The Classical in the Byzantine Art as a Mode of Individual Expression / Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Kessler H.M. ed. Chicago, 1971. P. 151−175.
  131. Weitzmann K. Illustrations in Roll and Codex. A study of Origin and Method of Text Illustration. 2 ed. Princeton, 1970.
  132. Weitzmann K. An Imperial Lectionary in the Monastery of Dionysiou on Mount Athos. Its Origins and its Wanderings II1. Weitzmann. Joshua Roll1. Weitzmann. Probleme1. Weitzmann. Sinai. Icons
  133. Weitzmann. Pariser Psalter
  134. Weitzmann, Galavaris. Sinai. Manuscripts1. Whittemore. Mosaics1. Zakharova. Otto artisti
  135. RESEE. 1969. Vol. VII/1. P. 239−253.
  136. Weitzmann K. The Joshua Roll. Princeton, 1948.
  137. Weitzmann K. Probleme der mittelbyzantinischen Renaissance И Archaologischer Anzeiger. 1933. S. 336−360.
  138. Weitzmann K. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai. The Icons. Princeton, 1976. Vol. I.
  139. Weitzmann K. Der Pariser Psalter ms. Grec 139 und die mittelbyzantinische Renaissance И Jahrbuch fur Kunstwissenschaft. 1939. Bd. 6. S. 178−194.
  140. Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai. The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. I.
  141. Whittemore T. The Mosaics of Hagia Sophia at Istambul. Paris -Boston, 1933−1952. Vols. 1−4.
  142. Zakharova A. Gli otto artisti del „Menologio di Basilio II“ II Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. Citta del Vaticano, 2003. Vol. X. (= Studi e testi. Vol. 416). P. 37932.1. СОКРАЩЕНИЯ
  143. ВВ = Византийский временник
  144. ЗИАН = Записки Императорской Академии наук1. АВ = Analecta bollandiana
  145. BZ = Byzantinische Zeitschrift
  146. CahArch = Cahiers archeologiques
  147. CIEB = Congres international des 6tudes byzantines
  148. CorsiRav = Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina
  149. DOP = Dumbarton Oaks Papers
  150. ДХАЕ = ДеХтСоу xpttfTiavncifc архаюХоуна?! етсираа? JOB = Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik
  151. PG = Migne J.P. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Paris, 1857−1866.
  152. REB = Revue des ёшёев byzantines
  153. RESEE = Revue des etudes sud-est europeennes
  154. TM = Travaux et Memoires. Centre de recherche d’histoire et civilization de Byzance
  155. ЗАХАРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
  156. Миниатюры Императорских менологиев и византийское искусство конца X — первой половины XI1. ИЛЛЮСТРАЦИИ К ДИССЕРТАЦИИ
  157. Московский менологий. JI. 238 об. 239.1. Балтиморский менологий. JI. 85 об. 86.
  158. I. Фрагменты из музея Бенаки. Л. 1, 1 об.
  159. Московский менологий. JI. 32. Св. Никифор.
  160. Балтиморский менологий. JI. 56 об. Св. Полиевкт.
  161. Московский менологий. JI. 72. Св. Памфил.
  162. Фрагменты из музея Бенаки. JI. 2. Св. Федор Тирон.
  163. Балтиморский менологий. Л. 25. Свв. Феопемпт и Феона.
  164. Балтиморский менологий. Л. 36. Пророк Михей.
  165. Московский менологий. Л. 68 об. Св. Онисим.
  166. Балтиморский менологий. Л. 129 об. Св. Афанасий Александрийский.
  167. Московский менологий. Л. 113 об. Патриарх Тарасий.
  168. Балтиморский менологий. Л. 28. Св. Павел Фивейский.
  169. Фрагменты из музея Бенаки. Л. 1. Св. Фемистокл.
  170. Балтиморский менологий. Л. 48 об. Проповедь Иоанна Крестителя.
  171. Фрагменты из музея Бенаки. Л. 5 об. Патриарх Тарасий.
  172. Балтиморский менологий. Л. 200 об. Св. Неофит.
  173. Московский менологий. Л. 229. Свв. Трофим и Фал.
  174. Московский менологий. Л. 186 об. Св. Савин.
  175. Балтиморский менологий. Л. 228. Преп. Ксения.
  176. Московский менологий. Л. 174. Св. Конон Исаврийский.
  177. Балтиморский менологий. Л. 70 об. Преп. Феодосий Киновиарх.
  178. Московский менологий. Л. 12. Св. Папий. Деталь.
  179. Московский менологий. Л. 231 об. Св. Каллиопий. Деталь.
  180. Балтиморский менологий. Л. 25. Св. Феопемпт. Деталь.
  181. Московский менологий. Л. 244. Свв. Филит, Лидия и их дети. Деталь.
  182. Балтиморский менологий. Л. 25. Св. Феона. Деталь.
  183. Московский менологий. Л. 220. Свв. Хрисанф и Дария. Деталь.
  184. Балтиморский менологий. Л. 36. Пророк Михей. Деталь.
  185. Московский менологий. Л. 149. Св. Евтропий. Деталь .
  186. Балтиморский менологий. Л. 96. Св. Иоанн Каливит. Деталь.
  187. Московский менологий Л. 142. Св. Афанасия. Деталь.
  188. Московский менологий Л. 142. Св. Андроник. Деталь.
  189. Балтиморский менологий. Л. 158 об. Преп. Евфимий. Деталь.
  190. Московский менологий Л. 120 об. Св. Порфирий Газский. Деталь
  191. Московский менологий Л. 95 об. Св. Лев Катанский. Деталь
  192. Московский менологий Л. 216 об. Авва Павел Препростый. Деталь.
  193. Балтиморский менологий. Л. 105. Поклонение цепям апостола Петра. Деталь.
  194. Московский менологий Л. 229. Св. Трофим. Деталь.
  195. Балтиморский менологий. Л. 200. Св. Неофит. Деталь.
  196. Балтиморский менологий. Л. 203 об. Апостол Тимофей. Деталь.
  197. Московский менологий JI. 179. Сорок мучеников севастийских. Деталь
  198. Балтиморский менологий. JI. 38. Крещение. Деталь.
  199. Московский менологий JI. 179. Сорок мучеников севастийских. Деталь.1. ГЛАВА 3.
  200. Парижская псалтирь (cod. 139, Национальная библиотека Франции, Париж). Л. IV. Давид, играющий на лире.
  201. Библия Королевы Христины (cod. reg. gr. 1, Библиотека Ватикана, Рим). Л. 263. Помазание Давида.
  202. Евангелие (cod. 43, библиотека монастыря Ставроникита на Афоне). Л. 11. Евангелист Марк. 4
  203. Евангелие (cod. gr. 56, Национальная библиотека Греции, Афины). Л. 4 об. Евангелист Матфей.
  204. Свиток Иисуса Наввина (cod. palat. gr. 431, Библиотека Ватикана, Рим).
  205. Териака Никандра (cod. suppl. Gr. 247, Национальная библиотека Франции, Париж). Л. 48 об.
  206. Трапезундское Евангелие, (гр. 21, Российская Национальная библиотека, С.-Петербург). Л. 6 об. Омовение ног.
  207. Новый завет (cod. Add. 28 815, Британская библиотека, Лондон). Л. 162 об. Евангелист Лука.
  208. Деяния и послания апостолов (cod./"1 anon gr. 110, Бодлеянская библиотека, Оксфорд). Л. 157 об. Апостол Иуда
  209. Деяния и послания апостолов (cod. Canon gr. 110, Бодлеянская библиотека, Оксфорд). Л. 120 об. Апостол Петр.
  210. Евангелие (cod. theol. gr. 240, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 97 об. Евангелист Марк.
  211. Евангелие (cod. theol. gr. 240, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 97 об. Евангелист Марк. Деталь
  212. Евангелие (cod. theol. gr. 240, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 8 об. Евангелист Матфей.
  213. Св. София Константинопольская. Мозаика южного вестибюля. Император Юстиниан. Деталь.
  214. Евангелие (cod. gr. 364, Библиотека Ватикана, Рим). Л. 11. Евангелист Матфей.
  215. Евангелие (cod. gr. 364, Библиотека Ватикана, Рим). Л. 205. Евангелист Иоанн.
  216. Евангелие (cod. suppl. Gr. 50*, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 244 об. Евангелист Иоанн.
  217. Евангелие (cod. suppl. Gr. 50*, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 244 об. Евангелист Иоанн. Деталь.
  218. Евангелие (cod. suppl. Gr. 50*, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 244 об. Евангелист Марк.
  219. Евангелие (cod. suppl. Gr. 50*, Австрийская Национальная библиотека, Вена). Л. 244 об. Евангелист Марк. Деталь.
  220. Евангелие (cod. Cromwell 16, Бодлеянская библиотека, Оксфорд). Л. 30 об. Евангелист Матфей.
  221. Лист из Евангелия-апракос (cod. W 530а, Художественный музей Уолтере, Балтимор). Евангелист Марк.
  222. Св. Николай с избранными святыми. Икона из монастыря св. Екатерины на Синае.
  223. Евангелие-апракос (cod. 204, библиотека монастыря св. Екатерины на Синае). Л. 2. Богоматерь.
  224. Московский менологий Л. 239. Благовещение. Деталь.
  225. Евангелие-апракос (cod. 204, библиотека монастыря св. Екатерины на Синае). JI. 4. Евангелист Матфей
  226. Евангелие-апракос (cod. 204, библиотека монастыря св. Екатерины на Синае). Л. 3. Преподобный Петр Моноватский.
  227. Книга пророков (cod. Plut. V.9, Библиотека Лауренциана, Флоренция). Л. 128. пророк Иеремия.
  228. Книга пророков (cod. В 12, Национальная библиотека, Турин). Л. 11 об. Пророки Осия, Иоиль, Амос, Авдей, Иона и Михей.
  229. Книга пророков (cod. В 12, Национальная библиотека, Турин). Л. 12. Пророк Захария. Деталь.
  230. Книга пророков (cod. В 12, Национальная библиотека, Турин). Л. 11 об. Пророк Михей. Деталь.
  231. Книга пророков (cod. В 12, Национальная библиотека, Турин). Л. 12. Пророк Аввакум. Деталь.
  232. Апостол Филипп. Икона из монастыря св. Екатерины на Синае.
  233. Евангелие (cod. 588, библиотека монастыря Дионисиу на Афоне). Л. 14 об. Евангелист Матфей.
  234. Евангелие (cod. 588, библиотека монастыря Дионисиу на Афоне). Л. 89 об. Евангелист Марк.
  235. Евангелие (cod. 588, библиотека монастыря Дионисиу на Афоне). Л. 225 об. Евангелист Иоанн.
  236. Евангелие (cod. Coislin 20, Национальная библиотека Франции, Париж). Л. 357 об. Евангелист Иоанн.
  237. Евангелие (cod. Coislin 20, Национальная библиотека Франции, Париж). Л. 10 об. Евангелист Матфей.
  238. Евангелие (cod. Coislin 20, Национальная библиотека Франции, Париж). Л. 151 об. Евангелист Марк.
  239. Бристольская псалтирь (cod. Add. 40 731, Британская библиотека, Лондон). Л. 77. Вознесение-
  240. Бристольская псалтирь (cod. Add. 40 731, Британская библиотека, Лондон). Л. 31. Апостолы с учениками. Л. 33. Коронование Давида. Л. 35 об. Распятие.
  241. Бристольская псалтирь Лл. 180 об., 223. Вавилонский плен. Лл. 231 об., 240. Давид и Голиаф.1. ГЛАВА 4.*
  242. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон*. С. 427. Св. Нестор.
  243. Московский менологий. Л. 129 об. Св. Нестор.
  244. Ватиканский менологий. Художник Михаил Влахернит. С. 423. Патриарх Тарасий.
  245. Ватиканский менологий. Художник Симеон*. С. 299. Пророк Михей
  246. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 324. Поклонение цепям апостола Петра.
  247. Балтиморский менологий. Л. 105. Поклонение цепям апостола Петра.
  248. Ватиканский менологий. Художник Мина. С. 78. Св. Роман Сладкопевец. Деталь.
  249. Ватиканский менологий. Художник Мина.
  250. С. 26. Митродора, Нимфодора, Минодора. Деталь.
  251. Ватиканский менологий. Художник Мина. С. 122. Св. Садоф и иже с ним.
  252. Ватиканский менологий. Художник Нестор. С. 77. Св. Михаил Севастопольский.
  253. Ватиканский менологий. Художник Мина. С. 73. Св. Кириак отшельник. Деталь.
  254. Ватиканский менологий. Художник Нестор. С. 124. Пророк Иоиль. Деталь.
  255. Ватиканский менологий. Художник Нестор. С. 117. Св. Сотник Лонгин. Деталь.
  256. Ватиканский менологий. Художник Нестор. С. 192. Пророк Авдей.
  257. Ватиканский менологий. Художник Михаил Младший. С. 118. Свв. Хрисанф и Дария.
  258. Ватиканский менологий. Художник Михаил Младший. С. 68. Св. Иоанн Богослов с учениками. Деталь.
  259. Ватиканский менологий. Художник Михаил Младший. С. 90. Преп. Амунт Египетский. Деталь.
  260. Ватиканский менологий. Художник Михаил Младший. С. 85. Авва Павел Препростый. Деталь.
  261. Ватиканский менологий. Художник Симеон. С. 248. Пророк Аггей.
  262. Ватиканский менологий. Художник Симеон. С. 337. Свв. Инна, Рима и Пинна. Деталь.
  263. Ватиканский менологий. Художник Симеон. С. 243. Свв. Левкий и Фирс. Деталь.
  264. Ватиканский менологий. Художник Михаил Влахернит. С. 341. Апостол Тимофей.
  265. Ватиканский менологий. Художник Михаил Влахернит. С. 278. Св. Домна.
  266. Ватиканский менологий. Художник Михаил Влахернит. С. 67. Преп. Ефросина, назвавшаяся Смарагдом. Деталь.
  267. Книга пророка Исаии (cod. gr. 755, Библиотека Ватикана, Рим). Л. 107. Молитва Исаии.
  268. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 99. Свв. Ювентин и Максимин.
  269. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 284. Св. Тимон диакон.
  270. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 133. Семь отроков эфесских. Деталь.
  271. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 53. Св. Евстафий Плакида и его семья. Деталь.
  272. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 383. Св. Федор Стратилат. Деталь
  273. Московский менологий. Л. 25 об. Св. Федор Стратилат. Деталь.
  274. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 405. Свв. Порфирий, Юлиан и Феодул. Деталь.
  275. Московский менологий. Л. 101. Св. Архип. Деталь.
  276. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 406. Св. Маруфа. Деталь.
  277. Московский менологий. Л. 210 об. Св. Алексей, человек Божий. Деталь.
  278. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 17. Чудо в Хонах. Деталь.
  279. Балтиморский менологий. Л. 129 об. Св. Афанасий. Деталь.
  280. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон*. С. 12. Св. Ермиона. Деталь.
  281. Московский менологий. Л. 36 об. Головы сомучениц св. Харалампия.
  282. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 16. Св. Вевея. Деталь.
  283. Московский менологий Л. 41 об. Сомученицы св. Власия. Деталь.
  284. Псалтирь Василия II (cod. gr. Z. 17, Библиотека Марчиана, Венеция). Л. IV об. История Давида. Деталь
  285. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон.
  286. С. 180. Свв. Антонин, Никифор, Герман и Манефа.
  287. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 108. Седьмой Вселенский собор. Деталь.
  288. Ватиканский менологий. Художник Пантолеон. С. 181. Св. Ипатий Гангрский. Деталь.
  289. Псалтирь Василия II (cod. gr. Z. 17, Библиотека Марчиана, Венеция). JI. Ill об. Император Василий II.
  290. св. Иоанна Златоуста (cod. gr. 97, Библиотека Марчиана, Венеция). JI. III об. Св. Иоанн Златоуст, вдохновляемый Евангелистом Лукой.
  291. Ватиканский менологий. Художник Георгий*. С. 244. Св. Филимон и Аполлоний.
  292. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 130. Свв. Александр, Ираклий и иже с ними.
  293. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 131. Св. Иаков, брат Божий. Деталь.
  294. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 60. Преп. Иона исповедник. Деталь.
  295. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 216. Пророк Наум. Деталь.
  296. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 107. Апостол Филипп. Деталь.
  297. Церковь Панагии тон Халкеон в Фессалониках. Св. Григорий Агригентский.
  298. Церковь Панагии тон Халкеон в Фессалониках. Св. Григорий Чудотворец.
  299. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 106. Св. Филонилла. Деталь.
  300. св. Софии в Киеве. Св. Наталия.
  301. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 101. Палач св. Дорофея Тирского. Деталь.
  302. Церковь Панагии тон Халкеон в Фессалониках. Пророк Даниил.
  303. Ватиканский менологий. Художник Георгий. С. 50. Сомученики св. Геннария. Деталь.
  304. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Крипта. Св. Меркурий.
  305. Церковь Панагии тон Халкеон в Фессалониках. Херувим. Деталь
  306. св. Софии в Киеве. Юный святой.
  307. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 102. Апостол Иаков.
  308. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 363. Св. Трифон.
  309. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 233. Св. Софроний, епископ Констанцы.
  310. Деталь Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 363. Св. Трифон. Деталь.
  311. Ватиканский менологий. Художник Нестор. С. 238. Неизвестный столпник. Деталь.
  312. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 104. Св Вассиан Сириец. Деталь.
  313. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 150. Свв. Зиновий и Зиновия. Деталь.
  314. Ватиканский менологий. Художник Нестор.
  315. С. 369. Свв. Папий, Диодор и Клавдиан. Деталь.
  316. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 142. Память землетрясения 740 г. Деталь.
  317. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Апостолы из сцены Уверения Фомы. Деталь.
  318. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 386. Св. Филадельф. Деталь
  319. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Св. Иоанн целитель. Деталь.
  320. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 272. Ангел из сцены Поклонения волхвов. Деталь.
  321. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Архангел Гавриил.
  322. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 270. Св. Евгения и иже с нею.
  323. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Св. Феврония
  324. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Св. Анемподист.
  325. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит С. 105. Св. Иаков подвижник. Деталь.
  326. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Св. Иоанн Богослов.
  327. Ватиканский менологий. Художник Симеон Влахернит. С. 129. Св. Аверкий. Деталь.
  328. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Апостол Андрей. Деталь1. ГЛАВА 5.
  329. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Нартекс. Апостол Фома.
  330. Кафоликон монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Преп. Федор Студит. Деталь.
  331. св. Софии в Киеве. Апостолы из Евхаристии.
  332. св. Софии в Киеве. Святитель.
  333. св. Софии в Охриде. Апостолы из Евхаристии.
  334. св. Софии в Охриде. Богоматерь в конхе апсиды.
  335. св. Софии в Охриде. Апостол Андрей из Евхаристии
  336. Московский менологий. Л. 106. Св. Поликарп Смирнский. Деталь.
  337. св. Софии в Охриде. Вознесение.
  338. св. Софии в Охриде. Св. Григорий Богослов.
  339. св. Софии в Охриде. Св. Николай.
  340. св. Софии в Охриде. Св. Григорий Чудотворец.
  341. Балтиморский менологий. Л. 234 об. Св. Григорий Богослов.
  342. Мозаика южной галереи св. Софии Константинопольской. Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом.
  343. Мозаика южной галереи св. Софии Константинопольской. Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом. Деталь.
  344. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Нартекс. Апостолы из сцены Моления о чаше. Деталь.
  345. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе.
  346. Св. Иоанн Богослов из сцены Преображения, Деталь.
  347. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Ангелы из сцены Крещения. Деталь.
  348. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Св. Иоанн Богослов из сцены Распятия. Деталь.
  349. Московский менологий. Л. 149. Св. Евтропий. Деталь.
  350. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Ева из сцены Сошествия во ад. Деталь.
  351. Московский менологий. Л. 14. Св. Агафия. Деталь
  352. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Нартекс. Преп. Федор Студит. Деталь
  353. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Нартекс. Преп. Феодосий и Федор Студит.
  354. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Св. Лонгин из сцены Распятия. Деталь
  355. Московский менологий. Л. 234 об. Св. Евкарпион. Деталь.
  356. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе.
  357. Св. Иоанн Богослов из сцены Снятия с Креста. Деталь.
  358. Московский менологий. Л. 237. Ученики св. Дометия. Деталь.
  359. Кафоликон монастыря Неа Мони на Хиосе. Нартекс. Предательство Иуды. Деталь.
  360. Московский менологий. Л. 108 об. Обретение главы Иоанна Предтечи. Деталь.
  361. Синаксарь Захарии Валашкертского (А 648, Институт рукописей, Тбилиси). Жены мироносицы у гроба. Исцеление расслабленного у Овчей купели.
  362. Синаксарь Захарии Валашкертского (А 648, Институт рукописей, Тбилиси). Крещение.
  363. Синаксарь Захарии Валашкертского (А 648, Институт рукописей, Тбилиси). Благовещение.
  364. Слова Ефрема Сирина (cod. Ottob. gr. 457, Библиотека Ватикана, Рим). Л. 10 об. Преп. Ефрем Сирин.
  365. св. Иоанна Златоуста (cod. gr. 364, библиотека монастыря св. Екатерины на Синае). Л. 2 об. Евангелист Матфей и св. Иоанн Златоуст.
  366. Евангелие-апракос (cod. Arundel 547, Британская библиотека, Лондон). Л. 94 об. 95. Евангелист Лука- заставка и инициал.
  367. Кинегетика Псевдо-Оппиана (cod. gr. 479, Библиотека Марчиана, Венеция). Л. 23. Сцена морского боя.
  368. Кинегетика Псевдо-Оппиана (cod. gr. 479, Библиотека Марчиана, Венеция) Л.. Мифологический сюжет
  369. Кинегетика Псевдо-Оппиана (cod. gr. 479, Библиотека Марчиана, Венеция Л.. Сцена рыбной ловли.1.^w^i „к* |"Тч т“ u^C -t ¦ •14 * f, н P Оцчtmjy^tm*i“» • • «
  370. И. Балтиморский менологий. Л. 85 об. 86.
  371. I. Фрагменты из музея Бенаки. б) Л. 1 об.-V 1 V.1 у jp1.
  372. Московский менологий. Л. 32. Св. Никифор.
  373. Московский менологий JI. 72. Св Памфил.
  374. Балтиморский менологий Л 25. Свв. Феопемтп и Феона
  375. Балл и морским менологий, Л. .16. Пророк Михей.
  376. Московский менологий Л. 68 об С в Ониснм 4-LM N 1 „П*“ Ь» ' I? «
  377. Балтиморский менологии. Л. 129 об Св Афанасий Александрийский
  378. Московский менологий. Л. 13 об Патриарх Тара сип0, Балтиморский менологий Л. 28 Св. Павел Фнвенский
  379. I Фрагменты из музея Бенаки. Л. 1. Св. Фемистокл
  380. Балтиморский менологий. Л 48 об. 11роповедь Иоанна Крестителя
  381. Балтиморский менологий. Л. 200 об Св. Неофит
  382. Московский менологий. Л 229. Свв. Трофим и Фал
  383. Московским менолог ий. Л. 186 об Св. Саван
  384. Московский менологий J1. 174. Св Конон Исаврийский. Детальс> Балтиморский менологий Л. 70 об Креп. Феодосии Кяновиарх Деталь
  385. Московский менологий .112 С в Палий. Деталь
  386. Балтиморским менологий Л 2. S Св. Феоиемпт Деталь.
  387. Московский менологий Л, 244 Свв Филит, Лидия и дети Деталь
  388. Балтиморский менологий. JI. 25. Св. Феона Деталь2fi Балтиморский менологии Л. 36 Пророк Михеи. Деталь.
  389. Московский менологий Л. 149. Св. К три и им Деталь.
  390. Балтиморский менологий, Л. 96 Преп. Иоанн Каливит Детальу¦ / ' W: /V
Заполнить форму текущей работой