Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное высшее образование все более уходит от монолога преподавателя, предоставляющего студенту знание, к диалогу между ними. Китайский студент (как один из участников диалога), обучаясь в российском университете, познает историю художественной культуры России, изучает труды и произведения, ее философов, писателей, художников, особенности высшего образования, специфику обучения искусству… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Вопросы преемственности традиций и инновации в подготовке китайских художников
    • 1. 1. Становление и развитие профессиональной школы подготовки художников в Китае (ХИ-ХХ вв.)
    • 1. 2. О подготовке китайских магистрантов-художников на факультете изобразительного искусства Герценовского университета
  • Глава II. Философско-эстетические учения Китая в теоретической подготовке китайских магистрантов
    • 2. 1. Элементы философско-эстетических учений Китая в теоретической подготовке «магистра-исследователя искусства»
    • 2. 2. Вопросы теории китайского традиционного изобразительного творчества в подготовке «магистра-художника»
  • Глава III. Научно-творческая подготовка китайских магистрантов к выполнению магистерских диссертаций и дипломных художественных работ
    • 3. 1. Взаимосвязь искусства и науки в диссертации и дипломной работе магистрантов
    • 3. 2. Вопросы теоретико-методической подготовки китайских магистрантов к выполнению диссертации по направлению «магистр — исследователь искусства»
    • 3. 3. Из опыта научно — творческой подготовки китайских магистрантов к выполнению дипломной работы по направлению «магистр-художник»

Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию вопросов изобразительного искусства, берущих начало в древнекитайских философских учениях и трактатах художников, с последующим их приложением в теоретико-методической подготовке китайских магистров художественного образования.

Актуальность исследования.

Возродившийся, обмен культур между Российской Федерацией и Китайской Народной^ Республикой обусловил стремление китайских студентов получать магистерское художественное образование в российских вузах, в частности, на факультете изобразительного искусства Герценовского университета. Особенности художественного мышления китайских, магистрантов обязывают высшую художественную школу искать новые, дополнительно теоретико-методические подходы к обучению китайского контингента, в соответствии со своеобразием его менталитета. Теоретические разработки, необходимые для решения подобного рода задач, в настоящее время отсутствуют. Все увеличивающийся контингент китайских., магистрантов в художественных вузах делает такие исследования чрезвычайно необходимыми. Именно востребованность темы диссертации стала побудительным мотивом для проведения данного исследования.

Китайские молодые художники-магистранты воспитаны прежде всего на традиционном изобразительном искусстве, которое своими корнями уходит в древнекитайскую философию, её нравственно-эстетические устои, а также художественные принципы, создания произведений, разработанные великими китайскими живописцами и каллиграфами. Эти, сведения ещё’не нашли должного распространения в теории живописи маслом, которая изучается в российских художественных вузах, и в, которой совершенствуются китайские магистранты и художники. В данной диссертации подобные вопросы даются по возможности полные ответы. Тем самым исследование становится весьма приближенным к решению задач современной подготовки магистров художественного образования не только в российских, но также и китайских высших школах изобразительного искусства.

Состояние и степень изученности проблемы.

При изучении теоретических вопросов изобразительного искусства рассматривались труды исследователей: А. Г. Верещагиной (историческая картина), С. М. Даниэля (искусство видеть), Д. В. Сарабьянова (история русского изобразительного искусства) — Б. А. Успенского (семиотика искусства), Е. В. Шорохова (композиция), H.A. Яковлевой (жанры живописи).

Проблемы композиции нашли отражение в коллективных сборниках, например: «Творчество в искусстве — искусство творчества" — «Мастера искусств об искусстве" — «Проблемы композиции" — «Семиотика и художественное творчество».

В рассмотрении вопросов психологии искусства использовались публикации следующих авторов: К. Э. Изарда (психология эмоций), Е. П. Ильина (эмоции и чувства), JI.B. Куликова (психология настроения), Д. Леонтьева (выразительные средства живописи), A.A. Мелик-Пашаева (психология творчества).

Китайское традиционное искусство и философия изучались по древнекитайским трактатам и публикациям западных авторов: «Дао дэ 1 Дзин" — «Древнекитайская философия" — Е. В. Завадская («Восток на Западе»);

И-Цзин" («Книга Перемен») — А. Н. Кочетов («Буддизм», «Ламаизм») — < Б. Роуленд («Искусство Запада и Востока») — «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно" — Франсуа Жюльен («Путь.к цели: в обход или напрямик») — Ят-Минг Кэти Хо («Китайская каллиграфия»).

Вопросы приложения теории искусства в педагогике искусства изучались в работах: В. В. Бабияка, «Искусство и педагогика» (сост. М.А. Верб), Л. Ю. Лиманской, H.H. Ростовцева. Е. В. Шорохова, H.A. Яковлевой.

Проблемы, связанные с вхождением российского образования в Болонский процесс, в связи с подготовкой китайских магистров художественного образования, исследовались в трудах: И. А. Баевой, Т. С. Бендюковой, В. И. Богословского, Н. И. Загузова, В. А. Козырева, В. В. Лаптева, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной.

Объект исследования — традиционное китайское изобразительное искусство и русская станковая живопись.

Предмет исследования — теоретико-методические основы творчества в китайском традиционном и русском изобразительном искусстве.

Цель исследования — выявить в философских учениях Китая и трактатах по искусству положения, соотносящиеся с композиционно-художественными и нравственными основами, изобразительного искусства для введения их в подготовку китайских магистров художественного1, образования.

Задачи исследования:

— рассмотреть исторические пути развития профессиональной школы подготовки художников в Китаераскрыть своеобразие подготовки китайских 'магистров художественного образования в российской высшей школе, на примере факультета изобразительного искусства Герценовского университета;

— показать необходимость и возможность адаптации некоторых положений древнекитайских философско-эстетических учений в решении проблем обучения китайских магистрантов теории изобразительного искусства;

— выявить в теории китайского традиционного искусства вопросы, существенные для подготовки китайских магистров художественного образования;

— проанализировать общие и индивидуальные признаки сходства и различия в теоретико-методической подготовке «магистров-исследователей искусства» и «магистров-художников" — сформулировать структуру магистерской исследовательской диссертации и рассмотреть примеры ее реализации при разработке темы китайского традиционного искусствапредложить методику композиционно-образного анализа произведения живописи, ориентированную на подготовку китайских магистрантов к выполнению художественно-творческой дипломной работы.

Методология исследования представляет собой совокупность методов, обеспечивающих получение' обоснованных результатов и объективность их анализа. Основными методами являлись:

— - исторический (метод историзма) В" обосновании этапов развития художественного профессионального образования в.Китае.

— герменевтический анализ древнекитайских нравственно-эстетических учений и художественных трактатов как теоретической базы в подготовке китайских магистров художественного образования;

— стилистический анализ формообразующих элементов композиции, характерных для произведений' главных жанров китайского традиционного искусства;

— композиционно-образный анализ художественных произведений' и подготовительного материала к ним как основной метод изучения творческих этапов живописца;

— психолого-педагогический метод изучения вопросов адаптации китайских студентов к особенностям обучения в российской высшей художественной школе искусства;

Источники исследования определились спецификой темы диссертации и составили теоретическийи художественный материал: древнекитайские философско-нравственные трактатыэстетические и художественные издания, содержащие рекомендации по созданию форм в основных жанрах китайского традиционного искусствахудожественный опыт создания композиции произведений живописи в русском изобразительном искусствеэпистолярное наследие мастеров китайского и русского искусствахудожественные произведения и рабочие материалы к ним, находящиеся в музеях, опубликованные в печатных изданиях.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые:

— тема китайского традиционного искусства рассмотрена как часть теоретической подготовки китайских магистров художественного образования в российском вузе;

— основные положения древнекитайских философско-нравственных и художественно-эстетических трактатов рассмотрены в свете задач подготовки китайских магистрантов по направлению «магистр-исследователь искусства»;

— композиционно-образный анализ произведений китайских и русских мастеров изобразительного искусства представлен как связующее звено между теоретико-методической и художественно-творческой подготовкой по, направлению «магистр-художник».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В подготовке китайских магистрантов в каждом конкретном случае должна определяться мера сочетания теоретических основ китайского традиционного искусства и русского реалистического изобразительного искусства.

2. Основные положения древнекитайских философско-эстетических учений во многом согласуются, с нравственными устоями русского реалистического искусства, что делает исследование их композиционно-художественных образов естественным процессом.

3. При подготовке китайских «магистров-исследователей искусства» необходимо в большей мере вводить в диссертацию положения древнекитайских учений, а в. подготовке «магистров-художников» -композиционно-образный анализ произведений великих художников Китая и России.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что: сущность научных результатов и форма получения позволяют использовать их для дальнейшего и более углубленного изучения композиционных законов, используемых в китайском традиционном изобразительном искусствеосновные научные положения диссертации будут способствовать проведению разносторонних исследований по соотнесению принципов построения композиции в китайской живописи тушью, с композиционными принципами реалистической живописи, создаваемой в технике масларезультаты и выводы диссертации, при их ориентации на подготовку китайских магистрантов, могут войти в методику сравнительного анализа как теоретическое обоснование сходств и различий между китайским традиционным и русским реалистическим искусством.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что данное теоретическое исследование целенаправленно ориентировалось на приложение его результатов в обучении китайских магистрантов теоретическим основам художественного творчества. Предложенная методика композиционно-образного анализа произведений позволяет использовать ее в курсе «Всеобщей истории и теории искусства», лекциях-беседах по теории композиции, при изучении вопросов анализа художественного образа произведений традиционного китайского и реалистического русского изобразительного искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы: как теоретико-методический материал при создании программ индивидуального обучения китайских магистрантовв процессе эвристического обучения теории изобразительного искусства на занятиях по композициив разработке учебных пособий по истории зарубежного искусства.

Достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: полнотой и фундаментальностью использованных теоретических источников («Дао дэ Дзин», «И-Цзин», «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно») — развернутым анализом композиции произведений-шедевров китайского и русского изобразительного искусстваприближением полученных результатов к практике художественного творчестваимеющимся опытом использования основных теоретических положений диссертации в подготовке китайских студентов на факультете изобразительного искусства Герценовского университета.

Апробация исследования. Основные положения диссертации излагались на научно-практических конференциях:

— VI Международной научно-практической конференции- «Язык, культура менталитетпроблемы изучения в иностранной аудитории» (апрель, 2006).

— Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные проблемы многоуровневой подготовки художника-педагога (февраль, 2007).

— IX Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (май, 2007).

— Международной Российско-Китайской научно-практической конференции: Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае (июль, 2007).

Заключение

.

Современное высшее образование все более уходит от монолога преподавателя, предоставляющего студенту знание, к диалогу между ними. Китайский студент (как один из участников диалога), обучаясь в российском университете, познает историю художественной культуры России, изучает труды и произведения, ее философов, писателей, художников, особенности высшего образования, специфику обучения искусству, своеобразие творчества русских художников. Преподаватель специальных дисциплин (как другой участник диалога), для более плодотворного управления педагогическим процессом, также должен в известной мере обладать сведениями из истории художественного образования в Китае, иметь необходимые знания о ведущих древнекитайских философских учениях, иметь достаточное представление о традиционном китайском изобразительном и прикладном искусстве, творчестве великих китайских художников.

Исторически так сложилось, что большинство перечисленных сфер, культуры Китая стали широким достоянием в Европе и России только в самом начале XX века. Поэтому не случайно китайская художественная культура и ее родство с древнерусской философско-эстетической мыслью, не получили освещения в базовых «Программах дисциплин» по изобразительному искусству, созданных в 2000 году. Так, в программе курса «История искусства» нет даже упоминания о существовании изобразительного и прикладного искусства Китая (также как Японии и Индии). Именно поэтому в диссертацию вошли вопросы истории развития профессиональной школы по подготовке художников в Китаерассмотрение философско-эстетических учений Китая в педагогическом процессе обучения и воспитания китайских магистрантовтеоретические вопросы китайского изобразительного творчества.

Значительное внимание в диссертации уделяется необходимости включения в подготовку китайских «магистров — исследователей искусства» вопросов связи китайской традиционной живописи и графики с основными древнекитайскими философско-нравственными и эстетическими учениями. В то же время художественно-профессиональные положения китайского традиционного искусства представляются необходимыми в подготовке китайских «магистров-художников».

Один из шедевров древнекитайской философско-нравственной и эстетической мысли — трактат «Книга Перемен» («И-Цзин»), представляет собой общечеловеческие (типические для этноса, социума) примеры жизненных ситуаций, которые гармонически разрешаются в определенных (отмеченных в трактате) условиях, при синергетическом единстве противоположных сил «ЯН-ИНЬ» и указываются случаи невозможности их1, разрешения. В данной диссертации делается попытка использования диалектико-синергетической основы трактата в подготовке китайских магистрантов, в особенности тех, ктоориентируется на продолжение образования в докторантуре Герценовского университета.

Другой выдающийся памятник китайской традиционной живописи — «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» может стать существенным подспорьем в дипломной работе китайских «магистров-художников», избравших художественно-творческое направление. В педагогике искусства, при теоретико-практическом соединении важнейших положений трактатов «Книги Перемен» и «Слова о живописи», могут открыватьсяновые ракурсы на взаимодействие русского реалистического и китайского традиционного искусства живописи и графики. Например, принципы композиционного построения в древнерусской иконописи имеют бсщыце сходства с пространственно-формообразующей структурой горизонтальных свитков китайской живописи, чем различий между ними.

Философская содержательность произведений китайской традиционной живописи, композиционная утонченность структуры ее картин, выразительность форм и художественных образов, все это может вносить значительный вклад в процесс дальнейшего совершенствования теоретико-методической и художественно-творческой подготовки китайских магистрантов в российской высшей художественной школе. Это важно при создании как диссертационных исследований на степень «магистра-исследователя искусства», так и дипломных работ на степень «магистра-художника».

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Кривошеева А., Ушакова А. Проектно-созидательная модель обучения // Вестник высшей школы. 1994, № 1.
  2. Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений / Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука- Смысл, 2000. — С. 298−325.
  3. Д. Эврика! СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 352 с.
  4. Академии художеств СССР 225 лет. Каталог выставки в 2-х томах. -М.: Изобразительное искусство, 1985. 1200 с.
  5. Анализ и интерпретация произведения искусства / Под редакцией НА. Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. — 551 е., ил.
  6. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. -279 с.
  7. Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: Основы научной работы и оформления результатов. М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. C.B. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. — 264 с.
  9. C.B., Венцлав С. С. Развитие индивидуальности средствами искусства. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. — 275 с.
  10. Н.И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертации. — М.: АОЗТ «Икар», 1995.
  11. С., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. М.: 1989, № 3 (7).
  12. B.B. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII начала XX века. — СПб.: Гиппократ, 2004. — 296 с.
  13. В., Митин В. Из опыта оценки качества учебных занятий // Высшее образование в России. 1995, № 3.
  14. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. — 384 с.
  15. Д. Вчера и сегодня психологии творчества / Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука- Смысл, 2000.-С. 186−199.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. 173 с.
  17. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. — 292 с.
  18. К. Саморазвитие человека и модульное обучение. Нижний Новгород- 1991.
  19. В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. JL: Художник РСФСР, 1975. — 227 с.
  20. A.A. История и теория развития художественного образования. Краснодар: Просвещение — Юг, 2003. — 212 с. 24.25,26.21,2831
Заполнить форму текущей работой