Мифо-эпическая модель адыгской словесной культуры: на материале паремий
Диссертация
Мифологизация растительного мира находит отражение в сакрализации отдельных пород деревьеводним из них также приписываются «благодетельные» функции, другим «злокозненные», «неблагоприятные». В адыгских мифопоэтических воззрениях дерево изоморфно человеку. Деревья различных пород моделируют отношения, сходные с человеческими, они наделяются сознанием и волей, а также служат воплощением основных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ЧЕЛОВЕК
- 1. 1. Пространство в адыгских мифопоэтических воззрениях
- 1. 2. Время в адыгской мифопоэтической традиции
- 1. 3. Человек и его мир в адыгской мифопоэтической традиции
- 1. 4. Огонь, вода, железо
- 1. 5. Символика цвета
- 1. 6. Числовая символика
- 1. 7. Божества адыгского мифологического пантеона в паремиях
- ГЛАВА II. ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ АДЫГОВ
- 2. 1. Космологическая функция дерева
- 2. 2. Священное дерево и крест
- 2. 3. «Дерево» Созереша
- 2. 4. Символизм различных пород деревьев
- ГЛАВА III. ЖИВОТНЫЙ МИР В АДЫГСКОЙ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
- 3. 1. Животные в адыгской мифопоэтической традиции
- 3. 2. Насекомые в адыгских мифопоэтических воззрениях
- 3. 3. Птицы в адыгских мифопоэтических воззрениях
Список литературы
- Абаев В. И. Дохристианская религия алан: Международный конгресс востоковедов, 25-й. Москва, 1960. Сов. дел. Доклады. М.: Издво Вост. лит., 1960−1961. 20 с.
- Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.- Л., 1959. 564 с.
- Абаев В.И. Нартовский эиос осетин. Цхинвали: «Ирыстон», 1982. 106 с.
- Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШXIX вв. /Сост., ред. перев., введение
- Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. М.: Наука, 1986.-279 с.
- Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. М., 1964. 239 с.
- Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.: Наука, 1982. -214 с.
- Аутлева Н. Адыгские историко-героические народные песни XVIXVIII веков.- Нальчик: Эльбрус, 1973. 228 с.
- Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. В 2-х томах. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. T. I 800 с Т.2 768 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Сост., общ. ред. Г. К. Косинова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
- Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во. 1974. 288 с. 331
- Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX начало XX в.). Дис канд. филол. наук. М., 1976. -145 л.
- Бетрозов Р.Х. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991.-168 с.
- Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Пальчик: Эльбрус, 1978. 160 с.
- Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов.- Пальчик: Эльбрус, 1983.-232 с.
- Бгажноков Б.Х. Логос игрища. Мир культуры. Вып.
- Пальчик: Эльбрус, 1990.-208 с.
- Бгажноков Б. X. Адыгская этика Пальчик: Эль-Фа, 1999. 96 с.
- Бгажноков Б. X. Черкесское игрище. Сюжет. Семантика. Мантика. Пальчик: Культур, центр «Адыгская энциклопедия», 1991. 188 с.
- Бижева 3. X. Адыгская языковая картина мира. Пальчик: Эльбрус, 2000−218 с.
- Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М.: Пзд-во ЭКСМО, 2005. 800 с.
- Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. 842 с.
- Буслаев Ф. П. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1 643 с.
- Васильков В. Очерк быта темиргоевцев СМОМПК. Тифлис, 1901. Вып. ХХ1Х.-С.71−122с.
- Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Паука, 1986.-208 с. 332
- Вундт, Вильгельм, Этика, Исследование фактов и законов нравственной жизни. Спб., 1887, т.1. -184 с.
- Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Майкоп, 1967−422с.
- Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп: Меоты, 1997.-400 с,
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Косм-Нсихо-Логос. М.: Издательская группа «Нрогресс» «Культура», 1995. 480 с.
- Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
- Гулиа Д, Божество охоты и охотничий язык у абхазов. К этнографии Абхазии. Сухум, 1926. 20 с.
- Гулиа Д. Собрание сочинений. Сухуми: Алашара, 1985. Т.5.-501 с- 1986.-Т. 6.-328 с,
- Гутов А. М, Этюды о кавказском этикете. Нальчик, 1998. -124 с.
- Гутов А. М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М.: Наука, 1993.-207 с.
- Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: «Эль-Фа», 2000. 219 с.
- Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М.: Наука, 1972. 467 с.
- Джанашия Н.С. Статьи, но этнографии Абхазии. Сухуми, 1960, 129 с.
- Джандар М. А, Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991.- 144 с. 333
- Дубровин Н. Черкесы (Адыге).-Нальчик: Эльбрус, 1991.-416 с.
- Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. 300 с.
- Дюмезиль Ж. Осетинский энос и мифология. М.: Наука, 1976. 246 с.
- Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. /Сокр. Пер. с франц. А. З. Алмазовой. Послеслов. В. И. Абаева. М.: Наука, 1990. 229 с.
- Жюльен, Надя. Словарь символов. Челябинск: Урал LTD, 1999.- 498 с.
- Зайонц Л.О., Цивьян Т. В. Евразийское пространство: Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003. 581 с.
- Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.: Наука, 1985.316с.
- Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Сев. Азии. Сборник МАЭ.-Л.: АН СССР, 1929.-Т. VIII. 4.1. 1−151.
- Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.- Л., 1937. 77 с.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период). М.: Наука, 1965. 246 с.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. 342 с.
- Иванов В.В. История славянских и балканских названий металлов. М.: Наука, 1983.-197 с.
- Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. Историко-этнографические очерки. Изд. 2-е. Сухуми: Алашара, 1965. 694 с.
- Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. -190 с.
- История Абхазии. /Ред. З. Лакоба, Ю. Н. Воронов, Б. Е. Сагария. Сухуми: Алашара, 1991. -413 с.
- Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.-408 с.
- Казанов X. М. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. 256 с.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. 222 с.
- Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989. 360 с.
- Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REEL-book, 1994.- 608.
- Ковалевский М. М. Очерк происхождения собственности. М.: Соцэгиз, 1939.-187 с.
- Коков Дж.Н., Кокова Л.Дж. Основы ономастики. Нальчик, 2006. 128 с.
- Крушкол Ю.С. Древняя Синдика. М.: Наука, 1971. 254 с.
- Кудаева 3. Ж. Адыгская Эльбрус, 2001.-88 с.
- Кумахов М. А., Кумахова З. Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М.: Наука, 1985. 223 с.
- Кумахов М. А., Кумахова З. Ю. Нартский эпос: язык и культура. М.: Наследие, 1998.-312 с. паремия: система, поэтика. Нальчик: и развития семьи и 335
- Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Париж, 1862. (Рукопись) Пер. с фр. яз. В. К. Гарданова.- Т.1. Арх. КБРШФЭ, № 228.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. 337 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Паука, 1983. 535 с.
- Леви-Строс К. Печальные тропики/Пер, с фр. Г. А. Матвеевой. М.: Мысль, 1984.-220 с.
- Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Сырое и приготовленное. М.СПб.: Университетская книга, 1999. Т.1. 399 с.
- Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике УЗ ТГУ. Тарту, 1964.-Вып. 160. -195 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство СПБ», 1998. 14 285.
- Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. 95 с.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб», 2000.-704 с.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии /Сост. А.А.Тахо-Годи. Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Махонькова. М.: Мысль, 1993.-959 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
- Лосев А.Ф. Миф Число Сущность Сост. А.А.Тахо-Годи. /Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1994. 919 с. 336
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и мира образов. М.: Владос, 1996.-416С.
- Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983.-183 с.
- Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик: Эльбрус, 1980.- 152 с.
- Малкондуев Х.Х. Поэтика Карачаево-балкарской народной лирики XVI—XIX вв.еков.- Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2000.4.1. -319с.
- Марковин В.И. Культура племен Северного Кавказа эпохи бронзы// МР1А.-1960.-№ 93.-149с.
- Мафедзев Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1979. 203 с.
- Мафедзев X. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX начале XX в. Нальчик: Эльбрус, 1991. 255 с.
- Мафедзев X. Адыги. Обычаи, традиции. Нальчик: Эль-фа, 2000. 360 с.
- Мелетинский Е. М. Ноэтика мифа. М.: Наука, 1976 408 с.
- Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона.- М.: Наука, 1979. 229 с.
- Мижаев М. И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск: Карач. Черкесск, отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1973. 208 с. 98. Мир культуры, Нальчик: Эльбрус, 1993. 256 с. 337
- Мифологический словарь /Ред Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. 736 с. 1О
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. /Гл. ред. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия. -1991. Т.1.- 671 с 1992. Т.2. 719 с. ЮЗ. Монпере, Фредерик Дюбуа де. Путешествие вокруг Кавказа/ Пер. с фр. Н.А.Данкевич-Пущиной. Сухуми: АБГИЗ, 1937. 177 с. 1О
- Мусукаев А.И., Першиц А. И. Пародные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. 239 с.
- Налоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978. 192 с. Юб. Налоев 3. М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1985.-269 с. 1О
- Нартский эпос. Сборник статей. Дзауджикау: Гос. изд-во СевероОсетинской АССР, 1949. 80 с. 1О
- Нартский эпос и кавказское языкознание. коллоквиума Материалы VI Международного майкопского Европейского Общества кавказологов. Майкоп, 1994. 383 с. 109. НОГМОВ Ш. Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Каб.- Балкарск. кн. изд-ва, 1958.-239 с. 1 Ю. Обряды и обрядовый фольклор Ред. Соколова В. К. М.: Наука, 1982. -279 с.
- Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. Изд. 2-е, испр. М.:Индрик, 1995.-509С. 338
- Паремиологические исследования. Сборник статей. /Сост. и ред. Г. Л. Пермякова. М.: Наука, 1984. 320 с.
- Пермяков Г. Л. От ноговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М.: Наука, 1970. 240 с. Иб. Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. М.: Наука, 1988.237 с. 1 П. Полная энциклопедия символов Сост. В. М. Рошаль. М.: ACT- СПб.: Сова, 2006.-515 с.
- Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.-191 с.
- Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Наука, 1969. 167 с.
- Проблемы фольклора Отв. ред. Н. И. Кравцов. М.: Наука, 1975. 229 с.
- Пути развития зарубежной этнологии. М.: Наука, 1983. 205 с.
- Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988.-225 с.
- Раевский Д. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985. 256 с.
- Ранние формы искусства: Сборник статей/ Сост. Ю.Неклюдов. Отв. ред. Е. М. Мелетинский М.: Искусство, 1972. 479 с. 339
- Русское колдовство. Серия «Антология мысли». М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. 800 с.
- Словарь славянской мифологии/ Сост. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Нижний Новгород: Русский купец и «Братья славяне», 1996. 480с.
- Словарь мифов Ред. Питера Бентли- пер. с англ. Ю.Бондарева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 432 с.
- Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991. 279 с.
- Снесарев Г. Н. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. 336 с.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 215 с.
- Спенсер, Эдмонд. Путешествия в Черкесию/Предисл., перев. и коммент. Н. Нефляшевой Майкоп: РИПО «Адыгея», 1994. 153 с.
- Специфика фольклорных жанров//Русский фольклор. М.-Л.: Наука, 1966. Т. X.-356 с.
- Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа Кавказский сборник. Тифлис, 1900. T.XXI. Отд.П. 53−173.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. -М.: Наука, 1976. 104 с. ИО. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. 512 с. 340
- Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895−1970)./Сост. Е. М. Мелетинский, Ю.Неклюдов. М.: Наука, 1975. 320 с.
- Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975. 327 с.
- Токарев А. Ранние формы религии. М.: Наука, 1964.- 399 с.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифо-поэтического Избранное. М.: Издат. группа «Прогресс» «Культура», 1995. 624 с. Иб. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. М.: Индрик, 1995. 509 с.
- Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера 1835, 36, 37 и 38 года Русский вестник. М.: В универ.тип., 1864. Т.54. Ч.1 116 с Ч. П.-176 с.
- Тресиддер Дж. Словарь символов /Пер. с англ. Палько. М.: ФАИРПРЕСС, 2001.-448с.
- Тэрнер В. Символ и ритуал Сост. и автор предисл. В. А. Бейлис. М.: Наука, 1983.-277 с.
- Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996. 256 с.
- Унарокова Р.Б. Формы общения адыгов. Опосредованные формы общения в традиционной культуре адыгов (на материале фольклорных текстов). Майкоп: Меоты, 1998.-127 с. 341
- Урусбиева Ф.А. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2003. 207 с.
- Успенский Б.А. Принципы структурной типологии. М.: Изд-во МГУ, 1962.-64 с.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во МГУ, 1982. 245 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.
- Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры, 2000. 140 с. 16О. Успенский Б. А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбуки, 2002. 480 с.
- Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся с права налево, а католики с лева направо? М.: Языки славянской культуры. 2004. 160 с.
- Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. 488 с.
- Фарьер, Бек де. Игры древних. Описание происхождение и отношение их к религии, искусству и нравам. Киев, 1877. Вып.1. 210 с.
- Фольклор. Поэтика и традиция. М.: Наука, 1982. 344 с.
- Фолью1ор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX вв. /Сост., предисл. А.И.Алиевой- подгот. текстов, ред. А. М. Гутова. Нальчик: Эльбрус, 1979. 404 с.
- Фольклор и этнография Ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука, 1977. 254 с. 342
- Францев Ю. П, У истоков религии и свободомыслия. М.-Л.: Наука, 1959.-575 с.
- Хабекирова Х.А., Мусукаев А. И. Мир дерева в культуре адыгов. «КЛИО».
- Хейзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий Hep. с нидерл. В. В. Ошиса. М Изд-во ЭКСМО-Нресс, 2001. 352 с.
- Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев/Отв.ред. А. М. Гутов. Нальчик: Эльбрус, 1981. -154 с. 176. Хут Ш. Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989. 323 с.
- Челеби Э. Книга путешествий.- М.: Наука, 1979. 283 с.
- Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956. 264 с.
- Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990. 205 с. 18О. Цивьян Т. В. Движение и Нуть в балканской модели мира: и Г. Х. Мамбетова. Нальчик: Эльбрус, 1
- Исследования по структуре текста. М.: Изд-во Индрик, 1999. 374 с. 343
- Шахнович М.И. Приметы верные и суеверные. Л.: Лениздат, 1984.190с.
- Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. 336 с.
- Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик: Эльбрус, 1982. -196 с.
- Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. -165 с. 187. ЭКО У. Отсутствующая структура. Введение
- Элиаде, Мирча. Космос и история./ Общ. ред. И. Р. Григулевича и М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. 312 с.
- Элиаде, Мирча. Священное и мирское Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с. 19О. Элиаде, Мирча. Миф о вечном возвращении Ред. В. П. Калыгин, И. И. Шептунова. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем Автор-составитель К.Королев. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. 528 с.
- Этикет у народов Передней Азии./ Отв.ред. А. К. Байбурин, А. М. Решетов. М.: Наука, 1988. 264 с.
- Этнические стереотипы поведения /Ред. А. К. Байбурина. Л.:Наука, 1985.-326 с. 194. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
- Якобсон, Роман. Работы по поэтике./ Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. Вступ. ст. В. В. Иванова. М.: Прогресс, 1987. 461 с.
- Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Наука, 1984.-248 с. 344
- Азаматова М.З. Материалы к земледельческой культуре бжедугов Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1963.
- Азбелев Н. Фольклор в системе общественного сознания Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. 21 30.
- Алиева А.И. Историко-героический эпос адыгов и его стадиальная специфика Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975. 139−151. 2ОО. Алиева А. И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М.: Наука, 1980. 228−247.
- Алиева А.И. Адыгский фольклор в записях и публикациях XIX- начала XX вв. //Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX- начала XX вв. Книга вторая. Нальчик: Эльбрус, 1988. 237−264. 2О2. Ан Б. О пережитках родовой религии шапсугов Религиозные Ред. А. Токарева и Е.М. пережитки у черкесов-шапсугов/ Шиллинга.-М.: МГУ, 1940.-С. 11−18. 2ОЗ. Аникин В. Н. Об историческом приурочении пословиц, поговорок и загадок Советская этнография. 1960. Ш4.- 44−52. 2О
- Антес Р. Мифология в древнем Египте Мифологии древнего мира. Hep. с англ. Нредисл. И. М. Дьяконова. М.: Наука, 1977. 55 121. 2О
- Ардзинба В.Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня Древняя Анатолия. М Наука, 1985. 128−168. 2О
- Аутлев Н.У. Новые материалы по религии адыгов УЗ АНИИ: История и этнография. Краснодар, 1965. Т.4. 186−199. 345
- Аутлева Ш. Фольклорная экспедиция в район Моздока и Малой Кабарды Вестник КЕНИИ. Нальчик, 1970. Вып. 3. 148 152.
- Ахохова Е.А. Природа теонима «Тха» («Бог»): базовые гипотезы Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИГШ «Адыгея», 2002. 112−117. 2О
- Байбурин А.К. Об этнографическом изучении этикета Этикет у народов Передней Азии. М.: Наука, 1988. 12−37.
- Балова И.М. Алгоритм вежливости. Адыгские пословицы и поговорки в речевом этикете Эльбрус. 1991. № 1. 136−142.
- Балова И.М. О символике чисел в русских и кабардинских паремиях// Материалы региональной научной конференции посвященной 85-летию со дня рождения К.Кулиева. Нальчик, 2002. 148 151.
- Барт Р. Нулевая степень письма //Семиотика. М.: Радуга, 1983. 326−333.
- Бгажноков Б.Х. Тайные и групповые языки адыгов// Этнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. Вып.1. 109 129.
- Бгажноков Б.Х. Некоторые особенности культуры общения адыгов (ретроспективный взгляд) Советская этнография. 1979. К25. -С.105−112.
- Бгажноков Б.Х. О структуре и функциях паремии «Щыхубэ пшэрыхь хущанэ»//Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1981. 65−67.
- Бгажноков Б.Х. О структуре и семантике некоторых стереотипов (благопожелания, адыгских тосты, коммуникативных заклинания, молитвы) Этнопсихолингвистические проблемы семантики. М., 1978. 71−77. 346
- Бесс, Жан Шарль де. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию… //АБКИЕА Нальчик: Эльбрус, 1974. 329 352.
- Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнофафическое и военное описание Кавказа АБКИЕА Нальчик: Эльбрус, 1974. 353−434. 22О. Вейденбаум Е. Г. Священные рощи и деревья у кавказских народов// Известия Кавказского отд. Императ. Русского Географ. Общества. Тифлис. 1878. Т. 5. 3.
- Вернадский В.И. О состояниях физического пространства Размышления натуралиста. Пространство и время в живой и неживой природе. В 2-х кн. М.: Наука, 1977. кн. 1. 50−63.
- Витсен, Николай. Северная и Восточная Нальчик: Эльбрус, 1974. 86−98.
- Гура А.В. Символика зайца в славянском обрядовом и песенном фольклоре//Славянский и балканский фольклор: Генезис. Татария…// АБКР1ЕА. Архаика. Традиции. М.: Наука, 1978. 159 189.
- Гура А.В. Ласка (Mustela nivalis) в славянских народных представлениях Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М.: Наука, 1981. 121 159. 347
- Гуревич А.Я. Пространственно-временный «континуум» «Песни о Пибелунгах» Традиция в истории культуры. М.: Паука, 1978. е л 12−127.
- Гутов A.M. Обозначение цвета в поэтическом языке эпоса «Партхэр»//Партский эпос и кавказское языкознание. Майкоп, 1994.-С. 128−133.
- Гутов A.M. Адыгские сказания о нартах //Пародные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Нартские пшинатли. Ред. Е. В. Гиппиуса. М., 1981. Т.2. 5−16.
- Далгат Б. Первобытная религия чеченцев Терский сборник. Владикавказ, 1893. Вып.Ш. кн.2. 41−132.
- Дандис А. О структуре пословицы Паремиологический сборник. Пословица. Загадка (структура, смысл, текст). М.: Паука, 1978. 13−33.
- Дитлер П.А. Могильник в районе пос. Колосовка на реке Фар Сборник материалов по археологии Адыгеи.- Майкоп, 1961. Т.2.-С. 127−166.
- Думанов Х.М. Пекоторые обычаи и традиции, связанные с охотой у кабардинцев в XIX начале XX века Этнография народов Кабардино-Балкарии. Пальчик, 1977. 36−47.
- Елеонская Б. П. К изучению заговоров и колдовства в России в XVIII, начале XVIII столетий на Руси// Русский архив. кн.1.- jsr24. М. 1912.-С.611−624.
- Елизаренкова Т.Я., Топоров В. П. О ведийской загадке типа brahmodya //Паремиологические исследования. М., 1984. 14−46. 348
- Жардецкая Н. Народная медицина и лечебная магия у черкесов Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов Ред. СА. Токарева и Е. М. Шиллинга. М.: МГУ, 1940. 58−65. 239.3еленин Д. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки Русское колдовство. М.: Изд-во Эксмо- СНб.: Terra Fantastica, 2002. 455−778.
- Иванов В. В. Об одном тине архаических знаков искусства и пиктографии Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. 105−147.
- Нванов В.В., Топоров и В.Н. Инвариант и трансформация в мифологических фольклорных текстах// Типологические исследования по фольклору. М., 1975. 44−76.
- Иванов В.В. Интерпретация текста хаттско-хеттского строительного ритуала Текст: семантика и структура. М., 1983. 5−36.
- Интериано, Джорджио. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. АБКРША- Нальчик: Эльбрус, 1974. 43−52.
- Кантария М.В. О некоторых пережитках аграрного культа в быту кабардинцев //УЗ АНИИ: Этнография. Майкоп, 1968. T.IV. 348−370.
- Кармоков Х.Г. О происхождении имени Сосруко УЗ КБНРШ. Нальчик, 1974. Т.27. 49−56.
- Кенгес-Маранда Э. Логика загадок Наремиологический сборник. М., 1978.-С. 24−282. 349
- Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции. М.: Диалог МГУ, 1997.-C.3−14. 25О. Куек А. С. Мифические образы Адыгского эпоса «Нартхэр» //Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. 4762.
- Кумахов М.А., Кумахова З. Ю. Социальная организация в нартском эпосе Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. 34−47.
- Кунина А. Семейные обычаи и обряды шапсугов Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. /Ред. А. Токарева и Е. М. Шиллинга. М.: МГУ, 1940. 19−22.
- Курочкин А.В. Растительная символика календарной обрядности украинцев //Обряды и обрядовый фольклор. М.: Паука, 1982. 138−163.
- Лавров Л.И. Развитие земледелия древнейших на Северо-Западном Кавказе с времен до середины XVIII в. Материалы по истории земледелия СССР. Сборник 1. М., 1952. 179−225.
- Лавров Л. И Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев Исследования и материалы по вонросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии им. П.Н. Миклухо-Маклая: Новая серия. М., 1959. Т. LI. 193−236.
- Леви-Строс К. Структура и форма (размышления над одной работой Владимира Пронпа) Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сборник статей. М.: Наука, 1985. 9−34. 350
- Леви-Строс К. Как умирают мифы Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сборник статей. М.: Наука, 1985. 77ОО.
- Левин Ю.И. Русская загадка: синтез, структура, отгадывание Тезисы докладов IV летней школы, но вторичным моделирующим системам. -Тарту, 1970. 36−39. 26О. Левин Ю. И. Семантическая структура русской загадки УЗ ТГУ. Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вын. 308. Т. IV. 166−190.
- Ловпаче Н.Г. Мировоззрение древних атыгов, хаттов Мир культуры адыгов. -Майкоп: ГУРННП «Адыгея», 2002. 23−34.
- Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов. АБКИЕА. Нальчик: Эльбрус, 1974.-С. 531−584.
- Лопатинский Л.Г. Предисловие СМОМНК. Тифлис, 1899. Bып.XXVI. Отд. III. I-XII.
- Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах Труды, но знаковым системам. Тарту, 1965.-ВЫП.2.-С.210−216.
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры Лотман Ю.М. Семиосфера. СНб.: Искусство-СНб, 2001. 485−503.
- Ляушева А. Священное в религиозном сознании адыгов Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. 139 146.
- Максимов Печистая, неведомая и крестная сила Русское колдовство. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. 215−362.
- Мамбетов Г. Х. Культ железа. Общинные кузнецы в Кабарде и Балкарии УЗ КБПИИ.- Пальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965. T.XXIII.-С. 111−125.
- Мамбетов Г. Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием УЗ КБПИИ. Пальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1967. Т. 24.
- Мамбетов Г. Х. Пища в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев// Вестник КБПИИ. Пальчик, 1972. Вып. 6. 102 144.
- Мамбетов Г. Х., Маслов А. А. Из истории народной медицины кабардинцев и балкарцев в XIX начале XX века //Этнография народов Кабардино-Балкарии. Пальчик: Эльбрус, 1977. Вып.1 -С. 3 3 5
- Мариньи, Тэбу де. Путеществие в Черкесию АБКРША Пальчик: Эльбрус, 1974.-С. 291−321.
- Мелетинский Е.М. Миф и сказка Фольклор и этнография. Л.: Паука, 1970.-С. 139−148.
- Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора Фольклор. Поэтическая система. М.: Паука, 1977. 23−41.
- Мелетинский Е.М. Время мифическое Мифы народов мира- М., 1980.-. Т.1.-С. 252−253. 352
- Мижаев М.И. Образ иныжа в адыгском нартском эпосе Вонросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. 42−51. 28О. Мижаев М. И. Космогонические мифы адыгов Мир культуры адыгов. -Майкон: ГУРРИШ «Адыгея», 2002. 62−79.
- Мижаев М.И. Представление о мире в адыгском героическом эносе «Нартхэр» Нартский энос и кавказское языкознание. Майкон, 1994.-С. 57−63.
- Миллер В. Ф. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры. Русская мысль. М., 1896.- Кн. 7. 66−89.
- Миллер А.А. Черкесские ностройки//Материалы по этнографии России, т. 2 С П б 1914.
- Моннере Ф. Дюбуа де. Путешествие, но Кавказу, к черкесам, абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и Крым АБКИЕА Пальчик: Эльбрус, 1974.-С.435−457.
- Мотрэ, Абри де ла. Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку АБКИЕА Пальчик: Эльбрус, 1974. 119 147.
- Мусукаев А.А., Мусукаев А. И. Предсказательная символика в традиционной культуре кабардинцев и балкарцев Эльбрус. Нальчик: Эльбрус, 1999. 2. 303−323.
- Пало А. Парт эпосым къыхэщыж пэсэрей лъэужьхэр Ленин гъуэгу. 1973, 6−7 июня.
- Палоев З.М. У истоков песенного искусства адыгов Пародные песни и инструментальные наигрыши адыгов. М.: Советский композитор, 1980.- Т. 1. 7 26. 353
- Никитина Н. К вопросу о русских колдунах Русское колдовство. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. 364 395. 292.0леарий, Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно АБКР1ЕА Нальчик: Эльбрус, 1974. 82−85.
- Павлова Е.Г. Опыт классификации народных примет Паремиологические исследования. М.: Наука, 1984. 294 299.
- Пермяков Г. Л. О логико-семиотическом плане пословиц и поговорок Народы Азии и Африки. 1967. № 6. 52 68.
- Пермяков Г. Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. 247−274.
- Пермяков Г. Л. О смысловой структуре и соответствующей классификации пословичных изречений Паремиологический сборник. М.: Наука, 1978. 105−135.
- Пермяков Г. Л. Классификация пословичных изречений //Основы структурной паремиологии. М.: Наука, 1988. 11−13.
- Пожидаев В.П. Кабардино-черкесская тамга и кавказский орнамент УЗ НИИ. Нальчик: Кабардинское госуд. изд-во, 1948. Т. 4. 239−263. 299. ПОДОСИНОВ А. В. Психобиологические особенности человека как основа архаической картины мира Категоризация мира: пространство 354
- Проскурин Г. О значениях «правый левый» в свете древнегерманской культурной традиции //Вопросы языкознания, 1990.-.№ 5.-С. 37−49.
- Путилов Б.Н. О некоторых аспектах историко-типологического изучения этнических культур //Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван, 1978.- 113−118. ЗОЗ. Раскина Формы и виды магии в черкесской религии Религиозные пережитки у черкесов-шансугов /Ред. А. Токарева и Е. М. Шиллинга. -М.: МГУ, 1940. 71−81. ЗО
- Рейнеггс Я. Всеобш-ее историко-топографическое описание Кавказа //АБКИЕА Нальчик: Эльбрус, 1974. 209−213. ЗО
- Редер Д.Г. Осирис Мифы народов мира. М.: «Советская энциклопедия», 1982.- Т.2. 267- 268. ЗОб. Рижский М. О культуре Шибле у шапсугов Религиозные верования у черкесов-шапсугов Ред. А. Токарева и Е. М. Шиллинга. М.: МГУ, 1940.-С.47−57. ЗО
- Снесарев И.Н. О реликтах мужских союзов в истории народов Средней Азии: VII международный конгресс антропологических и этнографических наук (доклады). М., 1974. 7 с.
- Соколова В.К. Фольклор как историко-этнографический источник Советская этнография. 1960. № 4. 11−16. ЗО
- Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию, Индию…// АБКИЕА Нальчик: Эльбрус, 1974. 73−85. 355
- Тална М.Е. Общие замечания Кабардинский фольклор. М.-Л.: Academia, 1936. 5−12, 75−78,133−139, 325−331, 537−539.
- Терновская О.А. К онисанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. -М.: Наука, 1981. 139−159. 3 И. Толстая СМ. Магия обмана и чуда в народной культуре //Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.-С.109−115.
- Топоров В.Н. Модель мира //Мифы народов мира.- М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982. Т.2. 161−164.
- Топоров В.Н. Яйцо мировое //Мифы народов мира. М.: «Советская энциклонедия», 1982. Т. 2. 681.
- Топоров В.Н. Крест //Мифы народов мира. М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т.2. С 12−14.
- Топоров В.Н. Пространство и текст Текст: семантика и структура. М., 1983.-С227−284.
- Топоров В.Н. О ритуале. Введение
- Топоров В.Н. Пространство Мифы народов мира.- М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982. Т.2. 340−342. 356
- Тульцева Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. 163 179.
- Тхъэркъохъо Юные. Ц1э ушъэфынымрэ, чЬгъычЬлъыбзэмрэ яхьил1агъ //Зэкъошныгъ.-1972.-№ 1.-н. 101−105.
- Ушаков Д.Н. Из «Материалов, но народным верованиям великороссов» Русское колдовство. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002.-С.396−416.
- Ферран. Путешествие из Крыма в Черкесию //АБКИЕА Нальчик: Эльбрус, 1974.-С. 109−112. 327. ФОЙТ В. Разработка общей теории нословиц Наремиологический сборник.- М.: Наука, 1978. 230−238.
- Формозов А. А Камень «Щеглец» близ Новгорода и камни-следовики Советская этнография. -1965. JY25.
- Хабекирова Х.А. К вопросу о магических обрядах и действиях в народной медицине адыгов Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов Отв. ред. Е. Н. Алексеева. Черкесск, 1993. 78−96. ЗЗО. Хазров И. Остатки христианства между закубанскими племенами и нынешнее состояние их нравов и обычаев Газ. «Кавказ». 1848. 40−42. 5 октября. 357
- Цивьян Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни //Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. 154 178. ЗЗЗ. Цивьян Т. В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. 13−17.
- Чистов К.В. Выражение этнической культуры в фольклоре и место фольклора в этнической культуре //Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978.-С. 66−69.
- Черкасский М.А. Опыт построения функциональной модели одной частной семиотической системы (Пословицы и афоризмы) //Паремиологический сборник. М.: Наука, 1978. 35−52. ЗЗб. Шенкао М. А. Пространство и время в представлении древних адыгов Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. 96−109. 337. ШИЛЛИНГ Е. М. Черкесы Религиозные верования народов СССР. М.Л., 1931.-Т.Н.-С. 41−54.
- Шильтбергер И. Путешествие Ивана Шильдберга по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. АБКИЕА. Пальчик: Эльбрус, 1974. 37−40.
- Arewa Е. Ojo and Dundes А. (University of California, Berkeley). Provebs and Ethnography of Speakung Folklore American Anthropologist Special Publication The ethnography of communication. Vol. 66, Numbert 6, Part 2: Published Association, 1964. S.70−85. 358 by American Anthropological
- Bausinger, Herman. Formen der «Volkspoessie».-Berlin: Schmidt, 1980.-312 Krikmann, Arvo. Some Difficulties Arising at Semantic Classifying of Proverbs. Proverbium. -1974. N 23. S. 865−879.
- Raymond, Joseph. Attitudes and cultural patterns in Spanish proverbs the Americas, Vol. XI, Jul, 1954, Numbert 1, Washington. s. 57−77.
- Taylor, Archer. The proverb and an index to «The proverb» By Archer taylor. -Hatboro, Folklore associates, Copenhagen: Denmark, Rossenkilde and Bagger, 1962. XI 105 s. The proverb has been reprinted in facsimile from the original edition of 1931. An index to the Proverb has been reprinted in facsimile from the Helsinki edition of 1934.
- Tscherkessische Volkslieder aus Armavir. Milgetelt von G.S. Belikjans, notiert von Prunevsky, hrsg. von K. Bounda Zeitschrift der deutschen Vorgenlandischen geselschafl/ Zeipzig, 1939. B-b. 93. (Neue folge, B-b.l8) Heft 2−3/ S/ 339−362.
- Gemy, Vaclav. Verb class system in Circassian. An attempt of classification of Circassian verbal forms. Archiv orientalni. Ceskoslovenska academie ved jrientalni ustav. Praha. 1968: Academia V.36. N 2. -S. 200−212. 346. C1OSS A. Die Religion Semnonenstames Weiner Beitrage zur Kulturgeschichte und Linguistik. Salzburg, Leipzig, 1936. (Op. Cit. P. 646). Ill
- Адыгскпе пословицы (поговорки). Адыгские загадки и скороговорки. Приметы и поверья и кое-что из народной медицины Записаны Наго Тамбиевым СМОМНК. Тифлис, 1899. Bып.XXVI. ОТД.111.-С.1−78. 359
- Адыгэ къуажэхьхэр. Адыгские загадки Сост., предисл., коммент., и перевод З. Ж. Кудаевой. Нальчик: Эльбрус, 1997. 160 с.
- Адыгэ псэлъэжьхэр. В 2-х т. Зыхуэзыхьэсэр Абубекир ГъукЬмыхъурэ Къардэнп>ущ1 Зырамыкурэ. Налшык: Къэб.-Балък. тх.тедз., 1965. -Т.1. 200 с 1967. Т.2 202 с.
- Адыгэ псэлъэжьхэр /Зыхуэзыхьэсэр Къардэнгъущ1 Зырамыкущ. Налшык: Эльбрус, 1982. -148 с.
- Адыгэ 1уэры1уатэхэр. В 2-х т. Зэхэзылъхьар Къардэнгъущ1 Зырамыкущ. Налшык: Къэб.- Балък.тх.тедз., 1963. Т.1 339 с 1969.-Т.2−412 с.
- Андемыркъан. Адыгэ л1ыхъужь эпос (Андемиркан. Адыгский героический эпос) Зэхэзылъхьар Къардэнгъуш-1 ЗырамыкущНальчик: Эльбрус, 2002. 369 с.
- Архив КЕНИИ, ф.12, оп.1, д. 10, п. 57.
- Архив КБНИИ, ф.12, оп.1, д. 10, п. 28. 36О. Архив КБНИИ, ф.12, оп.1, д. 10, п. 23.
- Архив КБНИИ, ф.12, оп.1, д. 10, п.ЗО. 360
- Жемчужины народной мудрости (адыгейские пословицы и поговорки на адыгейском и русском языках). Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. -128 с. ЗбЗ. Емузов А. Некоторые англо-кабардино-русские фразеологические параллели УЗ КБНИИ. Нальчик, 1964. Т.20. 237−248. 364. Инэ-мыкъуэ /Зыхуэзыхьэсар Нало Заурщ. Налшык: Къэб.-Балък. тх.тедз., 1960. 86 с.
- Кабардино-русский фразеологический словарь Сост. Б. М. Карданов. Нальчик: Каб.- Балк. кн. изд-во, 1963. 231 с. Збб. Кабардино-русский фразеологический словарь Сост. Б. М. Карданов. Нальчик: Каб.- Балк. кн. изд-во, 1968. 342 с.
- Кабардино-русский словарь Общ. ред. Б. М. Карданова. М.: Гос.кн.изд-во иностр. и нац. словарей, 1957. 576 с.
- Кабардинский фольклор Общ. ред. Г. И. Бройдо. Ред. Ю. М. Соколова./ Вступит, ст., коммент. и словарь М. Е. Талпа.- М.-Л., 1963. 650 с.
- Къэбэрдей псалъэжьхэр Собрал Х. У. Эльбердов, пер. А.Шогенцуков. //УЗ КНИИ.- Нальчик, 1946. Т.1. с. 283−297. 37О. Къэбэрдей псалъэжьхэр /Собрали и перевели Х. У .Эльбердов, А. Шогенцуков, Н. Ф. Яковлев. УЗ КНИИ. Нальчик, 1947. Т.2. С 214−237.
- Къэбэрдей уэрэдхэмрэ псалъэжьхэмрэ Зэхэзылъхьар Шортэн А., Эльберд Хь, Шоджэнц1ык1у А. Налшык: Къэб.- Балък.тх.тедз., 1948. -195 н.
- Полевые материалы З. Ж. Кудаевой (2005−2006 год).
- Темкин Э.Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. Изд. 2-е, перер. и дополи. М.: Наука, 1982. 270 с.
- Мудрые слова: Пословицы народов Кавказа Составитель Н. Н. Куцко. Нальчик: Эльбрус, 1970. 72 с. 361
- Нартхэр. Адыгэ эпос, (Нарты. Адыгский эпос) /Сост., вступ. ст. А. М. Гадагатля В 7-ми т. Майкоп, 1968. Т. 1.-319 с- 1969. Т.2 343 с- 1970. Т. 3 354 с 1970. Т. 4. 309 с- 1970 Т. 5. 336 с 1971. Т. 6. 329 с- 1971. Т.7. 418 с.
- Нарты. Адыгский героический эпос Сост. А. И. Алиева, А. М. Гутов, А. М. Гадагатль, З. П. Кардаигушев. /Вступит, ст. А. Т. Шортапова. М.: Наука, 1974.-415 с.
- Пермяков Г. Л. Избранные пословицы и поговорки народов Востока.М.: Наука, 1979.-671 с.
- Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990.- 365 с.
- Пословицы разных народов /Собраны Большаковым Г., Крохиным М. Новосибирск, 1959.-218 с.
- Табулова Н.Т. Афористическая поэзия абазин. Черкесск: Кар. Черк.кн.изд-во, 1977. -143 с. 382. Так сказали мудрецы: Нословицы и поговорки Кабардино-Балкарии Hep. Н. Гребнев. Нальчик, 1965. 204 с.
- Черкес таурыхъхэр, шыпсэхэр, усэхэр, псалъэжьхэр /Зэхуэзыхьэсар М. Сакиев, А.Охтов. Черкесск, 1956. 137 с.
- Шъыпкъишъэхэр. Сто истин /Вступ. статья, комментарии Р. Б. Унароковой. Майкоп, 1999. 92 с.
- Энциклопедия русских примет Сост. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. М.: ЭКСМО-Нресс, 2000.-432 с.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1963. 496 с. 362