Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития аккордеонного искусства в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре истории музыки Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Идеи диссертации легли в основу монографии: «Творческий путь композитора Владимира Пороцкого» (Оренбург, 2004). Отдельные положения диссертации были апробированы в докладах и опубликованы в материалах Международных и Всероссийских конференций: «Музыкальная культура… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Трансплантация» аккордеона в России
    • 1. 1. Исторические условия, обеспечившие трансплантацию"
    • 1. 2. Роль общественно-политических факторов в адаптации аккордеона к российским условиям
    • 1. 3. Причины утверждения аккордеона на советской эстраде в 19 201 940-е годы и его популярности в годы войны
  • Глава 2. Специализация как путь развития аккордеонного искусства
    • 2. 1. Производство разновидностей аккордеона
    • 2. 2. Особенности становления класса аккордеона в различных типах музыкальных учебных заведений
    • 2. 3. Значение нотных изданий и учебно-методических пособий для концертной и педагогической практики
    • 2. 4. О формировании исполнительского мастерства аккордеонистов
    • 2. 5. Возникновение эстрадного репертуара для аккордеона
  • Глава 3. Академизация аккордеонного искусства в результате расширения оригинального репертуара
    • 3. 1. Создание оригинального репертуара камерно-инструментального типа
    • 3. 2. Роль сочинений В. Я. Пороцкого для аккордеона

Особенности развития аккордеонного искусства в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения аккордеонного искусства, завоевавшего достаточно прочные позиции в российской музыкальной культуре XX века.

Интенсивное развитие аккордеонного искусства в России за последние десятилетия позволяет говорить о нем, как об интересном и своеобразном явлении, поскольку его сущность определяется самобытностью и художественной значимостью. По сравнению с аналогичными инструментами (различными видами гармоник, в том числе и баяном) аккордеон в России уникален, его искусство формировалось достаточно сложно и неоднозначно. Оно проделало огромный путь от подчиненного до самостоятельного положения в народно-инструментальном искусстве.

Обращение к исследованию аккордеонного искусства продиктовано двумя причинами: аккордеонное искусство в России состоялось и имеет индивидуальный характерроссийское аккордеонное искусство является частью аккордеонной мулътикулътуры. Однако до сих пор изучение аккордеонного искусства в России оставалось малозатронутой и неразработанной проблемой музыкознания.

Анализ аккордеонного искусства в России позволяет открыть особенности его формирования, эволюции, функционирования. Чтобы проследить путь развития аккордеонного искусства, в данной работе стало необходимым отделить изучение этого пласта от народно-инструментального искусства в целом, и, в частности, от баянного. В некоторых аспектах они все же неотрывны друг от друга, так как аккордеон и баян — инструменты одного семейства гармоник, долгое время сосуществующие рядом. Безусловно, актуальная задача — выявление специфических качеств российского аккордеонного искусства, в настоящий момент требует целенаправленно проведенного исследования.

Своевременность исследования аккордеонного искусства в России усиливается обострением целого ряда проблем. В первую очередь, они видятся в области профессиональной подготовки аккордеонистов: это ограниченность количества специальной литературы, трудности обучения на готово-выборном аккордеоне, отсутствие качественного учебного инструментария. На сегодняшний день остро стоит вопрос о создании оригинального репертуара, в отличие от используемых переложений и транскрипций (эта проблема сформулирована по отношению к баяну М. Имханицким [103], Ф. Липсом [124], С. Платоновой [82]). Репертуар, выполненный в эстрадно-джазовой манере, в настоящий момент не представляется художественно ценным, однако, имеет определенную историческую значимость. В то же время начинает постепенно формироваться академический репертуар, позволяющий вывести аккордеон в ряд инструментов, утвердившихся в камерно-инструментальном жанре.

Терминологические аспекты исследования связаны с исключительно важным понятием, обозначаемым как аккордеонное искусство. Аккордеонное искусство выступает центральной, базовой категорией в разработке проблемы и вводится как основной рабочий термин. В понятие аккордеонное искусство входят пять константных параметров: инструмент, образование, методика, исполнители, репертуар, на каждой стадии развития имеющие индивидуальное преломление. В начале определения аккордеонного искусства необходимо обратиться к названию «аккордеон». Аккордеон1 принадлежит к семейству гармоник — классу инструментов, в которых источником звука является металлический язычок, вибрирующий под воздействием струи воздуха. По научной классификации музыкальных инструментов Э. Хорнбостеля — К. Закса, принятой в современном.

1 Термин «аккордеон» (франц. accordeon, от нем. Akkordion) был введен в обиход венским органным мастером Кириллом Демианом в 1829 году. Он изобрел ручную гармонику с мелодической клавиатурой (правой) и готовыми аккордами на левой стороне, которую назвал «аккордеон» [30, с. 10]. инструментоведении, гармоника относится к «свободным аэрофонам» с набором проскакивающих язычков [81, с. 255].

Инструментоведческая литература в терминологии, обозначающей аккордеон, имеет разночтения, относящиеся как к инструменту с правой клавишной клавиатурой, так и к общему названию пневматических язычковых инструментов различной конструкции (гармоника). Общепринятое за рубежом понятие «аккордеон» включает кнопочную и клавишную (рояльно-органную, органо-фортепианную) системы правой клавиатуры. Из этого в своем определении исходит исследователь баянного искусства В. Бычков. Он называет «аккордеон» полифункциональным, интернациональным инструментом, относящимся к классу ручных меховых гармоник самого совершенного типа, по органологическим признакамгруппе аэрофонов, подгруппе язычковых — глоттофонов, имеющий 12-ти ступенный звукоряд. Инструмент отличается как однородной, так и неоднородной настройкой голосов («мюзет», «разлив», типичные для эстрадного исполнительства), тембровыми характеристиками и индивидуальными решениями мастеров-конструкторов разных стран. Аккордеон имеет три системы левой клавиатуры (готовых аккордов, выборную и комбинированную готово-выборную), в настоящее время выполняет самостоятельную (сольную), прикладную (аккомпанирующую), темброво-ансамблевую оркестровую функцию [158, с. 13].

Инструмент с клавишным видом правой клавиатуры за рубежом получил название «пиано-аккордеон». В контексте настоящей работы подобный термин неприменим, так как не имеет хождения на российской территории. Клавишный аккордеон в дальнейшем будет именоваться «аккордеон», потому что в России данное название закрепилось за ручной хроматической гармоникой, имеющей на правой стороне клавиатуру органно-фортепианного типа.

Среди определений аккордеона, данных российскими учеными (Г. Благодатов, А. Мирек и др.), наиболее краткой является формулировка.

М. Имханицкого. Он подчеркивает, что аккордеон — это хроматическая гармоника, в которой полному набору хроматического басо-аккордового аккомпанемента соответствует правая клавиатура фортепианного типа. Полный набор басо-аккордового аккомпанемента может быть совмещен с левым выборным звукорядом, построенным по принципу баянной клавиатуры [179, с. 17].

Аккордеонного искусства коснулась тенденция к глобализации, наглядно отражающаяся в понятии мультикультура [69, с. 57]. Под ним подразумевается совокупность аккордеонных культур разных стран, объединяемых по вышеназванным константным величинам. Собственно российское аккордеонное искусство все больше выглядит как составной компонент общемирового процесса. Оно органично вписывается и начинает соответствовать по некоторым параметрам: наличию в системе образования высшего звена, выходу на мировой уровень целой когорты профессиональных исполнителей, соответствию сфер функционирования инструмента (бытовая, эстрадная, академическая).

На взгляд автора, наиболее интенсивно российское аккордеонное искусство развивается в крупных культурных центрах — Москве, Санкт-Петербурге, на периферии — Воронеже, Омске, Красноярске, Челябинске, Оренбурге и др. Именно эти центры стали объектом внимания настоящей работы. Наиболее полно российское аккордеонное искусство выглядит в связи с изучением влияния Прибалтийской аккордеонной школы, а также в сравнении с некоторыми другими республиками бывшего СССР (Украина, Молдавия, Белоруссия, Азербайджан).

Состояние исследования проблемы. Актуальность изучения аккордеонного искусства в России становится очевидной при обзоре литературы. Среди библиографических материалов не обнаружилось ни одной крупной работы, посвященной аккордеонному искусству как целостному явлению, отсутствуют и труды обобщающего характера, вместе с тем своеобразный интерес представляют диссертационные исследования,.

Н. Кравцова [161], Е. Показанник [165], 3. Ракича [166], где в разной степени ставятся проблемы этого вида искусства. Возникла необходимость обратиться к работам Ю. Бойко [61, 62], В. Бычкова [9, 10], М. Имханицкого [178, 179], И. Мациевского [80, 81], С. Платоновой [164], поскольку в них разработаны основные аспекты народно-инструментального искусства. Вопросы обучения игре на аккордеоне сконцентрированы в учебно-методических пособиях и публикациях Р. Бажилина [168], М. Двилянского [172], А. Илюхина, П. Гвоздева и Н. Отделенова [177], Н. Кравцова [183], А. Кудрявцева и П. Полуянова [185], В. Лушникова [188], А. Мирека [190], Г. Наумова и П. Лондонова [195], Г. Тышкевича [200], Г. Экка [202]. Анализ этих источников показывает усиление научно-методической базы аккордеонистов. Принципы звукоизвлечения, меховедения, штрихи, техника левой руки, методика работы над произведениями, разработанные в трудах ведущих деятелей баянного исполнительства — В. Белякова и Г. Стативкина [169], В. Власова [171], В. Горохова и С. Колобкова [68], М. Имханицкого и.

A. Мищенко [180], А. Крупина и А. Романова [184], Ф. Липса [187],.

B. Семенова [91], Г. Шахова [203], также могут быть учтены в диссертации. Привлекаемая на практике в связи с техникой правой руки фортепианная методика Г. Нейгауза [34] помогает осмыслить отношения между I различными инструментальными школами.

Осознание важной роли феномена гармоники в музыкальной палитре России происходит в работах И. Жильцова [113], А. Луначарского [76], Е. Максимова [27],.

Важной частью в изучении эволюционирования гармоники и развития конструкции инструментария стали работы А. Агажанова [1], Г. Благодатова [8], К. Верткова [13, 14], Н. Кравцова [183], В. Калаберды [71], А. Мирека [30], А. Новосельского [35, 36], Е. Показанник [85], О. Петриченко [141], Н. Розенфельда [197], Ю. Ястребова [155].

Деятельность аккордеонистов и баянистов на протяжении ряда поколений осветили Т. Азбакова [93], А. Басурманов [3, 4], С. Баранов [96], Л.

Бендерский [5, 7], А. Беляев [98], В. Бобышева [100], Ю. Брусенцев [102],.

B. Бычков [11], Р. Дубенко и Т. Сазонова [108], Б. Егоров [52], М. Имханицкий [118], А. Мирек [128, 129], JL Файзуллина [51], М. Швецов [150], Ю. Ястребов [58]. Такие работы необходимы для представления общей картины развития аккордеонного и баянного искусства.

Особый блок для исследования составляют материалы, в которых изучено становление и развитие эстрадного и джазового искусства в России: Ю. Бирюкова [101], В. Конен [20], Е. Кузнецова [22, 23], Н. Минха [77], Е. Овчинникова [38], Г. Скороходова [90], JI. Утесова [49].

Исполнительство на баяне и аккордеоне в годы Великой Отечественной войны нашло отражение в публикациях И. Дзержинского [70], Е. Канн-Новиковой [119], К. Листова [123], JI. Нахимовского [138], М. Фрадкина [145], В. Шевченко [151], К. Шульженко [152], которые способствовали осмыслению роли инструмента в данный период.

Современные тенденции в творчестве для баяна обнаружили такие исследователи, как В. Бычков [9, 10], В. Васильев [64], Е. Показанник [85],.

C. Платонова [82], что оказало влияние на анализ произведений различных авторов, в частности, наиболее подробно — В. Пороцкого.

Пристальное внимание фестивальному и конкурсному движению, всевозможным конференциям уделено в рецензиях и критических заметках В. Бесфамильнова [99], Ю. Брусенцева [102], А. Дмитриева [107], В. Дукальтетенко [109], А. Мирека [128, 129], М. Имханицкого [118], JI. Нагаевой [137], В. Федотова [146].

В разное время вопросы зарубежной баяно-аккордеонной музыки рассматривались в трудах В. Бычкова [9, 10], М. Имханицкого [179], Е. Показанник [165]. Однако до сих пор не издано ни одного исследования, которое целиком было бы посвящено аккордеонному искусству в России. Таким образом, на основании представленного обзора литературы, становится очевидной своевременность обращения к заявленной проблематике.

Объект исследования составляет аккордеонное искусство в России.

Предметом исследования диссертации стали особенности развития российского аккордеонного искусства с позиций пяти константных параметров: инструмент, образование, методика, исполнители, репертуар.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть аккордеонное искусство как целостное явление музыкальной культуры России. Эта цель обусловила необходимость решения следующего ряда задач:

— определить качественные показатели различных стадий эволюции аккордеонного искусства, как трансплантацию, специализацию, академизациюочертить их хронологические рамки, охарактеризовать особенности;

— выявить характерные черты аккордеонного искусства и проанализировать его с точки зрения названных выше параметров (инструмент, образование, методика, исполнители, репертуар);

— обобщить закономерности развития аккордеонного искусства в России;

— изучить тенденции развития оригинального репертуара для аккордеона;

— раскрыть роль сочинений В. Пороцкого в плане их репрезентативности в аккордеонном искусстве XX векапоказать особенности авторского инструментального стиля через категории тембра и интонационного словаря;

— охарактеризовать музыку для аккордеона В. Пороцкого в аспекте ее применения в исполнительской практике.

Методологическую основу исследования составил системный анализ, объединяющий в себе исторический, музыкально-теоретический и культурологический методы исследования. Это позволило рассмотреть развитие российского аккордеонного искусства в контексте истории России, музыкознания (Б. Асафьев [2], В. Конен [20], Н. Шахназарова [57]), инструментоведения (А. Агажанов [1, 156], Г. Благодатов [8, 157], К. Вертков [13, 14], М. Имханицкий [178, 179]). Культурологический подход помог усмотреть в становлении аккордеонного искусства индивидуальное проявление общей историко-культурной ситуацииосмысление аккордеонного искусства дано в его диалогических взаимодействиях с другими компонентами культуры (Т. Левая [24], В. Холопова [56]). Изучение работ по истории отечественной музыки дало возможность наглядно представить панораму государственного музыкального строительства, составной частью которого является аккордеонное искусство (М. Тараканов [181, 182]). На фоне общей российской истории некоторые аспекты аккордеонного искусства рассматривались с позиций краеведения (JI. Бендерский [6, 7], JI. Большаков [248], Б. Хавторин [54, 55]).

Особо важной составляющей методологической базы стала концепция стадиального развития, которая получила широкое распространение в культурологии (М. Каган [19], А. Лосев [73], Ю. Лотман [74]). При этом отдельные стадии определяются как «закономерные ступени самого становления <.> творчества, каждая из которых обладает своими существенными закономерностями, обусловленными особенностями <.> исторического развития» [39, с. 130]. В аккордеонном искусстве России выявляются три основных стадии эволюции — трансплантация, специализация, академизация. Стадиальные схемы должны отвечать пяти основным требованиям, которые формулируются в труде И. Савельевой и Г. Полетаева [43]. В контексте настоящего исследования значительным видится: «наличие четких характеристик <.> на основе однотипного параметра или критерия» [там же, с.435]. Таковыми в аккордеонном искусстве представляются константные величины: инструмент, система образования, методика, исполнители, репертуар.

Материалом для исследования стали научные, научно-популярные, учебно-методические, периодические издания по проблематике диссертации. Обращено внимание на сведения, содержащиеся в программах, каталогах, документах конкурсов и фестивалей, а также аудиои видеозаписи концертных выступлений. Был изучен большой объем учебно-методической и нотной литературы для аккордеона. Огромное значение имели встречи и беседы с видными представителями аккордеонного искусства, кроме того деятельность в качестве организатора региональных, всероссийских и международных конкурсов, конференций и фестивалей. При освещении творчества В. Пороцкого исследовались уникальные документы: личные архивы композитора, его матери, сестры и многие другие материалы (афиши, программы, письма). Среди них содержится значительный объем рукописей, нотных изданий, газетных статей и иных публикаций. Всего использовано около 100 наименований документальных источников, ранее никогда не привлекавшихся для научных изысканий.

Научная новизна. В настоящей работе впервые на основе системного анализа предпринята попытка изучения аккордеонного искусства в России как целостного художественного явления. Впервые предлагаются и обосновываются научные категории: трансплантация, специализация, академизация, обозначающие эволюцию качественных показателей, характеризующих развитие аккордеонного искусства в России, прошедшего три указанные стадии. Первая (начало XIX века — середина 1940;х годов) связана с процессом укоренения инструмента на российской почве. Заимствование аккордеона, получившего самостоятельное развитие на российской территории можно определить понятием «трансплантация», распространенным в литературоведении. Применяемый академиком Д. Лихачевым термин «трансплантация» как нельзя лучше характеризует начальную стадию формирования российского аккордеонного искусства [26]. Трансплантация аккордеона пережила моменты активизации и имела волновой характер. Первая фаза — 1830−1920;е годы, включает в себя привнесение в Россию западного образца аккордеона. Вторая — конец 1920;х начало 1940;х годов отражала проникновение аккордеона в качестве интернационального музыкального инструмента, имеющего черты аккордеонной мультикультуры, его адаптацию и закрепление в российских условиях. Третья фаза (годы Великой Отечественной войны, 1941;1945) характеризуется интенсивным распространением трофейных инструментов в России.

Трансплантация аккордеона, закрепившая его на советской эстраде в 1920;1940;е годы, позволила в дальнейшем выйти на новую стадию развития аккордеонного искусства (имеет приблизительную периодизацию — начало 1940;х — 1990;е годы). Особенности внедрения в профессиональную исполнительскую практику характеризуют стадию специализации. Этот термин может быть отнесен как к аккордеонному искусству в целом, так и к инструменту. Под специализацией подразумевается приобретение самостоятельных позиций, когда инструмент и искусство игры на нем получают самобытные черты.

Возрастающая степень специализации вызвала новую стадию в аккордеонном искусстве — академизацию. Понятие академизации требует пояснения. Оно включает в себя аксиологический аспект и трактуется как высшая оценочная категория, применяемая для оценки чего-либо в качестве образцового. При помощи этого понятия академическая сфера аккордеонного искусства в сравнении с эстрадно-джазовой, фольклорной, бытовой сферами характеризуется в особом качестве. С академизацией связано в первую очередь становление оригинальной литературы для аккордеона. Исполнительский репертуар, базирующийся на лучших образцах того наследия, которым располагает отечественная и зарубежная музыка разных эпох, стилей и жанров, используется в переложениях и транскрипциях. Однако перспективное функционирование инструмента определяется собственным репертуаром. Кроме репертуара, движение к высокому академическому уровню аккордеонного искусства обеспечивается наличием отлаженной системы российского образования, а также освоением унифицированного многотембрового готово-выборного аккордеона. В таком случае, академизация выглядит как особенность требований высокого уровня аккордеонного искусства. По временному признаку стадия академизации испытывает момент наложения и имеет приблизительную периодизацию — с середины 1970;х годов по настоящее время.

Данное диссертационное исследование и его основная концепция впервые направлено на выявление индивидуальных особенностей российского аккордеонного искусства. Обнаруживается взаимодействие сфер бытования инструмента, вскрывается специфика музыкального образования, прослеживается формирование исполнительского искусства аккордеонистов. Основное внимание сконцентрировано на развитии аккордеонного искусства второй половины XX века как наиболее интенсивного периода. Впервые раскрыт и оценен вклад крупного отечественного композитора В. Пороцкого в оригинальный репертуар для аккордеона. Его творчество стало закономерным этапом развития аккордеонного искусства. Академизация аккордеонного искусства видится возможной в создании репертуара камерно-инструментального типа, в чем большая заслуга В. Пороцкого.

Практическая ценность исследования состоит в том, что сделанные в ней наблюдения и выводы можно использовать в дальнейших изысканиях в области народно-инструментального искусства. Результаты работы также могут быть применены в рамках курсов «История исполнительства на народных инструментах» (в частности, аккордеоне) и «Методика преподавания игры на аккордеоне». Исследование способно оказать помощь студентам, педагогам, профессиональным исполнителям, композиторам в изучении такого явления музыкальной культуры России, как аккордеонное искусство.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре истории музыки Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Идеи диссертации легли в основу монографии: «Творческий путь композитора Владимира Пороцкого» (Оренбург, 2004). Отдельные положения диссертации были апробированы в докладах и опубликованы в материалах Международных и Всероссийских конференций: «Музыкальная культура Европы и Азии (История. Традиции. Современность)» (Оренбургский государственный институт искусств, 2002), «Русская музыка в контексте мировой музыкальной культуры (к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки)» (Магнитогорская государственная консерватория, 2004), «Проблемы развития народного инструментального исполнительства на современном этапе» (Салаватское музыкальное училище, 2005). Ряд статей напечатан в научном сборнике «Актуальные проблемы теории и методики современного музыкального искусства и образования» (Оренбургский государственный институт искусств, 2006) и журнале «Оренбуржье Музыкальное» (2003, № 2, № 3, № 4). Вопросы методики обучения разрабатывались в учебном пособии «Гаммы и арпеджио для готово-выборного аккордеона» (Магнитогорск, 1996).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, основного раздела, содержащего 3 главы, Заключения, Списка литературы, трех Приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что аккордеонное искусство в России обладает отличительными особенностями, которые позволяют утверждать его самостоятельность по отношению к родственному баянному искусству. По своей значимости оно может претендовать на отдельное положение в российской музыкальной культуре. За небольшой исторический отрезок времени аккордеонное искусство в России претерпело значительную эволюцию, пройдя стадии трансплантации, специализации. В настоящее время наблюдается его академизация. Развивается исполнительство, складываются профессиональные традиции в области образования, методики, творчества.

В результате проведенного анализа аккордеонного искусства в России, необходимо констатировать следующее:

1. Аккордеонное искусство в России выглядит как многоуровневая система, включающая в себя основные константные параметрыинструментарий, трехступеневое образование, методику, плеяду исполнителей, создаваемый репертуар. Отмечается, что каждое слагаемое этого искусства, в свою очередь, также представляет собой многоэлементное целое с присущими ему индивидуальными российскими чертами.

Процесс эволюции инструментария связан с закономерностями развития этапов аккордеонного искусства. Каждая сфера музицирования востребовала определенную конструктивную модель. Эстрадное и бытовое музицирование на ранней стадии аккордеонного искусства не предполагали применения сложной многофункциональной (многотембровой, готово-выборной) конструкции инструмента, на которой, в качестве необходимого фундамента в настоящее время базируется академическая сфера. Ценными видятся поиски мастеров лучших акустических свойств инструмента и новых конструктивных решений правой клавиатуры аккордеона, что также отвечает закономерностям эволюции аккордеонного искусства.

Функция инструмента, не обладающего самостоятельностью, развивалась от прикладной до статуса сольного кот^ертного инструмента (конец 1920;х годов до настоящего времени).

Ресурсы современного аккордеона обеспечивают возможности его функционирования в широком жанровом репертуарном диапазоне: классическая музыка, сочинения на фольклорной основе, джаз, попили рок-музыка. В аккордеонном искусстве со второй половины XX века отмечалась активизация всех его направлений. В настоящее время области применения аккордеона разнообразны — эстрадная, джазовая, бытовая, профессиональная академическая.

Изученные процессы в исполнительстве на аккордеоне как профессиональном искусстве обнаружили присущую ему специфику, исходящую из художественных и технических задач, также связанных с эволюцией инструмента. Исполнители на аккордеоне, учитывая элементы зрелищности, театрализации, идущие от эстрадного музицирования, использовали внешние данные инструмента, манеру игры стоя, колористические и виртуозные приемы игры. Выявилась основополагающая для развития аккордеонного искусства роль аккордеониста-исполнителя, как ведущей творческой силы.

Выяснилось, что на стадии трансплантации наблюдалась тенденция, связанная с освоением аккордеона музыкантами смежных специализацийпианистами, баянистами. В процессе специализации сложилась самостоятельная профессия — аккордеонист-исполнитель. Ее основные формы — сольная, ансамблевая (причем в смешанных и однородных инструментальных составах), оркестровая, а также аккомпанирующая.

Проведенное исследование показало, что создание аккордеонных школ с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Омске, и т. д., возрастающее число конкурсов, учреждение разного ранга творческих союзов и организаций — все это свидетельствует об активном подъеме российского аккордеонного искусства и характеризует его как самостоятельное художественное явление.

Как показал анализ, сложившаяся к настоящему времени система музыкального образования по классу аккордеона состоит из трех звеньевшкола, училище, вуз, она имеет стабильное и прочное положение. Однако процесс формирования системы обучения отличался неоднородностью (носил далеко не повсеместный характер) и скачкообразностью (в разное время степень активности резко возрастала или падала). Музыкальное образование по классу аккордеона в России приобрело особенности: прочная теоретическая основа, широкий спектр исполнительских возможностей. В различные периоды отмечалось влияние общественно-политических факторов. Особенно сильно видится ситуация, связанная с печально известным Постановлением 1948 года: ограничение целей обучения, долгое время связывавшихся с домашним музицированием и сферой художественной самодеятельности, отсутствие преподавателей по классу аккордеона в среднем и высшем звене. Сближение позиций аккордеона и баяна во время войны способствовало вхождению аккордеона в систему обучения, обозначенную как «народно-инструментальная». Академические требования в ней считались ненужными, так как не ставились задачи профессионализации, то есть формирования конкурентоспособного аккордеонного искусства.

В развитии российского образования выявилась большая позитивная роль аккордеонной школы стран Прибалтики. Именно там была обеспечена возможность обучения в высшем звене, так как высшее консерваторское образование в России для аккордеонистов-исполнителей отсутствовало вплоть до 1970;х годов.

Проведенное исследование обнаружило ряд острых проблем в системе образования, возникших на современном этапе. Это отсутствие инструментов с готово-выборной клавиатурой в музыкальных школах, что препятствует последовательному процессу овладения подобной системой. Обучение на моделях с готово-выборной клавиатурой, существующее в среднем и высшем звене, открывает перспективы закрепления инструмента в академической камерно-инструментальной области.

Аккордеонное искусство с самого начала своего существования развивается в русле эстрадно-джазовой музыки, тем не менее, в образовательном процессе эта специфика мало учитывается.

Изучение в данной работе другой составляющей части российского аккордеонного искусства — методики, обнаружило большой круг нерешенных задач. Главной из них видится недостаточная разработанность методических вопросов. В разное время осуществлялось заимствование методики обучения пианистов, баянистов, собственная же аккордеонная формируется медленно. Учебно-методические пособия аккордеонистов находятся в основном на уровне рекомендаций в «Самоучителях игры на аккордеоне» и «Школах игры на аккордеоне». Предлагаемая в них методика обучения весьма проста: требования касаются посадки исполнителя, постановки рук, техники игры. Методические разработки недостаточны по количеству и из-за малых тиражей остаются недоступными широкому кругу педагогов и исполнителей. В настоящий момент выявились усилия аккордеонистов по улучшению методической базы, большая заслуга в этом принадлежит ведущим российским педагогам и исполнителям.

Выявились основные направления развития репертуара, которые связаны с разными сферами функционирования аккордеона. Наряду с распространенным жанром миниатюры в круг композиторских интересов постепенно входили обработки популярных мелодий из кинофильмов и советских массовых песен, сочинения на фольклорной основе, вариации, фантазии, виртуозные концертные пьесы. Академизация аккордеонного искусства вызвала необходимость обращения к жанрам концерта, сонаты, сюиты. Вместе с тем, обнаружились проблемы, не позволяющие констатировать полноценность аккордеонного искусства в этом аспекте. Не существует большого пласта музыки для аккордеона, не привлечено достаточное число композиторов-профессионалов к созданию репертуара, своим искусством способных реализовать ресурсы аккордеона и обеспечить прочные перспективы его развития. Отмеченная малочисленность оригинального репертуара создает отставание российского аккордеонного искусства от зарубежного. Редкие образцы создаваемой музыки подчас имеют запоздалый выход на сцену. Актуальная проблема современного аккордеонного искусства — создание оригинального академического репертуара — чрезвычайно злободневна.

2. Рассмотренные в результате изучения проблемы специфические особенности аккордеонного искусства в России складываются в процессе эволюции. Аккордеонное искусство проходит определенные стадиитрансплантации, специализации, академизации, являющиеся качественными показателями.

Аккордеонное искусство связано, прежде всего, с процессом трансплантации. Очевидно, обрисовались три фазы трансплантации аккордеона, в которых наблюдались моменты активизации. Они имеют волновой характер и включают в себя неоднократное привнесение западного образца инструмента. Тем не менее, трансплантация аккордеона в России не означала «слепого» переноса западноевропейского музицирования. Российское аккордеонное искусство развивалось по своим законам, исходящим из общих процессов исполнительства на гармонике, общественно-политических условий, возникших новых социально-эстетических запросов общества.

Безусловно, трансплантация аккордеона в России, устойчиво закрепившая его на советской эстраде, способствовала переходу на новую стадию развития аккордеонного искусства. Основной качественный показатель этого процесса — специализация. В результате, инструмент и искусство игры на нем приобрели самостоятельные позиции, обогатившись индивидуальными чертами: возникло отечественное промышленное производство инструментальных моделей аккордеона, выдвинулась плеяда исполнителей, сформировалась профессия «аккордеонист», сложилась образовательная система, возникла потребность в оригинальном репертуаре, осуществлялись попытки внедрения инструмента на академическую сцену.

В результате исследования обнаружилась тенденция в развитии современного аккордеонного искусства — постепенное укоренение и интенсивная академизация профессионального музицирования. Выявилась роль профессиональных композиторов в создании оригинальной музыки для аккордеона, в чем большая заслуга принадлежит композитору В. Я. Пороцкому. Его творчество характеризуется созданием оригинальных сочинений эстрадного и камерно-инструментального типа. Это способствует развитию аккордеонного искусства в России, которое получило всеобщее признание, но еще имеет нераскрытый потенциал стилистическо-сценических возможностей.

3. В результате анализа выяснилось, что принадлежность аккордеонного искусства к народно-инструментальной сфере сказывалась на его подчиненном положении по отношению к баянной ветви. На современном этапе, с приобретением самостоятельных позиций, характер взаимодействия аккордеонного и баянного искусства в России выглядит как совокупность взаимодополняющих и взаимообогащающих тенденций. Дифференцирующие процессы не теряют своей связи с интеграционными.

4. Настоящее исследование позволило обнаружить, что аккордеонное искусство в России долгое время замыкалось внутри себя и было обособленным по отношению к аккордеонной мультикулыпуре. Современные исследования доказывают, что в настоящий момент российское аккордеонное искусство развивается не изолированно. Происходит взаимообогащение с аккордеонными искусствами стран Италии, Германии, Франции, США, Японии и т. д. в области образования, методики, репертуара, концертной деятельности, конкурсного и фестивального движения, организовываются совместные творческие объединения и проекты. Процесс взаимообмена неуравновешен, по-прежнему российских аккордеонистов привлекают итальянские и немецкие инструменты, а не наоборот, исполнители предпочитают зарубежный оригинальный репертуар российскому. Влияние российской системы образования на зарубежные страны очевидно: обучение зарубежных исполнителей происходит под пристальным вниманием российских педагогов, организуются многочисленные мастер-классы ведущих российских исполнителей за границей.

Функционирование российского аккордеонного искусства в аккордеонной мулътикулътуре раскрывается как перспективное направление. В открытости, взаимосвязях и взаимовлияниях видится будущее аккордеонного искусства в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Книги, брошюры:1 .Агажаное А. Русские народные музыкальные инструменты. M.-JI.: Музгиз, 1949.-56 с.
  2. . Музыкальная форма как процесс: Кн. 1−2. Л.: Музыка, 1963. -378 с.
  3. А. Справочник баяниста / Общ. ред. Н. Я. Чайкина. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Сов. композитор, 1987. — 424 с.
  4. А. Баянное и аккордеонное искусство / Общ. ред. Н. Я. Чайкина. М.: Кифара, 2003. — 560 е., ил.
  5. Л. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах: Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928−1978). Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1992. — 190 с.
  6. Л. Народные инструменты на фронтах Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995. — 235 с.
  7. Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск: Среднеуральское кн. изд-во, 1983. — 112 с.
  8. Г. Русская гармоника. Л.: Музгиз, 1960. — 182 с.
  9. В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. Челябинск, 1997. — Кн. 2: Аккордеонная музыка Европы. — 290 с.
  10. В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. Челябинск, 1997. — Кн. 1: Баянная музыка России. — 216 с.
  11. В. Николай Чайкин. М.: Сов. композитор, 1986. — 96 с. -(Портреты советских композиторов). — 96 е., ил.
  12. Д. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософиянародно-инструментального искусства XXI века. Саратов: Аквариус, 2000.-144 с.
  13. К. Русские народные музыкальные инструменты / Общ. ред. С. Левина.-Л., 1975.-280 с.
  14. Верткое К, Благодатое Г., Язоеицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Музыка, 1975.
  15. Гармоника: Краткие сведения о ее возникновении, развитии и производстве на Западе и в России. М.: Изд-во ГИМН, 1928. — 16 с.
  16. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М., 1961.-С. 56−59.
  17. М. Творчество Юрия Шишакова. М: Сов. композитор, 1976.-94 с.
  18. Г. Ценность музыки: философский аспект: Монография. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 579 с.
  19. М. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
  20. В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.:1. Музыка, 1994.- 160 с.
  21. ., Лаврушева Л., Прейсман Э. Музыкальная культура Красноярска. Красноярск: кн. изд-во, 1999. — 156 с.
  22. Е. Из прошлого российской эстрады. М., 1958. — С. 19.
  23. Е. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. 2-изд. — М.: Музыка, 1986. — С. 5.
  24. Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. 166 с.
  25. Ф. Об искусстве баянной транскрипции. Москва — Курган, 1999.
  26. Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М.: Сов. композитор, 1979.-176 с.
  27. А. Справочник: научно-исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник (аккордеонов и баянов).-М, 1992.-60 с.
  28. Мирек А. .И звучит гармоника: Научно-историческая энциклопедическаякнига. -М.: Сов. композитор, 1979. 176 с.
  29. А. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: Интерпракс, 1994.534 с.
  30. А. Из истории аккордеона и баяна. -М.: Музыка, 1967. 196 с.
  31. А. Тюремный реквием (записки заключенного). М.: Права человека, 1997. — 320 с.
  32. Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 е., нот.
  33. Г. Искусство фортепианной игры. -М.: Музгиз, 1961. 89 с.
  34. А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М.: Музгиз, 1931. — 45 с.
  35. А. Книга о гармонике. М.-Л.: НКМП РСФСР, 1936. — 92 с.
  36. В. Баян: Популярный очерк. М.: Музыка, 1988. — 63 с.
  37. Е. Джаз как явление музыкального искусства. Из истории вопроса. М., 1984. — 239 с.
  38. Е. Художественное восприятие исполнителя как проблема современного музыкального образования / Тольяттинский ин-т искусств, каф. камерн. анс. и конц. мастерства- Сост. Е. Н. Прасолов. Тольятти: ТИИ, 2003.-4 с.
  39. Л. Советская камерно-инструментальная музыка. Л.: Музгиз, 1963.-340 с.
  40. М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль: Исследование. М.: Музыка, 1976. — 477 е., нот., ил.
  41. И., Полетаев А. История и время. В поисках утраченного. М.:
  42. Языки рус. культуры, 1997. 800 с.
  43. Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б): Стенограмма. М.:1. Правда, 1948.-171 с.
  44. О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. — 220с.
  45. М. Инструментальный концерт. М.: Знание, 1986. — Вып. 1.1. С. 56. (Искусство).
  46. М. Советская музыка вчера и сегодня. М.: Знание, 1989. -Вып. 5. — С. 53. — (Искусство).
  47. М. Русская советская симфония. М.: Знание, 1989. — Вып. 8.1. С. 32−33. (Искусство).
  48. Л. С песней по жизни / Под ред. Ю. Дмитриева. М.: Искусство, 1961.-С. 146.
  49. В. Из истории баянного исполнительства на Дону: Очерки, статьи, воспоминания. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. Коне, им. С. В. Рахманинова, 1999. — 176 с.
  50. Л. Раджап Шайхутдинов: Творческий портрет. Уфа, 1999.30 е., ил., порт. (Мастера исполнительского искусства).
  51. Факультет народных инструментов РАМ им. Гнесиных: Сб. статей и материалов / Сост. Б. Егоров. 2000. — 335 с.
  52. М. Источник вдохновения // Музы вели в бой. М.: Изд-воагентства печати «Новости», 1985. С. 91.
  53. . Музыкальная культура Оренбурга XX столетия. Оренбург, 1999.-299 с.
  54. . История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII
  55. XX вв.). Оренбург: Южный Урал, 2004. — 632 е., ил.
  56. В. Музыка как вид искусства. СПб.: Изд-во Лань, 2002. -320 с.
  57. Н. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987. — 92 с.
  58. Ю. Уральское трио баянистов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. — 168 с. 2. Статьи из сборников:
  59. . Кризис западно-европейского музыковедения // Из прошлогосоветской музыкальной культуры. М.: Сов. композитор, 1975. — Вып. 1. -С. 226−266.
  60. Ю. По следам «Русской гармонии» Г. И. Благодатова // Вопросыинструментоведения. СПб., 1993. — С. 61−66.
  61. Ю. Еще раз о народных и «народных» инструментах // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. -СПб., 1999.-С. 44−45.
  62. В. Народные традиции в музыке для баяна и аккордеона // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. -СПб., 1999.-С. 58−60.
  63. В. Особенности образного строя музыкального языка в сочинениях для баяна 1970−1990-х годов // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики: Межвуз. сб. статей. -Тольятти, 2002.-С. 124−141.
  64. А. Качество музыкального инструмента исторический, естественно-научный и психологический аспект (постановка проблемы) // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. -СПб., 1999.-С. 88−91.
  65. И. Музыка на Западе // Из прошлого советской музыкальной культуры.-М.: Сов. композитор, 1982.-Вып. З.-С. 31−34.
  66. И. Два течения две оценки // Из прошлого советской музыкальной культуры. — М.: Сов. композитор, 1976. — Вып. 2. — С. 256 261.
  67. В., Колобков С. Гаммы и арпеджио на баяне // Баян и баянисты.
  68. М.: Сов. композитор, 1970. Вып. 1. — С. 47−90.
  69. И. Штрихи к портрету // Соловьев-Седой В. В. Пути-дороги
  70. Воспоминания, статьи, материалы). JL, 1983. — С.89.
  71. В. Проблемы и парадоксы эволюции русских народных инструментов в уходящем веке // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999. — С. 31−32.
  72. Н. Усовершенствованная клавиатура Кравцова в учебной и концертно-исполнительской практике // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999. — С. 71−73.
  73. А. Художественные каноны как проблемы стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. — Вып. 6.
  74. Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс //Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академ, проект, 2002.-С. 314−321.
  75. Т. Из прошлого советской музыкальной науки (ГИМН в Москве)
  76. Из прошлого советской музыкальной культуры. М.: Сов. композитор, 1975.-Вып. 1.-С. 267−280.
  77. А. Гармонь на службе революции // В мире музыки /Статьи иречи/. -2- изд. М.: Сов. композитор, 1971. С. 393−395.
  78. Н. Заметки музыканта // Советский джаз. М., 1987. — С. 392.
  79. И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования: к насущным проблемам этноинструментоведения // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1979. — С. 161.
  80. Мациевский И. Традиционная инструментальная музыка народов Европы и
  81. Азии: Перспективы исследовательского сериала и консолидации инструментоведов // Вопросы инструментоведения. СПб., 1993. — С. 2835.
  82. И. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР: Сб. научных трудов.-Л., 1986.-С. 11−27.
  83. И. Народные музыкальные инструменты и инструментальнаямузыка: Сб. статей и материалов 2-х ч. / Под общ. ред. Е. В. Гиппиуса. -М., 1987.-С. 255.
  84. С. Современный оригинальный репертуар баяниста // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов. М.: Изд-во Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1984. — Вып. 74. — С. 95−115.
  85. Портреты баянистов: Сб. статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов.- М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2000. 300 е., ил.
  86. Е. Неоромантические тенденции в сочинениях современныхкомпозиторов // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы научн. конф. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 111−114.
  87. Е. Доминирующие признаки бытования аккордеона в светеособенностей музыкально-переходной эпохи // Искусство на рубежеэпохи / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 1999.-С. 419−421.
  88. Е. Аккордеон в XX веке: социокультурная среда и условиябытования // 30 лет консерваторской науки: Тез. докл. научно-практич. конф. Ростов-на-Дону, 2000. — С. 76−79.
  89. А. Народный музыкант-инструменталист и современность: на изломе традиции // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999. — С. 41−42.
  90. Г. Звезды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни. -М.: Сов. композитор, 1986. -СЛ.
  91. В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне // Баян и баянисты. М.: Сов. композитор, 1978. -Вып. 4.-С. 54−78.
  92. А. Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения // Баян и баянисты. М.: Сов. композитор, 1974. — Вып. 2. — С. 48−68.3. Периодическая печать:
  93. Т. Памяти Валерия Бояриицева // Народник: информационныйбюллетень. 1998.-№ 3. с. 25−26.
  94. Аккордеонный международный // Муз. жизнь. 1989. — № 3. — С. 21.
  95. А. Первая пластинка Юрия Дранги // Муз. жизнь. 1977.19.-С. 10.
  96. С. Премьер джазового аккордеона // Акко-курьер: информационный бюллетень Воронежского клуба аккордеонистов. -1991.-№ 3.-С. 35−44.
  97. Баян и аккордеон. Антагонисты или коллеги? // Муз. жизнь. 1972. — № 20.-С. 176.
  98. А. Джазовый Данилин // Народник: информационный бюллетень.1999.-№ 3.-С. 14−16.
  99. В. Удивительное рядом. Международный конкурс юныхисполнителей на баяне и аккордеоне им. Н. И. Белобородова // Народник: информационный бюллетень. 2000. — № 3. — С. 1−2.
  100. В. На концерте Сервера Абкеримова // Народник: информационный бюллетень. 1998. — № 4. — С. 7.
  101. Ю. Еще о джазе // Сов. музыка. 1984. — № 11. — С. 10.
  102. Ю. Парад фестивалей // Акко-курьер: информационный бюллетень Воронежского клуба аккордеонистов. 1991. — № 4. — С. 1820.
  103. Э. о творчестве Евгения Дербенко и не только: интервью с Е. Дербенко и М. Имханицким // Народник: информационный бюллетень. -1999. -№ 1. С. 15−17.
  104. Д. Кризис жанра // Народник: информационный бюллетень. -1999.-№ 2.-С. 25−29.
  105. М. Концерт-презентация «Творческого альянса аккордеонистов» // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 2.-С. 34−35.
  106. Г. Так что же произошло в 1948 году? // Сов. музыка. 1988.- № 8. С. 29−37.
  107. Дмитриев А. XIX Международный фестиваль музыки для баяна и аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 1. -С. 11.
  108. Р., Сазонова Т. Рыцарь аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 3. — С. 20−21.
  109. В. Десять Петербургских фестивалей музыки для баяна и аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 1994. — № 4. -С. 4−6.
  110. . Нужны хорошие баяны // Муз. жизнь. 1972. — № 6. — С.
  111. Егоров Б. II конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н. И. Белобородова // Народник: информационный бюллетень. 1993. -№ 3. — С. 7−9.
  112. А. Национальная самобытность или глобалистский постмодернизм // Народник: информационный бюллетень. 2001. — № 4.- С. 1−3.
  113. И. Заветам Луначарского верны? // Народник: информационный бюллетень. 1999. — № 1. — С. 24−25.
  114. Жильцов И, Время баяна // Народник: информационный бюллетень. -2004.-№ 1.-С. 20−23.
  115. В. Новые проблемы и старые истины // Муз. жизнь. 1970. -№ 22.-С. 10.
  116. М. Сколь народны народные инструменты // Народник: информационный бюллетень. 1998. — № 1. — С. 24−30.
  117. М. Что же такое баян и аккордеон? // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 1. — С. 18−20.
  118. М. Конкурс баянистов и аккордеонистов в Челябинске // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 4. — С. 7−8.
  119. Канн-Новикова Е. Пункт назначения Уваровка // Муз. жизнь. 1974. — № З.-С.З.
  120. И. Волшебный аккордеон // Кругозор. 1983. — № 10. — С. 15.
  121. Т. Памяти погибших посвящается // Муз. жизнь. 1981. — № 9. -С. 6.
  122. Н. Как тебе живется, аккордеон? // Муз. жизнь. 1973. — № 13. — С.З.
  123. К. На фронтах Отечественной войны // Сов. музыка. 1946. — № 2−3.-С. 78.
  124. Ф. Поговорим о баяне // Муз. жизнь. 1976. — № 13. — С. 20−21.
  125. Ю. Баян и аккордеон в Интернете // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 2. — С. 37.
  126. А. Александр Цфасман // Сов. музыка. 1986. — № 3. — С. 79−82.
  127. А. Можно ли петь под аккордеон // Муз. жизнь. 1969. — № 4.
  128. А. Международный семинар аккордеонистов // Муз. жизнь. 1978.- № 9.-С. 10.
  129. А. Конкурс аккордеонистов и баянистов // Муз. жизнь. 1972. -№ 14.-С. 23.
  130. А. Как родились первые гармоники // Муз. жизнь. 1968. — № 5. -С. 21−22.
  131. А. Аккордеон XXI века // Народник: информационный бюллетень.- 2004.-№ 2.-С. 21−22.
  132. А. Аккордеону 150 лет //Муз. жизнь. — 1979. -№ 14.-С. 22.
  133. А. Играет Юрий Дранга // Муз. жизнь. 1983. — № 9. — С. 19.
  134. А. Играет Валерий Ковтун // Муз. жизнь. 1987. — № 19. — С. 9.
  135. А. «Виват, Мюзет!» // Народник: информационный бюллетень. -2004.-№ 1.-С. 11−12.
  136. А. Новые модели аккордеонов // Муз. жизнь. 1961. -№ 1. — С. 18.
  137. Л. Всероссийская научно-практическая конференция музыкантов состоялась // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 2. — С. 29−31.
  138. М. Без песни нет солдата // Сов. музыка. 1969. — № 5. -С. 110.
  139. В. Знакомьтесь: Юрий Дранга // Вечерний Свердловск. 1975. -3 ноября.
  140. Н. Евгений Петров: «Искусство должно приносить радость» // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 3. — С. 29−33.
  141. О. Новая гармоника // Огонек. 1980. — № 33. — с. 23.
  142. А. Международный семинар во Франции: Беседа с Софией Губайдулиной // Народник: информационный бюллетень. 1999. — № 3. -С. 12−14.
  143. Г. Зачем народнику компьютер? // Народник: информационный бюллетень. -1994. -№ 1.-С. 17−19.
  144. М. «Московская осень» в Большом зале консерватории // Сов. музыка. 1986. — № 32. — С. 29.
  145. М. Фронт и песня // Сов. музыка. 1946. — № 2−3. — С. 81.
  146. В. Казанский клуб баянистов-аккордеонистов // Народник: информационный бюллетень. 2001. — № 4. — С. 32.
  147. М. Фестивальная афиша «Музея русской гармоники Альфреда Мирека» // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 4. -С. 6−7.
  148. Л. Танго А. Пьяццоллы в Красноярске // Народник: информационный бюллетень. 1997. — № 3. — С. 26−28.
  149. А. Зимние узоры «Южной пальмиры» // Народник: информационный бюллетень. 2001. — № 1. — С. 7−8.
  150. . М. Аккордеон данс-концерт // Акко-курьер: информационный бюллетень Воронежского клуба аккордеонистов. 1991. — № 3. — С. 4447.
  151. В. Брал уроки маршал // Сов. культура. 1985. — 6 апреля.
  152. К. В боевых частях // Сов. культура. 1975. — 7 января.
  153. Ю. В единстве наше будущее // Народник: информационный бюллетень.- 1998.-№ 4.-С. 17−21.
  154. Ю. Цель жизни. Штрихи к портрету рыцаря аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 2000. — № 3. — С. 14−18.
  155. Ю. Итальянские аккордеоны в России // Народник: информационный бюллетень. 1999. — № 1. — С. 21−22.
  156. Диссертационные исследования:
  157. А. Русские народные музыкальные инструменты и народная инструментальная музыка: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1952.- 15 с.
  158. Г. История гармоники в России: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1951. — 11 с.
  159. В. Музыка отечественных композиторов для баяна конца 197 090-х годов и основные тенденции ее исполнительской интерпретации: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2004. — 27 с.
  160. Л. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. СПб., 2005. — 35 с.
  161. Н. Усовершенствование органно-фортепианной клавиатуры и назревшие проблемы гармонно-баянного исполнительства: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1982.
  162. Т. Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока 1960−90-е годы: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2004. — 22 с.
  163. Е. Гармоники в культпросветработе как важное средство воспитания трудящихся (на материалах деятельности учреждений культуры в 1920-х годах): Дис.. канд. педагогических наук. М., 1972. -203 с.
  164. С. Новые тенденции в современной советской музыке для баяна (1960-е 1-я половина 1980-х годов): Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1988. — 168 с.
  165. Е. Эволюция пиано-аккордеона: функционирование, конструкция, репертуар: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Ростов-на Дону, 1999. 27 с.
  166. Ракич 3. Особенности развития баяно-аккордеонной культуры в Сербии: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 2004. 18 с.
  167. Учебники, учебно-методические пособия:
  168. А. История фортепианного искусства: Учебник для фортепиан. фак. муз. вузов: В 3 ч. -Ч. 1. -М.: Музыка, 1962. 144 е.- -Ч. 2. — 1967. -285 е.--Ч. 3.- 1982.-286 с.
  169. Р. Школа игры на аккордеоне. М.: Изд-во В. Катанского, 1999.-204 е.- 2002.-208 с.
  170. В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.: Сов. композитор, 1978. — 86 с.
  171. Л. Самоучитель игры на аккордеоне. Таллин: Эст. Госиздат, 1960. — 145 е.- 2-е изд. доп. — Таллин: Ээсти раамат, 1968. — 154 с. — На эстонском яз.
  172. В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: Учебное пособие для муз вузов и уч-щ. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — 104 е., нот., ил.
  173. М. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1989. — 116 с.
  174. Гаммы и арпедэюио для готово-выборного аккордеона: Учебное пособие / Сост. О. Бурая. Магнитогорск: Тан ЛТД, 1996. — 72 с.
  175. Гаммы и арпеджио для аккордеона / Сост. Р. Бажилин. М.: Изд-во В. Катанского, 2002. — 50 с.
  176. Гаммы и арпеджио для фортепиано / Сост. Н. Ширинская. М.: Сов. композитор, 1990. — 104 с.
  177. Аз. Руководство для игры на аккордеоне. М.- Л.: Музгиз, 1950. — 144 с., ил.
  178. А., Гвоздев П., Отделенов Н. Самоучитель игры на аккордеоне / Методич. разраб. и общ. ред. А. С. Илюхина- Отд. худ. самод. ЦДКА им. М. В. Фрунзе. М., 1947. — 52 с.
  179. М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для муз. вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 351 е., ил., нот.
  180. М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона: Учебное пособие для муз. вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных. — М., 2004. — 376 е., ил., нот.
  181. Имханицкий М, Мищенко А. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. -М., 1997.
  182. История современной отечественной музыки: Учебник / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1995. — Вып. 1.-480 е., нот.
  183. История современной отечественной музыки'. Учебник / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1999. — Вып. 2. — 477 е., нот.
  184. Н. Художественно-выразительные возможности аккордеона с усовершенствованной клавиатурой: Учебное пособие. СПб., 1992. -82 с.
  185. А., Романов А. Новое в практике звукоизвлечения на баяне. -Новосибирск, 1995.-40 с.
  186. А., Полуянов Г. Самоучитель для аккордеона. М.- Л.: Музгиз, 1946.-89 с.
  187. А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1957.- 128 е., ил.
  188. Ф. Искусство игры на баяне: Методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, муз. уч-щ, вузов. М.: Музыка, 2004. — 144 е., нот.
  189. В. Школа игры на аккордеоне / Общ. ред. А. Басурманова. -М.: Сов. композитор, 1975. 246 с.
  190. П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1978. — 159 с.
  191. А. Самоучитель игры на аккордеоне / Под общ. ред. В. Н. Владимирова. М.: Музгиз, 1962. — 108 с.
  192. А. Школа игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1962. -160 с.
  193. А. Курс эстрадной игры на аккордеоне. М.: Велес, 1995. -276 с.
  194. А. Основы постановки аккордеониста. М.: Молодая гвардия, 1991.-48 с.
  195. М. Начальные уроки игры на аккордеоне. Казань: Татарстан китап нэшрияты, 1966. — 40 с. — На татарском яз.
  196. Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1968.-246 с.
  197. Л. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1978. -192 с.
  198. Н. Гармони, баяны, аккордеоны. Конструкция и производство: Учебное пособие для техникумов по специальности «Производство музыкальных инструментов» / Под ред. И. 3. Алендера. -М.: Лесная промышленность, 1964. 387 с.
  199. Г. Самоучитель игры на аккордеоне. Киев: Мистецтво, 1964. -96 с.
  200. А., Иванов-Зверев И. Обучение игре на аккордеоне: Пособие для художественной самодеятельности. М.: Сов. композитор, 1977. — 127 е., ил., табл.
  201. Г. Краткий самоучитель для клавишного аккордеона. М.- Л.: Музгиз, 1948.-32 с. 201 .Четкаускас П. Молодой аккордеонист: Учебное пособие. Вильнюс: Госполитиздат, 1956. — 112 е., ил.
  202. Экк Г. Школа игры на аккордеоне. Рига: Латгосиздат, 1952. — 70 с.
  203. Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М.: Музыка, 1991. — 96 с. 6. Нотные издания:
  204. Аккордеон в музыкальном училище / Сост. и исп. ред. С. Павина. -М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 3. -44 с.
  205. Аккордеон в музыкальном училище. М.: Сов. композитор, 1986. — Вып. 15.-40 с.
  206. Аккордеон в музыкальной школе: 1−3 классы / Сост. А. Крючков. -М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 57. — 31 с.
  207. Аккордеон в музыкальной школе: 4−5 классы / Сост. М. Двилянский. -М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 58.-31 с.
  208. Аккордеон в музыкальной школе / Сост. М. Двилянский. М.: Сов. композитор, 1991. — Вып. 62. — 39 с.
  209. Р. Концертные пьесы: для аккордеона в стилях популярной музыки. М.: Изд-во В. Катанского, 2000. — 88 с.
  210. Р. Пьесы: Для ансамблей аккордеонов. М.: Изд-во В. Катанского, 2000. — 36 с.
  211. Р. Хрестоматия педагогического репертуара: Для аккордеона (баяна): Произведения крупной формы. М.: Изд-во В. Катанского, 2002.-Вып. 1.-56 с.
  212. Г. Юный аккордеонист. Ч. 1. М.: Музыка, 1994- Ч. 2. — М.: Музыка, 1994.
  213. В., Шахов Г. Баян и аккордеон в художественной самодеятельности. -М.: Сов. композитор, 1980. 128 с.
  214. . Молдавские эскизы. Екатеринбург: Полиграфист, 1999. -17 с.
  215. . Пьесы: Для аккордеона / Сост. Р. Бажилин. М.: Изд-во В. Катанского, 2001. — Вып. 1. — 33 с.
  216. Виртуозные пьесы: Для аккордеона / Сост. М. Двилянский. М.: Сов. композитор, 1987. -41 с.
  217. М. Избранные пьесы: Для аккордеона. М., 1974. — 56 с.
  218. М. Мой друг аккордеон: Эстрадные пьесы: Для аккордеона и баяна.-М., 1986.-63 с.
  219. ДвилянскийМ. Этюды: Для аккордеона. -М., 1981.-46 с.
  220. Играют Лариса и Виктор Герасимовы. Хрестоматия для инструментального дуэта (аккордеон-баян). Челябинск, 1994. — Вып. 1. -112с.
  221. Играют Уральские музыканты.-. Музыкальный альманах. -Магнитогорск: Мини Тип, 1996. Вып. 1. — 104 с.
  222. Играют Уральские музыканты.-. Музыкальный альманах. -Магнитогорск: Мини Тип, 1996. Вып. 3. — 104 с.
  223. Играет Юрий Дранга: Сб. пьес. М.: Золотое руно, 2001. — 68 с.
  224. Концертный репертуар аккордеониста: Сб. пьес / Сост. Ю. П. Дранга. М.: Музыка, 1990. — Вып. 1. — 64 с.
  225. Концертный репертуар аккордеониста: Сб. пьес / Сост. О. И. Спешилова. Оренбург: РИО ОГИИ, 1999. — Вып. 1. — 50 с.
  226. От Баха до Оффенбаха: Популярные классические произведения в переложении для баяна и аккордеона (для инструментов с готовыми аккордами) / Сост. В. Петров. М.: Музыка, 2004. — 76 с.
  227. Педагогический репертуар аккордеониста: 3−4 классы ДМШ / Сост. и исп. ред. С. Павина. -М.: Музыка, 1971. Вып. 1. -46 с.
  228. Педагогический репертуар аккордеониста: 1−2 классы ДМШ / Сост. и исп. ред. Ф. Бушуева и С. Павина. М.: Музыка, 1980. — 48 с.
  229. Педагогический репертуар аккордеониста: Для муз. уч-щ / Сост. и исп. ред. М. Двилянского. М.: Музыка, 1966. — 48 с.
  230. Педагогический репертуар аккордеониста: Для муз. уч-щ / Сост. Ю. Блинов. М.: Музыка, 1970. — Вып. 4. — 51 с.
  231. Педагогический репертуар аккордеониста: Для 1−2 курса муз. уч-щ / Сост. Ю. Акимов и А. Талакин. М.: Музыка, 1972. — Вып. 2. — 52 с.
  232. Педагогический репертуар аккордеониста: Для муз. уч-щ. М.: Музыка, 1971.-51 с.
  233. Педагогический репертуар аккордеониста: Для 1−2 курса музыкальных училищ /Сост. С. Павин и П. Шашкин. М.: Музыка, 1975. — Вып. 5. -46 с.
  234. Педагогический репертуар аккордеониста: Для 3−4 курса музыкальных училищ / Сост. М. Двилянский. М.: Музыка, 1976. — Вып. 6. — 48 с.
  235. Пьесы: Для аккордеона / Сост. В. Алехин и А. Чиняков. М.: Сов. композитор, 1972. — Вып. 1. — 45 с.
  236. Пьесы: Для ансамблей аккордеонистов. М.: Музыка, 1965. — Вып. 5.
  237. Хрестоматия педагогического репертуара: Для аккордеона 1−2 класс ДМШ / Сост. и общ. ред. А. Мирека. М.: Музгиз, 1962.- 103 с.
  238. Хрестоматия аккордеониста: 1−5 класс ДМШ / Сост. и общ. ред. М. Милиевского. -М.: Музыка, 1965. 66 с.
  239. Хрестоматия начинающего аккордеониста. М.: Музыка, 1964. — Вып. 1.-58 с.
  240. Хрестоматия аккордеониста: 5 класс ДМШ. М.: Музыка, 1990. — 78 с.
  241. Хрестоматия аккордеониста: 3−4 класс ДМШ / Сост. и исп. ред. JI. Гаврилова. М.: Музыка, 2002. — 72 с.
  242. Хрестоматия: Для ансамблей аккордеонистов: ДМШ / Сост. Г. Бойцова. -М.: Музыка, 2004. 56 с.
  243. Хрестоматия аккордеониста: Упражнения, этюды: 1−3 класс ДМШ /Сост. и общ. ред. А. Талакина. М.: Музыка, 1989. — 46 с.
  244. Хрестоматия аккордеониста: 3−5 класс ДМШ / Сост. и исп. ред. Ю. Акимова и А. Талакина. М.: Музыка, 1976. — Вып. 1. — 132 с.
  245. Хрестоматия педагогического репертуара: Для аккордеона 3−4 класс ДМШ / Сост. Ю. Акимов и А. Мирек. М.: Музыка, 1966. — 129 с.
  246. Хрестоматия аккордеониста: 4 курс музыкальных училищ / Сост. и исп. ред. М. Двилянского. М.: Музыка, 1983. — 58 с.
  247. Хрестоматия аккордеониста: 3 курс музыкальных училищ / Сост. и исп. ред. М. Двилянского. М.: Музыка, 1986. — 79 с.
  248. Л. В. Пороцкий // Большаков JI. Оренбургская биографическая энциклопедия. Оренбург, кн. изд-во- М.: Русская книга, 2000.-С. 217.
  249. Н. Внук героического деда//Медногорский рабочий. 1984. -24 ноября.
  250. Н. Мой Пушкин // Южный Урал. 1997. — 11 февраля.
  251. В. У нас впервые // Амурский комсомолец. 1975. — 17 декабря.
  252. А. Матросская песня//Южный Урал. 1969.-9 мая.
  253. Барабаш Я Нет у муз периферии // Красное знамя. 1980. — 19 сентября.
  254. В. Время шаманить и верховодить // Балет. 1999. — № 4. -С. 6.
  255. А. Музыка держит экзамен // Тихоокеанская звезда. 1975.- 24 декабря.
  256. В. Наступил вечер//Боевой курс. 1965. — 6 января.
  257. И. Молодеет от песни душа//Амурский комсомолец.1978.-3 декабря.
  258. Е. Аннотация к Концерту для фортепиано с оркестром В. Я. Пороцкого. М., 2000. — Рукопись хранится в личном архиве В. Я. Пороцкого в Москве.
  259. Вс. Аннотация к Симфонии № 3 В. Пороцкого. М., 1996. -Рукопись хранится в личном архиве В. Я. Пороцкого в Москве.
  260. И. Он служит в городе Ленина//Южный Урал. 1965.-23 марта.
  261. И. Так служит курсант Владимир Пороцкий // Боевой курс.- 1965.- 17 февраля.
  262. Интервью с секретарем правления Союза композиторов РСФСР Я, Френкелем. География музыки // Советская культура. 1980. — 12 сентября.
  263. Интервью с художественным руководителем Амурского народного хора В. Пороцким И Амурская правда. 1978. — 5 августа.
  264. Н. С чем остается слушатель // Амурский комсомолец. 1983. — 9 января
  265. Ю. В братском союзе // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1986.-Вып. 6.-С. 5.
  266. Г. Утверждение // Амурская правда. 1980. — 14 мая.
  267. Е. Композитор Владимир Пороцкий: Дипломная работа
  268. УГАИ. Уфа, 1990. — Рукопись хранится в архиве УГАИ.
  269. Н. Певец родного края // Амурская правда. 1978. — 3 декабря.
  270. Н. Звучит баян // Амурский комсомолец. 1973. — 15 апреля.
  271. Н. Песня строить и жить помогает // Амурская правда. -1980.- 12 апреля.
  272. Н. В поисках своей темы//Амурский комсомолец. 1977. -16 октября.
  273. Н. Тринадцатый//Оренбуржье. 1995. — 4 февраля.
  274. Н. Радость жизни // Оренбуржье. 1993. — 12 августа.
  275. Г. Встреча с миром прекрасного // Амурская правда. -1976.-2 марта.
  276. В. Авторы рассказывают // Сов. музыка. 1984. — № 2. — С. 123−124.
  277. В. Семеро смелых // Амурская правда. 1983. — 2 декабря.
  278. В. Пою тебя, мой край // Амурский комсомолец. 1983. — 21 марта.
  279. В. Амурские мелодии над Москвой-рекой // Амурская правда. 1983. — 14 апреля.
  280. А. Новая программа Амурского хора // Амурская правда.-1978, — 7 ноября.
  281. В. Природа Храм-душа // Театрально-музыкальный альманах. — Красноярск. — 1998−1999.
  282. А. Песня, жизнь моя //Правда. 1984. — 29 октября.
  283. О. Царь-рыба на самом деле была русалкой, а московская девушка Эля царской дочерью Анастасией // Сегодняшняя газета. -1999.- 10 апреля.
  284. Н. «Царь-рыба» на красноярской сцене//Красноярский рабочий. 1999. — 10 апреля.
  285. Н. Ведущая тема творчества // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1989. — Вып. 8. — С. 220−227.
  286. Н. Сообщение о Хабаровске // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1986. — Вып. 6. — С. 356−357.
  287. Н. Владимир Пороцкий // Сов. музыка. 1976. — № 10. -С. 40.
  288. Н. Расширить границы поиска // Сов. музыка. 1982. -№ 12.-С.69.
  289. Н. Смотр премьер // Сов. музыка. 1984. — № 11. — С. 51−52.
  290. П. Камерный оркестр от Венеции до Красноярска // Муз. академия. 1996. — № 2. — С. 103.
  291. П. Мечтания, страсти и сарказмы Владимира Пороцкого. -Красноярск, 1996. Рукопись хранится в личном архиве В. Я. Пороцкого в Москве.
  292. П. Красноярские музыканты открывают слушателям красноярских композиторов // Культура. 1996. — 4 июня.
  293. Р. Праздник музыки // Красное знамя. 1980. — 16 сентября.72. Нотография:1. нотные издания В. Я. Пороцкого:
  294. Амурские мелодии-. Сб. песен. Благовещенск, 1972. — 111 с.
  295. Антология красноярской песни 1828−1998'. Сб. песен. Красноярск:1. Платина, 1998.
  296. Квартеты советских композиторов. -М.: Сов. композитор, 1989.
  297. Лейся, песня, над Амуром: Сб. песен. Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1979.- 110 с.
  298. Поет земля Амурская: Сб. песен. Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1983.- 106 с.
  299. Приамурье мое: Сб. песен. Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1977.- 108 с.
  300. В. Шесть сонетов Федерико Гарсиа Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано. Партитура. — М.: Сов. композитор, 1991. — 49 с.
  301. В. Венеция. У могилы Иосифа Бродского: Эпиграф для сопрано и фп.- Соната: Для скрипки и фп. М.: Композитор, 2003.
  302. В. Горят зарницы над степью: Песня: Для голоса и фп. на сл.
  303. A. Возняка // Южный Урал. 1966. — 18 сентября.
  304. В. Загляделась осень: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Возняка // Южный Урал. 1966. — 28 августа.
  305. В. Песня морских летчиков: Песня: Для голоса и фп. на сл. В. Лешкинова//На страже Заполярья. 1968.-23 июня.
  306. В. Я помню в морях о тебе: Песня: Для голоса и фп. на сл.
  307. B.Матвеева //На страже Заполярья. 1967. — 19 марта.
  308. В. Зейская ГЭС: Песня на сл. И. Рязанова- Прощальная песня: Песня на сл. И. Игнатенко//Амурская правда. 1980.-28 июня.
  309. В. Я с детства живу в Красноярске: Песня: Для голоса на сл. Н. Еремина // Красноярский рабочий. 1996. — 20 июля.
  310. Таежные тропы зовут: Сб. песен. М.: Музыка, 1981.2. нотные рукописи В. Я. Пороцкого, хранящиеся в личном архиве О. И.1. Спешиловой в Оренбурге:
  311. В. Концертино соч. 45: Для аккордеона и камерного оркестра. -Партитура. Красноярск, 1996.
  312. В. Соната-каприччио соч. 46: Для аккордеона. М., 1996.
  313. В. Концерт соч.51: Для аккордеона и камерного оркестра. -Партитура.-М., 1997.
  314. В. Концертное танго соч. 54: Для двух аккордеонов. М., 1997.
  315. В. Подражание Пьяццолле соч. 65: Для аккордеона. М., 1997.3. нотные рукописи В. Я. Пороцкого, хранящиеся в личном архиве егоматери Н. В. Быстрой в Оренбурге:
  316. В. Электоропоезд: Пьеса для баяна. Медногорск, 1955.
  317. В. Экспромт: Пьеса для баяна. Оренбург, 1962.
  318. В. Шопену: Романс: Для голоса и фп. на сл. А. Фета. -Оренбург, 1962.
  319. В. Симфоническая картинка: Для симф. орк. Оренбург, 1963.
  320. В. Паренек-огонек: Песня: Для голоса в сопр. баяна на сл. Н. Быстрой. Оренбург, 1963.
  321. В. И сирень набирает цвет: Романс: Для голоса и фп. на сл. К. Мусорина. Оренбург, 1963.
  322. В. Заздравная песня: Песня: Для голоса в сопр. баяна на сл. И. Уткина. Оренбург, 1963.
  323. В. Экспромт-фантазия: Пьеса для баяна. Оренбург, 1964.
  324. В. Ветер разлуки студеный ветер: Романс: Для голоса и фп. на сл. Э. Асадова. — Оренбург, 1964.
  325. В. Песня о Ленинграде: Песня: Для голоса и фп. на сл. В. Гурьева. Ленинград, 1964.
  326. В. К солнцу лицом: Песня: Для голоса и фп. на сл. Г. Остера. -Североморск, 1965.
  327. В. В поход: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Баюрова. Л., 1965.
  328. В. С песней служба трудная легка: Песня: Для голоса в сопр. баяна на сл. В. Матвеева. Благовещенск, 1971.4. нотные рукописи, хранящиеся в личном архиве сестры композитора И. Я. Пороцкой в Оренбурге:
  329. В. Уходят мальчишки: Песня: Для голоса и фп. на сл. Л. Левинсона. Североморск, 1970.
  330. В. Песня о капитане мушкетеров: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Мееровича. Североморск, 1970.
  331. В. Казнили песню: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Падалко. -Благовещенск, 1974.
  332. В. Офицерским женам: Песня: Для голоса и фп. на сл. В. Сааковой. Благовещенск, 1975.
  333. В. Концерт соч. 16: Для скрипки с оркестром. Красноярск, 1988.
  334. Материалы из личных архивов Н. В. Быстрой и И. Я. Пороцкой, хранящиеся в Оренбурге (афишы, программы, пригласительные билеты, письма):
  335. Концерт Амурских композиторов-любителей: Афиша. Благовещенск, 1975.- 14 декабря в прогр.: произведения В. Пороцкого.
  336. Концерт 6-го пленума Дальневосточных композиторов: Афиша. -Благовещенск. 1975. — 23 декабря в прогр.: Пороцкий В. Монолог «Горячий снег» из поэмы-оратории «Память».
  337. Ю. Дранги на 8 Международном фестивале «Баян и баянисты»: Афиша. М. — 1999. — 22 декабря в прогр.: произведения В. Пороцкого.
  338. Концерт: Программа. Благовещенск. — 1974. — 15 февраля в прогр.: произведения В. Пороцкого.
  339. Концерт к 50-летию Победы: Программа. Благовещенск. — 1975. — 9 мая в прогр.: Пороцкий В. Поэма-оратория «Память».
  340. В. Пороцкого отцу Я. Пороцкому. Канада, Монреаль. — 1968. -26 марта.
  341. В. Пороцкого отцу Я. Пороцкому. Канада, Оттава, 1968. — 23 апреля.
  342. В. Пороцкого сестре И. Пороцкой. Красноярск. — 1980. — 10 мая.
  343. В. Пороцкого матери Н. Быстрой. Красноярск. — 1996. — 22 августа.
  344. В. Пороцкого матери Н. Быстрой. М. — 2000. — 17 июля.182
Заполнить форму текущей работой