Особенности развития аккордеонного искусства в России
Диссертация
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на кафедре истории музыки Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. Идеи диссертации легли в основу монографии: «Творческий путь композитора Владимира Пороцкого» (Оренбург, 2004). Отдельные положения диссертации были апробированы в докладах и опубликованы в материалах Международных и Всероссийских конференций: «Музыкальная культура… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. «Трансплантация» аккордеона в России
- 1. 1. Исторические условия, обеспечившие трансплантацию"
- 1. 2. Роль общественно-политических факторов в адаптации аккордеона к российским условиям
- 1. 3. Причины утверждения аккордеона на советской эстраде в 19 201 940-е годы и его популярности в годы войны
- Глава 2. Специализация как путь развития аккордеонного искусства
- 2. 1. Производство разновидностей аккордеона
- 2. 2. Особенности становления класса аккордеона в различных типах музыкальных учебных заведений
- 2. 3. Значение нотных изданий и учебно-методических пособий для концертной и педагогической практики
- 2. 4. О формировании исполнительского мастерства аккордеонистов
- 2. 5. Возникновение эстрадного репертуара для аккордеона
- Глава 3. Академизация аккордеонного искусства в результате расширения оригинального репертуара
- 3. 1. Создание оригинального репертуара камерно-инструментального типа
- 3. 2. Роль сочинений В. Я. Пороцкого для аккордеона
Список литературы
- Книги, брошюры:1 .Агажаное А. Русские народные музыкальные инструменты. M.-JI.: Музгиз, 1949.-56 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1−2. Л.: Музыка, 1963. -378 с.
- Басурманов А. Справочник баяниста / Общ. ред. Н. Я. Чайкина. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Сов. композитор, 1987. — 424 с.
- Басурманов А. Баянное и аккордеонное искусство / Общ. ред. Н. Я. Чайкина. М.: Кифара, 2003. — 560 е., ил.
- Бендерский Л. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах: Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928−1978). Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1992. — 190 с.
- Бендерский Л. Народные инструменты на фронтах Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995. — 235 с.
- Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск: Среднеуральское кн. изд-во, 1983. — 112 с.
- Благодатов Г. Русская гармоника. Л.: Музгиз, 1960. — 182 с.
- Бычков В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. Челябинск, 1997. — Кн. 2: Аккордеонная музыка Европы. — 290 с.
- Бычков В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. Челябинск, 1997. — Кн. 1: Баянная музыка России. — 216 с.
- Бычков В. Николай Чайкин. М.: Сов. композитор, 1986. — 96 с. -(Портреты советских композиторов). — 96 е., ил.
- Варламов Д. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософиянародно-инструментального искусства XXI века. Саратов: Аквариус, 2000.-144 с.
- Верткое К. Русские народные музыкальные инструменты / Общ. ред. С. Левина.-Л., 1975.-280 с.
- Верткое К, Благодатое Г., Язоеицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Музыка, 1975.
- Гармоника: Краткие сведения о ее возникновении, развитии и производстве на Западе и в России. М.: Изд-во ГИМН, 1928. — 16 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М., 1961.-С. 56−59.
- Имханицкий М. Творчество Юрия Шишакова. М: Сов. композитор, 1976.-94 с.
- Коломиец Г. Ценность музыки: философский аспект: Монография. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 579 с.
- Каган М. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
- Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.:1. Музыка, 1994.- 160 с.
- Кривошея Б., Лаврушева Л., Прейсман Э. Музыкальная культура Красноярска. Красноярск: кн. изд-во, 1999. — 156 с.
- Кузнецов Е. Из прошлого российской эстрады. М., 1958. — С. 19.
- Кузнецов Е. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. 2-изд. — М.: Музыка, 1986. — С. 5.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. 166 с.
- Липе Ф. Об искусстве баянной транскрипции. Москва — Курган, 1999.
- Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М.: Сов. композитор, 1979.-176 с.
- Мирек А. Справочник: научно-исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник (аккордеонов и баянов).-М, 1992.-60 с.
- Мирек А. .И звучит гармоника: Научно-историческая энциклопедическаякнига. -М.: Сов. композитор, 1979. 176 с.
- Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. М.: Интерпракс, 1994.534 с.
- Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. -М.: Музыка, 1967. 196 с.
- Мирек А. Тюремный реквием (записки заключенного). М.: Права человека, 1997. — 320 с.
- Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 е., нот.
- Нейгауз Г. Искусство фортепианной игры. -М.: Музгиз, 1961. 89 с.
- Новоселъский А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М.: Музгиз, 1931. — 45 с.
- Новоселъский А. Книга о гармонике. М.-Л.: НКМП РСФСР, 1936. — 92 с.
- Новожилов В. Баян: Популярный очерк. М.: Музыка, 1988. — 63 с.
- Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. Из истории вопроса. М., 1984. — 239 с.
- Прасолов Е. Художественное восприятие исполнителя как проблема современного музыкального образования / Тольяттинский ин-т искусств, каф. камерн. анс. и конц. мастерства- Сост. Е. Н. Прасолов. Тольятти: ТИИ, 2003.-4 с.
- Раабен Л. Советская камерно-инструментальная музыка. Л.: Музгиз, 1963.-340 с.
- Сабинина М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль: Исследование. М.: Музыка, 1976. — 477 е., нот., ил.
- Савельева И., Полетаев А. История и время. В поисках утраченного. М.:
- Языки рус. культуры, 1997. 800 с.
- Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б): Стенограмма. М.:1. Правда, 1948.-171 с.
- Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. — 220с.
- Тараканов М. Инструментальный концерт. М.: Знание, 1986. — Вып. 1.1. С. 56. (Искусство).
- Тараканов М. Советская музыка вчера и сегодня. М.: Знание, 1989. -Вып. 5. — С. 53. — (Искусство).
- Тараканов М. Русская советская симфония. М.: Знание, 1989. — Вып. 8.1. С. 32−33. (Искусство).
- Утесов Л. С песней по жизни / Под ред. Ю. Дмитриева. М.: Искусство, 1961.-С. 146.
- Ушенин В. Из истории баянного исполнительства на Дону: Очерки, статьи, воспоминания. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. Коне, им. С. В. Рахманинова, 1999. — 176 с.
- Файзуллина Л. Раджап Шайхутдинов: Творческий портрет. Уфа, 1999.30 е., ил., порт. (Мастера исполнительского искусства).
- Факультет народных инструментов РАМ им. Гнесиных: Сб. статей и материалов / Сост. Б. Егоров. 2000. — 335 с.
- Фрадкин М. Источник вдохновения // Музы вели в бой. М.: Изд-воагентства печати «Новости», 1985. С. 91.
- Хавторин Б. Музыкальная культура Оренбурга XX столетия. Оренбург, 1999.-299 с.
- Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII
- XX вв.). Оренбург: Южный Урал, 2004. — 632 е., ил.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. СПб.: Изд-во Лань, 2002. -320 с.
- Шахназарова Н. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М.: Музыка, 1987. — 92 с.
- Ястребов Ю. Уральское трио баянистов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. — 168 с. 2. Статьи из сборников:
- Асафьев Б. Кризис западно-европейского музыковедения // Из прошлогосоветской музыкальной культуры. М.: Сов. композитор, 1975. — Вып. 1. -С. 226−266.
- Бойко Ю. По следам «Русской гармонии» Г. И. Благодатова // Вопросыинструментоведения. СПб., 1993. — С. 61−66.
- Бойко Ю. Еще раз о народных и «народных» инструментах // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. -СПб., 1999.-С. 44−45.
- Бычков В. Народные традиции в музыке для баяна и аккордеона // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. -СПб., 1999.-С. 58−60.
- Васильев В. Особенности образного строя музыкального языка в сочинениях для баяна 1970−1990-х годов // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики: Межвуз. сб. статей. -Тольятти, 2002.-С. 124−141.
- Галембо А. Качество музыкального инструмента исторический, естественно-научный и психологический аспект (постановка проблемы) // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. -СПб., 1999.-С. 88−91.
- Глебов И. Музыка на Западе // Из прошлого советской музыкальной культуры.-М.: Сов. композитор, 1982.-Вып. З.-С. 31−34.
- Глебов И. Два течения две оценки // Из прошлого советской музыкальной культуры. — М.: Сов. композитор, 1976. — Вып. 2. — С. 256 261.
- Горохов В., Колобков С. Гаммы и арпеджио на баяне // Баян и баянисты.
- М.: Сов. композитор, 1970. Вып. 1. — С. 47−90.
- Дзержинский И. Штрихи к портрету // Соловьев-Седой В. В. Пути-дороги
- Воспоминания, статьи, материалы). JL, 1983. — С.89.
- Калаберда В. Проблемы и парадоксы эволюции русских народных инструментов в уходящем веке // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999. — С. 31−32.
- Кравцов Н. Усовершенствованная клавиатура Кравцова в учебной и концертно-исполнительской практике // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999. — С. 71−73.
- Лосев А. Художественные каноны как проблемы стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. — Вып. 6.
- Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс //Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академ, проект, 2002.-С. 314−321.
- Ливанова Т. Из прошлого советской музыкальной науки (ГИМН в Москве)
- Из прошлого советской музыкальной культуры. М.: Сов. композитор, 1975.-Вып. 1.-С. 267−280.
- Луначарский А. Гармонь на службе революции // В мире музыки /Статьи иречи/. -2- изд. М.: Сов. композитор, 1971. С. 393−395.
- Минх Н. Заметки музыканта // Советский джаз. М., 1987. — С. 392.
- Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования: к насущным проблемам этноинструментоведения // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1979. — С. 161.
- Мациевский И. Традиционная инструментальная музыка народов Европы и
- Азии: Перспективы исследовательского сериала и консолидации инструментоведов // Вопросы инструментоведения. СПб., 1993. — С. 2835.
- Мациевский И. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР: Сб. научных трудов.-Л., 1986.-С. 11−27.
- Мациевский И. Народные музыкальные инструменты и инструментальнаямузыка: Сб. статей и материалов 2-х ч. / Под общ. ред. Е. В. Гиппиуса. -М., 1987.-С. 255.
- Платонова С. Современный оригинальный репертуар баяниста // Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов. М.: Изд-во Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1984. — Вып. 74. — С. 95−115.
- Портреты баянистов: Сб. статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов.- М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2000. 300 е., ил.
- Показанник Е. Неоромантические тенденции в сочинениях современныхкомпозиторов // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы научн. конф. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 111−114.
- Показанник Е. Доминирующие признаки бытования аккордеона в светеособенностей музыкально-переходной эпохи // Искусство на рубежеэпохи / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 1999.-С. 419−421.
- Показанник Е. Аккордеон в XX веке: социокультурная среда и условиябытования // 30 лет консерваторской науки: Тез. докл. научно-практич. конф. Ростов-на-Дону, 2000. — С. 76−79.
- Ромодин А. Народный музыкант-инструменталист и современность: на изломе традиции // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. СПб., 1999. — С. 41−42.
- Скороходов Г. Звезды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни. -М.: Сов. композитор, 1986. -СЛ.
- Семенов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне // Баян и баянисты. М.: Сов. композитор, 1978. -Вып. 4.-С. 54−78.
- Сурков А. Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения // Баян и баянисты. М.: Сов. композитор, 1974. — Вып. 2. — С. 48−68.3. Периодическая печать:
- Азбакова Т. Памяти Валерия Бояриицева // Народник: информационныйбюллетень. 1998.-№ 3. с. 25−26.
- Аккордеонный международный // Муз. жизнь. 1989. — № 3. — С. 21.
- Басурманов А. Первая пластинка Юрия Дранги // Муз. жизнь. 1977.19.-С. 10.
- Баранов С. Премьер джазового аккордеона // Акко-курьер: информационный бюллетень Воронежского клуба аккордеонистов. -1991.-№ 3.-С. 35−44.
- Баян и аккордеон. Антагонисты или коллеги? // Муз. жизнь. 1972. — № 20.-С. 176.
- Беляев А. Джазовый Данилин // Народник: информационный бюллетень.1999.-№ 3.-С. 14−16.
- Бесфамильное В. Удивительное рядом. Международный конкурс юныхисполнителей на баяне и аккордеоне им. Н. И. Белобородова // Народник: информационный бюллетень. 2000. — № 3. — С. 1−2.
- Бобышева В. На концерте Сервера Абкеримова // Народник: информационный бюллетень. 1998. — № 4. — С. 7.
- Бирюков Ю. Еще о джазе // Сов. музыка. 1984. — № 11. — С. 10.
- Брусенцев Ю. Парад фестивалей // Акко-курьер: информационный бюллетень Воронежского клуба аккордеонистов. 1991. — № 4. — С. 1820.
- Бурнашева Э. о творчестве Евгения Дербенко и не только: интервью с Е. Дербенко и М. Имханицким // Народник: информационный бюллетень. -1999. -№ 1. С. 15−17.
- Варламов Д. Кризис жанра // Народник: информационный бюллетень. -1999.-№ 2.-С. 25−29.
- Вотякова М. Концерт-презентация «Творческого альянса аккордеонистов» // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 2.-С. 34−35.
- Головинский Г. Так что же произошло в 1948 году? // Сов. музыка. 1988.- № 8. С. 29−37.
- Дмитриев А. XIX Международный фестиваль музыки для баяна и аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 1. -С. 11.
- Дубенко Р., Сазонова Т. Рыцарь аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 3. — С. 20−21.
- Дукалътетенко В. Десять Петербургских фестивалей музыки для баяна и аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 1994. — № 4. -С. 4−6.
- Егоров Б. Нужны хорошие баяны // Муз. жизнь. 1972. — № 6. — С.
- Егоров Б. II конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н. И. Белобородова // Народник: информационный бюллетень. 1993. -№ 3. — С. 7−9.
- Епишин А. Национальная самобытность или глобалистский постмодернизм // Народник: информационный бюллетень. 2001. — № 4.- С. 1−3.
- Жильцов И. Заветам Луначарского верны? // Народник: информационный бюллетень. 1999. — № 1. — С. 24−25.
- Жильцов И, Время баяна // Народник: информационный бюллетень. -2004.-№ 1.-С. 20−23.
- Золотарев В. Новые проблемы и старые истины // Муз. жизнь. 1970. -№ 22.-С. 10.
- Имханицкий М. Сколь народны народные инструменты // Народник: информационный бюллетень. 1998. — № 1. — С. 24−30.
- Имханицкий М. Что же такое баян и аккордеон? // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 1. — С. 18−20.
- Имханицкий М. Конкурс баянистов и аккордеонистов в Челябинске // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 4. — С. 7−8.
- Канн-Новикова Е. Пункт назначения Уваровка // Муз. жизнь. 1974. — № З.-С.З.
- Кобзон И. Волшебный аккордеон // Кругозор. 1983. — № 10. — С. 15.
- Круглова Т. Памяти погибших посвящается // Муз. жизнь. 1981. — № 9. -С. 6.
- Кравцов Н. Как тебе живется, аккордеон? // Муз. жизнь. 1973. — № 13. — С.З.
- Листов К. На фронтах Отечественной войны // Сов. музыка. 1946. — № 2−3.-С. 78.
- Липе Ф. Поговорим о баяне // Муз. жизнь. 1976. — № 13. — С. 20−21.
- Лихачев Ю. Баян и аккордеон в Интернете // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 2. — С. 37.
- Медведев А. Александр Цфасман // Сов. музыка. 1986. — № 3. — С. 79−82.
- Мирек А. Можно ли петь под аккордеон // Муз. жизнь. 1969. — № 4.
- Мирек А. Международный семинар аккордеонистов // Муз. жизнь. 1978.- № 9.-С. 10.
- Мирек А. Конкурс аккордеонистов и баянистов // Муз. жизнь. 1972. -№ 14.-С. 23.
- Мирек А. Как родились первые гармоники // Муз. жизнь. 1968. — № 5. -С. 21−22.
- Мирек А. Аккордеон XXI века // Народник: информационный бюллетень.- 2004.-№ 2.-С. 21−22.
- Мирек А. Аккордеону 150 лет //Муз. жизнь. — 1979. -№ 14.-С. 22.
- Мирек А. Играет Юрий Дранга // Муз. жизнь. 1983. — № 9. — С. 19.
- Мирек А. Играет Валерий Ковтун // Муз. жизнь. 1987. — № 19. — С. 9.
- Мирек А. «Виват, Мюзет!» // Народник: информационный бюллетень. -2004.-№ 1.-С. 11−12.
- Мирек А. Новые модели аккордеонов // Муз. жизнь. 1961. -№ 1. — С. 18.
- Нагаева Л. Всероссийская научно-практическая конференция музыкантов состоялась // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 2. — С. 29−31.
- Нахимовский М. Без песни нет солдата // Сов. музыка. 1969. — № 5. -С. 110.
- Попов В. Знакомьтесь: Юрий Дранга // Вечерний Свердловск. 1975. -3 ноября.
- Потапенко Н. Евгений Петров: «Искусство должно приносить радость» // Народник: информационный бюллетень. 2005. — № 3. — С. 29−33.
- Петриченко О. Новая гармоника // Огонек. 1980. — № 33. — с. 23.
- Севастъян А. Международный семинар во Франции: Беседа с Софией Губайдулиной // Народник: информационный бюллетень. 1999. — № 3. -С. 12−14.
- Семенова Г. Зачем народнику компьютер? // Народник: информационный бюллетень. -1994. -№ 1.-С. 17−19.
- Тараканов М. «Московская осень» в Большом зале консерватории // Сов. музыка. 1986. — № 32. — С. 29.
- Фрадкин М. Фронт и песня // Сов. музыка. 1946. — № 2−3. — С. 81.
- Федотов В. Казанский клуб баянистов-аккордеонистов // Народник: информационный бюллетень. 2001. — № 4. — С. 32.
- Черепанин М. Фестивальная афиша «Музея русской гармоники Альфреда Мирека» // Народник: информационный бюллетень. 2004. — № 4. -С. 6−7.
- Черепнина Л. Танго А. Пьяццоллы в Красноярске // Народник: информационный бюллетень. 1997. — № 3. — С. 26−28.
- Черноиваненко А. Зимние узоры «Южной пальмиры» // Народник: информационный бюллетень. 2001. — № 1. — С. 7−8.
- Швецов. М. Аккордеон данс-концерт // Акко-курьер: информационный бюллетень Воронежского клуба аккордеонистов. 1991. — № 3. — С. 4447.
- Шевченко В. Брал уроки маршал // Сов. культура. 1985. — 6 апреля.
- Шульженко К. В боевых частях // Сов. культура. 1975. — 7 января.
- Ястребов Ю. В единстве наше будущее // Народник: информационный бюллетень.- 1998.-№ 4.-С. 17−21.
- Ястребов Ю. Цель жизни. Штрихи к портрету рыцаря аккордеона // Народник: информационный бюллетень. 2000. — № 3. — С. 14−18.
- Ястребов Ю. Итальянские аккордеоны в России // Народник: информационный бюллетень. 1999. — № 1. — С. 21−22.
- Диссертационные исследования:
- Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты и народная инструментальная музыка: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1952.- 15 с.
- Благодатов Г. История гармоники в России: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1951. — 11 с.
- Васильев В. Музыка отечественных композиторов для баяна конца 197 090-х годов и основные тенденции ее исполнительской интерпретации: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2004. — 27 с.
- Иванова Л. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. СПб., 2005. — 35 с.
- Кравцов Н. Усовершенствование органно-фортепианной клавиатуры и назревшие проблемы гармонно-баянного исполнительства: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1982.
- Лескова Т. Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока 1960−90-е годы: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2004. — 22 с.
- Максимов Е. Гармоники в культпросветработе как важное средство воспитания трудящихся (на материалах деятельности учреждений культуры в 1920-х годах): Дис.. канд. педагогических наук. М., 1972. -203 с.
- Платонова С. Новые тенденции в современной советской музыке для баяна (1960-е 1-я половина 1980-х годов): Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1988. — 168 с.
- Показанник Е. Эволюция пиано-аккордеона: функционирование, конструкция, репертуар: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Ростов-на Дону, 1999. 27 с.
- Ракич 3. Особенности развития баяно-аккордеонной культуры в Сербии: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 2004. 18 с.
- Учебники, учебно-методические пособия:
- Алексеев А. История фортепианного искусства: Учебник для фортепиан. фак. муз. вузов: В 3 ч. -Ч. 1. -М.: Музыка, 1962. 144 е.- -Ч. 2. — 1967. -285 е.--Ч. 3.- 1982.-286 с.
- Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М.: Изд-во В. Катанского, 1999.-204 е.- 2002.-208 с.
- Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.: Сов. композитор, 1978. — 86 с.
- Вигла Л. Самоучитель игры на аккордеоне. Таллин: Эст. Госиздат, 1960. — 145 е.- 2-е изд. доп. — Таллин: Ээсти раамат, 1968. — 154 с. — На эстонском яз.
- Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: Учебное пособие для муз вузов и уч-щ. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — 104 е., нот., ил.
- Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1989. — 116 с.
- Гаммы и арпедэюио для готово-выборного аккордеона: Учебное пособие / Сост. О. Бурая. Магнитогорск: Тан ЛТД, 1996. — 72 с.
- Гаммы и арпеджио для аккордеона / Сост. Р. Бажилин. М.: Изд-во В. Катанского, 2002. — 50 с.
- Гаммы и арпеджио для фортепиано / Сост. Н. Ширинская. М.: Сов. композитор, 1990. — 104 с.
- Иванов Аз. Руководство для игры на аккордеоне. М.- Л.: Музгиз, 1950. — 144 с., ил.
- Илюхин А., Гвоздев П., Отделенов Н. Самоучитель игры на аккордеоне / Методич. разраб. и общ. ред. А. С. Илюхина- Отд. худ. самод. ЦДКА им. М. В. Фрунзе. М., 1947. — 52 с.
- Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для муз. вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 351 е., ил., нот.
- Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона: Учебное пособие для муз. вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных. — М., 2004. — 376 е., ил., нот.
- Имханицкий М, Мищенко А. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. -М., 1997.
- История современной отечественной музыки: Учебник / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1995. — Вып. 1.-480 е., нот.
- История современной отечественной музыки'. Учебник / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1999. — Вып. 2. — 477 е., нот.
- Кравцов Н. Художественно-выразительные возможности аккордеона с усовершенствованной клавиатурой: Учебное пособие. СПб., 1992. -82 с.
- Крупин А., Романов А. Новое в практике звукоизвлечения на баяне. -Новосибирск, 1995.-40 с.
- Кудрявцев А., Полуянов Г. Самоучитель для аккордеона. М.- Л.: Музгиз, 1946.-89 с.
- Кудрявцев А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1957.- 128 е., ил.
- Липе Ф. Искусство игры на баяне: Методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, муз. уч-щ, вузов. М.: Музыка, 2004. — 144 е., нот.
- Лушников В. Школа игры на аккордеоне / Общ. ред. А. Басурманова. -М.: Сов. композитор, 1975. 246 с.
- Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1978. — 159 с.
- Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне / Под общ. ред. В. Н. Владимирова. М.: Музгиз, 1962. — 108 с.
- Мирек А. Школа игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1962. -160 с.
- Мирек А. Курс эстрадной игры на аккордеоне. М.: Велес, 1995. -276 с.
- Мирек А. Основы постановки аккордеониста. М.: Молодая гвардия, 1991.-48 с.
- Нигмедзянов М. Начальные уроки игры на аккордеоне. Казань: Татарстан китап нэшрияты, 1966. — 40 с. — На татарском яз.
- Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1968.-246 с.
- Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Музыка, 1978. -192 с.
- Розенфелъд Н. Гармони, баяны, аккордеоны. Конструкция и производство: Учебное пособие для техникумов по специальности «Производство музыкальных инструментов» / Под ред. И. 3. Алендера. -М.: Лесная промышленность, 1964. 387 с.
- Салов Г. Самоучитель игры на аккордеоне. Киев: Мистецтво, 1964. -96 с.
- Талакин А., Иванов-Зверев И. Обучение игре на аккордеоне: Пособие для художественной самодеятельности. М.: Сов. композитор, 1977. — 127 е., ил., табл.
- Тышкевич Г. Краткий самоучитель для клавишного аккордеона. М.- Л.: Музгиз, 1948.-32 с. 201 .Четкаускас П. Молодой аккордеонист: Учебное пособие. Вильнюс: Госполитиздат, 1956. — 112 е., ил.
- Экк Г. Школа игры на аккордеоне. Рига: Латгосиздат, 1952. — 70 с.
- Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М.: Музыка, 1991. — 96 с. 6. Нотные издания:
- Аккордеон в музыкальном училище / Сост. и исп. ред. С. Павина. -М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 3. -44 с.
- Аккордеон в музыкальном училище. М.: Сов. композитор, 1986. — Вып. 15.-40 с.
- Аккордеон в музыкальной школе: 1−3 классы / Сост. А. Крючков. -М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 57. — 31 с.
- Аккордеон в музыкальной школе: 4−5 классы / Сост. М. Двилянский. -М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 58.-31 с.
- Аккордеон в музыкальной школе / Сост. М. Двилянский. М.: Сов. композитор, 1991. — Вып. 62. — 39 с.
- Бажилин Р. Концертные пьесы: для аккордеона в стилях популярной музыки. М.: Изд-во В. Катанского, 2000. — 88 с.
- Бажилин Р. Пьесы: Для ансамблей аккордеонов. М.: Изд-во В. Катанского, 2000. — 36 с.
- Бажилин Р. Хрестоматия педагогического репертуара: Для аккордеона (баяна): Произведения крупной формы. М.: Изд-во В. Катанского, 2002.-Вып. 1.-56 с.
- Бойцова Г. Юный аккордеонист. Ч. 1. М.: Музыка, 1994- Ч. 2. — М.: Музыка, 1994.
- Бухвостов В., Шахов Г. Баян и аккордеон в художественной самодеятельности. -М.: Сов. композитор, 1980. 128 с.
- Векслер Б. Молдавские эскизы. Екатеринбург: Полиграфист, 1999. -17 с.
- Векслер Б. Пьесы: Для аккордеона / Сост. Р. Бажилин. М.: Изд-во В. Катанского, 2001. — Вып. 1. — 33 с.
- Виртуозные пьесы: Для аккордеона / Сост. М. Двилянский. М.: Сов. композитор, 1987. -41 с.
- Двилянский М. Избранные пьесы: Для аккордеона. М., 1974. — 56 с.
- Двилянский М. Мой друг аккордеон: Эстрадные пьесы: Для аккордеона и баяна.-М., 1986.-63 с.
- ДвилянскийМ. Этюды: Для аккордеона. -М., 1981.-46 с.
- Играют Лариса и Виктор Герасимовы. Хрестоматия для инструментального дуэта (аккордеон-баян). Челябинск, 1994. — Вып. 1. -112с.
- Играют Уральские музыканты.-. Музыкальный альманах. -Магнитогорск: Мини Тип, 1996. Вып. 1. — 104 с.
- Играют Уральские музыканты.-. Музыкальный альманах. -Магнитогорск: Мини Тип, 1996. Вып. 3. — 104 с.
- Играет Юрий Дранга: Сб. пьес. М.: Золотое руно, 2001. — 68 с.
- Концертный репертуар аккордеониста: Сб. пьес / Сост. Ю. П. Дранга. М.: Музыка, 1990. — Вып. 1. — 64 с.
- Концертный репертуар аккордеониста: Сб. пьес / Сост. О. И. Спешилова. Оренбург: РИО ОГИИ, 1999. — Вып. 1. — 50 с.
- От Баха до Оффенбаха: Популярные классические произведения в переложении для баяна и аккордеона (для инструментов с готовыми аккордами) / Сост. В. Петров. М.: Музыка, 2004. — 76 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: 3−4 классы ДМШ / Сост. и исп. ред. С. Павина. -М.: Музыка, 1971. Вып. 1. -46 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: 1−2 классы ДМШ / Сост. и исп. ред. Ф. Бушуева и С. Павина. М.: Музыка, 1980. — 48 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: Для муз. уч-щ / Сост. и исп. ред. М. Двилянского. М.: Музыка, 1966. — 48 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: Для муз. уч-щ / Сост. Ю. Блинов. М.: Музыка, 1970. — Вып. 4. — 51 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: Для 1−2 курса муз. уч-щ / Сост. Ю. Акимов и А. Талакин. М.: Музыка, 1972. — Вып. 2. — 52 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: Для муз. уч-щ. М.: Музыка, 1971.-51 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: Для 1−2 курса музыкальных училищ /Сост. С. Павин и П. Шашкин. М.: Музыка, 1975. — Вып. 5. -46 с.
- Педагогический репертуар аккордеониста: Для 3−4 курса музыкальных училищ / Сост. М. Двилянский. М.: Музыка, 1976. — Вып. 6. — 48 с.
- Пьесы: Для аккордеона / Сост. В. Алехин и А. Чиняков. М.: Сов. композитор, 1972. — Вып. 1. — 45 с.
- Пьесы: Для ансамблей аккордеонистов. М.: Музыка, 1965. — Вып. 5.
- Хрестоматия педагогического репертуара: Для аккордеона 1−2 класс ДМШ / Сост. и общ. ред. А. Мирека. М.: Музгиз, 1962.- 103 с.
- Хрестоматия аккордеониста: 1−5 класс ДМШ / Сост. и общ. ред. М. Милиевского. -М.: Музыка, 1965. 66 с.
- Хрестоматия начинающего аккордеониста. М.: Музыка, 1964. — Вып. 1.-58 с.
- Хрестоматия аккордеониста: 5 класс ДМШ. М.: Музыка, 1990. — 78 с.
- Хрестоматия аккордеониста: 3−4 класс ДМШ / Сост. и исп. ред. JI. Гаврилова. М.: Музыка, 2002. — 72 с.
- Хрестоматия: Для ансамблей аккордеонистов: ДМШ / Сост. Г. Бойцова. -М.: Музыка, 2004. 56 с.
- Хрестоматия аккордеониста: Упражнения, этюды: 1−3 класс ДМШ /Сост. и общ. ред. А. Талакина. М.: Музыка, 1989. — 46 с.
- Хрестоматия аккордеониста: 3−5 класс ДМШ / Сост. и исп. ред. Ю. Акимова и А. Талакина. М.: Музыка, 1976. — Вып. 1. — 132 с.
- Хрестоматия педагогического репертуара: Для аккордеона 3−4 класс ДМШ / Сост. Ю. Акимов и А. Мирек. М.: Музыка, 1966. — 129 с.
- Хрестоматия аккордеониста: 4 курс музыкальных училищ / Сост. и исп. ред. М. Двилянского. М.: Музыка, 1983. — 58 с.
- Хрестоматия аккордеониста: 3 курс музыкальных училищ / Сост. и исп. ред. М. Двилянского. М.: Музыка, 1986. — 79 с.
- Большаков Л. В. Пороцкий // Большаков JI. Оренбургская биографическая энциклопедия. Оренбург, кн. изд-во- М.: Русская книга, 2000.-С. 217.
- Быстрая Н. Внук героического деда//Медногорский рабочий. 1984. -24 ноября.
- Быстрая Н. Мой Пушкин // Южный Урал. 1997. — 11 февраля.
- Быстрое В. У нас впервые // Амурский комсомолец. 1975. — 17 декабря.
- Бирюков А. Матросская песня//Южный Урал. 1969.-9 мая.
- Барабаш Я Нет у муз периферии // Красное знамя. 1980. — 19 сентября.
- Вязовкина В. Время шаманить и верховодить // Балет. 1999. — № 4. -С. 6.
- Григорьев А. Музыка держит экзамен // Тихоокеанская звезда. 1975.- 24 декабря.
- Гурьев В. Наступил вечер//Боевой курс. 1965. — 6 января.
- Демченко И. Молодеет от песни душа//Амурский комсомолец.1978.-3 декабря.
- Долинская Е. Аннотация к Концерту для фортепиано с оркестром В. Я. Пороцкого. М., 2000. — Рукопись хранится в личном архиве В. Я. Пороцкого в Москве.
- Задерацкий Вс. Аннотация к Симфонии № 3 В. Пороцкого. М., 1996. -Рукопись хранится в личном архиве В. Я. Пороцкого в Москве.
- Забабуро И. Он служит в городе Ленина//Южный Урал. 1965.-23 марта.
- Забабуро И. Так служит курсант Владимир Пороцкий // Боевой курс.- 1965.- 17 февраля.
- Интервью с секретарем правления Союза композиторов РСФСР Я, Френкелем. География музыки // Советская культура. 1980. — 12 сентября.
- Интервью с художественным руководителем Амурского народного хора В. Пороцким И Амурская правда. 1978. — 5 августа.
- Илюшенко Н. С чем остается слушатель // Амурский комсомолец. 1983. — 9 января
- Корее Ю. В братском союзе // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1986.-Вып. 6.-С. 5.
- Кошмак Г. Утверждение // Амурская правда. 1980. — 14 мая.
- Краснова Е. Композитор Владимир Пороцкий: Дипломная работа
- УГАИ. Уфа, 1990. — Рукопись хранится в архиве УГАИ.
- Лошманов Н. Певец родного края // Амурская правда. 1978. — 3 декабря.
- Лошманов Н. Звучит баян // Амурский комсомолец. 1973. — 15 апреля.
- Лошманов Н. Песня строить и жить помогает // Амурская правда. -1980.- 12 апреля.
- Лошманов Н. В поисках своей темы//Амурский комсомолец. 1977. -16 октября.
- Марич Н. Тринадцатый//Оренбуржье. 1995. — 4 февраля.
- Марич Н. Радость жизни // Оренбуржье. 1993. — 12 августа.
- Пиджуков Г. Встреча с миром прекрасного // Амурская правда. -1976.-2 марта.
- Пороцкий В. Авторы рассказывают // Сов. музыка. 1984. — № 2. — С. 123−124.
- Пороцкий В. Семеро смелых // Амурская правда. 1983. — 2 декабря.
- Пороцкий В. Пою тебя, мой край // Амурский комсомолец. 1983. — 21 марта.
- Побережский В. Амурские мелодии над Москвой-рекой // Амурская правда. 1983. — 14 апреля.
- Ривлин А. Новая программа Амурского хора // Амурская правда.-1978, — 7 ноября.
- Размахнина В. Природа Храм-душа // Театрально-музыкальный альманах. — Красноярск. — 1998−1999.
- Скрыпник А. Песня, жизнь моя //Правда. 1984. — 29 октября.
- Седых О. Царь-рыба на самом деле была русалкой, а московская девушка Эля царской дочерью Анастасией // Сегодняшняя газета. -1999.- 10 апреля.
- Сангаджиева Н. «Царь-рыба» на красноярской сцене//Красноярский рабочий. 1999. — 10 апреля.
- Соломонова Н. Ведущая тема творчества // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1989. — Вып. 8. — С. 220−227.
- Соломонова Н. Сообщение о Хабаровске // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1986. — Вып. 6. — С. 356−357.
- Соломонова Н. Владимир Пороцкий // Сов. музыка. 1976. — № 10. -С. 40.
- Соломонова Н. Расширить границы поиска // Сов. музыка. 1982. -№ 12.-С.69.
- Соломонова Н. Смотр премьер // Сов. музыка. 1984. — № 11. — С. 51−52.
- Юхвидин П. Камерный оркестр от Венеции до Красноярска // Муз. академия. 1996. — № 2. — С. 103.
- Юхвидин П. Мечтания, страсти и сарказмы Владимира Пороцкого. -Красноярск, 1996. Рукопись хранится в личном архиве В. Я. Пороцкого в Москве.
- Юхвидин П. Красноярские музыканты открывают слушателям красноярских композиторов // Культура. 1996. — 4 июня.
- Щедрин Р. Праздник музыки // Красное знамя. 1980. — 16 сентября.72. Нотография:1. нотные издания В. Я. Пороцкого:
- Амурские мелодии-. Сб. песен. Благовещенск, 1972. — 111 с.
- Антология красноярской песни 1828−1998'. Сб. песен. Красноярск:1. Платина, 1998.
- Квартеты советских композиторов. -М.: Сов. композитор, 1989.
- Лейся, песня, над Амуром: Сб. песен. Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1979.- 110 с.
- Поет земля Амурская: Сб. песен. Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1983.- 106 с.
- Приамурье мое: Сб. песен. Благовещенск: Хабаровское кн. изд-во, 1977.- 108 с.
- Пороцкий В. Шесть сонетов Федерико Гарсиа Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано. Партитура. — М.: Сов. композитор, 1991. — 49 с.
- Пороцкий В. Венеция. У могилы Иосифа Бродского: Эпиграф для сопрано и фп.- Соната: Для скрипки и фп. М.: Композитор, 2003.
- Пороцкий В. Горят зарницы над степью: Песня: Для голоса и фп. на сл.
- A. Возняка // Южный Урал. 1966. — 18 сентября.
- Пороцкий В. Загляделась осень: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Возняка // Южный Урал. 1966. — 28 августа.
- Пороцкий В. Песня морских летчиков: Песня: Для голоса и фп. на сл. В. Лешкинова//На страже Заполярья. 1968.-23 июня.
- Пороцкий В. Я помню в морях о тебе: Песня: Для голоса и фп. на сл.
- B.Матвеева //На страже Заполярья. 1967. — 19 марта.
- Пороцкий В. Зейская ГЭС: Песня на сл. И. Рязанова- Прощальная песня: Песня на сл. И. Игнатенко//Амурская правда. 1980.-28 июня.
- Пороцкий В. Я с детства живу в Красноярске: Песня: Для голоса на сл. Н. Еремина // Красноярский рабочий. 1996. — 20 июля.
- Таежные тропы зовут: Сб. песен. М.: Музыка, 1981.2. нотные рукописи В. Я. Пороцкого, хранящиеся в личном архиве О. И.1. Спешиловой в Оренбурге:
- Пороцкий В. Концертино соч. 45: Для аккордеона и камерного оркестра. -Партитура. Красноярск, 1996.
- Пороцкий В. Соната-каприччио соч. 46: Для аккордеона. М., 1996.
- Пороцкий В. Концерт соч.51: Для аккордеона и камерного оркестра. -Партитура.-М., 1997.
- Пороцкий В. Концертное танго соч. 54: Для двух аккордеонов. М., 1997.
- Пороцкий В. Подражание Пьяццолле соч. 65: Для аккордеона. М., 1997.3. нотные рукописи В. Я. Пороцкого, хранящиеся в личном архиве егоматери Н. В. Быстрой в Оренбурге:
- Пороцкий В. Электоропоезд: Пьеса для баяна. Медногорск, 1955.
- Пороцкий В. Экспромт: Пьеса для баяна. Оренбург, 1962.
- Пороцкий В. Шопену: Романс: Для голоса и фп. на сл. А. Фета. -Оренбург, 1962.
- Пороцкий В. Симфоническая картинка: Для симф. орк. Оренбург, 1963.
- Пороцкий В. Паренек-огонек: Песня: Для голоса в сопр. баяна на сл. Н. Быстрой. Оренбург, 1963.
- Пороцкий В. И сирень набирает цвет: Романс: Для голоса и фп. на сл. К. Мусорина. Оренбург, 1963.
- Пороцкий В. Заздравная песня: Песня: Для голоса в сопр. баяна на сл. И. Уткина. Оренбург, 1963.
- Пороцкий В. Экспромт-фантазия: Пьеса для баяна. Оренбург, 1964.
- Пороцкий В. Ветер разлуки студеный ветер: Романс: Для голоса и фп. на сл. Э. Асадова. — Оренбург, 1964.
- Пороцкий В. Песня о Ленинграде: Песня: Для голоса и фп. на сл. В. Гурьева. Ленинград, 1964.
- Пороцкий В. К солнцу лицом: Песня: Для голоса и фп. на сл. Г. Остера. -Североморск, 1965.
- Пороцкий В. В поход: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Баюрова. Л., 1965.
- Пороцкий В. С песней служба трудная легка: Песня: Для голоса в сопр. баяна на сл. В. Матвеева. Благовещенск, 1971.4. нотные рукописи, хранящиеся в личном архиве сестры композитора И. Я. Пороцкой в Оренбурге:
- Пороцкий В. Уходят мальчишки: Песня: Для голоса и фп. на сл. Л. Левинсона. Североморск, 1970.
- Пороцкий В. Песня о капитане мушкетеров: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Мееровича. Североморск, 1970.
- Пороцкий В. Казнили песню: Песня: Для голоса и фп. на сл. А. Падалко. -Благовещенск, 1974.
- Пороцкий В. Офицерским женам: Песня: Для голоса и фп. на сл. В. Сааковой. Благовещенск, 1975.
- Пороцкий В. Концерт соч. 16: Для скрипки с оркестром. Красноярск, 1988.
- Материалы из личных архивов Н. В. Быстрой и И. Я. Пороцкой, хранящиеся в Оренбурге (афишы, программы, пригласительные билеты, письма):
- Концерт Амурских композиторов-любителей: Афиша. Благовещенск, 1975.- 14 декабря в прогр.: произведения В. Пороцкого.
- Концерт 6-го пленума Дальневосточных композиторов: Афиша. -Благовещенск. 1975. — 23 декабря в прогр.: Пороцкий В. Монолог «Горячий снег» из поэмы-оратории «Память».
- Концерт Ю. Дранги на 8 Международном фестивале «Баян и баянисты»: Афиша. М. — 1999. — 22 декабря в прогр.: произведения В. Пороцкого.
- Концерт: Программа. Благовещенск. — 1974. — 15 февраля в прогр.: произведения В. Пороцкого.
- Концерт к 50-летию Победы: Программа. Благовещенск. — 1975. — 9 мая в прогр.: Пороцкий В. Поэма-оратория «Память».
- Письмо В. Пороцкого отцу Я. Пороцкому. Канада, Монреаль. — 1968. -26 марта.
- Письмо В. Пороцкого отцу Я. Пороцкому. Канада, Оттава, 1968. — 23 апреля.
- Письмо В. Пороцкого сестре И. Пороцкой. Красноярск. — 1980. — 10 мая.
- Письмо В. Пороцкого матери Н. Быстрой. Красноярск. — 1996. — 22 августа.
- Письмо В. Пороцкого матери Н. Быстрой. М. — 2000. — 17 июля.182