Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве критериев сформированности творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению дифференцированы и обоснованы: X) мотивационно-потребностный критерий, отражающий степень сформированности творческого мотива и интереса, видение новой проблемы в знакомой ситуации- 2) операциональный критерий, показателем которого являются: качество подготовки к олимпиаде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению
    • 1. 1. Сущность формирования творческой активности учащихся в философских, психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. История проведения первых олимпиад по черчению в Республике Саха (Якутия)
    • 1. 3. Педагогическая модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению
    • 2. 1. Исследование деятельности учителей-предметников по формированию творческой активности учащихся в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
    • 2. 2. Организационно-педагогические особенности формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки учащихся к олимпиадам по черчению
    • 2. 3. Обоснование результатов формирующего эксперимента по формированию творческой активности школьников в процессе подготовки к олимпиадам
  • Выводы по второй главе

Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с повышением потребности современного общества в активной личности и модернизацией образования проблема формирования творческой активности учащихся становится особенно актуальной. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.), сказано: «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования» [120]. В этой связи очевидна необходимость поиска и внедрения образовательных моделей, ориентированных на развитие творческой активности личности путем проведения предметных олимпиад.

Организация и проведение предметных олимпиад направлены на выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, на пропаганду научных знаний и на создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, а также на реализацию целей^и задач приоритетного национального проекта «Образование» в направлении «Государственная поддержка талантливой молодежи». Современное общество ставит перед школой как основным социальным институтом задачу развития творческой личности, важным интегральным качеством которой является творческая активность.

Олимпиада позволяет интегрировать продуктивный опыт учащихся в различных видах деятельности, прежде всего, в проектной и конструкторской, сформировать у них ценностное отношение к творчеству, раскрыть созидательные ресурсы, позволяющие эффективно решать стандартные и нестандартные задачи по черчению.

На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблемы совершенствования методов и форм олимпиадной подготовки, разработки педагогических технологий, направленных на реализацию личностного подхода в обучении. В контексте этого выявляется несомненный приоритет формирования творческой активности школьника, способного к самореализации, самовыражению и саморазвитию.

Анализ имеющихся публикаций по исследуемой теме свидетельствует, что она получила развитие преимущественно в определении критериев оценки продуктов творчества, при этом методика исследования самого качества изучены Е. Е. Туник [193], В. П. Опутниковой [194], А. Н. Ворониным [65] и др. Проблема организации творческой деятельности через проблемные ситуации отражена в работах И. Я. Лернера [129], Т. В. Кудрявцева [123], М. И. Махмутова [145] и других авторов.

Глубокие теоретические обобщения проблем развития творчества учащихся освещены в работах П. Р. Атутова [21], М. М. Зиновкиной [100], П. С. Лернера [129], М. Н. Скаткина [181], Ю. С. Столярова [189], М. Б. Павловой [157] и др.

Раскрытию методов и технологий организации творческой деятельности учащегося посвящены исследования Г. С. Альтшуллера [7], М. М. Зиновкиной [100], Л. И. Шрагиной [212] и др.

Однако процесс формирования творческой активности личности учащегося в политехническом образовании с учетом возможностей самой личности как субъекта творческого саморазвития и системы личностно ориентированного образования не рассматривался.

В отечественной педагогике проблемы создания педагогических условий развития творческих способностей учащихся отражены в известных трудах В. А. Сухомлинского [190], Л. Н. Толстого [192], К. Д. Ушинского [197] и др.

Творческая развивающая среда как условие развития личности рассматривалась в исследованиях Е. В. Бондаревской [46], В. И. Загвязинского [95], А. В. Мудрика [148], В. И. Слободчикова [184], В. В. Серикова [180] и др.

Указанные исследования составляют серьезный научно-теоретический базис для разработки темы настоящего исследования. В то же время, очевидно, что педагогический потенциал формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению в современных условиях не получил полной реализации, и значение предметной олимпиады как фактора их творческой самореализации исследовано недостаточно. Несмотря на наличие серьезных исследований в области педагогической науки, проблема формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению не получила теоретической и практической завершенности.

Анализ научных публикаций и практика проведения предметной олимпиады по черчению позволяют констатировать наличие неразрешенных педагогических противоречий между:

— необходимостью обеспечения высокого уровня творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования у школьников;

— имеющимся творчески-развивающим потенциалом в образовательной системе общеобразовательной школы и недостаточной научно-педагогической обоснованностью процесса формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила определение проблемы настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению?

Таким образом, стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловило проблему и выбор темы диссертационного исследования «Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению».

Объект исследования — процесс формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению;

Предмет исследования — формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Цель исследования — выявить педагогические условия проведения и возможности олимпиад по черчению, экспериментально установить их влияние на эффективность формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Гипотеза исследования основана на предположении, согласно которому формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению будет эффективным, если:

— определена сущностная характеристика творческой активности учащихся как интегративного качества личности, подлежащего формированию в процессе подготовки к олимпиадам по черчению;

— используются возможности процесса подготовки к олимпиадам по черчению для целенаправленного поэтапного повышения творческой активности учащихся;

— определены педагогические условия эффективного функционирования педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

На основании цели и гипотезы определены задачи исследования:

1. Раскрыть основные философские и психолого-педагогические аспекты сущности понятия «творческая активность».

2. Разработать и апробировать опытным путем педагогическую модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

3. Выявить педагогические условия, способствующие повышению творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

4. Определить критерии и доказать эффективность разработанной педагогической модели при формировании творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические подходы к проблеме творческой активности личностиположения психологии и педагогики формирования творческой активности учащихсяконцептуальные идеи педагогических технологий, развивающие творческую активность учащихся как методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных ученых: философские концепции творчества (Г.С. Батшцев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев и др.) — философия образования и методология педагогики (С.И. Гессен, В. В. Краевский и др.) — психология о развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) — концептуальные идеи психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Б. М. Теплов и др.) — теории творческого развития и саморазвития участников образовательного процесса (A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Л. Н. Седова, Е.Л. Яковлева) — педагогика творчества (В.И. Андреев, П. К. Энгельмейер и др.) — педагогические технологии, развивающие творческую активность учащихся (Г.С. Альтшуллер, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская и др.) — концепции политехнического образования (П.Р. Атутов, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер и др.) и зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.). В ходе исследования использовались деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский и др.), личностно-ориентированный (В.В. Сериков, А. А. Леонтьев, И. С. Якиманская и др.), средовой (В.В. Рубцов, Н. Л. Селиванова, В. А. Ясвин и др.) и антропологический (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Н. А. Бердяев, Е.Н. Кабано-ва-Меллер, К. Д. Ушинский и др.) подходы к формированию творческой активности учащихся.

Методы исследования включали: теоретический и эмпирический анализ научных публикациймоделированиеопрос с использованием различных видов анкетирования, бесед, интервьюнаблюдениеанализ деятельности студентовпедагогический естественный экспериментстатистическая обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

— выявлены основные философские и психолого-педагогические аспектысущности понятия «творческая активность», раскрывающие влияние процесса подготовки учащихся к олимпиадам по черчению на формирование их творческой активности;

— установлены педагогические условия формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению (моделирование проблемных ситуацийвнедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального саморазвития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования);

— составлена педагогическая модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, включающая теоретико-методологический, педагогический и процессуально-технологический блоки;

— определены критерии (мотивационный, операциональный и регулятивный) и уровни (аккумулятивный, конструктивный и интеллектуальный) сформированное&tradeтворческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного внедрения педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения, выводы и рекомендации могут найти применение в процессе подготовки школьников к участию в олимпиадах по черчению, способствуя формированию их творческой активности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных и теоретических данныхлогикой научного исследования и применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных цели, гипотезе и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализаразносторонней проверкой и внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики и инженерной графики Якутского государственного университета имени М. К. Аммосована межвузовской научно-практической конференции «Инновационное обеспечение образовательной деятельности вуза» (г. Якутск, 2008 г.), I всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы строительства и жизнеобеспечения: безопасность, качество, энерго-и ресурсосбережение» (г. Якутск, 2008 г.), межрегиональной научно-методической конференции «Инновационные технологии в современном образовательном процессе в ВУЗе» (г. Иркутск, 2009 г.) — на республиканских курсах повышении квалификации учителей черчения, в научных публикациях, среди которых три публикации в издании из реестра ВАКа Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные идеи исследования содержатся в практических рекомендациях по организации и подготовке учащихся к олимпиадам по черчению. На основе материалов научного исследования разработаны учебно-методические рекомендации для повышения уровня графической подготовки учащихся общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия).

Базой исследования явились Республиканский лицей-интернат, СОШ № 2, 14, 21, 23, 29 и Физико-технический лицей г. Якутска. В опытно-экспериментальной работе участвовали 250 учащихся, 100 учителей и 40 экспертов.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (2004;2005 гг.) — поисково-теоретический. Изучались и анализировались научная литература по проблеме, опыт проведения республиканских олимпиад по черчению. Разрабатывалась гипотеза, методика выявления уровня сформированности творческой активности, обобщался опыт работы учителей по подготовке школьников к участию в, олимпиадах по черчению.

II этап (2006;2007 гг.) — опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом, разработкой и апробацией педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, выявлением педагогических условий организации и проведения олимпиады в контексте ее обновления и совершенствования.

III этап (2008;2009 гг.) — обобщающий. Проводился контрольный срез по изучению сформированности творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика творческой активности учащихся, которая рассматривается как системное интегративное качество личности растущего человека, включающая в себя взаимообусловленные и взаимосвязанные аспекты, представленные содержательными и функциональными составляющими, обеспечивающими формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению.

2. Педагогическая модель формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, учитывающая возможности предмета «Черчение», построенная на принципах гуманизма, демократизма, выбора и творчества и включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: теоретико-методологический, педагогический (как обеспечивающий), педагогический (как системообразующий), технологический (как критериально-оценочный, результативный).

3. Педагогические условия эффективного функционирования педагогической модели формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, включающие в себя: моделирование проблемных ситуаций в системе личностно-ориентированных заданийсоздание творческой среды, стимулирующей творческое отношение учащихся к процессу подготовки к олимпиадамвнедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального творческого саморазвития учащихся.

Структура диссертации отражает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

1. Результаты исследования деятельности учителей-предметников по формированию творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению выявили два основных направления: первое направление ориентировано на выявление формирования у школьников творческой активности и интереса к черчению и на создание необходимых условий для подготовки к олимпиаде. Второе направление ориентировано на повышение заинтересованности и стимулирование учащихся к участию в олимпиадах по черчению.

2. Анализ учебно-методических пособий, учебников позволил выявить, что учебники направлены на формирование и развитие графической культуры учащихся, их пространственного мышления (приемам выполнения и правилам оформления чертежей, способам проецирования, чтения и выполнения чертежей деталей, сборочных чертежей).

3. Механизм формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам предусматривает эффективное включение в учебную деятельность различных форм внеклассной работы, предусматривающей выполнение творческих графических заданий.

4. Проведенный нами педагогический эксперимент показал, что:

— экспериментальная программа курса «Черчение» обеспечивает успешность подготовки к олимпиадам по черчению;

— содержание программы и интеграция некоторых разделов с вузовским компонентом оказались доступными для участников олимпиады;

— разработанные дополнительные задания по формированию творческой активности способствуют активизации учащихся, повышают интерес к олимпиаде;

— апробация педагогической модели доказала эффективность разработанных механизмов процесса подготовки к олимпиадам по черчению.

Система подготовки к олимпиадам по черчению с точки зрения формирования творческой активности учащихся опережает знаниевую модель графического образования, т.к. она: обеспечивает развитие творческой активности учащегося исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельностипредставляет каждому ученику, опираясь на его способности, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельностиобеспечивает широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке творческих задач на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установокразвивает индивидуальность ученика, создает все условия для его саморазвития, самовыраженияличностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть на признании разнообразия содержания и форм процесса к подготовке к олимпиаде, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели формирования творческой активности учащихся.

Успешному формированию творческой активности школьников в процессе подготовки к олимпиадам по черчению способствует создание следующих педагогических условий:

— моделирование проблемных ситуаций в системе личностно ориентированных заданийсоздание среды, стимулирующей творческое отношение учащихся к процессу подготовки к олимпиадамвнедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального творческого саморазвития учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению;

— подготовка учителя черчения, владеющего инновационными педагогическими технологиями и методикой преподавания черчения, исходя из выявления индивидуальных особенностей учащихся на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило теоретически обосновать и опытным путем доказать, что специально организованное содержание процесса подготовки к олимпиадам по черчению, построенное на деятельностном, личност-но-ориентированном, средовом и антропологическом подходах, обеспечивает его дидактичность не только в том, что оно позволяет повысить уровень графических знаний и умений учащихся, но и в том, что процесс подготовки к олимпиаде развивает учащихся, пробуждая их познавательную инициативу, развивая гибкость мышления, познавательный интерес, что способствует в итоге формированию их творческой активности.

Творческая активность рассматривается нами как качество личности, как личностная потребность, как высший уровень познавательной активности учащихся, которую мы расцениваем и как цель деятельности, и как способ её достижения, и как результат.

Творчество в процессе подготовки к олимпиадам по черчению имеет психологические аспекты — личностный и процессуальный, что предполагает наличие у личности определенных качеств: соответствующего уровня графических способностей, творческого воображения, развитой интуиции, мотивов, знаний и умений, самостоятельности и потребности в самоактуализации, благодаря которым учащийся способен не только повысить свой уровень графических ЗУН, добиться высоких результатов на олимпиадах, но и стать поистине творческой личностью, способной на принятие нестандартных, оригинальных решений не только в процессе обучения, но и в будущей профессиональной деятельности.

В ходе проведенного педагогического исследования были получены следующие основные результаты:

1. Теоретический анализ различных подходов к проблеме формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению позволяет рассмотреть понятие «творческая активность» как психологопедагогический феномен, являющийся сложным интегративным образованием, включающим набор компонентов, представляющих совокупность систематизированных графических знаний, умений и навыков, личностных качеств, прак-тикоориентированного опыта учащихся и индивидуальных способностей к самореализации, самовыражению и саморазвитию.

2. Формирование творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению достигается при реализации следующих педагогических условий: моделирование проблемных ситуаций в системе личностно-ориентированных заданийсоздание среды, стимулирующей творческое отношение учащихся к процессу подготовки к олимпиадамвнедрение педагогической технологии формирования творческой активности учащихся в условиях творческой среды, обеспечивающей сопровождение индивидуального творческого саморазвития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.

3. В качестве критериев сформированности творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению дифференцированы и обоснованы: X) мотивационно-потребностный критерий, отражающий степень сформированности творческого мотива и интереса, видение новой проблемы в знакомой ситуации- 2) операциональный критерий, показателем которого являются: качество подготовки к олимпиаде по черчениюсформированность значимых обобщенных графических уменийпознавательная, творческая самостоятельностьспособность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию творческих задач- 3) регулятивный критерий, раскрывающий практический, действенный, регулятивный характер личностно-творческой позиции и проявляющийся в способности учащихся к ее рефлексивной саморегуляции и реализации в творческой деятельности, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в творческий, которое определяется по следующим показателям: целеустремленность, организованность, рефлексивность.

Проведенное исследование не исчерпывает всех возможностей решения проблемы формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиадам по черчению, а показывает лишь один из много-численных путей ее реализации в условиях личностно-ориентированного образования. Анализ всех результатов исследования позволяет заключить, что в настоящее время в условиях общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) при реализации рекомендуемых педагогических условий возможна значительная оптимизация процесса формирования творческой активности учащихся в процессе подготовки к олимпиаде по черчению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская / АН СССР, Ин-т психологии / Отв. ред. В. А. Лекторский.- М.: Наука, 1980.- 335 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.- М.: Мысль, 1999.- 303 с.
  3. , А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков / А. С. Адаменко.- М., 2003.- С. 38−40.
  4. , В.Е. Организация технического творчества учащихся / В. Е. Алексеев.- М., 2004.- С. 23−38.
  5. , Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. И. Алексеев.- Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.- С. 45.
  6. , Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер.- М.: Московский рабочий, 1973.- С. 71.
  7. , Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер.- М.: Советское радио, 1979.- С. 52.
  8. , Б.С. О таланте и способностях: Очерки о самовоспитании / Б. С. Алякринский, — М.: Знание, 1971.- 175 с.
  9. , Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили.- М.: Педагогика, 1984.- 296 с.
  10. , Ш. А. Избранные психологические труды: В 2 т. / Ш. А. Амонашвили.- М.: Педагогика, 1980.- Т.2.- 230 с.
  11. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили.- Минск.: Университетское.- Сер. «Ун-т школа», 1990.- 560 с.
  12. , Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев.- Изв. АПН РСФСР, вып. 18.- М., 1988.- С. 75.
  13. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- 3-е изд.-С-Пб.: Питер.- Сер. Мастера психологии, 2001.- 288 с.
  14. , В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.- 560 с.
  15. , В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития.-2-е изд./ Андреев В.И.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
  16. , В.Г. Мотивация и формирование личности / В. Г. Асеев.- М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  17. , А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.-М: Педагогика, 1989.- 280 с.
  18. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов.- М.: Изд-во МГУ, 1990, — 367 с.
  19. , Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова.- М. МПСИ, 2000.- 272 с.
  20. , Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / Т. Н. Астраханцева.- Чебоксары, 2002.- 20 с.
  21. , П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников / П. Р. Атутов.- М.: Педагогика, 1976.- С. 23.
  22. , Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Ба -баева, Н. С. Лейтес и др. / Под ред. Н. С. Лейтеса.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 416 с.
  23. , Ю.К. Педагогика: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 2004.- 461с.
  24. , Ю.К. Педагогика: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю.К. Бабан-ского.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
  25. , С.И. Опыт преподавания некоторых разделов курса черчения в средней школе: Дис. канд. пед. наук./ С. И. Банашек.- М., 1977.- 253 с.
  26. , А.Г. Организация учебно-методической работы в вузе / А. Г. Барабанов.- Краснодар, 1990.- 98 с.
  27. , А.Г. Техническое творчество школьников / А. Г. Барабанов, В. Е. Гурин.-Краснодар: Книжное издательство, 1981.- 104 с.
  28. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев.- М.: Изд-во Русск. христ. гуманит. ин-та, 1997.- 464 с.
  29. , Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления / Е. Батоврина // Управление персоналом.- 2004.- № 20.- С. 16.
  30. , М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова / М. М. Бахтин.- М.: Искусство, 1979.- 423 с.
  31. , А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. С. Белкин.- М.: Академия, 2000.- 192 с.
  32. , А. Собрание сочинений: В 4-х т. / Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / А. Бергсон.- М.: Московский клуб, 1992.-Т.1.- 336 с.
  33. , Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев.- М.: Фолио-Аст, 2002.- 688 с.
  34. , Н.А. Философия творчества, культура и искусства / Н. А. Бердяев.- М.: ИЧП «Лига», 1994, — 521 с.
  35. , Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн.- М.: Акад. пед. наук СССР, 1966.- 349 с.
  36. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  37. , М.А. Творчество в науке и технике / М. А. Блоха.- Петроград, 1920.- С. 20.
  38. , Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества / Д. Б. Богоявленская / Под ред. JI. Дорфмана и др.- М.: Смысл, 2000.- С. 186.
  39. , Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2002.- 320 с.
  40. , Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии.- 1999.- № 2.- С. 52.
  41. , И.К. Дидактические условия развития у учащихся 5−7 классов технического мышления (на материале черчения и труда): Дис.. канд. пед. наук / И. К. Божинов.- М., 1996.- 295 с.
  42. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М: Междунар. пед. академия, 1995.- 209 с.
  43. , Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1973.- 156 с.
  44. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров.- М.: Сов. энциклопедия, 1991.- Т.1.- 863 с.
  45. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская.- Ростов-на/Д, 2000.- С. 201.
  46. , В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя / В. Б. Бондаревский.- М.: Просвещение, 1985.- 143 с.
  47. , Э. де. Серьезное творческое мышление / Э. де Боно: Пер. с англ.- М.: Попурри, 2005.- 416 с.
  48. , Ю. Фома Аквинский: Пер. с польск.- М. Гуренко.- 2е изд.: Мысль (Мыслители прошлого) / Ю. Боргош.- М., 1975.- 183 с.
  49. , Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.- СПб.: Питер, 2000.- 304 с.
  50. , А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов.- М .: Педагогика, 1979.- 255 с.
  51. , А.Д. Черчение: Учеб. для 7−8 кл. сред, общеобраз. шк .5-е изд., дораб. / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский.-М.: Просвещение, 1993.- 255 с.
  52. , А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии, 1982.- № 2.- С. 28.
  53. , В.И. Наглядные средства обучения в преподавании изобразительного искусства / В. И. Булавко.- Витебск, 2001.- 143 с.
  54. , Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей / Т. Бьюзен, — Минск: Попурри, 2001.- 188 с.
  55. Бэкон, Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф.Бэкон.- М.- С. 288. / АН СССР, ин-т философии / Под ред. А. А. Субботина: Мысль, 1972.- Т. 2, — 582 с.
  56. , Е.А. Методика обучения черчению / Е. А. Василенко.- М.: Просвещение, 1990.- 245 с.
  57. , К.Н. Этика и педагогика творческой личности / К.Н. Вент-цель.-М., 1912.- Т. 2.- С. 88.
  58. , В. История философии / В.Виндельбанд.- СПб, 1898.-С. 373.
  59. , В.Н. Начертательная геометрия.- Минск: Амалфея, 2001.-386 с.
  60. , В.Н. Сборник задач и упражнений по черчению: Учеб. пос. для общеобр. школы с русским языком обучения / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, JI.H. Коваленко.- Минск: Народная асвета, 2000.- 128 с.
  61. , В.Н. Словарь-справочник по черчению: Кн. для учащихся / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, А. А. Альхименок и др.- М.: Просвещение, 1993.- 158 с.
  62. , В.Н. Черчение / В. Н. Виноградов.- М.: Апрель, 2001.224 с.
  63. , И.П. Приобщение к творчеству / И. П. Волков, — М.: Просвещение, 2002.- С. 59.
  64. Воронин, А. Н, Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии / А. Н. Воронин // Журнал Высшей школы экономики. Психология, 2006.- Т. З, № 3.- С. 35−58.
  65. , А.И. Интуитивная философия Бергсона / А. И. Воронов.- М., 1962.- С. 111.
  66. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский //Психология, — М.: Эксмо-Пресс, 2000.- С. 85.
  67. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс.- Сер.: Мир психологии, 2000.-1008 с.
  68. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования: Забота поддержка — консультирование. Вып.6.- М., 1996.- 347 с.
  69. , П.Я. Введение в психологию: Учеб. пос. для вузов / П. Я. Гальперин, — Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.- 332 с.
  70. Гегель, Г. В.Ф. / Эстетика: Пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель / Под ред. М. Лифшица: В 4хт.- М.: Искусство, 1968.- Т. 1.- 312 с.
  71. , К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании: Соч. в 2-х т. / К. А. Гельвеций.- М., 1974.- Т.2.- 484 с.
  72. , В.А. Творчество на уроках черчения / В. А. Гервер.- М.: ВЛАДОС, 1998.- С. 56.
  73. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пос. для вузов / С. И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев.- М.: «Школа-Пресс», 1995.- 488 с.
  74. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пос. для учителя / А. А. Гин.- 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2004.- 135 с.
  75. , Г. А. Творчески одаренная личность, проблемы и метод исследования. Учеб. пос. /Г.А. Глотова.- Екатеринбург: УрГУ, 1992.- С. 128.
  76. Гоббс, Т.: Сочинения в 2-х т./ Т.Гоббс.- М.: Мысль, 1989.-Т.1.- С. 112.
  77. , P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская.- СПб., 1994.- 236 с.
  78. , Э. Креативность в паблик рилейшнз / Э. Грин.-СПб.: Нева, 2003.- С. 54.
  79. , К.М. Психодиагностика и школа / К. М. Гуревич.- Таллин, 1980.- С. 56.
  80. , К.М. Психологическая диагностика: Учеб. пос. К. М. Гуревич.-М., 1997.- 301 с.
  81. , В.Е. Концепция обучения / Педагогика: опыт, проблемы, перспективы В. Е. Гурин.- Краснодар, 1999.- С. 65.
  82. , В.Е. Психология конструирования новых концепций развития личности В.Е. Гурин // Личность и бытие: Личность и профессия: матер, все-росс. науч.-практ. конф.- Краснодар, 2000.- С. 45.
  83. , В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов.- М.: Педагогическое сообщество России, 2000.- С. 323.
  84. , В.В. Деятельностная теория мышления / В. В. Давыдов.- М.: Научный мир, 2005.- 240 с.
  85. , В.В. Психологический словарь, В.В. Давыдов.- М.: Педагогика-Пресс, 2001.- 440 с.
  86. , Р. Начала философии / Р. Декарт // Избр. произв.- М., 1950.-С. 114.
  87. , Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делез/.- М.: ПЕРСЭ, 2001.- 351 с.
  88. , В. Сущность философии / В. Дильтей.- М., 2001.- С. 121.
  89. , Т.Б. Дени Дидро / Т. Б. Длугач.- М.: Изд-во Канон+РООИ «Реабилитация», Реабилитация, 2009.- 208 с.
  90. , Н.Ф. О селективности и динамике внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии, 1975.- № 2.- С. 54.
  91. , Дж. Реконструкция в философии- Проблемы человека / Дж. Дьюи: Пер. с англ., послесл. и примеч. JI. Е. Павловой.- М.: Республика, 2003.- 168 с.
  92. , JI.B. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству: Автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.B. Желондиевская.- М., 2000.- 16 с.
  93. , В.И. Теория обучения. Современная интерретация: Учеб. пос. / В. И. Загвязинский.- М.: Академия, 2001.- 188 с.
  94. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника.- М.: Знание, 1982.- 96 с.
  95. Закон РФ об образовании.- М.: Изд-во ПРИОР, 2002.- 48 с.
  96. , И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 190 с.
  97. , И.А. Педагогическая психология: Учеб. пос. / И. А. Зимняя.-Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- 480 с.
  98. ЮО.Зиновкина, М. М. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.- М., 2008.- С. 52.
  99. , В.П. Становление и развитие непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия): Дис.. докт. пед. наук./ В. П. Игнатьев.- М.: Моск. гос. пед. ун-т, 2003.- 425 с.
  100. , Т.А. Педагогика школы / Т. А. Ильина, — М., 2002.- С. 18.
  101. История философии: Энциклопедия, — М.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2002, — с. 218.
  102. , М.С. Мир общения / М. С. Каган.- М., 1988.-319 с.
  103. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган.- С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.- 416 с.
  104. , Н.Г. Дидактика / Н. Г. Казанский.- М., 2004.- С. 33.
  105. , И. Сочинения: В 6 т. / Под ред. Т. И. Ойзерман. Сер. Философское наследие / И. Кант.- М.: Мысль, 1966.- Т.5.- 568 с.
  106. , П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи / П. Л. Капица. Вопросы философии, 1971.- № 7.-С. 56−57.
  107. Карточки-задания по черчению: Пос. для учителя. 8 кл. / В. В. Степакова, Л. Н. Анисимова, В. А. Гервер и др. / Под ред. В. В. Степаковой.- М.: Просвещение, 2000.- 64 с.
  108. Ш. Кизевич, Г. В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день /Г.В. Кизевич.- М.: Дело, 2000.- 134 с.
  109. , Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук / Е. В. Киселева.- Челябинск, 2000.- 167 с.
  110. Книга методик образовательной программы «Мой выбор».- М.: Изд-во «Ижица», 2004.- 146 с.
  111. , Г. М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. зав-й / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.- М.: Изд-й центр «Академия», 2000.- 176 с.
  112. , А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева.- Пенза, 1994.- 344 с.
  113. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1982.- Т. 1.- 656 с.
  114. , Д.М. Основы теории творчества / Д. М. Комский.- Екатеринбург, 2003.- С. 28.
  115. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон.-М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  116. Кон, И. С. Развитие личности ребенка / И. С. Кон.- М.: Педагогика, 1987.-212 с.
  117. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.).
  118. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета, 2002.- № 11.- С. 2−4.
  119. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 гг. // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций МО России, 2005.- № 22.- С. 7.
  120. , В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцева, Г. К. Уразалиевой, И. Л. Кириллова.- М.: ИДОСВ РАО, АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева».- М., 2003.- С. 41.
  121. , Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в инте-гративном деятельностном поле курса «Основы дизайна»: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Ладыгин.- М., 2000.- 16 с.
  122. , Г. В. Сочинения в 4-х т. (Серия: Философское наследие) / Г. В. Лейбниц.- М.: Мысль, 1989.- Т. 3.- 560 с.
  123. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.-М.: Полит, издат., 1977.- 287 с.
  124. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1971.- 274 с.
  125. , И .Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер.-М, 2004.- С. 66.
  126. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика, 1996.- № 2.- С. 7.
  127. НО.Лернер, Л. С. Галилей и призрак Джордано Бруно / Л. С. Лернер, Э. А. Госселин // В мире науки, 1987, № 1.- С. 80.
  128. , М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии, 1982, № 4.- С. 18.
  129. , Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Избр. философ, произв.: В 2 т.- М., 1960. Т. 1.- С. 600.
  130. , Б.Ф. Развитие пространственного воображения в процессе обучения черчению /Б.Ф. Ломов // Проблемы общей и индустриальной психологии.- Л., 1963.- 35 с.
  131. Лук, А. Н. Мышление и творчество ./ А. Н. Лук.- М.: Политиздат., 1976.- 144 с.
  132. , Л.И. Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах: Автореф. дис. канд.. пед. наук / Л. И. Луцкане.- Чебоксары, 2000.- 21 с.
  133. , А.В. Истоки гуманитарного направления в психологии: На материале трудов В. Дильтея: Дис.. канд. психол. наук / А. В. Лызлов.- М., 2006.- 17 с.
  134. , К.В. Актуализация творческого потенциала личности / К. В. Макарова.- М.: Изд-во УРАО, 2000.- С. 115.
  135. , М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Автореф. дис. канд.. пед наук / М. Ф. Макарова.- Саратов, 2004.- 21 с.
  136. , К. Собр. соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М., 1981.- Т. 39.-С. 125.
  137. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу.-СПб., 1997.- С. 97.
  138. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1999.-С. 121.
  139. НЗ.Матюшкин, М. А. Мышление, обучение, творчество / М.А. Матюш-кин.- М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 170 с.
  140. , A.M. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин.- М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
  141. , М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махму-тов.-М.: Педагогика, 2002.- 184 с.
  142. , М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина.- Минск: Харвест, М.: ACT, 2003.- 432 с.
  143. , Б.Г. Черчение / Б. Г. Миронов.- М.: Машиностроение, 1991.77 с.
  144. , А.В. Социализация человека: Учеб. пос. для студ. высш. учебн. заведений / А. В. Мудрик.- М.: Издательский центр «Академия «, 2004.304 с.
  145. , Р.Д. Развитие интереса к математике учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Д. Мустакимов.-Якутск, 2000.- 17 с.
  146. , В.Д. К изучению надежности работы человека- оператора в автоматизированных системах / В. Д. Небылицын // «Вопросы психологии», 1961.-№ 6.-С. 9.
  147. , Н.С. Политехническое образование в средней школе Северо-востока России: Сб. статей и интервью / Н. С. Николаев.- Якутск: «Бичик», 1997.- 256 с.
  148. , Н.С. Проведение олимпиад по черчению: Пос. для учителя. Из опыта работы / Н. С. Николаев.-М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
  149. , A.M. Российское образование в новой эпохе / A.M. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития.- М.: Эгвес, 2000.- 272 с.
  150. , М.Б. Технология: Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пос. для учителя 6 класс / Под ред. Сасовой И. А. / М. Б. Павлова, Дж. Питт, И. А. Сасова.- М: ИЦ Вентана-Граф, 2004.- 144 с.
  151. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.
  152. , В.А. К психологии активности личности / В. А. Петровский // Вопросы психологии, 1975.- № 3.- С. 25.
  153. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /
  154. B.А. Петровский.- Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.- 237 с.
  155. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый.- М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
  156. , З.Н. Психологические основания проектирования развивающих образовательных программ на старшей ступени образования в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / З. Н. Платонова.- М., 2006, — 24 с.
  157. , И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС, 2000.- Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.
  158. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Стернберга. СПб., 2002.1. C. 142.
  159. , Н.Г. Черчение / Н. Г. Преображенская.- М.: Вентана-Граф, 2002.- С. 121.
  160. , В.М. Психология: Учеб. пос. / В. М. Кроль.- М.: Выс. школа, 2005.- 736 с.
  161. , Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери: Пер. с итал. / Под ред. С. А. Мальцевой.- Издательство «Пневма», С-Петербург, 2003, — 880 с.
  162. , Дж. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Дж. Рензулли, С. М. Раис / Под ред. Д. Б. Богоявленской.- М., 1997.- С. 214.
  163. , Т. Творческое воображение / Т. Рибо.- М., 1901.- С. 12.
  164. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М. М. Исениной / К. Р. Роджерс / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И.- М.: Прогресс. Универс, 1994.- 480 с.
  165. , К.Р. Становление личности / К. Р. Роджерс.- М.: Прогресс, 1994.-С. 112.
  166. , И.А. Методика преподавания черчения / И. А. Ройтман.- М.: Владос, 2002.- 240 с.
  167. , C.JI. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн.- М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328 с.
  168. , C.JI. Принцип творческой самодеятельности / C.JI. Рубинштейн // «Избранные философско-психологические труды».- М., 1997.-438 с.
  169. , В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов.- М., 1979.- 352 с.
  170. , Т.Т. Обучать творчеству: из истории становления технического образования в Якутии / Т. Т. Савинов.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.-145 с.
  171. , А.В. Педагогические условия развития графических умений студентов вуза: Дис.. канд. пед. наук / А. В. Савицкая.- Челябинск, 2000.157 с.
  172. , М.М. Черчение 7−8 кл. / М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 1991.- С. 121.
  173. , Е.Н. Дидактическая концепция развивающей функции обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук / Е. Н. Селиверстова.- М., 2006.- 41 с.
  174. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии /В.В. Сериков.- Волгоград, 1994.- С. 18.
  175. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин.- М, 1986.- С. 92.
  176. С л астении, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова.- М.: «Академия», 2003.- 192 с.
  177. , В.А. Общая педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов/ Под ред. В.А. Сла-стенина: В 2 ч.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Ч.2.- 156 с.
  178. , В.И. Основы психологической антропологии человека: Введение в психологию субъектности: Учеб. пос. для вузов. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
  179. , Б. Этика / Б.Спиноза.- М.:Аста-Пресс, Мегакон, 1993.-248 с.
  180. , А.Г. Философия / А. Г. Спиркин.- М.: Гардарики- Серия: Disciplinae, 1999.- 816 с.
  181. , Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др.- СПб.: Питер, 2002.- 272 с.
  182. , Ю. С. Техническое творчество учащихся / Ю. С. Столяров.-М.: Просвещение, 1984.- 222 с.
  183. , И.С. Научное творчество / И. С. Сумбаев.- Иркутск, 1957.1. С. 45.
  184. , В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская / В. А. Сухомлинский.-М.: Педагогика, 1981.- Т.З.- 640 с.
  185. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов.-М., 1961.- 776 с.
  186. , Л. Н. Поли. собр. соч. / Л. Н. Толстой.- М., 1953.- С. 85.
  187. , Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник.- СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.-С. 141.
  188. , Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств дошкольников и школьников / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова.- СПб: «Речь», 2005.- 104 с.
  189. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе.- М., 1966.- 450 с.
  190. , Дж. Б. Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон.-М.:-Л., 1926.-С. 36.
  191. , К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский.- М.: Педагогика, 1974.- Т. 1.-581 с.
  192. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть И. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации.- М., 2004.
  193. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.
  194. , В. Человек в поисках смысла /В. Франкл / Под общей ред. Л .Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1991.- 245 с.
  195. Фрейд, 3. Психоанализ, религия, культура / 3. Фрейд.- М., 1992.- 296с.
  196. , А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А. В. Хуторской.- СПб.: Питер, 2001, — 544 с.
  197. , А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пос. для учителя / А. В. Хуторской.- М.: ВЛАДОС, 2000.319 с.
  198. , А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А. В. Хуторской.- СПб: Питер, 2001.- 544 с.
  199. , А.В. Человекообразующее обучение / А. В. Хуторской // Физика в школе, 1990.- № 5.- С. 56−58- 1991.- № 2.- С. 56−59.
  200. Человекоцентрированный подход в образовании, психотерапии, психологии.- Ростов-н/Д, 1996. С. 24−25.
  201. , В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложиз-ненных ориентации учителя / В. Э. Чудновский // Современные проблемы смысла жизни и акме, — М.- Самара, 2002.- С. 177.
  202. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1994.- 315 с.
  203. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384 с.
  204. , С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С. Д. Шевченко.-М., 2001.- С. 122.
  205. , Ф.В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг.- М., 1996.- 496 с.
  206. , Л.И. Логика воображения: Учеб. пос. / Л. И. Шрагина.-Одесса: ПОЛИС- «Черноморье», 1995.- 112 с.
  207. , А.Т. Проблемы теории творчества: Монография / А. Т. Шумилин.- М.: Высш. шк., 1989.- 143 с.
  208. , Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса / Е. И. Щебланова // Психологическая диагностика, 2004.- № 11.- С. 20.
  209. , П.К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер.- СПб, 1912.- С. 35.
  210. , Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э. Эрик-сон / Общ. ред. Толстых А.В.- М.: «Прогресс», 1996.- 344 с.
  211. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1978.- С. 78.
  212. Юм, Д. Сочинения / Д. Юм: В 2-х т.- М.: Мысль: Сер. Философское наследие, 1965.- Т. 1.- 847 с.
  213. , B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников / B.C. Юркевич.- М.: Просвещение, 1986.- С. 112.
  214. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе: Сер. Библиотека журнала «Директор школы». 2001.176 с.
  215. , И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская.- М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
  216. , В. Философия творчества в диалогах Платона / В. Яковлев // Вопросы философии, 2003.- № 6.- С. 154.
  217. , О.Ю. Ценностно-смысловой подход в обучении философии как средство личностного развития школьников: Дис.. канд. пед. наук / Урал, гос. пед. ун-т / О. Ю. Яценко.- Екатеринбург, 2000.- 17 с.163
Заполнить форму текущей работой