Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII — XX веков
Диссертация
Процесс индивидуализации (персонификации) голосов и тембров развивается по диалектической спирали, где последующий виток повторяет предыдущий, но на новом уровне художественных идей. Так, в добарочную эпоху выбор инструментов определялся лишь соответствием регистра диапазону партии, тембровость здесь была случайным и вариантным результатом. Оркестров как таковых в современном смысле этого слова… Читать ещё >
Содержание
- Часть I. История камерного оркестра
- Глава 1. Западноевропейское барокко
- 1. 1. Истоки камерного оркестра
- 1. 2. Формирование камерного оркестра в творчестве
- А. Корелли
- 1. 3. Большой и камерный оркестры Вивальди
- 1. 4. Оркестры эпохи И. С. Баха
- Глава 2. Классические и романтические традиции
- 2. 1. Камерный оркестр венского классицизма
- 2. 2. Жанровая природа и исполнительские аппараты камерного оркестра романтизма
- Глава 3. Западноевропейский камерный оркестр XX века
- 3. 1. Творчество композиторов. Типы и виды камерного оркестра
- 3. 2. Исполнительство
- Глава 4. Камерный оркестр в отечественной музыкальной культуре
- 4. 1. Русский камерный оркестр конца XVIII — первой половины XIX веков
- 4. 2. Отечественный камерный оркестр в XX веке
- Выводы
- Часть II. Камерный оркестр в современной музыкальной культуре
- Глава 5. Составы, художественные возможности
- 5. 1. Характерные особенности камерно-оркестрового письма. Признаки камерно-оркестрового сочинения
- 5. 2. Камерно-оркестровый аппарат: организационные связи и управление. Признаки камерно-оркестрового аппарата
- 5. 3. Проблема исполнения сочинений для ненормированных составав
- Глава 6. Функции камерного оркестра в музыкальной культуре
- 6. 1. Камерный оркестр в музыкальной жизни современности. Признаки мобильности камерного оркестра
- 6. 2. Панорама исполнительских стилей
- Глава 7. Основные вопросы интерпретации
- 7. 1. Краеугольный вопрос интерпретации музыки минувших эпох
- 7. 2. Приоритетные слагаемые интерпретации камернооркестровой музыки барокко, классицизма, романтизма, XX века
- Выводы
Список литературы
- Аберт, Г. В. А. Моцарт / Пер. с немецкого и коммент. К. К. Саквы. -2-е изд. — М.: Музыка, 1987.1. Ч. 1, кн. 1−1987.-534 с. 1. Ч. 2, кн. 2−1988.-606 с. 1. Ч. 2, кн. 1−1989.-495 с. 1. Ч. 2, кн. 2−1990.-558 с.
- Адорно, Т. Избранное: Социология музыки. СПб.: Университетская книга, 1999.-445 с.
- Акопян, Л. «Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии // Муз. академия. 1997. — № 4. — С. 185−192.
- Алексеева, А. Владимирский камерный // Муз. жизнь. 1982. -№ 1. — С. 23.
- Андреев, В. Новые произведения, новые концертанты // Сов. музыка. -1960.-№ 3.-С. 129−130.
- Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 344 с.
- Арановский, М. Г. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960−1975 годов: Исследовательские очерки. -Л.: Сов. композитор, 1979. 286 с.
- Арановский, М. Г. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка, 1991.-320 с.
- Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. современник. М., 1987. — Вып. 6. — С. 5−44.
- Асафьев, Б. В. К приезду Персимфанса // Красная газета. -1929. 24 янв.
- Асафьев, Б. В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. — 280 с.
- Асафьев, Б. В. Мастерская камерного исполнительства. Объяснительная записка к плану ее художественного строительства. ЦГАЛИ, ф. 2658, on. 1, е.х.219.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. JL: Музыка, 1971.-376 с.
- Баранкин, Е. Новые «Ночные серенады» // Сов. музыка. 1985. -№ 3. — С. 54−55.
- Баринова, Г. И мастерство, и вдохновение // Сов. культура -1984. 5 янв.
- Баринова, Г. Концерты немецких музыкантов // Правда. -1955. -25 сент.
- Барсова, И. А. Камерный оркестр // Муз. энциклоп. М., 1974. -Т. 2.-С. 675−676.
- Барсова, И. А. Камерный оркестр Пауля Хиндемита (Kammermu-siken № 1−7) // Музыка и современность. М., 1975. — Вып. 9. — С. 226−261.
- Барсова, И. А. Оркестр // Муз. энциклоп. М., 1978. — Т. 4. — С. 83−97.
- Барсова, И. А. Аспекты понятия оркестр // Музыка: Науч. реф. сб. -М.: Информкультура, 1982. Вып. 2. — С. 3−7.
- Барсова, И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI первая половина XVin века). — М.: Москов. гос. консерватория, 1997. — 571 с.
- Баршай, Р. Загребский ансамбль // Сов. музыка. 1957.- № 8. -С. 120−121.
- Бронфин, Е. Ф. Сен-Санс // Муз. энциклоп. М., 1978. — Т. 4. — С. 920.
- Баршай, P. Virtuosi di Roma // Сов. музыка. 1961. — № 7. — С. 95−96.
- Басок, М. Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра: Автореферат дис.. канд. искусствоведения. Киев, 1984. — 24 с.
- Башкиров, Д. Ульяновский камерный оркестр // Сов. музыка. -1983.-№ 3.-С. 56−58.
- Бенестад, Ф. Эдвард Григ человек и художник / Ф. Бенестад, Д. Шельруб-Эббе. — М.: Радуга, 1986. — 376 с.
- Березин, В. В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: ИСО РАО, 2000. — 387 с.
- Березовчук, Л. Функционально-семиотический подход к теории жанра (анализ работы композитора с жанром на основании симфонического наследия Д. Д. Шостаковича) // Советская музыка 70−80-х годов. Эстетика. Теория. Практика. Л., 1989. — С. 4−31.
- Берни, Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 года по Бельгии, Чехии, Германии и Голландии. М. — JL: Музыка, 1967. — 290 с.
- Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. М.: Музыка, 1989. — Вып. 1.-268 с.
- Бубенникова, JI. Мейерхольд и Шостакович (Из истории создания оперы «Нос») // Сов. музыка. 1973. — № 3. — С. 43−48.
- Варунц, В. Музыкальный классицизм: Исторические очерки. М.: Музыка, 1988. — 80 с.
- Веприк, А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. — 2-е изд., испр. М.: Сов. композитор, 1978. — 429 с.
- Ветлицына, Н. М. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века: Об истоках оркестра в России до Глинки. М.: Музыка, 1987.-92 с.
- Власов, В. Концерт артистов Германской Федеративной Республики // Сов. культура. 1955. — 13 сент.
- Власов, В. Московский камерный: размышления по поводу роковой даты // Муз. академия. 1994. — № 5. — С. 84−88.
- Воспоминания о Шуберте / Сост. Ю. Хохлова. М.: Музыка, 1964.
- Гайдамович, Т. Камерный оркестр К. Мюнхингера // Сов. музыка. -1959.- № 2. -С. 128−130.
- Гайдамович, Т. Капелла «Колониензис» // Сов. музыка. 1964. -№ 4. — С. 167.
- Гаккель, Л. Е. Девяностые. Конец века глазами петербургского музыканта. СПб.: Культ-информ-пресс, 1999. — 288 с.
- Гейрингер, К. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1965. — 432 с.
- Галь, Г. Брамс, Вагнер, Верди: Три мастера три мира. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 640 с.
- Гинзбург, Л. История скрипичного искусства / Л. Гинзбург, В. Григорьев. Вып. 1. М.: Музыка, 1990. — 285 с.
- Гинзбург, JI. Московский камерный оркестр / Л. Гинзбург, В. Рабей // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1972.-С. 180−214 с.
- Глебов, И. Современный инструментализм и культура ансамбля // Новая музыка. Год первый: Сб. 3. Л., 1927. — С. 5−9.
- Глебов, И. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств. -Пг.-Л., 1924.-С. 63−80.
- Гликман, И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л.: Сов. композитор, 1989.-352 с.
- Гольдшмидт, Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. — 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1968. 450 с.
- Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века). Новосибирск: Новосибир. гос. консерватория, 1993. — 234 с.
- Готлиб, А. Д. Материалы к сборнику «История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных». М., 1975. — 4 с. — Рукоп.
- Грабовский, Л. Искренность, общительность, глубина// Сов. музыка.-1984.-№ 12.-С. 117−121.
- Григорьев, В. Ю. Антонио Вивальди. М., 1994. — 224 с. -В надзаг.: Магнитогорский гос. муз.-пед. ин-т им. М. И. Глинки.
- Григорьев, В. Ю. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. — М., 1988.-С. 69−86.
- Григорьев, В. Ю. Скрипка // Муз. энциклоп — М., 1981. — Т. 5. — С. 61−66.
- Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века (50−80-е годы). М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
- Гулинская, 3. Антонин Дворжак. М.-Л.: Музыка, 1973. — 240 с.
- Гурьев, Л. Старинные трубы в реальности и в современной практике // Старинная музыка. 2001. — № 2. — С. 24−25.
- Данилевич, Л. Книга о советской музыке. М.: Музгиз, 1962. — 444 с.
- Данилевич, Л. Четырнадцатая // Сов. музыка. 1970. — № 1. — С. 14−20.
- XX век. Зарубежная музыка: очерки и документы / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. М.: Музыка, 1995.1. Вып. 1.-1995.-158 с. 1. Вып. 2.-1995.-127 с.
- Денисов, Э. Новая программа камерного оркестра // Сов. музыка. -1959.- № 5. -С. 135.
- Доброхотов, Б. Александр Алябьев. Творческий путь. М.: Музыка, 1966.-318 с.
- Доброхотов, Б. Д. С. Бортнянский. М. — Л.: Музгиз, 1950. — 55 с.
- Доброхотов, Б. Бранденбургские концерты И. С. Баха. М.: Музгиз, 1962. — 88 с.
- Доброхотов, Б. Музыкальные рукописи А. А. Алябьева: Каталог-справочник. М., 1951. — 168 с. — Рукоп.
- Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1980.-271 с.
- Долинская, Е. Полифония стилей // Сов. музыка. 1982. — № 4. -С. 24−29.
- Друскин, М. С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. — 383 с.
- Друскин, М. С. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. композитор, 1973. — 269 с.
- Друскин, Я. С. О риторических приемах в музыке И. С. Баха. -СПб.: Северный олень, 1995. 132 с.
- Дубинец, Е. Знаки звуков: О современной музыкальной нотации. -Киев: Гамаюн, 1999. 314 с.
- Дуков, Е. Бальная культура России XVIII первой половины XIX века // Муз. академия. — 1996. — № - С. 147−154.
- Дьячкова, JI. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. — 144 с.
- Егорова, В. Антонин Дворжак. М.: Музыка, 1997. — 616 с.
- Екимовский, В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1987. — 304 с.
- Жемчужников, JI. М. Мои воспоминания из прошлого. JL: Искусство, 1971. — 446 с.
- Жизнь Франца Шуберта в документах. М.: Гос. муз. изд-во, 1963.-840 с.
- Житомирский, Д. В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989. — 303 с.
- Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы. М.: Музыка, 1975. — 256 с.
- Зейфас, Н. Маттезон и теория оркестровки // История и современность. Л., 1981. — С. 33−55.
- Зейфас, Н. Concerto grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. М., 1975. — Вып. 3. — С. 379−406.
- Зив, М. Ночь в Мадриде // Сов. музыка. 1980. — № 3. — С. 128−131.
- Золозова, Т. Инструментальная музыка послевоенной Франции (1945−1970): Исследования. Киев: Муз. Украина, 1989. — 216 с.
- Ивашкин, В. В. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: РИК «Культура», 1994. — 304 с.
- Ивашкин, А. Пражский камерный // Муз. жизнь. 1974. — № 3. — С. 19.
- Ивашкин, А. Чарльз Айвз и музыка XX века. М.: Сов. композитор, 1991.-465 с.
- История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных. М.: Музыка, 1981.-221 с.
- Кадцын, JI. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. -М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
- Каре, А. История оркестровки: Пер. с англ. М.: Музыка, 1989. — 304 с.
- Келдыш, Ю. В. Неоклассицизм // Муз. энциклоп. М., 1976. — Т. 3. -С.960−963.
- Кириллина, Л. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: Моск. гос. консерватория, 1996. — 192 с.
- Клименко, В. Виртуозы Сибири // Муз. жизнь. 1993. — № 21−22. — С. 9.
- Конен, В. Д. Рождение джаза. 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1990.320 с.
- Корабельникова, Л. 3. Александр Черепнин. Долгое странствие. -М.: Языки рус. культуры, 1999. 288 с.
- Короткевич, Л. С. Иоганн Штраус в России // Вопр. истории. -1997.-№ 9.-С. 144—148.
- Кордзая, М. Лиана Исакадзе дирижер // Сов. музыка. — 1 982. -№ 7.-С. 122.
- Корндорф, Н. Александр Лазарев и его ансамбль // Муз. жизнь. -1983.-№ 5.-С. 8.
- Крамской, А. Оркестр из Штутгарта // Сов. музыка. 1973. — № 6. -С. 74−75.
- Краузе, Э. Рихард Штраус. Образ и творчество. М.: Музгиз, 1961.-577 с.
- Крауклис, Г. Романтический программный симфонизм. М.: Моск. гос. консерватория, — 1999. — 313 с.
- Крауклис, Г. С. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. М.: Музыка, 1970. — 108 с.
- Крейн, Ю. Г. Стиль и колорит в оркестре. М.: Музыка, 1967.108 с.
- Кремлев, Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1972. — 320 с.
- Кремлев, Ю. А. Камиль Сен-Санс. М.: Сов. композитор, 1970.328 с.
- Крюгер, А. Камерный оркестр // Жизнь искусства. 1929. — № 6.1. С. 14.
- Ксенофонтова, Н. Н. Камерный оркестр в музыке первой половины XX века: (К проблеме исторической типологии оркестрового письма): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1984. — 24 с.
- Кузнецов, И. Теоретические основы полифонии XX века. М.: НТЦ «Консерватория», 1994. — 286 с.
- Кузнецов, К. Арканджелло Корелли / К. Кузнецов, И. Ямпольский. -М.: Музгиз, 1953. 72 с.
- Куликова, И. Фортепиано в камерных ансамблях И. Стравинского (на примере Сюиты из «Истории солдата» и Концертного дуэта) // Камерный ансамбль. М., 1996. — С. 105−120.
- Куницкая, Р. Французские композиторы XX века. М.: Сов. композитор, 1990. — 208 с.
- Курцман, А. «Карнавал животных» // Муз. жизнь. 1971. — № 22. -С. 20−21.
- Ландсбергис, В. Литовский камерный оркестр // Сов. музыка. -1963.-№ 5.-С. 90−92.
- Левашова, О. Эдвард Григ: Очерк жизни и творчества. 2-е изд. -М.: Музыка, 1975. — 622 с.
- Левая, Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. — 166 с.
- Левая, Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т. Левая, О. Леонтьева. М.: Музыка, 1974. — 448 с.
- Леонтьева, О. Т. Штраус // Муз. энциклоп. М., 1982. — Т. 6. -С. 425−430.
- Ливанова, Т. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.. в ряду искусств. М.: Музыка, 1977. — 528 с.
- Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. -Т. 1- М.: Музыка, 1983. 696 е., нот.
- Ливанова, Т. Музыкальная классика XVIII века. М. — Л.: Музгиз, 1939.-518 с.
- Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко. Проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
- Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. — 312 с.
- Лютш, В. ПЭКСА // Музыка и революция. 1928. — № 7−8. — С. 41−42.
- Ляхова, Т. Л. Сарабанда // Муз. энциклоп. М., 1978. — Т. 4. -С. 848−850.
- Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991.-376 с.
- Масленникова, Л. Б. Л. Яворский о воспитании слуха // Критика и музыкознание. Л., 1980. — Вып. 2. — С. 198−207.
- Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М., 1980. — С. 178−194.
- Мейлих, Е. И. Иоганн Штраус: Из истории венского вальса. -4-е изд., доп. Л.: Музыка, 1975- 208 с.
- Мейнел, Э. X. Иоганн Себастьян Бах. Хроника жизни, изложенная его вдовой Анной Магдаленой Бах, урожденной Вюлькен. М.: Классика-ХХ1,2000. -184.
- Мелик-Пашаева, К. Л. Творчество О. Мессиана. М.: Музыка, 1987.-208 с.
- Мессиан, О. Техника моего музыкального языка. М.: Греко-латин. кабинет Ю. А. Шичалина, 1995. — 124 с.
- Милыптейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. -М.: Сов. композитор. 1983. — 266 с.
- Милюшенко, В. «Гнесинские виртуозы» // Мелодия. 1995. — № 4.1. С. 15.
- Михайлов, А. В. Музыка в истории культуры: Избранные статьи. -М.: Москов. гос. консерватория, 1998. 264 с.
- Михайлов, М. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и форм // Критика и музыкознание. Л., 1975. — С. 51−76.
- Михайлов, М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. -Л.: Музыка, 1990. 288 с.
- Михеева, Л. Жизнь Дмитрия Шостаковича. М.: Терра, 1997.368 с.
- Музыканты соревнуются: Справочник / Сост. М. Яковлев и В. Лев. М.: Сов. композитор, 1975. — 334 с.
- Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.-254 с.
- Натансон, В. А. Из музыкального прошлого Московского университета. М.: Музгиз, 1955. — 120 с.
- Неболюбова, Л. Музыкальная культура Германии и Австрии рубежа XIX—XX вв.еков: Густав Малер, Рихард Штраус. Киев: Муз. Украина, 1990.-168 с.
- Немировская, И. А. Штраус Иоганн (сын) // Муз. энциклоп. М., 1982.-Т. 6.-С. 422.
- Нестьев, И. В. Бела Барток: 1881−1945. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1969. — 798 с.
- Никитина, Л. Д. Советская музыка. История и современность. -М.: Музыка, 1991.-278 с.
- Новак, JI. Иозеф Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение: Пер. с нем. М.: Музыка, 1973. — 488 с.
- Об опере «Великая дружба» В. Мурадели: Постановление ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. // Правда. 1948. — 11 февр.
- Обогащаясь во взаимодействии. За «круглым столом» представители художественной культуры Литвы // Сов. музыка. 1984. -№ 11. -С. 8−29.
- Орлов, Г. А. Временные характеристики музыкального опыта // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. — С. 272−302.
- Орлов, Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки. М., 1972. — Сб. 1. — С. 358−394.
- Панкевич, Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки // Музыкальное искусство и наука. М., 1978. -Вып. 3.-С. 124−144.
- Пасхалов, В. Австрийские гости // Сов. музыка. 1982. — № 10. -С. 75−77.
- Первый симфонический ансамбль Моссовета: 1-й абонемент (Сезон 1925/1926 года). Б. и., Б. г. — 22 с.
- Первый симфонический ансамбль Моссовета. Экстренный 150-й концерт на усиление оркестрового фонда. Григ. Бетховен. 7 июня 1926 года. -Б. и., Б. г. 10 с.
- Прейсман, Э. М. Камерный оркестр. Исторический процесс формирования, проблемы функционирования. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1993.-218 с.
- Протопопов, В. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. -М.: Музыка, 1981. 355 с.
- Раабен, Л. Н. Виолы // Муз. энциклоп. М., 1973. Т. 1. — С. 798−799.
- Раабен, Л. Н. История русского и советского скрипичного искусства. Л.: Музыка, 1978. — 200 с.
- Раабен, JI. Камерные оркестры Ленинграда // Музыка и жизнь: Музыка и музыканты Ленинграда. Л., 1972. — С. 107−113.
- Рабей, В. Бах и Телеман // Старинная музыка. 2000. — № 1. -С.11−15.
- Рабей, В. О. Георг Филипп Телеман. М.: Музыка, 1974. — 64 с.
- Райскин, И. Две премьеры / И. Райскин, О. Курч // Сов. музыка. -1986.-№ 5.-С. 46−47.
- Раппопорт, Л. Г. Артур Онеггер. М.: Музыка, 1967. — 304 с.
- Рахлевский, М. Я предпочел создать оркестр в Москве // Муз. академия. 1993. — № 2. — С. 82−87.
- Римский, Л. «Вивальди оркестр» — это прекрасно! // Муз. жизнь. -1992.-№ 17−18.-С. 14.
- Рождественский, Г. Камерный оркестр Вильгельма Штроса // Сов. музыка. 1955. — № 11. — С. 110−111.
- Роллан, Р. Гендель : Пер. с фр. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
- Рыжкин, И. О сущности оперы «Нос» // Муз. академия. 1997. -№ 1.-С. 83−95.
- Рыцарев, С. Из истории оркестровых стилей // Проблемы музыкальной науки. М., 1979. — Вып. 4. — С. 201−231.
- Рыцарева, М. Г. Композитор Д. Бортнянский: Жизнь и творчество. -Л.: Музыка, 1973. 254 с.
- Сабинина, М. В большом зале консерватории // Сов. музыка. -1958.-№ 1.-С. 109−111.
- Сабинина, М. Заметки о Четырнадцатой симфонии. К изучению творчества Д. Шостаковича // Сов. музыка. 1976. — № 9. — С. 22−31.
- Сабинина, М. Шостакович // Муз. энциклоп. М., 1982. — Т. 6. -С. 382.
- Седельникова, О. О советской камерной симфонии 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. М., 1979. — Вып. 4. — С. 46−69.
- Серебрякова, Л. А. Некоторые черты стиля модерн в «Свадебке» И. Стравинского // Музыка культура — человек. — Свердловск, 1988. -С. 163−180.
- Сирош, Т. Десять лет камерной музыки // Муз. жизнь. 2001. -№ 2.-С. 22.
- Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973. 448 с.
- Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей // Музыка и современность. М., 1965. — Вып. 3. — С. 3−31.
- Скребкова-Филатова, М. С. Вивальди и современность / М. С. Скребкова-Филатова, С. А. Филатов // Старинная музыка. 2000. -№ 4.-С. 25−28.
- Соллертинский, И. Музыкально-исторические этюды. М.: Госмузиздат, 1956. — 364 с.
- Сондецкис, С. Из опыта работы со школьным оркестром // Музыкальное воспитание в СССР. М., 1985. — Вып. 2. — С. 130−178.
- Справка о работе Московского камерного оркестра с 1956 по 1964 годы. ЦГАЛИ, ф. 2922, on. 1, Д. 118, № 1.
- Стравинский, И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии: Пер. с англ. Л.: Музыка, 1971. — 414 с.
- Стравинский, И. Ф. Хроника моей жизни: Пер. с франц. Л.: Музгиз, 1963. — 273 с.
- Тараканов, М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-е годы). Пути развития: Очерки. — М.: Сов. композитор, 1988.-271 с.
- Тараканова, Е. М. «Нос» Шостаковича, кульминация и итог авангардных исканий начала XX века // Западное искусство, XX век: Мастера и проблемы. М., 2000. — С. 117−127.
- Фогель, Я. Леош Яначек: Пер. с чешского и прим. Ю. И. Ритчика и Ю. А. Шкориной. М.: Музыка, 1982. — 334 с.
- Форкель, И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха: Пер. с нем. В. А. Ерохин. М.: Музыка, 1987. — 111 с.
- Фортунатов, Ю. Предисловие // Мясковский Н. Симфониетта: Для струнного оркестра. Партитура. — М.: Музыка, 1964. — С. 3−8.
- Фрумкис, Т. Бах в Лейпциге // Сов. музыка. 1982. — X® 9. -С. 110−115.
- Фрумкис, Т. На авторских концертах // Сов. музыка. 1983. -№ 10.-С. 27−28.
- Холопова, В. Н. Alia breve // Муз. энциклоп. М., 1973. — Т. 1. — С. 106.
- Холопова, В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века // Критика и музыкознание. Л., 1980. — Вып. 2. — С. 23−35.
- Холопова, В. Стравинский в тексте музыки эпохи // Муз. академия. -1992.-№ 4.-С. 178−181.
- Хохлов, Ю. Н. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. М.: Сов. композитор, 1978. — 252 с.
- Хубов, Г. Музыкальная публицистика разных лет. М.: Сов. композитор, 1976. — 432 с.
- Художественные коллективы СССР. М.: Сов. композитор, 1984. -196 с.
- Цуккер, А. Пять лет Персимфанса. М.: Первый симфон. ансамбль Моссовета, 1927. — 252 с.
- Цыпин, Г. Музыкант сцена — время // Муз. жизнь. — 1994. -№ 3. — С. 15.
- Чернышева, Т. Одна из «неразборчивых страниц» «Носа» // Муз. академия. 1997. — № 4. — С. 85- 86.
- Чигарева, Е. И. Бортнянский и Моцарт: Типологические параллели // Русские и немцы в XVIII веке: Встреча культур / Отв. ред. С. Я. Карп. М.: Наука, 2000. — С. 263−269.
- Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах: Пер. с нем. М.: Музыка, 1964.-728 с.
- Шевляков, Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности // Муз. академия. 1995. — № 3. — С. 152−155.
- Шереметевский симфонический концерт: Выписки неустановленного лица из материалов Кусковского архива Шереметевых. ЦГАЛИ, ф. 2658, on. 1, ед. хр. 867.
- Шеринг, А. История музыки в таблицах: Пер. с нем. Пг. — М — Л.: Academia, 1924. — 156 с.
- Шлыкова, Е. А. Исполнение скрипичной музыки барокко в свете культурно-исторической традиции: автореф. дис.. канд. искусствоведения. Ростов н/Д., 2000. — 24 с.
- Шостакович: между мгновением и вечностью: Документы, материалы, статьи / Ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая- Рос. ин-т истории искусств, Санкт-Петербург, гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000. — 919 с.
- Шостакович, Д. Собр. соч.: В 42 т. М.: Музыка, 1981. — Т. 18. -От редакции. — С. VII-IX.
- Шохман, Г. Оркестр со своим голосом // Сов. музыка. 1989. -№ 9.-С. 64−69.
- Штейнгард, В. Наполнить музыкой дворцы // Ленинград, панорама. 1991. — № 4. — С. 26−27.
- Штрос, В. Мои встречи и впечатления // Сов. культура. 1955. -25 сент.
- Шурова, Н. Успех «Алкида» // Сов. музыка. 1984. — № 7. с. 137.
- Энциклопедический музыкальный словарь М.: Гос. научное изд-во «Большая сов. энциклопедия», 1959. — 328 с.
- Юзефович, В. «Играть музыку так, как чувствуем ее мы, люди XX века» // Сов. музыка. 1982. — № 8. — С. 54−57.
- Ямпольский, И. М. Бем // Муз. энциклоп. М., 1973. — Т. 1. — С. 406.
- Ямпольский, И. М. Казадезюс / И. М. Ямпольский, В. Ю. Дельсон // Муз. энциклоп. М., 1974. — Т. 2. — С. 635−636.
- Ямпольский, И. М. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром. -М.: Музгиз, 1961.-39 с.
- Ямпольский, И. М. Русское скрипичное искусство: Очерки и материалы. Ч. 1. М. — JL: Музгиз, 1951. — 516 с.
- Ярустовский, Б. М. Игорь Стравинский. 3-е изд., доп. — М.: Музыка, 1982. — 262 с.
- Ястребцов, В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Воспоминания. Т. 1. JL: Гос. муз. изд-во, 1959. — 528 с.
- Abendroth, W. Selbstmord der Musik?: Zur Theorie, Ideologie und Phraseologie des modernen Schaffens. Berlin -Hulean see.u. Wunsie del: Hesse, 1963.-38 S.
- Adorno, T. Ad vocem Hindemith, eine Dokumentation // Impromptus. Frankfurt / Main: Sunrkamp. — 1968. — S. 51−87.
- Adorno, T. Der getreue Correpetitor Lehrschriften zur musikalischen Praxis. Frankfurt a. M.: Fischer, 1963. — 249 S.
- Adorno, T. Kammermusik von Paul Hindemith // Die Musik. 1926. -H. l.-S. 24−28.
- Adorno, T. Philosophie der neuen Musik Neue Ausgabe., Frankfurt a. M.: Europaische Verlagsanstalt, 1958. — 204 S.
- Albersheim, G. Geist und Materie in der Musik // Schweizerische Musikzeitung. 1964. — H. 4. — S. 218−224.
- Allen, W. D. Philosophies of music history. A study of general histories of music: 1600−1960. New ed. New York- Dover- London: Constable, 1962.-382 p.
- Bach Johann Sebastian. Leben und Werk in Dokumenten. Leipzig: Deutscher Verlag fur Musik, 1975. — 205 S.
- Bachwoche Ausbach'83. 29. Juli bis 7. August 1983: Offizieller Almanach. Ausbach: Herausgeber Bachwoche, 1983. — 124 S.
- В allif, С. M atiere, mouvement, musique // «R.M.» С arnet с ritique. -N251.-Paris, 1963.-P. 5−15.
- Baroque music: style and performance. A Handbook by Robert Donington. London: Faber music, 1982. — 206 p.
- Barzun, J. Classic, romantic and modern. 2d.rev.ed. Boston a. Toronto: Little X Brown, 1961. — 255 p.
- Blume, F. Romantik // Musik in Gechichte in der Gegenwart Kassel, 1963. Bd. 11.- S. 785−845.
- Borris, S. Paul Hindemith // Stilportrats der neuen Musik. Berlin, Merserburg, 1961. — Bd. 2. — S. 65−74.
- Britten Benjamin. A complete catalogue of his works. London: Boosey X Hawkes, 1963. — 47 p.
- Burney, Ch. Abriss von Handel’s Leben. Leipzig: Deutscher Verlag fur Musik, 1985.-340 S.
- Carse, A. The orchestra in the XVTIth century. Cambrige: W. Heffer, 1940,1950.-176 p.
- Chantavoine, J. Le romantisme dans la musique europeenne/ I. Chantavoine, J. Gaudefroy-Demombynes. Paris: Michel, 1955. — 611 p.
- Collaer, P. La musique moderne 1905−1955. Paris, Bruxelles: Elsevier, 1955.-306 p.
- Dammann, R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Koln, 1967.523 S.
- Demoll, R. Im Schatten der Technik Beitrage zur Situation des Menschen in der modernen Zeit. Munchen: Bechtle, 1960. — 330 S.
- Deutsch, О. E. Franz Schubert: Tematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge. Kassel: Barenreiter-Verlag, 1978. — 712 S.
- Dibelius, U. Moderne Musik nach 1945. Munchen: Piper, 1998. —890 S.
- Dobereiner, C. Zur Renaissance alter Musik (Abit tiber alte Musikpraxis). 2. erw. Aufl. Tutzing: Schneider, 1961. — 96 S.
- Donington, R. The interpretation of early music. London: Faber X Faber, 1963. — 605 p.
- Ehrmann, A. Johannes Brahms: Weg, Werk und Welt. Leipzig, 1933.
- Fechotte, J. Arthur Honegger. L’homme et son oeuvre. Paris: Seghers, 1966.- 182 p.
- Finkelstein, S. Composer and nation. The folk heritage of music. -New York: Intern publishers, 1960. 333 p.
- Flower, N. George Frederic Handel. His personality and his time. -London: Panther. 1972. 383 p.
- Freitag, E. Arnold Schonberg / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. -Hamburg: Rowahlt, 1990. 188 S.
- Frotscher G. Auffuhrungspraxis alter Musik. — Locarno: Heinrichshofen, 1963. 176 S.
- Geoffroy-Dechaume, A. Les «secrets» de la musique ancienne. Recherches surinterpretation, XVIe. XVIIe. XVIIIe siecles. Paris: Fasquelle, 1964.-157 p.
- Grebe, K. Georg Philipp Telemann / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. -B. Aufl. Hamburg: Rowohlt, 1992. — 159 S.
- Greither, A. Wolfgang Amade Mozart / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. Hamburg: Rowohlt, 1991. — 180 S.
- Griesbach, K-R. Der Musiktheoretiker Schonberg ~ ein Vorlaufer Hindemiths? // Musik und Gesellschaft, 1966. H. 11. — S. 726−729.
- Griesinger, G.A. Biographische Notizen iiber Joseph Haydn/Nach der Ausg. Leipzig 1810. Leipzig: Deutscher Verlag fur Musik, 1984. — 370 S.
- Gulke, P. Franz Schubert und seine Zeit. Regensburg: Laaber, 1991. —399 S.
- Handel-Hadbuch. Bd. 2. Thematisch-systematisches Verzeichnis: Oratorische Werke, Vocal-Kammermusik, Kirchenmusik von B. Baselt. Leipzig: VEB Deutscher Verlag fur Musik, 1984. — 800 S.
- Harding, J. Saint-Saens and his circle. London: Chapmen X Hall, 1965.-255 p.
- Heinemann, M. Heinrich Schtitz. Originalausg. — Hamburg: Rowohlt, 1994.-160 S.
- H ildebrand, D. Mozart, В eethoven, Schubert. Regensburg: Habbel, 1962. -120 S.
- Hoboken, A. Joseph Haydn: Thematisch-bibliographisches zusammengestellt. Bd. 1. Mainz: B. Schott’s Sohne, 1957. — 848 S.
- Hobst, I. Britten. London: Faber a Faber, 1966. — 80 p.
- Honegger, A. Beruf und Handwerk des Komponisten: Illusionslose Gesprache, Kritiken, Aufsatze / Aus dem Frubers von S. Oswald und W. Reich Hrag. von E. Klemm. Mit 6 Notenbeispielen. Leipzig: Philipp reclam jun, 1980.-230 S.
- Hudson, F. Zum vorliegenden В and // G. F. H andel. S echs С oncerti Grossi: Op. 3. Kassel, 1959. — Serie IV. Bd. 11 — S. VI-XII.
- Jacob, H. E. Johann Strauss. Vater und Sohn. Die Geschichte einer musikalishen Weltherrschaft (1819−1917). Bremen: Schiinemann, 1960. -367 S.
- Kausler, J. Der Klassiker Paul Hindemith // Melos. 1964. — H. 1. -S. 5−9.
- Keathley, E. Revisioning musical modernism: Arnold Schoenberg, Marie Pappenheim, and «Erwartung's» new woman. New York: State University, 1999.-462 p.
- Kelterborn, R. Stilistische Mannigfaltigkeit in der zeitgen6ssischen Musik. Amriswill: Bodensee-Verl., 1958. — 36 S.
- Kerner, L. Words and music // Opera News. 1995. — Vol. 59. -N14.-P. 16−19.
- Kind, S. Mein Lehrer Hindemith // Schweizerische Misikzeitung. -1964.-H. l.-S. 43−45.
- Kochel, L. Chronologisch-tematisches Verzciohnis der Werke W. A. Mozart. Leipzig: VEB Breitcopf, Hartel, 1969. — 984 S.
- Kolneder, W. Antonio Vivaldi. 1678−1741. Leben und Werk. -Wiesbaden: Breikopf und Hartel, 1965. 296 S.
- Kolneder, W. Auffuhrungspraxis bei Vivaldi. Leipzig: Breitkopf, 1955.- 122 S.
- Kolneder, W. Die Solokonzertform bei Vivaldi. Strasburg u. Baden-Baden: Heitz, 1961. — 86 S.
- Krellmann, H. Anton Webern / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. -Hamburg: Rowolilt, 1991. 158 S.
- Laaf, E. Paul Hindemith Komponist, Interpret und Padagoge // Haus Zeitschrift ftir Musik, 1964. — H. 2. — S. 52−54.
- Landau, V. Paul Hindemith, a case study in theory and practice // The Music Review. 1960. — N 1 (February). — P. 38−55.
- Leonhart, D. Mozart: Eine Biographie. Zurich: Diogenes, 1994.385 S.
- Lewinski, W. Paul Hindemith der letzte Musikant? // Musica. -1960. -H. ll.-S. 745−746.
- Linke, N. Music zwischen Konsim und Kult Eine Kritische Studie in der Bundesrepublik Deutschland. 2. Aufl. — Wiesbaden, 1974. — 47 c.
- Lorens, F. Franz Benda und seine Nachkommer. Berlin: Walter de Gruyter, 1967.-189 S.
- Machlis, J. Introduction to contemporary music. New York: Norton, 1961.-714 p.
- Malipiero, G. Antonio Vivaldi in Prete rosso. Milano, 1958. — 84 p.
- Marie, P. Olivier Messiaen. L’homme et son oeuvre. Paris: Seghers, 1965.-191 p.
- Mattheson, J. Der vollkommene Kapellmeister. 1739. Faks. Nachdr. hrsp. von Margarete Reimann. — Kassel: Barenreiter, 1954. — 484 S.
- Mitchell, D. The language of modern music. London: Faber, 1963.140 p.
- Moles, A. Les musiques experimentales. Revue d’une tendance importante de la musique contemporaine. Trad, de D. Charles Paris: Cercle d’art contemporain. — 1960. — 166 p.
- Mtiller, K-J. Mahler: Leber-Werke-Dokumente. 2. Aufl. -Originalausg. — Mainz: Schott- Mtinchen: Piper, 1989. — 643 S.
- Musiques en France. Paris: Ministere des Affaires ёtrangeres-adpt, 1996.-68 p.
- Nestler, G. Der Still in der neuen Musik. Freiburg.: Atlantis-Verl, 1958.-92 S.
- Palionyte, D. Lietuvos TSR Kamerinis orkestras. — Vilnius: Vaga, 1972.-95 p.
- Pauly, R. G. Music in the classic period. N. J.: Englewood-Cliffs, 1965.-214 p.
- Paumgartner, B. Die Tonkunst in der europaischen Geistesgeschichte des 18. Jahrhunderts. Vortrag. Bern, 1960. — 24 S.
- Petzoldt, R. Wolfgang Amadeus Mozart. Mit. 73 Abbildungen. -Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1966. 80 S.
- Pincherle, M. Antonio Vivaldi et la musique instrumentale. V. 1. -Paris: Librairie Floury, 1948. 320 p.
- Pincherle, M. Corelli et son temps. Paris: Le bon plaisir, Plon, 1954.- 186 p.
- Pincherle, M. L’orchestre de chambre. Paris: Librairie Larousse, 1948.-74 p.
- Riemann, H. Dictionnaire de Musique. Paris: Payot, 1931. — 1485 p.
- Riemann, H. Musiklexikon. Bd. 3. Mainz: B. Sohott's sonne, 1967.-1087 S.
- Rognoni, L. La scuola musicale di Vienna. Espressionismo e dodecafonia. Torino: Einaudi, 1966. — 539 p.
- Rohwer, J. Neueste Musik. Ein kritischer Вericht. S tuttgart: Klezt, 1964.-212 S.
- Rotschild, F. The lost tradition in music. Vol. 2. Musical performance in the times of Mozart and Beethoven. London: Black, 1961. — 122 p.
- Rondi, В. II cammino della musica d’oggi e l’esperienza eletronica. -Padova: Rebellato, 1969. 113 p.
- Roy, J. Francis Poulenc. L’homme et son oeuvre. Paris: Seghers, 1964.- 190 p.
- Schjelderup-Ebbe, D. Edvard Grieg. 1858−1867. With special reference to the evolution of his harmonic style. Oslo: Univ-forl- London: Allen X Unwin, 1964.-363 p.
- Schloezer, B. Problemes de la musique moderne / B. Schloezer, M. Scriabine. Paris: Les Ed. de minuit, 1959. — 193 p.
- Schmider, W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach. Leipzig: Breitkopf, 1971.-748 S.
- Schmidt, С. M. Johannes Brahms und seine Zeit. Regensburg: Laaber, 1983.-272 S.
- Schmitz H-P. Die Kunst der Verzierung im 18. Jahrhundert: instrumentale und vokale Musizierpraxis in Beispielen. Kassel u. Basel: Barenreiter, 1955. — 146 S.
- Schneider, V. Franz Schubert / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. — Hamburg: Rowohlt, 1990. 174 S.
- Schreiber, W. Gustav Mahler / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. -Hamdurg: Rowohlt, 1990. 189 S.
- Schubert, G. Paul Hindemit / Mit Selbstzeugnissen u. Bilddok. — Hamdurg: Rowohlt, 1990. 156 S.
- Siegmund-Schultze, W. Georg Friedrich Handel. Leipzig: VEB Deutscher Verlag fur Musik, 1962. — 234 S.
- Siegmund-Schultze, W. Johannes Brahms: Eine Biographie. Leipzig: VEB Deutscher Verlag fur Musik, 1966. — 283 S.
- Somfai L. Perspectives of Bartok’s Studies in 1995 // Studia musicologia. 1995. — Vol. 36, N 3−4. — P. 241−247.
- Stein, E. Fort and performance. With a foreward by B. Britten. -London: Faber a Faber, 1962. 183 p.
- Stephan, R. Neue Musik. Versuch einer kritischen Einfuhrung. -Gottingen, 1958. 74 S.
- Tardif, H-M. Ornements musicaux des maitres anciens. Monreal: Ed. franciscaines, 1959. — 63 p.
- Terry, C. S. Bach’s orchestra. London: Oxford university press, 1958.-250 p.
- Thomson, W. Hindemith’s Contribution to Music Theory // Journal for Music Theory. 1965. — N 1. — p. 52.
- Valentin, E. Telemann in seiner Zeit. Versuch eines geistesgeschichtlichen Portrats. Hamburg: Sikorski, 1960. — 51 S.
- Wolff, P. La musique contemporaine. Paris: Nathan, 1954. — 254 p.
- Христов, Д. Западни хоризонти. Музикален пътепис ФРГ, Франция, Холандия. САЩ. София: Наука и изкуство, 1966. — 380 с.