Театр русских футуристов: «Победа над солнцем»; комплексный анализ
Диссертация
Теоретическая основа данной работы — труды отечественных и зарубежных театроведов, искусствоведов, литературоведов, культурологов. Автор использует труды по знаковым системам, работы по мифологии, религиоведению, привлекает сведения по истории театра XX века, комедии дель арте, авангардному искусству. Особо важными можно назвать труды таких авторов, как К. С. Станиславский… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. Культурно-исторический контекст «Победы над Солнцем»
- 1. Культурно-историческая ситуация 1910-х гг. и русский театральнохудожественный авангард
- 2. Создание театрального проекта. Коллективное творчество авторов
- 3. Обзор системы персонажей (традиции, реалии, прототипы)
- 4. Синтез света, цвета и «букво-звуков» в спектакле 1913 года
- 5. Культурные коды в «Победе над Солнцем»
- Выводы
- ГЛАВА. Образы в «Победе над Солнцем»
- Вводные замечания
- 1. Пролог
- Чтец
- §-2.Деймо
- Будетлянские силачи
- Нерон
- Путешественник по всем векам
- Некий Злонамеренный
- Забияка
- Неприятель
- Вражеские воины в костюмах турков
- Хористы в костюмах спортсменов
- Похоронщики
- Разговорщик по телефону
- Несущие солнце многие и один
- 3. Деймо
- Десятый стран
- Пестрый глаз. НО
- Новые и трусливые
- Дом на колесе
- Толстяк
- Старожил
- Внимательный рабочий
- Молодо й человек
- Авиатор
- Дом-куб
- Выводы
- ГЛАВА 3.
- Мифологические основания организации «Победы над Солнцем»
- 1. Функционирование ряда «куб-квадрат-круг»
- 2. Культурная метафора разъятия как поиск целостности
- 3. Семантика маски в «Победе над Солнцем»
- 4. Историко-географические источники футуристических мифологем
- Выводы
Список литературы
- Авдеев А.Д. Маска: опыт типологической классификации по этнографическим материалам// Сборник Музея антропологии и этнографии. М.- Л., 1957. Т. 17.
- Адрианова-Перетц В. П. Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977.
- Алексеев-Яковлев А. Я. Русские народные гулянья. Л.- М., 1945.
- Алперс Б.В. Театр социальной маски К Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т.1.
- Архиепископ Аверкий. Руководство к изучению священного писания Нового Завета. Апостол. СПб., 1995.
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 18 651 869.
- Балаганы// Северная пчела. 1838. № 76.
- Балатова Н. Сон разума // Театральная жизнь. 1992. № 4
- Балзер М.Б. Шаманы как философы, бунтари и целители // Шаманизм и иные традиционные верования и практики. Материалы международного конгресса (Москва, 7−12 июня 1999). М., 1999. Т. 5, ч.2.
- Банников К.Л. Опыт трансцендентного в шаманской ритуальной скульптуре II Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса (Москва, 7−12 июня 1999). М., 1999. Т.5, ч.2.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965.
- Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998.
- Белый А. Арабески. М., 1911.
- Белый А. Золото в лазури. М., 1904
- Белый А. Мастерство Гоголя. М.- Л., 1934.
- Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986.
- Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до начала XX в. М., 1995. Библиогр.: С.243−247.
- Березкин В.И. Искусство сценографии: От истоков до начала XX в.: Авто-реф. дис. .докт. искусствовед, наук. М., 1987. Библиогр.: С.58−59.
- Библейская энциклопедия. М., 1990 (репринт издания 1891).
- Блок А. Записные книжки. Блок А. Собр. соч. В 8 т. М., 1980. Т.8.
- Брагинская Н.В. Театр изображений // Театральное пространство. М., 1979.
- Брюсов В.Я. Земля // Северные цветы ассирийские: Альманах. М., 1905.
- Бурлюк Д.Д. Воспоминания отца русского футуризма // Минувшее: Исторический альманах. М., 1991. Вып.5.
- Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста- Письма- Стихотворения. СПб., 1994.
- Каменский В.В. Жизнь с Маяковским. М., 1940.
- Волошин М.А. Лики творчества. Л, 1989.
- Гаспаров М.Л. Петербургский цикл Бенедикта Лившица: поэтика загадки // Семиотика города и городской культуры: Петербург Тарту, 1984. (Труды по знаковым системам- 18) (Учен.зап. Тарт. гос. ун-та- Вып.664).
- ГенонР. Символы священной науки. М., 1997.
- Гин Л. И. Поэтика грамматического рода. Петрозаводск, 1995.
- Голан А. Миф и символ. Иерусалим. М., 1994.
- Горячева Т.В. Супрематизм как утопия. Соотношение теории и практики в художественной концепции К. Малевича: Автореф. дис. .канд. искусствовед. наук. М., 1996.
- Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.
- Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986.
- Губанова Г. И. К вопросу музыки в «Победе над Солнцем» //Малевич: Классический авангард: Витебск: Сборник материалов Ш Международной науч. конф. (Витебск, 12−13 мая 1998) / Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 1998.
- Губанова Г. И. Миф и символ в «Победе над Солнцем» // Терентьевский сборник. М., 1997.
- Губанова Г. И. Мотивы балагана в «Победе над Солнцем» //Русский авангард 1910−1920-х годов и театр. СПб., 2000.
- Губанова Г. И. Театр по Малевичу // Декоративное искусство. 1989. № 11.
- Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков // К 70-летию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: Тарту, 1977. (Труд по знаковым системам- 18) (Учен.зап. Тарт.гос. ун-та- Вып.441).
- Гуска М. Символические ряды К.Пискорского и К. Малевича // Малевич: Классический авангард: Витебск: Сборник материалов Ш Международной науч. конф.(Витебск, 12−13 мая, 1998)/Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 1998.
- Давыдова М. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999.
- Дмитриев Ю. А. Цирк в России. М., 1977.
- Дмитриев Ю.А. Горная фея // Памятники культуры: Новые открытия. 1989. М., 1990.
- Долгополов JI.K. На рубеже веков. Л., 1977.
- Древний мир. Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1997.
- Дуглас Ш. О новой системе в искусстве // Малевич: Классический авангард: Витебск: Сборник материалов Ш Международной науч. конф. (Витебск, 1213 мая 1998)/Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 1998.
- Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.
- Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте // Легенда о докторе Фаусте. М., 1977.
- Зоркая Н.М. Арлекин и Коломбина // Маска и маскарад в русской культуре XVIII -XX веков: Сборник статей. М., 2000.
- Зоркая Н.М. Евгений Вахтангов. М., 1963.
- Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М., 1981.
- Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900- 1910 гг. М., 1976.
- Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М., 1994.
- Иванов В.В. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных противопоставлений // Труды по знаковым системам XVIII. Тарту, 1977.
- Иванов В.В. Русские сезоны театра Габима. М., 1999.
- Каменский В.В. Землянка. СПб., 1910.
- Каменский В.В. Путь энтузиаста. Пермь, 1968.
- Капелюш Б. Н. Архив М.Матюшина //Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома. Л., 1976.
- Кацис Л. Апокалипсис серебряного века //Человек. 1995. № 2.
- Ковтун Е.Ф. //Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома. Л., 1976.
- Ковтун Е.Ф. Народное искусство и русские художники начала XX века // Народная картинка ХУЛ XIX веков. СПб., 1996.
- Ковтун Е.Ф. «Победа над Солнцем» начало супрематизма // Наше наследие. 1989. № 2.
- Ковтун Е.Ф. Владимир Марков и открытие африканского искусства // Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981.
- Кокто Ж. Петух и Арлекин. М., 2000.
- Конечный А.М. Петербургские балаганщики // Петербургские балаганы. СПб., 2000.
- Котович Т. Серебряная цепь. Культура. Витебск. 1994. 3 сакавика.
- Крусанов А.В. Русский авангард: 1907−1932: (Исторический обзор): В 3 Т. Т.1: Боевое десятилетие. СПб., 1996.
- Крученых</span> А.Е. / Сост.: В. Ф. Сулимова, Л. С. Шепелева // Русские советские писатели. Поэты: Биобиблиогр.указ. М., 1988. Т.11.
- Крученых А.Е. Взорваль. СПб., 1913.
- Крученых А.Е. Наш выход. М., 1996.
- Крученых А.Е. Новые пути слова // Манифесты и программы русских футуристов / Под ре д. В.Маркова. Мюнхен, 1967.
- Крученых А.Е. Первые в мире спектакли футуристов //Наше наследие. 1989. № 2.
- Крученых А.Е. Победа над Солнцем / Подг. от текста и предисл. Р.В. Дуга-нова. М., 1992.
- Крученых А.Е. Победа над Солнцем. СПб., 1913.
- Крученых А.Е. Помада. СПб, 1913.
- Крученых А.Е. Черт и речетворцы СПб., 1913.
- Крученых А.Е., Хлебников В. Слово как таковое. СПб., 1913.
- КульбинН.И. Кубизм// Стрелец. Пг., 1915. № 1.
- Ларионов М.Ф. Предисловие к каталогу «Выставки иконописных подлинников и лубков» //Народная картинка XVII -XIXвеков. СПб., 1996.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. М., 1985.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Пер. с фр. М., 1994.
- Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., 1989.
- Лисицкий Л. Пластический образ электромеханического представления «Победа над Солнцем» // Эль Лисицкий. 1890−1941: К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. М., 1991.
- Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.
- Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996 .
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
- Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1.
- Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры: Петербург Тарту, 1984. (Труды по знаковым системам- 18) (Учен.зап. Тарт. гос. ун-та- Вып.664).
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф-имя-культура. (Труды по знаковым системам- 7). Тарту, 1973 (Учен.зап. Тарт. гос. ун-та- Вып.308).
- Малевич К.С. (Автобиографические) Заметки (1923−1925) // Казимир Малевич. 1878−1935: Каталог выставки. Л-М.- Амстердам, 1989.
- Малевич К.С. 1878 1935. Собр. соч. в 5 т. / Общ. ред., вступительная статья, составление, подготовка текстов и комментарий А. С. Шатских. М., 1995.
- Малевич К С. От кубизма и футуризма к супрематизму // Собр. соч.: В 5 т. Т.1. М., 1995.
- Малевич К.С. Письма к М.В. Матюшину // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974. Л., 1976.
- Малевич К.С. Форма, цвет и ощущение // Современная архитектура. 1928. № 5.
- Малевич К.С. Художник и теоретик: Альбом / Авторская статья Е. Н. Петровой и др. М., 1990, с. 240. Библиогр.: С. 230 232 составитель А. Д. Сарабьянов.
- Мамаев А. Жизнь и творчество Велимира Хлебникова: Библиогр.справ. Астрахань, 1995.
- Маринетти Ф.-Т. Футуризм. СПб., 1914.
- Матюшина О. Призвание// Звезда. 1973. № 3.
- Мгебров А. А. Жизнь в театре. М., Л, 1939. Т.2.
- Мейерхольд В.Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 т. М., 1968. Т. 1.
- Миклашевский К.М. Commedia dell’arte. Театр итальянских комедиантов в XVI, XVH и ХУШ столетиях". СПб., 1917.
- Минц З.Г., Безродный М. В., Данилевский А. А. Петербургский текст и русский символизм // Семиотика города и городской культуры: Петербург Тарту, 1984. (Труды по знаковым системам- 18) (Учен.зап. Тарт. гос. ун-та- Вып.664).
- Мифы народов мира: В 2 т. М., 1997.
- Назаревская Н. Малевич продолжается // Советская культура. 1989 г. 4 апр.
- Найден А. Куклы. Дистанция жертвенной связи // Кукарт. Б. г. № 4.
- Народная картинка XVII XIX веков. СПб., 1996.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII- начало XX в. Л., 1984.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.- Харьков, 1998.
- Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
- Одоевский В. Русские ночи Л., 1957 .
- Павлова-Левицкая Л. В. Маска и лицо в русской культуре начала XX в. // Маска и маскарад в русской культуре XVIII XX веков: Сборник статей. М., 2000.
- Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. М., 1997.
- Пастернак Б. Л. Охранная грамота. Л., 1931.
- Пигин А.В. Жанр видений как исторический источник // История и филология: Материалы международной конференции (2−5 февраля 2000 г.) Петрозаводск, 2000.
- Пильняк Б. Повесть Петербургская или Святой-Камень-Город. СПб., 1915.
- Плужников Н.В. Мифотворчество периода «шаманской болезни»: сны-посвящения // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса (Москва, 7−12 июня 1999). М., 1999. Т.5, ч.2.
- ПодорогаВ.С. Выражение и смысл. М., 1995
- ПодорогаВ.С. Феноменология тела. М., 1995.
- Поспелов Г Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.
- Потебня А. А Эстетика и поэтика. М., 1976.
- Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Пунин Н. Новейшие течения в русской живописи. Л., 1927.
- Радин П. Трикстер: Исследование мифов североамериканских индейцев / Коммент. К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб., 1999.
- Раевский Д.С. Характеристики основных тенденций в истории скифского искусства // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985.
- Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Т. 1−5. СПб., 1881- Атлас Т.1−4. СПб., 1881−1893.
- Рудницкий К.Л. Первые пьесы русских футуристов // Современная драматургия. 1987. № 2.
- Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство, 1908−1917. М., 1990.
- Русский авангард 1910−1920-х годов и театр. СПб., 2000.
- Русский кубо-футуризм: Воспоминания М. Матюшина, записанные Н. Харджиевым//Россия-Russia. Emaudi-Torino. 1974. № 1.
- Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. М., 1987.
- Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Музей народного искусства и художественные промыслы. М., 1972. Сб.5.
- Рыбаков Б.А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Советская археология. 1957. № 1.
- Сарабьянов Д.В. К.С.Малевич и искусство первой трети XX века // Казимир Малевич. 1878−1935: Каталог выставки. [Л.- М- Амстердам, 1989].
- Сарабьянов Д.В. Малевич между французским кубизмом и итальянским футуризмом // Малевич: Классический авангард: Витебск: Сборник материалов П1 Международной науч. конф. (Витебск, 12−13 мая 1998) / Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 1998.
- Сарабьянов Д. В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли // Искусство авангарда: язык мирового общения: Материалы международной конференции 10−11 дек. 1992 г. Уфа, 1993.
- Сарабьянов Д.В., Шатских.А. С. Казимир Малевич: Живопись. Теория. М, 1993.
- Серов Н.В. Хроматизм мифа. JL, 1990.
- Серова С. А. Театральная культура Серебряного века в России и художественные традиции Востока (Китай, Япония, Индия). М., 1999.
- Симфония на Ветхий и Новый Завет. СПб., 1994 (репринт изд. 1900).
- Синдаловский Н. Петербургский фольклор. СПб., 1994
- Смех на Руси // Знание сила. 1993. № 2.
- Смирнов Л. Год Малевича // Наше наследие. 1989. № 2.
- Смирнова НИ. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. М., 1983.
- Соловьев Вл. Собр. соч. СПб., 1903. Т. 7.
- Спасский С.Д. Маяковский и его спутники. Воспоминания. Л, 1940.
- Станиславский К.С. Собр.соч.: В 8 т. М., 1958.
- Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. М., 1996.
- Стахорский С.В. Вяч. Иванов и русская театральная культура. М., 1991.
- Степанов Н. Л Велимир Хлебников. М., 1975.
- Струтинская Е.И. Маски в театре и живописи В.В.Дмитриева // Маска и маскарад в русской культуре XVIII XX веков: Сборник статей. М., 2000.
- Струтинская Е.И. Первый в мире футуристов театр // Струтинская Е. И. Искания художников театра. Петербург Петроград — Ленинград 19 101 920-е годы. М., 1998.
- Струтинская Е.И. Формирование принципов экспрессионизма в театрально-декорационном искусстве Петрограда Ленинграда 1910 — 1920 гг.: Автореф. дис. .конд.искусствовед, наук. М., 1992.
- Тарасенко О. Авангард и древнерусское искусство // Искусство авангарда. язык мирового общения: Материалы международной конференции 10−11 дек. 1992 г. Уфа, 1993.
- Тарасенко О., Миронов В. Космизм Казимира Малевича // Малевич: Классический авангард: Витебск: Сборник материалов Ш Международной науч. конф. (Витебск, 12−13 мая 1998) / Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 1998.
- Таундсен Б. Современный западный «шаманизм» // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса (Москва, 7−12 июня 1999). М., 1999. Т.5, ч.2.
- Тименчик Р.Г. «Поэтика Санкт-Петербурга» эпохи символизма / постсимволизма // Семиотика города и городской культуры: Петербург Тарту, 1984. (Труды по знаковым системам- 18) (Учен.зап. Тарт. гос. ун-та- Вып.664).
- Томашевский К.В. Владимир Маяковский // Театр. 1938. № 4.
- Томберг В. Медитации на таро: Пер. с англ. Киев, 2000.
- Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов // Ранние формы искусства. М., 1972.
- Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917−1945). М., 1983.
- Уварова И.П. Мейерхольд: новейшие искания, заветы древности // Театр. 1994. № 5/6.
- Уварова И.П. Жизнь и смерть Доктора Дапертухго, мага и лицедея, а также его чудесные превращения в режиссера императорских театров, в красного комиссара и, наконец, в Риголетто, оперного шута // Театр. 1990. № 1.
- Уварова И.П. Маски смерти (Серебряный век) // Маска и маскарад в русской культуре XVIII XX веков: Сборник статей. М., 2000.
- Уварова И.П. Метаморфозы // Декоративное искусство. 1991. № 3.
- Уварова И.П., Новацкий В. И. И плывет Лодка. М., 1993.
- Файдыш Е.А. Информационные механизмы формирования шаманских состояний сознания // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса (Москва, 7−12 июня 1999). М., 1999. Т.5, 4.2.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1987.
- Фомин С. Время собирать камни //Новые Рубежи. 1988 11 авг.
- Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.
- Фрикен А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1903. Т.2,
- Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980.182. Футуризм. М., 1999.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.
- Харджиев Н.И. Из материалов о Маяковском // Тридцать дней. 1939. № 7.
- Харджиев НИ. Полемичное имяУ/ Памир. 1987. № 2.
- Харджиев Н И., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976.
- Харджиев Н.И., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
- Харитонова В.И. Наследование «дара» (знания в колдовской традиции восточных славян // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы международного конгресса (Москва, 7−12 июня 1999). М., 1999. Т.5, 4.2.
- Харнер М. Дж. Путь шамана или шаманская практика. М., 1994.
- Хлебников В. Творения. М., 1987.
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
- Цивьян Ю.Г. К происхождению некоторых мотивов «Петербурга» Андрея Белого // Семиотика города и городской культуры: Петербург Тарту, 1984. (Труды по знаковым системам- 18) (Учен.зап. Тарт. гос. ун-та- Вып.664).
- Чичагов Л.М. Доблести русских воинов. М., 1996. Репринт изд. 1910 г.
- Шатских А.С. Казимир Малевич и поэзия /У Малевич К. Поэзия. М., 2000.
- Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. М., 1997.
- Шихирева О.Н. К вопросу о позднем творчестве К.С.Малевича // Малевич: Классический авангард: Витебск: Сборник материалов П1 Международной науч. конф. (Витебск, 12−13 мая 1998) / Под ред. Т. В. Котович. Витебск, 1998.
- Шукуров Ш. М. Храм и храмовое сознание // Вопросы искусствознания. М., 1993. № 1.
- Эйзенштейн С.М. Избр. произв.: В 6 т. М., 1964.
- Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
- Юнг К. Либидо и его метаморфозы и символы. СПб., 1994.
- Якобсон P.O. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности // Язык и бессознательное. М., 1996.
- Ямпольский М. Демон и лабиринт. М., 1996.
- Ayres A. Victory over the Sun // The Avant-garde in Russia, 1910−1930. Los Angeles, 1980.
- Driesen Otto. Der Ursprung des Harlekin. Ein kulturgeschichtliches Problem. Berlin, 1904.
- Duhartre P. L. The italian comedy: The improvisation scenarios lives attributes portraits and masks of the illustroirs characters of the commedia dell’arte. New York, 1966.
- Fedorowskij N. Sankt Petersburg als Fenster zum Westen. // Saison: Das Reisemagazin von Geo. 1990. № 1.
- Gerberding E. Sieg tibr die Sonne: Wiederentdeckung der fiiturischen Oper in Lningrad und Moskau // Buhnenkunst: Sprache. Musik. Bewegung. 1990. Jg.4, Н.1.
- Gubanova G. Mythology of black square/ Interviewed Harada Katsuhiro на англ.//Japanese Economic Newspaper Tokyo, Japan, 1999 21 March. Текст япон.язык.
- Low A. The revolution in the Russian Theater // The Avant-garde in Russia, 1910−1930: New Perspectives. Los Angeles, 1980.
- Maising J.J. The coming of the gods: An iban invocatory chant (Timang Ga-wai amat) of the Baleh River region Sarawak. Vol.1: Deskription and analisis. Canberra, 1997.
- Marcade J.C. K.S.Malevich: From Black Quadrilateral (1913) to White on White (1917) — from the eclipse of objects to the Liberation of Space // The Avant-garde in Russia, 1910−1930: New Perspectives. Los Angeles, 1980.
- Markov V. Russian futurism: a history. Berkeley- Los Angeles, 1968.