Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема подготовки учителей информатики нашла отражение в исследованиях С. А. Бешенкова, Т. А. Бороненко, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, М. И. Жалдака, О. Ю. Заславской, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. В. Левченко, И. В. Марусевой, В. И. Пугача, И. А. Румянцева, А. Я. Фридланда, М. В. Швецкого и др. Учитель информатики должен не только владеть всем комплексом знаний в области компьютерной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования графической культуры студента педагогического вуза
    • 1. 1. Графическая культура специалиста: структура, содержание, особенности
    • 1. 2. Проблема формирования графической культуры в научно-педагогической литературе
    • 1. 3. Существующие подходы к обучению информатике студентов педагогических вузов
    • 1. 4. Формирование графической культуры у будущих педагогов в процессе обучения информатике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Развитие методической системы формирования графической культуры будущего учителя информатики
    • 2. 1. Модель, содержание и этапы формирования у учителя графической культуры в ходе обучения информатике
    • 2. 2. Методика обучения информатике студентов педагогического вуза, ориентированная на освоение приемов и средств графического представления учебного материала
    • 2. 3. Система заданий для лабораторного практикума и задач по информатике, способствующая формированию графической культуры у будущих педагогов
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности усовершенствованной системы обучения информатике для студентов педагогических вузов
  • Выводы по второй главе

Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Отличительная особенность ускоряющегося научно-технического прогресса — экспоненциальный рост объема научной, исследовательской, технической и другой информации. Возрастающий информационный поток нуждается в современных способах обработки и передачи. В свете этого графическая культура обретает роль «второй грамотности» [151], становясь центральным феноменом общей культуры человека, в которой все шире используется представление информации в виде графических зависимостей как наиболее экономичных, наглядных и содержательных.

От специалиста любой профессии, а особенно от учителя, требуются качества, позволяющие грамотно и точно обрабатывать и передавать большое количество информации. Наиболее эффективными средствами-передачи учебной информации являются визуальные средства, воздействующие на человека посредством органов зрения. Знание этих средств, умение ими пользоваться — составляющие графической культуры будущего учителя, основы которой в высшей школе могут быть заложены при изучении различных учебных курсов. При этом информатика традиционно является одной из тех дисциплин, обучение которым вносит наиболее существенный вклад в формирование графической культуры педагогов.

Понятие графической культуры рассматривается во многих научных. трудах. Интегрируя различные подходы к определению этого понятия и, конкретизируя его применительно к подготовке педагогов, можно считать, что графическая культура будущего учителя — это знания, уменияи готовность использовать средства и возможности компьютерной графики и современных технических средств обучения для обеспечения учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности.

Сущность и специфика графической культуры, а также методические подходы к обучению графической деятельности рассмотрены JI.C. Афанасьевой, С. М. Танеевым, С. И. Дембинским, И. А. Ройтманом, И. В. Чугуновой, A.M. Гурьевым, Н. Г. Иванцивской, Н. И. Кальницкой, М. В. Лагуновой, А. В. Кострюковым, JI.M. Лоповок, А. А. Ляминой, Н. А. Резник, Е. И. Корзиновой, С.И. Линник-Ботовой, А. А. Павловой, Г. В. Рубиной, И. М. Рубиной, М. В. Покровской. В трудах этих и других ученых показано, что рациональное использование информационных технологий способствует формированию графической культуры обучающихся и позволяет ориентировать современный учебный процесс на качественно новый уровень, расширяющий возможности наглядно-образного сопровождения хода обучения. Совершенствованием методики преподавания дисциплин, непосредственно направленных на обучение графике (начертательной геометрии и черчения) в педагогических вузах занимались О. А. Исламов, Ю. Ф. Катханова, Т. К. Мусалимов, Н. Г. Плющ, А. А. Павлова, Г. В. Рубина, О. П. Шабанова и др.

Исходя из этих и других научных работ, можно констатировать, что успешность качественной подготовки будущих педагогов зависит от формирования их графической культуры в процессе образования как важной части профессиональной культуры. Формирование графической культуры лежит в основе подготовки специалистов различных направлений и определяется тем, что графика — это общепринятый и общепризнанный язык передачи информации, средствоосознания трехмерного пространства, гармонии существующих в нем объектов, отражения их в доступной форме.

Использование графики в образовании в настоящее время неразрывно связано с использованием технологий и средств информатизацииНеслучайно одним из главных специалистов, способных привлечь новейшие средства обработки и представления графической информации в обучение школьников, оказывается учитель информатики. Очевидно, что учитель информатики, как никто другой, должен обладать высоким уровнем графической культуры.

Графические знания и умения как компоненты графической культуры личности являются востребованными в профессиональной деятельности любого педагога, в том числе и учителя информатики, в процессе создания им наглядных дидактических материалов к урокам, графических схем, таблиц, опорных конспектов, бланк-опросов, мультимедийных презентаций, интерактивных заданий, электронных ресурсов, гипертекстовых пособий, материалов для учебных и творческих проектов, организации элективных курсов, связанных с компьютерной и инженерной графикой, проведения обучающих семинаров для коллег.

Отсутствие системности в формировании графической культуры студента педагогического вуза приводит к тому, что, стихийно формируясь, ее компоненты зачастую не имеют четкой научно-обоснованной логической основы и не могут применяться будущими педагогами самостоятельно при решении практических творческих задач в учебной и повседневной деятельности. Формирование различных графических знаний и умений разбросано по многим учебным дисциплинам общей и предметной подготовки. При этом нередко происходит их неоправданное дублирование.

Анализ научных исследований свидетельствует, что формированию графической культуры студентов технических специальностей вузов способствует определенная методика обучения дисциплинам геометрического цикла (теория изображений, начертательная^ геометриячерчение, инженерная графика, специальный курс «Графическая культура» и т. п.). В то же время при подготовке студентов педагогических вузов по специальности 50 202.65 «Информатика» таких курсов не предусмотрено. При этом анализ межпредметных связей дисциплин предметной подготовки, связанных с изучением тех или иных аспектов использования графики, свидетельствует, что информатика и относимые к нейдисциплины в наибольшей степени способствуют формированию графической культуры у будущего учителя информатики.

Достижения в области современных компьютерных технологий актуализируют фундаментальную подготовку будущего учителя информатики в области использования компьютерной графики. Компьютерная графика как средство обучения информационным технологиям в вузе рассматривается в работах П. В. Вельтмандер, Е. А. Ерофеевой, Н. А. Евдокимовой, B.C. Гудачковой, Н. Н. Исуповой, Г. М. Клочковой, М. П. Лапчика, Н. В. Месеневой, Н. В. Орловой, С. А. Поповой, М. И. Рагулиной, Ю. И. Тарасова, В. И. Якунина.

Компьютерная графика и элементы дизайна развивают творческие способности будущего педагога-информатика, формируют эстетический вкус, соединяют научно-техническое с эстетическим, способствуя, тем самым, гуманитаризации образования, предполагающей организацию обучения с учетом потребностей обучающегося в области повышения' уровня его образованности и готовности к различным видам деятельности.

Проблема подготовки учителей информатики нашла отражение в исследованиях С. А. Бешенкова, Т. А. Бороненко, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, М. И. Жалдака, О. Ю. Заславской, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. В. Левченко, И. В. Марусевой, В. И. Пугача, И. А. Румянцева, А. Я. Фридланда, М. В. Швецкого и др. Учитель информатики должен не только владеть всем комплексом знаний в области компьютерной графики и проективной геометрии, нои обладать-графической культурой как одной из составляющих информационной культуры. Причем в процессе формирования графической культуры у будущего учителя информатики решается социально-педагогическая задача, состоящая в том, чтобы подготовить студента к самостоятельной практической деятельности, в которой он мог бы реализовать свои творческие способности, применить полученные знания, умения и навыки. В качестве ведущих компонентов такой культуры у будущего учителя информатики выступают его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать, перерабатывать и, что немаловажно, умело представлять графическую информацию и использовать ее для повышения эффективности обучения школьников.

В настоящее время многие педагогические вузы эффективно обеспечивают лишь компьютерную грамотность студентов как пользователей персональных компьютеров. Что же касается формирования графической культуры выпускников, то эта задача может быть решена только после того, как преподаватели вуза сами будут обладать достаточным уровнем графической культуры.

Формирование графической культуры будущих учителей информатики неотделимо от развития их геометрической и общей математической культуры. Оно должно осуществляться в вузе как единый процесс становления образного (пространственного) и абстрактно-логического (геометрического) мышления средствами различных учебных предметов. Интегрирующую роль при этом может играть обучение информатике.

Таким образом, можно констатировать наличие противоречий:

— между необходимостью формирования графической культуры у педагогов и потенциальной возможностью курсов информатики в формировании такой культуры, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием методической системы обучения информатике для студентов педагогического вуза, способствующей формированию* графической культуры у будущих учителей информатики;

— между традиционной сложностью усвоения теоретических основ компьютерной графики, характеризующихся высоким уровнем абстракции, иерархическими внутридисциплинарными связями, усложнением содержания образования, возрастающим объемом необходимой информации, и недостаточной эффективностью обучения информатике в педагогическом вузе в области формирования графической культуры у студентов.

Необходимость устранения указанных противоречий свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования, и определяет его проблему: какова должна быть методическая система обучения информатике студентов педагогических вузов, для того чтобы сформировать у них графическую культуру.

Цель исследования: совершенствование методической системы обучения информатике в педагогическом вузе, направленное на формирование графической культуры у будущих учителей, и апробация такой системы в рамках подготовки студентов педагогического вуза, обучающихся по специальности «Информатика».

Объект исследования: процесс обучения информатике студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: развитие методическойсистемы обучения информатике в педагогическом вузе, направленное на" формирование графической культуры у будущих педагогов (на примере учителей информатики).

Гипотеза исследования: если выявить межпредметные связи в структуре графической подготовки студентов педагогического вуза, обучающихся по специальности «Информатика», и на основе этого усовершенствовать методическую систему обучения информатике, ориентировав ее, в том числе, и на формирование графической культуры у будущих учителей, то это придаст целостный' системный характер" знаниям, умениям и навыкам будущих учителей информатики в области использования графики в обучении, обеспечит профессиональную подготовку, необходимую для обучения учащихся элементам графики на всех ступенях школьного образования.

В соответствии с целью и предметом исследования предусмотрено решение следующих задач:

1) проанализировать особенности формирования графической культуры специалиста, уточнить понятие «графическая культура» применительно к процессу обучения будущих учителей информатики;

2) выявить наличие дидактического потенциала образовательной области «Информатика» с точки зрения формирования графической культуры будущего учителя информатики;

3) определить межпредметные связи в структуре графической подготовки студентов-информатиков и сконструировать междисциплинарную схему их реализации;

4) выявить основные принципы и этапы формирования графической культуры педагогов при обучении информатике, разработать систему критериев для определения уровней сформированности графической культуры;

5) усовершенствовать методическую систему обучения информатике в педагогическом вузе, предварительно разработав и обосновав ее модель, направленную на формирование графической культуры у будущих учителей информатики;

6) выявить методы обучения информатике, а также построить систему задач и заданий для лабораторных практикумов, направленную на развитие графической культуры у студентов педагогического вуза;

7) экспериментально проверить эффективность формирования графической культуры при использовании разработанной методической системы и подтвердить гипотезу исследования.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ отечественных трудов по педагогике, методике обученияинформатике, касающихся вопросов графической культуры специалистаанализ обобщенного и собственного педагогического опыта преподавания курсов информатики для будущих учителейанализ существующих учебных и рабочих программ обучения дисциплине «Компьютерная графика" — педагогическое наблюдениеопытно-экспериментальная работа по организации и конструированию системы подготовки в области методики обучения информатике в контексте формирования графической культуры учителяэмпирические методы (беседа, анкетирование, наблюдение).

Теоретико-методологической основой исследования являются: педагогические, психологические и философские подходы к определению понятия «графическая культура», а также фундаментальные работы ведущих отечественных ученых-дидактов Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, теория технологической подготовки (В .Д. Симоненко), учение о политехническом образовании (П.Р. Атутов. С. Л. Батышев, А. А. Васильев и др.), психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (Л.С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), дидактические и методические исследования А. П. Ершова, В. А. Каймина, В. М. Монахова,.

B.В. Лаптева, М. П. Лапчика, И. Я. Лернера, М. В. Швецкого, Ю. А. Первина, В. И. Пугача, В. М. Заварыкина, A.M. Матюппсина, М. И. Махмутова, теории, раскрывающие механизмы интеграции междисциплинарных знаний (М.Н. Берулава, А. Я. Данилюк, И. Д. Зверев, Г. Ф. Федорец, и др.), теория графической подготовки (А.Д. Ботвинников, В. А. Гервер,.

A.А. Павлова, Г. В. Рубина и др.), подходы к определению структуры, содержания и методики подготовки студентов педагогических вузов в области информатики и информатизации образования (В.П. Беспалько,.

B.А. Бубнов, С. Г. Григорьев, В. В: Гриншкун, А. Р. Есаян, В. Г. Житомирский, О. Ю. Заславская, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, И. В. Левченко, В. И. Пугач, А. Я. Фридланд, М. В. Швецкий и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе: 1) с позиции профессиональной деятельности учителя определена компонентная структура графической культуры будущего учителя информатики, в которую вошли когнитивный, операционно-технологический, эстетический и эмоционально-ценностный компонентыи.

2) выявлены принципы формирования и направления развития графической культуры педагога, с учетом которых предложены подходы к обучению информатике;

3) определены критерии для выявления уровня сформированности графической культуры;

4) разработана и обоснована модель методической системы, включающая в себя цели и содержание обучения информатике в педагогическом вузе, направленная на формирование готовности будущих учителей информатики к реализации профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий в качестве инструмента, повышающего наглядность обучения и стимулирующего активность учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании того, что графическая культура педагога является многокомпонентной системой, включающей в себя когнитивный, операционно-технологический, эстетический и эмоционально-ценностный компонентыв выявлении принципов и подходов к совершенствованию методической системы обучения информатике, которая должна стать основой для формирования графической культуры у будущих педагоговв определении целей и содержания обучения, а также критериев, позволяющих оценить уровень сформированности графической культуры у учителей информатики.

Практическая значимость исследования заключается в развитии* методической системы обучения информатике будущего учителя информатики, ориентированной на освоение приемов и средств наглядного изложения учебного материаларазработке программ и учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», специального курса «Математические основы компьютерной графики», дисциплины специализации «Элективные курсы в профильной школе" — построении системы заданий для лабораторных практикумов, а также задач по информатике, способствующих формированию графической культуры у выпускника педагогического вуза.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме, полнотой рассмотрения объекта и предмета исследования на теоретическом и практическом уровнях, применением комплекса дидактических методов, итогами педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования являлся Самарский филиал ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (СФ МГЛУ).

Исследование проводилось с 2003 по 2010 годы и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2003;2005 годы) проведен теоретический анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы в области теории и методики обучения информатике в педагогическом вузе, проанализирована специфика подготовки учителей информатики, определены возможности использования графических средств при обучении информатике. Выявлены цель, задачи, рабочая гипотеза, дано обоснование актуальности исследования. Параллельно с этим в процессе работы со студентами СФ МГЛУ происходило накопление необходимого материала, проводился его теоретический анализ.

На втором этапе- (2005;2008 годы) осуществлена проверка и конкретизация1 ключевых понятий и теоретических положений исследования. Сформулированы подходы к отбору наглядного материала для обучения информатике. Усовершенствована методическая система обучения информатике будущих учителей с целью формирования у них графической культуры. Разработано содержание профессионально-ориентированных лабораторных практикумов. Проведена опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2008;2010 годы) подведены итоги педагогического эксперимента, осуществлена обработка, систематизация и анализ результатов исследования, сформулированы выводы, оформлено диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1) наличие графической культуры у будущего учителя способствует повышению эффективности подготовки школьников по учебным предметам, что обусловлено возможностью методически грамотного использования информационных и коммуникационных технологий не только для повышения наглядности обучения, но и для активизации познавательной деятельности учащихся;

2) система обучения информатике в педагогическом вузе обладает существенным дидактическим потенциалом с точки зрения формирования графической культуры будущего учителя;

3) цели и содержание подготовки студентов педагогических вузов в области информатики должны быть расширены с учетом выявленных компонентов графической культуры;

4) предложенные разработки, совершенствующие методическую систему обучения информатике, позволяют формировать у будущих педагогов специальности 50 202.65 «Информатика» требуемый уровень графической культуры, а сформулированные критерии позволяют оценить эффективность ее формирования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования проводились в виде выступлений ^ обсуждений на кафедре высшей математики и информатики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, кафедре информатики и прикладной математики и кафедре информатизации образования Московского городского педагогического университета (Москва, 20 072 009) — докладов на IV Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование на рубеже веков» (Самара, 2002) — V.

Международной электронной научной конференции «Новые технологии в образовании» (ВШУ, Воронеж, 2002) — Международных научных конференциях: «Проблемы математического образования и культуры» (ТГУ, Тольятти, 2003;2005) — XXIV Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (Саратов, 2005) — Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Поволжье — 2006)» (СФ МГПУ, Самара, 2006) — Международной научно-практической конференции «Информатизация образования — 2007» (Калуга, 2007) — Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Поволжье — 2007)» (ТГГПУ, Казань,.

2007) — XXVI Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (СФ МГПУ, Самара-Москва, 2007) — XXVII Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы» (ПГПУ, Пермь,.

2008).

Структура и объем диссертации

обусловлены последовательностью решения поставленных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Модель методической системы обучения информатике, направленной на формирование графической культуры у будущего учителя информатики реализует социальный, региональный, личностный заказы, включает в себя задачи, принципы, организационно-педагогические условия, базирующиеся на сквозном подходе к дисциплинам предметной подготовки, включает в себя структурные компоненты графической культуры (когнитивный, операционно-технологический, эстетический и эмоционально-ценностный), содержит учебно-методический комплекс (содержание, методы, средства обучения) и критериально-диагностический аппарат.

2. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими формирование графической культуры будущего учителя, являются: интеграция специальных, дисциплин специализации и общепрофессиональных дисциплинорганизация научно-педагогической работы студентов (НПР) — организация творческой самостоятельной* учебной и внеучебной деятельностиинформационно-методическая поддержка учебного процесса (электронные образовательные ресурсы, электронные УМКД, наглядно-дидактические материалы к занятиям и т. п.).

3. Экспериментально проверена успешность реализации разработанной модели: формирования графической культуры будущего учителя в рамках организационно-педагогических условий. Анализ результатов эксперимента убеждает в справедливости выдвинутой гипотезы, что если выявить межпредметные связи в структуре графической подготовки студентов педагогического вуза, обучающихся по специальности «Информатика», и усовершенствовать методическую систему обучения информатике будущих учителей в части формирования у них графической культуры, то это придаст целостный системный характер знаниям, умениям и навыкам будущих учителей информатики в области использования графики в обучении, обеспечит профессиональную подготовку, необходимую для обучения учащихся элементам графики на всех ступенях школьного образования.

4. В соответствии с предлагаемой в настоящем исследовании моделью методической системы формирования графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике нами разработаны и апробированы критерии оценки уровней графической культуры студентов вуза — будущих учителей: уровень 1 — начальный, уровень 2 — средний, уровень 3 — высокий. На основании уровней сформированности графической культуры будущих учителей нами разработаны программы и УМКД, внедрен в практику подготовки учителей информатики специальный курс «Математические основы компьютерной графики», нацеленный на знакомство студентов с преимуществами графического способа представления информации. Создан комплекс заданий для лабораторных работ, в числе которых создание библиотеки геометрических автофигур, построение сечений, построение теней от стереометрических фигур и их комбинаций, положительно влияющий на формирование пространственного мышления студентов.

5. Для эффективного использования методики формирования графической культуры студентов оказалось необходимым пересмотреть структуру учебного плана, содержание дисциплин и как следствие, преобразовывать весь учебный процесс. Ее применение позволило формировать графическую культуру студентов, независимо от их начального уровня графической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило правомерность поставленной гипотезы, положений, выносимых на защиту, и позволило сделать следующие выводы:

1) на основании проведенного анализа научной литературы и практики обучения информатике в педагогическом вузе уточнено понятие «графическая культура» (как компонент профессиональной кулыуры) применительно к процессу обучения будущих учителей, выявлены межпредметные связи в структуре графической подготовки и обоснована междисциплинарная схема их реализации, теоретически доказана необходимость совершенствования методической системы обучения информатике, направленного на формирование графической культуры у будущего учителя;

2) выявлены основные принципы (наглядность, системность и последовательность, преемственность, использование личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подхода к обучению, профессиональной ориентированности) и этапы (пропедевтический, связанный с образовательной подготовкой студента, развитием его мышления, идейным становлениемобщепрофессиональный, нацеленный на общепедагогическую подготовку к формированию графической культурыспециальный, предусматривающий комплексную учебно-воспитательную. и преддипломную практику, спецкурсы и дисциплины специализации) формирования графической культуры педагогов при обучении информатике, разработана система критериев (когнитивный, операционно-технологический и др.) для определения уровней сформированности графической культуры;

3) определена структура графической культуры будущего учителя информатики, состоящая из четырех компонентов: когнитивного (необходимый объем профессионально-графических знаний в области компьютерной графики, эргономики, элементов теории изображений, в области обучения школьников с использованием компьютерной графики и других средств повышения наглядности), операционно-технологического (наличие профессиональных умений и навыков работы с графическими редакторами, электронными ресурсами, а также другими средствами повышения наглядности обучения), эстетического (развитие художественного вкуса, способностей, выступающих регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной графической деятельности, а также развитое пространственное мышление) и эмоционально-ценностного (наличие у будущего учителя информатики мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности, связанной с обучением учащихся элементам графики на всех ступенях школьного образования, а также эмоционально-волевые и ценностные отношения и качества личности);

4) предложена модель методической системы обучения информатике будущих учителей, ориентированная на формирование их готовности к профессиональной деятельности с использованием «сквозного подхода» к применению информационных технологий в качестве инструмента, повышающего наглядность обучения, и стимулирующая активность обучающихся;

5) на основании модели определены цели и содержание обучения, разработаны программы и УМКД, внедрен в практику подготовки учителей информатики специальный, курс «Математические основы компьютерной графики», нацеленный на знакомство студентов с преимуществами графического способа представления информации. Создан комплекс заданий для лабораторных работ, в числе которых создание библиотеки геометрических автофигур, построение сечений, построение теней от стереометрических фигур и их комбинаций, положительно влияющий на формирование пространственного мышления студентов;

6) результаты проведенного эксперимента, основанного на использовании выявленных критериев, подтвердили эффективность разработанной методической системы обучения информатике, способствующей повышению уровня графической культуры учителей информатики и их готовности к будущей профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. OA. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: 1990. 141 с.
  2. А.Н. Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза: на материале архитектурно-строительного черчения. М. 2006.210 с.
  3. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339 с.
  5. Р. Искусство и визуальное восприятие /сокр. Пер. с англ. В.Н. Самохина- общ. ред. В. П. Шестакова. М.: Прогресс. 1974. 386 с.
  6. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.- Высшая школа, 1974. 384 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  8. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе // Психология формирования и развитии личности: Сб. науч. трудов. М., 1981. С. 199−200.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования М.: Академия, 1984. 104 с.
  10. Ю.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.:1980. 265 с.
  11. П.Атутов П. Р. Российская образовательная школа: проблемы и перспективыМ.:ИОСО РАО, 1997. 128 с.
  12. П.Р. Технология и современное образование //Педагогика.-1996.-№ 2. С. 11−14.
  13. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
  16. Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.:ИЦПКИС, 1998. 249 с.
  18. .Ф. Педагогическая технология: что это такое? //Специалист. 1993. № 3. С. 18−20.
  19. М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. Санкт-Петербург, Свет. 400 с.
  20. П.И. Расширение практических работ развивающего характера в курсе черчения / РВВКИУРВ. Ростов н/Д, 1989. 105 с.
  21. С.А., Решетова З. А. Проблема единства фундаментальных и профессиональных знаний и построение учебного предмета в вузе.// Современная высшая школа. 1985. № 4 (52). С. 205−209.
  22. Н.М. О задачах методики математики // Математика в школе. -1989.-№ 5. С. 64−75.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа- 1989.190 с.
  24. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия.//Педагогика, № 5, 1993. С. 16−25.
  25. В.П. Татур, Ю.Г. Системно методическое обеспечение пособие. М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
  26. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
  27. В.М. Эффективность обучения (методический анализ определения этой категории в дидактике) / В. М. Блинов. — М.: Педагогика, 1977. 191 с.
  28. Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981. — 1981. 96 с.
  29. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР. 1959.164 с.
  30. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  31. У. Графическое представление информации: Пер. с англ. М.: Мир, 1971.225 с.
  32. А.И. Методика преподавания информатики. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 431 с.
  33. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Педагогика. 1973- № 2 С. 70−75
  34. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М: Изд. Академия пед. Наук РСФСР 1950 г. 508 с. 1л. Табл. ил.
  35. Вох Е. П. Формирование графических компетенций у будущих инженеров в самостоятельной познавательной деятельности. Автореф. к.п.н., Екатеринбург. 2008. 27 с.
  36. И. С., Тржецяк Л. И. Методика преподавания черчения профессионально-технических училищах. М.: Высш. шк. 1966. 126 с.
  37. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 4.2. 1981. С. 161−175/
  38. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80−84.
  39. В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  40. . С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико ориентированных образовательных концепций). М. Совершенство. 1998. 608 с.
  41. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с: ил.
  42. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СпбУ, 1992. 154 с.
  43. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  44. В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии, 1952. 210 с.
  45. А.В., Шафрин Ю. А. Практикум по информационным технологиям. М. ЛБЗ, 1999. 272 с.
  46. О.С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.
  47. Р.Л. Разумный глаз / пер. с англ. А. И. Когана. М. Мир. 1972. 209 с.
  48. С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Самара. Изд-во СГЭА. 2002. 110 с.
  49. С.Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск. 2008. 286 с.
  50. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. М. АО «Аспект Пресс», 1994. 317 с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. Педагогика, 1986. 240 с.
  52. В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 156 с.
  53. С.И., Кузьменко В. И. Методика преподавания черчения в средней школе. М: Просвещение, 1968. 319 с.
  54. Л.И. Управление обучением в условиях информатизацииобразования // Тез. докл. на 8-й Рос. Науч.- практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та. 2000. С. 36.
  55. Т.Д. Внедрение компьютерной графики в учебный процесс // Компьютерная геометрия и графика в образовании. Красноярск: КГТУ, 2000. С. 43−45.
  56. Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. JL: Наука, 1989. 192 с.
  57. Н.Д. Информационные технологии в преподавании блока геометро графических дисциплин для инженеров строителей. Дисс. к.п.н., Н. Новгород, ННГАСУ, 1999. 130 с.
  58. Н.Д., Лагунова М.В, Применение компьютерных технологий в процессе формирования конструкторской документации. Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. 54 с.
  59. И.А. Педагогическая психология. М. Логос. 2002. 382 с.
  60. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: 1992. 331 с.
  61. P.M. Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов. Автореф. дис. к.п.н., Омск, 2006. 18 с.
  62. A.M., Павлова В. В. Алгоритмы построения инженерной графики //Актуальные вопросы инженерной- графики: Межвузовский сборник. Йошкар-Ола. Изд. Мар. ГУ, 1984. С. 70−72.
  63. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс. к.п.н, Волгоград, 1991. 18 с.
  64. Г. Б., Туманова Г. Н. Графическая модель процесса обучения // Актуальные проблемы теории и методики графических дисциплин. Пенза: ШГАСА. 1999. С. 16−18.
  65. И.И. Структура эвристических приемов решения задач. М. РОУ. 1992. 154 с.
  66. Инженерная графика: общий курс. Учебник /Под ред. В. Г. Бурова и Н. Г. Иванцивской. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2006. 232 с.
  67. Инновационное обучение: стратегия и тактика /Под ред. В .Я. Ляудис.1. М.: МГУ, 1994. 58 с.
  68. Информатика. 7−9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  69. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993. 219 с.
  70. Ф.С. Проблема реформирования профессионального опыта специалистов в условиях рыночной экономики// Образование и наука. 1999. № 2. С. 116−124.
  71. Л.Б. Лекции по проблемам психологии обучения. Владимир: Владимир, гос. пед. ун-т П. И. Лебедева-Полянского, 1972. 79 с.
  72. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. 214 с.
  73. .И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк&bdquo- 1987. 143 с.
  74. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 280 с.
  75. B.C., Гарунов М. Г., Семушкин Л. Г. и др. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования (Содержание, формы и методы обучения в высшем образовании / НИИВО. Вып.4). М., 1996. 44 с.
  76. А.П. Построение содержания учебного курса в высшей школе. Автореф. дисс. к.п.н. Ижевск, 1996. 22 с.
  77. Н.И. Графическая подготовка в системе «Лицей НГТУ -вуз». Актуальные вопросы современной инженерной графики: материалы всероссийской научно-методической конференции /под ред. А. П. Корякиной. Рыбинск: РГТА, 2003. С. 67−69.
  78. Д.Ф. Система общения и воспитания при изучении черчения на художественно-графическом факультете педуниверситета. Автореф.дисс. к.п.н. Москва. 1997. 18 с.
  79. Е.Д. Социально-философские аспекты образования //Вопросы философии. 1984. № 11. С. 26.
  80. Р., Курдюмов, С. Синергетика: начала нелинейного мышления //Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 38.
  81. В.И., Сыченков, И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., Л987. 143 с.
  82. В.Н. К проблеме определения понятия «цель»// Вестник МГУ. Сер.8. Философия. 1968. № 1. С. 13−14.
  83. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. М.: МО РФ, 1999. 328 с.
  84. .К. Образовательные парадигмы и стандарты: инвариантные аспекты. / Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. С. 46−56.,
  85. Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения /Под ред. проф. А. А. Красновского. М. Учпедгиз, 1955. 652 с
  86. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учеб. пособие / Чугунова Э. С., Чикер В. А.,
  87. СМ. и др. JL: Изд-во Ленинградского ун.1991. 184 с.
  88. Компьютер обретает разум. Пер. с англ. М.: Мир, 1987. 154 с.
  89. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: «Изд. МГУ», 1994. 272 с.
  90. P.P. Проекции, применяемые в горно-инженерной графике // Актуальные проблемы теории и методики графических дисциплин. Материалы семинара-совещания заведующих графических кафедр вузов России. Пенза: ПГАСА. 1999. С. 69−70.
  91. И.Б. Двухуровневое обучение графическим дисциплинам: Автореф. дисс. к.п.н. Москва. 1958. 19 с.
  92. И.Б. Теоретико-методологические основы базисного изучения графических дисциплин. Дисс.. д.п.н. Москва. 2004. 347 с.
  93. Е.И. Развитие педагогических и специальных способностей студентов ХГФ (на. материале начертательной геометрии и черчения): Дисс. д.п.н., Москва, 2005. 387 с.
  94. .Б. Личность: Теория, диагностика и- развитие: Учебное пособие для вузов, М.: Академический проект. 2000. 240 с.
  95. .Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи. М.: НИИВО, 1995. 48 с.
  96. В.Л., М. Хайдеггер. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования // Философия образования для XXI века. М. 1992. С. 125.
  97. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264 с:
  98. В.Ф. Пространственно графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов. Воронеж: Изд.ВГУ. 1989. 184 с.
  99. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию НИТ обучения: Дисс.. д.п.н. Н.Новгород. 1995. 501 с.
  100. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М. Высшая школа. 1990. 142 с.
  101. Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М. Высшая школа. 1964. 96 с.
  102. М.Е. Совершенствование специальных аспектов визуального восприятия студентов ХГФ на начальных этапах обучения живописи. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2006. 24 с.
  103. Ч. Основы общей дидактики. М. 1986. 96 с.
  104. В.А. Формирование графической культуры у будущего учителя технологии. Дисс.. к.п.н. Брянск, 1997.232 с.
  105. А.Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. М. Лаборатория базовых знаний. 2000. 464 е.: ил.
  106. М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении. Дисс. д.п.н. Нижний Новгород. 2002. 564 с.
  107. М.П. и др. Методика преподавания информатики. М. Академия. 2007. 624 с.
  108. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М. 1980.264 е.: ил.
  109. И.В. Развитие системы методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования. Автореферат дисс. д.п.н. Москва. 2009: 46 с.
  110. А.Ю. Способы создания графической информации' средствами компьютерных технологий. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2007.18 с.
  111. А.И. Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2000. 16 с.
  112. .Ф. ЭВМ и развитие человека. Вестник высшей школы. № 12. 1985. С. 29−33.
  113. В.Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. М.: ЛБЗ. 2001. 160 с.
  114. А.А. Формирование графической культуры у будущих конструкторов модельеров в колледже. Автореферат дисс.. к.п.н. Ставрополь. 2007. 24 с.
  115. Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2006. 128 с.
  116. Н.В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Технические средства информатизации. М. Форум. 2008. 592 с.
  117. В.В. Общая методика преподавания информатики. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.
  118. В.В., Малева А. А., Микерова Л. Н. Современный кабинет информатики: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ. 2003. 34 с.
  119. А.Г. Новые рубежи человеческой природы. СПб. Питер. 1999. 424 с.
  120. В.П., Петров М. Н. Компьютерная графика. 2-е издание. СПб. Питер. 2006. 810 с.
  121. В.М., Ваграменко Я. А., Петров А. В. и др. Теория и методика преподавания информатики. Учебная программа для физико-математических факультетов педагогических университетов. М. 2001. 64 с.
  122. Н.А. Технологии профессионального образования. М.1. ACADEMIA. 2005. 424 с.
  123. О. А. Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам: Дисс.. к.п.н. Омск, 2007. 182 с.
  124. Т.И., Назарова Ю. В. Практикум по информатике / Под ред. Л. Г. Гагариной. 4.1. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. 320 с.
  125. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. д-ра пед. наук проф. Е. С. Полат. М. ACADEMIA. 2001.272 с.
  126. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М. Политиздат. 1984. 112 с.
  127. Обязательный минимум содержания образования по информатике и информационным технологиям //ИНФО. 2004. № 4. С. 7−11.
  128. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. АЗЪ. 1996. 700 с.
  129. А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Дисс.. д.п.н. Москва. 1992. 336 с.
  130. А.А., Корзинова Е. И. Черчение и графика. 8−9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина. 2007. 264 с.
  131. Т.П. Формирование инженерно-графических умений у студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2007. 16 с.
  132. . Теория, эксперименты, дискуссии /под ред. Л. Ф Обуховой, Г. В. Бурменской. М. Гардарики. 2001. 622 с.
  133. П.И., Коротяев Б. И., Хозяинов В. И. Теоретические основы обучения студентов знаниями и методами познавательной деятельности // Современная высшая школа. 1980. № 3. С.189−205.
  134. М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд. М. ИЦПКПС. 1999. 137 с.
  135. Н.Г. Обучение школьников чтению и выполнению чертежей // Школа и производство. 2002. С. 64−74.
  136. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 380 с.
  137. Т.Г. Конкурентоспособность как детерминанта профессионального образования инженеров (на примере Владимирской области). Автореферат дисс.. д.п.н. Москва. 2008. 46 с.
  138. В.И. Технология обучения будущих учителей информатики в педагогических институтах. Самара: СГПИ, 1994. 160 с.
  139. В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. СамГПИ, 1993. 250 с.
  140. И.А. Активизация учебной деятельности студентов художественно-графических факультетов на основе интегративного подхода. Дисс.. к.п.н. Новосибирск. 2009. 221 с.
  141. А.Г. Реализация принципа когнитивной визуализации на примере учебного материала средней школы. //Информатика и образование. 2009, № 7. С. 75−78.
  142. Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: дисс.. д.п.н. Москва. 1995. 269 е.: ил.
  143. И.М. Формирование основ графической культуры младших школьников на уроках технологии: дисс.. к.п.н. Брянск 2006. 240 е.: ил.
  144. Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во СГУ, 2002. 218 с.
  145. И.А. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки. Автореферат дисс.. к.п.н. Магнитогорск. 2007. 23 с.
  146. И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006. 540 с.
  147. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина. М. Советская энциклопедия. 1964. 784 с.
  148. С.А. Теория и практика методической подготовки по графическим дисциплинам учителя технологии. М. Прометей, 2001. 256 с.
  149. О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс. М.: ВАКО, 2006.400 с.
  150. Н.В. Теория и методика обучения информатике. М.: Высшая школа, 2004. 223 с.
  151. В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001. 93 с.
  152. Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 448 с.
  153. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. М.: Советская педагогика. 1973, № 7. С.74−75.
  154. П.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
  155. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М.: Педагогика, 1983. 352 с.
  156. А. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России. 1999, № 4. С. 42−48.
  157. Д.В. Педагогические условия развития самообразовательной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин. Автореф. дисс.. к.п.н. СПб., 2007. 24 с.
  158. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. 84 с.
  159. А.Ю. Новые информационные технологии в реформе образования // ИНФО, 1994, № 3. С. 3−14.
  160. Н.Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: ЛБЗ, 2004. 256 с.
  161. А.И. Системный подход в общей теории систем. М.: Мысль, 1978.312 с.
  162. А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учебное пособие. Челябинск: ЧТУ, 1996. 38 с.
  163. Н.А. Методы изображений в подготовке будущего учителя информатики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», М.: МГПУ, 2006, № 1 (6). С. 190−191.
  164. Учебно-методический комплект по специальности 30 100 Информатика. М.: Флинта. Наука, 2002. 264 с.
  165. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: «Педагогика», 1974. Т.1. 584 е.- Т.2. — 440 с.
  166. О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся. Дис.. канд. пед. наук. Казань. 2001. 202 с.
  167. .Н., Олькина Л.С, Яскевич A.M. О преемственности в инженерно-графической подготовке студентов // Сборник научно-методических статей по начертательной геометрии и инженерной графике. М.: Высшая школа, 1986, Вып. 14. С. 1.
  168. М.В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре: скрин — дизайн: эволюция, основные характеристики, структура: Автореф. дисс.. канд. изобр. наук. СПб, 2003. 22 с.
  169. Философский энциклопедический словарь /Под ред. С.С. Аверип-цева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 814 с.
  170. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся /Под ред. Н. Ф. Четверухина. М.: Просвещение, 1964. С. 47−78.
  171. JI.H. Наглядность и моделирование в обучении. М.: 1984.
  172. И.В. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников. Дисс.. к.п.н. Горно-Алтайск, 2008. 268 с.
  173. И.Ф. Факультативный курс по математике. Учебное пособие. Москва. Педагогика. 1991. 384 с.
  174. Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. М.: ЛБЗ, 1999. 336 с.
  175. А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8−9 классы. М.: ВАКО, 2006. 272 с.
  176. М.С. Психологические проблемы узнавания. М. Просвещение, 1967. 220 с.
  177. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся //Хрестоматия по возрастной и психологической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. А. Ляудис. М.: Изд-во МГУ. 1981. 368 с.
  178. Якиманская И: С. Развитие пространственного мышления школьников-М.: «Педагогика», 1980. 210 с.
  179. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под. ред. Е. С. Полат. М.: ACADEMIA, 2006. 400 с.
  180. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
  181. Рабочая программа дисциплины «Компьютерная графика и анимация» Электронный ресурс. // Томский государственный университет [сайт]. URL: http://www.tsu.ru/ (дата обращения: 13.08.2008).
  182. Компьютерная графика. Программа курса. Электронный ресурс. //Томский политехнический университет: [сайт]. URL: http://canon.osu.cctpu.edu.ru/diplom/progr/index.asp (дата обращения: 13.08.2008).
  183. Типовая учебная программа «Инженерная и компьютерная графика» по специальности 50 718 Электроэнергетика. Электронный ресурс. // Алматинский институт энергетики и связи: [сайт]. URL: http://www.aipet.kz/ (дата обращения: 13.08.2008).
Заполнить форму текущей работой