Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике
Диссертация
Проблема подготовки учителей информатики нашла отражение в исследованиях С. А. Бешенкова, Т. А. Бороненко, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, М. И. Жалдака, О. Ю. Заславской, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. В. Левченко, И. В. Марусевой, В. И. Пугача, И. А. Румянцева, А. Я. Фридланда, М. В. Швецкого и др. Учитель информатики должен не только владеть всем комплексом знаний в области компьютерной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования графической культуры студента педагогического вуза
- 1. 1. Графическая культура специалиста: структура, содержание, особенности
- 1. 2. Проблема формирования графической культуры в научно-педагогической литературе
- 1. 3. Существующие подходы к обучению информатике студентов педагогических вузов
- 1. 4. Формирование графической культуры у будущих педагогов в процессе обучения информатике
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Развитие методической системы формирования графической культуры будущего учителя информатики
- 2. 1. Модель, содержание и этапы формирования у учителя графической культуры в ходе обучения информатике
- 2. 2. Методика обучения информатике студентов педагогического вуза, ориентированная на освоение приемов и средств графического представления учебного материала
- 2. 3. Система заданий для лабораторного практикума и задач по информатике, способствующая формированию графической культуры у будущих педагогов
- 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности усовершенствованной системы обучения информатике для студентов педагогических вузов
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина OA. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: 1990. 141 с.
- Агошкова А.Н. Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза: на материале архитектурно-строительного черчения. М. 2006.210 с.
- Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /сокр. Пер. с англ. В.Н. Самохина- общ. ред. В. П. Шестакова. М.: Прогресс. 1974. 386 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.- Высшая школа, 1974. 384 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе // Психология формирования и развитии личности: Сб. науч. трудов. М., 1981. С. 199−200.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования М.: Академия, 1984. 104 с.
- Ю.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.:1980. 265 с.
- П.Атутов П. Р. Российская образовательная школа: проблемы и перспективыМ.:ИОСО РАО, 1997. 128 с.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование //Педагогика.-1996.-№ 2. С. 11−14.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
- Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.:ИЦПКИС, 1998. 249 с.
- Башарин Б.Ф. Педагогическая технология: что это такое? //Специалист. 1993. № 3. С. 18−20.
- Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. Санкт-Петербург, Свет. 400 с.
- Белаи П.И. Расширение практических работ развивающего характера в курсе черчения / РВВКИУРВ. Ростов н/Д, 1989. 105 с.
- Беляева С.А., Решетова З. А. Проблема единства фундаментальных и профессиональных знаний и построение учебного предмета в вузе.// Современная высшая школа. 1985. № 4 (52). С. 205−209.
- Бескин Н.М. О задачах методики математики // Математика в школе. -1989.-№ 5. С. 64−75.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа- 1989.190 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия.//Педагогика, № 5, 1993. С. 16−25.
- Беспалько В.П. Татур, Ю.Г. Системно методическое обеспечение пособие. М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения (методический анализ определения этой категории в дидактике) / В. М. Блинов. — М.: Педагогика, 1977. 191 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981. — 1981. 96 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР. 1959.164 с.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников М.: Педагогика, 1979. 256 с.
- Боумен У. Графическое представление информации: Пер. с англ. М.: Мир, 1971.225 с.
- Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. Минск: Вышэйшая школа, 1998. 431 с.
- Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Педагогика. 1973- № 2 С. 70−75
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М: Изд. Академия пед. Наук РСФСР 1950 г. 508 с. 1л. Табл. ил.
- Вох Е. П. Формирование графических компетенций у будущих инженеров в самостоятельной познавательной деятельности. Автореф. к.п.н., Екатеринбург. 2008. 27 с.
- Вышнепольский И. С., Тржецяк Л. И. Методика преподавания черчения профессионально-технических училищах. М.: Высш. шк. 1966. 126 с.
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 4.2. 1981. С. 161−175/
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80−84.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико ориентированных образовательных концепций). М. Совершенство. 1998. 608 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с: ил.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: СпбУ, 1992. 154 с.
- Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
- Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии, 1952. 210 с.
- Горячев А.В., Шафрин Ю. А. Практикум по информационным технологиям. М. ЛБЗ, 1999. 272 с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.
- Грегори Р.Л. Разумный глаз / пер. с англ. А. И. Когана. М. Мир. 1972. 209 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Самара. Изд-во СГЭА. 2002. 110 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск. 2008. 286 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. М. АО «Аспект Пресс», 1994. 317 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. Педагогика, 1986. 240 с.
- Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 156 с.
- Дембинский С.И., Кузьменко В. И. Методика преподавания черчения в средней школе. М: Просвещение, 1968. 319 с.
- Долинер Л.И. Управление обучением в условиях информатизацииобразования // Тез. докл. на 8-й Рос. Науч.- практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та. 2000. С. 36.
- Допиро Т.Д. Внедрение компьютерной графики в учебный процесс // Компьютерная геометрия и графика в образовании. Красноярск: КГТУ, 2000. С. 43−45.
- Ефимов Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. JL: Наука, 1989. 192 с.
- Жилина Н.Д. Информационные технологии в преподавании блока геометро графических дисциплин для инженеров строителей. Дисс. к.п.н., Н. Новгород, ННГАСУ, 1999. 130 с.
- Жилина Н.Д., Лагунова М.В, Применение компьютерных технологий в процессе формирования конструкторской документации. Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. 54 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. Логос. 2002. 382 с.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М.: 1992. 331 с.
- Золотухина P.M. Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов. Автореф. дис. к.п.н., Омск, 2006. 18 с.
- Иванова A.M., Павлова В. В. Алгоритмы построения инженерной графики //Актуальные вопросы инженерной- графики: Межвузовский сборник. Йошкар-Ола. Изд. Мар. ГУ, 1984. С. 70−72.
- Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс. к.п.н, Волгоград, 1991. 18 с.
- Иллюстратов Г. Б., Туманова Г. Н. Графическая модель процесса обучения // Актуальные проблемы теории и методики графических дисциплин. Пенза: ШГАСА. 1999. С. 16−18.
- Ильясов И.И. Структура эвристических приемов решения задач. М. РОУ. 1992. 154 с.
- Инженерная графика: общий курс. Учебник /Под ред. В. Г. Бурова и Н. Г. Иванцивской. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2006. 232 с.
- Инновационное обучение: стратегия и тактика /Под ред. В .Я. Ляудис.1. М.: МГУ, 1994. 58 с.
- Информатика. 7−9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993. 219 с.
- Исмагилова Ф.С. Проблема реформирования профессионального опыта специалистов в условиях рыночной экономики// Образование и наука. 1999. № 2. С. 116−124.
- Ительсон Л.Б. Лекции по проблемам психологии обучения. Владимир: Владимир, гос. пед. ун-т П. И. Лебедева-Полянского, 1972. 79 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. 214 с.
- Каган Б.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк&bdquo- 1987. 143 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 280 с.
- Кагельман B.C., Гарунов М. Г., Семушкин Л. Г. и др. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования (Содержание, формы и методы обучения в высшем образовании / НИИВО. Вып.4). М., 1996. 44 с.
- Калиниченко А.П. Построение содержания учебного курса в высшей школе. Автореф. дисс. к.п.н. Ижевск, 1996. 22 с.
- Кальницкая Н.И. Графическая подготовка в системе «Лицей НГТУ -вуз». Актуальные вопросы современной инженерной графики: материалы всероссийской научно-методической конференции /под ред. А. П. Корякиной. Рыбинск: РГТА, 2003. С. 67−69.
- Карева Д.Ф. Система общения и воспитания при изучении черчения на художественно-графическом факультете педуниверситета. Автореф.дисс. к.п.н. Москва. 1997. 18 с.
- Клементьев Е.Д. Социально-философские аспекты образования //Вопросы философии. 1984. № 11. С. 26.
- Князева Р., Курдюмов, С. Синергетика: начала нелинейного мышления //Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 38.
- Коган В.И., Сыченков, И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., Л987. 143 с.
- Кодин В.Н. К проблеме определения понятия «цель»// Вестник МГУ. Сер.8. Философия. 1968. № 1. С. 13−14.
- Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. М.: МО РФ, 1999. 328 с.
- Коломиец Б.К. Образовательные парадигмы и стандарты: инвариантные аспекты. / Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. С. 46−56.,
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения /Под ред. проф. А. А. Красновского. М. Учпедгиз, 1955. 652 с
- Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учеб. пособие / Чугунова Э. С., Чикер В. А.,
- Михеева СМ. и др. JL: Изд-во Ленинградского ун.1991. 184 с.
- Компьютер обретает разум. Пер. с англ. М.: Мир, 1987. 154 с.
- Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: «Изд. МГУ», 1994. 272 с.
- Копырин P.P. Проекции, применяемые в горно-инженерной графике // Актуальные проблемы теории и методики графических дисциплин. Материалы семинара-совещания заведующих графических кафедр вузов России. Пенза: ПГАСА. 1999. С. 69−70.
- Кордонская И.Б. Двухуровневое обучение графическим дисциплинам: Автореф. дисс. к.п.н. Москва. 1958. 19 с.
- Кордонская И.Б. Теоретико-методологические основы базисного изучения графических дисциплин. Дисс.. д.п.н. Москва. 2004. 347 с.
- Корзинова Е.И. Развитие педагогических и специальных способностей студентов ХГФ (на. материале начертательной геометрии и черчения): Дисс. д.п.н., Москва, 2005. 387 с.
- Косов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и- развитие: Учебное пособие для вузов, М.: Академический проект. 2000. 240 с.
- Косов Б.Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи. М.: НИИВО, 1995. 48 с.
- Кошелева В.Л., М. Хайдеггер. Феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования // Философия образования для XXI века. М. 1992. С. 125.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264 с:
- Кригер В.Ф. Пространственно графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов. Воронеж: Изд.ВГУ. 1989. 184 с.
- Кручинина Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию НИТ обучения: Дисс.. д.п.н. Н.Новгород. 1995. 501 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М. Высшая школа. 1990. 142 с.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М. Высшая школа. 1964. 96 с.
- Кузнецов М.Е. Совершенствование специальных аспектов визуального восприятия студентов ХГФ на начальных этапах обучения живописи. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2006. 24 с.
- Куприсевич Ч. Основы общей дидактики. М. 1986. 96 с.
- Курина В.А. Формирование графической культуры у будущего учителя технологии. Дисс.. к.п.н. Брянск, 1997.232 с.
- Кушниренко А.Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. М. Лаборатория базовых знаний. 2000. 464 е.: ил.
- Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении. Дисс. д.п.н. Нижний Новгород. 2002. 564 с.
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. М. Академия. 2007. 624 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М. 1980.264 е.: ил.
- Левченко И.В. Развитие системы методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования. Автореферат дисс. д.п.н. Москва. 2009: 46 с.
- Лихачев А.Ю. Способы создания графической информации' средствами компьютерных технологий. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2007.18 с.
- Лобанов А.И. Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2000. 16 с.
- Ломов Б.Ф. ЭВМ и развитие человека. Вестник высшей школы. № 12. 1985. С. 29−33.
- Лыскова В.Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. М.: ЛБЗ. 2001. 160 с.
- Лямина А.А. Формирование графической культуры у будущих конструкторов модельеров в колледже. Автореферат дисс.. к.п.н. Ставрополь. 2007. 24 с.
- Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2006. 128 с.
- Максимова Н.В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Технические средства информатизации. М. Форум. 2008. 592 с.
- Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.
- Малев В.В., Малева А. А., Микерова Л. Н. Современный кабинет информатики: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ. 2003. 34 с.
- Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. СПб. Питер. 1999. 424 с.
- Молочков В.П., Петров М. Н. Компьютерная графика. 2-е издание. СПб. Питер. 2006. 810 с.
- Монахов В.М., Ваграменко Я. А., Петров А. В. и др. Теория и методика преподавания информатики. Учебная программа для физико-математических факультетов педагогических университетов. М. 2001. 64 с.
- Морева Н.А. Технологии профессионального образования. М.1. ACADEMIA. 2005. 424 с.
- Мусиенко О. А. Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам: Дисс.. к.п.н. Омск, 2007. 182 с.
- Немцова Т.И., Назарова Ю. В. Практикум по информатике / Под ред. Л. Г. Гагариной. 4.1. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. 320 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. д-ра пед. наук проф. Е. С. Полат. М. ACADEMIA. 2001.272 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М. Политиздат. 1984. 112 с.
- Обязательный минимум содержания образования по информатике и информационным технологиям //ИНФО. 2004. № 4. С. 7−11.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. АЗЪ. 1996. 700 с.
- Павлова А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Дисс.. д.п.н. Москва. 1992. 336 с.
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Черчение и графика. 8−9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина. 2007. 264 с.
- Петлина Т.П. Формирование инженерно-графических умений у студентов агроинженерных специальностей в процессе общетехнической подготовки. Автореф. дисс.. к.п.н. Москва. 2007. 16 с.
- Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии /под ред. Л. Ф Обуховой, Г. В. Бурменской. М. Гардарики. 2001. 622 с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И., Хозяинов В. И. Теоретические основы обучения студентов знаниями и методами познавательной деятельности // Современная высшая школа. 1980. № 3. С.189−205.
- Покровская М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд. М. ИЦПКПС. 1999. 137 с.
- Преображенская Н.Г. Обучение школьников чтению и выполнению чертежей // Школа и производство. 2002. С. 64−74.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 380 с.
- Пронюшкина Т.Г. Конкурентоспособность как детерминанта профессионального образования инженеров (на примере Владимирской области). Автореферат дисс.. д.п.н. Москва. 2008. 46 с.
- Пугач В.И. Технология обучения будущих учителей информатики в педагогических институтах. Самара: СГПИ, 1994. 160 с.
- Пугач В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. СамГПИ, 1993. 250 с.
- Разуменко И.А. Активизация учебной деятельности студентов художественно-графических факультетов на основе интегративного подхода. Дисс.. к.п.н. Новосибирск. 2009. 221 с.
- Рапуто А.Г. Реализация принципа когнитивной визуализации на примере учебного материала средней школы. //Информатика и образование. 2009, № 7. С. 75−78.
- Рубина Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: дисс.. д.п.н. Москва. 1995. 269 е.: ил.
- Рубина И.М. Формирование основ графической культуры младших школьников на уроках технологии: дисс.. к.п.н. Брянск 2006. 240 е.: ил.
- Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Изд-во СГУ, 2002. 218 с.
- Савельева И.А. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки. Автореферат дисс.. к.п.н. Магнитогорск. 2007. 23 с.
- Семакин И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006. 540 с.
- Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина. М. Советская энциклопедия. 1964. 784 с.
- Смирнов С.А. Теория и практика методической подготовки по графическим дисциплинам учителя технологии. М. Прометей, 2001. 256 с.
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс. М.: ВАКО, 2006.400 с.
- Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. М.: Высшая школа, 2004. 223 с.
- Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001. 93 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 448 с.
- Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. М.: Советская педагогика. 1973, № 7. С.74−75.
- Талызина П.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М.: Педагогика, 1983. 352 с.
- Торокин А. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России. 1999, № 4. С. 42−48.
- Третьяков Д.В. Педагогические условия развития самообразовательной деятельности студентов в процессе изучения графических дисциплин. Автореф. дисс.. к.п.н. СПб., 2007. 24 с.
- Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. 84 с.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии в реформе образования // ИНФО, 1994, № 3. С. 3−14.
- Угринович Н.Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: ЛБЗ, 2004. 256 с.
- Уемов А.И. Системный подход в общей теории систем. М.: Мысль, 1978.312 с.
- Усова А.В. Теория и практика развивающего обучения: Учебное пособие. Челябинск: ЧТУ, 1996. 38 с.
- Усова Н.А. Методы изображений в подготовке будущего учителя информатики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», М.: МГПУ, 2006, № 1 (6). С. 190−191.
- Учебно-методический комплект по специальности 30 100 Информатика. М.: Флинта. Наука, 2002. 264 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: «Педагогика», 1974. Т.1. 584 е.- Т.2. — 440 с.
- Федорова О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся. Дис.. канд. пед. наук. Казань. 2001. 202 с.
- Филимонов Б.Н., Олькина Л.С, Яскевич A.M. О преемственности в инженерно-графической подготовке студентов // Сборник научно-методических статей по начертательной геометрии и инженерной графике. М.: Высшая школа, 1986, Вып. 14. С. 1.
- Филиппов М.В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре: скрин — дизайн: эволюция, основные характеристики, структура: Автореф. дисс.. канд. изобр. наук. СПб, 2003. 22 с.
- Философский энциклопедический словарь /Под ред. С.С. Аверип-цева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 814 с.
- Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся /Под ред. Н. Ф. Четверухина. М.: Просвещение, 1964. С. 47−78.
- Фридман JI.H. Наглядность и моделирование в обучении. М.: 1984.
- Чугунова И.В. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников. Дисс.. к.п.н. Горно-Алтайск, 2008. 268 с.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Учебное пособие. Москва. Педагогика. 1991. 384 с.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. М.: ЛБЗ, 1999. 336 с.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8−9 классы. М.: ВАКО, 2006. 272 с.
- Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания. М. Просвещение, 1967. 220 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся //Хрестоматия по возрастной и психологической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. А. Ляудис. М.: Изд-во МГУ. 1981. 368 с.
- Якиманская И: С. Развитие пространственного мышления школьников-М.: «Педагогика», 1980. 210 с.
- Педагогические технологии дистанционного обучения /Под. ред. Е. С. Полат. М.: ACADEMIA, 2006. 400 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
- Рабочая программа дисциплины «Компьютерная графика и анимация» Электронный ресурс. // Томский государственный университет [сайт]. URL: http://www.tsu.ru/ (дата обращения: 13.08.2008).
- Компьютерная графика. Программа курса. Электронный ресурс. //Томский политехнический университет: [сайт]. URL: http://canon.osu.cctpu.edu.ru/diplom/progr/index.asp (дата обращения: 13.08.2008).
- Типовая учебная программа «Инженерная и компьютерная графика» по специальности 50 718 Электроэнергетика. Электронный ресурс. // Алматинский институт энергетики и связи: [сайт]. URL: http://www.aipet.kz/ (дата обращения: 13.08.2008).