Принципы взаимодействия голоса и инструмента в камерном вокальном творчестве М. П. Мусоргского
Вопросы ансамблевой интерпретации камерных вокальных сочинений Мусоргского, ярчайшего новатора в жанре, обладателя самобыт-нейшего музыкального мышления, раскрывшего в своем творчестве ряд сложнейших, подчас противоположнейших психологических состояний человеческой души, достигшего невероятной концентрации образности в единицу времени (позволим себе такую формулировку) — мало исследованная… Читать ещё >
Содержание
- Про — jpa i «Ti i гт
- A h J)
- Р iJ) ]) е воздуш. ный стая- но чу-ял я ды.ха. яья зяой. кый тре. пет- л i j — „1 * J — 4 i — л
- Jn^ji i iij) i JJ-I, jujj j) i y i * у дзд
- А 1 hJuiJ не.зря.лшх уст ярязыв^аый in? rti я в тя.шя.яе, как дас. ко выяоб. мая, h w h нес. ся ле. пет. Ка
- Т-+Т--г „Песнь старца“ п1 g i г? г er (fr i г i сыо ва да. ле. е пои ду. ffrr^TWr „Над тэекой“ в)“ Калистрят» г) «Спи, усни, крестьянский сын»
- ПРИМЕР а) «Калистрат» б) «На Днепре? jjlffjTjjjJ? уЩЦР^^Щ
- Мно.го ты кро. ви ка.зачк в даль, не. е мо даль. неи до. ро гой, но. сил
- Толь. ко, толь. ко i î-j-3в) „Молитва“
- Л I л
- J) Г IF
- V. ! U „Р J Е
- Не за сво ю
- Г— wo лю ду дгу пу. стын.ну.ю, г ь. ь а
- Wl Г i’i—?
- Г If ^
- Jl j’y t за ду шу стран .ни ка, в ми .ре без р-од.но.го, .-I.Ii ^
- Г „fmp П г) „Где ты звездочка?“
- PWMEP 8 a) „HaarpooHoe mclmo“ f
- K .)s t>-.4~
- T* JL
- 3. jia.a CMfcpTb, KaK Kop. myH xiilu.muu, Btiti. iiacb Ba. it bcepuns a y. aa
- Y 1%
- JzLa. trrrt
- 5. “ OTBeDaceHHaH“
- HecMOT. pa Ha ae e c npe.3pe.abeM, oi ce. oa e. e npoHb ae ro. hh,
- B) „HenoEHTHaii“
- Lento assai t 1 r, Si * JUge^f
- Ta, xa ii m o.i.h a. jih. 8a
- Moderato ma con anima rrrr-f l J1 n
- Ha hh — e ny. ra ex Bac- Kpo.Mem.HH .kh to.i.hm
- Bce. .43, — Hoa
- H*
- ПРИМЕР а)» В углу"
- Я ни.че.го не сде. лал, ня.яюш.ка, я чу. fi * f ft
- Г I Г [i p-f—? до. чек не тро. гад, ня.нюш.ка!
- Клу. бо. чек раз.мо.тал ко fer-: б) «С няней» в) «С куклой»
- 1. ь }) л- I ||.л спать на — до,
- Тя. па спи, у. сня!
- Тя пу бу ка съест
- ---#
- I. I I
- ПРИМЕР 10 а)" С няней'
- Бог с ним, с бу. кой! б) «Надгробное письмо» р sardo в) «В углу»
- Г ¡-У I I ьг I В
- В у гол!
- По. шел в у. гол!
- 7. LLLLLT мУ: т
- ГГГГГ г
- JL. .L?
- I. J i г) «Непонятная» д) «Кот Матрос» у у о 1 о с I
- Ка.ка.я тзер дая клет. ка — паль. цам такбольяо- ма ма- м
- ПРИМЕР II, А а) «Забытый» 1 А Л Л л Л * ^ Л >
- Он смерть на .шел в кра-ю чу. жом, в кра. агехв. ю чу. жом, в бо. ю с вра. гом^ но враг дру. зья .ми по. беж. ден (Г-—р У Г б) «Песнь старца» V
- Ста.ну скром. но у по .ро .'га, ти — ховдве. ри я вой. дуrji? A eon sordino
- Wi j. ji J jj в) «Сиротка» г) «Спесь» p О С U rail, nun legato, poco capriccioxo ьп? TP 1? t
- -He. яря. ro. же де мне на.гя. ба.тя.ся
- 1.
- У f г
- --я-яг
- ПРИПЕР II Б а) «Семинарист» го. ре) мо. е Гл г Р г г г г б) «Песнь старца» кто по. даст мне ра. ди 6о .га)
- -^-Г~г4— [. | —-1- г Р г ТУ к ] ж 1)' i -1 Г—^ в)"Колыбельная" («Пески и пляски смерти») г)" Трепак"
- Ш-Г±Г
- Я те 6я} го — луб чякмой-снежком со. греюг вкруг тебя ве
- 1. Л ] Ь-^ Г* ' ^ ¦ .!лн.ку. ю нг ру затею, а &
- ПРИМЕР II В а) «Молитва» б) «Ночь» (2-ая редакция) в) «Элегия"(„Без солнца“)
- ПРИМЕР II Г а)» Калистрат" б) «Колыбельная» («Песни и пляски смерти»)
- 1. -рмо — лю
- Шеч. кп блед-не. ют, ела бе. ет ды. хз нье
- У Г Да за.мол.чи
- Т З8. рр в)" Колыбельная Еремушки"
- Ни.же то-нень.кой бы .ли .ноч.ки на. до го .до -ву кло. нить
- ГГ1—Г
- Р Г
- Г→ ¡-¡-Г}) J1 -J'.?7J [Дрщррр t-H-i н- R-A^-1 1 ni—L
- П J < Ufi—J -J^j Jlj ^
- ПРИМЕР ЦД а)" Спи, усни, крестьянский сын" б)"Семинарист"
- Сте. ша, мо я ta g-rша, так те бя рас. це. ло. вал бь
- F— i 'т ш-л— в) 11 Сиротка"
- Брань .ю, по
- ЗГ5″ к г)" Озорник"
- Сдержанно Р
- I. а «1 ?^ Й
- По ле. сам бредешь- звери ме.чу.т.ся- по го. рам пол. зешь- дол тря.оет.ся весьд)» Калистрат"
- 1. >!и ] ] 1 Ш сбы. лосьпо во. ле <5о. жи.. ей пред.ска. за. нье мо. ей ма.туш.ки: г гчг г/
- ПРИМЕР НЕ
- Озорник" б) «Светик Савшна» г г г г j IГ г i 11 i I I
- Свет мой, Са.виш.на, со. кол яс-нень-кий, по. лго. би ме. ня, не. ра. зум. но i:---i)
- CT f ГТ m г г г г г i г г г г г при. го-лубь ме. ня, го. ре. мыч.но. ва. в)" Озорник" торопливо mf — ten
- / J J J I ff)7 i j i ба. уш. ка!
- Ой,. род.на. я! Ой, не бей! t1, г Iff H, г’Г-пг%#Т f-i-f-f j J I { {{g
- --a W" -—i г)" Не божиим громом ударило"
- Grave. Patetico pu cd all arg'. ir*" У s и < ff
- T! /,. sf cresc. li i? a tempo
- 'ь? I Г бо. жя. им гро. мом го. pe у да. ри. до,
- # J? il
- J. Jli д)" Сиротка" г г г
- Ба. рин мой, ми .лень.кий, ба. рин мой, доб .рень.кяй е)"Детская песенка"
- ПРИМЕР 12 А «В четырех стенах не.иро.гляд на.», тень безответ ная
- Г Р-Иг Г росо асс е!. е о тис. * Мл* Vмно. го со. мнекн-я, многотерпе.ни.я
- ПРИМЕР 12 Б Меня ты в толпе не узнала" I I ^
- ТО бы ло од, но лишь мгни ве ньено верь мне,
- -?-Т-РР я в нем яе.ре.нес
- 1. г"^ всей про шлои люб вн -' на слаж
- Г. 8. ьЧ г, М-«—*
- ПРИМЕР 13 А а) „Не говори, что сердцу больно“ б) „Сомнение“
- -I—ф страж, ду У[ тая. но, пла. чу, злоб, но г~ в ы РУ пла. кать го жа. я: в) „Стансы „
- ПРИМЕР 13 Б а) „Не верь, мой друг“ cresc
- Н—J-Hт о с —к у — ю- прежней стра с ти пол — ный
- Рррр! cresc. г иг l г б) „Ночи безумные“
- А, / у. ка за ло- что бы ло з вас ложно-го. в) „Забыть так скоро “ .# fe [Г J J 1 Г jT ^ gp a tempo
- ПО -МНИШЬ ТЫ, ПО- МНИШЬ гы, мнишь ГЫ
- -и „' г) „Серенада“ („0 дитя“) д) „Ночь „
- ПРИМЕР 1.4 А а) „Уноси мое сердце“ гд“ кротка, как у лыб „а, печаль, и. see вы ше п <
- У Ч, г
- -у—умчусь сереори сгым лу тем б) „Растворил я окно“
- -V у. об от. чмз. из я зело, мнил да, ле .кои ф в) „Ни слова, о друг мой „
- ПРИМЕР 14 Б а) „Давно ли роскошно ты розой цвела“ rit. ma con forza
- С/] ^ ^ я — I —1й“ г Г I 11 г г^ I г г
- 4. J I I I нет, не от дам я т. е. бя, чуд.на. я де. ва мо. я! б) „0 милая дева „
- 6. уд — то сон i, jiit 'л 1 г смер ти. pu. гла — л л .мне смы. nie xi — ii ок, s/50 ica. ет, so. bu
- ЖИЛ. ни x’v — dar я рвусь из тем чпк ~v. ria, ни цьг 1 byш и ilik, nnir гиль. ной. gro. cu. в) „Ни слова, о друг мой“ р г) „Нам звезды кроткие сияли“
- ПРИМЕР 15 А а) „С няней“ про бу. ку страш. но. го- б) „Козел“ су. ЩИи черт!
- ПРИМЕР 15 Б а) „Трепак“
- Росо, а росо р1 а тоззо
- 6. “ Окончен праздный, шумный день“
- ПРИМЕР 15 В а) „Сиротка“ б) „Серенада“
- Ты мо. я. I' ч. т ¦ а)“ Сиротка“
- Г г г 1 Г. г Г 1 Г ^
- Нет мо .ей си .луш.ки, пить, есть за. хо .чет.ся. б)“ Гопак“ постепенно ускоряя
- Т. 93. в) „Козел“
- Шла де. ви. ца -Ш^гГ 1. 1 под ве. нец, ] 1 |
- -р—1- Т |[Г г V
- ЦП ^ I Л J
- Муж и ста. рый, и гор. ба. тый, ^ 4 ^
- ПРИМЕР Ночь“ (2-ая редакция) поля о. ча.ро.ва. нья, так ма. нит к се. бе,
- 1. 1 р. £-г р. -9--- 0 V я и „- III III [У 0-:-Ф
- ПРИМЕР а) „Элегия“
- Без молв ная звезда сквозь дым. ку об ла ков мер
- Г I Ь J J I J ет о. да, но t н* -Ы -с р—-jj-J -Tt—V-ff- -С —-aJ
- -г- - H L 1.. -¦ J>
- Andantino mosso ыа — не без — от. рад — ном, как бу. дущ-ностьмо dV’Ot,ecTL jib to Mojiojiny jieH npncTB?“ I PP
- He — pea pe.HtiHfa.Ky, ja s re. NLHMir caj-, r? e co. .7o.Byin.Ka J' J)
- Ha ne pe. Mym. se jij ho. iesh. KJ. poco rali. Трепак“
- Lento assai. Tranquillo P
- ПРИМЕР 20 „Колыбельная“ i tato
- Вздрогну л a
- Т. agitato^
- О г: гяну. лась тре вож но
- Poco d t тп
- Aeitato patetico ffiQ J> J -i?? lau- zv. my Tep. 3a. et mo
- ПРШЕР а) „Желание“ Довольно медленно р fr N' Г i? i j j слить mo. ю грусть и ne. чаль, бро. сить то сдо .во на t t f t
- -нч-н
- 4. i1 -f f f f
- -il J iN J ?? ?U
- J i J j. ве. гер, чтоб ве. тер у. нес е. го вдаль
- I. ^
- J I J J б) „Горними тихо летела душа небесами“
- Нстроч
- Н Ы — и. „про. ¿ца
- 1. — ти е во В.2Л г р “ ?* * д I I м ^ I: Е: л а
- Ь» I. Г"П ^ ^ & I" «11 л 11 д 1114 4% А гттгттгг
- АД. Ж 4 «'^¡-"А'
- -0- 0- -е
- Ь11? зы во «- «» «взо. ре' р е- *—"-г
- -1−1-1—и. в) «Из слез моих выросло много» вядо — ХИ МО иишнт
- Г Г Г Г Г Г Г Г I I» лу. нощ «ныи т! гтттггггггтпт г) «Не божиям громом ударило»
- ПРИМЕР а) «Колыбельная»
- Блед. но е ут ро уж смотритвокошко. б) «Серенада» г I О жен твой стая,
- -? р —у г у. со. я. т. е. лен тре.пе' в) «Видение»
- О. на не.ре.до мной в чер. яом шла, жя. за я, ir >>f f f f t i h J> ' J) p J). jj> лм.ло. да. я, 8ил. шеб-и.ца с до. яяк.шейго.ло. в o
- ПРИМЕР а) «Ночь» bill' J>pr~TI IJ
- 1. th.*
- И мнит. ся, шеп. чешь ты
- Тво и ело. ва, я. , «б) «Колыбельная» в) «По-над Доном сад цветет»
- I1' 1 Г Т и Как с у. лыб. ко -ь -гТ 1 У У У НЦ Г' Р V = ю люб вп уГ Г Г Г Г ГГГГГМ—? ? — - И Гггтп Л Г Г ж. г) «Окончен праздный, шумный день»
- -f Wrr
- Как буд. то вновь вды. ха 1 bJ ijf 1У -LJ J)7-?==^r ¡-Щ сен — ндх, страст .ных сно. вя.де. нин, в ду. ше я вое. кре ki-¡-У poco rit
- 1. 1 1 i 1 Г
- 1. ~3 r ' ша. ю ряд на дежд- но ры вов- за-блу.жде. нян. У
- -U-J-К
- 1. «- u-#а) «Серенада»
- I. oderato Г V га зол яа. я, аг я щ—лг—ш—щзсгэсзс
- -?гаг—аг стезе
- X. Т. — Т цд .д ас б) «Элегия»
- Anda и ti пи niosuo Над рекой «росо, а росо eresc. rd accrl. соп dolore
- J 1 I,
- SJiu
- HJ J eJ т ?6. ны. e
- Jt2SA t 1 i ^ J «¦ -Мб- i ¦ У
- TT -f
- ПРИМЕР а) «С куклой» б) «Забытый «г л >
- Н* N * мать кор. мит сы.на лод ок — ном
- А. гу. а. гу!
- Не плачь, сы яок, вер .нет ся тя тя — пи. ро
- 9. а ё г 11- и. лоц^у^у.^^ а. да. аи. д^ b) n TpenaK «
- Andante tranquillo pocu lineo rali- edtm. rie — cea .Ka He. cet ch, ro.jiyd.Ka Jie. ta kjt./ Колыбельная»
- Lento doloroso у^--—±т~тг-—'>±~—у
- -i-i-С
- --. i» J j
- ПРИМЕР tt Полководец»
- Viv. o- alla guerra
- 6. л ч тут «il/Л!, ri E гп m шд &
- -J I г A A A ла ет пол. день
- Ъ 0 1> о' ди бьют — ся!
- Скло. fr 1 h
- Wlty Г)
- ^ f д4т? г cu ' i лось солн s це- бой силь. ней м Трепак» с пья неНЬ КИМ пля шех з лзо ем тре па ка- fF^TT f г- * -3- Tr r
- -Л-«S»
- -ar-а ¦» ' У» «z.0:.я&bdquo- в. M
- P r P i ¦
- -------i 1−1 «I r- ., mmaamr
-ж я m m- «mа ме тель -то, ведь. ма } под ггялась, взы-грала — с по ля в лесдремуЧЕ * *?k> hl"^ яевзяачай загнала. Го рем, то с к о A да нуж-Дой томимый, «fr, fr, > Хованщина п 5 действие, I картина ^ Andante tranquillo. i ^ *—a j ---. р ф liirr rriu
ПРИМЕР w Гадание Марфы я до. блесть-аи зяа Mui, с lei пе ЗГау нье, н и к* ste
НТО ко к не спа. сет кг" uicht hcl
I. редакция Н.А.Римского-Корсакова Гадание Марфы
2. редакция П. Ламма за .то. че mui Ver. ban нье, з даль nung ni нем кра fer — nes
ПРИМЕР Мусоргский «Желание «
Довольно медленно р р rj
Хо. тел бы в е дн. но е ело г г г г f f j «J J г г г г i f j слить мо. ю грусть и пе. чаль, бро. сить то ело .во на
H f f f I' M F F f f f f МЖ
Чайковский «Хотел бы в единое слово.»
Allegro moderato — f —~ р J1 (t J J' И
F р If ди, но е ело зо я слить мо — ю грусть и пе чаль
ПРИМЕР Желание" ten в темпе fa? ¦, 3?
И ее. ли у. ста. лы. е r{8. vpp со. мкну. дпсь под гре. зоиш t У= it лусть бы то ело .во пе. ч ли зву. в темпе
— бой.
Г ¦ ^
-О: 3. г ¿¿'цц
Цг >Г Г ИГ Г %ТГ Т? постепенно замедляя
ТГ’ТТ- Ч? *Т? медленнее
Глава I
Комплексный тембр как результат взаимодействия звучания голоса и инструмента в романсах и песнях Мусоргского.
Виды взаимодействия голоса и фортепиано.
Тембровая акцентуация и ее разновидности.
Фактурно-регистровые взаимодействия и их связь с образно-смысловым содержанием.
Соответствие характера музыкальной образности его темброво-регистровому воплощению. Тембровая семантика.
Глава II
Некоторые особенности ансамблевой интерпретации в связи с функционированием комплексного тембра в камерно-вокальных сочинениях Мусоргского.
Новаторский подход к вопросам ансамблевого единства, определяемый творческим обликом
Мусоргского-исполнителя, концертмейстера.
Причины особой значимости темброво-регистровых взаимодействий для интерпретации сочинений Мусоргского. р Тембр голоса как характеристика образа.
Оркестровые тембровые пристрастия Мусоргского и их преломление в сфере камерного вокального исполнительства.
Оркестровые версии камерно-вокальных сочинений как своеобразные тембровые интерпретаторские трактовки.
Список литературы
- Акулов Е. А. Оперная музыка и сценическое действие. -М., 1978.
- Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. М., 1969.
- Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. 4.2.-М., 1 967.
- Алыпванг А. А. М. П. Мусоргский. М., Л., 1946.
- Антипов В. И. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Аннотированный указатель // Наследие М. П. Мусоргского: Сборник материалов / Сост. и общ. ред. Е. Левашева. М.: Музыка, 1989. — С.163−190.
- Асафьев Б. В.Избранные труды. Т.З. М.: АН СССР, 1954.
- Асафьев Б. В.Музыкальная форма как процесс. Л.: Гос. муз. из-дат., 1971.
- Асафьев Б. В. Русская музыка XIX начала XX в.в. — Л., 1979.
- Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л.: Музыка, 1970.
- Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. Л., 1981.
- Асафьев Б. В. Предисловие. Важнейшие этапы развития русского романса // Русский романс: Опыт интонационного анализа: Сборник науч. трудов / общ. ред. Б. В. Асафьева. М., Л., 1930. -С.6−24.
- Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного и вокального факультетов Московской консерватории: Сб. статей. Вып.2. / Сост. С. И. Тихонов. М., 1994.
- БородинА. П. Воспоминания о М.П.Мусоргском/ Бородин А. П. Критические статьи. М., 1982. — С.60−62.
- Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX в. М.: АН СССР, 1956.
- Васина-Гроссман В. А. Типология русского реализма второй половины XIX века. М., 1979.
- Виноградов К. Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: Вып.1. М.: Музыка, 1988. — С. 156−179.
- Глинка в воспоминаниях современников/ Ред.-сост. А. А. Орлова. М.: Гос. муз. издат., 1955.
- Головинский Г. Л. Мусоргский и фольклор. М.: Музыка, 1994.
- Гордеева Е. М. Композиторы «могучей кучки». М., 1985.
- Григорьев В. Ю. Об истоках и сущности некоторых нацио-. нальных структур художественного мышления М. П. Мусоргского // М. П. Мусоргский. Современные проблемы интерпретации: Сб. статей / Отв. ред. Т. А. Гайдамович. М.: МГК, 1990. — С.5−27.
- Даргомыжский А. Автобиография. Письма. Воспоминания современников / Ред. и примечания Н. Финдейзена. Спб.: ГИЗ, 1921.
- Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. -М., Л.: Музыка, 1964.
- Долив о А. Певец и песня. М., Л.: Гос. муз. издат., 1948.
- Доливо А. Исполнитель и художественные принципы Мусоргского // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: Сб. статей. Вып.2. М.: Гос. муз. издат., 1958. — С.316−340.
- Друскин М. Избранное. М.: Сов. композитор, 1981.
- Дурандина Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского.-М., 1985.
- Дурандина Е. Е. Вокальный цикл М.П.Мусоргского «Без солнца» // Из истории русской и советской музыки / Сост. А. И. Кандинский. Вып.2. М., 1976.
- Золотов А. Обращение к Мусоргскому// Александр Ведерников: Певец, артист, художник. М., 1985. — С.87−89.
- Исаева И. О мелодической природе гармонии и фактуры в музыке Мусоргского // Вопросы теории музыки / ред.-сост. Т. Ф. Мюллер. Вып.З. М., 1975. — С.132−156.
- История русской музыки, Т.8.: 70−80-е годы XIX века. 4.2. / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, О. Е. Левашева, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. — М.: Музыка, 1994.
- Кандинский А. И. М. П. Мусоргский и русская музыка начала XX века. Некоторые параллели и сопоставления // М.П.Мусоргский. Современные проблемы интерпретации/ Отв. ред. Т. А. Гайдамович. М.: МГК, 1990. — С.5−27.
- Канкарович А. И. За творческую роль аккомпаниатора// Сов. музыка, 1951, Вып.2. С.66−69.
- Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М., Л., 1965.
- Келдыш Ю. В. Романсовая лирика Мусоргского. М., 1933.
- Коган Г. М. Избранные статьи. Вып.2. -М.: Сов. композитор, 1972.
- Кремлев Ю. А. Избранные статьи. Л., 1976.
- Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л., 1952.
- Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып.З. Л.: Музыка, 1976.
- Лемешев С. Я. Путь к искусству. М.: Искусство, 1982.
- Ливанова Т.Н. Стасов и русская классическая опера.-М., 1957.
- Люблинский A.A. Теория и практика аккомпанемента, Л.: Музыка, 1972.
- Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978.
- Ми ль штейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. -М.: Сов. композитор, 1983.
- Мусоргский М. П. Письма. М.: Музыка, 1984.
- Мусоргский в воспоминаниях современников/ Ред.-сост. Е. М. Гордеева. М.: Музыка, 1989.
- Музыкальное исполнительство и современность// Сб. № 19, вып.2 / Сост. В. Ю. Григорьев. М.: МГК, 1997.
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. М.: Радуга, 1987.
- Несть ев И. В. Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. -М.: Сов. композитор, 1986.
- Нестеренко Е. Е. Размышление о профессии. М.: Искусство, 1985.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Гос. муз. издат., 1958.
- Новиков Н. С. У истоков великой музыки. Поиски и находки на родине М. П. Мусоргского. Л.: Лениздат, 1989.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса. Т.2. М.: Музыка, 1992.
- Овчинников М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX в. М.: Музыка, 1987.
- Овчинников М. А. Песенно-романсное творчество М. П. Мусоргского. Черты своеобразия// М. П. Мусоргский. Современные проблемы интерпретации / Отв. ред. Т. А. Гайдамович. М.: МГК, 1990. — С.45−60.
- Оленина д’Альгейм М. А. Заветы М. П. Мусоргского. М., 1910.
- Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского: Летопись жизни и творчества. М., 1963.
- Орлова Е. Работа Б. В. Асафьева над теорией интонации// Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. — С. 148−168.
- П е тр у ш е в с к ая Р у д е н к о Н. Д. Работа концертмейстера над камерными вокальными произведениями Мусоргского // О работе концертмейстера: Сборник / Ред.-сост. М. А. Смирнов, — М.: Музыка, 1974. — С.36−60.
- Пистон У. Оркестровка. -М.: Сов. композитор, 1990.
- Подольская В. Мусоргский-пианист//Муз. жизнь, 1959, № 4.-С.10−11.
- Протопопов В. В. Некоторые вопросы музыкального языка М.П.Мусоргского// Протопопов В. В. Избранные исследования и статьи. М&bdquo- 1983. — С.35−60.
- Рахманова М. П. Мусоргский в зарубежном мире// М. П. Мусоргский и музыка XX века: Сборник / Ред.-сост. Г. Л. Головинский. -М.: Музыка, 1990. С.218−251.
- Р е п и н И. Е. Далекое близкое. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1960.
- Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. -М.: Музыка, 1980.
- Россихина В. П. Оперный театр Мамонтова. М., 1985.
- Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение, М.: Сов. композитор, 1980.
- Сабинина М. Д. Мусоргский и мы// Сов. музыка, 1989, № 3. -С.10−20.
- Свиридов Г. В. О Модесте Петровиче Мусоргском// Книга о Г. В. Свиридове. / Сост. А. Золотов. М., 1983. — С.224−229.
- Свиридов Г. В. О Мусоргском// Наследие М. П. Мусоргского: Сборник материалов / Сост. и общ. ред. Е. Левашева. М.: Музыка, 1989. — С.5−10.
- Стасов В. В. Избранные статьи о М. П. Мусоргском. -М., 1952.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып.3. М., 1977.
- Степанидина О. Д. Некоторые проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе. Саратов: Университет, 1983.
- С те п ано в, а И. В. Мусоргский и Достоевский// М. П. Мусоргский и музыка XX в.: Сборник/ Ред.-сост. Г. Л. Головинский. М.: Музыка, 1990. — С.41−64.
- Степанова И. В. Философско-эстетические и психологические предпосылки музыкального мышления Мусоргского // Проблемы стилевого обновления в русской классической и советской музыке: Сб. научн. трудов / Моск. консерватория. -М., 1983. С. 3−19.
- Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки: Исследование.-М.: Музыка, 1990.
- Смирнов М. А. Русская фортепианная музыка: Черты своеобразия. -М.: Музыка, 1983.
- Теп лов Б. М. Избранные труды. Т.1. -М.: Педагогика, 1985.
- Туманина Н. В. М. П. Мусоргский: 1839−1881 // История русской музыки. Т.2. -М., 1958.
- Тынянова Е. А. «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского// Русский романс: Опыт интонационного анализа: Сб. науч. трудов / Общ. ред. Б. В. Асафьева. М., Л., 1930. — С.118−146.
- Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969.
- Фрид Э. Л. М.П.Мусоргский: проблемы творчества: Исследование. -Л., 1981.
- Хайкин Б. Э. Беседы о дирижерском мастерстве, М.: Сов. композитор, 1984.
- Холодова В. Н. Фактура. М.: Музыка, 1979.
- Хубов Г. Н. Мусоргский. М.: Музыка, 1969.
- Шаляпин Ф. М. Маска и душа. М.: Моск. рабочий, 1989.
- Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. М.: Музыка, 1987.
- Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996.
- Шейко И. П. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.: Искусство, 1984.
- Шостакович Д. Д. О времени и о себе / Сост. М. Яковлев. -М.: Сов. композитор, 1980.
- Яковлев В. В. Избранные труды о музыке. Т.2. М.: Сов. композитор, 1971.
- Ямпольский И. Б.В.Асафьев о музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: Сб. статей. Вып.2. М.: Гос. муз. издат., 1958. — С.508−527.
- Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики. -М.: М.: Гос. муз. издат., 1952.