Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная жизнь Алтая первой половины XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 2003), Международном научном семинаре «XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» — секции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные этапы становления и развития художественной жизни в первой половине XX века: исторический аспект
    • 1. 1. Содержание понятия «художественная жизнь»
    • 1. 2. Историко-культурная ситуация на Алтае до 1917 года
    • 1. 3. Культурная политика советского правительства и развитие художественной жизни на Алтае в 1917—1932 гг.
    • 1. 4. Основные факты и события художественной жизни Алтая 1932−1941 гг
    • 1. 5. Художественная жизнь Алтая военных и послевоенных лет
  • 1941−1950)
  • Глава 2. Формы художественной жизни Алтая первой половины
    • XX. столетия
      • 2. 1. Развитие художественного образования Алтая в первой половине
    • XX. века
      • 2. 2. Развитие изобразительного искусства и выставочная деятельность на Алтае в первой половине XX века
      • 2. 3. Музейное дело на Алтае в первой половине XX столетия
      • 2. 4. Художественные объединения Алтая в первой половине XX века
      • 2. 5. Ведущие мастера Алтая первой половины XX века и их творчество

Художественная жизнь Алтая первой половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Художественная жизнь является важной составляющей культурной жизни Алтая XX века. Особый научный интерес представляет период первой половины XX столетия, ценность периода определяется не только творчеством мастеров живописи, графики, скульптуры, но и появлением и развитием основных форм художественной жизни региона. Особенность сибирских, в том числе алтайского, регионов рассматриваемого периода заключается в относительной молодости тех художественных явлений, которые в столичных условиях получили давнее устойчивое развитие. Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием обобщающих трудов, недостаточной изученностью некоторых аспектов темы, необходимостью ввести в научный оборот ряд источников по исследуемой проблеме, без которых общая панорама художественной жизни Алтая не может быть воссоздана. Эти обстоятельства определяют актуальность заявленной темы.

Степень изученности проблемы. В искусствоведческой литературе к теме русской художественной жизни конца XIX — начала XX вв. обращались П. Д. Сарабьянов, В. П. Лапшин [113, 62]. В числе первых отечественных искусствоведов проблемы художественной жизни исследовал Г. Ю. Стернин [163]. В его трудах, посвященных русскому искусству второй половины XIX — начала XX века, рассматриваются не только особенности самого искусства, но и выставочная деятельность, организация и функционирование художественных объединений, борьба отдельных группировок, судьба художественных коллекций, критика и другие художественные явления периода.

Исследование П. Д. Муратова (1974) — первая монография, посвященная непосредственно художественной жизни Сибири [85]. В данной работе впервые выделяются основные формы сибирской художественной жизни. Искусство Красноярска, Новониколаевска (Новосибирска), Омска, Томска, Барнаула, Иркутска в монографии рассматривается в контексте общесибирских художественных процессов 1920;х гг. Особое внимание П. Д. Муратов уделил деятельности секций «ИЗО» в сибирских городах, художественному образованию, художественным группировкам, в том числе формированию общества художников «Новая Сибирь». На труд П. Д. Муратова опирались все последующие исследователи художественной жизни Сибири.

На рубеже XX—XXI вв. художественную жизнь сибирских городов XIX-XX столетий исследуют И. Г. Девятьярова (Омск), Ю. П. Лыхин (Иркутск), Н. П. Сезева (Тюмень), Л. И. Овчинникова (Томск), Т. Д. Рысаева (Кемерово), А. Б. Белецкий (Барнаул) — художественное образование Алтая представлено в исследованиях В. И. Бочковской (Барнаул) [36,81,117,92,111,4, 8].

Роль культурной политики государства в художественной жизни России исследует B.C. Манин. Его монографию «Искусство в резервации: (Художественная жизнь России 1917;1945 гг.)» (1999) отличает особый акцент на политической истории советского искусства этого периода [82].

Художественная жизнь как комплексное понятие потребовало разносторонних подходов и, прежде всего, культурологического. В связи с этим следует отметить большое значение монографии С. В. Нестеровой «Структурообразующие факторы региональной культуры юга Западной Сибири (XVIII — первая треть XX вв.)» [88], в которой анализируются основные факторы, определяющие формирование культурного ланд-шафта Алтая, особенности культурной инфраструктуры и формы культурной жизни Барнаула XVIII — первой трети XX вв. Среди основных результатов развития культурной жизни города первой трети XX в. в работе отмечены формирование системы художественного образования и подготовки специалистов в сфере монументального искусства, музейное дело. В работе рассматриваются традиционные и инновационные факторы развития алтайской культуры.

Отдельную группу составляют труды, посвященные творчеству алтайских живописцев XX века. Первые исследования творчества крупнейшего алтайского художника Г. И. Гуркина появились в 1950;1960;х гг. (работы Г. Образцова (1958), Э. Стрельцова (1966)) [91,164].

Объективное научное исследование творчества первых художников Алтая началось в конце 1960;х годов с работ В. И. Эдокова, посвященных Г. И. Гуркину. В его трудах «Г. И. Гуркин. Очерк о жизни и творчестве» (1967), «Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая» (1981), «Мастер из Аноса» (1984), «Возвращение мастера» (1995) [191−196] раскрывается значение крупной фигуры художника, просветителя, организатора алтайского художественного образования Г. И. Гуркина. В «Мастере из Аноса» В, И. Эдоков показал значение Аноса как важного культурного центра Сибири, выявил основные формы художественной жизни Алтая.

В 1970;1980;х гг. наследие Г. И. Гуркина, А. О. Никулина, Н. И. Чевалкова исследовалось алтайским искусствоведом Л. И. Снитко. Ее статьи и монография «Первые художники Алтая» (1983) стали крупным явлением в исследовании алтайской художественной жизни [121−126]. В работах Л. И. Снитко раскрывается деятельность первых художников Алтая по организации художественной жизни региона, в них показывается роль изостудий А. О. Никулина, А. Н. Борисова. Выявляется круг художников первой трети XX века. Л. И. Снитко ввела в научный оборот и расширила представление о художниках Е. Л. Коровай, М. И. Курзине, В. В. Кареве, И. Д. Чашникове и др. Значение трудов В. И. Эдокова и Л. И. Снитко состоит в том, что благодаря им алтайские художники первой половины XX века введены в круг общероссийского искусствоведческого знания.

Важной составляющей художественной жизни является деятельность архитекторов, формирование архитектурных образов городов, стилевая динамика, в этой сфере большое значение имеют труды Т. М. Степанской. В ее монографии «Архитектура Алтая XVIII — начала XX в.» (1995) [132] впервые в научной литературе представлены все направления архитектурной эклектики Алтайского края, а также модерна. В публикациях Т. М. Степанской рассматривается понятие культурной традиции и уникальные черты культурного наследия Алтая. Т. М. Степанская разрабатывала тему изучения и сохранения историко-культурного наследия Алтая в таких трудах, как каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Алтая» (1990) [231]. Т. М. Степанской введены в научный оборот такие памятники, как Народный дом в Бийске и Барнауле, выдающиеся достижения алтайских инженеров, первые алтайские синематографы и кинотеатры, первые мемориальные памятники на Алтае, памятники градостроительства и архитектуры Барнаула, Бийска, Змеиногорска, Колывани, Камня-на-Оби. В трудах Т. М. Степанской представлены биографии архитекторов и художников первой половины XX столетия, в частности, раскрывается деятельность гражданского инженера И. Ф. Носовича [155]. В отдельных статьях Т. М. Степанская касается художественной жизни в годы Великой Отечественной войны.

Свой вклад в изучение культуры и искусства Алтая первой половины XX столетия внесла И. К. Галкина. В ее статьях, посвященных искусству периода Великой Отечественной войны, рассматриваются образование и начало работы краевой организации Союза художников, развитие агитационного искусства в военные годы, выставочная деятельность 1940;1945;х годов на Алтае [16, 20, 22].

Тему Г. И. Гуркина и его учеников развивает в своих трудах Г. И. Прибытков. В его монографии «Чорос-Гуркин» (2000) отмечена роль творческой личности Г. И. Гуркина в культурной жизни Сибири, рассматриваются связи художника с сибирскими учеными, писателями [109]. В работах Г. И. Прибыткова исследуется участие бийских художников в становлении алтайского художественного образования, в выставочной деятельности.

Творчеству художников и скульпторов этого периода ряд статей посвятили М. Ю. Шишин, Л. И. Леонова, ЕЛ. Маточкин, Д. И. Золотарев, Н. С. Царева, О. С. Комарова, Е. И. Дариус [189, 68, 84, 46, 48, 182, 183, 51, 55,33,34].

В справочных изданиях художественная жизнь Алтая представлена биографическими справками об отдельных художниках, памятниках культуры и искусства. Первым региональным справочным изданием, в которое включены статьи об алтайских художниках, стала «Сибирская советская энциклопедия», три тома которой вышли в 1929;1932 гг. В энциклопедии опубликованы статьи о Г. И. Гуркине, М. И. Курзине, об алтайских музеях и памятниках культуры [118].

Ценным вкладом в создание общей картины художественной жизни является подготовка и выпуск в конце 1990;х — начале 2000;х гг. алтайских справочных изданий как универсального характера («Энциклопедия Алтайского края» (1997), «Барнаул: энциклопедия» (2000)), так и специализированных справочников («Художники Алтая, XX век» (2001), «Художники Алтайского края» (Т. 1, 2005)). В справочных изданиях представлены статьи обзорного характера, а также персоналии, связанные с культурной жизнью Алтая. В подготовке этих трудов следует отметить большую роль В. А. Скубневского, Т. М. Степанской и других ученых Алтайского государственного университета и краеведов Алтайского края В. Ф. Гришаева, Т. М. Скворцовой, B.C. Олейник и др.

Анализ степени изученности заявленной темы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие аспектов художественной жизни Алтая, представленных в современной литературе, общая панорама художественной жизни Алтая первой половины XX века до сих пор не воссоздана, что является значительным пробелом в истории культуры и искусства Сибири. Это обстоятельство актуализирует заявленную тему исследования.

Цель исследования — определить своеобразие и динамику художественной жизни Алтая первой половины XX столетия.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия «художественная жизнь».

2. Определить этапы художественной жизни Алтая первой половины XX столетия в контексте важнейших исторических событий данного периода.

3. Рассмотреть партийные, государственные документы в области культурной политики и их влияние на художественную жизнь первой половины XX в.

4. Исследовать формы художественной жизни на Алтае.

5. Раскрыть деятельность и место ведущих художников в становлении и развитии художественной жизни Алтая.

Объект исследования — художественная жизнь Алтая первой половины XX века.

Предмет исследования — факторы, определяющие процесс формирования и региональные особенности художественной жизни Алтая первой половины XX века.

Хронологические рамки определяются первой половиной двадцатого столетия. В рамках обозначенного периода выделяются несколько этапов. Первый из них охватывает события с начала века до 1917 г. — времени провозглашения Советской власти. Следующий этап -1917;1932 гг. — период активизации художественной жизни Алтая. В 1932 -1941 гг. резко изменяется ее характер: это время становления принципа социалистического реализма в искусстве и организации Алтайского отделения Союза художников СССР. Военные годы — 1941;1945 -отличаются оживлением в художественной жизни, связанным с приездом на Алтай эвакуированных художников. Завершающий этап — 1945;1950 гг. — послевоенные годы восстановления страны.

Территориальные рамки. Исследование ограниченно современными территориями Алтайского края и республики Алтай.

Источниковой базой послужили разнообразные материалы: документы из Центра хранения архивных фондов Алтайского края, экспозиция Государственного художественного музея Алтайского края, Алтайского государственного краеведческого музея, фонда редких изданий Государственной научной библиотеки Алтайского края им. В. Я. Шишкова. Источниками исследования стали документы по культурной политике России, правительственные и партийные постановления по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период, материалы центральной и местной периодической печати, опубликованные воспоминания, фотодокументы, каталоги художественных выставок, живописные и графические произведения из коллекции Государственного художественного музея Алтайского края и Национального музея республики Алтай им. A.B. Анохина.

Методологическая база и методы исследования. В данном исследовании применялся системный и междисциплинарный подходы. Методологической основой служили труды ведущих исследователей художественной жизни и проблем изобразительного искусства — Г. Ю. Стернина, В. П. Лапшина, Д. В. Сарабьянова, а также труды сибирских искусствоведов и культурологов П. Д. Муратова, В. И. Эдокова, Л. И. Снитко, Т. М. Степанской, C.B. Нестеровой.

Основы методики исследования составили исторический, стилистический, описательный, хронологический методы, метод сравнения и аналогии, метод анализа и синтеза.

Научная новизна диссертации заключается в том, что.

1. Определены этапы художественной жизни Алтая первой половины XX столетия в контексте важнейших исторических событий данного периода.

2. Раскрыта роль идеологических партийных документов, правительственных постановлений.

3. Выявлены формы художественной жизни Алтая, а также их существенные особенности.

4. Рассмотрена деятельность и определено место ведущих художников в становлении и развитии художественной жизни Алтая.

5. Составлен биографический словарь художников, связанных с алтайской художественной жизнью первой половины XX в.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях художественной жизни.

Сибири, истории русской культуры XX в., в подготовке учебных пособий, разработке и чтении учебных курсов дисциплин федерального и национально-регионального компонентов образовательных программ гуманитарных наук.

Содержание диссертации и полученные результаты использованы в преподавании специальных учебных курсов «История российского художественного образования» на факультете искусств Алтайского государственного университета, «История культуры Алтая» в общеобразовательных школах края (г. Камень-на-Оби).

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 2003), Международном научном семинаре «XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» — секции V Всероссийской на>|чш® зшференции, посвященной 10-летию Сибирского филиала Российского института культурологии МК РФ (Омск, 2003), региональной научной конференции «Искусствоведческие чтения» (Барнаул, 2003), региональной научной конференции «Проблемы отечественного искусствознания на рубеже XX—XXI вв.» (Барнаул, 2004), IX всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л. И. Снитко (Барнаул, 2004), региональной научно-практической конференции «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы» (Барнаул, 2005), всероссийской научно-практической конференции «Пятые научные чтениях памяти профессора А.П. Бородавкина» (Барнаул, 2005), межрегиональной научно-методической конференции «Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества» (Барнаул, 2005), всероссийской научной конференции «Пятые омские искусствоведческие чтения» (Омск, 2005), региональной конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (Барнаул, 2006), межрегиональной научной конференции «Вторые научные чтения памяти В.И. Эдокова» (Горно-Алтайск, 2006).

Материалы исследования обсуждались на кафедре истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Структура работы. Диссертация содержит страниц и состоит из введения, двух глав и заключения. Научный аппарат включает список источников и литературы, иллюстрации, приложения. В приложениях представлена хроника художественной жизни Алтая первой половины XX века, биографический словарь художников, а также документы по культурной политике этого периода и материалы периодической печати 1925;1930 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественная жизнь Алтая в первой половине XX века развивалась как неотъемлемая часть российских и сибирских социокультурных процессов. Влияние исторической ситуации заметно во всех формах алтайской культурной жизни. Обладая тесной связью с общесибирскими художественными процессами, алтайская художественная жизнь имела некоторые особенности, связанные с культурным потенциалом, накопленным Алтаем в ХУШ-Х1Х веках. У истоков художественной жизни Алтая стояло культурное наследие, сформировавшееся в условиях Алтайского горного округа, имевшего тесные связи со столицей и носившего несколько замкнутый характер. Ведомственное подчинение округа определило некоторые особенности его социального и культурного развития, в том числе деятельность Колыванской шлифовальной фабрики, технической интеллигенции, горных школ, в которых велось преподавание рисунка и живописи. Особенностями художественной жизни Алтая первой половины XX столетия были присутствие такой масштабной фигуры, как Г. И. Гуркин, личности общесибирского значения, а также существование центра художественной и культурной жизни в горноалтайском селе Анос.

В процессе развития и становления художественной жизни Алтая можно выделить несколько этапов. Первый этап соответствует началу XX века до 1917 года. В этот период культурное пространство Алтая во многом формировалось благодаря деятельности членов общественных организаций краеведческой, благотворительной направленности. Среди обществ самыми значительными были Алтайский отдел Русского Географического общества, а также Общество попечения о начальном образовании. Усилиями членов алтайских обществ проводилась исследовательская работа, формировались музейные коллекции, предпринималась работа по охране исторического и культурного наследия Алтая, большой вклад внесен в развитие народного образования, театральной жизни города. Техническая и научная интеллигенция в этот период проявила себя как основной носитель городской культуры Алтая. Основным центром художественной жизни на Алтае в этот период становится село Анос, где располагалась мастерская Г. И. Гуркина. Обладая тесными связями с научной, литературной, художественной интеллигенцией Сибири, Г. И. Гуркин стал одной из центральных фигур сибирской культуры начала XX века.

Второй этап — 1917;1932 гг. — связан с периодом активизации художественной жизни Алтая. В годы революции и гражданской войны на Алтае, как и в других сибирских регионах, сосредоточились значительные художественные силы, что придавало художественной жизни интенсивный характер. Пути развития художественной жизни этого времени были обусловлены задачами культурной политики, определявшейся руководством страны, в частности, народным комиссаром просвещения A.B. Луначарским. В его выступлениях, статьях, а также в декретах и других документах культурной политики четко сформулированы основные направления деятельности творческой интеллигенции, а именно: популяризация искусства, поддержка развития нового, пролетарского искусства, а также агитационно-пропагандистская работа. Все эти направления проявили себя в художественной жизни Алтая данного периода. Важнейшую роль в деятельности художников сыграл план монументальной пропаганды, предложенный В. И. Лениным, что проявилось в работе алтайских художников над изготовлением скульптур вождей и деятелей революции, в оформлении ими плакатов, знамен, зданий для проведения революционных праздников и т. д. Организация творческой жизни в среде алтайских художников осуществлялась в этот период художественными объединениями — Алтайским художественным обществом, а в конце 1920;х годов — барнаульским филиалом общества «Новая Сибирь». Выставки, лекции и диспуты об искусстве, педагогическая работа членов художественных объединений на этом этапе стали основными фактами художественной жизни Алтая. Стремление к объединению сибирской творческой интеллигенции выразилось в организации Всесибирского съезда художников, среди участников которого были представители Алтая. Выставки, деятельность кружков, студий, работа Музея живописной культуры находили отражение в алтайской периодической печати. Процессы, происходящие в алтайской художественной жизни этого времени, имели общесибирский характер, многие явления были характерны для всей страны. Период активной художественной жизни на Алтае 1917;1932 годов явился временем свободы художника в выборе творческого метода, но деятельность творческой интеллигенции направлялась культурной политикой государства.

Выделение третьего этапа (1932;1941) обусловлено значительными изменениями в советской художественной жизни, связанными с выходом постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Следствием культурной политики этого времени стало утверждения во всей стране единого творческого методасоциалистического реализма, а также единого художественного объединения — Союза художников. Алтайская художественная жизнь на этом этапе отличается меньшей интенсивностью, что было связано с ужесточением культурной политики. Яркая творческая индивидуальность, имевшая большое значение на предыдущем этапе, становится в этот период неугодной государству. В это время падает общий профессиональный уровень художественной среды Алтая, большее значение приобретает самодеятельное искусство, творчество художников-самоучек. Образование Алтайской организации Союза художников (1940) активизировало выставочную деятельность, были сформулированы цели творческой работы алтайских художников, но планы были не осуществлены из-за событий Великой Отечественной войны.

Четвертый этап — военные годы — стал периодом подъема в культурной, в том числе художественной, жизни Алтая. Основными формами творческой деятельности художников военных лет стали выпуск агитационных плакатов, оформление города к праздничным дням и интенсивная выставочная деятельность. Хроника алтайской художественной жизни периода Великой Отечественной войны обнаруживает ее тесную взаимосвязь с политической, общественной жизнью страны. Важным условием развития алтайского искусства в этот период стала работа на Алтае эвакуированных художников из Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов. Мобилизация художественных сил на Алтае, обусловленная единым патриотическим порывом творческих людей, а также влиянием эвакуированных столичных художников, дала новый импульс развитию алтайского искусства следующих десятилетий.

Следующим этапом жизни страны стал восстановительный период. Художественная жизнь Алтая 1945;1950 годов отличалась преобладанием самодеятельного, студийного искусства. Творчество эвакуированных художников оставило значительный след в искусстве Алтая, но местные профессиональные художественные силы еще не были сформированы. На художественных выставках конца 1940;х гг. дебютировали многие художники, чье творчество определило черты изобразительного искусства Алтая второй половины XX столетия.

Интенсивность алтайской художественной жизни на протяжении первой половины XX века менялась в зависимости от причин исторического, политического, социального характера, меньшее значение при этом имели внутрихудожественные процессы. Определяющая роль культурной политики выражалась, с одной стороны, в ограничении творческой свободы художников, с другой стороны, в направлении развития алтайского искусства в общее русло советской художественной жизни.

Основными формами, в которых проявилось развитие художественной жизни Алтая, стали художественное образование, выставочная деятельность, музейное дело, художественные объединения, а также творческая деятельность ведущих алтайских художников первой половины XX столетия. Основными целями создания творческих объединений на Алтае стали поддержка художественной интеллигенции, организация просветительской, педагогической деятельности художников. Художественное образование и формирование музейных коллекций основывались на энтузиазме творческих деятелей, в то же время, эти направления работы осуществлялись в русле задач культурной политики государства.

Роль творческой личности в формировании алтайской художественной жизни этого периода значительна, деятельность ведущих алтайских художников имела универсальный характер. Особое влияние на развитие художественной жизни оказали деятельность и творчество Г. И. Гуркина, А. О. Никулина, А. Н. Борисова. Приоритетным жанром в искусстве Алтая является пейзаж, что обусловлено особенностями алтайской природы, а также художественной традицией, заложенной выдающимися произведениями Г. И. Гуркина. В основе творческого метода Г. И. Гуркина положено следование традициям русской пейзажной школы и пристальное, любовное исследование алтайской природы и национальной культуры.

Проведенное исследование убеждает, что художественная жизнь Алтая первой половины XX века — важное явление культурной жизни региона и страны. Сходство художественных процессов, развившихся в сибирских регионах, убеждает в неотъемлемой принадлежности алтайской художественной жизни культурной жизни Сибири и России. Перспективой исследования может стать попытка определения влияния художественной жизни данного периода на развитие искусства Алтая второй половины XX — начала XXI вв.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

АО РГО — Алтайское отделение Русского географического общества.

АлтгубОНО — Алтайский губернский отдел народного образования.

ИЗО — изобразительное искусство.

Наркомпрос — Народный комиссариат просвещения.

НКВД — Народный комиссариат внутренних дел.

НЭП — новая экономическая политика.

Пролеткульт — Пролетарская культура.

РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия.

ТАСС — Телеграфное агентство Советского Союза.

ЦК ВКП (б) — Центральный комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Н. Архитектура Барнаула / С. Н. Баландин. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1971.
  2. , А.Б. Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины (1954−60 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук / А. Б. Белецкий. Барнаул, 2003. — 20 с.
  3. , Р.И. Классик сибирской графики / Р. И. Боровикова // Сиб. огни. 2004, — № 8.
  4. , Р.И. Типологические черты художественной культуры Сибири / Р. И. Боровикова // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск, 1999. — Вып. 1: Культурный космос Евразии.-С. 137−141.
  5. , С.Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири (1961 1985). Историко-культурологический алализ: моногр. / С. Д. Бортников. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та искусств и культуры, 1999.-206 с.
  6. , В.И. Художественное образование в Барнауле: (конец 1910-х начало 1920-х гг.) / В. И. Бочковская // Культурное наследие Сибири: сб. ст. респ. науч.-практ. конф. / сост. Т. М. Степанская. -Барнаул, 2004. — Вып. 5. — С. 94−98.
  7. , И. Редкая фотография : на фотографии А. О. Никулин, И. И. Шишкин и Г. И. Гуркин. / Н. Брюхов // Алт. правда. 1959. — 20 дек.
  8. , В. Н. Поляки на Алтае / В. Н. Бубнович // Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. / сост. Т. М. Степанская. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. Вып. 3.
  9. Возвращение: сб. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. «Чорос-Гуркин и современность». 11−12 января 1991 г. Горно-Алтайск-Анос. -Горно-Алтайск: «Катунь», 1993. 240 с.
  10. , Н.С. Алтай в Великой Отечественной войне / Н. С. Гаврилов. Барнаул, 1990.
  11. , И. Первые художники Алтая : о выст. «Становление профессионального искусства Алтая». / И. Галкина // Алт. правда. 1985. — 19 февр.
  12. , И. Агитокна, плакаты, спектакли. / И. Галкина // Алт. правда. 1980. — 6 июня.
  13. , И. Барнаул творческое наследие первых художников Алтая Г. Гуркина, А. Никулина, А. Борисова и др. на выставке, посвященной 25-летию Алт. музея изобразит, искусств. / И. Галкина // Художник. 1985. — № 9. — С. 30.
  14. , И. Его «голубой Алтай» : о выст. в краев, музее изобразит, искусства, посвящ. 115-летию со дня рождения А. О. Никулина и 65-летию искусствоведа Л. И. Снитко. / И Галкина // Молодежь Алтая. -1993. 10 сент.
  15. , И. Из истории художественных коллекций на Алтае / И. Галкина // Итоги деятельности музея изобразительных и прикладных искусств. в 1992 году: сб. докл. на науч.-практ. конф. Барнаул, 1993. -С. 42−51.
  16. , И.К. Искусство периода Великой Отечественной войны И.К. Галкина // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.-С. 67−78.
  17. , И.К. Основные проблемы творчества Г.И. Гуркина советского периода / И. К. Галкина // Искусство Алтая — В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.-С. 28−43.
  18. , И.К. Развитие изобразительного искусства Алтая в годы Великой Отечественной войны / И. К. Галкина // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. — С. 35−42.
  19. , И. К. Художник А.Н. Борисов / И. К. Галкина // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г. И. Гуркина. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. — С. 61−64.
  20. , В.В. Архивное наследие И.Е. Харина в ГХМАК / В В. Глебов // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов науч.-практ. конф. 2002 г. и Всерос. науч. конф. 2004 г. -Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2005. С. 164−168.
  21. , В. Поруганный храм / В. Гришаев // Молодежь Алтая. 1990. — 18 мая.
  22. , В. Мечта художника Худяшева : о худож. А. В. Худяшеве и первом музее искусств в Барнауле. / В Гришаев // Вечер. Барнаул. 1997. — 1 апр.: ил.
  23. , В.Ф. Общество попечения о начальном образовании в Барнауле / В. Ф. Гришаев // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. -С. 207−208.
  24. , В.Ф. Тропою памяти. Записки краеведа / В. Ф. Гришаев. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. — 272 с.
  25. , Е.И. 115 лет со дня рождения художника А.Н. Борисова Е. И. Дариус // Барнаульский хронограф. 2004 г.: календарь знаменательных дат. Барнаул: ГИПП «Алтай», 2003. — С. 13−17.
  26. , Е.И. Декорационные работы А.Н.Борисова в собрании Гос. худ. музея Алт. края / Е. И. Дариус // Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность: сб. материалов науч. конф. и семинаров 1998—2000 гг. Барнаул, 2001. — С. 60−63.
  27. , З.Г. Художественная жизнь Омска конца XIX -первой четверти XX века : автореф. дис.. канд. иск. / З. Г. Девятьярова. Омск: Изд-во Омского педагогического ун-та, 2001. — 38 с.
  28. , И.Г. Художники Омска в 1920 году // Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность: сб. материалов науч. конф. и семинаров 1998—2000 гг.- Барнаул: ОАО «Алт. полиграф, комб.» (Полиграфист), 2001. С. 46−49.
  29. , А.П. Памятники архитектуры Барнаула / А. П. Долнаков, Е. А. Долнакова, П. А. Зотеев, Т. М. Степанская. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. — 160 с.
  30. , Ю.С. Барнаул в годы Великой Отечественной войны / Ю. С. Дьяченко // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. конф., посвященной 275-летию Барнаула. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2005. — С. 163 — 166.
  31. , P.M. К истории формирования фонда Гуркина в Горно-Алтайском. музее / P.M. Еркинова // Возвращение: сб. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. «Чорос-Гуркин и современность», 11- 12 янв. 1991 г. -Горно-Алтайск, 1993. С. 199−217.
  32. , B.C. Культура в свете современных научных воззрений / B.C. Жидков // Художественная жизнь России 1970-х годовкак системное целое / РАН, Гос. ин-т искусствознания. СПб: Изд-во «Алтейя», 2001.-С. 19−65.
  33. , Г. Б. Художественная жизнь Екатеринбурга в конце XIX начале XX века / Г. Б. Зайцев // Известия УРГУ. — Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2002. — № 7. — С. 25- 27.
  34. , Д. История лепилась Валентиной Сенгалевич / Д. Золотарев // Молодежь Алтая. 1997. — 13 марта (№ 11) — С. 5.
  35. , Д. Е. Художник А.Р. Эберлинг на Алтае. К 60-летию культурного «взрыва» на Алтае (1941−1945 гг.) / Д. Е. Золотарев // Культурное наследие Сибири: сб. ст. Алт. гос. ун-т- НИИ гуманит. исслед. -Барнаул, 2001. Вып. 3. — С. 62−66.
  36. Искусство периода Великой Отечественной войны: эл. рес.: http://wvAV.ravnenie-na-pobedu.ru/regions/04/museum101.htm/
  37. , О.С. Иевлев Алексей Васильевич / О. С. Комарова // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 127−128.
  38. , О.С. Мемориальные доски Барнаула / О. С. Комарова // Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. / под ред. Т. М. Степанской. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — Вып. 2. — С. 117−129.
  39. , О.С. Монументальная пластика в городской среде Барнаула Х1Х-ХХ столетий: автореф. дис.. канд. иск. / О. С. Комарова. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 22 с.
  40. , В.К. Носович Иван Феодосиевич / В. К. Корниенко // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С.248−249.
  41. , Л. Алтайский иконописец В.Ф.Балыкин / Л. Красноцветова // Итоги деятельности музея изобразительных и прикладных искусств. в 1992 году: сб. докл. на науч.-практ. конф. -Барнаул, 1993. С. 52−57.
  42. , Л.Г. Иконописное наследие Алтая / Л. Г. Красноцветова // Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность: сб. мат. науч. конф. и сем. 1988−2000 гг. Барнаул, 2001. -С. 24−25.
  43. , Я.Е., Православные храмы Барнаула (1751−2001 гг.) /Я.Е. Кривоносов, Т. В. Скворцова. Барнаул, 2001. — 175 с.
  44. , В. Последний император России и отечественная художественная жизнь конца XIX начала XX века : опыт ист.-культ. анализа / В. Лапшин // Искусствознание. — 2004. — № 2. — С. 568−624.
  45. , В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году / В. П. Лашин. М., 1983. -496 с.
  46. , В.Е. Рерих и Сибирь / В. Е. Ларичев, Е. П. Маточкин. -Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1993. 192 с.
  47. , Е.А. Механизмы поддержки художественной культуры в контексте культурных парадигм / Е. А. Левшина // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое / РАН, Гос. ин-т искусствознания. СПб: Изд-во «Алтейя», 2001. — С.93−104.
  48. , Л.И. От выставки к выставке / Л. И. Леонова // Художники Алтая. XX век. Барнаул, 2001. — С. 6−27.
  49. , O.A. Театры Барнаула в 1920-е гг. / O.A. Литвинова // Барнаул. История культуры. Барнаул, 2000. — С. 109−113.
  50. , O.A. Театры города Барнаула в начале 1920-х гг. / O.A. Литвинова //Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина: материалы Всерос. конф. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. С. 338−344.
  51. Лихацкая, Л.Н. .И времени свидетель: о художнике И. Е. Харине. / Л. Н. Лихацкая, В. Глебов // Алтай. 1995. — № 1−2. — С. 183 184.
  52. , Л.Н. Иевлев Алексей Васильевич / Л. Н. Лихацкая // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2. -С. 156.
  53. , Л.Н. Проблемы развития портретного жанра в алтайской живописи XX века : автореф. дис.. канд. иск. / Л. Н. Лихацкая Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. — 24 с.
  54. , З.Н. Дом культуры меланжевого комбината в Барнауле. / З. Н. Лукьянова // Барнаул: энцикл. Барнаул, 2000. — С. 104.
  55. , З.Н. Дом культуры ОАО «Барнаултрансмаш» / З. Н. Лукьянова // Барнаул: энцикл. Барнаул, 2000. — С. 104.
  56. , Л.А. Художественное образование на Алтае в 1920-е гг. / Л. А. Лысенко // Наследие и современность (Искусство Сибири): материалы науч.-практ. семинара / науч. ред. Т. М. Степанская. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — С. 66−70.
  57. , Ю.П. Художественная жизнь Иркутска начала XX века : автореф. дис.. канд. ист. н. / Ю. П. Лыхин. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2000. — 22 с.
  58. , B.C. Искусство в резервации : (Художественная жизнь России 1917 1945 гг.) / B.C. Манин. — М.: Эдиториал УРСС, 1999,264 с.
  59. Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г. И. Гуркина. 18−19 окт. 1996 г. / Ком. адм. Алт. края по культуре и туризму, Гос. худож. музей Алт. края- сост. И. К. Галкина. -Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. 96 с.
  60. , Е.П. Взгляд в глубь веков / Е. П. Маточкин // Сибирские огни. 2006. — № 6.
  61. , П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П. Д. Муратов. Л: «Художник РСФСР», 1974. — 143 с.
  62. , С. Художественная жизнь сибирской провинции / С. Нестерова // Бийский вестн. 2005. — № 1−2. — С. 119−123.
  63. , C.B. Анохин Андрей Викторович / C.B. Нестерова // Барнаул: энцикл. Барнаул, 2000. — С. 24.
  64. , C.B. Структурообразующие факторы региональной культуры юга Западной Сибири (XVIII первая треть XX вв.): моногр. / C.B. Нестерова. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — 334 с.
  65. , C.B. Формирование культурного пространства города Барнаула в XVIII начале XX в.: автореф. дис.. канд. ист. наук. / C.B. Нестерова. — Барнаул, 2000.
  66. , C.B. Анохин Андрей Викторович /C.B. Новикова, Н. А. Яковлева // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. — С.36−37.
  67. , Г. А. Гуркин алтайский художник-пейзажист / Г. А. Образцов. — Горно-Алтайск: Кн. изд-во, 1958. — 48 с.
  68. , Л.И. Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири (1917−1922): автореф. дис.. канд. иск. / Л. И. Овчинникова. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. — 20 с.
  69. Основательница художественного музея в Бийске худож. В. А. Сенгалевич. // Галерея выдающихся людей города Бийска. Бийск, 2000.-С. 76−87 :портр.
  70. Очерки истории Алтайского края / ред. А. П. Бородавкин. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987.
  71. , О. Бийская ваятельница : о В.А.Сенгалевич-Копыловой по воспоминаниям Б. Х. Кадикова. / О. Павлова // Творч. Алтай. 1999. -№ 9. -С.10.
  72. , B.C. Надольский Стефан Романович / B.C. Петренко // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. — С.237−238.
  73. , B.C. Новые документы о скульпторе. [С.О.] Надольском / B.C. Петренко // Молодежь Алтая. 1987. — 13 марта. — С. 10.
  74. , B.C. Орлиный полет: алт. период жизни и творчества скульптора С. Надольского. / B.C. Петренко // Алт. правда. -1992.- 11 дек.
  75. , В. «Алтай моя вторая родина» : к 95-летаю со дня рождения художника А.Борисова. / В. Попов // Алт. правда. — 1984. — 1 февр.
  76. , В. Тень учителя : К 100-летию со дня рождения художника А. Борисова / В. Попов // Алт. правда. 1989. — 11 февр.
  77. , Г. И. От энтузиастов-одиночек до творческого коллектива Союза художников / Г. И. Прибытков. Бийск, 1990.
  78. , Г. И. Алтайский художник-педагог Д.И. Кузнецов / Г. И. Прибытков. Бийск, 1995. — 115 с.
  79. , Г. И. Кузнецов Дмитрий Иванович / Г. И. Прибытков // Энциклопедия образования в Западной Сибири. Барнаул, 2003. -С. 153−154.
  80. , Г. И. Чорос-Гуркин / Г. И. Прибытков. Горно-Алтайск: Горно-Алт. респ. тип., 2000. — 188 с.
  81. , А. Колывань камнерезная повествование о рудознатцах, горных инженерах, подмастерьях и мастерах / А. Родионов. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1986. 296 с.
  82. , Т.Д. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века : автореф. дис.. канд. иск. / Т. Д. Рысаева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. — 27 с.
  83. , B.B. Творчество А.О.Никулина / B.B. Сазонова // Искусство Алтая: в краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — С.44−54.
  84. , Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х гг. / Д. В. Сарабьянов. — М: Искусство, 1969. — 143 с.
  85. , И.Н. Астахов Борис Мефодьевич / И. Н. Свободная, Н. В. Юмашева // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. -С. 32.
  86. , И.Н. Театральная жизнь Барнаула / И. Н. Свободная // Барнаул. История культуры. Барнаул, 2000. — С. 92−109.
  87. , Н.И. Художественная жизнь Томска второй половины XIX первой четверти XX вв.: автореф. дис.. канд. иск. / Н. И. Сезева. -Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. — 20 с.
  88. Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929−1932.-Т. 1−3.
  89. , В.А. Купеческая застройка Барнаула конца XIX-начала XX в. / В. А. Скубневский // Охрана и изучение культурного наследия Алтая: в 2 ч. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993. — Ч. 2. — С. 263−267.
  90. , В.А. Народный дом в Барнауле / В. А. Скубневский // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т. 2.-С. 239.
  91. , Л.И. Он пел Алтай : худож. А.Борисов. / Л. И. Снитко // Алт. правда. 1966. — 5 нояб.
  92. , Л.И. Первые художники Алтая / Л. И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. — С. 15−34.
  93. , Л.И. Первые художники Алтая / Л. И. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 1983. — 156 с.: ил.
  94. , Л.И. Становление реалистической живописи на Алтае : автореф. дис.. канд. иск. / Л. И. Снитко М., 1977.
  95. , Л.И. Художественная жизнь советского Алтая / Л. И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977.-С. 5−14.
  96. , Л.И. Что мы знаем об АХО.: из истории создания Алт. худож. общества и его первых членах. / Л. И. Снитко // Молодежь Алтая. 1967. — 23 дек.
  97. Советское декоративное искусство. 1917−1945: очерки истории / отв. ред. В. П. Толстой. М.: Искусство, 1984. — 256 с.
  98. , A.B. Бийский народный дом / A.B. Старцев // Охрана и изучение культурного наследия Алтая: в 2 ч. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 1993,-Ч. 2.-С. 279−281.
  99. , A.B. Народный дом в Бийске / A.B. Старцев // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2. -С. 239.
  100. , Т.М. 65 лет творческому Союзу художников Алтая // Культурное наследие Сибири. Вып. 6−7: Степанская, Т. М. Избранные статьи и очерки. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005, — М. 158−181.
  101. , Т.М. А.О. Никулин и Алтай / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Вып. 6−7: Степанская, Т. М. Избранные статьи и очерки. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — С. 17−21.
  102. , Т.М. Архитектура Алтая XVIII начала XX вв.: монография / Т. М. Степанская. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. — 182 е.: ил.
  103. , Т.М. Архитектура и изобразительное искусство XVIII начала XX века / Т. М. Степанская // История Алтая: учеб. пособие — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. — Ч. I. — С. 446−471.
  104. , Т.М. Архитектура. Изобразительное искусство 1861−1917 гг. / Т. М. Степанская // Очерки истории Алтайского края. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. С.235−242.
  105. , Т.М. Борзенков Архип Александрович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края.: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т. 2.-С. 81.
  106. , Т.М. Борисов Алексей Николаевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т. 2.-С. 81.
  107. , Т.М. Будкеев Михаил Яковлевич / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 57- 58
  108. , Т.М. Будкеев Михаил Яковлевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т. 2.-С. 84−85.
  109. , Т.М. Гуляев Вадим Николаевич / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 91.
  110. , Т.М. Гуляев Вадим Николаевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2.-С. 115.
  111. , Т.М. Гуркин Григорий Иванович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. — С.116−117.
  112. , Т.М. Демидовский столп / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 99.
  113. , Т.М. Знаменская церковь / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 124−125.
  114. , Т.М. Карев Василий Васильевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 170.
  115. , Т.М. Коровай Елена Людвиговна / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. — С.189.
  116. , Т.М. Культура и искусство / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.1. -С.281−293.
  117. , Т.М. Курзин Михаил Иванович / Т. М. Степанская //Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 202.
  118. , Т.М. Лесневский Александр Адольфович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т.2.-С. 209.
  119. , Т.М. Мотовилов Николай Никанорович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т.2.-С.231.
  120. , Т.М. Неизвестная работа М.И. Курзина / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Вып. 6−7: Степанская Т. М. Избранные статьи и очерки. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — С. 2931.
  121. , Т.М. Никулин Андрей Осипович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997, — Т.2.-С. 245−246.
  122. , Т.М. Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. — С. 85.
  123. , Т.М. Развитие культуры на Алтае в послевоенный период / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Вып. 6−7: Степанская, Т. М. Избранные статьи и очерки. — Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2005.-С. 31−34.
  124. , Т.М. Роль Российской Академии художеств в становлении и развитии культуры на Алтае / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994.
  125. , Т.М. Служили Отечеству на Алтае / Т. М. Степанская. Барнаул: Пикет, 1998.
  126. , Т.М. Собор Покровский / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 273−274.
  127. , Т.М. Творческое наследие художнмка С.И. Кашкарова // Культурное наследие Сибипри: сб. науч. ст. сост. / Т. М. Степанская. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. — Вып. 3. — С.53−55.
  128. , Т.М. Филонов Федор Андреевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 382.
  129. , Т.М. Харин Иван Евсеевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 387.
  130. , Т.М. Художественная жизнь Барнаула / Т. М. Степанская // Барнаул. История культуры. Барнаул, 2000. — С.84−91.
  131. , Т. М. Художник А.О. Никулин / Т. М. Степанская // Наука, культура, образование. Горно-Алтайск, 2000. — № 4−5.
  132. , Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков / Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1970. — 293 с.
  133. , С.А. Григорий Иванович Гуркин / С. А. Стрельцов. Л.: Художник РСФСР, 1966. — 71 с.: ил.
  134. , Ю.В. Четыре кедра художника Кашкарова // Культурное наследие Сибипри: сб. науч. ст. / сост. Т. М. Степанская. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. Вып.З. — С.55−57.
  135. , Т.В. Деятельность Комиссии по охране памятников природы, старины и искусства Алтайского отдела РГО (1924−1931 гг.) / Т. В. Тишкина // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998 — Вып. 9.
  136. , Т.В. Деятельность краеведческих организаций Алтая в 1918 1931 гг. / Т. В. Тишкина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — 311 с.
  137. , Т.А. Алтайский художник П.И. Басманов 1906 ?. / Т. А. Уманец // Наука, культура, образование. — Горно-Алтайск, 2002. -№ 10. — С.25−26.
  138. , Т.А. К 95-летию со дня рождения художника П.И. Басманова / Т. А. Уманец // Вестник культуры Алт. края: информ. бюл. -Барнаул, 2001. № 4. — С.74−75.
  139. , Т.Г. Потанин Григорий Николаевич / Т. Г. Утробина, H.A. Яковлева // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. — С. 290−291.
  140. , В.М. Социология искусства / В. М. Фриче. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 208 с.
  141. , В.Ф. Белый шаман : (К 130-летию A.B. Анохина)/ В. Ф. Хохолков // Наука, культура, образование. Горно-Алтайск, 2000 — № 4−5, № 6−7.
  142. , H.A. Культура в эпоху социального хаоса / H.A. Хренов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  143. Художники Алтайского края: библиограф, слов,: в 2 т. / науч. ред. Т. М. Степанская. Барнаул, 2005. — Т.1 — 435 с.
  144. Художники Алтая / авт. вст. ст. Б.Лупачев. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1973 — 168 с.
  145. Художники Алтая / сост. Л. Цесюлевич, Б. Лупачев — вст. ст. Б. Лупачева. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980 — 180 с.
  146. Художники Алтая, XX век / авт вст. ст. Л.Леонова. Барнаул: Алт. орг. ВТООО «Союз художников России», 2001. — 295 с.
  147. , Н. Неожиданная Сибирь / Н. Царева // Мир музея. -2003,-№ 6.-С. 43−51.
  148. , Н.С. Георгий Лавров : жизнь, эпоха, творчество / Н. С. Царева. Барнаул, 2003. — 128 с.
  149. , Н.С. Дыхание истории в трех картинах : Алт. живописцу А. Борисову 110 лет. / Н. С. Царева // Алт. правда. 1999. — 27 марта.
  150. , Н.С. Степан Романович Надольский забытый сибирский скульптор 20-х годов /Н.С. Царева // Итоги деятельности музея изобразительных и прикладных искусств. в 1992 году: сб. докл. на науч.-практ. конф. — Барнаул, 1993. — С. 67−72.
  151. , A.C. Сенгалевич-Копылова Валентина Антоновна / A.C. Чернодаров // Энциклопедия Алтайского края: в 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2.-С. 326.
  152. , Л.Н. Изобразительное искусство Алтая / Л. Н. Шамина. Барнаул, 1987. — 21 с.
  153. , М.Ю. Жизнь и творчество художника Борисова / М. Ю. Шишин // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — С.55−66.
  154. , М.Ю. Рерих Николай Константинович //Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 307.
  155. , В.И. Возвращение мастера / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск: Фонд им С. С. Суразакова «Чалтыган», 1994. — 239 с.
  156. , В.И. Г.И. Гуркин первый алтайский художник: автореф. дис. канд. иск. / В. И. Эдоков. — JL, 1971. — 16 с.
  157. , В.И. Г.И. Гуркин. Очерк о жизни и творчестве / В. И. Эдоков. Барнаул, 1967. — 120 с.: ил.
  158. , В.И. Мастер из Аноса / В. И. Эдоков. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. — 72 с.: ил.
  159. , В.И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск: Горно-Алт. отд. Алт. кн. изд-ва, 1981, — 95 с.
  160. , H.A. Г.И. Гуркин как земский деятель / H.A. Яковлева // Культурное наследие Алтая: материалы всерос. конф. 19 901 991 гг. Барнаул, 1992. — С. 89−96.
  161. Документы культурной политики
  162. Докладная записка Отдела искусств Крайисполкома «О мерах по развитию изобразительного искусства в Хлтаиском крае». 1943 // Культурное строительство на Алтае. 1941−1977: документы и материалы.- Т.2. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. — С. 39−40,
  163. , A.B. Ленин о монументальной пропаганде / A.B. Луначарский // В. И. Ленин и изобразительное искусство. М., 1977.
  164. , A.B. Наши задачи в области художественной жизни / A.B. Луначарскии //фасная новь. 1921:-«№ 1: — С. 146−157.
  165. , A.B. Об изобразительном искусстве : в 2 т / A.B. Луначарский. М.: Сов. художник, 1967.
  166. О памятниках республики: Декрет СНК от 12 апреля 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 2. — М., 1959. — С. 95 — 96.
  167. О первой государственной регистрации предметов искусства и старины: Обязательное постановление Алтайского губернского отдела народного образования. 1920 г. // Культурное строительство на Алтае. -1917−1941. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. — С.75.
  168. О сооружении памятников В. И. Ленину: постановление II съезда советов СССР от 26 января 1924 г. // Советское монументальное искусство. 1924−1932. Ч. 1. 1924−1927 / отв. ред. В. П. Толстой. М., 1991. С. 42−43.
  169. Об открытии художественной выставки: решение Крайисполкома от 31 июля 1943 г. // Культурное строительство на Алтае. 1941−1977: документы и материалы. Т.2. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990, — С. 45.
  170. Об охране произведений искусства: Постановление ГУБОНО и Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 18 мая 1918 г. // Культурное строительство на Алтае. 1917−1941. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980, — С. 31.
  171. Об утверждении списка памятников великим людям постановление СНК от 30 июля 1918 г.// Декреты Советской власти. Т. 3. — М., 1964. — С. 118−119.
  172. Обращение секции изобразительного искусства при Алтайском губернском отделе Наробраза об изучении изобразительного искусства молодежью. 1920 // Культурное строительство на Алтае. 1917−1941. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. — С. 54.
  173. Обязательное постановление Алтайского губернского отдела народного образования о первой государственной регистрации предметов искусства и старины. 1920 // Культурное строительство на Алтае. 1917— 1941. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. — С. 75- 76.
  174. Воспоминания о художнике Г. И. Гуркине художников Н. Г. Котова, И. И. Тютикова, И. В. Титкова. II Возвращение: сб. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. „Чорос-Гуркин и современность“, 11−12 янв. 1991 г. -Горно-Алтайск, 1993. С. 229−240.
  175. , Е.Г. Жизнь путешествие: Рим, Варшава, Петербург, Бийск.: интервью с Е. Г. Гнедковой, дочерью В. А. Сенгалевич. / вел Д. Золотарев // Алт. неделя. — 2000. — 16−22 марта (№ 12). -С. 11.
  176. Дневник и воспоминания Василия Гуркина, сына художника: к 125-летию со дня рождения Г. И. Гуркина / Гос. худ. музей Алт. края. -Барнаул, 1995.-28 с.
  177. , Н.И. Воспоминания художника // Алтай. 1972. -№ 1. — С. 75−83.1. Каталоги
  178. Алтайская краевая выставка первых художников: кат. -Барнаул, 1976.
  179. Алтайская краевая художественная выставка произведений художников ветеранов Великой Отечественной войны: кат. -Барнаул, 1981.
  180. Алтайская краевая художественная выставка, посвященная 60-летию создания Алтайской организации Союза художников: кат. -Барнаул, 2000.
  181. Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств: кат. Л., 1983.
  182. Выставка работ учащихся и преподавателей Ойротской художественной школы 1931−1941 гг.: кат. / Республиканский краеведческий музей им. A.B. Анохина. Горно-Алтайск, 1992. — 45 с.
  183. Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика: кат. / сост. Н. П. Гончарик и др. М.: Сканрус, 2002. — 79 с.
  184. Григорий Иванович Чорос-Гуркин: кат. / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — 55 с.
  185. Краевая художественная выставка „Алтай в дни Великой Отечественной войны“: кат. Барнаул, 1944.
  186. Михаил Будкеев: Живопись: кат. / Краевой Союз художников Алтая — авт. вст. ст. и сост. Т. М. Степанская — отв. ред. С. М. Будкеев.- Барнаул: ИМПРЕСС, 1995.- 1 слож. л.
  187. Памятники градостроительства и архитектуры Алтая: кат. / сост. Т. М. Степанская. Барнаул, 1991. — 61 с.
  188. Пейзаж национальный жанр России — в коллекции С. Г. Хачатуряна: кат. / авт. вст. ст. и сост. Т. М. Степанская. — Барнаул, 2005.
  189. Рисунки Григория Ивановича Гуркина в собрании АМИИ: каталог/сост. И. К. Галкина. Барнаул, 1984.
  190. Седьмая краевая художественная выставка: кат. Барнаул, 1948.
  191. Федор Андреевич Филонов: кат. выст. Барнаул, 1966. Хай|уадйрв И. К 55-летию Великой Победы. Живопись: кат. / вступ. ст. Т. М. Степанской. — Барнаул, 2000.
  192. Хроника художественной жизни Томска. 1909−1919 гг.: К 90-летию Томского общества любителей художеств (По материалам газеты „Сибирская жизнь“), Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 170 с. 1. Музейные экспозиции
  193. Экспозиция Государственного художественного музеяАлтайского края.
  194. Экспозиция Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина.1. Материалы архивных фондов246. АГКМ. ОФ 15 940/1.
  195. ЦХАФАК. Ф, Р-9. On. 1. Д. 18, Л. 25.
  196. ЦХАФ АК. Ф. Р-140. On. 1. Д. 29. Л.9
  197. ЦХАФ АК. Ф. Р-141. On. 1. Д. 71. Л. 33−35.
  198. ЦХАФ АК. Ф. 834. On. I. Д. 158. Л. 27.
  199. И.П. Ропет (Петров). Народный дом в Барнауле. 1898−1900. Фотография начала XX века // Барнаул. Летопись города: в 2 ч. 4.2. -Барнаул, 1994.-С. 46.
  200. И.Ф. Носович. Проект католического костела // Барнаул. Летопись города: в 2 ч. Барнаул, 1994. — 4.2. — С. 23.
  201. Дом A.A. Лесневского. Начало XX в. Фото автора, 2005.
  202. Никольская церковь. 1903−1906. Фото автора, 2004.
  203. Рисовальная школа в Горной Колывани. Фотография 1913 года // Колывань: история, культура и искусство сибирской провинции России. 1728- 1998. Барнаул: Изд. Упр. архив. Дела адм. Алт. края, 1998. — С. 173.
  204. С.Р. Надольский. Рельеф-эмблема рабоче-крестьянской власти на фронтоне здания по пр. Ленина, 25. 1921. Фото автора, 2004.
  205. В.И. Ленину на площади Свободы. 1927 (?) // АГКМ. ОФ 15 940/1. Фото, 1933.
  206. В.И. Ленину на аллее проспекта Ленина. Архитектор А. Б. Баранский. Бетон. 1937. Фото автора, 2004.
  207. Покровский собор Барнаула. Восстановление креста. Фотография 1942 г. // Электронный ресурс: http://www.dering.ru/arhbarnaul /articles/article4.php.
  208. Г. И. Гуркин в национальном костюме. Фотография, 1915. // Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика. Каталог / сост. Н. П. Гончарик и др. М.: Сканрус, 2002. — С. 75.
  209. Г. И. Гуркина в селе Анос. Фотография, 1910-х гг. // Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика. Каталог / сост. Н. П. Гончарик и др.- М.: Сканрус, 2002. С. 76.
  210. Г. И. Гуркин в мастерской с. Анос. Фотография // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 12.
  211. Г. И. Гуркин и Г. Н. Потанин в мастерской художника в с. Анос. Фотография // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / ГорноАлтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 7.
  212. А.О. Никулин. Фотография начала 1900-х гг. // Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика. Каталог / Сост. Н. П. Гончарик и др. М.: Сканрус, 2002. — С. 78.
  213. Г. И. Гуркин и А. О. Никулин. Фотография 1910-х гг. // Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика. Каталог / сост. Н. П. Гончарик и др./ М.: Сканрус, 2002. — С. 79.
  214. Г. И. Гуркин. Горное ущелье. 1900. X., м. 76×49. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 32.
  215. Г. И. Гуркин. Хан-Алтай. 1907. X., м. 160×205. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 37.
  216. Г. И. Гуркин. Юрта в саду художника. 1912. X., м. 59,5×46. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 45.
  217. Г. И. Гуркин. Ранняя весна. X., м. 83×101. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос
  218. Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 44.
  219. Г. И. Гуркин. Баранчук Пийланка. Б., кар. 25×34. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 19.
  220. Г. И. Гуркин. Девушка кумандинка. Б., акв. 22×15,5. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 28.
  221. Г. И. Гуркин. Шаманский бубен. Б., акв. 26×34,3. Национальный музей Республики Алтай им A.B. Анохина // Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Каталог / Горно-Алтайский республиканский музей. Горно-Алтайск, Б.г. — С. 29.
  222. А.Н. Борисов. Автопортрет. 1920-е гг. Дерево, м. 40×30. Государственный художественный музей Алтайского края // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  223. А.Н. Борисов. Всадники (Партизаны). 1936. X., м. 77×63. Государственный художественный музей Алтайского края // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  224. А.Р. Эберлинг. Алтайская весна. 1943. X., м. 60×77,5. Государственный художественный музей Алтайского края // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  225. В.Р. Волков. Портрет девушки с орденом. 1944. X., м. 33×23,6. Государственный художественный музей Алтайского края //
  226. Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  227. В.Р. Волков. Песня о Родине. Эскиз. 1945. X., м. 45×59,5. Государственный художественный музей Алтайского края // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  228. И.С. Порошин. В обход с фланга. Эскиз. 1942. Картон, м. 27×43. Государственный художественный музей Алтайского края // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  229. И.С. Порошин. На Оби. 1959. X., м. 52×100. Государственный художественный музей Алтайского края // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.1. ИЛЛЮСТРАЦИИ
  230. И.П. Ропет (Петров). Народный дом в Барнауле. 1898−1900 гг.• х. А1. Н"1 I» I—I Г*~-Iм-Ы— Уг
  231. И.Ф. Носович. Проект католического костела. Нач. XX в.1. Г V//
  232. Никольская церковь. 1903−1906.
  233. Рисовальная школа в Горной Колывани. Фотография 1913 года
  234. С.Р. Надольский. Рельеф-эмблема рабоче-крестьянской власти на фронтоне здания по пр. Ленина, 25. 1921.
  235. В.И. Ленину на площади Свободы. 1927
  236. В.И. Ленину па аллее проспекта Ленина. Арх. A.B. Баранский, Бетон. 1937.
  237. Покровский собор Барнаула. Восстановление креста. Фотография 1942 г.
  238. В.Ф. Балыкин. Троица Новозаветная. Начало XX в. Дерево, левкас, темпера. 61×52.
  239. Г. И. Гуркина в селе Анос. Фотография 1910-х гг.
  240. Г. И. Гуркин в мастерской, с. Анос. Б.г.
  241. Г. И. Гуркин и Г. Н. Потанин в мастерской художника в с. Анос. Б.г.
  242. Г. И. Гуркин и А. О. Никулин. Фотография 1910-х гг.
  243. Г. И. Гуркин. Горное ущелье. 1900. X., м. 76×49.
  244. Г. И. Гуркин. Катуиь. 1906. X., м, 45×64.
  245. Г. И. Гуркин. Хан-Алтай. 1907. X. м. 160×205.
  246. Г. И. Гуркин. Озеро горных духов. 1910. X., м. 95×127.
  247. Г. И. Гуркин. Юрта в салу художника. 1912. X., м. 59,5×46.
  248. Г. И. Гуркин. Кочевье в горах. 1910-е гг. X., м. 70.2×98.
  249. Г. И. Гуркин. Ранняя весна. X., м. 83×101
  250. Г. И. Гуркин. Баранчук Пийлаика. Б., кар. 25×34. Б.г.
  251. Г. И. Гуркин. Девушка кумандинка. Б., акв. 22×15,5. |Б.г.|
  252. Г. И. 1'уркин. Шаманский бубен. Ь., акв. 26×34.3. Б.г.
  253. А.О. Никулин. Голубой Алтай (Алтайские белки), X., м. 84,2×115,5.
  254. А.О. Никулин. Весна. X., м. 108×94.
  255. И.Л. Коропай. Мостик «лесу. Барнаул. 1916, X., м. 57,4×48.
  256. Л.11. Борисов. Вид с горы на Элекмонар. 1918. X., м. 92,5×64.34, А. Н. Борисов. Всадники (Партизаны). 1936. X., м. 77×63.
  257. А.Р. Эберлинг. Алтайская весна. 1943. X. м. 60×77,5.
  258. В.Р. Волков. Портрет девушки с орденом. 1944. X., м. 33×23,6.
  259. В.Р. Волков. Песня о Родине. Эскиз. 1945. X. м. 45×59,5.
  260. И.С. Порошин. В обход с фланга. Эскиз. 1942. Картон, м. 27×43.
  261. И.С. Порошин. На Оби. 1959. X., м. 52×100.
Заполнить форму текущей работой