Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация образования в арабском мире в условиях глобализации (на примере Саудовской Аравии)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признавая принципиальную значимость образования в решении проблем современного общества, его роль не следует переоценивать. В этом плане актуальность приобретают праксеологические вопросы: установление объективных границ и культурных возможностей образовательных систем, в которых образование становится эффективным способом достижения человеком своих личных целей. В ситуации полипарадигмальности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • I глава. Образование в контексте глобализации: изменение целевых установок. стр
    • 1. Глобализация и проблема воспроизводства культурной идентичности. стр
    • 2. Новые ценности образования как основание изменения его содержания. стр
  • II глава. Национальные традиции и приоритеты в современном образовании в Саудовской Аравии. стр
    • 1. Конфессиональная компонента образования. стр
    • 2. Социальный статус учителя в арабском мире и его роль в закреплении и трансляции культурных образцов. стр

Трансформация образования в арабском мире в условиях глобализации (на примере Саудовской Аравии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ определяется теми серьезными изменениями, которые наблюдаются сегодня в сфере образования под воздействием процессов глобализации. Поверхностная унификация и универсализация не могут скрыть глубинных внутренних противоречий, связанных с различиями в традициях, менталитете, в культурных установках и ценностях. В рамках глобализации образование все чаще стало осознаваться не столько как социальный институт, резерв будущего развития и широкомасштабных изменений, сколько как социокультурная ценность, сопряженная с сохранением культурной идентичности в глобализированных мультикультурных средах.

Трансформация образования, рассмотренная в контексте глобализации, позволяет осознать важный факт своеобразия культуры любого общества, без развития которой невозможно никакое иное изменение этнонациональных социумов. В этом плане влияние глобализации на образовательные системы различных стран еще очень плохо изучено: культурологическому анализу в основном подвергались общие тенденции трансформации образовательных структур, но отнюдь не их локальные особенности.

Наблюдающееся усиление глобализационных тенденций в сфере образования (под которыми чаще всего выступает целенаправленная американизация и вестернизация) выдвигает на первый план вопросы сохранения национального педагогического опыта, национальной педагогической культуры, тесно связанных с проблемами сохранения этнокультурной идентичности, этнонациональных ценностей.

Вопросы национально-культурной идентификации всегда были актуальны для стран, являющихся объектами модернизационных воздействий. И Саудовская Аравия здесь не исключение. Дилемма.

Восток-Запад" рассматривается сегодня как фактор национального самоопределения, влияющего на образование и воспитание будущих поколений, их роль в создающемся глобализированном мире. В современной реальности все лучше осознается значение образования как специальной сферы культурной жизни, в которой не только происходит сохранение и воспроизводство культурных идеалов, ценностей, образцов, непосредственно влияющих на установки и поведение личности, но и закладываются тенденции будущего развития этноса, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. Усвоение норм, накопленных знаний и принятых форм поведения формируют человека определенным образом, обусловливая, в конечном счете, успешность или неуспешность его адаптации в современном «глобальном обществе повышенных рисков» (- слова Ч. Сноу).

Стремление преодолеть «кризисы идентичности», порожденные глобализационными «вызовами» (что наблюдается сегодня и в Саудовской Аравии), сопровождающиеся чувством утраты представления о своем месте и роли в мировых процессах, побуждает социум искать пути гуманизации отношений через глубинный анализ социокультурных парадигм образования. В этом плане обращение к национально-историческому опыту образовательной деятельности, тесно связанному с переосмыслением национальных традиций и приоритетов в образовании, обладает сегодня огромным значением и сопряжено с рефлексией явлений мультикультурализма и так называемых «глоболокальных» феноменов в образовательных системах.

Сегодня в контексте глобализационных процессов в странах, подвергшихся целенаправленному воздействию модернизаций, все лучше осознается роль знаний как необходимого условия достижения определенного уровня развития и необходимой меры автономности.

Роль знаний, аккумулированных в системе образования, увеличивается с возрастанием социальных и культурных связей, их интенсивности и интегрированности. Знания более, чем когда-либо стали реальной социальной силой. Поэтому будущее человечества во многом будут определять те страны, которые сегодня вкладывают наибольшие средства в образовательную систему, образовательные технологии. Однако, чтобы эти вложения были эффективными, надо определить «узловые» направления развития знаний, которые сегодня являются решающим ресурсом для воплощения в реальность концепции устойчивого развития в глобализируемых странах.

Признавая принципиальную значимость образования в решении проблем современного общества, его роль не следует переоценивать. В этом плане актуальность приобретают праксеологические вопросы: установление объективных границ и культурных возможностей образовательных систем, в которых образование становится эффективным способом достижения человеком своих личных целей. В ситуации полипарадигмальности современного образования в глобализированном мире человек любого общества и в любом регионе должен получать потенциальную возможность выбора образовательной системы, соответствующей его ценностным установкам, личным и национально-культурным приоритетам. Особой актуальностью в силу этого обладают исследования аксиологической неоднородности глобализированного образовательного пространства, тех культурных условий, в которых личность может (и желает) получить образование для достижения избранных жизненных целей, а образовательная система способна давать эффективные средства для их достижения, обеспечивать взаимосвязь и взаимозависимость различных социокультурных традиций и мировоззренческих установок.

Кроме того, актуальность данного диссертационного исследования определяется тем фактом, что между Саудовской Аравией и современной.

Россией в последнее десятилетие наблюдается нарастание интенсивности культурных, образовательных, политических и экономических контактов. Это предполагает хорошее знание тех социокультурных особенностей, которые присущи Саудовскому королевству и обусловливают специфику его национальных традиций, гуманитарных целей и международных приоритетов.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Базовая проблема диссертационного исследования носит междисциплинарный характер и находит свое решение на стыке культурологии, истории, социологии, регионоведения, философии образования.

Для выявления образовательных парадигм и факторов их трансформации важным является как наследие мыслителей, идеи которых определили смысловое ядро педагогических теорий (И. Бентам, Дж. Локк, Ж. — Ж. Руссо, И. Кант, Г. — В. Гегель, М. Шеллер, Д. Дьюи, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Элиас), так и работы тех специалистов, которые видели в образовании прикладную область философско-познавательных, социально-политических или социально-культурных процессов (С. И. Гессен, И. Ф. Гербарт, А. Тойнби, Ф. Фребель, Э. Фромм, К. Ясперс, Ю. Хабирмас).

Современный разносторонний анализ образования как социокультурного института представлен в трудах С. С. Аверинцева, В. С. Библера, П. П. Гайденко, А. Ф. Лосева, Т. Ф. Кузнецовой, Н. Н. Неретиной, А. П. Огурцова, И. Б. Романенко и др.

Культурообразующая, идентификационная роль образования, его статус как особой культурной практики и ценности исследуются Л. М. Баткиным, М. М. Бахтиным, А. П. Булкиной, А. П. Валицкой, Г. С. Гришунским, М. С. Каганом, Т. Ф. Кузнецовой, Г. А. Комиссаровой, Н. С. Ладыжец, А. В. Мудриком, Н. Д. Никондровым, Р. О. Наполитовым, П. Г. Щедровицким, А. Н. Ямским и др.

Антропологический аспект образовательных процессов всесторонне проанализирован в работах М. Мид, Дж. Мура, Э. Кассирера, А. Стролла, А. Спеллера, Э. Кауфа, М. Моранда, Э. Фромма, Э. Франкла.

В разработку аксиологических проблем образования большой вклад внесли труды С. Ф. Анисимова, В. А. Горшкова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Асмолова, М. В. Богуславской, Б. М. Бим — Бада, В. С. Библера, 3. И. Рывкина и др.

Проблемы взаимодействия образования с вопросами экономики, политики, идеологии и языка исследуются представителями различных направлений: функционально-позитивистского (Д. Белл, Ф. Хайек, А. Гидденс, Э. Тоффлер, Ф. Фукуямв, П. Дракер, К. Келли) — постпозитивистского и философско-лингвистического (Дж. Серль, Дж. Лич, У. Куайн, Дж. Фодор, Н. Хомски) — постмодернистского (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, Б. Бернстайн, Дж. Уитти) — социально-конструктивистского (П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Муррано, С. Молл, П. Бурдье) и др.

Рассмотрению образования в контексте глобальных процессов посвящены работы У. Бека, Э. Гидденса, М. Кастольса, Дж. Ритцера, Дж. Уэбстера, К. Кумара, Б. Барбера, Р. Кокса, М. Уотерса, К. Окхмэ, Б. Смарта, Дж. Макгвиша, А. Турена, Дж. Сакса, Р. По, Дж. Урри, И. Валлерстайна, С. Хантингтона, X. — Г. Зофнера, Э. Озбудуна, Е. — Ф. Кеймана, Дж. Йейтса и др.

В русскоязычной научной литературе, посвященной сходной проблематике, особого внимания заслуживают труды Т. Ф. Кузнецовой, А. И. Уткина, В. Г. Федотовой, Ю. М. Корта, Н. К. Иконниковой, С. С. Илова, Э. М. Андреева, А. В. Миронова, Н. В. Тишунина, Е. Н. Устюгова, А. Е. Равоева.

Особое значение для данного диссертационного исследования имеют труды арабских специалистов в области современных проблем образования (А. Барбара, В. Калиф, Ф. Фатхам, Дж. Фишмен, А. Салих, А.

Абд ад-Даим, У. Абдаллах, Н. ад-Дин, А. Аль-Джавад, М. Абу Алави, X. Аль-Халек), истории национальных образовательных систем (Н. Сайд Исмаил, Ф. Аль-Тхаб, В. Камхаву, О. Осман, Ф. Алатуби, А. Абд ад-Даим, А. Аль-Аззи, М. М Аль-Бакир, А. Аль-Джалляль), вопросов социокультурной, конфессиональной обусловленности образовательных процессов (Ф. Камхади, Т. Фейган, М. Эмери, X. Диази, М. Ахмед, Аль Хасан бин Талал, А. Аль-Аззи, М. Аль-Мавари, М. Аль-Мили, А. Аль-Убейд, А. Аль-Хамид, А. Аль-Хатыб, С. Ан-Намир, X. Ан-Накиб и др.).

Констатируя достаточно высокий уровень разработки различных аспектов образования, рассмотренного как социокультурный институт, необходимо подчеркнуть, что динамика национальных образовательных систем и их трансформация в контексте глобализационных изменений изучены крайне недостаточно, еще хуже исследованы процессы, происходящие под воздействием глобализации в сфере образования Саудовской Аравии.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью диссертационного исследования является анализ основных факторов и направлений трансформации образования в арабском мире в условиях глобализации, проведенный на примере Саудовской Аравии.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

— выявить и исследовать закономерности изменения целевых установок в образовании под воздействием глобализации;

— разносторонне изучить проблему воспроизводства культурной идентичности средствами образования в процессе глобализационных взаимодействий и межкультурной коммуникации;

— определить новые ценности образования, непосредственно и опосредованно влияющие на изменение его содержания;

— проанализировать влияние национальных традиций на развитие образовательного пространства арабского региона на примере Саудовской Аравии, для чего выявить конфессиональную составляющую образования и традиционное распределение статусных полномочий между субъектами образовательной деятельности;

— показать роль современного образования в закреплении и трансляции культурных образцов арабского мира, находящегося перед лицом глобальных «вызовов».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — образование как социальный институт и социокультурная ценность.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — факторы и основные направления трансформации образовательной системы Саудовской Аравии в условиях современных глобализационных процессов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ проблематики диссертации осуществляется на основе современных представлений о сущности и природе образования, закономерностях его трансформации в условиях глобализации и вызванных ими изменениях в социальном и культурном статусе образовательных систем. При написании работы широко использовались принципы системности и конкретности. Основной упор делался на сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-типологический подходы. Автор широко опирался на положения, разработанные в зарубежной, арабской и российской науке в области глобалистики, этнографии, этнологии, философии, социологии и культурологии образования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ определяется тем, что впервые на примере Саудовской Аравии были выявлены и системно проанализированы факторы и направления трансформации образования в контексте ценностно-мировоззренческих, культурных приоритетов и традиций арабского мира, находящегося под воздействием глобальных «вызовов» современности.

Реализация целей и задач диссертационного исследования обусловила получение следующих результатов, обладающих новизной:

— определены главные особенности традиции арабской культурологии и философии образования, составляющие стержневую линию его развития: конфессиональная ориентациясинтетическое отношение к задачам формирования человеческой личностиединство образовательных и воспитательных целей в педагогическом процессепринципы «мудрой прагматики" — этнонациональная сориентированностьтрадиционализмэтноцентризмценностная фундированность;

— представленные в арабском мире образовательные традиции исследованы в смысловой и идейной взаимосвязи с американскими и европейскими педагогическими традициями, сопряженными с процессами современных глобальных трансформаций;

— показано, что в историко-культурном контексте образование предстает изменчивой, динамической системой, в которой формируется, сохраняется и проверяется самоидентификация этноса и отдельно взятого индивида с определенными иерархиями ценностей и типом аксиологической регуляции, присущими тому или иному обществу, тому или иному «культурному миру»;

— установлены факторы и закономерности, детерминирующие трансформацию целевых установок в образовании арабского региона под воздействием современной глобализации;

— выявлены социокультурные следствия нового статуса образования в арабском мире, когда его ценность определяется в первую очередь экономическими и политическими приоритетами, последствиями вестернизации и американизации;

— выделен и рассмотрен ряд социокультурных аспектов деятельности преподавателя в арабском культурном универсуме, сопряженных с сохранением базовых культурных образцов и ценностей в контексте быстро трансформирующихся под воздействием глобализации образовательных сред и мировоззренческих стандартов;

— в работе отражены теоретические обобщения и практические выводы, полученные в процессе многолетнего непосредственного участия автора в разработке и реализации национальной образовательной политики Саудовской Аравии, а также как сотрудника и эксперта ЮНЕСКО.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные идеи и результаты исследования представлены автором в научных статьях, аналитических обзорах и экспертных заключениях, которые были подготовлены для ЮНЕСКО по вопросам образовательной политики в глобальном и региональном масштабах. Апробация полученных выводов была осуществлена в процессе выступлений на многочисленных международных научных и научно-практических конференциях, главные из которых: «Инновационные процессы в образовании: проблемы современного мира» (Париж, 2000), «Модернизация современного образования: социокультурный аспект» (Хельсинки, 2003), «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (Москва, 2004), «Толерантность и межэтническое взаимодействие в современном образовательном пространстве» (Париж, 2005), «Образование: вызов XXI века» (Москва, 2006), «Глобализация и современные тенденции в развитии образования» (Каир, 2006), «Международное сотрудничество в сфере образования» (Пекин, 2006). Положения, основные идеи и выводы диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета.

БЛАГОДАРНОСТИ. Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность многим людям, оказавшим мне помощь в подготовке диссертации. Среди них — мой друг Маджиж ат-Турки, благодаря которому я защищаю диссертацию именно в Москве. Еще один друг — Абдулла Хасан, который встретил меня при въезде в Москву, а затем, обладая истинно московским менталитетом в хорошем смысле этого слова, раскрывал мне одну за другой двери российской столицы — политические, научные, культурные. Это и наш общий друг д-р Сайд Камилов. Неустанно оказывали мне техническое содействие коллеги из Саудовской академии в Москве. Особая признательность — моей жене Фатин, которая приехала в Москву и жила со мной последние шесть месяцев учебы. Она стала непреодолимой преградой на пути моих врагов, хотевших помешать мне написать работу, из которых самый страшный враг — лень, а более мелкие — откладывание на потом, утомление и рассеянность. Благодарю своих дочерей — Сарью, Муниру и Алию — и сына Гассана за то, что они слушались маму, просившую их поменьше отвлекать меня от работы. Но особую благодарность приношу младшей дочурке Hyp, которая прожила пока лишь один год из своей, даст Бог, долгой жизни, но сумела внести немалый вклад в сокращение этой диссертации посредством разрывания отдельных ее листов. Признаюсь, я не очень об этом печалился, так как не считал их содержимое столь уж ценнымвпрочем, боюсь, что-то же самое я сказал бы, если бы Hyp порвала все листы диссертации!

Нельзя здесь, конечно же, не обратиться со словами благодарности к моим чудесным родителям, которые каждый день возносили за меня молитвы в Эр-Рияденет сомнения, что по их молитвам Всевышний помог мне в разрешении здешних проблем.

Что касается научной стороны вопроса, то хочу выразить глубочайшую признательность моему научному руководителю профессору Татьяне Федоровне Кузнецовой, заведующей кафедрой культурологии. Благодаря ее огромному идейно-научному багажу я обнаружил в своей голове многочисленные потайные или заброшенные уголки, в которых удалось — благодаря беседам с Татьяной Федоровной — активизировать кое-какие знания, нашедшие отражение на страницах диссертации. Еще раз приношу искреннюю благодарность Татьяне Федоровне за ее вклад и поддержку, а главное — за ее уникальные научные познания.

И, конечно же, первая и последняя благодарность — Всевышнему Творцу, сподобившему меня написать эту диссертацию, которая далась мне не без труда, но и не без наслаждения этим трудом — такого наслаждения, о котором я и не подозревал, приступая к работе. Слава и благодарение Царю Неба и Земли!

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, приложения и списка литературы.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволило прийти к следующим выводам.

1. Стратегия развития современного образования во многом определяется органической взаимосвязью традиций и новаций, взаимодействующих на основе изменившихся (и постоянно меняющихся) условий жизни общества, перспектив национального развития в контексте глобализации с учетом опыта предшествующих поколений. Социально-педагогическое значение традиций для образования определяется тем, что они отражают ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития и воплощающие его культурно-исторический опыт. Они формируют духовную сферу, в которой происходит функционирование образовательных процессов, обеспечивающих определенный тип идентичности. Кроме того традиции определяют программу деятельности, общения, поведения субъектов в педагогической сфере общества, задают общую направленность педагогических инноваций и устанавливают их возможные и допустимые границы.

2. Под национальной педагогической традицией следует понимать систему мировоззренческих принципов, ценностных установок, регулирующих образовательный процесс. Национальная педагогическая традиция выступает в качестве исторически определенного, социально значимого и культурно ценного критерия отбора тех новаций, которые могут обеспечить развитие современного национального образования адекватно «вызовам» глобализации. «Вызовы» глобализации, проявляясь через инновации в процессе образовательной деятельности, обеспечивают выработку средств, регулирующих и корректирующих национальные педагогические стереотипы. Нарастание инноваций, обусловленных глобализацией, объективно имеет творческий характер, обладает социально-культурной значимостью, способствует удовлетворению возникающих образовательных потребностей и повышению конкурентного потенциала национальных систем образования.

3. Другой стороной воздействия глобализации на национальные системы образования выступает кризис культурной идентичности. Обеспечение культурной идентичности в процессе образования средствами самого образования в контексте глобализации предполагает сохранение (или достижение) динамической устойчивости традиций внутри национально сориентированного образовательного пространства. Это требует специальной экспертизы инновационной деятельности в сфере национального образования, имеющей своим результатом описание способов реализации образовательных практик с точки зрения сохранения их уникальности и специфичности. Такая экспертиза должна осуществляться в первую очередь с учетом происходящих мнений в системе ценностей общества, включенного в процесс глобализации, и тех противоречий, которые он несет.

4. Применительно к обществам «традиционалистского типа» наблюдается возрастающий конфликт между их культурными ценностями и новыми ценностями глобализируемого образовательного пространства. Ведущими тенденциями в процессе смены ценностных ориентаций в сфере образования становятся следующие:

— расширение понятия образования и выход его за рамки формального;

— становление открытой образовательной среды, состоящей из «сети знаний»;

— складывание индивидуализированного характера образования, позволяющего принимать во внимание личностные характеристики обучаемых;

— утверждение самообразования и самообучения в качестве ведущих форм образования;

— внимание к практико-ориентированным образовательным системам, имеющим определенную степень универсальности;

— утверждение ценностей открытого, гибкого, непрерывного образования с постоянно обновляемым содержанием;

— расширение возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, что способствует повышению роли квалификации, образованности, профессионализма любого человека, включенного в образовательное пространство. Это ведет к быстрому трудно контролируемому изменению мировоззрения людей, морально-психических, поведенческих, культурных, конфессиональных аспектов их жизнедеятельности;

— постепенная интеграция существенно различных и разобщенных национальных образовательных пространств, чему способствует широкое распространение билингвизма, идеалов толерантности, мультикультурных контактов и социальной мобильности.

5. Трансформация образования в арабском мире, обусловленная реализацией указанных тенденций, сопряжена в первую очередь с попыткой разрешения глубинного конфликта между ценностями и смысложизненными ориентациями традиционного типа и ценностями, порожденными глобализацией и связанными с т.н. «неолиберальнымнеконсервативным комплексом». В данном плане образование следует понимать как социально-культурную сферу, концентрирующую и отражающую противоречия, порожденные цивилизационным развитием и способную влиять на поведенческие стратегии и принимаемые решения через систему социально-культурных институтов и ценностей. К наиболее важным противоречиям, влияющим на трансформацию образования в арабском мире, следует отнести противоречия между:

— возрастающей потребностью в создании целенаправленных новшеств, соответствующих инновационным тенденциям развития современного образования, и отсутствием необходимого экономического, кадрового, программного, научного и организационного потенциала в странах реформируемого образования;

— огромной потребностью в образовательных инновациях и отсутствием объективных критериев, позволяющих на научной основе с использованием соответствующего инструментария осуществлять целенаправленную и хорошо выверенную последовательную трансформацию образовательной деятельности в арабском мире;

— возросшей вариативностью образования и отсутствием объективных научных подходов в оценке необходимости и жизнеспособности предлагаемых (или навязываемых) изменений с учетом специфики реальных образовательных практик в их социокультурной обусловленности;

— увеличивающейся потребностью в изменениях национальной образовательной сферы и неразработанностью ее методического обеспечения с учетом качеств и характеристик мультикультурных сообществ «традиционалистского», современного и постсовременного типов.

6. В условиях глобализации само образование становится социокультурной ценностью, связанной с формированием и воспроизводством определенной картины мира, определенного типа человека, определенного типа культуры. Судьба образования во многом зависит от судьбы человека и общества, равно как и судьба человека во многом зависит от отношения общества к образованию и его трактовке. Радикальные изменения в структуре образовательных ценностей должны способствовать преодолению следствий сциентистского, прагматикоутилитарного и унифицирующего подхода к личности и образованию. Личность должна получить возможность выбирать образовательную систему для достижения поставленных жизненных целей в обусловленном ценностном контексте, что позволяет установить аксиологический потенциал образования.

7. Образовательные системы базируются на различных этических и конфессиональных фундаментах, что делает необходимым учет данного фактора при исследовании трансформации образования в арабском мире в качестве доминантного. «Фактор ислама» в данном случае следует рассматривать как наиболее важное культурное явление, обеспечивающее процессы идентификации и специфический характер образовательной системы в контексте арабской культурной традиции. Конфессиональная компонента не только обусловливает интегрированность сообществ арабского региона, но делает возможным их представленность в качестве обобщенного образа «Востока», противостоящего миру «Запада».

Усложнение контактов между Западом и Востоком в процессе глобализации ведет к нарастанию вариативности образовательных систем. В неоднородном образовательном пространстве индивид впервые начинает обладать возможностью выбирать образовательную систему и образовательные приоритеты в зависимости от тех целей, которые он перед собой ставит, и в соответствии с той системой ценностей, которые он разделяет. Таким образом, формируется явление «образовательной мобильности», связанное с миграцией индивида в образовательном пространстве в условиях мультикультурализма при сохранении значения конфессиональной доминанты и обусловленной ею этнокультурной и социально-политической идентичности.

8. Воспроизводство доминирующего значения «исламского фактора» в системе образования арабского мира непосредственно и опосредованно сопряжено с сохранением традиционного статуса учителя в образовательном процессе. Опираясь на современные научные исследования, можно выделить ряд социокультурных аспектов деятельности преподавателя в современной образовательной парадигме, обусловленных его статусными ролями. К таким ролям можно отнести, во-первых, его деятельность в качестве «значимого другого, наделенного мудростью и истинным знанием». Здесь учитель выступает как архетипическая фигура, «задающая вершины», «открывающая истины», как хранитель культурных ценностей, идеалов и образцов. Он объективно не утратил связи с сакральными смыслами национальной культуры и обеспечивает ее «вертикальное» измерение. Второй ролевой тип учителя связан с его существованием в пространстве образования как «значимого другого», создающего в сознании обучающегося символические порядки и когнитивные схемы. Здесь большое значение имеет формализующая, стандартизирующая деятельность преподавателя, формирующего «типичного» для данного общества человека и выполняющего определенный социальный заказ. Третий ролевой тип условно можно назвать «зеркало для другого»: преподаватель минимизирует образовательные потребности ученика, выстраивая отношения «по горизонтали» и опираясь на строго функциональные, утилитарные, практически сориентированные подходы. В последнее время все чаще в пространстве арабского культурного мира встречается креативная статусная роль преподавателя, «восполняющего» личность обучаемого как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении, нацеленного на интенсивные индивидуальные контакты. Динамика указанных статусных ролей в арабском мире затруднена и тяготеет к воспроизводству традиционно ориентированных педагогических сценариев.

9. Трансформация образования в арабском мире связана как с интегративными, так и с партикулярными тенденциями. Без новой системы образования невозможно решить проблемы т.н. «локоглобализации», найти пути взаимопонимания и взаимодополнения между различными социокультурными традициями. Трансформация образования должна быть нацелена на стабилизацию тех системных, опасных напряжений в существовании арабского мира, которые порождены глобальными воздействиями. В этом плане образование должно выстраиваться как опережающая культурная стратегия. Оно должно строиться на паритете универсальных ценностей и ценностей национальных, этнических, должно быть нацелено на воспитание индивида — носителя традиций, способного обеспечить развитие своего народа адекватно современным «вызовам» глобализации. Образованию в контексте арабского мира необходимо придать статус «гуманитарной экспертизы» по отношению к глобальным процессам и вызванным ими изменениям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке.
  2. П.А. Искусство образования. СПб.: Высшее образование, 2004. — 264 с.
  3. М.Н. Общество и будущее глобального мира. СПб.: ПДК, 20 051- 311 с. 1.1
  4. Альтернативность истории. // Анналы. Научно-публицистический альманах. М.: PACK, 2006. — с. 134−239.
  5. Альтеглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения». -М.: Едиториал, 2003. 421 с.
  6. Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества. М.: ИСПИРАН, 2004. — 326 с.
  7. Аль Хаусан бин Тал ал. Христианство в арабском мире. М.: МГУ, 2002. -119 с:
  8. В.И. Болонский процесс и глобализация. М.: Логос, 2004. -91 с.
  9. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Профпресс, 1993. — 126 с.
  10. А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна: Феникс, 2001.-208 с. t
  11. П.П. Культурологический анализ образования. Дубна: Феникс, 20 001−1212 с.
  12. И.И. Человек как интегральная философская проблема. М.: Прометей, 1998.- 178 с. 12. Б^ратов С. А. Проблемный подход в образовании. М.: Высшая школа, 1993.-220 с.
  13. А. А. Методологические аспекты изучения педагогического творчества. // Социальное творчество и личность. М.: Политиздат, 1985.-е. 164−179.
  14. Jl.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. // Философия образования. М.: Новое тысячелетие, 1996. — с. 76−90.
  15. П., Амин Самир. Новый мир и новые вызовы левым. // Антерглобализм: теория и практика антиглобалистского движения. — М.: Едиториал, 2003. с. 101−129.
  16. П. Социология политики. М.: Социо-Логос, 1993. — 73 с.
  17. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. -661 с.
  18. Бжезинский 3. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. — М.: МО, 2006.-287 с.
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Политическая книга, 1990.
  20. М. Избранное. Образ общества. М.: «Юрист», 1994. — 409 с.
  21. .М. Этничность в современном мире: проблема идентификации. М.: Academia, 1999. — 212 с.
  22. Т.П. Перспективы образования в информационном обществе. // Философия образования. М.: Новое тысячелетие, 1996. — с. 194−211.
  23. А.Б. Споры вокруг глобализации: Запад и остальной мир. М.: Политические процессы, 2005. — 302 с.
  24. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Новь, 1995.-210 с.
  25. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Высшая школа, 1992.-129 с.
  26. Гуманизм: утраченный идеал или действительность. М.: Новь, 1999. -310с.
  27. Э. М. Терчанинов Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2000. — 224 с.
  28. А.С. Глобализация как она есть. М.: Мир, 2004. — 312 с.
  29. Глобализация и культура. СПб.: СПбГУ, 2005. — 317 с.
  30. Е.А. К вопросу о роли феномена веры в педагогическом процессе. Сочи: Юг, 2004. — 317.
  31. С.А. Глобализация и «информационная революция». М.: СОЦИС, 2005.-200 с.
  32. С.М. Архетипы этнического сознания в условиях смены ценностных приоритетов в контексте глобализации. М.: СОЦИС, 2003. — 320 с.
  33. .С. Цивилизации: Универсалии и самобытность, РАН, Институт востоковедения. М.: Наука, 2002. — 364 с.
  34. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. — 266 с.
  35. Э. Социология образования. М.: Профиздат, 1994. — 114 с.
  36. В.В. Проблема целей и средств в контексте современной модернизации. Екатеринбург: ЕГУ, 2004. — 216 с.
  37. A.M. К вопросу о роли веры в образовательном процессе. -СПб.: Алетейя, 1999. 224 с.
  38. Р. Современный социальный конфликт. М.: РОССПЭН, 2002.-312 с.
  39. С.А. Особенности формирования «точек роста» в образовательных системах современного типа. М.: УРСС, 2005. — 302 с.
  40. С.Ф. Закономерности развития современной образовательной культуры. — М.: Высшая школа, 1993. 401 с.
  41. С.А. Компьютерное обучение в «третьих странах»: вызовы и ответы. М.: МГИМО, 1999. — 326 с.
  42. В.В. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса // Философия образования. М.: Новое тысячелетие, 1996. — с. 120−149.
  43. В.JI. Пределы «догоняющего» развития. Экономические проблемы на рубеже веков. М.: Экономика, 2000. — 295 с.
  44. B.JI. Расколотая цивилизация. М.: Экономика, 1999. — 403 с.
  45. И.Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизации от античности до конца XIX века. СПб.: Алетейя, 2000. — 319 с.
  46. А.С. Психологические факторы развития современных образовательных систем. М.: ОРГ, 2004. — 419 с.
  47. М.М. Ценностная компонента современного образования. -М.: «2005», 2000.-390 с.
  48. О.И. Глобализация и вопросы образования. СПб.: Новая школа, 2003.- 111 с.
  49. С.А. Культурно-исторический подход к образованию. — М.: Новый учебник, 2004. 189 с.
  50. А.Н. Философия образования. М.: Новое тысячелетие, 1996. -288 с.
  51. Кризисный социум. М.: APT, 2005. — 400 с.
  52. А.Н. Этноориентированные системы образования.: Екатеринбург: ЕГУ, 2004. 114 с.
  53. .Г. Современность как предмет политической теории. М.: РОССПЭН, 1998.-308 с.
  54. Капитализм на исходе столетия. М.: Политиздат, 1987. — 412 с.
  55. С.Э. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений. Волгоград: ВГУ, 1999. -134 с.
  56. П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М.: Искусство, 1997. — 240 с.
  57. М. Галактика Интернет. Екатеринбург, У-Фактория, 2004. -325 с.
  58. К., Крезийон Р. Дети процессора. Екатеринбург, У-Фактория, 2006. — 269 с.
  59. .Т. Философия воспитания. М.: Педагогика, 1995. — 288 с.
  60. Л.А. Модернизация базовых ценностей и ее влияние на динамику современного образования. Самара: СТРОСТКИ, 2004. — 374 с.
  61. В.А. Трансгрессия в истории // Историзм и творчество. М.: АСТОР, 1990.- с. 147−150.
  62. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. — 399 с.
  63. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Новая политика, 2004. -411 с.
  64. М.А. Глобализация и мудрость педагогики. СПб.: Новый учебник, 2003.-300 с.
  65. С.А. Образовательный процесс как целостное явление. М.: Наука, 1999.-284 с.
  66. М.М. Вопросы развития современной цивилизации. М.: Гносис, 2003.-212 с.
  67. Н.Н. Расставание с простотой. М.: «Аграф», 1998. — 480 с.
  68. .Г. Историческая альтернативность: методологический аспект // Новая и новейшая история. 1990 — № 3. — с. 3−29.
  69. И. Д. Социокультурные парадигмы образовательной деятельности. Ульяновск, УГУ, 2004. — 262 с.
  70. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: РИТМ, 2005.-320 с.
  71. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 378 с.
  72. Новая постиндустриальная волна на Западе и вопросы современного образования. М.: Academia, 1999. — 419 с.
  73. В.В. Творческий потенциал культуры переходного времени. М.: Academia, 2003. — 398 с.
  74. В.А. Проблема поливариантности исторического процесса: генезис, пути решения. М.: Макс-Пресс, 2002. — 104 с.
  75. Новые ценности образования. Вып. 1−8. М.: Инноватор, 1996 — 1998.
  76. Образование, которое мы можем потерять. М.: МГУ, 2003. — 368 с.
  77. А.П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: ХГУ, 2004. — 516 с.
  78. Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1993. 252 с.
  79. К. Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 1992. — 424 с.
  80. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб.: Алтетейя, 2000. — 415 с.
  81. Н.А., Серкин П. Е. Теория социальной модернизации и объективное развитие техногенной цивилизации. Йошкар-Ола: МарГУ, 2004. — 333 с.
  82. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002. — 284 с.
  83. Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М.: Издательство МГУ, 1994.
  84. С.А. Модернизация как исторический феномен. -Волгоград: ВГУ, 1999. 200 с.
  85. Пирогов. Стратегия глобализации в условиях многополюсной цивилизации в мире. М.: Новь, 2005. — 293 с.
  86. П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000. -681 с.
  87. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. -497 с.
  88. . Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 301 с.
  89. В.В., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  90. А.Н. Экономика и образование. М.: Академия, 1999. -346с.
  91. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. М.: Наука, 1992. — 402 с.
  92. Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества. М.: Наука, 1998. — 416 с.
  93. Ю.А. Глобализация и культура. М.: Высшая школа, 1999. — 159с.
  94. Ю.А. Культурные трансформации в современном мире: тенденции и противоречия. М.: Наука, 1997. — 212 с.
  95. В.А. Этнические конфликты в геополитическом пространстве. -М.: ИГМО, 2004.- 169 с.
  96. М.Н. Технологии превращения знаний в убеждения. М.: МОПИ, 2000.-159 с.
  97. Социально-культурная детерминация познавательной деятельности индивида. М.: Проект-Академия, 2000. — 399 с.
  98. Справедливость и развитие. М.: ВБ, «Весь мир», 2006. — 267 с.
  99. Теории общества и глобализация. М.: Новь, 2000. — 419 с.
  100. Д. Электронно-цифровое общество. М.: Прогресс, 1999. -400с.
  101. В.Г. Образование XXI века и направленность цивилизационного процесса // Философское осмысление судеб цивилизации. М.: КОРШ, 2001. — с. 46−52.
  102. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 509 с.
  103. .Т. «Кентавр-проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека» // Социологические исследования. 2005. — № 6ю -с. 3−14.j
  104. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 402 с.
  105. С.А. Суть глобализации и международные проблемы. М.: ACT, 2000. — 268 с.
  106. Д., Раджасингам JI. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М.: Информатика и образование, 1999. — 300 с.
  107. Ю.С., Мазниченко М. А. Педагогическая мифология. — М.: Владос, 2004.-352 с.
  108. Управление в высшей школе. М.: Логос, 2006. — 486 с.
  109. Управление современным образованием. М.: Вита-Пресс, 1998. -256с.
  110. Философия образования. М.: Высшая школа, 1999. — 314 с.
  111. В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. — № 4.
  112. В.Г. Модернизация «другой» Европы.- М.: ИФРАН, 1997. -253 с.
  113. В.Г. «Хорошее» общество. М.: 2005. — 615 с.
  114. Ф. Конец истории // Философия истории. Антология. М.: 1994.-290 с.
  115. С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2005. — 602 с.
  116. Человек и современный мир. М.: Академия, 2002. — 460 с.
  117. Чан Чживань. Как воспитать ребенка в эпоху глобализации? // «Китай сегодня», 08.08.2004.
  118. В.Н. Проблема альтернативности и многовариантности исторического развития // Историзм и творчество. М.: МЕРКЛ, 1990. — с. 111−115.
  119. М.Г. Методы и проблемы гуманитарного образования. -Самара, САМГУ, 2003. 259 с.
  120. Ф. Социология образования: прикладные исследования. М.: Социс, 2001.-463 с.
  121. О. Закат Европы. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 318 с.
  122. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-514 с.
  123. Ш. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительный анализ цивилизаций. -М.: Аспект-Пресс, 1999. 314 с.
  124. Ш. Н. Множественность модернизмов в век глобализации // Глобализация: Контуры XXI века. М.: ИНИОН, РАН, 2002.
  125. Этническая психология. СПб.: Речь, 2003. — 313 с.
  126. Ю.В. Цивилазационные аспекты глобализации. М.: Дело, 2000.-216 с.
  127. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527с.
  128. Е.П. Шок культур в эпоху глобализации. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: Наука, 1997. — с. 3449.
  129. Р. Глобальные изменения и социальная безопасность. — М.: Academia, 1999.-354 с. 1. На арабском языке.
  130. Абд ад-Даим, Абдулла. История педагогики с древних времен до начала двадцатого века. Бейрут, «Дар аль-Ильм ли-ль-Маляин», 7-е изд., 1997.
  131. Абдаллах, Абдаллах Усман. Трактовка власти и обструкция истории. Спутниковые каналы мысли, культуры и критики // www.fadaat.com.
  132. Абд аль-Джавад, Hyp ад-Дин- Матули, Мустафа. Критерий функциональной удовлетворенности педагогов // «Дирасат Тарбавийя», Каир, вып. 8, ч. 51, 1993.
  133. Абд аль-Муты, Юсеф и др. Перспективы упрочения социального статуса учителя в арабском мире. (Из материалов конференции Ассоциации кувейтских педагогов на тему «Социальный статус учителя в арабском мире».) Эль-Кувейт, 1989.
  134. Абд аль-Халек, Насер. Функциональная удовлетворенность и ее влияние на производительность труда // «Аль-Маджалля аль-Арабийя ли-ль-Идара», № 1, март 1982.
  135. Абд аль-Хамид, Аммар- Ганс, Эрик. Диалог о Ближнем Востоке // www.maaber.50meGs.com.
  136. Абу Алави, Мамдух. Лев Толстой // «Аль-Маарифа», министерство культуры Сирийской Арабской Республики, Дамаск, № 450, март 2001.
  137. Али, Сайд Исмаил. Социальный статус учителя в исламской педагогической мысли // Материалы конференции Ассоциации кувейтских педагогов «Социальный статус учителя в арабском мире. Эль-Кувейт, 1989.
  138. Али, Али Хаммуд. Современный взгляд на меняющуюся роль педагога в эпоху глобализации. // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  139. Аль-Абшихи, Шихаб ад-Дин. Занимательные повести о всяком изящном искусстве. Бейрут, «Аль-Мактаба аль-Асрийя».
  140. Аль-Аззуз, Абд аль-Азиз и др. Феномен нежелания арабской молодежи приобретать профессию преподавателя. Тунис, Межарабская организация по делам просвещения, культуры и науки, 1983.
  141. Аль-Амри, Али Ахмед. Профессиональная удовлетворенность у преподавателей средних школ в провинции Джидда. Институт научных исследований при Университете «Умм аль-Кура», Мекка, 2001.
  142. Аль-Баррази, Маджд Мухаммед аль-Бакир. Этика профессии воспитателя и преподавателя в Коране и Сунне. Амман, «Муассасат аль-Варрак», 2001.
  143. Аль-Гамеди, Мухаммед Абдалла и др. Человеческий фактор в сфере довузовского образования. Межарабская организация по делам просвещения, культуры и науки, Тунис, 1982.
  144. Аль-Мили, Мухаммед. Право на знание и право на надежду. — Бейрут, «Дар аль-Гарб аль-Исламий», 2000.
  145. Аль-Убейд, Абдаллах. Цивилизации и культуры: гармония или столкновение? // Доклад на конгрессе благотворительных и гуманитарных организаций. Париж, 2003.
  146. Аль-Хайари, Абдаллах. Образование и вызовы глобализации // «Фикр ва Накд», Рабат.
  147. Аль-Халифи, Абд ар-Рахман. Отношение глобализации к просвещению и образованию // «Аль-Вахда аль-Исламийя». Бейрут, февраль 2003.
  148. Аль-Хамид, Абд аль-Карим. Глобализация и механизмы развития методологии // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  149. Аль-Хамиси, ас-Сейид Саляма. Модернизация арабской просветительской философии для противодействия вызовам глобализации // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  150. Аль-Хатыб, Ахмед. Перспективы упрочения социального статуса учителя в арабском мире. (Из материалов конференции Ассоциации кувейтских педагогов на тему «Социальный статус учителя в арабском мире».) Эль-Кувейт, 1989.
  151. Ан-Наджар, Бакир. Битва за образование и общество в Персидском заливе. Бейрут, «Дар ас-Саки», 2003.
  152. Ан-Накиб, Халдун. Идеология и утопизм // «Аль-Маджалля аль-Арабийя ли-ль-Улюм аль-Инсанийя». Кувейтский университет, Эль-Кувейт, 1980.
  153. Ан-Нимр, Сауд. Функциональная удовлетворенность саудовского служащего в государственном и частном секторах // «Журнал Университета им. короля Сауда», вып. 5 («Управленческие науки»). Эр-Рияд, 1993.
  154. Антиглобализационная электронная группа. Глобализация и просвещение // www.kefaya.org.
  155. Ар-Рабиу, Турки. О культурном вакууме и феномене распространения уродства. Размышления в эпоху глобализации, www.nizwa.com.
  156. Ар-Рашид, Салех Ахмед. Социальный статус учителя в Государстве Кувейт. (Из материалов конференции Ассоциации кувейтских педагогов на тему «Социальный статус учителя в арабском мире.) Эль-Кувейт, 1989.
  157. Ас-Саварти, Йазид. Отчуждающая роль образования в арабском мире // «Аль-Маджалля ат-Тарбавийя», Эль-Кувейт, июнь 2003.
  158. Ас-Самарраи, Ибрахим. Из педагогической энциклопедии // «Аль-Маджалля ас-Сакафийя», Иорданский университет, Амман, декабрь 2000.
  159. Ас-Сарраф, Касем и др. Критерий функциональной удовлетворенности работников образования. Кувейтская ассоциация за прогресс арабских детей, Эль-Кувейт, май 1994.
  160. Ас-Султан, Фахд. Школа и вызовы глобализации // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда 2004.
  161. Баргут, Абд аль-Азиз. Цивилизационные функции учителя. // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  162. Башшур, Мунир. Арабская педагогика. Бейрут, «Дар Нельсон», 1995.
  163. Башшур, Мунир. Государство и образование в Ливане.
  164. Бельджер, Джон. Правители нового мира (изложение книги) // www.aljazeera.net.
  165. Ватфа, Али Асаад. Арабское просвещение между двумя новыми эпохами // «Шуун Арабийя», № 107, сентябрь 2001.
  166. Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма. — Пер. Мухаммед Мукаллад. Бейрут, «Дар аль-Инма аль-Арабий», б/д.
  167. Гарднер, Ховард. Нешкольный разум. Пер. Мухаммед Биляль аль-Джиуси. — Эр-Рияд, Арабское бюро по делам просвещения в государствах Залива, 2001.
  168. Генеральное управление планирования образования, Генеральное управление планирования профессионально-технического образования. Современное состояние выполнения восьмого плана и проекция перспектив на ближайшие десять лет. Эр-Рияд, 2004.
  169. Глобализация: факты и вымыслы // http://hem.bredband.net.
  170. Гоголь, Николай. Ревизор. Рассказы. Пер. Гаиб Тума Фарман, Абу Бакр Юсеф. — М., «Радуга», 1987.
  171. Дагер, Надия Хури. Преподаватели под прессом // Бюллетень «Сорос», ЮНЕСКО, № 100, апрель 1998.
  172. Даниельсон, Шарлоти. Профессия преподавателя: занятие и совершенствование (образец). Пер. Абд аль-Азиз аль-Умар. — Эр-Рияд, Арабское бюро по делам образования в государствах Залива, 2001.
  173. Дахдух, Басил. Демократический национализм: современный взгляд на националистическую идеологию. Сирийская сеть национально-социальной информации // www.ssnp.info.
  174. Джаанини, Наим. Материальное положение и социальный статус педагога и уровень удовлетворенности профессий в государственных школах провинции Мадаба // «Научные исследования Иорданского университета», Амман, № 5, октябрь 1995.
  175. Джаляль, Шауки. Американский ум думает // http://iraq4all.dk.
  176. Диорант, Уэйл. Повесть о философии. Пер. Ахмед аш-Шейбани. -Каир, «Дар аль-Кари аль-Арабий», 2-е изд., 1994.
  177. Долински, Ричард. Психология обучения человека. Пер. Ральф Ризкулла. — Бейрут, «Аль-Муасса аль-Джамиийя ли-д-Дирасат ва-н-Нашр», 1994.
  178. Дуэйдар, Абд аль-Фаттах. Угнетенная арабская душа. Центр цивилизационных исследований Арабского Востока // www.asharqalarabi.org.uk.
  179. Егорин, Анатолий. Глобализация и арабы в двадцать первом веке: взгляд из Москвы // «Аль-Хайат», 21.06.1425 г. х., Бейрут.
  180. Ибн Халдун, Мукаддима. Бейрут, «Аль-Хиляль», 1988.
  181. Ислам он лайн. Что подразумевается под понятием «идеология»? // www.islamonline.net.
  182. Исмаил, Фуад Фарид. Проблемы социального статуса учителя в государствах Арабского залива. (Из материалов конференции Ассоциации кувейтских педагогов на тему «Социальный статус учителя в арабском мире».) Эль-Кувейт, 1989.
  183. Кааки, Сихам. Управление образованием в эпоху глобализации // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  184. Коль, Карл-Хайнц. Оборотная сторона глобализации. Пер.: Мухаммед Аман аль-Мухатди // «Фикр ва Фанн», № 76, 2002.
  185. Кондаков, Михаил. Стержневые направления реформы образования в Советском Союзе // «Мустакбалиет», вып. 17, № 1, 1987.
  186. Кондаков, Михаил. Теоретические и прикладные исследования в Советском Союзе (интервью)//"Мустакбалиет», вып. 13, № 3, 1983.
  187. . Нюансы искусства руководства. Пер. Аль-Хейсам аль-Айюби. — Бейрут, «Аль-Муассаса аль-Арабийя ли-д-Дирасат ва-н-Нашр», 3-е изд., 1986.
  188. Кунц, Джордж. По ту сторону просвещения в России. // «Ат-Тарбия аль-Хадиса». Американский университет в Каире, февраль 1950.
  189. Лапсад, Жорж- Лоро, Ренэ. Введение в социологию. Пер. Хади Рабиа. — Бейрут, «Аль-Муассаса аль-Джамиийя ли-дДирасат», 2-е изд, 1986.
  190. Лебон, Гюстав. Психология масс. Пер. Хашим Салех. — Бейрут, «Дар ас-Саки», 1991.
  191. Летчнер, Франк- Поли, Джон. Глобализация: потоп или спасение? (Изложение книги). «Аш-Шарк аль-Аусат», Лондон, 12.05.2005.
  192. Лефевр, Жан-Пьер- Машери, Ибер. Гегель и общество. Пер. Мансур аль-Кады. — Бейрут, «Аль-Муассаса аль-Джамиийя ли-д-Дирасат ва-н-Нашр», 1993.
  193. Мангуэль, Альберто. История чтения. Пер. Сами Шамун. — Бейрут, «Дар ас-Саки», 2001.
  194. Мандур, Мухаммед. Образование и культура в Советском Союзе // «Аль-Маджалля», Каир, № 18, июнь 1958.
  195. Материалы симпозиума под девизом «Чего хотят педагоги от деятелей информации?» Арабское бюро по делам просвещения в государствах Залива, Эр-Рияд, 2-е изд., 1985.
  196. Махфуз, Хусейн. Достойный преподаватель в нашем наследии. (Из материалов симпозиума, организованного Центром возрождения арабского научного наследия при Багдадском университете, на тему «Статус преподавателя в арабском наследии».) Багдад, 1988.
  197. Машааль, Абд аль-Вахид. Двадцать первый век: борьба культур или культурный диалог? // www.dirasat.com.
  198. Меняющиеся педагоги для меняющегося мира. Четвертый всемирный доклад ЮНЕСКО, бюллетень «ПЕР», апрель-июнь 1998.
  199. Моральный кодекс работников образования (проект). Арабская организация по делам просвещения, культуры и науки, Тунис, б/д.
  200. Мы и глобализация: кто кого воспитывает? Ежеквартальный выпуск журнала «Аль-Маарифа». Эр-Рияд, 1999.
  201. Мури, Лилиан. Френе и наука педагогики. Пер. Рина Шербель. -Бейрут, «Аль-Муассаса аль-Джамиийя ли-д-Дирасат ва-н-Нашр ва-т-Таузиа», 1993.
  202. Муса, Махмуд Ахмед. Руководство в школах будущего. (Презентация книги.) // Журнал педагогического факультета Университета ОАЭ, март 1989.
  203. Мустафа, Салах. Функциональная удовлетворенность у преподавателей средних школ в Объединенных Арабских Эмиратах // «Ат-Тарбия аль-Джадида», октябрь 1988.
  204. Мухаммед, Салах ад-Дин Абд аль-Кадер. Психологическое прочтение досье глобализации // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. Короля Сауда, 2004.
  205. Нассар, Зейнаб. Первая битва глобализации: страдания по культуре. -«Аль-Хайат», Бейрут, 12.03.2005.
  206. Нафиа, Ахмед ульд. Об арабах, глобализации и афразийстве. -Информационное агентство «Аль-Ахбар», Мавритания.
  207. Руслан, Фирьял. Социальный статус учителя в Сирийской Арабской Республике. (Из материалов конференции Ассоциации кувейтскийпедагогов на тему «Социальный статус учителя в арабском мире».) Эль-Кувейт, 1989.
  208. Ребуль, Оливье. Философия педагогики. Пер. Абд аль-Кабир Мааруфи. — Касабланка, «Тобкаль», 1994.
  209. Саад-ад-Дин, Мухаммед Мунир. Исследования информационного просвещения. Бейрут, «Аль-Мактаба аль-Асрийя», 1995.
  210. Сайд, Эдуард. Фрейд и неевропейцы. Бейрут, «Дар аль-Адаб», 2004.
  211. Салем, Мухаммед Авад Мухаммед. Психологические, профессиональные и социальные особенности будущего учителя // Журнал Аденского университета общественных и гуманитарных наук, Аден, № 7, январь 2001.
  212. Сарра, Натер- Джардак, Мурад. Положение педагогов в арабском регионе. Пер. Худа Муаввад. — Региональное бюро ЮНЕСКО по делам просвещения в арабских странах, 1984.
  213. Сиган, Филипп и др. Арабо-европейский диалог: потребности и перспективы. Париж, Институт Арабского мира, 2002.
  214. Табшури, Абд ар-Рахман. Когда мы создадим самостоятельную арабскую педагогику // «Ан-Нур», Дамаск, б/д.
  215. Тамхари, Абд ар-Рахим. Профессиональное лицо педагога // «Фикр ва Накд», Рабат.
  216. Тифзе, Амхаммед Бузиян. Управление навыками мышления в контексте глобализации // Материалы симпозиума «Глобазизация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  217. Туайме, Рушди. Содержательный анализ в гуманитарных науках. -Каир, «Дар аль-Фикр аль-Арабий», 1987.
  218. Фарагли, Джад Ахмед. Педагогическая философия Ибн Халдуна // «Аль-Фейсал», Эр-Рияд, май 1986.
  219. Фелигас, Элеонора- Римерс, Фернандо. Где шестьдесят миллионов преподавателей? // «Проспект», вып. 16, № 3, сентябрь 1996.
  220. Фергель, Яхья Хашим. Это расисты // http://alnoha.com.
  221. Фуад-паша, Ахмед. Ислам и глобализация: противоборство или диалог? (сайт www.balagh.com).
  222. Хаджадж, Касим. Термин «глобализация»: понятие и гносеологическое значение // www.aljayiahiea.asso.dz.
  223. Хайдар, Махмуд. Демократия: идеологизация понятия // www.alahed.org.
  224. Хасан, Аммар Али. Околоидеологические социокультурные ассимиляции // www.diwanalarab.com.
  225. Хассани, Ахмед. Основные вехи общеарабского просветительского проекта в ходе глобализации // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  226. Хусейн, Самир Мухаммед. Исследования в области информации. — Каир, «Алям аль-Кутуб», 3-е изд., 1999.
  227. Шауиш, Мухаммед. Адонис и хиджаб // http://akhbar.khayma.com.
  228. Шпенглер, Освальд. Закат западной цивилизации. Пер. Ахмед аш-Шайбани, Бейрут, «Мактабат аль-Хайат».
  229. Штраус, Леви. Раса и история. Пер. Салим Хаддад. — Бейрут, «Аль-Муассаса аль-Джамиийя ли-д-Дирасат ва-н-Нашар», 1982.
  230. Штраус, Леви. Холодные круги (Диалоги с Дидье Эребоном). Пер. Мазен Хамдан. — Дамаск, «Дар Канаан», 2000.
  231. Шукар, Ибрахим. Философия педагогики в эпоху глобализации. // Материалы симпозиума «Глобализация и приоритеты образования». Эр-Рияд, университет им. короля Сауда, 2004.
  232. ЮНЕСКО. Статус педагогов: доклад о его совершенствовании. — Пер. Фахри Хидр. Региональное бюро ЮНЕСКО по делам просвещения в арабских странах, 1989.
  233. Якоби, Рассел. Конец утопии. Пер. Фарук Абд аль-Кадер. — Эль-Кувейт, серия «Алям аль-Маарифа», 2001.
  234. Яфут, Салем. Наша культурная идентичность и глобализация. — «Фикр ва Накд», Рабат, 2002.
  235. Сайт: http://www.ngoce.org/newpub.source.htm
  236. Сайт: http://www.ngoce.org/newpub.source.htm.1. На английском языке.
  237. Anyamele S. Institutional Management in Highes Education. L., 2004. -121p.
  238. Ansoff H., Hayes R. From Strategic Planning to Strategic Management. N.-Y., 1999.-301 p.
  239. Apfer D.E., Politics of Modernization. Chicago, 2006. — 214 p.
  240. Anderson B. Nationalism. L., 2002. — 179 p.
  241. Blrnbaum R. How Colleges Work. N.-Y., 2002. — 329 p.
  242. Bottomore T. Classes in Modern Society. L., 1999. — 166 p.
  243. Boes H. Highes education policy. N.-Y., 2000. — 402 p.
  244. Cameron K. Cultural Cogruence and Development. L., 1990. — 319 p.
  245. Cameron K., Quinn R. Diagnosing and Changing Organizational Culture. -N.-Y., 1999.-408 p.
  246. Chandler A. Strategy and Structuse: Education. N.-Y., 2002. — 298 p.
  247. Clark B. Creating Entreprenturial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford, 1998. — 379 p.
  248. Clark B. The Entrepreneurial Universities. N.-Y., 1999. — 298 p.
  249. Clark B. University antonomy and public policies. L., 2001. — 199 p.
  250. Croft M. The Future of Education. L., 2000. — 312 p.
  251. Eriksen T. Ethnicity and mationalism. L., 1993. — 207 p.
  252. Keller G. Academic Strategy. Baltimor, 1999. — 214 p. /
  253. Kotter J. Leading change. L., 2003. — 200 p. У
  254. Kymlicka W. Multicultural Citizenship. Oxford, 1995. — 280 p. ^
  255. Muerider H. Modelle of minority rights. L., 2000. — 302 p.
  256. Mintzberg H. Designing effective organization of Education. N.-Y., 2004. -302 p.
  257. Ne ave G. The Research Foundation of Graduate Education. L., 2002.414p. 'I
  258. National Center for Policy and Highes Education. N.-Y., 2002. — 516 p.
  259. Peeke G. Mission and Change. L., 1999. — 220 p.
  260. Perkinson R. World Education Market. Lisbon, 2003. — 348 p.
  261. Poster M. Competitive advantage: creating and sustaining superior persormance. N.-Y., 2001. — 284 p.
  262. Shell K. Liberalisme and Globalism. L., 2001.-214 p.
  263. Sporn B. Adaptive University Structures. L., 1999. — 344 p.
  264. Slaughter S., Leslie L. Academic capitalism. Baltimore, 1997. — 304 p.
  265. Sheller C. Structured Social Inequality and Education. N.-Y., 2004. — 270
  266. P' 30. Walzer M. Multiculturalism and Education: Examining the Politics of ! Recognition. N.-Y., 2002. — 299 p.31.| Tapper R. The Changing Idea of University Futonomy. N.-Y., 1999. — 2741. P
Заполнить форму текущей работой