Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке ХХ века
Диссертация
Обобщение теоретической мысли по вопросам синтаксиса свидетельствует, что для каждой музыкальной системы характерен свой синтаксический комплекс, с соответствующей терминологической базой. В силу плюрализма музыкальных стилей и направлений в эпоху Новейшего времени, сегодня невозможно (и не нужно) выявлять доминирующий синтаксический комплекс. Современные композиторская и научно-теоретическая… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Историко-теоретический аспект структурной комбинаторики
- 1. 1. Определениеруктурной комбинаторики
- 1. 2. Структурно-комбинаторное мышление в музыкально-теоретичихстемах разных эпох
- 1. 3. Структурно-комбинаторное мышление в музыкальной практике
- 1. 4. Коруктивизм в начале XX века и его роль в формированиируктурной комбинаторики
- Глава II. Теоретические основы структурной комбинаторики
- 2. 1. Концептуальный хронотоп как архитектоническая категория и его разновидни
- 2. 2. Многомерный концептуальный хронотоп
- 2. 3. Синтас в контее концептуального хронотопа
- Глава III. Структурная комбинаторика в индивидуализированном композиторском пространстве
- 3. 1. Алгоритмическое мышление в «Вопросе оставшимся без ответа»
- Ч. Айвза
- 3. 2. Многомерность концептуального пространства в Stabat Mater
- К. Пендерецкого
- 3. 3. Стилистические особенности «Оды» К. С. Волнянского
- Автоий анализ
- 3. 4. Структурная комбинаторика в Симфонии № 10 «Круги Ада»
- С. М. Слониого
Список литературы
- Адорно, Т. В. Философия новой музыки / Т. В. Адорно. Пер. с нем. Б. Скуратова. — М.: Логос, 2001. — 352 с.
- Азимова, А. Н. Вопросы синтаксиса восточной монодии / А. Н. Азимова. Ташкент: Фан, 1989. — 90 с.
- Александрова, Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Л. В. Александрова. Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1995. — 372 с.
- Апинян, Т. А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке. Учебное пособие / Т. А. Апинян. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 143 с.
- Анализ вокальных произведений: Учебное пособие / Ред. О.П. Колов-ский Л.: Музыка, 1988.-352 с.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. / Б. В. Асафьев. -Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
- Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 343 с.
- Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
- Арановский, М. Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. М.: Сов. композитор, 1979. — 287 с.
- Арановский, М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование очерки / М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
- Афонина, Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений. Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов-вокалистов / Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон, 1997. — 46 с.
- Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. — 224 с.
- Бершадская, Т. С. Лекции по гармонии / Т. С. Бершадская. Изд. 3-е, доп. — СПб.: Композитор, 2003. — 268 с.
- Бершадская, Т. С. Статьи разных лет / Т. С. Бершадская. СПб.: Союз художников, 2004. — 320 с.
- Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы: Исследование / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1970. — 280 с.
- Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: / В. П. Бобровский / отв. ред. и автор предислов. Е. А. Чигарева. 2-е изд., доп. — М.: Книжный дом «Либирком», 2010. — Вып. 1. — 272 с.
- Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки / В. П. Бобровский / Отв. ред. Е. А. Чигарева. М.: КомКнига, 2008. -Вып. 2. — 304 с.
- Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. — 332 с.
- Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Ш. Бонфельд. В 2-х ч. Ч. 1. — М.: Владос, 2003.-256 с.
- Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений / М. Ш. Бонфельд. М.: Владос, 2001. -224 с.
- Бонфельд, М. Ш. Избранные статьи и рецензии / М. Ш. Бонфельд. Вологда: ВГПУ, 2009. — 324 с.
- Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: Монография / М. Ш. Бонфельд. -СПб.: Композитор, 2006. 648 с.
- Булез, П. / П. Булез, отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая // Слово композитора (по материалам второй половины XX века): Сборник трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 145. — С. 14−21.
- Бурьянек, И. К историческому развитию теории музыкального мышления / Й. Бурьянек, сост. и ред. М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. — С. 29−58.
- Бычков, Ю. Н. О системном характере ладовой (ладогармонической) организации / Ю. Н. Бычков, ГМПИ им. Гнесиных // Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика. Сборник трудов. М., 1987. -Вып. 90.-С. 33−50.
- В алькова, В. Б. Музыкальный тематизм мышление — культура / В. Б. Валькова. — Новгород: Изд-во нижегородского университета, 1992. — 162 с.
- Веберн, А. Лекции о музыке. Письма / А. Веберн. М.: Музыка, 1975. -143 с.
- Волков, А. И. О целенаправленности творческого процесса композитора: Монография / А. И. Волков. М.: Прометей, МПГУ, 2007. — 180 с.
- Гаспаров, Б. М. О некоторых принципах структурного анализа музыки / Б. М. Гаспаров, сост. и ред. М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. — С. 129−152.
- Гервер, JI. Л. Ars Combinatoria в музыке Моцарта / Л. Л. Гервер, РАМ им. Гнесиных // Моцарт. Проблемы стиля: Сборник трудов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. Вып. 135. — С. 68−77.
- Герцман, Е. В. Античное музыкальное мышление / Е. В. Герцман. Л.: Музыка, 1986.-224 с.
- Герцман, Е. В. Музыка древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейа, 1995. — 336 с.
- Гнесин, М. Ф. Начальный курс практической композиции / М. Ф. Гне-син. Музгиз, 1962. — 215 с.
- Головко, Н. В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность: Учебное пособие / Н. В. Головко. Новосиб. гос. ун-т., Новосибирск, 2006. — 226 с.
- Гончаренко, С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века: Учебное пособие для теоретико-композиторских отделений музыкальных вузов / С. С. Гончаренко. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1997. — 164 с.
- Горюхина, Н. А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы / Н. А. Горюхина. Киев: Музична Украина, 1985. — 110 с.
- Григорьева, Г. В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений»: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 30 700 «Муз. образование» / Г. В. Григорьева. -М.: Владос, 2004.- 174 с.
- Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию. Учебное пособие / Н. С. Гуляницкая. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
- Девятова, О. Л. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского: Опыт культурологического исследования / О. Л. Девятова. -Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2003. 404 с.
- Демченко, А. И. Альфред Шнитке. Контексты и концепты / А. И. Демченко. М.: Композитор, 2009. — 296 с.
- Денисов, А. В. Музыкальный язык: структура и функции / А. В. Денисов. СПб.: Наука, 2003. — 207 с.
- Денисов, Э. В. Современная музыка и проблема эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. М.: Сов. композитор, 1986. — 205 с.
- Друскин, М. С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды: Исследование / М. С. Друскин. 3-е изд. — Сов. Композитор, 1982. — 208 с.
- Друскин, М. С. О западноевропейской музыке XX века / М. С. Друскин. М.: Сов. композитор, 1973. — 270 с.
- Дьячкова, Л. С. Гармония в музыке XX века / Л. С. Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — 144 с.
- Дубов, М. Э. Янис Ксенакис архитектор новейшей музыки: Автореф. дис.. канд. иск / М. Э. Дубов. — М.: МГКК им П. И. Чайковского, 2009. -23 с.
- Задерацкий, В. В. Музыкальная форма: Учебник для специализированных факультетов высш. муз. учебных заведений / В. В. Задерацкий. -Московская гос. консерватория им П. И. Чайковского. Кафедра композиции: В 2-х вып. М.: Музыка, 1995. — Вып. 1. — 544 с.
- Задерацкий, В. В. Музыкальная форма. В 2-х вып. / В. В. Задерацкий. -М.: Музыка, 2008. Вып. 2. — 528 с.
- Заднепровская, Г. В. Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие / Г. В. Заднепровская. М.: Владос, 2003. — 272 с.
- Зарубежная музыка XX века: Сборник статей. Материалы и документы / Редакция, составление и комментарии И. В. Нестьева // Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1975. — 254 с.
- Ивашкин, А. В. Чарльз Айвз и музыка XX века / А. В. Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1991. — 456 с.
- Ивашкин, А. В. Кшиштоф Пендерецкий: Монографический очерк / А. В. Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1983. — 126 с.
- Идеи Холопова в XXI веке: К 75-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. — 414 с.
- История зарубежной музыки. Начало XX века середина XX века: Учебник для муз. вузов / Ред. В. В. Смирнов. — СПб.: Композитор, 2001.- Вып. 6. 626 с.
- История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие / Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. Academia XXI. — М: Музыка, 2007. — 576 с.
- История музыки XX века: Материалы и документы / Редакция, составление и материалы И. В. Нестьева. М.: Музыка, 1975. — 255 с.
- История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. Academia XXI. — СПб.: Композитор, 2010. — 556 с.
- История современной отечественной музыки: Учебное пособие / Ред.-сост. Е. Долинская. М. Музыка, 2001. — Вып. 3. — 656 с.
- Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие / Л. П. Казанцева. Астрахань: Волга, 2009. — 368 с.
- Казанцева, Л. П. Хрестоматия по теории музыкального содержания / Л. П. Казанцева. Астрахань: Волга, 2006. — 544 с.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве. Из архива русского авангарда / В. В. Кандинский. Л. Музыка, 1989. — 73 с.
- Клюев, А. С. Музыка как универсальная ценность / А. С. Клюев, Краснодарский гос. университет // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузовский Сборник научных трудов. Краснодар: КрУМВД России, 2011. — С. 337−340.
- Ковнацкая, Л. Г. Английская музыка XX века (истоки и этапы развития): Очерки / Л. Г. Ковнацкая. М.: Сов. композитор, 1986. — 216 с.
- Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. М.: Музыка, 1976.-367 с.
- Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект / Г. Г. Коломиец.- 3-е изд. М.: Книжный дом «Либирком», 2009. — 532 с.
- Комбинаторика // Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — С. 606.
- Комбинаторика // Современный словарь иностранных слов. 4-е изд., стер. — М.: Русский язык, 2001. — С. 291.
- Ксенакис, Я. Формализованная музыка. Новые формальные принципы музыкальной композиции / Я. Ксенакис. СПбГК., 2008. — 123 с.
- Крапивина, И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме / И. В. Крапивина. Новосибирск, 2003, — 192 с.
- Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи музыки XVII—XX вв.: Учебное пособие / А. Ю. Кудряшов. СПб.: Лань, 2006. — 432 с.
- Кудряшов, Ю. В. Ладовые системы европейской музыки XX века / Ю. В. Кудряшов. -М: Композитор, 2001. -216 С.
- Куницкая, Р. И. Французские композиторы XX века: Очерки / Р. И. Ку-ницкая. М.: Сов. композитор, 1990. — 208 с.
- Курбатская, С. А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики / С. А. Курбатская. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 388 с.
- Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Э. Курт. М., 1931. — 304 с.
- Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков / Т. С. Кюрегян, МГК им П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М.: ТЦ «Сфера», 1998. -344 с.
- Лаул, Р. X. Мотив и музыкальное формообразование: Исслед. / Р. X. Ла-ул. Л.: Музыка, 1987. — 77 с.
- Лебедева, А. В. Ars Combinatoria и музыкальная практика XVIII века: Автореф. дис.. канд. иск. / А. В. Лебедева. -М.: 2002. -21 с.
- Литвих, Е. А. Формообразование в серийной композиции Антона Ве-берна и художественный русский авангард начала XX века: Автореф. дис.. канд. иск. / Е. А. Литвих. Саратов, 2009. — 23 с.
- Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев, отв. ред. А. А. Тахо-Годи. // Из ранних произведений. (Приложение к журналу «Вопросы философии»), М.: Правда, 1990. — 656 с.
- Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 2000. -704 с.
- Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. М.: Сов. композитор, 1978. -352 с.
- Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
- Мазель, Л. А. Проблемы классической гармонии / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1972. -616 с.
- Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений. Учебное пособие / Л. А. Мазель. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979. — 536 с.
- Мазель, Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1952. — 300 с.
- Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967.-752 с.
- Мартынов, В. И. Конец времени композитора / В. И. Мартынов. М.: Русский путь, 2002. — 296 с.
- Медушевский, В. В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке / В. В. Медушевский // Вопросы музыкальной формы.-М.: Музыка, 1966.-Вып. 1.-С. 151−180.
- Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. -М.: Композитор, 1993. 262 с.
- Мессиан, О. Техника моего музыкального языка / О. Мессиан. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичялина, 1994. — 124 с.
- Месснер, Е. Основы композиции / Е. Месснер. М.: Музыка, 1968. -503 с.
- Милка, А. П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование / А. П. Милка. Л.: Музыка, 1982. — 150 с.
- Мозгот, С. А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Автореф. дис.. канд. иск. / С. А. Мозгот. Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, Саратов, 2006. — 23 с.
- Мостепаненко, А. М. Пространство и время в макро-, мега и микромире / А. М. Мостепаненко. М.: Политиздат, 1974. — 240 с.
- Музыка XX века: Очерки в 2-х частях / ред. Д. В. Житомирский. Ч. 1, кн. 2. — М.: Музыка, 1977. — 574 с.
- Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. 2-е изд. — М.: Либирком, 2009- 240 с.
- Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сборник ст. / Сост. Л. И. Дыс. К.: Муз. Украина, 1989. — 181 с.
- Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
- Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982.-318 с.
- Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Назайкинский. М.: Владос, 2003.-248 с.
- Ноно, JI. / Л. Ноно, отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая // Слово композитора. По материалам второй половины XX века: Сборник трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — Вып. 145. — С. 36−50.
- Овсянкина, Г. П. Два этюда о творческом процессе Бориса Тищенко / Г. П. Овсянкина, ред.-сост. Е. В. Вязкова, Э. П. Федосова // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов № 155. М.: РАМ им. Гнесиных., 1999. — Вып. 3. — С. 114−133.
- Овсянкина, Г. П. Фортепианные сонаты Бориса Тищенко: Исследовательский очерк / Г. П. Овсянкина. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — 154 с.
- Онеггер, А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. Коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. Л.: Музыка, 1979. — 264 с.
- Орлов, Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов. 2-е изд., испр. — СПб.: Композитор, 2005. — 440 с.
- Очеретовская, Н. Л. Содержание и форма в музыке / Н. Л. Очеретов-ская. Л.: Музыка, 1985. — 112 с.
- Паисов, Ю. И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века / Ю. И. Паисов. М.: Сов. композитор, 1977. -166 с.
- Папенина, А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия / А. Н. Папенина. СПб.: СПбГУП, 2008. -152 с.
- Петриков, С. М. Закономерности развития художественного мышления: Музыкологический историко-теоретический аспект / С. М. Петриков. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.-251 с.
- Петриков, С. М. Закономерности современного музыкального композиционного мышления: Учебное пособие к спецкурсу / С. М. Петриков. -Новосибирск: НГПИ, 1992. 143 с.
- Раппопорт, J1. Г. Витольд Лютославский / Л. Г. Раппопорт. М.: Музыка, 1976.- 136 с.
- Рети, Р. Тональность в современной музыке / Р. Рети. Л.: Музыка, 1968.- 131 с.
- Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа: Учебное для студентов пед. высших учебных заведений / М. И. Ройтерштейн. М.: Вла-дос, 2001.- 112 с.
- Росс, Я. Ю. Благозвучие: объективные предпосылки консонантности в музыке / Я. Ю. Росс. СПб.: Европ. ун-т в Санкт-Петербурге, 2006. — 128 с.
- Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 2004. — 300 с.
- Ручьевская, Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века / Е. А. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания: Сборник статей. М.: Музыка, 1976. — С. 146−206.
- Саввина, Л. В. Гармония XX века: Учебное пособие для историко-теоретико-композиторских факультетов муз. вузов / Л. В. Саввина. -Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. 260 с.
- Саввина, Л. В. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики / Л. В. Саввина. Астрахань: АИПКП, 2009. — 320 с.
- Саввина, Л. В. Наблюдения над гармонией XX века: вопросы истории и теории / Л. В. Саввина. Ростов: АНТ, 2002. — 154 с.
- Сильвестров, В. В. Дождаться музыки. Лекции беседы. По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым / В. В. Сильвестров. — К.: Дух и Литера, 2010. — 368 с.
- Синтаксис // Новый словарь иностранных слов. 3-е изд. — М: Азбуковник, 2008.-С. 773.
- Синтаксис // Философия. Энциклопедический словарь. М.: Гардари-ки, 2006.-С. 770−771.
- Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функция / М. С. Скребкова-Филатова. М.: Музыка, 1985.-285 с.
- Слово композитора. По материалам второй половины XX века: Сборник трудов / Отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 145.-104 с.
- Слонимский, С. М. Мысли о композиторском ремесле / С. М. Слонимский. СПб.: Композитор, 2006. — 24 с.
- Соколов, А. С. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчества: Исследование / А. С. Соколов. М.: Музыка, 1992. — 230 с.
- Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию XX века: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. Учебное заведений / А. С. Соколов. М.: Владос, 2004. — 230 с.
- Соколов, О. В. О принципах структурного мышления в музыке / О. В. Соколов, сост. и ред. М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей.- М.: Музыка, 1974. С. 153−176.
- Соссюр, де Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. М.: Либир-ком, 2009. — 256 с.
- Способин, И. В. Музыкальная форма: Учебник / И. В. Способин. 7-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 400 с.
- Структура // Советский энциклопедический словарь. М.: Советскаая. энциклопедия, 1984.-С. 1276.
- Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. В. С. Ценова. Музыка, 2007. — 624 с.
- Тюлин, Ю. Н. и др. Музыкальная форма: Учебник для муз. училищ / Ю. Н. Тюлин и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1974. — 359 с.
- Тюлин, Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии / Ю. Н. Тюлин. -4-е изд. СПб.: Композитор, 2006. — 212 с.
- Тюлин, Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации / Ю. Н. Тюлин. М.: Музыка, 1976. — 165 с.
- Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-324 с.
- Фраёнов, В. П. Учебник полифонии / В. П. Фраёнов. М.: Музыка, 2006.-206 с.
- Хамель, П. М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку / П. М. Хамель. М.: Классика XXI, 2007. — 248 с.
- Холопов, Ю. Н. Введение в музыкальную форму / Ю. Н. Холопов. М.: Московская гос. консерватория им. П. П. Чайковского, 2006. — 432 с.
- Холопов, Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенке-ра / Ю. Н. Холопов. М.: Композитор, 2005. — 160 с.
- Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии: Исследование / Ю. Н. Холопов. М.: Музыка, 1974. — 286 с.
- Холопов, Ю. Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана / Ю. Н. Холопов. М.: Композитор, 2006. — 67 с.
- Холопов, Ю. Н. Тональность // Муз. энциклопедия. М.: Музыка, 1991. — С. 548−549.
- Холопов, Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество / Ю. Н. Холопов, В. Н. Холопова. М.: Сов. композитор, 1984. — 319 с.
- Холопова, В. Н. Форма музыкальных произведений: Учебное пособие / В. Н. Холопова. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2006. — 496 с.
- Холопова, В. Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. М. Композитор, 2008. — 230 с.
- Холопова, В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В. Н. Холопова. М. Композитор 2000. — 320 с.
- Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учебное пособие / В. Н. Холопова. 2-е изд. — СПб.: Планета музыки- Лань, 2010. — 368 с.
- Хохлова, А. Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна: Автореф. дис.. канд. иск. / А. Л. Хохлова. М., 2009. — 25 с.
- Хронотоп // Новейший БЭС: Энциклопедический словарь. М.: Рипол Классик, 2010.-С. 1975.
- Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы / В. А. Цуккерман. -М.: Музыка, 1980. 296 с.
- Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1974. — 243 с.
- Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы: Учебник / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1984. — 214 с.
- Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. М.: Сов. композитор, 1970. — Вып. 1. — 559 с.
- Чаплыгина, М. А. Музыкально-теоретическая система К. Штокхаузена: Лекция по курсам «Музыкально-теоретические системы», «Современная гармония» / М. А. Чаплыгина. М.: ГМПИ, 1990. — 96 с.
- Черная, М. Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке: Учебное пособие. Ч. 1: От истоков до классического периода / М. Р. Черная. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. -200 с.
- Черная, М. Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке: Учебное пособие. Ч. 3: Музыка первой половины XX века / М. Р. Черная. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. -184 с.
- Черная, М. Р. Пианист и фигурационное письмо: Монография / М. Р. Черная. Тверь, 2005. — 120 с.
- Черная, М. Р. Традиционное и индивидуальное в клавирной музыке и камерных ансамблях с клавиром В. А. Моцарта: Монография / М. Р. Черная. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. — 96 с.
- Шёнберг, А. Основы музыкальной композиции / А. Шёнберг. М.: МГК, 2000.-231 с.
- Шёнберг, А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / А. Шёнберг / Составление, переводы, комментарии Н Власовой и О. Лосевой. М.: Композитор, 2006. — 528 с.
- Шенкер, Г. Свободное письмо. Новые музыкальные теории и фантазии III / Г. Шенкер. Красноярск: КГАМиТ, 2003. — Том 1. — 152 с.
- Шнитке, А. Г. Третья часть «Симфонии» Л. Берио / А. Г. Шнитке // Шнитке. А. Г. Статьи о музыке. М.: 2004. — С. 88−91.
- Шульгин, Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором / Д. И. Шульгин. 2-е изд. — М.: Композитор, 2004. — 210 с.
- Шульгин, Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского. Монографическое исследование / Д. И. Шульгин. 2-е изд. — М., 2009. -571 с.
- Шульгин, Д. И. Теоретические основы современной гармонии. Учебное пособие для спец. курсов муз. вузов и колледжей / Д. И. Шульгин. М.: 1994.-376 с.
- Южак, К. И. Теоретический очерк полифонии свободного письма / К. И. Южак. Петрозаводск: Карелия, 1990. — 84 с.
- Babbitt, М. Set Structure as a Compositional Determinant / M. Babbitt // Journal of Music Theory 5, no. l, Spring 1961. pp. 72−94.
- Berry, W. Form in Music / W. Berry. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1966.-472 p.
- Brindle, R. S. The New Music: The Avant-garde since 1945 / R. S. Brindle. Oxford University Press, 1975. — 222 p.
- Brindle, R. S. Serial Composition / R. S. Brindle. Oxford: Oxford University Press, 1966.-210 p.
- Cage, J. Silence: Lectures and Writings / J. Cage. Wesleyan University Press, 1973.-276 p.
- Cope, D. New music composition / D. Cope. New York: St. Martins Press, 1977.-210 p.
- Cowell, H. New musical resources / H. Cowell. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 177 p.
- Forte, A. Structure of Atonal Music / A. Forte. New Haven: Yale University Press, 1973.-224 p.
- Forte, A. The atonal music of Anton Webern / A. Forte. New Haven: Yale University Press, 1998. — 402 p.
- Green, D. M. Form in Tonal Music. An Introduction to Analysis / D. M. Green. Fort Worth, TX: Holt, Rinehart and Winston, 1965. — 320 p.
- Griffiths, P. Modern Music and After. Directions since 1945. Oxford University Press, 1995. 373 p.
- Griffiths, P. A Concise History of Modern Music. A Concise History from Debussy to Boulez / P. Griffiths. Thames and Hudson. Great Britain, 1978. -216 p.
- Griffiths, P. Gyorgy Ligeti: The Contemporary Composers Series / P. Griffiths. Robson Books LTD. London, 1983.- 128 p.
- Hindemith, P. The Craft of Musical Composition. Book I: Theoretical Part / P. Hindemith. English translation by Arthur Mendel. Revised Edition. -London: Schott, 1945. — 223 p.
- Kaczynski, T. Conversations with Witold Lutoslawski / T. Kaczynski. -First published by Polskie Wydawnictwo Muzyczne in 1972. Translated from the polish by Yolanta May. London: Chester Music, 1995. — 152 p.
- Karkoschka, Er. Notation in new music: a critical guide to interpretation and realization / Er. Karkoschka. Wien: Universal, 1972. — 183 p.
- Lambert, P. The Music of Charles Ives / P. Lambert. New Haven: Yale University Press, 1997. — 244 p.
- Lambert, P. Ives Studies / P. Lambert. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 300 p.
- Leichtentritt, H. Musical Form / H. Leichtentritt. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. — 467 p.
- Lester, J. Analytic Approaches to Twentieth-century Music / J. Lester. -New York: Norton, 1989. 303 p.
- Lewin, D. Musical Form and Transformation: Four Analytic Essays / D. Lewin. New Haven: Yale University Press, 1993. — Reprinted, with a foreword by Edward Gollin, New York: Oxford University Press, 2007. — 168 p.
- Ligeti G. Gyorgy Ligeti in Conversations with Peter Varnai, Josef Hausier, Claude Samuel and Himself / G. Ligeti. London: Eulenburg, 1983. — 140 p.
- Machlis, J. Introduction to Contemporary Music / J. Machlis. 2nd edition. — New York: Norton 1979. — 694 p.
- McCuthan, T. The Muse that Sings: Composers speak about the Creative Process / T. McCuthan. Oxford University Press, 1999. — 228 p.
- Messiaen, O. Mon Language Musicale / O. Messiaen / engl, transi, by John Satterfield. Paris: Alphonse Leduc, 1956. — 74 p.
- Moore, D. A guide to musical styles from madrigal to modern music / D. Moore. New York: Norton, 1962. — 354 p.
- Morgan, R. P. Twentieth-century Music: A History of Musical Style in Modern Europe and America / R. P. Morgan. New York: Norton, 1991. -554 p.
- Murail, T. The Revolution of Complex Sounds / T. Murail / translated by Joshua Cody // Contemporary Music Review, Vol. 24, No. 2/3, April / June 2005.-pp. 121−135.
- Murail, T. Target practice / T. Murail / transi, by Joshua Cody // Contemporary Music Review. Vol. 24, No. 2/3, April / June 2005. pp. 149−171.
- Nyman, M. Experimental Music: Cage and Beyond / M. Nyman. 2nd Edition. — Cambridge University Press, 1999. — 153 p.
- Perle, G. The listening composer / G. Perle. Berkeley: University of California Press, 1990. — 202 p.
- Perle, G. Serial Composition and Atonality. An Introduction to the Music ofth
- Schoenberg, Berg and Webern / G. Perle. 6 ed., rev. — Berkeley etc.: University of California Press, 1991. — 158 p.
- Persichetti, V. 20th Century Harmony / V. Persichetti. New York: Norton: Farber & Farber, 1961.-287 p.
- Rahn, J. Basic Atonal Theory / J. Rahn. New York: Schirmer, 1980. — 158 P
- Rameau, J. P. A treatise on Musical Composition, containing the Principles of Composition. 2nd Edition. — Dublin, 1773.- 183 p. th
- Ratner, L. G. Ars Combinatoria. Chance and Choice in the 18 century Muthsic / L. G. Ratner // Studies in the 18 century Music. London, 1970. — pp. 341−362.
- Reti, R. The Thematic Process in Music. London: Farber & Farber, 1961. 362 p.
- Reti, R. Thematic Patterns in Sonatas of Beethoven / R. Reti / Edited by Deryck Cooke. London: Faber & Faber, 1967. — 204 p.
- Reti, R. Tonality, atonality, pantonality / R. Reti. London: Barrie & Rock-liff, 1958.- 166 p.
- Rosen, Ch. Sonata Forms / Ch. Rosen. 2nd edition. — New York: Norton, 1988.-415 p.
- Rothgeb, J. Some uses if Mathematical Concepts in Theories of Music / J. Rothgeb // Journal of Music Theory, Vol. 10, No. 2, winter 1966. pp. 200 215.
- Rufer, J. Composition with 12 notes related only to one another / J. Rufer / Engl, transi., 1954. London: Rockliff, 1954. — 218 p.
- Russo, W. Composing Music: A New Approach / W. Russo. Chicago University Press, 1983.-230 p.
- Sessions, R. Questions about music / R. Sessions. New York: Norton, 1971.- 166 p.
- Sessions, R. The experience of composer, performer, listener / R. Sessions. -New Jersey: Princeton University Press, 1950. 127 p.
- Schenker, H. Free Composition (Der freie Satz). Volume III of New Musical Theories and Fantasies / H. Schenker / translated and edited by Ernst Oster. -Longman, New York and London, 1979. 146 p.
- Schoenberg, A. Fundamentals of Musical Composition / A. Schoenberg / edited by Gerald Strang with the collaboration of Leonard Stein. London: Fa-ber&Faber, 1967.-224 p.
- Schoenberg, A. Models for beginners in composition: music examples, syllabus, and glossary / A. Schoenberg. New York: Schirmer, 1943. — 45 p.
- Schoenberg, A. Style and Idea: Selected writings of Arnold Schoenberg / A. Schoenberg. London: Faber & Faber, 1975. — 559 p.
- Schoenberg, A. Theory of Harmony / A. Schoenberg. London: Faber & Faber, 1978.-441 p.
- Searle, H. Twentieth Century Counterpoint: A Guide for Students / H. Searle. New York: John de Graff, 1954. — 158 p.
- Stein, L. Structure and style. The study and analysis of musical forms / L. Stein. Evanston, IL: Summy-Birchard, 1962. — 266 p.
- Strauss, J. Introduction to Post-Tonal Theory / J. Strauss. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 2005. — 273 p.
- Stucky, St. Lutoslawski and his Music / St. Stucky. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. — 252 p.
- Webern, A. The path to the new music / A. Webern. London: Theodore Presser: Universal, 1963. — 67 p.
- Whittall, A. Musical Composition in the Twentieth Century / A. Whittall. -Great Britain: Oxford University Press, 1999. 419 p.
- Williams, A. New music and the claims of modernity / A. Williams. England: Ashgate, 1997. — 163 p.
- Xenakis, I. Formalized music: thought and mathematics in music /1. Xena-kis. Stuyvesant, NY: Pendragon Press. — 387 p.
- Интервью Грудннкина А. с американским физиком Митио Каку: Опишите телепатию в трех уравнениях с дискриминантом! Что думают серьезные физики о мире непознанного / М. Каку // Известия науки. 24.04.09. http://www.inauka.ru/analysis/article91709.html
- Комбинаторика в математике. http://e-science.ru/math/theory/?t=634
- Schoffman, N. Serialism in the Works of Charles Ives / N. Schoffman // Tempo, New Series, No. 138. Cambridge University Press, Sep., 1981. — pp. 21−32. http://www.istor.org/stable/946 249
- Глоссарий понятий и терминов341. Алгоритмическое мышление
- Алгоритмы развития могут быть разного вида и нести разное функциональное значение, а также могут иметь отношение к разным структурным
- Термин заимствован из теории информатики.
- Не лишним будет напомнить, что термин конструктивизм привнесен в музыку из изобразительного искусства. Одним из основоположников конструктивизма стал российский живописец, график, дизайнер и театральный художник В. Е. Татлин.
- В музыковедении понятие хронотоп впервые вводится В. П. Бобровским. В труде «Тематизм как фактор музыкального мышления» 17, с. 123.
- Р. А. Зобов и А. М. Мостепаненко, выявили три слоя хронотопа: физический, концептуальный и перцептуальный. 53, с. 23. К. И. Южак сформулировала их как синтаксическое, концептуальное и перцептуальное время-пространство 181, с. 77.
- КХ можно понимать в трех смыслах:
- В индивидуализированном концептуальном пространстве композитором избираются определенные варианты структурирования из многочисленных вариантов, предложенных данным музыкальным языком.
- Хроногеометрическая модель КП состоит из совокупности следующих координат:
- Концептуально-пространственная координата — взаимосвязь элементов в некой абстрагированной вневременной модели. Данная ось позволяет охватить всю концепцию с ее установками, моделями и алгоритмами.
- Многомерный концептуальный хронотоп глобального музыкального универсума заполнен неравномерно и неравноправными музыкальными универсумами. Он представляется в виде тонального универсума и обволакивающего его некоего «хаоса» из атональных элементов.
- Мышление современного композитора обусловлено многомерностью явлений и в итоге теоретически бесконечный многомерный концептуальный хронотоп глобального музыкального универсума преломляется в индивидуализированном концептуальном пространстве.
- Применение элементов и технологических методов из разных систем стало началом постепенного процесса осознания всеобщей взаимосвязи элементов не только в рамках ТУ, но и в мире в целом как глобальной сети (network).1. Музыкальный универсум
- Мажоро-минорный универсум (ладо)-тональный универсум (ТУ)это весь мажоро-минорный системный мир с его концепцией и законами, языковой и стилистической спецификой и атрибутикой.
- Одномерное КП (ОКП) концептуальное время-пространство базирующиеся на концепции одной «закрытой» системы, исключающей проникновение чужеродных элементов в свое концептуальное пространство. (Например, мажоро-минорный универсум).
- Информационно-структурный инвариантный комплекс синтаксическое построение, состоящее из двух или более синтаксических единиц.1. Структурная комбинаторика
- С применением СК целостность может достигаться в одном произведении как на уровне сочетания разных типов музыкально-композиционного мышления, так и на уровне разных языков.
- Термин «процессор» метафоричен. Он подразумевает своего рода системный вычислительный центр наподобие компьютерного процессора.
- PERFOAMABLE ALSO AS CHAMBER MUSIC)
- SOUTHERN MUSIC PUBLISHING CO. INC.1. PEER MUSIKVERLAG G.M.B.H.1. NEW YORK1. HAMBURG1. FOREWORD
- Flute III (or Oboe) Flute IV (or Clarinet)
- Trumpet (or English Horn, or Oboe or Clarinet)1. Violin I Violin II Viola
- Violoncello (8va Contrabass)1. DURATION: About 8 minutes41. The Unanswered Question1. CHARLES E. IVES1908) n1. Flutes (or Oboe) 1prClarinet) Eiip1. Trumpet (orEnglishHorn, or Oboe, or Clarinet)1. Violin I
- Violin 1 ViolaVioloncello (j&va Contrabass)