Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщение теоретической мысли по вопросам синтаксиса свидетельствует, что для каждой музыкальной системы характерен свой синтаксический комплекс, с соответствующей терминологической базой. В силу плюрализма музыкальных стилей и направлений в эпоху Новейшего времени, сегодня невозможно (и не нужно) выявлять доминирующий синтаксический комплекс. Современные композиторская и научно-теоретическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретический аспект структурной комбинаторики
    • 1. 1. Определениеруктурной комбинаторики
    • 1. 2. Структурно-комбинаторное мышление в музыкально-теоретичихстемах разных эпох
    • 1. 3. Структурно-комбинаторное мышление в музыкальной практике
    • 1. 4. Коруктивизм в начале XX века и его роль в формированиируктурной комбинаторики
  • Глава II. Теоретические основы структурной комбинаторики
    • 2. 1. Концептуальный хронотоп как архитектоническая категория и его разновидни
    • 2. 2. Многомерный концептуальный хронотоп
    • 2. 3. Синтас в контее концептуального хронотопа
  • Глава III. Структурная комбинаторика в индивидуализированном композиторском пространстве
    • 3. 1. Алгоритмическое мышление в «Вопросе оставшимся без ответа»
  • Ч. Айвза
    • 3. 2. Многомерность концептуального пространства в Stabat Mater
  • К. Пендерецкого
    • 3. 3. Стилистические особенности «Оды» К. С. Волнянского
  • Автоий анализ
    • 3. 4. Структурная комбинаторика в Симфонии № 10 «Круги Ада»
  • С. М. Слониого

Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблемы архитектоники извечно являлись важнейшими в искусстве музыкальной композиции, отражая социально-духовный феномен той или иной эпохи и ее философско-эстетические идеи. Однако в течение XX века в результате сложнейшей эволюции, которую претерпело музыкальное искусство, эти проблемы стали особенно актуальными.

Уже в начале столетия произошла беспрецедентная динамизация «мирового ритмуса» практически во всех областях науки и искусства в виде открытий, появления новых концепций, инновационных междисциплинарных взаимосвязей между отдаленными областями знаний и их синтеза. Аналогичные процессы наблюдались и в музыкальном универсуме, определяемом нами как целостный музыкальный системный мир с концептуальными, в том числе, эстетическими установками, каноническим корпусом, структурными свойствами и специфической атрибутикой.

С XVII века, как известно, в европейском культурном сообществе формировалось сознание, основанное на углубленном понимании только мажо-ро-минорного (тонального) универсума. В начале XX века, наряду с мажо-ро-минорным мышлением и разнообразными видами его расширения, появилась свободная атональность. Композиторы начали структурировать музыкальный материал иными методами, вне рамок принятых канонов. В итоге, в связи с кризисом и децентрализацией тонального универсума как единой композиционной системы, в течение столетия сформировался целый ряд альтернативных подходов к процессу музыкального структурирования. Тем не менее, не было создано системы, которая бы позволила решить проблему организации музыкального материала на всех уровнях столь универсально и вариативно, как это происходило в рамках мажоро-минора. Сложились системы вне мажоро-минорного мышления и связанной с ним атрибутикой (например, ортодоксальная додекафония). Однако современные композиторы давно уже не ограничиваются единой звукоорганизацией, одним типом структурирования, а обращаются к некоему расширенному типу мышления, которое можно обозначить как полисистемное.

Этот новый полисистемный тип композиторского мышления — гибкий и обобщающий все достижения в сфере музыкального языка и типов структурирования материала, формировался постепенно, на протяжении всего XX века. Его актуальность усилилась к началу XXI столетия, когда тенденция «ретро» (возвращение к старому с попытками использования его в новой перспективе) и синтеза обрела статус ведущей характеристики эпохи постпостмодерна, а разнообразие композиторских подходов стало исключительным. Данное разнообразие привело к новому типу мышления, обозначенному нами как структурная комбинаторика (в музыковедении — термин наш, в дальнейшем — СК). Это — метод структурирования музыкального материала, основанный на обобщенных принципах полисистемного варьирования и комбинирования музыкальных элементов.

На сегодняшний день в музыкально-теоретической науке не существует всестороннего исследования этого вопроса. А также нет ни единой аналитической методологии, ни единого понятийно-терминологического аппарата, соответствующего композиторской практике конца XX — начала XXI веков. В результате накопления различных языковых и технических средств, формообразующих подходов возникает потребность найти некий «общий знаменатель» между всеми новациями и достичь нового уровня осознания музыкально-композиционного искусства.

Степень изученности темы. В музыкальном творчестве давно поставлен вопрос о роли структурной комбинаторики, которая подразумевает разные типы перестановок, соединений, их систематизацию в иерархическую функциональную систему. Она существует во всех архитектонических объектах. Обобщая достижения композиторской практики, ученые во все времена вносили вклад в выстраивание музыкально-теоретических парадигм, соответствующих уровню общественно-духовного сознания и отражающих мышление их эпохи. Таковыми были попытки упорядочивания комбинаторных аспектов в систему, начиная с «Гармонии сфер» Пифагора, затем в Средневековых доктринах, учениях о мажоро-минорном универсуме, в новейших теориях лада и атональности в XX веке. Наиболее полный хронологический обзор дан в коллективном учебном пособии «Музыкально-теоретические системы» под редакцией Ю. Н. Холопова [152].

Проблема «комбинаторики в музыке» дискутируется в музыковедческой науке давно. Сам термин комбинаторика употреблялся композиторами и теоретиками в разных контекстах, но прежде всего в плане формообразования. Существует огромный пласт исследований, обосновывающих различные аспекты композиционного мышления. Это учебные пособия и трактаты по композиции, музыкальной форме, гармонии и полифонии, отображающие те или иные свойства комбинаторики.

В XX веке музыковедческая мысль обращается к изучению комбинаторики на разных уровнях музыкального языка в различные эпохи. В частности появляется труд английского ученого J1. Г. Ратнера, исследующего комбинаторику выбора в музыке XVIII века [218]. JI. JI. Гервер характеризует комбинаторику в творчестве В. А. Моцарта [31], А. В. Лебедева обращается к искусству комбинаторики в музыкальной практике всего XVIII века [80]. М. Р. Черная в серии монографий изучает роль фактурной комбинаторики в фортепианном жанре от эпохи барокко до XX века [170−173].

Косвенно комбинаторика рассматривается в многочисленных трудах, посвященных теориям 12-тоновости и другим видам серийных и сериальных техник [81, 119, 125, 127, 134, 135, 149, 150, 151, 152, 158, 175, 182, 185, 188, 190, 191, 193, 202, 214, 216, 221, 224, 231, 235, 237]. Однако она исследовалась только как специфический аспект в рамках других тем (например, в теории гармонии, полифонии, формы и жанра в контексте музыкально-исторической эпохи и др.). Но комбинаторика не изучалась целенаправленно как отдельная тема, а сам термин вводился больше спорадически. Тем более вопрос не поднимался в контексте комбинирования различных звукооргани-зующих систем. Хотя благодаря структурной комбинаторике целостность может достигаться, в том числе, при сочетании в одном произведении разных типов композиционного мышления и разнообразных музыкально-языковых средств.

Между тем, как уже отмечалось ранее, эволюция музыки подтверждает, что в течении XX века значение структурной комбинаторики усиливается, захватывает глобальные уровни. Она автономизируется, превращаясь из вспомогательного фактора в самостоятельную систему. Поэтому объектом исследования являются структурно-комбинаторные методы композиторской работы.

Предметом исследования становится специфика структурно-комбинаторного метода в произведениях и звукоорганизующих системах ХХ-ХХ1 веков, также формирование структурной комбинаторики как некоей самостоятельной метасистемы. Проблема тесно связана с вопросом о строении и свойствах концептуального хронотопа (время-пространства) в музыке. Именно в концептуальном хронотопе происходят все структурно-комбинаторные процессы. Поэтому в предмет исследования входят закономерности и свойства самого концептуального хронотопа.

Материалом исследования являются сочинения Ч. Айвза, К. Пенде-рецкого, С. М. Слонимского, К. С. Волнянского, А. Г. Шнитке и других российских и зарубежных композиторов второй половины XX — начала XXI веков в контексте проявления в них структурно-комбинаторного метода.

Все произведения исследуются нами как примеры сопряжения минимум двух типов звукоорганизации. Данной аналитической направленностью определяется выбор этих произведений. Отдельные из них, такие как «Вопрос, оставшийся без ответа» Ч. Айвза, «Стабат Матер» К. Пендерецкого, Симфония № 10 «Круги Ада» С. М. Слонимского, «Ода» К. С. Волнянского ,.

1 Термин введен философами А. М. Мостепаненко и Р. А. Зобовым [53] на основе разработки теории о художественном хронотопе М. М. Бахтина [13]. Его можно встретить в работах С. А. Мозгот, посвященных феномену дуализма в организации концептуального пространства ранних «волшебных» опер Н. А. Римско-го-Корсакова и музыкальному пространству в творчестве К. Дебюсси [98, 99]. Однако понятие концептуальный хронотоп как архитектоническая категория в контексте теории музыки употребляется и разрабатывается впервые.

2 Это — пример авторского анализа. изучаются достаточно подробно. Они дают возможность продемонстрировать базовые свойства структурно-комбинаторного метода и полисистемного мышления. Другие сочинения характеризуются фрагментарно.

Цель исследования заключается в обосновании феномена структурной комбинаторики и создании на этой основе метатеоретического подхода к пониманию современного композиционного мышления.

В задачи исследования входит:

• выявить природу структурной комбинаторики в исторической динамике;

• определить типологические черты структурно-комбинаторного мышления в композиторской практике ХХ-ХХ1 веков;

• изучить структурные свойства концептуального хронотопа в музыке как одной из составляющих художественного хронотопа;

• обобщить теоретическую мысль по вопросам музыкального синтаксиса и определить принципы терминологического подхода;

• создать понятийно-терминологический аппарат структурной комбинаторики, который позволит рассматривать произведения как с позиций универсальных архитектонических законов, так и специфики данного произведения;

• проанализировать сочинения Ч. Айвза, К. Пендерецкого, С. М. Слонимского, К. С. Волнянского и других авторов, выявляя разные аспекты структурной комбинаторики.

Методология исследования базируется на признании структурной комбинаторики и определяющего ее полисистемного мышления как базиса современного композиторского творчества. В качестве исходных теоретических положений берутся выводы Ю. Н. Холопова о широком понимании ла-дотонального мышления [149−156], теории переменности функций музыкальной формы, композиционной модуляции В. П. Бобровского [16, 19], учение М. М. Бахтина о художественном хронотопе [13], положения о концептуальном хронотопе А. М. Мостепаненко и Р. А. Зобова [53], учение о струк-турлингвистике Ф. де Соссюра [137].

Методы исследования включают сравнительный анализ звукооргани-зующих систем, разновидности музыковедческого анализа — целостного, описательного, структурно-стилистического, авторского, методы активной иллюстрации (термин Е. В. Вязковой), генерализации, комплексного подхода.

Теоретическая база диссертации, помимо уже упомянутых основополагающих трудов, содержит исследования по темам «пространства и время» философов Н. В. Головко, М. Д. Ахундова [12, 35], «музыкального время-пространства» музыковедов В. П. Бобровского, Г. А. Орлова, М. С. Скребко-вой-Филатовой, В. И. Мартынова, A. J1. Хохловой, JI. Ю. Мамина, С. А. Мозгот [16−19, 112, 131, 91, 163, 90, 98, 99], а также отмеченные ранее исследования о комбинаторном мышлении в музыке JL Г. Ратнера, JI. JI. Гер-вер, М. Р. Черной, А. В. Лебедевой.

Становление структурной комбинаторики как метатеоретического подхода затрагивает фактически все области музыкознания и требует их корреляции и интегрирующей трактовки. Поэтому разработке темы способствовал немалый корпус литературы по различным аспектам теоретического музыковедения. В диссертации учитываются положения целого ряда учебных пособий по музыкальной композиции Э. В. Денисова, А. Шёнберга, Е. Мес-снера, П. Хиндемита, В. Руссо (W. Russo), А. Витала (A. Whittal) и других [44, 174, 96, 141, 152, 225, 238]- исследования по вопросам гармонии таких авторов как Ю. Н. Холопов, Т. С. Бершадская, Н. С. Гуляницкая, JI. С. Дьяч-кова, Л. В. Саввина, Д. И. Шульгин [149−151, 154, 14, 39, 47, 125, 180], по полифонии — А. П. Милка, В. П. Фраёнов, К. И. Южак и т. д. [97, 146, 181].

По вопросам формообразования и анализа мы опирались на труды Б. В. Асафьева, Н. Ю. Афониной, В. Б. Вальковой, Н. А. Горюхи-ной, В. В. Задерацкого, И. В. Крапивиной, Т. С. Кюрегян, Р. Г. Лаула, Л. А. Мазеля, Е. А. Ручьевской, И. В. Способина, Ю. Н. Тюлина, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана, Д. Лестэра (J. Lester), Ч. Розен (Ch. Rosen), В. Бери (W. Berry) и других [6, 11, 27, 37, 49, 50, 72, 78, 79, 84, 85, 87, 89, 123, 138, 142, 159, 166−168, 183, 202, 222].

По теме музыкального языка и мышления диссертация основывается на исследованиях А. Н. Азимовой, Л. В. Александровой, М. Г. Арановского, М. Ш. Бонфельда, Й. К. Бурьянека, Б. М. Гаспарова, А. В. Денисова, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, М. Л. Очеретовской, С. М. Петри-кова, Я. Ю. Росса, О. В. Соколова, П. М. Хамеля, Л. Штайна (L. Stein) [2, 3, 7, 8, 22, 23,25,30, 43,93,94, 104−106,113, 116, 117, 121, 136, 147, 234].

Немаловажное значение имели труды по звукоорганизующим системам таких теоретиков и композиторов как Ц. Когоутек, Я. Ксенакис, Ю. В. Кудряшов, С. А. Курбатская, Ю. Н. Холопов, А. Г. Шнитке, Р. Рети (R. Reti), Й. Руфер (J. Rufer), Г. Шенкер (Н. Schenker), А. Шёнберг, Р. С. Бриндл (R. S. Brindle), А. Форте (А. Forte), Дж. Пёрл (J. Perle), Дж. Ран (J. Rahn), Й. Штраус (J. Strauss), Т. Мурайя (T. Murail) [67, 71, 240, 74,76, 119, 221, 149−152, 154, 155, 177, 175, 231, 176, 228, 185, 190, 210, 214, 216, 224, 235, 240].

По вопросам философии музыки и искусства большим подспорьем стали работы Т. В. Адорно, Т. А. Апинян, А. Веберна, Е. В. Герцмана, В. В. Кандинского, А. С. Клюева, Г. Г. Коломиец, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, Г. А. Орлова, П. А. Флоренского и других [1, 4, 28, 32, 33, 64, 65, 68, 82, 83, 112, 145].

В диссертации учитываются исследования, включающие характеристику музыкальных направлений XX века, особенно авангардных. Здесь следует отметить таких авторов как С. С. Гончаренко, Г. В. Григорьева, В. В. Заде-рацкий, А. С. Соколов и другие [36, 38, 49, 50, 134, 135]. Среди них немаловажную роль сыграли работы, посвященные персоналиям, в первую очередь композиторам, творившим в инновационных звукоорганизующих системах. Здесь нельзя не упомянуть исследования, посвященные Ч. Айвзу (А. В. Ивашкин, П. Ламберт — P. Lambert [54, 200]) — А. Веберну (Ю. Н. Холопов и В. Н. Холопова [158]) — В. Лютославскому (J1. Г. Раппопорт, С. СтакиSt. Stucky [118, 236]) — К. Пендерецкому (А. В. Ивашкин [55]) — Я. Ксенакису (М. Э. Дубов [48]) — Д. Лигети (П. Грифис — P. Griffiths [195]) — И. Ф. Стравинскому (М. С. Друскин [45]) — С. М. Слонимскому (О. Л. Девятова [41]) — А. Г. Шнитке (А. И. Демченко, В. Н. Холопова и Д. И. Шульгин [42, 160, 178]) — Р. К. Щедрину (В. Н. Холопова [161]).

Особую значимость имели мемуары и другие литературные труды самих творцов, в частности «Лекции о музыке» А. Веберна, «Тишина: Лекции и сочинения» Дж. Кейджа, «Техника моего музыкального языка» О. Мессиана, «О музыкальном искусстве» А. Онеггера, «Формализованная музыка. Новые формальные принципы музыкальной композиции» Я. Ксенакиса, «Мысли о композиторском ремесле» С. М. Слонимского, «Вопросы музыки» (Questions of Music), «Опыт композитора, исполнителя, слушателя» (The experience of composer, performer, listener) P. Сешонса (R. Sesssions) и др. [28, 132, 95, 111, 187, 71, 187,133, 207, 226, 227], а также интервью с композиторами и их высказывания [24, 107, 109, 115, 128, 132, 141, 178, 186, 197, 206].

Также в диссертации задействован значительный пласт исследовательской и авторитетной учебной литературы по истории музыки XX века [52, 57, 58, 59, 60, 61, 66, 101, 152, 193, 194, 205, 209, 212, 239, 241].

В диссертационном исследовании учтены положения о музыке Новейшего времени, изложенные в англоязычной литературе — в работах М. Бэбби-та (М. Babbitt), П. Гриффиса (P. Griffiths), Д. Мора (D. Moore), Р. П. Моргана (R. Р. Morgan), Т. Мурайя (T. Murail) и других [182, 194, 208, 209, 210]. Положения, выносимые на защиту:

• в конце XX столетия структурная комбинаторика стала неотъемлемой частью композиторского процесса, что обусловлено сосуществованием в нем разных звукоорганизующих систем;

• полисистемное композиционное мышление способствовало взаимодействию в одном произведении синтаксических единиц и методов структурирования, порожденных разными музыкальными системами;

• в XXI веке ортодоксальные звукоорганизующие системы себя изжили, наступила эпоха синтеза;

• мажоро-минорная организация вступила в новый этап развития, проявив себя как синергетическая система.

Новизна исследования заключается в том, что впервые:

• всесторонне изучается структурная комбинаторика как метод композиционного процесса, порожденный полисистемным мышлением;

• поднимается вопрос о структуре и закономерностях музыкального концептуального хронотопа как архитектонической категории;

• обобщаются тенденции, характерные для музыкального мышления последнего столетия и разрабатываются основы новой музыкально-теоретической системы, синтезирующей достижения в области композиционного мышления;

• вводится инновационная методика анализа музыкальных произведений XX века, с включением новых понятий и терминов;

• анализируются произведения Ч. Айвза, К. Пендерецкого, С. М. Слонимского, К. С. Волнянского и других авторов в контексте проявления структурно-комбинаторного мышления.

Теоретическая значимость исследования. Положения диссертации, полученные выводы и классификационные подходы могут быть востребованы для дальнейшей разработки теории современного композиционного мышления, в том числе в контексте различных музыкальных направлений и авторских стилей. Результаты исследования актуальны для изучения творческого процесса, а также проблем структурной комбинаторики и концептуального хронотопа в музыке.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации, задействованные в ней терминологический аппарат и аналитический подход расширяют аналитический инструментарий как в научной, так и в педагогической практиках.

Разработанная теория структурной комбинаторики имеет значимость и для композиторского творческого процесса. Не исключено, что новый взгляд на технику построения музыкального произведения станет действенным методом для моделирования структуры произведения.

Материалы диссертации могут пополнить вузовские курсы «История музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Современные музыкальные стили и направления», «Основы музыкальной композиции», «Музыкально-теоретические системы». На основе этих материалов может быть разработана новая историко-теоретическая дисциплина «Основы структурной комбинаторики», составлены хрестоматии и другие учебно-методические пособия.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы, включающего 244 наименования (в том числе 61 на иностранных языках) и двух приложений, содержащих глоссарий понятий и терминов и партитуру Ч. Айвза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В течение XX века композиционное мышление проходит через несколько фаз развития. В первой половине столетия наблюдается невиданная ранее дифференциация, выраженная в появлении многочисленных новых систем структурирования музыкального произведения. Во второй половине эти новые типы структурирования подвергаются переосмыслению и синтезированию.

Исторический экскурс в область структурной комбинаторики показал, что как метод композиционного процесса она, вероятно, существовала всегда. В последние несколько столетий (если опираться только на известные документальные источники) СК является также и объектом пристального научного внимания. Интерес к ней обусловлен как усилением в определенные эпохи роли структурно-композиционных процессов и логико-числовых феноменов, так и желанием познать организационную природу всего сущего, в том числе и музыкального творчества.

Тотальная роль структурной комбинаторики в Новейшее время подготовлена теми процессами, которые сконцентрировались в музыкальном искусстве на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Среди них в первую очередь следует отметить децентрализацию мажоро-минорной системы, возникновение свободной атональности и первых атональных систем, усиление конструктивизма.

Структурная комбинаторика эпохи постмодерна и постпостмодерна характеризуется ее возрастающей ролью в творческом процессе композитора, в результате чего на рубеже ХХ-ХХ1 столетий она все более обретает черты принципа. Причины этого феномена заключаются в быстрой образно-выразительной исчерпанности практически всех авангардных звукооргани-зующих систем. Подключение их атрибутики к мажоро-минорному универсуму рассматривается сегодня как кардинальный путь к дальнейшему обновлению музыкального языка и другим эстетическим новациям. Структурнокомбинаторные принципы, порожденные полисистемностью современного художественного мышления, представляются наиболее отвечающими реалиям современной практики.

Понятийно-терминологический аппарат структурной комбинаторики базируется прежде всего на изучении художественного хронотопа. Не менее значимы для нее дефиниции конструктивизма, а также мажоро-минорной системы и всего комплекса авангардных звукоорганизующих систем и композиционных подходов. Нельзя не отметить роль внемузыкальных категорий, в первую очередь из области лингвистики и философии.

Одной из основополагающих теоретических доминант в исследовании этого процесса является всестороннее изучение концептуального хронотопа, ответственного за архитектонические параметры музыкальной композиции. Именно с этой его имманентной чертой связана высокая степень востребованности структурной комбинаторики. Концептуальный хронотоп является многомерной системой, охватывающей три уровня музыкального универсума в виде многомерного концептуального пространства, уникального концептуального пространства и индивидуализированного (авторского) музыкального пространства. Способность всех атрибутов концептуального хронотопа к модуляционности определяет возможность сопряжения в одном сочинении выразительных возможностей разных музыкальных систем и композиционных подходов.

Обобщение теоретической мысли по вопросам синтаксиса свидетельствует, что для каждой музыкальной системы характерен свой синтаксический комплекс, с соответствующей терминологической базой. В силу плюрализма музыкальных стилей и направлений в эпоху Новейшего времени, сегодня невозможно (и не нужно) выявлять доминирующий синтаксический комплекс. Современные композиторская и научно-теоретическая практики должны обращаться ко всем накоплениям в этой области музыкального мышления. Индивидуализированное концептуальное пространство каждого конкретного произведения дает возможность включения любых, обусловленных творческими задачами, синтаксических элементов, что было немыслимо ни в одну музыкально-историческую эпоху (насколько позволяет судить историческая справка).

Подробный анализ произведений Ч. Айвза, К. Пендерецкого, С. М. Слонимского, К. С. Волнянского и фрагментарные характеристики сочинений А. Г. Шнитке, В. В. Сильвестрова, В. Лютославского, Л. Берио, А. Берга и других авторов позволяет сделать вывод, что именно полисистемностью их композиторского мышления обусловлено обращение к структурной комбинаторике. Благодаря комбинаторному принципу (методу) стало возможно новаторское толкование уникального и индивидуализированного концептуального пространства, основанного на художественном сопряжении двух и более звукоорганизующих систем и их атрибутики.

Главное качество СК как метода — это моделирование структурных процессов. Именно благодаря структурной комбинаторике происходит создание разных моделей и их реализация в концептуальном пространстве произведения. Модели отвечают за трансформацию изначальных объектов и способствуют их развитию.

В эпоху главенства мажоро-минорного языка модели были достаточно четко определены, но в эпоху смешения технологических приемов их структурирование становится личной прерогативой композитора и происходит на основе индивидуально построенного концептуального пространства.

Музыкальное сочинение можно понимать как индивидуально запечатленную модель того или иного авторского видения, а использование музыкальной системы отдельным композитором или группой композиторов определенной эпохи — как некий этап в изучении и осознании различных аспектов нашего духовного бытия. Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XX века музыкальное искусство вступило в новую стадию развития, главный признак которой — это совмещение и интеграция разных культурных феноменов в рамках концептуально обобщенного время-пространства.

Установлено, что в XX веке происходит освоение концептуального хронотопа глобального музыкального универсума. В этой перспективе познание и изучение тонального универсума как системы с ее ресурсами и возможностями являлось некой первичной ступенью. Освоение систем, основанных на принципиально иных типах мышления — второй уровень познания концептуального хронотопа. Третий уровень предполагает умение владеть ресурсами (атрибутами и методами мышления) всех систем на основе обобщенного музыкального универсума, в котором превалирует расширенное полисистемное мышление.

В начале XXI века после длинного периода дифференциации происходит синтез всего существующего в музыкальной композиции. Один из знаменательных признаков — это возвращение к принципам ладовой организации и мажоро-минорного мышления на новом витке познания системы. Очень возможно, что тональный универсум вследствие его высочайшей структурированности и синергетичности, и вследствие того, что пока не было создано столь же высокоорганизованной музыкальной системы, пока все-таки играет определяющую роль. При этом концептуальные и технологические компоненты других универсумов все более становятся его частью.

Небезосновательным будет предположение, что сегодня создается макротональность — то есть макро-лад, в котором все макро-ступени взаимосвязаны и имеют свой центр или центры. ^.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В. Философия новой музыки / Т. В. Адорно. Пер. с нем. Б. Скуратова. — М.: Логос, 2001. — 352 с.
  2. , А. Н. Вопросы синтаксиса восточной монодии / А. Н. Азимова. Ташкент: Фан, 1989. — 90 с.
  3. , Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Л. В. Александрова. Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1995. — 372 с.
  4. , Т. А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке. Учебное пособие / Т. А. Апинян. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 143 с.
  5. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие / Ред. О.П. Колов-ский Л.: Музыка, 1988.-352 с.
  6. , Б. В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. / Б. В. Асафьев. -Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971.-376 с.
  7. , М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 343 с.
  8. , М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.
  9. , М. Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. М.: Сов. композитор, 1979. — 287 с.
  10. , М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование очерки / М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
  11. , Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений. Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов-вокалистов / Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон, 1997. — 46 с.
  12. , М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. — 224 с.
  13. , Т. С. Лекции по гармонии / Т. С. Бершадская. Изд. 3-е, доп. — СПб.: Композитор, 2003. — 268 с.
  14. , Т. С. Статьи разных лет / Т. С. Бершадская. СПб.: Союз художников, 2004. — 320 с.
  15. , В. П. О переменности функций музыкальной формы: Исследование / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1970. — 280 с.
  16. , В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: / В. П. Бобровский / отв. ред. и автор предислов. Е. А. Чигарева. 2-е изд., доп. — М.: Книжный дом «Либирком», 2010. — Вып. 1. — 272 с.
  17. , В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки / В. П. Бобровский / Отв. ред. Е. А. Чигарева. М.: КомКнига, 2008. -Вып. 2. — 304 с.
  18. , В. П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. — 332 с.
  19. , М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Ш. Бонфельд. В 2-х ч. Ч. 1. — М.: Владос, 2003.-256 с.
  20. , М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений / М. Ш. Бонфельд. М.: Владос, 2001. -224 с.
  21. , М. Ш. Избранные статьи и рецензии / М. Ш. Бонфельд. Вологда: ВГПУ, 2009. — 324 с.
  22. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: Монография / М. Ш. Бонфельд. -СПб.: Композитор, 2006. 648 с.
  23. , П. / П. Булез, отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая // Слово композитора (по материалам второй половины XX века): Сборник трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 145. — С. 14−21.
  24. , И. К историческому развитию теории музыкального мышления / Й. Бурьянек, сост. и ред. М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. — С. 29−58.
  25. , Ю. Н. О системном характере ладовой (ладогармонической) организации / Ю. Н. Бычков, ГМПИ им. Гнесиных // Методология теоретического музыкознания: Анализ, критика. Сборник трудов. М., 1987. -Вып. 90.-С. 33−50.
  26. В алькова, В. Б. Музыкальный тематизм мышление — культура / В. Б. Валькова. — Новгород: Изд-во нижегородского университета, 1992. — 162 с.
  27. , А. Лекции о музыке. Письма / А. Веберн. М.: Музыка, 1975. -143 с.
  28. , А. И. О целенаправленности творческого процесса композитора: Монография / А. И. Волков. М.: Прометей, МПГУ, 2007. — 180 с.
  29. , Б. М. О некоторых принципах структурного анализа музыки / Б. М. Гаспаров, сост. и ред. М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. — С. 129−152.
  30. , JI. Л. Ars Combinatoria в музыке Моцарта / Л. Л. Гервер, РАМ им. Гнесиных // Моцарт. Проблемы стиля: Сборник трудов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. Вып. 135. — С. 68−77.
  31. , Е. В. Античное музыкальное мышление / Е. В. Герцман. Л.: Музыка, 1986.-224 с.
  32. , Е. В. Музыка древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Алетейа, 1995. — 336 с.
  33. , М. Ф. Начальный курс практической композиции / М. Ф. Гне-син. Музгиз, 1962. — 215 с.
  34. , Н. В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность: Учебное пособие / Н. В. Головко. Новосиб. гос. ун-т., Новосибирск, 2006. — 226 с.
  35. , С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века: Учебное пособие для теоретико-композиторских отделений музыкальных вузов / С. С. Гончаренко. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1997. — 164 с.
  36. , Н. А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы / Н. А. Горюхина. Киев: Музична Украина, 1985. — 110 с.
  37. , Г. В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений»: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 30 700 «Муз. образование» / Г. В. Григорьева. -М.: Владос, 2004.- 174 с.
  38. , Н. С. Введение в современную гармонию. Учебное пособие / Н. С. Гуляницкая. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
  39. , О. Л. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского: Опыт культурологического исследования / О. Л. Девятова. -Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2003. 404 с.
  40. , А. И. Альфред Шнитке. Контексты и концепты / А. И. Демченко. М.: Композитор, 2009. — 296 с.
  41. , А. В. Музыкальный язык: структура и функции / А. В. Денисов. СПб.: Наука, 2003. — 207 с.
  42. , Э. В. Современная музыка и проблема эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. М.: Сов. композитор, 1986. — 205 с.
  43. , М. С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды: Исследование / М. С. Друскин. 3-е изд. — Сов. Композитор, 1982. — 208 с.
  44. , М. С. О западноевропейской музыке XX века / М. С. Друскин. М.: Сов. композитор, 1973. — 270 с.
  45. , Л. С. Гармония в музыке XX века / Л. С. Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — 144 с.
  46. , М. Э. Янис Ксенакис архитектор новейшей музыки: Автореф. дис.. канд. иск / М. Э. Дубов. — М.: МГКК им П. И. Чайковского, 2009. -23 с.
  47. , В. В. Музыкальная форма: Учебник для специализированных факультетов высш. муз. учебных заведений / В. В. Задерацкий. -Московская гос. консерватория им П. И. Чайковского. Кафедра композиции: В 2-х вып. М.: Музыка, 1995. — Вып. 1. — 544 с.
  48. , В. В. Музыкальная форма. В 2-х вып. / В. В. Задерацкий. -М.: Музыка, 2008. Вып. 2. — 528 с.
  49. , Г. В. Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие / Г. В. Заднепровская. М.: Владос, 2003. — 272 с.
  50. Зарубежная музыка XX века: Сборник статей. Материалы и документы / Редакция, составление и комментарии И. В. Нестьева // Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1975. — 254 с.
  51. , А. В. Чарльз Айвз и музыка XX века / А. В. Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1991. — 456 с.
  52. , А. В. Кшиштоф Пендерецкий: Монографический очерк / А. В. Ивашкин. М.: Сов. композитор, 1983. — 126 с.
  53. Идеи Холопова в XXI веке: К 75-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. — 414 с.
  54. История зарубежной музыки. Начало XX века середина XX века: Учебник для муз. вузов / Ред. В. В. Смирнов. — СПб.: Композитор, 2001.- Вып. 6. 626 с.
  55. История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие / Сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. Academia XXI. — М: Музыка, 2007. — 576 с.
  56. История музыки XX века: Материалы и документы / Редакция, составление и материалы И. В. Нестьева. М.: Музыка, 1975. — 255 с.
  57. История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. Academia XXI. — СПб.: Композитор, 2010. — 556 с.
  58. История современной отечественной музыки: Учебное пособие / Ред.-сост. Е. Долинская. М. Музыка, 2001. — Вып. 3. — 656 с.
  59. , Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие / Л. П. Казанцева. Астрахань: Волга, 2009. — 368 с.
  60. , Л. П. Хрестоматия по теории музыкального содержания / Л. П. Казанцева. Астрахань: Волга, 2006. — 544 с.
  61. , В. В. О духовном в искусстве. Из архива русского авангарда / В. В. Кандинский. Л. Музыка, 1989. — 73 с.
  62. , А. С. Музыка как универсальная ценность / А. С. Клюев, Краснодарский гос. университет // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузовский Сборник научных трудов. Краснодар: КрУМВД России, 2011. — С. 337−340.
  63. , Л. Г. Английская музыка XX века (истоки и этапы развития): Очерки / Л. Г. Ковнацкая. М.: Сов. композитор, 1986. — 216 с.
  64. , Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. М.: Музыка, 1976.-367 с.
  65. , Г. Г. Ценность музыки: философский аспект / Г. Г. Коломиец.- 3-е изд. М.: Книжный дом «Либирком», 2009. — 532 с.
  66. Комбинаторика // Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — С. 606.
  67. Комбинаторика // Современный словарь иностранных слов. 4-е изд., стер. — М.: Русский язык, 2001. — С. 291.
  68. , Я. Формализованная музыка. Новые формальные принципы музыкальной композиции / Я. Ксенакис. СПбГК., 2008. — 123 с.
  69. , И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме / И. В. Крапивина. Новосибирск, 2003, — 192 с.
  70. , А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи музыки XVII—XX вв.: Учебное пособие / А. Ю. Кудряшов. СПб.: Лань, 2006. — 432 с.
  71. , Ю. В. Ладовые системы европейской музыки XX века / Ю. В. Кудряшов. -М: Композитор, 2001. -216 С.
  72. , Р. И. Французские композиторы XX века: Очерки / Р. И. Ку-ницкая. М.: Сов. композитор, 1990. — 208 с.
  73. , С. А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики / С. А. Курбатская. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 388 с.
  74. , Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Э. Курт. М., 1931. — 304 с.
  75. , Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков / Т. С. Кюрегян, МГК им П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М.: ТЦ «Сфера», 1998. -344 с.
  76. , Р. X. Мотив и музыкальное формообразование: Исслед. / Р. X. Ла-ул. Л.: Музыка, 1987. — 77 с.
  77. , А. В. Ars Combinatoria и музыкальная практика XVIII века: Автореф. дис.. канд. иск. / А. В. Лебедева. -М.: 2002. -21 с.
  78. , Е. А. Формообразование в серийной композиции Антона Ве-берна и художественный русский авангард начала XX века: Автореф. дис.. канд. иск. / Е. А. Литвих. Саратов, 2009. — 23 с.
  79. , А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев, отв. ред. А. А. Тахо-Годи. // Из ранних произведений. (Приложение к журналу «Вопросы философии»), М.: Правда, 1990. — 656 с.
  80. , Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 2000. -704 с.
  81. , Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. М.: Сов. композитор, 1978. -352 с.
  82. , Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
  83. , Л. А. Проблемы классической гармонии / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1972. -616 с.
  84. , Л. А. Строение музыкальных произведений. Учебное пособие / Л. А. Мазель. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979. — 536 с.
  85. , Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1952. — 300 с.
  86. , Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967.-752 с.
  87. , В. И. Конец времени композитора / В. И. Мартынов. М.: Русский путь, 2002. — 296 с.
  88. , В. В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке / В. В. Медушевский // Вопросы музыкальной формы.-М.: Музыка, 1966.-Вып. 1.-С. 151−180.
  89. , В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. -М.: Композитор, 1993. 262 с.
  90. , О. Техника моего музыкального языка / О. Мессиан. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичялина, 1994. — 124 с.
  91. , Е. Основы композиции / Е. Месснер. М.: Музыка, 1968. -503 с.
  92. , А. П. Теоретические основы функциональности в музыке: Исследование / А. П. Милка. Л.: Музыка, 1982. — 150 с.
  93. , С. А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Автореф. дис.. канд. иск. / С. А. Мозгот. Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, Саратов, 2006. — 23 с.
  94. , А. М. Пространство и время в макро-, мега и микромире / А. М. Мостепаненко. М.: Политиздат, 1974. — 240 с.
  95. Музыка XX века: Очерки в 2-х частях / ред. Д. В. Житомирский. Ч. 1, кн. 2. — М.: Музыка, 1977. — 574 с.
  96. Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. 2-е изд. — М.: Либирком, 2009- 240 с.
  97. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сборник ст. / Сост. Л. И. Дыс. К.: Муз. Украина, 1989. — 181 с.
  98. , Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
  99. , Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982.-318 с.
  100. , Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Назайкинский. М.: Владос, 2003.-248 с.
  101. , JI. / Л. Ноно, отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая // Слово композитора. По материалам второй половины XX века: Сборник трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — Вып. 145. — С. 36−50.
  102. , Г. П. Два этюда о творческом процессе Бориса Тищенко / Г. П. Овсянкина, ред.-сост. Е. В. Вязкова, Э. П. Федосова // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов № 155. М.: РАМ им. Гнесиных., 1999. — Вып. 3. — С. 114−133.
  103. , Г. П. Фортепианные сонаты Бориса Тищенко: Исследовательский очерк / Г. П. Овсянкина. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — 154 с.
  104. , А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. Коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. Л.: Музыка, 1979. — 264 с.
  105. , Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов. 2-е изд., испр. — СПб.: Композитор, 2005. — 440 с.
  106. , Н. Л. Содержание и форма в музыке / Н. Л. Очеретов-ская. Л.: Музыка, 1985. — 112 с.
  107. , Ю. И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века / Ю. И. Паисов. М.: Сов. композитор, 1977. -166 с.
  108. , А. Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия / А. Н. Папенина. СПб.: СПбГУП, 2008. -152 с.
  109. , С. М. Закономерности развития художественного мышления: Музыкологический историко-теоретический аспект / С. М. Петриков. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.-251 с.
  110. , С. М. Закономерности современного музыкального композиционного мышления: Учебное пособие к спецкурсу / С. М. Петриков. -Новосибирск: НГПИ, 1992. 143 с.
  111. Раппопорт, J1. Г. Витольд Лютославский / Л. Г. Раппопорт. М.: Музыка, 1976.- 136 с.
  112. , Р. Тональность в современной музыке / Р. Рети. Л.: Музыка, 1968.- 131 с.
  113. , М. И. Основы музыкального анализа: Учебное для студентов пед. высших учебных заведений / М. И. Ройтерштейн. М.: Вла-дос, 2001.- 112 с.
  114. , Я. Ю. Благозвучие: объективные предпосылки консонантности в музыке / Я. Ю. Росс. СПб.: Европ. ун-т в Санкт-Петербурге, 2006. — 128 с.
  115. , Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 2004. — 300 с.
  116. , Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века / Е. А. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания: Сборник статей. М.: Музыка, 1976. — С. 146−206.
  117. , Л. В. Гармония XX века: Учебное пособие для историко-теоретико-композиторских факультетов муз. вузов / Л. В. Саввина. -Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. 260 с.
  118. , Л. В. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики / Л. В. Саввина. Астрахань: АИПКП, 2009. — 320 с.
  119. , Л. В. Наблюдения над гармонией XX века: вопросы истории и теории / Л. В. Саввина. Ростов: АНТ, 2002. — 154 с.
  120. , В. В. Дождаться музыки. Лекции беседы. По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым / В. В. Сильвестров. — К.: Дух и Литера, 2010. — 368 с.
  121. Синтаксис // Новый словарь иностранных слов. 3-е изд. — М: Азбуковник, 2008.-С. 773.
  122. Синтаксис // Философия. Энциклопедический словарь. М.: Гардари-ки, 2006.-С. 770−771.
  123. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функция / М. С. Скребкова-Филатова. М.: Музыка, 1985.-285 с.
  124. Слово композитора. По материалам второй половины XX века: Сборник трудов / Отв. ред. и сост. Н. С. Гуляницкая. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 145.-104 с.
  125. , С. М. Мысли о композиторском ремесле / С. М. Слонимский. СПб.: Композитор, 2006. — 24 с.
  126. , А. С. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчества: Исследование / А. С. Соколов. М.: Музыка, 1992. — 230 с.
  127. , А. С. Введение в музыкальную композицию XX века: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. Учебное заведений / А. С. Соколов. М.: Владос, 2004. — 230 с.
  128. , О. В. О принципах структурного мышления в музыке / О. В. Соколов, сост. и ред. М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей.- М.: Музыка, 1974. С. 153−176.
  129. Соссюр, де Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. М.: Либир-ком, 2009. — 256 с.
  130. , И. В. Музыкальная форма: Учебник / И. В. Способин. 7-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 400 с.
  131. Структура // Советский энциклопедический словарь. М.: Советскаая. энциклопедия, 1984.-С. 1276.
  132. Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. В. С. Ценова. Музыка, 2007. — 624 с.
  133. , Ю. Н. и др. Музыкальная форма: Учебник для муз. училищ / Ю. Н. Тюлин и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Музыка, 1974. — 359 с.
  134. , Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии / Ю. Н. Тюлин. -4-е изд. СПб.: Композитор, 2006. — 212 с.
  135. , Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации / Ю. Н. Тюлин. М.: Музыка, 1976. — 165 с.
  136. , П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-324 с.
  137. , В. П. Учебник полифонии / В. П. Фраёнов. М.: Музыка, 2006.-206 с.
  138. , П. М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку / П. М. Хамель. М.: Классика XXI, 2007. — 248 с.
  139. , Ю. Н. Введение в музыкальную форму / Ю. Н. Холопов. М.: Московская гос. консерватория им. П. П. Чайковского, 2006. — 432 с.
  140. , Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенке-ра / Ю. Н. Холопов. М.: Композитор, 2005. — 160 с.
  141. , Ю. Н. Очерки современной гармонии: Исследование / Ю. Н. Холопов. М.: Музыка, 1974. — 286 с.
  142. , Ю. Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана / Ю. Н. Холопов. М.: Композитор, 2006. — 67 с.
  143. , Ю. Н. Тональность // Муз. энциклопедия. М.: Музыка, 1991. — С. 548−549.
  144. , Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество / Ю. Н. Холопов, В. Н. Холопова. М.: Сов. композитор, 1984. — 319 с.
  145. , В. Н. Форма музыкальных произведений: Учебное пособие / В. Н. Холопова. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2006. — 496 с.
  146. , В. Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. М. Композитор, 2008. — 230 с.
  147. , В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин / В. Н. Холопова. М. Композитор 2000. — 320 с.
  148. , В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учебное пособие / В. Н. Холопова. 2-е изд. — СПб.: Планета музыки- Лань, 2010. — 368 с.
  149. , А. Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна: Автореф. дис.. канд. иск. / А. Л. Хохлова. М., 2009. — 25 с.
  150. Хронотоп // Новейший БЭС: Энциклопедический словарь. М.: Рипол Классик, 2010.-С. 1975.
  151. , В. А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы / В. А. Цуккерман. -М.: Музыка, 1980. 296 с.
  152. , В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1974. — 243 с.
  153. , В. А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы: Учебник / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1984. — 214 с.
  154. , В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. М.: Сов. композитор, 1970. — Вып. 1. — 559 с.
  155. , М. А. Музыкально-теоретическая система К. Штокхаузена: Лекция по курсам «Музыкально-теоретические системы», «Современная гармония» / М. А. Чаплыгина. М.: ГМПИ, 1990. — 96 с.
  156. , М. Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке: Учебное пособие. Ч. 1: От истоков до классического периода / М. Р. Черная. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. -200 с.
  157. , М. Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке: Учебное пособие. Ч. 3: Музыка первой половины XX века / М. Р. Черная. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. -184 с.
  158. , М. Р. Пианист и фигурационное письмо: Монография / М. Р. Черная. Тверь, 2005. — 120 с.
  159. , М. Р. Традиционное и индивидуальное в клавирной музыке и камерных ансамблях с клавиром В. А. Моцарта: Монография / М. Р. Черная. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. — 96 с.
  160. , А. Основы музыкальной композиции / А. Шёнберг. М.: МГК, 2000.-231 с.
  161. , А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / А. Шёнберг / Составление, переводы, комментарии Н Власовой и О. Лосевой. М.: Композитор, 2006. — 528 с.
  162. , Г. Свободное письмо. Новые музыкальные теории и фантазии III / Г. Шенкер. Красноярск: КГАМиТ, 2003. — Том 1. — 152 с.
  163. , А. Г. Третья часть «Симфонии» Л. Берио / А. Г. Шнитке // Шнитке. А. Г. Статьи о музыке. М.: 2004. — С. 88−91.
  164. , Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором / Д. И. Шульгин. 2-е изд. — М.: Композитор, 2004. — 210 с.
  165. , Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского. Монографическое исследование / Д. И. Шульгин. 2-е изд. — М., 2009. -571 с.
  166. , Д. И. Теоретические основы современной гармонии. Учебное пособие для спец. курсов муз. вузов и колледжей / Д. И. Шульгин. М.: 1994.-376 с.
  167. , К. И. Теоретический очерк полифонии свободного письма / К. И. Южак. Петрозаводск: Карелия, 1990. — 84 с.
  168. Babbitt, М. Set Structure as a Compositional Determinant / M. Babbitt // Journal of Music Theory 5, no. l, Spring 1961. pp. 72−94.
  169. Berry, W. Form in Music / W. Berry. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1966.-472 p.
  170. Brindle, R. S. The New Music: The Avant-garde since 1945 / R. S. Brindle. Oxford University Press, 1975. — 222 p.
  171. Brindle, R. S. Serial Composition / R. S. Brindle. Oxford: Oxford University Press, 1966.-210 p.
  172. Cage, J. Silence: Lectures and Writings / J. Cage. Wesleyan University Press, 1973.-276 p.
  173. Cope, D. New music composition / D. Cope. New York: St. Martins Press, 1977.-210 p.
  174. Cowell, H. New musical resources / H. Cowell. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 177 p.
  175. Forte, A. Structure of Atonal Music / A. Forte. New Haven: Yale University Press, 1973.-224 p.
  176. Forte, A. The atonal music of Anton Webern / A. Forte. New Haven: Yale University Press, 1998. — 402 p.
  177. Green, D. M. Form in Tonal Music. An Introduction to Analysis / D. M. Green. Fort Worth, TX: Holt, Rinehart and Winston, 1965. — 320 p.
  178. Griffiths, P. Modern Music and After. Directions since 1945. Oxford University Press, 1995. 373 p.
  179. Griffiths, P. A Concise History of Modern Music. A Concise History from Debussy to Boulez / P. Griffiths. Thames and Hudson. Great Britain, 1978. -216 p.
  180. Griffiths, P. Gyorgy Ligeti: The Contemporary Composers Series / P. Griffiths. Robson Books LTD. London, 1983.- 128 p.
  181. Hindemith, P. The Craft of Musical Composition. Book I: Theoretical Part / P. Hindemith. English translation by Arthur Mendel. Revised Edition. -London: Schott, 1945. — 223 p.
  182. Kaczynski, T. Conversations with Witold Lutoslawski / T. Kaczynski. -First published by Polskie Wydawnictwo Muzyczne in 1972. Translated from the polish by Yolanta May. London: Chester Music, 1995. — 152 p.
  183. Karkoschka, Er. Notation in new music: a critical guide to interpretation and realization / Er. Karkoschka. Wien: Universal, 1972. — 183 p.
  184. Lambert, P. The Music of Charles Ives / P. Lambert. New Haven: Yale University Press, 1997. — 244 p.
  185. Lambert, P. Ives Studies / P. Lambert. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 300 p.
  186. Leichtentritt, H. Musical Form / H. Leichtentritt. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. — 467 p.
  187. Lester, J. Analytic Approaches to Twentieth-century Music / J. Lester. -New York: Norton, 1989. 303 p.
  188. Lewin, D. Musical Form and Transformation: Four Analytic Essays / D. Lewin. New Haven: Yale University Press, 1993. — Reprinted, with a foreword by Edward Gollin, New York: Oxford University Press, 2007. — 168 p.
  189. Ligeti G. Gyorgy Ligeti in Conversations with Peter Varnai, Josef Hausier, Claude Samuel and Himself / G. Ligeti. London: Eulenburg, 1983. — 140 p.
  190. Machlis, J. Introduction to Contemporary Music / J. Machlis. 2nd edition. — New York: Norton 1979. — 694 p.
  191. McCuthan, T. The Muse that Sings: Composers speak about the Creative Process / T. McCuthan. Oxford University Press, 1999. — 228 p.
  192. Messiaen, O. Mon Language Musicale / O. Messiaen / engl, transi, by John Satterfield. Paris: Alphonse Leduc, 1956. — 74 p.
  193. Moore, D. A guide to musical styles from madrigal to modern music / D. Moore. New York: Norton, 1962. — 354 p.
  194. Morgan, R. P. Twentieth-century Music: A History of Musical Style in Modern Europe and America / R. P. Morgan. New York: Norton, 1991. -554 p.
  195. Murail, T. The Revolution of Complex Sounds / T. Murail / translated by Joshua Cody // Contemporary Music Review, Vol. 24, No. 2/3, April / June 2005.-pp. 121−135.
  196. Murail, T. Target practice / T. Murail / transi, by Joshua Cody // Contemporary Music Review. Vol. 24, No. 2/3, April / June 2005. pp. 149−171.
  197. Nyman, M. Experimental Music: Cage and Beyond / M. Nyman. 2nd Edition. — Cambridge University Press, 1999. — 153 p.
  198. Perle, G. The listening composer / G. Perle. Berkeley: University of California Press, 1990. — 202 p.
  199. Perle, G. Serial Composition and Atonality. An Introduction to the Music ofth
  200. Schoenberg, Berg and Webern / G. Perle. 6 ed., rev. — Berkeley etc.: University of California Press, 1991. — 158 p.
  201. , V. 20th Century Harmony / V. Persichetti. New York: Norton: Farber & Farber, 1961.-287 p.
  202. Rahn, J. Basic Atonal Theory / J. Rahn. New York: Schirmer, 1980. — 158 P
  203. Rameau, J. P. A treatise on Musical Composition, containing the Principles of Composition. 2nd Edition. — Dublin, 1773.- 183 p. th
  204. Ratner, L. G. Ars Combinatoria. Chance and Choice in the 18 century Muthsic / L. G. Ratner // Studies in the 18 century Music. London, 1970. — pp. 341−362.
  205. Reti, R. The Thematic Process in Music. London: Farber & Farber, 1961. 362 p.
  206. Reti, R. Thematic Patterns in Sonatas of Beethoven / R. Reti / Edited by Deryck Cooke. London: Faber & Faber, 1967. — 204 p.
  207. Reti, R. Tonality, atonality, pantonality / R. Reti. London: Barrie & Rock-liff, 1958.- 166 p.
  208. Rosen, Ch. Sonata Forms / Ch. Rosen. 2nd edition. — New York: Norton, 1988.-415 p.
  209. Rothgeb, J. Some uses if Mathematical Concepts in Theories of Music / J. Rothgeb // Journal of Music Theory, Vol. 10, No. 2, winter 1966. pp. 200 215.
  210. Rufer, J. Composition with 12 notes related only to one another / J. Rufer / Engl, transi., 1954. London: Rockliff, 1954. — 218 p.
  211. Russo, W. Composing Music: A New Approach / W. Russo. Chicago University Press, 1983.-230 p.
  212. Sessions, R. Questions about music / R. Sessions. New York: Norton, 1971.- 166 p.
  213. Sessions, R. The experience of composer, performer, listener / R. Sessions. -New Jersey: Princeton University Press, 1950. 127 p.
  214. Schenker, H. Free Composition (Der freie Satz). Volume III of New Musical Theories and Fantasies / H. Schenker / translated and edited by Ernst Oster. -Longman, New York and London, 1979. 146 p.
  215. Schoenberg, A. Fundamentals of Musical Composition / A. Schoenberg / edited by Gerald Strang with the collaboration of Leonard Stein. London: Fa-ber&Faber, 1967.-224 p.
  216. Schoenberg, A. Models for beginners in composition: music examples, syllabus, and glossary / A. Schoenberg. New York: Schirmer, 1943. — 45 p.
  217. Schoenberg, A. Style and Idea: Selected writings of Arnold Schoenberg / A. Schoenberg. London: Faber & Faber, 1975. — 559 p.
  218. Schoenberg, A. Theory of Harmony / A. Schoenberg. London: Faber & Faber, 1978.-441 p.
  219. Searle, H. Twentieth Century Counterpoint: A Guide for Students / H. Searle. New York: John de Graff, 1954. — 158 p.
  220. Stein, L. Structure and style. The study and analysis of musical forms / L. Stein. Evanston, IL: Summy-Birchard, 1962. — 266 p.
  221. Strauss, J. Introduction to Post-Tonal Theory / J. Strauss. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 2005. — 273 p.
  222. Stucky, St. Lutoslawski and his Music / St. Stucky. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. — 252 p.
  223. Webern, A. The path to the new music / A. Webern. London: Theodore Presser: Universal, 1963. — 67 p.
  224. Whittall, A. Musical Composition in the Twentieth Century / A. Whittall. -Great Britain: Oxford University Press, 1999. 419 p.
  225. Williams, A. New music and the claims of modernity / A. Williams. England: Ashgate, 1997. — 163 p.
  226. Xenakis, I. Formalized music: thought and mathematics in music /1. Xena-kis. Stuyvesant, NY: Pendragon Press. — 387 p.
  227. Интервью Грудннкина А. с американским физиком Митио Каку: Опишите телепатию в трех уравнениях с дискриминантом! Что думают серьезные физики о мире непознанного / М. Каку // Известия науки. 24.04.09. http://www.inauka.ru/analysis/article91709.html
  228. Комбинаторика в математике. http://e-science.ru/math/theory/?t=634
  229. Schoffman, N. Serialism in the Works of Charles Ives / N. Schoffman // Tempo, New Series, No. 138. Cambridge University Press, Sep., 1981. — pp. 21−32. http://www.istor.org/stable/946 249
  230. Глоссарий понятий и терминов341. Алгоритмическое мышление
  231. Алгоритмы развития могут быть разного вида и нести разное функциональное значение, а также могут иметь отношение к разным структурным
  232. Термин заимствован из теории информатики.
  233. Не лишним будет напомнить, что термин конструктивизм привнесен в музыку из изобразительного искусства. Одним из основоположников конструктивизма стал российский живописец, график, дизайнер и театральный художник В. Е. Татлин.
  234. В музыковедении понятие хронотоп впервые вводится В. П. Бобровским. В труде «Тематизм как фактор музыкального мышления» 17, с. 123.
  235. Р. А. Зобов и А. М. Мостепаненко, выявили три слоя хронотопа: физический, концептуальный и перцептуальный. 53, с. 23. К. И. Южак сформулировала их как синтаксическое, концептуальное и перцептуальное время-пространство 181, с. 77.
  236. КХ можно понимать в трех смыслах:
  237. В индивидуализированном концептуальном пространстве композитором избираются определенные варианты структурирования из многочисленных вариантов, предложенных данным музыкальным языком.
  238. Хроногеометрическая модель КП состоит из совокупности следующих координат:
  239. Концептуально-пространственная координата — взаимосвязь элементов в некой абстрагированной вневременной модели. Данная ось позволяет охватить всю концепцию с ее установками, моделями и алгоритмами.
  240. Многомерный концептуальный хронотоп глобального музыкального универсума заполнен неравномерно и неравноправными музыкальными универсумами. Он представляется в виде тонального универсума и обволакивающего его некоего «хаоса» из атональных элементов.
  241. Мышление современного композитора обусловлено многомерностью явлений и в итоге теоретически бесконечный многомерный концептуальный хронотоп глобального музыкального универсума преломляется в индивидуализированном концептуальном пространстве.
  242. Применение элементов и технологических методов из разных систем стало началом постепенного процесса осознания всеобщей взаимосвязи элементов не только в рамках ТУ, но и в мире в целом как глобальной сети (network).1. Музыкальный универсум
  243. Мажоро-минорный универсум (ладо)-тональный универсум (ТУ)это весь мажоро-минорный системный мир с его концепцией и законами, языковой и стилистической спецификой и атрибутикой.
  244. Одномерное КП (ОКП) концептуальное время-пространство базирующиеся на концепции одной «закрытой» системы, исключающей проникновение чужеродных элементов в свое концептуальное пространство. (Например, мажоро-минорный универсум).
  245. Информационно-структурный инвариантный комплекс синтаксическое построение, состоящее из двух или более синтаксических единиц.1. Структурная комбинаторика
  246. С применением СК целостность может достигаться в одном произведении как на уровне сочетания разных типов музыкально-композиционного мышления, так и на уровне разных языков.
  247. Термин «процессор» метафоричен. Он подразумевает своего рода системный вычислительный центр наподобие компьютерного процессора.
  248. PERFOAMABLE ALSO AS CHAMBER MUSIC)
  249. SOUTHERN MUSIC PUBLISHING CO. INC.1. PEER MUSIKVERLAG G.M.B.H.1. NEW YORK1. HAMBURG1. FOREWORD
  250. Flute III (or Oboe) Flute IV (or Clarinet)
  251. Trumpet (or English Horn, or Oboe or Clarinet)1. Violin I Violin II Viola
  252. Violoncello (8va Contrabass)1. DURATION: About 8 minutes41. The Unanswered Question1. CHARLES E. IVES1908) n1. Flutes (or Oboe) 1prClarinet) Eiip1. Trumpet (orEnglishHorn, or Oboe, or Clarinet)1. Violin I
  253. Violin 1 ViolaVioloncello (j&va Contrabass)
Заполнить форму текущей работой