Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки
Диссертация
В то же время в философии, психологии, педагогике, социологии, кибернетике, синергетике, аксиологии, акмеологии и других науках накоплен значительный научный потенциал, способный служить базой в определении концептуальных основ формирования коммуникативной культуры современных учителей и разработке соответствующей инновационной практики. Так, в философии нашло освещение становление… Читать ещё >
Содержание
- 1. Научно-теоретические предпосылки формирования коммуникативной культуры современного учителя
- 1. 1. Сущность коммуникации как гуманитарного общественного и индивидуально-личностного явления
- 1. 2. Коммуникативная культура как интегративное духовно-гуманистическое качество коммуникации
- 1. 3. Образование как культурно-коммуникативное пространство
- Выводы по главе
- 2. Коммуникативная культура учителя как объект системного исследования
- 2. 1. Коммуникация как общенаучная категория
- 2. 2. Коммуникативная культура как системообразующий компонент общей и профессиональной культуры учителя
- 2. 3. Коммуникативная составляющая в профессионально-педагогической деятельности учителя
- 2. 4. Концептуальная система изучения и формирования коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
- Выводы по главе
- 3. Эмпирическое и теоретико-прикладное исследование особенностей коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
- 3. 1. Организация и методика исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
- 3. 2. Общая характеристика реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
- 3. 3. Особенности коммуникативной культуры студентов, поступающих на учебу из городов и сельских районов Республики Татарстан
- 3. 4. Особенности коммуникативной культуры студентов основных национально-этнических групп Татарстана — русских и татар
- 3. 5. Особенности коммуникативной культуры студентов — юношей и девушек тендерный аспект)
- Выводы по главе
- 4. Проектирование модели, разработка и реализация технологии формирования коммуникативной культуры современного учителя
- 4. 1. Коммуникативный аспект компетентностного подхода к высшему профессиональному педагогическому образованию
- 4. 2. Образовательный стандарт высшего педагогического образования как основа формирования коммуникативной культуры будущего учителя (с позиции компетентностного подхода)
- 4. 3. Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры современного педагога
- 4. 4. Организационно-методическое обеспечение вузовской технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя
- 4. 5. Реализация технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя с учетом социально-культурной дифференциации студентов и мониторинг ее результатов
- Выводы по главе
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. — М.: Педагогика, 1990. 139 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Абдульханова К.А. Акмеология: Учебник / К. А. Абдульханова, О. С. Анисимов, П. В. Беспалов, У.А. Винокурова- Под общей ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2004. — 688 с.
- Актуальные проблемы культуры XX в. / Под ред. В. И. Добрынина. -М., 1993.- 190 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Андреев А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 4−11.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 238 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 607 с.
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационный прогностический курс: Учеб. Пособие / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
- Анисимов О.С. Методология культуры педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. — 415 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197с.
- Апель К.-О. Априори коммуникативного сообщества и основания этики / К.-О. Апель // Трансформации философии. — М.: Логос, 2001. — С. 236−337.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158с.
- Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа.- 2001. -№ 11−12.-С. 32−35.
- Асташова H.A. Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели технология развития: Дисс.. д-ра пед. наук / H.A. Асташева. Брянск, 2001. — 459 с.
- Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Аухадеева. Казань, 1994. — 20 с.
- Аухадеева Л.А. Подготовка будущего учителя- структурное исследование коммуникативной культуры / Л. А. Аухадеева // Интеграция образования. 2006. — № 2. — С. 40−47.
- Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза Текст. / Л. А. Аухадеева. М.: ВИНИТИ, 2006. — 224 с.
- Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования Текст. / Л. А. Аухадеева. — Казань: КГУ, 2006.-164 с.
- Аухадеева Л. А. Формирование культуры коммуникативной деятельности как приоритетное направление подготовки учителя Текст. / Л. А. Аухадеева // Вестник высшей школы. М., — 2006. — № 11. — С. 16—20.
- Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура «городских» и «сельских студентов» / Л. А. Аухадеева // Высшее образование в России. — 2006.-№ 8.-С. 84−88.
- Аухадеева Л.А. Отличительные особенности коммуникативной культуры студентов педагогического вуза Республики Татарстан / Л.А. Аухадеева//Регионология. -2006. -№ 3. — С. 161−169.
- Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза Текст. / Л. А. Аухадеева // Высшее образование сегодня. М., — 2006. — № 11. — С. 54−56.
- Аухадеева Л.А. Особенности коммуникативной культуры татарских и русских студентов / Л. А. Аухадеева // Высшее образование в России.-2006.-№ 12.-С. 105−111.
- Аухадеева Л. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза Текст. / Л. А. Аухадеева // Педагогика. — М., -2007.-№ 4.-С. 63−66.
- Аухадеева Л. А. Формирование и развитие коммуникативной культуры педагога Текст. / Л. А. Аухадеева // Дополнительное образование и воспитание. М., — 2007. — № 5. — С. 8−12.
- Аухадеева Л. А. Исследование коммуникативной культуры будущего учителя тендерный аспект Текст. / Л. А. Аухадеева // Интеграция образования. — Саранск, — 2007. — № 1. — С. 40−49.
- Аухадеева JI. А. Коммуникативная культура и мастерство учителя: учебно-метод. пособ. Текст. / Л. А. Аухадеева. Казань: I I I ПУ, 2008. — 45 с.
- Бахтин М.М. Философская культура XX века / М. М. Бахтин. С.-Пб., 1991.-Вып. 1.-128 с.
- Бгажноков Б.Х. Личностно- и социально- ориентированное общение / Б. Х. Бгажноков // Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. Москва, 1972.-С. 92 — 94.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. С.-Пб.: Радом, 1997. -226 с.
- Бенин В.Л. Педагогическая культура: её содержание и специфика / В. Л. Бенин. Уфа: БГПУ, 1994. — 144 с.
- Бердяев H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М.: Международные отношения, 1990. — 334 с.
- Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1991. — 382 с.
- Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 479 с.
- Бердяев H.A. Избранные произведения. Судьба России. Самопознание / H.A. Бердяев. Ростов на Дону: Феникс, 1997. — 544 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Э. Берн. С.-Пб: ACT, 1996. — 400 с.
- Берштейн H.A. Физиология движений и активность / H.A. Берштейн. М.: Наука, 1990. — 496 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Ин-та проф. обр-ия МО России, 1995. — 276 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1991. 412 с.
- Бикмухаметов P.K. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития: дис.. д-ра пед. наук / Р. К. Бикмухаметов. — Казань, 2004 — 430 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности / A.A. Бодалев // Педагогика. 1990. — № 5. — С. 77−81.
- Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения /A.A. Бодалев // Педагогика. 1990. -№ 12. — С. 65−71.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / Л. А. Бодалев. М.: Наука, 1998. — 165 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1995.-352 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. -Ростов н/д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
- Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е. В. Бондаревская // Славянская педагогическая культура. — 2006. -№ 5. -С. 45−53.
- Болотова В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление / В. А. Болотова. -Волгоград: Перемена, 2001. 266 с.
- Большая Советская Энциклопедия. М. — 1972. — С. 307−310.
- Борисенков В.П. Глобализация и современное поликультурное образование / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк // Славянская педагогическая культура. 2006. — № 5. — С. 5−9.
- Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985−2005 годы) / В. П. Борисенков // Известия Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского. 2006. — № 4. — С. 5−19.
- Бороздина В.Г. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд. / В. Г. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 295 с.
- Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 9−17.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М., 1994. — 60 с.
- Бубер М. Проблемы человека. Перспективы / М. Бубер // Лабиринты одиночества. М.: Высшая школа, 1989. — 215 с.
- Бубер М. Я и ТЫ / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. П. Буева // Aima mater. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Буева Л.П. Философия, культура и образование (материалы круглого стола) / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С.3−55.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека / К. Я. Вазина. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3 — 8.
- Ваттимо Дж. Прозрачное общество / Дж. Ваттимо. М.: Логос, 2003.- 125 с.
- Введение в педагогическую культурологию / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1996. — 170 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Виленский М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. М.: Прометей, 1993. — 115 с.
- Вилькеев Д.В. Педагогическая психология: Курс лекций. Казань: Изд-во Казан, пед. ун-та, 2001. — 262 с.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учебное пособие для студентов пединститутов / Д.В. Вилькеев- Казанск. гос. пед. ин-т. — Казань, 1992. 108 с.
- Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Пер с англ. М.: Наука, 1983. — С. 429.
- Винер Н. Кибернетика и общество. Волновые процессы в общественном развитии / Н. Винер. Новосибирск: Наука, 1992.-227 с.
- Волович JI.A. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан / JI.A. Волович. Казань, 1995. — 41 с.
- Волович JI.A. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения / J1.A. Волович. Казань, 1999. — 104 с.
- Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии. Изд. 2-е. / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. -М.: Магистр, 1999. 112 с.
- Выготский JI.C. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. /Л.С. Выготский- Ред.: В. К. Давыдова — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. -М.: Инс-т практич. псих-и, 1996. 512 с.
- Высшее образование в XX веке: подходы и практические меры (Заключительный доклад Всемирной конференции по высшему образованию). ЮНЕСКО. Париж, 5−9 октября 1998.
- Габдуллин Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, пед. ун-та, 2004. — 463 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — С. 16 — 45.
- Гайденко П.П. Человек и история в свете философии коммуникации К. Ясперса / П. П. Гайденко // Человек и его бытие как проблема современной философии. -М.: Мысль, 1987. С. 102−135.
- Гегель Г. Философия религии: в 2 т. Т. 2. / Г. Гегель. М.: Мысль, 1977.-573 с.
- Гегель Г. Философия религии: в 2 т. Т. 1 / Г. Гегель. — М.: Мысль, 1975.-532 с.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование: учебное пособие для студентов / Б. С. Гершунский. М., 1996. -142 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Моск. психолого-социальн. ин-т- Флинта, 1998. — 432 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский М.: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1997. — 120 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Внедрение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога / С. Гильманов // Народное образование. 1999. — №½. — С. 197−201.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства / В. И. Гинецинский // Педагогика. 1997. -№ 3. — С.10−15.
- Горбачев В.В. Концепции современного естествознания / В. В. Горбачев, В. М. Безденежных. М.: Экономист, 2004. — 446 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: ГК РФ по высшему образованию, -1995.-35 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: МО РФ, 2000. — 32 с.
- Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — Калининград: Калинингр. Ун-т, 2000. 572 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. 200 с.
- Громова Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений и этнической толерантности: теория и практика: монография / Е.М. Громова- Ред.: A.M. Булынина. — Ульяновск: «Симбирская книга», 2006. 188 с.
- Гулыга A.A. Кант. 3 изд. / A.A. Гулыга. — М.: Соратник, 1994. -304 с.
- Гулыга A.A. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6 т. /
- A.A. Гулыга, Т.И. Ойзерман- Под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль. — 1966. — т. 5.-564с.-С. 161.
- Гуревич П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспект Перес, 1995.-288 с.
- ЮЗ.Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие / Л. И. Гурье: Казан.гос.технол.ун-т. Казань, 2004. — 212 с.
- Гурье Л.И. Интегративные основы инновационного процесса в высшей образовательной школе: монография / Л. И. Гурье, A.A. Кирсанов,
- B.В. Кондратьев, И.Э.Ярмакеев- под ред. В. В. Кондратьева. М.: ВИНИТИ, 2006.-288 с.
- Гусева Н.В. Культура. Цивилизация. Образование / Н. В. Гусева. -М, 1992. -218 с.
- Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. Н. Турчанинова. М.: Логос, 2003. — 248 с.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С.64−89.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
- Давыдов B.B. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1996. 298 с.
- Дани люк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 4. — С.26−28.
- Ш. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. / Ж. Делор. — UNESCO, 1996.
- Деркач A.A. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Издательство РАТС, 1993.- 168 с.
- Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности: В кн.: Психология формирования и развития личности / И. А. Джидарьян. М., 1981.-С. 127−159.
- Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования / О. В. Долженко // Вестник высшей школы. — 1996. № 1. — С.21−27.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
- Дубинин Н.П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. М.: Мысль, 1983.-204 с.
- Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. — Екатеринбург: Наука, 1998. 312 с.
- Дульнев Г. Н. Введение в синергетику / Г. Н. Дульнев. С.-Пб.: Проспект, 1997. -256 с.
- Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи. М.: Идея-Пресс, 2002.- 159 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.. д-ра псих, наук / Ю. Н. Емельянов. Л., 1991. — 380 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 1, 2 / Б. С. Ерасов. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 4.1. — 380 с, — Ч. 2. — 239 с.
- Есарёва З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / З. Ф. Есарёва.-Д., 1975.-35 с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный поход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 204. — № 4. — С. 23−29.
- Зимняя И.А. Педагогическое общение как форма реализации учебного сотрудничества преподавателя и студентов / И. А. Зимняя // Психология обучения неродному языку. -М.: Русский язык, 1989. — С. 42−60.
- Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, H.A. Морозова. М.: ИЦПКПС, 1999. — 66 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 5. — С. 34−42.
- Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика // Г. И. Ибрагимов. — Казань: Матбугат Йорты, 1998. — 327 с.
- Ибрагимов Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950−1990гг.): Автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Г. И. Ибрагимов. Казань, 1993. — 41с.
- Ибрагимова Е.М. Непрерывная допрофессиональная профессиональнаяподготовка учителя. Монография. Казань: Изд-во КГПУ, 1999.-211 с.
- Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы / В. Г. Иванов. Казань: Карпол, 1997. — 258 с.
- Иконникова С.И. Диалог о культуре / С. И. Иконникова М.: Политиздат, 1987. — 204 с.
- Ильин И.А. Основы христианской культуры: собр. соч.: в 10 т. -Т.1. / И. А. Ильин. М.: Рус. кн., 1993. — 398 с.
- Ильин ИА. Путь к очевидности: собр. соч.: в 10 т. Т.4. / И. А. Ильин — М.: Республика, 1993.-430 с.
- Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни / Под ред. Л. А. Воловича. Казань, ИССО РАО, 1996. — 116 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -208 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган. С.-Пб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. Грозный: Чечено-инг. кн. изд-во, 1976. — 286 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Кант И. Соч.: в 6 т. / A.A. Гулыга, Т.И. Ойзерман- Ред.: В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1966. — Т. 5. — 564 с.
- Кант И. Соч.: в 6 т. / под общ. ред. A.A. Гулыга, Т.И. Ойзерман- Под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль. — 1966. — Т. 4. 4.1. — 544 с.
- Кант И. О педагогике / Пер. с нем. М., 1964. — 126 с.
- Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы / М. С. Кветной. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1974. — 224 с.
- Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / П. Кеннеди. — М.: Весь мир, 1997.-480 с.
- Кертман Л.Е. Проблемы философии культуры / Л. Е. Кертман. — М.: Высшая школа, 1989. 115 с.
- Кидрон A.A. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дисс. канд. психол. наук / A.A. Кидрон. Л., 1981. — 19 с.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности школьников / A.A. Кирсанов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. — 206 с.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1982.-224 с.
- Кирсанов A.A. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / A.A. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанск. гос. технол. ун-та, 2000. — 229 с.
- Кирсанов A.A. Проектирование новых квалификационных требований к подготовке специалистов адаптивного типа: монография / A.A. Кирсанов- Казанск. гос. технолог, ун-т. Казань: 2003. — 288 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. -Рига: НПЦ «Эксперимент», 1994. 176 с.
- Князева E.H. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / E.H. Князева, С. П. Курдюмов. М: Наука, 1994. — 240 с.
- Коган H.JI. Теория культуры / H.JI. Коган. Екатеринбург, 1993. — 256 с.
- Колетвинова Н.Д. Развитие профессионального общения будущего учителя / Н. Д. Колетвинова. Казань: ТаРИХ, 2002. — 204 с.
- Колетвинова Н. Д. Дидактическая система развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов педагогических вузов: автореф. дис. д-ра. пед. наук / Н. Д. Колетвинова. — Казань, 2007. 41с.
- Комаров В.П. Формирование культуры межнационального общения: Дис.. канд. пед. наук / В. П. Комаров. Казань, 1990. — 199 с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С.46 — 57.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.-24 с.
- Костикова И.В. Введение в тендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / И. В Костикова, A.B.
- Митрофанова, Ю.В. Градскова, Е.З. Година- Под ред. И. В. Костиковой. — М.: Аспект Пресс, 2005. 255 с.
- Костикова М.Н. Обновление высшего образования в условиях реализации многоуровневой системы педагогического образования / М. Н. Костикова, П. К. Одинцов // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1994. — 65 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Прогресс, 1977. — 262 с.
- Коул М. Культура и мышление / М. Коул. М.: Прогресс, 1997. — 431 с.
- Кравченко А.И. Культурология: учеб. / А. И. Кравченко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -288 с.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
- Краевский В.В. Методология педагогической науки / В. В. Краевский. М.: Школьная книга, 2001. — 248 с.
- Краевский В.В. Педагогика на книжной полке и в студенческой тетради / В. В. Краевский // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 16−21.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. -М.: Изд-во моек. гос. ун-та, 1991.-191 с.
- Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. С.-Пб.: НОРИНТ, 2004. — 559 с.
- Кузнецова И.С. Иммануил Кант: Пер. на нем. У. Хеккер, У. Рюдегер. -Калинингад: Янтар. сказ, 1998. 108 с.
- Кузьмина Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский // Сов. педагогика. 1982. — № 3. — С.63−66.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности
- Н.В. Кузьмина. Л.: Изд. Ленингр. гос. ун-та, 1970. — 114 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.-117 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н.В. Кухарев- Гомельск. гос. ун-т. Гомель, 1976. — 57 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Кузьмина. -Л., 1965.-39 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин / Н. В. Кузьмина. М.: Рос. академия управ-я, 1993. — 73 с.
- Кульневич C.B. Педагогика личности. 3-е изд. — 4.1: Стратегия и тактика личностного воспитания. — Воронеж, 1997. — 184 с.
- Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1997−92 с.
- Культура: Теории и проблемы. М.: Наука, 1995. -279 с.
- Культурология XX век: словарь. С.-Пб.: Унивеситет. книга, 1997.-630 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическая компетентность как элемент профессиональной культуры учителя / Ю. Н. Кулюткин // Социально-педагогические и психологические проблемы общей и профессиональной культуры учителя. M., 1992. — 54 с.
- Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: 2003. — 605 с.
- Кучеренко Н. Л. Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры будущего учителя в процессе профподготовки: дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Кучеренко. — Москва, 2003. 187 с.
- Ласло Э. Век бифуркаций. Постижение изменяющегося мира. / Предисл. И. Пригожина // Путь. 1995. — № 7. — С. 3−129
- Латинско-русский словарь. М.: Рус. яз. — Медиа, 2003. — 846с.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / М. М. Левина. Минск, 1996. — 232 с.
- Леднев B.C. Содержание образования / B.C. Леднев. — М.: Высшая школа, 1989.-216 с.
- Лекторский В.А. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания / В. А. Лекторский // Вопросы философии. — 1986. — № 7. С.65−69.
- Лекторский В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 4.
- Леонтьев A.A. Речевая деятельность. ЛЭС / A.A. Леонтьев. М., 1990.-206 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура / А. Н. Леонтьев. М., 1961. — 115 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — 2-изд. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики 4-е изд. / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев Д.А. Динамика Смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 13−24.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Лифинцева Н.И. Профессионально-психологическая культура учителя в коррекционно-развивающем обучении / Н. И. Лифинцева. Курск, 1999. -177 с.
- Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: дис.. д-ра. пед. наук / Н. И. Лифинцева. Москва, 2001. — 460 с.
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1983.- 192 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 1981.-213 с.
- Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
- Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль: Рос. открытый ун-т, 199з. — 958 с.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1991.-218 с.
- Лосский Н. О. Избранное / Н. О. Лосский. -М.: Правда, 1991. 338 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. СПб.: Изд.-во «Искусство-СПб», 1994. — 399 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
- Лузянина Л. Л. Педагогические условия развития коммуникативной культуры будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Лузянина. Омск, 2001. — 181 с.
- Луман Н. Общество как социальная система / Н. Луман. — М.: Логос, 2004. 232 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис. М.: ИНИОН РАН, 1992, — 50 с.
- Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. М.: Академ. Проект: Мир, 2005. — 496 с.
- Максимова Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: Дис. к-та пед. наук. / Г. П. Максимова. Ростов н/Д, 2000. — 183 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация / М. К. Мамардашвили //Природа. -1998. -№ 11. -С. 35−43.
- Мамардашвили М.К. Философские чтения / М. К. Мамардашвили. -СПб.: Азбука-Классика, 2002. 832 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. -1995. № 6. — С. 55−63.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Междунар. Гуманит. Фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Масленникова В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога: Дис.. д-ра пед. наук / В. Ш. Масленникова. Казань, 1996.-430 с.
- Масленникова В.Ш. Педагог и культура / В. Ш. Масленникова, В. П. Юдин. Казань: Изд-во КГУ, 1994. — 78 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
- Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефлбук- Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Махмутов М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов. — Казань, 1993. 120 с.
- Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М. И. Махмутов // Педагогика. 2006. — № 10. — С. 91−100.
- Межуев В.М. Проблемы теории культуры / В. М. Межуев М., 1981.
- Мелекесов Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: Дис. д-ра пед. наук / Г. А. Мелекесов. Оренбург, 2003, — 419 с.
- Миронов В.О. О кризисе культуры / В. О. Миронов // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С. 89−112.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя / М. Н. Миронова // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. -С.44−53.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя / JI.M. Митина. -М.: Флинта- Москов. психолого-социал. ин-т, 1998. 200 с.
- Митина JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя / JI.M. Митина. М.: Издат. Центр «Академия», 2004. — 320 с.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−36.
- Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы / Л. М. Митина // Психологическая наука и образование. 1999. — №¾. — С. 5−12.
- Михалевская Г. Н. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях) / Г. Н. Михалевская. — С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. унта, 1993.-56 с.
- Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М.: Прогресс, 1973.-405 с.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика / A.B. Мудрик. М.: Академия, 2000. — 194 с.
- Мудрик A.B. Коммуникативная культура личности: сб. науч. тр. / A.B. Мудрик- АПН СССР, врем, науч.-исслед. коллектив «Школа» // Базоваякультура личности: теоретические и методические проблемы. Москва, 1989. — С.56−67.
- Мухаметзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе / Г. В. Мухаметзянова. Казань: ИССО РАО, 1998. — 128 с.
- Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризации средней и высшей школ / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Информац-й центр ИССО РАО, 1996.-328 с.
- Мычко Е.И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога. Дис. д-ра пед. наук / Е. И. Мычко. С.-Пб, 2002. — 433 с.
- Мышление учителя / Под ред. Ю. Н, Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. 104 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев- Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд-во Института практической психологии, 1995. 356 с.
- Мясников В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ / В. А. Мясников // Педагогика. 1999. — № 1. — С.85−87.
- Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье / В. В. Налимов. -М.:Прогресс, 2000. 344 с.
- Налимов В.В. В поисках иных смыслов / В. В. Налимов. М.: Прогресс, 1993.-230 с.
- Немов P.C. Психология / P.C. Немов. М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989 гг.): Дисс. .д-ра пед. наук / З. Г. Нигматов. -Казань: КГПУ, 1990. 397 с.
- Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / З. Г. Нигматов. — Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003.-271 с.
- Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики / З. Г. Нигматов. М.: Высшая школа, 2004. — 400 с.
- Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
- Новиков A.M. Методология учебной деятельности / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2005.-174 с.
- Новиков A.M. Методология образования. 2-е издание / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2006. — 488 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия- векторы развития / А. Н. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новые ценности образования. — М., 1995. — 176 с.
- Обозов H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия / H.H. Обозов // Психология межличностного познания. — М.: Педагогика, 1981. С. 224−225.
- Обозов H.H. Психологическая культура отношений / H.H. Обозов. -СПб., 1995.-248 с.
- Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Дону, 1995. — 216 с.
- Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра / Под общ. ред. В. И. Байденко и H.A. Селезневой. М.: Исследовательский центр подготовки специалистов. — 2001. — 206 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека- Московск. гос. ун-т. Москва, 1987. — 302 с.
- Орлов A.A. Формирование педагогического мышления / A.A. Орлов // Сов. педагогика. 1990. -№ 1. — С.13−17.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. — 272с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Посвещение, 1991.-286 с.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. — № 3−4. — С. 79−103.
- Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен / П. Н. Осипов. Казань: Карпол, 1995.- 156 с.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Монография. / П. Н Осипов. Казань: Карпол, 1997. — 216 с.
- Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. — 147 с.
- Осухова Н. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий / Н. Осухова // Альма матер. 1991. — № 12. — С. 30−35.
- Парсонс Г. Личность в современном мире / Г. Парсонс. М.: Прогресс, 1996.-265 с.
- Петерсон И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей: Дисс.. канд. пед. наук / И. Р. Петерсон. Ленинград, 1984. — 200с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская: Московск. гос. ун-т. — Москва, 1989.-216 с.
- Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование / В. А. Петровский. 1997. — № 3. -С. 100−109.
- Пидкасистый П.Н. Искусство преподавания / П. Н. Пидкасистый, М. А. Портнов. -М., 1998 -184с.
- Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции: материалы Международного научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения, Москва, 1−2 ноября 2006 г. Бендеры: Полиграфист, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. — 264 с.
- Половникова H.A. Совершенствование профессиональной направленности подготовки учителя / H.A. Половникова // Совершенствование подготовки учителя. Казань, 1980. — С. 5−15.
- Попков В.А., Коржуев A.B. Теория и прктика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, A.B. Коржуев. М.: Академический проект, 2004. — 432с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. / К. Поппер. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 526 с.
- Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1989. — 206 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М. М. Поташник. М.: Просвещение, 1996. — 320 с.
- Пригожий И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986. — 382 с.
- Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. -М.: Образование, 1996. 136 с.
- Прохоров A.M. Советский энциклопедический словарь / A.M. Прохоров. М., 1985.-838 с.
- Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Р. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997, 440 с.
- Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. 224 с.
- Психология с человеческим лицом: Гуманистические перспективы / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. — 378 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. -М. Когито-Центр, 2002. 396с.
- Разумный В.А. Интеграция культуры и образования / В. А. Разумный // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 16−17.
- Разумовский В.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация / В. Г. Разумовский, JT.B. Тарасов // Сов. педагогика. 1988. — № 7. — С. 3−10.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 118с.
- Ризз Г. И. Размышение о педагогической деятельности, культуре, мастерстве / Г. И. Ризз // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 114−116.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. — М.: «Академия Центр», 1995. — 415 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. / Общ. ред. и предисловие И. С. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс,» «Универ», 1994. — 480 с.
- Роджерс K.P. Становление личности / K.P. Роджерс. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.
- Роджерс Э., Коммуникация в организациях: Пер. с англ. / Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс. М.: Экономика, 1980. — 180 с.
- Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление / Б.А. Родионов- Ростовск. гос. ун-т. Ростов н/Д, 1984. — 143 с.
- Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в профессиональной школе: Дис.. д-ра. пед. наук / М. И. Рожков. -Казань, 1989.-354 с.
- Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Уч. пос. для вузов / М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов // Труды исследовательского центра, М., 1991. — 154 с.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования / Н. С. Розов. -М., 1993.-212 с.
- Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования / Н. С. Розов // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 85−88.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — Т. 1. — 608 с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психики / СЛ. Рубинштейн. М.: АПН СССР, 1969. — 354 с.
- Рубинштейн СЛ. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии / СЛ. Рубинштейн // РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 191 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1976. 415 с.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога / В. В. Рыжов. Н. Новгород, 1994. — 183 с.
- Сагатовский В.Н. Структуры деятельности / В. Н. Сагатовский // Закономерности научного познания. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982. — С. 8−22.
- Самоукина Н. Игры коммуникации. / Н. Самоукина // Народное образование.- 1992.-№ 5−6. -С.54−57.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с
- Саранцев Г. И. Реформа высшего педобразования и ее научно методическое обеспечение / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1998. — № 4. — С.54−59.
- Сепир Э. Избранные труды по языказнанию и культурологии / Э. Сепир.-М., 1993.-656 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Изд. корп-я «Логос», 1999. — 272 с.
- Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции / В. В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 2004. 278 с.
- Синергетика и образование. М., 1997. — 212 с.
- Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.: Прогресс-Традиция. 536 с.
- Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1992. — 176 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
- Сластенин В.А. Психологические проблемы подготовки учителя к коммуникативной педагогической деятельности / В. А. Сластенин, Н. В. Тамарина // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 17−21.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 3−8.
- Слободчиков В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, H.A. Исаева // Вопросы психологии.- 1996.-№ 4.-С. 72−80.
- Словарь философских терминов / Науч. ред-ция В. Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА-М, 2004. 731с.
- Смирнов С.Д. Технологии в образовании / С. Смирнов // Высшее образование. 1999.-№ 1. — С. 109−112.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 304 с.
- Соковнин В.М. О природе человеческого общения / В. М. Соковнин.- Казань: Мектеп, 1973. 116 с.
- Соковнин В.М. Человеческое общение как философская и психологическая проблема: Дисс. канд. филос. наук / В. М. Соковнин. — Фрунзе, 1968.-239 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д., 1996.-736 с.
- Спенсер Лайп М. Компетенции на работе / Лайп М. Спенсер, Сайн М. Спенсер // Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе): Дисс.. док. пед. наук / Л. Ф. Спирин. М., 1990. — 200 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. Мир книги, 2001. — 119 с.
- Стратегия образования: основы формирования, методы оценки и прогнозирования. Научно-практическо пособие для руководителей и специалистов системы образования / В. В. Рябов, Н. П. Пищулин, Ю. В, Фролов. М.: Изд-во МГПУ, — 2003. — 206 с.
- Структурализм: за и против /ред. Е. Я. Басин. М., 1975. — 468 с.
- Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах / А. Суханов // Высшее образование в России. — 1996. № 3. — С. 17−21.
- Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания / Н. М. Таланчук. — Казань: НИИССО РАО, 1990. 208 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику / Н. М. Таланчук. М.: РАО, 1991.-183 с.
- Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма / Н. М. Таланчук. Казань: НИИССО РАО, 1993.- 105 с.
- Татур. Ю.Г. Образовательная система России / Ю. Г. Татур. — М.: Высшая школа. 1999. — 278 с.
- Татур. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 20−26.
- Тейлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ / Предислов. и примечания А. И. Першица М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
- Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. — 776 с.
- Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества. Новая технологическая волна на Западе / А. Турен. — М: Прогресс, 1986. — с. 411.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе- Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК» М.- Воронеж, 1997. — 448 с.
- Урсул А.Д. Образование прорыв в XXI век / А. Д. Урсул. — М., 1998, — С.148
- Ухтомский A.A. Избранные труды / A.A. Ухтомский. Л.: Наука, 1978.-358 с.
- Ухтомский A.A. Уловить содержание и смысл бытия / A.A. Ухтомский // Психологический журнал. — 1994. № 15. — С. 2−11.
- Ушакова Е.В. Концепции современного естествознания (учебно-методический комплекс) / Е. В. Ушакова, В. А. Рассыпнов. — Барнаул, 1996. — 16 с.
- Фатыхова P.M. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения: дисс.. док. пед. наук / P.M. Фатыхова. -Екатеринбург, 2001. 343 с.
- Фейербах Л. Основы философии будущего/ Л. Фейербах. М.: Изд. Соцэкгиз, 1937. — 151 с.
- Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М. С. Кагана и др. С.-Пб.: Лань, 1998. — 448 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. -Т.2. — 448с.
- Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Прометей, 1993. 173 с.
- Франк С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992. — 510 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л. М. Фридман. М., 1997. — 258 с.
- Фролов И.Т. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / И. Т. Фролов, Л. П. Буева, Б. Т. Григорьян, А.Г. Гулыга- Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Фролов Ю.В. Экономика знаний и проблемы образования / Ю. В. Фролов // Вестник Московского городского педагогического университета. -2004. № 2(3). — С. 148−155.
- Фролов Ю.В. Компетентностая модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
- Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. -416 с.
- Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992, — 322 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. — 378 с.
- Хабибуллина Ф.Я. Интенсификация профессиональной подготовки будущих учителей по педагогическому общению: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Я. Хабибуллина. Казань, 1991. — 18 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хаидеггер. М.: Республика, 1993.-406 с.
- Хакен Г. Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизую-щихся системах и устройствах: пер с англ. / Г. Хакен. — М.: Мир, 1985.-240 с.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход. Изд. 2. / Г. Хакен. М.: КомКнига, 2005. — 248 с.
- Хасанова Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности / Г. Ф. Хасанова. Казань: Изд-во Магариф, 1999. — 192 с.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Пер. с англ. М.: Наука, 1972.-288 с.
- Хорошавина Г. Д. Коммуникативная деятельность как детерминанта профессионального образования: дис.. д-ра. пед. наук / Г. Д. Хорошавина. Москва, 2004. — 412 с.
- Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций / С. Г. Хорошавина. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 480с.
- Хуторской A.B. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» / A.B. Хуторский. М., -2002.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделение философия образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр Эйдос. www.eidos.ru/news/compet.htm
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1984.- 171 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М., 1994.-320 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996. 300 с.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 27−31.
- Шакуров Р.Х. Новый подход к разработке теорий мотивации. Среднее специальное образование: состояние, проблемы, тенденции / Р. Х. Шакуров // Тез. докл. науч. конф. ИССО РАО. Казань, 1993. — С. 106−107.
- Шакуров Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ / Р. Х. Шакуров. Казань: ИССО РАО, 1996.-80 с.
- Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р. Х. Шакуров. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 305 с.
- Швейцер А. Упадок и возрождение культуры / А. Швейцер. М., 1993.-346 с
- Шелер М. Избранные произведения / М. Шелер. — М.: Гнозис, 1994.-422 с.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникационных процессов / Ю. А. Шерковин. — М.: Мысль, 1973. — 215с.
- Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Д. Ширшов. Челябинск, 1986. — 20 с.
- Шиянов E.H. Гуманизация профессионального становления педагога / E.H. Шиянов // Педагогика. 1991. — № 9. — С.80−84.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы / E.H. Шиянов. М. — Ставрополь, 1991. — 205 с.
- Шпет Г. Г. Философские этюды / Г. Г. Шпет. М.: Прогресс, 1994.-376 с.
- Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования / Г. П. Щедровицкий. М., 1993. — 156 с.
- Щербаков А.И. Профессиограмма учителя советской школы: сб. науч. тр. / А. И. Щербаков // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М.: АПН СССР, 1976. — С.24−33.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое об-во России, 1998. — 250 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. М.: «Педагогический поиск», 1997. — 77 с.
- Эйнштейн А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. — М.: Наука, 1965.-359 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. -Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. 192 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / С. Г. Якобсон // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.320−337.
- Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности / Я. Яноушек // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.-С 168−177.
- Ярмакеев И.Э. Моделирование личности современного учителя: ценностно-смысловой аспект / И.Э. Ярмакеев- Казан, гос. ун-т. — Казань, 2004. 392 с.
- Ярмакеев И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук / И. Э. Ярмакеев.- Казань, 2006. 48 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной.- 2 изд. М.: Республика, 1994. — 527 с.
- EUA/SWISS Confederation conference Credit Transfer and Accumulation: the Chalenge for Institution and Student. (http://www.bologna-bergen2005.no)
- ECTS Users Guide. European Credit Transfer and Accumulation System and Diploma Supplement (http://www.bologna-bergen2005.no)
- Isaeva Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence — Based Approach to its Structure / Т.Е. Isaeva // Преподаватель высшей школы в XXI веке // Тр. Международной научно-практической интерконференции. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / Walo Hutmacher // Report of Symposium Berne, Switzerland 27−30 March 1996. Council for cultural Co-operational (CDCC) a // Secondary education for Europe. Strasburg, 1997.
- Ute C. Kompetenzentwicklung in der beruflichen Bilduns. Leske+Budrich / C. Ute, A. Rolf. Opeade, 2002.
- White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. — № 66.