Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
Диссертация
Наряду с основополагающими методами научного исследования, были использованы основополагающие принципы познания: объективность, преемственность, всеобщая связь общечеловеческих ценностей, единства теоретического и эмпирического, применение которых позволило автору раскрыть важнейшие характеристики традиции как социокультурного наследия этноса. Для исследования феномена этнического самосознания… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Социокультурные традиция как основа самосознания этноса
- 1. 1. Теоретико-методологический анализ традиций
- 2. 1. Традиции как форма социально-исторической памяти этноса
- ГЛАВА 2. Социокультурное бытие этноса в динамике его самосознания
- 1. 2. Сущность этнического самосознания и его функции
- 2. 2. Свобода как родовая характеристика самосознания этноса и феномен его культуры
- 3. 2. Менталитет этноса в условиях социокультурных трансформаций XX—XXI вв.
- ГЛАВА 3. Нравственный потенциал этнокультурных традиций и его роль в становлении и развитии самосознания этноса
- 1. 3. Традиции как форма трансляции социокультурного опыта в самосознании этноса
- 2. 3. Мораль как культурная доминанта самосознания этноса
- 3. 3. Роль института семьи в воспроизводстве самосознания этноса
- ГЛАВА 4. Социально-политическое содержание социокультурных традиций чеченцев и их роль в формировании этнического самосознания
- 1. 4. Роль этнокультурных традиций в политической консолидации этноса
- 2. 4. Этнокультурные традиции власти и подчинения как элемент политического сознания этноса
- 3. 4. Традиции межэтнических связей в политической культуре этноса
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. М.: Питер, 2004. 313 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. ~ 1994, № 12. С. 43−49.
- Автандилян P.A. Чеченский вопрос по-новому / Чеченский архив. Сборник материалов по истории чеченского народа. Вып.1. Грозный: ГУП «Книжное изд-во», 2008. — С. 267−293.
- Агаев А.Г. Нация. Ее сущность и самосознание // Вопросы истории. — 1967, № 7.
- Айдаев Ю.А. Чеченский тайп (род) / Чеченцы: история и современность. М.: Мир дому твоему, 1996. — С. 185−190.
- Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. -Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 248 с.
- Акаев В.Х. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе / Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе: возможность и границы совместимости // Южнороссийское обозрение. № 23. — Ростов-на-Дону: СННЦ ВШ, 2004. С. 8−25
- Акаев В.Х. Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности / Современные проблемы геополитики Кавказа // Южнороссийскок обозрение. № 5. Ростов-на-Дону, 2001. — С. 123.
- Алексеев В.В. Род, племя, народность, нация (Исторические формы общности людей). М.: Госполитиздат, 1962. — 52 с.
- Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1990. — 389 с.
- Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. М.: Полит, исследования, 1992, № 4.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980.
- Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: Гелиос, 2004.
- Андреев Ю.П. Проблема этноса и русское национальное самосознание // Судьба России: прошлое, настоящее, будущее. Екатеринбург: Ур-ГУ, 1994.-С. 52−66.
- Антология исследований культуры. СПб., 1997.
- Антонов А. И, Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.
- Антонов А.И. Системное представление семьи как объекта исследований // Семьи в России. М., 1998, № 3А.
- Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999, № 1−2.
- Антонов В.И. Символ в обществе и культуре Востока. М.: Луч, 1993. -50 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.
- Арсалиев Ш. М. Этнопедагогика чеченцев. М.: Гелиос, 2007. — 340 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. — 247 с.
- Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. -1981. № 2.-С. 97−99.
- Арутюнов С.А. Народы-и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. — 247 с.
- Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Соци. исследования. 1990, № 7. — С. 42−49.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология. Учебное пособие для вузов- М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.
- Архангельский JI. M- Племя, народность, нация как исторические формы, общности людей. -М.: Высшая школа, 196 Г. -40 с.32'. Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. 1995, № 10. — С. 52−69.
- Астафьева О.Н. Многообразие моделей этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.
- Ахиезер A.C. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994, № 4. — С. 115−126.
- Ахмадов М. Чеченская традиционная культура и этика. Грозный: ГУЛ «Грозненский рабочий», 2006. — 208 с.
- Ахмадов Ш. Б. Имам Мансур. Грозный: Книга, 1991. — 283 с.
- Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII начале XIX века. Элиста: АПП «Джанагар», 2002. — 528 с.38- Ахмадов Я. З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII в. -М.: Мир, дому твоему, 2001. 426 с.
- Ахмадов Я.З., Осмаев А. Д. Русско-чеченское этнокультурное и хозяйственное взаимовлияние на Тереке в XV—XVIII вв.. / Культура Чечни. История и современные проблемы. -М.: Наука, 2002. С. 64−70.
- Багдасарова А.Б. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура. // Этнические проблемы современности. Вып. 6. Проблемыкультуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции. Ставрополь: ОГУ, 2000.
- Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты формирования эт-нонационального-сознания и самосознания. — Ставрополь: СГУ, 1997. -326 с.
- Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-322 с.
- Барбашин М.Ю. Теоретические аспекты трансформации культур (социологические подходы к транзитности) / Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе // Южнороссийсок обозрение. № 23. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004. — С. 8−25.
- Барков Ф.А., Ляушева С. А., Черноус В. В. Религиозный фактор межкультурной коммуникации на Северном Кавказе // Южнороссийское обозрение. № 56. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2009. — 204 с.
- Барсегян H.A. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография. 1981, № 2. — С. 102−104.
- Барт Р. Из книги «Мифология» // Семиотика. Поэтика. М: Прогресс, 1989.-С. 46−130.
- Баруллин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ «Академ-Книга», 2002. — 455 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.
- Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. -М., 1998.
- Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. 2002. № 5.-С. 13−25.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999. 956 с.
- Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
- Березовая Л.Г. и др. История русской культуры. В 2-х ч. М.: Владос, 2003.
- Берже П. Чечня и чеченцы // Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Элиста: Санан, 1990. С. 4−5.
- Бессмертный Ю.Л. Кризис «Анналов»? // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». — М., 1993.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-399 с.
- Бжезинский 3. Посткоммунистический национализм. М., 1991.
- Библер B.C. Перестройка и нравственность. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990, № 7. — С. 11−15.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989, № 6.
- Боас Ф. Ум первобытного человека. -М., 1996.
- Боров А.Х. Сев. Кавказ в российском цивилизационном процессе. (Проблема социально-культурного синтеза). Нальчик: КБГУ, 2007. -298 с.
- Бородай Ю.М. Эротика, табу, смерть: трагедия человеческого сознания.-М., 1996.
- Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство // Полит. Исследования. — 1992, № 5−6. -С. 19−21.
- Бро Ф. Политология. М., 1992.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 416 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. — 333 с.
- Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Бувье М. Государство без политики: традиция и современность // Зарубежная политическая наука: история и современность. Вып. III. М.: Ин-т научной информации Академии наук СССР, 1990. — С. 49−59.
- Бутенко А. П. Колесниченко Ю.В. Менталитет Россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Соц. исследования. -1996,№ 5.-С. 92−102.
- Введение в культурологию. Учебное пособие. М.: Владос, 1996.
- Вишневский А.Г. Современная семья: идеология и политика // Свободт ная мысль. 1993, № 11. С. 110−120.
- Власова В.Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. 1984, № 5. — С. 152−156.
- Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980, № 4. — С. 30—35.
- Воскресенский И.О. Культурология. Учебник. М.: Владос, 2006.
- Воспитание культуры мира важнейшее условие этнополитической стабильности на Северном Кавказе. — Махачкала: Юпитер, 2000. -192с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.
- Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. Грозный: ГУТТ «Книжное изд-во», 2005. — 72 с.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2003.-464 с.
- Гаджиев К.С. Политическая философия. М.: Экономика, 1999. — С. 304.
- Галиев Г. Т. Межэтнические отношения как субъект социальной технологии. Уфа: БГУ, 2001. — 284 с.
- Галлиулин И.Т. Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания. Казань: КГУ, 1999. — 218 с.
- Гапуров Ш. А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века. Нальчик: Эль-Фа, 2003. -448 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космос Психо-Логос. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — 480 с.
- Гегель Г. В. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524 с.
- Гегель Г. В. Лекции по философии истории. СПб., 1993. — 479 с.
- Геллнер Э. Нации и национализм / Под ред. И. И. Крупник. М.: Прогресс, 1991.-320 с.
- Герасимов И.Д. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. 1994, № 4. — С. 63−74.
- Гершунскии Б.С. Менталитет и образование. — М.: Институт практической психологии. 1996. — 144 с.
- Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция?// Социально-политический журнал. 1995, № 6. — С. 74—87.
- Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. М., 1974. — С. 5768.
- Гордин Я.А. Кавказ: земля и кровь / Россия в Кавказской войне XIX в. СПб., 2000.
- Горячева А.И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л.: Наука, 1979.-216 с.
- Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995. -144с.
- Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. М.: Мысль, 1982.-188 с.
- Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992, № 1. — С. 52−60.
- Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт преодоления и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
- Губогло. Современные этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. — М.: Наука, 1984.-288 с.
- Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.-279 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ТОО «Мишель и К», 1993.-504 с. 102 .Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. СПб: Издательский Дом «Кристалл»", 2002. — 576 с.
- ЮЗ.Гуревич, А .Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического синтеза // Сов. Этнография. 1988, № 6. — С. 16−25.
- Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М.: Наука, 1989.-С. 75−88.
- Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. 1984, № 5. — С. 43−63.
- Юб.Гуревич П. С. Культурология. Учебник. — М.: Гардарики, 2001. — 280 с.
- Гуревич П. С. Шульман О.И. Ментальность как тип культуры // Философские науки. -1995, № 2−4.
- Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988.-269 с.
- Гусейнов Г. Этнос и политическая власть // Век XX и Мир. 1989, № 9.-С. 13−18.
- Ю.Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. 357 с.
- П.Давидович Ф. В. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
- Давыдов Ю.Н. Парадоксы абстрактного культуролюбия. М.: Наше наследие, 1990.
- З.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. 573 с.
- Данилова Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография. 1981, № 3. — С. 48−50.
- Дауев С. Чечня: коварные таинства истории. М.: Русь, 1999. — 240 с.
- Пб.Дахин А. В. Семья как внеиндустриальная страта человека: социологический аспект // Семья в новых социально-экономических условиях Т. 1. Н. Новгород, 1998. — С. 91−96.
- Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история-и современность. Статьи, очерки, эссе. 2-е издание. М.: Русская панорама, 2003. — 512с.
- Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. — М.: Прогресс, 2000. С. 407−426.
- Джамирзаев С.М. Древняя история чеченцев (нохчий). К древней истории нахских племен 111−1 тысячелетие до н.э. М.: АЛЬТЕКС, 2002. -230 с.
- Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан, 1990. — 197 с.
- Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт и социокультурная реальность. Ставрополь: СГУ, 2008. — 140 с.
- Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. 1976, № 9. — С. 30−43.
- Добаев И.В. Исламский традиционализм на Северном Кавказе / Тра-диционализи и модернизация на Северном Кавказе // ЮжНороссийское обозрение. № 23. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004. — С. 51−63.
- Добаев И.В. Северный Кавказ: традиционализм и радикализм в современном исламе // Мировая экономика и международные отношения. -2001, № 6.
- Добринин В.И. Культурология. -М., 1993.
- Дробижева 1ЬМ. и др. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА, 1994. — 236 с.
- Дробижева Л, М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. -1985, № 5.-С. 3−16.
- Дробижева Л.М. Этносоциальное изучение современности // Расы и народы. 1976, № 6. — С. 70−78.
- Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М.: Наука, 1977. — 333с.
- Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993, № 5. — С. 20−29.
- Духовная культура и этническое самосознание наций // АН СССР. Институт этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. М., 1990. — 210 с.
- Золотухина-Аболина Е. В. Философия и личность. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1983.-56 с.
- Иванов В.Н., Назаров М. М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 1998, № 2. — С. 42−58.
- Иванов К.В. К вопросу о методологии исследования духовных традиций // Философские науки. 1973, № 1. — С. 89−96.143 .Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Учебное пособие. 2-е изд. СПб., 2006.
- Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990, № 2. — С. 69−75.
- Ильенков Э.В. Философия культуры. М., 1991.
- Ильин И.А. Учение о правосознании. Смоленск: Родина и мы, 1995. — 370 с.
- Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990, № 4. — С. 151−161.
- Исаев Э.А. Этические воззрения в системе традиционной культуры вайнахов. СКНЦ ВШ ЮФУ. Южнороссийское обозрение. № 43. Ростов-на-Дону: 2007. — 252 с.
- Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.-М.: Наука, 1988.
- История культуры России. М., 1993.
- История мировой культуры. Курс лекций. М.: Общество «Знание», 1993.
- История первобытного человека. -М., 1986.
- История русской культуры. -М., 1990.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1978. -280с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
- Кант И. Критика практического разума. М., 1995.
- Касавин И.Т. Традиции познания и познание традиций // Вопросы фи-' лософии. 1985, № 11. — С. 54−65.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики. — 1994. — 367 с.
- Кемеров В.Е. Свобода // Социальная философия. Словарь. -М., 2003.
- Кертман JI.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
- Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003, № 1. — С. 76−79.
- Кисилев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. -2004, № 4. -С. 5−11.
- Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1993.
- Коган JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
- Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 45−74.
- Конев В.А. Онтология культуры. Самара, 1998.
- Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Наука, 1963.
- Кравченко А.И. Культурология. Учеб. пособие. -М.: Владос, 2006. 171. Красная книга культуры. М., 1989.
- Краткий этнологический словарь. -М., 1994.
- Круглова JI.K. Основы культурологи. М. — СПб., 1995.
- Культурология / Под ред. Л. Г. Сущенко. М.: Владос, 2006.
- Культурология. XX век. Словарь. СПб: Университетская книга, 1997.-452 с.
- Культурология. XX век. Антология. М., 1995.
- Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Маркова. -М.: Юнити, 1998.
- Культурология. История мировой культуры. М.: Культура и спорт, 1995.
- Культурология. Курс лекций. Минск: Тетра-Системе, 1999. — 554 с.
- Культурология. Учебник / Под ред. М. С. Кагана и Ю. Н. Солонина. -М., 2005.
- Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарова. М.: Высшая школа, 2004. — 224 с.
- Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. Ред. проф. Драча Г. В. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
- Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. ред. проф. Г. В. Драча. Изд. 8-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 576 с.
- Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа / Под ред. A.C. Зайналабидова и В. В. Черноуса / Южнороссийское обозрение. № 18. — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. 220 с.
- Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах // Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Элиста: Санан, 1990. С. 74—106.
- Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. СПб.: Макет, 1996.-250 с.
- Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — С. 422−424.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М.: Атеист, 1930. 339 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 603 с.
- Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997, № 1. — С. 56−69.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление: миф и ритуал. М.: Республика, 1994.-384 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. — 536 с.
- Лейбниц Г. В. Письмо к Софии-Шарлотте (о том, что независимо от чувств и материи) // Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 тт. М., 1984. Т. 3. -С.370−373.
- Лекторский В.А. Практика социально-гуманитарного знания как определяемая философской концепцией человека и общества // Социумы. Вып. 8. 2002.-С. 5−11.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359с.
- Ленви-Стросс К. Структурная антропология. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. -512 с.
- Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа, Выпуск II. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2002. — 316 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лики культуры // Альманах. Т. 1−3. М., 1993.
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. — Л., Наука, 1985.-575 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М., 1999.
- Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
- Лурье C.B. Восприятие народом осваиваемой территории // Общественные науки и современность. 1998, № 5. — С. 61−74.
- Лурье C.B. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.
- Лучанкин А.И. Чувственное и рациональное в культурной традиции / Чувственное и рациональное. Свердловск, 1982. — С. 70−78.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего Мира. М.: Просвещение, 1980.
- Ляушева С.А. Традиции и механизмы культурной адаптации / Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе. Южнороссийское обозрение. № 23. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004. — С. 88−100.
- Ляшкевич Т.Г. Философия науки / Учеб. пособие. М., 2006. — 234 с.
- Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2000.
- Малиновский Б.А. Теория культуры. М., 1999.
- Мамакаев М.А. Чеченский тайп в период его разложения. Грозный: ЧИ Книжное издательство, 1973. — 100 с.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. Издание 2-е. М.: Прогресс, 1999.-352 с.
- Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994, № 5. -С. 10−12.
- Мамонтов A.C. и др. Культурология. Учеб. пособие / Составитель A.A. Кравченко. -М.: Владос, 2006.
- Маремшанова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2003. — 124 с.
- Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981, № 2. — С. 78−96.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Наука, 1983.-284 с.
- Марков В. Разум и сердце. История и теория менталитета. СПб., 1993.- 184 с.
- Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45.
- Мартишина Н.И. Об основаниях мифологического в сознании современного человека // Человек: Феномен субъективности, система сущностных сил. Омск, 1994. — С. 44−52.
- Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса (философско-социологический аспект). Томск, 1989.- 147 с.
- Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону: РГУ, 1988.-184 с.
- Межидов Д.Д., Алироев И. Ю. Обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный: Книга, 1992. — 207 с.
- Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат. 1977. — 199с.
- Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Общ. ред. И. Г. Дубова. М., 1997. — 477 с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
- Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание // Философские науки. -1990, № 6.-С. 8−17.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-222 с.
- Мороз И.А. Род, племя, народность, нация как исторические формы общности людей. — М.: МГУ, 1973. 22 с.
- Мчедлов М.П. Диалектика общечеловеческого и классового. М.: Знание, 1989. — 62 с.
- Наджимов Г. Н. Народные традиции и культура. Ташкент: ФАН, 1993.- 192 с.
- Наретина С., Огурцов А. Время культуры. М.: Институт философии, 2000.
- Никитич JI.A. История и философия науки. М.: ЮНИТИ, 2008. — С. 335.
- Никоненко C.B. Современная западная философия. СПб: СПб. ГУ, 2007.-439 с.
- Панарин A.C. Национализмы в СНГ: мировоззренческие истоки // Свободная мысль. 1994, № 5. — С. 33−34.
- Першиц И.Л. Традиция и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981, № 4. — С. 69−84.
- Петров М.К. Язык знак культуры. — М., 1991.243 .Пивоваров Ю. С. Политическая культура: методологический очерк. -М., 1996.
- Плахов В.Д. Традиции и общество / Опыт философско-социологического исследования. М., 1982. — 220 с.
- Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. -М.: Мысль, 1985. 253 с.
- Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации. Социально-философский анализ. Уфа: БГУ. 1998.
- Попов Е.В. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. — М., 1996.
- Попов Л.А. Этика. М.: Центр, 1998. — 159 с.
- Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. — 113 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.251 .Приходько И. В. Взаимодействие культур // Специалист, ~ 2000, № 7. -С. 17−23.
- Пружинин В.И. Разум и традиция // Познавательная традиция: фило-софско-методологический анализ. М., 1989. — С. 2444.
- Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект-пресс, 1995.
- Пушкарёв JI.H. Понятие «менталитет» в современной зарубежной историографии / Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М.: Институт Российской Истории РАН, 1999. — С. 78−93.
- Рахматуллина З.Я. Традиции башкирского этноса (философский анализ). Уфа: изд-во БГУ, 2000. — 350 с.
- Рикёр П. Повествовательная идентичность // Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. — 160 с.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-415 с.
- Розин В.М. Культурология. М.: ИНФРА-ФОРУМ, 1999. — 344 с.
- Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994, № 6. -С. 29−34.
- Сайдумов Д.Х. Особенности возникновения и функционирования судебной власти в Чечне. Назрань: ООО «Пилигрим», 2009. — 150 с.
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000.
- Сартр Ж.-Л. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2002 640 с.
- Семёнов Ю. И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Этнографическое обозрение. — 1997, № 3−4.-С. 11−17.
- Семенов Ю.И. Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX нач. XX в. / Ю. И. Семенов. Этнос. Общество. Государство. — 1996, № 1. — С. 147−150.
- Серсенбаев Н. С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата: Казахстан, 1974.-227 с.
- Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. II. М.: Издательский дом «Русь», 2001. -371 с.
- СильвестровВ.В. Культура. Деятельность. Общение. -М., 1998.
- Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989
- Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999, № 1. — С. 21−31.
- Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, (вторая половина XIX нач. XX вв.) // Культура и быт народов Северного Кавказа. — М.: Наука, 1983.
- Смирнова Я.С. Традиция как диалог культуры // IV конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 2001. — С. 230−323.
- Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.
- Соколов Э.В. Традиции и культурная преемственность // Советская этнография. 1981, № 3. — С. 56−59.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
- Солдатова Г. У. Этническая идентичность // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 656−667.
- Солнцев В. Традиции как специфические общественные явления// 0 методологических проблемах общественных наук. — Новосибирск, 1969.-С. 63−66.
- Солонин Ю.Н., Каган М. С. Культурология. М., 2009.
- Сорокин П. // Социологические исследования. 1998, № 12. — С. 3−14.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
- Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991.
- Спиркин А.Г. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ «Академ-книга», 2002. — 240 с.2821Спиркин A.F. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303с.
- Старостин Б.С. Концепции «традиционного общества)"в западной социологии / Традиционное общество и мировая экономика: критика теорий модернизации: М., 1981.
- Степин B.C. Философская антропология и философская наука. М.: Высшая школа- 1992. — 190 с.
- Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 202 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.:. &bdquo-Политиздат, 1976. — 216 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. — Горький: Волго-Вятское Книжное изд-во, 1973. — 256 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М.: Политиздат, 1996.
- Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный: Книга, 1990.-167 с.
- Теория культуры. Учебное пособие // Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб: Питер, 2008.
- Теория культуры. Учебное пособие. СПб: Питер, 2008. — 592 с.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974.-278 с.
- Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение — 1997, № 3.-С. 3−21.
- Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М.: Наука, 2001. — 552 с.
- Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.
- Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / Под ред. В.И. Уко-ловой и Д. Э. Харитоновича. М.: Айрис Пресс, 2003. — 585 с.
- Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. Учеб. пособие. М.: Владос, 2006.
- Торукало В.П. Нация: история и современность. М.: ЦИМО, 1996. -320 с.
- Торукало В.П. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
- Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. -М.: Наука, 1990.-248 с. 301 .Традиции и инновации в духовной жизни общества. М.: Политиздат, 1986.- 193 с.
- Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М.: Политиздат, 1981.-183 с.
- Традиция и современность. М.: Наука, 1983. — 280 с.
- Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971.- 199 с.
- Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на целостные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа, 1997.
- Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -717 с.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. — 323 с.
- Федотов В.А. Этноэтика: Народная система нравственного воспитания. Алматы: Гылым, 1997. — 212 с.
- Философия истории. М.: Гардарики, 2001. — 431 с.
- Философия культуры. М., 1987.311 .Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2007. -576с.
- Формы общественного сознания. М.: изд-во МГУ, 1960. — 376 с.
- Франк СЛ. Духовные основы бытия. М.,' 1992. — 511 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного / Научный редактор М. Г. Ярошенко. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 330 с.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990, № 3. — С. 3−13.
- Хабибуллин К.Н. Испытания национального самосознания / К.Н. Ха-бибуллин, Н. Г. Скворцов. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1993. — 119 с.
- Хазанов A.M. Разложение первобытного строя и возникновение классового общества / Первобытное общество. М.: 1975. — С. 90−102.
- Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — С. 259—273.
- Хайек Ф. Либерализм // Фридмеи М., Хайек Ф. О свободе. -М., 2003.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-603 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. -М.: Политиздат, 1990.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Семья как фактор воспроизводства социальной структуры социалистического общества // Фундаментальные программы и методики исследования семьи. -М., 1986: С. 10−57.
- Хасбулатова З.И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов) / Культура Чечни. История и современные проблемы. М: Наука, 2002. — С. 109−125.
- Хмелевская Г. Б. Восток Запад — Россия. Сущность, истоки, смысл. -Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2003. — 304 с.
- Чеснов Я.В. Генетические представления в менталитете чеченцев / Культура Чечни: история и современные проблемы. М.: Наука, 2002. -С. 154−163.
- ЗЗО.Чеснов Я. В. Кто они, чеченцы? // История и культура чеченского народа. -М.: Реал-Групп, 2002.
- Чеснов Я.В. Этнический образ // Этнознаковые функции культуры. — М., 1991.-С. 58−65.
- Чистов К.В. Традиция, «традиционное» общество и проблема варьирования // Советская этнография. 1981, № 2. — С. 102−106.
- ЗЗЗ.Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. — Л., 1986.
- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л.: Лениздат, 1986. — 307 с.
- Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. — 455 с.
- Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
- Шеллинг Ф.В. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф. В. Сочинения. М.: Мысль, 1998. — С. 103−131.i
- Шимановский Д.С. Проблема самосознания в философском и естественнонаучном аспектах // Философские вопросы медицины и биологии. Вып. 9. Киев- 1977. — С. 90−96.
- Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Опыт социально-философского анализа. Воронеж, 1989.
- Широкогоров С.М. Этнографические исследования: Этнос. Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений: Книга 2-я. Владивосток: Дальневост. ГУ, 2002. — 148 с.
- Шютц А. Социальный мир и теория социального действия // Социология. 1997, № 2. — С. 24−43.
- Шютц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988, № 2. — С. 129−137.
- Шютц А. Чужак: социально-психологический очерк // РЖ «Социология». 1998, № 3. — С. 180−183.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию: ТОО ТК Петрополис, 1998 — 432 с.
- Элиаде М: Аспекты мифа. М.: Академ-Проект, 2000. — 223 с.
- Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. — 144 с.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.21. -М., 1980.
- Этика. / Ред. Гусейнов A.A., Дубко E.JI. М.: Гардарики, 2000. — 496с.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.-383 с.
- Юнг К. Психология бессознательного. -М.: Канон, 1994. 317 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
- Agnes H. Theory of History. Cambridge (Mass), 1982
- Adorno Th. W. Charakteristik Walter Benjamin II Adorno Th. W. Gesammelte Schriften. Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag. В. 10.1,1977. S. 238−254.
- Arnett JJ: The psychology of globalization//Am. Psychol. 2002. № 57. P. 774−783.
- Bell C. Ritual Theory, Ritual Practice. Oxford University Press. NewYork., 1992.
- Bell C. Ritual. Perspectives and Dimensions. New York- Oxford University Press, 1997.
- Bennett W.J. The book of virtues: A treasury of great moral stories. New York: Simon & Schuster, 1993.
- Berr H. Lhistoire traditiontlle et synthese historigue. Paris. 1921.
- Bidney D. Theoretical Anthropology, New Brunswick (USA), London (UK) —
- Transaction Publisher, 1996. 9. Block M. Ritual, History and Power: Selected Papers in Social Anthropology, London, 1989.
- Eisenstadt, S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, 1973.
- Habermas J. Moral consciousness and communicative action / Trans.: C. Lenhardt, S.W. Nicholsen. Cambridge: MIT Press, 1993.
- Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence. Ethics/1968,
- Vol. Eisenstaad S.N. Tradition, Change and Modernity. N. Y, 1973. 15. Blanchard Kendall. The Ritual Dimensions of Play: Structure and Perspective-Introduction. / Helen Я Schwarizman. Play and Culture. West Point, N.Y.: Leisure Press, 1980.
- Barth F. ed. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Bergen/London, 1969.
- Stern P. Why do people sacrifice for their nations?// Political Psychology, 1995, Vol. 16, No.2, pp. 217−235.
- Диссертации и авторефераты диссертаций:
- Алдамова И.В. Этиополитизация конфликта в Чеченской Республике: причины, генезис и постконфликтное строительство. Дисс .канд. по-литол. наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 197 с.
- Александрова JI.H. Проблемы формирования самосознания (Эволюци-онно-исторический аспект) Автореферат дисс. канд. филос. наук. -Минск, 1986.-16 с.
- Андриянова Е.В. Эволюция форм свободы. Социально-философский аспект анализа. Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 2006. (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 168 с.
- Асылгужин P.P. Этническая идентичность как социально-философская проблема. Дисс. канд. филос. наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 170 с.
- Баландина Э.Г. Генезис понятия «нация» как социологической категории. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Саратов, 1983. — 17 с.
- Вальдман И.А. Трансформация традиционного общественного сознания. Дисс. канд. филос. наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). -180 с.
- Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры (на материалах истории культуры Бурятии): Автореферат дисс. канд. филос. наук. -М.: МГЛУ, 1994. 16 с.
- Гнатенко П.И. Проблема национального характера (историко-философский анализ). Автореферат дисс. доктора филос. наук. JL, 1987.-33 с.
- Головнёва Е.В. Феномен этнического самосознания и его структура. Дисс. канд. филос. наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 182 с.
- Ю.Дабаева Г. А. Социально-философский анализ традиции. Дисс. канд. филос. наук. М., 2007 (Фонды РГБ — эл. ресурс). 160 с.
- Н.Иванова Ю. В. Этнос: социокультурная динамика и традиции. Автореферат дисс. доктора филос. наук. М., МГУ, 2000. — 46 с.
- Казарова Т.В. Этнический анализ самосознания личности. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1987. — 21 с.
- Калайков С.Ю. Взаимодействие традиции и новации как проблема-риторического конструирования социальной реальности. Дисс. канд. филос. наук. М.: 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 162 с.
- Камардина Г. Г. Свобода как родовая характеристика общественного бытия. Дисс. канд. филос. Наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). -133 с.
- Кораблева Е.В. Социально-гносеологическая сущность самосознания. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1987. — 22 с.
- Мархинин В.В. Социально-философские основания теории этноса: Автореферат дисс. доктора филос. наук. Новосибирск, 1994. — 63 с.
- Мисиров Р.Б. Трансформация традиционных семейно-брачных ценностей в условиях современных социокультурных изменений. Дисс. канд. филос. наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 150 с.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. Автореферат дисс. доктора филос. наук. -М., 1987. 51 с.
- Нигоматуллина P.M. Национальное самосознание как фактор, становления культурно-исторической целостности мира: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Казань, КГУ, 1994. — 19 с.
- Носкова A.B. Эволюция социального института семьи в России в IX-XVII.: социологический анализ. Автореф. дисс.канд. социол. наук. -М., 2001. (РГБ эл. ресурс). — 23 с.
- Плеханов A.A. Обычное право как социокультурный фактор общественного развития Дисс . канд. филос. наук. Саранск, 2006. (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 182 с.
- Полонская H.H. Социокультурные традиции: онтология и динамика. Дисс. доктора филос. наук. М., 2007. (Фонды РГБ — эл. ресурс). -325 с.
- Степанов А.Г. Традиции коллективизма чувашского народа как социокультурный феномен. Дисс.. канд. филос. Наук. Чебоксары, 2003. (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 150 с.
- Тетерич О.М. Развитие национального самосознания в советском обществе: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Харьков, 1991. — 20с.
- Ушаков C.B. Социокультурный анализ этнополитического конфликта. На примере конфликта в Чеченской республике. Дисс. канд. политол. наук. М., 2005 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 184 с.
- Федотов В.А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление (на материале устно-поэтического творчества тюрко-язычных народов). Дисс. доктора филос. наук. М., 2003 (Фонды РГБ — эл. ресурс). — 288 с.
- Шарипов А.Р. Формирование национального самосознания (социально-философский анализ). Автореферат дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2000.-21 с.