Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры
Диссертация
Широкие хронологические рамки исследования и слабая разработанность теории избранного предмета заставили в первом разделе первой части диссертации уделить серьезное внимание обсуждению методологической базы. Здесь рассмотрены существующие трактовки термина «концерт», интерпретации понятия «концертная деятельность» с конца XVIII века по настоящее время, предложена типология подходов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИО КУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Основания методологии исследования концерта
- §-2.Развлечение как историко-культурная проблема
- 3. У истоков артистической профессии
- ГЛАВА2. РАННИЕ ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНЦЕРТНОЙ ПРАКТИКИ
- 1. Концертная практика Греции
- §-2.Коллегии Античного Рима
- §-3.Концертное исполнительство в придворно-замковой культуре Средневековья
- 4. Концертная практика в жизни средневекового города
- ГЛАВА. СТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО КОНЦЕРТА В НОВОЕ ВРЕМЯ
- 1. У истоков публичных концертов Нового времени
- 2. Общественные балы и концертная культура XVIII века
Список литературы
- АбертГ. Моцарт. Т.1. — Л., 1978.
- Аммиан Марцеллин. Римская история. Спб, 1996
- Анненков П.В. Парижские письма. М., 1983.4. Античная басня.-М., 1991.
- Античная цивилизация. М., 1973.
- Антология педагогической мысли христианского средневековья. Т.П. М., 1994.
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972.
- Апулей Л. Метаморфозы. СПб., 1994.
- Аристотель. Никомахова этика. Собр.соч. в 4-х т.т. Т.4. М., 1976
- Ю.Асафьев Б. Музыкальнвая форма как процесс. Кн.1, 2. Изд.2. -Л., 1971.
- П.Аристофан. Комедии. Т.1. М.-Л., 1934
- Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск 1997.
- Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
- М.Байбурин А. Риту ал в традиционной культуре. Спб., 1993.
- Баткин Л. О пути к понятию личности: Кастильоне «О грации"А Культура Возрождеия и общество. М., 1986.
- Берлев О. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978.
- Берлиоз Г. Избранные письма в 2-х томах. 2 изд. Т.1. Л., 1984.
- Берлиоз Г. Избранные письма в 2-х томах. 2 изд. Т.2 Л., 1985.
- Берни Ч. Музыкальные путешествия. Л., 1961.
- Берни Ч. Музыкальные путешествия. М.1967.21 .Библейский словарь. Новое издание Э.Ньюстрема. Торонто, 1987.
- Блок М. Апология истории. М., 1986.
- Бондарь Л. Лирическая хорегия в Афинах в V—VI вв.еке до н.э. \. Вестник Санкт-Петербургского Унг-та, Сер.2, в.4 (23). СПб 1996. С. 99.
- Брендль А. Новая венская фортепьянная школа.// Музыкальная жизнь. 1988 № 11.
- Бродель Ф. Структуры повседневности. Т.1. М., 1986.
- Буассье Г. Оппозиция при Цезарях. Спб., 1893.
- Вебер М. Город. Шзбранное: образ общества. М., 1994.
- Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Спб., 1899.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -М., 1986.
- Волошин М. Лики творчества.- Л., 1989.
- Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М., 1975.
- Гаспаров М.Л. Поэт и поэзия в римской культуре. Избранные труды. Т.1.-М., 1997.
- Гвоздев A.A. Празднество «глупцов» // Массовые празднества. -Л., 1926.
- Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб, 1995.
- Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. С Пб, 1995.
- Гольдони К. Мемуары. Т.1. М., 1930.
- Гофман Э.Т. А. Жизнь и творчество. Письма. Высказывания. Документы. М., 1987.
- Гращенков В. Портрет раннего итальянского Возрождения Возрождения и общество. М., 1986.
- Гриндэ Н. История норвежской музыки. Л., 1982.
- Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 4.1. М., 1960.
- Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
- Гюльманн К. Частная и общественная жизни в европейских городах Средних веков. СПб., 1839.
- Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.45.де Нострдам Ж. Жизнеописания трубадуров. М., 1993.
- Дирижерское исполнительство. М., 1975.
- Документы жизни и деятельности И. С. Баха. М., 1980.
- Дубинин А. Художественные потребности и функции искусства. //Формирование социальных и духовных потребностей в социалистическом обществе. — Рига: 1987.
- Дуков Е. О социально-регулятивной функции музыки.// Теоретические проблемы музыкознания. М., 1987.
- Дуков Е. Звукозапись в современном мире: социо-кульгурные аспекты функционирования.\Рождение звукового образа. М., 1985.
- Дуков Е. Обиходное и надбытовое в культурных процессах XX века.\ Теория и практика современного искусства. М., 1992.
- Дуков Е. Историческое сознание и поп-музыка.\Диалог истории и искусства. СПб., 1999.
- Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. -М., 1999.
- Дуков Е. Социальное общение и музыка.\Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981.
- Дуков Е. Социальные проблемы функционирования концертов симфонической музыки в СССР.\ К вопросу социального функционирования искусства. -М. 1982.
- Дуков Е. Музыка в современном мире: новые аспекты функционирования и культура восприятия.\ XXVII съезд КПСС и развитие советской художественной культуры. -М., 1986.
- Дуков Е. Симфонические оркестры ФРГ. -М., 1986.
- Дуков Е. Цивилизационные тренды и крах массовой массовой культуры.\От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М., 1998.
- Дуков Е. Музыкальная пропаганда в СССР: теоретический анализ.-М., 1990.
- Дуков Е. Урбанизация и развлечение.\ Урбанизация и развлекательная культура. М., 1991.
- Дуков Е. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения.\ Вопросы социологии музыки. М., 1990.
- Дуков Е. Концертное дело на современном этапе: в поисках новой модели.\Музыкальная академия. 1992 № 1.
- Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.-С.165.
- Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997. — С.306.
- Екатерина Дашкова. Записки 1748 1810. — Л., 1985.бб.Закс К. Музыкальная культура Вавилона и Ассирии.\ Музыкальная культура Древнего мира. Л., 1977.
- Зингер Е. Из истории фортепьянного искусства. М., 1976.
- Игнатов С. История западно-европейского театра Нового времени. -М.-Л., 1940.
- История Европы. Т.2. -М., 1992.
- История западно-европейского театра в 3-х т.т. Т.1. М., 1956.
- История западно-европейского театра в 3-х т.т. Т.2. М., 1957.
- История Франции. Т.1. М., 1972.
- Кант И. Критика способности суждения. 4.1.\ Собр.соч. в 6 т.т. Т.5.-М., 1966.
- Кеплер И. Гармония мира.\Западно-европейская эстетика XVII—XVIII вв.еков.-М., 1976.
- Кириченко Е. Пространственно-временные характеристики в русской архитектуре середины и второй половины XIX веков. \ Типология русского реализма второй половины XIX века. -М., 1979.
- Кларк П. Время, пространство и социальный диалог. \Социальная история. М., 1997.
- Клемм Б. Теоретико-практический самоучитель общественных танцев. Спб 1874.
- Ковердяев П. Ирония и ироническое в историко-культурном развитии. \Труды Ленинградского Государственного университета. Сер.Эстетика. В.6. Л., 1978.
- Компан Ш. Танцовальный словарь. Спб., 1790.
- Конен В. Блюзы и XX век. М., 1980.
- Конен В. Преселл и опера. М., 1978.
- Конен В.Д. Театр и симфония. М., 1968.
- Корредор X. Беседы с Пабло Казальсом. -Л.: Музыка, 1960.
- Ксенофонт. Пир. -М., 1934.
- Культура Возрождения и общество. М., 1986.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
- Кусков И. Танцовальный словарью. Санкт-Петербург, 1794.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
- Лебедев Р. Рим и Петроград: археология урбанизма. \ Метафизика Петербурга. Спб., МСМХСШ.
- Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1973.
- Левинсон А. Семантика городской среды.\Декоративное искусство. 1975 № 9.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1984.
- Ливингстон Д. Путешествия и исследования в Южной Африке. -М., 1955.
- Липков А. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. -М., 1990.
- Лист Ф. Фредерик Шопен. М., 1936.
- Лихачев Д. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.
- Лободанов А.П., Пылакина В. В. Разыскания в области старофранцузского языка. М., 1996.
- Луцкер П.В., Сусидко И. В. Итальянская опера XVIII века. 4.1. М., 1998.
- Мажуга В. Культурные идеалы Античности в Средневековой Европе. Город как их символ. //Городская культура Средневековья и начала Нового времени. Л., 1984.
- Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1973.
- Малинин Ю. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции.\ Средние века. В.55. М., 1992.
- Материалы и документы по истории музыки. Т.2. М., 1934.
- Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.
- Медведев В. Миниатюрное изображение Парижа. СПб, 1788.
- Мерсье Л.С. Картины Парижа. В 3-х томах. Т.2. М.-Л., 1936.
- Мозер А. Музыкальная жизнь средневекового города. М., 1924.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
- Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т.т. Т.1. М., 1981.
- Ю.Обри П. Трубадуры и труверы. М., 1932.
- П.Овидий. Собрание соч. в 2-х т.т. T.I. Спб., 1994.
- Орлова Э. Современная городская культура и человек. М., 1987.
- ПЗ.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. -М., 1987.
- Пасто Т. Заметки о пространственном опыте в искусст-ве.\Семиотика и искусствометрия. М., 1972.
- Печерин В. Замогильные записки.\ Русское общество 30-х годов XIX века. М. 1989.
- Пб.Пименова Э. К. Франциск Ассизский.\Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. М., 1995.
- Ш. Письма Бетховена. 1787−1811.-М., 1970.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
- Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия ваган-тов.-М, 1974.-С.491.
- Рак И. В. Мифы древнего Египта. Спб, 1993.
- Саллюстий Крисп Г. О заговоре Катилины. Сочинения. -М., 1981. С. 16.
- Сапонов М. Менестрели. М., 1997.
- Салонов М. Артистические профессии Средневековья.\ Старинная музыка в контексте современной культуры. М., 1989.
- Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990.
- Свиридова И.И. К типологии явлений художественной культуры в период формирования наций. \Формирование национальных культур в странах центральной и Юго-Восточной Европы. -М., 1977.
- Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
- Сморчков A.M. Роль и значение римской коллегии жрецов.\ Античность и Средневековье Европы. Пермь, 1994.
- Соколов К. Картина мира: общие корни субкультуры и этно-са.\Субкультуры и этносы в художественной жизни. Спб., 1996.
- Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. Вопросы социологии и эстетики музыки в 3 т.т. Т.З. М., 1983.
- Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге.-Л., 1989.
- Стуколкин Л. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. Спб., 1885.
- Сунягин Г. Промышленный труд и культура Возрождения. -Л., 1986.
- Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с франц.- М., 1987.
- Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. Т.1. М., 1989.
- Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.
- Томпсон Дж. Исследования по истории древне-греческого общества. М., 1958.
- Тун М. Создать аудиторию для музыки большой. \Музыка и молодежь. М., 1986.
- Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1983.
- Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. -М., 1994.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. -М., 1994.
- Харитонович Д, Средневековый мастер и его представления о вещи.\ Художественный язык средневековья. М., 1982.
- ХейзингаЙ. Осень Средневековья. М., 1988.
- Хренов Н. Масссовые реакции на искусство в контексте исторической психологии.\ Художественное творчество и психология. М., 1991.
- Целлариус. Руководство к изучению новейших бальных танцев. Спб, 1847.
- Чернокожева Е. Развлечение и култура.- София, 1987.
- Чеснов Я. Шаг Майтрейи. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л., 1989.
- Чеснов Я. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
- Честертон Г. Святой Франциск АссизскийЛ Вечный человек. М., 1991.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т.2−6. М., 1979.
- Шуман Р. Письма. T.l. -М., 1970.
- Шушарин Д. Рыцарские восстания 1522 года во Франконии. Господствующий класс феодальной Европы. М.,
- Ястребова Н. Индивидуальное и массовое в советском искусстве. М., 1984.
- Allgemeine Wiener Musikzeitung. 1842 N1.
- Arlt W. Ein Festoffizium des Mittelalters aus Beauvais. Koeln, 1970.
- Assmann J. Stein und Zeit. Muenchen, 1991.
- Balet L., Gerhard E. Die verbuerglichung der deutschen Kunst. -Franrfurt-am-Main, 1973.
- Ballstaedt A., WidmaierT. Salonmusik. Stuttgart, 1989.
- Baresel A. Gesellschaftstanz. MGG, B.5. Kassel-Basel 1956,
- Barnum T.P. Der Meister der Reklam. Leipzig, 1924.
- Barret C. The concept of leisure: the philosophy of leisure. -London, 1989.
- Baudrillart P. Dictionnaire d’Histoire et de Geographie ecclesiastiques. Paris. 1914.
- BehnF. Musikleben in altertum und frueuen Mittelalter. -Stuttgart, 1954.
- Berensdorf E. Universal-Lexokon der Tonkunst in 3 B.B. B.I.Dresden, 1856.
- Besseler H. Das musikalisches Hoeren der Neuzeit. \ Berichte ueber der Verhandlungen des Saechsischen Akademie der Wissenschaften. B.104. H.6. Berlin, 1959.
- Besseler H. Grundfragen des musikalischen Hoeren. WAufsaetze zur Musik und Musikaesthetik. Beil., 1976.
- Bettlerdarstellungen vom Ende des 15 Jahrhunderts. Strassburg, 1931.
- Blankenburg W. Der Anteil des Passionsoratoriums an der Fruegeschichte des Kirchenkonzerts A Beitraege der Gerschichte des Oratoriums. Bonn, 1986.
- Blaukopf K. Musik im Wandel der Gesellschaft. Muenchen-Zuerich, 1982.
- Blum K. Musikfreunde und Musici. W Musikleben in Bremen seit den Aufklaerung. Tutzing, 1975.
- Blume F. Syntagma musikum. Kassel, 1963.
- Bowers J., Ticc J. Women making music. Chicago, 1986.
- Braun P. Charactere deutschen in Paris lebender Tonkuenstler. -Allgemeine Wiener Musikzeitung, 1842 N12.
- Brook B. The Symphonie concertante. W Internationale review of aesthetic of music. Vol. VI. Sagreb, 1974.
- Carse A. The life of Jullien. Cambridge, 1951.
- Chambers E.K. The mediaeval Stage. Vol.1. Oxford, 1903.
- Companion to baroque music. Berkeley&Los Angeles, 1998.
- Cvetko Dr. Instruktion fucr Orchester des philarmonischen Gesellschaft in Leibach. WSymbolae historicae musicae. Mainz, 1971.
- Danckert W. Geschichte der Gi^uc. Leipzig 1924.
- Decker W. Sport und Spiel im alten Aegypten. Muenchen, 1987.
- Devald J. Aristocratic expericns and the origins of modern culture. Bercly, 1993.
- Dies A. Biografische Nachrich!^!i von J. Haydn. Berlin, 1962.
- Domp J. Studien zur Geschichte der Musik an Wesfallischen Adel-shoefenim 18.Jahrhunderts. Re^cnsburg, 1934.
- Dressler E. Fragmente einiger Gedanken des musikalischen Zuschauers die bessere Aufnahme der Musik in Deutschland betreffend. Gotha, 1767.
- Durkgheim E. Les formes elementares de la vie religieuse. P., 1912.
- Federhofer H. Der Musikerstrw i in Oesterreich von ca 1200 bis 1520. W Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft fuer Jahr 1958.1. B.3. -Leipzig, 1959.
- Finscher L. Studien zur Geschichte des Streichquartetts. Kassel, 1974.
- Fit G. Encyclopedie der Leibesuebungen. Berl., 1794.
- Fromm E. Ueber die Liebe zum Leben. Stuttgartsosse, 1983.
- Gay ley G. Plays of Our Forefathers. New-York, 1968
- Gesammtausgabe der Briefe und Aufzeichnungen der Familie Mozart. 3B. B.2. Berl., 1942.
- Goldin M. The music merchants. London, 1968.
- Griesinger G. Biographische Notizen ueber Josef Haydn. Reprint. -Leipzig, 1979.
- Gusikoff L. Guide to musical America. N.Y., 1984.
- Haferland H. Hoefische Interaktion. Muenchen, 1988.
- Hamza E. Der Lendler. W., 1957.
- Hanslik E. Geschichte des Conzertwesens in Wien. 2 B. -Vienna, 1869.
- Hauser A. Kunst uind Gesellschaft. Muenchen, 1973.
- Hawkins J. General history of the scienes and practice of music. -London, 1776.
- Haydn J. Chronik seines Lebens in Selbstzeugnissen. Zuerich, 1962.
- Heister H.-W. Das Konzert. Theorie einer Kulturform. B.l. -Wilhelmshaven, 1983.
- Hempel J.G. Musikstadt Leipzig. Leipzig, 1984.
- Hermann J. Stadtentwicklung im historischen Vergleich. WFruehgeschichte des europaeischen Stadt. Berlin, 1991.
- Hobohn W. Zur Organisation und Bedeutung des magdeburgischer Musikleben. \ Das Magdeburgische Musikleben im 18 Jahrhundert. B.l.-Magdeburg, 1986.
- Hoelschner T. Oeffentliche Raeume in fraehen griechischen Staedten. Heidelberg, 1998. 208.111asiewiez E. Muzyczna kultura srodowisk robotniczich. \ Muzyka.
- W-wa, 1978 N1. 209. Israel K. Frankfurter Konzertchronik. Fr./Main, 1876.
- Jang K. Music great days. London, 1968.
- Yung P. The concert tradition. London, 1969.
- Kaemper D. Studien zur instrumentalen Ensemblemusik des 16. Jahrhunderts in Italien. Koeln, 1970.
- Kauft A. Adelsgesellschaften. Sigmaringen, 1994.
- Keldany-Mohr I. Unterhsaltungsmusik als soziokelturelles Phaenomen. Regensburg, 1977.
- Koch H. Musikalisches Lexikon. 2 B.B. Berlin, 1802 .
- Konzertleben\Magdeburgische Musikleben im 18.Jahrhundert. B.l. -M, 1986.
- Kretzsmar H. Musikzeitfragen. Leipzig 1903.
- Krickeberg D. Zum soziale Stellung des deutschen Spielmanns in17. und 18. Jahrhundert. \ Der soziale Stellung des Berufsmusikers vom 17. bis 19.Jahrhundert. Kassel, 1971.
- Lehmann P. Die Parodie im Mittelalter. Stuttgart, 1963.
- Lexikon der Aegiptologie. B.4. Wiesbaden, 1982.
- Linke N. Musik erobert Welt. Wien, 1987.
- Linton R. The study of man. N.Y., 1937.
- Lobe H. Musikalische Briefe. 2.Auflage. Leipzig, 1860.
- Man E.H. On andamanese and nicobarese objects. //Journal of Antropological Institute of Great Britann and Ireland. Vol.XII. -London, 1882.
- Marpurg Fr. Kritische Briefe Musik betreeffend. Berlin, 1760.
- Milligan T. The concerto and Londons musicale culture in the late18.century.- London, 1984.
- Mies, P. -Das-1 Konzert im 19. Jahrhundert. Bonn. 1972.
- Moser H. Die Musikgenossenschaften im Mittelalter. Rostock, 1911.
- Musik der Urgesellschaft und frueren Klassengesellschaft. B.I. -Leipzig, 1977.
- Musikgeschichte Oesterreichs. In 2 BB. B.2 Graz, 1986.231 .Nemeitz J. Sejour de Paris. MDGL. Strasburg, 1750.
- Nettle P. Beitraege zur Geschichte der Tanz im Boemenin 17. Jahrhundert.-//Beitraege zur boehmischen und maehri sehen Kulturgeschichte. Bruenn, 1927.
- Niemoeller K. Die Brevis instrumentio misucae vulgaris in J. Gip-penbuschs Psalterium von 1662. WStudien zur Musikgeschichte des Reinlandes. B.IV. Koeln, 1975.
- Otto W. Die Musen und Goettliche Ursprung des Singens und Sagens. Duesseldorf-Koeln, 1955.
- Paul A. Agressive Tendenzen des Theaterpublikum. Muenchen, 1969.
- Pintus G. Das Konzertleben in Deutschland. Baden-Baden, 1977.
- Pohl C. Mozart und Haydn in London. Wien, 1867.
- Polan D. Postmodernism and cultural analisis today.// Postmodernism and its discontents. London, 1988.
- Quoika R. Die Musik der deutschen in Bohmen und Maeren. -Berl., 1956.
- Raft A. Adelsgesellschaften. Sigmaringen, 1994.
- Rahlert A. Das Konzertwesen der Gegenwart. \ Allgemeine Wiener Musikzeitung. 17−19.01. 1842.
- Raynor H. Music and society since 1819. -NY., 1976.
- Rebling E. Die soziologische Grundlagen der Stilwandlung der Musik in Deutschland. Berl., 1935.
- Reichardt I. Unsere Conzerte. WBerliner misukalische Zeitung. 1805 N53.
- Roche D. II popolo di Parigi. Bologna, 1986. — P.132.
- Sahnen W. Das Konzert. Leipzig, 1973.
- Salmen W. Der fahrende Musiker im europaeischen Mittelalter. -Kassel, 1960.
- Salmen W. Der Spielmann im Mittelalter. Innsbruck, 1983 .
- Sahnen W. Die Schichtung der Mittelalterischen Musikkultur in der ostdeutschen Grenzlage. Kassel, 1954.
- Schilling G. Encyclopaedie der gesammten musikalischen Wissenschaften. B.2. Stuttgart, 1835.
- Schwab H. Das Konzert. Leipzig, 1971.
- Schwab H. Zunftwesen in Europa seit dem MittelalterAYDie Musik im Geschichte und Gegenwart. B.14.
- Schwab H. Zur sozialen Stellung der StadtmusikantenAYDer Sozialstatus des Berufsmusikers vom 17. bis 19. Jahrhundert. Kassel, 1971.
- Small Cr. Performance as ritual. WLost in music: culture, style and the musical event. L., NY., 1987.
- Spazier C. Neuester Zustand der Concert- und Theatermusik in London. WBerlinische Musikzeitung. 29.06.1793.
- Staudinger H. Individuum und Gemeinschaft in der Kulturorganisationen des Vereins. B.I. Jena, 1913.
- Stevens J. Words and music. London, 1986.
- Telemann G. Briefwerke. Leipzig, 1972.
- Veblen T. The theory of the eisure class. NY, 1959.
- Walther I.G. Musikalisches Leksikon. Lepzig, 1732.
- Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tuebingen, 1972.
- Weber W. Music and the middle-class. London, 1975.
- Wiora W. Europaeische Volksmusik und abendlaendische Tonkunst. Kassel, 1957.
- Wiora W. Europaeische Volksmusik und abendlaendische339
- Tonkunst. Wolfenbuettel, 1971.
- Wiora W. Europaeische Volksmusik und abendlaendische Tonkunst. Kassel, 1957.
- Wolsehke M. Von der Stadtpfeiferei zu Lehrlingskapelle und Sinfonieorchester. Regensburg, 1981.
- Worbs H. Sinfonik Haydns. London, 1956.
- Zahn, R. von. Musikpflege in Hamburg um 1800. Hamburg, 1991.