Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии
Анализируя предпосылки возникновения в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии профессионального хорового искусства и композиторского творчества, период с середины XIX — по первую половину XX века следует отметить как подготовительный, когда в регионе были созданы необходимые условия для их становления. За этот столетний временной отрезок традиционный фольклор и музыкальное искусство кабардинцев… Читать ещё >
Содержание
Исторические и этнокультурные условия формирования про-нального хорового искусства Кабардино-Балкарии и Карачаево-ии. альный этап изучения традиционной национальной культуры Кабаралкарии и Карачаево-Черкесии в Х1Х-первой половине XX вв. енный фольклор и традиции вокального многоголосия адыгов, ев и карачаевцев как источник профессионального творчества. ювая культура Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии 1920−195С
Список литературы
- Авраамов, A.M. Музыка и танец Кабарды / A.M. Авраамов // Народное творчество. 1937. — № 6. — С. 40−43.
- Авраамов, A.M. Фольклор и современность /A.M. Авраамов // Современная музыка. 1927. -№ 22. С. 286−287.
- Азадовский, М.К. Новая фольклористика / М. К. Азадовский // Народное творчество. 1938. — № 12. — С. 7−10.
- Акопян, JI.O. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. 1995. — 256 с.
- Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект / Э. Е. Алексеев. М.: Сов. композитор, 1986. — 240 с.
- Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни / Э. Е. Алексеев. М.: Сов. композитор, 1988.-240 с.
- Анализ вокальных произведений: учебное пособие / Отв. ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988. — 352 с.
- Аникин, В.Н. Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре / В. Н. Аникин // Проблемы фольклора: сборник статей. М.: Наука, 1975. — С. 30−40.
- Аносов, Н.П. Практическое руководство по чтению симфонических партитур / Н. П. Аносов. М.: Музгиз, 1951. — 310 с.
- Арановский, М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 343 с.
- Арановский, М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М. Г. Арановский // Музыкальный современник. Вып. 6. — М.: Сов. композитор, 1987. — С. 5−44.
- Асафьев, Б.В. О народной музыке / Б.В. Асафьев- сост. И.И. Зем-цовский, А. Б. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
- Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: сборник статей / Б.В. Асафьев- сост. А.Б. Павлов-Арбенин. Л.: Музыка, 1980. — 215 с.
- Асланишвили, Ш. С. Гармония в народных хоровых песнях Картли и Кахетии / Ш. С. Асланишвили. М.: Музыка, 1978. — 192 с.
- Ашхотов, Б.Г. Адыгское народное многоголосие: дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Ашхотов Беслан Галимович. М., 2005. — 333 с.
- Ашхотов, Б.Г. Портрет художника в интерьере камерно-инструментального жанра (к 65-летию Дж.К. Хаупа) / Б. Г. Ашхотов // ЮжноРоссийский музыкальный альманах 2006. — Ростов н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2007. — С.72−79.
- Ашхотов, Б.Г. Слово об учителе, друге и коллеге / Б. Г. Ашхотов // Джабраил Хаупа: Мир логики и чувств. Жизнь и творчество / Ред. Б. Г. Ашхотов. Нальчик: Эльбрус, 2002. — С.5−28.
- Ашхотов, Б.Г. Традиционная адыгская песня-плач гъыбзэ / Б. Г. Ашхотов. Нальчик: Эль-Фа, 2002. — 235 с.
- Байчекуев, A.M. Музыка горного края / A.M. Байчекуев // Музыкальная жизнь-1977. № 20. — С.7.
- Батрукова, З.П. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии: учебно-методическое пособие / З. П. Батрукова. Карачаевск: КЧГПУ, 2002.- 159 с.
- Батюк, И.В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Очерки. / И. В. Батюк. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — 192 с.
- Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии / Т. С. Бершадская. Л.: Музыка, 1985.-238 с.
- Бершадская, Т.С. Гармония как элемент музыкальной системы / Т. С. Бершадская. СПб.: Ut, 1997. -192 с.
- Блаева, Т.А. Ежьу особая форма группового пения адыгов / Т.А. Блаева// Мир культуры: сборник статей / Отв. ред Б. Х. Бгажноков. — Нальчик: Эльбрус, 1990.-С. 102−109.
- Блаева, Т.А. Традиционные виды фактуры адыгских народных песен / Т.А. Блаева// Культура и быт адыгов: сборник статей. Майкоп: ГУРИП «Адыгея», 1989. — Вып. 7. — С. 219−229.
- Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. — 332 с.
- Богатырёв, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырёв. М.: Искусство, 1971. — 544 с.
- Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1972. — 150 с.
- Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. Интонация. Ч. З. Композиция / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. — 368 с.
- Виноградов, B.C. Национальное и интернациональное в музыке народов советского Востока / B.C. Виноградов // Музыкальный современник. Вып. 1.-М.: Сов. композитор, 1973. С. 103−122.
- Вишневская, J1.A. К проблеме бурдона в традиционных песнях черкесов и карачаевцев / J1.A. Вишневская // Музыковедение. 2008. — № 9. — С. 54−61.
- Вишневская, JI.A. К проблеме варианта в северокавказской сольно-бурдонной песенной традиции / JI.A. Вишневская // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. — № 4. — С. 221 -228.
- Вишневская, Л.А. Основы вокальной полифонии в песенном бурдо-ном двухголосии черкесов и карачаевцев / Л. А. Вишневская // Музыковедение. 2009. — № 9. — С. 38−43.
- Вишневская, Л.А. Очерки истории и теории северокавказского вокального многоголосия: исследование / Л. А. Вишневская. Саратов: Новый ветер, 2011.-324 с.
- Вишневская, Л.А. Феномен диалога и монолога в певческой традиции адыгов, карачаевцев и балкарцев / Л. А. Вишневская // Музыкальная академия. 2009. -№ 3. — С. 164−168.
- Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: сборник трудов / Отв. ред. А. И. Кандинский. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 1980.-214 с.
- Галаев, Б.А. Осетинская народная музыка / Б. А. Галаев // Осетинские народные песни / Под. ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Музыка, 1964. — С. 7−20.
- Гарипова, Н.Ф. Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.09 / Гарипова Ни-нэль Фёдоровна. Саратов, 2010. — 43 с.
- Гогина, Е.Л. О классификации хоровых миниатюр адыгейских композиторов / Е. Л. Гогина // Музыковедение. 2007. — № 6. — С. 17−23.
- Гогина, Е.Л. Становление профессионального хорового искусства в Адыгее: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Гогина Елена Леонидовна. Ростов-на-Дону, 2008. — 24 с.
- Головинский, Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков: очерки / Г. Л. Головинский. М.: Музыка, 1981. — 279 с.
- Гошовский, В.JI. Фольклор и кибернетика / В. Л. Гошовский // Советская музыка. 1964. -№ 11. — С. 74−83.
- Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов / Г. В. Григорьева. М: Музыка, 1991. — 80 с.
- Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. 50−80 годы / Г. В. Григорьева. М.: Сов. композитор, 1989.-206 с.
- Гринченко, Г. А. Вклад видных деятелей России в становление и развитие музыкальной культуры Кабардино-Балкарии / Г. А. Гринченко // Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания: сборник статей / Сост. и ред. Б. Г. Ашхотов. Нальчик: Эль-Фа, 2000. — С. 46−56.
- Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л.: Наука, 1967.320 с.
- Данилова, И.В. Этапы развития чувашской профессиональной музыки: к проблеме становления национальной композиторской школы: авто-реф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Данилова Ирина Витальевна. -М., 2003.-26 с.
- Дауров, A.A. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии / A.A. Дауров. Черкесск: Книжное изд-во, 1974. — 84 с.
- Дауров, A.A. Умар Тхабисимов / A.A. Дауров. М.: Сов. композитор, 1981.-45 с.
- Дауров, Д.А. Аслан Дауров. Оборванные струны сердца / Д. А. Дауров, Ю. Х. Шидов. Черкесск: Полиграфист 2, 2012. — 334 с.
- Денисов, Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. М.: Сов. композитор, 1986. — 207 с.
- Джумакова, У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920−1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Джумакова Умитжан Рахметулловна. М., 2003. — 40 с.
- Дмитревская, К.Н. Анализ хоровых произведений: учебное пособие / К. Н. Дмитревская. М.: Сов. Россия, 1965. — 172 с.
- Дмитревская, К.Н. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1 / К.Н. Дмитревская-М.: Сов. композитор, 1974.- 128с.
- Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором / Г. А. Дмитревский. М.: Музгиз, 1957. — 215 с.
- Дрожжина, М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дрожжина Марина Николаевна. Новосибирск, 2005.-50 с.
- Дрожжина, М.Н. Национальные композиторские школы: к проблеме типологизации / М. Н. Дрожжина // Музыковедение. 2004. — № 2. — С. 7−16.
- Дубравская, Т.Н. Полифония: учебник для высшей школы / Т. Н. Дубравская. М.: Академический проект, 2008. — 360 с.
- Дьячкова, J1.C. Гармония в музыке XX века: учебное пособие / Л. С. Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — 296 с.
- Евдокимова, Ю.К. Вечная жизнь мелосного многоголосия / Ю. К. Евдокимова // Музыкальная академия. -2004. № 2. — С. 48−55.
- Ершова, Е.Д. Черты формообразования в современной музыке / Е. Д. Ершова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — 71с.
- Живов, В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения / В. Л. Живов. М.: Музыка, 1987. — 95 с.
- Живов, В. Трактовка хорового произведения / В. Живов. М.: Сов. Россия, 1986. — 126 с.
- Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Л. Живов. М.: ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
- Жордания, И.М. Народное многоголосие, этногенез и расогенез / И. М. Жордания // Советская этнография. 1988. — № 2 — С. 24−33.
- Задерацкий, В.В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии / В. В. Задерацкий // Музыкальный современник: сборник статей. Вып. 5 / Ред. В. В. Задерацкий М.: Сов. композитор, 1984. — С. 18−56.
- Земцовский, И.И. Музыкальная диалогика / И. И. Земцовский // Из мира устных традиций. Заметки впрок: сборник статей. СПб.: РИИИ, 2006. — 166−183 с.
- Земцовский, И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды / И. И. Земцовский. М.- JI.: Сов. композитор, 1978. — 174 с.
- Зряковский, H.H. Общий курс инструментоведения. (Симфонический оркестр и партитура) / H.H. Зряковский. Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1976. -479 с.
- Иванова, Л.П. Содержательный аспект музыкального фольклоризма / Л. П. Иванова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3−5 декабря 2002 года. -Астрахань: ГУЛ ИПК «Волга», 2002. С. 69−76.
- Иванова, Л.П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Иванова Лариса Павловна. -СПб., 2005.-35 с.
- Ильин, В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII начала XX века / В. П. Ильин. — М.: Сов. композитор, 1985. -232 с.
- История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960−1990) / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. — 656 с.
- Кабалевский, Д.Б. Композиторы Кабардино-Балкарии / Д. Б. Кабалевский //Музыкальная жизнь. 1970. -№ 7. — С. 17−18.
- Кабисова, А.Н. Развитие осетинского хорового искусства на основе народных традиций: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Кабисова Ада Николаевна. М., 1994. — 24 с.
- Казанцева, Л.П. Анализ музыкального содержания: методическое пособие / Л. П. Казанцева. Астрахань: АГК, 2002. — 128 с.
- Казачков, С.А. О вокально-хоровой фразировке: Беседы в форме рондо / С. А. Казачков. Казань: КГК им. Н. Г. Жиганова, 2001. — 48 с.
- Канчавели, Л.Г. Жанровая специфика обрядовых песен адыгов / Л. Г. Канчавели // Памяти К. Квитки 1880−1953: сборник статей / Ред.-сост. A.A. Банин. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 209−226.
- Келдыш, Ю.В. Пути советской хоровой культуры / Ю. В. Келдыш // Народное творчество. 1937. — № 1. — С.37−44.
- Кивалова, Л. А. Композитор М. Туаршев. Творческий портрет / Л. А. Кивалова // Современное искусство народов Карачаево-Черкесии: сборник научных статей / Отв. ред. A.B. Шишканова. Черкесск: КЧНИИИФЭ, 1991. -С. 85−91.
- Кодзоков, В.К. Певцы земли родной / В. К. Кодзоков. Нальчик: Эльбрус, 1992.-86 с.
- Коловский, О.П. О песенной основе хоровых форм в русской музыке / О. П. Коловский // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. — С. 46−67.
- Композиторы Карачаево-Черкесии / Ред.-сост. A.A. Дауров. Черкесск: ОНМЦ и К, 1983. — 50 с.
- Консон, Г. Р. Целостный анализ в контексте научной методологии / Г. Р. Консон // Музыкальная академия. 2010. — № 2. — С. 140−150.
- Корабельникова, Л. З. Творчество С.И. Танеева: историко-стилистическое исследование / Л. З. Корабельникова. М.: Музыка, 1986. -296 с.
- Корчмарский, И.М. Музыкальное самодеятельное творчество карачаевцев в 1940—1950-е годы Электронный ресурс. / И. М. Корчмарский // Режим доступа: http://www.elbrusoid.org/articles/musics/359 072/ (дата обращения: 23.04.2012).
- Краснощёкое, В.И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощёкое. М.: Музыка, 1969.-299 с.
- Кузнецов, И.К. Теоретические основы полифонии XX века / И. К. Кузнецов. М.: НТЦ «Московская консерватория», 1994. — 286 с.
- Кулиев, К.Ш. Так растёт и дерево / К. Ш. Кулиев. М.: Современник, 1975.-463 с.
- Кумехова, Л.Е. К вопросу о синтезе «профессионального» в современной кабардинской музыке / Л. Е. Кумехова // Джабраил Хаупа: Мир логики и чувств. Жизнь и творчество / Ред. Б. Г. Ашхотов. Нальчик: Эльбрус, 2002.-С. 29−39.
- Кухмазова, Ю.Ш. Жанр хоровой миниатюры в творчестве композиторов Азербайджана / Ю. Ш. Кухмазова // Музыкальная академия. 2011. -№ 2.-С. 144−147.
- Лапин, В.А. Фольклорное двуязычие. Феномен и процесс / В. А Лапин // Искусство устной традиции. Историческая морфология: сборник статей / Отв. ред. и сост. Н. Альмеева. СПб.: РИИИ, 2002. — С. 28−38.
- Левандо, П.П. Хоровая фактура: монография / П. П. Левандо. Л.: Музыка, 1984. — 124 с.
- Линючева, Е.П. Хоровое творчество Гии Канчели: жанрово-стилевые и содержательные аспекты: автореф. дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Линючева Елена Павловна. Нижний Новгород, 2011. -24 с.
- Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова М.: Сов. композитор, 1990. — 312 с.
- Мазель, Л.А. О мелодии / Л. А. Мазель. М.: Музгиз, 1952. — 299 с.
- Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки. Теоретический очерк / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
- Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений. Элемент музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967.-751 с.
- Маклыгин, А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Маклыгин Александр Львович. Казань, 2001. — 44 с.
- Марцинкевич, A.A. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюция авторского стиля: автореф. дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Марцинкевич Анна Алексеевна. М., 2011.-24 с.
- Мациевский, И.В. О дифференцированности морфологических доминант в традиционной музыке / И. В. Мациевский // Искусство устной традиции. Историческая морфология: сборник статей / Отв. ред. и сост. П. Альмеева. СПб.: РИИИ, 2002. — С. 12−27.
- Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Меду-шевский. М.: Композитор, 1993. — 268 с.
- Медушевский, B.B. К проблеме семантического синтаксиса / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1973. — № 8. — С. 20−28.
- Мехнецов, A.M. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры / A.M. Мехенцов // Музыка устной традиции: Материалы международной научной конференции памяти A.B. Рудневой / Науч. ред. П. П. Гилярова. М., 1999.-С. 178−183.
- Мидова, М.К. Джабраил Хаупа выдающийся представитель современной музыкальной культуры Кабардино-Балкарии / М. К. Мидова // Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания: сборник статей / Сост. и ред. Б. Г. Ашхотов. — Нальчик: Эль-Фа, 2000. — С. 67−73.
- Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке / М. К. Михайлов. JL: Музыка, 1990.-288 с.
- Молов, B.JI. Святая к музыке любовь / B. J1. Молов. Нальчик: По-лиграфсервис и Т, 2005. — 257 с.
- Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиционных факультетов музыкальных вузов / Ю. Н. Холопов, JI.B. Кириллина, Т. С. Кюрегян, Г. И. Лыжов, Р. Л. Поспелова, B.C. Ценова. М.: Композитор, 2006. — 632 с.
- Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назай-кинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. -М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
- Налоев, З.М. Героические величальные и плачевые песни адыгов / З. М. Налоев // Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / Под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1986. — Т.З. — С. 5−34.
- Налоев, З.М. У истоков песенного искусства адыгов / З. М. Налоев // Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов / Под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1980. — Т.1. — С. 7−26.
- Никитина, Л.Д. Советская музыка. История и современность / Л. Д. Никитина. М.: Музыка, 1991. — 277 с.
- Орджоникидзе, Г. Ш. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке / Г. Ш. Орджоникидзе // Музыкальный современник. Вып. 1.-М.: Сов. композитор, 1973. С. 144−181.
- Ортабаева, P.A. Карачаево-балкарские народные песни. Традиционное наследие / P.A. Ортабаева. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1977. — 149 с.
- Паисов, Ю.И. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70−80-х гг.) / Ю. И. Паисов // Музыкальный современник. Вып. 6. -М.: Сов. композитор, 1986. С. 201−242.
- Паисов, Ю.И. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве / Ю. И. Паисов // Новая жизнь традиций в советской музыке. -М.: Сов. композитор, 1989. С. 115−156.
- Паисов, Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945−1980). Очерки истории и теории / Ю. И. Паисов. М.: Сов. композитор, 1991. -280 с.
- Полякова, О.Н. Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Полякова Ольга Николаевна. Новосибирск, 2002. — 24 с.
- Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1976.-325 с.
- Птица, К.Б. Хоровое искусство основа музыкальной культуры / К. Б. Птица // Советская музыка. -1979. — № 7. — С. 28−37.
- Путилов, Б.Н. К морфологии фольклорной культуры / Б. Н. Путилов // Искусство устной традиции. Историческая морфология. Искусство устной традиции. Историческая морфология: сборник статей / Отв. ред. и сост. Н. Ю. Альмеева. СПб.: РИИИ, 2002. — С. 8−11.
- Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 464 с.
- Работа дирижёра над хоровой партитурой / Сост. П. П. Левандо -М.: Сов. Россия, 1985. 96 с.
- Рахаев, А.И. Архаическое музыкальное искусство Балкарии и Ка-рачая / А. И. Рахаев // Вопросы кабардино-балкарского музыкознания: сборник статей / Ред.-сост. Б. Г. Ашхотов. Нальчик: Эльбрус, 1995. — С. 4−15.
- Рахаев, А.И. Песенная эпика Балкарии / А. И. Рахаев. Нальчик: Эльбрус, 1988.- 168 с.
- Рахаев, А.И. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Карачая / А. И. Рахаев. Нальчик: Эль-Фа, 2002. — 157 с.
- Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. СПб.: Композитор, 2004. — 297 с.
- Ручьевская, Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века / Е.А. Ручьевская// Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1976.-С. 146−206.
- Ручьевская, Е.А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. -М.: Музыка, 1977. 160 с.
- Самарин, В.А. Хороведение и хоровая аранжировка / В. А. Самарин. М.: Академия, 2002. — 352 с.
- Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории, 1930−1950 гг. / Ред. С. Ю. Румянцев, А. П. Шульпин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 549 с.
- Семенюк, В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства /
- B.О. Семенюк. М.: Композитор, 2008. — 328 с.
- Симонова, В.А. Историко-патриотическая кантата в русской музыке XIX века / В. А. Симонова // Проблемы жанра в отечественной музыке: сборник трудов M.: РАМ им. Гнесиных, 1998. — Вып. 143. — С.54−74.
- Скафтымова, Л.А. Вокально-симфоническое творчество C.B. Рахманинова и русская кантата начала XX века / Л. А. Скафтымова. СПб.: Композитор, 1998. — 255 с.
- Скребков, С.С. Анализ музыкальных произведений / С. С. Скребков. М.: Музгиз, 1958. — 330 с.
- Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей /
- C.С. Скребков. М.: Музыка, 1973. — 446 с.
- Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка: пути становления: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Скурко Евгения Романовна. М., 2004. — 60 с.
- Соколов, A.C. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества / A.C. Соколов. М.: Композитор, 2007. — 272 с.
- Соколова, А.Н. Амебейное песнопение как древнейшая исполнительская форма традиционного адыгского многоголосия / А. Н. Соколова // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. 2010. — № 1. — С. 202−206.
- Соколова, А.Н. Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование: автореф. дис.. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Соколова Алла Николаевна. СПб, 2006. — 43 с.
- Соколова, А.Н. Формы музицирования в современной культуре адыгов / А. Н. Соколова // Учёные записки: сборник статей / Сост. и ред. В. Цукер. Ростов н/Д.: ИУБ и П., 2005. — № 2. — С. 59−61.
- Сохор, А.Н. Вокально-симфонические жанры в советской музыке / А. Н. Сохор // Вопросы теории и истории музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1963. -С. 25−55.
- Сохор, А.Н. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Н. Сохор // Музыка XX века. Очерки. 4.2. Кн.З. 1917−1945. М.: Музыка, 1980. -С. 312−345.
- Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке / А. Н. Сохор. -М.: Музыка, 1968. 103 с.
- Старостина, Т.Т. Ладовое строение песенной строфы / Т. Т. Старостина // Музыка устной традиции: материалы международной научной конференции памяти A.B. Рудневой / Науч. ред. H.H. Гилярова. М.: МГК им. П. И. Чайковского 1999. — С. 315−322.
- Степанова, И.В. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество / И. В. Степанова // История современной отечественной музыки. Вып. 1. 19 171 941 / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1995. — С. 268−296.
- Степанова, И.В. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество / И. В. Степанова // История современной отечественной музыки. Вып. 2. 19 411 958 / Ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1999. — С. 287−331.
- Степанова, И.В. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество / И. В. Степанова // История современной отечественной музыки. Вып. 3. 19 601 990 / Ред. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. — С. 318−364.
- Стогний, К.С. Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации / К. С. Стогний // Процессы музыкального творчества: сборник трудов / Ред. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. -Вып. 9.-С. 225−242.
- Стогний, И.С. Коннотации музыкального языка / И. С. Стогний // Музыка и время. -2013.-№ 4. -С. 24−32.
- Танеев, С.И. О музыке горских татар / С. И. Танеев // Памяти С. И. Танеева: сборник статей / Ред. В. В. Протопопов. М.: Музгиз, 1947. — С. 195−211.
- Тевосян, А.Т. Хоровое искусство России 70-х гг. (1967−1980) / А. Т. Тевосян.-М.: Музыка, 1982.- 182 с.
- Темирканова, J1.M. Творчество Хаупа / JI.M. Темирканова // Джаб-раил Хаупа: Мир логики и чувств. Жизнь и творчество / Ред. Б. Г. Ашхотов. -Нальчик: Эльбрус, 2002. С. 84−96.
- Теория современной композиции: учебное пособие / Отв. ред. B.C. Ценова М.: Музыка, 2005. — 624 с.
- Трембовельский, Е.Б. Гетерофония: типология фактур эволюция ткани / Е. Б. Трембовельский // Музыкальная академия. — 2001. — № 4. — С. 165−175.
- Тресков, И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа / И. В. Тресков. Нальчик: Эльбрус, 1963.- 180 с.
- Унарокова, Р.Б. Песенная культура адыгов (эстетико-информационный аспект) / Р. Б. Унарокова. М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 216 с.
- Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-352 с.
- Ушкарёв, А.Ф. Основы хорового письма / А. Ф. Ушкарёв. М.: Музыка, 1982.-231 с.
- Филатова, Н.Ю. Художественный мир хоровых сочинений Ю.М. Буцко 1980-х 1990-х годов: автореф. дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Филатова Надежда Юрьевна. — М., 2011. — 25 с.
- Фольклор и мы. Традиционная культура в зеркале её восприятий: сборник научных статей, посвящённый 70-летию И. И. Земцовского. 4.1 / Сост. Н. Ю. Альмеева. СПб.: РИИИ, 2010. — 240 с.
- Фольклорное сольфеджио: учебно-методическое пособие / Сост. Ф. М. Токова, ред. Р. Х. Боташев. Карачаевск- Черкесск: Полиграфист, 2002. — 148 с.
- Фомина, З.В. Онтология музыки / З. В. Фомина. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2005. — 88 с.
- Хавпачев, Х.Х. Адиюх кабардинской музыкальной культуры / Х. Х. Хавпачев // Кабардино-Балкарская правда. 2000. — 17 мая.
- Хавпачев, Х.Х. Нравственная позиция / Х. Х. Хавпачев // Джабраил Хаупа: Мир логики и чувств: Жизнь и творчество / Ред. Б. Г. Ашхотов. -Нальчик: Эльбрус, 2002. С.39−51.
- Хавпачев, Х.Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии / Х. Х. Хавпачев. Нальчик: Эльбрус, 1999. — 186 с.
- Холопов, Ю.Н. Введение в музыкальную форму / Ю. Н. Холопов. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с.
- Холопов, Ю.Н. Гармония. Теоретический курс / Ю. Н. Холопов. -СПб.: Лань, 2003.-544 с.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000.-319 с.
- Холопова, В.Н. Теория музыки / В. Н. Холопова. СПб.: Лань, 2002.-368 с.
- Холопова, В.Н. Эстетика и психология музыкальной композиции / В. Н. Холопова // Музыкальная академия. 2011. — № 1. — С. 31−38.
- Хорошайло, Г. В. Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчестве A.B. Михайлова: автореф. дисс.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Хорошайло Галина Васильевна. Ростов-на-Дону, — 2005. — 22 с.
- Хохловкина, A.A. Советская оратория и кантата / A.A. Хохловки-на.-М.: Музгиз, 1955, — 1 18 с.
- Хроменко, Т.Е. Хоровая миниатюра в творчестве Р. Леденёва // Т. Е. Хроменко // Музыковедение. 2010. — № 8. — С. 29−33.
- Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1980. — 296 с.
- Чепниян, Н.Л. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи: автореф. дисс.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Чепниян Наталья Львовна. Ростов-на-Дону, 2003. — 24 с.
- Чесноков, П.Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. М.: Музгиз, 1961.-240 с.
- Чич, Г. К. О музыке адыгов: исторические и героические песни / Г. К. Чич. Майкоп: АГУ, 2002. — 197 с.
- Чулаки, М.И. Инструменты симфонического оркестра / М.И. Чу-лаки. СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2004. — 224 с.
- Шарипова, P.M. Татарская хоровая культура XX века: история развития, композиторское творчество: автореф. дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Шарипова Розалия Мугтасимовна. Казань, 2011.-21 с.
- Шарифуллин, Д.Ф. Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля: автореф. дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Шарифуллин Джамиль Фаридович. -Казань, 2006. 24 с.
- Шахназарова, Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма / Н. Г. Шахназарова. М: Сов. композитор, 1983. — 152 с.
- Шахназарова, Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество / Н. Г. Шахназарова. М.: Музыка, 1992. — 158 с.
- Шахназарова, Н.Г. Проблемы народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе / Н. Г. Шахназарова. М.: Музыка, 1987. -93 с.
- Шейблер, Т.К. Кабардинский фольклор / Т. К. Шейблер // Советская музыка. 1955. — № 6. — С. 73−79.
- Ширинян, Р.К. Оратория и кантата / Р. К. Ширинян. М.: Музгиз, 1960.-40 с.
- Ширяева, Н.В. Принципы структурной организации хоровых сочинений Софии Губайдуллиной: дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Ширяева Надежда Велеровна. Саратов, 2011. — 238 с.
- СКГИИ. Науч. ред. А. И. Рахаев, Б. Г. Ашхотов, С. Т. Махлина, Х.М. Дума-нов. — Нальчик: КБГУ, 2001.-С. 113−115.
- Concepts, experiments and field work: studies in systematic musicology and ethnomusicology / Ed. by Rolf Bader, Christiane Neuhaus, Ulrich Morgenstern. Frankfurt: P. Lang, 2010. — 424 p.
- Davies S. Themes in the philosophy of music / Stephen Davies. Oxford: Oxford University Press, 2005. — 283 p.
- Jordania J. Who Asked the First Question? The Origins of Human Choral Singing, Intelligence, Language and Speech / J. Jordania. Tbilisi: Logos, 2006.-437 p.
- The Aesthetics of Music / Ed. by R. Scruton. Oxford: Oxford University Press, 1999.-530 p.
- Tongeren Mark C. van Overtone Singing. Physics and Metaphysics of Harmonics in East and West / Mark C. van Tongeren. Amsterdam: Fusica, 2002. -271 p.