С.М. Сонки в истории русского вокального искусства
Диссертация
В первую очередь, в его методе обращает на себя внимание строгое следование принципу постепенности в усложнении вокального материала при работе с учениками: «Кто идет тихо, тот идет вперед», стремление к достижению и сохранению высокого уровня технической оснащенности певческого голоса. Как педагог он очень бережно и терпеливо относился к своим ученикам. Об отношении к ним красноречиво… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Личность С. М. Сонки в контексте переходной эпохи
- 1. 1. К вопросу о специфике переходных эпох
- 1. 2. С. М. Сонки: неизвестное об известном
- 1. 3. Вклад С. М. Сонки в вокальную культуру «Серебряного века» (Дореволюционный период деятельности)
- 1. 3. 1. Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества
- 1. 3. 2. Общественные организации деятелей искусства
- 1. 3. 3. Научно-педагогические искания С. М. Сонки и его ученики
- 1. 4. Творчество С. М. Сонки советского периода
- ГЛАВА II. «Теория постановки голоса» С. М. Сонки и ее значение
- 2. 1. «Теория постановки голоса» в свете различных редакций
- 2. 2. Периодика С. М. Сонки
- 2. 3. Основные методические принципы, изложенные в «Теории постановки голоса»
- 2. 3. 1. Требования, предъявляемые к начинающему певцу
- 2. 3. 2. Дыхание
- 2. 3. 3. Тембр, артикуляция и звукоизвлечение
- 2. 3. 4. Дикция и фразировка
- 2. 3. 5. Работа над голосом: от простого к сложному
- 2. 3. 6. Гигиена голоса и советы ученикам и артистам
Список литературы
- Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400 с.
- Алексеев А. А. Народные дома // Санкт-Петербург: Энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «Бизнес-пресса" — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — С. 564.
- Андреева В. А. История вокального искусства: Учеб. пособие для му-зык. вузов. Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2002. — 225 с.
- Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. — М.-Л.: Музгиз, 1952. — 192 с.
- Ахиезер А. С. Переходные процессы в культуре (Введение в анализ специфики русской культуры) // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. — С. 101−120.
- Ахиезер А. С. Социокультурные механизмы циклов культуры // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2002. — С. 116−135.
- Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1. — М.: Музсектор Госиздата, 1929. 247 е.- Ч. 2. — М.: Гос. муз. изд., 1932. -320 е.- Ч. 3. -М.: Гос. муз. изд., 1937. — 255 с.
- Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. 2-е изд. — М.: Музгиз, 1956.-268 с.
- Ю.Барсов Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки. Л.: Музыка, 1968. — 65 с.
- Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. -М.: Музгиз, 1982. Вып. 6. — С. 6−22.
- Барсова Л. Г. Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая. Спб.: Петровский фонд, 1999. — 107 с.
- Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5-ти книгах / Изд. подгот. Н. И. Александрова и др. т. 2. Кн. 4−5. — М.: Наука, 1980. — 743 с.
- Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991.- 318 2. с.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173, 2. с.
- Березовая Л. Г. Самосознание русской интеллигенции начала XX века: Дисс. д-ра ист. наук. М., 1994. — 436 с.
- Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Сонки С. М. // Кто писал о музыке. Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. Т. 3. — М.: Сов. композитор, 1979.-С. 94−95.
- Бойко М. Н. Россия XVII—XIX вв.еков: цивилизационный переход и культурная самобытность // Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / Отв. ред. Н. А. Хренов. -М: Наука, 2003. С. 195−225.
- Бронников П. К. Учебник пения по Гароде, Лаблашу, Гарчиа . и др. -М.: Юргенсон, 1891.-121 с.
- Бронфин Е. Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия 1917−1922: Исследование. Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1984. — 216 с.
- Буренин Н. Е. Памятные годы. 2-е изд. — Л.: Лениздат, 1967. — 304 с.
- В Вокальном обществе // Вести // Хроника журнала «Музыкальный современник». 1915. — № 4. с. 19, № 7. — С. 17−18, № 11. — С. 11- 1916.-№ 5−6.-С. 29.
- В Доме Искусств // Ленинград // Жизнь искусства. 1925. — № 12. — С. 21- 1926.-№ 12.-С. 23.
- Варламов А. Е. Полная школа пения. -М.: Музгиз, 1953. — 165 с.
- Васенина К. В. Правильное произношение слова как важнейший фактор в пении (методическое пособие по вокалу для преподавателей муз-училищ). М.: Типография изд-ва МСХ РСФСР, 1962. — 15 с.
- Васенина К. В. Проблема слова в пении // Вопросы вокальной педагогики. -М.: Музыка, 1969. Вып. IV. — С. 145−162.
- Вебер К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884−1885. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885.- 124 с.
- Вокальная академия // Голос и речь. 1913. — № 12. — С. 21−22.
- Вокальное Общество в Петрограде. Отчет за 1913−1914 год. (Год III). -Петроград: Типография И. Шурухт, 1914. 21 е.- Отчет за 1914−1915 год. (Год IV). — 1915.-22 е.- РГИА. Ф. 1284. Оп. 187. 1913 г., Д. 98. Л. 76−86.
- Габель С. И. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани // Музыкальное обозрение. 1885. — № 6. — С. 44−46.
- Гарбузов Н. А. Музыкальная акустика. М.-Л.: Музгиз, 1940. — 248 с.
- Гарсиа М. (сын) Школа пения. Traite complet de l’art: du chant. 4. 1 и 2. Предисл., пер. коммент. и примеч. проф. В. А. Багадурова, д-ра искусствовед. наук. -М.: Музгиз, 1956 обл. 1957. 127 с.
- Геллат П. П. Дыхание и положение гортани. Две лекции по физиологии пения. СПб.: Тип. Монтвида, 1905. — 67 с.
- Геллат П. П. Ответ на вышепомещенное письмо // Ежемесячник ушных, горловых и носовых болезней. 1907. — Т. 2. — № 2. — С. 94.
- Геллат П. П. Рецензия. Теория постановки голоса С. М. Сонки // Ежемесячник ушных, горловых и носовых болезней. 1907. — Т. 1. — № 11. -С. 428−429.
- Геллат П. П. Теория грудобрюшнопреградного дыхания. (Доклад, чит. на XII Междунар. съезде в Москве, в Отд. гортанных болезней). -СПб.: Тип. Я. Трей, 1898. 14 с.
- Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки: Перевод с 3-го нем. изд. М. Петухова. — СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1875. 594 1. с.
- Гинзбург С. Из истории музыкальных взаимосвязей народов России в конце XIX начале XX века // Русская музыка на рубеже XX века / Под. общ. ред. Михайлова М. К. и Орловой Е. М. — M.-JL: Музыка, Ленингр. отд., 1966. — С. 22−46.
- Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио с фортепиано. — М.: Музгиз, 1950.-53 с.
- Годани Э. О выборе гласной для упражнений при постановке голоса // Голос и речь. 1914. — № 3. — С. 19−23.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 19 051 917. М.-Л.: «Музыка», Ленинг. отд., 1975. — 368 с.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв.еков и Ф. Шаляпин (1890−1904 гг.). Л.: Музыка, 1974. — 263 с.
- Гозенпуд А. А. Русский советский оперный театр. (1917 1941). Очерк истории. — Д.: Музгиз, Ленингр. отд., 1963. — 440 с.
- Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. — 294, 1.с.
- Гутман О. Гимнастика голоса, основанная на физиологических законах. Руководство к упражнению и правильному употреблению органов речи и пения Оскара Гутмана: Перевод с 3-го немецкого изд. — СПб.: Л. Ф. Пантелеев, 1882. 114 с.
- Дело оркестра графа Шереметева Александра Дмитриевича. 1899−1905 // ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 305. Ед. хр. 1412. Д. 2. 259 л.- Дело хора и оркестра графа Шереметева Александра Дмитриевича. 19 001 901. Д. 3.281 л. + 1 л. обл.
- Денисова Г. М., Курочкин В. Я. Очерки по истории вокальной педагогики в России: Учеб. пособие. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2004. — Ч. 1−2. — 404 с.
- Дмитриев Л. Б. Голосообразование у певцов. Материалы рентгенол. исследований. -М.: Музгиз, 1962. 56 с.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики: Учеб. пособие для муз. вузов. М.: Музыка, 1968. — 675 с.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 2004. — 366, 1. с.
- Дмитриевский В. Н. Плоды просвещения переходного времени // Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / Отв. ред. Н. А. Хренов. М: Наука, 2003. — С. 323−365.
- Додонов А. М. Современное преподавание пения и правильная постановка голоса. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1904. — 59 с.
- Дом искусств // Ленинград // Жизнь искусства. 1923. — № 22 — С. 8- 1924. -№ 21. -С. 23- 1925.- № 13.-С. 22- 1926.-№ 14.-С. 23.
- Дорохин О. Н. Серебряный век как историко-культурная и историографическая проблема: Дисс. канд. ист. наук. — Томск, 1999. 127 с.
- Дубравская Т. Н. Музыкальный стиль в контексте перехода от Средневековья к Новому времени // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000. — С. 170−178.
- Дубравская Т. Н. Эпоха Возрождения и феномен цикличности в истории вокальной музыки // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: Сборник / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2004. — С. 369 393.
- Дюпре Ж. Искусство пения. М.: Музгиз, 1955. — 286 с.
- Егоров А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы. М.: Музгиз, 1962.- 172 с.
- Егоров А. М. Гигиена певца. М.: Медгиз, 1955. — 140 с.
- Ежегодник императорских театров, сезон 1890−1891. 1. СПб.: Изд. Дирекции имп. театров, 1892. — 330 с.
- Жидков В. С. История театра: некоторые теоретические проблемы // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: Сборник / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2004. — С. 480−499.
- Жидков В. С. Культурная политика и театр. М.: Изд-во лит. по атом, технике, 1995. — 320 с.
- Жидков В. С. Культурная политика на постбифуркационном этапе в российской истории XX века // Искусство в ситуации смены циклов. -М., 2002.-С. 322−353.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-370 с.
- Жинкин Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопросы психологии. 1978. — № 4.-С. 73−83.
- Занетти Ф. Т. Письмо Занетти//Голос и речь.-1913. -г-№ 5−6. С. 38.
- Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. 4-е испр. и доп. изд. — М.: Гос. муз. изд., «Образцовая» тип., 1937. — 114 с.
- Злобин К. В. Верно ли, что искусство пения искусство дыхания? — М.: Тип. Русского т-ва, 1912. — 60 с.
- Злобин К. В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л.: Медгиз. — 1958. — 136 с.
- Иванов-Борецкий М. В. Пять лет научной работы Государственного института музыкальной науки (ГИМН'а). 1921−1926. М: Муз. сектор Гос. изд., 1926.-59 с.
- Инструкции, учебные планы и программы выпускных экзаменов Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. М., 1886. — 87 с.
- Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2002. — 467 с.
- Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. -398, 2. с.
- Искусство на рубежах веков: Материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д.: РГК, Изд-во «Гефест», 1999. — 456 с.
- Испытание учащихся у С. М. Сонки // Хроника. С.-Петербург // Русская музыкальная газета. 1901. — № 13−14. — Ст. 401.
- История русской музыки. 70−80-е годы XIX в. / Келдыш Ю. В., Кора-бельникова Л. 3., Корженьянц Т. В. и др. М.: Музыка, 1994. — Т. 7. -Ч. 1.- 477 с.
- История русской музыки. 70−80-е годы XIX в. / Келдыш Ю. В., Кора-бельникова JL 3., Левашова О. Е. М.: Музыка, 1994. — Т. 8. — Ч. 2. -532 с.
- История русской музыки. Конец XIX нач. XX в. / Келдыш Ю. В., Рахманова М. П., Корабельникова Л. 3., Соколова А. М. — М.: Музыка, 1994. — Т. 9-Ч. 1.- 450 с.
- История русской музыки. 1890−1917-е годы / Келдыш Ю. В., Левая Т. Н., Рахманова М. П. и др. М.: Музыка, 1997. — Т. 10А. — 539 с.
- Как преподают пение? // Жизнь искусства. 1925. — № 2. — С. 15−16- № З.-С. 12- № ю.-С. 18−19.
- Календарь-справочник Музыкального отдела Наркомпроса. Пг.-М., 1919.- 244 с.
- Кантор Г. М. Музыкальный театр в Казани XIX начала XX: Исследование. — Казань: Карпол, 1997. — 185, 1. с.
- Карелин В. Л. Новая теория постановки голоса. СПб.: Типо-лит. Н. Л. Ныркина, 1912. — 225 с.
- Квалиашвили М. Г. По трудному пути. Тбилиси: Мерани, 1969. — 323 с.
- Кейрим-Маркус М. Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 — середина 1918 гг.). М.: Наука, 1980.-199 с.
- Комарницкая О. В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX века: Автореферат дисс. канд. искусствоведения М., 1991. — 26 с.
- Комолова Н. П. Италия в русской культуре Серебряного века: времена и судьбы: монография. М.: Наука, 2005. — 469, 1. с.
- Кржижановский К. И. Вокальное искусство. М.: Гор. тип., 1909. -304 с.
- Кржижановский К. И. Причины упадка вокального искусства. — М.: Тип. Окр. штаба, 1902. 77 с.
- Кругликов С. Н. Обзор десятилетней деятельности Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества за время от 1878 по 1888 г. -М.: Унив. тип., 1888. 18 с.
- Круглова Е. В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: на примере сочинений Г. Ф. Генделя: Дисс. канд. искусствоведения. М., 2007. — 288 с.
- Кугель А. Р. Театральные портреты. JL: Искусство, Ленингр. отд., 1967. — 382 с.
- Курдюмов Ю. В. Очерк развития сольного пения. Спб.: Изд. редакции РМГ, Б. г. — 61 с.
- Лаблаш Л. Полная школа пения или Подробное объяснение правил для развития и усовершенствования голоса и для образования вкуса с объяснительными примерами, последовательными упражнениями и вокализами Л. Лаблаша. М.: Юргенсон, 1881. — 103 с.
- Ламперти Фр. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам Франческо Ламперти: Пер. с итал. 5-е изд. — М.-Пг.: Гос. изд., 1923. — 67 с.
- Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исслед. М.: Музыка, 1991. — 166 с.
- ЮЗ.Левидов И. И. Направление звука в «маску» у певцов. С предисл. проф. Л. Т. Левина. Л.: Тритон, 1926. — 55 с.
- Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. -Л.-М.: Искусство, 1939. 250 с.
- Левидов И. И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. Опыт научных предпосылок к методике обучения пению. Л.: Тритон, 1928. — 119 с.
- Левик С. Ю. Записки оперного певца. 2-е изд. — М.: Искусство, 1962.- 713 с.
- Лекции, Общества, Собрания // Голос и речь. 1912. — № 1. — С. 30- 1913.- № 1.-С. 38- № 4.-С. 37.
- Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года в 2-х томах.-Т. 1.- М., 1983.- 696 с.
- Ломакин Г. Я. Краткая метода пения. М.: Юргенсон, 1882. — 70 с.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623 с.
- Львов М. Л. Из истории вокального искусства. М.: Музыка, 1964. -228 с.
- Мазетти У. Краткие указания по пению моим ученикам. М.: П. Юргенсон, 1912. — 7 с.
- Мазурин К. М. Методология пения. Курс педагогики пения. Руководство для учителей и пособие для учащихся. Т. 1. — М.: Т-во скоро-печ. А. А. Левенсон, 1902. — 914 е.- Т. 2. — Вып. 1. — 1903. — 163 с.
- Манин В. С. Искусство в резервации: Худож. жизнь 1917−1941 гг. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. 263 с.
- Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию / Под. ред. А. Б. Гольденвейзера. М.-Л.: Музгиз. Напеч. в Мск., 1941. -197 с.
- Машковская Т. О., Машковский В. П. История отечественной художественной культуры в новейшее время: Учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. — 201 с.
- Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977.-231 с.
- Морозов В. П. Вокальный слух и голос. В помощь педагогу-музыканту. М.-Л.: Музыка, 1965. — 86 с.
- Морозов В.:. П. Искусство резонансного^ пения. Учебно-методологическое издание для вокалистов. М.: Московская гос. консерватория, Институт психологии РАН, 2002. — 495 с.
- Морозов В. П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. -Вып. 7.-М.: Музыка, 1984.-С. 173−213.
- Морозов В. П. Тайны вокальной речи. JL: Наука, 1967. — 204 с.
- Музалевский В. Злополучный вопрос // Жизнь искусства. — 1924. — № 51.-С. 12.
- Музалевский В. Итоги вокальной конференции в Москве // Жизнь искусства. 1926. — № 5. — С. 16.
- Музалевский В. Что дала анкета // Жизнь искусства. 1925. — № 10. -С. 19.
- Музехольд А. Акустика и механика человеческого голосового органа. -М.: Муз. сектор Гос. изд, 1925. 126 с.
- Музыкальное обозрение // Нувеллист- 1890. № 4. — С. 3.
- Музыкальный вечер проф. Сонки // Театр, музыка и искусства // Биржевые ведомости (Санкт-Петербург). 1895. — № 114 — С. 3.
- Муриан И. Ф. Цикличность как одна из форм осознания реальных процессов в истории и искусстве // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: Сборник / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2004.-С. 216−228.
- Назаренко И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. 3-е изд. — М.: Музыка, 1968. — 622 с.
- Научно-вокальное общество // Ленинград // Жизнь искусства. 1927. -№ 50.-С. 19- 1928.-№ 40.-С. 15- № 49. — С. 21.
- Некоторые правила для обучающихся пению. Сост. по Сонки, Коро-вякову, Гунке, Рубцу, Мазурину. Н. Н. Ч. Чуркин. (Прил. к 1-й и 2-й части «Пособия при классном обучении пению»). Баку: Типография «Арор», 1897. — 28 с.
- Немирович-Данченко В. И. О прошлом нашего техникума // Пятьдесят лет Театральной школы. 1878−1928. М.: ЦК Всерабис, 7 тип. «Искра революции» Мосполиграфа, 1929. — С. 37−38.
- Нестьев И. В. Звезды русской эстрады. (Панина, Вяльцева, Плевиц-кая). Очерки о русских эстрадных певицах начала XX в. М.: Сов. композитор, 1974. — 2-е изд., доп. — 182 с.
- Ниссен-Саломан Г. Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан. 4.1 Theorique — СПб.: Бессель, 1880. — 67 с.
- Объявление об образовании «Общества вокальных педагогов и других музыкальных деятелей». (1899 г.) // Дело оркестра графа Шереметева Александра Дмитриевича. 1899−1905 // ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 305. Ед. хр. 1412. Д. 2. Л. 219.
- Органов П. А. Певческий голос и методика его постановки. — М.-Л.: Гос. муз. изд., 1951. 136 с.
- Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. -415 с.
- Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука: Ленингр. отд., 1984. — 205 с.
- Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и Новейшее время / Отв. ред. Н. А. Хренов. М: Наука, 2003. — 495 с.
- Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801−1917: Энциклопедия. — СПб.: Петровский фонд, 1999. 368 с.
- По поводу дебюта г-жи Сырвид-Сонки // Театр и музыка // Русский курьер. -№ 247. 1884. — С. 3.
- Почтовый ящик // Голос и речь. 1913. — № 4. — С. 39.
- Почтовый ящик // Жизнь искусства. 1925. — № 16. — С. 23.
- Президиум Вокально-Методологической Секции ГИМН’а. ГИМН о преподавании пения // Жизнь искусства. 1925. — № 14. — С. 6−7.
- Программа музыкальных курсов Общества друзей музыки // ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 87. Оп. № 925−927. Ед. № 1200. 6 л.
- Программа по классу пения в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. — Б. г., Б. и. — 7 с.
- Программа ученического экзаменационного спектакля Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества за 1886−1887 учебный год // ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. П. № 99 122.
- Программы художественных предметов, преподаваемых в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1902. — 14 с.
- Протокол 40-го заседания Правления Общества друзей музыки, 5 октября 1910 г. (рукопись) // Книга протоколов заседаний Правления Общества Друзей Музыки с 30 апреля 1909 по 31 апреля 1913 // ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 87. Инв. № 741. Ед. № 1200. 49 л.
- Протоколы 1-го и 2-го заседаний членов секции пения при Обществе друзей музыки, 1909 окт. 31, нояб. 6 (рукопись) // ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 87. Ед. хр. 699−700. 4 л.
- Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750−1917: Словарь: В двух частях. Часть первая. М.: Советский композитор, 1991. — 423, 1. е.- Часть вторая. — М.: Композитор, 2000. — 400 с.
- Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. СПб.: «Столичная скоропечатня», 1899. — 84 е.- М.: Музгиз, 1958. — 112 с.
- Пять лет работы Ленинградского ЦДИ // Жизнь искусства. 1929. -№ 42.-С. 1.
- Работнов JI. Д. О, фонографической записи голоса певцов. М.: Гос. муз. изд., 1935. — 66 с.
- Работнов Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. — М.: Музгиз, 1932.- 159 с.
- Разные известия // Русская музыкальная газета. 1902. — № 11. — Ст. 340- № 20−21. — 1908. — Ст. 470.
- Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студентов пед. вузов. М.: Владос, 2001. — 383 1. с.
- Робэн С. Техника пения и единый метод постановки голоса. Практическое руководство для певцов, актеров и ораторов. Л.: Тип. «Коминтерн» Гос. изд., 1925. — 52 с.
- Розин В. М. Понятие «цикл» и типы циклов в культуре // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: Сборник / Отв. ред. Хренов Н. А. М., 2004. — С. 74−85.
- Рокитанские (Rokitansky) // Энциклопедический музыкальный словарь / Авт-сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. — 2 изд., испр. и доп. М.: «Большая сов. энциклопедия», 1966. — С. 438.
- Русская музыка на рубеже XX века. Статьи, сообщения, публикации / Под. общ. ред. Михайлова М. К. и Орловой Е. М. М.-Л.: Музыка, Ле-нингр. отд., 1966. — 296 с.
- Сайко Е. А. Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века: монография. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 141, [2] с.
- Сайко Э. В., Хренов Н. А. XX век — переходный век в истории культуры // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. -М., 2000. С. 3−13.
- Сафошкин В. Д. Под чарующей лаской твоею: Жизнеописание А. Вяльцевой, песни, романсы. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
- Сеффери О. Ф. Несколько советов и пояснений молодым ученикам пения и Краткий очерк истории развития музыки. — Тифлис: Тип. Канцелярии главноначальствующего- гражд. частью на Кавказе, 1884. — 34 с.
- Сеффери О. Ф. Новая рациональная школа пения: Пер. с нем.- Изд. ред. проф. Артур фон Эттинген. СПб. и др.: Циммерман, 1895. -126 с.
- Сеффери О. Ф. Отчего у нас падает искусство пения? СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1914.-29 с.
- Сладкопевцев В. В. Проф. Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов воспроизводящих звук. СПб., 1912 // Голос и речь. 1912.-№ 1.-С. 28.
- Собинов JL В. Как я стал учеником Московского Филармонического училища (из неоконченной рукописи воспоминаний) // Собинов Л. В. Жизнь и творчество: Сборник / Отв. ред. Я. О. Боярский. М.: Музгиз, тип. и динк. им. Володарского в Лгр., 1937. — 264 2. с.
- Современные проблемы педагогики музыкального вуза. Материалы научно-методической конференции 2−4 ноября 1998. СПб.: Канон, 1999.- 150 с.
- Сонки С. М. Деятельность мышц при открывании и закрывании голосовой щели (опыт критики классической теории) теория напряжения голосовых струн при издавании звука. Доклад // Русская музыкальная газета. — 1909. — № 2. — Ст. 33−45.
- Сонки С. М. Доклад председателя президиума Вокального общества профессора пения С. М. Сонки по научному разбору книги артиста императорского театра В. Л. Карелина «Новая теория постановки голоса». СПб.: Электропечатня И. Шурухта, 1912. — 42 с.
- Сонки С. М. Как преподают пение? // Жизнь искусства. 1925. — № 2. -С. 15- № 10.-С. 18.
- Сонки С. М. Объявление. // Русский курьер. 1884. — № 142. — С. 1- № 143.-С. 1-№ 246.-С. 1.
- Сонки С. М. О резонаторах звука образуемого в гортани // Голос и речь. 1912.-№ 1.-С. 18−19.
- Сонки С. М. Ответ доктору Геллату (письмо в редакцию) // Русская музыкальная газета. 1907. — № 40. — Ст. 871−876.
- Сонки С. М. Педагогика пения. Преподаватели и учащиеся // Голос и речь.-1913.-№ 1.-С. 30−34.
- Сонки С. М. Письмо в редакцию // Ежемесячник ушных, горловых и носовых болезней. 1907. — Т. 2. -№ 2. — С. 91−94.
- Сонки С. М. По поводу книги г. Кржижановского (письмо в редакцию) // Русская музыкальная газета. -1910. № 11.- Ст. 284−290- № 12.-Ст. 322−327.
- Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов воспроизводящих звук. — 4-е изд., переем, и доп. — СПб.: Тип. и лит. В.
- Справка в Правление Общества друзей музыки о собраниях секции пения 14 и 21 января 1910 рукопись. от 17 марта 1910 // ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 87. Оп. № 742. Ед. № 1200. Л. 1.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Вагриус, 2000. — 443, 1.с.
- Старк Э. А. (Зигфрид) Петербургская опера и ее мастера. 1890−1910. -Л.-М.: Искусство, Напеч. в Лгр. 1940. 272 с.
- Стахевич А. Г. Вокальное искусство Западной Европы: творчество, исполнительство, педагогика: Исследование. — Киев: НМАУ, 1997. — 272 с.
- Стахевич А. Г. Искусство bel canto в итальянской опере XVII—XVIII вв.еков: Монография. Харьков: ХДАК, 2000. — 155 с.
- Стернин Г. Ю. «Мои воспоминания» Александра Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX в. // Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5-ти книгах / Изд. подгот. Н. И. Александрова и др. -Т. 2. Кн. 4−5. — М.: Наука, 1980. — С. 577−622.
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. — М.: Сов. художник, 1984. — 296 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х годов. — М.: Искусство, 1988. 285 с.
- Ступель А. М. Русская мысль о музыке, 1895−1917: Очерк истории русской музыкальной критики. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние., 1980.- 254 с.
- Сумароков А. А. Без грима. Записки старого актера. Кшв: Державне видавництво образотворчого мистецтва i музично1 лкератури УРСР, 1961.-294 с.
- Сюннерберг Г. А. Какой системы придерживаться при постановке голоса? / Под. ред. Виктора Антоновича Чечотт. СПб.: «Т-во худож. печати», 1912. — 91 с.
- Театр и музыка // Русский курьер. 1884. — № 244. — С. 4.
- Тимофеев Г. Музыка в 1911 году // Ежегодник газеты «Речь» на 1912 год. СПб.: Издание редакции газеты «Речь», 1912. — С. 467−483.
- Тихонов П. Регистры человеческого голоса (По поводу «Новой рациональной школы пения» О. Сеффери) // Русская музыкальная газета.- 1899. № 3. — Ст. 85−89- № 4. — Ст. 114−119- № 8 — Ст. 243−246.
- Труды Государственного института музыкальной науки. Вокально-методологическая секция. Сборник докладов, прочитанных членами секции на 1-ой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. М.: Муз. сектор Гос. изд. 1926. — 99 с.
- Турчин B.C. Историк искусства на рубеже XIX—XX вв.еков // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Хренов Н. А. -М.: Наука, 2002. С. 169−186.
- Турчин В. С. Позиции историка искусства на рубеже XIX—XX вв.еков // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. -С. 179−198.
- Тычинский JI. А. Как поднять художественное образование в России в области оперы и драмы. Устав Всероссийского общества оперных и драматических театров-школ. — СПб.: Типография А. Г. Розена, 1909. -48 с.
- Устав Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Утв. 16 сент. 1903 г. [М.]: Б. и., 1903. — 41 с.
- Устав Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей. Утв. 23 дек. 1898 г. СПб.: Типография Глазунова, 1899. — 16 с.
- Федюкин С. А. Социалистическая революция в России и интеллигенция. М.: Прогресс, 1983. — 148 с.
- Харитонович Д. Э. Культура на переходе от Средневековья к Новому времени: рождение искусства // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры / Отв. ред. Хренов Н. А. — М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. — С. 148−169.
- Хенен А. Сольный вокальный репертуар XX века и его влияние на классический вокал // Современные проблемы педагогики музыкального вуза. СПб.: Канон, 1999. — С. 79−82.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры. СПб.: Лань, 2000. — 319 с.
- Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука. 2006. -646 с.
- Хренов Н. А. Искусство в контексте XX века на фоне повторяющихся флуктуаций в больших длительностях исторического времени // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: Сборник / Отв. ред. Хренов Н. А. М., 2004. — С. 15−73.
- Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
- Хренов Н. А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2002. — С. 11−55.
- Хренов Н. А. Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры / Отв. ред. Хренов Н. А. — М.: Гос. инт искусствознания, 2000. С. 14−69.
- Хренов Н. А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. — М.: Альфа-М, 2005. 624 с.
- Хренов Н. А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2002. — С. 432−465.
- Хроника // Голос и речь. 1913. — № 1. — С. 38- № 4. — С. 37- № 10. -С. 18−19.
- Хроника // Нувеллист. 1900. — № 8. — С. 13.
- Хроника. С.-Петербург // Русская музыкальная газета. -1906.' № 16.- Ст. 407- 1909. № 5. — Ст. 148−149.
- ЦДИ // Ленинград // Жизнь искусства. 1927. — № 10. — С. 19- № 12. -С. 19.
- Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве: Сборник / Отв. ред. Хренов Н. А. М.: Наука, 2004. — 621 с.
- Чемоданов С. Филармония в дореволюционный период // Пятьдесят лет театральной школы. 1878−1828. М.: ЦК Всерабис, 7 тип. «Искра революции» Мосполиграфа, 1929.-С. 11−25.
- Чердаков Д. Н. Дом искусств // Санкт-Петербург: Энциклопедия. — 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ООО «Бизнес-пресса" — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — С. 251.
- Шарма Е. Ю. С. Сонки в истории становления русской вокальной школы: Тез. докл. // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — М.: Студенческий союз МГУ, 2003. Вып. 9. — С. 298−299.
- Шарма Е. Ю. С. М. Сонки в истории русского вокального искусства 11 Вестник МГУКИ. 2007. — № 4. — С. 287−290.
- Шарма Е. Ю. С. М. Сонки в общественной жизни России рубежа XIX
- XX веков: Тез. докл. // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». -М.: Изд-во МГУ, 2004. Вып. 12. — С. 128−129.
- Щерба Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л.: Наука, 1983. — 155 с.
- Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890−1930. Л.: Изд. театра оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936. -254 2. с.
- Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. А. С. Дмитриева. / Под. ред. проф. Ядова В. А. М.: Аспект Пресс, 1996. -414 1. с.
- Эрбштейн М. Анатомия, физиология и гигиена дыхательных и голосовых органов. изд. 2-е испр. и доп. — Л.: Тип. «Вестник Ленингр. облисполкома», 1928. — 219 с.
- Эрбштейн М. Неправильная «атака» звука как причина заболевания голоса // Голос и речь. — 1913. -№ 2. — С. 3−4.
- Эрбштейн М. Письмо в редакцию // Голос и речь. -1913.-№ 3.-С. 34.
- Эткинд А. М. Содом и психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. -М.: ИЦ-Гарант, 1996. 413 с.
- Юдин С. П. Певец и голос. Предисл. проф. Багадурова, с. 3−10. — М.-Л.: изд. и типолит. Музгиза в Мск., 1947. 140 с.
- Юдин С. П. Формирование голоса певца: Учеб. пособие. Под общ. ред. Е. Н. Артемьевой. М.: Музгиз, 1962. — 167 с.
- Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. — М.: Музыка, 1974. — 262 с.
- Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. СПб.: Издательство ДЕ АН, 2001. — 128 с.
- Юшманов В. И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: Дисс. д-ра искусствоведения. — Л., 2004. — 262 с.
- Яковенко С. Б. Актуальные проблемы.исполнения современной вокальной музыки: Автореф. дисс. д-ра искусствоведения. — М., 1997. — 57 с.
- Яковенко С. Б. Зара Долуханова в искусстве и жизни: Творческая биография. Тайна интерпретации. Вокальная школа. Оценки современников. М.: Реалии-Пресс, 2003. — 204, 3. с.
- Яковенко С. Б. Павел Герасимович Лисициан в искусстве и жизни: факты, диалоги, размышления. М.: Союз армян России, 2001. — 141, 2. с.
- Яковлева А. С. Вокальная школа Московской консерватории: Дисс. д-ра искусствоведения. — М., 1994. — 414 с.
- Яковлева А. С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи. М.: Издательский дом «Информбюро», 2007. — 480 с.
- Яковлева А. С. Русская вокальная школа: Исторический очерк от истоков до середины XIX столетия. — 2-е изд. — М.: Издательско-полиграфический центр «ГЛОБУС», 1999. — 96 с.
- Ямпольский И. М. Сонки С. М. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Т. 5. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Ст. 206.
- Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы: Учебное пособие. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. 90 с.
- Ярославцева Л. К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII—XX вв.еков. М.: Изд. дом «Золотое Руно», 2004. -200 с.
- Березовая JI. Г. Творческие объединения Серебряного века // Новый исторический вестник. 2001. — № 3 (5). — http://www.nivestnik.ru/ 2001 3/ 20.shtml.
- Шелаева А. А. «Дивный голос твой, низкий и странный.» // Санкт-Петербургский университет. — 2004. — № 6. — http://journal.spbu.ru/2004/ 06/19.shtml.