Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обосновать богословско-литургический аспект традиционного русского богослужебного пения как элемента системы храмовых искусстввыявить причины обращения светских композиторов конца XIX — начала XX вв., II. Чайковского и С. Рахманинова, к написанию музыки дляцеркви? и выявить причины «непопулярности» этих произведений в церковном обиходераскрыть закономерности развитиярусской духовной музыки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Специфика русского православного богослужебного пения
    • 1. 1. Исторический дискурс церковного пения в России
    • 1. 2. Музыкально-эстетический дискурс русского церковного пения)
    • 1. 3. Богословско-литургический дискурс православного пения
  • Глава II. Поиски «русского» стиля в композиторской хоровой духовной музыке (последняя четверть XIX — начало XX вв.)
    • 2. 1. Проблемы церковно-певческой практики в России на рубеже XIX — XX веков
    • 2. 2. Духовные циклы П. И. Чайковского в аспекте традиций православного русского пения
    • 2. 3. Интерпретация традиций православного русского пения в духовных циклах С. В. Рахманинова

Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период конца XIX — начала XX веков занимает особое место в истории русской культуры и в истории православного" русского пенияи духовной музыки. Богослужебное пение в России имеет более чем тысячелетнюю историю. На пути своего развития оно преодолело ряд глубоких кризисов, один из которых обозначился в последней четверти XIX — начале XX вв., во многом явившись отголоском событий середины XVII века, когда под влиянием западно-европейской хоровой культуры была полностью сломана древнерусская богослужебно-певческая система, коренным образом изменился весь смысловой строй-православного пения:

Духовная музыка русских композиторов долгое время? рассматривалась лишь как феномен музыкального искусства. Сегодня мы имеем возможность изучать ее в контексте православной культуры, что является имманентным подходом по отношению к данному культурному явлению.

Актуальность исследования связана с тем, что сегодня такая, важная составляющая церковной жйзни, как богослужебное пение, вновь переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что светское музыкальное образование в России находится на очень высоком уровне, многочисленные-проблемы в области церковного пения не находят разрешения.

Сопоставляя современную церковно-певческую практику с ситуацией рубежа Х1Х-ХХ веков, можно констатировать, что самые значимые, насущные проблемы этого периода стоят столь же остро в наше время, однако сегодняшняя ситуация усугублена объективными историческими обстоятельствами. В этом смысле обращение к православной певческой традиции и русской духовной музыке конца XIX — начала XX веков оказывается ценным культурно-историческим опытом, который многое дает для* понимания причин и сущности современной ситуации, что в свою1 очередь является необходимым условием для поиска путей решения сложившихся проблем.

Последняя четверть XIX — начало XX вв. стала моментом обострения, сплетения всех многовековых противоречий, разногласий и споров в области церковного пения, однозначного ответа1 на которые нет и на сегодняшний день. Что считать истинно русским стилем в церковном пении? В чем критерий церковности музыкальных произведений? Можно ли исполнять в концертах духовной музыки произведения, входящие в церковный обиход, и, напротив, можно ли допускать на клирос духовные сочинения светских авторов, не причастных в полной мере к церковной1 жизни?

Эти вопросы, выдвинутые современниками столетие назад, явились внешней стороной тех глубинных трансформаций' в богослужебном пении, когда на первое место в церковномискусстве выдвинулась эстетическая^ составляющая, сам принцип музыкального оформления церковной службы, «составленной» из произведений разных авторов, перестал соответствовать сущности православного богослужениясложный концертный стиль «церковно-музыкальных» сочинений вступил в противоречие, с духом церковности, а от певчих вместо владения ремеслом потребовалось мастерство вокалиста-исполнителя.

Цель диссертационного исследования — соотнесение русской духовной хоровой музыки последней четверти XIX — начала XXвв. с традициями православного русского пения. на — примере духовно-музыкальных циклов П. Чайковского и С. Рахманинова.

В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи исследования:

— систематизировать представления об историческом пути формирования традиций православного русского пения и его музыкально-эстетическом своеобразии;

— обосновать богословско-литургический аспект традиционного русского богослужебного пения как элемента системы храмовых искусстввыявить причины обращения светских композиторов конца XIX — начала XX вв., II. Чайковского и С. Рахманинова, к написанию музыки дляцеркви? и выявить причины «непопулярности» этих произведений в церковном обиходераскрыть закономерности развитиярусской духовной музыки последней четверти XIX — начала XX вв. в контексте церковно-певческой практики этого периода-. проанализировать духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и С. Рахманинова с позиции традиций церковного искусстваобобщить специфические: чертьъ музыкальногостиля духовно-музыкальных циклов ПГ Чайковского «и. С. Рахманинова*.

Проблема исследования состоит в определении культурологического. смысла трансформации традиций православного пенияпроисходившей? в русской композиторской духовной музыке последней четверти XIX — начала XX вв.

Объектом исследования являетсядуховная" музыка русских композиторов последней четверти XIX — начала XX вв.

Предмет исследования — интерпретация традиций православного русского пения в духовно-музыкальных циклах П. Чайковского и С. Рахманинова.

Хронологические рамки диссертации определены периодом с начала 80-х гг. XIX века до 1916 г. (в современном культурологическом знании это время часто определяется как рубеж веков):

Методология исследования опирается на анализ взаимосвязей и •взаимозависимостей в опыте духовной музыки. К числу теоретико-методологических. ориентиров: нашей работы принадлежат общенаучные методы, исследованийпринятые в культурологии и искусствоведении: аналитический, синтетический и сравнительный методы.

В работе использован принцип междисциплинарного научного исследования с применением методов исторического, источниковедческого, богословско-литургического и, прежде всего, искусствоведческого анализа.

Искусствоведческий аспект исследования опирается на опыт и практику российских ученых, изучавших историю и теорию древнерусского пения и отечественной духовной музыки — Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской, А. Кандинского, М. Рахмановой,.

В. Холоповой, Н. Плотниковой.

Богословско-литургический аспект опирается на святоотеческое наследие — труды Святого Дионисия Ареопагита, Святого Иоанна Дамаскина, Преподобного Максима Исповедника, современных исследователей — прот. Б. Николаева, Б. Успенского, Л. Успенского, М. Красовицкой.

Методологический инструментарий исследования связан с г опытом и практикой культурологических исследований, осуществленных на кафедре культурологии и журналистики ЯГПУ, в искусствоведческих и. культурологических работах и диссертациях Е. Ермолина, Н. Каровской, Т. Юрьевой, С. Овсянникова.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

— русская духовная музыка последней, четверти XIX — начала XX вв. отражает начавшийся в XVII в. процесс отхода от принципов каноничности и исихазма в церковном пении;

— особенности развития русской духовной композиторской музыки последней четверти XIX — начала XX вв. в значительной мере обусловлены контекстом церковно-певческой практики этого периода;

— духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и. С. Рахманинова представляют оригинальные художественные интерпретации традиций православного русского пения;

— существует ряд специфических музыкально-выразительных приемов и средств, отличающих духовно-музыкальные циклы.

П. Чайковского и С. Рахманинова.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах:

1. История русской музыки конца XIX — начала XX вв. стала предметом изучения многими выдающимися" исследователями, начиная с начала XX в., такими как Т. Ливанова, Е. Левашов, Т. Владышевская, О. Левашова, Т. Левая, А., Кандинский.

2. История и теория русского церковного пения. Этот исследовательский" пласт в отечественной науке представлен с середины XIX — в первой четверти XX вв. в работах Е. Болховитинова, Д. Разумовского, В. Металлова, С. Смоленского, — Д. Аллеманова,.

A. Преображенского, А. Кастальского, В. Зиновьевав XX в. — в трудах Н. Финдейзена, И. Гарднера, Н. Успенского, М: Бражникова,.

B. Протопопова, В. Холоповойв*современной науке вопросамшстории и. теории русского церковного пения и> духовной' музыки посвящены работы-Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской, М. Рахмановой, Н. Гуляницкой, А. Конопота, Е. Лозовой, В. Мартынова, Н. Серегиной,.

Н. Плотниковой. Кроме того, названные проблемы занимают достаточное место в трудах зарубежных исследователей: М. Велимировича, Р. Паликаровой-Вердейль, Ж. Тибо, С. Флороса, А. Идельсона, Г. Мейера, Н. Юсупова.

3. История русской культуры, отдельные ее направления разработаны в трудах Л. Гумилева, Н. Данилевского, Д. Лихачева, Л. Успенского, С. Аверинцева, Г. ВагнераТ. Владышевской, И: Грабаря, Ю. Лотмана, В. Живова, И. Кондакова, Е. Ермолина, В. Лазарева, В. Колесова.

4. История культуры русского Средневековья являлась предметом' исследования многими учеными-медиевистамитакимикак В. Бычков, А. Гуревич, Л. Ионин, И.- Бусева-Давыдова, М. Плюханова.

5. Духовная музыка П. Чайковского и С. Рахманинова в контексте их творчества и эпохи рассматривалась в XX в. Б. Асафьевым, А. Кандинским, Ю. Келдышем, Л. Корабельниковой и современными исследователями — М. Рахмановой, Т. Владышевской. Таким образом, можно констатировать, что рассмотрение духовной музыки конца XIX — начала XX вв. происходило до настоящего времени, в основном, в сугубо музыковедческом аспекте, в то время как изучение этого культурного феномена с позиции церковного искусства пока не получило целостного освещения.

Источниками, послужившими базой исследованияявились нотные издания > произведений духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманиноваопубликованные письма П. Чайковского, С. Рахманинова и их современниковпериодические издания, хранящиеся в Государственном архиве Ярославской области, его Рыбинском-, филиале, Российской Государственной библиотекедокументы и материалы из Российской Государственной библиотеки, Российской Государственной библиотеки по искусству, Синодальной библиотеки МосковскогоПатриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Научная, новизна диссертационного исследования состоит в том, что: композиторское творчество последней четверти XIX — начала XX вв. в сфере духовной музыки введено в широкий контекст церковно-певческой практики этого периодав опыте анализа духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова совмещены культурологические, искусствоведческие и богословско-литургические подходы, что позволило учесть при изучении композиторских духовных циклов принципы церковного искусства.

Теоретическая значимость исследования определена: методологическими позициями данного исследования, основанного на принципе интегративного сочетания наук (искусствоведение, в частности, музыковедение, культурология, богословие, литургика, история), что позволило актуализировать анализ произведений русской духовной музыки в новом аспектеобобщением и классификацией значительного по объему материала по церковно-певческому делу в России последней четверти XIX — начала XX веков и духовной музыке П. Чайковского и С. Рахманинова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертация дает возможность использования ее содержания при создании методологической основыдля изучения музыки, употребляемой в церковном обиходе. Материалы диссертации могут быть востребованы в учебных программах и курсах по церковному искусству, истории русской музыки и русского церковного^ пенияа также других дисциплин искусствоведческого и культурологического цикловв краеведческой' деятельности.

Личныйвклад диссертанта состоит в выявлении ряда, традиций-церковного пения, с привлечением специфических религиозных источников, в частности, святоотеческого наследияв соотнесении духовной музыки" последней четверти^ XIX — начала XX вв. с православной певческой традицией и специальной культурно-исторической практикой исследуемого периодав осуществлении подробного музыковедческо-литургического разбора циклов духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова. Актуализирован эмпирический опыт церковно-певческой практики автора исследования.

Достоверность результатов. исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийкомплексностью методологии, адекватной цели и задачам исследованиясистемным и полным обобщением теоретического и практического опыта исследования традиций православного пения в русской духовной музыке рубежа XIX — XX вв.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русские композиторы, начиная уже с середины XIX века, испытывали духовную потребность в обращении к традициям православного пения, актуализируя эту потребность в сочинении церковной музыки, равно как и в имплицитном введении обиходных напевов или их стилистических черт в свои светские музыкальные произведения.

2. Русская духовная музыка последней четверти ХЕК — начала XX вв. отразила процесс идеологического кризиса церковной жизни, повлиявшего на церковное пение, результатом которого явилась замена сакральных форм отправления церковных обрядов профанными, основанными на бытовых формах поведения священнослужителей и паствы.

3. Процесс трансформации православного пения органически предвосхитил рождение традиции композиторской интерпретации, определившей развитие русской духовной музыки.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования отражены в 5 публикациях, в том числе — одной, осуществленной в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК РФ. Основные итоги исследования и положения диссертации поэтапно докладывались на заседаниях кафедры культурологии и журналистки ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в 20 052 009 гг., излагались в докладах и выступлениях автора на научной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009) — на VIII Международной, научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, Ивановский государственный университет, 2009) — на региональных научно-практических конференциях: XI и XII Золотаревских чтениях, посвященных изучению историко-культурного наследия (Рыбинск, Рыбинский музей-заповедник, 2006, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава I «Специфика русского православного богослужебного пения" — Глава II «Поиски «русского» стиля в композиторской хоровой духовной музыке (последняя четверть XIX — начало XX вв.)») — заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего 295 наименованийприложения, состоящего из схем четырех духовно-музыкальных циклов П. Чайковского и С. Рахманинова и нотных примеров. Общий объем работы — 241 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Русская духовная музыка последней четверти XIX — начала XX вв. в полной мере выявила смысл тех глубинных трансформаций в православном русском сознании, которые начались в середине ХУТГ в. Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился, закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в: середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции. Многовековой традиционный опыт православного богослужебного пения на: Руси был связащ прежде всегос живым опытом церковной жизни всего? русского^ общества. Совершенно справедливо^ с этой точкизрения" в^ современном* культурологическом знании расцвет русской иконописи в XV в. связывают с: учением исихастов. Так же и расцвет древнерусского певческого искусства в ХУ-ХТ вв., на наш. взгяд, не может быть в полной мере осмыслен, и истолкован вне этой связи.

В середине XVII в. поменялись не только внешние формы церковного пения-, изменилась самая: суть его. Внутреннюю духовную сущность древнерусского пения составлял живой мистический молитвенныйопыт: Польско-украинское партесное пение, пришедшее на смену старой традиции, имело иные эстетические основания и совершенно иной музыкальный язык — средства выразительности, формообразующие закономерности. Соборность и каноничность как условие истинности сменились ценностью индивидуального и единичного. Церковное пение постепенно начало переориентироваться на создание лирических, эпических, драматических художественных образов. Внутренний строй церковной музыки все более и более приобретал концертную направленность на слушателя.

Новая идеология: церковного искусства, и в частности пения, вызвала целый комплекс неизбежных проблем. Появление практики исполнения авторских композиций в ходе богослужения сделало невозможным-участие в пении прихожан, от певчих вместо соблюдения Устава и владения-ремеслом потребовалось исполнительское вокальное мастерство, качественно изменилась роль первого лица в хоре: место головщика занял регент. В связи с этим, в свою очередь, возникла проблема специального музыкального образования и соответствующих учебных заведений для подготовки огромного числа регентов и певчих. Свобода церковно-музыкального творчества и недостаточное1 число образованных специалистов в этой области породили бесконечную череду дилетантов, а смена стилевых направлений (украинско-польского, итальянского, немецкого) лишь давали новыйповод к такого рода «творческим» экспериментам.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. все обозначенные проблемызаявили о себе1 с новой остротой, и причиной этому, как нам представляется, явился: целый ряд взаимосвязанных культурно-исторических факторов: во-первых, это-поиски родовой, национальной и религиозной самоидентификации, которую связывают, в конечном* итоге, с Православием и народностью (соборностью) — во-вторых, велика роль, личностного фактора — во" всех сферах духовной жизни выдвигаются необыкновенно яркие фигуры. В области церковно-певческого дела можно указать целую плеяду выдающихся личностей, которые непосредственным образом определяли «судьбу» церковного пения в России в этот период.

Это крупнейшие исследователи древнерусского пения: Д. Разумовский, В. Металлов, С. Смоленскийкомпозиторы, писавшие музыку для церкви: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Кастальский, П. Чесноков, А. Гречаниноврегенты Синодального хора: В. Орлов и Н. Данилин. Подобных примеров, можно достаточно найти и среди провинциальных деятелей церковного пения, таких как были, например, в Ярославской епархии В. Зиновьев и Н. Всеславинский. Во многом благодаря личности этих людейстал возможен тот подъем, который происходил в. церковно-певческом искусстве на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Анализ церковно-певческой практики этого периода показывает, какое важное место в иерархии общественных ценностей, в государственной образовательной и социальной политике занимают в это время: проблемы в области церковно-певческого дела. Безусловнопервые по значимости фигуры в русской музыкальной культуре среди композиторов* обращавшихся к духовной музыке,. — это П. Чайковский и С. Рахманинов. Кульминацией «нового направления» и ярчайшим выражением нового стилядуховнои музыки явились песнопения всенощного бдения С. Рахманинова;

Центральное противоречие кризиса рубежа, Х1Х-ХХ веков заключаетсяв томчто, с одной стороны, это" был период высочайшего расцвета исполнительского церковно-певческогои церковно-композиторского искусства: С другойстороныэтотвзлет в: исполнительском и композиторском* церковно-певческом искусстве отразил продолжение процесса отхода от принципов каноничности и исихазма в церковном пении.

В творчестве композиторов «нового направления» формируетсяи утверждается новый стиль церковной музыки, который основывается на древнерусской монодии и ориентируется на. возрождение традиций православного русского пения. Усиление и акцентирование национальной доминанты в церковном пении и во всех других видах церковного искусства, этого периода, безусловно, составляет положительный аспект «нового) русского возрождения». Однако «новый русский стиль» в духовной музыке не решил задач, поставленных историей Русской Православной Церкви и, конкретно, церковного пения.

Композиторы «нового направления» применяют в своих произведениях традиционные стилистические приемы* древнерусскогобогослужебного пения: основу мелодики составляет древний церковный распев, ритм близок словесному ритму церковной монодии, музыкальные формы часто определяются строением литургического текста, используется принцип антифонного пения. Но все эти приемы в произведениях «новой» церковной музыки трансформируются в сферу художественной выразительности, служат средствами создания художественного образа. Церковное пение утрачивает свое основное свойство — богослужебности, оно перестает быть молитвой, а становится художественным образом молитвы. В музыковедческой науке и в церковном обиходе появляется и закрепляется термин «церковная музыка», который стал применяться для авторских духовно-музыкальных сочинений, заменив термин богослужебное пение.

Этот процесс трансформации церковного пения и служения в подобие профессиональной концертной деятельности можно считать лишь одной из граней более всеобъемлющего и сложного процесса расцерковления жизни и сознания русского общества, явившимся одной из причин глобального кризиса русской культуры в начале XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Воспоминания о П. И. Чайковском Текст.: Сборник. / Сост. Бортникова Е. Е., Давыдова К. Ю., Прибегина Г. А.- общ. ред. В. В. Протопопова. — Изд. 4-е, исправ. JL: Музыка, 1980. — 477 е.- 16 л. ил.- факс.
  2. Воспоминания о C.B. Рахманинове Текст.: В.2-х томах. / Сост., ред., комм, и пред. 3. Апетян.- Изд. 4-е, доп. — М.: Музыка, 1973−1974. Т. 1. — 480 е., ил.
  3. Воспоминания о C.B. Рахманинове Текст.: В.2-х томах./ Сост., ред., комм, и пред. 3. Апетян. Изд. 4-е, доп. — М.: Музыка, 1973−1974. — Т. 2. — 576 е., ил.
  4. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах Текст. / Дионисий Ареопагит // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. / Пер. с др.-греч. Г. М. Прохорова. — Спб.: Алетейя, 2003. — С. 207−565. (Византийская библиотека).
  5. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии Текст. / Дионисий Ареопагит // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. / Пер. с др.-греч. Г. М. Прохорова. Спб.: Алетейя, 2003. — С. 37−205. — (Византийская библиотека).
  6. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии Текст. / Дионисий Ареопагит // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. / Пер. с др.-греч. Г. М. Прохорова. Спб.: Алетейя, 2003. — С. 567−735. — (Византийская библиотека).
  7. Максим Исповедник. Творения: Аскетические и богословские трактаты Текст. / Максим Исповедник- Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. — Кн. 1. — 354 с. — (Святоотеческое наследие).
  8. , C.B. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном Текст.: Пер. с англ. / C.B. Рахманинов- Поел., пер., комм. В. Н. Чемберджи. М.: Радуга, 1992. — 256 с.
  9. ,. C.B. Всенощное бдение для- смешанного хора: без сопровождения. Соч. 37 Ноты. / C.B. Рахманинов- Статья А. Кандинского: М.: Музыка, 1989. — 78 с.
  10. , C.B. Литургия Святаго Иоанна Златоуста (для? четырехголосного- смешанного- хора) Ноты. / C.B. Рахманинов. Снб.: Северныйюлень, 19 931 — 99 с.
  11. C.B. Письма Текст. / C.B. Рахманинов- ГЦММК- Ред., вст., статьям и? комментарии 3. Апетян. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. — 603 с.
  12. , C.B. Письмо А. Д. Кастальскому, 6 июля 1910 г. Текст. / C.B. Рахманинов // Письма / Ред., вступ. статья и комментарии 3- Апетян. -М: Госуд. Муз. Изд-во, 1955. С. 391.
  13. , C.B. Письмо А. Д. Кастальскому, 19 июня 1910 г. Текст. / C.B. Рахманинов // Письма/Ред., вступ. статья и комментарии 3. Апетян.
  14. М.: Госуд. Муз. Изд-во, 1955.- С. 389−390.
  15. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни Текст. / Н.А. Римский-Корсаков. 8-е изд. — М.: Музыка, 1980. — 454с. с нот.-- портрет.
  16. Указ- Св. Синода № 2988, 8 июня. 1797 г. «О запрещении петь концерты на запричастном стихе» Текст. // Церковно-гражданские постановления о церковном пении. — Харьков, 1878. С. 5.
  17. Св. Синода 14 февраля 1816 г., запрещающий, вводить рукописные сочиненияш церковное пение Текст. // Церковно-гражданские1 постановления о церковном пении. — Харьков, 1878. С. 9.
  18. Чайковский, П.'И: Полное собрание сочинений:. Сочинения для хора: Без сопровождения-, Ноты. / П.И. Чайковский- В ступ, статья Л. З- Корабельниковой и- М: П. Рахмановой- прим: М. П. Рахмановой. — М.: Музыка, 1990. Т. 63. — 278 с.
  19. Чайковский- П. И: Литургия Свягаго Иоаннам Златоуста для четырехголосного смешанного хора ор. 41 Ноты. / П. И. Чайковский. — М.: Изд-во Юргенсона, 1878. — 63 с.
  20. , П.И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк Текст.: В 3-х томах. / П.И. Чайковский- Ред. и- прим. Жданова- В.А. и Жегина Н: Т.- Вст. статья^ Пшибышевского Б. С. М.-Л.: Academia, 1934. — Т. 1. (-1876−1878 гг.). — 643 е.- 6 л. ил.- с нот.- порт.- факс.
  21. Чайковский, П: И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк Текст.: В 3-х томах. / П. И Чайковский- Ред. и прим. Жданова В. А. и Жегина Н.Т.- Вст. статья Пшибышевского Б. С. М.-Л.: Academia, 1935. — Т. 2. (1879−1881 гг.). — 676 е.- с нот.- порт.- факс.
  22. Чайковский- П. И!- Переписка с Н.Ф. фон-Мекк Текст.: В 3-х томах. / П.И. Чайковский- Ред. и прим. Жданова В: А. и Жегина Н: Т.- Вст: статья Пшибышевского Б. С. М.-Л.: Academia, 1936. — Т. 3. (1882−1890 гг.). — 682 е.- 7 л. ил.- с нот.- порт.- факс.
  23. , П.И. Письмо к М.И. Чайковскому, 21 июня 1881 г. Текст. / П. И: Чайковский // Полное собрание сочинений. — М.: Музгиз, 1966.-Т. 10.-С. 148.
  24. , П.И. Письмо к А.Н. Шишкову, 27 февр. 1886 г. Текст. // Московские ведомости. — 1902. — № 50. — С. 4.
  25. Антоний, митрополит Ленинградский и Новгородский. Из истории новгородской иконографии. Богословский подход Текст. / Митрополит Антоний // Богословские труды. — 1986. № 27. — С. 61−80.
  26. , Д.В. Русское хоровое церковное пение Текст. / Д. В. Алеманов М.: Тов-во Я. А. Левенсон. — 1910. — 95 с.
  27. , П. О благоустроении церковного пения в приходских храмах Текст. / П. Алфеев // Церковные ведомости. 1890. — № 3. — С. 77.
  28. , А. Духовенство и церковная музыка Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. — № 18. -С. 358−360.
  29. , А. К вопросу о- введении- общего пения при богослужении Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. — № 14−15. — С. 272−274- 292−298.
  30. , А. О церковном пении Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. — № 3 — С. 36−40:
  31. , А. О церковности духовно-музыкальных сочинений Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1909, ч.н. — № 53.-С. 1015−1035.
  32. Асафьев, Б. В: C.B. Рахманинов. Всенощная древних распевов Текст. / Б. В. Асафьев. // О хоровом искусстве: Сборник статей: / Сост. и комм. А. Павлова-Арбенина. — JL: Музыка, 1980. С. 59−62.
  33. Афинский, М! Новые книги и музыкальные сочинения Текст. / М. Афинский // Хоровое и регентское дело. — 1909. — № 2 С. 28−29.
  34. , В. О- «церковности» духовной музыки (По поводу статьи А. Никольского) Текст. / В. Беляев // Хоровое и регентское дело. 1910. -№ 7−8. -С. 171−185.
  35. , H.A. Русская* идея Текст. / H.A. Бердяев // Самопознание: Сочинения. / Сост., вступ. ст. и прим. М: А. Блюменкратца, 1997. — М.: Изд-во Эксмо- Харьков: Изд-во Фолио, 2003. С. 11−248. — (Антология мысли).
  36. , H.A. Самопознание: Сочинения Текст. / H.A. Бердяев- Сост., вступ. ст. и прим. М. А. Блюменкратца, 1997. М.: Изд-во Эксмо- Харьков: Изд-во Фолио, 2003. — 624 с. — (Антология мысли).
  37. , Я.А. Забытое искусство Текст. / Я. А. Богатенко // Музыка и жизнь.-1910.-№ 9.-С. 27−30- № 10.-С. 10−12.
  38. , Я.А. У позорного столба (вопрос о женском пении в церкви) Текст. / Я. А. Богатенко // Слово Церкви. 1916. — № 42. — С. 849 852.
  39. Бражников- М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV—XVIII вв.еков Текст. / М. В. Бражников. JL: Музыка, 1972. — 423 е.- факс.- нот. ил.
  40. Бражников, M. B: Статьи о древнерусской музыке Текст. / М. В. Бражников. Л.: Музыка, 1975. — 120 е.- 4 л. нот. ил.
  41. , М. О женском пении Текст. / М. Бриллиантов // Слово церкви. 1916. — № 35. — С. 727−730.
  42. Брянцева, В. C.B. Рахманинов Текст. / В. Брянцева. — М.: Советская музыка, 1962. 135 с.
  43. , С.Н. Православие Текст. / С. Н. Булгаков. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 365 с.
  44. , С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения Текст. / С.Н. Булгаков- Подготовка текста и комм. BJ.B. Сапова- Послесл. K.M. Долгова. -М.: Республика, 1994. 414, 1. с. — (Мыслители XX века).1
  45. , Н. К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений.Текст. / Н. Букреев // Хоровое и регентское дело. 1910. — №' 4. -С. 83−89.
  46. Бычков- В. В. Малая история византийской эстетики Текст. / В: В: Бычков. Киев: Путь к истине, 1991. — 407 е.- ил.
  47. Бычков, В. В'. Русская средневековая эстетика: XI—XVII вв.ека Текст. / В. В. Бычков. М.: Мысль, 1992. — 637 е.- ил.
  48. , Г.- Владышевская, Т. Искусство Древней Руси Текст. / Г. Вагнер, Т. Владышевская. -М.: Искусство, 1993. — 254, 1. е.- ил.- цв. ил.
  49. Введение христианства на, Руси: Ин-т философии АН СССР Текст. / .Отв. ред. Сухов А. Д. М.: Мысль, 1987. — 302 е.- илл.
  50. Витошинский- Е. М- Ответ свящ. М. А. Лисицыну Текст.: / Е. М. Витошинский // Музыка и пение, 1095. № 1. — С. 4−11.
  51. , Е. Открытое письмо к русским духовным-композиторам" Текст.- / Е. Витошинский У/ Хоровое и регентское дело. — 1911. — № 8- — G. 174−177.
  52. , Е.М. О церковности-духовно-музыкальных сочинений: По поводу статьи А. В. Никольского Текст. / Е. Витошинский:// Хоровое и регентское дело. 1910. — № 2. — G. 25−30.
  53. , Е. Съезды хоровых деятелей Текст. / Е. Витошинский //Хоровое и регентское дело: --1.910″. -№ 11.- С. 265−2701
  54. Владимирский- Ф- «Старое» иь «новое», в церковной музыке Текст. / Ф: Владимирский // Музыка и жизнь.- 1911. № 11 — С. 17−19.
  55. , Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси Текст. / Т. Ф- Владышевская. — М.: Знак, 2006:-472 с. (Вклейка после с. 224) —
  56. , Т.Ф.- Левашова О.Е.- Кандинский А. И. История' русской музыки Текст.: Учебник. / Т. Ф: Владышевская, О. Е1 Левашова, А.И. Кандинский- Под общ. ред. Е. Сорокиной и А. Кандинского. МГК. — Вып. 1.-М.: Музыка, 1999. 1559 с.
  57. , И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. Киевский распев Текст. / И-И: Вознесенский.- Выи. 1. Киев, 1888. — 146 с.
  58. , И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной- русской церкви. Болгарский распев Текст. / И. И. Вознесенский.- Вып. 2. Киев, 1891. — 96 с.
  59. , И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. Греческий распев в России Текст. / И1И1Вознесенский--Выш 31- Киев- 1893v 115 с.
  60. , В.К. Отношение к местным церковным напевам в епархии и сельском приходе Текст. / В. К. Воскресенский // Ярославские епархиальные ведомости. 1916, ч.н. — № 24. — С. 473−479.
  61. , В. Певческие листки для деятелей клиросного и общенародного пения в сельских приходах Текст. / В. Воскресенский // Приходская жизнь. 1915. — № 50. — С. 830:78. «Всенощная» Рахманинова Текст. // Раннее утро. 1915. — № 55. — С. 5.
  62. Всероссийский съезд регентов церковных хоров и деятелей на поприще церковного4 пения Текст. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908. — № 31.-С. 1497−1501.
  63. , Н.В. Дьячковские напевы и хоровое церковное пение Текст. / Н. В. Всеславинский // Ярославские епархиальные ведомости. -1909, ч.н. № 33. — С. 665−667.
  64. , Н.В. Проект певческих учреждений для Ярославской епархии Текст. / Н. В. Всеславинский // Ярославские епархиальные ведомости. 1911. — № 44. — С. 888−892.
  65. Второй съезд хоровых деятелей. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 6. — С. 175−183.
  66. , И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, история и теория Текст.: В 2-х томах. / И. А. Гарднер. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2004, -Т.1.-495 с.
  67. , И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, история и теория Текст.: В 2-х томах. / И. А. Гарднер. М.: Издво Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2004. -Т.2. 527 с.
  68. A.A. Поющее богословие Текст. / A.A. Гвоздецкий // Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений. — Вып. 1. — Спб.: СпбГУКИ, 2006.- С. 103−114. (Труды СпбГУКИ- Т. 171).
  69. Герасимова-Персидская, H.A. Монодия как символ сакрального Текст. / H.A. Герасимова-Персидская. // Музыкальная академия. — 1994. -№ 4.-С. 158−161.
  70. Гоголь, Н. В: Размышления о Божественной литургии Текст. / Н. В: Гоголь. СПб.: Русская симфония, 2006. — 128 с.
  71. Голос сельского священника Текст. // Хоровое и регентское дело. — 1909.-№ 6.-С. 150−154.
  72. , М.А. Впечатления в храме Воскресения Христова Текст.: Исполнялись соч. П. И. Чайковского. / М. А. Гольтинсон // Колокол. — 1911. № 1446. — С. 3.
  73. , А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений Текст. / А. Т. Гречанинов // Московские ведомости. — 1900. № 53. — С. 3−4.
  74. , А.Т. По поводу моей статьи «О духе церковных песнопений» Текст. / А. Т. Гречанинов // Московские ведомости. 1900. -№ 73.-С. 3−4.
  75. Грибоедов. Где же тормоз? Текст. / Грибоедов // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 2. — С. 49−50.
  76. , А.- Урусов, Е. О духе церковной- музыки Текст.: / А. Еригоров- Е. Урусов // Московские ведомости: 1900: — № 59. — С. 3:
  77. Еуляницкая- Н. С. Поэтика музыкальной- композиции: Теоретические аспекты русской духовной-музыки XX века Текст. / Н. С. Еуляницкая. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 432 с.
  78. , Н.С. Русская музыка: становление тональной1 системы XI XX вв: Текст.: Исследование: / Н. С. Еуляницкая. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 384 с.
  79. , Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991,-537 с.
  80. До-ре-ми-соль. Несколько слов в защиту регентских, классов и о" средствах распространения истинного церковного пения Текст. // Русская музыкальная газета. 1896. — № 1. — Стб. 75−80.
  81. Духовный концерт в? зале Синодального училища Текст. // Московские ведомости-, — 1897.' № 63. — С. 5.
  82. , Е.А. Символы русской культуры X—XVIII вв.: Текст.: / Е. А. Ермолин. Ярославль: Я111У им. К. Д. Ушинского, 1998. — 116 с.
  83. , В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Язык. Семиотика. Культура Текст. / В. М. Живов. —М.: Языки славянской культуры, 2002. — 760 с.
  84. , И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях Текст. / И. Е. Забелин. — Ч. 2. М.: Языки русской культуры, 2000. -Т. 1. -521 с.
  85. Заметки регента Текст.: // Хоровое и регентское дело. — 1909. № 1. -С. 13−14.
  86. Зацепина^ Т. М. Традиции национальной певческой культуры в русской хоровой музыке (конец XIX-нач. ХХвв.). Дисс. канд. искусствоведения Текст. / Т. М. Зацепина. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1981. — 216 е.- прил. 97 с.
  87. , С. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба.Текст. / С. Зверева. М.: Вузовская книга, 1999. — 240 е.- 9 ил. -(Русская^духовная музыка в документах и материалах).
  88. , В. Об улучшении церковного пения Текст. / В. Зиновьев // Ярославские епархиальные ведомости. 1902, ч.н. — № 12. — С. 253−258.
  89. , Т.С. Человек — хронотоп — культура: Введение в культурологию Текст.: Курс лекций. / Т. С. Злотникова. Изд. 2-е, доп. и перер. — Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2003. — 132 с.
  90. H.A. Римского-Корсакова в русской церковной музыке Текст. // Русская музыкальная газета. 1908. — С. 837−842.
  91. , М.М. Московский съезд хоровых деятелей Текст. / М. М. Иванов // Новое время. 1910. — № 12 345. — С. 2.
  92. Из истории Московского синодального училища церковного пения. // Хоровое и регентское дело. 1911. — № 12. — С. 251−260.
  93. , A.B. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. Текст. / A.B. Иконников. М.: Искусство, 1990. — 385 е.- ил.
  94. , B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории Текст. / B.C. Иконников — Киев, 1869.
  95. Иоанн (Снычев), митрополит Петербургский и Ладожский. Русская симфония. Очерки русской историософии Текст. / Митрополит Иоанн. — СПб.: Царское дело, 2001. 494 с.
  96. , А. К проекту певческих учреждений для Ярославской епархии Текст. / А. Каменецкий // Ярославские епархиальные ведомости. — 1911, ч.н.- № 50. С. 1014 — 1019.
  97. , А. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков. К вопросу об интерпретации памятника Текст. / А. Кандинский // С. Рахманинов. Всенощное бдение для смешанного хора без сопровождения. Соч. 37. -М.: Музыка, 1989. С. 73−78.
  98. , Н.Ф. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне Текст. / Н. Ф. Каптерев // Богословский вестник. 1908. — № 12. — С. 538−559- 1909. — № 1. — С. 24−44.
  99. , Н.С. Феномен колокола в русской-культуре. Дисс. канд. культурологии Текст. / Н. С. Каровская. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 200 с.
  100. , А.Д. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / А. Д. Кастальский // Русское слово. 1915. — № 54. — С. 6.
  101. , А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Текст. /А.Д. Кастальский // Музыкальный современник. — 1915. № 2. — С. 31−45.
  102. , А.Д. Простое искусство и его непростые задачи: Мелос Текст. / А. Д. Кастальский. — Петроград, 1918. Кн. 2.
  103. , А. К вопросу об улучшении церковно-певческого дела Текст. / А. Касторский // Русская музыкальная газета. — 1902: № 4. — Стб. 108−110.
  104. , Н.Д. О церковном пении в России Текст. / Н. Д. Кашкин // Московские ведомости. 1899. — № 271. — С. 4.
  105. Кашкин, Н. Д'. П. И. Чайковский и его церковные композиции Текст. / Н. Д: Кашкин // Душеполезное чтение. — 1903. № 12. — С. 678−687.
  106. К вопросу о съезде провинциальных церковных регентов Текст. // Русская музыкальная газета. 1905. — № 42. — Стб. 1014−1015.
  107. , Ю.В. Рахманинов и его время Текст. / Ю. В. Келдыш. — М.: Музыка, 1973. 470 с.
  108. Ко второму Регентскому Съезду Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 4. — С. 89.
  109. , В.В. Древняя Русь: наследие в слове.* Добро и зло Текст.: В 5-ти книгах. / В. В. Колесов. Кн. 2-я. — СПб.: Филологический факультет СПГУ, 2001.-304 с.
  110. , Н.И. Заупокойная литургия в< день кончины" Чайковского Текст. / Н. И. Компанейский // Русская музыкальная газета. -1902. № 44. — Стб. 1068−1073.
  111. , Н.И. «Задостойник» Турчанинова и «Достойно» -Чайковского Текст. / Н. И. Компанейский // Русская музыкальная газета. —1902. № 18−19. — Стб. 514−519.
  112. , Н.И. Концерт Придворной певческой капеллы Текст. / Н. И. Компанейский // Русская музыкальная газета. 1905. — № 2.
  113. , Н.И. Много званых, но мало избранных Текст. / Н. И. Компанейский //Русская музыкальная газета. — 1906. № 13. — Стб. 335−340.
  114. , Н.И. Не пора ли поставить точку? (ответ Кастальскому) Текст. // Русская музыкальная газета. 1903. — № 12. — Стб. 344−351.
  115. , Н.И. По поводу протеста композиторов духовной музыки Текст. / Н. И. Компанейский // Русская музыкальная газета. — 1906. -№ 40.-Стб. 879−882.
  116. Концерт Синодального хора в Дрездене Текст. // Русская музыкальная газета. 1911. — № 30−31. — Стб. 611−616.
  117. Концерт Синодального- хора памяти C.B. Смоленского Текст. // Хоровое и регентское дело. 1910. — № 2. — С. 49−51.
  118. , JI. Письма к Чайковскому: диалог с эпохой Текст. / JI: Корабельникова // Советская музыка. 1990.,№ 6 — С. 103−114.
  119. , М.С. Литургика Текст.: Курс лекций. / М. С. Красовицкая. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. — 232 с.
  120. Краткий отчет о деятельности Синодального училища церковного пения за 1903−1904 учебный год Текст. // Русская музыкальная газета. — 1904. № 27−28. — Стб. 644−647.
  121. Краткое объяснение православных богослужений Текст. / Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры. М.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1990. — 95 с.
  122. , С.Н. О русских духовных сочинениях: Краткий исторический очерк и современное положение духовной музыки в России Текст. / С. Н. Кругликов // Современные Известия. 1884. — № 267. — С 2−3.
  123. , Т.Н. Христианская символика Текст. / Т. Н. Кудрявцева // Светильник. 2000. — № 1. — С.85−101.
  124. , H.H. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / H.H. Куров // Раннее утро. 1915. — № 57. — С. 6.
  125. Кюи, Ц. А. Рецензия на Литургию Чайковского Текст. / Ц. А. Кюи // Голос. 1882. — № 71. — С. 2.
  126. , В.Н. История византийской живописи Текст.: В 2-х книгах. / В: Н. Лазарев. — Кн., 1. М.: Искусство, 1986- — 329 е.- ил.
  127. В.Н. История, византийской живописи Текст.: В 2-х книгах. / В: Н. Лазарев. Кн. 2. — М.: Искусство, 1986: — 597 е.- ил.
  128. , Г. А. Горькая правда. (О русской церковной музыке) Текст. / Г. А. Ларош // Хоровое и регентское дело. 1913. — № 11. — С. 177−183.
  129. , Г. А. Музыкальные очерки. Литургия Чайковского Текст. / Г. А. Ларош // Русский вестник. 1880. — № 1. — С. 416−427.
  130. , О .Я. О литургии Чайковского. Текст. / О. Я. Левенсон // Русские ведомости. -1880. № 324. — С. 1−2.
  131. , О.Я. Из области музыки Текст. / О. Я. Левенсон. М.: А. И. Мамонтов и К0, 1885. — С. 210−212.
  132. , М. Духовный концерт дирижера* Зилоти. Литургия Рахманинова Текст. /М. Лисицын//Колокол. — 1911. № 1501.-С. 3.
  133. , М.А. Имеющему уши.Текст. / М. А. Лисицын // Русская музыкальная газета. 1904. — № 8. — Стб. 208−209- № 9. — Стб. 235−237.
  134. , М.А. Концерт Синодального хора (исполнялась литургия Рахманинова) Текст. / М. А. Лисицын // Колокол: 1911. — № 1488. — С. 2.
  135. , М.А. О- православии и «божественности» в церковном пении Текст.: /М.А. Лисицын//Колокол. -1911. № 1505.-С. 3.
  136. Литургические песнопения для четырехголосного- смешанного? хора П. И. Чайковского Текст.: // Московские ведомости. — 1881. № 3. — С. 4−5. 165- Литургия Рахманинова. // Русская музыкальная газета: — 1911. -№ 13/14.-Стб. 251−256.
  137. Литургия Чайковского в экстренном: собрании Московского отделения РМО Текст.: // Московские ведомости. 1880. — № 351. — С. 3.
  138. , Д. Из записной книжки регента Текст.: / Д. Максимов // Хоровое и регентское дело. — 1909. С. 154.
  139. , Н.П. Концерты Московского синодального хора в Дрездене Текст. / Н. П. Малков // Русская музыкальная газета. — 1911. № 30−31. — Стб. 611−616.
  140. , В.И. История богослужебного пения Текст.: Учебное пособие. / В. И. Мартынов. М.: РИО Федеральных архивов- Русские огни, 1994.-240 с.
  141. Металлов, В. М". Очерк истории православного церковного пения в России-Текст. / В. М: Металлов. — Изд. 2-е, исправл. и доп. Москва: И. Н. Кушнерев и К°,' 1896. — 136 е.- табл.
  142. Металлов, В. М: Синодальное училище церковного пения в его прошлом-и настоящем* Текст. / В. М. Металлов. — М.: Н. Бердоносов, Ф. Пригорин и К0, 1911.- 149 с.
  143. Милин. Заметка из церковно-приходской жизни Текст. / Милин // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 2. — С. 26.
  144. , О. Мечты о мерах к поднятию церковно-певческого.дела в приходе Текст. / О. Миловский //Ярославские епархиальные ведомости. — 1916: № 17. — С. 315−317.
  145. , Б. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Осмысление литургического пространства храма Текст. ./ Б. Михайлов // Светильник. 2000. — № 1. — С. 65−84.
  146. Народное пение в храмах Текст. // Хоровое и регентское дело: — 1909. № 10. — С. 249−250.
  147. Настольная книга священнослужителя Текст. / Русская Православная Церковь: Изд-во Московской Патриархии, 2001. Т. 4. — 814 с.
  148. , Н. По поводу нового течения в православной церковной музыке (ответ М.А. Лисицину) Текст. / Н. Нефедьев // Колокол. — 1911. -№ 1508.-С. 3.
  149. , Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения Текст. / Б. Николаев. — М.: Общество древнерусской музыкальной культуры, 1995. — 300 с.
  150. , А. Концерт Синодального хора Текст. / А. Никольский // Хоровое и регентское дело. 1909. — С.25- 28- 89−112- 115- 160- 290- 292- 314- 362.
  151. Никольский- А. В. Крюковая система, ее смысл и значение Текст. / А. В. Никольский // Хоровое и регентское дело: — 19 121.--№>3: С.41−47- № 4. — С. 65−72.
  152. Никольский- А. В. Куда мы идем?!? Текст.' / А. В. Никольский '// Хоровое и регентское дело. — 1911. № 5. — С. 115−1191
  153. Никольский, А. В: П. И. Чайковский как духовный композитор Текст. / А. В. Никольский // Музыка и жизнь. 1908: — № 10: — С. 6−9- № 11. — С. 4−7:
  154. Никольский- А. В: С. В: Смоленскиши- его роль г вшовом направлении^ церковной-музыки Текст. / А. В: Никольский // Хоровое и регентское дело. 1913. — № 10.-С. 151−156. :
  155. Новое произведение С. Рахманинова1 (Литургия Св. Иоанна Златоуста) Текст.//Утро России. 19Ш: — № 289: — С. 6.
  156. Нужды современного монашества Текст. // Церковные ведомости. -1909.-№ 21.-С. 5−8.
  157. Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 г. Текст. // Русская музыкальная газета: 1895. — № 1−2.— Стб. 826.
  158. Общее в православном храме пение. Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. — 1883, ч.н. № 13. — С. 261−263.
  159. Общество любителей церковного пения в Москве Текст. // Церковные ведомости: 1886. — № 19. — С. 3.
  160. , В.Ф. О лучшей постановке общего церковного пения Текст. / В. Ф. Одоевский // Церковные ведомости. — 1891. № 52. — С. 3.
  161. О присутствии П. И. Чайковского в Киево-Софийском соборе при исполнении во время Литургии его «Херувимской» Текст. // Киевлянин. -1891.-№ 280.-С. 2.
  162. О съезде провинциальных церковных регентов Текст. // Русская музыкальная газета. 1905. — № 39. — Стб. 913−918.
  163. Отчет о курсах церковного пения в Ярославле в 1891 году Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. 1892, ч.н. — № 6. — С. 138−175.
  164. Отчет о летних регентско-учительских курсах в Москве Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 7−8. — С. 226−241.
  165. О церковном пении Текст.: Сборник статей. / Сост. О. В. Лада. — М.: Талан, 1997. 159 с.
  166. О’церковном пении Текст. // Русский листок. — 1893. № 61. — С. 2.
  167. , A.M. Русская история и культура: Работы разных лет Текст. / A.M. Панченко. СПб.: Юна, 1999. — 520 с.
  168. Первый всероссийский съезд регентов церковных хоров и деятелей на поприще церковного пения Текст. // Музыка и жизнь. 1908. — № 6. — С.4−9- № 7. — С. 7−13- № 8. — С. 4−11.
  169. , Н.Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX вв. Дисс. канд. искусств. Текст. В 2-х томах. / Н. Ю. Плотникова. М.:МГК им. П. И. Чайковского, 1996. — 264 е.- прил. 166 с.
  170. По вопросу о восстановлении древнерусского пения Текст. // Христианское Чтение. 1885. — № 3−4. — С. 458−500.
  171. По духовным концертам* Текст. // Хоровое и регентское дело. 1913. — № 4. — С. 64−67.
  172. , Г. О. К’вопросу о церковном пении Текст. / Г. О: Попов // Ярославские епархиальные ведомости. 1916, ч.н. — № 20. — С. 381−382.
  173. , Е. Церковь и искусство Текст. / Е. Поселянин // Прибавления к Церковным ведомостям. — 1902. № 17. — С. 269−273.
  174. , А. Краткий очерк истории церковного пеншь в России Текст. / А. Преображенский // Русская музыкальная газета. — 1907. -№ 2. С. 1−40.
  175. , A.B. Культовая музыка в России Текст.: Российский Институт Истории Искусств. Вып. 2. / A.B. Преображенский. -Л.: AKADEMIA, 1924. 123 с. — (Русская музыка).
  176. , A.B. О литургии Чайковского Текст. / A.B. Преображенский // Русская музыкальная газета. 1897. — №. — Стб. 629.
  177. Преподобный Иоанн Дамаскин и Седьмой Вселенский Собор Электронный документ., (advan.narod.ru /lib/soch/damaskl.htm).
  178. , М.Д. Очерки- по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв.. Текст. / М. Д. Приселков. Спб., 1913. — 9 с.
  179. Преобразование- Московского Синодального училища Текст. // Хоровое и регентское дело. 1914. — № 7−8. — С. 136−138.
  180. , Г. П. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / Г. П. Прокофьев / /Русские ведомости. 1915 .- № 60. — С. 5.
  181. , Г. П. «Всенощное бдени» Рахманинова Текст. / Г. П. Прокофьев // Русская музыкальная газета. -1915. -№ 14. — Стб. 260−261.
  182. , C.B. О художественном элементе в православном церковном пении. Мысли, наблюдения и исторические справки Текст. / C.B. Протопопов. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1901. — 82 с.
  183. , Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. Теория и практика Текст. / Д. В. Разумовский. М., 1886.
  184. , Д.В. О пении в церковно-приходских школах Текст. / Д. В. Разумовский // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888: — № 22. — С. 592−597.
  185. , Д.В. Патриаршие певчие дьяки и поддъяки и Государевы певчие дьяки Текст. / Д. В. Разумовский. — Издание Н. Ф. Финдейзена, 1895. — 93 с.
  186. , Д.В. Церковно-русское пение Текст. / Д. В. Разумовский // Труды первого археологического съезда в Москве. М., 1871. — Т.2. — С. 444−466.
  187. C.B. Рахманинов Текст.: Альбом. / ГЦММК им. М.И. Глинки- Сост. Рудаковой Е.- Общ. ред., вст. статья и тексты Кандинского А. 2-е изд. — М.*: Искусство, 1988. — 187 е.- ил.- порт.- факс.
  188. , М.П. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности Текст. / М. П. Рахманова // Советская музыка. 1990. — № 6. — С. 67−74.
  189. Re, si, sol. «Литургия» Чайковского Текст. // Современные известия. -1881.-№ 21.-С. 1−2.
  190. Рецензия на исполнение Литургии Чайковского Текст. // Московские ведомости. 1880. — № 351. — С. 3.
  191. Рецензия на исполнение Литургии Чайковского Текст. // Русские ведомости. — 1881. № 8. — С. 1−2.
  192. Рецензия на первое исполнение «Литургии» Рахманинова Синодальным хором под управлением Данилина Текст. // Русская-музыкальная газета. 1911. — № 13. — Стб. 342−344- № 14. — Стб. 366−368.^^^ ' /
  193. , Е. Петр Ильич Чайковский Текст.: Популярная монография. / Е. Ручьевская. — Изд. 3-е, перер: Л.: Музыка, 1985: — 104 с.
  194. , C.B. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца" Александра: Мезенца Текст. / C.B. Смоленский. Казань: Тип. Императорского Унив-та и типо-лит. Н. Данилова, 1888-
  195. , C.B. Значение XVII века1 и. его кантов: и" псальмов? в®- области современного церковного пения и так. называемого/ «простого» напева" Текст. / C.B. Смоленский //Музыкальная:старина: 1911.:—Вып: 5.-С. 47−102.
  196. , C.B. Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 году Текст. /C.B. Смоленский // Русская музыкальная газета. 1895. — № 12. — Стб: 826:
  197. , C.B. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии Текст.! / C.B. Смоленский // Русская музыкальная: газета. — 1904. № 15. — Стб: 400 401.
  198. , C.B. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «азбуки певчей» Александра Мезенца Текст. / C.B. Смоленский. — Казань: Изд-во «Импер-го Универ-та, 1887.- 19 с.
  199. , C.B. О литургии П.И. Чайковского ор. 41 Текст. / C.B. Смоленский // Русская музыкальная газета. — 1903. № 42. — Стб. 991−998.
  200. , C.B. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (Краткое предварительное сообщение) Текст. / C.B. Смоленский. — Спб.: тип. М. Д. Рудометова, 1899. — 77 е.- с ил.
  201. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Текст. / Митрополит Филарет. СПб., 1883. — Т.З. — С. 476−480.246.' Современные нужды церковно-певческого дела Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. 1909. — № 40. — С. 818−821.
  202. Соколова, O. Hi C.B. Рахманинов (1873−1943) Текст. / О. И. Соколова.
  203. М.: Музыка, 1987. — 3-е изд. 157, 3. е., [64] л. ил. — (Русские и советские — композиторы):
  204. Соловцов, А. C.B. Рахманинов Текст. / А. Соловцов. Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1969. — 175 с.
  205. , Н.М. П.И. Чайковский как духовный композитор Текст. / Н. М. Соловьев // Наставления и утешения святой веры христианской. -Одесса, 1903. С. 941−951.
  206. , В.В. Письмо протоирея Д.В. Разумовского к В. В. Стасову Текст. / В. В. Стасов // Русская музыкальная газета. — 1895. № 11. — Стб. 643−647.
  207. Стоглав Электронный документ. (www.wiki.ru / history / russia / detai / php).
  208. , H. История Русской Церкви Текст. / HJ. Тальберг. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. — 924 с.
  209. Третий- Всероссийский Съезд Хоровых Деятелей в Москве Текст. // Хоровое и регентское дело. 1910- - № 7−8. — С. 185−190-
  210. Труды первого- всероссийского съезда регентов- и деятелей на поприще: церковного- пения: тексты- докладов, прений- и постановлений Текст. / Вст. статья A.B. Никольского. М., 1908.
  211. , Г. Четвертое певческое собрание Общества любителей Церковного пения Текст. / F. Урусов // Русский листок. 1893. — № 18. — С. 2.
  212. , Б.А. Семиотика искусства Текст.: / Б. А. Успенский. М.: Языки русской культуры, 1995. — 357 е., [28] л. ил. — (Язык. Семиотика. Культура).
  213. , Л.А. Богословие иконы Православной Церкви Текст.- / Л. А. Успенский. — М.: Изд-во Западно-Европейского экзархата: Московский Патриархат, 2001. 474 с.
  214. , Н.Д. Древнерусское певческое искусство Текст. / Н. Д. Успенский. 2-е изд., доп. — М.: Советский: композитор, 1971. — 624 е.- ил.- нот. прим.
  215. , Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства Текст.: с историко-теор. коммент. / Н. Д. Успенский. 2-е изд., доп. — JL: Музыка, 1971. — 354 е.- ил.- нот.
  216. , A.A. О церковном пении. Статья первая Текст. / A.A. Ухтомский. // Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. С. 353−369.
  217. , A.A. Доклад на 1-м Всероссийском съезде-православных старообрядцев Текст. / A.A. Ухтомский // Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. — С. 370−387.
  218. , Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века Текст. / Н. Финдейзен. Вып. 1. — M.-JL: Государственное изд-во- музеектор, 1928. — Т. 1. — 103 с.
  219. , П.А. Иконостас Текст. / Священник Павел Флоренский // Сочинения в 4-х томах. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. М.: Мысль, 1996. — Т. 2.- С. 419−526. (Философское наследие. Т. 124).
  220. , П.А. Моленные иконы Преподобного Сергия Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. — С. 245−276.
  221. , П.А. Обратная перспектива Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 7−72.
  222. , П.А. Православие Текст. / Священник Павел Флоренский // Сочинения в 4-х томах. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. М.: Мысль, 1994. — Т. 1. — С. 638−662.- (Философское наследие).
  223. , П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи Текст. / Павел Флоренский. — М.: ACT, 2005. — 633', [7] с. -(Philosophy).
  224. , П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996. — С. 217−244.
  225. , П.А. Храмовое действо как синтез искусств Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996.-С. 199−215.
  226. Флорестан (Держановский В.В.) «Всенощная» Рахманинова Текст. // Утро России. 1915. — № 69. — С. 5.
  227. Фуга. Доля певчих Текст. // Хоровое и регентское дело. — 1909. № 4−5. — С. 86−88.
  228. Фуга. Как поют в монастырях Текст. // Русская музыкальная) газета. — 1907. № 48. — Стб. 1109−1112.
  229. Херувимская песнь № 3 П. И. Чайковского Текст. // Русская музыкальная газета. 1904. — № 44. — Стб. 1019−1191.
  230. , В.Н. Русская музыкальная- ритмика Текст. / В. Н. Холопова. М.: Советский композитор, 1983. — 281 с.
  231. Хроника Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 5. — С. 111 112.
  232. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII Текст. / Под ред. В. В. Бычкова. М.: Ладомир, 1996. — 560 е.- 152 с. ил.
  233. Церковная музыка Текст. // Большая энциклопедия в 62 томах. — М.: Терра, 2006. Т. 57. — С. 277−278.
  234. , М.И. Жизнь П.И: Чайковского Текст.: В 3-х томах. / М. И. Чайковский. -М. Лейпциг, 1901. — Т. 2. — 689 с.
  235. , П.И. Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России. / П. И. Чайковский. М.: П. Юргенсон- напечатано в Лейпциге, 1875. — 80 е.- с нот.
  236. , П.И. О русской церковной музыке Текст. / П. И. Чайковский // Пастырский собеседник.- 1899: № 7−8. — С. 9−12.
  237. Четвертый съезд регентов. // Хоровое и регентское дело. 1912, № 7/8. -С. 138−146.
  238. , А. Евхаристия. Таинство Царства Текст. / А. Шмеман. М.: Паломник, 2006. — 310 с.
  239. , А. Исторический путь Православия Текст. / А. Шмеман.,-Изд:.3-е. Париж, 1989^ — 389 с.
  240. Palikarova-Verdeil, Raina. La musique byzantine chez les bulgares et les russes Текст. / Raina Palikarova-Verdeil. Copenhague. — 1953. — 249 p., 21 tabelles. — (Monumenta Musicae Byzantinae).
  241. Thibaut, J.-B. La musique byzantine chez les slaves Текст. / J.-B. Thibaut // Tribune de St.-Gervais. Paris. — 1904. — Mai-juin.
  242. Yousoupoff, N. Histoire de la musique en Russie. Premiere partie. Musique sacree Текст. / N. Yousoupoff. — Paris, 1867.
Заполнить форму текущей работой