Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен неоромантизма в художественной культуре России XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной культурологии вопрос о возможности существования в творческом процессе XX столетия' самостоятельного типа художественного мышления, близкого к романтизму, остается непроясненным. С одной стороны, романтизм как культурно-историческое явление характерен для европейского искусства конца XVIII — начала XIX в. Однако, с другой стороны, как справедливо утверждает Э. Я. Фесенко, «ни одно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Романтизм и неоромантизм в русской культуре
    • 1. ¡-.Русскийромантизм и культура XIXвека
      • 1. 2. Культурный архетип как основной элемент романтической модели мира
      • 1. 3. Рубеж веков и русский неоромантизм
      • 1. 4. Неоромантизм как культурная парадигма
  • Глава 2. Философия неоромантизма и её интерпретация в творческом процессе XX столетия
    • 2. 1. Неоромантизм и его отражение в искусстве эпохи «модерн»
    • 2. 2. Трансформация неоромантических культурных ценностей и архетипов в творчестве литературного объединения «Серапионовы братья»
    • 2. 3. Вымышленный мир Александра Грина: неоромантические мотивы в творчестве писателя
    • 2. 4. Неоромантические мотивы, образы и символы в драматургии Евгения Шварца на примере пьесы «Дракон»)
  • Глава 3. Неоромантизм и пути развития русского модернизма
    • 3. 1. Неоромантические идеи и ценности в русской живописи концаXIX- начала XXвека
    • 3. 2. Влияние неоромантизма и модернизма на зарождение и становление постмодернизма
    • 3. 3. Неоромантические идеи, образы и символы в культурной парадигме постмодернизма на примере «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» И. Бродского)

Феномен неоромантизма в художественной культуре России XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной культурологии вопрос о возможности существования в творческом процессе XX столетия' самостоятельного типа художественного мышления, близкого к романтизму, остается непроясненным. С одной стороны, романтизм как культурно-историческое явление характерен для европейского искусства конца XVIII — начала XIX в. Однако, с другой стороны, как справедливо утверждает Э. Я. Фесенко, «ни одно из толкований этого понятия в <.> словарях и других энциклопедических изданиях не объясняет феномен романтизма XX в."1. В частности, это касается и России. Е. Г. Милюгина, В. В. Сергеев, В. И. Сахаров и др. выделяют три волны эволюции романтизма в русской культуре («классический романтизм» начало * XIX века, «вторая волна» — рубеж Х1Х-ХХ векова также «третья о волна» — постмодернизм, контркультура, рок-культура), Некоторые исследователи утверждают, что романтическое мировидение, своеобразный романтический язык былиособенно востребованы в русской литературе XX л столетия. Таким образом, речь может идти о «неоромантизме» в культуре XX века вообще и в русской культуре XX в. в частности, и о его значительном творческом потенциале.

Романтическим был весь тон советской литературы первого революционного десятилетия"4, — справедливо утверждал В. Ковский. Л. П. Егорова определяла «жажду романтизма» как характерную черту русской и советской прозы 1920;х-193 0-х годов5. Романтический максимализм, по определению М. Гершензона, предопределял изображение.

1 Фесенко Э. Я. Теория литературы. М.: Академический проект, 2008. С. 346.

2 Милюгина Е. Г., Сергеев В. В. Культурно-исторический опыт романтизма и духовные искания новой России. М.: РГГУ, 1995. Сахаров В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М.: ИМЛИ РАН, 2004; Сахаров В. И. Из истории русского романтизма. М.: Наука, 1988.

3 Шевякова Э. Н. Поэтика современной французской прозы. М., 2002. С. 66.

4 Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. С. 270.

5 Егорова Л. П. О романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966. С. 4. 3 сильной личности, открывающей новые пути в мире и искусстве. Г. П. I.

Поспелов писал о романтизме как об «определенном типе идейно-эмоционального (оценочного) отношения к жизни, в основе которого лежит глубоко личностное, напряженно-страстное стремление к возвышенному идеалу, неудовлетворенность сущим, невозможность довольствоваться повседневностью, прозаическим существованием, жажда иной, лучшей жизни"6.

Еще больший научный интерес представляет неоромантизм, рассматриваемый нами не толькокак направление в. художественном творчестве XX века, но и как культурная парадигма, оказавшая глубокое влияние на художественный мир русского модернизма. Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, и в переводе на русский язык означает «приверженность новизне» или, если быть более точным, «новое искусство», возникшее на рубеже Х1Х-ХХ веков. Русский модернизм стал важным духовным явлением «серебряного века». Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Подобно религиозному ренессансу, модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, I освободив его от какой-либо служебной роли. В целом русский модернизм представляет собой сложное, разнородное и противоречивое явление. С этой точки зрения, «неоромантический сплав» является тем идеологическим и эстетическим образованием, без которого невозможно представить себе историю русской литературы XX века — модернизма, а затем и постмодернизма. Неоромантизм как эстетическая, и мировоззренческая система понимается как актуализация в искусстве концепции преобразования мира посредством эстетического начала особого рода. Герои неоромантической литературы — духовно неукротимые и сильные люди, которые идеализировали свое одиночество и сделали его предметом.

6 Романтика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 345. 4 эстетического любования, превратив одиночество в «надмирность» и избранность.

С неоромантизмом как художественным языком связаны такие формально-содержательные особенности, как предельная острота чувственных переживаний героев, преобладание экспрессии над описательностью, иррационального над рациональным, насыщенность художественного текста фантасмагорическими элементами, ¡-введение в художественное пространство текста экзотики как особого эстетического мира. Все эти формально-содержательные особенности неоромантизма характерны для культуры русского модернизма, а для эпохи постмодернизма романтизм и неоромантизм приобретают роль одного из культурных кодов, который используется в художественной практике, иронически обыгрывается, обильно цитируется. Интертекстуальные механизмы взаимодействия культурных кодов неоромантизма и постмодернизма также являются предметом анализа в данном диссертационном исследовании.

Проблема неоромантизма принадлежит к числу самых ¡-сложных и трудоемких для освоения в науке о культуре. Несмотря на то, что сам термин «неоромантизм», согласно некоторым источникам7, появился уже в конце XIX века, он так и не получил с тех пор однозначного толкования, хотя в XX веке неоднократно возникал в различных научных контекстах. Возможно, это происходило оттого, что понятие неоромантизма оказалось отодвинуто в тень столь более актуальными феноменами, как модернизм, авангардизм или даже символизм. Активно занимаясь судьбами реализма в XX веке, ученые по большому счету «не успели» дойти до неромантической проблематики. В результате этого на данный момент по этой проблеме отсутстйует богатая библиография, посвященная теоретическим аспектам вопроса. Практически все, кто пишет о неоромантизме, соглашаются с тем, что речь идет об эпохе рубежа веков, а сам феномен имеет отношение к литературе, живописи,.

7 Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003.С. 388 музыке, отчасти философии (или, по крайней мере, мировосприятию), в остальных аспектах, особенно по поводу художественной специфики неоромантизма, между исследователями наблюдаются значительные разногласия, колеблются обоймы привлекаемых имен, проявляются I неоднозначности трактовок и дифинитивные неясности.

Между тем, без прояснения сути понятия неоромантизма, без достаточно внятной концепции феномена остается неясным целый ряд самобытнейших явлений в культуре рубежа веков и шире — первой половины XX столетия. Как проявляется неоромантизм в культуре России и Запада, в социальной конкретике национальных литератур и культур, в различных видах искусств? Для решения всех этих проблем необходим комплексный подход, который способна предоставить исследователю культурология.

В отечественной науке XX века неоромантизм как понятие применялся либо к конкретным национальным литературным феноменам (например, к английской литературе, у М.В.Урнова), либо за ненадобностью вообще опускался (Дьяконова Н.Я.), либо трактовался противоречиво (Ф.П. Федоров, Неоромантизм как культура, 1997).

В настоящее время существует три «концепции неороматизма, фактически сложившиеся в рамках филологии. В статье М. В. Толмачева, посвященной неоромантизму в академическом справочном издании отмечается несколько принципиально важных моментов, связанных с этим явлением. Он, в частности, указывает на то, что термин этот впервые возник в 1880х-90х гг. в Германии. Явление неоромантизма на общественной арене трактуется исследователем как реакция на натурализм, хотя, ранее он вводит неоромантизм в более широкий контекст, видя в неоромантизме часть «культурологического сдвига», связанного с эпохой рубежа веков.

Однако специфика неоромантизма в трактовке В. М. Толмачева остается слишком расплывчатой и в эстетическом, и в стилистическом, и в идейном отношении: неоромантизм фактически вбирает в себя искания всех направлений эпохи рубежа веков, а затем, на взгляд исследователя, б формирует даже творчество столь разных художников, как Хемингуэй и Камю, что представляет собой неоправданное расширение, феномена. Доминирует же в неоромантизме опыт символизма и натурализма. Автор ссылается на длинные ряды разнообразных имен, не складывающихся в цельную картину. Наиболее конкретное высказывание о стилистике неоромантизма заключается в следующем: «Неоромантизм. перекликается с мотивами примитива, опрощения, мужественности, «деловитости», вещи, живописности, вживания в природу. У истоков неоромантической концепции «нового идеализма» (трагедии художника, стоически ищущего миф личного абсолюта в заведомо неабсолютном, посюстороннем, «слишком человеческом»), — Кьеркегор, Ибсен и особенно Ницше. ."8. ,.

Несколько по-иному трактует понятие неоромантизма В. А. Луков в своей однотомной «Истории литературы». Понятно, что жанр книги не дает возможности пространного анализа, однако в других работах исследователя-можно проследить тот же подход (В.А. Луков, «Проблема неоромантизма». Самара, 2003). Согласно Лукову, «Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, (мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии"9. Автор делает особый акцент на неоднородности неоромантизма, который в каждой стране приобретает специфические черты, краткому описанию которых на примере Англии и Франции и посвящен далее раздел книги. Абстрагируясь от частностей, связанных с анализом.

8 Толмачев В. М. Неоромантизм// Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 645. I.

9 Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2003. С. 388. национальных ситуаций, об идейно-художественной специфике неоромантизма свидетельствуют, по мнению автора, такие отдельные наблюдения, как «поиски новых жанров»., в области языка — стилизация как главный принцип организации языкового материала., соединение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма"10. Применительно к английскому неоромантизму говорится, что «сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, разрабатываемые английскими неоромантиками, — приключенческие романы, повести, рассказы"11. Как можно видеть, автор больше внимания уделяет новаторству неоромантиков, особенностям их стилистического языка. Однако отдельные наблюдения не в силах выстроить цельную законченную картину, характеризующую феномен.

Н.Т. Пахсарьян в статье, предназначеной для культурологического справочного издания, впервые открыто стремится придать понятию междисциплинарный характер. В связи с неустойчивостью термина автор полагает, что. неоромантизм «используется как минимум в трех 'значениях», причем первое из них признается наиболее распространенным. Поскольку неоромантизм представляет собой понятие, трудно поддающееся определению, уместно привести попытку, предпринятую Пахсарьян: «В широком смысле неоромантизм — комплекс течений в культуре конца 19-начала 20 в., характеризующийся своеобразным возрождением романтических настроений начала 19 в.. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, формальным строем произведений, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного и прозаического, пафосом личной воли, раздвоенностью рефлектирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и.

10 Там же. С. 389.

11 Там же. С. 390 фантастике, главенством музыкального начала, тяготением к синтезу всех искусств."12. На этом основании автор сближает неоромантизм с модернизмом (понятием, также весьма неоднозначным и широким), а также с символизмом.

Во втором, «более строгом», значении неоромантизм применяется по отношению к «своеобразной линии английской литературы рубежа 19−20 веков, (1880−1910), связанной с разработкой таких жанров, как приключенческие (Дж. Конрад, Р. Хаггард, Р. Киплинг), историческо-детективные (Р.Л. Стивенсон, А Конан-Дойл), детективные (Г.К. Честертон) новеллы и романы"13.

Наконец, в третьем, наиболее узком значении, согласно Пахсарьян, термин неоромантизм применяется по отношению к художественным тенденциям, возникшим с 1970;1980х и особенно ярко представленных в.

14 I музыкальном искусстве" .

Как видим, и здесь, при ряде интересных и важных наблюдений, художественная специфика неоромантизма предстает весьма расплывчатой и слишком неоднородной. Примечательно в этом смысле, однако, замечание о том, что «неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее к неясному музыкальному началу, к тайным силам, ее взрывающим (дионисийство) и к безграничному индивидуализму"15. Что касается национальной специфики, речь идет только о литературе Англии и отчасти Франциииз российского контекста I упоминаются Мережковский, М. Цветаева и А. Грин. При этом, хотя заявляется именно культурологическая наполненность неоромантизма, речь идет только о литературе и слегка о музыкеНицше, по-видимому, также упоминается более в своем литераторском, нежели философском качестве.

12 Пахсарьян Н. Т. Неоромантизм. // Культурология. Энциклопедия в 2-х томах. М.: РОССПЕН, 2007, Т.2 С. 38.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же С. 38.

Среди художественных особенностей неоромантизма, к сожалению, приводятся те, которые характерны и для собственно романтизма!

На основании рассматриваемого материала, из анализа концепций всех трех авторов просматривается любопытная мысль о том, что теоретизирование по поводу неоромантизма, сама необходимость выделения этого понятия!, не только не ставится ими под сомнение, но и постулируется как интересная именно для России. Другими словами, возникнув в Европе в конце 19 века, неоромантизм как научное понятие стал разрабатываться в XX веке больше в России, нежели в кругу западных коллег.

По нашему мнению, романтизм и неоромантизм, несмотря на всё их внешнее сходство, представляют собой различные направления в искусстве. И различие это обусловлено, прежде всего, тем, что неоромантизм преобразовал, модифицировал и воплотил черты реалистического мировосприятия. Неоромантизм являет собой самостоятельное, принципиально новое течение в культуре России XX столетия, объединяющее в себе традиции классического русского романтизма XIX века и новое искусство века XX, воплотившее в себе уникальное явление синтеза, взаимопроникновения и наложения традиций реализма. Импрессионизм, символизм, модернизм, экспрессионизм и другие различные направления искусства, находившие для отражения как внутреннего, так и окружающего мира человека самые разные формы, фактически представляют собой совокупность тех черт, которыми можно определить течение неоромантизма. Сиюминутность ярких ощущений, передающих любовь к жизни, утонченность эстетических образов, объединяющих прошлое, настоящее и будущее в новой реальности, созданной при этом субъективной волей художника, представляют собой не что иное, как неоромантизм. Следует, однако, добавить, что важной, можно даже сказать, стратегической чертой данного направления является отражение в культуре неоромантизма исторической переходной эпохи, которую переживала Россия в гёервой трети XX столетия.

Объектом исследования являются произведения культуры тех авторов модернизма и постмодернизма, для которых характерно обращение к неоромантизму как к эстетике и мировидению. В диссертационном исследовании рассматривается особая творческая философия «Старинного театра» Н. Н. Евреинова и Н. В. Дрезена, творчество таких художников, как М. Врубель, Н. Рерих, М. Нестеров, С. Малютин, В. Борисов-Мусатов, художественных объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», произведений Д. С. Мережковского, Вяч. Иванова, В. Брюсова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, литературной группы «Серапионовы' братья», А. I.

Грина, Е. Шварца и И. Бродского.

Предметом исследования, таким* образом, служит неоромантизм как культурная парадигма, как самостоятельноетворческое направление, характерное для литературы русского модернизма, русской литературы советского периода (1920;х-193 0-х гг.), а также, опосредованно, для русского постмодернизма как художественной школы.

Цели и задачи диссертационного исследования:

1. Попытаться дать определение неоромантизма как культурологического I явления.

2. Исследовать парадигму развития неоромантизма в русской культуре XX века на основе анализа развития зарубежной и русской романтической культуры XIX века.

3. Рассмотреть в комплексе взаимосвязи романтизма, реализма, неоромантизма, привлекая для этого многообразный спектр творчеких направлений в русском искусстве начала XX столетия.

4. Обосновать и показать роль и значение понятия неоромантизма для решения насущных культурологических задач, а также объяснить его актуальность и востребованность в художественной культуре XX века.

5. Раскрыть специфику и продемонстрировать трансформацию неоромантических культурных ценностей на материале творчества представителей объединения «Серапионовы братья», Александра Грина, Евгения Шварца.

6. Выявить неоромантические идеи и ценности, нашедшие свое отражение в живописи, а затем — в последующем формировании русского постмодернизма.

В первой главе диссертации, «Неоромантизм как понятие теории и истории культуры», имеющей по преимуществу теоретический характер, сделана попытка продемонстрировать многоаспектность неоромантизма как культурологического понятия, очертив и уточнив хронологические пределы «эпохи неоромантизма», выделив основные концепции понятия на их основе предлагается авторская точка зрения на этот феномен, в контексте анализа неоромантизма как парадигмы художественной культуры.

Во второй главе диссертации представлены мировоззренческие аспекты неоромантизма в художественной культуре России первой половины XX века I такие, как понятие неоромантического типа личности, отражение идей неоромантизма в различных искусствах и сферах деятельности). Исследуется неоромантическая эстетика в русской литературе первой половине XX века. Возвышенное и трагическое, прекрасное и безобразное, игра воображения и творческая фантазия — как категории рассматриваются в связи с анализом конкретных., произведений сообщества «Серапионовы братья», А. Грина и Е.Шварца.

Глава третья посвящена преломлению неоромантических образов, идей и ценностей в русском изобразительном искусстве (творчество.

М.Врубеля, Н. Рериха и М Нестерова) — а также в культуре постмодернизма.

Актуальность темы

исследования состоит в том, что проблема неоромантизма как художественной школы, направления в культуре, для которого характерны определенные эстетические принципы и ценности, как мировидения и культурной парадигмы недостаточно разработана на сегодня в отечественной науке. Требует глубокого осмысления и неоромантизм как образно-символическая и мировоззренческая основа модернизма.

Необходимо изучить влияние, оказанное романтизмом и неоромантизмом на постмодернизм как культурную парадигму. Следует учитывать, что неоромантическое сознание стало в XX веке мощным художественным пластом, оказавшим существенное влияние и на модернизм, и на русскую культуру 1920;х-1930;х годов, и на постмодернизм.

Теоретико-методологической базой работы является соединение элементов историко-биографического, структурно-семиотического методов с мотивным и мифологическим. Выбор методологии обусловлен ее адекватностью объекту исследования. В связи с междисциплинарным характером работы в основу методологии диссертации положен системный подход анализа явлений культуры, присутствующий в работах А. Н. Веселовского, А.Дж. Тойнби, А. Ф. Лосева., Ю. М. Лотмана., Д. С. Мережковского, Ю. В. Манна, И. Ф. Волкова, В. И. Фатющенко, Г. Д. Гачева, С.Г. Тер-Минасовой, O.A. Корнилова, A.B. Павловской, Е. И. Волковой.

Научная новизна диссертационного исследования и важнейшие результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:

1. Дано системное представление взаимосвязи между романтизмом, реализмом и неоромантизмом, позволяющее концептуально оценить сущностные соединения последнего с модернизмом, символизмом, экспрессионизмом, футуризмом, импрессионизмом, что может) послужить теоретико — методологической основой для понимания роли и места неоромантизма в русской культуре XX века.

2. Представлено авторское определение неоромантизма как особого явления в русской культуре XX столетия.

3. На основе анализа развития зарубежного и русского романтизма и романтической культуры ХЗХ века представлена парадигма развития неоромантизма в русской культуре XX века как феномена духовной жизни, а также в качестве художественной и мировоззренческой основы русского модернизма. I.

4. Дано теоретическое обоснование роли и значения культурного архетипа как категории, являющейся базовой для понимания причин и направлений развития русской культуры XX века.

5. Рассмотрена философия неоромантизма на основе базовых категорий времени, вечности и памяти.

6. Раскрыты причинно-следственные связи, приведшие к трансформации неоромантических культурных ценностей, на примере творчества литературного объединения «Серапионовы братья», произведений А. Грина и Е. Шварца. !

7. Рассмотрены неоромантические идеи и ценности, нашедшие свое отражение в живописи и повлиявшие в последующем на развитие русского постмодернизма.

Теоретическая ценность исследования.

Результаты исследования дают возможность изучить неоромантизм как художественную школу и культурную парадигму.

Диссертация позволяет углубить представления об интерпретации неоромантических образов, символов, тем и мотивов в русской литературе I.

XX века, с культурой XX века в целом в модернистской и постмодернистской эстетике.

Практическая ценность исследования.

Полученные результаты могут быть применены в теоретических разработках, связанных с русской культурой и литературой XX века, с культурой XX века в целом, а такжев процессе преподавания русской литературы XX века в высших учебных заведениях, при составлении учебных пособий и программ для высшей и средней школы.

Положения, выносимые на защиту: I.

1. Парадигма развития романтизма и неоромантизма имеет единые исторические истоки, основанные, в свою очередь, на архетипах «золотого», «серебряного», «медного» и «железного» веков. Эти архетипы связаны как с мифической моделью времени, так и с генезисом культуры, и его отражением в соответствующей символике.

2. Идейно-философская и художественная направленность неоромантизма свидетельствует о внутренней генетической взаимосвязи философии романтизма и неоромантизма. Прежде всего, это относится к оценке таких категорий, как время и вечность. .

3. Философия неоромантизма оказала глубокое влияние на искусство эпохи «модерн». Это влияние отраженов мистическом образе-символе голубой розы, прорастающей сквозь мирозданиеприсутствующем в творчестве русских поэтов-символистов- (Д. Блок, Вяч. Иванов), в постановках «Старинного театра» НН. Евреинова иII.В. Дрезена, в последующей сценической стилизацииродоначальником которой стал В.Мейерхольд.

4. Неоромантические традиции характерны для русской культуры- 20−30-х гг. XX столетия. Неоромантическая эстетика, характерная для «реребряного века» русской литературы, нашла своё эстетическое продолжение В1 русской литературе 1920;1940;х гг. Для литературыэтого" периода характерны такие неоромантические идеи, и: принципы-. как романтическоедвоемирие, стремление к Прекрасной Неизвестности и Несбывшемуся, понимание земного бытия как, вечного" странствия, жажда, и служение рыцарского подвига.

5. Неоромантические образы, символы, мотивы, ценности и архетипы присутствуют в. творчестве литературного объединения! «Сёрапионовы братья». Результаты исследования подтверждают, что среди: «¿-ерапионов» были «правые» и «левые», «западники» и «восточники», «бытовики» и «сюжетники». Каждое из этих направленийнашлосвое отражение в неоромантизме русской литературы первой половины XX века.

6. В ряду авторов произведений неоромантического характера самостоятельное место занимает А. Грин с его неоромантической.

15 '.

Гринландией" - мирозданием, созданным в воображении писателя. Неоромантик Грин и его творчество служит ярчайшим доказательством существования неоромантического направления в русской -{¦ советской литературе 20−30-х годов XX столетия. Убедительным подтверждением влияния неоромантизма на культуру этого периода явилось также творчество драматурга Е. Шварца (в частности, пьеса «Дракон»).

7. Постмодернизм, представляющий собою не только литературную и художественную школу, но и умонастроение, культурную парадигму, основанную на рефлексии, иронии, тотальном пересмотре унаследованных от предшествующих ценностей художественных школ, испытал ощутимое влияние неоромантизма.

Апробация основных положений и выводов диссертации. Основные положения и выводы диссертации были изложены и апробированы в ходе занятий на Факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова в лекционных и практических курсах: «Культурология», «История русской литературы» и «Русский мир в контексте мировых цивилизаций», в докладах на конференциях.

Основные положения диссертации и опыт практического применения результатов исследования были изложены в виде докладов и обсуждены на следующих конференциях:

1. Международная конференция «Россия и Запад: диалог культур». МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет иностранных языков и регионоведения, 2003,2009 г.

2. Международная конференция «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы», Гранада, Испания, 2007, 2010 г.

3. «-Международная конференция «Оломоуцкие дни русистов», Оломоуц, Чехия. 2007, 2009 г.

4. III Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет иностранных языков и регионоведения, 2008.

5. IX Международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения. Никитские чтения». Великий Новгород, 2009 г.

По теме диссертационного исследования было опубликовано тринадцать статей, из них три работы в изданиях по списку ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

7. Результаты исследования подтверждают, что среди «серапионов" — были правые» и «левые», «западники» ' и «восточники», «бытовики» и «сюжетники». Каждое из этих направлений нашло свое отражение в русской и советкой литературе первой половины XX века.

8. В ряду авторов произведений неоромантического характера’выдающееся место занимает А. Грин с его неоромантической Гринландией — мирозданием, созданным в воображении писателя как целостная, организованная в соответствии определенными философскими, идейными, эстетическими принципами автора вселенная. Неоромантик Грин и его творчество является ярчайшим доказательством существования неоромантического направления в русской — советской литературе 20−30-х годов XX столетия.

9. Убедительным подтверждением влияния неоромантизма на культуру этого периода является творчество драматурга Е. Шварца, что особенно ярко выразилось в одном из самых известных его произведений, пьесе «Дракон». Неоромантические образы, символы и мотивы, интерпретированны в контексте борьбе с дьявольской половиной человеческой души, присутствуют в драматургическом наследии Е. Шварца в целом, в частности, в пьесе «Дракон».

10. Проведенное исследование позволяет рассматривать неоромантизм как культурный сдвиг, повлиявший на «серебряный век» русской литературы. Неоромантизм выступил в качестве мировоззренческой и художественной основы русского модернизма, явившись одним из источников модернизма в русской литературе и искусстве:

11. В основе неоромантизма как культурной парадигмы заложены, такие философские категории, как двоемирие, трагедийное сознание, экзальтация, культ Рыцаря и Дамы, метафизический бунт против мироздания, мистическое и образно-символическое восприятие бытия.

12! Категории времени и вечности примирялись неоромантиками с помощью концепции творящей и творческой Памяти. Соответственно, актуализировался образ-символ Матери Муз — Мнемозины. Серьезное влияние на неоромантическую концепцию Времени — Вечности Памяти оказала концепция времени-вечности Н: А. Бердяева.

13. Важным элементом неоромантической концепции искусства, характерной для русских символистов, является «ибсенизм». Ибсеновский театр предстаёт как неоромантический феномен, что подтверждается его образностью и художественным миромповлиявшимна. младших символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев) вкачестве источника неоромантических образов и символов.

14. Постмодернизм, представляющий собой не только литературную и художественную школы, но и умонастроение, культурную парадигму, основанную на рефлексии, иронии, тотальном пересмотре унаследованных от предшествующих эпох и художественных школ ценностей, впитал в себя противоречивое влияние неоромантизма. •.

15. Эта противоречивость порождена множественностью художественных языков и игровым цитированием различных культурных кодов внутри текста и в постмодернистском эстетическом пространстве в целом.

Неоромантический культурный код, будучи лишь одним из множества, используемых постмодернизмом, становится, тем не менее, предметом.

172 постмодернистской иронии. Творчество И. Бродского и В. Кривулина — пример такой противоречивости: при попытке отмежеваться от романтизма и неоромантизма, И. Бродский активно вводил в свои поэтические произведения романтические и неоромантические образы, символы, темы и мотивы.

16. Наиболее отчетливо такого рода противоречие прослеживается при рассмотрении «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» И.Бродского. Тайная любовь лирического героя «Двалцати сонетов.» к романтической королеве Марии Стюарт сродни противоречивой реакции постмодерниста к неоромантическим ценностям. Воздействие неоромантизма на развитие русского модернизма и постмодернизма нашло отражение в целом ряде рассмотренных нами произведений культуры, литературы и искусства XX столетия.

Заключение

.

Русский и европейский неоромантизм предстают как философская концепция, мировидение, художественное, знаковое пространство и, таким образом, как культурная парадигма, оказавшая глубокое влияние на русскую литературу и искусство XX века.

Неоромантические традиции были характерны длярусской культуры 20−30-х гг. XX столетия. В частности, неоромантические образы, символы, мотивы, ценности и архетипы нашли отражение в «старинном театре» Евреинова, в произведениях представителей такого яркого литературного объединения 1920;х годов, как «Сёрапионовы братья».

Традиции неоромантизма особым образом преломились в творчестве А. Грина. Неоромантическая: идеология, созданная писателем страна «Гринландия», со своим временем и пространством, вымышленные города и страны, озаряют земные пути героев произведений Грина. В творчестве Грина — неоромантика. философская категория: Фантазии > интерпретирована в духе европейского романтизма XIX столетия. Эстетика произведений А. Грина свидетельствует о влияниинеоромантической поэтики на русскую литературу 1920;х-1930;х гг.

Традиции неоромантизма, в частности — неоромантические мотивы духовного змееборчества, рыцарского подвига и служения — использовал в в своей драматургии Е. Шварца В пьесе «Дракон» присутствует неоромантический образ-символ «жалобной книги», о существовании которой напоминает Ланцелот. «Жалобная книга» символизирует Мировую Память, Книгу Жизни, универсальную творящую память человечества, которая противостоит небытию. Такие произведения, как «Золотой горшок» немецкого романтика Э.Т. А. Гофмана и «Дракон» петроградского неоромантика Е. Шварца, обнаруживают сходство в трактовке образов героев, в развитии сюжетных линий и особенностях образно-символического и предметного мира.

В русской литературе 1920;1940;х гг. продолжали жить неоромантические идеи и эстетические принципы, такие, как романтическое двоемирие, стремление к Прекрасной Неизвестности и Несбывшемуся, понимание земного бытия как вечного странствия и в то же время как рыцарского подвига и служения. Неоромантическая эстетика, характерная для «серебряного века» русской литературы, нашла свое творческое. продолжение в творчестве петроградских «Серапионовых братьев», в романах и повестях А. Грина, пьесах Е. Шварца.

Появление и развитие постмодернизма в России явилось реакцией на неоромантизм русского модерна. Хотя для постмодернизма как культурной парадигмы более характерно ироническое восприятие всякой эстетики, в том и числе романтической и неоромантической, влияние неоромантизма на эстетику постмодернизма является несомненным.

Исследование, посвященое роли и значению неоромантизма как феномена в культуре России XX века, приводит к следующим выводам: 1. Парадигмы развития романтизма и неоромантизма имеют единые ' исторические истоки, основанные на архетипах «золотого», «серебряного», «медного» и «железного» веков. Эти архетипы, в свою очередь, связаны с мифологической моделью времени, генезисом культуры и её символами, а также с реализацией в философии, искусстве, мифологии архетипических образов. Универсальные культурные архетипы, которые диахронически и синхронически проявляются в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, находят свое отражение в национальных идеалах, концептосфере и ментальности. Проявляясь на уровне личностного бессознательного в сновидениях, фантазиях и фобиях, равно как и в литературном творчестве, культурные архетипы являются основой для рассмотрения романтизма как повторяющейся литературной модели.

Такой подход дает основание рассматривать романтические и неоромантические мифы в неразрывном единстве, что находит отражение в культуре в качестве особого культурного архетипа, представляющего собой базисный элемент архетипической модели романтизма и её последующего развития и трансформации в русской культуре.

2. Культурный архетип понимается как продукт определенного этноса, т. е. людей, объединенных общей исторической судьбой, местом обитания и единым укладом. Такое понимание культурного архетипа может быть положено в основу методологии анализа русского романтизма и неоромантизма, включая не только истоки возникновения и развития романтизма и неоромантизма в Россиино и национальные начала этого явления в его взаимосвязи с русской культурой и её романтической составляющей в XIX и XX веках.

3. Исследование идейно-философскойи художественной направленности неоромантизма свидетельствует о внутренней генетической взаимосвязи философии романтизма и неоромантизма. Прежде всего, это относится к оценке таких категорий, как время и вечность. Для неоромантиков очень важна концепция вечной войны двух начал — памяти и забвения' - в* душе человека.

4. Для философии неоромантиков в свете античных традиций характерна-опора на образы Аполлона, Орфея и Диониса, а также синтез дионисийского и аполлонического начал в искусстве. Философия неоромантизма нашла свое отражение в литературе, живописи, музыке и в целом в культуре XX века. Важнейшая роль, в этих процессах принадлежит идейно-художественному наследию Ф. Ницше, а также творчеству русских деятелей культуры:' И. Анненкова, В. Вересаева, М. Волошина, Н. Гумилева, С. Маковского, М. Чюрлениса, А. Скрябина, В. Васнецова, С. Нестерова, А. Бенуа и др. Особенно значимым для философии неоромантизма является ее влияние на искусство эпохи «модерн», нашедшее свое отражение в творчестве А. Блока, в постановках «Старинного театра» Н. Евреинова и Н. Дрезена, в сценических экспериментах Вс. Мейерхольда.

5. Анализ философии неоромантизма дает основание для утверждения ее существенного воздействия на развитие культуры не только XIX века, но и последующего XX столетия, что позволяет рассматривать неоромантизм в качестве культурной парадигмы.

6. Неоромантизм и его трансформация оказали мощное влияние на русскую культуру первой половины XX столетия. Неоромантические образы, символы, мотивы, ценности и архетипы нашли отражение в творчестве литературного объединения «Серапионовы братья». Участников этого объединения можно > назвать преемниками немецкого романтизма, в частности, творчества Э.-Т.-А.Гофмана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М.: Правда, 1990.
  2. Бальмонт К Д. Лирика. М.: Харвест, 1996.
  3. A.A. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. М.: Правда, 1971.
  4. A.A. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф, 1905.
  5. A.A. Стихи о России. СПб.: Отечество, 1915.
  6. И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. СПб.: Азбука, 2001.
  7. В.Я. Стихотворения. Лирические поэмы. М.: Московский рабочий, 1979.
  8. А.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Правда, 1980.
  9. A.C. Бегущая по волнам. Романы, повести, рассказы. Симферополь: Таврия, 1974.
  10. Гофман Э.-Т.-А. Золотой горшок: сказка из новых времен. М.: Советская Россия, 1991.
  11. Н.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 2., Т. 8. М.: Воскресенье, 1998.
  12. В.В. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2. Брюссель: Foyer oriental Chretien, 1971−1987.
  13. Г. И. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 2. М.: Согласие, 1994.
  14. КаверинВ.А. Манекен Футерфаса. Л.: Петроград 1923, № 5.
  15. ЛунцЛ. «Родина» и другие произведения. Израиль: Память, 1981.
  16. С. Голубая роза // «Золотое руно». М.: 1905. № 5.
  17. О.Э. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. М.: Тегга-Терра, 1991.
  18. Н.В. Символ «круг» в лирике А.Блока М.: Филологические науки, 1984, N6.
  19. A.B. Жизнь художника Сергея Малютина. М.: Изобразительное искусство, 1978.
  20. Р. Ф. Определяющая роль философии в реализации прогрессивной линии развития // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997.
  21. В. В тени парусов: Перечитывая Александра Грина. // Грин A.C. Новеллы. М.: Московский рабочий, 1984.29. «Аполлон». Пг. 1909, № 1. Отд. 1.
  22. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Современный писатель, 1995.
  23. В.И. Огонь и пепел костра: М. Горький: творческие искания. Горький: Волго-вятское книжное из-во, 1990.
  24. А. Критика: Эстетика: Теория символизма. М.: Республика, 1994.
  25. Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
  26. Я. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  27. Г. Л. Фантастическое в прозе В.А. Каверина. Автореферат. М.: МГПИ, 1992.
  28. П. Об искусстве: Сборник. Пер с фр. 2-е изд. М.: Искусство, 1993.
  29. В.В. Эстетика романтизма. М.: «Искусство», 1966 .
  30. A.B. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. — М. Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008.
  31. ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  32. А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940.
  33. Вестник театра и искусства. М. 1922. № 4.
  34. . Трагедия и литургия // Современная драматургия. М., январь-март 1998, № 1.
  35. Л. Избранные Работы. М.: Территория будущего, 2005.
  36. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989.
  37. М. Аполлон и Мышь. // Северные цветы. М.: Скорпион, 1911.
  38. Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993.
  39. Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России. М.: Наука-Флинта, 2005.
  40. С. В. Сергей Дягилев и национально-романтические искания в русском искусстве // Известия Уральского государственного университета. Екатеринбург. 2004, № 33.
  41. Гор Г. Пять углов: повести, эссе. JL: Советский писатель, 1983 .
  42. В. Рылеев-поэт. // Сб. «Русская поэзия XIX века». JL, 1929.
  43. А.М. Ибсен и старшие символисты (к постановке вопроса) // Творчество Ибсена в мировом культурном контексте. СПб.: Пушкинский Дом, 2007.
  44. Н.Н. Воспоминания об Александре Грине. Феодосия-Москва: Коктебель, 2005.
  45. Грякалова Н.Ю. Sub specie Nordi: К феномену популярности Ибсена в России // Творчество Ибсена в мировом культурном контексте. СПб.: Пушкинский Дом, 2007.
  46. Н.К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма.// Известия по русскому языку и словесности АН СССР. Т. 3 М. 1931.
  47. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001
  48. Л. Н. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993
  49. H.A. Романтизм в раннем творчестве М.Горького. // Из истории русского романтизма. Кемерово 1971 .
  50. Р.Ю. Шиллер и становление русского романтизма.// Ранние романтические веяния. Л.: Наука, 1972.
  51. И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М.:ГИИНС, 1958.
  52. А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1971.
  53. ДнепровВ. Проблемы реализма. Л.: Советский писатель, 1960 .
  54. И.М. Романтика в искусстве. М.: Искусство, 1967.
  55. И.М. Романтика в художественном произведен. М.: 1976.
  56. И.К. Туда, где тихо и ослепительно. // Наука и религия. 1983 N8.
  57. И.К. «Философско-эстетическая сущность „светлых стран“ А. Грина» Известия АН ЛатвССР. Рига 1981 г. N1.
  58. Еврешов H.H. Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра. Пг.: Прометей, 1915.
  59. Европейский романтизм. М.: Наука, 1973 .
  60. Л.П. О романтическом течении в советской прозе. -Ставрополь, 1966.
  61. A.A. К проблеме соотношения реализма и романтизма. На материале истории англ. лит. конца XVIII начала XIX века//. Проблемы реализма в мировой литуратуре. М.: ГИХЛ, 1959.
  62. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Тип. Суворина, 1914.
  63. Житие сказочника Евгения Шварца: Письма. Воспоминания о писателе. М.: Книжная палата, 1991.
  64. Т. Е. Своеобразие фантастического в романах А. Грина // Проблемы реализма. Вып. 4. Вологда: ВГПИ, 1977.
  65. В. Ницше и Дионис // Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
  66. E.H. Мир и человек в творчестве А.С.Грина. Ростов: Рост, гос. ун-т, 1993 .
  67. Из истории русского реализма конца XIX — начала XX века. / Под ред. А. Г. Соколова. М.: МГУ, 1986.
  68. И.П. Постмодернизм: Словарь терминов М.: ИНИОН PAH-INTRADA, 2001.
  69. Т.В. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1993.
  70. Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М.: Высшая школа, 1989.
  71. История зарубежного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1983.
  72. История русского искусства. М.: Изобразительное искусство, 1980.
  73. A.JI. Неоромантическия философия художественной культуры (К характеристике мировоззрения русского символизма). // Вопросы философии. 1980. № 7.
  74. В.А. М. Горький и герои его ранних рассказов. Минск: БГУ, 1975 .
  75. О. Спиральный образ совершенства. // Наука и религия. 1993. № 3.
  76. КерлотХ.Э. Словарь символов. M.: Refl-Book, 1994.
  77. К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973.
  78. H.A. Роман Александра Грина: Проблематика, герой, стиль. Кишинев: «Штиинца», 1983 .
  79. В.Е. Александр Грин. Преображение действительности. Фрунзе: Илим. 1966.
  80. В.Е. Романтический мир Александра Грина. М.: Наука, 1969.
  81. JI.A. Русский символизм. М.: МГУ, 2000.
  82. И.В. Культура России. М.: Книжный дом Университет, 2001.
  83. И.В. Культурология: история культуры России. М.: Высшая школа, 2003.
  84. A.A. К вопросу об обработке славянской мифологии. СПб. Типография В. Демакова, 1872.
  85. JI.B. Метафора — символ «корабль» у А.Блока и В.Маяковского. //. Русская речь, 1985 № 2.
  86. Г. Русская поэзия XX века. М.: Олма-Пресс, 1999.
  87. В. «Миры Александра Грина». // Наука и религия. 1993 № 9.
  88. Культурология. Энциклопедия в 2-х томах. Спб.: Университетская книга, 1998.
  89. Культурология. Энциклопедия в 2-х томах. М. Росспен, 2007.
  90. И.Н. Образ — символ в поэтике Гете. // Вестн. Моск. ун-та МГУ, Сер. 9. Филология. 1997. № 1.
  91. Лермонтовская энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
  92. Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачёв // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1993. № 1.
  93. Г. П. Идеализация в поэтике А.С.Грина. // Филологические науки, М. 1987, № 3.
  94. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.
  95. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.:Искусство, 1965.
  96. А.Ф. История античной эстетеики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980.
  97. А.Ф. Философия. Мифология, Культура. М.:
  98. А.Ф. Эстетика возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / Сост. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998.
  99. Н. О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994.
  100. Ю.М. Воспитания души: Воспоминания. Интервью. Беседы о русской культуре. Спб.: Искусство, 2003.
  101. Ю.М. Языки культуры и проблемы современности. — М.: ACT, 1987.
  102. Ю.М. Семиосфера. Спб.: Искусство-СПб, 2000-
  103. A.B. Русский культурный архетип. Культурология. Ростов на Дону: ФЕНИКС, 1998.
  104. С. На Парнасе Серебряного века. М: Наш дом- Екатеринбург: Фактория, 2000.
  105. М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  106. Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: — Советский писатель, 1987.
  107. Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995.
  108. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1967.
  109. Манн Ю. В: Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998.
  110. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции// Советская этнография. М.:Наука, 1981.
  111. . С. Пушкин и русские романтизм. М.: АН СССР, 1937.
  112. Д.С. Вечные спутники: Ибсен.. СПб.: Азбука-Классика, 2007.
  113. Д. С. Больная Россия. Л.: ЛГУ, 1991.
  114. Д. С. Собрание сочинений. Данте. Наполеон. М.: Республика, 2000.
  115. Е.Г., Сергеев В. В. Культурно-исторический опыт романтизма и духовные искания новой России. М.: РГГУ, 1995.
  116. Н. М. Старинный спор // Заря. Киев. 1884.
  117. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. СПб.: Искусство, 2004.
  118. Л. М. А. Грин: Жизнь, личность, творчество. М.: Худ. лит-ра, 1980.
  119. Мы знали Евгения Шварца. Сборник воспоминаний. М.: Искусство, 1966.
  120. В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Гардарики, 2002.
  121. Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-Классика, 2007.
  122. Новейшая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 2 3. М.: Интерпрессервис, 2001.
  123. Д.Д. Французский символизм. М-: Наука, 1973.
  124. И. На берегах Невы. СПб.: Азбука-классики, 2007.
  125. Е.А. Соборы Парижа. М.: Вече, 2006.
  126. Р.И. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ языка. М., 1983.
  127. Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XYII. М.: Прогресс, 1986.
  128. A.B. Русский мир. Характер, быт и нравы. М. Cdoeo/Slovo, 2009. ¦ ¦"?•¦¦
  129. В.М. Малая история искусств. Искусство XX века (19 011 945). М.: Искусство, 1991.
  130. В. Социальные корни русской поэзии XX века // Ежов И. С., Шамурин Е. И. Русская поэзия XX века. М.: Новая Москва, 1925.180- Попова З. Д., Стернин H.A. Понятие концепт в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
  131. Постмодернизм. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис, 2001.
  132. Л.А. Искусство «Серебряного века». М.: Просвещение-Владос, 1996.
  133. Русские писатели. 1800 1917: Биографичекий словарь. / П. А. Николаев (гл. ред.) М.: Большая Российская энциклопедия, 1989.
  134. Русский романтизм. Л.: Наука, 1978.
  135. И. Старые сказки на новый лад // Послесловие к книге Е. Шварц Обыкновенное чудо. М.: Олма-Пресс, 2001.
  136. Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М.: МГУ, 1993.. :
  137. Д.В. Русская живопись конца 1900-х — начала XX века. Вып. 1−3. М.: Искусство, 1968,1969, 1977.
  138. Д.В. Стиль «модерн». М.: Искусство, 1989.
  139. В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
  140. В.И. Из истории русского романтизма. М.: Наука, 1988.
  141. Д. О возможной типологии «серебряных веков» // Modernites russes 7. L’Age d’argent dans la culture russe. Lyon: Centre d’etudes Slaves Andre Lirondelle Universite Jean-Moulin^ 2007.
  142. .А., Кубрякова E.A. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. M.: 1988-
  143. Сергей Дягилев и русское искусство. / Сост., авторы, вступит, стаьи и комментариев И. С. Зильберштейн и В. А. Самков T. I -2. М.: Изобразительное ис-во, 1982.
  144. Современный словарь-справочник по искусству. М.: Аст- Олимп, 2000.
  145. В.Д. Байронизм у Лермонтова // Сочинения, Т. II. СПб. 1889.
  146. Ю.С. Семантика. Лингвистический Энциклопедический Словарь. М., 1990.
  147. Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М. Академический Проект, 2004.
  148. Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 -1910-х годов. М.: Искусство, 1988.
  149. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. Слово/Slovo, 2000.
  150. В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.
  151. М. На рубеже веков. М.: Наука, 1970.
  152. К. Религиозно-нравственное мировоззрение древнерусского народа и его влияние на усвоение русским народом христианства. Серг. Посад, 1914
  153. Ю. Беседы о церковном ювелирном искусстве. Беседа 6.
  154. Медь, дерево, кость и перламутр в церковном ювелирном искусстве
  155. Jewelry Garden". II Ювелирный Сад. 2005. № 2.187
  156. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2003.
  157. Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». М.: Наука, 1995.
  158. P.M. Концепт, категория, прототип. Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1992.
  159. Й. Осень средневековья. М.: Айрис, 2004.
  160. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1975.
  161. С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // предисловие к книге Евгений Шварц. Пьесы. М-Л.: Советский писатель, 1962.
  162. Э.Н. Поэтика современной французской прозы. М.: МГИИяз., 2002.
  163. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.
  164. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения, в 2-х тт. М.гМысль. 1987−1989.
  165. Ф. Эстетика. Философия. Критика, Т. 1−2. М.: Искусство, 1983.
  166. А. Мастера разных эпох. М.:Советский художник, 1979.
  167. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: «Ренессанс», 1991.
  168. Le Robert Micro. Dictionnaire de la langue francaise. Paris: Le Robert 1998.1. Диссертации
  169. П.В. Ранний Горький и Ницше (Мировоззренческие истоки тв-ва М. Горького 1892 -1905 гг.) Дисс.. канд. филол. наук. М., 1997.
  170. В.В. Творчество А.Погорельского. К истории русской романтической прозы. Дисс.. канд. филол. наук. М., 1990.
  171. Т. Е. Особенности поэтики романов А. С. Грина. Дис.. канд. филол. наук. М., 1985.
  172. В.Ю. Русская романтическая проза 20−30 годов XIX века. Истоки. Проблематика. Поэтика. Дисс.. канд.филол. наук. М., 1987.
  173. И. Между самоопределением и отрицанием. Театр и живопись в преддверии авангарда Электронный ресурс. URL: http:// www.silverage.ru
  174. В.Ф. Собрание сочинений. Электронный ресурс. URL: http:// az.lib.ru
  175. М. Голос, преодолевший десятилетия. Электронный ресурс. URL: http://lib.misto.kiev.ua/RUSSLIT/LUNCL/rasskazy.txt
  176. П.А. Собрание сочинений. Электронный ресурс. URL: http://vyazemskiy.ouc.ru, http://az.lib.ni/w/wjazemskijpa
  177. И.А. Путь в «Новое Средневековье». О политическом романтизме и тайной власти. // Журнал Национальные интересы № 1 2003 Электронныйресурс. URL: http ://nij ournal.ru/archive
  178. П.А. Собрание сочинений. http://az.lib.ru/k/katenin
  179. О.М. О романтической поэзии. 1823. Электронный-ресурс. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics
  180. Л. Новалис и русская мысль начала XX века. Герметизм и герменевтика Электронный ресурс. URL:http ://www. limbakh.ru/russian/sil
  181. Юнг К.-Г. Вотан. Электронный ресурс. URL: http ://www.j ungland.ru
Заполнить форму текущей работой