В современной культурологии вопрос о возможности существования в творческом процессе XX столетия' самостоятельного типа художественного мышления, близкого к романтизму, остается непроясненным. С одной стороны, романтизм как культурно-историческое явление характерен для европейского искусства конца XVIII — начала XIX в. Однако, с другой стороны, как справедливо утверждает Э. Я. Фесенко, «ни одно из толкований этого понятия в <.> словарях и других энциклопедических изданиях не объясняет феномен романтизма XX в."1. В частности, это касается и России. Е. Г. Милюгина, В. В. Сергеев, В. И. Сахаров и др. выделяют три волны эволюции романтизма в русской культуре («классический романтизм» начало * XIX века, «вторая волна» — рубеж Х1Х-ХХ векова также «третья о волна» — постмодернизм, контркультура, рок-культура), Некоторые исследователи утверждают, что романтическое мировидение, своеобразный романтический язык былиособенно востребованы в русской литературе XX л столетия. Таким образом, речь может идти о «неоромантизме» в культуре XX века вообще и в русской культуре XX в. в частности, и о его значительном творческом потенциале.
Романтическим был весь тон советской литературы первого революционного десятилетия"4, — справедливо утверждал В. Ковский. Л. П. Егорова определяла «жажду романтизма» как характерную черту русской и советской прозы 1920;х-193 0-х годов5. Романтический максимализм, по определению М. Гершензона, предопределял изображение.
1 Фесенко Э. Я. Теория литературы. М.: Академический проект, 2008. С. 346.
2 Милюгина Е. Г., Сергеев В. В. Культурно-исторический опыт романтизма и духовные искания новой России. М.: РГГУ, 1995. Сахаров В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М.: ИМЛИ РАН, 2004; Сахаров В. И. Из истории русского романтизма. М.: Наука, 1988.
3 Шевякова Э. Н. Поэтика современной французской прозы. М., 2002. С. 66.
4 Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. С. 270.
5 Егорова Л. П. О романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966. С. 4. 3 сильной личности, открывающей новые пути в мире и искусстве. Г. П. I.
Поспелов писал о романтизме как об «определенном типе идейно-эмоционального (оценочного) отношения к жизни, в основе которого лежит глубоко личностное, напряженно-страстное стремление к возвышенному идеалу, неудовлетворенность сущим, невозможность довольствоваться повседневностью, прозаическим существованием, жажда иной, лучшей жизни"6.
Еще больший научный интерес представляет неоромантизм, рассматриваемый нами не толькокак направление в. художественном творчестве XX века, но и как культурная парадигма, оказавшая глубокое влияние на художественный мир русского модернизма. Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, и в переводе на русский язык означает «приверженность новизне» или, если быть более точным, «новое искусство», возникшее на рубеже Х1Х-ХХ веков. Русский модернизм стал важным духовным явлением «серебряного века». Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Подобно религиозному ренессансу, модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, I освободив его от какой-либо служебной роли. В целом русский модернизм представляет собой сложное, разнородное и противоречивое явление. С этой точки зрения, «неоромантический сплав» является тем идеологическим и эстетическим образованием, без которого невозможно представить себе историю русской литературы XX века — модернизма, а затем и постмодернизма. Неоромантизм как эстетическая, и мировоззренческая система понимается как актуализация в искусстве концепции преобразования мира посредством эстетического начала особого рода. Герои неоромантической литературы — духовно неукротимые и сильные люди, которые идеализировали свое одиночество и сделали его предметом.
6 Романтика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 345. 4 эстетического любования, превратив одиночество в «надмирность» и избранность.
С неоромантизмом как художественным языком связаны такие формально-содержательные особенности, как предельная острота чувственных переживаний героев, преобладание экспрессии над описательностью, иррационального над рациональным, насыщенность художественного текста фантасмагорическими элементами, ¡-введение в художественное пространство текста экзотики как особого эстетического мира. Все эти формально-содержательные особенности неоромантизма характерны для культуры русского модернизма, а для эпохи постмодернизма романтизм и неоромантизм приобретают роль одного из культурных кодов, который используется в художественной практике, иронически обыгрывается, обильно цитируется. Интертекстуальные механизмы взаимодействия культурных кодов неоромантизма и постмодернизма также являются предметом анализа в данном диссертационном исследовании.
Проблема неоромантизма принадлежит к числу самых ¡-сложных и трудоемких для освоения в науке о культуре. Несмотря на то, что сам термин «неоромантизм», согласно некоторым источникам7, появился уже в конце XIX века, он так и не получил с тех пор однозначного толкования, хотя в XX веке неоднократно возникал в различных научных контекстах. Возможно, это происходило оттого, что понятие неоромантизма оказалось отодвинуто в тень столь более актуальными феноменами, как модернизм, авангардизм или даже символизм. Активно занимаясь судьбами реализма в XX веке, ученые по большому счету «не успели» дойти до неромантической проблематики. В результате этого на данный момент по этой проблеме отсутстйует богатая библиография, посвященная теоретическим аспектам вопроса. Практически все, кто пишет о неоромантизме, соглашаются с тем, что речь идет об эпохе рубежа веков, а сам феномен имеет отношение к литературе, живописи,.
7 Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003.С. 388 музыке, отчасти философии (или, по крайней мере, мировосприятию), в остальных аспектах, особенно по поводу художественной специфики неоромантизма, между исследователями наблюдаются значительные разногласия, колеблются обоймы привлекаемых имен, проявляются I неоднозначности трактовок и дифинитивные неясности.
Между тем, без прояснения сути понятия неоромантизма, без достаточно внятной концепции феномена остается неясным целый ряд самобытнейших явлений в культуре рубежа веков и шире — первой половины XX столетия. Как проявляется неоромантизм в культуре России и Запада, в социальной конкретике национальных литератур и культур, в различных видах искусств? Для решения всех этих проблем необходим комплексный подход, который способна предоставить исследователю культурология.
В отечественной науке XX века неоромантизм как понятие применялся либо к конкретным национальным литературным феноменам (например, к английской литературе, у М.В.Урнова), либо за ненадобностью вообще опускался (Дьяконова Н.Я.), либо трактовался противоречиво (Ф.П. Федоров, Неоромантизм как культура, 1997).
В настоящее время существует три «концепции неороматизма, фактически сложившиеся в рамках филологии. В статье М. В. Толмачева, посвященной неоромантизму в академическом справочном издании отмечается несколько принципиально важных моментов, связанных с этим явлением. Он, в частности, указывает на то, что термин этот впервые возник в 1880х-90х гг. в Германии. Явление неоромантизма на общественной арене трактуется исследователем как реакция на натурализм, хотя, ранее он вводит неоромантизм в более широкий контекст, видя в неоромантизме часть «культурологического сдвига», связанного с эпохой рубежа веков.
Однако специфика неоромантизма в трактовке В. М. Толмачева остается слишком расплывчатой и в эстетическом, и в стилистическом, и в идейном отношении: неоромантизм фактически вбирает в себя искания всех направлений эпохи рубежа веков, а затем, на взгляд исследователя, б формирует даже творчество столь разных художников, как Хемингуэй и Камю, что представляет собой неоправданное расширение, феномена. Доминирует же в неоромантизме опыт символизма и натурализма. Автор ссылается на длинные ряды разнообразных имен, не складывающихся в цельную картину. Наиболее конкретное высказывание о стилистике неоромантизма заключается в следующем: «Неоромантизм. перекликается с мотивами примитива, опрощения, мужественности, «деловитости», вещи, живописности, вживания в природу. У истоков неоромантической концепции «нового идеализма» (трагедии художника, стоически ищущего миф личного абсолюта в заведомо неабсолютном, посюстороннем, «слишком человеческом»), — Кьеркегор, Ибсен и особенно Ницше. ."8. ,.
Несколько по-иному трактует понятие неоромантизма В. А. Луков в своей однотомной «Истории литературы». Понятно, что жанр книги не дает возможности пространного анализа, однако в других работах исследователя-можно проследить тот же подход (В.А. Луков, «Проблема неоромантизма». Самара, 2003). Согласно Лукову, «Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, (мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии"9. Автор делает особый акцент на неоднородности неоромантизма, который в каждой стране приобретает специфические черты, краткому описанию которых на примере Англии и Франции и посвящен далее раздел книги. Абстрагируясь от частностей, связанных с анализом.
8 Толмачев В. М. Неоромантизм// Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 645. I.
9 Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2003. С. 388. национальных ситуаций, об идейно-художественной специфике неоромантизма свидетельствуют, по мнению автора, такие отдельные наблюдения, как «поиски новых жанров»., в области языка — стилизация как главный принцип организации языкового материала., соединение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма"10. Применительно к английскому неоромантизму говорится, что «сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, разрабатываемые английскими неоромантиками, — приключенческие романы, повести, рассказы"11. Как можно видеть, автор больше внимания уделяет новаторству неоромантиков, особенностям их стилистического языка. Однако отдельные наблюдения не в силах выстроить цельную законченную картину, характеризующую феномен.
Н.Т. Пахсарьян в статье, предназначеной для культурологического справочного издания, впервые открыто стремится придать понятию междисциплинарный характер. В связи с неустойчивостью термина автор полагает, что. неоромантизм «используется как минимум в трех 'значениях», причем первое из них признается наиболее распространенным. Поскольку неоромантизм представляет собой понятие, трудно поддающееся определению, уместно привести попытку, предпринятую Пахсарьян: «В широком смысле неоромантизм — комплекс течений в культуре конца 19-начала 20 в., характеризующийся своеобразным возрождением романтических настроений начала 19 в.. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, формальным строем произведений, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного и прозаического, пафосом личной воли, раздвоенностью рефлектирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и.
10 Там же. С. 389.
11 Там же. С. 390 фантастике, главенством музыкального начала, тяготением к синтезу всех искусств."12. На этом основании автор сближает неоромантизм с модернизмом (понятием, также весьма неоднозначным и широким), а также с символизмом.
Во втором, «более строгом», значении неоромантизм применяется по отношению к «своеобразной линии английской литературы рубежа 19−20 веков, (1880−1910), связанной с разработкой таких жанров, как приключенческие (Дж. Конрад, Р. Хаггард, Р. Киплинг), историческо-детективные (Р.Л. Стивенсон, А Конан-Дойл), детективные (Г.К. Честертон) новеллы и романы"13.
Наконец, в третьем, наиболее узком значении, согласно Пахсарьян, термин неоромантизм применяется по отношению к художественным тенденциям, возникшим с 1970;1980х и особенно ярко представленных в.
14 I музыкальном искусстве" .
Как видим, и здесь, при ряде интересных и важных наблюдений, художественная специфика неоромантизма предстает весьма расплывчатой и слишком неоднородной. Примечательно в этом смысле, однако, замечание о том, что «неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее к неясному музыкальному началу, к тайным силам, ее взрывающим (дионисийство) и к безграничному индивидуализму"15. Что касается национальной специфики, речь идет только о литературе Англии и отчасти Франциииз российского контекста I упоминаются Мережковский, М. Цветаева и А. Грин. При этом, хотя заявляется именно культурологическая наполненность неоромантизма, речь идет только о литературе и слегка о музыкеНицше, по-видимому, также упоминается более в своем литераторском, нежели философском качестве.
12 Пахсарьян Н. Т. Неоромантизм. // Культурология. Энциклопедия в 2-х томах. М.: РОССПЕН, 2007, Т.2 С. 38.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же С. 38.
Среди художественных особенностей неоромантизма, к сожалению, приводятся те, которые характерны и для собственно романтизма!
На основании рассматриваемого материала, из анализа концепций всех трех авторов просматривается любопытная мысль о том, что теоретизирование по поводу неоромантизма, сама необходимость выделения этого понятия!, не только не ставится ими под сомнение, но и постулируется как интересная именно для России. Другими словами, возникнув в Европе в конце 19 века, неоромантизм как научное понятие стал разрабатываться в XX веке больше в России, нежели в кругу западных коллег.
По нашему мнению, романтизм и неоромантизм, несмотря на всё их внешнее сходство, представляют собой различные направления в искусстве. И различие это обусловлено, прежде всего, тем, что неоромантизм преобразовал, модифицировал и воплотил черты реалистического мировосприятия. Неоромантизм являет собой самостоятельное, принципиально новое течение в культуре России XX столетия, объединяющее в себе традиции классического русского романтизма XIX века и новое искусство века XX, воплотившее в себе уникальное явление синтеза, взаимопроникновения и наложения традиций реализма. Импрессионизм, символизм, модернизм, экспрессионизм и другие различные направления искусства, находившие для отражения как внутреннего, так и окружающего мира человека самые разные формы, фактически представляют собой совокупность тех черт, которыми можно определить течение неоромантизма. Сиюминутность ярких ощущений, передающих любовь к жизни, утонченность эстетических образов, объединяющих прошлое, настоящее и будущее в новой реальности, созданной при этом субъективной волей художника, представляют собой не что иное, как неоромантизм. Следует, однако, добавить, что важной, можно даже сказать, стратегической чертой данного направления является отражение в культуре неоромантизма исторической переходной эпохи, которую переживала Россия в гёервой трети XX столетия.
Объектом исследования являются произведения культуры тех авторов модернизма и постмодернизма, для которых характерно обращение к неоромантизму как к эстетике и мировидению. В диссертационном исследовании рассматривается особая творческая философия «Старинного театра» Н. Н. Евреинова и Н. В. Дрезена, творчество таких художников, как М. Врубель, Н. Рерих, М. Нестеров, С. Малютин, В. Борисов-Мусатов, художественных объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», произведений Д. С. Мережковского, Вяч. Иванова, В. Брюсова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, литературной группы «Серапионовы' братья», А. I.
Грина, Е. Шварца и И. Бродского.
Предметом исследования, таким* образом, служит неоромантизм как культурная парадигма, как самостоятельноетворческое направление, характерное для литературы русского модернизма, русской литературы советского периода (1920;х-193 0-х гг.), а также, опосредованно, для русского постмодернизма как художественной школы.
Цели и задачи диссертационного исследования:
1. Попытаться дать определение неоромантизма как культурологического I явления.
2. Исследовать парадигму развития неоромантизма в русской культуре XX века на основе анализа развития зарубежной и русской романтической культуры XIX века.
3. Рассмотреть в комплексе взаимосвязи романтизма, реализма, неоромантизма, привлекая для этого многообразный спектр творчеких направлений в русском искусстве начала XX столетия.
4. Обосновать и показать роль и значение понятия неоромантизма для решения насущных культурологических задач, а также объяснить его актуальность и востребованность в художественной культуре XX века.
5. Раскрыть специфику и продемонстрировать трансформацию неоромантических культурных ценностей на материале творчества представителей объединения «Серапионовы братья», Александра Грина, Евгения Шварца.
6. Выявить неоромантические идеи и ценности, нашедшие свое отражение в живописи, а затем — в последующем формировании русского постмодернизма.
В первой главе диссертации, «Неоромантизм как понятие теории и истории культуры», имеющей по преимуществу теоретический характер, сделана попытка продемонстрировать многоаспектность неоромантизма как культурологического понятия, очертив и уточнив хронологические пределы «эпохи неоромантизма», выделив основные концепции понятия на их основе предлагается авторская точка зрения на этот феномен, в контексте анализа неоромантизма как парадигмы художественной культуры.
Во второй главе диссертации представлены мировоззренческие аспекты неоромантизма в художественной культуре России первой половины XX века I такие, как понятие неоромантического типа личности, отражение идей неоромантизма в различных искусствах и сферах деятельности). Исследуется неоромантическая эстетика в русской литературе первой половине XX века. Возвышенное и трагическое, прекрасное и безобразное, игра воображения и творческая фантазия — как категории рассматриваются в связи с анализом конкретных., произведений сообщества «Серапионовы братья», А. Грина и Е.Шварца.
Глава третья посвящена преломлению неоромантических образов, идей и ценностей в русском изобразительном искусстве (творчество.
М.Врубеля, Н. Рериха и М Нестерова) — а также в культуре постмодернизма.
Актуальность темы
исследования состоит в том, что проблема неоромантизма как художественной школы, направления в культуре, для которого характерны определенные эстетические принципы и ценности, как мировидения и культурной парадигмы недостаточно разработана на сегодня в отечественной науке. Требует глубокого осмысления и неоромантизм как образно-символическая и мировоззренческая основа модернизма.
Необходимо изучить влияние, оказанное романтизмом и неоромантизмом на постмодернизм как культурную парадигму. Следует учитывать, что неоромантическое сознание стало в XX веке мощным художественным пластом, оказавшим существенное влияние и на модернизм, и на русскую культуру 1920;х-1930;х годов, и на постмодернизм.
Теоретико-методологической базой работы является соединение элементов историко-биографического, структурно-семиотического методов с мотивным и мифологическим. Выбор методологии обусловлен ее адекватностью объекту исследования. В связи с междисциплинарным характером работы в основу методологии диссертации положен системный подход анализа явлений культуры, присутствующий в работах А. Н. Веселовского, А.Дж. Тойнби, А. Ф. Лосева., Ю. М. Лотмана., Д. С. Мережковского, Ю. В. Манна, И. Ф. Волкова, В. И. Фатющенко, Г. Д. Гачева, С.Г. Тер-Минасовой, O.A. Корнилова, A.B. Павловской, Е. И. Волковой.
Научная новизна диссертационного исследования и важнейшие результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:
1. Дано системное представление взаимосвязи между романтизмом, реализмом и неоромантизмом, позволяющее концептуально оценить сущностные соединения последнего с модернизмом, символизмом, экспрессионизмом, футуризмом, импрессионизмом, что может) послужить теоретико — методологической основой для понимания роли и места неоромантизма в русской культуре XX века.
2. Представлено авторское определение неоромантизма как особого явления в русской культуре XX столетия.
3. На основе анализа развития зарубежного и русского романтизма и романтической культуры ХЗХ века представлена парадигма развития неоромантизма в русской культуре XX века как феномена духовной жизни, а также в качестве художественной и мировоззренческой основы русского модернизма. I.
4. Дано теоретическое обоснование роли и значения культурного архетипа как категории, являющейся базовой для понимания причин и направлений развития русской культуры XX века.
5. Рассмотрена философия неоромантизма на основе базовых категорий времени, вечности и памяти.
6. Раскрыты причинно-следственные связи, приведшие к трансформации неоромантических культурных ценностей, на примере творчества литературного объединения «Серапионовы братья», произведений А. Грина и Е. Шварца. !
7. Рассмотрены неоромантические идеи и ценности, нашедшие свое отражение в живописи и повлиявшие в последующем на развитие русского постмодернизма.
Теоретическая ценность исследования.
Результаты исследования дают возможность изучить неоромантизм как художественную школу и культурную парадигму.
Диссертация позволяет углубить представления об интерпретации неоромантических образов, символов, тем и мотивов в русской литературе I.
XX века, с культурой XX века в целом в модернистской и постмодернистской эстетике.
Практическая ценность исследования.
Полученные результаты могут быть применены в теоретических разработках, связанных с русской культурой и литературой XX века, с культурой XX века в целом, а такжев процессе преподавания русской литературы XX века в высших учебных заведениях, при составлении учебных пособий и программ для высшей и средней школы.
Положения, выносимые на защиту: I.
1. Парадигма развития романтизма и неоромантизма имеет единые исторические истоки, основанные, в свою очередь, на архетипах «золотого», «серебряного», «медного» и «железного» веков. Эти архетипы связаны как с мифической моделью времени, так и с генезисом культуры, и его отражением в соответствующей символике.
2. Идейно-философская и художественная направленность неоромантизма свидетельствует о внутренней генетической взаимосвязи философии романтизма и неоромантизма. Прежде всего, это относится к оценке таких категорий, как время и вечность. .
3. Философия неоромантизма оказала глубокое влияние на искусство эпохи «модерн». Это влияние отраженов мистическом образе-символе голубой розы, прорастающей сквозь мирозданиеприсутствующем в творчестве русских поэтов-символистов- (Д. Блок, Вяч. Иванов), в постановках «Старинного театра» НН. Евреинова иII.В. Дрезена, в последующей сценической стилизацииродоначальником которой стал В.Мейерхольд.
4. Неоромантические традиции характерны для русской культуры- 20−30-х гг. XX столетия. Неоромантическая эстетика, характерная для «реребряного века» русской литературы, нашла своё эстетическое продолжение В1 русской литературе 1920;1940;х гг. Для литературыэтого" периода характерны такие неоромантические идеи, и: принципы-. как романтическоедвоемирие, стремление к Прекрасной Неизвестности и Несбывшемуся, понимание земного бытия как, вечного" странствия, жажда, и служение рыцарского подвига.
5. Неоромантические образы, символы, мотивы, ценности и архетипы присутствуют в. творчестве литературного объединения! «Сёрапионовы братья». Результаты исследования подтверждают, что среди: «¿-ерапионов» были «правые» и «левые», «западники» и «восточники», «бытовики» и «сюжетники». Каждое из этих направленийнашлосвое отражение в неоромантизме русской литературы первой половины XX века.
6. В ряду авторов произведений неоромантического характера самостоятельное место занимает А. Грин с его неоромантической.
15 '.
Гринландией" - мирозданием, созданным в воображении писателя. Неоромантик Грин и его творчество служит ярчайшим доказательством существования неоромантического направления в русской -{¦ советской литературе 20−30-х годов XX столетия. Убедительным подтверждением влияния неоромантизма на культуру этого периода явилось также творчество драматурга Е. Шварца (в частности, пьеса «Дракон»).
7. Постмодернизм, представляющий собою не только литературную и художественную школу, но и умонастроение, культурную парадигму, основанную на рефлексии, иронии, тотальном пересмотре унаследованных от предшествующих ценностей художественных школ, испытал ощутимое влияние неоромантизма.
Апробация основных положений и выводов диссертации. Основные положения и выводы диссертации были изложены и апробированы в ходе занятий на Факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова в лекционных и практических курсах: «Культурология», «История русской литературы» и «Русский мир в контексте мировых цивилизаций», в докладах на конференциях.
Основные положения диссертации и опыт практического применения результатов исследования были изложены в виде докладов и обсуждены на следующих конференциях:
1. Международная конференция «Россия и Запад: диалог культур». МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет иностранных языков и регионоведения, 2003,2009 г.
2. Международная конференция «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы», Гранада, Испания, 2007, 2010 г.
3. «-Международная конференция «Оломоуцкие дни русистов», Оломоуц, Чехия. 2007, 2009 г.
4. III Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет иностранных языков и регионоведения, 2008.
5. IX Международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения. Никитские чтения». Великий Новгород, 2009 г.
По теме диссертационного исследования было опубликовано тринадцать статей, из них три работы в изданиях по списку ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
7. Результаты исследования подтверждают, что среди «серапионов" — были правые» и «левые», «западники» ' и «восточники», «бытовики» и «сюжетники». Каждое из этих направлений нашло свое отражение в русской и советкой литературе первой половины XX века.
8. В ряду авторов произведений неоромантического характера’выдающееся место занимает А. Грин с его неоромантической Гринландией — мирозданием, созданным в воображении писателя как целостная, организованная в соответствии определенными философскими, идейными, эстетическими принципами автора вселенная. Неоромантик Грин и его творчество является ярчайшим доказательством существования неоромантического направления в русской — советской литературе 20−30-х годов XX столетия.
9. Убедительным подтверждением влияния неоромантизма на культуру этого периода является творчество драматурга Е. Шварца, что особенно ярко выразилось в одном из самых известных его произведений, пьесе «Дракон». Неоромантические образы, символы и мотивы, интерпретированны в контексте борьбе с дьявольской половиной человеческой души, присутствуют в драматургическом наследии Е. Шварца в целом, в частности, в пьесе «Дракон».
10. Проведенное исследование позволяет рассматривать неоромантизм как культурный сдвиг, повлиявший на «серебряный век» русской литературы. Неоромантизм выступил в качестве мировоззренческой и художественной основы русского модернизма, явившись одним из источников модернизма в русской литературе и искусстве:
11. В основе неоромантизма как культурной парадигмы заложены, такие философские категории, как двоемирие, трагедийное сознание, экзальтация, культ Рыцаря и Дамы, метафизический бунт против мироздания, мистическое и образно-символическое восприятие бытия.
12! Категории времени и вечности примирялись неоромантиками с помощью концепции творящей и творческой Памяти. Соответственно, актуализировался образ-символ Матери Муз — Мнемозины. Серьезное влияние на неоромантическую концепцию Времени — Вечности Памяти оказала концепция времени-вечности Н: А. Бердяева.
13. Важным элементом неоромантической концепции искусства, характерной для русских символистов, является «ибсенизм». Ибсеновский театр предстаёт как неоромантический феномен, что подтверждается его образностью и художественным миромповлиявшимна. младших символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев) вкачестве источника неоромантических образов и символов.
14. Постмодернизм, представляющий собой не только литературную и художественную школы, но и умонастроение, культурную парадигму, основанную на рефлексии, иронии, тотальном пересмотре унаследованных от предшествующих эпох и художественных школ ценностей, впитал в себя противоречивое влияние неоромантизма. •.
15. Эта противоречивость порождена множественностью художественных языков и игровым цитированием различных культурных кодов внутри текста и в постмодернистском эстетическом пространстве в целом.
Неоромантический культурный код, будучи лишь одним из множества, используемых постмодернизмом, становится, тем не менее, предметом.
172 постмодернистской иронии. Творчество И. Бродского и В. Кривулина — пример такой противоречивости: при попытке отмежеваться от романтизма и неоромантизма, И. Бродский активно вводил в свои поэтические произведения романтические и неоромантические образы, символы, темы и мотивы.
16. Наиболее отчетливо такого рода противоречие прослеживается при рассмотрении «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» И.Бродского. Тайная любовь лирического героя «Двалцати сонетов.» к романтической королеве Марии Стюарт сродни противоречивой реакции постмодерниста к неоромантическим ценностям. Воздействие неоромантизма на развитие русского модернизма и постмодернизма нашло отражение в целом ряде рассмотренных нами произведений культуры, литературы и искусства XX столетия.
Заключение
.
Русский и европейский неоромантизм предстают как философская концепция, мировидение, художественное, знаковое пространство и, таким образом, как культурная парадигма, оказавшая глубокое влияние на русскую литературу и искусство XX века.
Неоромантические традиции были характерны длярусской культуры 20−30-х гг. XX столетия. В частности, неоромантические образы, символы, мотивы, ценности и архетипы нашли отражение в «старинном театре» Евреинова, в произведениях представителей такого яркого литературного объединения 1920;х годов, как «Сёрапионовы братья».
Традиции неоромантизма особым образом преломились в творчестве А. Грина. Неоромантическая: идеология, созданная писателем страна «Гринландия», со своим временем и пространством, вымышленные города и страны, озаряют земные пути героев произведений Грина. В творчестве Грина — неоромантика. философская категория: Фантазии > интерпретирована в духе европейского романтизма XIX столетия. Эстетика произведений А. Грина свидетельствует о влияниинеоромантической поэтики на русскую литературу 1920;х-1930;х гг.
Традиции неоромантизма, в частности — неоромантические мотивы духовного змееборчества, рыцарского подвига и служения — использовал в в своей драматургии Е. Шварца В пьесе «Дракон» присутствует неоромантический образ-символ «жалобной книги», о существовании которой напоминает Ланцелот. «Жалобная книга» символизирует Мировую Память, Книгу Жизни, универсальную творящую память человечества, которая противостоит небытию. Такие произведения, как «Золотой горшок» немецкого романтика Э.Т. А. Гофмана и «Дракон» петроградского неоромантика Е. Шварца, обнаруживают сходство в трактовке образов героев, в развитии сюжетных линий и особенностях образно-символического и предметного мира.
В русской литературе 1920;1940;х гг. продолжали жить неоромантические идеи и эстетические принципы, такие, как романтическое двоемирие, стремление к Прекрасной Неизвестности и Несбывшемуся, понимание земного бытия как вечного странствия и в то же время как рыцарского подвига и служения. Неоромантическая эстетика, характерная для «серебряного века» русской литературы, нашла свое творческое. продолжение в творчестве петроградских «Серапионовых братьев», в романах и повестях А. Грина, пьесах Е. Шварца.
Появление и развитие постмодернизма в России явилось реакцией на неоромантизм русского модерна. Хотя для постмодернизма как культурной парадигмы более характерно ироническое восприятие всякой эстетики, в том и числе романтической и неоромантической, влияние неоромантизма на эстетику постмодернизма является несомненным.
Исследование, посвященое роли и значению неоромантизма как феномена в культуре России XX века, приводит к следующим выводам: 1. Парадигмы развития романтизма и неоромантизма имеют единые ' исторические истоки, основанные на архетипах «золотого», «серебряного», «медного» и «железного» веков. Эти архетипы, в свою очередь, связаны с мифологической моделью времени, генезисом культуры и её символами, а также с реализацией в философии, искусстве, мифологии архетипических образов. Универсальные культурные архетипы, которые диахронически и синхронически проявляются в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, находят свое отражение в национальных идеалах, концептосфере и ментальности. Проявляясь на уровне личностного бессознательного в сновидениях, фантазиях и фобиях, равно как и в литературном творчестве, культурные архетипы являются основой для рассмотрения романтизма как повторяющейся литературной модели.
Такой подход дает основание рассматривать романтические и неоромантические мифы в неразрывном единстве, что находит отражение в культуре в качестве особого культурного архетипа, представляющего собой базисный элемент архетипической модели романтизма и её последующего развития и трансформации в русской культуре.
2. Культурный архетип понимается как продукт определенного этноса, т. е. людей, объединенных общей исторической судьбой, местом обитания и единым укладом. Такое понимание культурного архетипа может быть положено в основу методологии анализа русского романтизма и неоромантизма, включая не только истоки возникновения и развития романтизма и неоромантизма в Россиино и национальные начала этого явления в его взаимосвязи с русской культурой и её романтической составляющей в XIX и XX веках.
3. Исследование идейно-философскойи художественной направленности неоромантизма свидетельствует о внутренней генетической взаимосвязи философии романтизма и неоромантизма. Прежде всего, это относится к оценке таких категорий, как время и вечность. Для неоромантиков очень важна концепция вечной войны двух начал — памяти и забвения' - в* душе человека.
4. Для философии неоромантиков в свете античных традиций характерна-опора на образы Аполлона, Орфея и Диониса, а также синтез дионисийского и аполлонического начал в искусстве. Философия неоромантизма нашла свое отражение в литературе, живописи, музыке и в целом в культуре XX века. Важнейшая роль, в этих процессах принадлежит идейно-художественному наследию Ф. Ницше, а также творчеству русских деятелей культуры:' И. Анненкова, В. Вересаева, М. Волошина, Н. Гумилева, С. Маковского, М. Чюрлениса, А. Скрябина, В. Васнецова, С. Нестерова, А. Бенуа и др. Особенно значимым для философии неоромантизма является ее влияние на искусство эпохи «модерн», нашедшее свое отражение в творчестве А. Блока, в постановках «Старинного театра» Н. Евреинова и Н. Дрезена, в сценических экспериментах Вс. Мейерхольда.
5. Анализ философии неоромантизма дает основание для утверждения ее существенного воздействия на развитие культуры не только XIX века, но и последующего XX столетия, что позволяет рассматривать неоромантизм в качестве культурной парадигмы.
6. Неоромантизм и его трансформация оказали мощное влияние на русскую культуру первой половины XX столетия. Неоромантические образы, символы, мотивы, ценности и архетипы нашли отражение в творчестве литературного объединения «Серапионовы братья». Участников этого объединения можно > назвать преемниками немецкого романтизма, в частности, творчества Э.-Т.-А.Гофмана.