Кинематограф и живопись: сравнительный культурфилософский анализ
Диссертация
Был сделан вывод о том, что взаимодействие кинематографа и живописи привёло к возникновению видеоискусства и его жанрового многообразия. Продемонстрированы место и роль современного визуального искусства, в частности видеоарта, в системе современной культуры, а также отслежена модификация визуальной формы в век новых технологий. С приходом видеоискусства новый толчок к развитию получают и другие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ ЖИВОПИСИ И КИНЕМАТОГРАФА
- 1. 1. эволюция выразительных средств в кино и живописи: точки соприкосновения
- Проблема синтеза искусств
- 1. 2. Методологические подходы к исследованию взаимодействия кинематографа и живописи 41 1.2.1 Философско-социологический подход
- 1. 2. 2. СЕМИОТИЧЕСКИЙ подход
- 1. 2. 3. КИНОВЕДЧЕСКО-теоретический подход
- 1. 2. 4. Социально-психологический подход
- 1. 2. Методологические подходы к исследованию взаимодействия кинематографа и живописи 41 1.2.1 Философско-социологический подход
- 2. 1. ДВИЖЕНИЕ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В КЛАССИЧЕСКОМ кинематографе и живописи
- 2. 2. Живопись в кино и кино в живописи — культурфилософский анализ
- 2. 2. 1. Живописная картина в кинопроизведении
- 2. 2. 2. КИНО В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ. НОВОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МУЗЕЯ
- 2. 2. 3. ТРАНФОРМАЦИЯ «ВИЗУАЛЬНОЙ ФОРМЫ» В ВЕК НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- 3. 1. ТРАДИЦИИ и инновации в современном кинематографе и живописи
- 3. 1. 1. артхаус и авторское кино как антиподы мэйнстрима. современные подходы к кино
- 3. 1. 2. КОМИКС- НОВАЯ «СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА». ФИЛЬМОГРАФИКА И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
- 3. 2. видеоарт и его место в современной аудиовизуальной культуре
Список литературы
- Абдулаева 3., «Реальное кино», М&bdquo- 2003. ,
- Абдулаева 3., «Кира Муратова: Искусство кино», М., 2008
- Адорно Т. Оглядываясь на сюрреализмХ http://www.polit.ru/research/2007/01/04/adorno.html
- Акиндинова Т.А. Современное искусство на стыке эпох: ¦ размышляя о фильмах А. Сокурова\ в сб. Александр Сокуров на философской* факультете, серия «Мыслители», выпуск 6, 2001
- Александров Г. В. Эпоха и кино, М., 1983
- Алпатов М: В. Матисс, М., 1969
- Аннинский Л. Апокалипсис по «Андрею"\ Андрей' Тарковский. Юбилейный сборник, М., 2002
- Аннинский Л. Зеркало экрана, Минск, 1977
- Аристарко Г. „История теорий кино“. М.,"Искусство», 1966
- Арнхейм Г. «Кино как искусство». М., 1960
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, М., 1994
- Аронсон О. Кант и кино. Фрагмент 1: искусство\ Искусство кино, № 2, 2000
- Аронсон О. Кант и кино. Фрагмент 2: возвышенное\ Искусство кино, № 4, 2000
- Аронсон О. Кант и кино. Фрагмент 3: свобода\ Искусство кин, № 5- 2000
- Аронсон О. Метакино, М., 2003
- Аронсон О. Язык времени. 2. Кино и философия\Ж.Делёз «Кино.Образ-движение», М., 2004
- Арутюнян С.М. Текст в тексте: семиотический анализ1 киноискусства\ Обсерватория культуры, № 2, 2008
- Базен А. Что такое кино\ Сб. статей, М., 1972
- Балаш Б. Видимый человек, М., 196 721'. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства, М., 1968
- Барт Р. Миф сегодня, М., 1990
- Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры, М. 2003
- Барт Р. Третий смысл\ Сб. Строение фильма", М., 1984
- Барт Р. Camera Lucida, М.: Ad Marginem, 1997
- Крутоус В.П.- Басин Е.Я. Художник и творчество Вопросы философии № 1, 2010
- Баскаков В.Е.: «„Борьба идей в мировом кинематографе“, М, 1974 год
- Баскаков В. В®- ритме- времени: кинематографический процесс сегодня\, М. 1983
- Баскаков В. Экран и время\ М., 1974
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, М., 1978
- Бергман И. Латерна магика, М., 1989
- Бергсон А. Творческая эволюция, М., 2001
- Бодлер Ш. Современная публика и фотография- салон 1859 г.\ Бодлер об искусстве Пер. с франц. яз. Н. Столяровой и Л. Липман, М., Искусство, 1986 г.
- Бодрияр Ж. Золотой демон образов\ искусство кино, № 10, 1992
- Бодрияр Ж. Символический обмен и смерть, М., 2000
- Бодрияр Ж. Прозрачность зла, М., 2000
- Божович В. Традиции и взаимодействие искусств. Франция конец XIX-начала XX века, М., 1987
- Бонито Олива А. Искусство на исходе второго тысячелетия, М., 2003
- Бычков В., Бычкова JI. XX век: предельные метаморфозы культуры\"Полигнозис», 2000, № 2, С. 63−76- № 3, С. 67−85)
- Валери П. Об искусстве, М., 1993
- Вейцман Е.: «Очерки философии кино», М., 1978
- Вендерс В: «Логика изображения», СПб, 2003
- ВёльфлинГ., Основные понятия искусства, М., 1930 (Интернет torrents.ru)
- Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства, М., 2004
- Выготский Л.С., Психология искусства, М., 2000.
- Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке.*, М., 2007
- Гармс Р. Философия фильма, Л., 1927
- Гегель Ф. Эстетика, т.З, М., 1971'
- Герасимов С.о. О киноискусстве, М. 1960
- Германова И. Вещь в художественной системе фильма\ Что такое язык кино, М., 1989
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М, 1988
- Гинзбург С., «Очерки теории кино», М., 1974
- Горохова A.B.- Основные теории медиа-индустрии и коммуникаций в современном массовом обществе Вопросы философии, № 12, 2009
- Григорьева A.B. Понятие и феномен визуальной культуры \Вопросы гуманитарных наук, № 66, 2008
- Григорьева Н. Интермедиальная теория Иеремея Иоффе Послесловие-И.И.Иоффе Избранное 1920−1930-е гг. / Спб., 2006
- Гринуэй П. Идеальное кино.//Искусство кино, М., № 5,1997
- Гринуэй П. Правила игры. Беседу ведёт Аньес Бертэп-Скайе// Искусство кино, № 2,1994
- Гройс Б. Порабощнные боги\ Искусство кино, № 12, 2005
- Гройс Б. Комментарии к искусству\ Художественный журнал\ 2003
- Гройс Б. Коммунистичексий постскриптум., М., 2007
- Дакэн Л. Кино- наша профессия, М. 1963
- Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи, СПб, 2005
- Дебор Г. Общество спектакля пер. С. Офертаса, М. Якбович, М., 200 066. Делёз Ж. Кино- М., 2004
- Делёз Ж. Различное и повторение, СПб, 1998
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома\ Философия эпохи постмодерна: сборник статей и рефератов. Минск, 1996
- Демидова А. Вторая реальность, М., 1980
- Дёмин В. Кино в системе искусств\ http://www.screenwriter.ru/cinema/38
- Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления\ Логос-№ 4−2000
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985
- Джеуза А. «История российского видеоарта» Т.1, М-, 2007
- Дзаваттини Чезаре, «Умберто Д.», «Искусство», 1960
- Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность, СПб, 1999.
- Дианова В. М. Культурология: основные концепции: учебное пособие -СПб.: изд-во С.Петерб. ун-та, 2005
- Дмитриева Н. А., Краткая история искусств. Очерки, изд. 2, вып. 1, М., «Искусство», 1969
- Добротворский С. Кино на ощупь, СПб., 2005
- Довженко А. «Я принадлежу к лагерю поэтическому.» (Статьи, заметки, выступления), М., 1967
- Дюлак Ж. Эстетика. Помехи. Интегральная кинематография. Из истории франузской киномысли., М., 1988
- Дю Паскье С. Гэги Бестера Китона\ Сб. Строение фильма, М., 1984
- Евин И. Визуальная и смысловая неоднозначность в искусстве\ Вопросы культурологии, № 7, 2008
- Жанкола Ж.-П.: Кино Франции (1958−1978гг., стр 112−113, М., «Радуга», 1984г)
- Ждан В. О природе киноискусства, М. 1963
- Ждан В. Специфика кинообраза, М., 1965
- Жижек С. Хрупкий абсолют, М'., 2004
- Жижек С. То, что вы хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока).- М., 2004
- Жильсон Э. Живопись и реальность, М., 2004
- Зайцева Л. Киноязык: освоение речевой природы, М., 2001
- Зак М. Кинорежессура: опыт и поиск, М., 1983
- Занусси К. «Короткие встречи, долгий разговор (записал М. Черненко)\ Искусство кино, № 2, 19 891
- Занусси К. Мои 100 лет\ Искусство кино, № 11,1995
- Зоркая Н. Зрелищные формы художественной культуры, М., 1981
- Изволов Н. Феномен кино: история и теория\ М., 2001
- Изволов Н. Что такое кадр?\ Искусство кино, № 9, 2000'
- Иконникова С.Н. Теория культуры.Учебное пособие для ВУЗов — ред., Иконникова С. Н., Большакова В.П.- 2010
- Ильин И. Постомодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. Том. М., 1998
- Интервью Б. Юханова программе „От киноавангарда к видеоарту“// выпуск „Сыграй в ящик“, от 3 дек. 2001
- Иоффе И.И. Синтетическая история искусств/ Избранное 1920−1930-е гг. / Спб., 2006
- Иоффе И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино/ Избранное 1920−1930-е гг. / Спб., 2006
- Исаев А. Антология российского видеоарта, М.: МедиаАртЛаб, 2002
- Каган М.С. О культурологической и эстетической концепции И.И.Иоффе \И.И.Иоффе\ Избранное 1920−1930-е гг. СПб, 2006
- Каган М. С. Философия культуры, СПб, 1996
- Кандинский В. О духовном искусстве, М., 1992
- Кант И. Критика способности суждения, М., Искусство, 1994
- Канудо Р. Манифест семи искусств. Немое кино. Из истории французской киномысли, М., 1 988 108. „Кино и киноправда“, сборник статей, М. Д967
- Клер Р. Размышления о киноискусстве. Заметки к истории киноискусства с 1920 по 1950 гг, М., 1958
- Клер Р. „Кино вчера, сегодня“, М 1981
- Кнабе Г. С. „Древо познания- древо жизни“, М., РГГУ, 2006
- Козлов Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак-текст-миф.-Волгоград, 2002
- Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития, М., 1997
- Кракауэр 3. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино, М., 1976
- Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности, М., 1974
- Кулешов JI. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. Теория. Критика. Педагогика, М., 1987
- Кундера М. „Нарушенные завещания“, М., 2007
- Курбановский A.A. Эпистемология образа: визуальность в живописи и ранней фотографии\ Обсерватория культуры, № 2, 2008
- Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура XX века, под общей редакциейВ .В .Бычкова, М., 2003
- Леонтьев А.Н. Вступительная статья к „Психологии искусства“ Выготского Л.С., М., 2000, С.7−17
- Лепроон П.: „Современные французские кинорежиссёры“, М., 1960
- ЛессингГ.Э. Лаокаон или о границах живописи и поэзии http://az.lib.rU/e/edelxsonen/text0040.shtml, 516 с.
- Линдгрен Э. Искусство кино. Введение в киноведение, М., 1956
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна., М., СПб. 1998
- Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард\ Ракурс, СПб, № 1, 2001, № 2, 2002
- Лихачёв Д. Учиться понимать\ Советский экран, № 7,1987
- Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста Избранные статьи. Т. 1, 1992
- Лотман Ю.М. Семиотика и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973
- Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г., Диалог с экраном, Таллин, 1994
- Мак-Люэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека, М., 2003
- Манцов И: предкамерное пространство и историческое время\ Киноведческие записки-, № 19, 1993
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма, СПб, 2000г.
- Матисс А. Сборник статей о творчестве, М., 1958
- Махлина С. Транзитивность в современной художественной культуре, сб. Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 16, СПб, 2009
- Медведев А. Территория кино, М., 2001
- Мейерхольд В.Э. О театре \ Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы, М., 1968,4.1
- Менегетти А. Кино, театр, бессознательное, Т.2, М., 2003, стр. 52−128.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. 1945. Санкт-Петербург: „Ювента“ „Наука“, 1999
- Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме\ Сб. Строение фильма, М., 1984
- Митри Ж. Визуальные структуры и семилогия фильма\ Сб. строение фильма, М., 1984
- Митта А. Кино между адом и раем. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому., М. 1999
- Митта А. Структурные элементы, режиссёрского замысла \ Сб. Из опыта современной кинорежиссуры, М. 1988
- Моклер Г. Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера. М, Издание Ю. Лепкоского, 1909
- Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки- о языке живописи, М., 1983
- Мочалов Л. В поисках третьего пути\ Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 16, СПб., 2009
- Мукаржовский Я. К вопросу об эстетике кино. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешек. / Сост. и коммент. Ю. М- Лотмана и О. М. Малевича -М.: Искусство, 1994. С. 396−410.
- Мухин А.С. Рецепции представлений о пространстве- и времени в художественной культуре: на примере живописи Италии и Нидерландов XV века, СПб, 2007
- Метьюс П. „Погружаясь в реальность. Андре Базен вчера и сегодня“ Киноведческие записки № 55, 2001
- Немое кино. Из истории французской киномысли, М., 1988
- Новые аудиовизуальные технологии: Сборник, отв. Редактор К. Э. Разлогов, М., 2005
- Ноэль Б. Магритт, М., 1995
- Образцов С. „Эстафета искусств“, М., 1978
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства, М., 2003
- Орнатская Л.А. „Массовая культура и дух эпохи. Массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола"\ СПб, 2001
- Пазолини П.П. Поэтическое кино\ Сб. Строение фильма, М., 1984
- Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства, Спб., 1999
- Петрушенко В. Ностальгия по абсолютному: философский аспект кинотворчества А. Тарковского, К., 1995
- Попов С.: „Кинематограф-это сама её сущность“ Интервью П. Сиркеса \ Искусство кино, 1995, № 2,С. 102
- Правда кино и киноправда, Сб. статей, М., 1967
- Прохоров A.B., Разлогов К. Э., Рузин В:Д. Культура грядущего тысячелетия\ Вопросы философии, 1989, № 6
- Пудовкин В. Избранные статьи, М., 1955
- Пудовкин В. Собрание сочинений в 3-ёх томах. Том 1. О сценарии. Кинорежиссура. Мастерство киноактёра, М., 1974
- Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблема выразительности, М., 1982
- Разлогов К.Э., Мельвиль А. Ю. Контркультура и „новый“ консерватизм, М., 1981
- Разлогов К. Э. Психоаналитическая теория, кино во Франции\ Вопросы, философии, 1985- № 8
- Рансьер Ж. Разделяя чувственное, СПб, 2007.
- Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание.
- Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой Пер.со шведского Ф. Шаргородской, М, Искусство, 1974
- Роб-Грийе А. Романески, „ВРС“, М., 2005
- Роб-Грийе А. В прошлом году в Мариенбаде.—В кн.: Ален Роб-Грийе. Дом свиданий, СПб, 2003
- Ромадин М. Тарковский и художники\ Андрей Тарковский. Юбилейный сборник, М., 2002
- Ромм М. Беседы о кинорежиссуре, М., 1975
- Ромм М. Избранные произведения, в 3-ёх томах, Том 1. Теория. Критик. Публицистика, М&bdquo- 1980
- Рудницкий К. Режиссёр Мейерхольд, М., 1969“
- Рыклин Ml Жиль Делёз: кино в свете философии\ Искусство кино, № 4, 1997
- Рыков A.B. Постомодернизм как „радикальный консерватизм“. Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960−1990-хх гг., 2007, СПб
- Савчук В. Философия фотографии- 2006г., СПб
- Садуль Ж. „История киноискусства“, М., 1957
- Салынский Д. Режиссёр и миф\ Искусство кино, № 12- 1988
- Сальтини В. О мнимой иррациональности кинематографического языка- Сб. строение фильма, М., 1984
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология- воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.
- Садуль Ж. История киноискусства, М., 1997
- Сафонов В. О достоинстве искусства- М., 1972
- Сокуров А. Останется только культура\ Искусство кино, № 7, 2002
- Соколов Е. Г. Аналитика масскульта, СПб, 2001
- Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ, Барнаул, 1999
- Сорокина В.Н. „Удовольствие и радость при восприятии кинематографического текста“, Феномен удовольствия к культуре, СПб., 2004
- Сорокина В. Н. Диалог искусств в кинематографе Studia Culturae, Выпуск 8, СПб, 2005
- Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике, M., 1990
- Тарковский А, Между двумя фильмами\ Искусство кино, № 11,1962
- Тарковский А. О кинообразе\ Искусство кино, № 2, 1989
- Теплиц Е. История киноискусства, Тт 1−4, М., 1968−1974
- Терц А. (Синявский А.) В тени Гоголя \Терц А. Собр.соч. В 2 т., М., 1 992 196.- Товстоногов Г. Театр и кино\ Сб. Вопросы киноискусства\ М., 1964
- Уорт С. Разработка семиотики кино\ Сб. Строение фильма, М., 1 984 199.200.201.202.203.204:205.206,207.208,209 210,211212213214215216217218
- Устюгова Е., Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля, СПбГУ, 2006
- Фелдман Д, Фелдман Г. Динамика фильма, М., 1959 Форенский П. А. Анализ пространствености и времени в художественно-изобразительных произведениях, М., 1993 Феллини Ф. Делать фильм, М., 1984
- Филиппов С. „Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории"\Киноведческие записки № 54, 2001
- BpeMfl\http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/HaidBtVr/ Хейфиц И. О кино, JI.-M., 1966
- Шпенглер О. „Закат Европы. Очерки о морфологии мировой истории“, Т.1,М., 1 993 219.220.221.222.223.224.225.226,227,228,229,230 231,232233234235
- Эйзенштейн С. М. Диккенс, Гриффит и мы.— Сб. „Избранные статьи“, М., „Искусство“, 1956 г.
- Эйзенштейн С. М- Собрание сочинений в шести томах, М., 1968 Эйхенбаум Б. Как сделана „Шинель“ Гоголя\ Эйхенбаум Б. О прозе, JL, 1969
- Эко У. Отсутствующая структур. Введение в семиологию, М., 2006
- Эко У. Членение кинематографического кода\ Строение фильма, М., 1984
- Ямпольский М.Б. Видимый мир: очерки ранней кинофеноменологии\ М., 1993
- Ямпольский М. Б. Как быть художником? Социальный статус кинематографиста и кинематографическое сознание\ Искусство кино, № 3, 1990
- Ямпольский М. Б. Критический момент\ Киновдческие записки, № 60, 2002
- Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф, М&bdquo- 1993
- Ямпольский М.Б. Язык-тело-случай: Кинематограф в поисках смысла, М, 20 041. aventure des images. De la bande dessinee au multimedia. Par Francois. Schuiten et Benoit Peeters, 1996, Editions Autrement-Collection Mutations № 167
- B.Buchloch. Dan-Graham: Video-Architecture-Television: Wrighting on Videoand Video Works.-NY: Halyfax, New York University Press, 1979%
- Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, 1991. (пер. А.Н.Фоменко)
- Bonnel Rene, „Le cinema exploite“, Paris, 1963
- Cinema. Etat et culture. Paris, 1992
- Cinema Action. Les theories du cinema aujourd’hui Dossier reuni par Jacquesi1. Kermabon, Paris, 1988
- Cahiers du cinema, Avril, 2007, № 622, dec.2000, № 552, № 559, 2001
- Ciment M. Peter Greenaway et les arts visuels// (N) ombres. Baroque etmodernite.' Le Mans. 1994
- Claude Chabrol, „Et pourtant je tourne“, Paris, 1976
- Dossier: Arts plastiques: questions et language. La1 part de FoeilW revueannuelle № 3, Bruxelle 1987
- Dossier: Hommage a Махе Loreau. La part de l’oeilW revue annuelle № 14,1. Bruxelle, 1 998 246. „Estetique du film“, Collection „Nathan Cinema“, dirigee par Michel Marie, 2002
- James David E. Allegories of cinema: American film in the SixtiesW Princeton1. N.Y.). 1989
- Joussef Ishagpour „Cinema contemporain. De ce cote du miroir. Essais“
- Edition de la Difference“, 1986
- Youssef» Ishagpour, «Cimena comtemporain. De ce cote du miroir», Essais,
- Edition de la difference, 1986
- Jacques Kermabon, Guy Hennebelle, «CinemaAction:Les theories du cinema5aujourd'hui, Corlet, 1988
- Leger F. «Presentation du ballet mecanique" — Europe, 1971, № 508−509, p.6465
- Leglise P. «Histoir de la politique du cinema francais», Paris, 197.
- Manovich L. The language of New Media (Leonardo)-Cambridge: Mit Press, 2002
- Matthews Peter. Diving the real- «Sight & Sound», 2000, № 8
- Metz C. Cinema: Langue ou language? Communication, Paris, -№ 4 (Essais surla signification au cinema Tl)
- Michael Rush. Video Art. NY: Thames&Hadson, 2003
- Mitchell WJ.T. What is Visual Culture? New York, 1990, P.145
- Mnouchkine Ariane- Entretiens avec Fabien Pascaud. A’art du presentPlon, 1. Paris, 2005
- Nakov A.B. «De la peinture sans referent verbal." — In: Hommage a Fernand1. ger: 20- siecle, ,№ special, p.48−52
- Noguez Dominique. Trent ans de sinema experimental en France 1950−1980,1982, Paris
- Roger Odin, «Cinema et production de sens «, Paris, A. Colin, 285
- Quentin Bajac, La photographie. L’epoque moderne 1880−1960, Decouverts1. Gallimard, 2005
- Ranciere Jacques, «La fable cinematographique» Paris, Edition du Seuil, oct.2001
- Revue annuelle. Dossier: Arts plastiques: question au langage, La part de l’oeil, 1987, № 3
- Raoul Ruiz «Poetique du cinema», Paris, 1995
- Qu’eat -ce que L’Art Video, sous la direction de Stephanie Moisdon, Edition1. Beaux Arts, Paris, 2008
- Spencer D.A. The cinema todayW London, 1939
- Francois Truffo, «France Observateur», 19 octobre 1961